Хельмут Марко — о Квяте и «Ред Булл. О вершителе судеб пилотов Red Bull Биография: краткие сведения

Хельмут Марко – личность в паддоке знаменитая, именно он во многом способствовал появлению в Формуле 1 Себастьяна Феттеля, Даниэля Риккардо, Макса Ферстаппена и Даниила Квята. В интервью официальному сайту Хельмут Марко вспомнил прошлое, рассказав малоизвестные факты о своей карьере…

Вопрос: Хельмут, вы были хорошими друзьями с Йохеном Риндтом : вместе росли, вместе учились водить машину, вдвоем ходили смотреть гонки. Это так?
Хельмут Марко : Так и было. Первая гонка, которую мы увидели, прошла на Нюрбургринге в 1961-м. Мы оба провалили экзамены в университете и вместо того, чтобы пойти домой и рассказать печальные новости, отправились на гонку.

Мы ехали всю ночь, припарковались в лесу и уснули в машине, а на следующее утро нас разбудил звук моторов Формулы 1. Йохен сразу воскликнул: «Это то, чем я хочу заниматься!» Мы сидели на траве, слушая звук машин, и уже через несколько кругов могли отличить Ferrari, Matra и машины с двигателем Cosworth. Мне тогда было 18 лет, а Йохену – 19.

Вопрос: Можно ли сказать, что если бы не Йохен, вы бы не увлеклись гонками? Или участие в гонках было предначертано судьбой?
Хельмут Марко : Йохен заразил меня любовью к гонкам. Нас обоих интересовал автоспорт, но нам не хватало уверенности в себе. Однако, когда Йохен отправился в Англию и там добился успеха, я подумал: «Если может он, могу и я! Почему нет?» Я и все австрийские гонщики должны быть благодарны ему, он проложил путь для остальных.

Вопрос: Если бы не гонки, то как бы сложилось ваше будущее? Работали бы адвокатом с девяти до пяти?
Хельмут Марко : С девяти до пяти – звучит ужасно. Но да, я бы продолжил карьеру юриста. Скорее всего, стал бы адвокатом по коммерческому праву. Я доволен тем, как сложилась моя жизнь, счастлив, что выжил, несмотря на травмы. [Хельмут Марко потерял левый глаз, когда во время Гран При Франции 1972 года камень пробил визор его шлема]

Тогда мы не понимали, насколько опасна Формула 1. У нас был своего рода самообман – мы говорили о невезении, если что-то случалось, но всё было наоборот – нам очень везло, если удавалось выжить.

Вопрос: Ваше восхождение по гоночной лестнице было почти столь же стремительным, как у Макса Ферстаппена. Прошло не так много гонок между первыми стартами в Формуле Vee и выступлениями в Ле-Мане за рулем Porsche 908…
Хельмут Марко : Честно говоря, я не помню. Я помню, что заработал деньги на первый год профессиональной карьеры. Я гонялся везде, куда мог попасть: кузовные гонки, прототипы, Формула 2 – везде, где только можно. Я помню о Формуле Vee то, что стартовал в Монако в 1967-м и выиграл гонку. Первую гонку в Формуле 1 я провел в 1971-м.

Вопрос: Вы с самого начала стремились попасть в Формулу 1?
Хельмут Марко : Да. В профессиональной гоночной карьере это была естественная цель. Особенно, когда я увидел реально высокий уровень в Формуле 1. Вы просто хотите стать одним из них.

Вопрос: Вы выиграли в Ле-Мане за рулем Porsche 917. Вам недостаточно было просто выступать в гонках?
Хельмут Марко : Я всегда стремился попасть в Формулу 1, но прекрасно помню, как Джеки Стюарт и многие другие выступали не только в Формуле 1, но и в спорткарах.
Правда в том, что Porsche 917 было сложно пилотировать. Вскоре я смогу вспомнить это, сев за руль перед Гран При Австрии, но я буду очень осторожен!

Недавно я видел в музее Porsche машину, на которой я победил. Я не мог поверить, что мы ехали на ней со скоростью 390 км/ч на прямых в Ле-Мане. Машина выглядит очень хрупкой, мне действительно повезло, что я пережил ту эпоху.

Вопрос: В отличие от Йохана. Как на вас повлияла его гибель?
Хельмут Марко : Когда мне сообщили о его гибели, я не мог поверить, ведь в те времена он уже не пилотировал так рискованно, как в начале карьеры. В Lotus построили быструю, но хрупкую машину, а Йохен хотел выигрывать гонки и титулы. На его похоронах я получил предложение занять место за рулем. Это показало мне, что такое на самом деле автогонки – жизнь продолжается.

В следующем году я попал в аварию на трассе Daytona Beach в профилированном повороте. На скорости 300 км/ч произошёл прокол, и в короткий миг между осознанием того, что я не смогу восстановить контроль над машиной, и ударом о стену в голове промелькнула мысль: «Боже, мне надо было прекратить заниматься гонками!» Просто невероятно, как за две или три секунды перед вами проносится вся жизнь. Вы вспоминаете даже некоторых девушек. Но самая неприятная мысль была о том, что это конец.

В момент удара о стену я сразу включил огнетушитель, поскольку знал, как легко загораются эти машины. Затем я открыл двери, чтобы не задохнуться – все произошло автоматически. Сработал инстинкт самосохранения.

Вопрос: Вы дебютировали в Формуле 1 в команде Jo Bonnier Racing, пилотируя McLaren на Гран При Германии 1971 года. Каково это было? Что помните о том опыте?
Хельмут Марко : Я не так много помню. Это было на «Северной петле» Нюрбургринга – не самое приятное место для дебюта в Формуле 1. Не помню, почему не вышел на старт – я участвовал только в тренировках. Полагаю, я вел переговоры с Surtees и BRM, и Сертиз думал, что я подписал контракт, а на самом деле возникли юридические препятствия.

Однако я помню, что спустя две недели во время австрийского этапа я понял, насколько тяжело пилотировать эти машины. Мне потребовалось некоторое время, чтобы выжать из машины максимум.

Вопрос: Вы провели домашний Гран При в BRM, произвели хорошее впечатление на Луи Стэнли, и он пригласил вас доехать сезон до конца…
Хельмут Марко : Да, в то время BRM была серьезной командой с богатой историей. Луи Стэнли, вероятно, был первым, кто получил настоящий спонсорский контракт: он привел Marlboro в Формулу 1. Гламур был всегда, но в BRM выставляли на старт гонки по четыре-пять машин, поэтому подготовлены они были по не самым высоким стандартам. Однако это был хороший опыт.

Мне потребовалось время, чтобы пройти всю иерархию команды, и когда я сел за руль правильной машины, то попал в аварию. Я очень хотел получить новое шасси – я сидел на 15 сантиметров выше, чем в своей машине, и едва мог пошевелить ногами, но я хотел это шасси. На моем старом шасси этого бы не произошло – камень не попал бы мне в шлем.

Вопрос: Вы думали о том, как на вас повлияла травма?
Хельмут Марко : Скажем так: травма глаза была очень болезненной. Им нужно было пришить глаз, поэтому любое моргание приносило ужасную боль. Кроме того, много ночей я не мог спать, поскольку был полон идей, ведь для меня гонки были единственной причиной жить. Но в одну из этих бессонных ночей я признался себе, что все кончено, и мне нужно искать другое занятие.

Это было похоже на падение в черную дыру, но когда я осознал, что есть жизнь и после гонок, что-то переключилось в моей голове, и следующие 30 лет я не садился за руль гоночных машин. Я знал, что больше не смогу выступать на конкурентоспособном уровне, и не хотел стать «джентльмен-драйвером». Сейчас я могу сказать, что действительно счастлив. Мне повезло, что я прожил тот период, потеряв только один глаз.

Вопрос: Учитывая современный уровень медицины, ваши травмы, вероятно, сегодня были бы излечимы…
Хельмут Марко : В первую очередь надо отметить, что после моей аварии был представлен новый визор – он стал более-менее непробиваемым, чтобы не допустить повторения подобных травм. Были сделаны и другие доработки – на мой взгляд, их оказалось слишком много, поскольку определенный риск должен быть всегда, а если вам это не нравится, вы всегда можете выбрать карьеру таксиста.

Вопрос: Что вы помните о своих напарниках?
Хельмут Марко : В первый год моим напарником был Йо Зифферт, погибший в Брэндс-Хэтч в 1971-м после поломки подвески. Несколько гонок спустя, в Бразилии, такая же поломка произошла на моей машине. Это наглядно демонстрирует, как в те годы относились к вопросам безопасности. Затем я гонялся вместе с Хоуденом Генли и шведским парнем, имя которого не помню [Рейне Виссель]. Иногда моим напарником был англичанин Питер Гетин – очень веселый парень. Из нас четвертых только мы с Хоуденом ещё живы.

Вопрос: Вы думали о том, чего могли добиться в Формуле 1, если бы не травма? Некоторые считали вас более талантливым, чем Ники Лауда. Что вы чувствовали, наблюдая за его успехом?
Хельмут Марко : У меня нет проблем с этим. Ники занял мое место в BRM. Он получил контракт с Ferrari, который изначально был моим, но я не завидую. У нас по-прежнему хорошие отношения.

Думал ли я когда-нибудь о том, что на его месте мог быть я? Нет, я не мечтатель. На самом деле я был с Ники в момент его первой встречи с Энцо Феррари. Визит получился впечатляющим: вы входите в темную комнату и видите сидящего Энцо в еще более темных очках. Это выглядело очень загадочно. (смеется)

Вопрос: Звучит так, что Ники шаг за шагом примерил всё, что вы планировали для себя?
Хельмут Марко : Именно так.

Вопрос: Молодые гонщики, с которыми вы работали, знали, чем вы занимались в прошлом?
Хельмут Марко : Не знаю. Я не спрашивал их.

Вопрос: Вы приводите примеры из своей карьеры в беседах с молодёжью?
Хельмут Марко : Времена изменились, сейчас мои рассказы о том, как я пилотировал старые машины, стали бы пустой тратой времени. Я говорю им только то, что они должны быть конкурентоспособны, полностью сосредоточены на работе и так далее. Именно это я пытаюсь передать им из своего опыта.

Хотя подождите: однажды мне позвонил Даниэль Риккардо, который пилотировал мою Alfa Romeo во время демонстрационных заездов Targa Florio. Он жаловался, что сцепление было тяжелым, а тормоза – тугими. Вероятно, там он получил представление о том, насколько тяжело было в старые дни. Я сказал ему: «Тебе платят в сотни раз больше, чем платили нам. Ладно, в десять раз больше, у тебя меньше работы, а машины безопаснее, так что получай удовольствие и будь благодарен!»

Вопрос: Значит, вы никогда не даете советов по пилотированию? Но вы передаете молодым гонщикам что-то из своего опыта?
Хельмут Марко : Я говорю им следующее: попробуй иначе планировать гоночный уик-энд, более эффективно. Не пытайся стать самым быстрым в пятницу – оставь что-нибудь на квалификацию. В Монако я советую попробовать иную траекторию. Простой опыт, который у вас есть, если вы провели 50 лет в автоспорте!

Вопрос: И это приводит нас к еще одному вопросу: какой лучший момент вы пережили за 50 лет в автоспорте?
Хельмут Марко : Вероятно, мне придется назвать три таких момента. Победа в Ле-Мане была особенной. Первый чемпионский титул вместе с Себастьяном Феттелем и Red Bull. И, поверите или нет, но прошлогодняя победа Макса Ферстаппена в Барселоне. Даже в команде меня называли сумасшедшим за то, что я посадил его за руль, а он взял и выиграл!

Ближайший помощник Дитриха Матешица Хельмут Марко имеет репутацию одного из самых жёстких, но эффективных менеджеров в Формуле-1. Он не раз принимал решения, которые на первый взгляд были спорными, но затем гонщики, на которых Марко делал ставку, подтверждали его правоту. Так произошло и с Даниилом Квятом , чьё назначение в «Торо Россо» вызвало много споров в конце 2013-го, но сейчас, год спустя, уже никого не удивляет тот факт, что именно россиянин заменит Себастьяна Феттеля в «Ред Булл». В паддоке Гран-при России корреспондент «Чемпионата» поговорил с доктором Марко о Квяте, сезоне-2014, отставании «Рено» от «Мерседеса», ожиданиях от сезона-2015 и вакансии в «Торо Россо».

Доктор Марко, насколько важным для «Ред Булл» является российский Гран-при, особенно учитывая фактор Даниила Квята?
- Во-первых, должен сказать, что автодром производит впечатление. Мы путешествуем по всему миру, и всегда приятно приезжать в новые страны.

«Я очень хорошо знал Квята по его карьере в картинге, в младших Формулах. Уверен, что и в следующем году он проделает хорошую работу».

Теперь есть Квят, который будет в нашей топ-команде в следующем году. . В целом Россия - очень важный рынок. И трасса, и окружающие виды очень хорошие.

Когда вы подписали Даниила Квята в «Торо Россо» год назад, это решение вызвало немало критики, но он смог доказать, что вы сделали правильный выбор...
- Меня критиковали, когда я подписал Феттеля, потом то же самое было с Риккардо. Я уже привык к этому. Мы «Ред Булл», мы отважные, любим идти на риск. Хотя не думаю, что мы рисковали в этом случае. Я очень хорошо знал Квята по его карьере в картинге, в младших Формулах. Уверен, что и в следующем году он проделает хорошую работу.

- Вы были удивлены его уровнем выступлений в сезоне-2014?
- Нет, ведь именно потому мы его и подписали! Я наблюдал за его карьерой. В Формуле-3 он выигрывал поулы на мокрой трассе, был на полсекунды быстрее в GP3. Никаких сюрпризов.

- . Не было мысли отложить объявление до его домашней гонки в Сочи?
- Нет, зачем? Мы исходим из спортивных интересов и придерживаемся своих решений. Наоборот, так у россиян было больше времени, чтобы привыкнуть к этой мысли.

- «Ред Булл» проводит крайне тяжёлый сезон. До начала чемпионата ожидали таких сложностей?
- Нет, совсем нет. Мы испытываем проблемы из-за того, что двигателю не хватает мощности. Это стало большим шоком в начале года, но мы добились улучшения. Учитывая нашу ситуацию, думаю, нам удалось здорово отыграться, но мы по-прежнему проигрываем 50-60 лошадиных сил. Когда уступаешь столько в мощности, шансов побороться с «Мерседесом» практически нет.

У вас будут более близкие отношения с «Рено Спорт». Насколько вы уверены в том, что сможете конкурировать с двигателями «Мерседеса» уже со старта сезона-2015?
- Да, наше сотрудничество действительно будет более плотным, но пока надо подождать и посмотреть, какие изменения к следующему сезону будут дозволены регламентом ФИА. Мы уверены, что будем ближе.

«Мы привыкли к тому, что у «Мерседеса» двигатель лучше, но когда разница составляет всего 15-20 л.с., это можно пережить».

Насколько - мы пока не знаем. Мы привыкли к тому, что у «Мерседеса» двигатель лучше, но когда разница составляет всего 15-20 л.с., это можно пережить. Определённо, в следующем году разрыв будет меньше нынешнего.

- Какие в целом ожидания от сезона-2015?
- Мы определённо намерены побороться за победы, именно для этого мы в Формуле-1. Будем атаковать на максимуме, будем работать ближе с «Рено» и постараемся улучшать шасси. Мы надеемся в следующем сезоне снова быть первыми.

Даниэль Риккардо удивил многих своими выступлениями и победами в 2014-м. Стала ли для вас его форма в какой-то мере сюрпризом?
- Я был удивлён тем, как быстро Даниэль смог принести нам результат. Я полагал, ему понадобится время, прежде чем он привыкнет к «Ред Булл» и будет ехать так же быстро, как Себастьян. Тесты в этом плане не были показательными, потому что они прошли тяжело для всей команды, но уже с первой гонке он был на необходимом уровне. И я ожидаю того же от Даниила в следующем году.

- Теперь в «Торо Россо» образовалась вакансия. ?
- Мы рассмотрим этот вопрос очень внимательно. Мы никуда не спешим. Нам важно принять взвешенное решение. Думаю, в Абу-Даби смогу дать ответ на этот вопрос.

Учитывая, что в составе «Торо Россо» могут оказаться два новичка в 2015-м, какие перспективы у других гонщиков программы поддержки Red Bull Junior? Могут ли они рассчитывать на попадание в Формулу-1 в ближайшие годы?
- Это зависит от того, как они будут выступать.

«Будем атаковать на максимуме, будем работать ближе с «Рено» и постараемся улучшать шасси. Мы надеемся в следующем сезоне снова быть первыми».

Всё зависит от этого. Если они покажут что-то исключительное, то пойдут выше. Это не та система, где по прошествии какого-то времени ты гарантированно переходишь выше. Всё зависит от выступлений.

- Когда вы подписывали Макса Ферстаппена, ожидали такого обилия критических высказываний?
- Да, я привык к этому и уже не раз доказывал, что все критики неправы, и не понимаю, почему мне продолжают задавать глупые вопросы о нём.

- Заключительный вопрос: «Ред Булл» следит ещё за какими-нибудь российскими пилотами?
- В настоящий момент нет. Но если мы увидим очень конкурентоспособного пилота, то обязательно выйдем с ним на связь.

Автогонщик Хельмут Марко был довольно известен в 70-е годы... Он навсегда связал свою жизнь с автоспортом, оставаясь при деле даже в своем почтенном возрасте.

Биография: краткие сведения

Родился Хельмут Марко в военное время - в 1943 году, 27 апреля, в небольшом городке Граце. Отец Марко - властный человек, настаивал на получении высшего образования и был недоволен увлечением сына гонками.

В 1967 году Хельмут получил докторскую степень по праву. Этот день он запомнил только благодаря тому, что двумя днями ранее пришел к финишу вторым в Лангебарне на гонке Формулы-V.

Жизнь на трассе

В гонки Марко привел его друг детства - Сначала молодые люди занимались мотогонками, а затем перешли в соревнования на горной местности.

Йохан помогал Хельмуту во всем. Переговоры со спонсорами, знакомства с нужными людьми и подготовка к гонкам были неоценимы для Марко.

В 1970 году Риндт предложил другу стать пилотом команды, где он был совладельцем. И Хельмут сразу же завоевал третье место в гонке "24 часа Ле Ман". Через год австриец улучшил свой результат до победного финиша. При этом он установил рекорд максимальной пройденной дистанции, который был побит лишь спустя 40 лет.

В гонках спортивных автомобилей 2-литрового класса Марко сопутствовал успех. Сначала гонщик поднимается на третью ступень пьедестала на соревнованиях в Дайтоне, затем становится вторым в известной гонке Тарга Флорио. Далее снова третье место на 1000 км Нюрбургринга и второе в Цельтвеге на трассе той же протяженности.

"Формула-1"

Хельмут Марко дебютировал в "королевских гонках" на арендованном болиде "МакЛарен", хотя официально выступал за команду BRM.

Гонщик решил потренироваться за месяц до первого старта, с машиной ему помог друг Йохана Риндта - Бонье. На первом же тренировочном круге автомобиль заглох. То же самое повторилось и на следующий день. На свой первый официальный старт на Гран-при Австрии Марко выходил не совсем уверенным в своих силах.

Во многом неудачной карьере гонщика в первой "Формуле" способствовало руководство команды. В BRM на тот момент Марко был уже 5-м пилотом, да и взяли его в команду только из-за спонсорских вложений. Соответственно, и болид он получил самый худший, что не позволило ему раскрыться в полной мере.

В заключительной гонке сезона 1971 года Хельмут наконец пересел на хорошую машину. Но и тут ему не повезло - механики ошиблись с расчетами и незадолго до финиша у Марко кончился бензин.

Незадолго до Гран-при Франции австриец все-таки получил болид, технически сравнимый с авто лидера команды - Бельтуаза. При равных условиях Хельмут Марко показал лучшее время, а Бельтуаз разбил машину. Тогда руководство решило, что первым пилотом станет Марко.

Именно в тот момент, когда карьера гонщика начала набирать обороты, произошел несчастный случай, который поставил крест на дальнейших планах Марко в мире автоспорта.

На французском этапе "Формулы-1", где австрийский автогонщик получил самый лучший болид и команду механиков, обстоятельства сложились не в пользу талантливого пилота. В болиде Ронни Петерсона ложно сработала система пожаротушения и залила практически всю машину следующего позади Марко. Для лучшего обзора Хельмут стал приподниматься в кресле, тут из-под колес авто Петерсона вылетел камень. Он пробил шлем Марко и сильно повредил левый глаз.

Пилот сам выбрался из машины и потерял сознание. Карьера гонщика "Формулы-1" была окончена, практически так и не начавшись...

Все так же в автоспорте

Но стойкий Хельмут Марко не покинул автоспорт. Будучи человеком образованным и юридически подкованным, он сделал многое для развития автоспорта на своей родине.

Марко привел в гонки и Карла Вендлингера. Он являлся их менеджером на протяжении нескольких лет.

Затем австриец создал свою команду RSM Marko, которая побеждала в "Формуле-3000". В 1996 году Хельмут Марко в "Ред Булле" - во главе программы по подготовке молодежной команды.

С 2005 года он является бессменным главным консультантом основной гоночной команды "Ред Булл". Марко сделал многое для того, чтобы и австрийская команда успешно выступали в престижных гонках.

Примечательно и то, что Хельмут Марко положительно отзывается о российском гонщике Данииле Квяте. Он выступает за дочернюю команду "Ред Булла" - "Торо Россо", его партнером является Карлос Сайнс-младший.

Сильный духом австриец всегда довольно жестко защищает интересы своей команды. Именно поэтому он завоевал признание и уважение миллионов поклонников автоспорта.

Никогда, не кого не судите за сказанное. Консультант Ред Булл доктор Хельмут Марко будучи в Монреале, рассказал в своём интервью, почему он не сомневается в том, что Мерседес проведя шинный тест с Пирелли , нарушили правила Формулы 1.

Корр.: Скажите Хельмут, волны ещё не утихли, но все же можете ли вы дать итоговый вывод, о том как команда относится к совместному шинному тесту Пирелли (Pirelli) и (Mercedes)?

Доктор Хельмут Марко: Данный тест однозначно является нарушением регламента установленного в Формуле 1. Именно поэтому мы начали акцию протеста. Во-первых нам нужны разъяснения, а во-вторых если это действительно существенное нарушение – то мы хотим видеть наказание со стороны ФИА.

Корр.: У команд в Формуле один есть что-то общее с парусным спортом, они всегда стараются быть у края разумного – было ли это действие реально на грани?

Доктор Хельмут Марко: Находиться у самой кромки – в этом нет ничего не обычного. Но в этот раз они перешагнули через линию.

Корр.: Какое преимущество дал команде Мерседес тест резины Пирелли? Было ли преимущество вообще? Что вы считаете преимуществом?


Доктор Хельмут Марко: Болиды Формулы 1 очень сложные машины, и каждый километр трассы пройденный её, особенно в сезоне, приносит важную информацию. Может ли эта информация быть напрямую источником победы, сложно сказать наверняка. Но если бы Ред Булл сделал что-то подобное, то я уверен, что наш болид стал бы ещё быстрее.

Корр.: Иными словами, если вы затеваете такой тест, вы знаете, что будет положительный результат?

Доктор Хельмут Марко: Однозначно да. Каждый пройденный километр даёт ценнейшую информацию.

Корр.: Команда Ред Булл и в меньшей степени , подняли вопрос о шинных тестах Пирелли и Мерседес. Почему же команда Макларен не поступила так же?

Доктор Хельмут Марко: Команда использует двигатель Мерседес в этом сезоне и в следующем. Зачем им портить отношения со своим поставщиком?

Корр.: Может ли этот тест быть важным для разработки болида 2014 года?

Доктор Хельмут Марко: Мы не знаем, сколько реальной информации принесли тесты, поэтому даже не можем предположить могут ли они повлиять на машину следующего года.

Корр.: Говорят что команде Ред Булл тоже бы предложен подобный тест, проведённый Мерседес, но Ваша команда отклонила предложение. Вам не приходило в голову, что если бы провели такой тест Пирелли, вы бы могли гораздо улучшить свой болид?

Доктор Хельмут Марко: Да нам действительно предлагали подобные испытания и мы их действительно отклонили. Мы решили, что воспользовавшись данным предложением мы нарушим инструкции Формулы 1, и будучи лидерами чемпионата можем понести серьёзное наказание, которое может серьёзно отразиться на нашем очередном титуле.

Корр.: Каким может быть решение, которое будет удовлетворительным для Мерседес и Пирелли с одной стороны и Ред Булл с другой?

Доктор Хельмут Марко: Что касается Международного трибунала, то я думаю, что если он примет во внимание все подробности и факты, то сможет принять удовлетворительное для всех сторон участниц, решение.


Корр.: Если же посмотреть на эту ситуацию со стороны «закона джунглей», а не стороны цивилизованных правил

О вершителе судеб пилотов Red Bull

Очень скоро решится судьба Даниила Квята. И чуть ли не главная роль в принятии решения отводится Доктору Хельмут Марко, который назвал россиянина «магнитом для неудач». Немногие болельщики помоложе знают, что вершитель судеб молодых гонщиков Red Bull сам когда-то был пилотом Формулы 1. И достаточно талантливым. В 1971 году он вместе с Porsche и Гийсом ван Леннепом выиграл Ле-Ман и установил рекорд дистанции гонки на выносливость, который продержался до 2010 года.

За кадром Формулы 1

В том же сезоне-1971 и годом позже он выступал еще в одной значимой гонке мирового автоспорта – Тарга Флорио. На Alfa Romeo 33/TT/3 австриец установил рекорд прохождения легендарной трассы. К слову, в начале прошлого года Хельмут Марко Даниэлю Риккардо сесть за руль своего болида, что австралиец с удовольствием и …

Хельмуту сулили многообещающую карьеру. Он вырос в обеспеченной семье и поэтому неудивительно, что в свое время пошел учиться на юриста. Марко начал свою автоспортивную карьеру в небольшой группе, где среди прочих оказался и Йохен Риндт – будущий единственный посмертный чемпион мира. В дополнение к подвигам в гонках на выносливость австриец неплохо дебютировал в одноместных болидах, и Формула 1 открыла для него свои двери.

Девять Гран-при

В 1971 году он впервые принял участие в Гран-при, но в Германии на устаревшем McLaren M7C команды Йо Боннье не прошел квалификацию. Следующая гонка состоялась на его Родине – в Австрии. Марко сменил команду. В Yardley BRM он составил компанию Йо Зифферту, Питеру Гетину и Хоудену Генли. Была лишь одна проблема – BRM постепенно увядал, но имел еще достаточно ресурсов, чтобы выступать в 1972 году.

Хельмут едва не поднялся на подиум на внезачетном этапе в Бразилии в начале сезона — он финишировал четвертым. Австриец частенько проваливал квалификации, но в гонке радовал зрителей яркими прорывами. Например, в Монако в дождь Марко финишировал восьмым после старта с 17-го места, правда, проиграл три круга своему напарнику Жан-Пьеру Бельтуазу, который в тот день был неудержим и добыл последнюю победу для BRM. Хельмут провел девять Гран-при прежде, чем приехал на свой последний этап на горный Центральный массив.

Вершина карьеры

2 июля 1972 года – день, когда вся жизнь Хельмута Марко перевернулась с ног на голову. Гран-при Франции, шестой этап чемпионата мира и живописная горная трасса близ Клермон-Феррана, которая теперь носит название La Charade (Шарада). Хельмуту впервые достался болид P160B, которым уже давно пользовались напарники. Это был выстрел в десятку, используя терминологию стрелков. Результаты мгновенно пошли вверх. Он стартовал с шестого места в квалификации непосредственно перед Франсуа Севером на Tyrrell 002, Эмерсоном Фиттипальди на Lotus 72D и Ронни Петерсоном на March 721G. Его напарники проиграли более трех секунд и оказались далеко позади.


На старте австриец опередил Тима Шенкена на Surtees TS9B и оказался на пятом месте, но вскоре уступил Фиттипальди, атаки которого сдерживал на протяжении четырех кругов. Затем наступил девятый круг.

Как уже было сказано, трасса проложена в горах, поэтому неудивительно, что она была усеяна камнями. И один из них вылетел из-под колес Lotus бразильского гонщика, пробил забрало шлема Марко и попал ему в левый глаз. Тогда многие говорили о том, что Эмерсон специально направил болид на усеянную гравием часть трассы, но эти пересуды быстро сошли на нет.

Уроженец Граца чудом удержал болид и избежал аварии. Джеки Стюарт (который выиграл ту гонку) — в то время главный борец за безопасность пилотов — получил еще один аргумент в своей борьбе. Этот инцидент положил начало ужесточению требований к шлему, привел к обязательному применению забрала, что, в том числе в 2009 году на Гран-при Венгрии, спасло жизнь Фелипе Массе. Но в отличие от Массы Хельмут Марко не смог вернуться в гонки. Вердикт врачей обжалованию не подлежал — потеря левого глаза автоматически отстраняла австрийца от автомобильных гонок.


Питомник Марко

Оставив гонки, Марко не оставил автоспорт. Он занялся продвижением молодых немецких и австрийских пилотов. Однако начало было весьма печальным. Его первые протеже Георг Бюргер, Маркус Хоттингер и Йо Гартнер погибли на трассе. В 1980-х годах он создал собственную команду RSM Marko, которая засветилась в DTM, но больше времени уделяла Формуле 3. Именно в команде Хельмута Герхард Бергер, Карл Вендингер и Йорг Мюллер стали чемпионами Ф3. Последний присоединился к команде в Формуле 3000 и сходу стал чемпионом в 1996 году.

Несколько лет спустя Марко уговорил основателя Red Bull Дитриха Матешица создать структуру по поиску молодых талантов, которую сам же и возглавил. Сегодня плоды его деятельности пожинают не только «красные быки» и Формула 1… Вместе с тем у Хельмута есть собственная сеть гостиниц и ресторанов. В свои 73 года Хельмут Марко продолжает наслаждаться жизнью, дополнив длинный список знаменитых и слепых на один глаз людей.