Где сейчас ольга корбут. Корбут Ольга

Марина (Марианна) Юрьевна Мнишек (польск. Maryna Mniszech; Maryna Mniszchówna; Marianna Mniczech). Родилась в 1588 году в Ляшках Мурованых - умерла в 1614 или 1615 году. Русская царица (май 1606). Жена Лжедмитрия I и Лжедмитрия II.

Марина (Марианна) Мнишек родилась около 1588 года в Ляшках Мурованых (Laszki Murowane; ныне село Мурованое в Старосамборском районе Львовской области Украины) - в родовом замке Мнишеков.

Отец - Юрий (Ежи) Мнишек (польск. Jerzy Mniszech; 1548-1613), государственный и военный деятель Речи Посполитой, польский магнат, кравчий великий коронный (с 1574 года), каштелян радомский (с 1582 года), воевода сандомирский (1590-1613), староста львовский (1593), самборский, сокальский, санокский, рогатинский.

Мать - Ядвига Тарло-Мнишек (польск. Jadwiga Tarło-Mniszech; 1560/1570-1629), дочь королевского секретаря Миколая Тарло и Ядвиги Стадницкой. Принадлежала к знатному польскому дворянскому роду Тарло, восходящему к началу XV века.

Марина родилась в знаменитом замке. Первое упоминание о Ляшках Мурованых датируется 1374 годом, как о владении рыцарей Гербуртовых, приехавших из Моравии. В 16-м веке Ляшки Мурованы принадлежали известной польской дворянской фамилии Тарло герба «Топор». Тарло построили в Ляшках Мурованых родовой замок, а в 1531 году там поселился Анджей Тарло. Ляшки Мурованы, наряду с некоторыми другими владениями, стали так называемым вяно (польск. wiano - подарок на свадьбу) брака Ядвиги Тарло и Юрия Мнишека, родителей Марины. До 1815 года Ляшки Мурованы принадлежали роду Мнишеков.

Юрий Мнишек и Ядвига Тарло - родители Марины Мнишек

Родившись в очень богатой семье, Марина получила отличное домашнее образование. Известно, что в ее воспитании участвовали цистерцианцы (от лат. Ordo Cisterciensis, OCist), т.н. белые монахи, представители католического монашеского ордена, ответвившегося в XI веке от бенедиктинского ордена (иногда цистерцианцев называют бернардинцами).

Личная жизнь Марины Мнишек:

В 1604 году Константин Вишневецкий повёз в Краков, чтобы представить его королю Речи Посполитой Сигизмунду ІІІ. По пути Вишневецкий заехал в Самбор к своему тестю, воеводе сандомирскому Юрию Мнишеку, представив ему Лжедмитрия I. В Самборе Лжедмитрий познакомился с семейством Юрия Мнишека, в том числе и с его младшей дочерью Мариной Мнишек.

Юрий Мнишек был по натуре авантюристом и с готовностью поддержал затею Вишневецких. К тому же, Лжедмитрий стал оказывать знаки внимания его дочери Марине. Исследователи сходятся в том, что никаких корыстных соображений у самозванца не было - он действительно влюбился в гордую и высокомерную польскую красавицу.

Марина Мнишек, которой ко времени встречи с Лжедмитрием было около 16 лет, была авантюристкой под стать отцу. Она мечтала о славе, власти и богатстве. Робкий и некрасивый выходец из России не вызвал у неё ничего, кроме насмешки, однако отец нарисовал ей блистательную картину её превращения в русскую царицу. И она проявила к нему свою благосклонность.

При помолвке ей были обещаны самозванцем, кроме денег и бриллиантов, Новгород и Псков и предоставлено право исповедовать католичество и выйти за другого в случае неудачи Лжедимитрия.

Лжедмитрий I въехал в Москву 20 июня 1605 года под праздничный звон колоколов и приветственные крики толп. 30 июля 1605 года новоназначенный патриарх Игнатий венчал его на царство.

В ноябре 1605 года состоялось обручение Марины с Лжедмитрием, которого представлял дьяк Власьев (обручение per procura, «через представителя», или «в лице представителя»).

24 апреля (3 мая по новому стилю) 1606 года Марина с большой пышностью, сопровождаемая отцом и многочисленной свитой, въехала в Москву.

Вместе с Мариной в Москву прибыло много итальянских, шведских, немецких купцов с дорогими товарами, в том числе, приехал и Станислав Немоевский - специальный посланник королевы Анны, который привёз на продажу Лжедмитрию её драгоценности (алмазы, рубины и т.п. на 69 тысяч злотых).

Лжедмитрий вручил ей шкатулку с драгоценностями в качестве свадебного подарка, она стоила порядка 500 тысяч золотых рублей. Кроме того, ещё 100 тысяч было отправлено в Польшу для уплаты долгов Марины.

Для Марины и её свиты под Москвой были разбиты два шатра, для въезда царь подарил своей невесте карету, украшенную серебром и изображениями царских гербов. В карету были впряжены 12 коней серых в яблоках, причём каждого вели под узцы царские подручные. Встречали будущую царицу воеводы, князья и толпы московского люда, а также оркестр из бубнов и труб.

Через пять дней, 8 мая 1606 года, Марина Мнишек была коронована царицей и совершилось бракосочетание. На коронацию, по её собственным воспоминаниям, Марина отправилась в подаренных женихом санях с серебряной упряжью, обитых бархатом, украшенным жемчугами, с подбитой соболями полстью. В церковь вёл красный парчовый ковёр, царь и царица, одетая «по-московски» в вишнёвый бархат, украшенный жемчугом, трижды целовали корону и крест, после чего Марина приняла миропомазание «по греческому обряду», и была коронована. Ей также были вручены символы власти - скипетр и крест.

К слову, Марина Мнишек впервые привезла в Россию вилку . На свадебном пиру в Кремле демонстративное использование вилки шокировало русское боярство и духовенство. В дальнейшем вилка, как символ нерусского происхождения Лжедмитрия (в то время использовали только ложки), стала поводом для недовольства противников Лжедмитрия.

Как русская царица она получила имя Мария Юрьевна. Она царствовала в Москве около недели.

17 (27) мая 1606 года Лжедмитрий I был убит в результате заговора, организованного . Саму Марину не убили только потому, что она сначала не была узнана, а затем защищена боярами. Далее ее отправили к отцу.

После смерти мужа начинается её бурная и полная лишений жизнь, во время которой она показала много твёрдости характера и находчивости.

В августе 1606 года Василий Шуйский поселил всех Мнишеков в Ярославле, где они прожили до июля 1608 года. В состоявшемся тогда перемирии России с Польшей было, между прочим, постановлено отправить Марину на родину, с тем, чтобы она не называлась русской царицей.

На пути она была перехвачена Зборовским и доставлена в Тушинский лагерь. Несмотря на отвращение к Лжедмитрию II (Тушинскому вору), Марина тайно обвенчалась с ним (5 сентября 1608 года) в отряде Сапеги и прожила в Тушине более года. С новым мужем, как видно из её писем к Сигизмунду и папе, жилось плохо. Но стало ещё хуже после его бегства из Тушина 27 декабря 1609 года.

Опасаясь быть убитой, Марина в гусарском платье, с одной служанкой и несколькими сотнями донских казаков, бежала в феврале 1610 года в Дмитров к Сапеге, а оттуда, когда город был взят русскими, в Калугу, к Тушинскому вору.

Через несколько месяцев, после победы Жолкевского над русскими войсками, она появляется с мужем под Москвой, в Коломне, а по низвержении Шуйского ведёт переговоры с Сигизмундом о помощи, для занятия Москвы. Между тем москвичи присягнули Владиславу Сигизмундовичу, и Марине было предложено отказаться от Москвы и ограничиться Самбором или Гродно. Последовал гордый отказ, и с ним прибавилась новая опасность - быть захваченной поляками.

Поселившись в Калуге с мужем и новым защитником, атаманом Заруцким, она прожила здесь до начала 1611 года, уже под покровительством одного Заруцкого (Тушинский вор был убит в декабре 1610 года) и с сыном Иваном («Ворёнок»), называвшимся Дмитриевичем.

До июня 1612 года она находилась под Москвой, преимущественно в Коломне, где был и Заруцкий. После умерщвления Ляпунова она заставила Заруцкого и Трубецкого объявить её сына наследником престола и вместе с Заруцким подослала убийц к Пожарскому, когда отпал от неё Трубецкой. Подступившее к Москве земское ополчение заставило Марину бежать сначала в Рязанскую землю, потом в Астрахань, наконец вверх по Яику (Уралу).

Смерть Марины Мнишек:

У Медвежьего острова она была настигнута московскими стрельцами и, скованная, вместе с сыном, доставлена в Москву в июле 1614 года. Там ее трёхлетний сын был повешен, а она, по сообщениям русских послов польскому правительству, «умерла с тоски по своей воле». По другим источникам, она была повешена или утоплена.

Имеется предание, согласно которому Мнишек перед своей смертью якобы прокляла род Романовых , будто бы предсказав, что ни один из Романовых никогда не умрёт своей смертью и что убийства будут продолжаться, пока все Романовы не погибнут. Кроме того, существует версия, что Марина Мнишек была заточена в Круглой (Маринкиной) башне Коломенского Кремля, где и скончалась.

Сохранились многочисленные её письма к отцу, королю и Папе Римскому. Известен и так называемый «Дневник Марины Мнишек» , составленный, однако, не ею (и даже не от её лица), а человеком из её свиты. Название «Дневник Марины Мнишек» появилось с легкой руки Николая Устрялова, которое он применил в его работе «Сказания современников о Дмитрии Самозванце. Часть IV. Дневник Марины Мнишек и польских послов» в 1834 году. Однако в предисловии он указывает, что рукопись написана неизвестным поляком, бывшим в свите Марины. Рукопись была получена Устряловым от неназванного «любителя отечественной истории» и была взята «из манускриптов учёного Албетранди». О Марине Мнишек в «Дневнике» говорится в третьем лице.

Образ Марины Мнишек в искусстве:

Марина Мнишек - центральный персонаж трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1825). Ее образ Пушкин расценивал как художественную удачу трагедии и намеревался вернуться к этой исторической фигуре в других произведениях.

Марина Мнишек - героиня цикла пьес драматурга Константина Скворцова, посвященных Смутному времени.

Главная героиня повести «Царица смуты» Леонида Бородина.

У Велимира Хлебникова есть поэма «Марина Мнишек».

Марина (Марианна) Юрьевна Мнишек- политическая авантюристка, дочь польского воеводы Ежи (Юрия) Мнишека, одного из организаторов интервенции против России в начале XVII века, родилась в 1588 году, в местечке Самбор, Польша. В период «смутного времени»знаменитая польская искательница приключений поочередно была женой Лжедмитрия I и Лжедмитрия II,мечтая стать русской царицей.

Начало карьеры Марины Мнишек

Марине было около шестнадцати, когда в феврале 1604 года в прикарпатский городок Самбор к ее отцу прибыл человек, которому по прихоти истории суждено было на миг вознестись на российский престол. Известно, что претендент на престол, впервые «открылся» православным украинским магнатам князьям Вишневецким, родственникам Мнишека.

Ежи Мнишек стал организатором экспедиции «царевича Димитрия», именем которого, предположительно, завладел беглый монах Григорий Отрепьев, добившись от него многочисленных обещаний, и прежде всего свадебного контракта. Документ, подписанный в Самборе 25 мая 1604 года, гласил, что после вступления на московский престол «царевич» женится на его дочери Марине.

Марина после брака должна была получить в личное владение Новгород и Псков, а так же ей предоставлялось право исповедовать католичество и выйти замуж за другого в случае неудачи Лжедмитрия. Ежи Мнишеку был обещан миллион польских злотых.

Экспедицию первого самозванца долгое время было принято изображать как попытку польского правительства и римской курии подчинить себе Русь. Историки утверждают, что на самом деле вся эта авантюра была затеяна прежде всего самим Мнишеком, его ближайшими родственниками и союзниками по причине во-первых, жадности, отягощенной изрядными долгами, а во-вторых, все той же фамильной гордыни, мечты о возвышении любой ценой.

Лжедмитрий и Марина Мнишек

Сама Марина вряд ли в полной мере знала об истинных планах ее отца и есть предположение, что она добровольно дала согласие на брак с «царевичем». Не исключено, что Лжедмитрий был симпатичен будущей супруге. «Остроумен и научений книжном доволен, дерзостен и велеречив вельми, конское ристалище любляше вельми, на враги свои ополчителен, смел вельми, храбрость имея и силу велию» - отмечалось в русских летописях о Лжедмитрии. Есть утверждение, что будущие супруги были симпатичны друг другу.

В ноябре 1605 г. состоялось обручение Марины Мнишек с дьяком Власьевым, изображавшим лицо жениха-царя. Марина получила от мужа богатые дары. Ожидалось, что вскоре она отправится в Москву, но отъезд несколько раз откладывался: пан Юрий жаловался зятю на недостаток средств и долги. И лишь только 3 мая 1606 года она с большой пышностью, сопровождаемая отцом и многочисленной свитой, въехала в Москву.

Лжедмитрий I

Тем временем необычная карьера Марины стала известна не только всей Польше, но и за ее пределами. В далекой Испании Лопеде Вега написал драму «Великий князь Московский и император», где Марию Мнишек он назвал Маргаритой.

Через пять дней после приезда Марины в Москву состоялось венчание и коронование. Ломая вековые традиции русского самодержавия, венчание «царя» назначили на четверг 8 мая, хотя существовал обычай не заключать браки перед постным днем - пятницей. Еще одним нарушением сложившихся устоев было то, что при помазании Марины на царствование в Успенском соборе патриарх Игнатий вознес над ней шапку Мономаха - венец царей, а не цариц.

На следующий день новобрачные, по словам очевидцев, встали очень поздно. Празднества продолжались. Облачившись в польское платье, царь танцевал с женой «по-гусарски», а его тесть, преисполненный гордости, прислуживал на пиру своей дочери. А в городе тем временем становилось тревожно. Царь Дмитрий все еще был популярен среди москвичей, но их раздражали иноземцы, прибывшие в столицу в свите Мнишеков.

Опасность для Марины Мнишек

Ростками народного недовольства очень умело воспользовались мятежные бояре во главе с князем Василием Ивановичем Шуйским. «Царь», увлеченный праздничными торжествами по поводу своей женитьбы, вовремя не обратил на это внимания, за что и поплатился своей жизнью. Ночью 17 мая в Кремле зазвонили колокола.

Личная охрана Лжедмитрия I, состоявшая из стрельцов, хотела поначалу выполнить свой долг, «сложив головы за царя», но бунтовщики пригрозили им сожжением стрелецкой слободы, и единственные защитники государя отступили. Настигнув самозванца в одном из царских покоев, мятежники тут же с ним жестоко расправились. Тело убитого было выставлено на Красной площади для всеобщего обозрения. Царем был объявлен вдохновитель бунта, Василий Шуйский.

Бежать Марине не удалось. Она спряталась в комнате, служившей спальней для женщин ее свиты, когда в ее покои ворвались разгоряченные мятежники. Из покоев толпу прогнали подоспевшие бояре, а для охраны царицы поставили стражу, которая вскоре стала охранять ее уже как пленницу. Правда, содержали ее под стражей достаточно пристойно.

В августе 1606 г. Шуйский поселил всех Мнишеков в Ярославле, где они прожили до июля 1608 г. Обстановка позволяла им не только жить более-менее сносно, но и плести интриги против Шуйского, главной задачей которых было убедить всех, что Лжедмитрий жив и что он пока скрывается, выжидая подходящего момента до вступления в борьбу со своими недругами.

Громом среди ясного неба стало появление следующего самозванца - Лжедмитрия II, известного как Тушинский или Калужский вор. О происхождении Лжедмитрия II источники расходятся во мнениях. Согласно одним данным, это поповский сын Матвей Веревкин родом из Северской стороны, по другим - сын стародубского стрельца. Некоторые даже утверждали, что он сын князя Курбского. Существует и версия, что Лжедмитрий II был сыном еврея из города Шклов.

Лжедмитрий II

Войска второго самозванца разбили армию Шуйского под Волховом. Известия об успехах «царя Дмитрия» достигли Ярославля почти одновременно с новостями из Москвы. По перемирию с Польшей, подписанному 13(23) июля 1608 года, царь Василий обязался освободить всех задержанных поляков и соединить Марину с мужем.

Марине зачитали указ «мужа», согласно которому она должна была ехать к нему. По словам очевидцев, свергнутая «царица» с искренней радостью ожидала предстоящей встречи. Но по дороге один из польских солдат рассказал ей правду о втором самозванце. Она была потрясена до глубины души, поскольку у нее в мыслях не было сомнения, что ее супруг жив.

Новые обещания для Марины Мнишек

Тем временем неутомимый Мнишек торговался с очередным «зятем». Лжедмитрий не жалел обещаний. Мнишеку было обещано 300 тысяч злотых (но только при условии взятия Москвы), а в придачу вся Северская земля и большая часть Смоленской. 14 сентября договор был заключен. Помимо щедрых посулов, «тесть» не получил практически ничего. Но мечта о будущем удельном княжестве и московском золоте заставила пана Юрия пожертвовать дочерью.

Двадцатого сентября 1608 года полячка была отправлена к Лжедмитрию II. Спустя три дня католический священник тайно обвенчал Марину с «царем», хотя как супруга она была нужна ему в последнюю очередь, в первую же - как живое и вернейшее подтверждение его законных притязаний на престол. Супруги обо всем договорились, и далее последовала хорошо разыгранная пьеса торжественного въезда Марины в тушинский лагерь.

В честь царицы гремели орудия, Марина же «лицедействовала столь искусно, что зрители умилялись ее нежностью к супругу: радостные слезы, объятия, слова, внушенные, казалось, истинным чувством - все было употреблено для обмана». «Политическое приданое» Лжедмитрий начал получать с Марины очень скоро - число беглецов из Москвы резко возросло. Но тушинский лагерь, да и сам Лжедмитрий II, находились практически полностью в руках поляков.

Карьера Марины Мнишек под угрозой

По мере развития событий в конфликт внутри Российского государства оказался втянутым польский король Сигизмунд III. Самозванец, опасаясь наступающих войск Речи Посполитой, бежал из Тушина в Калугу. Его жена, оставшись одна в покинутом лагере, обратилась к королю с просьбой о помощи. В одном из своих посланий к польскому королю Марина, подчеркивая свои права на московский престол, отмечала, что возвращение ей власти «будет служить несомненным залогом овладения Московским государством и прикрепления его обеспеченным союзом». Лжедмитрия II претендентом на власть она не считала.

Сигизмунд всячески затягивал переговоры, и тогда «царица без подданных» попыталась воздействовать на его войско. Ей это почти удалось (большая часть донских казаков присоединилась к ней), но гетман Ружинский в последний момент сумел предотвратить это выступление. Боясь быть убитой, она в гусарском платье, с одной служанкой и несколькими сотнями донских казаков, бежала в феврале 1610 г. в Калугу к Тушинскому вору.

Марьяна Мнишковна воеводы Сандомирского дочь, супруга Императора Московии


Чего ради она рисковала собой, спеша к ненавистному прежде мужу, заброшенному на фальшивый трон? Вела ее все та же гордыня. Марина не могла, не желала признать себя побежденной. В послании к войску, оставленном в своем шатре, она писала: «Я уезжаю для защиты доброго имени, добродетели самой,- ибо, будучи владычицей народов, царицей московской, возвращаться в сословие польской шляхтянки и становиться опять подданной не могу…»

Нет, не была способна Марина, вкусив царской власти, превратиться опять в «воеводянку» (недаром так возмутилась она однажды, когда кто-то из польских родственников назвал ее «ясновельможной пани»). Блеск царской короны был мимолетным, как солнечный зайчик, но дороги назад уже не было.

Приветствия Марины Мнишек

В Калуге жители радостно приветствовали царицу, явившейся их взору юным воином в шлеме и с волосами до плеч. Началась калужская жизнь, более спокойная, чем тушинская, ибо здесь не было чопорных польских вождей, не было воинских сборов, инициаторами которых выступали польские роты. Здесь задавались пиры, было довольство. Лишь поведение супруга осложняло жизнь Марины, но и в этой ситуации она старалась извлечь для себя положительное, ибо на его фоне стремилась выглядеть как можно лучше.

Через несколько месяцев, после победы поляков над русскими войсками, она является с мужем под Москвой, в Коломне, а по низвержении Шуйского ведёт переговоры с Сигизмундом о помощи, для занятия Москвы. Между тем москвичи присягнули Владиславу- сыну польского короля Сигизмунда, и Марине было предложено отказаться от Московского престола, за что им были обещаны разные милости. Отказав послам, Лжедмитрий и Марина ушли в Калугу. С ними ушел и атаман Заруцкий. Это было существенным приобретением, ибо атаман был фигурой известной и сильной.

В Калуге Лжедмитрий от огорчения предался разгулу и пьянству, а 11 декабря 1610 года погиб на охоте. Марине пришлось почти окончательно проститься с мечтой о московском троне. Правда, она надеялась, что появившийся вскоре сын, нареченный Иваном («Ворёнок»), называвшимся Дмитриевичем, даст ей возможность все-таки остаться царицей. Но ее связь с Заруцким была всем известна, и московские бояре, бывшие при Лжедмитрии II, не захотели служить ни вдове, ни ее сыну.

Все вопросы о том, кому будет принадлежать власть в России, отпали после того, как второе ополчение Минина и Пожарского изгнало поляков. В начале 1613 года собрался Земский собор, который утвердил на престоле Михаила Федоровича Романова. «Смутное время» закончилось».

Бегство Марины с сыном

Заруцкий с Мариной и четырехлетним сыном был вынужден бежать вместе с шестьюстами казаками. Посланный им вдогонку отряд стрельцов во главе с царским воеводой Одоевским пленил их и в кандалах доставил в Москву. Здесь Заруцкого посадили на кол, четырехлетнего сына Марины повесили а она, по сообщениям русских послов польскому правительству, в конце 1614 года «умерла с тоски по своей воле», по другим источникам, она повешена или утоплена.

Марина Мнишек в памяти народа

В памяти русского народа Марина Мнишек известна под именем «Маринки безбожницы», «еретицы» и «колдуньи»: «А злая его (Лжедимитрия) жена Маринка безбожница «сорокой обернулася «И из палат вон она вылетела».

Интересные факты, касающиеся Марины Мнишек

Пушкин как-то сказал, что Марина Мнишек «была самая странная из всех хорошеньких женщин, ослепленная только одною страстью - честолюбием, но в степени энергии, бешенства, какую трудно и представить себе».

В 1605 году Марина Мнишек впервые привезла в Россию вилку. На своем свадебном пиру в Кремле Марина с вилкой шокировала русское боярство и духовенство. В дальнейшем вилка стала поводом для недовольства противников Лжедмитрия. Они аргументировали это следующим образом: раз царь с царицей едят не руками, а какой-то рогатиной, значит, они не русские и не монархи, а порождение дьявола.

Марина Юрьевна Мнишек родилась в семье сандомирского воеводы Ежи Мнишека и его жены Ядвиги Тарло. Марина Мнишек была замужем за Лжедимитрием, на брак её подтолкнули желание стать царицей и уговоры католической церкви. Для увеличения своего влияния на территорию Московии, дворянке пришлось смириться с тем, что её избранник выходец из холопского рода. Католическая церковь видела в ней первопроходца, который несёт католичество на русскую землю.

В 1604 году Марина и Лжедмитрий были помолвлены, невесте были обещаны Псков и Новгород, право на продвижение католической веры и обещание расторжения брака, в случае если Лжедмитрий не станет царём. Осенью 1605 года состоялось венчание невесты с дьяком Васильевым, который представлял интересы жениха. В начале мая 1606 года новоиспечённая царица с особой роскошностью въезжает в Москву. Для проживания в Москву Мнишек перевозит своего отца и многочисленную свиту.

Спустя пять дней после переезда на новое место, состоялась коронование Мнишек в качестве русской царицы. Спустя неделю после коронования царицы умирает Лжедмитрий. Царя убивают во время заговора по свержению самозванца во власти, вместе с Лжедмитрием в тот день убивают около пятисот поляков. Эти дни для Мнишек были очень тяжёлые, от смерти её спасли бояры, укрывшие её от разоблачителей ненастоящего царя. Бояры тайком отправляют чудом уцелевшую Марину домой к отцу. После отправления из Москвы домой, она заводит роман с политическим авантюристом Михаилом Молчановым.

Новоиспечённый царь Шуйский, в 1607 году разместил всех Мнишеков жить в Ярославле. Прижила семья Мнишеков там до июня 1608 года. По соглашению о перемирии России с Польшей, одним из условий было выслать Марину на родину. Отправка Марины в Польшу лишала её статуса русской царицы.

Во время переезда в Польшу Марину крадёт Забровский, который доставляет её в Тушинский лагерь. Позже в тушине она тайно обвенчается со Лжедмитрием. 5 сентября 1608 года прошло венчание с новым мужем в отряде Сапеги, после чего Марина прожила с Лжедмитрием около года. Письма на родину, были переполнены жалобами о страданиях, пережитых с новым мужем. Бегство из Тушина Марины и Лжедмитрия происходит 27 декабря 1609 года, после чего жизнь Мнишек превращается в ад.

В середине 1610 года после победы поляков над российскими войсками, Мнишек со вторым мужем появляются в Подмосковье. Откуда ведёт переговоры с Сигизмундом о захвате власти в Москве. После отказа русским царём становится Владислав IV, Марине вместо Москвы предлагают взять Гродно и Самборо. Марина с мужем отказываются от подачки польского короля, чем попадают в немилость к Сигизмунду.

В начале 1611 года Марина рожает сына Ивана, это происходит сразу после смерти её второго мужа. После убийства Лжедмитрия, новым защитником Марины с сыном становится атаман донских казаков Заруцкий. Вместе с новым покровителем она живёт в Коломне до лета 1612 года. Марина давила на Заруцкого и Трубецкого для того, чтобы они признали её сына наследником русского трона. Попытка сделать её сына единственным настоящим царём была остановлена земским ополчением. Из наступления ополчения Марина с сыном вынуждена была бежать вплоть до июля 1614 года, когда была поймана и доставлена в Москву.

После поимки и возврата в Москву Марину и её сына Ивана казнили. Иван был повешен в возрасте трёх лет, а насчёт способа умерщвления Марины существуют несколько версий. Разные источники говорят, что она была повешена или утоплена, перед смертью прокляла род Романовых. Мать, у которой на глазах повесили сына, прокляла род Романовых тем, что пожелала ни одному из рода не умереть своей смертью. Марина Мнишек оставил после себя большое количество писем, на основании которых был составлен «Дневник Марины Мнишек».

Значение МНИШЕК МАРИНА в Краткой биографической энциклопедии

МНИШЕК МАРИНА

Мнишек Марина (или, по-польски, Марианна) - дочь сендомирского воеводы, жена первого Лжедимитрия. При помолвке ей были обещаны самозванцем, кроме денег и бриллиантов, Новгород и Псков и предоставлено право исповедывать католичество. В ноябре 1605 г. состоялось обручение Мнишек с дьяком Власьевым, изображавшим лицо жениха-царя. 3 мая 1606 г. она с большой пышностью, сопровождаемая отцом и многочисленной свитой, въехала в Москву. Через пять дней состоялось венчание и коронование Мнишек. Не убитая во время резни 17 мая только потому, что сначала не была узнана, а затем защищена боярами, она была отправлена к отцу, и там, по слухам, вступила в сношения с Михаилом Молчановым. В августе 1606 г. Шуйский поселил всех Мнишков в Ярославле, где они прожили до июля 1608 г. В состоявшемся тогда перемирии с Польшей было, между прочим, постановлено отправить Марину на родину, с тем, чтобы она была перехвачена Зборовским и доставлена в тушинский стан. Несмотря на отвращение к Тушинскому вору, Мнишек тайно обвенчалась с ним (5 сентября 1608 г.) и прожила в Тушине более года. Плохо жилось ей с новым мужем, как видно из ее писем к Сигизмунду и папе, но стало еще хуже с его бегством (27 декабря 1609 г.) из Тушина. Боясь быть убитой, она в гусарском платье, с одной служанкой и несколькими сотнями донских казаков, бежала (февраль 1610 г.) в Дмитров к Сапеге, а оттуда, когда город был взят русскими, в Калугу, к Тушинскому вору. Через несколько месяцев, после победы Жолкевского над русскими войсками, она является с мужем в Коломне, а по низвержении Шуйского ведет переговоры с Сигизмундом о помощи, для занятия Москвы. Между тем москвичи присягнули Владиславу Сигизмундовичу, и Марине было предложено отказаться от Москвы и ограничиться Самбором или Гродно, на что последовал гордый отказ. В Калуге она прожила до начала 1611 г., под покровительством Заруцкого (Тушинский вор был убит в декабре 1610 г.), с сыном Иваном, называемым Дмитриевичем. До июня 1612 г. она находилась под Москвой, преимущественно в Коломне. После умерщвления Ляпунова она заставила Заруцкого и Трубецкого объявить ее сына наследником престола и вместе с Заруцким подослала убийц к Пожарскому, когда отпал от нее Трубецкой. Подступившее к Москве земское ополчение заставило ее бежать сначала в Рязанскую землю, потом в Астрахань, наконец, вверх по Яику (Уралу). У Медвежьего острова она была настигнута московскими стрельцами и, скованная, вместе с сыном, доставлена в Москву (июль 1614 г.). Здесь четырехлетний ее сын был повешен, а она, по сообщениям русских послов польскому правительству, "умерла с тоски по своей воле"; по другим источникам, она повешена или утоплена. В памяти русского народа Марина Мнишек известна под именем "Маринки безбожницы", "еретицы" и "колдуньи". Сохранились многочисленные письма ее к отцу, королю и папе, и ее дневник.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МНИШЕК МАРИНА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МНИШЕК МАРИНА
    (или по-польски Марианна Юрьевна) — дочь сендомирского воеводы, жена первого Лжедимитрия. Изукрашенное романтическими рассказами знакомство М. с Лжедимитрием произошло около …
  • МНИШЕК МАРИНА
    (или по-польски Марианна Юрьевна) ? дочь сендомирского воеводы, жена первого Лжедимитрия. Изукрашенное романтическими рассказами знакомство М. с Лжедимитрием произошло …
  • МНИШЕК МАРИНА
    (Mniszech) Марина (около1588 - 1614), политическая авантюристка, дочь польск. воеводы Ежи (Юрия) Мнишека, одного из организаторов интервенции против России в …
  • МАРИНА в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    — испанский автоматический пистолет калибра 6, 35 мм. Подражание браунингу 1906 …
  • МАРИНА в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (от латинского marinus - морской) картина, изображающая морской вид; тип пейзажа. Как самостоятельный вид ландшафтной живописи обособилась в европейском …
  • МАРИНА
    Марина - былевая личность, героиня былин о Добрыне …
  • МНИШЕК
    (Mniszech) Марина (ок. 1588 - ок. 1614) русская царица, дочь польского магната. Жена Лжедмитрия I и Лжедмитрия II. Выдана яицкими …
  • МАРИНА в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. marine от лат. marinus - морской), пейзаж, изображающий море. Мастера марин называются …
  • МАРИНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (французское marine, итальянское marina, от латинского marinus - морской), картина, изображающая морской вид; раздел пейзажного жанра. Как самостоятельная линия пейзажа …
  • МНИШЕК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Мнишек (Марина или по-польски, Марианна Юрьевна) - дочь сендомирскоговоеводы, жена первого Лжедимитрия. Изукрашенное романтическимирассказами знакомство М. с Лжедимитрием произошло около …
  • МАРИНА ХУДОЖ. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (фр. manine) — морской вид, маринист — живописец морских видов. Приморские виды представляют среднее между М. и собственно пейзажем. О …
  • МАРИНА СВ. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    1. подвижница VI в. — см. Мария св. (в мужском образе Марин). 2. М., или Маргарита Антиохийская, — великомученица, была …
  • МАРИНА БЫЛИН. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    былевая личность, коварная любовница Добрыни. "Маринка курвастравница", обозлившись на Добрыню за то, что он убил ее любовника (Змея Горынича), привораживает …
  • МНИШЕК в Современном энциклопедическом словаре:
  • МНИШЕК
    (Mniszech) Марина (около 1588 - около 1614), дочь польского магната. Русская царица (1606), жена Лжедмитрия I, после смерти которого признала …
  • МАРИНА в Энциклопедическом словарике:
    [итальянское] картина, изображающая морской …
  • МАРИНА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж., иск. Картина, изображающая морской …
  • МНИШЕК
    МН́ИШЕК (Mniszech) Марина (ок. 1588 - ок. 1614), царица (с мая 1606), супруга Лжедмитрия I. Дочь польск. магната. В 1608 …
  • МАРИНА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИНА (франц. marine, от лат. marinus - морской), пейзаж, изображающий море. Мастера М. наз. …
  • МАРИНА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    мари"на, мари"ны, мари"ны, мари"н, мари"не, мари"нам, мари"ну, мари"ны, мари"ной, мари"ною, мари"нами, мари"не, …
  • МАРИНА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Морской …
  • МАРИНА в Новом словаре иностранных слов:
    ит. marina лат. martnus морской) картина, изображающая морской …
  • МАРИНА в Словаре иностранных выражений:
    [ит. marina картина, изображающая морской …
  • МАРИНА в словаре Синонимов русского языка:
    имя, картина, …
  • МАРИНА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • МАРИНА в Словаре русского языка Лопатина:
    мар`ина, -ы …
  • МАРИНА в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • МАРИНА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    марина, -ы …
  • МАРИНА в Орфографическом словаре:
    мар`ина, -ы …
  • МНИШЕК
    (Mniszech) Марина (ок. 1588 - ок. 1614), русская царица, дочь польского магната. Жена Лжедмитрия I и Лжедмитрия II. Выдана яицкими …
  • МАРИНА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (франц. marine, от лат. marinus - морской), пейзаж, изображающий море. Мастера марин называются …
  • МАРИНА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    марины, ж. (от латин. marinus - морской) (устар.). Картина, изображающая морской пейзаж, морской вид. Марина …
  • МАРИНА в Толковом словаре Ефремовой:
    марина ж. Картина, изображающая морской …
  • МАРИНА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. Картина, изображающая морской …
  • МАРИНА
    ж. Картина, изображающая морской …
  • МАРИНА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. Женское …
  • МАРИНА СИРИЙСКАЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Марина Сирийская (+ ок. 450), преподобная. Память 28 февраля. Преподобные Марина и Кира …
  • МАРИНА АНТИОХИЙСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Марина Антиохийская (IV в.), великомученица. Память 17 июля. Родилась в Антиохии Писидийской. …
  • МНИШЕК, РОД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Мнишки, Мнишехи) — графский род, происходящий из Богемии, откуда Николай М. выехал в 1533 г. в Польшу; он был великим …
  • МАРИНА МНИШЕК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. …
  • МНИШЕК, РОД в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Мнишки, Мнишехи) ? графский род, происходящий из Богемии, откуда Николай М. выехал в 1533 г. в Польшу; он был великим …
  • МАРИНА МНИШЕК в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? см. …
  • ФЕОДОСИЙ (ХАРИТОНОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Харитонов) (+ 1607), архиепископ Астраханский и Терский, святитель (местночт.). В миру Феодот, сын …
  • КАЛУЖСКИЙ ЛАВРЕНТЬЕВ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Калужский монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и блаженного Лаврентия Калужского (недейств.). Адрес: г. Калуга, …
  • ИГНАТИЙ МОСКОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Игнатий (+ ок. 1640), бывш. патриарх Московский и всея Руси . Родом грек. …
  • ЕРМОГЕН МОСКОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ермоген (ок. 1530 - 1612), Патриарх Московский и всея Руси (1606 - 1612), священномученик …
  • АФАНАСИЙ БРЕСТСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Афанасий Брестский (ок. 1597 - 1648), игумен, преподобномученик. Известный белорусский общественный, политический и …
  • МУСОРГСКИЙ МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Мусоргский, Модест Петрович - знаменитый русский композитор. Родился 16 марта 1839 года в имении родителей, Торопецкого уезда, Псковской губернии. Впечатления …