Краткое сообщение по физкультуре на тему баскетбол. Доклад по физической культуре на тему: "Баскетбол"

Баскетбол - одна из самых распространённых игр с мячом во всём мире, в том числе и в России. История этого вида спорта насчитывает не одно столетие, но официально она началась в 1891 году. Именно тогда в городе Спрингфилд штата Массачусетс (США) простой учитель физического воспитания средней школы по имени Джеймс Нейсмит познакомил своих подопечных с новой игрой баскетбол (в переводе с английского - корзина + мяч) и одновременно открыл её всему человечеству. Он же составил и опубликовал 13 правил данной игры.

Развлечение ацтеков

Историки утверждают, что до ещё начала нашей эры древние ацтеки забавлялись закидыванием мяча в кольца, что отдалённо напоминает баскетбол. Прародители мексиканцев любили играть в мяч. У них существовала смесь современного футбола и баскетбола. Две команды выстраивались перед линией, за которую нельзя было заступать на площадке длиной до полутора сотен метров. За спинами игроков находились трибуны, и на небольшой высоте закреплялись каменные кольца друг напротив друга. Цель игры заключалась в том, чтобы угодить каучуковым мячом в кольцо противника.

Так выглядела игра у ацтеков.

Возникновение баскетбола - такого, каким мы его знаем

Упомянутый в начале сообщения педагог Джеймс Нейсмит однажды попытался найти подходящее спортивное занятие для своих учащихся в холодный период, когда уроки по физкультуре переносились в зал. В итоге он придумал игру, в которой участники могли бы побеждать не только за счёт физических данных, но и благодаря игровым навыкам и сообразительности. Так появился на свет баскетбол. Многие правила Нейсмита действуют до сих пор.

Класс делился на две равные по числу участников команды. Каждой из них требовалось закинуть баскетбольный мяч в подвешенную на стене корзину для фруктов своего соперника. Поначалу для игры использовали футбольный мяч, и только спустя какое-то время придумали специальный баскетбольный. Кстати, корзины появились в баскетболе случайно. Первое время Нейсмит использовал для игры коробки, но однажды школьный сторож не сумел их найти, а потому взамен предложил использовать корзины.

Сейчас баскетбол включен в школьную программу уроков физкультуры.

Спустя год был сыгран первый официальный баскетбольный матч. В нём приняли участие две команды - по 9 человек в одной и другой. Забавно, что после любого удачного броска приходилось взбираться по лестнице для извлечения мяча из корзины, поскольку тогда не догадались ещё прорезать её нижнюю часть, чтобы не лазить за ним всякий раз заново. Ведения мяча тоже не существовало, игроки перебрасывали его друг другу, пока один из них решался закинуть спортивный снаряд внутрь тары.

Развитие вида спорта

Постепенно игра стала набирать популярность и получила дальнейшее развитие. Ею увлеклись по всей Америке, а затем о ней узнали в Канаде и чуть позже в Европе:

  1. В 1932 году образовалась международная ассоциация баскетбола - ФИБА.
  2. В 1936-м этот вид спорта была включён в программу летней Олимпиады.
  3. В 1946 году появилась профессиональная лига баскетболистов США и Канады - НБА, в которой играли сильнейшие на тот момент спортсмены. Такое положение сохраняется до наших дней.

Во многих странах были организованы национальные чемпионаты, повсеместно начали открывать спортивные секции для обучения подростков баскетбольным навыкам и правилам.

У мальчишек ответственный матч.

Нынешние правила баскетбола формировались постепенно и часто переписывались. Теперь команды состоят из 12 человек, но на площадку выходят пятеро. Мяч ведётся так, чтобы он регулярно ударялся об пол и возвращался в руку. За попадание в корзину команда наделяется разным количеством очков:

  • штрафной бросок за нарушение приносит 1 очко;
  • за попадание с близкого расстояния начисляется 2 очка;
  • за удачный бросок с 6 и более метров насчитывается 3 очка:

Точный бросок, и мяч летит в корзину!

Игра состоит из четырёх четвертей - по 10 минут каждая - и двухминутными передышками между ними. Между второй и третьей четвертями организуется большой перерыв - 15 минут. Основными нарушениями считаются:

  • аут - когда мяч вылетел за пределы поля;
  • фол - толчок, задержка соперника руками;
  • пробежка - когда игрок сделал лишние допустимые шаги.


Министерство образования Российской Федерации

Орский Гуманитарно-технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

“Оренбургский государственный университет”.

Механико-технологический факультет

Кафедра “Физическое воспитание”.

по дисциплине: Физическая культура

на тему: “БАСКЕТБОЛ”

Руководитель: _________Жданов С.И.

“_______” _________________2006 г.

Исполнитель: студент 2-го курса группы ЭО-21

Бушуев А.Н.

“_______” _______________ 2006 г.

г. Орск 2006 г.


ВВЕДЕНИЕ

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРЫ

2. ТЕХНИКА ИГРЫ

2. 1. Техника игры в нападении

2. 1. 1. Передвижени е, прыжки, остановки и повороты

2. 1. 2. Ловля мяча.

2. 1. 3. Передачи мяча.

2. 1. 4. Броски в корзину

2. 1. 6. Финты

2. 2. Техника защиты

2. 2. 1. Техника передвижений

2. 2. 2. Техника овл адения мячом и противодействия

3.ОБУЧЕНИЕ И ТРЕНИРОВКИ.

3. 1. Физическая подготовка

3. 2. Техническая и тактическая подготовка

3. 2. 1. Ловля и передача мяча

3. 2. 2. Бросок в корзину

3. 2. 3. Ведение мяча

3. 2. 4. Финты

4. СИСТЕМА СОРЕВНОВАНИЙ

4. 1. Соревновательная деятельность

4. 2. Основные правила игры

4. 3. Информационное и материальное обеспечение системы тренировки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

Преподаватель физического воспитания спрингфилдской тренировочной школы (позже школа была преобразована в колледж) в штате Массачусетс (США). Джеймс Нейсмит в декабре 1891г. изоб­рел игру, которую охарактеризовал так: «В баскетбол легко играть, но трудно играть хорошо». Новая игра оказалась настолько дина­мичной и увлекательной, что превзошла самые смелые надежды Нейсмита. Очень скоро она завоевала всеобщее признание в Аме­рике, а в современном мире в нее играют миллионы людей.

Отдавая дань заслугам Джеймса Нейсмита, спрингфилдский кол­ледж в 1911 г. присудил ему почетную степень мастера физического воспитания. В 1939г. университет Мак Гилл присудил Нейсмиту степень доктора медицины, а в 1968г. в спрингфилдском колледже был открыт музей Джеймса Нейсмита - «Зал баскетбольной сла­вы». Так было выражено уважение к человеку, который подарил миру прекрасную игру.

Джеймс Нейсмит (1861 -1939) родился в Канаде. Конечно, созда­вая новую игру, он в какой-то мере использовал исторические сведе­ния об играх с мячом, которые в далекие времена культивировались на Американском континенте. Например, более двух с половиной тысяч лет назад племена инков и майя, жившие в те времена на тер­ритории теперешней Мексики, играли в так называемый пок-тапок. Цель игры заключалась в том, чтобы забросить мяч в каменное коль­цо, укрепленное в вертикальном положении на стене.

В шестнадцатом столетии у ацтеков была известна игра, назы­вавшаяся олламалитули: играющие стремились забросить каучуко­вый мяч в каменное кольцо.

Начав работать в спрингфилдском колледже, Джеймс Нейсмит встретился там с доктором Лютером Гуликом, который настой­чиво искал новые формы и методы физического воспитания. Получив от доктора Гулика задание оживить уроки, Джеймс Нейс­мит придумал игру для закрытого помещения. Условия спортив­ного зала определяли необходимость играть круглым мячом и только руками. Для этого был выбран футбольный мяч, кото­рый можно было легко ловить, передавать, бросать уже после сравнительно короткой практики. Чтобы исключить грубость при броске в цель и развивать точность у учащихся, Нейсмит расположил мишень над игроками, вне пределов их досягаемости: к лам балкона он прикрепил две корзины для сбора персиков, в которые и нужно было забрасывать мяч. Балкон гимнастического зала находился на высоте 3м 5см от пола - эта высота и соответствует современному расстоянию от поверхности баскетбольной площадки до верхнего края кольца корзины.

В новой игре вначале участвовали одновременно мужчины женщины.

Так как в гимнастической группе было восемнадцать человек, то Дж. Нейсмит распределил их на две команды по девять человек. Позже число игроков было сокращено до семи, а затем до пяти, поскольку большее количество участников создавало на площадке излишнюю суету. Так как мяч забрасывался в корзину, новая игра получила название «баскетбол» (basket- корзина, ball- мяч).

В декабре 1891г. Нейсмит сформулировал первые правила но­вой игры и провел первый матч по баскетболу. В 1892г. он опубли­ковал «Книгу правил игры в баскетбол», содержащую тринадцать пунктов, большинство из которых в той или иной форме действуют по сей день.

Довольно скоро после проведения первых матчей эти правила были несколько изменены. Одной из причин изменения, в частно­сти, явилось введение щитов (1895), к которым стали прикреплять корзины. Щиты были своеобразной защитой корзины. Дело в том, что находившиеся на балконе зрители, стараясь помочь своей ко­манде, нередко ловили мяч и направляли его в корзину команды противника.

В настоящее время в баскетбол играют на всех пяти конти­нентах.

Быстрыми темпами развивается баскетбол в Азии и некоторых странах Африки.

В нашей стране в баскетбол начали играть в 1906г. Первые команды были созданы обществом «Маяк» в Петербурге. Широ­кого распространения в царской России эта игра не получила. Подлинное развитие баскетбола началось после Великой Октя­брьской социалистической революции. В 1920г. баскетбол вво­дится как самостоятельный предмет в физкультурных учебных заведениях, включается в программу физкультурных праздников, используется как средство физической подготовки в системе Все­вобуча

В 1922 г. были разработаны правила игры. В баскетбол стали играть не только в Российской Федерации, но и в Средней Азии, на Украине, в Закавказье;

Первое крупное соревнование в нашей стране по баскетболу было проведено во время Всесоюзного праздника физкультуры 1923г. в Москве.

С этого времени игра в баскетбол быстро распространяется и развивается, начинает оформляться советская школа баскетбо­ла. К 1939г. стало ясно, что для дальнейшего развития техники и тактики игры необходимо радикально изменить ее правила. Это диктовалось еще и тем, что правила игры в нашей стране сущест­венно отличались от международных.

Новые правила введены с января 1939г. Первым крупным со­ревнованием, проведенным по новым правилам, был матч 8 горо­дов в 1941 г. (Ленинград), в котором кроме мужских команд Мос­квы, Ленинграда, Тбилиси, Баку, Одессы участвовали сборные команды Тарту, Риги, Каунаса, имевшие большой опыт междуна­родных встреч.

Этот матч показал, что за период с 1917 по 1941г. советские баскетболисты создали свою школу игры, отличающуюся быстро­той атак и активной игрой в защите. Однако стало ясно, что нуж­но, еще много работать.

Великая Отечественная война приостановила развитие баскет­бола.

Только в 1944 г. было проведено одиннадцатое первенство страны (в Тбилиси).

Наиболее бурный рост мастерства советских баскетболистов отмечается с 1946 г. В 1947 г. баскетболисты Советского Союза вступают в Международную федерацию баскетбола (ФИБА) и принимают участие в пятом первенстве Европы (мужская сбор­ная), которое с успехом выигрывают. В дальнейшем наши баскет­болисты и баскетболистки участвуют во всех международных соревнованиях: первенствах Европы и мира, Кубке европейских чемпионов, олимпийских играх (с 1952 г.) и др.

В Олимпийских играх 1952, 1956, 1960, 1964 гг. мужская сбор­ная СССР занимала вторые места после сборной команды США, а в 1968-м - третье место. В 1967 г. женская и мужская сборные команды СССР завоевали титул чемпиона на первенстве мира.

«Баскетбол» доклад по физкультуре, кратко изложенный в этой статье, поможет Вам подготовиться к занятию, и Вы узнаете много полезной информации об этом олимпийском виде спорте.

Доклад на тему «Баскетбол»

Баскетбол — олимпийский вид спорта. Он являет собой спортивную командную игру с мячом, цель которой забросить в корзину соперника мяч большее количество раз, чем команда соперника за установленное время. В каждой баскетбольной команде 5 полевых игроков.

Этапы развития баскетбола

История баскетбола началась в недалеком ХІХ веке. В Соединенных Штатах Америки молодой преподаватель, доктор Джеймс Нейсмит в 1891 году пытался сделать уроки гимнастики более интересными и живыми. К перилам балкона он прикрепил 2 фруктовые корзины и предложил своим ученикам забрасывать в них футбольные мячи. Интересная игра только издали напоминала современный баскетбол. Конечно, о ведении не шло речи, игроки просто перекидывали друг другу мяч и пытались забросить его в корзину. Та команда, которая забросила больше мячей и была победительницей. Но, тем не менее, Джеймс Нейсмит считается тем человеком, кто придумал баскетбол.

В 1892 году он разработал основные правила баскетбола. Первые матчи, которые проходили по созданным правилам спровоцировали и первые изменения в них. Из США баскетбол постепенно проник в Китай, Японию, Филиппины, а после в Южную Америку и Европу. Спустя 10 лет в Сент-Луисе на Олимпийских играх американцами был организован показательный тур по баскетболу между командами из нескольких городов.

В 1936 году в программу летних Олимпийских игр включили баскетбол.

В 1946 году создали БAA — Баскетбольную ассоциацию Америки. Первый матч под эгидой ассоциации состоялся в Торонто 1 ноября 1946 года между командами New York Knickerbockers и Toronto Huskies. Через 3 года Баскетбольная ассоциация объединилась с Национальной баскетбольной лигой США (NBA): так возникла Национальная баскетбольная ассоциация.

В 1967 году вновь создали Американскую баскетбольную ассоциацию, которая пыталась конкурировать с Национальной баскетбольной лигой. Но через 9 лет произошло очередное слияние. Сегодня NBA – это одна из самых известных и влиятельных мировых профессиональных баскетбольных лиг.

Еще в 1932 году возникла Международная федерация любительского баскетбола в составе таких стран, как Греция, Аргентина, Италия, Португалия, Латвия, Румыния, Чехословакия, Швеция. Вначале предполагалось, что федерация будет возглавлять лишь любительский баскетбол, но в 1989 году ее участники получили возможность участвовать в международных соревнованиях. Из названия федерации убрали слово «любительский».

Правила баскетбола

До 2004 года правила игры неоднократно менялись. Только в указанном году оформился окончательный вариант, который актуален и сегодня.

  • В баскетбол играют 2 команды. Каждая команда состоит из 12 игроков, из них 5 человек являются полевыми, остальные члены команды остаются на замене.
  • Игрок, владеющий мячом, должен постоянно передвигаться по полю и ударять им в пол. Иначе судья засчитает нарушение за «пронос мяча».
  • К мячу нельзя прикасаться ногами или играть в кулак.
  • Матч состоит из 4 таймов. Их длительность зависит от баскетбольной ассоциации. Например, в FIBA тайм длится 10 минут, а в NBA 12 минут. Между периодами есть короткие перерывы, более длительный между вторым и третьим таймом.
  • Когда мяч забросили в период штрафного броска, то команде причисляется 1 очко. Если со средней или близкой дистанции, то засчитывается 2 очка. Бросок из-за трехочковой линии оценивается в 3 очка.
  • Если за игру команды набрали одинаковое количество очков, то судья назначает овертайм в 5 минут. Если и он закончился в ничью, то овертайм продолжается до тех пор, пока не определиться победитель.
  • Правило 3 секунд: игроку из атакующей команды в зоне штрафного броска запрещается находиться больше 3 секунд.
  • Правило 2 шагов: любому игроку с мячом в руках разрешается сделать 2 шага, после чего нужно либо дать пас, либо произвести бросок.
  • Игровое поле прямоугольной формы и с твердым покрытием без изгибов, трещин и других деформаций.
  • Свет должен охватывать равномерно всю площадку и не мешать передвигаться игрокам по полю.

Кто занимается судейством на матче по баскетболу?

На матче обязательно присутствуют: старший судья, судья, секундометрист, секретарь, помощник секретаря, оператор 30-ти секунд. Они должны быть одеты в серую рубашку, черные длинные брюки и черную баскетбольную обувь.

Надеемся, что доклад «Баскетбол» кратко помог Вам подготовиться к занятию. А свой доклад по физкультуре на тему баскетбол Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Своим становлением баскетбол обязан американскому колледжу Молодежной христианской ассоциации, что в штате Массачусетс. Именно там впервые в 1981 году одним из преподавателей была придумана игра, отчасти непонимающая современный баскетбол. В то время разновидность спортивных состязаний на уроках физкультуры была минимальной, и ученики просто скучали все время, отведенное для занятий спортом. Поэтому, чтобы немного изменить отношение своих подопечных к физкультуре, преподаватель Джеймс Нейсмит решил внедрить на своих уроках новую игру. Он просто привязал с двух сторон спортивного зала две пустые корзины от персиков, разделил 18 учащихся на две команды по 9 человек и установил самые первые правила – нужно было забросить в корзину соперника как можно больше мячей. Нужно отметить, что первые правила не предусматривали касание мяча пола, он просто перебрасывался с рук в руки между игроками, которые стояли на площадке. Да и сами корзины были не совершенными – после каждого заброса необходимо было брать лестницу и подниматься для выемки мяча и повторного ввода его в игру. Но даже это небольшое неудобство не остановило интерес, как со стороны учеников, так и других преподавателей к нововведению, и очень скоро баскетбол стал весьма популярной игрой среди американской молодежи.

Важно отметить, что за весь период со дня основания этот вид спорта постепенно развивался, усовершенствовался, становился культовым среди миллионов поклонников. Активно продвигаться на мировой арене баскетбол начал в 30 – 40-х годах прошлого столетия. И с тех пор стал весьма востребованным спортивным состязанием. Но наибольшей популярностью он по-прежнему пользуется на своей родине, в США, а также в Канаде, где баскетбол также стал весьма популярным спортивным состязанием.

Но почему баскетбол пользуется такой популярностью? Все очень просто. Чтобы начать играть, нужно просто закрепить на стене специальный баскетбольный щит с корзиной. При этом высота его расположения никоим образом не мешает занятиям другими видами спорта. Таким образом, зал для баскетбола может служить одновременно и залом для занятий другими видами спорта, такими как гимнастика, волейбол, множеством легкоатлетических упражнений и даже мини футболом. Играть в баскетбол могут как юноши, так и девушки. Игра не требует особой физической подготовки, но в дальнейшем весьма успешно обеспечивает физическое и психологическое развитие спортсмена, укрепляет командный дух, развивает скорость реакции, выносливость, терпение, характер.

Примечательно, но заниматься баскетболом можно как в закрытых спортзалах, так и на открытых площадках. Пи этом не нужно большого количества свободного пространства, а для тренировок и вовсе может оказаться достаточно одного щита с кольцом. Это оптимальный вид спорта для условий городской урбанизации, где весьма проблематично найти большую свободную площадку для тренировок.

Физкультурная польза баскетбола

В мире, на сегодняшний день, существует довольно много игровых видов спорта. Это такие, как футбол, хоккей, волейбол, водное поло, теннис, бадминтон и другие. Их все просто нет смысла перечислять. Но очень многие люди отдают предпочтение баскетболу. Почему, на то есть много причин. Давайте, рассмотрим их более детально.

В первую очередь, баскетбол привлекает тех, у кого рост, как минимум, выше среднего. А то, что люди просто хотят укрепить свое здоровье, ведя при этом здоровый образ жизни, так это совсем не основная причина.

С первого взгляда может показаться, что этот вид спорта прост. Казалось бы: две команды передают друг другу мяч и должны как можно чаще поражать корзину соперника. Ничего подобного! Хватит учесть только тот факт, что спортсмен за время игры, пробегает около 8-и километров, при этом необходимо тактически правильно распределить свои силы для мощных прыжков и молниеносных передач. Так же, необходимо учитывать довольно высокий темп и динамику игры.

Что же полезного приносит баскетбол организму?

  1. В первую очередь, человек, который с мячом, не только очень сильный и выносливый. Он имеет очень хорошую координацию движений, а благодаря разнообразным прыжкам, хорошо отлаживается вестибулярный аппарат. Не менее позитивно влияет баскетбол на развитие дыхательной системы. Бег в быстром темпе в комплексе с прыжками, очень хорошо укрепляет синнергидные мышцы, которые отвечают за подвижность легких.
  2. Нельзя не упомянуть нервную систему. Она очень хорошо укрепляется, благодарю постоянному поддержанию активности многих органов. Очень хорошо развивается периферическое зрение, которое на много улучшает восприятие внешних факторов. Особенно полезно это для детей.
  3. Сердечнососудистая система так же не остается в стороне. Давно замечено, что занятия баскетболом, превосходно стабилизируют артериальное давление. В занятиях баскетболом еще один, очень весомый плюс. Всем известно, что высокие люди, а именно такие, как правило, занимаются баскетболом, очень склонны к сутулости, которая в конечном итоге, способствует развитию различных заболеваний позвоночника. А самой лучшей профилактикой от такого рода привычки, является именно, баскетбол.

Все прелести этой игры перечислять можно еще очень долго. Настоятельно советую заняться им и быть всегда здоровым и в тонусе.

Реферат

По «Физической культуре»

«Баскетбол»

«Осташков» 2017

Куфтин Константин В-32

Введение.

Популярность баскетбола в мире необычайно быстро растет. Баскетбол давно завоевал Америку. В этом нет ничего удивительного. Американцы

придумали баскетбол, и потому в стране он считается спортом №1. Очень популярна игра в Южной Америке. Недаром шесть чемпионатов мира

проводились на этом континенте и собирали громадное количество зрителей. В латиноамериканских странах, особенно в Бразилии, Аргентине, Уругвае, Мексике, Пуэрто-Рико, на Кубе, баскетбол считается наиболее популярным

спортивным зрелищем, вторым после футбола видом спорта. Стремительно развивается он и в странах Старого Света. На Европейском континенте баскетбол появился в первом десятилетии ХХ века. Впервые его увидели во Франции.

Демонстрировали игру американские моряки. А первая международная встреча по баскетболу, правда, еще не официальная, состоялась в России в 1909 году. То был матч между игроками петербургской команды «МАЯК» и баскетболистами американского Христианского союза, прибывшими в столицу России. Благодаря настойчивости и коллективной игре наши баскетболисты победили своих грозных соперников.

Потом баскетбол еще дважды стучался в двери Олимпиады – в 1924 году в Париже и в 1928 году в Амстердаме. Американцы настойчиво демонстрировали красоту и привлекательность своего изобретения. Европейцы довольно спокойно реагировали на события, проходившие на небольшой площадке. Наверное, равнодушие европейцев смутило американцев, может быть, они отчаялись в пропаганде баскетбола, но в 1932 году во время проведения Олимпиады в Лос-Анджелесе они сами отказались от баскетбола как показательного зрелища, а включили в программу американский футбол.

Но к баскетболу европейцы не остались равнодушными. Игра понравилась в Старом Свете. В мае 1935 года в Женеве собрались десять сильнейших команд Европы, чтобы разыграть первый чемпионат. Звание сильнейшей завоевала сборная Латвии. В те времена прибалтийские баскетболисты занимали ведущее положение на континенте. И, видимо, не случайно, второй чемпионат Европы, проводившийся через два года в Риге, выиграла сборная команда Литвы. Она же первенствовала и в 1939 году на третьем европейском первенстве, «хозяйкой» которого вновь была Рига. После создания Всемирной федерации баскетбола (ФИБА), основателем и генеральным секретарем которой стал Вильям Джонс, США стали требовать включения этого вида спорта в программу Олимпиады 1936 года, которая проводилась в Берлине. В результате этого, баскетбол стал бессменным представителем Олимпийских игр и привлек внимание гурманов спортивных зрелищ.

Общая характеристика баскетбола.

Баскетбол - одна из самых популярных игр в Российской Федерации. Для нее характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания (Белов С.,1990).

Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения.

В современной системе образования баскетбол включен в программы физического воспитания дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (Портнов Ю.М., 1997)

Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен среди студенческой молодёжи.

Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее талантливых юношей и девушек. Такие резервы подготавливаются в детских спортивных школах (Джон Р., Вуден, 1987).

Многолетнее обучение требует учета особенностей возрастного развития, и, в связи с этим, тщательного подбора средств и методов учебной работы. В настоящее время имеется много пособий, подробно освещающих современную технику баскетбола. В них изложены общие вопросы организации педагогической работы, а также приведены конкретные практические материалы, которые необходимо усваивать в определенном возрасте (Зельдович Т., Кераминас С., 1964)

Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений, всестороннего физического и психического развития. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры (Кофман Л.Б., 1998).

Характеристика, классификация и значение бросков в современном баскетболе.

Современная тенденция игры определяет направленность технической подготовки. Высоких результатов можно достичь только при высоком уровне технической подготовленности игроков. Для этого баскетболист должен:

1) Владеть известными современному баскетболу приемами игры и уметь осуществлять их в разных условиях;

2) Уметь сочетать приемы друг с другом в любой последовательности в разнообразных условиях игры. Разнообразность действий, сочетая различные приемы в условиях единоборства с противником;

3) Владеть комплексом приемов, которыми в игре приходиться пользоваться чаще, и выполнять их с наибольшим эффектом;

4) Постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность и скорость их выполнения (Портнов Ю.М., 1988).

В баскетболе успех команды обеспечивает точный завершающий бросок. Основное средство нападения - это бросок одной рукой сверху в прыжке . В состязаниях сильнейших мужских команд мира до 70% всех бросков с игры выполняются именно этим способом, с различных дистанций.

Основные характеристики броска. Говоря о бросках в баскетболе, следует иметь в виду три основных их характеристики - вид броска, стиль и технику, понимаемую здесь как организационную структуру движений при броске. Баскетбольные снайперы отличаются в стилях, в разновидности бросков. Но они не отличаются в основах техники - биомеханических принципах движений - рук, ног, туловища при направлении мяча точно в корзину. Основы техники, такие как работа ног, держание мяча и направление локтя бросающей руки не одинаковы у разных снайперов (Яхонтов Е.Р., 1987).

Броски в корзину - важнейший элемент в баскетболе. Чтобы выиграть матч, команда должна превзойти противника в счете, а это достигается посредством более точных бросков. Все остальные приемы игры служат созданию условий для овладения корзинкой. Чтобы приносить пользу команде, каждый игрок должен уметь метко поражать корзину (Линдберг Ф., 1971).

Каждый бросок основывается на технике выполнения одного из шести бросков:

1) Двумя руками снизу;

2) Одной рукой снизу;

3) Двумя руками с места;

4) Одной рукой с места;

5) Бросок в прыжке;

6) Крюком.

Хотя некоторая модификация и необходима для выполнения различных дистанций и в различных условиях, перечисленные выше броски обеспечивают основу для выполнения любого другого (Коузи Б., Пауэр Ф., 1975).

Классификация бросков в корзину (Портнов Ю.М., 1997) выглядит следующим образом:

1) Броски двумя руками; броски одной рукой;

2) Броски сверху, от груди, снизу, сверху вниз, добивание;

3) Броски с вращением мяча, с отскоком от щита, без отскока от щита;

4) По характеру передвижения игрока: с места, в движении, в прыжке:

5) По расстоянию: дальние, средние, ближние

6) По направлению к щиту: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно к щиту.

Требования к современным броскам и методика начального обучения.

Конечной целью передвижения игрока по площадке с мячом и без мяча являются броски в корзину . Понимание этого положения тренером и игроками повышает мотивационный уровень при выполнении упражнений, направленных на совершенствование этих вспомогательных игровых навыков. Игрок не может стать снайпером, не совершенствуя постоянно свои способности в рывках, остановках и поворотах, быстром изменении направления при ведении, ловле и передачах мяча.

Это утверждение становится особенно важным в связи с постоянным повышением активности защитных действий баскетболистов (Яхонтов Е.Р., 1987).

В связи с повышением активности защитных действий баскетболистов, повышаются и требования к выполнению бросков.

В книге "Баскетбол: концепции и анализ" (Коузи Б., Пауэр Ф., 1075) выделяются два основных принципа выполнения бросков. Для удобства разделили на две группы:

а) Психические

б) Физические

1. Психические принципы: собранность, умение расслабляться, уверенность.

2. Физические принципы. Выполнение броска по цели включает следующие факторы:

а) удержание равновесия тела, что позволяет выполнять координационные усилия ногами, туловищем и руками;

б) создание усилия;

в) расчет атаки таким образом, что каждое движение в своем развитии происходит в нужный момент и правильной последовательности;

г) использование кончиков пальцев для достижения желаемой траектории;

д) эффективное сопровождение;

Точность броска в корзину в первую очередь определяется рациональной техникой, стабильностью движения и управляемостью ими, правильным чередованием напряжения и расслабления мышц, силой и подвижностью кистей рук, их заключительным усилием, а также оптимальной траекторией полет и вращения мяча (Портнов Ю.М., 1987).

Траектория мяча выбирается от дистанции, роста игрока, высоты его и активности противодействия высокорослого защитника. При бросках со средних и дальних дистанциях лучше всего выбирать оптимальную траекторию полета мяча, при которой высокая точка над уровнем кольца примерно 1,4 – 2 метра. Коузи Б., Пауэр Ф.,(1975) считают, что наиболее приемлемым углом выпуска мяча при броске равным 58 градусов к горизонтали. При этом угле выпуска игроки добиваются самой большой результативности.

Мяч обычно бросают с обратным вращением , которое позволяет удержать его на заданной траектории и добиться более мягкого отскока в случае неудачного броска. Кроме того, обратное вращение замедляет скорость полета мяча, при встрече с кольцом увеличиваются шансы на то, что он проскочит в корзину, а не отскочит наружу (Шерстюк А.А., 1991).

С точки зрения динамики, все броски лучше выполнять с отскоком от щита. Наблюдения показывают, что большинство бросков неточны из-за недолета мяча до корзины (Хмелик Ф., 1985). Независимо от того, целится игрок в переднюю или заднюю часть обруча или в щит, он концентрирует внимание на избранной точки мишени, во время и после броска.

При броске все движения должны быть плавными и ритмичными. Сопровождение мяча естественное продолжение броска, в то время как взгляд игрока все ещё направлен на цель. Естественное сопровождение шага гарантирует прохождение его по заранее намеченной траектории. Мяч контролируется кончиками пальцев, а не ладонью. Пальцы благодаря чувствительным нервным окончаниям помогают игроку контролировать мяч и “ощущать его контроль” (Лидберг Ф., 1971).