Техника безопасности на уроках физической культуры безопасность на уроках по легкой атлетике. Техника безопасности на занятиях легкой атлетике Инструктаж по легкой атлетике

Очень серьезное внимание сегодня уделяется организации образовательного процесса в целом и занятиям физкультурой в частности. Предупреждение травматизма ребенка во время упражнений на уроке - первостепенная задача учительского состава. Техника безопасности на уроках легкой атлетики в школе - важная часть учебного процесса. Школьники, которые занимаются по словам специалистов, входят в группу риска по травматизму.

Как же правильно должен быть организован учебный процесс, чтобы дети не ломали ноги, не вывихивали суставы и не набивали шишки на коленках? Попробуем разобраться в данном вопросе.

Общие требования, относящиеся к учителям

Каждый учитель или человек, его заменяющий, на уроках физкультуры обязательно должен соблюдать нормы и правила, которые прописаны в школьной должностной инструкции. Человек, который проводит занятия, обязан знать подробно, что такое техника безопасности на уроках легкой атлетики. Он же несет полную ответственность за здоровье и жизнь ребенка во время занятий.

Учителя, как правило, проходят специальные курсы по охране труда и здоровья учащихся (один раз в три-пять лет). Кроме того, ответственный учитель физкультуры непременно будет самостоятельно испытывать новые снаряды, перед тем как к их изучению приступят школьники. Грамотные специалисты вносят различные предложения, замечания, предлагают собственные идеи по улучшению учебного процесса и уменьшению травмоопасных ситуаций на занятиях по легкой атлетике в школе.

Учителя обязаны знать!

  • Насколько подготовлен физически каждый ученик.
  • Каковы его функциональные возможности.
  • К какой медицинской группе относится школьник после прохождения специального медицинского осмотра.
  • Какие ученики отсутствуют на уроке и по какой причине.
  • Какие дети освобождены врачом от занятий.
  • Какие по состоянию здоровья вообще пока не могут посещать уроки физкультуры в школе.
  • В каком состоянии находится рабочий инвентарь, требует ли замены или ремонта спортивный снаряд и т. д.

Допуск к занятиям

Все школьники перед началом занятий по легкой атлетике непременно должны быть уведомлены о том, что такое техника безопасности на физкультуре, каковы ее основные требования и положения. Дети допускаются к уроку только в том случае, если у них нет освобождения от врача, если они прошли медицинский осмотр и допущены к основным занятиям.

Не допустить ребенка на уроки физкультуры в школе учитель может в том случае, если у ученика нет специальной спортивной обуви и формы. Она обязательно должна быть изготовлена из «дышащего» материала, не стеснять движений. Обувь должна быть легкой, удобной, «по размеру», не скользить.

Если урок физкультуры на улице проводится, то учитель обязан проверить, все ли дети одеты «по погоде». Зимой - это шарф, варежки или перчатки, теплая обувь и легкая, но теплая куртка. Весной и осенью - это удобная непромокающая сменная обувь, легкая шапка и шарф.

Обязанности ученика

Не только учителя несут ответственность за здоровье ребенка во время занятий. Ребенок также должен понимать, что, соблюдая правила, он убережет себя от травм, синяков и переломов. Дети не должны пользоваться спортивным инвентарем, если занятия не начались или если этот инвентарь не используется сегодня на уроке вообще.

Ученики обязаны проявлять максимум внимательности, пока идут занятия легкой атлетикой на стадионе. Обычное столкновение лбами из-за невнимательности, возможно, выглядит со стороны смешно для одноклассников, но может повлечь за собой серьезные проблемы со здоровьем.

Если ребенок не знает, что такое техника безопасности на уроках легкой атлетики, не соблюдает норм и правил, не бережет спортивный инвентарь, не имеет специальной спортивной одежды, он не допускается до занятий вообще.

Перед началом урока

Занятия в школе требуют определенных приготовлений. Перед уроком ученики обязаны переодеться в спортивную форму, надеть нескользящую обувь и удобную верхнюю одежду (если занятия на улице в холодное время года). Не забудьте, что нужно снять все потенциально опасные предметы: серьги, браслеты, длинные нашейные цепочки, часы. В карманах спортивной одежды также не должно быть посторонних предметов.

Учителям необходимо в это время тщательным образом проверить все снаряды, которые будут использоваться в учебном процессе: протереть ядра или диски для метания, разрыхлить песок для прыжков в длину, проверить безопасность беговой дорожки и т. д.

Бег

Техника безопасности на физкультуре во время занятия бегом предусматривает несколько правил, которые обязаны соблюдать все участники учебного процесса. Ученики, к примеру, обязаны внимательно смотреть на беговую дорожку, а не отвлекаться на разговоры с одноклассниками или созерцание окрестных красот.

Учителя должны предупредить молодого спортсмен о том, что, закончив бег на дорожке, он должен пробежать еще пять-семь метров. Это делается для того, чтобы следующий ученик мог беспрепятственно закончить свое упражнение тоже. Дети ни в коем случае не должны подставлять подножки, отвлекать разговорами или каким-то другим образом мешать ученикам, которые еще не закончили своего занятия по бегу.

Учитель непременно должен перед основными соревнованиями по бегу провести специальный разминочный комплекс упражнений, который направлен на предупреждение травм среди детей.

Метание

Упражнения по метанию очень нравятся большинству учеников. Но следует помнить, что техника безопасности на уроках легкой атлетики предусматривает и тут несколько правил. Соблюдение их поможет избежать опасных ситуаций на спортивной площадке.

Самое главное правило - убедиться перед началом метания, что перед вами никто не стоит. Учитель должен поставить не участвующих в метании учеников слева от метающего. Если погода сырая, то снаряды должны протираться перед каждым новым учеником. Дети на уроке физкультуры во время упражнений по метанию не должны совершать никаких самопроизвольных упражнений. Все делается только по разрешению учителя.

Ученики не должны бросаться снарядами друг в друга, не должны передавать их друг другу резкими бросками, не должны кидать в те места, которые не оборудованы для метания.

Прыжки

Как мы уже отмечали, перед началом занятий по легкой атлетике, проходящих на улице, учитель обязан провести тщательную подготовку. Если проводятся то песок разравнивается перед началом упражнений и после каждого ученика, завершившего оные. Яма с песком, как правило, разравнивается с помощью граблей, лопаты или другого инвентаря. Если этим инвентарем будут пользоваться ученики, учитель обязан быть рядом, тщательно наблюдать за процессом во избежание баловства и, соответственно, травм.

Если грунт неровный или скользкий, то занятия на таком «снаряде» проводить категорически запрещается. Прыжки ученики должны выполнять поочередно. Нельзя допускать присутствия нескольких детей на площадке для прыжков. Они не должны мешать друг другу, толкаться, бросаться песком в глаза и т. д.

Поведение учеников и учителя в экстренной ситуации

К сожалению, травмы и опасные случаи происходят на занятиях физкультурой. Как же в этом случае должны вести себя учителя и дети? Ученик, почувствовав себя плохо или получив травму, должен сразу обратиться к учителю. Последний, в свою очередь, обязан оказать ребенку медицинскую помощь (если травма незначительная), отправить ученика в медицинский пункт или вызвать «скорую помощь» (если нанесен сильный вред здоровью).

Соблюдение всех позволит получить удовольствие от урока физкультуры как учителю, так и ученику.

Физическая культура и спорт – одно из средств всестороннего развития личности, подготовка людей к трудовой и общественной деятельности; гармонического развития организма; подготовка к военной службе.

1.Физическая культура и спорт…………3
2.Медицинские требования к
занятиям легкой атлетики……………..5
3.Техника безопасности до
занятий легкой атлетикой…………….6
4.Техника безопасности во
время занятий
4.1 Техника безопасности: бег…………...7
4.2 Техника безопасности: прыжки
и спортивные снаряды……………….8
4.3 Техника безопасности: метание…….9
4.4 Техника безопасности: плавание…..10
5.Техника безопасности при
получении травм……………………....11
6. Техника безопасности по
окончании занятий……………………12
7.Заключение……………………………..13
Список литературы……………………...14

Работа содержит 1 файл

    Реферат по дисциплине:

    «Физическая культура» на тему:

    Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой

    Оценка по выполнению:

1.Физическая культура и спорт…………3

    2.Медицинские требования к

    занятиям легкой атлетики……………..5

    3.Техника безопасности до

    занятий легкой атлетикой…………….6

    4.Техника безопасности во

    время занятий

    4.1 Техника безопасности: бег…………...7

    4.2 Техника безопасности: прыжки

    и спортивные снаряды……………….8

    4.3 Техника безопасности: метание…….9

    4.4 Техника безопасности: плавание…..10

    5.Техника безопасности при

    получении травм……………………....11

    6. Техника безопасности по

    окончании занятий……………………12

    7.Заключение……………………………..13

    Список литературы……………………...14

1.Физическая культура и спорт

Физическая культура и спорт – одно из средств всестороннего развития личности, подготовка людей к трудовой и общественной деятельности; гармонического развития организма; подготовка к военной службе.

Физическая культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, достижений общества, относящихся к сфере физического развития, образования и воспитания. Физическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на человека средствами специальных упражнений и гигиенических мероприятий с использованием естественных природных факторов; целью его является формирование таких знаний, умений, навыков и двигательных качеств, которые способствуют потребностям общества и личным интересам каждого человека.

Спорт – одна из форм физической культуры. Особенности спорта – стремление к высшим достижениям, систематическая тренировка, специализация в отдельных видах физических упражнений. Спорт, также как и оздоровительная физкультура, используется как один из важнейших факторов гармонического развития человека, то есть сочетания умственных, нравственных и физических качеств в той мере, которая обеспечивает возможность успешно учиться, работать и быть готовыми к защите Родины. Занятия спортом укрепляют здоровье, способствуют правильному физическому развитию и совершенствованию жизненно необходимых двигательных качеств – ловкости, силы, быстроты, координации, выносливости. Спорт – это борьба с соперниками. Но правила спортивной этики требуют, чтобы эта борьба была честной. И хотя в спорте применяются обманутые приемы – проявление грубости, причинение вреда противнику не допускаются. Наоборот, считается достойным всеобщего уважения тот участник соревнований, который в сложной ситуации помогает сопернику, дает нужный совет.

Занятия физическими упражнениями – не только непрерывный труд, физические и волевые усилия, напряжение. Это еще и большое удовольствие: удовлетворение потребности в движении, приятная усталость, красота телосложения, уверенность в себе, радость общения. Ежедневный бег, гимнастические упражнения, различного рода прыжки, силовые упражнения, на гибкость, - являются основными видами легкой атлетики.

      2.Медицинские требования к занятиям легкой атлетики

При занятиях легкой атлетикой допускается много ошибок. Чтобы этого не случилось, необходимо соблюдение общих правил техники безопасности при занятиях спортом:

  1. К занятиям легкой атлетикой допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
  2. Опасные факторы:
  • травмы при падении на скользком грунте или твердом покрытии;
  • травмы при нахождении в зоне броска во время занятий по метанию;
  • выполнение упражнений без разминки.
  • При занятиях легкой атлетикой должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.
  • После окончания занятий легкой атлетикой каждый спортсмен должен принять душ и тщательно вымыть руки с мылом.
      • 3.Техника безопасности до занятий легкой атлетикой

    Перед началом занятий легкоатлет, уверенный в своих силах, в возможность достижения рекордных результатов должен соблюдать правила подготовки к соревнованиям и участия в них:

    1. Перед соревнованием за ранее и подробно необходимо ознакомиться со стадионом, дорожкой, сектором, инвентарем, снарядами. За ранее отрепетируйте разминку на предназначенном месте, пройдите отсюда до места старта тем же путем, что и в день соревнований. Тем самым вы застрахуете себя от опоздания на регистрацию перед стартом и от излишнего волнения;
    2. После разминки разметьте длину разбега, опробуйте снаряд, сделайте пробные попытки и окончательно подготовьтесь к старту;
    3. Разминку делайте в тренировочном костюме и спортивной обуви с не скользкой подошвой. Одежда должна быть теплой, но достаточно пористой, чтобы не было перегревания организма. Обувь должна быть мягкой, мало теплопроводной, хорошо облегать ногу, но в тоже время достаточно просторной.
    4. Между тренировками не должно быть больших перерывов, то есть легкая тренировка лучше пассивного отдыха.

        4.Техника безопасности во время занятий

        4.1 Техника безопасности: бег

    Во время занятий бегом на улице соблюдаются следующие правила техники безопасности:

    1. Студент обязан внимательно следить за командами тренера и четко их выполнять;
    2. Бежать по кругу можно только в одном направлении – против движения часовой стрелки;
    3. При групповом старте на короткие дистанции бежать необходимо только по своей дорожке. Дорожка должна продолжаться не менее, чем на 15 метров за финишную отметку;
    4. Во избежание столкновений исключить резко «стопорящую» остановку.

        4.2 Техника безопасности: прыжки и спортивные снаряды

    Во время занятий прыжками на улице и занятий на спортивных снарядах соблюдаются следующие правила техники безопасности:

    1. Не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки;
    2. При прыжках в длину, прежде чем начать разбег, следует проследить, чтобы яма приземления была свободна;
    3. При прыжках в высоту нужно соблюдать очередность разбега с правой и с левой стороны;
    4. На снарядах можно делать упражнения только при наличии подложенных матов;
    5. Обнаружив неисправность снаряда, надо немедленно прекратить упражнение.

        4.3 Техника безопасности: метание

    Во время занятий на улице (метания) соблюдаются следующие правила техники безопасности:

    1. Перед выполнением упражнений по метанию посмотреть, нет ли людей в секторе метания;
    2. Не производить метание без разрешения тренера, не оставлять без присмотра спортивный инвентарь;
    3. Не стоять справа от метающего, не находиться в зоне броска, не ходить за снарядами без разрешения тренера;
    4. Не подавать снаряд для метания друг другу броском;
    5. Метать на встречу друг другу категорически запрещено.

        4.4 Техника безопасности: плавание

    Во время занятий плаванием соблюдаются следующие правила техники безопасности:

    1. Занятия в закрытых плавательных бассейнах проводятся в соответствии с правилами работы этих сооружений;
    2. При организации занятий на естественных водоемах необходимо правильно выбрать и оборудовать место для обучения: найти разрешенную глубину, учитывать скорость течения и температуру воды;
    3. Во время занятий плаванием входить в воду и выходить нужно только по команде тренера или с его разрешения;
    4. Запрещается заплывать за пределы места занятия, создавать ложную тревогу;
    5. На открытом водоеме все упражнения выполняются только в сторону берега или мелкого места.

        5.Техника безопасности при получении травм

    1. При плохом самочувствии, прекратить занятия и сообщить об этом тренеру;
    2. При сильном ушибе наложить смоченную водой ткань, а затем давящую повязку;
    3. Если ушиблен сустав, при перевязке ограничить его подвижность;
    4. При закрытом переломе или подозрении на него обеспечить неподвижность конечности и немедленно отправить пострадавшего к врачу;
    5. При получении травмы следует немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.

        6. Техника безопасности по окончании занятий

    По окончании занятии легкой атлетикой выполняются следующие правила техники безопасности:

    1. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь;
    2. Снять спортивный костюм и спортивную обувь;
    3. Принять душ или тщательно вымыть руки с мылом.

    7. Заключение

    Легкая атлетика дарит здоровье, радость движений, силу мышцам, выносливость телу, воспитывает трудолюбие, смелость и волю к победе. Легкая атлетика особенно доступна тем, кто с детских лет много бегал, прыгал, целыми днями пропадал в лесу, бросал камни на берегу реки…

    Современный легкоатлет знает свой вид легкой атлетики, отлично разбирается в технике движения и тактике, досконально знает, как надо тренироваться и вести себя на занятиях и соревнованиях, умеет оценивать состояние своего организма и многое другое.

    К тому же спортивная тренировка не терпит догмы. Даже самая лучшая система подготовки должна применяться с учетом индивидуальных особенностей, с постоянным корректированием программы тренировки, соответственно изменяющимся возможностям организма.

    Спортсмен постоянно учится и имеет обширные знания. В первую очередь ему необходимо знать общие положения теории и методики легкой атлетики, которые помогут правильно строить свою тренировку и успешно повышать спортивное мастерство.

    В целях безопасности занятия по легкой атлетике следует проводить с соблюдением следующих требований:

    Бег на стадионе проводить только в направлении против часовой стрелки;

    В качестве финишной ленточки использовать только легко рвущиеся ткани, шерстяные нитки. Использование капроновых, нейлоновых тканей и ниток запрещено;

    При групповом старте на короткие дистанции бежать следует только по своей дорожке. Дорожка должна выходить не менее чем на 15 м за финишную отметку;

    Во избежание столкновений исключить резкие остановки во время бега;

    Не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки;

    Перед выполнением метания посмотреть, нет ли людей в секторе для метания;

    Не производить метание без разрешения учителя;

    Не оставлять без присмотра снаряды для метания;

    Не стоять справа от метающего (при метании левой рукой - слева);

    Не находиться в зоне броска;

    Не подбирать снаряды для метания без разрешения учителя;

    Не подавать друг другу снаряд для метания броском;

    Запрещается проводить одновременно занятия несовместимыми видами спорта (например, футбол и метание, футбол и бег).

    В чем различие между скоростными и силовыми качествами человека, с помощью каких упражнений можно их развить?

    Обычно выделяют пять видов физических качеств: быстроту, силу, выносливость, гибкость и ловкость. В процессе биологического созревания организма человека наблюдаются периоды особенно интенсивных качественных и количественных изменений его органов и структур, которые получили название сенситивных или критических (наиболее благоприятных) периодов развития. Эти периоды развития двигательной функции у детей школьного возраста приходятся: в силе на 9-10, 12-13, 14- 15 лет, а в быстроте на 9-10, 11-15 лет.

    Чтобы судить о различии между скоростными и силовыми качествами человека, рассмотрим их подробнее.

    Способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий называется силой. Силовые возможности человека оценивают двумя способами. Первый способ основан на использовании специальных измерительных приборов - динамометров. Второй заключается в выполнении специальных контрольных заданий на силу: подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, приседания со штангой и т. д. Для развития силы надо правильно подбирать величины дополнительного отягощения (сопротивления). Его рассчитывают в зависимости от конкретных задач силовой тренировки. Вначале определяют максимальные силовые возможности, а затем в соответствии с конкретной задачей определяют вес дополнительного отягощения. Величины таких отягощений выражаются в процентах к максимальным показателям силы занимающихся. Выполнение упражнений с индивидуально дозированной нагрузкой позволяет даже самым слабым занимающимся наглядно видеть реальные успехи. На начальном этапе силовой тренировки рекомендуется использовать метод непредельных отягощений. По мере повышения тренированности должен преобладать метод максимальных отягощений.

    Способность человека выполнять движения в минимально короткий отрезок времени называется быстротой.

    Быстрота проявляется через скоростные способности, которые выражаются в элементарных и комплексных формах. К элементарным формам относятся быстрота двигательной реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений. Комплексные формы проявляются во всех спортивных движениях. Это быстрота бега, движений боксера, волейболиста, фехтовальщика, футболиста и т. д. В процессе занятий необходимо развивать все формы проявления быстроты. Так, для совершенствования времени реакции можно использовать подвижные игры с внезапной остановкой, бег из различных исходных положений по внезапному сигналу. Менять длительность пауз между предварительной и исполнительной командами при выполнении стартов из различных исходных положений. Для поддержания высокого темпа движений большое значение имеет умение быстро сокращать и расслаблять мышцы, для чего используется повторное выполнение движений с возможно большей частотой, без излишнего напряжения. Чтобы выполнить эти движения технически правильно надо предварительно хорошо их разучить. Выполнять упражнения, развивающие быстроту, можно не более 6-10 с. Отдых после выполнения упражнений 20-25 с. Большое количество повторений надо делить на серии. Отдых между сериями должен составлять 2-3 мин.

    Упражнения, где сочетаются быстрота и сила, называются скоростно-силовыми.

    Раскройте особенности организации и проведения индивидуальных закаливающих процедур (расскажите, как делаете это вы).

    С древних времен человек использует естественные факторы природы для закаливания, т. е. для повышения стойкости организма к неблагоприятному влиянию внешней окружающей среды. Закаливание предохраняет организм от гриппа, заболеваний верхних дыхательных путей, ангины, воспаления легких и др. Смысл закаливания заключается в том, что под влиянием солнца, воздуха и воды организм привыкает к этим воздействиям. Основными принципами при закаливании являются систематичность, постепенность, меняющаяся интенсивность и разнообразие средств.

    Влияние солнечного света на организм многообразно: улучшается обмен веществ, снижается артериальное давление, углубляется дыхание, усиливается потоотделение, увеличивается количество красных кровяных шариков и гемоглобина, повышается поглощение кислорода и выделение углекислоты. При этом появляется чувство бодрости и увеличивается работоспособность. Все это может произойти при одном обязательном условии - правильном пользовании солнечными лучами. Неумелое и неумеренное использование солнечной энергии приносит вред организму, приводит к тяжелым заболеваниям нервной системы, внутренних органов, ожогам кожи. При солнечных ваннах надо строго соблюдать ряд правил. Принимать солнечные ванны спустя 2-2,5 ч после еды. Вначале продолжительность солнечных ванн не должна превышать 5-6 мин, затем допустимо прибавлять с каждым днем 3-4 мин, доводя длительность процедуры до 30 мин. Принимая солнечные ванны, нужно лежать определенное время на спине, затем на одном боку, на другом и, наконец, на животе. Находиться с непокрытой головой на солнце категорически запрещается. При первых признаках недомогания, выражающихся в плохом самочувствии, головной боли, тошноте, сердцебиении и др., надо немедленно прекратить пребывание на солнце. Наиболее подходящее время для приема солнечных ванн - 9-12 ч утра в южных районах России и 10-13 ч в средней полосе.

    Воздушные процедуры основаны на постепенном привыкании организма к температуре окружающего воздуха, его влажности и движению (ветру). Рекомендуется воздушные ванны принимать в движении, например во время утренней гигиенической гимнастики (при температуре воздуха не ниже 16- 18 °С), во время походов или прогулок в лесу, в поле. Эти ванны следует проводить через 1-1,5 ч после еды. При появлении озноба надо быстро согреться с помощью энергичных движений. Принимая ванны, необходимо защищаться от влияния прямых солнечных лучей. Начинать закаливание воздухом следует летом, затем продолжить осенью и зимой, и так круглый год без перерыва. При слишком обильном потоотделении, вызванном высокой температурой воздуха, надо прекратить воздушные ванны.

    Вода - прекрасное средство закаливания, дающее быстрый результат. Во время купания в море, приема душа, при обливании оказывает механическое действие. Вода также обладает способностью растворять в себе минеральные соли и газы. Закаливающее влияние воды начинается с кожи. Через нервный аппарат, заложенный в коже, вода оказывает влияние на всю нервную систему, а через нее на организм в целом, воздействуя при этом на различные процессы, совершающиеся в клетках и тканях.

    Надо избегать наступления озноба, так как он приводит к появлению чувства усталости, общей разбитости, бессоннице, головным болям. Относительно простой формой водного закаливания является обтирание. Губкой или куском грубой материи обтирают сначала руки, затем шею, грудь, живот, спину, ноги. Направление движений при обтирании должно быть от «периферии» (ног, рук) к «центру» (сердцу). После обтирания необходимо сухим полотенцем досуха вытереть кожу до появления чувства теплоты. Первые обтирания проводят слегка тепловатой водой, а затем постепенно понижают температуру воды до холодной. Процедура обтирания должна занимать не более 5-8 мин. Подготовив свой организм обтираниями, можно приступить ко второму виду закаливания - обливаниям. Для этого надо встать в ванну или таз с водой и из кувшина медленно обливать сначала спину, а затем грудь. После этого необходимо обтереться сухим полотенцем. После обливания и обтирания рекомендуется провести массаж. При обливании температуру воды следует понижать постепенно. Душ вызывает большее возбуждение, чем обливание, поэтому не рекомендуется принимать его сразу после большой физической нагрузки. Продолжительность душа должна быть 2-3 мин в зависимости от температуры воды. К холодному душу привыкать следует постепенно. Сильное закаливающее действие оказывает купание в озерах, реках, морях. Температура воды должна быть такой, чтобы начинающий мог спокойно ее переносить. Продолжительность первого пребывания в воде - до 5 мин. В дальнейшем время купания постепенно увеличивают до 20 мин. Вначале следует купаться один раз в день, а если позволит врач, 2 раза с интервалом между купаниями не менее 4-5ч.

    Директор МУ СШ №1

    по технике безопасности для учащихся при занятиях легкой атлетикой на стадионе или спортивной площадке на открытом воздухе.

    I . Общие требования безопасности

    1.1. К занятиям легкой атлетикой допускаются обучающиеся МУ СШ №1, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья

    1.2. При проведении занятий необходимо соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы тренировки и отдыха, правила личной гигиены.

    1.3. На спортивной площадке заниматься только в спортивной одежде и обуви с нескользкой

    подошвой, при ветреной погоде одеть лёгкую куртку и шапочку.

    1.4. Соблюдать личную гигиену (следить за чистотой тела, коротко остригать ногти).

    1.5. При проведении занятий по легкой атлетике возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:

    — травмы при падении на скользком грунте или твердом покрытии;

    — травмы при нахождении в зоне броска во время занятий по метанию;

    — выполнение упражнений без разминки.

    — при несоблюдении ТБ по лёгкой атлетике (травмирование рук, суставов, ушибы)

    1.6. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить тренеру-преподавателю, который сообщает об этом администрации школы. При неисправности спортивного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом тренеру-преподавателю

    1.7. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

    1.8 Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся, занимающихся

    на спортивной площадке или стадионе

    II . Требования безопасности перед началом занятий

    1.1. Переодеться в спортивную одежду в раздевалке.

    1.2. Не выходить на стадион без разрешения учителя или команды дежурного.

    1.3. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, выйти на стадион.

    1.4. Протереть насухо спортивные снаряды для метания

    1.5. Провести разминку

    III . Требования безопасности во время занятий

    3.1. При групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке. Дорожка должна продолжаться не менее чем на 15 м за финишную отметку

    3.2. Во избежание столкновений исключить резко «стопорящую» остановку.

    3.3. Не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки. 3.4. Перед выполнением упражнений по метанию посмотреть, нет ли людей в секторе метания.

    3.5. Не производить метание без разрешения тренера-преподавателя, не оставлять без присмотра спортивный инвентарь.

    3.6. Не стоять справа от метающего, не находиться в зоне броска, не ходить за снарядами для метания без разрешения тренера-преподавателя

    3.7. Не подавать снаряды для метания друг другу броском.

    3.8. Не приступать к выполнению упражнений и учебных заданий без команды учителя.

    3.9. Не выполняйте упражнения, не предусмотренные заданием учителя.

    3.10. Соблюдайте дисциплину и порядок на уроке.

    3.11 Не уходите с занятий без разрешения учителя.

    IV . Требования безопасности в аварийных ситуациях

    4.1. При плохом самочувствии и внезапном заболевании прекратите занятия и сообщите об этом

    4.2. В случае травматизма сообщите учителю, он окажет вам первую помощь.

    4.3. При возникновении аварийных ситуаций (бури, ураганы, ливня, грозы), по указанию учителя

    быстро, без паники, покиньте спортивную площадку или стадион.

    V . Требования безопасности по окончании занятий

    5.1. Уходите со спортивной площадки по команде учителя спокойно, не торопясь.

    5.2. Вымойте с мылом руки, умойтесь.

    5.3. Снимите спортивную форму, обувь, используйте её только для занятий спортом.

    5.4. О всех недостатках, замеченных вами во время занятий, сообщите учителю.

    Инструкция разработана ______________________

    по охране труда обучающимся (воспитанникам)

    при проведении занятий по легкой атлетике

    К занятиям допускаются учащиеся:

    • отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;
    • прошедшие инструктаж по мерам безопасности;
    • имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.

    Обувь должна быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегать ногу и не затруднять кровообращение. При сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности одежда должна соответствовать погодным условиям.

    • бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;
    • не оставлять без присмотра спортинвентарь для прыжков и метаний, в том числе инвентарь, который не используется в данный момент на уроке;
    • быть внимательным при перемещениях по стадиону;
    • знать и выполнять настоящую инструкцию.

    За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранен от участия в учебном процессе.

    • переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;
    • снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, висячие сережки и т. д.);
    • убрать из карманов спортивной формы колющиеся и другие посторонние предметы;
    • под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий;
    • убрать в безопасное место инвентарь, который не будет использоваться на занятии;
    • под руководством учителя инвентарь, необходимый для проведения занятий, переносить к месту занятий в специальных приспособлениях;
    • не переносить к месту занятий лопаты и грабли острием и зубьями вверх;
    • по распоряжению учителя убрать посторонние предметы с беговой дорожки, ямы для прыжков и т. д.;
    • по команде учителя встать в строй для общего построения.
    • при групповом старте на короткие дистанции бежать по своей дорожке;
    • во время бега смотреть на свою дорожку;
    • после выполнения беговых упражнений пробегать по инерции 5-15 м, чтобы бегущий сзади имел возможность закончить упражнение;
    • возвращаться на старт по крайней дорожке, при старте на дистанции не ставить подножки, не задерживать соперников руками;
    • в беге на длинные дистанции обгонять бегущих с правой стороны;
    • при беге по пересеченной местности выполнять задание по трассе или маршруту, обозначенному учителем;
    • выполнять разминочный бег по крайней дорожке.

    Песок в яме для приземления должен быть влажным, хорошо взрыхленным, а его поверхность должна находиться на одном уровне с поверхностью дорожки для разбега. Перед выполнением прыжков необходимо убрать из ямы грабли, лопаты и другие посторонние предметы.
    Техника прыжка должна соответствовать учебной программе и обеспечить приземление учащегося на ноги.
    Учащийся должен:

    • грабли класть зубьями вниз;
    • не выполнять прыжки на неровном и скользком грунте;
    • выполнять прыжки, когда учитель дал разрешение и в яме никого нет;
    • выполнять прыжки поочередно, не перебегать дорожку для разбега во время выполнения попытки другим учащимся;
    • после выполнения прыжка быстро освободить прыжковую яму и вернутся на свое место для выполнения следующей попытки с правой или левой стороны дорожки для разбега.

    Необходимо быть внимательным при упражнениях в метании.
    Учащийся должен:

    • перед метанием убедиться, что в направлении броска никого нет;
    • осуществлять выпуск снаряда способом, исключающим срыв;
    • при групповом метании стоять с левой стороны от метающего;
    • в сырую погоду насухо вытирать руки и снаряд;
    • находясь вблизи зоны метания, следить за тем, чтобы выполняющий бросок был в поле зрения, не поворачиваться к нему спиной, не пересекать зону метаний бегом или прыжками;
    • после броска идти за снарядом только с разрешения учителя, не производить произвольных метаний;
    • при метании в цель предусмотреть зону безопасности при отскоке снаряда от земли.

    Не передавайте снаряд друг другу броском. Не метайте снаряд в не оборудованных для этого местах.

    • при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;
    • с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;
    • при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;
    • по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.

    5. Требования безопасности по окончании занятий

    • под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;
    • организованно покинуть место проведения занятия;
    • переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;
    • вымыть с мылом руки.

    Безопасность на уроках по легкой атлетике

    Безопасность на уроках по легкой атлетике

    Уроки по легкой атлетике обычно проводят на школьном стадионе или на пришкольной спортивной площадке, реже - в спортивном зале. На занятия могут действовать факторы, способствующие росту травматизма и заболеваемости учеников:
    отрицательная температура воздуха;
    мокрый грунт (пол);
    сильный ветер;
    опавшая с деревьев листва;
    падение на скользком грунте или твердом покрытии;
    нахождение в зоне броска во время метания малого мяча или гранаты;
    выполнение упражнений в беге, прыжках и метании без разминки.
    Типичные травмы

    При выполнении легкоатлетических упражнений возможны:
    растяжения связок локтевого, плечевого, голеностопного и коленного суставов;
    растяжения и надрывы двуглавой и четырехглавой мышц бедра;
    воспаление надкостницы большеберцовой кости;
    мышечные боли;
    ослабление свода стопы.
    Иногда случается «гравитационный шок» - кратковременная потеря сознания в результате резкой остановки занимающегося после интенсивного бега, когда замедляется циркуляция крови и, значит, уменьшается приток кислорода к головному мозгу.

    Меры по обеспечению безопасности
    1. Качественно и всесторонне провести разминку. Она должна включать две части упражнений: обще подготовительную (медленный бег 2-3 мин, комплекс общеразвивающих упражнений 6-8 мин) и специально-подготовительную (беговые и прыжковые упражнения, ускорения).
    Выполняя упражнения при разминке, необходимо придерживаться следующих методических правил:
    o последовательно воздействовать на основные группы мышц (потягивания, упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для мышц туловища и ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление);
    o упражнения по своему характеру и интенсивности должны соответствовать предстоящей основной деятельности на уроке;
    o общеразвивающий комплекс должен включать не менее 6-8 упражнений различной направленности, с повторением каждого 6-8 раз. Специальные беговые упражнения выполняются для подготовки у занимающихся мышц и связок двигательного аппарата к интенсивной работе. Достаточно 3-5 упражнений на дистанции 30-40 м, по 2-3 повторения.
    2. При проведении занятий по бегу:
    o осмотреть и очистить трассу от посторонних предметов;
    o проводить бег только в одном направлении;
    o на коротких дистанциях бежать только по своей дорожке;
    o за финишной линией дорожка должна продолжаться еще не менее чем на 15 м;
    o не делать резко «стопорящую» остановку после бега.
    3. При проведении занятий по прыжкам в длину.
    o место приземления должно быть ровным, рыхлым, без посторонних предметов;
    o во время прыжков следует периодически перекапывать песок, чтобы исключить жесткое приземление;
    o подсобный инвентарь (грабли, лопаты) должен находиться не ближе 1 м от прыжковой ямы. Грабли класть на землю зубьями вниз;
    o дорожка для разбега должна быть ровной, твердой и не иметь выбоин, особенно в месте отталкивания;
    o необходимо соблюдать безопасную дистанцию при поточных прыжках;
    o параллельный разбег и прыжки на одной яме возможны лишь при безопасном расстоянии между дорожками разбега.
    4. При проведении занятий по прыжкам в высоту:
    o в спортивном зале гимнастические маты на месте приземления необходимо укладывать плотно и ровно;
    o места разбега и отталкивания должны быть ровными и сухими;
    o в случае использования учениками разбега с разных сторон следует усилить внимание к регулированию порядка выполнения прыжков: допускать к прыжкам сначала учеников, разбегающихся с одной стороны (толчковая нога - левая), а затем - с другой (толчковая нога - правая);
    o не допускать поспешности с поднятием планки на предельную высоту;
    o не применять на уроке способы прыжков в высоту, не предусмотренные учебной программой и правилами соревнований.
    5. На занятиях по метанию:
    o не проводить встречного метания;
    o строго устанавливать очередность метания снаряда (гранаты, мяча);
    o команда «собирать снаряды» подается только после того, как все учащиеся выполнят метание;
    o перед выполнением упражнений необходимо убедиться, что в секторе метания никого нет;
    o не производить метание без разрешения учителя;
    o не оставлять без присмотра спортивный инвентарь (малые мячи, гранаты);
    o нельзя стоять справа от метающего и находиться в зоне броска;
    o не ходить за снарядами для метания без разрешения учителя;
    o не передавать снаряд для метания друг другу броском.
    Во избежание травм сустава необходимо следить за тем, чтобы во время броска кисть со снарядом (мяч, граната) проносилась над плечом, а не через сторону.

    Презентация по физкультуре по теме:
    Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой.

    Данный материал создан для того, что бы сформировать навыки сохранения жизни и дееспособности учащихся при занятиях легкой атлетикой, и способствовать профилактике травматизма.

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой. Хорошавина Яна Александровна МАОУ лицей «Синтон» г. Чайковский Пермский край учитель физической культуры

    1. Соблюдать дисциплину в ходе занятий.

    2. Заниматься в спортивной обуви и форме, соответствующей погодным условиям.

    3. Заниматься легкой атлетикой только в местах, названных учителем, в поле его зрения.

    4. Приступать к выполнению легкоатлетических упражнений только после разминки.

    5. Не бежать навстречу общему движению учащихся на беговой дорожке (бег по кругу стадиона осуществлять только в направлении против часовой стрелки.

    6. Бежать короткие (спринтерские дистанции) только по своей дорожке.

    7. Во время бега не смотреть под ноги, на своего соперника.

    8. Не допускать стопорящей (резкой) остановки после финиша.

    9. Не перебегать (пересекать) дорожку во время бега «соревнующихся».

    10. При групповом старте не толкаться локтями, не наступать на пятки впереди бегущего.

    11. Во время бега на длинные дистанции уметь правильно распределять силы по дистанции (не начинать быстро).

    12. После финиша следует перейти на ходьбу до полного восстановления дыхания, нельзя резко останавливаться, садиться или ложиться.

    13. Не выполнять прыжки на неровный, рыхлый или скользкий грунт.

    14. Соблюдать очередность выполнения попыток.

    15. Не переходить места, на которых проводятся занятия по метанию.

    16. Выполнять метания только по команде учителя.

    17. Перед выполнением метания посмотреть, нет ли людей в зоне приземления снаряда.

    18. Не стоять рядом с метающим.

    19. Не стоять в поле (коридоре), где приземляются метательные снаряды.

    20. Не ловить метательные снаряды.

    21. Не передавать метательные снаряды броском.

    22. Не выходить в поле (коридор) за метательными снарядами без разрешения учителя.

    23. При падении сгруппироваться во избежание получения травмы.

    24. При плохом самочувствии или травме немедленно сообщить учителю.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Соблюдение техники безопасности при проведении занятий по спортивной гимнастики на уроках в школе.Общие требования безопасностиТребования безопасности перед началом занятийТребования безопасности во в.

    Данная презентация позволяет с помощью компьютерных технологий провести инструктаж и наглядно довести до обучающихся правила поведения во время уроков физической культуры по теме «Легкая атлетика» на.

    Инструкция для учащихсяпо мерам безопасности при занятияхлегкой атлетикой.I. Общие требования безопасности.П. Требования безопасности перед началом проведения занятий.III. Требования безопасности во в.

    Правила безопасности на уроках легкой атлетики.

    Материал направлен на проведение инструктажа по технике безопасности на уроках легкой атлетики.

    Инструкции по технике безопасности.

    ПРИМЕРНАЯ ИНСТРУКЦИЯ для обучающихся по соблюдению мер безопасности на уроках/занятиях по легкой атлетике.

    Правила безопасности при лёгкой атлетике


    1.1. Занятия легкой атлетикой на спортивной площадке (стадионе) проводятся в сухую, теплую погоду.
    1.2. К занятиям легкой атлетикой допускаются обуча¬ющиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструк¬таж по технике безопасности.
    1.3. Всем обучающимся необходимо уметь оказывать первую доврачебную помощь. Они должны знать, что во время занятий легкой атлетикой чаще всего травмы возникают при:


    - нахождении в зоне броска во время выполнения метаний;
    - выполнении упражнений без разминки.
    1.4. У учителя (тренера) должна быть аптечка, укомплектованная необхо-димыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.
    1.5. При переходе через улицу (дорогу) обучающиеся обязаны соблюдать правила дорожного движения.
    2. Требования к безопасности перед началом занятий
    2.1. Перед началом занятий обучающиеся обязаны:
    надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой;
    тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме (мес¬то приземления), про-верить отсутствие на нем посторонних предметов;
    протереть сухой тряпкой снаряды для метания (диск, ядро, гранату и т.д.);
    провести разминку.
    2.2. Перед выполнением метания обучающийся обя¬зан убедиться, что в секторе для метания нет людей.

    3.1. Во время занятий обучающиеся обязаны:
    при групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей до-рожке. При этом дорожка должна выходить не менее чем на 15 м за фи-нишную отметку;
    бег по кругу выполнять только в направлении против часовой стрелки; во время бега во избежание столкновений исключить резкие остановки.
    3.2. Во время занятий обучающимся запрещается:
    выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скольз¬ком грунте;
    приземляться при прыжках на руки;
    производить метания без разрешения учителя (тренера);
    оставлять без присмотра снаряды для метания;
    стоять справа от метающего (при метании левой рукой - слева) и нахо-диться в зоне броска;
    подбирать снаряды для метания без разрешения учителя (тренера);
    подавать друг другу снаряд для метания броском;
    снимать спортивную обувь и бегать босиком;
    покидать спортивную площадку (стадион) без раз¬решения учителя.
    4. Требования к безопасности после завершения
    занятия


    принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.
    5. Требования к безопасности в особых ситуациях
    5.1. При плохом самочувствии обучающийся должен прекратить занятия и сообщить об этом учителю (тренеру).
    5.2. О получении травмы в ходе занятия обучаю¬щийся должен немедленно сообщить учителю (тренеру).
    5.3. При резком ухудшении погоды прекратить занятия и по команде учи-теля (тренера) вернуться в спортивный зал.

    Инструкция по технике безопасности для обучающихся на за-нятиях по футболу
    1. Общие требования к безопасности
    1.1. К занятиям по футболу допускаются обучающие¬ся, прошедшие меди-цинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.
    1.2. Обучающиеся должны быть одеты в форму, пре¬дусмотренную прави-лами игры.
    1.3. Всем обучающимся необходимо уметь оказывать первую доврачеб-ную помощь. Они должны знать, что во время занятий футболом чаще всего травмы возни¬кают при:
    - падении на скользком грунте или твердом покрытии;
    - нахождении в зоне удара; ‘
    - наличии посторонних предметов на поле;
    - слабо укрепленных воротах;
    - игре без специальной футбольной формы (щитки, бутсы и т.д.)
    1.4. У учителя (тренера) должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания пер-вой помощи пострадавшим.
    2. Требования к безопасности перед началом, во время и после занятий
    Перед началом занятий обучающиеся обязаны:
    надеть футбольную форму и обувь с шипованой подошвой;
    внимательно проверить отсутствие на поле посто¬ронних предметов, ям, луж и т.д.;
    провести разминку;
    внимательно прослушать инструктаж по технике безопасности при игре в футбол.
    3. Требования к безопасности во время занятий
    3.1. Во время игры на поле, за воротами и в 10 метрах от поля не должны находиться посторонние лица.
    3.2. Во время занятий обучающиеся обязаны соблюдать игровую дисцип-лину, не применять грубые и опас¬ные приемы.
    3.3. При выполнении прыжков, столкновениях и падениях футболисты должны уметь применять приемы самостраховки.
    4. Требования к безопасности после завершения занятия
    После завершения занятия обучающиеся обязаны:
    убрать спортивный инвентарь в места для его хранения;
    снять спортивную форму и спортивную обувь;
    принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с
    мылом.
    5. Требования к безопасности в особых ситуацияхКого закон признает потребителем Кого закон признает потребителем 3) Может ли в данном случае Кулиш требовать ком­пенсации морального вреда? Студенты техникума Староверов и Василькова после достижения совершеннолетия решили пожениться. Причем для придания большей торжественности этому событию они в своем заявлении […]

  • Гражданский процесс 3. Ненадлежащая сторона в процессе, условия и порядок ее замены В момент возбуждения дела не всегда достоверно известно, является ли истец субъектом права, нарушено ли право, являет­ся ли нарушителем права именно то лицо, на которое указывает истец. Поэтому истца и […]
  • Лекция 11. Международные деликтные отношения 11.1. Понятие деликтных отношений К обязательствам, возникающим из внедоговорных отношений, относят обязательства, возникающие из причинения вреда. Эти обязательства обычно называют деликтными обязательствами, поскольку они возникают не из […]
  • Какие формы собственности на природные ресурсы предусмотрены действующим законодательством? Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие при­родные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Таким образом, […]
  • Судебно-медицинская экспертиза живых лиц: лекция Судебно-медицинская экспертиза живых лиц: лекция // Судебная медицина: Курс лекций / В.Б. Кан, И.Е. Беликов. – Екатеринбург: Изд-во Уральского юридического института МВД России, 2002. библиографическое описание:Судебно-медицинская […]