Статистика владения мячом в футболе. Повышает ли высокий процент владения мячом шансы на победу

Сегодня во всем мире восхищаются футболом, который показывают сборная Испании, «Барселона» и другие испанские клубы. Их тактика основана на длительном контроле мяча.

Своим мнением о том, на какие аспекты в подготовке юных футболистов следует обращать внимание, чтобы добиться подобных результатов, делится бывший тренер мадридского «Реала» Хесус Гутиеррес . Мы приводим выдержки из его книги «Владение мячом. Играйте в испанский футбол».

ВЛАДЕНИЕ МЯЧОМ ОПРЕДЕЛЯЕТ 90% УСПЕХА

ЗАЧЕМ ОТРАБАТЫВАТЬ ВЛАДЕНИЕ МЯЧОМ НА ТРЕНИРОВКАХ

Главная причина отработки владения мячом на тренировки - это максимальная приближенность данного аспекта к реальным игровым ситуациям. В этих ситуациях футболисты в условиях давления со стороны соперника должны видеть проблему, анализировать ее, находить решение и исполнять его. Разве это не то, что случается в каждом матче? Хотя, возможно, есть веские аргументы, чтобы оттачивать на тренировках технику с помощью «хореографических» упражнений.

Этот метод используют многие футбольные клубы Испании при подготовке юных футболистов, потому что это именно то, с чем им придется столкнуться во время официальных игр. И лучше играть на большом участке поля с большим количеством игроков, чем проводить небольшие двухсторонки, потому что это, опять же, повторяет реальные игровые моменты. Смысл заключается в том, что в игре принимают участие 22 футболиста. И чем более число игроков на тренировке приближено к этому числу, тем более реальная игровая ситуация будет создана.

В большинстве игр, не зависимо от играющих команд, владение мячом довольно часто переходит от одной команды к другой. Команда, теряющая мяч, также теряет инициативу. Поэтому, для восстановления контроля над игрой, она должна как можно быстрее вернуть себе владение мячом. Эти игровые моменты имеют решающее значение в развитии у игроков футбольных навыков. Чем больше игроков принимают участие в тренировке, тем быстрее они должны принимать решения и применять свои технические навыки. Не это ли происходит во время матчей?

РЕШЕНИЯ, РЕШЕНИЯ, РЕШЕНИЯ

Действительно, футболисты, участвующие в игре с большим числом игроков, должны быть способны принимать мгновенные решения. Способность выбрать правильный вариант решения в конкретной ситуации является решающей в подготовке футболистов. Те, кто сначала принимают мяч, а только потом начинают решать, что с ним делать, вряд ли добьются успеха. Напротив, те, кто знают, что они будут делать с мячом, когда он даже не начал приближаться к ним, и обладают необходимыми техническими навыками, смогут играть в футбол на высоком уровне. Это один из аспектов, который присущ великим футболистам. Тем, кто может предугадывать действия соперника, видеть расположение игроков своей команды, качественно и точно исполнять технические приемы. Следовательно, юные футболисты должны научиться думать до того, как они получат мяч, и для этого их нужно постоянно погружать в подобные ситуации.

ВСЕ МЫ УЧИМСЯ

Одним из главных аспектов подготовки юных футболистов является то, что они должны взять на себя ответственность за свое обучение. Как пишет Хорст Уэйн :«В современных эффективных футбольных тренировках на смену тренеру/инструктору приходит наставник/учитель, который позволяет футболистам самим строить свой обучение» . Тренерам не стоит диктовать футболистам каждое действие. Вместо этого позвольте им экспериментировать и самим находить решения. Эта методика принесет свои плоды в конце длительного этапа подготовки футболистов, даже если в начале пути они будут совершать много ошибок. И эффективному ее использованию сегодня должны научиться многие футбольные тренеры. Наставник/учитель должен тонко чувствовать уровень сложности и при необходимости вносить изменения в процесс обучения, предоставляя игрокам достаточно времени для ознакомления со всеми ситуациями.

ЗАЩИТА И НАПАДЕНИЕ ИДУТ РУКА ОБ РУКУ

Многолетний директор Футбольной академии «Реала» Альберто Гиральдес заявляет: «Для тренеров, строящих атакующую игру на основе владения мячом, выжно понимать, что команда наиболее уязвима в момент потери мяча. Таким образом, потеря контроля мяча должна побуждать к немедленным действиям для его возврата» . Следовательно, футбольные тренировки должны включать ситуации, которые не только позволяют игрокам получать удовольствие от владения мячом, но и заставлять их принимать усилия для возврата мяча при его потери. Футбольные тренировки подобные предлагаемой, позволяют одновременно отрабатывать как атакующие, так и защитные действия.

Говоря о Футбольной академии «Реала» Гиральдес отмечает: «Мы не настраиваем наших игроков действовать инстинктивно, в силовой манере и энергично... То что мы хотим - это чтобы игроки думали» .

СОХРАНЯЙТЕ НЕПРИНУЖДЕННУЮ ОБСТАНОВКУ

Большинство детей начинают играть в футбол чтобы развлечься. Некоторые из «продвинутых» тренеров/инструкторов ощущают в себе настолько непреодолимое желание передать свои знания игрокам, что постоянно прерывают упражнения и тренировки, чтобы донести до футболистов то, что они знают. Им не дано понять, что учиться можно в игре. Как часто вы были свидетелями ситуаций, когда футболисты стоят в очереди, чтобы по указке тренера выполнить упражнение, которое в игре им абсолютно не пригодится. В Испании на протяжении многих лет акцент в подготовке футболистов делался на самообучение, самомотивацию и напряженную работу на тренировках, при этом сохраняя непринужденную обстановку. Дивиденды от такого подхода мы сейчас получаем сполна. Игры с большим числом участников позволяют реализовать все эти аспекты подготовки футболистов.

СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Большинство тренеров согласны с утверждением, что победа в игре - не самое главное в процессе подготовки юных футболистов. Обычно в юном возрасте хорошо научиться играть в футбол более ценно, чем завоевать 3 очка за победу. Таким образом, нужно всегда фокусироваться на хорошей игре и занятиях по освоению тактики футбола неделя за неделей.

Ниже приводится пример возможной организации игры для отработки владения мячом.

ИГРА НА ПОЛЕ С 3 ЗОНАМИ

ЦЕЛЬ: Улучшить командное владение мячом, использование всей ширины и глубины поля и организацию развития атаки

Площадка размером не менее половины поля разделенная на 3 равные зоны.

Играют 2 команды по 9 игроков в каждой.

Каждая команда атакует один край поля и защищает другой.

Команда завоевывает очко, если ей удастся без потерь доставить мяч от своей лицевой линии до лицевой линии соперника, сделав как минимум одну передачу в каждой зоне.

Каждый раз, когда команда перехватывает мяч, она должна переправить его к своей лицевой линии и оттуда начать атаку.

Правило офсайда действует только при первом пасе в зону атаки.

ВАРИАНТЫ:

Игра 8х8 с 2 нейтральными игроками.

Ограничить число касаний мяча в различных зонах.

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ:

Использовать всю ширину и глубину поля.

Мяч должен перемещаться быстро, передачи должны быть точными.

По мере движения мяча вперед вся команда перемещается так же вперед через зоны.

Владение мячом

Ловля - это прием, который обеспечивает возможность овладеть мячом и осуществить с ним дальнейшие действия. Ловля произво­дится одной и двумя руками. Выбор способа ловли диктуется осо­бенностью траектории полета мяча и положением игрока по отношению к мячу.

Ловля двумя руками. Для того чтобы овладеть мячом, летящим на среднем уровне (на грудь), гандболист должен вытянуть руки навстречу мячу, кисти не напрягать и чуть развернуть ладони кни­зу, пальцы свободно расставить. Отведенные большие пальцы дол­жны почти соприкасаться, а указательные - быть параллельны. Как только мяч приблизится на необходимое расстояние, ладони сбли­жаются и пальцы охватывают мяч (рис. 124). Руки надо согнуть для амортизации скорости полета мяча. При ловле высоко летящих мячей и мячей с отскока большие пальцы кистей нужно сблизить больше, чем при ловле прямых. А при ловле низко летящих и катя­щихся мячей ладони надо развернуть навстречу мячу так, чтобы мизинцы почти соприкасались.

Мяч можно ловить спереди и сбоку. Для того чтобы поймать мяч спереди, нужно повернуться к нему грудью. При этом обе руки следует вытягивать.

При всех способах ловли необходимо:

1) смотреть на мяч, пока захватываешь его руками;

2) по возможности делать встречное движение к мячу;

3) вытягивать руки навстречу мячу;

4) кисти рук и пальцы держать расслабленно до соприкоснове­ния с мячом;

5) захватывать мяч пальцами;

6) после захвата мяча сгибать руки в локтях (амортизировать удар);

7) поймав мяч, быть готовым укрыть его от близко находящего­ся соперника.

Передача мяча. Это основной прием, обеспечивающий взаимо­действия партнеров. В гандболе передачи производятся одной ру­кой с места и с разбега (рис. 125, 126).


Ведение мяча - это прием, позволяющий игроку передвигать­ся с мячом по площадке в любом направлении и на любое рас­стояние, владеть мячом, пока это необходимо, обыгрывать за­щитника.

Ведение бывает одноударное и многоударное. Одноударное ве­дение выполняется следующим образом. Поймав мяч, игрок де­лает с ним три шага, затем ударяет им в площадку. Поймав от­скочивший мяч, гандболист снова может выполнить три шага с мячом в руках перед тем, как отдать его партнеру, или бросить в ворота.

При многоударном ведении необходимо соблюдать следующие правила:

1) передвигаться на полной ступне на слегка согнутых ногах;

2) толчок мяча производить пальцами;

3) не закрепощать кисть при соприкосновении с мячом;

4) производить толчок мяча вперед в соответствии со скоростью передвижения;

5) производить толчок с таким расчетом, чтобы мяч отскакивал не выше пояса;

6) контролировать мяч периферическим зрением.

Бросок - это прием, позволяющий забросить мяч в ворота. С его помощью достигается результат игры. Все остальные приемы на-






Траектория полета мяча при броске в ворота может быть горизонтальной, нисходящей, восходящей, навесной (рис. 127). До­биться горизонтальной траектории можно, применив любой спо­соб броска. Восходящую траекторию можно получить, применив бросок сбоку, а навесную - использовав толчок.

Отскок мяча бывает отраженный, скользящий и с вращением мяча (рис. 128). При отраженном отскоке угол падения мяча ра­вен углу отражения. Такой траектории полета проще всего добить­ся, применив способ броска сверху. Скользящего отскока, когда мяч на некоторой части пути соприкасается с поверхностью пло­щадки, можно достичь, применив бросок сбоку. Угол отражения вращающегося мяча не соответствует углу падения даже по направлению.

Вращение мячу придает заключительное пронирование или

супинирование кисти.

Бросок в опорном положении.При разбеге обычными шагами за­мах и метание производят при опоре на одну ногу (рис. 129). Для увеличения быстроты и точности броска необходимо использовать встречные силы махов бросающей руки и разноименной ноги.

Чаще других применяют разбег со скрестным шагом (рис. 130). Первый шаг спортсмен делает разноименной ногой, не производя никаких подготовительных движений для броска. Далее, отводя руку на замах, гандболист поворачивается боком к направлению разбега и делает второй скрестный шаг, ставя стопу под углом к этому направлению. С постановкой разноименной ноги бросок за­вершается.

Скрестный шаг можно делать легким напрыгиванием и быст­ро производить третий шаг, стремясь принять двухопорное по­ложение.


Рассмотрим еще наиболее часто встречающиеся в игре броски в прыжке (рис. 131) и в падении (рис. 132).


Техника владения мячом включает следующие приемы техники: ловлю, передачи, ведение и броски мяча в кольцо.

Ловля мяча. Ловля - прием , с помощью которого игрок может уверенно овладеть мячом и предпринять с ним дальнейшие атакующие действия. Ловля мяча является и исходным положением для последующих передач, ведения или бросков. Поэтому структура движений должна обеспечивать четкое и удобное выполнение последующих приемов. Еще не поймав мяч, игрок должен смотреть туда, куда и кому его потом отдавать. Это возможно благодаря периферическому зрению, так как центральное зрение должно быть направлено на мяч. Баскетболисту следует взять за правило не ожидать мяча, стоя на месте, а обязательно выходить ему навстречу. Выбор определенного способа ловли мяча и его разновидности зависят от положения игрока по отношению к летящему мячу, динамики передвижения игрока, высоты и скорости полета мяча.

При ловле мяча в движении с намерением тут же выполнить передачу или бросок в корзину применяют так называемую двухшажную технику. Если игрок хочет сразу после ловли на бегу сделать передачу или бросок (предположим, правой рукой), то он должен поймать мяч, слегка напрыгивая на него, в тот момент, когда уже выполнен толчок левой ногой, а правая вынесена вперед. Затем следует толчок правой ногой (первый шаг), толчок левой ногой (второй шаг) и передача или бросок мяча рукой в прыжке. Если же игрок сразу же после ловли в движении собирается выполнить остановку двумя шагами так, чтобы осевой осталась левая нога, он должен стараться поймать мяч в тот момент, когда уже выполнен толчок правой ногой, а левая вынесена вперед. Затем следует первый тормозящий шаг левой ногой, второй стопорящий шаг правой и остановка, дающая возможность выполнять повороты на левой, осевой ноге.

Ловля мяча двумя руками. Наиболее простым и в то же время надежным способом считается ловля мяча двумя руками.

Подготовительная фаза: если мяч приближается к игроку на уровне труди или головы, следует вытянуть руки навстречу мячу, напряженными пальцами и кистями, образуя как бы воронку, размером несколько большую, чем обхват мяча.

Основная фаза: в момент соприкосновения с мячом нужно обхватить его пальцами (не ладонями). Сближая кисти, руки согнуть в локтевых суставах, подтягивая к груди. Сгибание рук является амортизационным движением, гасящим силу удара летящего мяча.

Завершающая фаза: после приема мяча туловище вновь подают слегка вперед; мяч, укрываемый от соперника разведенными локтями, выносят в положение готовности к последующим действиям. Если мяч летит несколько ниже уровня груди, то игрок приседает глубже, чем обычно, снижая тем самым высоту плеч до уровня полета мяча.

Для того чтобы поймать мяч, летящий высоко над головой , нужно выпрыгнуть и руки с разведенными кистями резко вынести вверх (расстояние между большими пальцами не должно превышать нескольких сантиметров, остальные пальцы свободно разведены). В момент, когда мяч коснется пальцев, кисти сближают, поворачивают внутрь и крепко обхватывают ими мяч, а руки, сгибая в локтевых суставах, опускают и притягивают мяч к туловищу.

При ловле низко летящего мяча руки опускают, кисти и пальцы образуют как бы раскрытую чашу (расстояние между мизинцами обеих рук не должно превышать несколько сантиметров).

При борьбе за мяч, опускающийся на площадку, не следует ждать, пока он отскочит на удобную для ловли высоту. Нужно двигаться навстречу, ловить его в начальный момент отскока. Игрок делает выпад к мячу, быстро наклоняет туловище вперед, руки опускает вперед вниз, кисти подводит к мячу с внешних сторон, но не сверху. Захватив мяч, он сразу же выпрямляется и подтягивает его к себе.

Ловля мяча одной рукой . Когда обстановка не позволяет дотянуться до летящего мяча и поймать его двумя руками, следует ловить его одной рукой.

Подготовительная фаза: игрок вытягивает руку таким образом, чтобы пересечь траекторию полета мяча (кисть и пальцы не напряжены).

Основная фаза: как только мяч коснется пальцев, руку нужно отвести назад-вниз, как бы продолжая этим движением полет мяча (амортизационное движение). Этому движению помогает небольшой поворот туловища в сторону ловящей руки.

Завершающая фаза: мяч нужно поддержать одной рукой, затем крепко обхватить двумя руками так, чтобы быть готовым немедленно действовать дальше.

Высоко летящий мяч ловят одной рукой в прыжке с небольшим прогибанием туловища, быстрым снижением мяча, поддержкой другой рукой и подтягиванием к туловищу. Поймав мяч, игрок немедленно принимает положение равновесия, раздвинутыми локтями предохраняя от попыток соперника выбить мяч из рук.

Список использованной литературы:

  1. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 520 с.

Крупные букмекерские конторы стараются предлагать своим клиентам максимальное количество вариантов ставок. Именно поэтому в линии и появились исходы, связанные со статистическими показателями. Гандикаперы получили возможность делать прогнозы на угловые, офсайды, желтые карточки, процент владения мячом и т.д.

Ставки на статистические показатели заметно расширили возможности профессиональных типстеров. Среди подобных исходов нередко можно найти выгодные (валуйные) коэффициенты, которые повышают эффективность беттинга. Кроме того, изучение статистики и анализ спортивного события теперь позволяет работать с большим количеством ставок. Определяя вероятный исход футбольного матча и ход игры, можно параллельно рассчитывать ожидаемый процент владения мячом или количество угловых ударов. Таким образом, углубленная работа только с одним футбольным матчем дает возможность искать валуйные котировки среди большего количества исходов.

Среди ставок на статистические показатели можно выделить прогнозы на владение мячом. Эта характеристика рассчитывается в процентах. Владением считается контроль мяча. Когда команда теряет снаряд, то владение переходит противнику. Данная характеристика вполне отображает события на поле. Однако коллектив, который больше владеет мячом, далеко не всегда добивается положительного результата. Есть тактики, не предполагающие преимущество в контроле мяча (например, игра на контратаках), но позволяющие рассчитывать на достаточное количество опасных моментов у ворот соперника.

Букмекерские конторы предлагают несколько вариантов ставок на владение мячом:

Индивидуальный тотал команды;

Победа одной из команд (с учетом форы).

Кроме того, каждый из таких прогнозов можно оформлять на отдельный тайм.

Если встречаются команды с большой разницей в классе, то в линиях предлагаются форы, которые позволяют скорректировать коэффициент. Котировки на победу фаворита без форы будут очень малы, что сделает ставку невыгодной. Например, если ожидается распределение владения мячом 60 на 40%, то игроку дают возможность воспользоваться форой -20 на фаворита или +20 на андердога. Гандикапов может быть несколько. Естественно, все они будут иметь разные коэффициенты.

С индивидуальным тоталом дела обстоят несколько сложнее. Типстеру предлагают один или несколько вариантов процента владения мячом, а он должен выбрать «низ» или «верх». Трудность состоит в том, что букмекер учитывает среднестатистические показатели команды, давая на самые вероятные исходы котировки с высокой маржей. Именно поэтому поиск валуйных коэффициентов в очевидных матчах малоэффективен. Иначе дело обстоит в поединках, в которых сложно определить фаворита или вероятный ход игры. Здесь гандикапер может применить весь свой аналитический потенциал и умение искать важные новости, что значительно повышает шансы на обнаружение валуйного коэффициента.

Примеры ставок на процент владения мячом

Гандикапер сделал ставку на фаворита с форой -10. Для выигрыша преимущество выбранной команды по владению мячом должно быть более чем 10%. Например: 60-40, 56-44, 70-30. Если соотношение контроля мяча в пользу фаворита 55-45% (преимущество 10%), то по ставке делается возврат. Во всех остальных случаях прогноз проигрывает.

Со ставкой на индивидуальный тотал дела обстоят еще проще. Например, типстер выбрал «верх» тотала 50%. Если команда владела мячом больше этого показателя, то ставка выигрывает. В случае, когда контроль снаряда составил ровно 50%, гандикаперу возвращается сумма ставки. Если показатель владения мячом меньше 50%, прогноз проигрывает.

Вне зависимости от вашего уровня игры и амплуа, умение владеть мячом является, пожалуй, самым важным навыком в баскетболе.

Хорошо освоив технику владения мячом, пасы, удары и прочие игровые приемы будут выполняться вполне естественно, потому что мяч будет «слушаться» вас. Когда вы не заостряете внимание на то, как держите или ведете мяч, вы в более полной мере можете оценивать ситуацию на площадке, «читать» защиту и видеть всех открытых игроков.

Для того, чтобы улучшить технику владения мячом, нужно практиковать соответствующие упражнения. Спонтанные игры во дворе в этом случае малоэффективны.

Если, к примеру, вы хотите научиться играть на гитаре, вы ведь не сразу вступаете в группу, а начинаете с освоения азов: аккордов, ритма и т. д.

Итак, давайте рассмотрим некоторые из упражнений для улучшения техники владения мячом.

1) Перекидывание из руки в руку (можно выполнять дома). Упражнение заключается в быстром перекидывании мяча из руки в руку кончиками пальцев. Начинаете, расположив руки над головой и плавно их, продолжая перекидывать мяч. Опуститесь до уровня груди, затем до уровня талии, колен, лодыжек, а затем опять медленно поднимайтесь. Держите локти прямыми, мяча касайтесь только кончиками пальцев. (см. видео 1:27)

2) Круговые движения (можно выполнять дома). Расположите ноги вместе и пронесите мяч вокруг них. Затем поднимитесь выше и выполните круговое движение вокруг талии. Затем вокруг головы. Затем также, продолжая вращать мяч опустите его на уровень талии, колен, лодыжек. И т. д. Опять-же, старайтесь касаться мяча только кончиками пальцев. (см. видео 0:45)

3) «Восьмерки». Расположите одну ногу перед собой и вращайте мяч вокруг нее. Затем вокруг второй ноги. Потом расставьте ноги пошире, держа мяч перед собой и начинайте крутить мяч «восьмеркой» между ног. Взгляд направлен вперед. Не дайте мячу упасть. Через 30 секунд поменяйте направление. (см. видео 2:51)

4) Круговой дриблинг. Правой рукой проведите мяч вокруг правой ноги, ударяя его о пол таким образом, чтобы он подпрыгивал не выше 10-12 см. 10 оборотов по часовой стрелке, 10 против часовой. Затем поменяйте руку и ногу.

5) Дриблинг «восьмеркой». Похоже на предыдущее упражнение, но мяч должен проходить между ног по траектории «восьмерки». Руки меняются при переходе мяча от одной ноги к другой. (см. видео 3:00)

6) Ведение на месте. Выполните 50 высоких ведений правой рукой, защищая мяч левой. Затем 50 низких ведений той же рукой. Затем тоже самое левой рукой.

7) «Роняем» мяч. Расположите мяч между ног и поднимите его обеими руками. Левая рука за левой ногой, правая - перед правой ногой. Отпустите мяч, пусть он ударится один раз о землю. Быстро поменяйте расположение рук и словите мяч после отскока (левая рука должна оказаться перед левой ногой, а правая - за правой ногой). Уроните его еще раз и опять словите, поменяв руки. Повторяйте подобные движения в течение некоторого времени.


Во время практики обращайте внимание на следующие моменты:

1. Держите голову поднятой, не смотрите на мяч. Во время игры вы не можете позволить себе этого, поэтому не делайте этого и во время тренировок.

2. Колени присогнуты, спина прямая. Чем ниже вы ведете мяч, тем в большей он безопасности. Старайтесь опускаться достаточно низко.

3. Используйте свободную руку как «заграждение» от соперников. Не забывайте, что вы можете отталкивать их рукой при попытке перехватить мяч.

4. Касайтесь мяча только кончиками пальцев. Профессионалы высокого класса полностью контролируют мяч кончиками пальцев, не касаясь его ладонями.

5. Работайте над скоростью. Во время практики можете увеличивать скорость до тех пор, пока не потеряете контроль над мячом. Это будет хорошей подготовкой к скоростной игре.