Урок литературы на тему «Л. Толстой
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Читательские умения Осознанность Правильность Беглость Выразительность
Лев Николаевич Толстой 1828-1910
Произведения Л.Н. Толстого О природе О людях, о детях вызывают чувства рассказы сказки басни О Родине художественные разножанровый? были?
Лев Николаевич Толстой, русский писатель, родился 9 сентября 1828 в усадьбе Ясная Поляна. В Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, написал учебную книжку «Азбука» для самых маленьких.
Музей - усадьба в Ясной Поляне
1. Определить жанр произведения, вид текста? 2. Ответить на вопрос: Что заинтересовало?
Озимями Гуменники На гумнах*
Критерии: правильность и краткость сообщения фактов Виды зайцев Чем кормятся? Кто их враги? Как спасаются? Лесные Корою деревьев Охотники, собаки, волки, лисицы Путают следы Полевые Озимями и травой Вороны, орлы Путают следы Гуменники Хлебными зёрнами Люди, собаки Путают следы
Литературные приёмы Сравнение Описание Противопоставление
Рассказ «Зайцы» научно-познавательный. В нем автор сообщает информацию о том, какие бывают зайцы, чем кормятся, кто их враги и как спасаются.
Рассказы Л.Н.Толстого Художественные Научно-познавательные вызывает чувства сообщает факты Косточка Зайцы
1. Рассказ 2. Научно-познавательный, интересный 3. Сообщает, знакомит, учит 4. Научно-познавательный рассказ сообщает факты. 5. Интерес
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...
«Басни Л.Н. Толстого». Л.Н. Толстой. «Мужик и Водяной».
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе УМК "Начальная школа ХХI века". Цели урока: 1.Продолжать знакомить учащихся с творчеством Л.Н. Толстого 2.Учи...
Слушание и работа с детскими книгами. «Повторение изученных произведений Л.Н. Толстого». Дополнительное чтение. «Воспоминания Л.Н. Толстого».
Цели урока: 1.Продолжать знакомить учащихся с творчеством Л.Н. Толстого 2.Учить самостоятельно формулировать тему и цели урока.Способствовать формированию таких основ читательс...
Зайцы лесные по ночам кормятся корою деревьев, зайцы полевые – озимыми и травой, гуменники – хлебными зёрнами на гумнах. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий, видный след. До зайцев охотники – и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас бы нашли по следу и поймали; но заяц труслив, и трусость спасает его.
Заяц ходит ночью по полям и лесам без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней, то голоса мужиков, то треск волка по лесу и начинает от страху метаться из стороны в сторону. Проскачет вперёд, испугается чего-нибудь – и побежит назад по своему следу. Ещё услышит что-нибудь – и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь от прежнего следа. Опять стукнет что-нибудь – опять заяц повернётся назад и опять поскачет в сторону. Когда светло станет, он ляжет.
Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далёким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.
Сказки Толстой Лев Николаевич
учитель начальных классовМБОУ «НОШ №14», г. БиробиджанКласс: 2, УМК «Гармония».Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.
Тема: «Л.Н. Толстой. Зайцы»
Цель : развитие читательских умений.
Планируемые результаты
Познавательные учебные действия: познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Зайцы»;
работать над развитием читательских умений;
расширять кругозор учащихся, наблюдательность за языковыми средствами, развивать речь, умение сравнивать, анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;
формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации: рисунок, модель, учебник;
Регулятивные учебные действия: формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия;
Коммуникативные действия :
Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
Личностные учебные действия:
Пробудить познавательную активность. Воспитывать интерес к природе, воспитывать дружеские отношения.
Оборудование : портрет писателя, иллюстрации с изображением зайцев, компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint, аудиозапись «Зайцы. Л.Н. Толстой», печатные листы с биографией автора, карточки для работы в паре.
Ход урока
Организационный момент
Задача нашего урока – продолжить работать над развитием читательских умений.
А как вы это понимаете? Слайд 2
Читательские умения – осознанность, правильность, беглость,
Какие еще умения понадобятся?
(умение работать в группе или в паре)
2. Проверка домашнего задания :
С каким произведением Вы работали дома? (Н.Рубцов. Про зайца.)
Какое это произведение? Почему?
(художественное, вызывает чувства)
Какие чувства будете передавать?
Слушание стихотворения наизусть (2-3 чел.)
- Какой критерий будем оценивать?
Оценить рассказывание по четырехбальной шкале.
(На доске выстраивается шкала для оценивания.)
Какую задачу ставили?
Какие умения понадобились?
3 . Методический прием «Корзина понятий».
Вы узнали кто это?
Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке? Какие ассоциации возникли? Слайд 3.
Составление «Кластера» :
Вывод :
Л.Н. Толстой – писатель – рассказы – басни – сказки – были - былины – разножанровый –– о детях – о природе – о Родине - художественный – вызывает чувства
Проведем логические цепочки (по записям). Слайд 4.
4. Метод «Чтение с пометами».
Все ли знаете об этом писателе?
При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях. Слайд 5.
V – уже знал
+ - узнал новое
?– хочу узнать
Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
Детство провел в имении Ясная Поляна Тульской губернии, Москве и Казани. Рано осиротел, воспитывали опекуны.
Получил домашнее образование. Затем поступил в Казанский университет. В 1851 г. поступает в армию и отправляется на Кавказ. Имеет награды.
Позже уезжает за границу и знакомится со школами Европы.
Вернувшись, в Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука», но это была скорее энциклопедия в четырёх томах. Затем Лев Николаевич создает школы в других деревнях.
а) Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы) с пометами.
б) Проверка.
Что узнали нового?
Музей – усадьба Я́сная Поля́на - в Слайд 6. (показать место на карте России).
Вывод : - Мы продолжим чтение произведений Л.Н.Толстого.
5. Работа над новым материалом.
Методический прием «Предположение» .
Посмотрите на рисунок, определите тему произведения (демонстрация на экране – рисунок зайцев). Слайд 7.
Тема: о животных.
Что знаете об этих животных?
Как бы Вы озаглавили?
Определить жанр произведения.
Слушание текста – аудиозапись «Зайцы. Л.Н. Толстой» (по щелчку) Слайд 7
Задание до чтения : (Слайд 8)
1. Определить жанр произведения, вид текста.
2. Ответить на вопрос: Что заинтересовало?
Мозговой штурм после слушания текста.
Определить жанр произведения, вид текста. Доказать.
Что заинтересовало?
А как о зайцах говорится?
Определить вид текста. Докажите.
6. Лексическая работа .
Значение каких слов не поняли? Слайд 9.
На гумнах * (с.48)
Гуменники
Как понимаете выражения?
-Зачитат ь толкование в словаре. (Словарь С.И.Ожегова)
Озимями – растения, семена которых вносятся в почву осенью.
Развивается некоторое время до наступления зимних холодов, в продолжение которых находится в покое, затем вновь оживает весной следующего года, совершает большую часть своего развития в этом году, к концу которого, или немного раньше, приносить плоды;
Гумно – площадка для молотьбы сжатого зерна.
Гуменники – зайцы, которые живут на гумнах.
Бестолковый – непонятливый, бессмысленный.
Горестно – печально, тоскливо.
Какие умения понадобились?
Музыкальная физминутка.
7. Повторное аналитическое чтение по частям.
- Доказать, что в тексте содержатся научные факты.
Заполнение таблицы в парах.
Задание для работы в паре : заполнить таблицу.
Критерии – кратко сообщить факты.
Таблица 1
Виды зайцев
Виды зайцев
Проверка (оценка работы по выбранным критериям)
по образцу на экране. Слайд 10.
Что нового узнали из жизни зайцев? (1 пара у доски рассказывает)
Какой литературный прием используетавтор в произведении? (описание ) Привести примеры. Слайд 11.
Прочитайте, как Л.Н. Толстой описывает зайцев.
Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании?
Сравнение . Привести примеры. Сравнивают, чем кормятся зайцы разных видов, как спасаются от врагов.
Что означает, литературный приём - противопоставление ?Привести примеры.
Задайте свои вопросы по тексту.
- Почему текст не заставил переживать?
Вывод : Рассказ «Зайцы» научно-познавательный. В нем автор сообщает информацию о том, какие бывают зайцы, чем кормятся, кто их враги и как спасаются. Слайд 12 -13.
Вернемся к началу урока. Сравнить произведения.
Что их объединяет? (тема одна – зайцы, а вид разный) Слайд 14.
Какую задачу ставили? Справились? Докажите.
Какие умения понадобились?
Что хотелось бы сказать о произведении?
Вывод: (Короткий рассказ, но много фактов)
8. Итог: составление «синквейна». Слайды 15-16.
1. Написать имя существительное по теме.
2. 2 имени прилагательных
3. 3 слова-действия
4. Предложение
5. Слово-смысл темы.
Домашнее задание : чтение с.48 – 49 подготовить рассказ о зайцах, слайд 17.