Сборник мероприятий. Помощь педагогу дополнительного образования по туризму

МУК «Тасеевский краеведческий музей» является организацией - заявителем на участие в долгосрочной целевой программе «Культура Красноярья» на 2010 - 2012 годы, в связи с этим был разработан проект «Культурно-туристический маршрут «Тасеевская партизанская республика». В социокультурном пространстве территорий восточной группы районов Красноярского края предполагается организовать единый культурно-туристический маршрут, объединенный общей темой уникального исторического события времен гражданской войны в Сибири - Тасеевская партизанская республика.

Основным объектом культурно-туристического маршрута будет являться именно Тасеевская партизанская республика, программа которой предполагает следующие этапы:

  • 1. Посещение Тасеевского краеведческого музея.
  • 2. Экскурсия по зданиям с. Тасеево, где в годы гражданской войны располагались стратегические объекты противоборствующих сторон.
  • 3. Посещение реальных мест боев партизанов с колчаковскими войсками с (сохранившиеся траншеи, места боев)
  • 4. Экскурсия по памятникам погибшим партизанам на территории района.

Основная цель программы: повышение интереса к истории края через создание культурно - туристического бренда «Тасеевская партизанская республика»

Задачи программы: организовать единый культурно-туристический маршрут в социокультурном пространстве территорий восточной группы районов Красноярского края на основании уникального исторического события периода Гражданской войны, создать культурно - туристический кластер на основе объединения культурных проектов нескольких территорий, связанных с периодом действия Тасеевской партизанской республики, осуществить взаимодействие с отраслями: образование, молодежная политика, туризм, спорт и т.д.

Так же в этом году отделом по вопросам культуры, молодежи и спорта администрации Тасеевского района была разработана районная целевая программа «Развитие туристического и патриотического направлений молодежной политики Тасеевского района на 2011г.». Данная программа направлена на решение нескольких приоритетных задач в области молодежной политики в Тасеевском районе:

  • - совершенствование системы патриотического воспитания молодежи;
  • - развитие и поддержка различных видов молодежного туризма;
  • - оздоровление подростков и молодёжи через активную физкультурно-спортивную деятельность.

Туризм в современной жизни общества играет все более важную роль в силу своего непосредственного воздействия на социальную сферу. Выбор туризма как одного из видов отраслевой специализации органов по делам молодежи определяется не только наличием уникального комплекса туристских ресурсов, но и условием наиболее эффективного использования совокупного социокультурного потенциала территории. Являясь важным средством физического и духовного оздоровления, воспитания, познания и повышения культурного уровня молодежи, туризм может оказывать стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, торговля, производство товаров народного потребления. В настоящее время существует достаточное количество проектов, программ или отдельных мероприятий, направленных или касающихся вопросов патриотического воспитания, но данные мероприятия или проекты носят локальный характер и действуют исключительно внутри образовательных учреждений. Данная программа поможет обеспечить более широкий охват подростков и объединить в единую образовательную систему возможности квалифицированных педагогов и инструкторов. Так же появляется возможность пользоваться услугами привлеченных специалистов, для реализации тех направлений, которые не могут быть предоставлены специалистами Тасеевского района. Созданная инфраструктура полевого палаточного лагеря также может позволить проводить иные профильные смены полевого лагеря, в зависимости от возникающих потребностей. Так, например, площадка может быть использована для проведения профильной спортивной смены, где станет возможным консолидировать усилия специалистов в области физической культуры и спорта Тасеевского района для подготовки и улучшения результативности молодежи, занимающейся в спортивных объединениях. И даже с учетом того, что спектр форм реализации программ патриотического воспитания, туризма и спортивной направленности подростков широк, но в системе летних оздоровительных лагерей, в Тасеевском районе, не применяется, поэтому данная программа видится актуальной.

Новизна программы: качественно новый подход к вопросам патриотического воспитания, отдыха и оздоровления в Тасеевском районе; консолидация усилий субъектов патриотического воспитания и оздоровления детей и подростков.

Цели и задачи: развитие и поддержка различных видов молодежного спортивно-оздоровительного и спортивно-познавательного туризма; развитие и поддержка культурного туризма; совершенствование системы военно-патриотического воспитания; развитие молодежного поискового движения; оздоровление подростков и молодёжи через активную физкультурно-оздоровительную деятельность; привлечение подростков и молодёжи к участию в значимой деятельности общества; организация отдыха и занятости подростков, привлечение их к участию в культурно-массовых мероприятиях туристического и военно-патриотического характера и общественным работам.

  • 1. Организация и обеспечение развития туристических маршрутов по различным направлениям:
    • а) велосипедный - специальные категорийные походы, предусматривающие прохождение маршрута на велосипеде;
    • б) водный - специальные категорийные походы, предусматривающие сплав по рекам, прохождение озер или других водоемов;
    • в) лыжный - специальные категорийные походы, предусматривающие прохождение маршрута на лыжах по равнинам, предгорьям и среднегорью;
    • г) пешеходный - специальные категорийные походы, маршруты которых прокладываются по равнине или в предгорьях, невысоких горах, практически в любых районах;
    • д) культурно - исторический - туризм в целях ознакомления и познания культурного наследия, поездки по местам, имеющим историческое значение;
    • е) религиозный - поездки к святым местам;
    • ж) спелеотуризм - специальные категорийные туристские походы, предусматривающие прохождение маршрутов по пещерам и карстовым полостям под землей.

Данным разделом предполагается разработка соответствующих маршрутов по территории Тасеевского и соседних районов, формирование групп из числа молодежи и прохождение по данным маршрутам. К религиозным маршрутам можно отнести местонахождение Култук, в окрестностях с. Троицк. В плане культурно-исторических маршрутов особое место занимает у р. Кайтым, место одного из самых известных боев Северо-канского фронта Гражданской войны либо к месту боя у д. Яковлево. Гидросеть Тасеевского района, представленная реками Усолка, Тасеева и Бирюса, идеально подходит для развития водного туризма.

  • 2. Организация и проведения мероприятий в области военно - и гражданско-патриотического воспитания молодежи.
  • 3. Деятельность полевого палаточного лагеря.

Ожидаемые результаты.

  • - развитие различных видов туризма (организация новых туристических маршрутов);
  • - создание условий для полноценного оздоровления и отдыха молодежи;
  • - обеспечение устойчивого развития сферы туризма в Тасеевском районе;
  • - улучшение качества реализации военно- и гражданско-патриотического воспитания молодежи;
  • -увеличение количества молодежи, занимающейся в военно - и гражданско-патриотических объединениях;
  • - участие молодежи в поисковых экспедициях, военно-патриотических слетах и фестивалях поисковых отрядов;
  • - формирование основ здорового образа жизни.

Предлагаемые мероприятия по развитию туризма в районе:

  • - проведение спортивных праздников, соревнований.
  • - организация спортивной и любительской охоты и рыбалки
  • - организация экологических троп
  • - открытие автобусных экскурсионных маршрутов, историко-краеведческих и

археологических.

  • - развитие сельского туризма; определить меры участия администрации района и сельсоветов в использовании возможности организации проведения маршрутов;
  • - развитие выставочного туризма, способствуя организации выставок и ярмарок изделий народного творчества;
  • - проведение районных семинаров по развитию туризма;
  • - организация досуга отдыхающих, проведение дискотек, знакомство с национальными традициями.

Реализация таких мероприятий позволит создать: туристскую отрасль как составную часть экономики Тасеевского района; удовлетворить потребности отечественных и зарубежных туристов в путешествиях и отдыхе, особенности формирования туристического рынка в районе. Развитие туризма в районе позволит сохранить объекты культурно-исторического достояния района, сформировать положительный имидж района, образовать новые рабочие места, увеличить поступления в бюджет района. Разработка приоритетных направлений турбизнеса поможет привлечь инвестиции на развитие территории.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Станция юных туристов г. Павлово

В помощь

Организатору внеклассной работы

Специалистам физического воспитания

Старшим вожатым и воспитателям

Детских лагерей

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Организация и проведение туристских мероприятий

(походов выходного дня, походов с ночлегом в

полевых условиях, соревнований по туризму)

Подготовила: Краснова О.В.

Методист СЮТур

Г.Павлово - 2016 г

1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ

Туристские походы, экспедиции, экскурсии (путешествия) обучающихся являются важной формой гуманистического и патриотического воспитания.

1.Походы позволяют углублять и дополнять знания предметов школьного курса.

2. Походы способствуют оздоровлению и физическому развитию детей, воспитывают навыки самообслуживания, готовят к жизни и действиям в условиях экстремальных ситуаций.

3. В путешествиях учащиеся изучают свой родной край, знакомятся с географией, историей и культурой своего района, области, страны.

4. В походе ребята ведут работу по охране природы, памятников истории и культуры, выполняют задания различных общественных организаций и учреждений.

Для достижения воспитательных и образовательных результатов, необходимо грамотно и квалифицированно готовиться даже к самым коротким по времени походам. Безусловным требованием к проводимым путешествиям является соблюдение всех норм и требований, обеспечивающих их безопасность.

Введение

С чего начать подготовку к походу, какие документы необходимо оформить, как готовить детей, какой маршрут выбрать? – все эти вопросы возникают перед руководителем, собравшимся использовать в учебно-воспитательном процессе наиболее эффективную форму работы - путешествия. К сожалению, не сумев самостоятельно найти необходимые ответы на интересующие вопросы, многие педагоги отказываются от походов. А ведь сложности, пугающие новичков, вполне преодолимы.

Наиболее простой способ – обратиться за советом на Станцию юных туристов г. Павлово, где вам непременно помогут. (Имеется необходимая литература, карты, сведения о различных маршрутах, опытные руководители ТКО).

Раздел 1. 1.1. Организация и проведение походов.

Принципиально подготовка однодневного и многодневного похода отличается мало . Безусловно подготовить группу для многодневного похода, сформулировать задачи, изучить район похода – сложнее. Кроме этого, потребуется больше продуктов и снаряжения, но когда у вас будет успешный опыт проведения нескольких однодневных походов, многодневный поход может вам показаться весьма заманчивым.

Организационные формы однодневных походов :

- туристская прогулка – непродолжительный по времени (1-4 часа) групповой выход с активным способом передвижения по территории населенного пункта или его окрестностей с целями отдыха и познания,

Туристский поход - прохождение групп по определенному маршруту, используя активную форму передвижения с целью познания и физического развития, выполнение общественно-полезной краеведческой работы в пути (до 8 часов).

- туристская экскурсия – групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов в познавательных и воспитательных целях (до 8 часов).

1.2. Выбор и разработка маршрута

Для выбора маршрутов походов можно воспользоваться путеводителями, в которых рекомендуются уже разработанные маршруты, можно обратиться на Станцию юных туристов. Желательно, чтобы руководитель и его заместитель были хорошо знакомы с районом похода, с конкретным маршрутом. Тогда вы будите себя уверенно чувствовать на маршруте с детьми, меньше сил и энергии тратить на вопросы ориентирования, выбор тактики движения, мест привалов и ночлегов. Далее вам следует изучить маршрут с детьми.

1.3. Путевые документы

Все туристские группы должны перед выходом на маршрут оформить соответствующие документы. Для походов таким документом является маршрутный лист , который подписывается руководителем организации (директором учреждения). В маршрутный лист вносится списочный состав группы, маршрут с разбивкой по участкам, указанием способов передвижения, который группа намечает пройти. Маршрутный лист заверяется печатью и подписью директора организации.

1.4. Цель похода.

Каждый поход выходного дня должен иметь цель . Перед походом могут быть поставлены экскурсионные, агитационные и патриотические цели. Могут быть походы с учебными и спортивными целями. Определяя цель, необходимо руководствоваться следующим: Цель должна быть словесно сформулирована и заранее доведена до сведения всех участников похода (отправляемся по местам боевой славы, посетить музей, посетить заповедник, «тропа здоровья»). Цель похода - ориентир для группы. Если цель есть, то дети стремятся ее достичь.

1.5. Комплектование группы.

Количественный состав группы для похода выходного дня устанавливается из минимального количества - 6 человек, максимального - 30 человек на одного руководителя, при этом учитывается опыт и наличие квалифицированных помощников (зам. руководителей).

1.6. Требования к руководителю и участникам похода.

В каждой туристской группе, готовящейся к походу, назначаются руководитель и его заместитель. Руководитель должен иметь опыт участия в двух однодневных походах и ориентирования на маршруте, о чем четко определено в « Инструкции по проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации» утвержденной приказом Минобразования России от 13.07.92г №293. Участники туристского похода обязаны соблюдать все указания руководителя и его заместителя, не допускать самовольных отлучек.

1.7. Распределение обязанностей.

Распределение обязанностей в группе проводится с учетом туристского опыта участников, их практических навыков, заинтересованности в тех или иных поручениях. Каждый участник похода должен иметь конкретное дело. Тогда не будет неразберихи, безответственности, чрезмерной загрузки кого-то из группы и праздношатающихся. Задача руководителя – контролировать действия участников, вовремя им помогать, но не заменять их. Кроме руководителя и заместителя, в группе можно вводить следующие должности:

Командир группы – помощник руководителя.

Завхоз – подготовка продуктов питания, организует питание.

Ответственный за дневник - ведет запись походных событий.

А также дополнительно вводить должность штурмана, краеведа, фотографа, санитара, физорга, культорга, ответственного за топографическую съемку, за сбор образцов для минералогической коллекции, метеорологические наблюдения.

Обязанности в группе могут быть временными. Это дежурные по кухне, костровые , направляющие и замыкающие на марше . Это нужно делать для того, чтобы дети попробовали себя в исполнении не одной, а нескольких должностей. Контроль выполнения обязанностей, действий группы и каждого участника в отдельности осуществляется на вечернем подведении итогов дня.

1.8. Снаряжение.

Личное:

Спальник, коврик, куртка или штормовка, головной убор, спортивный костюм, футболка, кроссовки, блокнот, карандаш, накидка от дождя, личная посуда, туалетные принадлежности.

Групповое:

Палатки , котелок, костровые принадлежности, топор, пила, половник, спички, клеенка, компас, тент от дождя и солнца, свечи, фонарь, аптечка,.

1.9. Продукты питания.

1. Если группа собирается на привале делать сухой перекус, то рекомендуется взять следующие продукты: хлеб, сыр, печенье, конфеты, яйцо вареное, чай в термосе, соль, фрукты, сок.

2. Если группа собирается готовить горячую пищу, можно взять дополнительно: тушенку, овощи, сахар, чай или кофе, крупы, макароны, приправы, соль.

1.10. Режим и распорядок рабочего дня.

Успешное проведение похода во многом определяется во многом умением туристов правильно распределить свои силы, выбрать наиболее рациональный темп и порядок движения группы, а также овладеть способами передвижения по различному рельефу и приемами преодоления препятствий.

Первый привал надо устраивать через 10-15 минут после начала движения. Это делается для того, чтобы поправить рюкзаки, снять теплую одежду. Режим переходов обычно состоит из 40-50 минут движения и 5-10 минут отдыха на малых привалах.

Рекомендуется раньше выходить на маршрут, в середине дня участникам необходим продолжительный отдых и горячий обед. В холодную или дождливую погоду можно ограничиться сухим пайком с горячим чаем из термоса.

Ритмичность движения – одно из главных средств сохранения сил туристов и повышение работоспособности. Изменять ритм необходимо плавно, постепенно набирая скорость в начале движения и сбавляя ее за 3-5 минут до привала.

1.11. Порядок движения группы.

Группа на марше движется колонной по одному. Впереди идет направляющий, который выбирает путь, определяет темп и поддерживает ритм движения, следит за своевременными остановками на привалы. На проселочных дорогах, по просекам можно идти и колонной по двое.

Руководитель группы должен идти первым или сразу за направляющим, помогая ему находить дорогу и регулировать темп движения группы. За ним идут девочки, потом ребята.

Замыкающим назначается сильный и опытный турист. Его обязанность – помогать отстающим и никого не оставлять за собой, своевременно предупреждать руководителя об участниках, не выдерживающих темп движения. Ритмичность движения – это главное средство сохранения сил.

Во время движения не надо петь, кричать, собирать цветы. Разговорами дети незаметно для себя сбивают дыхание, быстро устают, ослабевает внимание.

1.12. Походный быт. Бивак.

Требования к биваку :

1.Безопасность - вдали от населенных пунктов, больших дорог, нефтехранилищ, складов, высоковольтных линий и т.д.

2. Вода – вблизи водоема (проточная, колодец, родник)

3. Дрова – достаточное количество топлива.

4. Нельзя выбирать место бивака в районе пасек, скоплений муравейников, в сырых низинах, где могут быть змеи.

5. Надо подумать: «А что если?...» (будет гроза, сильный ветер, сильный ливень).

6. Место бивака должно быть сухим, удобным, красивым.

7. При любой погоде место бивака должно быть убрано тщательным образом, костер затушен.

1.13. Подведение итогов похода

В однодневном походе подведение итогов проводится сразу по пути домой. Руководитель напоминает о том, какие цели ставились перед участниками похода, оценивает, в какой мере удалось реализовать намеченное, что способствовало, что мешало достижению цели. Затем высказываются все туристы. Заканчивает разбор итогов похода руководитель.

Такие разборы – очень полезное дело, особенно в учебных походах. Зная, что вечером придется высказываться, ребята начинают осмысливать происходящее в течение дня, анализировать обстановку и принятые в этой обстановке решения, оценивать действия своих товарищей.

Раздел 2. Медицинский контроль и доврачебная помощь

В походах выходного дня могут принимать участие практически все школьники. Ограничения могут распространяться на имеющих нарушения опорно-двигательной системы, заболевания сердечно - сосудистой системы и болезни, связанные с расстройством психики.

Руководитель похода обязан при комплектовании группы иметь четкое представление о состоянии здоровья и уровне физического развития участников. Для этого нужно проконсультироваться у врача.

Продолжительность и протяженность маршрута должны соответствовать реальному уровню тренированности участников похода, их волевым качествам.

Недостаточное внимание к состоянию здоровья участников либо выбор слишком сложного маршрута могут стать причиной неудачи.

На остановках для отдыха руководителю необходимо подойти к каждому участнику похода, спросить о самочувствии, при необходимости проверить пульс, поставить более слабых за направляющим, если потребуется – снизить темп движения.

Каждая группа, отправляющаяся в поход, обязана иметь медицинскую аптечку. Руководитель должен перед выходом на маршрут проверить наличие и укомплектованность аптечки.

Меры безопасности

Главный принцип безопасности в походе - соблюдение правил организации и проведения похода, дисциплина, организованность,взаимопомощь.

Причина несчастных случаев в ПВД – в отсутствии организованности и подготовленности к походу. Наиболее опасны участки в начале и в конце маршрута, когда приходится для выхода на активную часть использовать городской и пригородный транспорт, двигаться по дорогам, пересекать их. На активной части маршрута достаточно знать путь движения и опасные участки маршрута, т.е. хорошо предварительно подготовиться и соблюдать порядок движения. При нарушении этих требований могут возникнуть следующие ситуации:

Недостаточное знание маршрута - группа может заблудиться, выйти на объективно опасный рельеф,

- нарушение порядка движения – слабые участники отстают, сильные выдвигаются вперед и задают высокий, непосильный для всей группы темп. Как следствие, нарушается ритм движения, группа растягивается. Необходимо приучить ребят «не бросаться» на препятствие, а остановиться, дождаться команды руководителя, ни из каких стратегических соображений не допускать деления, разрыва группы. Надо приучить ребят не наступать ногами на стволы деревьев, не спрыгивать с них.

- нарушение дисциплины строя – кто-либо из участников выходит из строя (поправить одежду, вытащить камушек из обуви и т.д.), а замыкающий не дает команду направляющему или руководителю задержать группу,

Привалы - в походах, особенно с детьми младшего возраста необходимо делать санитарные остановки. На каждой остановке помимо отдыха и контроля самочувствия необходимо проверить количественный состав группы сразу же после остановки на отдых, а затем перед началом движения после отдыха. На привале, связанном с разведением огня, необходимо обращать повышенное внимание на работу костровых, не допускать чтобы костром занимались сразу все. Особенно осторожно нужно относиться к использованию топоров.

На привале кроме работы у костра немало предпосылок для травм. В этот момент руководителю следует быть очень внимательным, самому организовывать подвижные игры или простейшие соревнования, провести беседу.

Меры по охране природы

Прогулки на природе, ПВД дают прекрасную возможность воспитывать у ребят чувство любви к природе, показать неразрывную связь человека и природы.

Нельзя оставлять за собой мусор, поломанные кустарники и молодые деревца, рвать цветы. Не допускать « детских» игр в ножики, топорики. Особенно тщательно руководитель должен относиться к организации места для привала. Место после ухода

группы должно быть чище, чем до ее прихода . Это одна из заповедей туристов.

Раздел 3. Выполнение краеведческих заданий

Туризм без краеведения немыслим. Выполняя во время похода краеведческие задания (сбор исторического и литературного материала, исследования озер, речки и ее притоков, родников, флоры и фауны, оказать помощь лесничеству в лесопосадках, выступление в отдаленных деревнях с концертом художественной самодеятельности, с лекцией), дети надолго запоминают увиденное и услышанное. Во время походов, на остановках участники делают сообщения о краеведческих объектах. Руководитель заранее готовит сообщения, дополнительные сведения об объектах. Всегда найдутся в группе ребята, которые смогут дополнить или рассказать что-то услышанное или прочитанное ранее. Место для наблюдения необходимо выбирать так, чтобы можно было увидеть всю панораму демонстрируемого объекта. После выступлений ребят руководитель делает обобщение.

Подведение итогов

Рекомендуется составить небольшой отчет о походе, иллюстрируемый фотографиями, в виде стенгазеты, раскладной стенгазеты и т.д. Собранный материал можно сдать в музей, библиотеку для использования его в дальнейшем в учебных целях

Итак, сочетание « познание + спорт + труд» - дело весьма непростое, доступное хорошо организованной и подготовленной группе.

И поменьше нравоучительной педагогической трескотни, побольше дела голове и рукам самих ребят - той живой работы, на которую вы позовете их и которую они станут делать с охотой и весело.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ТУРИЗМУ


1. Спортивное ориентирование.

В том случае, когда базовый лагерь находится в границах спортивной карты или рядом с ней, имеется план, то можно оборудовать полигон для занятий по ориентированию и ежедневно проводить на нем различные занятия и минисоревнования.

На местности ставится много контрольных пунктов (КП) – не менее двадцати, причем они должны стоять на разноплановых ориентирах. Контрольные пункты можно оборудовать бумажными призмами, колышками или нанести обозначения краской на деревьях. На пункте можно сделать обозначение буквенное или цифровое для контроля, так как в оживленных местах цветные карандаши или компостеры могут провисеть несколько дней.

Имея такой простейший полигон, можно решать очень много задач по обучению основам ориентирования. Это азимутальные ходы, нахождение КП, стоящих на определенных ориентирах, построение простейших дистанций.

Когда дети полностью освоят полигон, можно проводить и различные соревнования, однако мы рекомендуем ориентирование по выбору - наиболее приемлемое для начинающих. На старте участники получают карту с нанесенными контрольными пунктами, имеющими оценку в очках. Задача: за определенное время найти как можно максимальное количество очков. Побеждает участник, набравший большее количество очков.

Старт в соревнованиях по выбору может быть общий или групповой. Карту рекомендуется выдавать за две-три минуты до старта с тем, чтобы каждый участник мог с ней ознакомиться, наметить свой путь движения. Все контрольные пункты имеют одинаковую стоимость, например 2 очка.

В том случае, если на район проведения лагеря нет карты, рекомендуем проведение азимутальных соревнований . На старте участник получает карточку с указанием азимута и расстояния до КП, оборудованного призмой с шифром и средством отметки (цветной карандаш, штамп или протокол, в который надо записать свой номер). Участники проходят всю дистанцию не более 3 км с 5-6 км на время.

2. Наиболее зрелищный вид соревнований – соревнования по технике туризма , которые можно провести в лагере. Набор этапов должен определяться с учетом опыта участников, местных условий, подготовленности судейской коллегии. Протяженность дистанции- 200-600 м, количество этапов – до 10. Главное требование к дистанции – безопасность, динамичность, зрелищность. Состав команды - 4-6 человек. Результат определяется по времени прохождения дистанции плюс штрафное время, полученное за нарушения при прохождении этапов. Рекомендуется использовать систему штрафов «трех попыток» (наказание временем) или штрафных кругов.

Дистанция может состоять из следующих этапов:

1. Снятие и установка палатки.

2. Преодоление заболоченного участка по кочкам.

3. Вязка узлов.

4. Переправа по параллельно натянутым веревкам.

5. Подъем и спуск по склону с использованием перил.

6. Переправа по бревну.

7. Движение по горизонтальным перилам с перестежкой.

8. Переправа через водную преграду на плавсредствах или вброд.

9. Преодоление препятствий по навесной переправе.

10. Движение по жердям.

11.Разжигание костра.

12. Укладка рюкзака.

13. Переноска пострадавшего.

14. Движение по азимуту и т.д.

Таблица штрафов должна быть небольшой. Главное требование: судья не имеет права выпускать участника на этап, если он не готов с точки зрения безопасности.

3. В последнее время все большую популярность завоевывают лично-командные соревнования по туристской технике . Среди участников проводится личная жеребъевка, стартовый интервал 3-5 минут. Каждый участник проходит дистанцию, преодолевая этапы. Победитель определяется по наименьшей сумме времени, при равенстве результатов преимущество получает участник, имеющий меньшую сумму штрафа.

4. В лагере можно проводить соревнования по туристской технике в форме эстафеты, когда участники проходят этапы, отрабатывая штрафы пробеганием штрафных кругов. Надо выбрать этапы, которые не требуют умения работать с веревками, т.е. не являются технически сложными, а позволяют судить очень просто – задание выполнено (нет штрафа), задание выполнено с ошибками (один штрафной круг), задание не выполнено (два штрафных круга).

Эстафету можно проводить, поставив условие, чтобы каждый участник команды прошел все этапы, а можно сделать так, чтобы команда, предположим 3 участника, в общей сумме прошла все этапы - например, 9. Тогда каждый участник должен проходить по три этапа, последовательность их прохождения определяется самой командой, что значительно разнообразит тактику команд (см. приложение).

Возможные этапы :

1 . Переправа по наклонному бревну .

2. Переправа по качающимся перекладинам.

3 . Движение по подвесному бревну .

4 . Бабочка .

5 . Паутина.

6 . Ромб.

7 . Движение по узкому лазу.

5 . Контрольно-туристский маршрут проводится как туристский поход, в ходе которого каждая команда выполняет различные задания по краеведению, туристской технике, топографии, ориентированию, оказанию первой доврачебной помощи. На маршруте команда преодолевает различные препятствия, самостоятельно выбирая тактику и способ безопасного прохождения, при этом команда набирает баллы. На прохождение каждого этапа устанавливается определенное контрольное время. За превышение КВ – дается меньшее количество баллов.

Предлагаем включить в КТМ следующие этапы:

1. Предстартовая проверка.

2. Знание правил оказания первой медицинской помощи.

3. Транспортировка пострадавшего.

4. Определение расстояния на карте.

5. Определение азимута на три ориентира.

6. Бивак.

7. Маркированный маршрут.

8. Определение расстояния до недоступного предмета.

9. Определение растений, грибов и животных.

10. Топографические знаки (определить, нарисовать).

В зависимости от уровня подготовки команд в КТМ можно включить и другие элементы- спуски и подъемы при помощи веревки, навесную и др. Каждая команда имеет зачетную книжку, в которой судьи делают отметку о прохождении этапа и о полученном результате.

6. Проведение Конкурсов на лучшую песню, фотографию, фильм, поделку из природного материала, стенгазету, эмблему, на лучший плакат, бивак сделают лагерь красочным, позволят обменяться опытом изготовления, интереснее провести свободное время.

Ознакомиться более подробно с таблицей штрафа для этапов вышеназванных соревнований и получить более подробную информацию можно на Станции юных туристов г. Павлово.

Используемая литература:

1. В.И.Курилова. Туризм. Москва « Просвещение» , 1988г.

2. Э.Н.Кодыш. Соревнования туристов. Москва «Физкультура и спорт», 1990г.

3. Ю.В. Лебединский. Слеты и соревнования юных туристов. Волго-Вятское книжное издательство. 1965 г.

4. Е.Ю. Ривкин. Организация туристической работы со школьниками. Москва 2001г.

5. А.Г.Маслов. Лето, дети и туризм. Москва ЦДЮТур РФ, 1997 г.

6. В.М. Куликов., Л.М. Ротштейн. Школа туристских вожаков. Москва ЦДЮТур РФ,1997

7. А.Евтушенко. Организация и проведение походов выходного дня. Москва. Народное образование. 2002 год


Соревнования и массовые мероприятия по туризму проводятся в целях улучшения физического воспитания учащихся и молодежи, укрепления их здоровья, подготовки к сдаче норм комплекса ГТО, повышения спортивного мастерства. С другой стороны, это школа подготовки к походам и средство пропаганды туризма.

Соревнования по туризму можно разделить на три вида: соревнования по туристским навыкам, по туристской технике, по ориентированию на местности.

Соревнования по туристским навыкам

Соревнования по туристским навыкам проводятся в учебных целях по следующим разделам:
Устройство и оборудование лагеря. Места расположения палаток команд определяются комендантской группой штаба. Оценка дается за правильно поставленные палатки, их оформление, санитарное состояние, расположение по отношению к реке, ветру и т. д.

Соревнования по разжиганию костров, кипячению воды. Каждая команда обеспечивает себя дровами, кольями и перекладиной для котелка. Для кипячения воды используется двухлитровый туристский котелок. При разжигании костра пользоваться легковоспламеняющимися материалами (бензин, спирт и т. д.) не разрешается. Финишем считается момент кипячения воды. Места между командами определяются по наименьшей затрате времени.

Соревнование по туристской технике

Соревнования по туристской технике проводятся в виде полосы препятствий и туристской эстафеты. Для соревнований выбирается хорошо просматриваемая территория с необходимым количеством естественных препятствий. Длина дистанции - полосы препятствий - колеблется от 300 л до 2 км. Все препятствия, включенные в дистанцию, преодолеваются каждым участником команды.

Дистанция состоит из двух параллельных полос, одинаковых по длине и сложности, расстояние между ними не более 10 м. Пути маркируются флажками разного цвета, старт раздельный. Путь команды определяется или жеребьевкой, или номерами. Например, четные идут по красной маркировке, нечетные - по белой. Интервалы между забегами устанавливаются до соревнования, после контрольного пробега дистанции группой туристов.

В полосу препятствий могут входить следующие этапы:

1. Подъем по крутому склону спортивным способом по веревке протяженностью до 20 м при крутизне до 45°.

2. Спуск с крутого склона до 20 м при крутизне до 45°.

3. Пересечение склона или бег по пересеченной местности до 150 м.

4. Преодоление водной преграды (на лодке до 300 м, на плоту до 50 м, по кладке до 20-25 м, по выступающим камням до 20-25 м, вброд до 15 м и т. д.).

5. Навесная переправа до 30 м.

6. Переноска пострадавшего до 50-60 м и др.

Результаты команд определяются затраченным временем. Если этап не пройден, то каждому участнику разрешается сделать еще две попытки. Если и они использованы без положительной оценки, то участник снимается с соревнований. Система подсчета очков за снятого участника определяется Положением о соревнованиях.

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей , Внеклассная работа

Цель: Создать хорошее настроение, поднять мышечный тонус, сплочение коллектива. Научить ребят видеть причины удач и неудач в выполнении какого-либо этапа, привить навыки анализа совместной деятельности.

Задачи:

  • Закрепить спортивные знания, умения и навыки полученные на занятиях за год.
  • Развивать ловкость, быстроту реакции.
  • Привитие любви и интереса к природе, спорту, туризму.
  • Воспитывать чувство коллективизма, уважение друг к другу.

Время проведения: апрель 2011 г.

Участники: в эстафете участвуют 2 команды 1-го года обучения.

  • Команда учеников ….класса «Молодежь»;
  • Команда учеников ….класса «Фэнтези».

Задачей организатора была проверка умений, знаний и навыков, полученных на занятиях по туризму. Привитие любви и интереса к природе, спорту, туризму.

Игровые пункты были размещены в спортивном зале. На каждой станции в зависимости от качества выполнения полученного на ней задания участники получают 1 балл. Мероприятие состоит из двух частей:

  1. Спортивная эстафета «Разминка» /подготовка к походу/.
  2. Туристская полоса «Идем в поход».

Мероприятие начинается с торжественного построения.

Предварительная работа: Каждая команда готовит визитную карточку: название команды, девиз.

Оборудование:

  • Гимнастические скамейки – 2 шт;
  • Обручи – 2 шт;
  • Корзины – 2 шт;
  • Мячи большие резиновые – 2 шт;
  • Мячики пластмассовые – по количеству участников;
  • веревки для вязании узлов – по количеству участников;
  • д/и «Костры», «Собери рюкзак», спортивный кроссворд;
  • клюшки – 2 шт;
  • кегли – 6 шт;
  • конверты с буквами – 2 шт.;
  • коврики резиновые- 4 шт;
  • коврики – 2 шт;
  • спальники – 2 шт;
  • секундомеры – 2 шт

Ход мероприятия

Ведущий – главный судья:

– Здравствуйте участники соревнований! Сегодня вам предстоит показать все свои знания и умения чему вы смогли обучиться за год и сделать вывод, без чего нельзя жить в одной большой семье.

Наше мероприятие состоит из двух частей:

  • спортивная эстафета «Разминка»/подготовка к походу/.
  • туристская полоса «Идем в поход».

Ваши результаты будут оценивать жюри: … подсчет будет по бальным.

Мои помощники … будут помогать мне.

Главный судья:

– Команды прошу занять свои места, в одну колонну становись.

– Капитанам поочередно представить свою команду / Команда …/.

Законы игры :

  • Три свистка – молчок;
  • После выполнения задания всей командой поднять руки вверх;
  • Поддерживать участников добрым словом.
  • Передача эстафеты – касанием руки;
  • Выполнять четко и внимательно.
  • Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

Приступаем к выполнению первого этапа «Спортивная эстафета».

Эстафета с самым любимым предметом….

Я начну, а вы кончайте,
дружно хором отвечайте:

Игра веселая – футбол,
Уже забили первый … ГОЛ.

Вот разбежался сильно кто-то
И без мяча влетел … В ворота.

Петя мяч ногою хлоп –
И угодил мальчишке … В лоб.

Хохочет весело мальчишка,
На лбу растет большая … Шишка.

Но парню шишка нипочем,
Опять бежит он за … Мячом.

I. Спортивная эстафета «Разминка»/подготовка к походу/.

  1. Передача мяча над головой.
    Первый игрок передает мяч второму и так далее, как только последний игрок получает мяч, он бежит и встает перед первым игроком, игра продолжается до тех пор, пока первый игрок снова встанет на свое место.
  2. «Меткий стрелок»
    Первые участники добегают до определенного места где лежат мячики и бросают в корзину. Каждый участник бросает один мячик. Сколько попаданий, столько и баллов.
  3. «Хоккей с мячом».
    Каждый участник ведет мячик клюшкой, обводит кегли, не сбив их, доводит до конца зала и обратно возвращается бегом, взяв в руки клюшку и мячик, для передачи следующему игроку.
  4. «Сквозь игольное ушко».
    Первый участник бежит до обруча, продевает его через себя, оставляет на линии, бежит до стойки, обегает ее, вновь продевает обруч и передает эстафету касанием руки.
  5. Отгадывание спортивного кроссворда.
    Кто быстрее отгадает и правильно.
  6. «Сороконожка».
    Первые участники бегут до стойки, обегают стойку и возвращаются к команде, вторые участники цепляются за первых и они вдвоем бегут, не падая и не отцепляя рук, затем третьи участники цепляются ко вторым и так далее.

Представляется слово жюри …

II. Туристская полоса «Идем в поход».

Ведущий: Замечательно! Я вижу, вы настоящие друзья спорта, а теперь собираемся в поход, где нас ждут преграды и препятствия. Для своего путешествия турист берет …./Загадывает загадку : До чего же скучно, братцы, на чужой спине кататься, дал бы кто мне пару ног, чтобы сам я бегать мог… Рюкзак/.

Без нужных вещей в походе не обойтись, найдите среди всех самые необходимые и сложите их в рюкзак, за каждую правильную карточку – балл.

1. д/и «Собери рюкзак».

Цель: из предлагаемых вещей отобрать те, которые годятся для похода. Каждый участник добегает до места, где находятся карточки и отбирают одну, кладут ее в коробку /рюкзак/, обратно – бегом.

Собрали рюкзак и оправились в поход. А там столько препятствий и преград, которые вам необходимо преодолеть.

2. «Переправа».

Цель: переправиться с одного берега на другой.

Команды участвуют в полном составе, строятся в колонну по одному. На расстоянии 8 м стоят гимнастические скамейки. По сигналу участнику необходимо боком, приставным шагом перейти на другой берег, если участник падает, то он выполняет задание повторно, обратно возвращается бегом.

3. «Кочки».

Цель: переправиться по кочкам, не наступив на землю.

Каждой команде дается два коврика, переставляя коврики поочередно добраться до линии, а обратно – бегом. Выигрывает та команда, которая быстро и без ошибок выполнит задание.

Все переправы преодолели пора развести костер и приготовить пищу.

4. д/и «Собери костер» – пазлы.

Кто быстрее соберет костер.

Поели, навели порядок, пора и отдохнуть…

5. «Отбой».

Цель: быстро снять обувь и лечь в спальник.

Правильное выполнение – это когда участник полностью залезет в спальник, ляжет, затем вылезет из него, расправит его, обуется и передаст эстафету следующему участнику.

6. «Завяжи крепкий узел» / по усмотрению педагога, какие выучили за год/.

Цель: по выданному образцу завязать узел.

Каждому члену команды дается 1 образец узла. За каждый не завязанный узел – штраф. Побеждает команда, которая быстрее справиться с заданием.

7. «Штурм высоты».

Цель: необходимо капитану команды взобраться на высоту /шведскую стенку, где находится конверт с буквами/.

По сигналу «Взять высоту!» капитаны выполняют задание, как только капитан вернулся к команде, вся команда собирает слово из букв. /см. Приложение /.

Выигрывает команда, выполнившая задание быстрее соперников.

Вот и закончилась игра.
Расходиться нам пора…
На табло взгляните все –
Подведем итог игре.

Объявляется итог …

Так в заключении скажите, без чего нельзя прожить … Без ДРУЖБЫ!

И настает момент прощанья
И будет краткой наша речь,
Мы говорим вам: до свиданья,
До новых интересных встреч!

Событийный туризм как средство привлечь в свои края побольше туристов сочли удачным инструментом многие российские города и области. Среди наиболее популярных мероприятий - забавные фольклорные праздники и исторические реконструкции, гастрономические увеселения, а также «милитари-шоу». Охватить весь их богатый ассортимент - от Москвы и до окраин - невозможно в пределах одного материала. Однако редакция инфогруппы «ТУРПРОМ» постаралась выделить наиболее интересные и креативные, которые пройдут этим летом по всей России.

Так, в выходные 24-25 июня тех, кто пожелает увидеть «провинциальную идиллию», приглашает город , где уже по традиции пройдёт праздник Каши. В этот раз в большом котле «на всех» будут варить рисовую кашу. Также в городе можно посетить одноименный музей. Желающих погрузиться в сказочные времена приглашает на эту же дату село в Ярославской области - там торжественно отмечают . Поздравлять сказочную злодейку прибудут и другие персонажи сказок, а туристам обещают развлечения, забавы и сказочную ярмарку.

Следующий «куст» праздников охватит практически все российские регионы. В выходные на 8-9 июля «сойдутся» празднования дня Ивана Купалы - в «древнеславянской атмосфере языческого праздника», которую предлагают туроператоры, пройдут традиционные гадания, танцы, песни, прыжки через костёр, плетение венков, поиски цветущего папоротника, хороводы... Ночь на Ивана Купала туристам предлагают отметить в , в , на Селигере, в ряде подмосковных городов и даже в деревне викингов в .

В те же выходные туристы могут отметить популяризируемый в последнее время День святых Петра и Февронии, он же праздник семьи, любви и верности. Историческим местом его празднования, конечно, станет город во , празднование также пройдет в , Великом Новгороде и других городах.

«Макушка лета» - выходные на 15-16 июля - также отмечены целой серией праздников, рассчитанных на туристов. Так, с 15 по 17 июля отмечает праздник, ставший олицетворением части подобных событийных мероприятий - . Туристам предстоят традиционные забавы, хороводы, а также соревнование в поедании огурцов - на скорость и на количество. Кстати, кто не наестся - может 13 августа отправляться в село Поречье Рыбное под Ростовом Великим, где тоже проходит День зеленого огурца.

Но вернемся к туристическим праздникам - 15 июля город также отмечает День Мыши, где обещает быть веселый семейный праздник с юмористическими забегами, мышиным парадом, детской игрой кошки-мышки и другими развлечениями для совсем юных. Кстати, «сосед» Мышкина, город , в эту же дату отметит свой юбилей праздником «Углече поле». Причем город приедут приветствовать делегации из других городов Золотого Кольца - как-никак Угличу исполняется 1080 лет!

Кроме того, с 12 по 16 июля над Ростовом Великим и туристы могут полюбоваться Парадом воздушных шаров. Праздник воздухоплавателей «Золотое кольцо России» приглашает гостей полюбоваться шоу воздушных шаров и аэростатов. В том числе и ночными.

Любителей реконструкций в эти же даты под 15 - 16 июля 2017 на легендарном разъезде Дубосеково ждет Военный Фестиваль « ». В программе Фестиваля реконструкции сражений Первой мировой войны, Гражданской войны в России, Великой Отечественной войны.

Конец июля порадует любителей моря: 30 июля, в воскресенье, день Военно-Морского флота отметят в разных городах. В Переславле-Залесском гостей встретит праздник «Российскому флоту быть!», где гостям, помимо представлений и развлечений, предложат царскую уху и кашу из топора. Разумеется, зрелищен будет праздник и в городе российского флота - , там ожидается зрелищное милитари-шоу на море, где свои возможности покажут корабли на подводных крыльях, ракетные катера, бойцы морской пехоты и десанта. Отдыхающим в Крыму рекомендуется его не пропустить, либо побывать на репетиции парада кораблей, которая обычно проходит за 1 или 2 неделеи до основного праздника.

А тех туристов, кто «звуку орудий» предпочитает звон мечей - в эти даты приглашает , где состоится традиционный реконструкторский фестиваль «Турнир Святого Олафа» - где тоже найдется место - и морю, и битвам. Впрочем, для туристов отдыхающих в Крыму с 28 июля стартует «Генуэзский шлем» в - причем фактически фестиваль продлится до конца августа. Здесь туристов, как обещают организаторы фестиваля, ждут массовые рыцарские сражения, турниры во славу прекрасных дам, стрельба из арбалетов, пушек, кулеврин и требушетов, выступления танцоров и песни трубадуров.

Любителей более «миролюбивой» техники в начале августа ждет Мышкин, где 4-6 числа пройдет парад ретро-автомобилей «Мышкинский самоход». А неподалеку от Мышкина, в гостей 5 августа гостей ждут на фестиваль-реконструкцию «Бурлаки вдоль Волги». В программе кроме состязаний предусмотрена и гастрономическая ярмарка. Щедрый август вообще отмечен гастрономическим туризмом - 14 августа в Великом Новгороде и Ростове Великом гостей зовут на праздник Медового Спаса, к которому в Ростове приурочен фестиваль средневековой монастырской культуры «Ростовское действо», а в Великом Новгороде - интерактивная программа «Новгородские чайники» - и, в любом случае, угощение. Кстати, 19 августа Ярославль также пригласит гостей на «Пир на Волге» - городской пикник на Стрелке с угощениями и мастер-классами.

А в сентябре, очевидно для того, чтобы туристы с более «боевым» настроение встречали осень, ожидается программа самых знаменитых реконструкций. В первую очередь, это Международный военно-исторический фестиваль «День Бородина», который в этом году состоится 2-3 сентября (а за неделю до этого пройдет не менее зрелищная репетиция сражения). С 9 по 17 сентября туристов ждет крымский военно-исторический фестиваль на Федюхиных высотах под Севастополем - 10-дневный праздник, призванный познакомить зрителей с военной историей максимального количества эпох с древности до современности. Также в сентябрьскую серию реконструкций входит международный военно-исторический фестиваль «Поле Куликово», который пройдет с 14-17 сентября.

Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:

  • Канал новостей в Telegram: https://t.me/tourprom
  • Туристические новости в Facebook: