Презентация на тему "условия плавания тел". Презентация плавание тел Скачать презентацию на тему плавание тел

Тема урока: Плавание тел

  • Тема урока: Плавание тел
  • Цель урока: привить навыки применения теории к практике на примере изготовления плота для переправы из подручных средств.
  • Оборудование: мультимедийный проектор, заготовки для изготовления плота, сосуд с водой, плоды калины, фольга алюминиевая 2 листа, соль, картофелина.
  • Ход урока: 1.Повторение закона Архимеда и условия плавания тел.
  • 2.Объяснеие учащимся, что нужно знать и иметь для изготовления плота
  • 3.Расчет параметров необходимых для изготовления плота.
  • 4.Изготовления плота и апробирование его на пример плавучести.
Фронтальный опрос учащихся
  • 1.Дети давайте вспомним закон Архимеда. Ася ты хочешь.
  • Давай.
  • Ася: На, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, направленная вертикально вверх, численно равная весу вытесненной жидкости или газа. Вот эти силы на рисунке
  • Кто напишет это утверждение математически? Танзиля ты хочешь? Давай.
Танзиля пишет на доске закон Архимеда:
  • Танзиля пишет на доске закон Архимеда:
  • Fa=ρжgV
  • Хорошо садись.
  • Теперь глядя на формулу, скажите от чего зависит архимедова сила? Мариям.
  • Мариям- Из формулы видно, что архимедова сила тем больше чем больше плотность жидкости и объем тела. На рисунке видно как увеличивается Архимедова сила от плотности жидкости.
  • Бензин вода ртуть
.
  • Спасибо садись.
  • Теперь скажите условие плавания тел .
  • Эльвира -равенство силы Архимеда и силы тяжести тела –вот условие плавания тела. На тело, находящееся внутри жидкости, действуют две силы: сила тяжести (Fт) направленная вертикально вниз, и архимедова сила направленная вверх (Fа).
  • Хорошо Эльвира садись.
  • Зульфия запиши сказанное на доске.
  • Зульфия пишет:
  • Fa= Fт
.
  • Сила, выталкивающая целиком погруженное в жидкость (газ) тело, равна весу жидкости (газу) в объеме этого тела.
  • ρжgV=mg
  • Любое тело плавает в воде, потому что вес воды, вытесняемый подводной частью тела, равен весу тела с грузом в воздухе или силе тяжести, действующей на тело с грузом.
Расчет параметров плота
  • Хорошо, теперь перейдем к расчетам,Вы будете мне активно помогать.
  • И так мы должны используя свои знания построить плот,который будет поднимать человека. Вес человека мы измерим. В качестве человека мы возьмем оловянного солдатика. Материал для плота будут деревянные рейки, из которых мы свяжем плот. Для этого мы должны знать какое количество реек мы должны взять. И так начинаем. Подъемная сила плота эта разница между силой Архимеда и весом самого плота. Подъемная сила должна равняться весу солдатика.
Расчет объема плота
  • Fa-mg=Fп
  • Fa=ρжgV
  • m= ρсV
  • V=NV0
  • Fп= ρв gNV0- ρс gNV0
  • Fп=g NV0(ρв- - ρс) ,отсюда имеем
Расчет объема одной рейки
  • Если сечение квадратное и сторона 1 см при длине рейки
  • 20 см, то ее объем будет V0=2*10-5 м3.
  • Отсюда мы найдем число реек:
  • N=0,5*105 м3.Оловянный солдатик весит 0,5 Н.По этим данным вычислим N. Получим N=5 Теперь мы знаем сколько реек нам нужно. Давайте Мариям и Зульфия соберем плот, возьмем рейки и свяжем их веревкой.
Сборка плота учащимися Демонстрация опытов учениками
  • Пока они соберут плот, давайте продемонстрируем несколько опытов, остальные пусть ответят на вопросы.
  • 1.Опыт с картошкой:
  • Демонстрирует Эльвира:
  • В двух сосудах находится картошка в вашем распоряжении вода,и еще что-то после чего картошка всплывет. Скажите, что это и мы убедимся, что картошка всплывет.Эксперимент:
  • в стакан кладем картофель и доливаем жидкость
  • Почему картофелина всплывает?
Эксперимент с картошкой
  • Эксперимент:
  • в стакан кладем картофель и доливаем жидкость
  • Почему картофелина всплывает?
Опыт демонстрирует Эльвира Объяснение причины всплытия картофелины
  • Мы растворили соль,и плотность воды стало больше плотности картофелины и она всплыла.
  • Хорошо, правильно Асият
  • 2.Опыт с плодом калины. Демонстрирует Асият. В стакан со свежей газированной водой бросаю плод калины. Она чуть тяжелее воды, вытесняемой ею, и опустится на дно. Но вскоре плод калины всплывает.Посмотрите внимательно на плод калины и ответьте почему плод калины всплыла?
Плод калины всплывет Начинает всплывать всплыла Причина всплытия калины
  • К плоду калины прилипают пузырьки воздуха и они как понтоны поднимают его вверх, на верху пузырьки лопаются и он опускается вниз и так повторяется. Так приблизительно всплывает подводная лодка.
  • Правильно, молодец Танзиля.
  • 3.Опыт с корабликом продемонстрирует Танзиля.
Демонстрация плавучести кораблика Танзилей
  • Смотрите из двух одинаковой фольги я делаю кораблик и шарик из этой фольги и опускаю их в воду.
.
  • Как вы видите кораблик плавает, а шарик того же веса тонет. Объясните.
Наши плотники закончили плот. Получилось? Теперь опустите в воду, положите солдатика на плот. Что получилось? На плот погружают солдатика Девочки справились с заданием Зависимость Fп от ρд
  • Плот с солдатиком не тонет. Вот вы сами убедились, и ваши труды даром не пропали.
  • Давайте теперь выясним, какое дерево лучше брать для плота.
  • Мариям : из формулы
  • Fп =g NV0(ρж- ρд)
  • хорошо видно, что подъемная сила будет больше, чем меньше плотность дерева. Поэтому желательно брать сухие рейки и дерево с меньшей плотностью.
Итоги и д/з
  • Вот все мы практически применили свои знания для расчета параметров плота. Спасибо всем участникам.
  • Д/З § 50, вопросы
  • Придумайте простой опыт, с помощью которого вы смогли бы сравнить плотность парафина, ластика с плотностью воды. Проделайте этот опыт и перепишите приведенный ниже вывод, заполнив пропуски.
  • Плотность парафина…плотности воды, так как…
  • Плотность ластика … плотности воды, так как …
литература
  • Учебник ф-7 Перышкин
  • СД-диски открытая физика,БЭНП,БНП
  • Тульчинский Качественные задачи по физике
  • Перльман занимательная физика
  • Учитель физики МОУ СОШ с.Карасу
  • Алиев Х.Х.

« Человек достигнет результата, только делая что-то сам…»

А. Пятигорский

Урок-исследование


Обсуждение вопросов

Герой романа А.Р. Беляева «Человек -амфибия» рассказывает: «Дельфин на суше гораздо тяжелее, чем в воде. Вообще у вас все тяжелее. Даже собственное тело». Прав ли автор романа?

Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу не может сдвинуть его с места. Почему?



Проверь себя

1. Сила тяжести определяется…

2. Сила тяжести направлена….

В. Горизонтально

3. Сила Архимеда определяется…


4. Сила Архимеда направлена…

В. Горизонтально

5. Определите направление

равнодействующей сил F 1 и F 2

А. Вверх

Б. Вниз

В. Нет правильного ответа

F 1

F 2


Самопроверка 1-А, 2 – Б, 3 –В, 4 – А, 5 – Б Поставить отметку: (лист самооценки) «5» - все ответы верны; «4» - одна ошибка; «3» - две ошибки; «2» - более двух ошибок



ТЕМА УРОКА:

Цель :


«Открытие» нового знания Фронтальный эксперимент

«Изучение условий плавания тел»

Цель работы: выяснить условия плавания тел


"Без сомнения, все наши знания начинаются с опыта."

Работа в парах

Оборудование: сосуд с водой и набор тел: железный болт, фарфоровый ролик, сосновый брусок, кусочки алюминия, пенопласт, пробка, парафин .

Задание 1:

1.Пронаблюдайте, какие из предложенных тел тонут, и какие плавают в воде.

2.Найдите в таблице плотности соответствующих веществ и сравните с плотностью воды.

3.Результаты оформите в виде таблицы.

4. Сделайте вывод.


Работа в парах

Оборудование: два сосуда (с водой и с маслом), деревянный и пенопластовый кубики.

Задание 2:

1.Сравните глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубиков одинаковых размеров.

2.Выясните, отличается ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости разной плотности. 3.Результат опыта представить на рисунке. Сделать вывод.


Работа в парах

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, три пробирки с песком (пробирки с песком должны плавать в воде, погрузившись на разную глубину).

Задание 3

1.Сравните архимедову силу, действующую на каждую из пробирок, с силой тяжести, каждой пробирки.

2.Сделайте выводы на основании результатов опытов.


ρ т. 7" width="640"

Тело тонет в жидкости, если ρ ж ρ т ;

ρ ж = ρ т ;

Тело всплывает, если ρ ж ρ т .


Вода ρ = 1000 кг / м 3

Масло ρ =926 кг / м 3

Глубина погружения тела в жидкость зависит от плотности жидкости и самого тела .


F тяж. 7" width="640"

Тело тонет в жидкости, если F A тяж ;

Тело плавает в жидкости, если F A = F тяж ;

Тело всплывает, если F A F тяж .


Динамическая пауза

Динамическая пауза

  • 1, 2, 3, 4, 5 – все умеем мы считать.
  • Раз! Подняться, потянуться.
  • Два! Согнуться, разогнуться.
  • Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.
  • На четыре – руки шире.
  • Пять – руками помахать.
  • Шесть – за парту тихо сесть.

Динамическая пауза

Проведение исследования

Можно ли «заставить» картофелину плавать в воде?

Оборудование: сосуд с водой, пробирка с поваренной солью, ложка, картофелина средней величины

Добейтесь, чтобы кусок пластилина плавал в воде.

Оборудование : сосуд с водой; кусок пластилина.


Общий результат:

Утонула

Всплыла

Поднялась в воде


  • Картофель может плавать в воде, если раствор соли будет иметь большую плотность, чем у картофеля!

  • В Вологодской области есть, на первый взгляд, странное озеро. С незапамятных времен люди считали, что на дне его живет колдун, и боялись нарушать границы его владений. Однажды попытался крестьянин искупать свою лошадь в озере, а она не успела войти в него, как потеряла равновесие и упала, но не утонула, а всплыла. Да и другие предметы, брошенные в воду, не тонули, а поддерживались непонятной силой.
  • Такие водоемы встречаются и в других странах. Самый большой из них Мертвое море. О нем сложились мрачные легенды. В одной из них говорится: «И вода, и земля здесь Богом прокляты».


Что мы знаем о Мертвом море?

Вода мертвого моря содержит не 2-3 % соли как большинство морей и океанов, а более 27 % , с глубиной соленость растет. В результате вода Мертвого моря значительно тяжелее обыкновенной морской воды, утонуть в такой тяжелой жидкости практически нельзя.



Проведение фронтальной лабораторной работы

Наблюдение всплытия масляного пятна, под действием выталкивающей силы воды. Цель работы: Провести наблюдение за всплытием масла, погруженного в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы. Оборудование: сосуды с маслом, водой, пипетка. Последовательность проведения опыта: 1. Возьмите с помощью пипетки несколько капель масла.

2. Опустите пипетку на глубину 3 – 4 см в стакан с водой. 3. Выпустите масло и пронаблюдайте, образование масляного пятна на поверхности воды. 4. На основе проделанного опыта сделайте вывод.


Плавание одной жидкости

на поверхности другой.

жидкости, как и твердые тела подчиняются условиям плавания тел.




Плавание живых организмов

Средняя плотность живых организмов, населяющих водную среду, мало отличается от плотности воды, поэтому их вес почти полностью уравновешивается архимедовой силой.

Благодаря этому водные животные не нуждаются в столь прочных скелетах, как наземные.




Плавание судов

Из стали делают лишь тонкий корпус судна, а большая часть его объема занята воздухом. Среднее значение плотности судна оказывается значительно меньше плотности воды. Поэтому оно не только не тонет, но и может принимать для перевозки большое количество грузов.


Подводная лодка имеет внутри специальные, так называемые, балластные

цистерны. Расположены они в нижней части лодки. Когда балластные цистерны

пусты, лодка держится на воде. Для погружения в цистерны забирают морскую

воду, лодка устремляется вниз. Регулируя количество забираемой воды, добиваются

различной глубины погружения лодки.

Если требуется всплыть на поверхность, воду из цистерн выгоняют сжатым воздухом,

заранее запасенным в специальных баллонах.


Индивидуальная работа

Задание:

  • 1.Заполнить таблицы.
  • 2.Решить задачи.

Занимательная задача:

Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде, если это были: масло подсолнечное, нефть и вода? Укажите порядок расположения жидкостей:

НЕФТЬ

МАСЛО ПОДСОЛНЕЧНОЕ

ВОДА



Самопроверка

  • Самопроверка

1-лед, 2 - дерево(сосна). 3 - пробка


Используйте таблицы « Плотности твердых тел, жидкостей и газов»

  • ВОПРОСЫ:
  • Как ведёт себя лёд в воде?
  • Как ведёт себя лёд в бензине?
  • Что произойдёт с куском железа, если его опустить в ртуть?
  • А если в ртуть поместить золото?

Домашнее задание:

  • § 50, ответить на вопросы, упр. 25 (4,5)
  • Сделать подборку загадок, стихов или афоризмов по теме «Сила Архимеда. Плавание тел» (с рисунками);
  • Подготовить сообщение о плавании судов.


  • На рисунке с изображением сосуда с водой, поставить магниты на той глубине, которая соответствовала бы глубине погружения в сегодняшний урок.
  • Спасибо всем за работу! Доброго всем дня!

  • Перышкин А.В. Физка 7 кл, М., Дрофа, 2014
  • Изображения плавающих тел http://ebook-teacher.blogspot.ru/2012/03/blog-post_21.html
  • http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=02&id=2050
  • Изображение для оформления слайдов http://allforchildren.ru/pictures/showimg/school22/school2208jpg.htm

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Бурлакова Марина Александровна ГБОУ СОШ № 81 Калининского района Санкт-Петербурга Условия плавания тел

Цели урока: выяснить условия плавания тел; научиться решать качественные задачи на эту тему.

Повторим формулы: F= Кх F=mg

Архимедова Сила F A =p ж gV т

Основополагающий вопрос: Почему одни тела плавают, а другие тонут?

На какое тело действует наибольшая выталкивающая сила? 1 2

На какое тело действует наибольшая выталкивающая сила? вода керосин

ПОЧЕМУ? От чего зависит, будет ли тело плавать внутри жидкости, всплывать или тонуть?

Заполним таблицу: Тело всплывает (плавает на поверхности жидкости) Тело плавает внутри жидкости Тело тонет Рисунок Рисунок Рисунок

1. Тело всплывает. F т F А F A

1. Тело всплывает. F т

2. Тело плавает F т F А

2. Тело плавает F A = F т F т F А

3. Тело тонет F А F т F А

3. Тело тонет F т > F А F А F т F А

Тело всплывает до тех пор, пока F A не станет равна F т. В результате тело плавает, частично погрузившись в жидкость. F т F А

1. Сила Архимеда больше силы тяжести – тело всплывает 2. Сила Архимеда равна силе тяжести – тело плавает в жидкости 3. Сила Архимеда меньше силы тяжести – тело тонет Сравнение Архимедовой силы и силы тяжести:

Сравнение плотности вещества и плотности жидкости: Плотность вещества меньше плотности жидкости – тело всплывает Плотность вещества равна плотности жидкости – тело плавает в жидкости Плотность вещества больше плотности жидкости – тело тонет

Что мы знаем о Мертвом море? Вода мертвого моря содержит не 2-3 % соли как большинство морей и океанов, а более 27 % , с глубиной соленость растет. В результате вода Мертвого моря значительно тяжелее обыкновенной морской воды, утонуть в такой тяжелой жидкости практически нельзя.

Вопросы для закрепления материала: Как ведёт себя лёд в воде? Как ведёт себя лёд в бензине? Что произойдёт с куском железа, если его опустить в ртуть? А если в ртуть поместить золото?

Правильные ответы: Номер вопроса Правильный ответ 1 всплывает 2 тонет 3 всплывает 4 тонет

Плавание живых организмов в воде Средняя плотность живых организмов, населяющих водную среду, мало отличается от плотности воды, поэтому их вес почти полностью уравновешивается архимедовой силой.

Домашнее задание: § 52, выполнить экспериментальное задание

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В ранном конспекте рассматривается закрепления материала по теме "Условия плаваня тел". Естьссылка на ЦОР....

Работа содержит план-конспект урока и презентацию.Цель: Выяснить условия плавания тел в жидкости, усвоить их на уровне понимания и применения, с использованием логики научного познания....

Презентация к уроку по теме «Плавание тел» Сучкова Е.В., учитель физики СОШ «МОУ» пгт. Кожва, г. Печора ПЛАВАНИЕ ТЕЛ Под водой железный кит, Днем и ночью кит не спит, Днем и ночью под водой Охраняет твой покой. 1 Условия плавания тел ПОВЕДЕНИЕ ТЕЛА СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СИЛАМИ РИСУНОК Тело тонет Тело плавает (находится в равновесии) в любом месте жидкости 2 Результаты опыта Поведение в жидкости Тела, название веществ Брусок пластмассовый (тонет или всплывает) 1000 1300 Брусок деревянный ≈ 400 Кусочек свинца 11300 Кусочек алюминия 2700 Кусочек пенопласта ≈ 20 Резиновый колпачок ≈ 1200 Кусочек пластилина ≈ 1400 Парафин 900 Пробка 240 Картофель всплывает всплывает 3 Условия плавания тел МЕЖДУ СООТНОШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕ ТЕЛА ПЛОТНОСТЯМИ МЕЖДУ СИЛАМИ РИСУНОК FТЯЖ? FА ρТЕЛА? ρЖИДК FТЯЖ > FA FТЯЖ < FА FТЯЖ = FА 4 Машинное масло Как располагаются тела в машинном масле? 5 Плотность какого тела больше? 3 1 2 ВЫВОД: чем меньше плотность тела по сравнению с плотностью жидкости, тем меньшая часть тела погружена в жидкость. 6 В сосудах плавают одинаковые тела. В каком из сосудов находится вода, морская вода, спирт? СПИРТ ВОДА МОРСКАЯ ВОДА ВЫВОД: чем больше плотность жидкости, тем меньшая часть тела погружена в жидкость. 7 Как расположатся несмешивающиеся жидкости в сосуде? Несмешивающиеся жидкости располагаются в сосуде в соответствии со своими плотностями. керосин вода Почему горящий керосин нельзя тушить водой? 8 Жидкости тоже могут плавать 9 МЕРТВОЕ МОРЕ Купаясь в этом море, человек очень мало погружается в воду, находясь как бы на поверхности, поскольку средняя плотность тела человека меньше плотности воды. В нашей стране еще более высокая плотность воды наблюдается в заливе Кара-Богаз-Гол на Каспии и в озере Эльтон. 10 НЕФТЯНЫЕ ПЯТНА Аварии на нефтеналивных танкерах, повреждения плавучих буровых наносят окружающей среде невосполнимый ущерб. Когда нефтяное пятно достигает берега, оно загрязняет пляжи, скалы, и это загрязнение почти невозможно устранить. Существуют специальные составы, которыми посыпают нефтяные пятна, чтобы они утонули. Но в этом случае они загрязняют дно и губят живущие там организмы. 11 ЛЕСОСПЛАВ вид транспортирования леса по воде, при котором используется плавучесть древесины. 12 АРЕОМЕТР - прибор для измерения плотности жидкости Ареометр представляет собой стеклянную трубку, нижняя часть которой заполнена дробью для удержания ареометра в вертикальном положении во время измерений. В верхней, узкой части находится шкала, которая проградуирована в значениях относительной плотности. 13 Можно ли заставить плавать тела, которые в обычных условиях тонут в воде? 14 ПЛАВАНИЕ РЫБ и млекопитающих Средняя плотность живых организмов, населяющих водную среду, близка к плотности окружающей их воды. Это и делает возможным их плавание под водой. Большую роль в передвижении рыб играет плавательный пузырь. Меняя объём пузыря, рыба способна как увеличивать, так и уменьшать действующую на неё выталкивающую силу. Киты регулируют глубину погружения за счет уменьшения и увеличения объема легких. 15 ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Среднюю плотность подводной лодки можно подобрать так, чтобы она плавала внутри жидкости, всплывала или «тонула» – опускалось на дно. У подводной лодки есть балластные цистерны. Когда они наполняются морской водой, субмарина тяжелеет и погружается в воду. Когда резервуары опустошаются, субмарина становится легче, поднимается и держится на поверхности. 16 § 53,54. Плавание судов. Воздухоплавание. 17 «КАРТЕЗИАНСКИЙ ВОДОЛАЗ» 18 ЗАДАНИЯ № 1. Как располагаются жидкости (вода, ртуть, керосин) в сосуде? № 2. Как располагается деревянное тело (плотность которого равна 900 кг/м3), в воде, машинном масле, керосине и смеси воды с маслом? № 3. В сосуд, содержащий воду, керосин и жидкий растворитель (плотность которого равна 1595 кг/м3), опущены три шарика: парафиновый, пробковый и стеклянный. Как расположены шарики? Домашнее задание § 52, упр. 27 (5,6). Задание стр. 154,156. Спасибо за урок!!! так себе понравилось не понравилось 20