Лыжная мазь — советы по выбору и применению. Как нанести мазь на беговые лыжи Мази для деревянных лыж

Прогулки на лыжах могут доставить немало удовольствия и помогают поправить здоровье. Однако для максимального эффекта в процессе занятий этим видом спорта необходимо тщательно ухаживать за применяемым инвентарем. В частности, лыжи следует поддерживать в оптимальном состоянии, повышая их эксплуатационные качества. В былые времена для этих целей использовались народные смазки - например, свиное сало, различные животные жиры или пчелиный воск. Сегодня же такие средства сменила более действенная лыжная мазь, которая уберегает материал от разбухания и налипания снега.

В ходе прогулок результат от применения такой смазки будет заметен в двух характеристиках - скольжении и сцеплении. В зависимости от выбранного средства, будет повышено одно из этих качеств или два сразу. Однако выбрать подходящий состав в наши дни непросто, так как на рынке представлен широкий ассортимент таких мазей.

Мази-парафины для скольжения

Как видно из названия, главное назначение таких средств заключается в обеспечении высокой скорости лыж. Качественные мази могут удерживаться на поверхности на дистанциях до 20 км. При этом есть некоторые нюансы выбора смазки. Например, следует учитывать температурный режим, а также условия бега. Влажность может иметь значение в случае с деревянными моделями лыж. Если подбирается лыжная мазь скольжения для классического бега, то обрабатывать нужно не всю площадь. Например, колодка, составляющая порядка 0,5 м по длине, не мажется. То есть наносить мазь следует на заднюю и переднюю зоны.

Если планируется коньковый бег, то смесь должна распределяться по всей поверхности. Важно учитывать, что смазки бывают разных консистенций - на рынке доступны жидкие, твердые и мягкие составы. Наиболее длительный эффект позволяет получить твердая лыжная мазь, но в процессе ее нанесения необходимо использовать специальный утюжок. Средства в виде эмульсий обычно наносят тонкими слоями, после чего им дают просохнуть. Такие мази сохраняют рабочие характеристики лыж на протяжении 10 км.

Мази для удержания

В лыжном беге, помимо скольжения, требуется и обеспечение возможности сцепления. Эта характеристика также называется держанием и позволяет спортсменам совершать толчки. Собственно, по этой причине наносить мази этой группы следует на колодку, которая является толчковой зоной. На рынке лыжная мазь держания существует в двух основных вариантах - твердая и жидкая. Составы жидкого типа обычно используются для обледеневшей лыжни в условиях мороза. выбирая которые, следует помнить, что они могут пачкать вещи и оставлять пятна.

Твердые мази продаются в баночках. Такие средства наносят с большим охватом поверхности, так как эффект сцепления у них ниже. Для обоих вариантов действует одно главное правило выбора: оптимальная «рабочая» температура средства в нижнем пределе должна быть на 2-3 ºC выше, чем показатель термометра на улице.

Смазка для пластиковых лыж

Смазка в случае с пластиком неизбежна, поэтому к выбору средства нужно подходить ответственно. В первую очередь на вооружении должна быть мазь для обеспечения скольжения, которой обрабатывается колодка. Как правило, это парафиновые составы. Но не менее значима и функция смазки держания. В конечном итоге лыжная мазь для пластиковых лыж позволяет им скользить при движении вперед, но в то же время дает возможность отдачи. Многое зависит от конкретного средства, но в большинстве случаев пластиковая поверхность требует выполнения целого ряда операций при смазке. Даже непрофессионалам помимо мази рекомендуется, как минимум, запасаться скребками и грунтовочными смесями. Только с их помощью можно качественно отполировать, зачистить и покрыть смазкой пластиковые лыжи.

Смазка для деревянных лыж

Эпоха деревянных лыж давно ушла, но технологичный пластик так и не смог полностью вытеснить их с рынка. Более того, именно в отношении смазки такие модели выгоднее и практичнее. По сравнению с пластиком, они могут использоваться даже без специального покрытия. Вопросы относительно выбора мазей обычно сводятся к средствам держания. Чтобы обеспечить достаточное сцепление поверхности, лыжная мазь для деревянных лыж наносится на центральную область под колодку. В данном случае это своеобразный прогиб на поверхности.

Начинать обработку следует от задней стороны ботинка и до точки, которая находится от него в 50 см по направлению к носку. Есть и недостатки у деревянных лыж, среди которых потребность в защите от влаги. Поэтому прежде чем использовать мази, поверхности следует просмолить. Кстати, лыжная мазь для пластиковых лыж также обеспечивает защитную функцию, продлевая их срок службы. Но все же это второстепенное требование к смазкам и зачастую особенно бюджетные мази оказывают неблагоприятное воздействие на структуру поверхности лыж.

Отзывы о мази «Луч»

Это средства от екатеринбургской компании Ray, которыми пользуются по всей России. В целом отзывы отмечают достойное качество представителей линейки «Луч», но только со скидкой на бюджетность данных средств. По словам пользователей, парафины скольжения и составы для сцепления в идеальных для себя условиях показывают себя не хуже, чем дорогостоящие зарубежные аналоги. В основном лыжная мазь «Луч» используется для тренировок. Это связано с тем, что в теплую погоду и при сильном морозе такие средства не позволяют лыжам раскрыть весь потенциал. Оптимальная температура использования мазей «Луч» находится в диапазоне от +4 до -5 ºC. Также опытные лыжники рекомендуют обращаться к составам с включением фтора, поскольку именно в них сосредоточены лучшие качества, которыми обладают данные мази.

Чтобы комфортно бегать классическим ходом, лыжи должны скользить вперед и “держать” назад. Недержащие лыжи – это мучение для лыжника. мы уже рассказывали в отдельной статье. Сегодня расскажем, как мазать лыжи для классического хода, чтобы не было “отдачи”. Процесс очень похож на подготовку коньковых лыж, но нужно дополнительно мазать зону держания.

Куда наносится держащая мазь для лыж?

Мазь держания наносится на лыжи в зону “колодки” . Колодка – область под ботинком и вперед примерно на 30 см.

На этом изображении указана примерная длина колодки (в зависимости от длины лыж) для начинающих лыжников.

При подборе колодки не стоит точно высчитывать сантиметры и четко следовать инструкциям. Идеальная зона держания у каждого индивидуальна . Начните с рекомендаций на схемах, а дальше регулируйте, в зависимости от скольжения и держания лыж.

На лыжах есть “отдача” – увеличьте колодку вперед.

Лыжи плохо скользят и тормозят мазью – уменьшите колодку.

Важно! Регулируйте колодку только в передней части лыжи. Сзади мазь держания должна доходить максимум до пятки ботинка.

Как только найдете свою длину колодки, отметьте ее на лыжах маркером или наклейкой.

Быстрая подготовка классических лыж

Что нужно для подготовки лыж без утюга и других приспособлений?

  • мазь скольжения для быстрого нанесения
  • мазь держания для быстрого нанесения

В этом способе все просто: область скольжения мажется мазью скольжения, держания – мазью держания. Ждем 2 минуты и можно кататься. Подробнее о нанесении жидких мазей скольжения .

Способ очень удобный и быстрый. Но не так эффективен, как подготовка лыж твердыми мазями. Быстрой подготовки лыж хватает в среднем на 5 км. Если планируете кататься больше, то вам нужен другой способ смазки лыж.

Подготовка классических лыж твердыми мазями

Принцип тот же, но под колодку наносится мазь держания, а зона скольжения обрабатывается парафинами с использованием утюга. Как обработать лыжи парафинами мы писали в статье: .

Что нужно для нанесения держащей мази?

  • твердая мазь держания
  • синтетическая растирка
  • малярный скотч (желательно, но не обязательно)
  • наждачка 100 размера (желательно, но не обязательно)

Как нанести мазь держания на лыжи?

Под мазь держания колодку желательно обработать мелкой наждачкой. Идеально подойдет с 100 зерном. Проводите такую операцию только когда найдете колодку под себя. Шероховатый пластик будет лучше держать мазь и она будет держать дольше.

Чтобы мазать было удобнее, можно отметить зону колодки малярным скотчем. Так вы не испачкаете мазью держания скользящую поверхность лыжи, когда будете растирать мазь.

Мазь наносится тонкими слоями, каждый слой нужно растирать синтетической пробкой. Лучше нанести 2-3 тонких слоя, чем один толстый. Толстый слой мази сложно равномерно растереть.

Для увеличения километража, пройденного с одного нанесения мази держания, грунтовый слой можно нанести под утюг. То есть, сначала наждачка, потом тонкий слой мази вплавить утюгом, а дальше все как обычно.

Такой обработки лыж хватит на 50км и более. Если погода изменилась, то старую мазь нужно снять и положить новую по погоде.

Как удалить старую мазь держания с лыж?

Старая мазь держания удаляется скребком. Для этого лучше завести отдельный скребок, чтобы не пачкать скользящую поверхность мазью.

После удаления мази скребком, остатки смываются специальными растворителями. Процедура необязательная, но после 2-3 обработок лучше полностью очищать зону держания с применением смывок.

Занимайтесь спортом, двигайтесь, путешествуйте и будьте здоровы! 🙂
Если нашли ошибку, опечатку или вам есть, что обсудить – пишите в комментариях. Мы всегда рады общению 🙂

Сначала пара слов для совсем несведущих в смазке лыж. Смазки бывают двух основных видов: смазки скольжения и смазки держания. Для классического хода носовая и пяточная часть лыжи смазываются смазками скольжения , обычно парафинами, а центральная часть лыжи (колодка) смазывается держащей мазью , чтобы не было отдачи. Длина колодки примерно 50 см от пятки ботинка, поставленного в крепление, вперед к носку лыжи. Для начинающих можно удлинить колодку еще на 10-15 см к носку лыжи. (Доводилось слышать, как людям рекомендовали чтобы не было отдачи мазать заднюю часть (!!!) лыжи.)

Лыжи для конькового хода смазываются по всей длине смазками скольжения.

Выбор и покупка смазок и инструментов для смазки зависит от того, как вы собираетесь кататься. Если основная цель - походы по выходным дням, то арсенал средств и, самое главное, затраты времени на подготовку лыж сильно уменьшаются. Если собираетесь гоняться, то тут придется вкладывать деньги и драгоценное время.

Если вы читали материалы Swix или других фирм, посвященные подготовке лыж, то можете оценить сколько времени потребует минимальная профессиональная подготовка одной пары: очистка мягким парафином (нанесение, снятие пластиковым скребком, вычистка щеткой), затем наложение 1-2 слоев погодного парафина (нанесение, остывание лыжи до комнатной температуры не менее 10 минут), снятие пластиковым скребком, вычистка щеткой, полировка). То есть полчаса минимум вы будете возиться с одной парой. Плюс дополнительные "удовольствия" - запах (впрочем несильный), соскребаемый парафин на полу. Если на полу у вас лежат ковры - конец коврам. Мы один раз с приятелем готовили лыжи у него дома, свернули палас, потом, разумеется, все убрали, но какие-то остатки парафина, видимо, остались на полу, и палас начал дико скользить… Вспоминаются добрые слова его жены… Короче, нужно место где развернуться и никому не мешать в течение минимум 30-40 минут, иначе остатки парафина ногами разнесут по всей квартире, особенно зимой, когда из-за сухости и статического электричества эти остатки норовят ко всему прилипнуть. Бывает, что пока возишься с подготовкой, у домашних пропадает все желание кататься. Это только для "повернутых" лыжников-фанатиков. К счастью есть альтернативные варианты, дешевые и неплохие по результатам, про них будет написано в следующих разделах.

Для того, чтобы иметь представление о процессе профессиональной подготовки лыж, прочитайте статью А.Грушина "Как подготовить лыжи?" из журнала "Лыжные гонки" №5. Или возьмите в магазине Фишер брошюру SWIX Nordic ski preparation.

Лыжные мази скольжения

Смазки скольжения бывают разных видов. Чаще всего используются парафины, а в профессиональном спорте используются еще и ускорители (порошки или спрессованные), эмульсии, пасты, и т.п. Такие смазки стоят довольно дорого, а расходуются достаточно быстро. Поэтому, если вы не собираетесь гоняться профессионально, то не берите дорогие импортные смазки. В большинстве случаев отечественные не хуже, а часто и лучше (разве что некоторые быстрее сходят, чем импортные). Срок годности у парафинов практически неограничен. Но много брать нет смысла. И много разных марок и типов тоже не нужно -неизбежно встает проблема выбора - что на сегодняшнюю погоду лучше… В профессиональной смазке это решается откаткой парафинов, но любителям мучить себя выбором ни к чему.

Если климат в местности где вы живете влажный, то вам лучше купить фторированные парафины. Например, для Москвы, где влажность воздуха зимой чаще всего выше 50%. Если влажность, как правило, ниже 50%, то вас вполне устроят парафины без фтора.

Из недорогих отечественных можно упомянуть парафины Уктус, Луч, ВИСТИ, МВИС, ФЭСТА. Для Москвы можно взять комплект МВИС Марафон - вполне вас устроит. (Эти смазки откатываются как раз в Московском регионе, и неплохо там едут). Стоит недорого (чуть ли не 50-60 рублей), а катит хорошо в большинстве случаев. Это комплект легкофтористых парафинов (с небольшим содержанием фтора) на три температурных диапазона. Еще стоит взять таблетки - ускоритель МВИС. Есть у них на солнечную погоду №238 на температуру -9+5, держится до 100 км. Не часто бывает солнечная погода, при которой он действительно хорош, но и в пасмурную он поедет, хотя и похуже. На мой взгляд, главное его достоинство для любителя - простота нанесения и долговечность смазки. Раз намазал холодным способом - можно месяц кататься. Стоит около 350 рублей, но расходуется очень экономно - хватит на многие годы.

Для влажного климата хороши фторированные гели, пасты, спреи или эмульсии. Наносятся на скользящую поверхность с помощью ватного тампона или распыляются, высыхают или прогреваются феном, затем полируются. Быстро и удобно. Недостатки: дороговато, быстро расходуется, держатся до 10-15 км.

Лыжные мази держания

Держащие мази бывают твердые (в баночках) и жидкие (в тубах). Держащая мазь должна удовлетворять двум требованиям. Первое - мазь должна позволить толкнуться. При толчке под колодкой создается дополнительное давление на снег, и кристаллы снега входят в слой держащей мази, лыжа "прилипает" к снегу, что позволяет толкнуться. После толчка кристаллы должны выйти из мази, что позволит лыже скользить. Когда лыжник скользит на одной лыже, то давление под колодкой также присутствует, но при этом мазь должна позволять скользить на одной лыже и "тормозить" только в момент толчка. Поэтому подбор оптимальной держащей мази, обеспечивающей наилучшее сочетание держания и скольжения, в профессиональном спорте дело непростое. Применяется чередование слоев разных мазей, наложение их в шахматном порядке и другие приемы.

Любителям можно мазаться проще. Чтобы не морочить голову, приведу максимально простое правило: для большинства минусовых погодных условий и недорогих держащих мазей (Уктус, МВИС, ВИСТИ, недорогие (без фтора) импортные SWIX,START, RODE и т.п.) нужно класть мазь, нижняя граница температурного диапазона которой на 3-4 градуса выше текущей температуры. Например, если сейчас -5, то кладите мазь -1+1 или -2-0. Поскольку состояние снега, а значит и держание, зависит не только от температуры, но и от влажности воздуха, ветра, старого или нового снега, и даже региона, то всегда берите с собой пластиковую растирку (так называемую "пробку") и мазь более теплую и более холодную, чем та, которую намазали дома. Если вы не попали в мазь, то если чрезмерно тормозит - положите сверху более холодную, плохо держит - более теплую. (Для улучшения держания также можно удлинить зону смазки колодки вперед к носку лыжи.) Перемазаться - пара минут, и будете с удовольствием кататься все оставшееся время. Поскольку снег везде разный, то для конкретного региона это правило может быть скорректировано в части значения сдвига температуры мази относительно температуры воздуха. Не бойтесь экспериментировать, и вы быстро обнаружите оптимальный вариант.

Для любителя хватит 3-4 баночек мази, перекрывающих температурный диапазон от +3 до -15 градусов. Если вы мажетесь дома, то перед наложением новой держащей мази желательно снять остатки старой мази пластиковым скребком. Накладывать мазь лучше в 2-3 тонких слоя, растирая каждый пробкой.

Жидкие мази чаще называют клистерами. Наносится клистер тонкой полоской по обе стороны желобка и разравнивается пластиковым скребком (на холоде это трудно сделать, лучше дома).

Клистер может понадобиться для плюсовых температур. Но он сильно пачкается. Перед тем как положить лыжи в чехол, когда идёте кататься, заверните их в полиэтилен, чтобы не испортить чехол. Кроме того после катания клистер оттаивает и если лыжи стоят вертикально, то он начинает медленно стекать по ним вниз. Так что после катания клистер лучше сразу снимать с помощью смывки (бензина, или даже скребка и сухой тряпки).

При минусовой температуре твердые мази обычно работают хорошо. Но при определенных погодных условиях вы можете столкнуться с некоторыми проблемами:

· Подлип. При переходных температурах (около 0 градусов) и при свежем, особенно при падающем, снеге вы можете столкнуться с "подлипом" - снег будет прилипать к мази и превращаться в толстый снежный ком под колодкой.

· Обледенение (подмерзание) мази. При отрицательных температурах (чаще при переходных -2 -0, но случается и при -25) может начаться "обледенение" мази - кристаллы снега вместо того, чтобы полностью выходить из слоя мази после толчка, начинают обламываться, оставляя кончики в мази, и на ее поверхности появляется ледяная корка. Чаще это связано с тем, что мазь мягче (теплее) чем нужно. Также это может произойти, если вы начнете кататься на сразу после выхода из дома, когда лыжи еще теплее окружающего воздуха.. Если температура водуха ниже 0 градусов, но снежинки на лыже превращаются в воду - кататься рано. К тому же, неостывшая мазь может быстро сойти. Дайте лыжам (и мази) остыть до окружающей температуры 10-15 минут.

· Состояние снега в лыжне и вне ее может быть разным, поэтому мазь, которая позволяла нормально катить в лыжне, при выходе из нее может сильно тормозить. Также вы можете почувствовать разницу в держании и скольжении при катании на солнечных участках и в тени, например, в лесу.

Необходимые инструменты для подготовки лыж и их заменители

Теперь о необходимом наборе инструментов. Если посмотреть руководство SWIX (или другой фирмы) по подготовке лыж, то создается впечатление, что к лыжам нужно дополнительно закупить целый чемодан всяких инструментов и материалов. Для профессиональной подготовки лыж это действительно необходимо. Но любитель может обойтись гораздо более скромным набором инструментов.

Если вы берете лыжи с гоночной базой (так иногда называют скользящую поверхность), которая сделана из высокомолекулярного спеченного (sintered) пластика, то основной инструмент - лыжный утюг, остальное можно изобразить из подручных средств. Дело в том, что у бытового утюга очень большая петля гистерезиса у терморегулятора - парафин то дымится, то еле плавится. А при высокой температуре вы автоматически пережигаете базу (скользящую поверхность), то есть заплавляете поры, и парафин перестает впитываться в базу. И смысл покупать дорогие лыжи пропадает (см. статью Стива Поулина "Используйте утюг правильно"). Хороший лыжный утюг можно купить за 60-70 долларов.

Новые лыжи, вне зависимости от того, будете вы потом использовать горячее наложение парафинов или нет, все таки лучше в первый раз обработать с использованием утюга. На крайний случай можно обойтись и бытовым утюгом (только хороший не губите, возьмите старый кондовый, без дырок в подошве). В этом случае будьте осторожны - имейте под рукой большую влажную тряпку. Если вдруг парафин задымился - можно быстро снизить температуру подошвы утюга, приложив к ней тряпку, и избежать пережога пластика. Первичная обработка выполняется мягким плюсовым парафином без фтора, температура плавления у которого 65-75 градусов, что также снижает риск пережога. Выставьте терморегулятор утюга на минимум при котором парафин нормально плавится, и начинайте прогревать лыжу, плавно и без нажима передвигая утюг от носка к пятке лыжи. Внимательно следите за тем, чтобы он не перегревался, и чтобы между утюгом и лыжей все время был слой парафина. Бытовой утюг лучше вести боком, широкой частью подошвы. Такой вариант подойдет, если вы не планируете постоянно наносить парафины утюгом.

· Пластиковый скребок для снятия излишков парафина. Можно купить фирменый за 3-4 доллара, а можно заменить обломком прозрачной школьной линейки, оргстекла и т.п. толщиной 2-4 мм. В этом случае нужно сделать следующее: положить на ровную поверхность мелкую шкурку абразивом вверх, и подровнять на шкурке линейку, чтобы грани были острые и прямые, и не было заусенцев и неровностей. Кроме того углы линейки обточите на шкурке полукругом (грани при этом должны оставаться острыми). Подгоните эти углы под желобок ваших лыж, чтобы потом снимать парафин из желобка. Если у вас несколько пар лыж, то углы подгоняйте под разные пары. Посмотрите в магазине на фирменные скребки, чтобы представлять, что должно в итоге получиться.

· Нейлоновая щетка, используется для снятия остатков парафина после снятия его скребком. Если вы будете использовать горячее нанесение парафина, то щетка, достаточно жесткая необходима. Приходилось для этого использовать бытовые щетки типа "утюжка" или щетку для рук с жесткой нейлоновой щетиной. "Песок - неважная замена овсу", но снять излишки парафина тоже можно.

· Грубый Fibertex (фибертекс), например, SWIX T265 - нужен при подготовке новых лыж для снятия ворса с пластика, остающегося после машинной шлифовки скользящей поверхности. (На самом деле остаточный ворс снимется сам после нескольких месяцев катания). Стоит фибертекс не слишком дорого. Примерно такие же по виду хозяйственные абразивные пластины могут содержать не такой абразив, и только добавлять ворс. Но бывают и практически полные аналоги. Но покупать его или не покупать… Наверное, не обязательно.

· Fiberlene (фиберлен) - нетканый материал, применяется для окончательной полировки лыж. В общем-то не нужен, отполировать лыжи можно старым капроновым чулком. Или куском войлока. Наконец, старым шерстяным носком.

· Наждачная бумага SWIX № 100, используется для зашкуривания колодки для классических лыж, чтобы мазь лучше держалась. Не нужна. Любая бытовая шкурка сойдет соответствующей зернистости. А вообще шкурить под колодкой нужно, если вы бежите более 20-30 км или по льду.

· Бритвенный скребок Swix T-89, используется для снятия ворса - любителю не нужен.

· Цикля металлическая. Вряд ли вы будете циклевать сами - процесс требует навыка, и, самое главное, лыжного станка, в котором жестко крепится лыжа. Современные лыжи выпускаются с нанесенной структурой, циклевать которую не стоит. Цикля нужна разве что для снятия пережженного пластика. А испортить лыжу при циклевании проще простого - дрогнула рука - и вот волна или царапина. Любителям не нужна.

· Накатка, используется для нанесения структуры на скользящую поверхность. Любителям не нужна. Универсальная структура, нанесенная на фабрике достаточна.

· Медная щетка, нужна для снятия морозных парафинов. Если вы готовы смириться с небольшим ухудшением скольжения, используя более теплый парафин, то не нужна. Если будете наносить твердый морозный парафин, придется брать. Или применяйте гель или ускоритель на мороз, наносящиеся очень тонким слоем, и не требующие применения жесткой щетки.

· Смывка, используется для удаления держащей мази под колодкой. Также сгодится для смывания скользящего парафина, если нет возможности использовать горячую очистку лыж. Желательно. Это вообще полезная в быту вещь - что только не приходилось ей отчищать.

· Растирка (пробка), используется для разравнивания держащих мазей. Пластиковая лучше подходит для мазей. Пробковую можно использовать для нанесения ускорителей. Понадобится обязательно.

Дополнительные аксессуары для лыж

Еще одна желательная вещь - лыжный чехол. Во-первых, будет где хранить лыжи, а,самое главное, - вы не перепачкаетесь держащей мазью пока будете добираться до лыжни. Отчистить ее с одежды без растворителя или смывки очень трудно. Хорошие отечественные чехлы стоят от 200 рублей. Берите чехол на 2-3 пары. В нем помещаются и лыжи и палки.

Неплохо взять лыжные связки на липучках. Меньше риска, что скользящая поверхность лыжи при перевозке будут повреждена палками или креплениями другой пары. Если идти до лыжни недалеко, то в таком случае можно нести лыжи без чехла. О лыжи, скрепленные связками, сложнее испачкаться. Связывают лыжи таким образом, чтобы мягкая прокладка связки оказалась между скользящими поверхностями лыж, они не должны соприкасаться.

Тряпки. Для обработки лыж вам понадобятся старые хлопчатобумажные тряпки. Ими вытирается насухо подошва утюга после нанесения парафинов, очищаются скребки и другие инструменты, снимается держащая мазь с использованием смывки, смахиваются остатки парафина после прохождения скребком и щетками, и так далее. Даже отполировать лыжу после нанесения парафинов, на худой конец, можно тряпкой без сильного нажатия.

Как хранить лыжи

Поскольку в большинстве моделей лыж, особенно массовых, используется дерево, то не стоит хранить лыжи вблизи источников тепла или на солнечном балконе. Мой приятель поставил на лето чехол с лыжами на застекленный балкон на солнечной стороне. И одну пару лыж "повело", хорошо, что она была недорогая. Смазки тоже не стоит хранить вблизи источников тепла или на солнце.

Упрощенные технологии смазки лыж

Про тонкости нанесения смазок горячим способом (с использованием лыжного утюга) можно прочитать в статье Стива Паулина "Используйте утюг правильно" из ЛС №… В частности, он не рекомендует использование бытовых утюгов для этой цели - можно легко пережечь пластик дорогих лыж. Но можно нанести смазки скольжения и без утюга.

Можно попробовать такой способ (экспериментрировал): возьмите металлический ковшик с крышкой, скажем, литровый. Это должен быть не эмалированный, а чисто металлический ковшик с гладким ровным днищем, лучше алюминиевый - у него высокая теплопроводность. Скипятите воду, налейте 2/3 ковшика, больше не надо, чтобы случайно не ошпариться. Закройте ковшик крышкой, чтобы не обжечься паром. Такая комбинация заменит утюг при использовании мягких парафинов при первичной обработке лыж или при смазке на тепло и легкий минус. Как правило, у таких парафинов температура плавления существенно ниже 100 градусов Цельсия. Парафин должен быть предварительно натерт толстым слоем на скользящую поверхность, а лыжа должна лежать горизонтально, вверх скользящей поверхностью, например, на двух табуретах.

Кипятка и хорошо проводящего тепло ковшика хватает чтобы растопить легкоплавкий парафин. Конечно, морозный парафин так не положишь, зато будет 100% гарантия от пережога базы. По мере остывания сменяйте воду. Сделайте несколько медленных проходов с носка к концу лыжи. Но учтите, у этого способа есть существенный недостаток - можно случайно перевернуть ковшик и ошпариться. Поэтому для постоянного использования лучше все-таки приобрести лыжный утюг.

Еще один способ. Парафин можно нанести с помощью интенсивного растирания. Прежде всего очистите лыжу. Если на лыже лежит явный слой старого парафина, то легко пройдите пластиковым скребком и/или нейлоновой щеткой. Чистую лыжу натрите очень тонким сплошным слоем бруском парафина (это удобно контролировать смотря на отблеск лыжи от окна). Даже не обязательно совершенно сплошным слоем. Затем берете пробковую растирку и интенсивно растираете в обе стороны 1-2 минуты. Выделяемого тепла хватает для частичного вплавления парафина в базу. Затем пройдите слегка щеткой движениями от носка к пятке лыжи. Затраты времени минимальны. Грязи практически нет, станка не требуется. На обычном снегу будет держаться не менее 10 км.

Есть такая штука - терморастирка от фирмы ТОКО - это кусок плотного войлока с мелкой структурой, наклеенного на губчатую резину. Такая комбинация якобы выделяет достаточно тепла для нанесения ускорителей холодным способом. Имитируется стелькой из плотного синтетического войлока, обернутой вокруг небольшой плоской деревяшки. Тоже можно использовать как альтернативу пробковой растирке при нанесении парафинов холодным способом.

Какие лыжные мази купить для подготовки лыж

В зависимости от уровня вашей подготовки и толщины вашего кошелька можно выделить три комплекта смазки, которых достаточно для катания.

Минимальный.


Твердая мазь держания

Этого комплекта вам вполне хватит для комфортных прогулок по лесу на пластиковых лыжах без отдачи и подлипа. Совсем не обязательно покупать парафины, утюги, щётки и прочие инструменты. Вполне достаточно купить комплект держащих мазей (например, ВИСТИ или Свикс) и мазать лыжи только под колодкой, растирая их пробкой, чтобы не было отдачи. Для прогулок, поверьте, этого вполне достаточно, скользить лыжи будут и без парафина.

Вот что входит в состав необходимого минимального комплекта:

3 - 4 баночки (брикета) держащей мази , перекрывающих температурный диапазон от 0 до -15 градусов (скорректируйте в зависимости от региона), и одна пробковая или синтетическая растирка.


Синтетическая пробка

Мази и растирка обойдутся вам в 100 - 200 рублей. Если позволяют деньги, купите дополнительно пластиковый скребок (около 90 рублей) и бутылочку фирменной смывки (около 300 рублей). Впрочем, про скребок и его заменители было написано выше. Можно обойтись и без смывки. Как вообще без таковой, то есть снимать старую мазь скребком, так и заменив ее флаконом керосина или бензина. (Почистить лыжи начисто, что, в общем-то, совершенно необязательно, можно кусочком ваты, смоченной в бензине. А основное "бытовое" достоинство смывки - в отсутствии сильного запаха.)

Только, пожалуйста, имейте в виду, что с такой смазкой (твердые мази) вам не стоит выходить на лыжню при плюсовой температуре, потому что при плюсе вам понадобятся жидкие держащие мази (клистеры).

Достаточный.


Жидкая мазь держания

Этот комплект позволит вам грамотно и полноценно ухаживать за лыжами. Этого комплекта за глаза хватит не только для комфортного катания по лесу в любую погоду, но и для участия в большинстве массовых лыжных гонок типа "Лыжня России". В него входит то же, что в минимальный комплект, плюс набор недорогих парафинов, утюг, щётка, банка смывки, пластиковый скребок, комплект недорогих жидких мазей. Обойдется такой комплект в более существенную сумму - от 3000 рублей. Весьма желательно к этому комплекту добавить специальный лыжный станок - он позволит вам не только весьма прилично готовить свои лыжи, но и получать от этого процесса удовольствие. (Станок при желании можно сделать самому из подручных деревяшек, обрезков туристского коврика или чего-нибудь подобного, и нескольких железок и винтов для закрепления лыж).

Продвинутый.

Этот комплект может понадобиться уже достаточно продвинутому и подготовленному лыжнику, так что во многом нижеследующая информация ему может быть уже известна из предыдущих публикаций в "Л.С.", от тренера или из каких-то иных источников. Тем не менее, мы приводим и этот список. Ко всему вышеперечисленному вы можете прибавить комплект держащих мазей с содержанием фтора (твёрдых и жидких), а также парафинов с содержанием фтора (такая смазка особенно эффективна в условиях повышенной влажности). Вы можете также купить парафины-антистатики (нужны для удаления со скользящей поверхности лыж статического напряжения), ускорители (порошкообразные и в виде таблеток чистые фторуглероды), накатки (для нанесения на скользящую поверхность соответствующей погоде структуры), спреи и эмульсии. Кроме того, имейте в виду, что продвинутые лыжники стараются иметь в своём арсенале смазки разных фирм, поскольку в разную погоду хорошо работают мази зачастую совершенно различных производителей. В общем, этот комплект - уже для продвинутого лыжника, и его стоимость многократно возрастает по сравнению со стоимостью первых двух комплектов, вместе взятых.

  1. Задание 1 из 15

    1 .

    Нарушаются ли Правила в изображенных ситуациях?

    Правильно

    е) буксировать велосипеды;

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    г) во время движения держаться за другое транспортное средство;

    е) буксировать велосипеды;

  2. Задание 2 из 15

    2 .

    Кто из велосипедистов не нарушает правила?

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    б) двигаться по автомагистралям и дорогам для автомобилей, а также по проезжей части, если рядом обустроена велосипедная дорожка;

  3. Задание 3 из 15

    3 .

    Кто должен уступить дорогу?

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.5. Если велосипедная дорожка пересекает дорогу вне перекрестка, велосипедисты обязаны уступить дорогу другим транспортным средствам, движущимся по дороге.

  4. Задание 4 из 15

    4 .

    Какие грузы разрешается перевозить велосипедисту?

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    22. Перевозка груза

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.4. Велосипедист может перевозить только такие грузы, которые не мешают управлять велосипедом и не создают препятствий другим участникам дорожного движения.

    22. Перевозка груза

    22.3. Перевозка груза разрешается при условии, что он:

    б) не нарушает устойчивости транспортного средства и не затрудняет управление им;

  5. Задание 5 из 15

    5 .

    Кто из велосипедистов нарушает Правила при перевозке пассажиров?

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    д) перевозить пассажиров на велосипеде (за исключением детей до 7 лет, перевозимых на дополнительном сиденье, оборудованном надежно закрепленными подножками);

  6. Задание 6 из 15

    6 .

    В каком порядке проедут перекресток транспортные средства?

    Правильно

    16. Проезд перекрестков


    Неправильно

    16. Проезд перекрестков

    16.11. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к данному перекрестку проезжих частей по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.

    16.12. На перекрестке равнозначных дорог водитель нерельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, которые приближаются справа.
    Этим правилом должны руководствоваться между собой и водители трамваев. На любом нерегулируемом перекрестке трамвай, независимо от направления его дальнейшего движения, имеет преимущество перед нерельсовыми транспортными средствами, приближающимися к нему по равнозначной дороге.

    16.14. Если главная дорога на перекрестке изменяет направление, водители транспортных средств, движущихся по ней, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог.
    Этим правилом должны руководствоваться между собой и водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

  7. Задание 7 из 15

    7 .

    Движение на велосипедах по тротуарам и пешеходным дорожкам:

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    в) двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам (кроме детей до 7 лет на детских велосипедах под присмотром взрослых);

  8. Задание 8 из 15

    8 .

    Кто имеет преимущество при проезде пересечения с велосипедной дорожкой?

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.5. Если велосипедная дорожка пересекает дорогу вне перекрестка, велосипедисты обязаны уступить дорогу другим транспортным средствам, движущимся по дороге.

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.5. Если велосипедная дорожка пересекает дорогу вне перекрестка, велосипедисты обязаны уступить дорогу другим транспортным средствам, движущимся по дороге.

  9. Задание 9 из 15

    9 .

    Какая дистанция должна быть между группами велосипедистов, движущихся в колонне?

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.3. Велосипедисты, двигаясь группами, должны ехать друг за другом, чтобы не мешать другим участникам дорожного движения. Колонна велосипедистов, движущаяся по проезжей части, должна быть разделена на группы (до 10 велосипедистов в группе) с дистанцией движения между группами 80-100 м.

  10. Задание 10 из 15

    10 .

    Транспортные средства проедут перекресток в следующем порядке

    Правильно

    16. Проезд перекрестков

    16.11. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к данному перекрестку проезжих частей по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.

    Неправильно

    16. Проезд перекрестков

    16.11. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к данному перекрестку проезжих частей по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.

    16.13. Перед поворотом налево и разворотом водитель нерельсового транспортного средства обязан уступить дорогу трамваю попутного направления, а также транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге во встречном направлении прямо или направо.

  11. Задание 11 из 15

    11 .

    Велосипедист проедет перекрёсток:

    Правильно

    16. Проезд перекрестков

    Неправильно

    8. Регулирование дорожного движения

    8.3. Сигналы регулировщика имеют преимущество перед сигналами светофоров и требованиями дорожных знаков и являются обязательными для выполнения. Сигналы светофоров, кроме желтого мигающего, имеют преимущество перед дорожными знаками приоритета. Водители и пешеходы должны выполнять дополнительные требования регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофоров, требованиям дорожных знаков и разметки.

    16. Проезд перекрестков

    16.6. Поворачивая налево или разворачиваясь при зеленом сигнале основного светофора, водитель нерельсового транспортного средства обязан уступить дорогу трамваю попутного направления, а также транспортным средствам, движущимся во встречном направлении прямо или поворачивающим направо. Этим правилом должны руководствоваться между собой и водители трамваев.

  12. Задание 12 из 15

    12 .

    Мигающие красные сигналы данного светофора:

    Правильно

    8. Регулирование дорожного движения

    Неправильно

    8. Регулирование дорожного движения

    8.7.6. Для регулирования движения на железнодорожных переездах используются светофоры с двумя красными сигналами или одним бело-лунным и двумя красными, имеющими следующие значения:

    а) мигающие красные сигналы запрещают движение транспортных средств через переезд;

    б) мигающий бело-лунный сигнал показывает, что сигнализация исправная и не запрещает движения транспортных средств.

    На железнодорожных переездах одновременно с запрещающим сигналом светофора может быть включен звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников дорожного движения о запрещении движения через переезд.

  13. Задание 13 из 15

    13 .

    Водитель какого транспортного средства проедет перекресток вторым?

    Правильно

    16. Проезд перекрестков

    16.11. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к данному перекрестку проезжих частей по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.

    16.14. Если главная дорога на перекрестке изменяет направление, водители транспортных средств, движущихся по ней, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог.

    Этим правилом должны руководствоваться между собой и водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

    Неправильно

    16. Проезд перекрестков

    16.11. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к данному перекрестку проезжих частей по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.

    16.14. Если главная дорога на перекрестке изменяет направление, водители транспортных средств, движущихся по ней, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог.

    Этим правилом должны руководствоваться между собой и водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

    16 Проезд перекрестков

    Неправильно

    8. Регулирование дорожного движения

    8.7.3. Сигналы светофора имеют следующие значения:

    Сигнал в виде стрелки, разрешающий поворот налево, разрешает и разворот, если он не запрещен дорожными знаками.

    Сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной (дополнительных) секции (секциях), включенный вместе с зеленым сигналом светофора, информирует водителя о том, что он имеет преимущество в указанном стрелкой (стрелками) направлении (направлениях) движения перед транспортными средствами, движущимися с других направлений;

    е) красный сигнал, в том числе мигающий, или два красных мигающих сигнала запрещают движение.

    Сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной (дополнительных) секции (секциях) вместе с желтым или красным сигналом светофора информирует водителя о том, что движение разрешается в указанном направлении при условии беспрепятственного пропуска транспортных средств, движущихся с других направлений.

    Стрелка зеленого цвета на табличке, установленной на уровне красного сигнала светофора с вертикальным расположением сигналов, разрешает движение в указанном направлении при включенном красном сигнале светофора с крайней правой полосы движения (или крайней левой полосы движения на дорогах с односторонним движением) при условии предоставления преимущества в движении другим его участникам, движущимся с других направлений на сигнал светофора, разрешающий движение;

    16 Проезд перекрестков

    16.9. Во время движения в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

    Во время движения в направлении стрелки зеленого цвета на таблице, установленной на уровне красного сигнала светофора с вертикальным расположением сигналов, водитель должен занять крайнюю правую (левую) полосу движения и уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся с других направлений.

Давно я не катался на лыжах, лет 15 точно будет, а может и больше с того момента, когда я последний раз на старых деревянных лыжах пытался кататься с небольшой горки во дворе. Еще помню катался в парке на уроках физкультуры, а после дома усердно натирал свечой поверхность лыжи для лучшего скольжения.

Много воды утекло с того времени, но произошло чудо о котором я пожалуй напишу отдельную статью, и я встал снова на лыжи. История у меня думаю классическая, приобрел комплект лыжного снаряжения для классики и в конце спросил у продавца про мазь, так как читал как всегда перед покупкой и везде упоминались мази, продавец сказал можно и без нее…

Наступил новый день и мне не терпелось попробовать новые лыжи в деле, собрался и отправился на лыжню с предвкушением удовольствия от катания и отдыха на природе. На деле оказалось, что я промучался 40 минут, разочаровался и пошел домой, мысленно подбадривая себе, что мазь исправит ситуацию, о чем и будет эта статья.

Перед покупкой как всегда я это делаю, я прочитал в интернете все что только можно было прочитать о том, как выбрать лыжи правильно, а вот мазям обычно уделяется мало внимания в статьях по выбору лыж и это очень печально.

Очень много людей сейчас встают на лыжи, парки и загородные лыжные трассы все насыщенны лыжниками, а парковки забиты машинами, одни приезжают, другие уезжают, третьи переодеваются, а другие стоят с термосами и пью горячий чай с печеньками. Соотвественно каждый сезон тысячи людей сталкиваются с вопросом выбора лыж, экипировки, а про мазь держания вообще не слышали .

С одной стороны это верно, ведь пластиковые современные лыжи очень хорошо скользят и действительно не нуждаются для любительских прогулок в смазке. Но есть одно большое “но”, ведь мы говорим о скольжении пластика, а существует мазь держания т.е. можно сказать торможения, что это, зачем это, вот об этом и пойдет речь.

Забавная реальность действительности, большинство из нас не знают как устроены те или иные механизмы, как работают процессы и в том числе большая часть населения не знает как происходит движение на классических лыжах. При беге коньком можно догадаться как из самого названия, так и просто наблюдая на технику и понять принцип отталкивания, если вы катались ранее на роликах или коньках, а вот лыжники, которые неспешно скользят по лыжне держа в руках палки, со стороны выглядят как будто просто переставляют ноги и скользят, отсюда возникает вопрос, зачем тогда мазь держания, которая будет тормозить лыжи и они перестанут ехать.

Зачем нужна мазь держания на лыжах

Действительно, зачем мазать лыжи мазью, которая не позволяет скользить поверхности, если наши родители и мы все детство мазали всю поверхность парафином для лучшего скольжения?

Ответ на этот вопрос кроется в технике движения на лыжах классическим ходом. Современные пластиковые лыжи имеют изогнутую форму и если положить их на ровную поверхность мы увидим, что лажа касается поверхности, только ближними к краям местами, а середина высоко поднята. Середина или область, на которую давит вес лыжника во время езды называется колодкой. При правильно выбранных лыжах, область колодки соприкасается с лыжней, только в момент толчка ногой. Чтобы продолжить мысль дальше, сделаю краткую сноску, как собственно мы едем на лыжах.

Как происходит движение при классическом ходе на лыжах

Очень наглядно понять технику движения и ее физику, если представить быстро разгоняющегося лыжника без палок . Катаясь по паркам, я наблюдаю очень много людей, которые просто переставляют ноги и отталкиваются палками, вероятнее всего они не понимают технику движения на лыжах. Необходим понять простое правило, что движение происходит за счет попеременного отталкивания и последующего снятия веса с лыжи и скольжения по инерции.

Выгибающееся область колодки создана для того, чтобы нанесенная на нее мазь держания не тормозила движение во время снятия толчкового усилия с лыжи. В момент толчка ногой, большая часть спортсмена переходит на одну лыжу, прогибает колодку и лыжа всей поверхностью касается лыжни, мазь удерживает лыжу от отдачи назад во время толчка.

Таким образом мы видим, что мазь держания позволяет вам делать толчок вперед без проскальзывания лыжи назад.

Выбор мази держания для пластиковых лыж

Я надеюсь, что теперь вы стали лучше понимать как происходит движение классическим ходом. В тот день, когда после покупки я скорее поспешил в парк на лыжню, я как раз не знал техники движения и ее физики и 40 минут мучений заключались в том, что я ехал отталкиваясь только палками, при попытке отталкиваться лыжей я получал отдачу, проскальзывание и не двигался с места, а минимальные подъемы превращались в непреодолимые препятствия, выглядел я думаю забавно со стороны…

В магазинах представлено очень много разных мазей держания как и по консистенции (жидкие и густые мази), а также по температурам использования, последнее меня совсем разочаровало, так как я катаюсь как любитель, погода постоянно меняется постоянно в плане температуры, поэтому перспектива иметь несколько разных мазей с необходимостью наносить каждый раз при смене температуры, удручала.

И вот я увидел универсальную мазь держания , не густую мазь, а в удобной флакончике с губкой на конце с заявленной температурой использования от +0 до минус 20 градусов цельсия. Решил рискнуть, сумма небольшая и купил, все же на мой взгляд лучше, чем покупать несколько разных мазей, но вот как она себя покажет на лыжне?

Область колодки я зашкурил очень мелкой наждачкой и начал наносить мазь держания, делается это только в теплом помещении, так как при низкой температуре жидкая мазь становится очень густой и нанести ее из тюбика будет нереально. Поэтому лучше всего поставить на батарею, нагреть, а затем неспеша нанести на область колодки, желательно в несколько слоев.

Намазал я лыжи мазью держания и отправился в сосновый лес, я не знал будет ли там лыжня, но зная насколько он красивый и большой очень на это надеялся.

Мои надежды были не напрасны, меня ждал сказочно красивый зимний лес и многокилометровые лыжни, где можно легко заблудиться и самое главное не было людей. Именно поэтому я приобрел лыжи для катания классикой, а не сноуборд как я хотел очень давно, я пожалуй напишу отдельную статью о том, что выбрать лучше сноуборд или лыжи, вопрос это задают многие перед каждым сезоном и мне кажется я нашел на него ответ, но об этом в другой статье.

Лыжи поехали или мой отзыв о мази держания

Лыжи поехали! Я смог наконец-то полноценно отталкиваться ногами, первым делом, чтобы отточить технику, я просто взял палки в одну руку и ехал без них, ехать получалось практически с такой-же скоростью как и с палками, т.е. все движение достигалось за счет отталкивания от скользкой лыжни.

Насколько хороша универсальная мазь держания по сравнению с мазями на фиксированные температуры? Нужно понимать, что все универсальное всегда уступает по возможностям узконаправленным, специальным мазям, это же правило работает по сути везде. Но, если вы любитель и катаетесь на лыжах неспеша в удовольствие, то ваш выбор лучше остановить на универсальных мазях, густые или жидкие уже выбирать вам, я решил не заморачиваться и мне очень удобно перед выходом, дома из флакончика не пачкая руки наносить мазь.

В любом случае, если ваши лыжи без насечек, вам необходима будет мазь держания. Если вы катаетесь только в определенную погоду, можно взять мазь на фиксированную температуру -2…-5, такая температура считается лучшей для катания на лыжах классикой.

Уже прошло пару месяцев, я многократно наносил мазь поверх старой, удаляя лишь прилипшие листья и ветки. Смывать старую мазь перед нанесением новой на мой взгляд нецелесообразно , если вы не помешанный фанат лыжни. Просто делаете шероховатой поверхность области колодки наждачкой, наносите мазь, а при очередной новой выходе из дома, осматриваете лыжи и если вам кажется, что мази осталось мало, просто наносите новый слой, лично у меня он никуда не девается и я не вижу никакого смысла изматывать себя смыванием растворителем старого слоя.

Надеюсь вам была полезна моя статья и теперь ваш отдых на лыжах будет доставлять лишь одно удовольствие. Старайтесь выезжать за город в лесные массивы, там обязательно будет лыжня и прогулки по тихому зимнему лесу не идут нив какое сравнение, чем катание в городских парках. Как всегда я рад вашим комментариям и отзывам, вы можете задать вопросы или дополнить статью своей информацией, желаю удачи.