Метание спортивного снаряда. Методические рекомендации на тему «Метание гранат на дальность Обучение метанию гранаты 700 гр на дальность

Легкая атлетика.
Метание гранаты

Изучению и совершенствованию техники метания способом «бросок из-за головы через плечо», к которому относится метание гранаты (или любых утяжеленных предметов - из-за отсутствия средств и инвентаря), не всегда уделяется должное внимание.

Метание копья относится к технике метания данным способом и имеет тысячелетнюю историю. Еще во второй половине V века древний ваятель Поликлет создал своего знаменитого «Дорофора», статую атлетически сложенного юноши с коротким копьем в руках, выражающую стремление к гармоничному развитию человека.

Впервые метание копья появилось на Олимпийских играх в Древней Греции и являлось составной частью пятиборья, в которое входили: бег на одну стадию, прыжок в длину, метание диска, копья и борьба. Копье метали с небольшого возвышения, причем копье держали при помощи петли из кожаного ремня, в которую метатель вставлял пальцы.

Нередко можно слышать, что легкоатлетические упражнения просты и доступны для выучивания. Это не так. Действительно, основой легкоатлетических упражнений служат ходьба, бег, прыжки и метания. Однако внимательное изучение техники этих движений в легкоатлетических видах указывает на то, что они доведены до высочайшей степени усовершенствования. В технике движений копьеметателя (и других метателей) существует много тончайших нюансов: в его разбеге, последних шагах и всех фазах согласования движений ног, туловища и рук.

Метания относятся к военно-прикладным умениям и навыкам. Они составляют важную часть подготовки школьников к службе в армии.

Разбег и подготовка к броску

Снаряд держится над плечом чуть выше уровня головы, причем локтевой сустав не должен быть ниже уровня плечевого, а угол между плечом и предплечьем должен быть более 90°. Такое положение метающей руки считается наиболее эффективным перед выполнением второй части разбега - подготовки к броску.

Разбег совершается равномерно ускоренно легким пружинистым шагом, при этом спортсмен контролирует положение снаряда и метающей руки. Длина разбега может колебаться и зависит от индивидуальных особенностей метателя. В метаниях малого мяча и гранаты - разбег до 20 м.

Разбег условно можно разделить на две части. Первая часть (6-8 шагов) разбега проводится с целью приобретения метателем первоначальной скорости, вторая (4-6 шагов) - подготовка к броску. Для сохранения скрестной работы ног и рук в разбеге спортсмен с шагом правой ноги выполняет незначительное движение назад кисти со снарядом.

Разбег до начала отведения снаряда выполняется на передней части стопы со слегка наклоненным вперед туловищем. Вторая часть разбега называется подготовкой к броску (финальному усилию) и выполняется бросковыми шагами с незначительным ускорением, активно отводя снаряд назад. Обычно начало отведения снаряда отмечается на дорожке разбега контрольной отметкой.

В практике существует несколько способов отведения снаряда в момент выполнения бросковых шагов, но все они направлены на обгон нижней частью тела (ноги) верхних. Это необходимо для увеличения пути приложения силы к снаряду - одного из основных факторов, влияющих на результат в метаниях. Школьники успешно осваивают отведение снаряда назад от плеча с одновременным поворотом плеча боком в направлении метания.

Однако при метаниях малого мяча и гранаты более эффективным является отведение снаряда от плеча вперед-вниз-назад. Отведение кисти со снарядом от плеча прямо назад облегчает сохранение общего прямолинейного продвижения метателя по разбегу. Отведение снаряда способом вперед-вниз-назад позволяет четче контролировать своевременность движений руки со снарядом относительно центра тяжести тела и является более динамичным замахом, что немаловажно для увеличения пути приложения силы к снаряду.

Стремясь к созданию высокой (но не максимальной) скорости в разбеге, не следует допускать излишнего напряжения мышц тела, в противном случае это приводит к нарушению необходимого контроля за своими действиями и создает дополнительные трудности для выполнения следующей, наиболее ответственной, части движения.

Скорость разбега метателя является его индивидуальной особенностью, соответствующей его физической и технической подготовленности. В заключительной части разбега в момент выполнения бросковых шагов, связанных с отведением снаряда и принятием удобного положения для выполнения финального воздействия на снаряд, важно правильное выполнение предпоследнего из бросковых шагов, так называемого «скрестного шага». Увеличивая скорость его выполнения, метатель создает условия для перехода к броску без остановки, что значительно повысит скорость воздействия на снаряд в финальном усилии. Это осуществляется быстрым отталкиванием стопой левой ноги, способствующим ускоренному выносу стопы правой ноги, обгону нижними частями тела верхних и облегчает отклонение туловища в правую сторону.

При выполнении «скрестного шага» необходимо следить за последовательностью и согласованностью действий всех частей тела метателя. Приземляясь на стопу слегка развернутой наружу (25-40°) ноги, что создает впечатление «скрестного шага», метатель должен быть убежден в полном отведении снаряда метающей рукой. Такая постановка стопы с некоторым поворотом наружу вызовет незначительный поворот таза, но следует помнить, что этот поворот должен быть необходим.

В исходном положении для броска ученик оказывается на слегка согнутой правой ноге, сохраняя положение с выведенным вперед тазом. Носок стопы правой ноги слегка развернут наружу, туловище повернуто левым боком по направлению к метанию, правая рука со снарядом отведена назад и в локтевом суставе прямая; левая рука, согнутая в локте, находится перед грудью, создавая натяжение мышц левой стороны туловища. В этот момент рука со снарядом и ось плеч составляют почти прямую линию, тяжесть тела находится в основном на правой ноге, левая нога внутренней стороной стопы касается грунта, прямая в коленном суставе.

Финальное усилие

Бросок начинается с поворотом стопы правой ноги пяткой наружу с одновременным разгибанием ноги в колене. Это разгибание продвигает вперед-вверх таз, опережая плечи. Одновременно кисть метающей руки поворачивается ладонью вверх, поворачивая руку в плечевом суставе и сгибаясь в локтевом. В результате этих действий оптимально растягиваются группы мышц передней части туловища, передней части бедра правой ноги и плеча правой руки со снарядом, и метатель оказывается в положении «натянутого лука». Из этого положения правая нога продолжает распрямляться в колене и стопе, левая, упираясь в грунт, способствует продвижению таза вверх-вперед и сохраняет натяжение мышц всего тела. Метатель полностью повернулся грудью вперед, из этого положения метающая рука со снарядом двигается через плечо мимо уха, еще более сгибаясь в локтевом суставе, оставляя предплечье и кисть со снарядом как бы волочащимся сзади. Эти действия метателя значительно влияют на увеличение пути приложения силы к снаряду, а значит, и начальной скорости его вылета.

Одновременно с движением тела метателя вперед-вверх левая рука начинает движение локтем назад ладонью наружу, способствуя продвижению вперед туловища. Необходимо контролировать положение руки со снарядом над плечом. Это способствует использованию крупных групп мышц всего тела в необходимом прямолинейном воздействии на снаряд в финальном усилии. При приближении локтя метающей руки к уху плечи закончили поворот в направлении метания и начинают резкое движение вперед. Метающая рука, проходя над плечом, выпрямляется в локтевом суставе. Прочно упираясь стопой левой ноги в грунт, метатель завершает движение туловища хлестообразным движением кисти со снарядом. Метатель по инерции поворачивается правым боком по направлению метания, тем самым увеличивая путь воздействия на снаряд.

Отклонение туловища метателя влево от направления метания, сгибание левой ноги в колене в момент выпуска снаряда - грубые ошибки, ведущие к уменьшению пути приложения силы к снаряду, а значит, к уменьшению начальной скорости вылета снаряда. Движение тела вперед после выпуска снаряда гасится перескоком с левой ноги на правую с поворотом ее под углом примерно 45° и сгибанием в коленном суставе с тем, чтобы не пересечь линию, ограничивающую коридор для разбега метателя.

Особое место при изучении техники метания должно занять специальные упражнения со вспомогательными снарядами, мячами и гранатами.

1. Ознакомление с техникой метания гранаты.

Решая эту задачу, преподаватель показывает технику метания гранаты и мяча с полного разбега, объясняет особенности отдельных фаз метания, знакомит с правилами соревнований.

2. Обучить держанию и выбрасыванию снаряда.

Для правильного и точного броска необходимо правильное держание снаряда. Гранату держат так, чтобы её ручка своим основанием упиралась в мизинец, согнутый и прижатый к ладони, а остальные пальцы плотно охватывали ручку гранаты. Гранату держат перед собой или у верхней кромки черепа, такое положение позволяет более рационально выполнить последующее отведение снаряда в разбеге.

3. Обучить метанию гранаты с места.

К метанию гранаты с места следует приступать после того, как у занимающихся отработаны и закреплены мышечные движения грудью вперед и хлестообразные движения метающей руки при хорошей опоре на ногах. Эти ощущения создаются при помощи следующих упражнений:

  • - имитация заключительного усилия при метании снаряда, стоя левым боком в сторону метания, левая нога находится впереди, держась правой рукой за резиновый жгут, закрепленный на уровне плеча за гимнастическую стенку;
  • - метание малого мяча (набивного мяча) в стенку из исходного положения, сидя на гимнастической скамейке: двумя руками; одной рукой с предварительным поворотом туловища вправо;
  • - стоя правым боком у гимнастической стенки, правой рукой хватом снизу взяться за решётку на уровне плеча. Поворачивая и выпрямляя правую ногу, таз вперед-вверх, повернуться налево;
  • - метание снаряда вперед-вверх. Стоя левым боком в сторону метания, согнуть правую ногу, повернуть туловище направо и развернуть ось плеч.
  • 4. Обучить метанию с бросковых шагов.

Для решения поставленной задачи целесообразно выполнять следующие упражнения:

  • - метание гранаты с одного шага. Поставить левую ногу в положение шага для метания с места, с поворотом туловища в направлении броска прийти в положение «натянутого лука»;
  • - имитация выполнения скрестного шага. Стоя левым боком к направлению броска, выпрямленная правая рука отведена назад и находится на уровне плеча. Вес тела - на правой согнутой ноге, левая нога выпрямлена и поставлена на опору на расстоянии 2,5-3 стоп от правой, а левая рука - перед грудью. Сделать легкий скачок с левой ноги на правую с постановкой левой ноги на опору;
  • - выполнение скрестных шагов правой ногой, после чего левую ногу поставить в положение шага и выполнить бросок гранаты или мяча. Упражнение выполняется под счет преподавателя;
  • - метание снарядов с бросковых шагов в цель. Цель расположена на расстоянии 10-12м от линии броска.
  • 5. Обучить технике выполнения разбега и отведения гранаты.

Применяются несколько вариантов выполнения бросковых шагов и способов отведения бросковых шагов и способов отведения снаряда.

  • - Метание с 4 босковых шагов с отведением гранаты на 2 шага способом «прямо-назад»;
  • - Метание с 4 бросковых шагов с отведением снаряда на 2 шага способом «дугой вверх-назад»;
  • - Метание с 4 бросковых шагов с отведением снаряда на 2 шага способом «вперед-вниз-назад»;
  • - Метание с 5 бросковых шагов с отведением мяча на 3 шага способом «вперед-вниз-назад»;
  • 6. Обучить технике метания гранаты с полного разбега.

Для этого применяются следующие упражнения:

  • - Из исходного положения, стоя лицом по направлению метания, левая нога находится впереди, снаряд - над плечом, производятся подход и попадание левой ногой на контрольную отметку, в сочетании с отведением гранаты;
  • - То же, но с добавлением выполнения скрестного шага;
  • - То же, но с выполнением бросков, акцентируя ускорение и ритм бросковых шагов после контрольной отметки и обращая внимание на согласованность движений ног, туловища, рук в фазе выполнения финального усилия.

Перечисленные упражнения выполняются с 6-8 шагов разбега, сначала с небольшой скоростью, а затем, по мере освоения правильных движений.

7. Совершенствование техники метания гранаты.

Для совершенствования техники метания гранаты необходимо ознакомить занимающихся с различными вариантами техники. Рост результатов в метании этих снарядов зависит не только от совершенствования техники, но и от развития физических качеств, в первую очередь от укрепления связок локтевого и плечевого суставов.

Метание надо выполнять с ходу, без остановки.

После вылета снаряда из руки выполняется шаг правой ногой, на которую метатель опирается у ограничительной черты (заступать нельзя).

По мере овладения техникой движений амплитуда увеличивается.

Наклон туловища назад и отведение руки выполняется уже с большим переносом тяжести тела на правую ногу.

Затем основное внимание обращается на пружинистые движения ног и всего тела, на продвижение грудью вперед с опережающим движением метающей руки.

При изучении финального усилия надо обратить внимание на прохождение через положение «натянутого лука» с выведением локтя назад.

Итак, во избежание травм перед метанием снарядов надо обязательно выполнить специальные и подготовительные упражнения на разогревание и улучшение подвижности, особенно в плечевых и локтевых суставах.

К метаниям в легкой атлетике относятся четыре вида: толкание ядра, метание диска, молота и копья. В школьную программу физического воспитания входят прикладные виды метания: метание малого мяча и гранаты. Движения в метании гранаты и мяча идентичны между собой и направлена на создание условий для максимальной дальности их полета. Метание выполняются из различных положений: с разбегу, стоя, с колена, лёжа. Нами рассматривается метание мяча и гранаты с разбегу. Техника этого вида метания состоит из четырёх основные фаз:

    держание снаряда;

    разбег, во время которого происходит увеличение скорости метателя со снарядом;

    финальное усилие (бросок), когда метатель ускоряет движение руки со снарядом до начальной скорости вылета;

    сохранение равновесия и торможение.

Держание снаряда . Держание гранаты осуществляется двумя способами. При первом способе граната удерживается за нижнюю половину ручки путём захвата её четырьмя пальцами, большой палец расположен вдоль оси ручки (рис. а). При втором способе граната держится за ручку путём плотного захвата сжатыми пальцами, при этом большой палец накладывается на указательный (рис. б). В обеих случаях мышцы руки расслаблены, кисть не напряжена. Малый мяч (в качестве такого снаряда можно использовать теннисный мяч) удерживается тремя средними пальцами, а мизинец и большой палец поддерживают его с боков (рис. в). Таким образом, мяч захватывают концами пальцев и в зависимости от силы кисти располагают ближе или дальше от ладони (см. рис.).

Разбег . Оптимальная длина разбега составляет 13 шагов, из них 8 шагов выполняются в предварительной части разбега и 5 шагов – в заключительной. Эти части, как правило, отмечаются контрольными отметками: одной – в начале разбега, другой – перед заключительной частью разбега. Разбег выполняется с ускорением на передней части стопы, при этом длина шага приблизительно на 30 см меньше, чем в беге на короткие дистанции. При разбеге гранату или теннисный мяч можно держать внизу, над плечом и перед собой.

Задача заключительной части разбега состоит в том, чтобы, не снижая скорости бега, выполнить отведение снаряда и подойти в наиболее выгодном положении к фазе финального усилия. Попав на контрольную отметку левой ногой, с шагом правой ноги начинается отведение и разгибание руки со снарядом назад. Кисть, при этом, не опускается ниже уровня плеч, туловище держится вертикально (для сохранения скорости движения). Продолжая движение руки со снарядом назад, метатель выполняет второй шаг с левой ноги. Третий шаг, выполняемый правой ногой, называется скрёстным: нога ставится с пятки с несколько развернутой наружу стопой. Рука со снарядом к этому моменту полностью выпрямлена в локтевом суставе, а туловище развернуто вправо и максимально отклонено назад. Метатель как бы «убегает» от снаряда. Этим он совершает так называемый «обгон снаряда». Заканчивая четвертый («стопорящий») шаг левой ногой, метатель приходит в исходное положение перед финальным усилием, сохраняя вес тела на правой ноге.

Финальное усилие начинается с движения ног. Левая нога упирается впереди проекции ОЦТ тела по линии разбега носком внутрь, правая – разгибается и поворачивает пятку наружу. За счёт этого движение правой стороны таза вокруг вертикальной оси туловища и перпендикулярно направлению разбега. Движение таза увлекает за собой туловище и приводит метателя в положение «натянутого лука», после чего рука со снарядом хлестообразным движением выносится вперед и происходит выпуск мяча под углом 45-50 0 . Стремительное движение вперед, возникающее под действием инерции разбега, необходимо погасить на коротком отрезке. Это достигается выполнением прыжка – перескока на правую ногу через левую. На рис. представлена заключительная часть разбега и финального усилия при метании гранаты.

Сохранение равновесия и торможение. Метатель, чтобы не переступить линию метания, ограниченную планкой или другой разметкой, после выпуска снаряда гасит инерцию движения тела вперёд путём перескока с левой ноги на правую. За счёт этого происходит торможение метателя и удерживается равновесие.

Рассмотрим последовательность обучения технике на примере метания мяча.

Упражнения для изучения правильному держанию мяча.

Упражнение 1. Выполнение хвата мяча рукой с одновременными движениями в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах.

Упражнение 2. Выполнить броски мяча вниз и вперёд за счёт хлёсткого движения кисти.

Упражнение 3. Отведение руки с мячом назад-вниз с последующей имитацией броска из-за головы (мяч из руки не выпускается).

Упражнение 4. То же, но с помощью преподавателя или партнёра (см. рис.).

Упражнение 5. Метание мяча из исходного положения, стоя лицом в сторону броска.

Упражнение 6. То же, но стоя левым боком в сторону броска.

Упражнение 7. Метание мяча с шага.

Упражнение 8. Метание мяча с 3-4 шагов.

Упражнение 9. Метание мяча в целом с полного разбега.

Упражнение 10. Метание мяча с полного разбега с постепенным увеличением дальности броска и наращиванием усилий.

Совершенствование техники метания мяча осуществляется с учётом индивидуальных особенностей занимающихся. При этом апробируются различные варианты и элементы техники метания, осуществляется метание на результат, проводятся соревнования.

Упражнение по метанию гранаты – новшество, которое нашло отображение в школьной программе после уроков, вынесенных со второй мировой войны. Как оказалось, готовность населения защищать свою Родину очень важный фактор в борьбе с захватчиками. Поэтому это нужно прививать с детства. Кроме этого, спортивный снаряд в виде гранаты с ручкой весом до 700 грамм весьма успешный инструмент для развития точности, ловкости. Скорости, мышц рук, ног, спины, умения своевременно сгруппироваться и выполнить нужный норматив.

Сегодня метание гранаты является обязательным нормативом школьной программы для старших и выпускных классов. Сдают его как юноши, так и девушки. В зависимости от возраста учеников предусматривается разный вес гранаты – для средней школы это 500 грамм, для выпускников и старшеклассников – 700 грамм.

Норматив метание гранаты 10-11 класс

Метание гранаты 500 и 700 гр, метры

Мальчики 700 гр класс Девочки 500 гр
5 4 3 5 4 3
32 26 22 19 15 12
38 32 26 22 19 16

Немного о пользе для школьников

Метание гранаты – весьма специфическое упражнение, требующее особой осторожности, собранности, техники, обоюдного вовлечения в процесс как педагога, так и сдающих учеников. Тут нужно понимать, что бросать придется не просто предмет весом до 700 грамм. Это металлический снаряд по форме выполненный как настоящая граната с ручкой. В целях безопасности ее края сглаживаются, но это не делает этот предмет менее опасным, если он угодит в зазевавшегося человека.

Следующий момент – место выполнения. Это однозначно должен быть стадион с земляным (песочным) покрытием. Бросать гранату на асфальт, даже с учетом того что она металлическая, запрещено. Тут же нужно учесть, что норматив для метания предусматривает достижения результата свыше 50 метров. Добавьте ко всему этому возможность бросать гранату с разбега, либо с места и вы получите еще как минимум около 30 метров. Накидаем еще до 10 – 20 метров на зону отскока гранаты после падения и в конечном итоге для метания нужно освобождать полноценную площадку длиной в 100 метров.

Для упрощения процедуры подсчета результатов разработаны специальные таблицы с балами на каждый полученный метр после осуществления броска. Дальше все это сводится в общую таблицу с диапазонами балов, которые полагаются отметкам «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Разметить зону броска можно заблаговременно, а можно измерять после каждого выполнения упражнения.

Теперь же, когда мы ознакомились с нюансами выполнения рассмотрим, какую же пользу несет для школьников это упражнение. Дело в том, что метнуть на дальнее расстояние тяжелый предмет задача не из легких. Даже если учесть, что здесь присутствует специальная удобряя ручка для держания, а сам снаряд изначально изготавливался в приспособленной для броска форме. Тем не менее ученик должен обладать хорошей первичной подготовкой, уметь правильно держать, махнуть и направить гранату в нужном направлении. Как это делается на практике, ознакомимся немного ниже.

Немного о технике выполнения

Перед тем, как приступать к непосредственному выполнению упражнения на метание гранаты на дальность, необходимо подготовиться морально и физически. Все начинается с простого вводного инструктажа, где учитель объясняет, что делать запрещено, как нужно держать гранату, действия во время подготовки и броска.


Дольше в обязательном порядке следует комплекс разминочных упражнений, сопровождающийся универсальной разминкой всего организма. Особое внимание мышцам рук, спаяны, ног. Ведь именно они будут задействованы во время выполнения броска. Помните, не разогретые мышцы – это потенциальная опасность получения травмы во время сдачи норматива. Тут не нужно лениться пару минут помахать руками, покрутить туловищем, пробежаться кружок, другой по стадиону, либо выполнить с десяток приседаний.

Теперь, когда вы подготовили тело к выполнению упражнения, можно переходить к сдаче норматива. Обычно граната бросается с разбегу. Но в зависимости от специализации, направления учёбы могут также применяться нормативы броска с места, а также броска с окопа.

Классический бросок гранаты с разбегу

Во время выполнения этого упражнения нужно учитывать такие моменты. Разбег от начала старта до линии броска гранаты не должен превышать 30 метров. При этом сама линия имеет ширину до 4 метров. Для полета гранаты выделяется коридор шириной в 10 метров и длиной до 60 – 70 метров. Во время выполнения этого упражнения ученик должен:

  • отойти на линию стартового разбега;
  • поднять гранату маховой рукой над плечом;
  • по команде учителя начать движение в сторону линии броска. При этом рука с гранатой должна свободно болтаться в такт движений вперед-назад;
  • за четыре – пять шагов до точки метания рука с гранатой подается максимально назад и потом с каждым шагов начинает перемещаться по направлению броска с тем, чтобы на предпоследнем шаге начать, а на последнем шаге выполнить метательное упражнение с ускорением за счет набранной во время бега инерции;
  • конечный бросок осуществляется с поворотом туловища, с тем, чтобы добавить ускорение гранате во время полета. При этом тело может разворачиваться практически на 45 градусов;
  • гранату оптимально направлять в цель под углом в 42 – 44 градуса. Бросите ниже – граната быстрее упадет, выше – далеко не полетит. Тем самым вы зададите ей сбалансированную траекторию полета на всю длину броска;
  • чтобы на последнем шаге не заступить за линию, его целесообразно выполнять в виде перепрыгивания с одной ноги на другую с подачей немного в сторону. Таким образом вы сохраните силу броска, не потеряете размаха, сможете максимально помочь себе движением корпуса и пружинистым выпадом ног;
  • бросок должен быть хлестким, после его осуществления граната обязана вертеться вертикально. Тем самым вы сможете выиграть некоторое расстояние за счет снижения воздействия на гранату в полете силы тяжести.


Для зачета учитывают первое падение гранаты. Все последующие ее перекручивания и отскоки в зачет не принимаются. Если техника выполняется правильно, положительную оценку тут может получить каждый ученик, вне зависимости от его уровня первичной физической подготовки и мышечной массы.

Броски с места

Упражнение выполняется практически по той же схеме, как и метание мяча весом в 150 грамм. Ученик выходит на стартовую позицию, принимает удобное положение тела, отводит гранату назад за спину, немного прогибается, а потом резким взмахом руки и подачей корпуса тела вперед и немного с разворотом в сторону броска, запускает гранату в подготовленный заранее коридор.

Кидать нужно вперед и вверх также под углом, не превышающим 40 – 44 градусов. В этом случае выигрывают ученики, имеющие отличную физическую подготовку и мышечную массу рук. Считается сложным силовым упражнением.

Кроме этого на уроках гражданской обороны часто сдают норматив метания гранаты из окопа. В этом случае нужно дополнительно учитывать такие моменты. Бросок осуществляется с неудобного положения, когда помочь себе поворотом тела не всегда представляется возможным.

Перед учеником присутствует дополнительная преграда в виде земляного рва. Метнуть гранату, особенно если это не классический снаряд с ручкой, а похожая на грушу наступательная, или оборонительная граната весом в 600 грамм, далеко под прямым углом может оказаться проблематично. Поэтому здесь главный критерий состоит в необходимости выбросить гранату за пределы окопа. Делается это обычно с углом в 35 – 45 градусов. Обычно во время выполнения такого упражнения учеников сразу учат укрываться от опасности, путем пригибания или даже необходимость быстро лечь в окопе.