Расчеты при проектировании. Валы и оси
Валы и оси
Зубчатые колеса, шкивы, звездочки и другие вращающиеся детали машин устанавливают на валах или осях.
Вал предназначен для поддержания сидящих на нем деталей и для передачи вращающего момента. При работе вал испытывает изгиб и кручение, а в отдельных случаях - дополнительно растяжение или сжатие.
Ось - деталь, предназначенная только для поддержания сидящих на ней деталей. В отличие от вала ось не передает вращающего момента и, следовательно, не испытывает кручения. Оси могут быть неподвижными или вращаться вместе с насаженными на них деталями.
Материалы валов и осей
Материалы валов и осей должны быть прочными, хорошо обрабатываться и иметь высокий модуль упругости. Прямые валы и оси изготовляют преимущественно из углеродистых и легированных сталей.
Для валов и осей без термообработки применяют стали Ст5, Ст6; для валов с термообработкой - стали 45, 40Х. Быстроходные валы, работающие в подшипниках скольжения, изготовляют из сталей 20, 20Х, 12ХНЗА. Цапфы этих валов цементируют для повышения износостойкости.
Валы и оси обрабатывают на токарных станках с последующим шлифованием цапф и посадочных поверхностей.
Критерии работоспособности валов и осей
Валы и вращающиеся оси при работе испытывают циклически изменяющиеся напряжения. Основными критериями работоспособности являются усталостная прочность (выносливость) и жесткость. Усталостная прочность валов и осей оценивается коэффициентом запаса прочности, а жесткость - прогибом в местах посадок деталей и углами наклона или закручивания сечений.
Практикой установлено, что разрушение валов и осей быстроходных машин в большинстве случаев носит усталостный характер, поэтому основным является расчет на усталостную прочность.
Основными расчетными силовыми факторами являются крутящие Т и изгибающие М моменты. Влияние растягивающих и сжимающих сил, как правило, невелико и в большинстве случаев не учитывается.
Проектный расчет валов
Проектный расчет валов производится на статическую прочность для ориентировочного определения диаметров. В начале расчета известен только крутящий момент . Изгибающие моменты М возможно определить лишь после разработки конструкции вала, когда согласно чертежу выявится его длина. Кроме того, только после разработки конструкции определятся места концентрации напряжений: галтели, шпоночные канавки и т. п. Поэтому проектный расчет вала производится условно только на одно кручение. При этом расчете влияние изгиба, концентрации напряжений и характера нагрузки на прочность вала компенсируются понижением допускаемых напряжений на кручение .
При проектном расчете обычно определяют диаметр выходного конца вала, который в большинстве случаев испытывает лишь одно кручение. Промежуточный вал не имеет выходного конца, поэтому для него расчетом определяют диаметр под шестерней. Остальные диаметры вала назначаются при разработке конструкции с учетом технологии изготовления и сборки.
Диаметр расчетного сечения вала определяют по формуле, известной из курса сопротивления материалов:
, (4.116)
где Т - крутящий момент, возникающий в расчетном сечении вала и обычно численно равный передаваемому вращающему моменту; - допускаемое напряжение на кручение.
Для валов из сталей Ст5, Ст6, 45 принимают: при определении диаметра выходного конца МПа. При определении диаметра промежуточного вала под шестерней МПа.
Полученное значение диаметра округляют до ближайшего стандартного значения. Нормальные линейные размеры, мм: 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42, 45, 48, 50, 53, 56, 60, 63, 67, 71, 75, 80, 85, 90, 95, 100.
При проектировании редукторов диаметр выходного конца быстроходного вала часто принимают равным (или почти равным) диаметру вала электродвигателя, с которым он будет соединен муфтой.
Зубчатые колеса, шкивы, звездочки и другие вращающиеся детали машин устанавливают на валах или осях.
Вал предназначен для поддержания сидящих на нем деталей и для передачи вращающего момента. При работе вал испытывает изгиб и кручение, а в отдельных случаях дополнительно растяжение или сжатие.
Ось деталь, предназначенная только для поддержания сидящих на ней деталей. В отличие от вала ось не передает вращающего момента и, следовательно, не испытывает кручения. Оси могут быть неподвижными или вращаться вместе с насаженными на них деталями.
Материалы валов и осей
Материалы валов и осей должны быть прочными, хорошо обрабатываться и иметь высокий модуль упругости. Прямые валы и оси изготовляют преимущественно из углеродистых и легированных сталей.
Для валов и осей без термообработки применяют стали Ст5, Ст6; для валов с термообработкой стали 45, 40Х. Быстроходные валы, работающие в подшипниках скольжения, изготовляют из сталей 20, 20Х, 12ХНЗА. Цапфы этих валов цементируют для повышения износостойкости.
Валы и оси обрабатывают на токарных станках с последующим шлифованием цапф и посадочных поверхностей.
Критерии работоспособности валов и осей
Валы и вращающиеся оси при работе испытывают циклически изменяющиеся напряжения. Основными критериями работоспособности являются усталостная прочность (выносливость) и жесткость. Усталостная прочность валов и осей оценивается коэффициентом запаса прочности, а жесткость прогибом в местах посадок деталей и углами наклона или закручивания сечений.
Практикой установлено, что разрушение валов и осей быстроходных машин в большинстве случаев носит усталостный характер, поэтому основным является расчет на усталостную прочность.
Основными расчетными силовыми факторами являются крутящие Т и изгибающие М моменты. Влияние растягивающих и сжимающих сил, как правило, невелико и в большинстве случаев не учитывается.
Проектный расчет валов
Проектный расчет валов производится на статическую прочность для ориентировочного определения диаметров. В начале расчета известен только крутящий момент . Изгибающие моментыМ возможно определить лишь после разработки конструкции вала, когда согласно чертежу выявится его длина. Кроме того, только после разработки конструкции определятся места концентрации напряжений: галтели, шпоночные канавки и т. п. Поэтому проектный расчет вала производится условно только на одно кручение. При этом расчете влияние изгиба, концентрации напряжений и характера нагрузки на прочность вала компенсируются понижением допускаемых напряжений на кручение .
При проектном расчете обычно определяют диаметр выходного конца вала, который в большинстве случаев испытывает лишь одно кручение. Промежуточный вал не имеет выходного конца, поэтому для него расчетом определяют диаметр под шестерней. Остальные диаметры вала назначаются при разработке конструкции с учетом технологии изготовления и сборки.
Диаметр расчетного сечения вала определяют по формуле, известной из курса сопротивления материалов:
,
(4.116)
где Т
крутящий момент, возникающий в расчетном
сечении вала и обычно численно равный
передаваемому вращающему моменту;
допускаемое напряжение на кручение.
Для валов из сталей
Ст5, Ст6, 45 принимают: при определении
диаметра выходного конца
МПа. При определении диаметра промежуточного
вала под шестерней
МПа.
Полученное значение диаметра округляют до ближайшего стандартного значения. Нормальные линейные размеры, мм: 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42, 45, 48, 50, 53, 56, 60, 63, 67, 71, 75, 80, 85, 90, 95, 100.
При проектировании редукторов диаметр выходного конца быстроходного вала часто принимают равным (или почти равным) диаметру вала электродвигателя, с которым он будет соединен муфтой.
Cтраница 2
Проектный расчет делают, если требуется сконструировать новый аппарат или выбрать один из аппаратов, выпускаемых промышленностью. При этом должны быть известны его тепловая мощность, расходы и начальные параметры (температура, давление, влагосодержание и др.) или расходы, начальные и конечные параметры теплоносителей, их теп-лофизические свойства, условия эксплуатации теплообменника и прочие сведения, необходимые для выбора его типа и конструкции. Расчету аппарата, как правило, предшествует расчет технологической схемы, в которой он используется.
Проектные расчеты основаны на ряде допущений и выполняются как предварительные.
Проектный расчет является основным видом расчета при проектировании.
Проектные расчеты применяются для определения исходных данных для установления размеров узлов и деталей несложной конфигурации, причем эти расчеты ведутся по упрощенной методике. Основные этапы проведения проектного расчета: составляют упрощенную расчетную схему сил и моментов; определяют расчетом их численные значения; выбирают материалы по механическим и технологическим свойствам с учетом их стоимости и дефицитности; определяют размеры деталей и согласовывают их с данными стандартов; вырисовывают детали в сборе и проверяют их на соответствие выбранной конструкции. Если необходимо, конфигурацию детали меняют и расчет повторяют.
Проектные расчеты позволяют решать исходя из заданных технологических, кинематических, прочностных и других характеристик те задачи расчета и конструирования, которые нельзя не решать в процессе создания машины.
Проектный расчет на усталостную прочность может быть выполнен лишь весьма ориентировочно, так как обоснованный выбор (по приведенным в технической литературе экспериментальным данным) коэффициентов ka и рма (& т и (Змт), входящих в расчетные формулы, возможен лишь на основе рабочего чертежа рассчитываемой детали.
Проектировочный расчет валов проводят на статическую прочность с целью ориентировочного определения диаметров ступеней вала. В начале расчета известен только вращающий момент Т. Изгибающие моменты М можно определить лишь после разработки конструкции вала, \ когда согласно общей компоновке вьювляют его длину и места приложения действующих нагрузок.
Поэтому проектировочный расчет вала выполняют условцо только на кручение, а влияние изгиба, концентрации напряжений и характера нагрузки компенсируют понижением допускаемого напряжения [τ] к на кручение.
При проектировочном расчете валов редуктора обычно определяют диаметры концевых сечений входного и выходного валов, а для промежуточного вала - диаметр в месте посадки колеса. Диаметры других участков вила назначают при разработке его конструкции с учетом назначения, технологии изготовления и сборки.
Диаметр d, мм, расчетного сечения вала вычисляют по формуле, известной из курса сопротивления материалов:
где М к = Т- крутящий момент, действующий в расчетном сечении, вала, Н-м; [τ] к - допускаемое напряжение на кручение, Н/мм 2 .
Для валов из сталей марок Ст5, Стб, 45 принимают: при определении диаметров концевых участков вала [τ] к = 20...28 Н/мм 2 ; диаметров вала в месте посадки колес [τ] к =14...20 Н/мм 2 .
Полученный диаметр вала округляют до ближайшего значения из ряда R40 нормальных линейных размеров, мм: 22, 24, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42, 45, 48, 50, 53, 56, 60, 63, 67, 71, 75, 80, 85, 90, 95, 100, 105, ПО, 120, 125, 130, 140, 150, 160, 170, 180, 190, 200, 210, 220, 240, 250, 260, 280 и др. Большие (меньшие) значения размеров получают умножением (делением) приведенных размеров ряда на 10 или 100.
При проектировании редукторов диаметр d конца входного вала можно принимать равным d= (0,8...1)d э, где d э - диаметр вала электродвигателя, с которым вал редуктора соединяется муфтой.
После подбора подшипников, расчета соединений, участвующих в передаче вращающего момента, принятия различных конструктивных элементов вала, связанных с фиксацией и регулировкой установленных на нем деталей, назначения вида механической обработки и качества поверхностей отдельных участков вала выполняют эскизную разработку конструкции вала, уточняя его форму и размеры.
Пример 27.1. Выполнить проектировочный расчет тихоходного вала одноступенчатого редуктора привода ленточного конвейера (см. рис. 9.2 и 19.3). Вращающий момент на валу T=321 Н*М. Ширина венца зубчатого колеса b 2 = 42 мм.
Решение. 1. Материал вала. Принимаем сталь марки 45. Учитывая, что выходной конец вала помимо кручения испытывает изгиб от сил, действующих со стороны цепной передачи (см. рис. 9.2), принимаем [τ] к =25 Н/мм 2 .
2. Диаметр выходного конца вала. При М к = Т по формуле (27.1)
Принимаем стандартное значение d=40 мм (см. § 27.4).
3. Эскизная разработка конструкции вала
и оценка его размеров по чертежу
(см. рис. 27.8, а).
Диаметр d=40 мм вала в месте установки звездочки получен расчетом. Диаметры в местах расположения подшипников принимаем d П = 45 мм. Диаметр вала под зубчатым колесом назначаем d к =50 мм (колесо должно свободно проходить через посадочное место подшипника). Радиусы галтелей принимаем r= 1,5 мм (см. рис. 27.4, б). Конструктивно назначаем l , = 50 мм, l 2 = l 3 = 40 мм.
Проверочный расчет валов
Проверочный расчет валов проводят на сопротивление усталости и на жесткость. Его выполняют после полного конструктивного оформления вала на основе проектировочного расчета.
В отдельных случаях валы рассчитывают на колебания. В настоящем курсе расчет на колебания не рассматривается.
Проверочный расчет вала выполняют по его расчетной схеме. При составлении расчетной схемы валы рассматривают как прямые брусья, лежащие на жестких шарнирных опорах.
При выборе типа опоры полагают, что деформации валов малы, и если подшипник допускает хотя бы небольшой наклон или перемещение цапфы (например, в пределах зазоров между телами качения и кольцами подшипника качения), то его считают шарнирно-неподвижной
Рис. 27.6. Расчетные схемы опор
или шарнирно-подвижной опорой. Подшипники качения или скольжения, воспринимающие одновременно радиальные и осевые силы, рассматривают как шарнирно-неподвижные опоры (рис. 27.6, а), а подшипники, воспринимающие только радиальные силы,- как шарнирно-под~ важные (рис. 27.6, б).
На расчетной схеме центр шарнирной опоры располагают на середине ширины радиального подшипника качения (рис. 27.6, а) или со смещением а от торца подшипника для радиально-упорных подшипников (рис. 27.6, в). Для конических роликовых подшипников a=0,5, где D, d, Т, е - параметры подшипников (см. справочную литературу).
У валов, вращающихся в подшипниках скольжения (рис. 27.6, б), давление по длине l подшипника вследствие деформации вала распределяется неравномерно. Поэтому центр шарнира условной опоры располагают со смещением (0,25...0,3)l от стороны нагруженного пролета вала.
Основными силами, действующими на валы, являются силы от передач, распределенные по длине ступиц. На расчетных схемах эти силы, а также вращающие моменты изображают как сосредоточенные, прилоч женные в серединах ступиц (рис. 27.8).
Силы трения в опорах и силы тяжести валов и установленных, на них деталей не учитывают (за исключением маховиков).
После выполнения проектировочного расчета, когда диаметры входных (выходных) концов валов будут известны, подбирают муфты (см. гл. 30), Из-за несоосности соединяемых валов (вследствие изнашивания, погрешностей изготовления и монтажа) большинство муфт дополнительно нагружают консольные участки валов радиальной силой F u .
Так как направление консольной силы F M неизвестно, то его принимав ют совпадающим с направлением действия окружной силы F t в передаче (худший случай). Расстояние от точки приложения силы F u до середины ближайшей опоры назначают конструктивно (см. ).
Пример перехода от принятой конструкции вала к его расчетной схеме приведен на рис. 27.8.
Расчет на сопротивление усталости выполняют как проверочный. Он заключается в определении расчетных коэффициентов запаса прочности в предположительно опасных сечениях, предварительно намеченных в соответствии с эпюрами моментов и расположением зон концентрации напряжений.
При расчете принимают, что напряжения изгиба изменяются по симметричному циклу, а напряжения кручения - по отнулевому циклу (см. рис. 2.1). Выбор отнулевого цикла для напряжений кручения основан на том, что валы передают переменные по значению, но постоянные по направлению вращающие моменты.
Проверку на сопротивление усталости производят по коэффициенту s запаса прочности [см. формулу (2.12)].
Согласно рис. 2.1:
амплитуда симметричного цикла напряжений при изгибе вала
амплитуда отнулевого цикла напряжении при кручении вала
где - результирующий изгибающий момент (М B и М г - изгибающие моменты в вертикальной и горизонтальной плоскостях);
М к - крутящий момент;
W и и W K - моменты сопротивления сечения вала изгибу и кручению:
Проверочный расчет на сопротивление усталости ведут по максимальной длительно действующей нагрузке без учета кратковременных пиковых нагрузок, число циклов нагружения которых невелико и не влияет на сопротивление усталости.
Минимально допустимое значение коэффициента запаса прочности [s] = 1,5...2,5 в зависимости от ответственности конструкции и степени достоверности определения нагрузок.
Если в результате расчета получают s<[s], а увеличение сечения вала невозможно или нецелесообразно, то наиболее эффективным способом повышения сопротивления усталости является применение упрочняющей обработки (см. § 2.4).
Расчет валов на сопротивление усталости ведут в последовательности, изложенной в решении примера 27.2.
Расчет валов на жесткость выполняют в тех случаях, когда их деформации (линейные или угловые) существенно влияют на работу сопряженных с валом деталей.
Так, наклон упругой линии 1 вала под зубчатым колесом от прогиба (рис. 27.7) вызывает перекос колес, концентрацию нагрузки по
длине зубьев, повышенный местный износ или даже излом, а угол
наклона цапф - защемление тел качения в подшипниках, повышен-?
ное сопротивление вращению и нагрев опоры.
Различают изгибную и крутильную жесткость вала.
Изгибную жесткость валов оценивают прогибом f и углом Θ наклони сечений, которые определяют методами сопротивления материалов. Требуемая изгибная жесткость обеспечивается при выполнении условий:f < [f ] и Θ < [Θ ].
Значения допускаемых прогибов [f ] и углов наклона [Θ ] зависят от назначения вала или оси. Так, допускаемый прогиб червяка [f ] < 0,008/я, где т - модуль зацепления; допускаемый угол наклона сечения вала под зубчатым колесом [Θ ]<2"; угол наклона цапф при установке радиальных шарикоподшипников [Θ ]< 1,6", конических роликовых [Θ ]<О,4".
Крутильную жесткость валов оценивают углом закручивания на единицу длины вала (см. курс «Сопротивление материалов»). Для мжь гих валов передач крутильная жесткость не имеет существенного значения и такой расчет для них не проводят.
Расчет осей
Проектировочный расчет. Оси работают как поддерживающие детали и поэтому нагружены только изгибающими нагрузками. Действие растягивающих и сжимающих сил не учитывают. Проектировочный расчет осей на статическую прочность выполняют аналогично расчету балок с шарнирными опорами обычными методами сопротивления материалов, задаваясь при этом длинами участков осей в зависимости от конструкции узла.
Расчет неподвижных осей ведут в предположении изменения напряжений изгиба по отнулевому циклу - самому неблагоприятному из всех знакопостоянных циклов. Для осей, изготовленных из среднеуглероди-стых сталей марок Ст5, Стб, 45 и др., допускаемое напряжение изгиба [σ 0 ] и = 100...160 Н/мм 2 . Меньшие значения рекомендуются при значительных концентрациях напряжений.
Напряжения во вращающихся осях изменяются по симметричному циклу, для них принимают [σ -1 ] и = (0,5...0,6)[σ 0 ] и. Если ось в расчетном сечении имеет шпоночную канавку, то полученный диаметр увеличивают на 10% и округляют до ближайшего большего стандартного значения (см. § 27.4).
Проверочный расчет осей на сопротивление усталости и изгибную жесткость ведут аналогично расчету валов при М к = 0.
1. Валы и оси следует конструировать по возможности гладкими с минимальным числом ступеней (см. рис. 27.8 и 27.9). В этом случае существенно сокращается расход материала на изготовление вала, что особенно важно в условиях крупносерийного производства. В индивидуальном и мелкосерийном производстве применяют валы с бортами для упора колес (рис. 27.2).
2. Каждая насаживаемая на вал или ось деталь должна проходить до своей посадочной поверхности свободно во избежание повреждения других поверхностей (см. рис. 7,6 и 27.8, а). Рекомендуют принимать такую разность диаметров ступеней вала, чтобы при сборке можно было насадить деталь, не вынимая шпонку, установленную в пазу ступени меньшего диаметра.
3. Торцы валов и осей и их уступы выполняют с фасками для удобства установки деталей и соблюдения норм охраны труда (см. рис. 27.2).
4. Втяжелонагруженных валах или осях для снижения концентрации напряжений в местах посадочных поверхностей рекомендуют перепады ступеней выполнять минимальными с применением галтелей переменного радиуса (см. рис. 27.4, в).
5. При посадках с натягом трудно совместить шпоночный паз в ступице со шпонкой вала. Для облегчения сборки на посадочной поверхности вала предусматривают небольшой направляющий цилиндрический участок с полем допуска d9 (см. рис. 27.2).
6. Для уменьшения номенклатуры резцов и фрез радиусы галтелей, углы фасок, ширину пазов на одном валу или оси рекомендуют выполнять одинаковыми. Если на валу несколько шпоночных пазов, то их располагают на одной образующей (см. рис. 27.2).
7. Для увеличения изгибной жесткости валов и осей рекомендуют детали на них располагать возможно ближе к опорам.
8. При разработке конструкции вала или оси надо иметь в виду, что резкие изменения их сечений (резьбы под установочные гайки, шпоночные пазы, канавки, поперечные сквозные отверстия под штифты и отверстия под установочные винты и др.) вызывают концентрацию напряжений, уменьшая сопротивление усталости.
Контрольные вопросы
1. Какая разница между валом и осью и какие деформации испытывают вал и ось при работе?
2. Что называют цапфой, шипом, шейкой и пятой?
3. Каковы основные критерии работоспособности валов и осей и какими параметрами их оценивают?
4. Почему валы рассчитывают в два этапа: первый - проектировочный расчет, второй - проверочный расчет?
5. Какова цель проектировочного расчета, какой обычно диаметр вала определяют и почему?
6. Какова цель проверочного расчета? Какой параметр при этом определяют?
7. Каковы конструктивные и технологические способы повышения сопротивления усталости валов?