Цирковые велосипеды – правдивая история о наших детских впечатлениях. Велосипед в цирковом искусстве

Каждый, кто бывал в цирке, наверняка видел различные номера с велосипедами. История циркового велосипеда началась почти одновременно с изобретением железного коня, а точнее, в 80-х гг. ХІХ века. Трюки на велосипедах класса «паук» не поражали своей оригинальностью и в основном заключались в удержании равновесия двумя акробатами на небольших скоростях. Своими велосипедными номерами в те времена славился цирковой ансамбль Анчилотти. Сама конструкция велосипеда с огромным передним и маленьким задним колесом требовала от людей недюжинной ловкости.

С совершенствованием конструкции двухколесной лошадки, стали усложняться и цирковые трюки. Выступление стало строиться на выполнении наездником трюков и фокусов на больших скоростях. Циркачами такого плана становились чемпионы-велосипедисты, бывшие конные наездники и гонщики. Такие звезды как Ник Кауфман, Зида Бланка, Пауль Леопольди и Пауль Доринг умудрялись вальсировать, жонглировать, ездить на одноколесном велосипеде, на полной скорости проскальзывать под рамой, ездить лишь на переднем колесе, производить трюки на тандеме.

По конструкции цирковые байки чуть отличаются от обыкновенных велосипедов. У них усилена рама, чтобы выдерживать большое количество акробатов, уменьшена передача, а также шестерни и шатуны, для того, чтобы наездник не цеплялся за них. В цирках используют одноколесные и двухколесные конструкции, высокие велосипеды и тандемы. На крепких велоконструкциях порой выполняют свои трюки много человек одновременно.

Следующим шагом в развитии цирковых велосипедных номеров стала фигурное катание. На байках выступают клоуны, жонглеры и даже животные. Так, во всем мире любовь детей заслужили крутящие педали медведи, а также собаки и обезьяны, выполняющие различные трюки во время езды на двухколесном коне.

С начала прошлого века быстро стала развиваться велоакробатика. Акробаты-велосипедисты должны обладать еще и отменным чувством ритма, способностями к математике и физике, чтобы рассчитать прыжки и трюки, производимые на перемещающемся в пространстве велосипеде. Велогонщик и конструктор из Франции Шарль Нуазетт, в 90-х гг. ХХ в. разработал знаменитейший номер «велокорзина» или «круг смерти». Суть номера заключалась в том, что велосипедисты катались по отвесным стенкам деревянной цилиндрической конструкции, удерживаемые лишь центробежной силой, а затем корзину поднимал специальный подъемник, чтобы зрители убедились, что она не имеет дна. Таким образом, велосипедисты как бы парили в воздухе.

Пожалуй, самым захватывающим цирковым трюком можно считать езду на велосипеде по натянутому на высоте канату. Так, например, потомственный циркач в 7-ом поколении из Америки, Ник Валленда, в 2010 году установил в этой области мировой рекорд, запротоколированный в книге рекордов Гиннеса. Бесстрашный акробат преодолел 30-метровый канат, натянутый на высоте80 м. Страховку велосипедист не использовал. Канат соединял две 20-этажные башни гостиницы в Нассау (столица Багамских островов).

В цирковом искусстве велосипед огромную роль играл давно - первые велотрюки акробаты начали выполнять еще на велосипедах класса «Паук» или «Костотряска» с огромным передним и маленьким задним колёсами. Естественно, технические возможности велосипедов в те времена (80-е гг. XIX в.) были скромными, и артисты представляли парные акробатические номера, основанные лишь на равновесии, без больших скоростей. В этот период наибольшую известность получил цирковой ансамбль Анчилотти. Немалая ловкость нужна уже для того, чтобы забраться на такой агрегат и не упасть с него при катании, не говоря уже о трюках. Поэтому неудивительно, что цирковые номера на первых велосипедах неизменно приводили публику в восторг!

Постепенно, по мере совершенствования велоконструкции, зарождается самостоятельный цирковой жанр - выступление строится на выполнении велосипедистом трюков и фокусов при сохранении равновесия на впечатляющей скорости. Этот жанр очень схож с акробатической верховой ездой, и первыми его представителями стали велосипедисты-чемпионы, профессиональные гонщики и наездники. К числу звезд цирка, блиставших на «двухколесных конях» на арене, можно отнести Пауля Доринга и Пауля Леопольди из Германии, а также Зида Бланка и Ника Кауфмана из США. Не секрет, что выступления в таком жанре требуют от артиста множества развитых навыков в эквилибристике - ведь непременными пунктами программы номера были вальсирование, фигурная езда, езда на переднем колесе, пролезание сквозь рамку на полной скорости, вольтижировка, жонглирование на уницикле (одноколесном велосипеде), а также, при выступлении нескольких участников, трюки на тандеме либо многоместном велосипеде.

Претерпевал изменения и сам цирковой велосипед: его конструкция приспосабливалась под особенности арены. Однако, вопреки устоявшемуся мнению о «трюкованности» циркового инвентаря, велосипедов это коснулось не так уж сильно. Во-первых, у циркового байка по сравнению с обычным уменьшена передача (т.е. соотношение числа оборотов шатуна и заднего колеса), что наиболее оптимально для манежа диаметром в тринадцать метров. Во-вторых, шестерни и шатуны на таких моделях намного меньше, чтобы артист случайно не задел их во время номера. В-третьих, тяжелые и крепкие рамы цирковых байков способны выдержать огромные нагрузки: например, десять-пятнадцать человек одновременно.

Номера велофигуристов очень быстро стали неотъемлемой частью цирковых программ так же, как и выступления клоунов, фокусников и дрессировщиков животных. Дрессировщики очень быстро приспособили велосипеды и для своих мохнатых подопечных: детей и взрослых всего мира удивляют и забавляют, например, медведи, старательно и ловко крутящие педали и получающие под шумные аплодисменты заслуженную порцию сахара. «Ехали медведи на велосипеде», так-то!

Ну а велоакробатика развивалась в двадцатом столетии семимильными шагами: новая ветвь этого замечательного циркового жанра представляла собой номера, основанные уже на точнейших математических и механических расчетах движения предметов в пространстве, где учитывается траектория, центробежная сила, сила притяжения и т.д. Здесь одной только ловкости и владения телом и велосипедом было мало: каждое движение должно было быть идеально выверенным и совершаться в строго определенное время со строго определенной силой. Французский велогонщик и конструктор Шарль Нуазетт в 90-х разработал номер, принесший своему создателю бешеную популярность. Номер назывался «Корзина». Велокорзина (её еще называли «Круг смерти») - это высокое деревянное сооружение из сплетенных планок, напоминающее корзину, но только без дна. Стенки у корзины были практически отвесными. Во время представления велосипедисты катаются по внутренней части корзины, и от падения их удерживает лишь действие центробежной силы. В тот момент, когда артисты достаточно разогнались, корзину поднимают специальным подъемником, и становится отчетливо видно, что дна у сооружения нет. Номер, как уже было сказано, вызывал у зрителей сильнейшие эмоции.

Особо стоит отметить и то, что велосипед не обошли вниманием и такие всемирно любимые деятели циркового искусства, как канатоходцы. Кто спорит, пройти по канату на огромной высоте - поступок не для слабонервных, но проехать по нему на велосипеде??? Это уже что-то совсем уж захватывающее дух, согласитесь. Вот, например, американский канатоходец Ник Валленда установил в 2010 году мировой рекорд, удостоенный, кстати, книги рекордов Гиннеса: он проехал на велосипеде по тридцатиметровому канату, натянутому на высоте… 80 метров! Без страховки! Канат был натянут между двадцатиэтажными башнями гостиницы в столице Багамских островов Нассау. Ник уже не раз проделывал подобные головокружительные номера, ведь он потомственный циркач аж в седьмом поколении: его предки выступали в цирках Германии, а затем и США. После своего рекорда Ник рассказал журналистам, что в какой-то момент он чуть было не потерял равновесие, и только чудо помогло ему справиться с этим и не упасть.

Ну и конечно, все мы с детства помним и любим ярких и смешных клоунов: цирковые артисты-комики тоже стали активно использовать велосипед в своем ремесле. Клоунские двухколесные агрегаты увешаны колокольчиками, клаксонами, рожками и воздушными шарами, они обязательно имеют нелепую расцветку и вызывают улыбку одним своим видом. Велосипед комика также может быть невероятно маленьким, либо иметь колеса разной величины. Заднее колесо может быть от телеги или вообще иметь яйцеобразную форму. Классикой стали смешно «ломающиеся» велосипеды у клоунов, когда они, будто бы стараясь подражать акробатам, смешно плюхаются на арену или теряют колёса.

Ну и напоследок приведем несколько имен выдающихся велофигуристов. В дореволюционной России это Б. П. Краев-Червинский и Ян Польди, в СССР - Каменские, Асмус, Вартановы, Баранские, Морено. Что же, цирковое искусство продолжает развиваться, ждем новых велосипедных трюков и новинок! Але-оп!

В цирковом искусстве велосипед огромную роль играл давно - первые велотрюки акробаты начали выполнять еще на велосипедах класса «Паук» или «Костотряска» с огромным передним и маленьким задним колёсами. Естественно, технические возможности велосипедов в те времена (80-е гг. XIX в.) были скромными, и артисты представляли парные акробатические номера, основанные лишь на равновесии, без больших скоростей. В этот период наибольшую известность получил цирковой ансамбль Анчилотти. Немалая ловкость нужна уже для того, чтобы забраться на такой агрегат и не упасть с него при катании, не говоря уже о трюках. Поэтому неудивительно, что цирковые номера на первых велосипедах неизменно приводили публику в восторг!

Постепенно, по мере совершенствования велоконструкции, зарождается самостоятельный цирковой жанр - выступление строится на выполнении велосипедистом трюков и фокусов при сохранении равновесия на впечатляющей скорости. Этот жанр очень схож с акробатической верховой ездой, и первыми его представителями стали велосипедисты-чемпионы, профессиональные гонщики и наездники. К числу звезд цирка, блиставших на «двухколесных конях» на арене, можно отнести Пауля Доринга и Пауля Леопольди из Германии, а также Зида Бланка и Ника Кауфмана из США. Не секрет, что выступления в таком жанре требуют от артиста множества развитых навыков в эквилибристике - ведь непременными пунктами программы номера были вальсирование, фигурная езда, езда на переднем колесе, пролезание сквозь рамку на полной скорости, вольтижировка, жонглирование на уницикле (одноколесном велосипеде), а также, при выступлении нескольких участников, трюки на тандеме либо многоместном велосипеде.


Претерпевал изменения и сам цирковой велосипед: его конструкция приспосабливалась под особенности арены. Однако, вопреки устоявшемуся мнению о «трюкованности» циркового инвентаря, велосипедов это коснулось не так уж сильно. Во-первых, у циркового байка по сравнению с обычным уменьшена передача (т.е. соотношение числа оборотов шатуна и заднего колеса), что наиболее оптимально для манежа диаметром в тринадцать метров. Во-вторых, шестерни и шатуны на таких моделях намного меньше, чтобы артист случайно не задел их во время номера. В-третьих, тяжелые и крепкие рамы цирковых байков способны выдержать огромные нагрузки: например, десять-пятнадцать человек одновременно.

Номера велофигуристов очень быстро стали неотъемлемой частью цирковых программ так же, как и выступления клоунов, фокусников и дрессировщиков животных. Дрессировщики очень быстро приспособили велосипеды и для своих мохнатых подопечных: детей и взрослых всего мира удивляют и забавляют, например, медведи, старательно и ловко крутящие педали и получающие под шумные аплодисменты заслуженную порцию сахара. «Ехали медведи на велосипеде», так-то!




Ну а велоакробатика развивалась в двадцатом столетии семимильными шагами: новая ветвь этого замечательного циркового жанра представляла собой номера, основанные уже на точнейших математических и механических расчетах движения предметов в пространстве, где учитывается траектория, центробежная сила, сила притяжения и т.д. Здесь одной только ловкости и владения телом и велосипедом было мало: каждое движение должно было быть идеально выверенным и совершаться в строго определенное время со строго определенной силой. Французский велогонщик и конструктор Шарль Нуазетт в 90-х разработал номер, принесший своему создателю бешеную популярность. Номер назывался «Корзина». Велокорзина (её еще называли «Круг смерти») - это высокое деревянное сооружение из сплетенных планок, напоминающее корзину, но только без дна. Стенки у корзины были практически отвесными. Во время представления велосипедисты катаются по внутренней части корзины, и от падения их удерживает лишь действие центробежной силы. В тот момент, когда артисты достаточно разогнались, корзину поднимают специальным подъемником, и становится отчетливо видно, что дна у сооружения нет. Номер, как уже было сказано, вызывал у зрителей сильнейшие эмоции.

Особо стоит отметить и то, что велосипед не обошли вниманием и такие всемирно любимые деятели циркового искусства, как канатоходцы. Кто спорит, пройти по канату на огромной высоте - поступок не для слабонервных, но проехать по нему на велосипеде??? Это уже что-то совсем уж захватывающее дух, согласитесь. Вот, например, американский канатоходец Ник Валленда установил в 2010 году мировой рекорд, удостоенный, кстати, книги рекордов Гиннеса: он проехал на велосипеде по тридцатиметровому канату, натянутому на высоте… 80 метров! Без страховки! Канат был натянут между двадцатиэтажными башнями гостиницы в столице Багамских островов Нассау. Ник уже не раз проделывал подобные головокружительные номера, ведь он потомственный циркач аж в седьмом поколении: его предки выступали в цирках Германии, а затем и США. После своего рекорда Ник рассказал журналистам, что в какой-то момент он чуть было не потерял равновесие, и только чудо помогло ему справиться с этим и не упасть.


Ну и конечно, все мы с детства помним и любим ярких и смешных клоунов: цирковые артисты-комики тоже стали активно использовать велосипед в своем ремесле. Клоунские двухколесные агрегаты увешаны колокольчиками, клаксонами, рожками и воздушными шарами, они обязательно имеют нелепую расцветку и вызывают улыбку одним своим видом. Велосипед комика также может быть невероятно маленьким, либо иметь колеса разной величины. Заднее колесо может быть от телеги или вообще иметь яйцеобразную форму. Классикой стали смешно «ломающиеся» велосипеды у клоунов, когда они, будто бы стараясь подражать акробатам, смешно плюхаются на арену или теряют колёса.


Ну и напоследок приведем несколько имен выдающихся велофигуристов. В дореволюционной России это Б. П. Краев-Червинский и Ян Польди, в СССР - Каменские, Асмус, Вартановы, Баранские, Морено. Что же, цирковое искусство продолжает развиваться, ждем новых велосипедных трюков и новинок! Але-оп!