Джаландхара бандха: техника выполнения. Степени удержания замков

Мула-бандха – «Корневой замок» — представляет собой сжатие мышц промежности, тазового дна. Такое, казалось бы, банальное и бесполезное для йоги действие, однако, имеет мощнейшее воздействие на всю праническую систему. Но Мула-бандха – не только для «фанатичных» йогов, эта несложная в первом приближении техника может помочь буквально всем, кто хочет улучшить состояние своего организма и наполниться силами, бодростью, энтузиазмом. При регулярной правильной практике Мула-бандха весьма заметно укрепляет здоровье, а в русле йоги позволяет вывести практику на новый уровень.

Как это происходит и как правильно выполнять эту технику?

Мула-бандха воздействует на так называемую Апану – подвид праны, это поток энергии, который течет вниз и отвечает за восприятие «нижних» центров, которые стимулируют человека развиваться на материальном плане: зарабатывать деньги, продолжать свой род и строить семью, обустраивать дом, обезопасить себя от всевозможных напастей, беречь здоровье, а также за склонность апатии, лени. Одной из граней воздействия Мула-бандхи является то, что она снимает блоки, мешающие нашей реализации в этих областях, гармонизирует все эти сферы жизни.

Также Мула-бандха «запечатывает» нижний конец Сушумна нади (Центрального канала), предотвращая утечку энергии через нижние центры. На продвинутом уровне практики Мула-бандха пробуждает Муладхара-чакру, и пробуждает мощную спящую энергию Кундалини.

Важно учесть, что Мула-бандха, как и другие «энергетические замки», работает не только на грубом уровне, и это не только сжатие мышц промежности. Бандхи блокируют (сдерживают) движение на пяти уровнях: мышечная неподвижность, остановка дыхания, прекращение ощущений, мысли и сознания. Делая Мула-бандху, мы одновременно «сжимаем» Муладхара-чакру. Таким образом мы можем лечить физические заболевания, проблемы пищеварения, и сексуальные расстройства (такие как фригидность, импотенция и др.).

В нескольких авторитетных трактатах по йоге («Хатха Йога Прадипика», «Шива Самхита» среди прочих) утверждается, что Мула-бандха избавляет от дряхлости в старшем возрасте, а отдельные адепты с ее помощью даже полностью побеждали старость, до «седых» лет сохраняя физическое состояние тела совершенно «молодым». Отчасти это проявляется даже во многих современных опытных йогах и йогинях, которые обладают крепким, привлекательным и «молодым» телом даже в возрасте за 40 и за 50 лет. С большим уважением отзываются о Мула-бандхе и древние тексты (тантры и Упанишады), и современные авторитетные авторы – сэр Джон Вудрофф («Змеиная сила») и Б.К.С. Айенгар («Прояснение йоги») в числе прочих. Одним словом, практика Мула-бандхи очень полезна.

Йоговский текст «Гхеранда Самхита» довольно подробно описывает эту технику: «Прижми пяткой левой ноги область между анусом и половыми органами, и сожмите анус…». Это может выполняться в конце вашего обычного комплекса асан и пранаям, или отдельно, в течение дня (если сон беспокойный, на ночь делать не надо).

Практика выполняется по такой схеме:

  1. Садимся у удобную позу, предпочтительно Падмасану или Сиддхасану. Спина прямая, голову не опускаем. Закрываем глаза и расслабляемся в течение 1-2 минут, наблюдая процесс естественного дыхания.

  2. Собираем наше внимание в точке промежности и половых органов. Теперь, делая медленный вдох, сжимаем эту область – тазовое дно. Напрягаем всю область: мочеполовую систему, половые органы, анус (на базовом уровне освоения Мула-бандхи надо сжимать всю эту область: т.е. может происходить Ваджроли Мудра, Мула-бандха и Ашвини-мудра в той или иной степени).

  3. С выдохом постепенно расслабляем все что было сжато.

  4. Опять сжимаем (на вдохе).

  5. Опять расслабляем (на выдохе).

  6. Делаем 5-25 таких сжатий-расслаблений. Потом отдыхаем. Дыхание не должно быть слишком интенсивным (чтобы голова не кружилась).

Продвинутая практика может включать (после освоения базовой техники!) сжатие пульсацией по 4-5 уровней в каждом сжатии и такое же расслабление; очень медленное сжатие и такое же медленное расслабление; долгое удержание Мула-бандхи – на фоне ее можно выполнять другие практики: например, с Мула-бандхой, при проблемах с поясницей, выполняются все прогибы; и на легкой Мула-бандхе можно делать Сурья-намаскар и почти все отдельные асаны.

Для укрепления организма через правильно выполненные асаны, пранаямы и дыхание, используют бандхи. Такая практика обучения наполняет организм животворящей энергией. Бандха представляет собой группу методов, полученных из хатха-йоги. На энергетическом уровне бандха направляет поток энергии в организме, закрывая одни каналы и открывая другие.

Бандха часто ассоциируется с активацией глубоких мышц, которые помогают поддерживать положение таза и надлежащее выполнение асан.

Закрытие регулирует и направляет движение праны (жизненной силы) и апаны (силы выводящей), отвечающей за работу мочевого пузыря, почек, женских половых органов. Выведение газов и потоотделение также входит в ее компетенцию.

Риши Джаландхара впервые определил то, что банха аккумулирует результаты практики. Ее действие в йоге известны также под названием Риши, Мацйендрасан, Горакшасан и т.д. Практика метода Риши Джаландхара помогает достичь большего контроля над определенными зонами тела, регулирует работу глубоких мышц так, что асаны выполняются без особых усилий.

Наиболее известны три бандхи:

  1. Джаландхара (горловой замок).
  2. Уддияна (брюшной замок).
  3. Мула (корневой замок).

Первая практика заключается в наклоне головы вперед и прижатии подбородка к груди между воротниковых костей. Рекомендуется выполнять после выполнения асан и пранаямы и до практики дхьяны (удержание сознания возле изучаемого объекта) или медитации.

В классических йогических текстах классифицируется в разделе о мудрах или психических жестах. Несмотря на то, что бандха и мудры технически не похожи, они связаны друг с другом, поскольку вызывают определенное направление энергии в теле, способствующее более высоким практикам дхьяны и самадхи (слияние сознания с объектом через познание).

Джаландхара бандха – один из замков, практикуемых йогами. Описывается в йогических текстах Хатха Йога Прадепика, Геранда Самхита и Шива Самхита, активирует чакру Вишуддхи.

Как только бандха Джаландхара будет освоена полностью, ее делают вместе с пранаямой и мудрами до практики медитации.

Горловой замок в практике йоги

Согласно древним книгам, йоги считают, что в солнечном сплетении, расположенном в центральной части тела, находится пищеварительный огонь (Jatharagni), сжигающий пищу и дающий тепло. Лунное сплетение производит холод и находится в центре мозга. Благодаря блокировке Нади в горловом замке, энергия лунного сплетения стекает вниз и уничтожается горячей энергией солнечного сплетения – человек живет дольше. Такой процесс был назван производством жизненного эликсира.

Бандха сжимает Ида и Рингале, направляя прану в Сушумна (Нади или центральный канал, единственный сосуд, проходящий по шее). Центральный канал разделен на две части, которые направлены к мозгу (сонные артерии) и расположены по обе стороны шеи.

Горловой замок помогает:

  • вытянуть грудной отдел позвоночника;
  • стать более уравновешенным и спокойным;
  • растянуть вверх нервные центры и спинной мозг;
  • контролировать процесс дыхания.

Бандха, божественный нектар (жидкость Амрита), символизирует контроль мышления и речи, направленный в сторону более высокого сознания, не дает негативным мыслям загрязнить и отравить тело. «Джал» означает нектар, «Дхар» - поддерживающий. Бандха Джаландхара - башня, которая поддерживает нектар и должна выполняться на задержке вдоха.

Нектар, согласно индийской традиции, находится в точке между бровями и отвечает за долголетие. Амрита, вытекая из центра мозга, называемого Бунду Висарга, течет вниз через горло и пищевод, где она сгорает от огня пищеварения (Агни) в чаше Минипурака. Йоги используют Джаландхара бандху, чтобы задержать Амрита и тем самым достигнуть бессмертия.

Эффект бандхи подобно предохранителю или трансформатору, контролирует поток жизненной энергии (праны) в организме.

Бандха - это разработанные методы синхронизации дыхания с движением.

Как выполнить Бандху

При выполнении старайтесь держать спину прямо. Приближая подбородок к груди, не округляйте спину, облегчая выполнение пранаямы. Округлые назад плечи уменьшают объем груди и стесняют дыхание. Грудная клетка должна быть постоянно открыта.

Обопритесь на прямую поверхность (стена) и посмотрите, чтобы при выполнении Джаландхары, плечи были плотно прижаты к стене.

Вторая не менее важная деталь, на которую следует обратить внимание, это напряжение шеи во время выполнения - шея должна быть расслаблена.

  1. Займите удобное положение (Падмасана, Сиддхасана, Свастикасана, Бхадрасана, Вирасана, Бадхаконасана).
  2. Ладони положите на колени так, чтобы руки были прямыми. Поднимите плечи и слегка наклоните тело вперед, держа спину прямо, колени плотно прижмите к полу.
  3. Закройте глаза, расслабьтесь, дышите нормально. Глубоко вдохните и задержите дыхание.
  4. Слегка опустите подбородок, удлините заднюю часть шеи, поднимите вверх грудину и грудную клетку.
  5. Выпрямите шею. Центр головы, подбородка, пупок и промежность должны находиться на одной линии.
  6. Сделайте глубокий вдох, полный выдох, опуская в конце подбородок по направлению к груди, между ключицами так, чтобы трахея и пищевод были надежно закрыты.
  7. Выпрямите руки и нажмите ладонями на колени, чтобы создать заблокированное положение.
  8. Сосредоточьтесь на чакре Вишуддхи и задержите дыхание до тех пор, пока вам будет комфортно.
  9. Чтобы освободить замок, согните руки, поднимите голову, ослабьте подбородок и сделайте мягкий выдох.
  10. Вернитесь к прямому положению и сделайте несколько нормальных вдохов.

Мышцы горла, шеи и лица должны быть расслаблены. Повторять Джанн (замок) не более 10 циклов. Один цикл - это однократное выполнение Джаландхара бандхи.

Помните, что дыхание удерживается внутри. Не напрягайте и не перегружайте дыхание.

Начинающие должны держать дыхание всего несколько секунд. Позже время может быть увеличено до минуты и более, в зависимости от емкости ваших легких. Опытные йоги могут поддерживать фиксацию подбородка в течение трех минут и более.

Если возникли трудности при выполнении и расслаблении горла, посмотрите на реализацию этого положения с точки анатомии и изучите следующие анатомические структуры:

После освоения Джаландхары с дыханием внутри, можно экспериментировать с дыханием находящимся снаружи. Это требует небольшой практики, делается медленно, не напрягаясь. Сначала задержите дыхание на несколько секунд. Позже можно увеличить до 1 минуты и более. Опытные и постоянно практикующие йоги задерживают дыхание снаружи до 2-3 минут.

Задерживать дыхание нужно осторожно, не следует задыхаться, удерживая дыхание внутри или снаружи. Отпустите горловой замок, если почувствуете малейший дискомфорт, и дышите нормально. Продолжительность практики увеличивайте постепенно. Прекращайте практику, если почувствуете даже легкое головокружение.

Геранда Самхита говорит, что Джаландхара Бандху можно улучшить в течение шести месяцев, она дает психические силы или сиддхи (способность творить чудеса, сверхъестественные возможности) для практикующего.

Как выполнять

Горловая бандха помогает контролировать процессы дыхания. В древних источниках указано, что она разрушает все болезни, уничтожает старость и смерть. Это связано с определенным сжатием паращитовидной и щитовидной железы, отвечающих за выработку гормональных процессов в теле.

Сжатие мышц горла дает управление дыханием и тормозит процессы выделение гормонов, что помогает остановить необратимые процессы, проходящие в организме. При регулярной практике бандха снимает воспаление горла, заикание, тонзиллиты. Выполняется следующим образом.

  1. Выпрямите спину и вытяните позвоночник. Слегка отведите голову назад и полностью выпрямите шею.
  2. Опустите подбородок к груди. Важный момент: спина остается прямой.
  3. Замком пережимаются все важные нервные окончания, которые проходят через шею, и при отпускании бандхи энергетический поток идет по определенным каналам.

При такой задержке расширяются границы сознания. Задержка дыхания выполняется на полном глубоком вдохе, когда опускаете подбородок к груди. После этого следует спокойный, глубокий, ровный выдох.

Выполняется замок и после выдоха, эффект получается более мощным, т.к. происходит активация центров, ответственных за восприятие. Человек становится более спокойным, восприимчивым, круг сознания расширяется и можно воспринимать реальность такой, какая она есть на самом деле.

Преимущества

  1. Упражнение пробуждает внутренние энергетические центры, особенно чакру Вишуддхи (горловая чакра).
  2. Повышает способность удерживать дыхание в течение длительного периода времени и развивает способность концентрировать внимание.
  3. Эффективно закрывает воздушный проход и блокирует поток воздуха, что используется в практике Кумбхаки или в дыхании йогинов-практиков.
  4. Стимулирует и уравновешивает работу щитовидной и паращитовидной желез, помогает в лечении заболеваний горла.
  5. В Геранда Самхита указано, что Джаландхара Бандха дает победу над смертью. Но имеется ввиду не смерть тела, а скорее то, что йог может контролировать физические изменения, которые происходят в организме.
  6. Стабилизирует кровяное давление, приводит в действие высшие функции гипофиза.
  7. Помогает активировать горловую чакру. Когда она активна, йоги верят, что таким образом приобретают бессмертие.
  8. Активация чакры Вишуддхи означает, что запущен процесс против старения.
  9. Джаландхара бандха расслабляет мозг и учит интеллект (манас (ум, разум, душа), буддхи (сознание, душа), Ахамкара (эгоизм)) смирению.

Внимание

Антар-кумбхака (задержка дыхания после выдоха) проводится только до тех пор, пока человек чувствует себя комфортно.

Если существуют проблемы с щитовидной железой, прежде, чем практиковаться, проконсультируйтесь с врачом.

Противопоказания

  • высокое кровяное давление;
  • шейный спондилоартрит;
  • заболевания сердца.

Предлагаем вам посмотреть видео, чтобы наглядно представлять, для чего предназначена данная методика.

Выполнение практики мула бандхи (или как ее называют – нижний замок) является хорошим методом для нахождения физического местоположения активирующей точки муладхара-чакры (1-ая чакра).

Определение

На санскрите слово мула означает «основа» или «корень», а слово бандха - «замок» или «зажим». Здесь слово «мула» означает разные вещи: оно относится к муладхара чакре, месту пребывания кундалини, а также к основанию позвоночника или туловища - промежности. Название мула бандха можно перевести громоздким выражением «замок сокращения промежности».

Упоминания в текстах

Эта важная практика йога тантры широко упоминается в древних источниках. Одно из самых полных описаний дается в 4‑й главе текста Хатха Йога Прадипика:

«Прижми пятки к промежности и сильно сокращай ее. Тяни апану вверх. Это известно как мула бандха ». (61)

Здесь слово апана относится к действующей на всех уровнях, грубом и тонком, функции тела, которая выводит из него энергию и отходы. В контексте пранаямы апана означает выдох.

«Нисходящее действие апаны следует направлять вверх путем сокращения промежности ». (62)

«Мула бандха вызывает соединение праны и апаны, а также нады и бинду. Это принесет совершенство в йоге. На этот счет нет никаких сомнений ». (64)

Термином «прана» здесь обозначены специфические функции тела, ответственные за снабжение его энергией для поддержания функционирования. Эта прана содержится в пище, вдыхаемом воздухе, а также в виде тонкой праны в окружающей среде. В контексте пранаямы прана означает вдох.

Баланс праны и апаны подразумевает наличие равновесия между энергиями, входящими в тело и выходящими из него. В случае пранаямы, баланс вдоха и выдоха означает задержку дыхания (кумбхака).

Значение бинду и нады мы объясним, когда будем обсуждать центр, именуемый бинду

«Апана движется вверх, и когда она достигает круга огня (манипура чакры), пламя вытягивается и достигает анахата чакры ».(65)

«Когда апана и огонь встречаются (в манипуре), прана нагревается. Это усиливает пищеварительный огонь ».(67)

«Благодаря этому разжиганию огня, апане и пране, пробуждается спящая кундалини; она выпрямляется, подобно змее, которую бьют палкой ».(68)

«Кундалини входит в брахма нади так же, как змея вползает в нору. Поэтому йогу следует ежедневно практиковать мула бандху ».(69)

Брахма нади - это центральная сердцевина сушумны.

Хотя текст, который мы процитировали, может показаться несколько туманным, тем не менее, он ясно показывает роль мула бандхи в кундалини йоге.

Кроме того, мула бандха подробно описана в текстах Йога Чудамани Упанишада и Гхеранд Самхита. В последнем тексте дается такое резюме:

«Тем, кто хочет пересечь океан самсары (мира иллюзии), следует практиковать эту бандху в уединенном месте. Практика приносит контроль над праной, находящейся в теле. Выполняйте ее в безмолвии, со вниманием и решимостью. Вся апатия исчезнет ».

Место сокращения

Область, которую следует сокращать, служит физической активирующей точкой муладхара чакры. Ее местоположение слегка различается у мужчин и женщин.

У мужнин: в промежности, между анальным отверстием и половым органом. У женщин: в области шейки матки, где матка соединяется с влагалищем. Мула бандху часто делают неправильно, сокращая анальное отверстие. Постарайтесь найти точное местоположение, которое мы описали, и во время мула бандхи производить сокращение в этой точке.

Сидячая поза

Лучшие асаны для выполнения мула бандхи - это сиддхасана у мужчин и сиддха йони асана у женщин. В любой из этих поз одна пятка сильно давит на область муладхара чакры, что способствует физическому сокращению. Если вы не можете сидеть в одной из этих асан, то можете использовать любую другую медитативную асану, в которой колени покоятся на земле. Это может быть падмасана, свастикасана, ваджрасана или ардха падмасана.

Техника выполнения

    Сядьте в удобную позу.

    Положите ладони на колени.

    Закройте глаза и расслабьте все тело.

    Сделайте глубокий вдох.

    Затем задержите дыхание и выполняйте джаландхара бандху

    Сократите мышцы в области муладхара чакры.

    Втягивайте мышцы вверх насколько можете, без чрезмерного напряжения.

    Постоянно фиксируйте внимание наточке сокращения.

    Удерживайте это сокращение как можно дольше.

    Затем прекратите сокращение.

    Прекратите джаландхара бандху.

    Поднимите голову и сделайте выдох.

    Это один цикл. Если потребуется, подождите, пока дыхание не вернется к норме. Затем проделайте еще несколько циклов.
    Сохраняйте осознание. Не перенапрягайтесь.

    Примечание: При желании можно выполнять практику с внешней задержкой дыхания (бахир кумбхака); то есть, можно сначала сделать выдох, а затем выполнять джаландхара бандху. Однако у этого альтернативного метода есть недостаток - при его использовании не удается задерживать дыхание так долго, как при внутренней задержке.

    Осознание и продолжительность

    При занятии конечного положения и выполнении джаландхара бандхи осознание должно быть направлено на дыхание. В конечном положении осознание следует сосредоточивать на точке сокращения в промежности.

    В конечном положении можно оставаться так долго, как вы способны задерживать дыхание. Выполняйте столько циклов, сколько хотите, при условии, что вы не перенапрягаетесь и не испытываете дискомфорта.

    Ограничения

    Те же, что для джаландхара бандхи.

    Благотворное действие

    Достигаются все полезные эффекты джаландхара бандхи. Улучшается кровоснабжение области таза и происходит стимуляция нервов. Это помогает вливать новые силы в органы данной области.

    Практика помогает открывать муладхара чакру и пробуждать кундалини, направляя вверх прану нижних областей (именуемую апаной). Кроме того, она помогает преобразовывать сексуальную энергию.

    Подготовительная практика

    Тем, для кого мула бандха оказывается сложной, вероятно, из‑за отсутствия контроля над мышцами промежности, следует взамен регулярно практиковать ашвини мудру, используя метод 1 либо 2. При выработке большего контроля над мышцами промежности следует отказаться от ашвини мудры и вместо нее делать мула бандху.

    Подготовка к крийя‑йоге

    Если вы всерьез намерены учиться крийя‑йоге и заниматься ею, мы настоятельно рекомендуем вам регулярно практиковать мула бандху. Это абсолютно необходимо для того, чтобы развить чувствительность в области промежности и точно находить активирующую точку муладхара чакры. Без такой чувствительности вы не сможете получать максимальную пользу от практик крийя‑йоги.

    Материалы взяты с сайта http://www.all-yoga.ru


« »

Выполнение практики мула бандхи является хорошим методом для нахождения физического местоположения активирующей точки муладхара-чакры.

Определение

На санскрите слово мула означает «основа» или «корень», а слово бандха - «замок» или «зажим». Здесь слово «мула» означает разные вещи: оно относится к муладхара чакре, месту пребывания кундалини, а также к основанию позвоночника или туловища - промежности. Название мула бандха можно перевести громоздким выражением «замок сокращения промежности».

Упоминания в текстах

Эта важная практика йога тантры широко упоминается в древних источниках. Одно из самых полных описаний дается в 4‑й главе текста Хатха Йога Прадипика :

«Прижми пятки к промежности и сильно сокращай ее. Тяни апану вверх. Это известно как мула бандха». (61)

Здесь слово апана относится к действующей на всех уровнях, грубом и тонком, функции тела, которая выводит из него энергию и отходы. В контексте пранаямы апана означает выдох.

«Нисходящее действие апаны следует направлять вверх путем сокращения промежности». (62)

«Мула бандха вызывает соединение праны и апаны, а также нады и бинду. Это принесет совершенство в йоге. На этот счет нет никаких сомнений». (64)

Термином «прана» здесь обозначены специфические функции тела, ответственные за снабжение его энергией для поддержания функционирования. Эта прана содержится в пище, вдыхаемом воздухе, а также в виде тонкой праны в окружающей среде. В контексте пранаямы прана означает вдох.

Баланс праны и апаны подразумевает наличие равновесия между энергиями, входящими в тело и выходящими из него. В случае пранаямы, баланс вдоха и выдоха означает задержку дыхания (кумбхака).

«Апана движется вверх, и когда она достигает круга огня (манипура чакры), пламя вытягивается и достигает анахата чакры». (65)

«Когда апана и огонь встречаются (в манипуре), прана нагревается. Это усиливает пищеварительный огонь». (67)

«Благодаря этому разжиганию огня, апане и пране, пробуждается спящая кундалини; она выпрямляется, подобно змее, которую бьют палкой». (68)

«Кундалини входит в брахма нади так же, как змея вползает в нору. Поэтому йогу следует ежедневно практиковать мула бандху». (69)

Брахма нади - это центральная сердцевина сушумны.

Хотя текст, который мы процитировали, может показаться несколько туманным, тем не менее, он ясно показывает роль мула бандхи в кундалини йоге.

Кроме того, мула бандха подробно описана в текстах Йога Чудамани Упанишада и Гхеранд Самхита . В последнем тексте дается такое резюме:

«Тем, кто хочет пересечь океан самсары (мира иллюзии), следует практиковать эту бандху в уединенном месте. Практика приносит контроль над праной, находящейся в теле. Выполняйте ее в безмолвии, со вниманием и решимостью. Вся апатия исчезнет».

Место сокращения

Область, которую следует сокращать, служит физической активирующей точкой муладхара чакры. Ее местоположение слегка различается у мужчин и женщин.

У мужнин: в промежности, между анальным отверстием и половым органом.

У женщин: в области шейки матки, где матка соединяется с влагалищем.

Мула бандху часто делают неправильно, сокращая анальное отверстие. Постарайтесь найти точное местоположение, которое мы описали, и во время мула бандхи производить сокращение в этой точке.

Сидячая поза

Лучшие асаны для выполнения мула бандхи - это сиддхасана у мужчин и сиддха йони асана у женщин. В любой из этих поз одна пятка сильно давит на область муладхара чакры, что способствует физическому сокращению.Если вы не можете сидеть в одной из этих асан, то можете использовать любую другую медитативную асану, в которой колени покоятся на земле. Это может быть падмасана, свастикасана, ваджрасана или ардха падмасана.

Техника выполнения

* Сядьте в удобную позу.

* Положите ладони на колени.

* Закройте глаза и расслабьте все тело.

* Сделайте глубокий вдох.

* Затем задержите дыхание и выполняйте джаландхара бандху

* Сократите мышцы в области муладхара чакры.

* Втягивайте мышцы вверх насколько можете, без чрезмерного напряжения.

* Постоянно фиксируйте внимание на точке сокращения.

* Удерживайте это сокращение как можно дольше.

* Затем прекратите сокращение.

* Поднимите голову и сделайте выдох.


* Джаландхара бандха

Это один цикл. Если потребуется, подождите, пока дыхание не вернется к норме. Затем проделайте еще несколько циклов.

Сохраняйте осознание. Не перенапрягайтесь.

Примечание: При желании можно выполнять практику с внешней задержкой дыхания (бахир кумбхака); то есть, можно сначала сделать выдох, а затем выполнять джаландхара бандху. Однако у этого альтернативного метода есть недостаток - при его использовании не удается задерживать дыхание так долго, как при внутренней задержке.

Осознание и продолжительность

При занятии конечного положения и выполнении джаландхара бандхи осознание должно быть направлено на дыхание. В конечном положении осознание следует сосредоточивать на точке сокращения в промежности.

В конечном положении можно оставаться так долго, как вы способны задерживать дыхание. Выполняйте столько циклов, сколько хотите, при условии, что вы не перенапрягаетесь и не испытываете дискомфорта.

Ограничения

Те же, что для джаландхара бандхи.

Благотворное действие

Достигаются все полезные эффекты джаландхара бандхи. Улучшается кровоснабжение области таза и происходит стимуляция нервов. Это помогает вливать новые силы в органы данной области.

Практика помогает открывать муладхара чакру и пробуждать кундалини, направляя вверх прану нижних областей (именуемую апаной). Кроме того, она помогает преобразовывать сексуальную энергию.

Подготовительная практика

Тем, для кого мула бандха оказывается сложной, вероятно, из-за отсутствия контроля над мышцами промежности, следует взамен регулярно практиковать ашвини мудру, используя метод 1 либо 2. При выработке большего контроля над мышцами промежности следует отказаться от ашвини мудры и вместо нее делать мула бандху.

Подготовка к крийя йоге

Если вы всерьез намерены учиться крийя‑йоге и заниматься ею, мы настоятельно рекомендуем вам регулярно практиковать мула бандху. Это абсолютно необходимо для того, чтобы развить чувствительность в области промежности и точно находить активирующую точку муладхара чакры. Без такой чувствительности вы не сможете получать максимальную пользу от практик крийяйоги.

Д жаландхара бандха – это шейный (подбородочный) замок, перекрывающий дыхательные пути, сжимающий рецепторы каротидного синуса, а также стимулирующий щитовидную и паращитовидные железы.

Польза практики

В результате выполнения Джаландхара бандхи:

  • У тех, кто страдает высоким давлением, замедляется сердцебиение.
  • Пропадает чувство гнева и беспокойства, исчезает состояние стресса.
  • Успокаивается ум.
  • Происходит подготовка к медитации.

Техника выполнения

Исходное положение

Для освоения Горлового замка выберите удобное исходное положение.

Исходное положение 1

Сядьте со скрещены ногами и выпрямите спину, руководствуясь правилами . Постарайтесь прижать колени к полу (если необходимо, поместите под таз возвышенность). Положите ладони на колени. Проверьте, что в теле нет напряжения. Прикройте глаза.

Исходное положение 2

Займите положение стоя, расположив ноги на ширине примерно полметра. Наклоните корпус вперёд, упираясь ладонями чуть выше колен. Выпрямите руки.

Правила выполнения Джаландхара бандхи

Горловой замок выполняется во время задержки дыхания после вдоха или после выдоха. Задержка должна быть комфортной, дыхание после неё не должно быть сбивчивым и неровным. Только в этом случае она принесёт пользу организму.

Алгоритм выполнения

  1. Займите удобное исходное положение. Это может быть положение сидя (см. Исходное положение 1) или стоя (см. Исходное положение 2).
  2. Сделайте глубокий вдох (если планируете выполнять задержку на вдохе) или полный выдох (если планируете выполнять задержку на выдохе). Задержите дыхание.
  3. Наклоните подбородок вниз, прижмите его к груди. Горло должно быть «заблокировано». Приподнимите плечи и направьте их вперёд и вверх.
  4. Удерживайте задержку дыхания столько, сколько комфортно.
  5. Расслабьте плечи, руки, поднимите голову (если выполняли Джаландхара бандху стоя – поднимите корпус). Сделайте выдох (если выполняли задержку на вдохе) или вдох (если выполняли задержку на выдохе).
  6. Восстановите дыхание. Для этого сделайте несколько вдохов и выдохов в естественном ритме дыхания.

Видео как выполнять Джаландхара бандху

Ограничения и противопоказания

  • При высоком внутричерепном давлении и заболеваниях сердца не рекомендуется выполнять эту практику без опытного инструктора.
  • За время одного занятия рекомендуется выполнять не более 10 циклов Джаландхара бандхи. Один цикл – это одна комфортная задержка дыхания.
  • Недопустимо дышать во время выполнения Джаландхара бандхи. Вдохи и выдохи можно делать только после того, как вы её отпустите.

Зачем нужна Джаландхара бандха?

Шейный замок снижает повышенное давление и учащенное сердцебиение, стимулирует щитовидную и паращитовидную железы. Помимо пользы для физического тела, Джаландхара бандха используются для управления праной (жизненной энергией). Использование бандх во время практики пранаям позволяет накапливать эту внутреннюю энергию в определенных участках тела. Опытные практики могут управлять праной и осознанно направлять её в нади (каналы, по которым течёт жизненная энергия). Также бандхи используются во время практики мудр (особых жестов и позиций), что позволяет усилить их физическое и духовное воздействия.

А вы используете бандхи во время пранаям? Если да, то какой эффект вы ощущаете от такой практики? Ждем ваших ответов.