Ходзё-дзюцу - искусство связывания. Ходзе - дзюцу - разное - оружие Ходзе дзюцу электронные библиотеки онлайн
МУГЕН-РЮ ХЕЙХО
Не менее древнюю историю, чем шест или посох, имеет и короткая дубинка (дзё) - естественное подспорье безоружного во все времена. Дубинкой любили побаловаться и благородные соратники Робин Гуда, и русские богатыри, и вьетнамские повстанцы. Железная дубина постепенно превратилась в палицу и в булаву. В Японии же вплоть до XVII в. дубина и кол оставались оружием простонародья.
приёмов боя с обычной метровой палкой приписывается самураю Мусо Гонносукэ. Ранее Мусо изучал технику работы "бо" школ Тэнсин-Сёдэн-Катори-Синто-рю и Касима-Синто-рю. Освоив все секреты бо-дзюцу, он отправился странствовать из провинции в провинцию со своим нехитрым оружием. В поединках с противниками, вооружёнными алебардами и мечами, он не знал поражений. Возгордившись, Мусо послал вызов Миямото Мусаси, величайшему фехтовальщику эпохи. Схватку он проиграл, но великодушный Мусаси подарил побеждённому жизнь. Вне себя от горя, Мусо удалился на южный остров Кюсю и там жил долгие годы отшельником в глубине гор до той самой ночи, когда к нему, как и следовало ожидать, снизошло озарение (сатори). Наутро Мусо, следуя божественным рекомендациям, вырезал палку из бука и стал разучивать движения, представлявшие нечто среднее между бо-дзюцу и кэн-дзюцу - "искусство дубины". С помощью дзё-дзюцу было удобно наносить тычковые удары по болевым точкам. К тому же, размеры палки давали больше простора для жонглёрских манипуляций.
В итоге, заменив рокусяку-бо на более короткую, лёгкую и, следовательно, удобную модель - дзё (120 - 125 см, диаметр 2,5 см), или дубинку, Мусо Гонноскэ создал новую разновидность фехтования на палках - дзё-дзюцу и основал школу Синдо-Мусо-рю, прославив-шуюся своими 64 приёмами боя, которые составили её основу.
С тех пор школы дзё-дзюцу стали плодиться во множестве, но все они носили эзотерический характер, а в новое и новейшее время существовали при Федерации кэндо. В 1955 г. возникла независимая Всеяпонская федерация дзё-до (Дзен-Нихон-Дзё-Дзюцу-Рэнмэй), но и поныне многое в технике дзё остаётся загадкой, как, например, 64 секретных приёма школы Синдо-Мусо-рю, ведущей происхождение от легендарного Мусо.
Интересно отметить, что все тренировки с дзё проводятся без протекторов, а удары (за исключением наиболее опасных) наносятся в полную силу. Подобная методика обучения не только воспитывает мужество, но и даёт великолепную "набивку" тела, развивая мышечную броню и притупляя болевые ощущения. Между тем, в кэн-дзюцу, а позже в кэндо при работе с мечами из тяжёлого дерева (боккэн) и даже из бамбука (синаи), не говоря уж о настоящих, стальных, протекторы на корпус, шлем и забрало использовались обязательно.
Одним из вспомогательных предметов, изучавшихся в большинстве школ японских воинских искусств, было искусство отбивания стрел (ядомэ-дзюцу) при помощи меча или голыми руками. В самурайской коннице никогда не использовались ручные щиты, которые мешали орудовать мечом или алебардой и вообще рассматривались как излишняя роскошь. Иногда в качестве щита выступал снятый с головы шлем, но чаще самураи полагались на ловкость рук. Скорость, глазомер и отрешённость "духа-разума" были залогом успеха. Многое зависело также от правильной стойки, дающей возможность дотянуться до стрелы и отбить её в полёте, в каких-нибудь десяти-двенадцати сантиметрах от тела. Самым трудным был момент нанесения парирующего удара (дзансин). Каждая новая стрела, выпущенная другим стрелком и с другой дистанции, несла в себе элемент неожиданности и исключала возможность удачного "механического" повторения. Отбивая одну стрелу, нужно было одновременно фиксировать взглядом вторую, третью, четвёртую, мгновенно определять степень опасности и реагировать только на летящую в голову или грудь. Стрелы можно было отбивать одним или двумя мечами, что считалось делом сравнительно простым, либо рукой в латном нарукавнике. Вершиной мастерства было умение перехватить стрелу на лету. В рыцарском эпосе встречается упоминание о самураях, остававшихся целыми и невредимыми под дождём стрел.
При освоении техники ядомэ в школах на стрелы надевали мягкие тряпичные или ватные шарики. Тренировка, где одного исполнителя обстреливало несколько лучников, напоминало игру в пинг-понг на огромных скоростях. Качеством ядомэ и вообще быстротой реакции характеризовался класс мастерства, степень совершенства виртуоза воинских искусств бугэйся. В бою самурай хотел взять противника живьём, он должен был владеть ходзё-дзюцу - искусством связывания, необходимым приложением к дзю-дзюцу, которое было обязательным в программе военной подготовки самураев. Выбив из рук врага оружие и проведя бросок с последующим удержанием, следовало немедленно одной рукой снять с пояса моток верёвки и обмотать жертву таким образом, чтобы любое движение при попытках высвободиться из пут причиняло боль. В гуще боя, под остриями направленных со всех сторон мечей и копий, сделать это было нелегко. Считается, что твёрдые правила ходзё-дзюцу впервые ввела школа Такэноути-рю, но почти каждая школа дзю-дзюцу могла похвастаться своей оригинальной методикой.
С большим усердием изучали ходзё-дзюцу блюстители порядка эпохи Токугава, правительственные надсмотрщики и сыщики мэ-цукэ. Мастера искусства связывания изобретали столь затейливые комбинации, что морские узлы выглядели бы в сравнении с ними детской шалостью. Были детально разработаны все воз-можные варианты связывания отдельно рук и ног, рук и шеи, ног и шеи и т.д. Способы и "рисунки" варьировались в зависимости от пола и возраста жертвы, её социального положения, особенностей одежды и причёски. Для транспортировки пленника своим ходом конец верёвки крепился к таким местам, что малейшее поползновение бежать вызывало мучительную боль. Если не было длинной верёвки, использовался шнур от большого меча - сагэо. Класс техники ходзё-дзюцу определялся степенью мастерства и скоростью.
Высшим шиком для самурая (и самым большим позором для его врага) было так связать неприятеля, чтобы он шёл за победителем на своих ногах, а его меч оставался при нём. В боевых ситуациях применяли тонкие шёлковые шнуры, глубоко врезавшиеся в тело. На тренировках используются плоские хлопчатобумажные пояса, которые не дают полного эффекта связывания, зато предохраняют партнёра от омертвления конечностей.
Ещё одна область применения ходзё-дзюцу - использование верёвки в качестве блокирующего и сковывающего средства в работе против вооружённого и безоружного противника.
Ходзё-дзютсу
Из истории
Ходзё-дзютсу - боевое искусство связывания подозреваемых и преступников, существовавшее в Японии с начала XIV до второй половины XIX вв. В настоящее время японской полиции разрешено использовать веревку наряду с наручниками, если конкретный полицейский хорошо владеет соответствующей техникой.
Ходзё-дзютсу означает "искусство захватывания с помощью веревки": ho (также: tori) - ловить, захватывать, арестовывать; jo (также: nawa) - веревка; jutsu - искусство. Как видим, второе название, имеющее то же самое значение - torinawa jutsu или торинава-дзютсу.
Основное предназначение ходзё-дзютсу состояло в захвате подозреваемого, противника или преступника в плен и обездвиживании, так чтобы он не мог сопротивляться или сбежать. Наибольший расцвет ходзё-дзютсу пережило в феодальный исторический период Японии, когда возникла необходимость захвата в плен противника, который мог обладать ценной информацией, или же который мог использоваться для обмена на кого-нибудь, захваченного противной стороной. Безусловно, были и другие причины для связывания кого-либо, и одна - далеко не последняя - причина состояла в необходимости обездвижить подозреваемого в совершении преступления для передачи его под суд или для допроса...
Для связывания использовались самые различные узлы - от простых крепёжных узлов до затягивающихся ещё туже при попытках человека развязаться. Отдельным образом связывался одиночный пленник, и специальные узлы использовались для нескольких человек, связанных вместе одной длинной верёвкой. Часто для связывания "случайного" пленника использовался шнур, крепившийся к ножнам меча самурая...
Из методики преподавания
...Обычное связывание в общем случае позволяет связанному человеку нащупать веревки руками и попытаться их расшатать, ослабить с целью дальнейшего освобождения. Использование специальных методов ограничения подвижности позволяет взаимоувязать обвязку, так что ослабление одной веревки приводит к натяжению другой, и в конечном счете ничего не дает человеку, пытающемуся развязаться.
Специальные методы ограничения подвижности - не единственный способ обезопасить себя от попыток связанного человека освободиться. Ещё один эффективный метод снижения активности, если не полного обездвиживания рук и туловища человека - использование скользящих петель на шее, взаимоувязанных в веревочном блоке с локтями и запястьями, так что любая попытка пошевелить руками вызывает затягивание этих петель. Добавление к таким обвязкам связывания ног полностью обездвиживает человека...
Фрагменты методики выполнения одной из техник ходзё-дзютсу
Обучение
Инструктор - Ласкин Александр Борисович , 2 дан джиу-джитсу (стаж занятий 25 лет), 2 дан ходзё-дзютсу (стаж занятий 16 лет).
Обучение разделено на три этапа, каждый из которых состоит из четырех двухчасовых занятий. После изучения всего материала и успешной сдачи аттестационных экзаменов возможен допуск к аттестации на 1 дан по ходзё-дзютсу.
Каждый этап проходится на отдельном семинаре. Между семинарами обучающиеся должны самостоятельно практиковаться, совершенствуя усвоенные на занятиях навыки. В конце каждого семинара для успешно освоивших материал возможно проведение аттестации
Программа первого семинара
- история ходзё-дзютсу;
- основы безопасности при работе с веревкой;
- подготовка веревки к работе;
- изготовка - закрепление короткой веревки на туловище;
- ритуал с веревкой - в руках, на туловище;
- подготовка петель (с узлом одной рукой, двумя руками - ладонь, морской узел, со сложенной вдвое веревкой);
- теория наложения одинарных и сдвоенных обвязок - витки: параллельно, с пересечением;
- практика наложения одинарных и сдвоенных обвязок на руки - параллельно, с пересечением;
- базовые варианты связывания конечностей, их различия - теория и практика;
- базовые узлы, фиксация хвостов веревки после выполнения обвязок;
- базовые варианты полного связывания;
- физиология связывания рук - спереди, сзади, в различных положениях;
- физиология связывания ног в различных положениях;
- безопасность при обращении с веревкой для себя и для уке;
- связывание рук и ног в положениях, описанных выше, различными способами, в том числе и наиболее эффективными для того или иного положения.
- техники связывания короткой веревкой, предварительно закрепленной на туловище или из мотка. Несколько вариантов;
- базовые элементы связывания длинной веревкой;
- принципы крепления веревки на шее, на предплечьях, запястьях, щиколотках;
- связывание запястий и щиколоток, закрепление веревки на них;
- техники связывания короткой веревкой, предварительно закрепленной на туловище или из мотка. Уке в положении контроля лёжа, стоя;
- связывание одной рукой;
- достижение высокой скорости связывания короткой веревкой;
- техника связывания длинной веревкой. Объединение базовых элементов в полный прием связывания.
- принцип и целесообразность использования специальных методов ограничения подвижности в обвязке. Техники связывания длинной веревкой с использованием этих методов;
- церемониальное связывание;
- связывание для конвоирования;
- связывание с целью полного обездвиживания;
- полный цикл - от связывания короткой веревкой уке в положении контроля до связывания длинной веревкой для конвоирования.
После первого семинара перед вторым должно пройти не менее 3 месяцев, после второго перед третьим не менее полугода.
Короткие видеоклипыРаботая в полицейской технической комиссии в 1927 году, Симидзу Такадзи в свои показательные выступления перед членами комиссии включил приемы классического будзюцу, именуемого ходзё-дзюцу . Симидзу, которому ассистировал Такаяма Кэнъити, продемонстрировал искусство усмирения и обездвиживания агрессора посредством связывающей веревки. Большой интерес полицейских властей к этому малознакомому виду воинского искусства побудил Симидзу выступить с инициативой приспособить некоторые приемы для нужд полиции, когда приходится иметь дело с заключенными.
Освоение ходзё-дзюцу в качестве методов обучения полицейских продолжалось до 1931 года, когда Симидзу стал инструктором токийской полиции по ходзё-дзюцу. Симидзу организовал официальное обучение методам ходзё-дзюцу всех патрульных полицейских. Его основными идеями руководствовались вплоть до поражения Японии во Второй мировой войне. Последующий запрет на занятия воинскими искусствами и принципами не коснулся ходзё-дзюцу, поскольку данное искусство являлось важной составной частью в обучении японских полицейских. Специальные исследования, проведенные самим Симидзу в 1949, 1951, 1955, 1962 и 1968 годах, привели к некоторым изменениям в исходных методах ходзё-дзюцу и сделали их еще более пригодными для применения в возникающих в настоящее время ситуациях.
, ,
Искусство связывания веревкой.
Применялось на поле боя для захвата и конвоирования пленных, а в мирное время - при аресте преступников.
Каждого человека надо было связать с учетом его телосложения, социального статуса, особенностей одежды, профессиональных навыков. Поэтому были разработаны специальные приемы связывания для придворных аристократов, крестьян, торговцев, ремесленников, монахов, нищих и т.д. Кроме того, были учтены различия анатомического строения мужчин и женщин.
Для связывания применялись специальные шнуры различной длины и толщины. Более короткий и толстый шнур, использовавшийся ддя первоначального связывания, назывался хаянава - «быстрая веревка» . Им просто и быстро скручивали сопротивляющуюся жертву. Затем, когда противник уже был обездвижен, использовалась хоннава - «основная веревка» , которая была на пару метров длиннее и тоньше (чем тоньше веревка, тем труднее развязать узел). Подготовленный надлежащим образом мог связать свою жертву с поразительной скоростью и эффективностью.
Технику ходзё-дзюцу изучали практически во всех школах . Древнейшей школой, канонизировавшей ее, считается Такэноути-рю. нашло применение и в современной полиции. Главную роль в этом сыграл Симидзу Такадзи , работавший в полицейской технической комиссии и выступивший с инициативой приспособить некоторые традиционные приемы для нужд полиции.
В 1931 г. Симидзу стал инструктором токийской полиции по ходзё-дзюцу и организовал обучение этой технике всех патрульных полицейских. Специальные исследования, проведенные самим Симидзу в послевоенные годы, принесли некоторые изменения в , сделав их более пригодными в современных условиях.
Основу современного полицейского ходзё-дзюцу составляет техника школы Итацу-рю . Используются семь базовых приемов: три приема связывания спереди, четыре приема связывания сзади. Различные методы обеспечивают различную степень контроля над противником. Например, существуют методы, ограничивающие движение рук, не лишая их полной подвижности; позволяющие медленно ходить, но не бегать; способы полного обездвижения. Одни узлы причиняют боль жертве, если арестованный пытается бежать, а другие при попытке бегства ведут к потере сознания. © А. Горбылёв
). Применялось на поле боя для захвата и конвоирования пленных, а в мирное время - при аресте преступников.
Каждого человека надо было связать с учетом его телосложения, социального статуса, особенностей одежды, профессиональных навыков. Поэтому были разработаны специальные приемы связывания для придворных аристократов, самураев, крестьян, торговцев, ремесленников, монахов, нищих и т.д. Кроме того, были учтены различия анатомического строения мужчин и женщин.
Для связывания применялись специальные шнуры различной длины и толщины. Более короткий и толстый шнур, использовавшийся для первоначального связывания, назывался хаянава - «быстрая веревка». Им просто и быстро скручивали сопротивляющуюся жертву. Затем, когда противник уже был обездвижен, использовалась хоннава - «основная веревка», которая была на пару метров длиннее и тоньше (чем тоньше веревка, тем труднее развязать узел). Подготовленный надлежащим образом самурай мог связать свою жертву с поразительной скоростью и эффективностью.
Технику ходзё-дзюцу изучали практически во всех школах дзю-дзюцу . Древнейшей школой, канонизировавшей её, считается Такэноути-рю . Ходзё-дзюцу нашло применение и в современной полиции. Главную роль в этом сыграл Симидзу Такадзи, работавший в полицейской технической комиссии и выступивший с инициативой приспособить некоторые традиционные приемы для нужд полиции.
В 1931 г. Симидзу стал инструктором токийской полиции по ходзё-дзюцу и организовал обучение этой технике всех патрульных полицейских. Специальные исследования, проведенные самим Симидзу в послевоенные годы, принесли некоторые изменения в классические методы ходзё-дзюцу, сделав их более пригодными в современных условиях.
Основу современного полицейского ходзё-дзюцу составляет техника школы Итацу-рю . Используются семь базовых приемов: три приема связывания спереди, четыре приема связывания сзади. Различные методы обеспечивают различную степень контроля над противником. Например, существуют методы, ограничивающие движение рук, не лишая их полной подвижности; позволяющие медленно ходить, но не бегать; способы полного обездвижения. Одни узлы причиняют связанному боль, если он пытается бежать, а другие при попытке бегства ведут к потере сознания.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Ходзё-дзюцу" в других словарях:
- (Ходзёси), род военно феодальный род эпохи Камакура (1185–1333). Семья была основана Тайра но Токииэ, принявшего имя Ходзё. Его внук Ходзё Токимаса (1138–1215) был назначен присматривать за оставленным в живых Ёритомо, сыном Минамото но Ёсинака.… … Вся Япония
Ходзё: Ходзё (род) династия регентов, более столетия правивших от лица несовершеннолетних сёгунов династии Минамото, которые в свою очередь официально «правили» от лица малолетних императоров Го Ходзё (род) род, основанный самозванцем … Википедия
Ходзё - (Hojo), ветвь могущественного семейства Тайра в Японии. После смерти Минамото Ёритомо, X. стали регентами при не имеющих реальной власти сегунах. Начиная с 1219 г. регентство стало наследственным. Под властью X., продолжавшейся прибл. до 1300 г … Всемирная история
- (Записки из кельи) один из литературно философских памятников Японии. Датируется 1212 г. Записки предстали перед читателем в виде своеобразного философского размышления: что есть жизнь, отчего так невечно и непрочно земное существование, люди,… … Вся Япония
Феодальный дом, находившийся у власти в Японии в 13 14 вв. Глава дома Х. Токимаса Х. (1138 1215), породнившись с семьей Ёритомо Минамото, помог последнему основать первый сёгунат (см. Минамото). 16 регентов (сиккэнов) Х. в 1203 1333 были… … Большая советская энциклопедия
Горная р. в Баталпашинском отд. Кубанской обл. Вытекает из горы Тхач (7744 фт.) и соседних с нею лесистых гор множеством истоков. Долины и ущелья их покрыты вековыми лесами, очень богатыми дичью. В них попадаются до сих пор, между прочим, и зубры … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
1 . феод. дом, находившийся у власти в Японии в 13 14 вв. Ему принадлежало родовое поместье в пров. Идзу. В 12 в. расширил свои владения в р не Канто, превратил местных самураев в своих вассалов. Глава дома X. Токимаса X. (1138 1215),… … Советская историческая энциклопедия
- 北条 泰時 … Википедия
- (яп. 北条 時宗 хо:дзё: токимунэ … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Ходзё. Род Ходзё (яп. 北条氏 Хо:дзё: си?) самурайский род, находившийся у власти в феодальной Японии в XIII XIV веках. История Роду Ходзё принадлежало поместье в провинции Идзу. В ХII cтолетии… … Википедия
Род Ходзё (яп. 北条氏 Хо:дзё: си?) самурайский род, находившийся у власти в феодальной Японии в XIII XIV веках. История Роду Ходзё принадлежало поместье в провинции Идзу. В ХII cтолетии фамилия Ходзё расширила свои владения в районе Канто и… … Википедия
Книги
- На заре самурайской вольницы , Александр Альшевский. Как и почему обыкновенные крестьяне, побросав мотыги и взявшись за оружие, заложили основы самурайской вольницы, продержавшейся около 700 лет? Из-за интриг в императорской семье на вершину…