Смазка цепи мотоцикла трансмиссионным маслом. Правильная и экономичная смазка цепи мотоцикла

Купить смазку и смазать цепь для мотоцикла — это одна из самых тривиальных повседневных задач каждого мотоциклиста. Это нужно делать постоянно, вне зависимости от того, хочешь ли ты кататься или нет — за цепью вашего мотоцикла нужен обязательный уход.

Так чем же смазывать? Да и как это нужно делать, чтобы сохранить вашу цепь в рабочем состоянии как можно дольше? В этом мы сегодня попытаемся разобраться изучив мануалы к мотоциклам, советы бывалых и коммерческие данные известных брендов.

Когда цепочку нужно заменить? Цепь, которая уже схватила предел натяжения и которая, поймав ее и потянув назад, выпадает из задней стойки. Вы должны проверить оба параметра. Покупая мотоцикл, стоит проверить цепочку отправления из стойки, потому что иногда, чтобы переместить напряжение, нечестные торговцы сокращают используемую цепь, - предупреждает Пол Захариаш.

Кстати, стоит проверить, что цепь в некотором месте не вытащили, т.е. повернули колесо, чтобы проверить пальцы, или напряжение на каждом из его фрагментов одинаково. Неровности в наборе дисков обычно увеличивают объем цепи. Кольца, однако, следует заменить примерно на 20 000 и всякий раз, когда мы заменяем цепь, независимо от степени износа.

Для чего нужна смазка цепи

Прежде всего нам нужно знать, что самые популярные цепи бывают трех типов: бессальниковые, O-ring и X-ring . Все они отличаются по наличию и типу сальников. Теперь давайте разберемся для чего же все-таки нужна смазка мотоциклетной цепи:
а) защищает от коррозии
б) уменьшает коэффициент трения металлических деталей цепи, тем самым увеличивая срок её службы
в) способствует уменьшения износа звёздочек.

Поэтому если не хотите менять цепь и звезды очень часто, то лучше придерживаться рекомендуемых периодов по уходу за ними. И это совсем не означает, что если в инструкции по эксплуатации обозначен пробег в 500 км, то именно через 500 км нужно её чистить и смазывать. В первую очередь стоит обратить на загрязнение — грязь и песок способны на глазах “съесть” ваши звезды. Помимо этого стоит учитывать и вид вашего мотоцикла: на кроссовом чистить и смазывать цепь нужно после каждой гонки или тренировки, на мотоцикле эндуро — после каждой поездки все дорог, на дорожных и спортивных — по мере загрязнения или через определённый рекомендуемый интервал.

Современная цепь, например O-ring, испытывает большие нагрузки. Поэтому внутри каждого звена находится заводская смазка, которая помогает минимизировать физический износ металла и уменьшает трение. Но с течением времени, сальники, которые предотвращают вытекание этого лубриканта, трескаются, и разогретая смазка мотоциклетной цепи теряет свои свойства. В добавок ко всему на смазку налипают частички пыли и песок, образуя тем самым отличную абразивную пасту, которая съедает звезды мотоцикла. А это уже чревато разрывом или заклиниванием цепи.

Цепь с уплотнением O-ring

Цепи с уплотнением X-ring и O-ring

В каких местах смазывать цепь

Смазывать нужно между внутренней и внешней пластин, снизу и сверху. Это позволит смазке попасть внутрь звена через определённой формы сальник и создать защитное покрытие. Смазывать полностью все звено справа и слева не имеет никакого смыла. Напротив, песок, грязь и пыль будет быстрее и в больших количества приставать к металлу. Плюс ко всем часть смазки будет забрызгивать экипировку и пластик мотоцикла.


Чем смазывать цепь?

В последнее время широкое распространение получили аэрозольные баллончики для смазки мотоциклетной цепи. Не будем спорить, это очень удобный вариант применения — поставил мотоцикл на центральную подставку, распылил смазку на звенья цепи и прокрутил заднее колесо. Но так ли она хороша, как рекламируют её производители?
Именитые бренды настаивают, что покупатель должен ориентироваться на вид своего мотоцикла — для спортбайка и для эндуро/кросса своя линейка мотохимии. По большому счету, с этим нельзя не согласится. Хотя по идее, принцип у этих смазок один и тот же в не зависимости от типа мотоцикла и ареала его использования — минимизировать трение, препятствовать прилипанию пыли и песка, быстро сохнуть и не вытекать из сальников. Другими словами, если производитель пишет, что для цепи эндуро мотоцикла разработана специальная смазка, которая препятствует прилипанию песка и грязи, то следовательно это свойство не важно для дорожного мотоцикла? Или смазка для спортбайков, которая, по заверением производителя, обеспечивает работу на высокой скорости, т.е. не слетает и не вытекает из звеньев. Наверное, это в мотокроссе не важно?
Конечно все это так, но если проводить аналогию, что в технических видах спорта зачастую решают доли секунды, миллиметры расстояния и граммы веса. Поэтому и существует такое разнообразия смазок цепи с небольшими отличиям в свойствах, которые максимально задействованы в том или ином виде спорта. На скоростных мотоциклах при движении цепи по звездам возникает большая центробежная сила, которая стремиться выдавить смазку из звеньев (на скоростях за 200 км\ч заднее колесо делает 2000 и больше оборотов). Поэтому там применяются более “липкие” синтетические смазки с высокой адгезией и эластичностью и теплопроводностью (способные выдержать температуры до 180С).

Интересно, что на официальных сайтах знаменитых производителей таких как Motul, Ipone, Liqui MOLLY, Motorex не указаны, к сожалению, ни конкретные цифры, ни стандарты. Все ограничивается общими фразами: обладает отличными смазывающими свойствами, уменьшает трение, защищает от коррозии…Однако надпись на страницах с техническими характеристиками “Наша информация основана на тщательных исследованиях и может считаться надежной, хотя и не является юридически обязательной” заставляет задуматься…

Бесспорно, за цепью нужно ухаживать. Удобство примирения и достоинства той или иной смазки для мотоциклетной цепи каждый водитель байка определяет сам: на своем личном опыте или исходя из советов опытных мотоциклистов. Поэтому полезным будет узнать, что же рекомендует производитель мототехники?

Из мануала к кроссовому Kawasaki KX250F 2005:
Перед смазкой цепь должна быть очищена с помощью дизельного топлива или керосина. Потом цепь необходимо опустить в масло, встряхнуть, чтобы смазка проникла в каждый ролик. Помимо этого, производитель отмечает, что качественная смазка для моторной цепи мотоцикла — это отличный способ повседневного ухода за цепью. Но, если он не доступна, то можно применять и “тяжёлое” масло, например SAE90. В этом случае его нужно нанести на ролики со всех сторон, чтобы оно попало во внутрь. После этого удалить излишки и вытереть цепь.

А вот что пишут в мануале к спортивному Honda CBR600R 2009:
Этот производитель мототехники из Японии рекомендует смазывать цепь каждые 800 км специальной смазкой Pro Honda HP chain Lube или эквивалент для O-ring.

Из мануала к мотоцикла класса супер-спорт Yamaha R1 2007:
Цепь обязательно нужно смазывать после мойки мотоцикла или поездки в дождь. Цепь с О-ring рекомендуется промыть с керосине или дизельном топливе, перед тем, как на неё нанести специальную смазку. После всех манипуляций нанести специальную смазку для мотоциклетной цепи, а ни в коем случае не моторное масло — оно, согласно мануалу, может повредить уплотнения O-ring.

В мануале к дорожному Kawasaki Z750s 2007 указаны все те же рекомендации, что и к кроссовому мотоциклу Kawasaki KX250F, т.е. использование масла SAE90 вполне допускается…

Цепь дорожного Suzuki GSF650 2005 рекомендуется смазывать каждые 1000 км и промывать исключительно керосином. После того, как она очиститься от загрязнений, смазать “тяжёлым” моторным маслом. Опять же производитель предупреждает нас от использования коммерческого масла для мотоциклетных цепей — они могут повредить O-ring.

KTM 990 Adventure 2007:
Согласно инструкции обслуживание цепи с X-ring сводится к минимуму. Достаточно только удалить с цепи всю грязь, влагу и остатки предыдущей смазки. Для этого, как пишет производитель прекрасно подойдёт Motorex Chain Clean 611. После этого нужно нанести на цепь специальную смазку для X-ring, например опять-таки Motorex Chainlube 622.

Хотелось бы заметить, что помимо всего перечисленного, для чистки цепи с O-ring нельзя использовать жёсткие щётки, растворители — это все может разрушить резиновые уплотнения и тем самым ухудшить эксплуатационные свойства мотоциклетной цепи. Своевременный уход за ней обеспечит вам долгую службу! Также мы можем видеть неразрывную связь между производителем мототехники и производителем химии для его обслуживания. Маркетинг, что тут сделаешь!

P.S. Подводя итог, мы видим, что производители современных мотоциклов в большинстве своем сходятся в том, что применять качественную смазку цепи известных брендов допустимо и очень даже желательно. Но некоторые из них не против и использования “тяжелого” моторного масла, например, SAE90. Как поступать в этом случае — решать вам. Именно вы решаете, что купить для своего двухколесного друга, а не рекламные компании известных брендов.

Вконтакте

Если есть центральная подставка на мотоцикле ставим ее, если есть спец, подставка ставим мотоцикл на нее, если нет, пользуемся боковой подставкой и периодически будем перекатывать мотоцикл .

Нам понадобится собственно смазка для мотоциклетной цепи и очиститель, тряпка не оставляющая ворсин и зубная щетка.
Обильно поливаем цепь вашего мотоцикла очистителем, трем зубной щеткой и следом протираем тряпкой, делаем до тех пор, пока не пройдем по длине всей цепи.

Кстати под цепью сверху вдоль всего маятника мотоцикла идет так называемый «слайдер » на котором оседает часть цепной смазки , а так же грязи и песка, его так же крайне желательно вычистить, хотя это дело грязное и трудоемкое, но хотя бы раз в мотосезон нужно делать.

И так очищаем цепь, даем посохнуть 15 минут. По пришествию этого времени, берем баллон с цепной смазкой трясем пару минут непрерывно, затем садимся под мотоцикл и начинаем брызгать на каждую резинку между звеньями цепи мотоцикла . Лучше это делать сзади либо если снять защиту цепи сверху, лучше защиту, кстати, снять будет проще. Периодически перекатываем мотоцикл .

После того как смазали все прокладки, даем мотоциклу постоять минимум 15 минут, чтобы смазка застыла и стала более липкой и вязкой.

Есть умельцы, которые мажут цепь мотоцикла моторным маслом большой вязкости, но хочу сказать, что это мартышкин труд, такая смазка слетит с прокладок цепи, они высохнут, растрескаются и разрушатся, а пластик или хром вашего мотоцикла и ваша одежда будут уделаны цепной смазкой “ноу-хау” которую с одежды вообще нельзя будет отмыть, останутся пятна. При смазке цепи мотоцикла – ролики и звенья мазать не нужно , от такой смазки они скорее больше будут изнашиваться.

Лучше покупать и использовать цепную смазку специальную для мотоциклетных цепей и содержащих тефлон , такая смазка порой не слетает и не смывается даже в дождь и после многих километров пути.

Регулярность смазки цепи мотоцикла зависит от пройденного пути, ориентировочно смазывать нужно раз в 500-700 км., если приходилось ездить по песку и пыли то почистить и смазать цепь необходимо по приезду на место стоянки, после дождя нужно осмотреть цепь если смазка смылась нужно смазать, если нет, то через 100-200 км лучше все же смазать.
Баллончик хорошей цепной смазки с тефлоном стоит от 400 до 700 рублей хватает на пол мотосезона или на сезон, может и меньше, если вы ездить будете много.

Очистителя хватает на два три раза, если цепь мотоцикла грязная, если чистить после первого раза регулярно или цепь до очистки была новой, то хватает и на 10ть раз.

Перейти на наш мотоциклетный-форум

ВНИМАНИЕ – перепечатка данной статьи ВОСПРЕЩЕНА, размещение авторской статьи на других ресурсах будет пресекаться! Автор © Кравченко Дмитрий