Какой средний вес у борца сумо. Средний вес борца сумо

На первый взгляд японская борьба сумо выглядит странно: мужчины с избыточным весом, одетые в огромные бикини, толкают друг друга в маленьком круге, а предв...

От Masterweb

21.04.2018 06:00

На первый взгляд японская борьба сумо выглядит странно: мужчины с избыточным весом, одетые в огромные бикини, толкаются в маленьком круге, а предварительная церемония обычно продолжительнее самого боя. Однако, копнув немного глубже, можно обнаружить уникальный и техничный спорт с богатой историей и борцами, чей строгий режим тренировок и самоотверженность не могут не впечатлить.

Сумо – вид борьбы, который уже давно является национальным видом спорта в Японии. Ее происхождение восходит к периоду Яей (около 300 г. до н. э. – 300 г. н. э.). Она включает множество элементов синтоистской религии в виде различных ритуалов и церемоний, которые обычно длятся намного дольше самого поединка. До сих пор соревнования в этом виде спорта считаются священным событием, а павильон, в котором совершаются поединки, приравнивается к синтоистскому храму.

Происхождение и развитие

Истоки борьбы сумо теряются в тумане времени, но, как полагают, она впервые практиковалась в период Яей как часть синтоистского ритуала, когда на бой вызывались «ками» или духи.

Традиционно самым первым борцом считается Номи-но Сукунэ, которому император Суйинин (29 до н. э. – 70 г. н. э.) приказал сразиться с Тагима-но Кэхаем. Номи-но Сукунэ победил, хотя и закономерно, так как был потомком Аменохохи, сына богини солнца Аматэрасу.

Фигуры сумоистов окружали самые древние японские захоронения, также были найдены изображавшие их глиняные игрушки периода Кофун.

Соревнования по борьбе сумо в Японии стали важным ритуалом в VIII в. н. э. В поединках, известных как цудзи-дзумо, участвовали самураи. Они не отличались большим количеством правил, часто заканчивались смертью, а призом были наличные. Другим типом боев были кандзин-дзумо, которые проводились в храмах, чтобы собрать деньги на их содержание.

После XII века эта борьба почти исчезла, поскольку упадок власти Императорского двора и появление класса самураев привели к политической нестабильности. Последний официальный сумо-сэти проводился в 1174 году. При сегунах публичные матчи были запрещены, но среди самураев занятие боевыми искусствами поощрялось. Есть несколько картин, изображающих людей, занимающихся этим видом борьбы в полной экипировке вне площадки дохе.

Считается, что круг, отделяющий борцов от зрителей, появился в XVI в. на турнире, организованном главным военачальником Японии Одой Нобунагой. Тогда сумоисты носили свободные набедренные повязки, а не гораздо более жесткие современные маваси. В период Эдо во время схватки борцы носили окантованные кэсе-маваси, а сегодня их одевают только на время предтурнирных ритуалов. Большая часть остальной спортивной формы, используемой в данное время, появилась в ту же эпоху.

Современная история правил и техники борьбы сумо началась в синтоистском храме Томиока Хачимангу в Токио. Регулярные поединки здесь организовывались с 1684 года. В частности, бывший самурай Икадзути Гондаю создал правила и арену, которые используются и по сей день. Борцы сумо, в народе называемые «рикиси», позже стали профессиональными спортсменами, а сама борьба – национальным видом спорта. Как и раньше, она продолжает считаться священной.

Синтоистские ритуалы

Взрывному физическому удару в борьбе сумо предшествует длинная серия ритуалов и поз, которые происходят от древних поединков и синтоистской религии. Один из таких ритуалов заключается в том, что участник соревнования поднимает одну ногу и несколько раз сильно ударяет ею по земле. Он происходит из архаичной практики воинов, совершавших такие движения перед битвой, чтобы напугать врага, которая носит название «сико». Этот же ритуал совершала богиня Аматэрасу, когда она столкнулась с непослушным братом Сусаноо в мифологии Синто.

Также борцы перед боем хлопают в ладоши. Это еще одна синтоистская традиция: верующий хлопает, чтобы обозначить начало и конец молитвы.

Другой ритуал заключается в том, что спортсмены периодически разбрасывают соль. Это акт очищения, который практикуется в синтоистских святынях, чтобы прогнать злых духов.

Наконец, судья матча сумо сам по себе является поразительным зрелищем, поскольку одет в халат, похожий на те, которые носили в средневековые времена в императорском дворе Японии, и которые сегодня одевают синтоистские священники.

Площадка для борьбы

Два борца смотрят друг на друга, стоя на поднятой квадратной платформе из утрамбованной глины, покрытой слоем песка. Площадка для борьбы сумо в ширину имеет размеры ровно 5,7 м с каждой стороны и 34–60 см в высоту. Ринг или дохе представляет собой идеальный круг диаметром 4,57 м, отмеченный плетенками из рисовой соломы. После каждых соревнований площадка разбирается. Высоко над платформой поднят навес с цветными кистями, свисающими с 4-х его углов, и весь ансамбль имеет статус священной святыни Синто, которую он близко напоминает.


Победитель схватки должен либо вытолкнуть своего оппонента из соломенного круга, либо заставить его опуститься. Если какая-либо часть тела борца, кроме его ног, касается глиняного пола, то он проигрывает. Спортсмены с волосами, связанными сложным узлом в подражание средневековым самураям, носят «маваси» или большой пояс, за который может схватиться противник, чтобы бороться или поднимать его обладателя, выталкивая его за пределы круга или сбивая с ног. В самых быстрых схватках на выполнение этой задачи может уйти всего несколько секунд, но сложность заключается в огромном размере борцов. Многие сумоисты весят 150 кг, но масса отдельных гигантов может превышать 200 кг.

Организация

Некоторые борцы сумо в Японии являются суперзвездами, особенно победители турниров, которые получили престижное звание «екодзуна» или великого чемпиона. Однако участие в этом виде спорта не ограничивается только японцами, поскольку некоторые екодзуна родились в Монголии и на Гавайях. Даже менее известные сумоисты пользуются популярностью, так как их часто приглашают в частные дома в конце зимы, чтобы избавить дом от плохих духов или «они» в церемонии, известной как «сецубун» («второй день, второй месяц»). Борец сумо бросает бобы и неоднократно выкрикивает фразу «они ва сото, фуку ва ути», что означает «демоны прочь, удача приди».

Сумоисты на японском языке называются «рикиси». Два иероглифа, образующих это слово, означают «силу» и «воина». В 6 лигах – маку-ути, дзуре, макусита, санданме, дзонидан, дзонокути – насчитывается около 650 рикиси.

Маку-ути (включает 42 лучших спортсмена), естественно, получает наибольшее внимание средств массовой информации. На вершине находится екодзуна, великий чемпион. Эту позицию обычно занимают, выигрывая два хон-басе (крупных турнира, которые определяют рейтинг) подряд. Ежегодно проходит 6 хон-басе (в Токио, Осаке, Нагое и Фукуоке), по одному в каждый нечетный месяц, и они продолжаются 15 дней. К 2018 году в истории спорта было всего 72 екодзуна, что должно дать представление о том, как сложно добиться этого титула. Рикиси из двух лучших дивизионов (известных как «секитори») борются в каждом крупном турнире.

Предварительный ритуал

Уникальность японской борьбы сумо заключается в том, что зрелищная предматчевая церемония столь же увлекательна, как и сам бой. За день до каждого крупного турнира глиняная платформа дохе с кругом диаметром 4,55 м, в котором происходит поединок, «очищается» молитвой за безопасность рикиси. Она включает помещение соли, очищенного риса, высушенного каштана, сушеных водорослей, сушеных каракатиц и ягод мускатного ореха в маленькой ямке в центре ринга в качестве приношения богам.

Рикиси взбираются на дохе с востока и запада, при этом восточная сторона делает это первой. Борцы выходят в центр круга и останавливаются точно за линиями сикири-сэн, разделенные всего несколькими сантиметрами. Они пристально смотрят друг другу в глаза и совершают ритуал, называемый «сико». Он заключается в том, что борцы хлопают в ладоши и поочередно поднимают и опускают правую и левую ноги, что, вероятно, является тем действием, с которым больше всего ассоциируются этот вид спорта за пределами Японии. Но это больше, чем просто разогревание мышц. Хлопки служат для привлечения внимания богов, поднятые к небу руки демонстрируют отсутствие оружия, а знаменитое топание ногами необходимо, чтобы раздавить любого злого духа.

По окончании сико рикиси покидают круг и очищают себя. Первый ритуал называется «тикара-мидзу», что буквально означает «сильная вода». Каждый рикиси получает эту воду от противника, которого они победили последним. Подобно очищающему ритуалу в святилищах и храмах, каждый рикиси принимает горсть воды, ополаскивает ею рот и омывает тело. Затем борцы берут горсть соли и разбрасывают ее над рингом.


Поединок

Как только судья синпан дает сигнал начала схватки, каждый рикиси приседает за белой линией длиной 80 см, называемой «сикири-сэн». Так как рассчитана борьба сумо на двоих участников, то таких линий две. Поединок начинается, когда оба рикиси положат сжатые кулаки за свой сикири-сэн.

Поскольку именно сами борцы в конечном итоге решают начало боя, эти моменты могут быть невероятно напряженными. Рикиси часто приседают на нескольких секунд, осторожно наблюдая, что сделает их противник, прежде чем встать снова. Они могут выйти из ринга в свой угол, но если они это сделают, они должны снова очистить круг солью перед повторным входом. Победителя определяет единственный бой (это не самая лучшая система), и, поскольку первые несколько секунд, в течение которых рикиси сталкиваются, часто оказываются решающими, можно понять, почему предварительные действия часто являются самыми интенсивными моментами боя.

Если судья определит, что один из борцов не положил оба кулака на землю до начала поединка или если оппонент решит, что он не совсем готов, схватка останавливается. В этом случае сумоисты должны вернуться на свою стартовую позицию.

Стартовый рывок тати-ай является одним из наиболее важных этапов поединка. Хорошее начало позволяет сумоисту бороться в том стиле, который ему подходит более всего.

Официально существует 82 техники, называемых кимари-те («решающая рука»), с помощью которых рикиси может выиграть матч (например, вытолкнуть, бросить за шею и т. д.). Как только победитель будет определен, оба рикиси становятся по обе стороны от круга и кланяются друг другу, не показывая эмоций, прежде чем побежденный покинет ринг для борьбы сумо, и синпан официально объявит победителя.


Общий выход на ринг

Каждый день соревнований начинается с поединков нижнего ранга, прежде чем настанет время матчей дзюре и маку-ути. Каждому раунду боев предшествует специальная процессия, называемая дохе-ири, когда рикиси стоят за пределами круга дохе, одев свои маваси (шелковые набедренные повязки), и выполняют альтернативную версию ритуала сико, упомянутого выше. Они хлопают в ладоши и потирают руки, чтобы убедиться, что боги смотрят, символически очищаясь, прежде чем покинуть ринг, махнув своим маваси, чтобы показать, что под ним нет никакого оружия.

Екодзуна исполняет свой собственный ритуал выхода в круг, представляющий собой более сложную и более продолжительную версию сико, в котором также участвует синпан и два других рикиси, присутствующие на дохе.

Правила боя

Основное правило борьбы сумо простое: если какая-либо часть тела, кроме ног, касается земли или спортсмен выходит за пределы круга, матч заканчивается, и оппонент объявляется победителем. Во время поединка запрещены следующие действия:

  • хватание за волосы;
  • выдавливание глаз;
  • удары кулаками (шлепки открытыми ладонями допускаются);
  • удушение (хотя толчки открытыми ладонями в горло противника разрешены);
  • захват части маваси противника в области промежности.

Борец, использовавший запрещенный прием, автоматически проигрывает, как и тот, у кого развязался маваси. Также поражение засчитывается тому, кто не может продолжить бой (например, после травмы). После объявления победителя судья должен сообщить о приеме, который привел к победе.

Весовые категории отсутствуют. Речь идет не только о размерах: маневренность может быть также важна, и маленькие рикиси имеют то преимущество, что они могут отступить и, проскользнув за своего более крупного противника, использовать его значительную инерцию против него.

Участие иностранцев и женщин

Хотя исторически в этом виде спорта доминировали японцы, в последнее время привычными участниками соревнований по сумо все больше становятся иностранцы. Рикиси, который одержал самые крупные победы в турнирах, – монгольский спортсмен по имени Хакухо Се (Мунхбатын Давааджаргал). В настоящее время иностранцы (из которых большая часть являются монголами) составляют около 5% от общего числа сумоистов.

В профессиональной борьбе сумо женщины участвовать не могут. Но этот запрет не распространяется на любителей. Центром женской борьбы сумо считается Бразилия.


Самый длинный матч сумо продолжался 32 минуты, включая 2 мидзу-ири (короткими перерывами, которые объявляются, когда поединок заходит в тупик).

Наибольшее количество побед подряд – 69 – одержал Футабаяма Сададзи (1912-1968).

Самым тяжелым борцом сумо в истории был Орара Сатоси – российский спортсмен из Республики Бурятия, граничащей с Монголией, который весил 271 кг.

Базовое вознаграждение сумоиста определяется его рангом. Екодзуна получает около 2,8 млн иен в месяц, а борцы дзюре – около 1 млн.

После серьезной автокатастрофы с участием спортсмена Митоидзуми Ассоциация сумо запретила сумоистам сидеть за рулем автомобиля.

Судьи гедзи, подобно борцам, вступают в профессию с 16 лет и остаются в ней до выхода на пенсию. Их традиционная одежда строго зависит от ранга, и по мере профессионального роста они получают почетные звания. Гедзи наивысшего ранга берет себе имя Кимура Сеносукэ, но, в отличие от екодзуна, носить его может только один.

У каждого судьи есть короткий меч танто длиной 15–30 см. С его помощью он должен совершить ритуальное самоубийство в случае принятия неверного решения.

В соответствии со строгими правилами, регламентирующими их жизнь, сумоистам запрещено выбирать себе одежду. Они должны отращивать волосы, чтобы можно было завязать их в узел тен-магэ, подобный тому, который был у самураев в период Эдо. Такую прическу, как и традиционную одежду, борцы сумо должны носить постоянно. При этом одежда начинающих сумоистов должна быть сделана из дешевого хлопка, а на ногах у них обязательно должны быть деревянные сандали гета, даже зимой. С повышением ранга борцам позволяется иметь все более дорогую одежду и даже выбирать ее самому.

Описывая борьбу сумо, нельзя не упомянуть основной рацион сумоистов – тянко-набэ. Это богатое белками японское рагу, состоящее из рыбы, мяса и овощей в курином бульоне, специально разработанном для того, чтобы помочь рикиси набрать вес. Не обязательно быть борцом, чтобы его попробовать – есть рестораны, которые специализируются на этом блюде.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Я с большим уважением и вниманием отношусь к культуре Японии. Она интересна, хотя и не всегда понятна европейцу, а иногда кажется просто парадоксальной. Одной из составных частей культуры этого островного государства является сумо. Откровенно говоря, люблю этот вид философии. Именно философии, а не просто спорта и (или) единоборства, как это принято считать. Благо, сейчас при помощи канала Eurosport есть возможность следить за всеми перипетиями басё, а также за мастерством тех рикиси, которые мне по душе.

Поразительно, но если я в разговоре упоминаю, что являюсь давним и преданным любителем сумо, то в 80 % случаев реакция у наших людей одинаковая: «не понимаю, что может быть интересного в толкании животами заплывших жиром толстяков» или «цирк уродов». В лучшем случае, «сумо - это не эстетично».

Считаю, что вызвано это только с одним: мало кто понимает, что происходит на дохё, практически никто не знает правил и церемоний, а главное, очень трудно принять мысль о том, что сумотори - не нелепые, обросшие жиром и неповоротливые обжоры, а координированные, гибкие, хорошо подготовленные и очень сильные бойцы. Я не тешу себя иллюзиями относительно того, что моя статья может что-либо изменить в общественном сознании, но, во всяком случае, попытаюсь (мечты-мечты!) приоткрыть кому-то истину. Итак, давайте начнем с основ - с истории.

Сумо - это, прежде всего, религиозный ритуал. В Японии развилась собственная, достаточно интересная философия, впоследствии превратившаяся в религию, которая получила название синто. Не буду сейчас подробно останавливаться на этом веровании, ибо кто желает, тот найдет о нем немало литературы. Скажу лишь, что порядок проведения нынешних соревнований, система судейства, даже подготовка площадки для единоборств являются не чем иным, как несколько модифицированными и осовремененными религиозными ритуалами. По сути своей, даже поединок двух бойцов является аллегорией состязания духов, человека и бога, хтонических сил природы.

Впервые о сумо упомянуто в письменных источниках VIII века. Примерно с IX века единоборство (под именем «сумаи») является непременным атрибутом церемоний «Хризантемового трона» (японской императорской династии). В то же время разрабатывается и свод правил, которые действуют до сих пор. Однако популярность борьбы и философии распространилась за пределы дворцовых помещений. Стихийно начало развиваться «народное сумо», которое поначалу жестоко пресекалось, и только после реставрации династии Мэйдзи все слои населения смогли узнать о правилах и ритуалах «истинного» сумо. Это боевое искусство и философия глубоко традиционны для японцев, а насколько эта нация уважает свои традиции, вам, наверно, известно.

Борцы

Люди, занимающиеся сумо, называются рикиси, или сумотори. Профессиональное сумо существует только в Японии, и чтобы заниматься им, надо поступить в так называемое хэя (школу сумо). Никаких особых требований, кроме возрастных (не меньше 18 и не больше 25 лет), к потенциальному бойцу не предъявляется, однако поступить в хэя трудно, так как руководители школ, называемые ояката (обычно вышедшие на пенсию бывшие борцы), стараются выявить у новичка талант, физический потенциал и стремление к победе. Если отсутствует одно из этих качеств, о поступлении в школу мечтать не приходится.

Хэя представляет собой закрытую систему, где борцы совместно живут, тренируются, работают и учатся, порядки напоминают монастырские. Кроме рикиси, в хея также обычно проживают сисё (владельцы школы), ёбидаси (ассистенты-помощники), токояма (парикмахеры), а также ояками-сан - супруги ояката, которые выполняют административные функции.

Чтобы получить привилегии и послабления в работе и тренировках, а также проживать вне пределов хэя, надо достичь определённых успехов, а именно, стать хэягасира (старшим по званию борцом) или еще лучше - сэкитори.

Кто такие сэкитори? В профессиональном сумо сейчас шесть дивизионов. Низший, 6-й, называется дзенокути, пятый - дзёнидан, четвертый - сандаммэ, третий - макусита. Все сумотори, обучающиеся в этих низших дивизионах, носят названия деси. А вот борцы двух главных дивизионов, дзюрё и макуути, и называются сэкитори. Наибольший интерес у нас вызывает макуути, поскольку лучшие мастера проводят свои поединки именно в этом дивизионе.

Заканчивая рассказ о хэя, отмечу, что число школ ограничено количеством 105. Больше быть не может, а вот меньше - сколько угодно. В данный момент насчитывается 52 хэя, наиболее известными в последнее время являются Миягино, Азумазэки и Исэгахама.

Площадка для проведения поединка, требования и ритуалы

Поединки проводятся на специальном помосте, сделанном из утрамбованной глины и носящем название дохё. Высота дохё в переводе на нашу метрическую систему составляет 65 сантиметров, и на его возведение уходит до 12 тонн глины, специально привезенной из места, которое известно лишь посвященным. Глину доставляют за трое суток до проведения басё и слой за слоем трамбуют до нужной кондиции. Сам дохё обычно прямоугольной формы, но соревновательная площадка представляет собой круг диаметром 4,55 метра, очерченный с помощью так называемого тавара, то есть каната, сделанного из переплетенной рисовой соломы. Перед тем, как проложить тавара, судьи гёдзи, проводят синтоисткий ритуал. В дохё закапывают шесть предметов: каштан (символизирующий победу), рис (достаток и богатство), сушеного кальмара (счастье), морские водоросли (продолжение рода и жизни), куст китайского мискантуса (терпение и выносливость) и соль (очищение от злых духов). Вокруг ритуального «посева» этих предметов набрасывается тавара, получившийся круг засыпают тонким слоем морского песка, означающего чистоту помыслов борцов и судей, а сверху круг поливают ритуальным сакэ. По правилам, на дохё категорически запрещено ступать женщине.

Внутри круга проводятся две параллельные линии, означающие стартовые позиции борцов перед поединком. Над дохё возводится специальный навес, называемый яката, похожий на крышу синтоисткого храма. Туда вешаются специальные флаги и четыре разноцветные кисти по краям. Флаги символизируют постоянное движение небес, а кисти - четыре стороны света и четыре времени года. Кисти имеют определенный цвет: белая означает осень, черная - зиму, зеленая - весну, красная - лето.

Турниры

Турниры борцов называются басё. За год обычно проводится шесть басё: январское (место проведения - Токио), мартовское (Осака), майское (Токио), июльское (Нагоя), сентябрьское (Токио), ноябрьское (Фукуока).

Первым днем турнира является первое или второе воскресенье месяца. Продолжительность его - 15 дней. Поединки организуются так, чтобы борцы более высокого ранга боролись с более сильными противниками, борцы рангом пониже - с противниками послабее. Главное, чтобы на дохё не могли встретиться ученики одного хэя.

По итогам турнира у борца может быть только два результата: катикоси (преобладание побед) или макэкоси (преобладание поражений). Если высшие показатели оказываются у двух или нескольких борцов одновременно, объявляются дополнительные поединки, в том числе и для «великих чемпионов», и для представителей одного хэя. Проводятся они по завершении всех встреч последнего дня турнира. От количества побед зависит, какое место в иерархии макуути будет занимать рикиси перед началом следующего басё, а также определяется победитель турнира, который получает специальный приз - Кубок императора.

Иерархия

Все борцы макуути делятся на две категории: рикиси запада и рикиси востока. Нижним рядовым бойцом считается маэгасира (их считают по ранжиру - с шестнадцатого по первый). Например, наш Алан сейчас пятый маэгасира востока. Следующая ступень - кумусуби (подающий надежды), затем идет звание сэкивакэ (молодой чемпион), после него второй по значимости титул - озэки (чемпион), и, наконец, «великий чемпион» йокодзуна.

Борцы получают тот или иной титул по решению японской ассоциации сумо. Передвижение по ступенькам маэгасира, скажем, с пятой на третью, зависит от выступления на одном турнире, так же, как и получение титула кумусуби. Для звания сэкивакэ рассматривается преобладание побед уже на двух турнирах. Получение ранга озэки еще труднее. Надо успешно выступить на трех турнирах подряд, притом, что количество поражений должно быть минимально. Потерять это звание легче, чем приобрести: достаточно, чтобы на двух турнирах подряд количество поражений превышало число побед, тогда ассоциация сумо примет решение о лишении звания.

Высшим званием в иерархии сумо является йокодзуна. Четких правил присвоения звания нет. Что абсолютно необходимо иметь, так это звание озэки, наибольшее число побед и завоеванных Кубков императора на протяжении трех турниров подряд. Общему стабильному росту мастерства борца способствует и так называемый принцип хинкаку, то есть соотношение достоинства, изящества, искусства и поведения претендента. Соответствовать всем этим требованиям очень сложно, поэтому количество йокодзуна никогда не было большим. Нынешний «великий чемпион» Хакухо Сё (монгол Давааджаргал Мунхбат) - всего лишь 69-й по счету начиная с XVII столетия, а многие заслуженные бойцы, например, озэки Кайо Хироюки, несмотря на огромную популярность, более 100 проведенных басё и пять выигранных императорских кубков, пока так и не стал йокодзуна.

Осталось добавить, что совокупно борцов четырех высших рангов йокодзуна, озэки, сэкивакэ и комусуби называют термином санъяку.

Индивидуализация борца

Начнем с самого главного - с имени. При поступлении в хэя человек меняет свою фамилию на так называемый сикона (псевдоним). Сикона также содержит имя и фамилию, причем фамилия пишется первой и является именно той частью индивидуализации, по которой распознают борца. Например, 68-й йокодзуна, монгол Долгорсурэнгийн Дагвадорж взял себе сикона Асасёрю Акинори и вошел в историю именно как Асасёрю.

Следует упомянуть о прическах. Рикиси делают специальную сложную прическу, при которой волосы должны быть уложены особым образом в виде листа растения гингко билоба.

Это кропотлива работа, занимающая много времени, поэтому-то в хэя и живут токояма (парикмахеры). Кроме прически, каждый сумотори имеет специальный шелковый пояс маваси. Он очень длинный (до 10 метров) и оборачивается вокруг талии и бедер несколько раз, завязываясь особым узлом за спиной. На маваси обычно крепят так называемые сагари, то есть амулеты и обереги. Цвет маваси зависит от хэя бойца. Кроме поясов для поединка, каждый сэкитори имеет индивидуальный пояс, используемый для ритуалов и напоминающий фартук. Он называется кэсе-маваси.

Это очень красивые изделия, часто вышитые золотом и даже украшенные драгоценными камнями. Рисунок, цвета и стоимость зависят исключительно от фантазии бойца и размеров кошелька его спонсоров. Единственное требование, чтобы рисунки отражали содержание истории или преданий Страны Восходящего Ростка (одно из самоназваний Японии).

Отдельного упоминания достоин наряд йокодзуна. Поверх кэсе-маваси «великий чемпион» носит специальный, сплетенный из рисовой соломы канат, называемый сэминава, или дзуна. Канат может быть 20 кг весом и символизирует тяжелую ношу чемпиона.

Ритуалы перед проведением поединков

Ритуал, который открывает любое басё, называется дохё-ири (вступление на помост). Борцы в кэсё-маваси появляются в строгом соответствии со своим рейтингом. Сначала выходят сумотори востока, а затем - запада.

Они выстраиваются вдоль дохё и громко хлопают в ладоши для того, чтобы отогнать злых духов.

Потом настает время йокодзуна. Он идет в сопровождении двух оруженосцев, выносящих церемониальный меч. «Великий чемпион» входит в центр круга, громко хлопает в ладоши для привлечения божеств и духов предков, потом вытягивает руки в стороны ладонями вверх, демонстрируя, что у него нет ни оружия, ни темных тайных мыслей. После этого йокодзуна высоко поднимает одну ногу и опускает ее на помост, начиная ритуальный танец. Процедура танца йокодзуна достаточно сложна, существует даже два отдельных стиля, но я намеренно опускаю эти подробности как не столь значимые в рамках нашего повествования.

Итак, процедура изгнания злых духов за пределы дохё закончена. Теперь на помост могут подняться гёдзи. Они облачены в роскошные, дорогие шелковые одежды. Можно начинать поединки. Каждый рикиси перед схваткой бросает на помост соль - для очищения себя и своих мыслей перед боем, а также в качестве «подношения» небесам, чтобы они даровали победу.

Церемония окончания каждого дня басё тоже очень красочна. Один из сумотори выходит на помост и исполняет так называемый «танец с луком». Такова древняя традиция сумо.

Правила поединка

С одной стороны, они выглядят несложными, с другой, как всегда у японцев - не все так просто, как кажется.

Проигрывает тот, кто:

а) коснется дохё любой частью тела (даже кончиком волос), кроме стоп;
б) коснувшийся дохё за пределами круга даже стопами;
в) потерявший свое маваси за время поединка.

Казалось бы, что трудного? Тот, кто тяжелее и внушительнее, выходит на помост и с легкостью одерживает победу. Но я не зря упомянул вначале о том, что рикиси - люди очень сильные, гибкие и, главное, техничные. Простое силовое давление часто не дает результата, так как соперник легко перестраивается и использует твои же преимущества в весе и габаритах против тебя. Существует, по крайней мере, 50 различных комбинаций атак и связок для достижения победы, и, поверьте, санъяку не только знают их наизусть, но и понимают, как в считанные мгновения оценить возможность противодействия. Причем, есть такие интересные комбинации, как идзори - опрокидывание соперника броском назад. Сумотори подсаживается под соперника, захватывает обеими руками его колено и совершает бросок. Или, скажем, какэдзори - бросок соперника назад после подныривания под его атакующую руку с использованием зацепа разноименной ноги противника с внешней стороны. Естественно, такие приемы используются не очень часто, хотя все поклонники сумо до сих пор вспоминают, как на ноябрьском басё 2000 года Кайо победил йокодзуна Мусасимару великолепным броском через спину c захватом руки. В сумо такой прием называется иппондзой и проходит очень редко. Особую пикантность этой победе придает то, что габариты Кайо (рост 185 см, вес 170 кг) намного скромнее, чем у Мусасимару (рост 192 см, вес 235 кг). Так что, глубоко заблуждается тот, кто считает, что победа в сумо достается самым тяжелым и массивным.

Личности

Каждый может найти себе борца, за которым стоит пристально следить и «болеть». Сейчас мир сумо очень разнообразен. Несмотря на достаточно молодой возраст, популярен уже упомянутый мной Кайо Йокодзуна Хакухо. В 26 лет он уже 18 раз выиграл Кубок императора. Два европейца носят высокое звание озэки. Это добродушный эстонец Кайдо Хёвельсон, именуемый Балт, и самый высокий (203 см) и целеустремленный болгарин Калоян Стефанов Махлянов, выступающий под сикона Котоосю.

Есть трое грузин - Гагамару, Тотиносин и Коккай, много монголов, восходящая звезда, бразилец Кайсэй. Ну и, безусловно, надо «болеть» за нашего Алана Габараева. Ему трудно, но его поединки всегда красивы и интересны.

Как болельщик, я отдавал предпочтение первым йокудзуна - не японцу Акебоно и жизнерадостному любителю футбола и радостей жизни Асасёрю. Но мой главный фаворит - мастер, который был великим не только на дохё, но и за его пределами. Он известен в истории как Таканохана. Великий сумотори!

Надеюсь, прочитав это, вы теперь другими глазами взглянете на сумо и понаблюдаете хотя бы за одним днем соревнований. Может быть, вам даже понравится.

Сумо - традиционный японский вид спорта, в котором два спортсмена пытаются вытолкнуть друг друга за пределы круга или заставить коснуться земли любой частью тела, кроме стоп. Кроме боевой составляющей, сумо сочетает в себе элементы шоу и традиций.

Японская ассоциация сумо - организация, которая контролирует профессиональную борьбу сумо в Японии.

История возникновения и развития сумо

Археологические находки свидетельствуют о том, что сумо было распространено в Японии уже в III-VI веках (глиняные фигурки ханива в виде борцов сумо), а первые письменные упоминания о сумо датируются VII-VIII веком (книга «Кодзики»). В книге говорится о том, что 2500 лет назад боги Такэмикадзути и Такэминаката схватились в поединке сумо за право владеть Японскими островами. Победу в поединке одержал Такэмикадзути. Другое упоминание о борьбе сумо можно найти в книге «Нихон сёки», которая датируется 720 годом. В ней также идет речь о поединке, который состоялся между двумя силачами.

Слово “сумо” образовалось от японского глагола “Сумафу” (меряться силами). От данного глагола было образовано существительное “сумахи”, спустя сотни лет оно трансформировалось в слово “сумаи”, а затем и в “сумо”.

В эпоху Хэйан сумо было важным ритуалом императорского двора. Представители всех провинций должны были участвовать в соревновании при дворе. Специальных судей не было, обычно за боем следили военачальники дворцовой стражи, основными их задачами были пресечение запрещенных приемов и контроль синхронности старта. Если возникал спорный вопрос, то обращались за помощью к аристократии, если и те не могли принять решение, то вердикт выносил сам император. Победителю соревнований присуждался титул чемпиона, а также вручались ценные призы.

Конец XVII века в Японии был для сумо “Золотым”. Страна находилась в изоляции, это дало толчек к развитию народных промыслов и боевых искусств. Отличившиеся борцы и актеры театра очень быстро становились знаменитостями. Заводились специальные списки, в которых были перечислены имена лучших борцов, а также отмечены все их титулы. В этот период практически полностью сформировались правила сумо и определились основные приемы (72 приема или кимаритэ).

В 1909 году был построен большой спортивный комплекс Кокугикан для проведения соревнований и турниров по борьбе сумо.

Сумо является неотъемлемой частью японской культуры, которая бережно хранилась целыми поколениями. Каждый борец сумо должен пройти очень тяжёлый путь, жизнь такого

Правила сумо

Продолжительность схватки составляет 3 минуты для возрастной группы 13-15 лет и 5 минут для возрастной группы 16 лет и старше. Если после отведенного времени победитель не определен, назначается повторная схватка (торинаоси).

Поединок в сумо начинается по команде гёдзи (судья) после выполнения необходимых ритуалов. Гёдзи вправе остановить поединок один или несколько раз из-за травмы, непорядка в одежде (маваси) или по какой-либо другой причине, не зависящей от желания участника. Схватка заканчивается, когда судья, определив исход схватки, объявляет: "Себу атта!" — и указывая рукой в ту сторону дохё (Восток или Запад), с которой начинал схватку победитель.

Борцу могут объявить поражение по решению судей в следующих случаях:

  • не может продолжать схватку из-за травмы,
  • использует запрещенные действия,
  • самостоятельно заканчивает схватку,
  • умышленно не поднялся из исходного положения,
  • игнорирование команд гёдзи,
  • не явился в сектор ожидания после второго официального вызова,
  • если маэбукуро (гульфик) маваси развязывается и спадает во время схватки.

В сумо запрещается:

  • наносить удары кулаками или делать тычки пальцами;
  • наносить удары ногами в грудь или живот;
  • делать захваты за волосы;
  • делать захваты за горло;
  • делать захваты за вертикальные части маваси;
  • заламывать пальцы соперника;
  • кусаться;
  • наносить прямые удары в голову.

Площадка для сумо

Соревнования по сумо проводятся на специальной квадратной площадке со стороной 7,27 метра, которая называется дохё. Существует 2 вида таких площадок:

  • мори-дохё — глиняный или земляной трапезоид высотой 34-60 см;
  • хира-дохё — плоский дохё, который используется для тренировок и для соревнований в случае отсутствия мори-дохё.

Сама арена ограничена по периметру жгутом из рисовой соломы и представляет собой круг диаметром 4,55 метра. В центре круга на расстоянии 70 сантиметров друг от друга нанесены 2 линии (сикирисэн) длиной 80 сантиметров.

Экипировка

У борцов сумо из экипировки только специальная набедренная повязка (маваси), повязанная на талии через пах. Ширина маваси составляет 40 см, а её длины должно хватать, чтобы повязку можно было обернуть вокруг торса спортсмена 4-5 раз. Спортсменам запрещается иметь при себе предметы, которые могут травмировать противника (кольца, браслеты, цепочки и т.д.). Тело борца должно быть чистым и сухим, ногти на руках и ногах коротко острижены.

Судейство в сумо

В судейскую коллегию входят:

  • главный судья соревнований,
  • заместитель главного судьи,
  • главный секретарь,
  • судьи,
  • информаторы и другой обслуживающий персонал.

Главный судья несет ответственность за исполнение всех положений, относящихся к общим правилам судейства, включая назначение судейских бригад. Судейская бригада состоит из: руководителя бригады — симпанте, рефери — гёдзи, 4 боковых судей — симпаны.

2017-05-31

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему "Сумо".

Мало кто знает о том, что жизнь борца сумо не имеет ни капельки романтики. Она не только обыденна и строга, но также и скучна. Тот человек, который принимает решение о занятии сумо, должен отказаться от большого количества земных благ. Личная жизнь борца постоянно находится под контролем Ассоциации сумо и его тренера.

Как в Японии, стране изысканных традиций, обладающей одной из самых «правильных» систем питания в мире могло появиться такое чудо, как Сумо? Сумо́ - вид единоборств, в котором два борца выявляют сильнейшего на круглой площадке. Традиция сумо ведется с древних времён, поэтому каждый поединок сопровождается многочисленными ритуалами.Не смотря на то, что еще несколько стран претендуют на звание изобретателей борьбы Сумо, Япония является признанным центром сумо и единственной страной, где проводятся соревнования профессионалов. В остальном мире существует только любительское сумо.Современное профессиональное сумо сочетает в себе элементы спорта, единоборства, шоу, традиций и бизнеса.

Считается, что современная площадка для сумо - дохё, появилась около XVI века, однако форма и размер дохё менялись со временем. Дохё сделан из утрамбованной глины и покрыт сверху тонким слоем песка. Поединок проходит в круге диаметром в 4,55 м, границы которого проложены особыми плетенками из рисовой соломы (т. н. «тавара»). В центре дохё расположены две белые полосы, обозначающие стартовые позиции борцов. Песок вокруг круга тщательно разравнивается вениками перед началом каждой схватки, чтобы по следам на песке можно было определить, коснулся ли один из соперников земли за пределами круга.

Единственная одежда на борце во время поединка - специальный пояс, называемый «мава́си». Это плотная широкая тканевая лента, чаще всего тёмных оттенков. Маваси обматывается в несколько оборотов вокруг голого тела и между ног, конец пояса закрепляется за спиной узлом. Размотавшийся маваси ведёт к дисквалификации борца. У борцов высокого уровня маваси шелковый. К поясу подвешиваются свисающие украшения - «сагари», не выполняющие никакой иной функции, кроме чисто декоративной.

Волосы собираются в особый традиционный пучок на макушке, в двух высших дивизионах прическа выполняется существенно более сложной. Помимо красоты, такая прическа обладает свойством смягчать удар по темечку, возможный, к примеру, при падениях головой вниз.

В сумо запрещено бить иначе, чем открытой ладонью, а также по глазам и в область гениталий. Запрещено хватать за волосы, уши, пальцы и закрывающую гениталии часть маваси. Нельзя проводить удушающие захваты. Всё прочее разрешено, поэтому в арсенал борцов входят пощёчины, толчки, захваты за любые разрешённые части тела и особенно поясов, а также броски, разного рода подножки и подсечки.

Два основных правила используются для определения победителя каждой схватки: коснувшийся первым земли любой частью тела, кроме стоп, считается проигравшим; коснувшийся первым земли за пределами круга считается проигравшим.

В профессиональном сумо нет весовых категорий, поэтому одним из определяющих факторов является масса борца. Почти все спортсмены, кроме начинающих, весят под 100 и более кг, а для высших дивизионов масса выше 120 кг де-факто обязательна - иначе нельзя рассчитывать на успех.
С другой стороны, вес свыше 200 кг - редок. Техничные «легковесы» могут иметь преимущество перед «тяжеловесами» за счет большей подвижности и изощренной техники. Известен победный приём при более чем двукратной разнице в весе. Напротив, чрезмерно большой вес ещё не гарантирует успеха, так как вредит подвижности, повышает риск травм и сужает арсенал приёмов.

Формирование тела борца происходит исключительно в процессе тренировок за счёт увеличения мышц и наращивания веса. Этой цели посвящён сам распорядок дня. Подъём с первыми лучами солнца, утренний туалет, затем натощак начинается изнурительная пятичасовая тренировка, требующая полной отдачи сил и предельной концентрации.

День борцов Сумо начинается с 4-6 часовой интенсивной тренировки на голодный желудок. Теоретически, большая физическая активность должна приводить к ускорению обмена веществ и потере веса, но…Интенсивные физические упражнения на голодный желудок неминуемо приводят к снижению уровня метаболизма в долгосрочной перспективе. Срабатывает наш подсознательный автопилот - умный организм пытается сохранить больше топлива на будущее.
Важно знать! Категорический запрет на завтрак приводит к обязательному перееданию в последующий прием пищи и снижает уровень метаболизма.

После тренировки борцы принимают горячую ванну и обязательно плотно едят, обычно без ограничений, а также не отказывают себе в спиртном. После еды - трёхчасовой сон, затем кратковременная тренировка и лёгкий ужин. Для эффективного набора веса борцами Сумо, используется и употребление пива и саке в больших количествах во время еды. Как известно алкоголь содержит много «пустых» калорий, которые не несут организму никакой питательной ценности, т. е. не используются в качестве поставщика энергии. Другими словами, все калории, полученные от употребления алкоголя идут прямиком на накопления жира.

Интересные факты.
* Борцам любого уровня запрещено самостоятельно водить автомобиль. Нарушившего это правило ждет наказание, так, уличенный 2007 году Кёкутэнхо был дисквалифицирован на один турнир, что означало существенную потерю в ранге. Обычно, борцы ездят на такси или их возят на специальных микроавтобусах.
* Самый тяжелый борец Сумо проживает в Америке и при росте в 2 метра 3 сантиметра имеет вес в 313 килограмм!!!
А как вы думаете, сказывается ли вся эта суета со специальным набором веса, на продолжительность жизни и здоровье сумоистов? Безусловно!!!
Если средняя продолжительность жизни японцев 82 года, то борцы Сумо живут 60 – 65 лет. Ведь, как бы не был физически тренирован, активен и развит человек, лишний вес неминуемо ведет к заболеваниям печени, сердца, гипертонии, сахарному диабету, артритам…Интересно, что после завершения спортивной карьеры (максимальный спортивный возраст борцов Сумо - 35 лет), многие возвращаются к умеренному питанию. И способны, в течение нескольких лет, значительно сбросить вес.

Согласно японской легенде само происхождение японской расы обязано исходу поединка сумо . Верховенство японской нации на островах было установлено в тот момент, когда бог Таке-микадзуси выиграл турнир сумо у лидера соперничающего племени. Однако если отбросить легенды в сторону, история этого вида спорта берет начало около 1500 лет назад, когда поединок сумо был религиозным обрядом.

Игры сумо

Согласно правилам, турнир сумо выигрывает тот борец, кому удается вытеснить противника за внутренний круг ринга или выбросить его за пределы «dohyo» (глинобитного ринга). Спортсмен, который коснется земли любой частью своего тела, будь то колено или кончик его пальца, также считается проигравшим. Использовать кулаки, тянуть за волосы, выдавливать глаза, бить в живот или грудь строго запрещено. В сумо также запрещено хватать за повязку, прикрывающую важные органы. В сумо не существует весовых различий, поэтому в поединке можно встретиться с оппонентом, превосходящим себя по весу в 2 раза и более.

Сумо называют «феодальной системой, в которой 9 из 10 не получают зарплату». Борцы, занимающие ранг ниже juryo получают месячное жалование около 700 $, что составляет около 5 % от сумы, которую зарабатывают борцы высшей лиги. Это служит мотивационным фактором для продвижения выше по рангу. Достигнув чемпионского титула “йокодзуна” спортсмен может рассчитывать на жалование в 30000 $ в месяц, которое он теряет, если спускается в лигу нижнего ранга.

День сумоиста

«Начинать день на голодный желудок – одно их правил успешных тренировок борцов сумо», - говорит Тецухиро Мацуда, менеджер Takasago Sumo stable.
День борца сумо начинается в 5 часов утра с утренней тренировки. Борцы направляются в тренировочный зал сразу после пробуждения. Интенсивные тренировки на голодный желудок усложняют сжигание калорий. Около 11 часов утра спортсмены проводят свою первую трапезу. Молодые борцы помогают повару готовить чанко-набе, густое жаркое в горшочке.

Набор веса для борцов сумо является основополагающим фактором для побед и достижений. Согласно сведениям Японской ассоциации борьбы сумо, 40 из 42 борцов в «макуучи» (высшей лиге) весят более 140 кг. В 2011 году ринг покинул самый тяжелый борец сумо за всю зафиксированную историю этого вида спорта - Ямамотояма Рююто весил 265 кг. Дневная калорийность рациона борца сумо составляет около 8000 килокалорий, что более чем в 2 раза превосходит дневной рацион мужчины в Японии.

Сразу после завтрака борцы направляются в спальню и проводят несколько часов в дневной дреме. Это помогает им набрать вес, так как все съеденные калории запасаются в виде жировых отложений. Следующая трапеза у гигантов состоится около 6- часов вечера.

Чанко-набе - главное блюдо для сумоиста

Для приготовления чанко-набе сгодится практически все содержимое холодильника. Различные сорта мяса, овощи и рыба готовятся в кипящем курином бульоне. Чанок-набе богат протеинами и обычно подается борцам в больших количествах вместе с другими сопутствующими блюдами.

Практика употребления чанко-набе борцами сумо берет свое начало в эпоху Мейдзи. Это блюдо легко приготовить и подать большому количеству спортсменов с минимальными затратами. Благодаря интенсивным тренировкам рано утром и перед сном и двум объемным трапезам в течение дня, организм спортсменов настраивается на режим сохранения жировой ткани. История хранит воспоминания о спортсменах, которые могли съесть 5 кг мяса или 10 мисок риса за один присест.

Если вы хотите попробовать чанко-набе, отправляйтесь в стадион Ryogoku Kokugikan во время сезона сумо-турниров. Стойки с чанко-набе вы найдете на 2 этаже сопутствующего здания, одна миска этого блюда обойдется вам всего в 250 йен. И не волнуйтесь: чанко-набе – это очень полезное и здоровое блюдо. Вы не наберете вес, конечно, если вы не собираетесь поглощать чанко-набе в огромных количествах подобно борцам сумо.

Покидая ринг, борцы сумо очень часто вкладывают свои сбережения в ресторанный бизнес. Многие из бывших спортсменов содержат свои собственные рестораны, специализирующиеся на чанко-набе. Об одном из таких ресторанов «Каппа Есиба» мы писали в одном из выпусков новостей. Всего пару минут ходьбы от стадиона Кокугикан и вы попадете в аутентичное место с отменным чанко-набе, рецепт которого проверен поколениями борцов сумо.

Борцы сумо "на пенсии"

Уходя из сумо борцы работают билетерами, швейцарами или охранниками во время матчей, они обязаны пройти через процесс унижения после своего решения оставить борьбу. Даже “йокодзуна” должны пройти через это. Пенсионные выплаты борцов сумо зависят от количества и уровня побед, совершенных за всю карьеру.

Некоторые борцы никогда не заканчивают свои тренировки. Они посвящают свою жизнь тренировкам во время юности, строят свою карьеру, повышая свое место в рангах, и увольняются в возрасте 30-35 лет, становясь тренерами, основывая свою школу, или же сбрасывают вес и начинают новую карьеру.

Негативные последствия тяжелых тренировок и избыточного питания настигают спортсменов в зрелом возрасте. Многие из них получают тяжелые поражения печени, заболевают диабетом, страдают от высокого давления и подвержены сердечным приступам. Средняя продолжительность жизни борца сумо составляет 60-65 лет, что более чем на 10 лет меньше, чем средняя продолжительность жизни у японских мужчин.

Сегодня сумо – это верность традициям, бизнес и развлечение для тысяч зрителей, и вряд ли кто-либо из спортсменов действительно осознает кратковременность успеха и суровую реальность «феодальных порядков» одного из старейших видов единоборств на земле.


Во время экскурсии Вы посетите второй город Японии, переживший атомную бомбардировку. Ныне Нагасаки привлекает туристов как своим историческим центром - ведь город был "окном в Европу" во время закрытия Японии, так и районами, пострадавшими во время Второй Мировой войны. Вы посетите Голландский холм и японские районы с древними буддийскими храмами. Путешествие завершится осмотром Парка Мира и Музея ядерной бомбардировки.