Стратегия бега на 800 метров. Современные проблемы науки и образования

Бег на 800 м требует особой техники. Спортсмен должен , и при этом уметь развивать на финише. У бега на среднюю дистанцию есть свои особенности. Рассмотрим правильную технику, нормативы, поговорим о рекордах знаменитых спортсменов.

Это интересно! Бег на 800 метров считается самым проблемным и тренеров. Такая дистанция слишком коротка для тех, кто привык . И слишком длинная . Поэтому выбор метода подготовки к соревнованиям обычно непрост: непонятно, чему уделять особое внимание - скорости или выносливости.

Рекорды

Лучше всех в истории пробежал 800-метровку Давид Рудиша в 2012 году. Спортсмен из Кении преодолел среднюю дистанцию за 1.40.91 секунду.

На втором месте - датчанин Уилсон Кипкетер . С 1997 года он уверенно занимает вторую строчку в рейтинге , пробежавших 800 метров с лучшим результатом. Он осилил это расстояние за 1.41.11 секунд.

На третьём месте - Себастьян Коу из Великобритании. В 1981 году англичанин пробежал на соревнованиях 800-метровку за 1.43.73 секунды.

Большинство рекордов было поставлено ещё в 20 веке. Последний отличившийся в пробеге на 800 метров спортсмен поставил рекорд в 2013 году. Моххамед Аман из Эфиопии пробежал дистанцию за 1.42.37 секунд и занял девятое место в рейтинге бегунов.

Среди женщин лучший результат у спортсменки из Чехословакии Ярмилы Кратохвиловы - 1.52.28 секунд. Рекорд женщина поставила в 1983 году

Правильная техника

Бег на 800 метров требует правильно тренировки. Спортсмен должен развить три качества:

  • Выносливость - необходима, чтобы организм адаптировался к достаточно длительной интенсивной нагрузке
  • Скорость - чем выше этот показатель, тем больше шанс обойти соперников на финише
  • Тактическое мышление. Необходимо, чтобы спроецировать траекторию движения, предугадать тактику соперников, выбрать наиболее верную схему для победы

В соревнованиях на 800 м действуют определённые правила:

  • начало движения происходит с высокого старта, а бегуны занимают отдельные стартовые позиции
  • в конце первого этапа, который заканчивается через 115 метров от старта, спортсмены выходят на общую дорожку
  • число кругов обычно - 3, но при небольшом количестве участников можно ограничиться двумя большими

Для победы важно придерживаться правильной тактики бега. Как бегать 800 метров, чтобы победить? Во-первых, первую половину дистанции нужно бежать быстрее , чем вторую. Затем 200-250 метров спортсмен бежит в среднем темпе, ускоряясь на последних .

Тренировка

Профессиональные бегуны тренируются по особой системе . Правильная последовательность тренировок важна, чтобы добиться хорошего результата. Тренировочная программа состоит из нескольких фаз:

  • Силовая подготовка . Включает три тридцатиминутных занятия в неделю. Особое внимание уделяется . Базовые упражнения для проработки этих важных для бегунов мышц - это приседания, становая тяга, выпады. Также с. Развивать силу мышц необходимо, чтобы они не уставали во время соревнований, были крепкими
  • Беговые сессии . Вторая фаза предполагает только беговые тренировки. Спортсмен пробует свои силы, пытается побить собственные рекорды, с каждым разом улучшает технику, работает над ошибками. Помимо классических пробежек на 800 метров бегуны занимаются , чтобы развить выносливость
  • Третья фаза посвящена коротким пробежкам и направлена на отработку скорости
  • Четвёртая - для развития выносливости

Важно работать в нескольких направлениях: развивать силу, выносливость, скорость. Но это не всё. Спортсмен должен - ему должно для утомительных тренировок и питательных веществ для роста, развития мышечной массы . Поэтому в рационе обязательно присутствует белковая пища, сложные углеводы и полезные жиры. Также обязательно . Профессиональным спортсменам нужно принимать и для быстрого

Если вы достигли определенных успехов в беге на 800 метров, но перестали прогрессировать, то вам, чтобы пробежать дистанцию быстрее, нужно что-то менять в своих тренировках. Правильно питаясь и тренируясь, вы сможете улучшить показатели и установить новый личный рекорд.

Шаги

Часть 1

Подготовьте свой организм к быстрому бегу

    Правильно питайтесь. Улучшив свой рацион питания, вы уменьшите жировые отложения и укрепите мышцы - это поможет вам стать выносливее. Именно неправильное питание может мешать вам прогрессировать в беге на 800 метров.

    Пейте достаточно воды. Чтобы организм получал достаточное количество жидкости, нужно ежедневно выпивать около двух литров воды. В дни тренировок нужно пить еще больше воды, чтобы компенсировать ее потерю - это поможет вам не сбавлять темп. Однако не стоит пить лишнюю воду - прислушивайтесь к своему организму и пейте, когда захочется.

    Основательно делайте растяжку. Хорошая растяжка поможет увеличить длину шага (влияет на увеличение скорости). К тому же растяжка до и после тренировки помогает избежать травм.

    • Разминайте мышцы ног (мышцы задней поверхности бедра, четырехглавые мышцы и аддукторы) и нижней части тела (ягодичные мышцы и сгибатели бедра). Попробуйте два-три раза в неделю включать в график тренировки более длинную разминку.
    • , чтобы улучшить гибкость.
  1. Составьте график тренировок. Невозможно улучшиться в беге на 800 метров за один день. Как и при подготовке к марафону, лучший способ достичь цели - составить график. Если вы будете следовать графику тренировок, то сможете максимально выложиться и на короткой дистанции.

    • Установите конечный срок достижения цели. Выберите дату, когда бы вы хотели достичь своего наилучшего времени в беге на 800 метров.
    • Качественно и интенсивно тренируйтесь один-два раза в неделю. Тренировки должны включать в себя бег по холмистой местности и бег на скорость.
    • Выберите дни отдыха, когда вы сможете выполнять умеренные физические упражнения, например йогу, чтобы оставаться гибким.

    Часть 2

    Развитие тела
    1. Разберитесь с механикой бега. Бег на 800 метров - это бег на среднюю дистанцию. Подразумевается, что на протяжении всего забега бегун будет поддерживать быстрый темп, а затем, на последнем отрезке дистанции, сможет пробежать с максимальной скоростью. Во время тренировок вам нужно оттачивать три навыка:

      • Совершенствуйте технику бега на средние дистанции. Речь идет о скорости и выносливости. Вам нужно с самого начала забега задать быстрый темп и контролировать возможности своего тела. Ваша задача на протяжении всего забега - поддерживать быстрый, но при этом комфортный для вас темп, чтобы осталось достаточно сил для рывка в конце забега.
      • Научитесь бежать в потоке бегунов. Бегунам на 800 метров придется столкнуться с потоком бегущих по внутренней дорожке. Постарайтесь бежать так, чтобы вас на зажимали в тиски и учитывайте свое положение, чтобы не сбить с ног того, кто бежит перед вами.
      • Попробуйте бегать в анаэробных условиях. Во второй половине забега (350-400 метров) ваш организм будет изнурен из-за практически спринтовой скорости. Развивайте эту способность, пробегая спринт на 400 метров быстрее обычного; далее 2-х минутная ходьба и снова бег. Эта интервальная тренировка улучшит анаэробную выносливость.
    2. Бегайте часто. Бегайте как можно чаще, чередуя бег на 400 метров с бегом на 1600 метров.

      • Сосредоточьтесь на том, что поможет вам улучшаться в беге на 800 метров. Бегайте на 400 метров, чтобы научиться развивать максимальную скорость в конце забега. Бегайте на 1 600 метров, чтобы развивать выносливости при быстром темпе.
      • Помните о своем графике тренировок. Не забывайте о днях отдыха, разминке и здоровом питании, чтобы у вас были силы для следующего забега. Тренируйте свое тело разными способами, например с помощью бега по холмистой местности, который поможет разрабатывать мышцы ног и сердечно-сосудистую систему.
    3. Отдыхайте и восстанавливайте силы. Всегда чередуйте напряженные дни с днями отдыха. После напряженной тренировки отдохните или сделайте легкую тренировку, чтобы дать организму время восстановиться.

    Часть 3

    Во время забега

      Выпейте воды и перекусите, чтобы появились силы. За час до забега съешьте легкую закуску с высоким содержанием углеводов и выпейте 250 мл воды

      Разомните мышцы. Обязательно хорошенько разомнитесь перед бегом.

    1. Пробегите 800 метров. Основное правило на средних дистанциях (800 и 1600 метров): бегун должен поддерживать быстрый темп и сохранить достаточно сил, чтобы суметь совершить два резких ускорения..

      • Правильно начинайте забег. Бегите быстро на той скорости, которую вы сможете поддерживать. Главное здесь - это постоянство.
      • Не торопитесь в середине забега. Следите за другими бегунами и изменениями своего темпа. Вам нужны будут силы для спринта в начале забега и в конце. Первый рывок нужен для того, чтобы занять внутренние дорожки и по возможности выбиться в лидеры этого забега.
      • Помните о пределах своих возможностей, чтобы у вас осталось достаточно сил для второго рывка в конце забега. Поддерживайте равномерный темп, пока не наступит время для последнего рывка; не позволяйте другим бегунам влиять на ваш темп.
      • За 200-300 метров до финишной черты переходите на спринт и бегите в полную силу. Вот где пригодятся анаэробные тренировки. Делая последний рывок, бегите на пределе своих возможностей, чтобы выбиться в лидеры и победить в забеге.
    2. Успокойтесь. Научиться успокаиваться после забега также важно, как и тренироваться. Умение успокоиться позволит предотвратить травмы и поможет организму вернуться в нормальное состояние.

      • Пройдитесь пару минут, начав с более оживленного темпа и переходя на спокойный, чтобы сердечный ритм вернулся к своему обычному уровню.
      • Снова сделайте разминку 5-10 минут, чтобы расслабить мышцы после их усиленной работы.
    • Всегда разминайтесь перед бегом и после него, чтобы не повредить мышцы.
    • Питайтесь полезной пищей, чтобы организм работал максимально эффективно.
    • Обязательно надевайте кроссовки для бега.
    • Во время забега пристройтесь за кем-то, кто бежит чуть быстрее вас.
    • Убедитесь, что, заходя на второй круг, вы точно знаете, когда нужно увеличивать скорость, чтобы придти первым.
    • Не пропускайте тренировок.
    • Не изматывайте себя, иначе можете получить травму. Лучше начинать медленно и постепенно ускоряться.
    • Вдыхайте носом, выдыхайте ртом.
    • Бегайте на длинные дистанции, чтобы развивать выносливость, необходимую в беге на 800 метров.
    • Сделайте первый рывок на 200 метров, затем поддерживайте хорошую быструю скорость, делая широкие шаги, пока не достигнете последних 200 метров - тогда сделайте еще один рывок.
    • Увидев финишную черту, бегите на пределе своих сил, особенно если кто-то находится прямо перед вами.
    • Сделайте рывок на финишной черте. Пересекши черту, не останавливайтесь сразу же; продолжайте бежать спринт, замедляясь постепенно.

Бег на средние дистанции требует оптимального соотношения выносливости и скоростных качеств спортсмена. Если этого нет, результаты будут не самыми лучшими. Бег на 1 км считается промежуточным испытанием между спринтерскими и стайерскими соревнованиями, и сочетает 2 техники.

Как готовиться к забегу с нуля

Так как 1 км является стандартной дистанцией для учебных заведений разных возрастных категорий, мы решили помочь новичкам подготовиться к подобным забегам.

Неважно, школьник вы, студент, или взрослый человек. Если вы не бегали ранее, следующая информация для вас.

Начинаем готовиться к 1000 метров с нуля

Возьмите за правило делать пробежку 4–5 раз в неделю. Бегайте по утрам. Первый этап – укрепление организма.

Не нужно сразу измерять скоростные данные. То есть неправильно с ходу проверять минимальное время, за которое вы пробежите 1000, 1500 метров и так далее.

Тренировка должна быть щадящей и начинаться с малого.

Лучше всего бегать с утра, когда улицы не забиты автотранспортом и народом. Выйдите из дома и быстрым шагом пройдитесь около 2–3 минут. Разомнитесь, помашите руками, покрутите головой, высоко поднимайте ноги.

Практика показала, что если из-за усталости переходить на шаг, то прогресса не будет. Поэтому, если у вас кончились силы, а нужное время еще не истекло, максимально замедлитесь, но продолжайте имитировать беговые движения.

Вторую неделю увеличивайте время бега на 2–3 минуты каждый день. Когда дойдете до 30–40 минут, вы готовы для дальнейшей подготовки.

Через 2–3 недели после начала тренировок

Ваш организм уже усвоил, что такое бег. Вы стали замечать, что при подъеме по лестнице одышка появляется реже и быстрее исчезает, если все же появилась.

Это радует и мотивирует! Вы чувствуете себя бодрее и радостнее. Все-таки бег прибавляет счастья в жизни, проверено.

Теперь начинаем практиковать . Каждая тренировка теперь будет немного иной.

2–3 раза в неделю мы будем пробовать пробежать по 100 метров с хорошим ускорением, после чего переходить на максимально медленный бег для восстановления дыхания. Пробежали 100 метров, затем 1 минуту бежим и выравниваем дыхание. Так нужно заниматься неделю.

На вторую неделю увеличиваем интервалы до 150 метров. На третью – до 200 метров. Теперь стараемся бежать максимально быстро.

Внимательно следите за организмом, если появятся проблемы с сердцем – ограничьтесь обычным бегом по утрам без ускорений, проконсультируйтесь с врачом.

Если покалывает в боку – все в порядке, просто ваш организм не совсем готов к серьезным нагрузкам на спринте.

Через 6 недель

Вам предстоит бег на 800 метров в быстром темпе. Сильно гнать не нужно, это не спринт, но скорость должна быть явно выше вашей средней. Всё, комфорт кончился, началась работа на время. Через день попробуйте пробежать 800 метров еще раз, учитывая собственные впечатления от прошлого бега.

Если вы в прошлый раз выдохлись раньше, чем дошли до финиша – стартуйте медленнее. Если остались силы – может, стоит чуть прибавить в скоростях?

В следующую неделю переходим на бег на 1000 метров (дважды в неделю). Скорость стараемся держать ту же, что и на 800 метров.

И, наконец, следующие 2 недели практикуем 1500 метров (дважды в неделю). Ещё раз отметим, что это не спринт, максимальных скоростей тут не нужно выдавать.

Тренировка на 1500 метрах позволит вам эффективнее пробежать заветную 1000. Организм привыкнет к этой дистанции, после чего вы легко обгоните всех соперников по классу или группе, показав шикарный результат.

Тренировка должна быть полноценной – разминка, бег, заминка. Программа простая – 5 минут разогрев, 1500 метров на время и 10–15 минут на восстановление дыхания и заминку. Тренируем выносливость. В остальные дни практикуем обычный легкий бег без ускорений.

Что делать дальше

Если вам интересно, можете устроить себе бег на 3000 метров в качестве мини-экзамена. Это норматив по физической культуре в ВУЗах РФ.

На самом деле вы уже готовы бежать километр, а также запросто можете устроить бег 3 км. К этому времени ваша техника бега уже отточена, вы чувствуете, когда нужно ускориться, а когда чуть сбавить темп, знаете свои возможности. Это главное. Для любителя вы уже неплохо ориентируетесь в беге.

Поэтому можно начинать практиковать бег на средние дистанции. Например, пробегать через день по 5–7 км трусцой. В остальные 2 дня ограничиваться 3 км (мы условились, что пробежки будут проходить с частотой 5 раз в неделю).

Когда вы сдадите норматив на 1000 метров, продолжайте бегать в свое удовольствие. Программа уже не будет включать интервальных элементов.

Другой вариант подготовки к 1000 метров

Можно сделать всё гораздо проще. Вариантов подготовки к километровому забегу много, каждый тренер предлагает свою проверенную методику. Но есть один простой метод, позволяющий пробежать на время 1500 метров, а также выдержать бег на 2 и бег в 3 км.

Программа в данном случае такая: бегайте через день с интервальными ускорениями. За пробежку длительностью 30 минут таких ускорений должно быть не менее 5. А их дистанция – 100 метров.

Ваш организм уже через месяц станет сильнее и выносливее, а вы сможете запросто пробежать на время 1500 метров.

За два дня до соревнований не бегайте вообще. Пусть ваше тело отдохнет и наберется сил. За день до события можно пробежаться трусцой 10 минут и всё. И не надо никаких интервальных тренировок, силовых и прочих упражнений.

Кстати, о силовых упражнениях – они хорошо увеличивают вашу скорость. Это полезно для спринтов. В нашем же случае это важно, но не так, как на стометровке.

Как нужно бежать 1000 метров на время

Когда придет время сдачи норматива или бега на соревнованиях, нужно запомнить несколько правил бега. Если вы уже тренировали бег в 1500 метров, а тем более бег 2 или 3 километра на время, то километр для вас покажется простым испытанием.

Однозначно придется попотеть, но вы не вымотаетесь так, как те, кто не готовил свое тело к этому.

Обратите внимание, если вам нужно сдать норматив на километр, пробегайте 1500 метров на тренировках. Если больше – практикуйте бег 2 или бег 3 км на время.

Берите запас в 500 метров сверх нужной дистанции. Это поможет выработать дополнительную «порцию» выносливости.

Итак, начинаете забег со скорости большей, чем ваша средняя скорость. Но не со спринта. Поддерживаете эту скорость до 500–600 метров, затем начинаете ускоряться. Последние 100 метров выкладывайтесь максимально, насколько можете. Таким образом, вы пробежите дистанцию быстро.

Когда вы бегали 1500 метров, то вырабатывали в себе дополнительный потенциал. Теперь его хватит, чтобы хорошо ускориться на последних 100 метрах.

Если вы сразу побежите очень быстро, вас может хватить на 500 метров. Спринты не работают на длинных дистанциях, ведь вы вряд ли выступите, как профессиональный бегун.

Проблемы на дистанции

Вы захотели пить

Перед забегом нельзя пить много жидкости. Но и не пить совсем тоже нельзя. Сделайте 3–4 глотка. На дистанции пить не рекомендуется – времени не так много. Ведь это не марафон.

Так что, если вы вдруг захотели пить, потерпите несколько минут. Пусть мысль о том, что на финише вы напьетесь чаем или водой, будет вас мотивировать.

Боли

Может заболеть бок, живот, голова. Заболеть может все что угодно. Если вдруг это произошло, вам нужно оперативно сориентироваться, в состоянии ли вы бежать дальше. Если да – бегите. Дистанция короткая, времени на нее вы потратите немного. Можно потерпеть.

Если же боль несовместима с бегом – вам придется отказаться от забега. Боль может появиться из-за резкого скачка давления, метеорологических условий, травмы, нарушения режима питания и питья.

Некоторые вещи сложно предугадать. Но большую часть можно избежать, если правильно готовиться к соревнованиям.

Резкая усталость

Так как время забега очень непродолжительно, усталость нужно перебороть. Держитесь, до финиша совсем немного!

Глава I. Формирование структуры этапа НЛП, в беге на средние дистанции.

1.1. Основные аспекты построения этапа НЛП, в беге на средние дистанции.

1.2. Динамика выступлений отечественных и зарубежных бегунов на 800 м, на чемпионатах мира и Европы, и планирование их тренировочной нагрузки на этапе НЛП к ответственным стартам.

1.3. Распределение тренировочной нагрузки на этапе НЛП бегунами на средние дистанции.

1.4. Характеристика и классификация тренировочной нагрузки в беге на средние дистанции.

Глава И. Цель, задачи, методы, организация исследования.

2.1. Цель работы.

2.2. Задачи исследования.

2.3. Методы исследований.

2.3.1. Анализ научно-методической литературы по построению этапа НЛП.

2.3.2. Обобщение практического опыта подготовки бегунов на средние дистанции.

2.3.3. Анкетирование, педагогические наблюдения, беседы.

2.3.4. Педагогический эксперимент и тестирование.

2.3.5. Метод исследования «Динамическая координация».

2.3.6. Методы математической статистики.

2.4. Организация исследований.

Глава III. Распределение специальной тренировочной нагрузки на этапе НЛП в беге на средние дистанции.

3.1. Динамика спортивных результатов сильнейших отечественных и зарубежных спортсменов в беге на 800 м.

3.2. Анализ средств и методов эффективности специальной тренировочной нагрузки в беге на средние дистанции.

3.3. Особенности соревновательной деятельности в беге на средние дистанции у юниоров.

3.4. Построение тренировочного процесса в соревновательном периоде, в беге на средние дистанции у юниоров.

3.5. Уровень соревнований и значение результата достигнутого в них, для дальнейшего повышения спортивного мастерства юниоров.

3.6. Подготовка и участие юниоров в кульминационных соревнованиях в беге на 800 м.

Глава IV. Схема планирования специальной тренировочной нагрузки в предсоревновательном периоде бегунов на 800 м, на этапе спортивного совершенствования.

4.1. Структура специальной тренировочной нагрузки на этапе НПП в беге на 800 м у юниоров.

4.2. Рациональное построение специальной тренировочной нагрузки в мезоциклах, на этапе НПП, к кульминационным соревнованиям года в беге на 800 м у юниоров.

4.3. Результаты исследования.

Рекомендованный список диссертаций

  • Структура этапа специальной подготовки в беге на сверхмарафонские дистанции 2001 год, кандидат педагогических наук Ветренко, Алексей Алексеевич

  • Индивидуализация спортивной тренировки бегунов на средние и длинные дистанции на основе критериев специальной подготовленности 1999 год, кандидат педагогических наук Стародубцев, Валерий Владимирович

  • Структура и содержание годичного цикла тренировки квалифицированных бегунов на 400 м на основе преимущественного использования средств скоростно-силовой подготовки 2013 год, кандидат педагогических наук Пресняков, Виталий Валерьевич

  • Планирование тренировочной нагрузки на этапе предсоревновательной подготовки в национальной калмыцкой борьбе ноолдан 2008 год, кандидат педагогических наук Прошкин, Сергей Николаевич

  • Система подготовки женщин в видах легкой атлетики, требующих преимущественного проявления выносливости 1999 год, доктор педагогических наук Чернов, Сергей Семенович

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Структура тренировочных нагрузок в период предсоревновательной подготовки бегунов на 800 м на этапе спортивного совершенствования»

Актуальность. Бег на средние дистанции у мужчин является наиболее слабым звеном в отечественной легкой атлетике. В списках 25 сильнейших бегунов на 800 м, мира и Европы, Россия представлена незначительным числом спортсменов, как среди взрослых, так и юниоров. Конкурировать с европейскими, а тем более бегунами африканского континента, российским спортсменам в настоящее время весьма сложно. Поэтому необходимо разработать научно-методические подходы и обосновать систему управления подготовкой бегунов на средние дистанции с тем, чтобы выйти на уровень лучших результатов в мире, а начинать подготовку к максимальной реализации индивидуальных возможностей следует с бегунов в возрасте 1819 лет, которые в будущем должны заменить наших ведущих атлетов. I Целью нашей работы является оптимизация процесса предсоревновательной подготовки бегунов на 800 м на этапе спортивного совершенствования. Один из важных элементов в подготовке бегунов на средние дистанции - этап предсоревновательной подготовки (А.Ф. Бойко, 1971; Д. Харе, 1972; Л Л. Матвеев, 1972; В.Б. Гилязова Ф.П., Суслов, 1972; В.И. Евтеев, 1977; В.Ф. Костюченко, 1979; Ю.Г. Травин, 1981 и др.). Их исследования посвящены подготовке юношей и взрослых спортсменов на предсоревновательном этапе, но остались, не решены вопросы подготовки бегунов юниорского возраста. В то время как у зарубежных бегунов) юниорского возраста на этом этапе, отмечается самый высокий уровень интенсивного роста спортивного мастерства. Несмотря на то, что выступления наших юниоров были многообещающими на чемпионатах мира и Европы 70-90 гг., В. Зимин в 1970 г. - 2 м, А. Судник в 1986 г. - 3 м, А. Олейников в 1991 г. - 2 м, В. Горелов в 1993 г. - 2 м, Ю. Борзаковский в 1999 г. - 1 м, и др. Однако лишь Ю. Борзаковский в 2004 г. завоевал золотую олимпийскую медаль в Афинах.

В юниорском возрасте отмечается не только самый высокий уровень роста спортивного мастерства, но и опасность перенапряжения и получения травм, что в последствии приводит к прекращению занятий спортом. Бегуны - выбравшие путь профессионального спортсмена, пытаются как можно быстрее показать высокий результат с тем, чтобы войти в состав сборной России. Это выражается в преждевременном увеличении до максимальных величин объема беговой работы, высоком росте интенсивности упражнений и тренировочных занятий в целом, и неоправданное снижение количества общеразвивающих упражнений.

Одним из факторов, способных оказать активное влияние на повышение функциональных резервов бегунов роста, их специальной работоспособности и спортивных результатов в возрасте 18-19 лет, является соревновательный период подготовки, а инструментом для достижения высоких и стабильных результатов, ключевым звеном в подготовке к главным стартам сезона » выделяется этап непосредственной предсоревновательной подготовки (Д.

Харре, 1971; Н.Г. Озолин, 1972; Ф.П., Суслов, 1972; Л.С. Хоменков, 1974, Ю.Г. Травин, 1981; В.Г. Никитушкин, 1982; В. Иссурин, В. Шкляр, 2002 и др.). Сбалансированность на этом этапе таких качеств, как быстрота, силовая, специальная и общая выносливость, психическая устойчивость, техническая подготовленность является решающим в достижении результата. В настоящее время среди тренеров и специалистов в области бега на средние дистанции нет единого мнения, как распределять специальную тренировочную нагрузку на этапе НПП среди бегунов на 800 м, в возрасте > 18-19 лет. Так известный тренер И.М.Токарь, 1972, считает, что этап должен длиться 4 недели в связи с высокой интенсивностью выполняемых упражнений; Н.Г. Озолин, 1972, также считает, что этап НПП должна составлять 4 недели, а распределение нагрузки по неделям должно соответствовать принципу маятника; Ф.П. Суслов, 1973, считает, что этап подготовки к соревнованиям должен равняться 4-7 недели, причем нагрузка в недельном микроцикле варьируется волнообразно; а В. Иссурин и В. Шкляр, 2002, утверждают, что исходя из отставленных тренировочных * эффектов, продолжительность этапа НПП должна составляет 7-8 недель, что предполагает последовательное концентрированное воздействие на малое количество качеств (обычно не более двух). На наш взгляд эта высокая концентрация тренировочного воздействия и является наиболее рациональной и оптимальной при подготовки юниоров к кульминационным соревнованиям года.

Анализ специальной литературы, опрос тренеров показали, что проблема определения структуры и взаимозависимости различных средств на этапе НЛП является в настоящее время наиболее актуальной. Цель исследования. Оптимизация процесса предсоревновательной подготовки бегунов на 800 м на этапе спортивного совершенствования. Объект исследования. Процесс подготовки бегунов юниорского возраста на, этапа Hi 111 в беге на 800 м.

Предмет исследования. Структура тренировочных нагрузок на этапе Hi 111, в связи с предстоящей соревновательной деятельностью юниоров в беге на 800 м.

Гипотеза исследования. Предполагала, что моделирование специальной тренировочной нагрузки в условиях приближенных к соревновательной деятельности, позволит добиться сдвигов в использовании потенциальных возможностей спортсмена, которые повлияют на дальнейший рост его спортивных результатов.

Теоретико-методологическая основа исследования базируется на закономерностях и принципах современной спортивной подготовки (Н.Г. Озолин, 1949; А.Д. Новиков, 1952; Л.П. Матвеев, 1964; В.П. Филин, 1968; JI.C. Хоменков, 1970; Ю.В. Верхошанский, 1975; В.К. Бальсевич, 1976; В.В. Платонов, 1980; Ф.П. Суслов, 1982; Ю.Г. Травин, 1984; Н.Ж. Булгакова, 1986; Б.Н. Шустин, 1995; В.Г. Никитушкин, 1996), достижения педагогики и психологии спорта (Н.И. Пономарев, 1965; В.В. Петровский, 1970; А.В. Родионов, 1975; B.C. Родиченко, 1977; Б. Кретти, 1978; В.У. Агеевец, 1980; С.Д. Неверкович, 1982), теории целостности в философии, биологии, педагогике (Н.А. Берштейн, 1949; У.Э. Эшби, 1959; П.К. Анохин, 1957;

Н.М.Амосов, 1965; С. Бир, 1971; И.В. Блауберг, В.Г. Юдин. 1972; В.Г. Афанасьев, 1980).

Научная новизна предлагаемой структуры заключается в том, что впервые \ разработаны: система концентрированной тренировочной нагрузки, которая рационально спланирована в рамках 3-х, 2-х недельных мезоциклов чередующихся с однонедельными восстановительными микроциклами; тренировочный мезоцикл, который обеспечивает организму спортсмена более высокую работоспособность, с учетом реакции организма на разовую нагрузку, или целый комплекс однородных по характеру нагрузок и отставленного кумулятивного эффекта. Теоретическая значимость заключается в следующем: \ - обоснованы научно-методические подходы к построению этапа НИИ бегунов на 800 м в возрасте 18-19 лет и теоретические схемы распределения специальной тренировочной нагрузки предшествующей соревновательной деятельности.

Практическая значимость разработанной программы рационального построения тренировочной нагрузки на этапе Hi 111 бегунов юниорского возраста может быть использована:

Тренерами и спортсменами для осуществления целенаправленного подхода в выборе средств, специальной подготовки при подведении к

I главным стартам сезона;

Для формирования специфической базы соревновательной направленности, исходя из индивидуальных особенностей спортсменов и уровня их подготовленности;

Для контроля за физическим и психическим состоянием юниоров на этапе Hi ill, в беге на 800 м;

Для последующих научных исследований в области планирования спортивной подготовки бегунами на средние дистанции;

Для студентов и слушателей факультета усовершенствования при изучении теоретического спецкурса в учебном процессе. Положения, выносимые на защиту:

Структура тренировочной нагрузки этапа НПП бегунов на 800 м, в возрасте 18-19 лет, рационально спланированная в рамках 3-х, 2-х недельных мезоциклов, чередующихся с однонедельными восстановительными микроциклами; тренировочная нагрузка соответствующая особенностям восстановительных процессов организма спортсмена, их индивидуальным возможностям и отставленного кумулятивного эффекта;

Управление тренировочным процессом бегунов на 800 м, в возрасте 18-19 лет, с использованием педагогических и инструментальных тестов. Применялись следующие тесты: бег 200 м на время, бег 600 м на время, десятикратный прыжок с места с ноги на ногу, тест по PWC - 170 (беговой вариант по С.П. Майфату), субъективный психологический опросник ситуативной тревожности по И.Д. Спилбергу, компьютерный психофизиологический комплекс (КПФК-99).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

  • Педагогическая технология управления содержанием и структурой многолетней подготовки юных спортсменов в беговых видах легкой атлетики 2005 год, доктор педагогических наук Павлова, Ольга Ивановна

  • Индивидуальная типовая адаптация к нагрузкам высококвалифицированных бегунов на средние дистанции на предсоревновательном этапе подготовки 1997 год, кандидат педагогических наук Березова, Наталья Таль- Атовна

  • Комплексный контроль физической подготовленности высококвалифицированных бегунов с нарушением слуха на короткие и средние дистанции 2013 год, кандидат педагогических наук Морозов, Антон Павлович

  • Допустимые уровни тренировочных и соревновательных нагрузок юных бегунов на средние дистанции - учащихся учебно-тренировочных групп спортивных школ 2008 год, кандидат педагогических наук Рожков, Сергей Владимирович

  • Управление предсоревновательной подготовкой бегунов на средние дистанции 2008 год, кандидат педагогических наук Алаа Джабер Абуд

Заключение диссертации по теме «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», Мосин, Игорь Васильевич

9. Результаты исследования позволили обосновать методические подходы к практическому использованию структуры специальной тренировочной нагрузки на этапе НИИ бегунов на 800 м при подведении юниоров к главным стартам года. Это способствовало существенному улучшению системы подготовки бегунов юниорского возраста и повышению их спортивных результатов в соревнованиях с зарубежными сверстниками.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Данное исследование позволяет определить подходы к научному обоснованию структуры планирования тренировочной нагрузки на этапе НПП у бегунов на 800 м, в возрасте 18-19 лет. Предлагаемая структура специальной тренировочной нагрузки юниоров включает в себя три концентрированных нагрузочных двухнедельных мезоцикла, чередующихся с однонедельным восстановительным микроциклом, что составляет в сумме 9 недель. Первый двухнедельный мезоцикл направлен на адаптацию организма к специфической работоспособности (развивающий), второй двухнедельный мезоцикл способствует развитию специфической работоспособности (ударный), третий двухнедельный мезоцикл направлен на совершенствование специфической работоспособности (подводящий), что полностью соответствует длительности отставленного тренировочного эффекта. Структура специальной тренировочной нагрузки должна носить волнообразный характер с постепенным нарастанием соревновательной направленности к концу, что положительно сказывается на дальнейшем росте результатов.

Рациональное распределение специальной тренировочной нагрузки, по зонам интенсивности, на этапе НПП у бегунов на 800 м возрасте 18-19 лет, должно выглядеть следующим образом: алактатно-анаэробный режим -2-3 %, гликолитическо-анаэробный - 15-20 %, аэробно-анаэробный смешанный -25-30 %, аэробный - 35-40 , восстанавливающий - 10-15 %, что полностью соотносится, с научным обоснованием опыта подготовки юниоров, в соответствии с индивидуальными физическими и психическими особенностями развития спортсменов. Увеличение объема тренировочной работы в анаэробно-гликолитической и аэробно-анаэробной (смешанной) зонах интенсивности позволяет улучшить долю качественной специфической работы для создания специальной базы, что будет способствовать достижению высоких и стабильных результатов юниоров в беге на 800 м.

Распределение специальной тренировочной нагрузки, на этапе НПП в двухнедельном мезоцнкле должно строиться на основании как эффекта-реакции организма на одноразовую нагрузку, так и на комплекс однородных, по характеру нагрузок. кумулятивного эффекта, заключающегося в обобщении организмом следов нагрузок различной направленности. Эти следы суммируясь в виде приспособительного эффекта, обеспечивают организму более высокую работоспособность. Исследуя адаптационные возможности организма спортсменов при нагрузке соревновательной направленности, мы отмечали, что полное восстановление организма происходит только через 48-72 часа. В связи с этим мы рекомендуем применять нагрузку соревновательной направленности в двухнедельном мезоцикле не более 4-х раз, в противном случае увеличение соревновательного упражнения до 6 раз приводит к перенапряжению основных функциональных систем организма.

Применение тренировочной нагрузки «Соревновательного упражнения» в двухнедельном мезоцикле положительно влияет на конечный результат, создавая тем самым специализированную базу для успешной реализации накопленного потенциала к соревновательной деятельности и способствует в дальнейшем достижению высоких и стабильных результатов в беге на 800 м у юниоров. Методика заключается в следующем: соревновательная дистанция 800 м делится на отрезки. Например (350 м +250 м +150 м +50 м), отдых между отрезками 10-15 сек, выполняется серийно 2-3 раза, отдых между сериями 8-12 мин. Соревновательная скорость на дистанции определяется для каждого бегуна индивидуальна.

При использовании тренировочной нагрузки «Дробных повторений» спортсмен выполняет 6-8 отрезков в серии, продолжительностью 10-20 с, со скоростью выше соревновательной, но не максимальной. Например, со скоростью бега на 400 м, затем отдых 10-12 мин и повторение этой серии 2-3 раза. Этот метод в большей степени воздействует на те специфические качества, которые проявляются в соревнованиях.

Применение нагрузки «Максимальной направленности» отрицательно сказывается на дальнейшем росте спортивного результата юниоров в беге на 800 м из-за высокого сдвига физиологических параметров и психической напряженности, что приводит к переутомлению систем организма, снижению функциональной работоспособности и утраты спортивной формы.

Использование в целях развития скоростно-силовых качеств длинных прыжков (200-300 м) является важным фактором, улучшающим силовой потенциал мышечных групп, выполняющих основную нагрузку по перемещению спортсмена по дистанции. От уровня и соотношения силового потенциала этих мышц зависит специальная работоспособность и экономичность спортивного упражнения.

Для восстановления бегунов после тренировочной нагрузки соревновательной направленности на этапе НПП следует использовать бег в виде зарядки (3-5 км, со скоростью 4,30 на км с ЧСС до 140 уд/мин), кроссовый бег (6-8 км со скоростью 4,15 на км с ЧСС до 150 уд/мин), бег в виде кросса (8-10 км, со скоростью 4,00 на км с ЧСС до 160 уд/мин). Бег ниже этой скорости приводит к затуханию физиологических процессов. Нагрузки соревновательной и восстановительной направленности в мезоцикле должны чередоваться: один день - нагрузка, два-три дня -восстановление.

Для контроля за физическим и психическим состоянием юниоров на этапе НПП в беге на 800 м, мы рекомендуем использовать специальные педагогические и инструментальные методы тестирования. Это позволит своевременно вносить коррективы в тренировочный процесс на этапе НПП, не меняя в целом хода подготовки. Все эти тесты доступны и апробированы, не занимают много времени. Психическое субъективное состояние юных спортсменов, целесообразно определять по опроснику реактивной тревожности И.Д. Спилберга, скоростную выносливость - по бегу на время 200 м, скоростно-силовую подготовленность 10-м прыжком с места с ноги на ногу, специфическую выносливость - по бегу на время 600 м, функциональную работоспособность определяли по PWC-170 (беговой вариант по С.П. Майфату), объективное психофизическое состояние готовности перед участием в соревнованиях юниоров с помощью компьютерного психофизиологического комплекса КПФК-99.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Мосин, Игорь Васильевич, 2006 год

1. Алексеев Г.А. Систематизация нагрузок в беге / Г.А. Алексеев // Легкая атлетика- 1971. -№ 5. - С. 12-13.

2. Андреев В.А. Бег на средние дистанции / В.А. Андреев // Теория и практика физ. культуры. 1941. - № 6. - С. 4.

3. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и в спорте / И.В. Аулик. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Медицина, 1990. -447 с.

4. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. 1999. - № 4. - С. 44.

5. Баранова З.М. Задачи по теме статической гипотезы: метод, разраб. для ин-тов физ. культуры / З.М. Баранова, В.М. Зациорский, А.Н. Петросян; Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. М., 1980. - 44 с.

6. Бойко А.Ф. Подготовка к ответственным соревнованиям бегунов на средние дистанции / А.Ф. Бойко // Предсоревновательная подготовка бегунов высокого класса. М.: Физкультура и спорт, 1971. - С. 49-67.

7. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В.В. Бойко. М.: Физкультура и спорт, 1987. - 144 с. Ю.Бондарчук А.П. Тренировка легкоатлета / А.П. Бондарчук. - Киев: Здоровье, 1986. - 160 с.

8. Борилкевич В.Е. Физическая работоспособность в экстремальных условиях мышечной деятельности / В.Е. Борилкевич. Л. : Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1982. - 97 с.

9. Валик Б.В. Тренерам юных легкоатлетов / Б.В. Валик. М.: Физкультура и спорт, 1974. - 124 с.

10. М.Вакуров С.А. Бег на средние дистанции / С.А. Вакуров. М.: Физкультура и спорт, 1971. - 83 с.

11. Вакуров С.А. Я до сих пор горю на работе / С.А. Вакуров // Легкая атлетика. 1995. - № 7. - С. 10-12.

12. Васильев Г. Легкая атлетика / Г. Васильев, Н. Озолин, И. Сергеев. М. : Физкультура и спорт, 1941. - 88 с.

13. Векилян К.М. Различные варианты использования интервального упражнения в структуре предсоревновательного этапа тренировки (бегунов) / К.М. Векилян // Теория и практика физ. культуры. 1986. - № 1. - С. 17-19.

14. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. М.: Физкультура и спорт, 1985. -176 с.

15. Верхошанский Ю.В. Выносливость, как фактор, определяющий движения в циклических видах спорта / Ю.В. Верхошанский // Научно-спортивный вестник. 1988. -№ 1. - С. 15-20.

16. Верхошанский Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физ. культуры. -1998.-№6.-С. 44-46.

17. Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физ. культуры. 1998. - № 7. - С. 50-52.

18. Волков Н.И. Влияние интервалов отдыха на тренировочный эффект, вызываемой повторной мышечной работой / Н.И. Волков // Теория и практика физ. культуры. 1962. - № 2. - С. 6-7.

19. Волков Н.И. Биохимические факторы спортивной работоспособности. Биохимия / Н.И. Волков. М.: Физкультура и спорт, 1986. - 330 с.

20. Волков Н.И. Теория и практика интервальной тренировки / Н.И. Волков,

21. A.В. Карасёв, М. Хосни. М.: Воен. акад. им. Ф.Э. Дзержинского. - М., 1995. - 196 с.

22. Волков В.Ю. Оперативный педагогический контроль при подготовки легкоатлетов к соревнованиям: автореф. дис. . канд. пед. наук / Волков

23. B.Ю.; Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1985. - 21 с.

24. Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена / Л.В. Волков. -Киев: Здоров"я, 1984. 164 с.

25. Геселевич В.А. Предстартовое состояние спортсмена / В.А. Геселевич. -М.: Физкультура и спорт, 1969. 89 с.

26. Гиппенрейтер Б. С. Восстановительные процессы при мышечной деятельности / Б.С. Гиппенрейтер. М.: Физкультура и спорт, 1961. - 138 с.

27. Гласс Д. Статические методы в педагогике и психологии: пер. с англ. / Д. Гласс, Д. Стенли. -М.: Прогресс, 1976. 496 с.

28. Година Г.И. Особенности тренировки лыжниц на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям / Г.И. Година, B.JI. Кузнецова // Теория и практика физ. культуры. 1976. - № 8. - С. 43-44.

29. Горкин М.Я. Большие нагрузки в спорте / МЯ. Горкин. Киев: Здоровье, 1973.- 112 с.

30. Дедковский С.М Скорость или выносливость? / С.М. Дедковский. М.: Физкультура и спорт, 1973. - 144 с.

31. Димитров Д.А. Исследования непосредственной предсоревновательной подготовки спринтеров: автореф. дис. . канд. пед. наук / Димитров Д.А. ; Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1976. - 21 с.

32. Дубинин Г.В. Методические приемы повышения экономичности бега на средние и длинные дистанции у спортсменок: автореф. дис. . канд. пед. наук / Дубинин Г.В.; Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. М, 1988. -24 с.

33. Евтеев В.И. Предсоревновательная подготовка / В.И. Евтеев, А. Макаров, Б. Варшавский // Легкая атлетика. 1977. - № 6. - С. 8-10.

34. Жалов К.Н. Исследования особенностей методики тренировки перед участием в самом главном соревновании: автореф. дис. . канд. пед. наук / Жалов К.Н.; Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1973. - 24 с.

35. Желязков Ц. О некоторых постоянно действующих факторах в современной спортивной тренировке / Ц. Желязков // Теория и практика физ. культуры. 1998. - № 11-12. - С. 41-44.

36. Иванов B.C. Основы математической статистики: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / B.C. Иванов. М.: Физкультура и спорт, 1990. -142 с.

37. Ивочкин В.В. Планирование тренировочных нагрузок в многолетней подготовке юных бегунов на средние дистанции J В.В. Ивочкин; Всесоюз. науч.-исслед, ин-т физ. культуры. М., 1985. - 120 с.

38. Инясевский К.А. Принципы подготовки к соревнованиям высококвалифицированных пловцов / К.А. Инясевский. М.: Физкультура и спорт, 1971. - 146 с.

39. Иссурин В. Концепция блоковой композиции в подготовке спортсменов высокого класса / В. Иссурин, В. Шкляр // Теория и практика физ. культуры. -2002.-№5. -С. 1-6.

40. Казлаускас В.А. Предсоревновательная подготовка марафонца / В.А. Казлаускас // Легкая атлетика. 1968. - № 6. - С. 34.

41. Каледин С.В. Развитие физических качеств / С.В. Каледин, М.С. Лукин, Б.А. Ашмарин // Теория и практика физ. культуры. 1958. - № 11. - С. 28.

42. Кароблис П. Тренировка эфиопских бегунов / П. Кароблис Л Легкая атлетика, 1978. - № 12. - С. 28-29.

43. Карпман В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В,Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, Н.А. Гудков. М. : Физкультура и спорт, 1987. - 399 с.

44. Каунсилмэн Д.Е. Наука о плавании: пер. с англ. / Д.Е, Каунсилмэн. М.:

45. Физкультура и спорт, 1972. 228 с.

46. Коробов А.Н. Бег на средние дистанции: структура и направленность подготовки / А.Н. Коробов // Легкая атлетика. 1983. - № 11. - С. 6.

47. Костюченко В.Ф. Совершенствование процесса предсоревновательной подготовки бегунов на 800м: автореф. дис. . канд. пед. наук / Костюченко В.Ф. ; Гос. дважды орденонос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. Л., 1979. - 22 с.

48. Куликов А.М. К развитию общей теории спортивной тренировки / A.M. Куликов, В.В. Рыбаков // Теория и практика физ. культуры. 1999. - № 7. - С. 20-22.

49. Кулаков В.Н. Программирование тренировочного процесса высококвалифицированных бегунов на средние, длинные и сверхдлинные дистанции: автореф. дис. . д-ра пед. наук / Кулаков В.Н. ; Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. М., 1995. - 39 с.

50. Крючек С.С. Управление подготовкой к соревнованиям бегунов на средние дистанции: автореф. дис. . канд. пед. наук / Крючек С.С. ; Моск. обл. гос. ин-т физ. культуры. Малаховка., 1981. - 23с.

51. Легкая атлетика: учебник для ин-тов физ. культуры / под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. Изд. 4-е, доп., перераб. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 671 с.

52. Лейник М.В. К учению физиологических основ рационального режима труда и отдыха / MB. Лейник. Киев: Здоров"я, 1951. - 162 с.

53. Лидъярд А. Бег к вершинам мастерства / А. Лидъярд, Г. Гилмор. М. : Физкультура и спорт, 1968. - 151 с.

54. Майфат С.П Контроль за физической подготовленностью юных бегунов в период начальной спортивной специализации: автореф. дис. . канд. пед. наук / Майфат С.П.; Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 2002. - 24 с.

55. Майфат С.П. Контроль за физической подготовленностью в юношеском возрасте / С.П. Майфат, С.Н. Малафеева; Урал. гос. пед. ин-т. -Екатеринбург, 2003. 148 с.

56. Макаров А.Н. Бег на средние дистанции / А.Н. Макаров // Теория и практика физ. культуры. 1938. - № 10. - С. 39.

57. Макаров А.Н. Значение объема и интенсивности тренировочной работы, в развитии выносливости в беге на средние и длинные дистанции: автореф. дис. . канд. пед. наук / Макаров А.Н. ; Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. -М., 1954. 21 с.

58. Макаров А.Н. Бег на средние и длинные дистанции / А.Н. Макаров. М. : Физкультура и спорт, 1973. - 273 с.

59. Макаров Е.В. Приборы и комплексы для психофизиологического обследования / Е.В. Макаров. М.: Мед. лит., 2002. - 68 с.

60. Максименко Г. Н. Управление тренировочным процессом юных бегунов / Г.Н. Максименко. Киев: Здоров"я, 1978. - 180 с.

61. Максимов А.С. Система комплексного контроля бегунов на средние дистанции / А.С. Максимов // Теория и практика физ. культуры. 2000. - № 5. - С. 28-30.

62. Матвеев Л.П. Спортсменам о спортивной форме / Л.П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1966. - 134 с.

63. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

64. Матвеев Л.П. Общая теория спорта: учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1997. - 304 с.

65. Матвеев Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной тренировки / Л.П. Матвеев // Теория и практика физ. культуры. 2000. - № 2. -С. 28-36 ;№3.-С. 28-37.

66. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 2001. - 250 с.

67. Медведев В.Н. Планирование тренировочной нагрузки на этапе непосредственной подготовки / В.Н. Медведев // Оптимизация структуры тренировочного процесса: сб. науч. тр. / Гос. дважды орденонос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. Л., 1977. - С. 34-36.

68. Мосин И.В. Средневики материал хрупкий / И.В. Мосин // Спорт, жизнь России. 2005. - № 4. - С. 2-3.

69. Мотылянская Р.Е. Выносливость у юных спортсменов / Р.Е. Мотылянская. М.: Физкультура и спорт, 1969. - 223 с.

70. Мякинченко Е.Б. Локальная выносливость в беге / Е.Б. Мякинченко. М. : Физкультура, образование и наука, 1997. - 310 с.

71. Набагникова М.Я. Специальная выносливость спортсмена / М.Я. Набатникова. М.: Физкультура и спорт, 1972. - 261 с.

72. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов / М.Я. Набатникова. М.: Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.

73. Набатникова М.Я. Вопросы оптимизации учебно-тренировочного процесса подготовки юных спортсменов (циклические виды спорта) / М.Я. Набатникова // Сборник научных статей / Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. М., 1986. - С. 167.

74. Нижегородов А.Д. Исследование эффективности различных видов соревнований в связи с воспитанием специальной выносливости велосипедиста: автореф. дис. . канд. пед. наук / Нижегородов А.Д. ; Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. М., 1970. - 22 с.

75. Никитушкин В.Г. Оптимизация тренировки юных спортсменов / В.Г. Никитушкин; Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. М., 1986. - 78 с.

76. Никитушкин В.Г. Система подготовки спортивного резерва / В.Г. Никитушкин; Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры; Моск. гор. спорт, объединение. М., 1993. - 319 с.

77. Петровский В.В. Чередование работы и отдыха в спортивной тренировке / В.В. Петровский. Киев: Медгиз, 1959. - 69 с.

78. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. М.: Физкультура и спорт, 1986. - 286 с.

79. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. Киев: Олимп, лит., 1997. - 584 с.

80. ЮО.Полунин А.И. Подготовка сильнейших бегунов на средние, длинные дистанции и скороходов: метод, рекомендации / А.И. Полунин, П.Ф. Литовченко, Ю.А. Попов; под общ. ред. Воробьева В.Н. ; Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. М., 1987. - 80 с.

81. Полунин А.И. Фрагменты годичного цикла / А.И. Полунин // Легкая атлетика. -1991. -№ 6. С. 29-30.

82. Ю2.Полунин А.И. Теоретико-методические основы управления тренировочным процессом в беге на длинные дистанции при организации самостоятельных занятий: автореф. дис. . д-ра пед. наук / Полунин А.И. ; Рос. гос. акад. физ. культуры. М., 1995. - 30 с.

83. ЮЗ.Полунин А.И. Школа бега Вячеслава Евстратова / А.И. Полунин. М. : Сов. спорт, 2003. - 216 с.

84. Попов Ю.А. Предсоревновательная подготовка / Ю.А. Попов, Ф.П. Суслов // Спорт за рубежом. 1973. - № 4. - С. 34-36.

85. Ю5.Попов В.Б. Юный легкоатлет / В.Б. Попов, Ф.П. Суслов, Е.И. Ливадо. -М.: Физкультура и спорт, 1984. 224 с.

86. Юб.Попов Ю.А. Методика работы Д. Андерсена с бегунами на средние идлинные дистанции / Ю.А. Попов // Научно-спортивной вестник. 1985. - № 2. - С. 7-9.

87. Ю7.Пудов Н.И. Подготовка бегунов в соревновательном периоде / Н.И. Пудов // Легкая атлетика. 1980. - № 11. - С. 24-25.

88. Ю8.Пудов Н.И. Советы бегунам / Н.И. Пудов. М. : Физкультура и спорт, 1983.- 115 с.

89. Ю9.Разные тренировки С. Оветта // Легкая атлетика. 1984. - № 12. - С. 2829.

90. Ю.Разумовский Е.А. У англичан секретов нет / Е.А. Разумовский // Легкая атлетика. 1992. - № 6-7. - С. 20-22.

91. Ш.Разумовский Е.А. Школа Гарри Уилсона / Е.А. Разумовский // Легкая атлетика. -1992. № 9. - С. 42-43 .

92. ПЗ.Селуянов В.Н. Эмпирический и теоретический пути развития теории спортивной тренировки / В.Н. Селуянов // Теория и практика физ. культуры. -1998.-№3.-С. 46-50.

93. Селуянов В.Н. Подготовка бегуна на средние дистанции / В.Н. Селуянов. -М.: СпортАкадемПресс, 2001. -170 с.

94. Смирнов М.Р. Закономерности биоэнергетического обеспечения циклической нагрузки / М.Р. Смирнов; Новосиб. гос. пед. ун-т. -Новосибирск, 1994. 220 с.

95. Пб.Смирнов MP. Теоретические основы беговой нагрузки / М.Р. Смирнов; Новосиб. гос. пед. ун-т. Новосибирск., 1996. - 217 с.

96. П.Смирнов М.Р. "Программирование" или "Построение"? / М.Р. Смирнов // Теория и практика физ. культуры. 1999. - № 12. - С. 43-47.

97. Страж В.А. Изменение метаболических состояний у спортсменов при повторной работе: автореф. дис. . канд. пед. наук / Страж В.А.; Тартуский ун-т физ. культуры. Тарту, 1981. - 22 с.

98. Суслов Ф.П. С чего начинается бег? / Ф.П. Суслов. М.: Физкультура и спорт, 1974. - 168 с.

99. Суслов Ф.П. Бег на средние и длинные дистанции: система подготовки / Ф.П. Суслов, Ю.А. Попов, В.Н. Кулаков. М. : Физкультура и спорт, 1982. -176 с.

100. Суслов Ф.П. Систематизация нагрузок бегунов и скороходов / Ф.П. Суслов, Г. Королев, В.Н. Кулаков // Легкая атлетика. 1986. - № 12. - С, 5-6.

101. Современная система спортивной подготовки // под ред. Суслова Ф.П., Сыча В.Л., Шустина Б.Н. М.: СААС, 1995. - 448 с.

102. Суслов Ф.П. Система соревнований в легкой атлетике на современном этапе развития спорта / Ф.П. Суслов // Лекции семинара ИААФ «Юный атлет». М., 1998. - № 11. - С. 21-42.

103. Суслов Ф.П. Структура годичного соревновательно-тренировочного цикла подготовки: реальность или иллюзия / Ф.П. Суслов // Теория и практика физ. культуры. 1999. - № 9, - С. 57-61.

104. Суслов Ф.П. Подготовка спортсменов в горных условиях / Ф.П. Суслов, Е.Б. Гиппенрейтер. М.: Терра-спорт, 2000. - 186 с.

105. Токарь И.М. В поисках нового / И.М. Токарь // Легкая атлетика. 1966. -№ п.-С. 4-5.

106. Травин Ю.Г. Экспериментальные исследования особенностей тренировки юношей в беге на средние дистанции: автореф. дис. канд. пед. наук / Травин Ю.Г. ; Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1965.-23 с.

107. Травин Ю.Г Программирование тренировки бегунов на средние дистанции: лекции для студентов ин-тов физ. культуры / Ю.Г. Травин, С.С. Чернов, Е.П. Борисов; Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1980.-69 с.

108. Травин Ю.Г. Предсоревновательная подготовка бегунов на средние дистанции: метод, разраб. для слушателей ВШТ и фак. повышения квалификации / Ю.Г. Травин, С.С. Чернов, В.Д. Карманов; Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1981. - 80 с.

109. Травин Ю.Г. Легкая атлетика: подготовка спортсменов по бегу на выносливость и спортивной ходьбе: (поуроч. прогр. для ДЮСШ и спец. школ олимп. резерва) / Ю.Г. Травин; Госкомспорт СССР. М., 1986. - 65 с.

110. Травин Ю.Г. Оптимизация тренировки в группах спортивного совершенствования по бегу на выносливость / Ю.Г. Травин И Сборник научных статей / Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1986. -С. 148-158.

111. Травин Ю.Г. Легкая атлетика: особенности тренировки бегунов на средние дистанции в вузе / Ю.Г. Травин, А.Ю. Мулярчикас, С.П. Норкус; Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1989. - 189 с.

112. Травин Ю.Г. Легкая атлетика: система подготовки квалифицированных бегунов на средние дистанции: лекции для ФПК, ВШТ и студентов / Ю.Г. Травин; Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1991. - 52 с.

113. Травин Ю.Г. Научно-методические основы спортивной тренировки в легкоатлетических видах выносливости: учеб. пособие для слушателей ВШТ, фак. повышения квалификации и студентов Академии / Ю.Г. Травин; Рос. гос. акад. физ. культуры. М., 1995. - 56 с.

114. Травин Ю.Г. Программирование тренировки юных бегунов на средние и длинные дистанции: метод, рекомендации для студентов и слушателей ФПК Академии / Ю.Г. Травин, С.В. Петров, И.К. Латыпов; Рос. гос. акад. физ. культуры. М., 1996. - 89 с.

115. Травин Ю.Г. Факторы, ограничивающие успешность соревновательной деятельности легкоатлета (бегуна): учеб. пособие / Ю.Г. Травин, С.В. Петров

116. Рос. гос. акад. физ. культуры. М., 1996. - 61 с.

117. Уилт Ф. Бег, бег, бег. / Фред Уилт. М.: Физкультура и спорт, 1967. -367 с.

118. Учение о тренировке / под общ. ред. Д. Харре. М.: Физкультура и спорт, 1971.-305 с.

119. Фарфель B.C. Физиологические основы спортивной тренировки: учебник спортсмена / B.C. Фарфель. М.: Физкультура и спорт, 1964. - 268 с.

120. Фарфель B.C. Двигательные способности / B.C. Фарфель // Теория и практика физ. культуры. 1977. - № 12. - С. 27-30.

121. Физиология мышечной деятельности: учебник для ин-тов физ. культуры / под ред. Я.М. Коца. М.: Физкультура и спорт, 1982. - 347 с.

122. Физиология человека: учебник для ин-тов физ. культуры / под ред. Н.В. Зимкина. Изд. 5-е. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 496 с.

123. Филин В.П. Основы юношеского спорта / В.П. Филин, Н.А. Фомин. М. : Физкультура и спорт, 1980. - 226 с.

124. Фомин Н.А. На пути к спортивному мастерству / Н.А. Фомин, В.П. Филин Н.А. М.: Физкультура и спорт, 1986. - 172 с.

125. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: учеб. пособие для ин-тов и техникумов физ. культуры / В.П. Филин. М.: Физкультура и спорт, 1987.- 188 с.

126. Фольборт Г.В. Вопросы физиологии, процессов утомления и восстановления / Г.В. Фольборт. Киев: Изд-во АН УССР, 1958. - 198 с.

127. Харабуга Г.Д. Непосредственная подготовка к наиболее важным соревнованиям / Г.Д. Харабуга // Теория и практика физ. культуры. 1966. -№ 4. - С. 67-70.

128. Хасин Л.А. Планирование спортивной тренировки с использованием экспертных систем (на примере бега на 800 м): автореф. дис. . канд. пед. наук / Хасин Л.А.; Рос. гос. акад. физ. культуры. М., 2003. - 21 с.

129. Холмер Г. Подготовка бегунов на средние дистанции / Г. Холмер // Спорт за рубежом: бюл. 1960. - № 7. - С. 117.

130. Хоменков Л.С. Учебник тренера по легкой атлетике / Л.С. Хоменков. -М.: Физкультура и спорт, 1987. 258 с.

131. Хосни М. Физиологическая характеристика разных режимов повторной циклической работы: автореф. канд. дис. . биол. наук / Хосни М. ; Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1984. - 23 с.

132. Чернов С.С. Режимы тренировочных нагрузок в мезоцикле у спортсменок в беге на средние дистанции: автореф. дис. канд. пед. наук / Чернов С.С.; Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1985. - 21 с.

133. П1орец П.Г. Бег с препятствиями / П.Г. Шорец. М.: Физкультура и спорт, 1977. -141 с.

134. Шульгин А.И. Структура и содержание тренировочного процесса у лыжников на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям: автореф. дис. канд. пед. наук / Шульгин А.И.; Моск. обл. гос. ин-т физ. культуры. -Малаховка, 1981. 23 с.

135. Ле Чонг Хоан. Взаимосвязь средств и методов физической подготовки бегунов на 800 м в круглогодичной тренировке: автореф. дис. . канд. лед. наук / Ле Чонг Хоан; Гос. дважды орденонос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. Л., 1982. - 18 с.

136. Эзекиел М. Методы анализа корреляции, регрессии (линейных и криволинейных / М. Эзекиел, К. Фокс. М.: Статистика, 1996. - 558 с.

137. Якимов A.M. Исследование объема специальных средств, тренировки юных бегунов на средние дистанции: автореф. дис. . канд. пед. наук / А.М. Якимов; Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. М., 1972. -19 с.

138. Яковлев Н.Н. Биохимия спорта / Н.Н. Яковлев. М. : Физкультура и спорт, 1974. - 288 с.

139. Altitude and conditioning training. European athletics coaches association. Workshop 29-30.04 and 1.05 1994. София: M. Мастер, 1994. - 96 с.

140. Astrand L Intermittent muscular work /1. Astrand, P. Astrand, E. Christensen // Acta Physiol. Scand. 1960. - N 48. - P. 448-453.

141. Astrand P.Q. Testbook of work phisiology. Phsiological basis of exercise / P. Q. Astrand, K. Rodahe. New York: Mc Graw Hill Book Comp, 1977. - 691 p.

142. Christensen E. Intermittent and continious running / E. Christensen, R. Hedman, B. Saltin // Asta Physiol. Scand. 1960. - N 50. - P. 269-286.

143. Counsilman B.E. The residual effects of training / B.E. Counsilman, J.E. Counsilmen // Journal of swimming research. -1991. N 7(1). - P. 5-12.

144. Cumming G. Stroke volume during recovery from supine bicycle exercse / G.Cumming //Journal Appl. Physiol. 1972. - N 32. - P. 373-378.

145. Edman K. The mechanical parameters of miocardical contraction studied at a constant length of the contractic element / K. Edman, E. Nilsson // Asta Physiol. Scand. 1968. - V. 72, N 1-2. - P. 205-219.

146. Edwards R. Cardiorespiratory and metabolic cost of continious and intermittent exercise in man / R. Edwards et al. // Journal Appl. Physiol. 1973. -V. 243.-P.481-497.

147. Endo M. Socialization of native tropomyosin to stration patterns / M. Endo et al. // Journal Biochem (Tokio). 1966. - V. 60, N 5. - P. 605-608.

148. Hermansen L. Anaerobic energy release / L. Hermansen // Medicine and Science in Sports. 1969. - V. 1, N 1. - P. 32-38.

149. Hermansen L. Blood and muscle pH after maximal exercise in man / L. Hermansen, J.-B. Osnes // Journal Appl. Physiol. 1972. - N 32(3). - P. 304-308.

150. Iroy MB. Continuous measurement of ventilatory exchange ratio during exercise / MB. Iroy // Journal Appl. Physiol. -1964. V. 19. - P. 644-652.

151. Karlsson J. Lfctate, AIP and CP in working muscles during exercise in man / J. Karlsson, B.Saltin // Journal Appl. Physiol. 1970. - N 29(5). - P. 598-602.

152. Karlsson J. Oxygen deficit and muscle metabolism in intermittent exercise / Journal Karlsson, B. Saltin // Acta Physiol. Scand. 1971. - N 82. - P. 115-122.

153. Keui J. Herzfreguenz und arterielle Glocose and Lacta tspiegel beim Dauer und Intervall-schwimmen / J. Keui, P. Zippalius, G. Henrich // Deutsch Med.Wschr. 1972. - N 97. - S. 1294-1298.

154. Keul I. Intermittent exercise metabolism, p02 and acid-base equilibrium in the blood /1. Keul, D. Doll // Journal Appl. Phesiol. 1973. - N 34. - P. 220-225.

155. Kindermann W. Anaerobe Energiebere itstellung und Herzfrequenz wahrend und nach verschiedenen Trainingsmethoden des Mitelstrecklers / W. Kindermann, G. Huber, J. Keul //Journal Leistungssport. 1975. - N 1. - S. 66-77.

156. Kjilberg S. R. The relation on the cardiac volume to the weight and surface area of the body, the blood volume and the physical capacity for work / S. R. Kjilberg et al // Asta Radiol. 1949. - N 91. - P. 113-122.

157. Margaria R. Assessment of physical activity in oxidative and anaerobic maximal exercise / R. Margaria // Int. Journal angero. Physiol, einschl. Arbeetsphysiol. -1966. V. 22. - P. 115-124.

158. Naimark A. K. Continuous measurement of ventilatory exchange ratio during exercise / A.K. Naimark, K. Wasserman, M.B. Mc Jroy // Journal Appl. Physiol. -1964. V. 19.-P. 604-608.

159. Rapoco A.V. О treino desportivo. Tendecias metodologicas doterminantes na evolucao dos resultados / A.V. Rapoco. Lisboa: Universidade tecnica, 1998. -175 p.

160. Reindell H. Das Intervaltraining / H. Reindell, H. Roskamm et al. Munchen: Sportarts u. Sportmed 1962. - 49 s.

161. Saltin B. Muscle glycogen, lactate, ATP and CP in intermittent exercise. Muscle metabolism during exercise / B. Saltin, B. Essen. New York ; London: Plenum press, 1971. - P. 419-424.

162. Skinner J. S. The transition from aerobic metabolism / J. S. Skinner, Т.Н. Mc Zellan // Res. Quart. -1980. V. 51. - P. 234-246.

163. Tesch P. A. Muscle capillary supply and fiber type characteristics in weight and power lifter / P.A. Tesch, A. Thorsson, P. Kaiser // Journal Appl. Physiol. -1984.-V. 56.-P. 243-246.

164. Tiryaki G.R. The effect of sodium bicarbonate and sodium citrate on 600 m running time of trained females / G. R. Tiryaki, H.A. Atterbom // Journal Sports Med. and Phys. Fitness. 1995. - V. 35, N 3. - P. 194-198.

165. Vorobjov A. N. Programming sports training with the help of projecting expert systems moving towards excellence AIESEP world convention / A.N. Vorobjov, L.A. Khasin. Atlanta, 1990. - P. 212.

166. Wasserman K. Lactate and related acid base and blood gas changes during constant load and graded exercise / K. Wasserman // Canad. Med. Ass. Journal -1967.-V. 96.-P. 775-779.

167. Wenger H. A. Uptake of H-leucine into different fraction of rat skeletal muscle following acute endurance and sprint exercise / H.A. Wenger, J.G. Wilkinson, T. Nihei // Europ. Journal Appl. Physiol. 1981. - V. 47. - P. 83-92.

168. Бланк шкал самооценки Спилбергера1. ФамилияГруппаДата

169. Мне ничто не угрожает 2 3 4г Я нахожусь в напряжении 2 3 4

170. Я внутренне скован 1 2 3 4

171. Я чувствую себя свободно 2 з 46 Я расстроен 2 3 4

172. Меня волнуют возможные неудачи 2 3 4

173. Я ощущаю душевный покой 2 3 49 Я встревожен 2 3 4

174. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 2 3 4и Я уверен в себе 2 3 412 Я нервничаю 2 3 4

175. Я не нахожу себе места 2 3 414 Я взвинчен 2 3 4

176. Я не чувствую скованности, напряженности 2 3 41в Я доволен 2 3 417 Я озабочен 2 3 4

177. Я слишком возбужден, и мне не ло себе 2 3 419 Мне радостно 2 3 420 Мне приятно 2 3 4

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.