Техника безопасности при подготовке лыжной трассы ратраком. Снегоуплотнительная машина — ратрак

Снегоуплотнительные машины, или как часто их называют ратраки - специальная техника на гусеничном ходу, которая способна двигаться по склонам с серьезным уклоном, при этом обрабатывая снежный покров, готовя трассу для катания на горных лыжах, сноубордах или беговых лыжах.

Название «ратрак» произошло от торговой марки «Ratrac», под которой в 60–е годы были завезены первые спецмашины от американских фирм LMC и Thiokol. Как это часто происходит, название марки фактически стало именем нарицательным - и повсеместно такая техника называется «ратраки» независимо от фирмы производителя.

Наша компания является официальным представителем в России и СНГ производителя ратраков - PRINOTH. Мы продаем, проводим техническое и гарантийное обслуживание снегоуплотнительных машин.

РАТРАК - ПОТРЕБНОСТЬ №1 ДЛЯ КУРОРТА

На сегодняшний день снегоуплотнительная техника - это потребность номер один для любого горнолыжного курорта. В России существует практика - когда катание вообще осуществляется без канатной дороги, а людей перемещают именно на ратраке. Это можно повсеместно встретить в Шерегеше, на Кавказе, а также в Мурманской области. Даже курорты с совершенно небольшими горками и малыми уклонами нуждаются в ежедневной подготовке трассы для катающихся.

Снегоуплотнительные машины используются для строительства фан-парков для фристайла, трасс для беговых лыж и биатлона.

Управлять снегоуплотнительной машиной может только хорошо подготовленный специалист. В отличии от обычного бульдозера, ратрак полностью компьютеризован и оснащен большим количеством электроники. Вся информация о работе машины и ее узлов, а также характеристики и текущие показатели отображаются на дисплее в кабине оператора. Управляется ратрак при помощи штурвала и джойстика. Во многом, именно от мастерства водителя зависит качество построенного парка для фристайла или подготовленной трассы.

Краткое руководство и коммерческое предложение по подготовке и эксплуатации лыжных трасс профессиональной бригадой РОО «ФЛГМ» с использованием специализированной снегоуплотняющей техники

Подготовка лыжных трасс (общие положения)

Специально подготовленную для передвижения на лыжах местность называют ЛЫЖНОЙ ТРАССОЙ. Количество и характер подъемов, спусков и равнинных участков, их чередование определяют ту или иную степень трудности трасс.

Лыжные трассы прокладывают, как правило, на местности с пересеченным рельефом, основными компонентами которого являются подъемы, спуски и равнинные участки. На трассе с различным рельефом соревновательная скорость изменяется от 2-3 м/с на подъемах до 14-16 м/с и более на спусках.

Отмеренное на трассе расстояние называют ДИСТАНЦИЕЙ. Например, по 5-километровой трассе могут проходить различные по длине дистанции – 5, 15, 50 км и более. В настоящее время предпочтение отдают проведению соревнований, даже на марафонские дистанции, по укороченным трассам, что значительно повышает их зрелищность и, следовательно, популярность. Длина тренировочной и соревновательной дистанции в зависимости от возраста, пола и квалификации лыжников может быть от 1-2 до 70 км и более.

Два параллельно идущих лыжных следа на трассе – это ЛЫЖНЯ. Ее параметры по ширине следа, глубине и расстоянию между центрами каждого следа регламентированы правилами соревнований. При машинном способе подготовки трасс эти параметры задаются специальным лыжным резаком.

Близкий к этим характеристикам след оставляет и группа лыжников при передвижении по нетронутому снежному покрову (если лыжня прокладывается людьми).

Снежное полотно с одной или несколькими лыжнями – это ТРАССА ДЛЯ КЛАССИЧЕСКОГО СТИЛЯ, ширина которой при проведении соревнований должна быть не менее 3 м.

Хорошо укатанное, достаточно жесткое снежное полотно шириной не менее 4 м и с лыжней сбоку – это ТРАССА ДЛЯ СВОБОДНОГО СТИЛЯ.

Длину трассы рекомендовано измерять вручную стальным шнуром (рулеткой) длиной около 50 м, используют также электронные измерительные приборы и дистанциомеры разной конструкции (измерительное колесо, например). Угловые и высотные характеристики подъемов и спусков определяют угломерными и высотомерными приборами.

На карте местности изображают СХЕМУ ТРАССЫ, по которой строят ее профиль.

При построении ПРОФИЛЯ ЛЫЖНОЙ ТРАССЫ изучают масштаб карты, находят начало и окончание трассы, направление движения по ней, общую протяженность, затем устанавливают самую высокую и самую низкую точки на трассе. С учетом этих данных определяют размерность координат.

Профиль лыжной трассы наглядно отображает количество, характерные признаки, последовательность и сочетание подъемов, спусков, равнинных участков на трассе, проложенной по пересеченному рельефу.

Основными характеристиками рельефа лыжных трасс являются следующие показатели высота подъема (спуска) – H;

1) максимальный подъем – МС;

2) перепад высоты – НД;

3) сумма перепадов высот – ТС;

4) длина подъема (спуска) – l;

5) средняя крутизна подъема (спуска) –

Высота подъема (спуска) – это расстояние по вертикали между высшей и низшей точками одного подъема (спуска).

Максимальный подъем – это наибольший по высоте подъем на данной трассе

Перепад высоты – это расстояние между самой высокой и самой низкой точками на всей трассе.

Сумма перепадов высот находится сложением высоты всех имеющихся на трассе подъемов.

Длина подъема (спуска ) определяется расстоянием по горизонтали между крайними точками склона.

Средняя крутизна подъема (спуска) находится из отношения высоты подъема (спуска) к его длине и выражается по правилам FIS в процентах:

< α = H:L · 100%.

Подготовка лыжных трасс начинается задолго до выпадения снега, чтобы даже при незначительном снежном покрове передвижение на лыжах было безопасным. Необходимо заблаговременно заготовить инструменты и технику для земляных работ. Трассу достаточной ширины расчищают от камней, остатков деревьев, веток, пней, корней, сучьев. По согласованию со службами лесничества к предельно возможному минимуму сводят вырубку деревьев и кустарников. Главная задача при выборе местности для трассы – максимально сохранить лесопосадки, которые создают экологически благоприятные природные условия для занятий лыжами.

В зависимости от степени защищенности лесом трассы делят на открытые и закрытые. Открытой считается трасса, более одной трети которой проходит по местности, не защищенной лесом, полосами деревьев, густым кустарником, рельефом местности, постройками и т.д. Предпочтение всегда отдают проложенным в лесной живописной местности закрытым трассам.

Если трасса проходит через водоемы и другие водные протоки, через них обязательно возводят надежные и прочные мосты. Перед непосредственным входом на мост нельзя допускать резких изменений направления движения, т.е. крутых поворотов.

Особенно тщательно готовят участки спусков и поворотов на них. Зимой трассу постоянно очищают от сучьев, остатков деревьев.

Чтобы лыжни для классического стиля и снежное полотно для коньковых ходов выдержали прохождение многочисленных лыжников, требуется продолжительная предварительная зимняя подготовка. Она заключается прежде всего в своевременном и регулярном уплотнении снежного покрова на всей трассе с помощью специальных тяжелых машин, а при их отсутствии – непосредственно лыжниками. Машины или лыжники уплотняют снег, выравнивают мелкие провалы и другие опасные неровности. Выполнять такую работу на местности, пролегающей по оврагам, буграм, лесным тропам, через водоемы и другие естественные препятствия, крайне сложно. Полотно трассы должно обрабатываться с каждым выпадением снега. Если уплотнять трассу только перед соревнованиями, то под полотном образуется слой рыхлого снега, и при прохождении уже первой группы участников оно разбивается. Уплотнение снежного покрова – чрезвычайно трудоемкая работа, которую еще более усложняет выпадение зачастую непредсказуемого по времени и количеству снега, да еще в сочетании с ветром, который сбивает ветки с деревьев и засоряет ими трассу.

На лыжных трассах для классического стиля лыжни прокладывают или нарезают специальным приспособлением – резаком. При свободном стиле готовят хорошо укатанное снежное полотно, а лыжню прорезают сбоку вдоль всей трассы с таким расчетом, чтобы лыжники, использующие разрешенные в свободном стиле как коньковые, так и классические способы передвижения, не мешали друг другу.

Постоянная подготовка действующих соревновательных, тренировочных и прогулочных трасс – длительный многолетний беспрерывный процесс с большим объемом работы. Сразу выбрать и подготовить достойную трассу невозможно, она требует ежегодной и постоянной обработки.

Каждый лыжник выбирает трассу с учетом подготовленности и поставленных задач.

Подготовить достаточно протяженную лыжную трассу можно и на площадке ограниченного размера, например на школьном мини-стадионе. Наиболее рациональным способом прокладки трассы на небольших по размеру участках местности является принцип закручивающейся-раскручивающейся

спирали, который позволяет проложить трассу длиной 3- 5 км и более, максимально плотно используя территории. А если площадка расположена на пересеченной местности с невысокими горками, то на трассе будет несколько небольших подъемов и спусков. Удлинить трассу на ограниченной по размерам местности позволяет и параллельный способ прокладки лыжней.

В правилах соревнований по лыжным гонкам в соответствии с требованиями Международной федерации лыжного спорта установлены допустимые пределы параметров рельефа трасс лыжных гонок с учетом возраста, пола и спортивной квалификации участников, масштаба соревнований, длины дистанции.

Соревновательные и тренировочные трассы для лыжников высокой квалификации прокладывают чаще всего по сильнопересеченному рельефу местности.

В соревнованиях и тренировках юных лыжников и лыжников-любителей, в массовых лыжных гонках предпочтение отдается слабопересеченным и пересеченным трассам. Именно на таких трассах проводят самые массовые в нашей стране соревнования – «Лыжню России».

В передвижении на лыжах физкультурно-оздоровительной направленности используют в основном слабопересеченные и равнинные трассы.

Предсезонная подготовка трассы .

Камни, корни, кусты, пни и тому подобные препятствия должны быть убраны. Особое внимание следует уделять участкам спусков и ограждению поворотов там, где это необходимо – еще и «отсыпка контруклонов».

Лыжная трасса зимой требует особой подготовки для того чтобы:

создавать и поддерживать ровную, плотную снежную поверхность;

разрыхлять поверхность снега на трассе, если «смерзлась»;

укатывать и уплотнять верхний слой снега, если трасса рыхлая (в результате оттепели или снегопада);

убирать «волну», возникающую на лыжне для классического хода;

убирать продольный бугор, возникающий на трассе для конькового хода;

препятствовать быстрому сходу снега весной, тем самым;

Снег на лыжной трассе в процессе ее эксплуатации подвергается следующим

воздействиям:

со временем – снег «стареет»;

меняются перепады температур в зависимости от погоды;

меняются перепады дневных и ночных температур;

изменяется влажность;

солнечное излучение

В основе процесса подготовки снежных поверхностей, в частности – лыжных трасс, лежит процесс уплотнения кристаллов снега.

Часто встречающимся заблуждением является то, что снег уплотняется весом, по типу того, как каток - асфальтоукладчик создает полотно дороги.

Удивительно то, что удельное давление на снег снегоходов и снегоуплотняющих машин (оно измеряется в давлении на единицу площади) – может быть меньше (50-100 г/кв.см), чем у пешехода (от 200 и выше г/кв.см), или у лыжника-спортсмена, движущегося коньковым ходом на «закантованной» лыже (150-200 г/кв.см).

Уплотнение снега происходит тогда, когда снег при помощи фрезы или зубьев бороны подвергается перемешиванию, в результате чего снежинки теряют свою «ветвистость», частицы снега измельчаются и ложатся компактнее в толще. Дневное колебание температуры и изменения влажности вносят свое – снег смерзается.

Продавить и уплотнить всю толщину сугроба снега – очень непросто, поэтому единственный разумный способ уплотнения снежного покрова – подготовка каждого слоя выпавшего снега, желательно по несколько раз.

Основные факторы, определяющие качество подготовки лыжной трассы:

оборудование, которым готовиться лыжная трасса

частота подготовки лыжной трассы

Оборудование для подготовки лыжных трасс

Для подготовки лыжных трасс зимой используется следующая специальная техника с навесными приспособлениями:

легкая – снегоходы с бугрорезами, гребенкой и резаком;

тяжелая – ратраки с бугрорезом и фрезой.

Полный цикл работ для эксплуатации лыжных трасс в зимний период состоит из трех этапов, которые выполняются в строгой последовательности друг за другом:

1-й – снегоуплотнительные работы,

2-й – выравнивание полотна трасс,

3-й – нарезка лыжни.

Ратраки – эти машины идеально подходят для подготовки лыжных трасс. Ограничивающими фактами являются относительная дороговизна и необходимость иметь снежный покров толщиной от 25 сантиметров

Снегоходы – более бюджетный вариант. К примеру наш отечественный буран, вместе с которым используется прицепное оборудование:

Каток – при подготовке полотна трассы с первого снегопада и в сложные условия – большой снегопад или сильная оттепель.

Борона – при подготовке полотна трассы, когда снег на трассе есть, выравнивает трассу как в продольной, так и в поперечной осях, срезая снежные неровности и заполняя углубления.

Резак для подготовки классической лыжни: они бывают как выдавливающие (используются для прокладки лыжни по мягкому свежевыпавшему снегу), так и режущие, которые используются на более жестких, хорошо укатанных трассах. Трассу необходимо готовить регулярно. В Скандинавии трассы готовят ежедневно, притом, что протяженность их на некоторых курортах заходит за 100 км. Желательно готовить трассу не менее трех раз в неделю, а в снегопад, каждый день, пока идет снег. Даже если снег не идет, а стоит ясная, морозная погода, трассу необходимо готовить!

Порядок подготовки трассы:

Обязательными для выполнения являются следующие требования:

На одной трассе снегоуплотнительные работы по всем трем этапам должны выполняться полностью в один день и не могут быть перенесены на другой день.

Кромки (краевые части) трасс с самого первого цикла снегоуплотнительных работ в начале сезона и до последнего в конце сезона должны быть закатаны по всей ширине «под обрез» с растущими деревьями, а на открытых участках-на установленной средней ширине трассы плюс 1 м.

Не допускается оставление «гребешков» и непрокатанных участков.

Финишные и стартовые створы трасс должны быть укатаны по всей ширине с особой тщательностью.

Участки полотна, где совмещаются две и более трассы, должны быть заранее обозначены ветками или специальными разметочными лентами.

Подготовка трасс для классического стиля

При нарезке лыжни следует руководствоваться требованиями, изложенными в пункте 19.3 Правил соревнований по лыжным гонкам

Лыжня должна быть подготовлена таким образом, чтобы управлять лыжами и скользить на них можно было без эффекта бокового торможения какой-либо частью крепления. Расстояние между правой и левой лыжнями должно равняться 17 – 30 см, если измерять от середины каждой лыжни. Глубина лыжни должна составлять 2 – 5 см даже на жестком снегу. Если используется 2 и более лыжни, расстояние между ними должно быть 1 – 1,2 м, если измерять от середины каждой лыжни.

Категорически не допускается нарезка лыжни на поворотах, где скорость лыжников слишком высока, чтобы удержаться на лыжне. В этих местах лыжня прерывается не менее чем за 30 метров до входа в поворот и возобновляется не менее чем через 10 метров после поворота.

Лыжня нарезается в правой части трассы, не ближе чем в 1 метре от ее кромки. В каждом следующем цикле (кроме освещенной и прогулочных трасс) лыжня нарезается левее предыдущей на 30 см, но не левее середины (осевой линии) трассы. После этого нарезка вновь начинается с крайнего правого положения. На спусках лыжня нарезается посредине трассы.

На освещенной трассе нарезаются две параллельные лыжни в прямом и обратном направлениях. Расстояние между ними должно составлять 1 – 1,2 м.

Для качественной прорезки лыжни на требуемую глубину по всей длине трассы нагрузка на резак должна соответствовать плотности снега.

Подготовка трасс для свободного стиля

На трассах, подготовленных для передвижения свободным стилем трасса должна быть шириной не менее 4 м. Лыжня на участках спуска должна следовать идеальной линии трассы.

Всю подготовку лучше проводить вечером, в темное время – меньше шанс встречи с лыжниками, а самое главное – снег за ночь смерзнется, трасса будет качественной и жесткой.

Разметка трассы

Маркировка трассы должна быть такой, чтобы у катающихся не возникло сомнения, куда двигаться дальше. Километровые отметки должны отображать общую дистанцию, пройденную по трассе. По возможности должен быть отмечен каждый километр.

Развилки и пересечения на трассе должны быть четко размечены, а неиспользуемые части трассы должны быть отгорожены.

Стадион для лыжных гонок

Территория стадиона

Оптимальными размерами территории стадиона являются следующие: ширина 50 – 75 м, длина – 150 – 250 м. Стадион для лыжных гонок должен иметь хорошую продуманную зону старта и финиша. Стадион должен представлять собой единый функциональный объект, разделенный и контролируемый там, где это необходимо, воротами, заграждениями и

маркированными зонами. Он должен быть подготовлен таким образом, чтобы: участники могли проходить через него несколько раз, при этом транзитная зона не должна проходить через зону финиша и

ЭКОНОМИКА ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНОЙ ТРАССЫ В ОБЩИХ ЧЕРТАХ

Пример - трасса 15 км со срезками на 3-5-10 км. Ширина 4-5 метров - 3 ширины бороны на коньковой полосе и классическая лыжня - по краю.

  • Один выезд - 4 часа с переодеванием, заправками и т.п. - исходя из этого формируется фонд зарплаты работника.
  • Зима в средней полосе России - 15 недель в среднем по 4 выезда в неделю (с учетом снегопадов и соревнований) = 60 выездов по 50 км (со срезками и т.п.) = 3.000 км пробега за зиму с затратами на горючее, масло, ТО, ремонт и амортизацию снегохода и прицепных орудий.
  • Жизненный цикл снегохода и орудий лучше считать на 5 лет.

Идеально выглаженные склоны горнолыжных курортов или беговые трассы, предстающие поутру взору первых взыскательных посетителей, уже давно воспринимаются как норма. Сегодня, ежедневно используя снегоуплотняющие машины, которые легко превращают даже самые разбитые склоны и трассы в идеальное снежное полотно, или быстро доставляют райдеров до места назначения, мы почти не вспоминаем о том, что история ратраков насчитывает чуть более 80 лет. К хорошему быстро привыкаешь!

О том, как юношеская мечта стала реальностью...

Ратраки, машины на гусеничном ходу, с навесным оборудованием для работы на снежных склонах... История создания первых ратраков уходит корнями в довоенные годы. Тогда, как и сегодня, идея состояла в том, чтобы создать машины, способные передвигаться по глубокому снегу. Очевидно, что колесный транспорт совершенно беспомощен в таких рабочих условиях. Первым коммерчески успешным экземпляром ратрака принято считать изобретение американца Эммитта Такера (Emmitt Tucker). В 1930 году он разработал первый Sno-Cat, машину на двух стальных гусеницах, установленных под рамой сзади, и трех лыжах, установленных спереди для удержания баланса. К 1942 году было продано 70 таких машин. Из воспоминаний Билла Сиуру (Bill Siuru): «Эммитт провел почти все свое детство в Орегоне. Зимой, пробираясь в школу сквозь снежные завалы, он уже стал задумываться о создании машины, способной передвигаться по глубокому и мягкому снегу. И это, несмотря на столь юный возраст!» Так, согласно легенде, началась история первых снежных машин, и появился слоган «No snow too deep, no road too steep». В 1951 году Такер изобрел и запатентовал четырехгусеничный вездеход Sno-Cat для езды по глубокому снегу и транспортировки грузов. Через 10 лет после некоторых усовершенствований эта модель машины работала уже на многих горнолыжных курортах Америки, хотя основной ее задачей по-прежнему оставалась перевозка людей и грузов, она также выполняла функции уплотнения снега. Интересно отметить, что внешний вид традиционного американского ратрака отличается от привычного нам европейского двухгусеничного варианта, и по сей день.
Европейские изобретатели принялись за дело: одни копировали Такера,
другие создавали свои оригинальные конструкции.

Из Америки в Европу и первые шаги европейцев

Своим появлением в Европе ратраки обязаны легендарному Эмилю Аллэ (Emile Allais), гениальному французскому спортсмену-горнолыжнику, чемпиону, основателю «французской» горнолыжной школы. Во время одной из поездок в США в 1950 году Эмиль Аллэ увидел забавный гусеничный вездеход, возивший грузы по глубокому снегу. Это был Sno-Cat. Вернувшись во Францию, Эмиль Аллэ уговорил руководство Куршевеля закупить партию американских машин, и использовать их не для перевозки грузов, а для подготовки трасс. Это была настоящая революция – ведь до этого трассы везде готовили вручную! А Куршевель стал первым европейским курортом, где появились ратраки!
Важным толчком к развитию европейской снегоуплотнительной техники послужили телевизионные трансляции VIII Зимних Олимпийских Игр 1960 года, проходивших в Скво-Вэлли (Сьерра-Невада, Калифорния), где при подготовке трасс активно применялись машины Sno-Cat. Репортажи о подготовке трасс к соревнованиям показали по европейскому телевидению, и необходимость изобретения европейского аналога американского ратрака стала очевидной. Европейские изобретатели принялись за дело: одни копировали Такера, другие создавали свои оригинальные конструкции. Потребитель же был строг и требовал надежной и универсальной машины, предназначенной не только для подготовки трасс, но и для тяжелой работы. Только в начале 60-х, австро-швейцарская фирма Ratrac выпустила, наконец, свой Ratrac-S, а итальянец Эрнст Принот изобрел свою первую снегоуплотняющую машину P-20. Европейские машины стали постепенно вытеснять американские. К слову сказать, именно торговой марке Ratrac мы обязаны так полюбившемуся у нас слову «ратрак», которым мы называем снегоуплотняющие машины.

Снегоуплотняющие машины по концепции гоночных болидов

В 1962 году известный спортсмен, итальянский автогонщик Эрнст Принот (Ernst Prinoth), призер Формулы-1 в 1961 году, сконструировал, собрал в собственной автомастерской и запатентовал свою снегоуплотняющую машину Р-20. В основу проекта Эрнст Принот положил хорошо известную ему концепцию гоночных болидов: легкая и прочная несущая конструкция, максимально низкий центр тяжести и мощный мотор. Этот крутой вираж в карьере принес Эрнсту Приноту даже большую славу: по некоторым данным, ратраки Prinoth работают на каждом втором горнолыжном курорте мира!

В 1965 году появилась новая модель P-15 для работы на крутых склонах. Выглядела она весьма любопытно: две широченные гусеницы, шарнирное сочленение, минимальная габаритная высота, почти полное отсутствие центрального тоннеля и боковое расположение небольшой кабины. В этом же году компания Prinoth получила мировое признание и вышла на мировой рынок, когда машины ее производства впервые были использованы при подготовке лыжных трасс на Чемпионате мира по лыжным видам спорта в Тироле. Считается, что именно с этого дня началась эра применения снегоуплотняющих машин в горнолыжной сфере для подготовки склонов и трасс. В 1968 году была открыта первая фабрика по производству снегоуплотняющих машин Prinoth, и уже в том же году этими машинами было оснащено более 200 горнолыжных склонов; были открыты пункты сервисного обслуживания и представительства фирмы. «Prinoth... for perfect pistes! Машины... для превосходных трасс!», – об этом думал Эрнст Принот, создавая свои машины.

Современные снегоуплотняющие машины: о дизайне, конструкции, гусеницах, лошадиных си лах и уважении к окружающей среде...

Вечная конкуренция производителей снегоуплотняющих машин заставляет их постоянно двигаться вперед и ежедневно совершенствовать свой продукт. Неповторимый узнаваемый дизайн: со времен создания первых машин их внешний облик претерпел значительные изменения. Например, дизайн итальянских машин разрабатывает признанный мэтр стиля, агентство Pininfarina, а над эргономикой работают специалисты из MM Design и Recaro. По словам Михаэля Зибера, управляющего Leitner Technologies group: «Корпоративной философией компании является идеальное сочетание дизайнерского искусства и технологий». Извечные соперники итальянцев, немцы, опираются на собственный опыт, и их машины тоже выглядят весьма достойно. И даже брутальные четырехгусеничные американские монстры по-своему хороши. И все-таки, когда мы говорим «неповторимый узнаваемый дизайн», мы подразумеваем Prinoth. Совместными продуктами Prinoth и Pininfarina являются, к примеру, обновленный Everest, новый Leitwolf и недавнее их совместное детище – машина Beast. Вот, что говорит по этому поводу Лоуви Вермеерш, Дизайн-директор Pininfarina: «Мне нравится наблюдать за тем, как Beast работает высоко в горах, где его можно увидеть в полной гармонии с окружающей средой и по-настоящему оценить его непревзойденные качества».

Простая конструкция, обеспечивающая выполнение сложных задач: основные принципы конструкции снегоуплотняющих машин очень просты. Машина должна быть устойчивой, тяжелой и мощной. Ведь в ее задачи входят уборка и уплотнение снега, оптимальное распределение снежной массы по поверхности склона, выравнивание и выглаживание склона, создание всевозможных фигур сноупарков, прокладка лыжни и трасс для прогулок, транспортировка людей и грузов. Ратрак может играючи взбираться по чрезвычайно крутым склонам благодаря установленной на нем лебедке. Особое внимание уделяют системам защиты от опрокидывания ROPS (Roll Over Protection System). А чтобы машина уверенно преодолевала подъем в несколько десятков градусов, ей требуются цепкие гусеницы и мощный мотор.

Гусеницы... go everywhere!

Наблюдая за тем, как ратрак «плывет» по снежной поверхности, красуясь своими гусеницами, усеянными грунтозацепами и оснащенными гидропневматической подвеской, гасящей вибрации от неровностей, создается впечатление, что перед тобой снежный корабль. Сила сцепления с поверхностью позволяет ратраку передвигаться по любому снегу и не дает в нем застревать. Все благодаря гусеницам! Пара гусениц достаточной ширины, при определенной длине опорной поверхности, должном расположении опорных катков, обеспечивает небольшое давление на грунт и хорошее сцепление с ним, большее тяговое усилие и маневренность. Для сравнения: давление снегоуплотняющей машины на грунт составляет примерно 300 г/см2, в то время как давление лыжника – 350 г/см2. Сегодня использование ратраков вышло далеко за пределы горнолыжной сферы. Благодаря различным вариантам гусениц, ратраку подвластен не только снег. Эти машины с успехом используют при работе на песке, к примеру, для чистки и выравнивания пляжей. Или для геологоразведки и обеспечения транспортного сообщения с отдаленными северными поселками и базами на заболоченных участках местности и в тундре, поскольку ратраки гораздо меньше травмируют их нежные влажные грунты.

А Вы знаете, что такое 527 Н.Р.?

Пожалуй, в способностях снегоуплотняющих машин их покупатели могут не сомневаться. Чаще всего им гораздо интереснее знать, какова реальная производительность и эксплуатационные затраты ратрака. Все зависит от мощности машины, которая измеряется в H.P. – лошадиных силах. Так техника одного класса от разных производителей очень близка по своим показателям: двигаясь со скоростью 20 км/ч, снегоуплотняющая машина способна обрабатывать порядка 10000 квадратных метров трассы в час, расходуя за это время чуть больше двадцати литров топлива. Однако есть и исключения. Например, ратрак Prinoth Beast. «Самые очевидные преимущества ратрака Beast – его мощность 527 л.с. и невероятная двигательная сила, что позволяет ему одному выполнять работу, которая рассчитана на два ратрака. Beast способен подготовить 25 км трасс за 5 часов работы, это новые стандарты эффективности!», – комментирует Евгений Ципорин, руководитель направления по продаже снегоуплотнительной техники, гусеничных вездеходов и лесных мульчеров Prinoth в России и странах СНГ.

Безусловно, главное преимущество сверхмощных ратраков – их способность работать на самых крутых участках, недоступных другой технике и выполнять больший объем работы за более короткий период времени. «Однако подход при выборе машины должен быть разумным. Как и в любой другой отрасли, инструмент, выбранный для выполнения задачи, должен соответствовать самой задаче. На «зеленых» и «синих» трассах экономически оправданным будет применение машин среднего класса, способных по производительности вплотную приближаться к сверхмощным машинам, расходуя при этом меньше топлива», - комментирует Евгений Ципорин.

Environmentally friendly... Максимальное уважение к окружающей природе

Еще один немаловажный момент: абсолютно все двигатели, устанавливаемые на ратраки, должны укладываться в строгие «зеленые» нормативы Euro 3. Если о двигателе ратрака говорят, что это продукт Euro 3 Family, полностью соответствующий Euromot III, это означает, что выброс загрязняющих веществ в рамках допустимых норм или намного меньше допустимых пределов.

Строгое следование этим нормам является неукоснительным требованием ко всем современным снегоуплотняющим машинам, ведь место их работы – хрупкие природные ландшафты, так нуждающиеся в защите. Некоторые компании шагнули еще дальше, например, частью корпоративной философии компании Prinoth является программа «Clean Motion» («Чистое движение»). В рамках этой программы новая машина Leitwolf стала единственным в мире серийно выпускаемым ратраком, соответствующим нормам эмиссии вредных веществ Euromot III B (выбросы азота сокращены на 50%, а твердых частиц – на 90%).

Телефон для консультации:

8-916-782-07-57

Наша техника:

Утилитарные снегоходы "Буран", "Шихан" с необходимым прицепным оборудованием

Наши услуги:

  • Уплотнение и выравнивание снежного полотна;
  • Подготовка трассы для конькового хода;
  • Нарезка лыжни для классического стиля;

Особенности:

  • Минимальная длина трассы от 400 метров (стадион);
  • Мы работаем с организациями и с частными лицами;
  • Режим работы: круглосуточно!

Цены:

Стоимость подготовки лыжной трассы договорная, в зависимости от сложности работ.
При подготовке лыжной трассы за пределами МКАД, взимается дополнительная плата за доставку оборудования - 50р за 1км.

Готовы изготовить для Вас следующие элементы разметки трасс:

Наименование изделия

Цена за единицу (руб)

Стойка разборная металлическая с крестообразным основанием (окрашенная)

Знак металлический

(60 х 40 см) (окрашенный)

Знак металлический

(30 х 20 см) (окрашенный)

Табличка пластиковая

(60 х 40 см) толщина 3 мм

Табличка пластиковая

(30 х 20 см) толщина 3 мм

Флажок расцвечивания (30 х 20 см) красный карбон

Древко (лиственница) 80 см

Древко (пластик) 50 см

АНО «Арта-спорт»

Понятие «Лыжная трасса»

(общие положения)

Специально подготовленную для передвижения на лыжах местность называют ЛЫЖНОЙ ТРАССОЙ.

Лыжные трассы прокладывают, как правило, на местности с пересеченным рельефом, основными компонентами которого являются подъемы, спуски и равнинные участки.

Два параллельно идущих лыжных следа на трассе - это ЛЫЖНЯ. Ее параметры по ширине следа, глубине и расстоянию между центрами каждого следа регламентированы правилами соревнований. Ширина одного следа до 7 см, глубина до 5 см, расстояние между следами каждого следа - до 25 см. При машинном способе подготовки трасс эти параметры задаются специальным лыжным резаком.

Снежное полотно с одной или несколькими лыжнями - это ТРАССА ДЛЯ КЛАССИЧЕСКОГО СТИЛЯ, ширина которой должна быть не менее 3 м.

Хорошо укатанное, достаточно жесткое снежное полотно шириной не менее 4 м и с лыжней сбоку - это ТРАССА ДЛЯ СВОБОДНОГО СТИЛЯ.

ПОДГОТОВКА ЛЫЖНЫХ ТРАСС

Подготовка лыжных трасс начинается задолго до выпадения снега, чтобы даже при незначительном снежном покрове передвижение на лыжах было безопасным. Необходимо заблаговременно заготовить инструменты и технику для земляных работ. Трассу достаточной ширины расчищают от камней, остатков деревьев, сухой травы, веток, пней, корней, сучьев, выравнивают грунт, отсыпают контруклоны.

В зависимости от степени защищенности лесом трассы делят на открытые и закрытые. Открытой считается трасса, более одной трети которой проходит по местности, не защищенной лесом, полосами деревьев, густым кустарником, рельефом местности, постройками и т.д. Предпочтение всегда отдают проложенным в лесной живописной местности закрытым трассам.

Если трасса проходит через водоемы и другие водные протоки, через них обязательно возводят надежные и прочные мосты. Перед непосредственным входом на мост нельзя допускать резких изменений направления движения, т.е. крутых поворотов.

Особенно тщательно готовят участки спусков и поворотов на них. Зимой трассу постоянно очищают от сучьев, веток и упавших деревьев.

Чтобы лыжни для классического стиля и снежное полотно для коньковых ходов выдержали прохождение многочисленных лыжников, требуется продолжительная предварительная зимняя подготовка. Она заключается прежде всего в своевременном и регулярном уплотнении снежного покрова на всей трассе с помощью специальных тяжелых машин - ратрака или более бюджетной версии, утилитарного снегохода. Они уплотняют снег, выравнивают мелкие провалы и другие опасные неровности. Выполнять такую работу на местности, пролегающей по оврагам, буграм, лесным тропам, через водоемы и другие естественные препятствия, крайне сложно. Полотно трассы должно обрабатываться с каждым выпадением снега. Если уплотнять трассу только перед занятием или соревнованиями, то под полотном образуется слой рыхлого снега, и при прохождении уже первой группы участников оно разбивается. Уплотнение снежного покрова - чрезвычайно трудоемкая работа, которую еще более усложняет выпадение зачастую непредсказуемого по времени и количеству снега, да еще в сочетании с ветром, который сбивает ветки с деревьев и засоряет ими трассу.

На лыжных трассах для классического стиля лыжни прокладывают или нарезают специальным приспособлением - резаком. При свободном стиле готовят хорошо укатанное снежное полотно, а лыжню прорезают сбоку вдоль всей трассы с таким расчетом, чтобы лыжники, использующие коньковый стиль, не мешали друг другу.

Поэтому постоянная подготовка действующих тренировочных и прогулочных трасс - длительный многолетний беспрерывный процесс с большим объемом работы. Сразу выбрать и подготовить достойную трассу невозможно, она требует ежегодной и постоянной обработки.

ПОДГОТОВКА ЛЫЖНЫХ ТРАСС В ЗИМНИЙ ПЕРИОД

Для того чтобы содержать лыжную трассу в хорошем состоянии на протяжении всего зимнего сезона, необходимо:

  1. создавать и поддерживать ровную, плотную снежную поверхность
  2. разрыхлять и очищать поверхность снега на трассе, если образовалась наледь (в результате воздействия людей, собак, гуляющих без лыж, а также неблагоприятных погодных условий).
  3. Нарезать лыжню для классического стиля с каждым выездом тяжелой техники.

В основе процесса подготовки снежных поверхностей, в частности - лыжных трасс, лежит процесс уплотнения кристаллов снега.

Часто встречающимся заблуждением является то, что снег уплотняется весом, по типу того, как каток - асфальтоукладчик создает полотно дороги.

Удивительно то, что удельное давление на снег снегоходов и снегоуплотняющих машин (оно измеряется в давлении на единицу площади) - может быть меньше (50-100 г/кв.см), чем у пешехода (от 200 и выше г/кв.см), или у лыжника-спортсмена, движущегося коньковым ходом на «закантованной» лыже (150-200 г/кв.см).

Уплотнение снега происходит тогда, когда снег при помощи фрезы или зубьев бороны подвергается перемешиванию, в результате чего снежинки теряют свою «ветвистость», частицы снега измельчаются и ложатся компактнее в толще. Дневное колебание температуры и изменения влажности вносят свое - снег смерзается.

Продавить и уплотнить всю толщину сугроба снега - очень непросто, поэтому единственный разумный способ уплотнения снежного покрова - подготовка каждого слоя выпавшего снега, желательно по несколько раз.

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНОЙ ТРАССЫ

  1. оборудование, которым готовиться лыжная трасса
  2. частота подготовки лыжной трассы

ТЕХНИКА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНЫХ ТРАСС

Для подготовки лыжных трасс зимой используется следующая специальная техника с навесными приспособлениями:

  • ЛЕГКАЯ - снегоходы с бугрорезами, гребенкой и резаком

Утилитарные снегоходы - более бюджетный вариант, которые также подходят для лыжных трасс, расположенных в любой местности и на различном рельефе. (в открытом поле, парке, сквере, школьном стадионе).

  • ТЯЖЕЛАЯ - ратраки с бугрорезом и фрезой

Полный цикл работ для эксплуатации лыжных трасс в зимний период состоит из трех этапов, которые выполняются в строгой последовательности друг за другом:

1-й - снегоуплотнительные работы,

2-й - выравнивание полотна трасс,

3-й - нарезка лыжни.

Ратраки - это специализированные машины, которые идеально подходят для подготовки лыжных трасс. Ограничивающими факторами являются: относительная дороговизна его содержания и использования, а также необходимость иметь снежный покров толщиной не менее 25 сантиметров.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНЫХ ТРАСС СНЕГОХОДОМ

Резак - для подготовки классической лыжни бывает, как выдавливающий (используется для прокладки лыжни по мягкому свежевыпавшему снегу), так и режущий, который используется на более жестких, хорошо укатанных трассах.

Борона - используется для выравнивания снежного полотна (срезает бугры и заполняет впадины).

Желательно готовить трассу не менее трех раз в неделю, а в снегопад, каждый день, пока идет снег. Даже если снег не идет, а стоит ясная, морозная погода, трассу необходимо готовить!

ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНОЙ ТРАССЫ

Обязательными для выполнения являются следующие требования:

На одной трассе снегоуплотнительные работы по всем трем этапам должны выполняться полностью в один день и не могут быть перенесены на другой день.

Кромки (краевые части) трасс с самого первого цикла снегоуплотнительных работ в начале сезона и до последнего в конце сезона должны быть закатаны по всей ширине «под обрез» с растущими деревьями, а на открытых участках-на установленной средней ширине трассы плюс 1 м.

Не допускается оставление «гребешков» и непрокатанных участков.

Финишные и стартовые створы трасс должны быть укатаны по всей ширине с особой тщательностью.

ПОДГОТОВКА ТРАСС ДЛЯ КЛАССИЧЕСКОГО СТИЛЯ

При нарезке лыжни следует руководствоваться требованиями, изложенными в пункте 19.3 Правил соревнований по лыжным гонкам.

Лыжня должна быть подготовлена таким образом, чтобы управлять лыжами и скользить на них можно было без эффекта бокового торможения какой-либо частью крепления. Расстояние между правой и левой лыжнями должно равняться 17 - 30 см, если измерять от середины каждой лыжни. Глубина лыжни должна составлять 2 - 5 см даже на жестком снегу. Если используется 2 и более лыжни, расстояние между ними должно быть 1 - 1,2 м, если измерять от середины каждой лыжни.

Категорически не допускается нарезка лыжни на поворотах, где скорость лыжников слишком высока, чтобы удержаться на лыжне. В этих местах лыжня прерывается не менее чем за 30 метров до входа в поворот и возобновляется не менее чем через 10 метров после поворота.

Лыжня нарезается в правой части трассы, не ближе чем в 1 метре от ее кромки. В каждом следующем цикле (кроме освещенной и прогулочных трасс) лыжня нарезается левее предыдущей на 30 см, но не левее середины (осевой линии) трассы. После этого нарезка вновь начинается с крайнего правого положения. На спусках лыжня нарезается посредине трассы.

На освещенной трассе нарезаются две параллельные лыжни в прямом и обратном направлениях. Расстояние между ними должно составлять 1 - 1,2 м.

ПОДГОТОВКА ТРАСС ДЛЯ КОНЬКОВОГО СТИЛЯ

На трассах, подготовленных для передвижения свободным стилем трасса должна быть шириной не менее 4 м. Лыжня на участках спуска должна следовать идеальной линии трассы.

Всю подготовку лучше проводить вечером, в темное время - меньше шанс встречи с лыжниками, а самое главное - снег за ночь смерзнется, трасса будет качественной и жесткой.

РАЗМЕТКА ЛЫЖНОЙ ТРАССЫ

Маркировка трассы должна быть такой, чтобы у катающихся не возникло сомнения, куда двигаться дальше. Километровые отметки должны отображать общую дистанцию, пройденную по трассе. По возможности должен быть отмечен каждый километр.

Мало кто из нас знает, что в техническое оснащение современных горнолыжных курортов, а также стадионов горнолыжных видов спорта в обязательном порядке должна входить машина, именуемая ратрак. Это техническое средство является ни чем иным, как снегоуплотнительным агрегатом, который передвигается при помощи гусениц.

Чтобы было понятнее читателю, ратрак – это адаптированная модель бульдозера, предназначенная для ведения работ в суровых зимних условиях. Такой трактор способен двигаться по горным склонам, которые имеют довольно крутой угол наклона.

Основное назначение такого снегоуплотнителя – подготовка горнолыжных склонов, формирование лыжных трасс и выполнения спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций в горах. Также такой горный трактор является очень удобным средством для перевозки людей, при которой он оборудуется отдельно пассажирской кабиной, и надежным механизмом для перевозки грузов.

Свое название – «ратрак» – машина получила от названия первой модели этого механического средства, которые продавались в Европе еще в далекие 60-е годы. С самого начала главными производителями агрегата были американские фирмы Thiokol и LMC, которые реализовывали их под торговой маркой Ratrac. Вот с тех времен эта машина и обрела свое название, которым пользуются до сегодняшнего дня.

На сегодняшний день брендами по выпуску ратраков являются такие знаменитые машиностроительные компании, как Prinoth (Италия), Bombardier (Канада), Kässbohrer (Германия). Все эти фирмы занимаются выпуском ратраков, которые реализуются на рынке по продаже специальной техники под торговой маркой PistenBully, а в Америке этот тип снег уплотнительных машин реализуется под именем snow cat.

Обойтись на горнолыжных трассах без снегоуплотнительного трактора практически не возможно. Пушки, которые насыпают снег на будущие склоны и лыжные трассы, создают достаточно большие сугробы, которые необходимо равномерно распределить и уплотнить.

Технические параметры снегоуплотнительной машины

Ратраки имеют широкий модельный ряд от разных фирм-производителей. В России на горнолыжных курортах и на спортивных лыжных трассах широко применяется ратрак японской компании OHARA, который отлично подходит для устройства трамплинов и лайпов для сноубордистов.

Модельный ряд OHARA включает в себя следующие серии снегоуплотнительных машин – DF 330, DF 357 и DF 430, они имеют очень высокую надежность в работе, большую мощность и качественное исполнение технологического процесса. Ратраки от японского производителя имеют технические параметры, которые их отличают от других марок снегоуплотнительной техники. Такие конструктивные характеристики позволяют OHARA исполнять целый комплекс задач по формированию лыжных трасс, как простой степени сложности, так и сложных, имеющих крутой угол подъема.

Снегоуплотнительная машина от японского производителя OHARA для сгребания снежной массы оборудован специальным ковшом, который расположен в передней ее части. Для проведения уплотнительных работ ратрак этой модели в задней его части имеет фрезерный механизм с выступающими элементами, сконструированный на металлическом кронштейне.

Для выполнения функции дополнительной трамбовки снежной массы снегоуплотнительный трактор этой марки имеет в своей конструкции специальную резиновую ласту. Это устройство одновременно является защитным щитом для фрезерного механизма.

Трактор OHARA имеет очень просторную и теплую кабину, из которой можно с удовольствием наблюдать за красотами природного ландшафта. А самое главное из-за такого обзора кабины машинист имеет полный обзор участка, на котором ведется работа.

Стоит отметить, что японский ратрак может по своей технической возможности быть оборудованным специальным устройством, при помощи которого устраивается идеальная лыжная трасса. Такой дополнительный механический элемент называется лыжепрокладчиком, при помощи которого еще производится корректировка расстояния до соседних лыжных трасс.

Для легкого передвижения по крутым горным склонам и выполнения своих функций трактор OHARA изготавливается из очень легкого, но прочного материала. Для высокой устойчивости и высокой маневренности движения при выполнении работ разной сложности ратрак японской марки оснащен широкими гусеницами, которые в своей конструкции имеют грунтозацепные элементы. Именно благодаря этим механизмам трактор OHARA способен оказывать большое давление на снежный покров, а также иметь устойчивое состояние на очень крутых склонах.

Этот японский горный трактор является еще отличным средством для устройства велосипедных трасс в летнее время. Такая техническая возможность еще раз подтверждает его многофункциональность.