Каталог статей о спорте и здоровом образе жизни. Методика обучения легкой атлетике Легкая атлетика теория и методика обучения

Достижение высоких спортивных результатов в легкой атлетике во многом обусловлено рациональной технической подготовкой спортсменов. В процессе обучения технике легкоатлетических упражнений уровень ее изменяется от элементарной техники новичка до совершенной техники мастера спорта.

В процессе обучения технике видов легкой атлетики необходимо решить несколько задач.

Общепедагогические задачи направлены на формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия, самовоспитания, эстетического и эмоционального развития личности.

Оздоровительные задачи направлены на укрепление здоровья, профилактику травматизма, содействие правильному физическому развитию.

Прикладные задачи направлены на формирование необходимых представлений, знаний, двигательных умений и навыков.

Специфические образовательные задачи направлены на формирование знаний, умений и навыков управления относительно простыми движениями, необходимыми для овладения основами техники изучаемого легкоатлетического вида, на приобретение студентами вузов умений преподавания видов легкой атлетики.

Учитывая структурную сложность техники видов легкой атлетики, ведущими методами их освоения является разучивание упражнений по частям с последовательным сведением их в целое.

По мере роста физических и двигательных возможностей занимающихся может применяться метод целостного упражнения для совершенствования отдельных элементов, создания необходимого ритма.

Для младших школьников при сравнительно малом понимании ими своих ощущений подходит наглядный метод. Применение этого метода требует от преподавателя умения образцово демонстрировать детали техники и подводящие упражнения. В крайнем случае, можно продемонстрировать учебный фильм или видеосъемку. Для учащихся старших классов и студентов, в связи со способностью длительно концентрировать свое внимание, предпочтителен метод объяснения. Все рассматриваемые методы обучения тесно связаны друг с другом, но на определенных этапах какой-то из них становится преобладающим.

Для облегчения обучения сложное упражнение, т.е. целостное действие, разделяют на фазы, выделяя главную фазу в цепочке движений, которой подчиняются все остальные. Главной фазой в ходьбе, беге и прыжках является фаза отталкивания, в метаниях - финальное усилие и выпуск снаряда. С обучения этим основным движениям обычно и начинается овладение техникой легкоатлетических видов. После этого следует переходить к изучению вспомогательных фаз и деталей техники, постепенно усложняя само упражнение и условие выполнения.

При обучении каждому упражнению в различных видах легкой атлетики внимание занимающихся следует обращать на отдельные стороны движения в определенной последовательности. Вначале овладеть правильным исходным положением, установить, какие части тела участвуют в выполнении движений, уточнить направление движений. После этого следует добиться согласованности в движениях по оптимальной амплитуде на небольшой скорости. Затем можно постепенно увеличивать быстроту движений и выполнять их с нарастающей силой. Такое последовательное овладение основными сторонами движения позволяет конкретно ставить частные задачи и использовать разнообразные методические приемы при обучении технике легкоатлетических упражнений.

На занятиях легкой атлетикой учитель или преподаватель организует выполнение упражнений фронтальным методом (все одновременно), групповым (последовательно, группами), индивидуальным (поочередно, друг за другом). С целью начального обучения следует применять фронтальный метод, реже групповой. Индивидуальный метод применяется на этапе совершенствования.

Типовая схема методики обучения. При обучении технике легкоатлетических упражнений можно использовать общие педагогические положения в типовой схеме:

1 Задача: создать правильное представление о рациональной технике данного легкоатлетического упражнения.

Средства: 1. Рассказ о технике упражнения, с объяснением основных закономерностей и условий его выполнения. 2. Демонстрация техники (показ или иллюстрация техники с помощью наглядных пособий) в соответствии с правилами соревнований. 3. Опробование элементов или упражнений в целом в облегченных условиях.

2 Задача: научить технике основного звена упражнения, его фазам и технике упражнения в целом с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

Средства: 1. Выполнение специально-подводящих упражнений для овладения основными элементами техники изучаемого вида. 2. Выполнение специально-подготовительных упражнений для развития физических качеств применительно к конкретному виду легкой атлетики. 3. Ознакомление с особенностями выполнения упражнения каждым занимающимся с целью определения основных недостатков и путей их устранения.

3 Задача: совершенствование техники избранного вида легкой атлетики.

Средства: 1. Выполнение изучаемого упражнения в соответствии с правилами соревнований. 2. Выполнение специально-подводящих упражнений для развития физических качеств и техники движений. 3. Выполнение основного упражнения в затрудненных условиях.

Овладение легкоатлетическими упражнениями должно начинаться с наиболее доступных видов, таких как ходьба и бег , которые способствуют развитию физических качеств легкоатлета и необходимых навыков, на основе которых можно изучать более сложные виды легкой атлетики. Изучение целесообразно начинать с овладения правильной техникой бегового шага в беге на средние и длинные дистанции. Затем следует переходить к изучению бега на короткие дистанции с учетом особенностей бега со старта, на вираже, на финише и т.д. Далее можно изучать технику эстафетного бега, бега с барьерами, препятствиями.

Обучение технике легкоатлетических прыжков можно начинать с прыжка в высоту , который дает возможность лучше овладеть толчком в сочетании со скоростью разбега. Затем приступают к изучению прыжка в длину с разбега с активным отталкиванием. Более технически сложные виды прыжков - тройной прыжок с разбега и прыжок с шестом требуют более высокого уровня специальной подготовки занимающихся. Этим видам обучают тогда, когда пройдены прыжки в длину и высоту.

При обучении технике метаний необходимо овладеть броском (толчком) снаряда, выполняемым с ускорением от начала разбега к заключительной фазе финального усилия, т.е. с определенным ритмом движения. Обучение технике метаний следует начинать с выполнения бросковых упражнений общего характера с использованием снарядов различного веса. После этого можно переходить к овладению техникой толкания ядра, метания мяча, гранаты, копья, молота, диска.

На начальном этапе обучения решаются задачи овладения основами рациональной спортивной техники. При этом у занимающихся создается общее представление о. технике изучаемого вида, формируется умение выполнять двигательное действие в элементарной форме. На этапе совершенствования спортивная техника доводится до относительно высокого уровня. При этом детализированно осваивается двигательное действие по его пространствен-ным; временным и динамическим характеристикам. Занимающиеся учатся углубленно понимать и анализировать закономерности спортивной техники.

Следует отметить, что двигательные навыки и умения не всегда формируются параллельно развитию физических качеств. Поэтому спортивную технику следует рассматривать в тесной взаимосвязи с уровнем развития физических качеств занимающихся. На занятиях по обучению технике легкоатлетических видов преподаватель использует три главных метода: объяснение, показ и непосредственную помощь. Кроме того, применяются словесный метод, методы наглядности упражнений, использования технических средств обучения, срочной информации о параметрах движений, идеомоторный и соревновательный.

Словесный метод помогает осмыслить движение, создать представление о нем, о его характере, направлениях, усилиях. При помощи слова объединяются все средства, методы и приемы обучения. Преподавателю следует избегать многословных длинных объяснений, применять короткие и четкие формулировки, акцентируя внимание на том, что необходимо делать при решении данной задачи, не забегая далеко вперед. По мере овладения спортивной техникой объяснения становятся все более глубокими, охватывают все больше деталей.

Метод наглядности в обучении технике предполагает образцовый показ, который позволяет занимающимся составить целостную картину выполнения упражнения. Показ осуществляет обычно преподаватель или один из занимающихся, хорошо владеющий техникой изучаемого вида. Рекомендуется также демонстрация кинограмм, плакатов, учебных кинофильмов, рисунков и фотоснимков. Показывая технику упражнения, преподаватель должен обязательно обращать внимание на смысловую сторону действия, обеспечивая представление демонстрируемого упражнения как решение определенной двигательной задачи.

Занимающиеся овладевают спортивной техникой разными способами, но прежде всего используя дополняющие друг друга методы выполнения упражнения в целом (метод целостного упражнения) и по частям (метод расчлененного упражнения). Следует отметить, что метод расчлененного упражнения применяется в основном с целью совершенствования и закрепления отдельных частей и элементов целого. Причем отдельно усвоенные движения только тогда легко сочетаются с целостным действием, когда соответствуют его структуре.

Для повышения эффективности процесса обучения можно использовать приемы, облегчающие условия выполнения изучаемых движений (сокращение дистанций в беге, снижение высоты препятствий, уменьшение веса снарядов), Однако следует учитывать, что применение облегченных условий должно носить временный характер, так как в противном случае у занимающихся могут закрепляться не совсем правильные навыки движений.

При решении различных задач обучения технике легкоатлетических упражнений широко применяются различные имитационные упражнения, внешние ориентиры направления и амплитуды движений, временное отключение одного из анализаторов с целью стимулирования работы других, переключение внимания занимающихся и другие приемы. Более быстрому овладению совершенной техникой бега, прыжков и метаний способствуют специальные подводящие упражнения, имеющие по структуре сходство с основными легкоатлетическими упражнениями.

Важнейшим условием успешного овладения техникой является способность занимающихся видеть свои ошибки, анализировать и находить причины их появления. Оценивать правильность выполнения упражнения должен уметь сам занимающийся, это повышает его активность в процессе обучения. Но все же главное - это педагогическое мастерство преподавателя, его умение организовать обучение, применить наиболее эффективные средства и методы, возможно раньше обнаружить ошибки и выявить причины их появления

Для эффективного исправления ошибок очень важно правильно установить причину их возникновения. Такими причинами могут быть: а) повышенная возбудимость занимающихся; б) состояние утомления; в) плохая подвижность в суставах; г) недостаточное развитие двигательных качеств; д) неясное представление о выполняемом упражнении; е) неправильное выполнение предыдущих действий; ж) сознательное вмешательство "в детали движений, которые обычно выполняются автоматически, и др. При наличии нескольких ошибок, допускаемых одновременно, необходимо установить главную, с исправлением которой могут быть устранены и остальные.

Введение

Целью работы является система подготовки легкоатлетов. Актуальность выбранной темы заключается в том, что подготовка легкоатлета -- многогранный и сложный педагогический процесс, состоящий из трех взаимосвязанных компонентов: обучения, тренировки и воспитания, цель которого -- обеспечить развитие и совершенствование знаний, умений, двигательных навыков и качеств, необходимых для овладения техникой легкоатлетических упражнений и достижения предусмотренных планом и программой результатов.

Подготовительный период имеет следующие задачи: повышение общей физической подготовленности; развитие двигательных качеств для избранного вида спорта; овладение техникой; освоение элементов тактики; воспитание морально-волевых качеств; повышение уровня теоретической подготовленности.

Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:

1. Средства и методы подготовки в легкой атлетике;

2. Основные принципы подготовки легкоатлета;

3. Виды подготовки легкоатлеата;

4. Задачи подготовительного периода;

5. Методы предсоревновательной подготовки у бегунов;

6. Методика бега на средние, длинные и короткие дистанции;

7. Организация тренировок;

8. Планирование тренировочных занятий перед соревнованиями.

Источниками информации для решения вышеперечисленных задач являются сборники научных трудов, монографии, периодическая литература.

Средства и методы подготовки в легкой атлетике

В процессе многолетних занятий легкоатлет, как и любой другой спортсмен, проходит техническую, физическую, тактическую, теоретическую и морально-волевую подготовку.

На первом этапе подготовки основное внимание уделяется обучению технике легкоатлетических упражнений. На втором -- наряду с обучением (примерно в равной степени) большое место отводится тренировке, развитию физических (двигательных) качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. На третьем этапе главной задачей становится развитие двигательных качеств.

Основное средство обучения и тренировки легкоатлета -- это различные физические упражнения, вспомогательные -- слово и показ. В практике широко используются пять видов упражнений. Основные упражнения -- это упражнения, которые подлежат изучению или в которых специализируется тот или иной легкоатлет. Подводящие -- способствующие более эффективному овладению техникой основных упражнений. Общеразвивающие -- посредством которых достигается гармоническое развитие всех органов и систем спортсмена. Специальные -- упражнения, направленные преимущественно на развитие и совершенствование двигательных качеств и навыков (техники), специфических для того или иного вида легкой атлетики. И, наконец, вспомогательные -- не имеющие, казалось бы, прямого отношения к основным легкоатлетическим упражнениям, но играющие важную роль Они способствуют разносторонней физической подготовке, более рациональному отдыху, в первую очередь нервной системы, более эффективному расслаблению и т. п. К ним относятся различные виды спорта: гимнастика, лыжи, плавание, спортивные игры, а также те виды легкой атлетики, в которых данный спортсмен не специализируется.

Применение одних и тех же средств может осуществляться по-разному. В зависимости от этого говорят о том или ином методе обучения или методе тренировки.

В процессе подготовки легкоатлета практически используются все основные методы, но характер их применения -- последовательность, объем, интенсивность и т.п. -- меняется в зависимости от этапа, от того, направлено ли основное внимание на обучение или на тренировку.

Поскольку подготовка легкоатлета начинается с обучения, вначале используется метод объяснения техники упражнений. Объяснение должно быть кратким, образным и касаться сути изучаемого упражнения.

Объяснение сопровождается показом упражнения учителем (тренером) или одним из наиболее подготовленных занимающихся, де­монстрацией наглядных пособий -- фотоснимков, кинограмм, рисунков. Полезно использование кинокольцовок и короткометражных фильмов. Причем особый эффект достигается в тех случаях, когда киноматериалы демонстрируют в замедленном темпе, с задержкой ленты в нужных местах, с возвращением и повторным показом отдельных кадров, на которых запечатлены наиболее важные и трудно усвояемые элементы движений.

Определяя, какие средства и методы подготовки надо применить на школьном уроке или секционных занятиях с детьми различного возраста, учитель должен исходить прежде всего из возрастных особенностей своих учеников. Для учащихся младших классов больше подходит метод показа -- наглядность. Вот почему от учителя физкультуры требуется умение образцово демонстрировать технику тех или иных видов легкой атлетики, общеразвивающие и специальные упражнения. Для школьников старших классов большое значение приобретает метод объяснения. Чем ученики моложе и технически менее подготовлены, тем короче, проще, образнее должно быть объяснение и более частым и четким показ.

При обучении технике легкоатлетических упражнений (а в дальнейшем и при ее совершенствовании) используют целостный и рас­члененный методы.

Целостный метод заключается в выполнении всего упражнения или его основной части. Такие упражнения, как гладкий бег, прыжки в длину и в высоту с разбега, особенно простейшими способами, изучаются, как правило, в целом. Изучать их по частям (расчлененным методом) просто невозможно. «Беговые» движения рук стоя на месте -- это не бег, так же как разбег без отталкивания -- не прыжок. Технику метания малого мяча, гранаты, копья и толкания ядра тоже изучают целостным методом. Однако сначала выполняется главная часть перечисленных упражнений -- выбрасывание или выталкивание снаряда с места.

Такие сложные в техническом отношении виды легкой атлетики, как метание молота и прыжки с шестом, с самого начала изучаются расчлененным методом. Попытаться раскрутить и выпустить молот можно, но новичку сделать это технически правильно невозможно. То же относится и к обучению технике прыжка с шестом, барьерного бега. Обучение по частям широко применяется и в других видах легкой атлетики, но на последующих этапах подготовки.

В тренировке легкоатлета широко используют равномерный метод, который характеризуется выполнением упражнений со сравнительно одинаковой интенсивностью в продолжение всего занятия (урока) и обычно применяется при обучении и тренировке в циклических видах легкой атлетики -- ходьбе и беге.

Переменный метод характеризуется чередованием интенсивности усилий. В одних случаях упражнения выполняются легко, без значительных напряжений, в других -- с повышенной скоростью, с большим физическим усилием. При этом четкого, строго установленного порядка в чередовании усилий нет.

Методы, при которых заранее намечается определенный порядок чередований усилий и отдыха, называются интервальным и повторным. Они близки один к другому, но, как правило, на втором и третьем этапах подготовки, особенно при повторном методе, интервалы для отдыха бывают продолжительными, обеспечивающими восстановление сил занимающихся до уровня, близкого к исходному.

Контрольный и соревновательный методы служат для проверки результатов, достигнутых в итоге подготовки, для показа максимально возможных достижений в условиях спортивной борьбы с соперниками.

Кроме методов обучения и тренировки существуют и методы организации работы учащихся. На уроках физической культуры учитель, имея дело с большим количеством детей, пользуется преимущественно фронтальным (все одновременно), групповым (последовательно, группами) и поточным (один за другим) методами обучения. Это повышает плотность урока, а следовательно, и его интенсивность. Особенно большую роль играют эти методы на первых этапах обучения. В дальнейшем может применяться и индивидуальный метод, который приобретает особое значение на этапе спортивного совершенствования.

Выбор того или иного метода зависит от характера, содержания урока. Естественно, что при выполнении подводящих упражнений на вводном уроке главным методом будет фронтальный, на уроках, посвященных совершенствованию в тех или иных видах легкой атлетики, -- групповой и индивидуальный, а на контрольном уроке -- соревновательный метод.

Министерство образования Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тверской Государственный Университет Экономический факультет Реферат по дисциплине Физическое воспитаниена тему Методика обучения лгкой атлетике Выполнил студент группы 19 Ряснянский М.А. Проверил преподаватель Титкова И.А. Тверь 2003 СОДЕРЖАНИЕ Стр. Введение31 Методика бега на короткие дистанции1.1 Низкий старт и стартовый разбег1.2 Низкий старт на вираже6 1.3 Бег по дистанции7 1.4 Бег по виражу1.5 Финиширование2 Методика прыжков в длину2.1 Прыжок в длину согнув ноги10 2.2 Полт2.3 Приземление3 Методика работы с метательными снарядами14 3.1 Упражнения с малыми мячами3.2 Метание гранаты мяча14 Заключение18 Список используемой литературы19 Введение Легкая атлетика вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения бег, прыжки, метания.

В тоже время легкая атлетика является научно-педагогической дисциплиной.

Она имеет свою теорию, рассматривающую вопросы техники, тактики, тренировки, обучение. Легкая атлетика основывается на ряде смежных наук физиологии, психологии, анатомии, биомеханике, медицине и др. Легкая атлетика включает в себя пять видов упражнений ходьбу, бег, прыжки, метания и многоборье.

ХОДЬБА естественный способ передвижения человека. Спортивная ходьба отличается от обычной как большой скоростью, так и своеобразной техникой, которая обеспечивает значительную быстроту и экономичность движения. При систематических занятиях спортивной ходьбой активизируется деятельность сердечно-сосудистой дыхательной и других систем организма, вырабатываются ценные качества целенаправленность, упорство. Умение переносить трудности. Бороться с утомлением, неизбежно возникающим в процессе длительных соревнований.

Спортивная ходьба классифицируется в зависимости от места проведения соревнований дорожка стадиона, дороги, шоссе. На стадионе cкороходы соревнуются на дистанциях 3,5,10,20,50км и в часовой ходьбе, а по шоссе на 15,20,25,30 и 50 км. Участники соревнования обязаны придерживаться определенных правил, главное из которых постоянный контакт спортсмена с дорожкой опора одной или обеими стопами. При появлении БЕЗОПОРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ, когда спортсмен фактически переходит на бег, согласно правилам, он снимается с соревнований.

БЕГ является основой, главным видом легкой атлетики. Обычно именно бег бывает центральной частью всех соревнований. Кроме того, бег входит составной частью во многие другие легкоатлетические упражнения, также, как прыжки в длину, в высоту и с шестом, метание копья. Бег, в зависимости от его характера, различно влияет на организм человека. Медленный бег длительный в парке или лесу бег трусцой имеет преимущественно гигиеническое, оздоровительное значение.

Быстрый бег, спринтерский бег способствует совершенствованию скоростно-силовых качеств. Бег на средние и длинные дистанции выносливость. Барьерный бег ловкость, способность к высокой координации движений. Бег подразделяется на гладкий, по пересеченной местности, эстафетный, с искусственными препятствиями. ПРЫЖКИ подразделяются по своему назначению в длину, в высоту. Они выполняются с места и с разбега. Прыжки с места не включены в соревнования, а используются как средство тренировки в качестве тестов для определения уровня физической подготовки. Прыжки выполняются различными способами и вариантами.

Прыжки в длину способом согнув ноги, прогнувшись, ножницами в высоту перешагиванием, перекатом, волной перекидным, фостери-флоп. Например, в способе перекат несколько вариантов - он может выполняться с нырком за планку и без него, переходя планку боком и спиной, приземляясь на толчковую и маховую ногу и т.д. Тройной прыжок состоит из последовательно выполняющихся скачка, шага и прыжка. Прыжок с шестом совершается с помощью движущейся опоры шеста.

Прыжки способствуют развитию скоротно-силовых качеств разностороннему развитию человека. Они воспитывают скорость, ловкость и смелость, умение ориентироваться в пространстве и владеть своим телом. МЕТАНИЯ это упражнение скоростно силового характера целью которых являются перемещение снарядов в пространстве на возможно большее расстояние. Метание характеризуется мощными, кратковременными взрывными усилиями.

Занятия метаниями развивают прежде всего силу, совершенствует качества быстроту, ловкость, координацию движений. Метания классифицируются в зависимости от характера разбега, способа держания снаряда. С разгона снаряда вращением метают диск, молот. Со скачка производится толкание ядра. С разбега метание копья, гранаты, мяча. МНОГОБОРЬЕ состоит из нескольких видов Л.А. Называют многоборье по количеству входящих в них видов. 7-ми борье, 10-ти борье. 1.

Методика бега на короткие дистанции

Методика бега на короткие дистанции Для удобства изучения технику бега принято условно подразделять на 4 части старт, стартовый разбег, бег по дистанции и финиширование. 1.1

Низкий старт и стартовый разбег

Для лучшего упора ногами при старте применяется стартовый станок или к... В последнюю очередь он ставит руки перед стартовой линией на ширине пл... Независимо от расстановки колодок и антропометрических данных спринтер... Методика 1 Бег из различных положений высокого старта, 15 - 20 м. стать лицом к финишу, ноги вместе, руки свободно вдоль туловища.

Низкий старт на вираже

Следует контролировать правильное распределение веса тела на 4 опорные... Расположение плеч относительно стартовой линии и таза относительно пле... бегун смотрит на финиш, спина прогнута 2 Руки согнуты, центр тяжести с... 1.3 БЕГ ПО ДИСТАНЦИИ Техника Набрав максимальную скорости, бегун стрем... Методические указания Все беговые упражнения и ускорения выполнять без...

Бег по виражу

Повторить ускорение с различной скоростью при входе и выходе из виража... 1.5 ФИНИШИРОВАНИЕ Финиширование это усилия бегуна на последних метрах... То же, в спокойном и быстром беге 3. Финиширование плечом со средней и максимальной скоростью Методические... Финиширование прыжком 2.

Методика прыжков в длину

Методика прыжков в длину 2.1

Прыжок в длину согнув ноги

Эстафеты с преодолением горизонтальных препятствий. Методические указа... Прыжки в длину с тумбы 30 см. Отталкивание должно быть направлено вперед-вверх. 2.2 Полт После вылета туловище находится примерно в положении, что и п... Методика 1.

Упражнения с малыми мячами

Броски мяча вверх правой рукой, ловля левой, и наоборот. 6. 7. То же, но расстояние между партнерами увеличивается. 15.

Метание гранаты мяча

Бросок мяча кистью руки вниз перед собой. Выполнить метание гранаты с места из-за головы, заканчивая кистью и вр... На счет раз рука с мячом отводится назад на уровне плеча, правая нога... Стоя левым боком. Заканчивая четвертый шаг, метатель принимает исходное положение для вы...

Заключение

Заключение Легкоатлетические упражнения имеют оздоровительное значение.

Занятия производятся на воздухе, упражнения воздействуют на все группы мышц укрепляют двигательный аппарат, улучшают деятельность дыхательных органов, сердечно-сосудистой системы. Таким образом, с помощью легкоатлетического упражнения решаются задачи гармонического, разностороннего физического развития человека. Особенно большое значение имеет легкая атлетика для формирования растущего организма, физического воспитания подрастающего поколения. Немаловажное значение имеет большая прикладность легкой атлетики.

Прикладность определяется тем, на сколько приобретенные с его помощью качества и навыки могут быть полезны в жизни и в практической деятельности. Здесь легкая атлетика не имеет себе равных. Качества выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость умение преодолевать трудности. Навыки бег, прыжки, метания. Очень широко используются в трудовой деятельности, так и военном деле. Воспитательное значение заключается в том, что занятия легкой атлетикой формируют характер, закаляют волю человека, приучат его не боятся трудностей, а смело их преодолевать.

Систематические тренировки подготовка к соревнованиям, достижение достаточно высоких спортивных результатов не возможно без соблюдения правильного режима, воздержание от алкогольных напитков и изменений питания. Занятия легкой атлетикой в коллективе, участие в командных соревнованиях воспитывает чувство коллективизма, ответственность за полученное дело. Образовательное значение приобретаются полезные навыки и знания из области построения и планирования занятий по спорту, режима питания.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Ведущими факторами, определяющими спортивные результаты легкоатлетов, являются физическая и функциональная подготовленность, однако большое значение в спортивных достижениях имеет технико-тактическая подготовленность.

В спортивную школу по лёгкой атлетике часто приходят дети, физически хорошо развитые, функционально здоровые и в чём-то опережающие в своём развитии многих сверстников. Эти дети уже в первые месяцы занятий готовы к выполнению разрядных нормативов. Эти результаты они способны показать только на своих природных способностях. Но для дальнейшего роста спортивных результатов необходимо не форсировать их подготовку, а на общих основаниях дать им пройти полный курс начальной подготовки. И очень важно заложить основы правильной техники исполнения движений в разных видах лёгкой атлетики.

Бег является простым и естественным движением, поэтому дети осваивают это упражнение раньше, чем приходят в спортивную школу. Если же рассматривать бег, как одну из легкоатлетических дисциплин, то очень важно правильное выполнение этого несложного упражнения, которое требует определённой подготовки.

При работе над техникой бега необходимо соблюдать основные требования:

  • прямолинейность направления бега;
  • полное выпрямление толчковой ноги в сочетании с выносом вперёд маховой ноги;
  • быстрая и мягкая постановка ноги на грунт с передней части стопы;
  • свободная и энергичная работа рук;
  • прямое положение туловища и головы.

В период начальной подготовки следует руководствоваться только этими основными требованиями, а уже в конце этого периода, когда будет проявляться способность ребёнка к спринтерскому, барьерному бегу или бегу на средние и длинные дистанции, последует более детальная работа над техникой бега с учётом специфик вышеуказанных разновидностей бега.

Работа ног при беге.

Главным элементом в беге является момент отталкивания, т.к. от мощности усилия, угла отталкивания и частоты шагов зависит скорость бега. На начальном этапе работы с детьми важно добиться понимания, что отталкивание должно быть направлено только вперёд и строго согласовано с наклоном туловища. Научить детей определять толчковую и маховую ногу для наиболее эффективного отталкивания. Уделять большое внимание прямолинейному движению ног и правильной постановке ноги на дорожку - слегка согнутой в коленном суставе, что уменьшает тормозящее действие в момент постановки и способствует более равномерному и плавному бегу.

Работа рук при беге.

Движения рук при беге ритмично сочетаются с движениями ног. Руки, сохраняя равновесие, способствуют уменьшению или увеличению частоты шагов. Следует научить детей правильно сгибать руки в локтевых суставах, примерно под прямым углом, кисти должны быть свободно сжаты в кулак. Движения рук направлены вперёд-вверх к подбородку и назад несколько в сторону. При движении назад кисти рук не должны выходить за пределы туловища. Амплитуда движения рук зависит от скорости бега: чем выше скорость, тем выше темп и шире движения рук.

На начальном этапе подготовки детям даётся понятие о видах стартового движения - высокий старт и низкий старт. В этом периоде необходимо, чтобы дети усвоили правильное положение ног у стартовой линии и положение рук относительно толчковой и маховой ноги. Команды, дающиеся на старте. Положение туловища до стартовой команды «внимание» и увеличение наклона туловища вперёд-вниз после этой команды. Учащиеся групп начальной подготовки в основном стартуют с высокого старта. На втором году обучения можно применять технику низкого старта без колодок и в конце второго года начать обучение наиболее способных детей, усвоивших основы техники низкого старта, применению стартовых колодок.

Финиш и остановка после бега.

Финишное ускорение, т.е. бег на последнем отрезке дистанции, характеризуется увеличением частоты шагов, более энергичной работой рук и некоторым увеличением наклона туловища вперёд. Надо научить детей после пересечения линии финиша резко не останавливаться, а перейти на медленный бег, а затем - на ходьбу. Часто дети совершают ошибку, начиная сбавлять темп бега за несколько метров до финишной черты и фактически останавливаясь на ней, значительно ухудшая эти свой результат. Это особенно характерно для младшего возраста, новичков. Поэтому работа над исправлением данной ошибки должна проводиться с самых первых занятий.

Кроме работы над техникой бега в начальном периоде занятий лёгкой атлетикой дети должны овладеть основами техники прыжков в длину, высоту, барьерного бега (применяя учебные барьеры малой высоты), а также метания мяча. На втором году занятий дети должны быть готовыми участвовать в соревнованиях по детскому троеборью или четырёхборью и после окончания этого периода занятий перейти на этап начальной спортивной специализации.

В группах СО учащиеся знакомятся с техникой прыжка в длину с места, овладевают подготовительными движениями при подготовке к толчку, прыгают в длину с места на технику и на результат. В этот же период происходит ознакомление с техникой прыжка в длину с разбега способами «согнув ноги» и «ножницы», обучение технике отталкивания, технике приземления, отталкиванию в сочетании с разбегом. Применяются прыжки в «шаге» с места с 1,3,5 шагов, прыжки в «шаге» с 5,7,9 шагов, но с применением этого упражнения нужно быть очень осторожными применять на втором году обучения, т.к. в более раннем периоде костно-мышечная и суставно-связочная система детей не сформирована и могут быть серьёзные травмы. Прыжки с небольшого разбега с акцентированным вниманием на группировку в полёте и выбрасыванием ног вперёд до положения сидя.

Если в школе имеются условия для качественного обучения прыжкам в высоту, то на начальном этапе происходит ознакомление с техникой прыжка способами «перешагивание» и «фосбери-флоп». Наиболее простой из них - способ «перешагивание». Обучение отталкиванию в сочетании с махом прямой ногой, обучение постановке ноги на толчок, обучение сочетанию отталкивания с разбегом, приземлению. Целесообразно применять в начале обучения не планку, а резиновый амортизатор, укреплённый на двух стойках, постепенно увеличивая высоту. В качестве специальных подготовительных упражнений применяются прыжки вверх, толкаясь двумя ногами без отягощения и с небольшим отягощением, различные виды впрыгиваний, перепрыгиваний, прыжки вверх, отталкиваясь одной ногой с 1-5 шагов, доставая подвешенные на различной высоте предметы или ветки деревьев.

Из Рабочей программы для спортивно-оздоровительных групп Берёзовской ДЮСШ Олимп

Для гармоничного развития человека необходимы не только умственные нагрузки, но и физические упражнения. Поэтому многие родители предпочитают отдавать своих детей в разные спортивные секции. Лидером является легкая атлетика.

Что такое легкая атлетика?

Это вид спорта, в котором применяется бег, ходьба, метания, прыжки. Существует этот спорт с давних времен – легкоатлеты появились еще в древней Греции. Об этом свидетельствуют картины на вазах, горшках, кувшинах и различных фресках.

Легкая атлетика бег. Разделяется на несколько видов:

  1. Спринтерский бег – это бег на короткие дистанции, например 100, 200 и 400 метров. Сюда же относится и эстафетный бег.
  2. Бег на средние дистанции – 800 и 1500 метров. Чтобы пробежать такие расстояния, необходимы выносливость и колоссальное время, затраченное на тренировки.
  3. Длинные дистанции – 5000 и 10000 метров. В этом забеге выделяют марафонский бег (42 км 195 м).
  4. Забег с препятствиями и барьерами. Выполняется на 110, 400, 3000 метров. Для этого соревнования допускаются люди, имеющие высокий рост. Так как высота барьера около 1 метра. Стоит упомянуть, что забег на 3000 м выполняют только мужчины. Бег с барьерами требует особой выносливости, скорости и координации движений.

Правила соревнований по легкой атлетике

На любых соревнованиях (даже не спортивных) существуют прописанные правила. Это необходимо, чтобы участники были честны и подчинялись общим предписаниям поведения, а победитель одерживал заслуженную победу и получал свое вознаграждение. Правилом можно назвать распределение участников по возрастным группам. Мальчик 11 лет не может соревноваться с мужчиной. Требования для них в корне отличаются. Спортсмены делятся по группам исходя из даты рождения. Это группа подростков (11 и 13 лет); юношеская младшая и юношеская старшая группа; группа взрослых.

Бег на коротких расстояниях (до 110 метров) проводится по прямой дорожке, без поворотов. Все дистанции, превышающие эту цифру, выполняют по кругу (против хода часовой стрелки). У каждого участника есть своя дорожка, с которой он не имеет права сходить. Если длина забега равна 800 метрам, спортсмены бегут по своим дорожкам до первого поворота, а потом продолжают забег по общей линии. В других случаях соревнование происходит на общей дорожке.

Соревнования происходит в несколько этапов:

  • Непосредственно забег.
  • Четвертьфинал.
  • Полуфинал.
  • Финал.

На этих этапах соревнуются лучшие бегуны. Но такой подход возможен только при большом количестве участников. Чтобы начать бег, спортсменам подается сигнал: на старт, внимание, марш. Между этими командами должен быть достаточный промежуток времени, чтобы бегун мог подготовиться и стартовать. Марш подается либо красным флажком, либо выстрелом пистолета. Если хотя бы один бегун начал движение до команды марш, вся команда возвращается на исходную позицию. После двух неверных стартов спортсмена дисквалифицируют за нарушение. Интересно, что даже лишнее движение может спровоцировать других к преждевременному бегу. И это также считается нарушением.

Если спортсмены бегут каждый по своей полосе, они не должны заступать за линию и мешать движению конкурента. Бег по общей дорожке считается сложнее. Обогнать соперника можно только с правой стороны.

Условия дисквалификации:

  1. Участник самостоятельно покинул дорожку или остановился.
  2. Заступ на чужую полосу.
  3. Сокращение дистанции любыми способами.

Если речь идет о беге с препятствиями, то участник не имеет права сбивать преграды, оббегать их и мешать сопернику, переходя на его линию.

Этот спорт отличается от обычной ходьбы. Есть ряд условий, которых нужно придерживаться. Например, нога всегда должна быть выпрямлена в коленях. Необходимо сохранять контакт опорной ноги с землей. Ногу нельзя отрывать от пола, так как это происходит при беге. Это спортивное занятие требует задействовать умственные способности, так как необходимо контролировать скорость. Если быстрая ходьба превращается в бег, участник теряет право соревноваться дальше. Для мужчин и женщин предъявляются разные требования по километражу. Это справедливо, так как выносливость у мужчин гораздо выше.

Легкая атлетика бег на короткие дистанции

Этот бег еще называют спринтерским. В этом соревновании важна хорошая реакция и адаптация к быстро меняющимся условиям окружающей среды. Дистанция забега составляет от 30 до 400 метров. 30 метровые забеги проводят в крытых помещениях, а все остальные – на стадионах. Также выделяют спринт с передачей эстафеты. Он требует больших навыков и умения слаженно работать в команде. Для справедливой оценки результатов (кто первый пришел к финишу) используется фотофиниш. Это неоспоримая возможность доказательства первенства.

Есть несколько видов прыжков: в длину, высоту и с шестом. Чтобы прыгнуть выше и дальше, необходима слаженная работа каждой мышцы тела. Прыгун должен обладать хорошей координацией движений. Стоит отметить, что спортсмену предпочтительнее иметь небольшой вес. Грузные люди не смогут эффективно переносить вес тела в пространстве во время полета. Лишние килограммы будут тянуть спортсмена к земле. Длинные ноги тоже явный плюс. Прыжки выполняют как с места, так и с разбега. Отталкиваться нужно с ровной поверхности (подойдет обыкновенный ровный участок земли) или с деревянной площадки, заложенной в земле.

Метание диска, мяча

Большое заблуждение, что метать предметы проще простого. Наверное, в школе многие сдавали норматив по метанию предметов и не всегда получали за него хорошую отметку. Кроме того, после таких бросков часто ощущалась мышечная скованность и боль. Неподготовленный человек может нанести себе травмы, например, вывихнуть плечевой сустав или растянуть мышцы. Чтобы метать мячи, необходимо «договориться» с каждой группой мышц. Спортсмен должен понимать, какая мышца напряжена, в какую сторону повернуть тело и с каким размахом отвести руку назад. Метание копья, диска, ядра или мяча выполняют с разбега. Метание ядра происходит в прыжке. Это основная особенность и отличие.

В любом виде спорта важное место занимают тренировки. Если вы или ваши дети решили всерьез заняться бегом, прыжками, метанием, будьте готовы тратить много времени и сил. Чтобы добиться хорошего результата, следует заниматься каждый день. Самостоятельные тренировки менее эффективны, поэтому запишитесь в секцию или найдите тренера по легкой атлетике. В тренировки выделяют три периода: подготовительный, соревнований и переходной. Первый и второй периоды длятся по 6 месяцев, а переходной – примерно 3 недели. В период соревнований спортсмен пробует свои силы в спортивных конкурсах. По результатам тренер делает вывод, на каких упражнениях следует заострить внимание.

Для тренировок разработаны специальные методики. Они могут быть представлены в разных вариантах, но суть одна – тренировать выносливость, улучшать скорость и качество. Спорт требует дисциплины и организованности. Легкоатлеты вынуждены качественно планировать загруженность дня, оставляя достаточно времени для физических нагрузок.

Важно рассчитать силы собственного организма, чтобы не причинить нервного и физического истощения. Всем известно, что активные и постоянные физические нагрузки изматывают нервную систему, ослабевают иммунитет. Чтобы этого не происходило, важно включать в свой график отдых. Он не обязательно должен быть пассивным. Смена вида деятельности положительно отражается на общем самочувствии.

Правильное сбалансированное питание необходимо для поддержания работы органов и систем в усиленном режиме работы. Сон не менее 8 часов, прогулки на свежем воздухе и солнечные ванны также необходимы. Поскольку во время тренировок организм работает на износ, ему требуется поддержка в виде поливитаминов. Чтобы правильно подобрать комплекс макро и микроэлементов, обратитесь к врачу. В основном тренировки нацелены на развитие выносливости, силы, скорости, гибкости суставов и мышц. Регулярные занятия воспитывают волю и характер.

Секция легкой атлетики

В каждой стране, регионе, городе и даже селе есть секции для занятий легкой атлетикой. Чтобы записаться в такую школу не требуется ничего особенного. Главное желание ваше или вашего ребенка.

Следует обратить внимание на состояние здоровья и наличие противопоказаний. Заболевания сердечнососудистой системы, позвоночника, травмы головы, туберкулез, хронические заболевания печени и почек не позволяют заниматься никаким видом спорта. Кроме того, острая фаза гриппа, простуды также является препятствием для занятий. Ушибы и травмы конечностей могут напоминать о себе, если не прекратить тренировки или же неаккуратно себя вести.

Дети очень энергичны и активны. Им необходимо превращать энергию в действие, только в таком случае не будет возникать психический и физический дискомфорт. Отдать ребенка в руки творчества или спорта решать только родителям. Уже в дошкольном периоде станет очевидно, чему отдает предпочтение ваше чадо. В ДЮСШ дети занимаются легкой атлетикой в своей возрастной группе. Кроме положительного влияния на физическое развитие, это и хорошее время препровождения. Дети находятся под руководством и наблюдением тренера. Они учатся быть организованными, дисциплинированными, ответственными.

Чтобы иметь полное представление об этом виде занятия, найдите в поисковой системе видео «спорт легкая атлетика».

Хочется осветить еще одну сторону атлетики – это употребление допингов. Часто в погоне за хорошими результатами и победой, участники принимают стимулирующие препараты. Учитывая жесткую систему контроля, обман часто открывается и спортсмена дисквалифицируют.

Легкая атлетика хорошо подходит энергичным людям, которые беспокоятся о своем физическом развитии.