Как подготовиться к первому прыжку с парашютом. Советы экспертов

Они были первыми

Самый первый прыжок с парашютом совершил француз Андре Жак Гарнерен (1769 - 1823). Это произошло 22 октября 1797 года, когда он спрыгнул в Париже над парком Монсо с высоты примерно 1 километр.

Техник-самоучка Глеб Котельников (Котельниковым (1872, Санкт-Петербург - 1944, Москва) получил первый патент на русский парашют в 1912 году. Этот парашют был очень легким, находился постоянно при летчике в ранце.

26 июля 1930 года советские летчики-парашютисты впервые совершили серию прыжков в районе города Воронеж. С тех пор этот день неофициально считается Днем парашютиста, ибо именно с этого момента парашютизм получил массовое распространение.

Через год, к началу 1932 года советские парашютисты выполнили более 600 прыжков, включая прыжки на воду, зимой в глубокий снег, ночью с огромной высоты, а также затяжные прыжки. Последние стали очень популярными.

Женщины 1930-х годов были особенными (как впрочем, и в другие времена) и они не могли оставаться в стороне. 14 июля 1931 года В.Кулешова совершила прыжок с парашютом, она была первой женщиной-парашютисткой в СССР.

Как действует мужчина при первом прыжке с парашютом

Как выяснили психологи, действия мужчины и поступки женщины при первом прыжке с парашютом могут принципиально отличаться.

Мужчина встает и идет к выходу, чтобы совершить прыжок.

Но в какой-то момент мужчина может изменить свое решение, изо всех сил упереться во что-либо, например, взяться двумя руками за выходную дверь самолета или вертолета. И тогда нет силы, которая могла бы его подтолкнуть к прыжку. Он будет упираться изо всех сил. Если прыгает группа, то на этом встанет вся группа, и уже никто не сможет прыгнуть, ибо выход будет блокирован этим мужчиной.

Как поступает женщина

Теперь такая же ситуация, и первый прыжок совершает женщина. Тут все и просто, и сложно. Ибо если женщина для себя решила, что она будет прыгать, то она встает, идет к выходу и прыгает. Женщина на пути к прыжку уже не передумает и не изменит своего решения. Правда, это произойдет в том случае, если она встанет со своего места.

Конечно, такие выводы являются «средней температурой по больнице». В каждом конкретном случае могут быть отклонения от описанной ситуации, но статистика – вещь упрямая.

Простое правило, как повернуть на парашюте вправо или влево

Чтобы повернуть на обычном, не спортивном парашюте-крыле, то им не так просто управлять. Но управлять надо, чтобы не приземлиться на дерево, в пруд и т.п. Поэтому в полете нужно поворачивать вправо или влево. Для этого надо сложить руки крест-накрест перед собой, ухватиться за стропы парашюта и потянуть их навстречу друг другу.

Остается неясным, как повернуть именно влево или вправо. Правило простое.

Для поворота в нужную сторону ближе к телу парашютиста должна находиться та рука, в каком направлении надо повернуть:

  • вправо – правая рука должна быть ближе к парашютисту,
  • влево – левая рука.

Положение рук при повороте влево

Поэтому парашютисты шутят так:

  • Если нужно повернуть вправо, то вытри свой нос правой рукой, а далее возьмись двумя руками за стропы и потяни стропы парашюта навстречу друг другу.
  • Если нужно повернуть влево, вытри нос левой рукой, возьмись двумя руками за стропы и потяни их друг к другу.

Прыжок с парашютом – положение рук при повороте вправо

Остается только заучить эти движения до автоматизма, чтобы не думать о них, а делать «на автомате», заученным, привычным движением.

Какая нужна сила, чтобы дернуть кольцо парашюта

Кольцо парашюта, предназначенное для его раскрытия, нужно дергать с большой силой, до 16 килограмм, а то и больше! Это своего рода страховка, чтобы случайно не выдернуть, когда не нужно. Но даже хрупким женщинам это всегда удается сделать – выдернуть кольцо парашюта.

К тому же, парашюты могут снабжаться вытяжной веревкой, которую одним крюком крепят к тросу в самолете (вертолете), и при прыжке эта веревка автоматически выдергивает кольцо парашюта. Потом хорошо видно, как эти пустые веревки, сделавшие свое дело, болтаются за летящим самолетом (вертолетом).

Также в парашют может быть вмонтирован прибор, который автоматически «дергает кольцо» по истечении заданного времени или на определенной высоте – это своего рода страховка на случай, если парашютист сам не сможет «дернуть кольцо», например, при потере сознания от страха и неожиданности, или при панике, когда парашютист вдруг все забывает, чему учили.

Зачем маленький парашют при прыжке с парашютом

Наличие маленького парашюта – это важный элемент в схеме надежного раскрытия парашюта. Иначе он может не раскрыться. И что тогда делать?

Обычный военный парашют раскрывается в следующей последовательности (за 3 шага):

  1. сначала раскрывается маленький вытяжной парашютик, снабженный обычной пружиной для своего раскрытия. Он «стаскивает» чехол с вытяжного парашюта.
  2. Вытяжной парашют, освободившись от чехла, раскрывается, и в свою очередь теперь уже стаскивает чехол с основного парашюта.
  3. После чего уже раскрывается основной парашют. И он замедляет падение парашютиста. делая его относительно безопасным, если не приземляться на деревья, в кусты, на заборы, в водоемы, на кусачих собак и прочее.

В итоге – мы видим большой купол основного парашюта, над которым на короткой веревке виден маленький купол вытяжного парашюта, а над ним еще меньший купол первого вытяжного парашютика с пружинкой.

Если не раскрылся основной парашют

У каждого парашютиста обязательно есть еще запасной парашют. Основной парашют он несет за спиной, а запасной – на груди.

Если по каким-либо причинам не раскрывается основной парашют, то парашютист должен обрезать ему стропы (у парашютиста обязательно с собой есть специальный нож), и дернуть кольцо запасного парашюта.

Запасной парашют раскрывается только в 2 этапа:

  1. сначала раскрывается купол вытяжного парашюта,
  2. а затем купол основного (запасного) парашюта.

Что делать, если не раскрылся запасной парашют?

Правила таковы, что надо подтянуть за стропы запасной парашют к себе и с силой выбросить его вверх заново. И так до тех пор, пока парашют не раскроется…

На основном (военном) парашюте парашютист приземляется со скоростью примерно 5 м/с. Это довольно высокая скорость, надо уметь приземляться, чтобы ничего не повредить. Обычно учат падать в момент приземления, а не пытаться устоять на ногах, это смягчает удар о землю при падении. На запасном парашюте скорость приземления выше, до 7-8 м/с, поскольку он меньшего размера и потому меньше гасит скорость падения парашютиста.

Как складывают парашюты

Основной и запасной парашюты складывают по очень строгой методике, показывая проверяющему каждый шаг складывания и засовывания в чехол. До момента закрытия ранца парашюта, каждый шаг складывания парашюта контролируется инструктором.

Каждый парашютист складывает парашют строго для себя, здесь нет никого, кто это сделает за него, но инструктор будет смотреть каждый шаг. Это все для военных и спортсменов, конечно.

Если парашюты складывают сразу несколько военных или спортсменов, то делать они это могут по командам: Делай раз, делай два и т.д. После каждой «Делай n» инструктор обходит всех по очереди, проверяя сделанный шаг. И только после этого разрешается сделать следующий шаг.

Если при складывании парашюта допущена хоть одна ошибка, ее заметил сам парашютист, сосед парашютиста, который собирает парашют на соседнем столе, или инструктор, то процесс складывания парашюта начинается заново, с самого первого шага. Возврат на шаг назад, мол подправим эту ошибку и пойдем дальше, – категорически не допускается! Только начинаем все с самого начала, никаких исключений быть не может! Эти правила «написаны кровью», если можно так выразиться.

Процесс складывания парашюта для опытного парашютиста может занимать более часа. Для начинающего парашютиста процесс может не закончиться даже после нескольких часов тренировки, особенно если приходится периодически начинать все заново из-за ошибок.

Известны случаи, когда уже закрыв ранец парашюта на последнем шаге сборки парашюта, неопытный парашютист случайно срывал чеку с прибора автоматического раскрытия парашюта (одно неверное движение уставшими руками), и тот с характерным щелчком снова раскрывался прямо в руках незадачливого ученика. Что ж, надо начинать все заново, а казалось – вот оно счастье после нескольких часов «борьбы» с парашютом…

Прыжки с вышки в качестве тренировки

Парашютисты тренируются на земле, прыгая с вышек без парашютов. Обычно рядом ставят 2 вышки: высотой 3 и 5 метров. Прыжок с маленькой трехметровой вышки имитирует приземление с основным парашютом, а прыжок с большой пятиметровой вышки имитирует приземление с запасным парашютом.

Мальчишки в своем детстве, живя в военном городке летного училища, тайком пробирались на военный стадион и прыгали с этих вышек. В основном с трехметровых. С пятиметровой вышки прыгать никто не решался. А может это и к лучшему, что никто не ушибся, и ничего себе не сломал и не повредил?!

Школьники старших классов, изучая парашютное дело – да, да, было такое в некоторых советских школах вместе с военной подготовкой тогдашних школьников, – пробовали раскрывать парашют, надев его себе за спину, разбежавшись в спортзале школы и дернув кольцо в конце пробежки.

Эксперимент интересный с точки зрения школьника, но безрезультатный в смысле посмотреть, как последовательно раскрывается парашют: сначала малый вытяжной, потом вытяжной, и затем основной парашют. Длины и объема спортзала явно мало, чтобы имитировать раскрытие парашюта, да и скорость пробежки старшеклассника явно маловата. Выскакивал только малый вытяжной парашютик на пружинке, и этим все заканчивалось.

И все равно в каждом классе находился хотя бы один экспериментатор, желающий на практике проверить слова учителей и убедиться в их справедливости. Даже ценой того, что придется самому собирать парашют заново, с самого начала, с первого шага…

Итоги

Парашютный спорт является экстремальным видом спорта. Но именно поэтому у него много поклонников во всем мире. Так, президент США Джордж Буш-старший, бывший летчик, совершил прыжок с парашютом в день открытия Президентского музея в Техасе в возрасте 83 лет.

С небом не расстаются такие знаменитости, как телеведущий Валдис Пельш, актер Том Круз и многие другие. Небо зовет и манит.

Видео “Первый прыжок с парашютом”

Вы решили прыгнуть с парашютом ? "Перворазники" (так называют тех, кто собирается знакомиться с небом впервые) могут сделать это двумя способами. Это может быть самостоятельный прыжок по классической схеме с принудительным раскрытием парашюта (т.е. кольцо дергать не надо, все раскроется само). В другом случае это прыжок с тандем-мастером (инструктором) с высоты 4000 метров.

Классическая схема

Прыжок по классической схеме выполняется на круглом парашюте и приблизительно выглядит так: около 10минут полета на самолете (вертолете). На высоте 600 - 800 метров - отделение ("выпадание", как шутят про новичков опытные парашютисты), иногда самостоятельно. Затем открытие парашюта и дальнейшее висение под куполом в течение двух-трех минут. Приземление в том месте, куда занесет, поскольку купол неуправляемый. Укладывание купола в сумку и прогулка обратно на старт.

Тандем

Прыжок в тандеме выполняется на прямоугольном парашюте типа "крыло" и считается более безопасным: используется самая надежная техника, работают самые опытные инструкторы. Принцип прост - подвесная система новичка соединяется с подвесной системой инструктора, за спиной которого и находятся парашюты. Вдвоем они выпрыгивают из вертолета на высоте намного большей, чем по классической схеме - 3500-4000 метров. Затем то, ради чего, собственно, люди и отправляются в небо: свободное падение, которое длится около минуты. И лишь потом инструктор открывает парашют. Под его большим куполом тандемщики снижаются (всю работу по контролю за высотой, открытию парашюта, управлению куполом и приземлению выполняет тандем-мастер). Приземление происходит мягко, рядом с местом взлета. Еще один плюс тандема - можно заказать съемку своего прыжка, а после приземления просмотреть отснятый материал и заново пережить ощущения свободного падения, но уже без страха за плохой конец. Какому прыжку отдать предпочтение? Учтите плюсы и минусы того и другого.

Самостоятельный прыжок с высоты 800 метров

Минусы

  • Довольно долгая наземная подготовка.
  • Тяжелый по весу парашют.
  • Отсутствие свободного падения и связанных с ним впечатлений.
  • Отсутствие возможности снять прыжок на видео.
  • Как правило, отсутствие возможности управлять парашютом .
  • Есть опасность получения травм, например, если новичок перенервничал и что-то сделал не так.

Плюсы

  • Относительно доступная цена.
  • Всегда в наличие свободные парашюты.
  • Есть возможность прыгнуть с друзьями в одном взлете.

Прыжок с тандем-мастером (инструктором) с высоты 4000 метров

Минусы

  • Высокая стоимость прыжка.

Плюсы

  • Ощущение высоты 4000 метров.
  • Минута или больше свободного падения.
  • Мягкое приземление.
  • Видеокассета с записью прыжка.
  • Безопасность.

Как подготовиться к прыжку

Для всех новичков путь к первому прыжку один - через школу парашютизма. Такие школы существуют в большом количестве, обучаться там может любой желающий. В некоторых клубах вам предложат вместо долгих занятий экспресс-подготовку - короткий инструктаж на поле перед прыжком. Правда, многие серьезные профессионалы считают такое "полевое" обучение на аэродроме недостаточным. Ведь будущий парашютист должен не только знать, как и что делать во время прыжка, но и отшлифовать необходимые навыки до автоматизма, а это возможно лишь во время тренировок в спортзале и на макете подвесной системы парашюта. В других школах вас будут готовить не один день. Все репетируется до тех пор, пока каждый кандидат в парашютисты не выполнит "на отлично" и отделение от самолета, и отключение запасного парашюта (чтобы он не помешал основному), и приземление. Особое внимание - нештатным ситуациям, например, приземлению на дерево. На сегодняшний день существует три самых распространенных варианта серьезной подготовки к прыжку. Правилом для всех программ обучения является то, что к следующему этапу переходят только тогда, когда ученик полностью освоил предыдущий. От количества прыжков в этом случае ничего не зависит.

  1. Обучение по классической программе В советские времена в распространенных по всей стране школах ДОСААФ (ныне РОСТО) обучали только по этой методике, наиболее распространенной и дешевой и по сей день. Первые прыжки в этой программе начинаются с высоты 800 метров с использованием принудительного раскрытия парашюта. По мере дальнейшего продвижения в учебе ученик осваивает необходимые парашютисту навыки, в том числе учится самостоятельно раскрывать парашют. В результате обучения по этой программе человек оказывается достаточно подготовленным, чтобы начать изучать прыжки на управляемом парашюте типа "крыло". Чтобы полностью пройти эту программу, может потребоваться от 25 до 45 прыжков, в зависимости от способностей обучающегося.
  2. Обучение по программе "Статик Лайн" (Static Line в переводе - вытяжной фал) Отличается от классической программы тем, что с самого начала прыжки осуществляются с управляемым парашютом типа "крыло". Парашют этот, правда, специально подготовлен с учетом того, что с ним будет прыгать новичок - более устойчив и т.д. Как и в классике, первые прыжки осуществляются с применением принудительного раскрытия парашюта. Тем не менее, многие специалисты серьезно сомневаются в необходимости этой программы, поэтому в большинстве школ ее не встретишь. Основная причина заключается в небезопасности данной методики. Парашюты типа "крыло" требуют раскрытия в правильной позе, а научить этому на земле человека, который ни разу не прыгал, очень сложно. Поэтому у студентов, обучающихся по этой программе, происходило большое количество ЧП, например, когда люди запутывались в стропах во время раскрытия парашюта.
  3. Обучение по программе АФФ. (AFF - Accelerated Free Fall, в переводе - "Ускоренное свободное падение") Наиболее эффективная и безопасная программа. При достаточных способностях обучающегося ее можно пройти за неделю. Одно из отличий в том, что обучающегося очень интенсивно тренируют на земле. Другое отличие в том, что вместе с новичком с самого первого прыжка выпрыгивают два инструктора. В воздухе они контролируют и подстраховывают его. Это позволяет с первых же прыжков использовать парашют типа "крыло" и прыгать с высоты 3500 - 4 000 метров. После раскрытия парашюта контроль действий обучающегося осуществляется с земли по рации. Как показывает практика, эту программу проходят за меньшее количество прыжков - от 8 до 15.

Кстати, подготовка к прыжку в тандеме (включая надевание подвесной системы) занимает от 5 до 15 минут, теоретических знаний практически не понадобится, ведь фактически за все в ответе инструктор.

Как остаться живым

На некоторых аэродромах с вас, скорее всего, возьмут расписку на случай неудачного прыжка. Бежать к нотариусу составлять завещание и вообще сильно переживать по этому поводу не нужно. Неудачный прыжок - редкое исключение: ведь каждый новичок прыгает с двумя парашютами сразу, один из них - запасной. В случае если человек растерялся и забыл открыть основной, специальное страхующее устройство выбрасывает запасной парашют. Еще одна страшилка - неправильно уложенный парашют. Эти страхи тоже порядком преувеличены: укладкой куполов занимаются только инструкторы и спортсмены аэроклуба, знающие процесс как свои пять пальцев. Впрочем, для того, чтобы вы почти наверняка не попали в страшную статистику несчастных случаев, желательно прислушаться к советам бывалых парашютистов.

  1. Ответственно подойдите к выбору клуба, в котором будете совершать прыжки. Поговорите с теми, кто уже прыгал. Выясните, сколь опытные и ответственные люди будут организовывать ваш первый прыжок .
  2. Серьезно отнеситесь к подготовке. Не пожалейте времени и пройдите обучение по одной из программ, описанных выше.
  3. Воздержитесь на первых прыжках от использования парашютов, которые придется раскрывать самостоятельно. Для самостоятельных прыжков первое время безопаснее система с принудительным раскрытием парашюта. Полностью исключает травмирование прыжок в тандеме.
  4. Не забывайте надевать подходящую обувь и одежду.
  5. Особое внимание уделите отработке техники приземления. В подавляющем большинстве случаев новички получают серьезные травмы именно при приземлении (переломы тазового пояса и бедер, компрессионный перелом позвоночника). Поэтому есть смысл научиться делать все правильно еще на земле.

Кого не пустят в небо

Не все желающие смогут насладиться свободным падением, прыжок так и останется мечтой для тех, у кого слабое здоровье. И хотя перед вылетом местный врач обязательно вас осмотрит, даже померяет пульс и давление, все-таки лучше позаботиться о своем здоровье самостоятельно и при необходимости заранее проконсультироваться со специалистами. Противопоказания к самостоятельным прыжкам:

  1. Серьезные хронические заболевания (особенно сердечно-сосудистые, в том числе, повышенное артериальное давление на момент осмотра перед прыжком, и нервно-психические).
  2. Сильная близорукость и другие проблемы со зрением. С каким зрением можно, а с каким нельзя отправляться на аэродром, лучше проконсультироваться у своего окулиста. Очкарикам, в любом случае, лучше предпочесть контактные линзы или очки с пластиковыми стеклами, которые сзади лучше закрепить. Рекомендуется иметь горнолыжные или специальные парашютные очки (возможно, вам их выдадут на месте). Они нужны для того, чтобы линзы не выбило из глаз потоком воздуха.
  3. Переломы. Если в прошлом у вас были травмы ног, костей таза, позвоночника, или есть иные заболевания опорно-двигательного аппарата - нужна консультация лечащего врача. При переломах ног нельзя прыгать в течение года после полного срастания костей.
  4. Состояние алкогольного и (или) наркотического опьянения.
  5. Эпилепсия.
  6. Сахарный диабет.
  7. Проблемы с координацией движений.
  8. Вес менее 40 и более 95 кг.

Что еще надо знать

Прыжки проходят чаще всего в выходные дни (летом возможны прыжки и в течение недели). Построение, первичный инструктаж (если вы выбрали короткую подготовку перед прыжком) и распределение инструкторов проводится обычно в 9-10 часов утра. Иногда инструктаж затягивается надолго, поэтому лучше захватить с собой еды на целый день, буфет есть не везде. При себе необходимо иметь удостоверение личности (паспорт, военный билет, студенческий билет или "права") и деньги за прыжок . Не забудьте также предусмотреть средства на случай штрафа (например, при потере кольца). Прыгают обычно с самолетов малой авиации (в большинстве клубов это Як или Ан), кое-где есть вертолеты. Обычно техника старая, но надежная. Кстати, для одного парашютиста крылатую машину в воздух поднимать не будут, нужна группа хотя бы из пяти человек. Что касается экипировки, то для первого раза вполне можно ограничиться "земной" одеждой и обувью. Даже в самое жаркое время следует предпочесть плотную и удобную одежду с длинными рукавами, с застегивающимися манжетами, и длинными брючинами, например, комбинезон. Стоит иметь в виду, что при приземлении ваша одежда скорее всего испачкается и (или) порвется, поэтому имеет смысл взять с собой сменный комплект. Крайне желательна крепкая обувь на толстой подошве и низких каблуках, которая не слетит с ноги во время прыжка и надежно зафиксирует голеностоп. Лучше всего, если это будут жесткие и высокие ботинки со шнуровкой (кроссовки нежелательны). Захватите с собой и перчатки (в любую погоду). Перед прыжком лучше снять с себя (или оставить дома) ювелирные украшения и часы с металлическим браслетом, а также вынуть из карманов хрупкие, колющие, режущие предметы. В день, намеченный вами для визита в небо, должна быть непременно летная погода. Это значит, прежде всего, что скорость ветра должна быть меньше 6 м/с, а облачность небольшая. Самолет также не сможет взлететь, если распутица испортила взлетное поле.

Как пройдет прыжок

Перед посадкой парашютистов распределяют по весу - самые тяжелые должны прыгать первыми. Самолет делает круги над аэродромом, довольно быстро набирая высоту, при этом может заложить уши. Инструктор знаками показывает, кому приготовиться, открывает люк. На высоте около 800 м раздается зуммер: 2 коротких звонка сирены - "приготовиться". Времени на подготовку отводится очень мало - всего несколько секунд, иначе собирать потом парашютистов придется в районе нескольких километров. Парашютисты по одному подходят к открытой двери, левая нога стоит на срезе двери, правая, полусогнутая - чуть позади. Вес необходимо перенести на правую ногу и не выглядывать из самолета. Руки должны быть скрещены на груди. После длинной сирены, дождавшись похлопывания по плечу и команды "Пошел!", новичок прыгает в бездну. Люди на глазах оставшихся в самолете бесследно исчезают в воздухе. Но это не повод отказываться от прыжка! Вспоминаете считалочку парашютиста, которую вы давно выучили наизусть: "1001", "1002" "1003".- "КОЛЬЦО!". Дернули за кольцо - парашют открылся. "1004", "1005" - "КУПОЛ!". Смотрим наверх, все ли раскрылось и раскрылось ли правильно. "ЗАПАСКА!". Отключаем автоматическое открытие запасного парашюта. "ОСМОТРЕЛИСЬ!". Крутимся на подвесной системе, смотрим, нет ли кого рядом в воздухе. "УСЕЛИСЬ!". Устраиваемся поудобнее. Летим! Наслаждаемся тишиной и ощущениями полета. "САДИМСЯ!" Примерно за десять метров до земли, горизонт вдруг резко "прыгает" вверх. Пора готовиться к приземлению. В этот момент необходимо сгруппироваться: ноги вместе, полусогнуты, стопы параллельно земле, подбородок прижат к груди. Нельзя смотреть на горизонт, а только на ноги. При посадке нужно обязательно коснуться земли двумя ногами одновременно, иначе нагрузка на них может распределиться неравномерно и, как результат - возможен перелом. Для смягчения удара парашютист падает на спину или на бок. После приземления купол вместе с ранцем и стропами складывают в специальную сумку, которая прицеплена на груди. Сначала складывается в сумку ранец и стропы, потом скатывается в несколько слоев сам купол. С этим скарбом нужно идти на место упаковки парашютов. После приземления всем смельчакам выдаются свидетельства о совершении прыжка.

Приземление в экстремальных условиях

Опасности подстерегают новичков при налете на препятствия. Ими могут быть линии электропередач, бетонные заборы, столбы, автомобили.
  • Самое опасное - это приводнение. Приближаясь к воде, нужно быстро и последовательно отцепить запасной парашют, расстегнуть ножные ремни, вынуть одну руку из плечевой лямки, освободиться от грудного ремня и на высоте два-три метра, выскользнув из второй лямки, постараться нырнуть как можно глубже и проплыть дальше, чтобы купол основного парашюта не успел накрыть вас с головой.
  • Попадая в лесную зону, нужно закрыть лицо перекрещенными руками, повернув венами вовнутрь, попытаться отталкиваться напряженными ногами о стволы деревьев и стараться быстрее приблизиться к земле. В случае если купол запутался в ветвях, парашютист должен тихо-мирно висеть и ждать помощи.
  • При приземлении на крыши зданий - главное успеть разбежаться и оттолкнуться от плоскости здания, пока купол не погас.

Куда податься и сколько стоит

Теоретический курс по классической схеме на одной из известных дропзон (этим словом парашютисты между собой называют аэродром для прыжков) обойдется в 4500 рублей, по программе АФФ - около 30 тыс. рублей. Прыжок по классической схеме обойдется в 450-600 рублей по столичным меркам. Стоимость прыжка в тандеме - от 3 тыс. рублей без видеосъемки и фотографирования. Цены примерно одинаковы на всех подмосковных дропзонах. Одно из самых популярных мест для прыжков с парашютом - аэродром Тушино. На территории аэродрома работают несколько аэроклубов. Один из самых авторитетных - Национальный аэроклуб России имени Чкалова. Не менее известен в среде парашютистов и любителей авиаспорта аэродром, расположенный в окрестностях города Егорьевска, что в 96 километрах от Москвы. Аэроград Коломна приглашает на аэродром Коробчеево (100 километров от Москвы). Постоянно работает аэродром в Ступино. Если вы захотите заниматься дальше, то следующим шагом станет прыжок с несколькими секундами свободного полета. Он совершается с высоты 3-4 километров, а парашют раскрывается с задержкой в пару десяток секунд. Но такое удовольствие возможно, только если вы совершили больше десятка прыжков.

Решившись на первый прыжок с парашютом, мы представляем себе идеальную картину. Но каждый раз кто-то из «перворазников» уезжает с аэродрома разочарованным:

    Никита мечтал испытать себя: подойти к обрезу, прыгнуть и «дернуть кольцо», - но за него все сделал тандем-мастер.

    Алена хотела красивых карточек: заплела волосы, сделала маникюр и позвала друга-фотографа, а на складе ей выдали грязно-зеленый комбинезон и берцы на 3 размера больше. Да еще и любимое колечко в поле потеряла.

Избежать этих неприятностей легко - перед поездкой на дропзону (аэродром, где прыгают парашютисты) найдите немного времени и подготовьтесь к прыжку.


Главная сложность, с которой сталкиваются все желающие познакомиться с небом, - это выбор прыжка: самостоятельный или в тандеме с инструктором.

Тандем

Часто на дропзонах советуют начинать с тандем-прыжка.

На будущего парашютиста (тандем-пассажира) надевают специальную подвесную систему. Она крепится с помощью карабинов к подвесной системе тандем-мастера, к которой присоединен парашют. Не бойтесь, такая конструкция надежна: один карабин способен выдержать до тонны груза, а в подвесной системе их четыре.

Инструктор контролирует весь процесс прыжка: отделение, свободное падение, раскрытие парашюта, полет под куполом и приземление на безопасную площадку.

Требования к пассажирам минимальны: дети с восьми лет, пожилые люди, люди с лишним весом, слабой физической подготовкой или ограниченными возможностями - могут прыгать с парашютом в тандеме с инструктором.

Свободное падение длится 30-60 секунд - в зависимости от того, на какую высоту поднимается самолет на выбранной вами дропзоне. Под куполом полет длится 2-3 минуты. Если пассажир хорошо себя чувствует и ведет себя адекватно, тандем-мастер может разрешить поуправлять парашютом на безопасной высоте.

Стоит такой прыжок 7-8 тысяч рублей. Инструктаж минимальный и занимает 5-10 минут непосредственно перед прыжком: главное - не мешать инструктору выполнять свою работу в небе.

Ограничения для прыжков тандеме с инструктором

Возраст: с 8 лет (до 18 лет нужно разрешение родителей)

Вес: до 120 кг

Медицина:

    заболевания сердечно-сосудистой системы

    наркотическое или алкогольное опьянение

    черепно-мозговые травмы

    насморк (да-да, не удивляйтесь - из-за резкой смены высоты в свободном падении и перепада давления насморк может привести к тяжелым осложнениям - проблемам со слухом и зрением)

Одежда

    Одежда не должна стеснять движений. Лучше всего спортивный костюм или джинсы и ветровка.

    Обувь без каблука, которая не слетит в свободном падении, в идеале - кроссовки или кеды.

    В холодное время года захватите перчатки - на высоте температура ниже, чем на земле.

    Снимите цепочки и сережки, чтобы не потерять во время прыжка.

Фото- и видеосъемка

Тандем-прыжки можно запечатлеть двумя способами:

    ваш инструктор снимет прыжок на экшен-камеру (она будет закреплена на его руке или на селфи-палке) - стоить это будет 1-2 тысячи рублей

    профессиональный воздушный оператор полетит рядом с вами и будет снимать - такая услуга обойдется в 3-4 тысячи рублей

Самостоятельный прыжок

Начинающие парашютисты старше 14 лет могут прыгать с парашютом самостоятельно.

Как правило, первые прыжки совершаются на круглых неуправляемых парашютах: Д6 серии 4 , Д5 серии 2 , Юниор или на новом десантном парашюте Д-10 .

«Неуправляемый» парашют - это тот, который летит туда, куда дует ветер.

Возьмите паспорт. Если вам нет 18 лет - зовите кого-нибудь из родителей или опекуна (обязательно с паспортом) - от них потребуется написать разрешение.

Приведите вес к норме: до 120 кг для прыжка в тандеме, 45-90 кг для самостоятельных прыжков.

Снимите украшения. Выберите подходящую одежду и обувь: спортивный костюм и берцы для самостоятельного прыжка, джинсы и кроссовки для прыжка в тандеме.

Приготовьте бутерброды и вкусный чай в термосе - кафешки на аэродромах обычно предлагают скудное меню и довольно дороги.

Захватите флешку или карту памяти, а еще лучше - ноутбук. Так будет проще получить заветные фотографии.

Не планируйте других мероприятий на день прыжка: парашютный спорт очень метеозависим и ждать подходящей погоды нередко приходится до самого вечера.

Страшно

Боитесь? Правильно делаете. Нужно бояться: страх обостряет чувства и позволяет получить наибольшее удовольствие от прыжка. Некоторые опытные спортсмены даже отказываются идти во взлет и предпочитают пересидеть какое-то время на земле, если понимают, что не испытывают страха.

Если же ваши чувства и так обострены до предела, а прыгнуть все-таки мечтаете, немного логики:

Конструкция любого парашюта (и круглого , и типа крыло) гораздо проще, чем конструкция самолета. А чем проще система, тем меньше вероятность ее отказа или поломки. Значит, если уж вы сели в самолет и взлетели, то приземляться с парашютом безопаснее, чем в самолете.

(Все время так себя успокаиваю - помогает;)


P.S.: Бояться нужно не первого прыжка, а того, что понравится.

Совершить прыжок с парашютом рискнет не каждый, но того, кто решится на этот шаг, ждут незабываемые эмоции.
Как подготовиться к первому прыжку и уверенно его совершить, в День парашютиста, отмечаемый в России 26 июля, рассказывает сайт.

В тандеме или самостоятельно?

Первым делом нужно определиться, хотите вы прыгать самостоятельно или в тандеме с инструктором. В обоих случаях есть свои нюансы. В прыжке с инструктором вам практически не потребуется подготовка: он сделает все за вас. Однако о подходящей обуви и одежде, разумеется, придется позаботиться самому. Необходимо прийти на место за пару часов до назначенного времени, пройти медосмотр, после чего, собственно, отправиться на прыжок и наслаждаться происходящим. Обычно в тандеме прыгают с большей высоты, и сам полет длится дольше.
К самостоятельному прыжку нужно готовиться заранее. В некоторых авиаклубах обучение проходит один вечер, а некоторых и дольше. На обучении вам подробно расскажут о технике выполнения прыжка, строении парашюта. Также вместе с инструктором вы отработаете технику выпрыгивания - из фюзеляжа самолета, стоящего на земле, а в специальной подвесной системе разберете различные ситуации, которые могут возникнуть во время полета.
В «день икс» вы пройдете медицинский осмотр, перед посадкой в самолет еще раз прослушаете полный инструктаж. Только когда инструкторы будут уверены, что вы поняли все детали, вас допустят к прыжку. Самостоятельные прыжки обычно выполняются с высоты до 800 метров, полет длится одну - две минуты.

Цена на прыжок

Диапазон цен на эту услугу довольно широкий, все зависит от клуба. В среднем, стоимость самостоятельного прыжка - около трех тысяч рублей. За совместный прыжок с инструктором придется выложить около восьми тысяч рублей.
Также стоит учитывать стоимость страховки (в некоторых клубах она уже включена в цену прыжка). Еще хотите запечатлеть свое падение в небесные просторы, то за дополнительную плату большинство авиаклубов представляют услуги фото- видеосъемки.

Выбор одежды и обуви

Чрезвычайно важный пункт - правильная одежда и обувь. Во время приземления основная нагрузка приходится на щиколотку, поэтому нужно выбирать такую обувь, которая ее хорошо держит.
Также лучше всего, чтобы у обуви была твердая подошва. Для прыжка идеально подходят армейские «берцы».
Учитывайте, что на высоте довольно холодно, поэтому одежда должна быть достаточно теплой. Летом для прыжка хорошо подойдет плотная рубашка с длинным рукавом и длинные брюки. Не допускается одежды с капюшоном, ремешками и другими висящими элементами.

По словам президента авиационного спортивного клуба Ставропольского края Ивана Кожевникова , сейчас парашютный спорт становится очень популярным. Так, в клубе в среднем в день прыгают до 20 парашютистов.

Иван подчеркивает, что во время прыжка нужно помнить все то, о чем человеку говорили на инструктаже, и четко следовать инструкции.

Также он напоминает, что прыжки с парашютом противопоказаны людям с сердцечно-сосудистными заболеваниями, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и
тем, кто недавно получал травмы головы.

Мнение эксперта

Как преодолеть свой страх перед прыжком и почему вообще люди идут на такой риск, сайт спросил у психолога.

Бизнес-психолог, клинический психолог, психотерапевт Полина Большакова:

«Для того, чтобы преодолеть страх, надо принять твёрдое решение ещё на земле. Необходимо ответить себе на вопрос «для чего я это делаю?». Если ответ имеет важный для вас смысл, то мотивация к действию усиливается: вы просто совершаете свои действия на автомате. Если вы отчасти еще надеетесь всё повернуть вспять, то вам будет очень страшно оказаться в самолёте.
Если вы все-таки оказались в ситуации не принятого решения, но уже находитесь в самолёте, то вам остаётся думать только над тем, чему вас учили. Не размышляйте о глобальном: «прыгать или не прыгать». Об этом надо было думать раньше. Все ваши мысли должны быть сфокусированы на простых и понятных действиях, которые должны привести вас к успешному прыжку. Считайте, что вы оказались в ситуации неизбежности и назад пути нет. Это позволит вам просто сделать то, что вы задумали».

Полина считает, что на прыжки с парашютом чаще всего идут «адреналинщики».

«Это не обязательно про зависимость от экстремального спорта, но это однозначно про желание «покорить Эверест», свой маленький личный Эверест. Такие люди любят ставить перед собой цели и достигать их. Чаще всего они находятся в погоне за статусами. Каждая новая вершина - медалька в их копилку. Такие люди так же стремятся к острым ощущениям. Обычная жизнь им может казаться пресной, поэтому они создают для себя вызов. А значит, что у них есть проблемы с пониманием собственных эмоций в обычных, не экстремальных ситуациях. Вот, они и бегут за ситуациями, в которых могут ощутить жизнь более ярко, подвергая ее опасности. Только в эти моменты они понимают, что по-настоящему живут», - отмечает психолог.

Впечатления

Семен Иванов, 1 прыжок с парашютом:

«Это было круто! Когда взлетали, было страшно, но когда поднялись в небо, - совсем другие ощущения. Я подошел к двери, и меня вытолкнули, даже опомниться не успел.

Все так быстро произошло, что я ничего не понял. Только когда открылся парашют, я смог оглядеть все вокруг. Это потрясающее чувство, адреналин в крови. Обязательно прыгну еще».

Павел Черепанов, 15 прыжков с парашютом:

«Меня на это занятие подбил мой друг, первый прыжок был непонятный. Самый страшный момент - это предупреждающий звонок, что «вот, все, пора прыгать», и дальше ты стоишь в рампе, и это тоже немного страшно, но ощущения того стоят. Адреналин. У меня есть книжка спортсмена-парашютиста, мы туда записываем прыжки и результаты в упражнениях.

Перворазникам я советую не забывать расчековать запаску и не бояться сделать что-то новое в своей жизни».