Физические упражнения с ребенком 1.5 года. Утренняя гимнастика (зарядка) для детей разных возрастов

Движение – это основа всей нашей жизни. Даже лёгкая физическая нагрузка очень полезна каждому человеку для нормального самочувствия.

Для правильного и своевременного развития ребёнка родителям стоит хорошо изучить теоретический материал о специальных упражнениях для грудничков и ежедневно использовать полученные знания на практике.

Чем полезна гимнастика для грудных детей?

В первые месяцы жизни малыш большую часть времени проводит во сне: пока он только набирается сил для того, чтобы активно познавать окружающий мир. Поэтому гимнастика в совокупности с – это великолепный способ для того, чтобы поддерживать мышцы ребёнка в тонусе.

Рассмотрим, что ещё полезного в занятиях гимнастикой:

1 Развитие координации движений . Примерно к 1-2 месяцам малыш уже начинает совершать координированные движения ручками, к 3 месяцу – осознанно и с интересом ощупывать предметы вокруг себя. А к 6-7 месяцам вы уже можете заметить, как малыш держит равновесие в положении сидя, без вашей помощи.

Тем самым, ребёнок уверенно преодолевает множество этапов для того, чтобы сделать свои первые самостоятельные шаги. Правильное формирование опорно-двигательного аппарата происходит именно благодаря комплексу упражнений для развития равновесия (например, упражнения на мяче – фитболе).

2 Улучшение работы желудочно-кишечного тракта . Физические упражнения благоприятно влияют не только на мускулатуру, но и на работу внутренних органов. В частности, движение обеспечивает появление здорового аппетита, лучшее переваривание пищи, снижает вероятность появления желудочных расстройств и коликов.

3 Развитие речи . Как правило, во время гимнастики мамочка озвучивает свои действия, общается с ребёнком, хвалит его и всячески подбадривает.

Слуховое восприятие звуков помогает малышу формировать собственное представление о речи. Ребёнок подражает маме, тем самым приобретая самые первые речевые навыки.

4 Улучшение циркуляции крови и работы обмена веществ . Любое движение способствует правильной циркуляции крови по организму и, как следствие, нормализации работы сердца и сосудов. Гимнастика в раннем возрасте позволит избежать развития болезней и отклонений, связанных с артериальным давлением. Также прилив крови к мягким тканям положительно сказывается на росте.

5 Общение, развитие тактильных ощущений . Во время гимнастики происходит непосредственный контакт мамы или папы с ребёнком: и тактильный, и визуальный. Совместные занятия дают возможность лучше узнать друг друга, почувствовать малышу то, что он важен для родителей. Это успокаивает ребёнка, благотворно влияет на сон и нервную систему в целом.

Интересно! Развитие ребенка в 10 месяцев

С какого возраста можно начинать делать гимнастику для детей?

Вводить первые элементы гимнастики можно начинать уже с возраста нескольких недель.
Это аккуратные поглаживания конечностей и животика, которые, по сути, являются частью массажного комплекса, однако также играют роль подготовки к гимнастике.

Если у малыша нет соответствующих противопоказаний, то начинать рефлекторные упражнения (сгибание и разгибание конечностей, «ходьба» и др.) можно с 1-1,5 месяца.

Любопытно, что лучшим первым гимнастическим опытом для ребёнка является плавание. Придя в наш мир из влажной среды, детки сохраняют инстинктивную способность к плаванию до трёх месяцев. Тщательно наблюдая за малышом, проводить сеансы плавания в домашней ванне можно с момента полного заживления пупочной раны. Если вы не уверены в своих силах, так как плавание – достаточно травмоопасная процедура, обратитесь к врачу-педиатру за помощью.

Основные правила гимнастики для грудных детей

Естественно, что для новорожденного малыша нужен более деликатный подход абсолютно во всём. Для того чтобы гимнастика приносила только пользу, к этому процессу нужно относиться внимательно и аккуратно. Существует несколько несложных правил, благодаря которым от упражнений можно добиться максимального эффекта:

1 Оценивайте реально способности ребёнка. Главной целью гимнастики всё-таки является стимуляция и развитие навыков, а не серьёзная спортивная подготовка. Не спешите, выбирайте упражнения, доступные для возраста вашего малыша. Если вы видите, что ребёнок не справляется с нагрузкой, уменьшите количество времени, отведённое на тренировку, ослабьте интенсивность выполняемых действий.

2 Не стоит начинать гимнастику, если вы не в настроении. Упражнения с ребёнком должны быть интересными и желанными, а не рутинной скучной процедурой.

Если вы чувствуете, что достаточно устали за сегодня, то лучше сделать выходной, чем лишний раз портить настроение себе и крохе.

Подходите к выполнению упражнений исключительно с позитивным настроем и ребёнок, как лучший непредвзятый психолог, обязательно ответит вам взаимностью. То же самое касается и ребёнка – если малыш хочет отдохнуть и капризничает, не стоит заставлять его.

3 Желательно выработать режим тренировок. Идеальное время для занятий с малышом – полдень. К этому времени ребёнок должен быть сытым, настроенным на упражнения, но с момента последнего кормления должно пройти не менее 20-30 минут.

Отложите занятия гимнастикой, если ребёнок не здоров. Также упражнения не следует выполнять несколько дней после прививок.

5 Хорошо проветривайте комнату перед гимнастикой, но также следите за температурой воздуха в комнате. Упражнения будут гораздо более эффективными, если во время них малыш будет голым, поэтому температура ниже 22-23 градусов не допустима для занятий.

Гимнастика для детей 1-3 месяцев

В этот период все упражнения имеют рефлекторный характер. Главный принцип – раздражение кожи малыша с целью получения ответной реакции. Все движения делаются только при помощи взрослых. Тренировка длится не более 15 минут. Стоит помнить, что любая гимнастика начинается с лёгкого массажа, поглаживания.

Интересно! Как приучить малыша к горшку?

1 Выкладывание на живот . Пожалуй, самое простое упражнение. При выкладывании ребёнка на живот, например, для массажа спины, проявляется одна из его интересных инстинктивных особенностей: малыш сразу кладёт голову набок. Такое упражнение помогает развитию мышц шей и спины.

2 Реакции на прикосновение, сгибание и разгибание пальцев . Аккуратно придерживайте ножку ребёнка за голеностопный сустав и проводите подушечками пальцев по его ступне. Малыш будет сгибать и разгибать пальчики ног.

3 «Ползание» . Исходное положение – лёжа на животе. Ножки полусогнуты в стороны. Одной рукой аккуратно придерживайте малыша под грудью, другой дотрагивайтесь до ступней. Ребёнок рефлекторно выпрямляет ножки, отталкиваясь и как бы «ползя» вперёд.

4 «Ходьба» . Крепко, но осторожно придерживая малыша в области подмышек, поставьте его на ножки. Пятка должна коснуться поверхности стола или кушетки. Ощутив твёрдое основание, ребёнок будет рефлекторно перебирать ногами.

5 Разгибание позвоночника . Исходное положение – лёжа на боку. Одной рукой придерживайте ноги малыша, большим и указательным пальцами другой проводите линию вдоль позвоночника. Это упражнение направлено на развитие сгибателей и разгибателей спины.

Гимнастика для детей 4, 5 и 6 месяцев

Помимо предыдущих, в комплекс могут быть добавлены упражнения, провоцирующие ребёнка к самостоятельным действиям, а также упражнения с мячом.

1 «Боксёр» . Это упражнение заключается в выполнении ритмичных сгибании и разгибаний рук ребёнка. Осторожно обхватите его за запястья, вложив большие пальцы ему в ладошку. Поочерёдно поднимайте ручки: если левая поднята, то правая находится в согнутом положении, и наоборот.

2 Положите ребёнка на мяч (он не должен вызывать неприятных ощущений у ребёнка, например, быть холодным). Малыш должен слегка развести колени, обеспечив более устойчивое положение. Придерживая его за спину, не спеша раскачивайте на мяче из стороны в сторону. Это же упражнение можно выполнять и лёжа на спине.

3 Сгибание и разгибание ног . В положении лёжа на спине, возьмитесь руками за голени ребёнка. Сначала сгибайте ножки поочерёдно, после выполняйте сгибания синхронно. Колени должны касаться живота.

Новорожденный малыш проводит большую часть времени в состоянии сна, просыпаясь только в определенное время от чувства голода или дискомфорта. Между тем, ему необходимо развиваться физически с первого года жизни. Обязательным режимным пунктом должна стать гимнастика для новорожденных.

О пользе гимнастики

Хотя в пользе гимнастики не стоит никого убеждать, относительно грудничков она оказывает особое действие:

  1. Тактильный контакт с мамой благотворно влияет на психическое состояние. Малыш дольше и спокойнее спит.
  2. Малыш познает свое тело и привыкает к нему. У него развиваются необходимые рефлексы, мышцы и суставы, развивается координация движений.
  3. В процессе занятий улучшается обмен веществ, работа надпочечников, ускоряется кровообращение. Зарядка обеспечивает прочную сцепку мышц и костей.
Благодаря гимнастическим упражнениям малыш учится лучше чувствовать свое тело, совершенствуется также и работа нервной системы, отвечающей за передачу импульсов от мозга к мышцам

По словам педиатра Комаровского О.Е., от того, насколько правильно организовано развитие детей с грудничкового возраста, зависит состояние их здоровья в дальнейшем. Гимнастические упражнения должны соответствовать возрасту. В сочетании с массажем активные физические упражнения окажут благотворное влияние не только на физическое, но и на умственное развитие новорожденного.

Самое элементарное и распространенное утреннее упражнение, которое можно применять после выписки из роддома – раннее выкладывание карапуза на животик. Малыш поначалу инстинктивно будет поворачивать голову набок, потому что ему в этом положении легче дышать. Позже он начнет поднимать голову вверх и стараться удерживать ее в течение нескольких секунд.

Упражнение укрепляет мышцы шеи, спинки, плечей, позвоночник. Через несколько недель ребенок держит голову в приподнятом состоянии достаточно долго, затем начинает приподнимать плечи, в дальнейшем – опираться на локти и поднимать корпус.

Упражнением назвать сложно, но именно оно поможет крохе адаптироваться к окружающему миру после рождения. Конечно, время выкладывания необходимо регламентировать, чтобы ребенок не устал.

О принципах физических упражнений

У новорожденного строго регламентирован распорядок дня, поэтому на проведение физических упражнений рекомендуется подобрать специальное время. Лучше, если это будет первая половина дня. Если получится проводить зарядку в одно и то же время, то у него выработается рефлекс, в это время малыш не будет капризничать. Некоторые условия, которые необходимо соблюдать при проведении упражнений:

  • Маме перед началом гимнастики или массажа с новорожденным нужно тщательно помыть и согреть руки. Температура воздуха в комнате должна быть 20 градусов. Перед началом утренней гимнастики необходимо разогреть мышцы малыша легким массажем.
  • Зарядку необходимо проводить за час до кормления. Общая продолжительность упражнений – в пределах 15 минут.
  • Нужно разговаривать во время гимнастики с месячным новорожденным. Если ребенок начинает капризничать, зарядку следует прекратить.

Бывает так, что грудничку противопоказаны динамические упражнения. В этом случае можно ограничиться простым поглаживанием тела по всей поверхности.



Во время зарядки с ребенком необходимо разговаривать: так он будет с радостью заниматься и весь процесс пройдет без негативных эмоций и переживаний

Как развивать малыша физически?

В первые месяцы жизни особенно важно наблюдать за определенными особенностями поведения ребенка, его физическим состоянием. Как отмечает известный педиатр Комаровский О.Е., самое характерное для них в этот период – срыгивание, колики в животе, запор. От этих проявлений есть 2 способа защиты – правильное питание и достаточные физические нагрузки.

В то время, когда ребенку еще несколько недель от роду, необходимо запланировать ежедневные физические упражнения дозировано, наращивая интенсивность постепенно, сочетая их с массажем. В этом возрасте все мышцы малыша находятся в гипертонусе, поэтому упражнения должны быть направлены на расслабление (рекомендуем прочитать: ). Чередование действий, направленных на ослабление напряжения мышц, включает в себя массаж и специальные гимнастические упражнения:

  • Массаж – его можно проводить, не дожидаясь назначения врача. Стоит научиться приемам элементарного массажа для грудничков, проконсультировавшись с детским массажистом и приступить к его выполнению самостоятельно.
  • Гимнастика – представляет собой утренний комплекс упражнений для младенцев, направленных на развитие нескольких групп мышц. Все движения маленького должны быть приближены к естественным.

Для малыша собственное тело является игрушкой: он хватает себя за руки и за ноги, разглядывает их, играет с ними, изучая их, и тем самым получает о них определенную информацию. В гимнастических упражнениях нужно задействовать по возможности все части тела. Гимнастика для грудничков и массаж проводятся на ровной поверхности с подложкой из тонкого слоя поролона.

Классическая гимнастика от рождения до 2 месяцев

Ребенок в грудничковом возрасте недостаточно владеет телом, единственное, что он может – бессознательно размахивать руками и ногами, поэтому необходимо упорядочить его движения. Для этого вполне подойдет самая элементарная, но очень эффективная утренняя зарядка. В возрасте 2 месяцев можно проводить те же упражнения, но увеличить их продолжительность:

  1. Ползание – ребенка нужно перевернуть на живот, ноги при этом согнуты в коленях. Ладонью необходимо упереться в его ступни. Рефлекторно он оттолкнется от нее и продвинется вперед. Малыш может выполнить это действие несколько раз, но злоупотреблять его терпением не стоит.
  2. Эмбриончик – следует положить ребенка на спинку. Ручки складываем на груди, ножки подтягиваем к животу. Голову малыша нужно бережно направить к груди и придерживать так некоторое время.
  3. Ходьба – держа малыша под мышки, поставить его стопами на поверхность стола, слегка наклонить корпус вперед. Он инстинктивно начнет перебирать ногами, слегка упираясь в поверхность.
  4. Велосипед – традиционное классическое упражнение (рекомендуем прочитать: ). Дитя лежит на спине, ноги согнуты в коленях, их нужно поочередно подтягивать к животу, имитируя кручение педалей.
  5. Не нужно бояться осваивать мяч для фитнеса. Ребенка кладем животом на мяч с раздвинутыми в стороны руками и ногами. Мяч нужно покачивать с небольшим размахом, контролируя, чтобы кроха не соскользнул.


Упражнения на фитболе – отличный вариант для детишек с 1 месяца и старше. Единственный нюанс – маме придется быть очень осторожной, чтобы кроха не упал с мяча

Классическая гимнастика для новорожденных рекомендуется детишкам с 1 месяца, потом упражнения на физическое развитие можно переводить на более сложный уровень. Длительность зарядки – 10-15 минут.

Классическая гимнастика в возрасте 3 месяцев

К 3-хмесячному возрасту малыш уже достаточно натренирован, поэтому можно вносить в занятия новые элементы в комплекс утренних упражнений. Когда крошке исполнится 3 месяца, упражнения, уже освоенные в 2 месяца, можно дополнить следующими элементами:

  • Переворачивание на живот – мама берет ребенка за одну ручку. Второй рукой мама захватывает в области голени обе ножки. Поворот на бок начинается с ног, потом подтягиваем руку, пока он сам не перевернется.
  • Неполное присаживание – лежащему на спине малышу нужно подать большие пальцы, чтобы он их плотно сжал. Остальными пальцами захватываем ладошку и приподнимаем его, не доводя до положения сидя. В результате происходит тренировка мышц пресса, шеи, позвоночника.
  • Скользящие ступни – уложить малыша на спину, захватить ноги внизу, медленно выпрямить одну ногу, выполняя ею скользящее движение. Затем упражнение повторяется для второй ноги.
  • Пловец – ребенок лежит на животе, мама подводит ладонь под его живот и грудь, второй рукой держи ноги. Его нужно поднять на несколько секунд на ладони, ноги должны быть чуть выше, чем голова. Это упражнение достаточно повторить 1 раз.


Упражнения с ножками и ступнями очень важны, поскольку там расположено огромное количество жизненно важных точек. Кроме того, именно мышцы ног отвечают за дальнейшую двигательную активность ребенка

Как проводятся занятия по динамической гимнастике?

Динамическая гимнастика считается одним из видов интенсивных развивающих упражнений. Они отличаются тем, что у упражнений повышается уровень сложности. Основные движения – вращение, качание ребенка вниз или вверх головой, чего не нужно пугаться родителям, так как при соответствующей подготовке и сопровождении инструктора это реально можно делать без ущерба для здоровья крохи.

Для тех родителей, которые хотят заниматься с малышом динамической гимнастикой, не стоит приступать к ней, не пройдя предварительную подготовку со специалистом. Как и у всяких тренировочных упражнений для детей, существуют определенные противопоказания для их раннего выполнения: повышенное мышечное напряжение, неправильное развитие тазобедренных суставов или увеличенная их подвижность.

Динамические упражнения

Динамическая гимнастика проводится в специально организованных группах под руководством инструкторов. Потом, набравшись опыта, можно проводить такие упражнения самостоятельно:

  1. Ребенок лежит на животе. Одной рукой берем его за ручку в районе запястья, другой – в районе икры. Нужно поднять его вверх несколько раз. Потом упражнение выполняется аналогично с другой стороны.
  2. Малыш лежит на спине. Его нужно взять руками за щиколотки, поднять за ноги кверху, покачать с минимальной амплитудой 3 раза.
  3. Положить ребенка спиной на кроватку, большие пальцы рук мамы у него в ладошках, остальными пальцами обхватываются запястья. Плавно поднимаем его с кровати, затем нужно вскинуть ребенка таким образом, чтобы его руки были разведены в стороны. Повторить 3 раза.

Эти упражнения считаются основными, с них можно постепенно практиковать занятия динамической гимнастикой. Существует масса упражнений в динамической гимнастике, которым можно научиться у инструктора, расписав для ребенка индивидуальную программу. Можно также посмотреть комплекс на видео, чтобы убедиться, что упражнения безопасны для ребенка, если проводить их правильно.

Прежде чем приступать к занятиям, уместно проконсультироваться со специалистами. Родителям необходимо знать, что динамическая гимнастика может быть травмоопасна для детей. Необходима хорошая теоретическая и практическая подготовка родителей и отсутствие противопоказаний у ребенка.

Те родители, которые не поддерживают приверженцев динамической гимнастики, аргументируют это тем, что она травмоопасна. Родители, которые применяют на практике динамическую гимнастику, считают, что упражнения укрепляют малыша, корректируют мышечный тонус, развивают вестибулярный аппарат, а также укрепляют психологический контакт с родителями.

Динамическая гимнастика для малышей может практиковаться интенсивно с 1 месяца или с полутора. К этому возрасту грудничок уже выходит постепенно из ранней аутической стадии развития и более активно реагирует на окружающих его людей. Если до этого он только и делал, что лежал в одном положении, то благодаря гимнастике он познакомится с окружающим миром.

Делать гимнастику новорожденным детям можно с самого первого месяца. Выполнение упражнений улучшает физические навыки, мускулатуру, двигательную координацию, равновесие и оказывает благотворное воздействие на ЦНС, кровеносные сосуды, сердце и легкие.

Занятия необходимо производить сугубо в игровой форме, разговаривая с малюткой.

Перед занятиями следует удостовериться, что со здоровьем у крохи нет никаких проблем. Также ребенок должен быть в приподнятом настроении и не голодным. Его рекомендуется полностью раздеть и обеспечить в помещении комфортную температуру.

Не стоит забывать и о том, что связки у маленького человечка еще очень эластичные и мягкие, то есть все манипуляции обязательно должны быть аккуратными и мягкими. Амплитуду и интенсивность можно увеличить лишь после шести-семи месяцев, когда у малютки разовьются основные моторные навыки: он будет сидеть, переворачиваться, вставать и ползать. Именно в таком возрасте ребенок начинает принимать непосредственное участие в зарядке.

Гимнастика для грудничков 1 месяц

Как делать зарядку новорожденным? И требуется ли это? С этим должна определиться сама мать. С момента рождения у ребенка начинается непростая адаптация к совершенно новым для него условиям. В это время они много спят, а их питание происходит в перерывах. Потому и считается, что ни с гимнастикой, ни с массажными процедурами торопиться не стоит. Так на чем же основывается гимнастика месячного малыша? Эти занятия направлены на эффективное развитие стабилизации, равновесия и мускулатуры. При этом не должно быть никаких интенсивных упражнений. Они должны выполняться максимально плавно и аккуратно.

Запомните, что при этом ребенок не должен чувствовать никаких болей.

Упражнения для детей 2 месяца

Тренировка в этом возрасте должна начинаться с легких поглаживающих и массирующих движений. Схемы движений, которые указаны ниже, могут включаться и в гимнастику для детей 9 месяцев, меняется лишь интенсивность и длительность манипуляций.

Гимнастические упражнения в этом возрасте еще пассивны. Ребенок лишь следит за руками своей мамы, улыбаясь в ответ.

Гимнастика для ребенка 6 месяцев

Зарядка для детей 6 месяцев направлена на то, чтобы сформировать в детском организме навыки ползания и сидения. В таком возрасте малютка уже может совершать попытки встать на четыре конечности. И это действие следует поощрять.

Гимнастика для детей 9 месяцев

Тут можно выделить пару этапов: активный и пассивный. После 6 или 7 месяцев можно приступать к активным упражнениям, ведь ребенок в этом возрасте много осознает из того, что происходит вокруг.

  1. Поощряйте его ползание . Не волнуйтесь, если ваша кроха не торопится ходить. Необходимо достаточно времени, чтобы спинные мышцы окрепли и полностью сформировались. Ползание, как уже было сказано, можно стимулировать яркими вещами и игрушками.
  2. Развитие мышц живота и спины . Положите ребеночка на свои колени вниз животом, чтобы его плечики и грудь свисали. Попросите его поднять какой-то предмет с поверхности пола. Малютка прогнется, сделав своеобразный мостик, после чего вернется в изначальное положение.
  3. Для гимнастики уже можно пользоваться специальными приспособлениями : обручами, мячиками, скакалками и т. д.

Как известно, детишки нередко копируют поведение взрослых людей, потому упражнения можно совершать вместе. Малыш в таком случае будет охотнее делать приседания и наклоны, кидать мячик, вставать на носки и т. д.

В заключение стоит отметить, что гимнастика для малышей бывает оздоровительной (общей) и лечебной. Лечебные упражнения должны делаться исключительно под контролем эксперта по ЛФК. Однако если у вашего малыша отсутствуют какие-либо нарушения, то некоторые приемы можно освоить и самостоятельно.

Необходимость ребенка двигаться способна:

  1. Увеличить кровяной приток к мышцам и тканям;
  2. Подхлестнуть обмен веществ;
  3. Улучшить функционирование коры надпочечников;
  4. Обеспечить более прочную сцепку мышц и костей.

Физические упражнения должны быть такими, чтобы приносили радость и малышу, и маме. Для ребёнка его тело - это предмет игры. Он играет то с руками, то с ногами. Гимнастика должна способствовать тому, чтобы в виде весёлой игры задействовать и активизировать и остальные части тела новорожденного. Во время такой игры малыш хватает себя за разные части тела, тем самым, получая о них информацию. Идеальное время для проведения такой гимнастики - это время при смене подгузников, так как малыш остается голеньким в этот момент и ему ничего не мешает активно двигаться. Делать упражнения правильнее всего на ровной поверхности, например, на пеленальном столике или просто на столе, сделав подложку из нетолстого поролона.

Следует помнить, что любые упражнения для грудничков должны отвечать ряду определенных требований:

  1. Физические упражнения должны ежедневно входить в распорядок дня малыша в течение всего первого года жизни.
  2. Занятия нужно проводить не раньше, чем через час после кормления и не позже, чем за 30 минут до него.
  3. Температура воздуха в комнате, где будет проходить гимнастика, не должна превышать 21°С. Сама комната должна быть хорошо проветренной.
  4. Делать упражнения нужно не менее трех раз.
  5. Длительность гимнастического комплекса должна быть не менее 15 минут.
  6. Каждое из упражнений нужно сопровождать улыбкой и ласковыми словами. Это поможет выработать у малыша положительную реакцию на эти процедуры.
  7. Не нужно заставлять ребёнка выполнять упражнения, до которых он просто физически ещё не дорос: сидеть, стоять, переворачиваться со спины на живот или ползать. Всему своё время!
  8. Все процедуры начинайте и заканчивайте нежными поглаживаниями ладонями и пальцами, без нажима, чтобы кожа малыша не собиралась при этом в складочки.
  9. Руки малыша нужно поглаживать по направлению от кисти к плечу, ноги - от стоп к паховой области, животик - от боков к пупку, а затем по часовой стрелке вокруг пупка.
  10. Не принуждайте ребёнка к занятиям гимнастикой, если он приболел или просто устал.

Все физические упражнения, которые родители будут выполнять со своими детьми, направлены не только на закрепление и совершенствование навыков. Они, прежде всего, провоцируют возникновение этих навыков, чем способствуют быстрому развитию малыша.

Гимнастика для детей видео:

Упражнения, которые можно выполнять на первом месяце жизни малыша.

  1. Исходное положение (далее и.п.) - малыш лежит сначала на спинке, а затем на животике. Родители нежно поглаживают ребёнка по груди, животику, спинке, ягодичкам и конечностям.
  2. И.П. - младенец находится на спине. Нужно немного надавить большим пальцем посередине ладошки ребёнка. Малыш при этом может открывать рот, несколько вытягивать губки вперёд, приподнимать головку и напрягать мышцы плечей и рук.
  3. И.П. - то же. Нужно вложить свои указательные пальцы ребёнку в ладошки. Он при этом должен хорошо ухватиться за них, прочно их удерживать, а затем совершить попытку приподнять голову и плечи.
  4. И.П. - положите малыша на животик. К стопам крохи подставьте свою ладонь, создавая, как - бы, препятствие, от которого он будет отталкиваться, пытаясь ползти, активно помогая себе руками.
  5. И.П. - на спине. Нужно сгибать и разгибать конечности малыша сначала поочередно, а затем вместе.


  1. И.П. - малыш на спинке. Нужно развести его ручки в стороны с последующим скрещением их в районе груди, якобы обхватывая его туловище.
  2. И.П. - то же. Совершайте боксирующие движения ручками малыша, обхватывая их в области предплечий, ближе к кистям. Не делайте только резких рывков. Всё должно быть плавно.
  3. И.П. - переверните малыша на живот. Придерживайте одной рукой малыша под грудью, вторую положите вплотную к полусогнутым ножкам, чтобы он мог опереться на неё. Вперёд положите яркую игрушку. Малыш рефлекторно будет пытаться дотянуться до предмета, тем самым, пробуя ползти.
  4. И.П. - ребёнок на спине. Мама должна левой рукой обхватить голени малыша, а правой держать левое предплечье. Таким образом, Вы как бы помогаете слегка крохе повернуться на бок. На ту сторону, куда будет разворот, поместите яркий предмет, чтобы привлечь внимание малыша. Делайте повороты попеременно направо и налево.
  5. И.П. - то же. Указательные пальцы вложите малышу в ладошки. После его захвата, слегка подтяните его к себе, если чувствуете, что ребёнок и сам пытается подтянуться. После - верните его в исходное положение.
  6. И.П. - может выполняться и на спине, и на животе. Нужно разместить перед малышом яркую игрушку, таким образом, чтобы он сосредоточил на ней своё внимание. Далее переместите игрушку неспешно в стороны и вверх-вниз, позволяя ребёнку следить за объектом. Упражнение выполняйте на спине и на животе.
  7. Нежно потягивайте пальчики, как бы пытаясь их вытянуть. Без рывков!
  8. Выполняйте каждым пальчиком круговые движения в обе стороны.

Дополнительные упражнения, которые можно выполнять с четырех - шести месяцев:

  1. И.П. - ребёнок находится в положении лежа на спине. Нужно захватить обе голени малыша с помощью одной руки, далее выпрямить его ножки и бережно попытаться повернуть его сначала на бок, затем на животик, а после снова вернуть на спинку. Такие повороты со спины на живот и обратно нужно выполнять поочередно в обе стороны. Поможет увеличить интерес ребёнка к таким действиям какая-либо яркая игрушка, находящаяся на той стороне, куда нужно совершить поворот.
  2. И.П. - то же. Нужно выполнять ногами малыша круговые движения в области тазобедренных суставов. Для этого возьмите в руки голени ребёнка, согните их в коленках, затем подведите бёдра к животику и разведите согнутые ноги в разные стороны. В конце нужно выпрямить ножки и соединить их вместе.
  3. И.П. - поверните малыша на животик. Перед крохой нужно поставить какой-то яркий предмет, привлекающий внимание, например, музыкальную игрушку. Пусть ребёнок попытается подползти к ней. Отодвигайте потихоньку игрушку дальше, чтобы малыш активно к ней тянулся. Но дайте ему после возможность достичь цели, подержать свой трофей в руках, рассмотреть его поближе. Не забудьте похвалить ребёнка.

Упражнения, которыми можно дополнить гимнастику на 6 - 8 месяце.

  1. Помогите малышу встать на четвереньки. Позже он начнет делать это самостоятельно.
  2. И.П. - ребёнок лежит на спинке. Свой указательный палец вложите малышу в правую ладонь, вторую руку положите на бедре или на голени. Далее нужно подтягивать правую ручку к левой ноге, как бы усаживать кроху.
  3. Когда он будет приподниматься, он должен будет сначала опереться на локоток, а затем на ладошку. 3. И.П. - малыш стоит на столе, взрослый человек поддерживает его под подмышки. Имитируйте поступательные движения, держа ребёнка сначала под ручками, затем за кисти обеих рук, а позже - за одну ручку. Делать эти упражнения нужно только в том случае, если ребёнок уже умеет самостоятельно стоять, держась за опору. Такие действия готовят малыша к ходьбе.
  4. И.П. - ребёнок стоит на четвереньках, упирается на ручки. Придерживайте бёдра малыша и помогайте ему устоять на раскрытых ладошках, слегка приподнимая его над опорой.

Комплекс упражнений для малыша 9 - 12 месяцев.

  1. По просьбе взрослого, ребёнок должен подниматься на ножки из любого положения. Вы можете лишь слегка поддерживать его, корректируя движения.
  2. Малыш может доставать до яркого предмета из положения стоя, выполняя наклоны и затем выпрямляясь.
  3. И.П. - ребёнок в положении стоя. Малыш приседает на корточки. Можно помогать ему личным примером, как бы играя в «стань маленьким».
  4. И.П. - то же. Кроха становиться на носочки, играя в «стань большим».
  5. Малыш, по просьбе взрослых, выполняет ряд движений: ходит, приседает, приносит игрушку, мячик. Также он может бросать предмет, разбирать пирамидку и играть с большими кубиками.
  6. Ребёнок может с помощью взрослого встать не невысокую поверхность (коробку, например) и сойти с неё.
  7. Упражнение такое же, но усложненное большей высотой, меньшей поддержкой.
  8. Активная гимнастика.

Выполняется с помощью взрослого. Он может взять малыша или за обе ручки, или за обе ножки, либо за одну ручку и оду ножку одновременно, или за одну какую-то конечность и далее выполнять ряд упражнений:

  1. простой вис;
  2. покачивание ребёнка взад - вперед;
  3. покачивание малыша влево - вправо;
  4. подъем пружинистыми движениями малыша вверх и опускание вниз, имитация прыжков;
  5. вращение крохи.

Главное, что нужно при этом помнить, - малыш должен получать от таких действий удовольствие . Не делайте резких рывков, ведь это может привести к травматизму ребёнка!

Нашла вот такую гимнастику, может кому пригодится:
После того, как мой сынок научился ходить, наши занятия гимнастикой автоматически прекратились. Повзрослевший малыш уже отказывается заниматься пассивной гимнастикой. Но не бросать же занятия совсем? Для зарядки для дошкольников Саша еще мал, ему пока не объяснишь сути и смысла упражнений. И мы нашли выход.

В этом возрасте у ребенка очень сильно выражено подражание взрослым. Он все хочет делать «как большой», значит и гимнастику нужно делать вместе со взрослыми. Мама показывает упражнение - малыш, стремясь подражать, повторяет. Упражнения хорошо сопровождать веселыми стишками и песенками, тогда гимнастика станет веселой и любимой игрой вашего ребенка.

Гимнастику с ребенком в возрасте от года до трех нужно проводить по настроению. Не надо пытаться выполнить весь комплекс упражнений за раз, можно это сделать в течение дня. То есть выполнять по одному-два упражнения за раз и обязательно в игровой форме.

Вот наш комплекс упражнений. Нам еще нет трех лет, так что я буду добавлять новые упражнения, по мере их появления в нашей жизни.

1. Каравай. Мама поет песенку и показывает малышу движения. Помогает малышу их повторять.

Как на Сашины именины
Испекли мы каравай
Вот такой ширины, (ручки в стороны)
Вот такой ужины, (ручки перед собой)
Вот такой вышины, (ручки вверх)
Вот такой нижины. (присели, ручками достали до пола)
Каравай-каравай, (до конца песенки крутим «фонарики»)
Кого любишь выбирай,
Я люблю конечно, всех,
Ну а Сашу больше всех!

2. В Африке горы. Мама поет песенку, держит ребенка за руки, помогая выполнять упражнение. Когда малыш запомнит упражнение - за руки не держать.

А-а, в Африке горы вот такой вышины, (руки вверх)
А-а, в Африке реки вот такой ширины, (руки в стороны)
А-а, крокодилы, бегемоты, (хлопаем в ладоши)
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зеленый попугай. (взмахи руками «как птичка»)

3. Баба сеяла горох. Мама держит ребенка за обе руки, стоя лицом к лицу. Когда ребенок будет прыгать самостоятельно, за руки можно не держаться.

Баба сеяла горох,
Прыг-скок, прыг-скок, (прыгаем на месте)
Обвалился потолок,
Прыг-скок, прыг-скок. (прыгаем на месте)
Баба шла-шла-шла, (шагаем на месте)
Пирожок нашла,
Села, поела (присели на корточки)
И дальше пошла.

4. Мишка косолапый. Изображаем медведя, сильно переваливаясь из стороны в сторону.

Мишка косолапый (шагаем, сильно раскачиваясь влево-вправо)
По лесу идет,
Шишки собирает,
Песенку поет.
Шишка отлетела,
Прямо мишке в лоб, (ладошкой хлопнуть по лбу)
Мишка рассердился
И ногою - ТОП! (топнуть ножкой)

5. По горкам. Садим ребенка к себе на колени и качаем вверх-вниз. В конце стихотворения раздвигаем свои колени, малыша опускаем вниз, поддерживая под коленки.

По горкам, по горкам,
По горной дорожке,
В ямку - БУХ!

А нам больше нравится такое стихотворение для этого упражнения.

Еду-еду, к бабе, к деду,
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дорожке, на одной ножке,
В старом лапоточке, по рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо, а потом вдруг в яму - БУХ!

6. Большой и сильный. Ребенка садим на колени лицом к себе. Держим малыша за руки.

Спрашиваем: какой у нас Саша вырастет?
И отвечаем: высокий (ручки в верх), большой (разводим ручки в стороны), и сильный (руки сгибаем, кулачками прижимаем к плечам).
Спрашиваем еще раз. Отвечаем в обратном порядке: сильный, большой, высокий.

7. Ходим на носочках и на пяточках. Я спрашиваю: как Саша на цыпочках ходит? А как Саша на пяточках ходит?

8. Приседаем. Мы разбрасываем по полу колечки от пирамидки, палочку я держу в руках. Прошу приносить мне колечки по одному. За каждым колечком сыну приходится присесть. Можно, например, разбросать кубики и собирать их в коробку.

9. Мостик. Вроде взрослого мостика, только наоборот. Малыш встает попой вверх, ручками опирается о пол, коленки прямые. Тоже говорю: покажи, как Сашенька мостик делает? И заглядываю ему в этом положении в лицо, Саше смешно - он хохочет.

10. Черепашка. Из положения мостик ходим на ручках и ножках (колени прямые). Говорю: покажи, как черепашка ходит?

11. Прыжки. Говорю: покажи, как зайчики прыгают? Прыг-скок, прыг-скок.

12. Играем с мячом: катаем мяч по полу, бросаем от груди и из за головы.

13. На прогулке. Ходим вверх-вниз по ступенькам, вверх-вниз по горке. При этом пока поддерживаю за ручки, будет ходить уверенней - перестану поддерживать.

14. Догонялки. Говорю: как Саша бегает? Догоню-догоню. Можно и дома побегать, но у нас места маловато, получается бегать только по коридору от комнаты до кухни. Так уж лучше на улице.