Где находится лево и право. Откуда и когда вообще появились "право" и "лево"? В европейских странах люди здороваются, пожимая друг другу правую руку

Испанские солдаты стали первыми европейцами на территории современного штата Юта, они прибыли сюда в 1540 году. Потом францисканские миссионеры в 1776 году прибыли сюда в поисках хорошего маршрута между Калифорнией и Санте-Фе. Американские торговцы пушниной прибыли сюда позже, только в 1825 году. Этот регион использовался в качестве транзитной территории для различных экспедиций.

Такой план применялся для каждого мормонского поселения. Вот только штат Юта должен был стать не только местом для жилья религиозных мест. Калифорнийские переселенцы приехали сюда в 1840-1850 годы. Затем благодаря строительству железных дорог и развитию горнодобывающей промышленности Солт-Лейк-Сити стал крупным центром торговли в западной части штата. Официальным штатом Юта стала в 1896 году. Богатая история и множество исторических достопримечательностей привлекают к себе туристов.

Особенности

Джон Мозес Браунинг родился в штате Юта, он стал всемирно известным изобретателем, который разрабатывал огнестрельное оружие, винтовки и пистолеты. Его родным городом является Огден. Он создал собственную фирму вместе со своим родным братом. Эта фирма специализировалась на изготовлении стрелкового оружия, которое применялось в период Мировых войн. Не только военным производством известен штат Юта, а также именно здесь разработались различные музыкальные инструменты. К примеру, город Логан знаменит лучшими пианино в стране.

Надо отметить, что штат Юта до сих пор отличается от остальных регионов США. К примеру, здесь на законном основании могут разрешить полигамные браки. Правда, при этом регистрироваться будет брак только с одной женой, а остальные перед лицом Фемиды будут считаться любовницами. Интересно, что первоначально именно полигамные браки мешали Юте присоединиться к США, а теперь в свете нововведений, они смогут возобновить свои традиции, основательно брака. Кроме того, большая часть населения мормоны, поэтому такое событие вполне объяснимо.

Кроме того, некоторые каньоны по своей красоте и внешним размерам могут превосходить сам Великий Каньон.

Климат штата

Хребет Сьерра-Невада является своеобразной дождевой тенью, под которым и находится штат Юта. Поэтому климат тут, как правило, семиаридный и пустынный. В восточной и южной части штата Юты в летнее время проходят муссонные дожди, они идут с самого Калифорнийского залива. Самой засушливой пустыней является Большое Соленое озеро. В основном на большей территории Юты царит жаркое лето и холодная зима. Горы превосходно защищают Юту от холодных потоков воздуха, все равно сюда приходят арктические воздушные массы на всю территорию Юты. Температура воздуха летом достигает 38 градусов.

Цены в Юте

В Штат Юта туристы стремятся ради сноуборда, горных лыж и гольфа, эти развлечения представляются по умеренным ценам. А также стоит отметить, что единственным способом передвижения по штату является автомобиль, а аренда его стоимости составляет около 30-50 долларов. Даже небольшой грузовичок и джип можно арендовать по низкой цене. По этой причине путешественники предпочитают пользоваться автомобилем вместо общественного транспорта.

Апартаменты в штате сдаются по демократичным ценам, минимальная стоимость номера составляет триста долларов. В то время как аренда неплохого домика в хорошем районе обойдется всего в тысячу долларов. При этом в таких домиках имеются две спальни, уютная кухня и все необходимые удобства.

Если отдать предпочтение последнему варианту, то можно самостоятельно готовить из продуктов, которые продаются в местных супермаркетах. Также недорого перекусывать можно недорогих кафе. Если отправиться в изысканный ресторан, то за ужин на двоих придется заплатить минимально сто долларов. Хотя американская кухня не отличается изысканностью, но здесь представлены различные кухни народов мира. Традиционно, американский штат нельзя представить без Макдональдса и других подобных заведений.

Какие есть интересные места

Солт Лейк - Соленое озеро является самой основной достопримечательностью штата Юты. Это место находится рядом со столицей, и входит в список ЮНЕСКО. В центре основного города расположен самый красивый храм Солт-Лейт-Темпл, который был возведен в 19 веке. Местные жители гордятся этой культовой достопримечательностью, также он является довольно значимым на планете. Кроме того, интересным местом является Музей церковной истории, здесь представлены множество уникальных исторических документов, артефактов и художественных произведений, которые рассказывают об истории мормонского движения.

В США штат Юта является самым религиозным штатом, до сих пор 60 процентов жителей - это мормоны. Что повлияло на повседневную жизнь и культуру штата. А Юта вошла в США, только после отказа мормонов от полигамии брачных уз. Это было сделано в законном порядке.

Если посетить город Спрингдейл, то можно побывать в Национальном парке Зион, где путешественники получат самые яркие впечатления. Кроме того, самыми популярными местами являются великолепные водопады, глубокие каньоны, непроходимые чащи лесов и скалистые утесы. Рядом с городом Моаб расположены национальные парки Арчес и Каньонлендс, где само природа сама создала чудесную галерею.

Города Юты

Конечно, самым главным городом штата является его столица - Солт-Лейк-Сити, причем во всех отношениях. Статус столицы был поднят благодаря 19 Зимним Олимпийским играм, которые проходили в 2002 году. В городе проживает около двухсот тысяч человек. При этом это не только столица Юты, а также крупнейший город штата. Именно здесь находится политический, финансовый и культурный центр Юты.

Также в городе находится Университет штата Юты, который является самым крупным частным университетом Америки, его также называют высшим учебным заведением имени Бригама Янга. Кроме того, здесь же располагается Публичная библиотека, а также другие государственные учреждения. Отдельного внимания заслуживают живописные окрестности и необычная архитектура города. Так как Солт-Лейк-Сити находится рядом со знаменитым озером, поэтому он окружен горными кряжами.

Другими крупными городами являются Прово и Огден. В сельскохозяйственном районе расположен город Огден, этого от столицы всего в 52 километрах, поэтому он является главным центром пищевой промышленности и железнодорожным пунктом. А пищевой и сталелитейной промышленностью гордится город Прово. В эту местность часто прибывают туристы, которые стремятся увидеть красивые горы, каньон и озеро Юта.

Юта (англ. Utah) – штат, расположен в западном регионе США, в районе Скалистых гор. На востоке граничит со штатом Колорадо, на северо-востоке – с Вайомингом, южная граница с Аризоной, западная – с Невадой, северная – с Айдахо. Столица – город Солт-Лейк-Сити. Крупные города: Прово, Огден. Население 2 817 222 человек. Площадь 219 887 км². В 1896 году стал 45-м по счету штатом США.

Достопримечательности штата

В центре столицы можно увидеть один из самых красивых храмов 19 века – Солт-Лейк-Темпл. Также можно побывать в музее церковной истории, можно посмотреть на огромную коллекцию исторических документов, артефактов и произведений искусств истории мормонского движения. В городе Спрингдейл в парке Зион можно полюбоваться видом на огромные каньоны, водопады, утесы и зеленые леса. Национальный парк Арчес славится своим необычным ландшафтом, скалы которого имеют красновато-желтый оттенок. В штате Юта расположено множество первоклассных курортов, которые специализируются на лыжном спорте, конном, пешем и велотуризме. В районе курортов Биг-Коттонвуд-Каньона, Литтл-Коттонвуд-Каньона, Парк-Сити часто выпадает «сухой снег». Причиной тому служат горные ветра, которые проходя над Большим Соленым Озером, насыщаются влагой.

В Национальном историческом участке Голден-Спайк можно посетить луна-парк Лагун, историческую деревню Гарднер, побывать в одном из самых больших музеев ископаемых в Пойнт-Сенксгивинг, в шахтных районах Бингем-Каньон-Майн или в соляных полях Бонневиля.

География и климат

Юта характеризуется разнообразным рельефом. Здесь располагаются Скалистые горы, Большой бассейн и плато Колорадо. В северной части располагается хребет Уосатч, высота которого достигает 3700 метров над уровнем моря. На северо-востоке расположена гора Уинта, достигает высоты 3950 метров. Наивысшая точка – гора Кингс-Пик (4123 м). На западе – пустынная местность с невысокими хребтами. На юге и юго-востоке плато Колорадо покрыто песчаниками. Здесь проходит река Колорадо. В северной части расположено большое озеро – Большое Соленое озеро. Около 30% территории Юты покрыто лесами. Климат семиаридный пустынный. Восточная часть лежит в дождевой зоне хребта Уосатч. Южная и восточная территория в летнее время подвержена муссонам со стороны Калифорнийского залива. Среднегодовой уровень осадков на низменностях составляет 305 мм, в пустыне Большого Соленого Озера – 127 мм. Среднегодовая температура января -1°C, июля от 29 до 38°C.

Экономика

ВВП Юты составляет $114,5 млрд. Основными отраслями промышленности являются машиностроение, производится строительное, горнодобывающее оборудование, электрооборудование, авиакосмическая промышленность, пищевая, нефтяная, химическая промышленность. Развита полиграфия, цветная и черная металлургия. Ведется добыча нефти, угля, природного газа, меди. Около 75% жителей работают в сфере обслуживания. Здесь на высоком уровне развит туристический бизнес. В области сельского хозяйства развито животноводство, пастбищное скотоводство, птицеводство. Здесь выращивается сахарная свекла, люцерна, кукуруза, пшеница, овощи.

Население и религия

Около 80% жителей проживает в районе Уосатч фронта. Около 49,9% жителей – женщины. Расовый состав распределяется следующим образом: 95,2% – белые, 2,2% – азиаты, 1,84% – коренные американцы, 1,14% – афроамериканцы, 0,97% – гавайцы и океанийцы. По этническому происхождению 27,3% населения штата Юта имеют английское происхождение, 12,3% – скандинавское, 12,1% – немецкое, 9% – мексиканское, 6,2% – ирландское, 4,6% – шотландское происхождение. Большая часть жителей являются выходцами из стран Северной Европы. Религиозное соотношение: 58% – мормонов, 16% – не относят себя ни к одной из религий, 10% – католиков, 7% – евангельских христиан, 6% – приверженцы секты главной линии протестантизма.

Наталья Демченкова
Консультация для родителей. «Где здесь лево, где здесь право? Учим детей различать право, лево»

Очень многие дети, даже довольно большие, часто путают слова «право» и «лево». Как научить ребенка отличать правое и левое? Что делать, если ребенок постоянно путает, где у него левая, а где правая рука? Физиологические особенности человека таковы, что за правильное формирование представлений о пространстве отвечает не один какой-то специальный орган чувств, а комплексное взаимодействие нескольких сразу: зрения, слуха, осязания. Для правильного формирования ощущения пространства все эти чувства нужно развивать одновременно. Недостаточное развитие пространственного восприятия отрицательно сказывается на уровне интеллекта ребенка. Поначалу малышу сложно ориентироваться в «схеме» своего тела, позже возникнут сложности в ориентировке на листе бумаги, в освоении навыков письма, чтения, счета. В детском саду на преодоление этой проблемы уделяется очень много времени и усилий. Малышам обычно тяжело дается освоение этих понятий. Мы, педагоги, призываем вас, уважаемые родители, не оставайтесь в стороне. Следуйте нашим рекомендациям, и вы поможете ребенку быстрее научиться различать лево и право, что облегчит ребенку письмо, занятия спортом и другими видами умственной и физической деятельности.

o Для начала научите ребенка различать правую и левую руки. Создайте ассоциацию у ребенка с определенной рукой. Например правая (левая для леворуких) рука - та, которой он держит ручку или ложку.

o Когда с руками разобрались, расскажите ребенку, что все, что находится со стороны правой руки - тоже правое. Нога, ухо, глаз.

o Теперь тренируем умение определять расположение предметов в пространстве. Просите ребенка принести вам предмет, который справа от него, или слева, спросите, что находится по правую руку, а что по левую.

o Во время прогулки рассматривайте все вокруг, комментируйте все, что увидели, называя, с какой стороны вы это наблюдаете. «Смотри, какой красивый котик справа от тебя!»

o На прогулке комментируйте ваш маршрут. «Теперь нам надо повернуть налево». «Сейчас нам направо».

o Систематически в повседневной жизни старайтесь акцентировать внимание на размещении вещей в пространстве. «Где твоя зеленая машинка? Вот она, справа от кубиков!» «Принеси мне твою белую майку. Она в левом ящичке комода».

o Необходимо, чтобы ребенок мог определять лево и право не только со своей стороны, но и со стороны собеседника. Для этой цели можно использовать отображение в зеркале. Также удобно тренироваться на кукле – сначала посадите игрушку спиной к ребенку и спросите, где у нее правая рука. После этого завяжите на ней ленточку, а также на правой руке малыша. Затем поверните куклу лицом к ребенку, чтобы ленты у ребенка и у куклы оказались с разных сторон. Снова разверните ее спиной к малышу – и ленточки совпадут. Важно, чтобы ребенок уяснил, что правая рука всегда остается правой – меняется только положение предметов относительно друг друга.

o Конечно же, используйте различные игры для тренировки умения различать лево и право. Это могут быть разные настольные или подвижные игры, где надо выполнять движения в разные стороны.

Утренняя гимнастика с пользой

Упражнения обыкновенной зарядки как нельзя лучше подходят для закрепления навыков ориентирования в пространстве. Включите веселую музыку и позанимайтесь вместе с малышом. Сначала упражнения могут быть совсем простые. Попросите его поочередно поднимать вперед, вверх или в стороны правую и левую ручки. Комментируйте действия словами: "Правую руку вверх! Левую руку в сторону! Правую - вперед! " и т. п. Затем скомандуйте: "Прыгаем на правой ножке! Теперь на левой! " Если малыш прыгает достаточно уверенно, предложите ему прыжки на двух ногах одновременно: "Прыжок вперед! Прыжок влево! Прыжок назад! Прыжок вправо! " А теперь пришло время расслабиться. Укладывайтесь вместе с ребенком на пол и продолжайте упражнения: "Подними вверх правую ножку, теперь правую ручку! А теперь вместе левую ножку и правую ручку! "

Польза от подобных упражнений не сводится лишь к изучению понятий право-лево. Такие занятия тренируют еще и внимание детей, умение выполнять действие по команде. Можно предложить ребенку поиграть маленьким мячиком, бросая его то одной, то другой рукой и называя при этом руку.

Есть много замечательных стихов, которые тоже можно использовать как веселые и полезные упражнения. Вы рассказываете стишок, а малыш топает, как аист:

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова - правою ногой,

Снова - левою ногой,

После - правою ногой,

После - левою ногой.

Вот тогда придешь домой!

(И. Токмакова)

Или такое стихотворение:

Стоял ученик на развилке дорог.

Где право, где лево, понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал.

И мячик кидал, и страницы листал.

И ложку держал, и полы подметал.

«Победа!» – раздался ликующий крик.

Где право, где лево, узнал ученик.

(В. Берестов «Где право, где лево»)

Танец буги-вуги

Ручку правую вперед,

А потом ее назад.

И опять ее вперед,

И немножко потрясем.

Мы танцуем буги-вуги

Найди сюрприз!

Посадите четыре игрушки в центре комнаты так, чтобы получился «крестик». В центр этого «крестика» встанет в игре ребенок. Например, ребенок встанет в центр, а впереди у него будет мишка, сзади зайчик, справа машинка, слева поезд (можно использовать любые другие игрушки, которые есть у Вас дома). Под одну из игрушек (или в одну из игрушек) спрячьте сюрприз. Это может быть красивая картинка или наклейка, записка с загадкой, пожелание или стишок, новая загадка, интересная веточка, цифра, новая буква, набор бусинок, небольшой рисунок, который Вы нарисовали, интересное задание на записочке, камушек или ракушка – всё, что угодно. Малыш встаёт в центре комнаты и в центре получившегося «крестика». Вы стоите так же, как и он – т. е. если ребенок смотрит на окно, то и Вы смотрите на окно. Начинаем искать наш сюрприз. Некоторые дети, особенно мальчики, любят искать не сюрприз, а клад. Тогда ищем клад! Говорим путь к нашему кладу или сюрпризу: «Повернись вправо. И сделай два шага вперед. А теперь повернись влево, три шага вперед. Еще раз повернись влево. А теперь три раза вправо. Ищи!» Дети любят в этой игре поворачиваться прыжками. Пусть прыгают на здоровье! Если ребенок правильно выполнил команды, то в конце игры он смотрит на игрушку, которая спрятала сюрприз для него. И находит его! Если малыш неправильно выполнил Ваши команды, то он ищет сюрприз под игрушкой и …не находит. Значит, надо попробовать еще раз. Снова встаем лицом к окну и пробуем. И наконец находим! Ура! Некоторые дети любят складывать полученные в игре сюрпризы в свою шкатулочку или коробочку. Некоторые – дарят мамам или друзьям. Но в любом случае сюрприз всегда приносит радость малышу! Даже если пришлось три раза его искать.

Рисуем и учимся

Графический диктант - полезное упражнение для развития пространственной ориентации на плоскости, и для подготовки руки к письму, тренировки ловкости и внимания. Для 3-4-летних малышей используйте упрощенный вариант. Нарисуйте на листе бумаги игровое поле, расчертив его на 9-12 крупных клеток, возьмите две маленькие игрушки (например, из киндер-сюрпризов, поставьте в разных местах игрового поля. Теперь пусть малыш поможет игрушкам встретиться, выполняя ваши словесные команды о том, сколько шагов и в какую сторону должна сделать каждая фигурка. Для этих целей можно использовать и шахматную доску. А когда кроха немного подрастет, приступайте к настоящему диктанту. Для этой цели купите тетрадь с крупными клетками, дайте малышу хорошо заточенный мягкий карандаш и диктуйте. Пусть он отсчитывает определенное количество клеток в нужную сторону и проводит линии. Для того чтобы рисовать было интереснее, заранее придумайте и нарисуйте несколько несложных фигурок: собачка, домик, флажок, кораблик - и диктуйте уже по готовому рисунку. Не забывайте, что такая работа очень утомительна для крохи, поэтому почаще давайте ему возможность отдохнуть, размять пальчики и не заставляйте рисовать через силу.

Отпечатки правой и левой руки.

Для этого обведите ладошки на листе бумаги и спросите у крохи, где какая. Если он затрудняется с ответом, пусть приложит свои ручки к отпечаткам. Вот теперь все ясно. Предложите малышу выполнить такие задания: "Нарисуй на правой ручке браслет. Раскрась ноготок указательного пальца на левой руке. Нарисуй на среднем пальце правой руки колечко". А теперь обведите на листе несколько правых и левых ладошек в разных положениях (чтобы пальчики смотрели и вверх, и вниз, и в стороны). Сможет ли малыш дорисовать на всех левых руках часы, а на всех правых - браслеты?

Заданиями по ориентированию в пространстве можно сопровождать и обычное рисование: "Нарисуй, пожалуйста, домик. А теперь слева от него - собачку, а справа - кошечку". Или: "Давай нарисуем елочку, а справа от нее березку. А что мы нарисуем слева: пенек или зайку? " А сможет ли малыш нарисовать птичку, летящую справа налево? А слева направо?

Будьте терпеливы и у вас все получится!

Физиология у человека такова, что за его пространственную ориентацию и восприятие пространства отвечает не один специальный орган чувств, а взаимодействие сразу нескольких (зрение, слух и осязание). Плохое или неточное формирование пространственных представлений может отрицательно сказаться на уровене интеллектуального развития ребенка.

Тема «правое и левое» изучается в школе довольно бегло. Однако, довольно много взрослых людей путают право и лево. Умение различать правую и левую стороны - это важная предпосылка для многих видов обучения. Дети, поступающие в 1 класс, зачастую еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработки этого навыка - у леворуких детей.

Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.

Начинать вводить понятие «право» и «лево» ребенку нужно как можно раньше! Ребенок не путает ногу и руку, так почему же он путает правую руку и левую? Это же разные части тела! Ребенок учится понимать слова «нога», «рука» еще в раннем младенчестве, а вопрос о правом и левом встает перед ним гораздо позже, когда освоение новых слов происходит уже не с той легкостью.

Как искать правую руку?

Правую руку часто ищут при помощи привычного действия (пытаются взять ложку, например). Словарь Даля определяет правую руку как «крещоную» (сравните у Пушкина: «он еще не мог добиться, чтобы все они знали, которая сторона правая и которая левая, хотя многие из них, чтобы в том не ошибиться, перед каждым оборотом клали на себя знамение креста»). Вот еще один способ - для тех, кто умеет читать. Представьте себе любое слово (например, «магазин»). Первая буква этого слова находится слева, последняя - справа. Обычно люди читают слева направо, не задумываясь.

Право не лево, а лево не право

Как все странно устроено! То, что для меня правое, оказывается левым для того, кто стоит лицом ко мне. Для того, чтобы понять его, я должен (мысленно или физически) поставить себя на его место, встать рядом с ним, посмотреть на мир его глазами.

Думать о чем-то с позиции другого человек непросто. Но значение этого навыка трудно переоценить. По крайней мере, оно далеко выходит за рамки собственно образования.

КОММЕНТАРИЙ: Попросите ребёнка сложить руки, как на картинке. Прочитайте подписи под картинками. Обсудите, как получилось, что правая рука оказалась слева. Попросите ребёнка положить левую руку на правую коленку, хлопнуть правой рукой по левой ступне, достать правой ногой до правого уха. Можно одновременно топать правой ногой и махать левой рукой. В движении многие вещи запоминаются проще.

В европейских странах люди здороваются, пожимая друг другу правую руку.

Задание №1. Определите, где у жука правые части тела и где левые. Впишите в прямоугольники слова:

Какой усик жука мы видим слева от его головы?

Задание №2. Человек вошёл в лабиринт. Сначала он положил правую руку на стену и идёт вперёд, не отрывая руку от стены. Через какой выход он выйдет из лабиринта? Ответ: выход №___. Затем он положил левую руку на стену и идёт впрёд, также не отрывая руки от стены. К какому выходу он придет? Ответ: выход № ___.

КОММЕНТАРИЙ: Это задание требует известной аккуратности. Попросите ребёнка нарисовать путь человека вдоль стенок лабиринта.

Разберитесь теперь с рисунками и определениями ниже!

А теперь выполни задание!

Задание №3. Вот дерево. Сколько листьев на этом дереве?

Попробуй выбрать лист дерева под любым номером и самостоятельно написать путь, как туда добраться.

Задание №4.

Комментарий: Это задание даёт ребёнку главный инструмент: учит его вставать на точку зрения другого человека.

Задание №5. За столом будут ужинать четыре рыбака.

Представь себя сидящим на одном из табуретом.

Где у тебя правая рука?

Нарисуй около каждой тарелки вилку и нож так, чтобы каждый рыбак видел нож справа от тарелки, а вилку слева.

Комментарий: Это задание попробуйте порешать не только в теории, но и на практике, пересаживаясь со стула на стул вокруг обеденного стола.

Задание №6. Морковки, груши и яблоки нарисованы в ряд.

Покажи самую правую морковку.

Покажи самую левую грушу.

Назови фрукты, которые нарисованы левее самой левой морковки?

А сейчас сделайте похожее задание самостоятельно: Нарисуйте в ряд четыре треугольника и три круга так, чтобы самый правый круг был левее самого левого треугольника.

Обведи самый правый круг.

Обведи самый левый треугольник.

Какая из этих фигур расположена левее?

Задание №7. Вот ряд букв.

Какая в этом ряду самая правая буква? Назови?

Какая в этом ряду самая левая буква? Назови?

Перечисли все буквы, которые расположены левее буквы П?

Сколько букв в этом ряду расположено правее буквы Р?

Задание №8. Нарисуй рыбу, плывущую справа налево. Нарисуй змею, ползущую слева направо.

Задание №9. На картинке нарисованы четыре зверя.

Перечислим их. На картинке справа налево нарисованы: СВИНЬЯ, КОШКА, ЖИРАФ, ЗАЯЦ.

Перечисли зверей слева направо (как это обычно и делают).

Покажи правое ухо каждого зверя.

Кого кошка может увидеть слева от себя?

Перечисли зверей, которых жираф может увидеть слева от себя?

КОММЕНТАРИЙ: в этом задании присутствуют два действующих лица: ребенок, рассматриваюий картинку, и животные на картинке. Ребёнок сначала отвечает на вопросы со своей точки зрения, а потом с точки зрения животных.

А теперь давайте немного отдохнём и прочитаем стихотворения про ПРАВО и ЛЕВО:

Где право, где лево
Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево, понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал.
И мячик кидал, и страницы листал.
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» - раздался ликующий крик.
Где право, где лево, узнал ученик.

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придешь домой!

3. Можно вспомнить веселый танец буги-вуги и станцевать его:

Ручку правую вперед,
А потом ее назад
И опять ее вперед
И немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги
По-во-ра-чи-ва-ем-ся!

Давайте поговорим о зеркальном отражении!

С этой проблемой сталкиваются многие родители. Даже если малыш прекрасно знает, где у него право, а где лево, он обязательно будет путаться с зеркальным отражением. Можно очень долго втолковывать ему, что есть что, но, как известно, лучше один раз увидеть… Посадите куклу или мишку спиной к ребенку и спросите, где у игрушки правая лапа. После ответа малыша, завяжите на эту лапу и на правую руку ребенка ленточки. Теперь разверните игрушку ‛лицом‛ к ребенку. Что же выходит? Ленточки оказались с разных сторон! Опять поверните игрушку спиной. Ленточки совпали. Пусть малыш сам покрутит игрушку несколько раз, что бы разобраться в происходящем. Можно завязать ленточки на лапки нескольким игрушкам и поэкспериментировать с ними. Можно надеть браслет на ручку ребенка и поиграть с отражением в зеркале. Важно, что бы малыш понял, что правая рука так и осталась правой. А волшебство происходит из-за изменения положения предметов относительно друг друга.

В статье использовались материалы из пособия: "Левое и правое. Ориентировка на плоскости и в пространстве. Точка зрения."

Если это так, вы не одиноки - значительная часть взрослого населения Земли испытывает эту же проблему. Во всяком случае, так утверждает Джерард Гормли (Gerard Gormley) из Королевского университета Белфаста (Великобритания), статью которого на эту тему опубликовала The Daily Mail.

Так лево или право?

Например, по данным Гормли, в том, что они иногда, часто или вообще всегда затрудняются быстро определить, где находится правая сторона, а где левая, призналась почти пятая часть преподавателей и более четверти студентов университета.

Дело в том, что процесс различения левого и правого представляет собой сложный нейропсихологический механизм, в котором задействовано несколько функций высшей нервной деятельности - способность к комплексному осмыслению осязательной, звуковой и зрительной информации, речевая функция, память. У некоторых людей эти процессы происходят быстро и легко, а некоторым для этого требуется время.

Если вы свернете не в ту сторону, то конец света не наступит, но есть много ситуаций, когда перепутать право и лево означает получить разрушительные последствия. Например, одна из наиболее трагических медицинских ошибок связана с операцией, выполненной не на той половине тела пациента - когда удаляют левую почку вместо правой, или правую ногу вместо левой.
Врачам и медсестрам при различении правой и левой стороны приходится особенно сложно: ведь там, где у медика правая сторона, у пациента - левая, поэтому для медработников этот процесс включает в себя еще и умение мысленно увидеть зеркальное отражение поверхности. И, несмотря на все попытки минимизировать риск ошибки, они все равно случаются.

Ошибки, связанные с различением сторон, происходят постоянно. Исследования показывают, что в большей степени эта проблема свойственна женщинам, чем мужчинам. Предполагается, что у мужчин сильнее развита функция зрительно-пространственной ориентации, способность запоминать расположение объектов и направления движения, что позволяет им лучше ориентироваться на местности.

Те, кто регулярно испытывает трудности с определением, где у них левая рука, а где правая, обычно придумывают собственные подсказки, помогающие быстро разобраться в ситуации. Например, запоминают, что на какой-то из рук они носят браслет, кольцо или часы.

Цена ошибки

Однако эти уловки ненадежны и в некоторых случаях могут не сработать. Особенно ухудшается способность к различению сторон в экстремальной ситуации, когда ваше внимание «атакует» множество различных звуковых и зрительных факторов одновременно.

Как показал эксперимент , проведенный Гормли и его коллегами над 234 студентами-медиками, в условиях больничного отделения, где звучат телефонные звонки, раздается звук кардиомониторов, постоянно поступают вопросы от коллег, пациентов, их родственников, право и лево перестают различать даже те молодые люди, которые до того не жаловались на эту проблему. Авторы назвали это явление «эффектом отвлечения».

В этой связи Гормли считает, что о существовании такого эффекта необходимо предупреждать всех профессионалов, ошибка которых может стоить жизни и здоровья других людей - например, врачей и пилотов гражданской авиации. А также стараться минимизировать отвлекающие моменты в ситуациях, когда правильное решение относительно выбора стороны имеет критичное значение. Кроме того, полагает Гормли, необходимо разработать систему психометрических тестов, позволяющих выявлять людей, склонных испытывать затруднения с различением сторон, при профессиональной подготовке по специальностям, в которых быстрая и верная оценка ситуации особенно важна.

Что делать?

Способов подстраховать себя или научиться различать стороны множество, так как все индивидуально и зависит от особенностей восприятия каждого человека. Поэтому, если вам нужно отличать право и лево, включите воображение и ищите подходящий для вас способ. Вот некоторые базовые принципы, на основе которых вы можете начать эксперимент:

  • Купите браслетики с обозначением сторон или запомните, что на левой (правой) руке вы носите часы, а на правой (левой) - обручальное кольцо. Желательно действиельно носить эти предметы, тогда различие сторон будет очевидным.
  • Целенаправленно займитесь любым видом физической активности, в которой упражнения делаются на обе стороны (фитнес, танцы).
  • Учитесь писать или рисуйте правой рукой, если вы левша, и левой, если вы - правша.
  • Просите друзей, родственников и знакомых тренировать вас: они дают вам задание - назвать, с какой стороны от вас находится тот или иной предмет.
  • Проговоривайте про себя, в каком направлении вы движетесь, какой рукой действуете и так далее.
  • Пометьте предметы вокруг буквами «Л» и «П».