Как работает мышечная память. Как мышечная память помогает набрать массу и развить силу

Возникновение европейской системы амплуа как некоего свода правил, касающегося актерской игры, сложилось, по-видимому, в эпоху театра классицизма . Согласно классицистской системе амплуа актер, претендующий на определенную роль , должен обладать, в первую очередь, соответствующими для этой роли внешними данными (рост, сложение, тип лица, тембр голоса и пр.). Так, если актер имел высокий рост, статную фигуру, правильные черты лица, низкий голос, он мог рассчитывать на роль героя в трагедии. Актер же маленького роста, неправильного телосложения, с более высоким голосом годился только на роли комического плана. Переходы из одного амплуа в другое не допускались, за исключением возрастных амплуа: состарившийся трагический герой-премьер, к примеру, становился «благородным отцом». Каждому амплуа соответствовала своя линия поведения, свои декламационные и пластические особенности.

В 18–19 вв. система амплуа существовала более в устной театральной практике, чем в театральной теории. Система амплуа применялась при создании театральной труппы: список амплуа учитывал наиболее распространенные драматургические типы и давал возможность набрать актеров, нужных для того, чтобы играть любой репертуар. Существовали различные способы классификации актеров по амплуа. Так, Патрис Пави в своем Словаре театра называет амплуа по социальному положению (король, слуга и пр.), по костюму (роль в мантии, роль в корсете, ливрейная роль и т.п.), по функции в драме (инженю, любовник, злодей , наперсник). Реально бытовавшие системы амплуа были, как правило, смешанного типа. Система амплуа, с одной стороны, представляет устойчивую основу театрального действия, с другой стороны, она более подвижна и гибка, чем система масок. Конкретный набор амплуа, их названия изменяются в различные эпохи.

Первой фиксированной русской системой амплуа можно считать, по-видимому, Роспись (1766), составленную императрицей Екатериной II . По этой Росписи в императорской театральной труппе (Санкт-Петербург) полагалось иметь актеров и актрис на следующие амплуа: первый, второй, третий трагические любовники; первый, второй, третий комические любовники; пер-нобль (благородный отец); пер-комик (комический старец); первый и второй слуги; резонер ; подъячий; два конфиданта (наперсника); первая, вторая и третья трагические любовницы; первая, вторая комические любовницы; старуха, первая и вторая служанка; две конфидантки (наперсницы). Состав труппы императорского театра через полвека (в начале 1810-х) включал уже и другие амплуа: амплуа царя в трагедиях, петиметра (щеголя), простака, молодой кокетки, невинной (инженю); в то же время некоторые амплуа (например, подъячий) из театрального штата исчезли.

В 19 в. появляется много новых амплуа, среди которых травести, гранд-кокетт, неврастеник и др. В конце 19 в. в русской театральной практике встречаются амплуа, дифференцированные по национальным, социально- бытовым, возрастным и др. признакам. Так, в Указателе пьес для любительских спектаклей с обозначением ролей по амплуа и необходимых декораций (М., 1893) значатся национальные амплуа «армянина», «татарина», «еврея», «немца», социально-бытовое амплуа «купца», возрастные детские амплуа «девочки» и «мальчика». Движение к увеличению списка амплуа, к его конкретизации связано с возрастающим интересом театра 19 в. к человеческой индивидуальности.

Осознание амплуа как эстетической категории театра произошло в начале 20 вв. Противниками театральных амплуа выступили К.С.Станиславский , М.А.Чехов , видевшие в игре по амплуа – театральные штампы и рутинерство, препятствие для развития актерской индивидуальности. Среди сторонников системы амплуа, осознающей ее как собственно театральный способ классификации человеческих типов, были В.Э.Мейерхольд, Н.Н.Евреинов , А.Р.Кугель и др.

В 1922 в брошюре И.А.Аксенова, В.М.Бебутова и В.Э.Мейерхольда Амплуа актера актерское амплуа было определено как должность, занимаемая актером «при наличии данных, требуемых для наиболее полного и точного исполнения определенного класса ролей, имеющих установленные сценические функции». Через систему амплуа была показана связь между типологией драматургических сюжетов и актерской типологией. Авторы сделали попытку создать вневременную, «вечную» таблицу из семнадцати пар мужских и женских амплуа, с помощью которых возможно охватить весь корпус драматической литературы от античности до современности.

Скрытая система амплуа существует и в современном театре. Например, в 1970-е в связи с большим количеством производственных пьес, в драматургии социальной тематики возникло новое амплуа «социального героя».

Амплуа как способ типизации в драме

Амплуа в драме – способ типизации, родственный драматургическому типу-маске и противоположный характеру.

Драматургический тип-амплуа – это осознанное упрощение, схематизация, намеренная идеализация или снижение, отказ от индивидуализированного изображения человека с целью усиления каких-либо отдельных его качеств; поиски неких групп (по гендерным, социально-психологическим, возрастным и пр. признакам) человеческого социума. Персонаж, созданный как драматический тип-амплуа, отображает не уникальную человеческую личность, но «представителя группы», «одного из множества». Так, в Оптимистической трагедии В.Вишневского Женщина-комиссар или Вожак являются «социальными амплуа». Драматический тип-амплуа тесно связан со сценическим гротеском и активно используется в театральной практике условного театра 20 в.

ТАБЛИЦА АМПЛУА
И.А.АКСЕНОВ, В.М.БЕБУТОВ, В.Э.МЕЙЕРХОЛЬД ТАБЛИЦА АМПЛУА
(по книге «Амплуа актера». М., 1922. С.6-11.)
Необходимые данные актера Амплуа Примеры ролей Сценические функции
Мужские амплуа
1-й. Рост выше среднего. Ноги длинные. Два типа лица: широкое (Мочалов, Каратыгин, Сальвини) и узкое (Ирвинг). Желателен средний объем головы. Шея длинная, круглая. При широких плечах средняя ширина талии и бедер. Большая выразительность рук (кисти). Большие продолговатые глаза, предпочтительно светлые. Голос большой силы, диапазона и богатства тембров. Медиум баритона с тяготением к басу. 1. ГЕРОЙ 1-й. Эдип-царь, Карл Моор, Макбет, Леонт, Анжелло, Брут, Ипполит, Лантенак, Дон Гарсиа, Дон Жуан (Пушкин), Борис Годунов.
2-й. Допускается малый рост, более высокий голос, меньшая подчеркнутость требований, чем к первому герою. 2-й. Эдгар, Лаэрт, Вершинин, Лопахин, Колычев, Шаховской, Форд, Эреньен, Фридрих фон Тельрамунд, Дмитрий Карамазов. Преодолевание драматических препятствий в плане самоотвержения (логическом).
1-й. Рост не ниже среднего, ноги длинные. Выразительные глаза и рот. Голос может быть высоким (тенор). Отсутствие полноты. Средний рост. 2. ВЛЮБЛЕННЫЙ 1-й. Ромео, Молчалин, Альмавива, Калаф.
2-й. Меньшая подчеркнутость требований. Допускается ниже средний рост. Отсутствие полноты. 2-й. Парсифаль, Тихон («Гроза»), Тесман, Карандышев, Освальд, Треплев, царь Федор, Алеша Карамазов.
1-й. Рост не выше среднего. Голос безразличен. Тонкая фигура. Большая подвижность глаз и лицевых мышц. Подражательные способности (мимикрия). 3. ПРОКАЗНИК (ЗАТЕЙНИК) 1-й. Хлестаков, Петрушка, Пульчинелла, Арлекин, Яша–лакей, Пенч, Бенедикт, Грациозо, Стенсгор, Глумов. Игра негубительными препятствиями, им же самим созданными.
2-й. Допустима большая полнота. Возможны неблагополучия в пропорциях. Требования мимикрии повышены. Неожиданность тембра голоса приемлема. 2-й. Епиходов, Санчо Панса, Ламме Гоодзак, Тартарен, Фирс, Чебутыкин, Аркашка, Нахлебник, Вафля, Лепорелло, Сганарель, Расплюев, Пеникулус. Игра препятствиями, не им созданными.
Обладание манерой «преувеличенной пародии» (гротеск). Данные для эквилибристики и акробатики. 4. КЛОУН, ШУТ, ДУРАК, ЭКСЦЕНТРИК. Тринкуло, Кларин, оба Гоббо, Могильщики, Шуты, Клоуны и дураки английских и испанских театров. Слуги просцениума.
1-й. Голос или низкий (Шпион в «Анжело»), или высокий (Мелот – «Вагнера»). Рост желателен средний. Глаза безразличны. (допустимо косоглазие). Подвижность лицевых мышц и глаз для «игры на два лица». Неблагополучия в пропорциях допустимы. 5. ЗЛОДЕЙ ИНТРИГАН. 1-й. Яго, Франц Моор, Сальери, Клавдий, Антоний («Буря» и «Юлий Цезарь»), Эдмунд, Геслер. Игра губительными препятствиями, им же созданными.
2-й. Меньшая подчеркнутость требований, чем к первому. 2-й. Василий Шуйский, Смердяков, Шприх, Загорецкий, Розенкранц, Гильденштерн, Казарин. Игра губительными препятствиями, не им созданными.
Требования приблизительно те же, что и к первому герою. Большое обаяние и значительность сценической природы. Голос исключительного тембра и богатый модуляциями. 6. НЕИЗВЕСТНЫЙ (ИНОЗРИМЫЙ) Неизвестный («Маскарад» и Дочь моря»), Монте-Кристо, Летучий Голландец, Лоэнгрин, Петруччио, Пер Баст, Граф Траст, Наполеон, Юлий Цезарь, Несчастливцев, Кин, Шут Тантрис.
Требования голоса те же, что для героя. Меньшая подчеркнутость требований физического характера, предъявляемых герою. 7. НЕПРИКАЯННЫЙ или ОТЩЕПЕНЕЦ (ИНОДУШНЫЙ). Онегин, Арбенин, Печорин, Ставрогин, Паратов, Кречинский, Принц Гарри, Фламинио, Протасов, Соленый, Гамлет, Жак (Шекспира), Кент, Сехисмундо, Иван Карамазов, Карено. Концентрация интриги выведением ее в иной внеличный план.
Голос безразличен. Ноги пропорционально длинные. Голос предпочтительно высокий. Владение фальцетом. 8. ФАТ. Люцио, Осрик, Моцарт, Меркуцио, Репетилов, Барон.
Глубокий бас. Сложение безразлично. 9. МОРАЛИСТ. Дюваль-отец, Глостер, Священник («Пир во время чумы»), Иван Шуйский, Клотальдо.
Рост и голос за исключением трагических персонажей (Лир, Мельник) безразличен. 10. ОПЕКУН (ПАНТАЛЕОНЕ). Шейлок, Скупой рыцарь, Фамусов, Полоний, Арнольф, Лир, Мельник, Риголетто, Трибуле. Активное приложение лично установленных норм поведения к обстановке, созданной вне его воли.
Фигура и голос безразличны. Рост не должен превышать роста лица, с которым он связан. 11. ДРУГ (НАПЕРСНИК). Горацио, Артемида, Банко. Поддержка, содействие и побуждение того лица драмы, с которым он связан, объяснять свои поступки.
Допустима полнота. Глубокий бас. Умение владеть фальцетом. 12. ХВАСТЛИВЫЙ (КАПИТАН). Фальстаф, Боабдил, Скалозуб, воин Плавта. Осложнение в развитии действия присвоением себе чужих сценических функций (например, героя).
Общих требований нет. 13. БЛЮСТИТЕЛЬ ПОРЯДКА (СКАРАМУШ). Клюква, все Помпеи Шекспира, Содержатель публичного дома («Перикл»), Префект Скриба, Плюшкин, Медведев («На дне»).
Общих требований нет. 14. УЧЕНЫЙ (ДОКТОР, МАГ). Доктора Мольера, Болонья, Б. Шоу, Кругосветлов, Штокман, Дон-Кихот.
Общих требований нет. 15. ВЕСТНИК. Воин «Антигоны», Конюший «Ипполита», Патриарх («Борис Годунов»), Тень («Гамлет»).
Общих требований нет. 16. ТРАВЕСТИ. Прачка Сухово-Кобылина (Смерть Тарелкина).
Общих требований нет. 17. СОДЕЙСТВУЮЩИЕ. Убийцы, Гуляющие, Воины, Придворные, Гости.
Женские амплуа
1-я. Рост выше среднего, ноги длинные, голова небольшая, исключительная выразительность кистей рук. Большие миндалевидные глаза. Два типа лица: Дузе, Сара Бернар. Шея круглая и длинная. Ширина бедер не должна слишком превосходить ширину плеч. Голос большой силы и диапазона, разговорный медиум с тяготением к контральто, богатство тембров. 1. ГЕРОИНЯ 1-я. Принцесса Турандот (Шиллера), Электра (Софокла), Царь-Девица, Клеопатра, Инфант Фернандо (Коваленской), Федра, Жанна д’Арк, Гамлет (Сары Бернар), Орленок, Медея, Леди Макбет, Мария Стюарт, Фру Ингер, Йордис. Преодолевание трагических препятствий в плане патетики (алогизм).
2-я. Допускается меньший рост, более высокий голос, меньшая подчеркнутость требований § первого. 2-я. Порция, Имогена, Магда, Нора, Амалия, Леди Мильфорд, Корделия, Софья Павловна, Купава, Розалинда. Преодолевание любовных препятствий в плане этическом.
1-я. Рост не ниже среднего, ноги длинные для переодеваний, выразительные глаза и рот. Голос может быть высоким (сопрано). Не слишком развитой бюст. 2. ВЛЮБЛЕННАЯ 1-я. Дездемона, Джульетта, Федра (Еврипида), Офелия, Юлия (Островского), Нина («Маскарад»). Активное преодолевание любовных препятствий в плане лирическом.
2-я. Меньшая подчеркнутость требований. Допускается малый рост. Отсутствие полноты. 2-я. Аксюша, Соня (Чехова), Целия, Бьянка, Тэа, Дагни (Ибсен), Элиза, Анжелика (Мольера), влюбленные. Преодолевание любовных препятствий в плане этическом.
1-я. Рост не выше среднего, голос безразличен, тонкая фигура. Большая подвижность глаз и лицевых мышц. (мимикрия).. 3. ПРОКАЗНИЦА 1-я. Бетси (Толстого), Туанетта, Дорина, Турандот, Лариса, Елена (Еврипид), Лиза, Беатриса, Праксагора, Мирандолина, Лиза Дулиттль, Лизистрата, Катарина, Мисс Форд. Игра негубительными препятствиями, ею же созданными.
2-я. Не слишком полная. Пониженные, чем к первой, требования 2-я. М-с Педж, некоторые из действующих лиц «Праксагоры», «Лизистраты» Аристофана, служанки, ведущие параллельную интригу. Игра препятствиями, не ею созданными.
Обладание манерой преувеличенной пародии, гротеска, химеры. Данные для эквилибристики и акробатики. 4. КЛОУНЕССА, ШУТИХА, ДУРА, ЭКСЦЕНТРИК Возлюбленные шутов, клоунов, дураков и эксцентриков, некоторые из старух Островского, Гоголя, влюбленные старухи comedia dell’arte, слуги просцениума. Умышленное задержание развития действия разбиванием сценической формы (выведением из плана).
1-я. Голос низкий, большого диапазона и силы. Рост выше среднего. Глаза большие (допустимо косоглазие), подвижные. Допускается крайняя худоба и костлявость. 5. ЗЛОДЕЙКА И ИНТРИГАНКА 1-я. Регана, Клитемнестра, Кабаниха, Иродиада, Ортруда. Игра губительными препятствиями, ею же созданными.
2-я. Голос безразличен. Определенных требований к росту и фигуре нет. 2-я. Гонерилья, Злые феи, Мачехи, Молодые ведьмы, сестры Сандрильоны, «Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой» (Пушкина). Игра губительными препятствиями, не ею созданными.
Требование приблизительно те же, что к первой героине. Большое обаяние и значительность сценической природы. Голос исключительного тембра, богатый модуляциями. 6. НЕИЗВЕСТНАЯ (ИНОЗРИМАЯ) Анитра, Анна Мар, Кассандра, Княжна Адельма, Эсмеральда, М-с Эрлино. Концентрация интриги выведением ее в иной личный план.
Требования голоса те же, что к 1-й героине. Меньшая подчеркнутость требований физического характера. 7. НЕПРИКАЯННАЯ, ОТЩЕПЕНЕЦ (ИНОДУШНАЯ) Электра (Гофмансталя), Татьяна, Нина Заречная, Катерина, Ирина (Чехова), Гедда Габлер, Гризельда (Боккаччо), Маргарита Тотье, Настасья Филипповна. См. соответствующие сценические функции соответствующих мужских амплуа
Рост безразличен. Правильность пропорций. Голос безразличен. 8. КУРТИЗАНКА Лаура, Эротиа (Плавта), Екатерина (Шоу), Королева (Гамлет), Бьянка («Отелло»), фрокен Диана (задуманная Ибсеном), Акротелевтия, Куикли. Неумышленное задержание развития действия введением его в личный план.
Допустима полнота. Голос предпочтительно низкий. Рост предпочтительно большой. 9. МАТРОНА Хлестова, Екатерина II («Капитанская дочка»), Огудалова («Бесприданица»), боярыни, некоторые Королевы, Волюмния. Умышленное ускорение развития действия введением в него норм морали.
Рост, фигура и характер голоса безразличны. 10 ОПЕКУНША Мурзавецкая, Фрау Хергентхейм (Зудермана), Кормилица (Федра), Мать Балладины, Игуменьи, Мать Дмитрия Царевича, Волохова (Царь Федор). Активное приложение лично установленных норм поведения к обстановке, созданной вне ее воли.
Общих требований нет. 11. ПОДРУГА, НАПЕРСНИЦА Эмилия, Служанки, Приятельницы, не ведущие самостоятельной интриги. Поддержка и побуждения того лица драмы, с которым она связана, объяснять свои поступки.
Общих требований нет. 12. СВОДНЯ (СВАХА) Все сводни, свахи, кроме клоунесс. Моралистическая защита аморальных поступков.
Общих требований нет. 13. БЛЮСТИТЕЛЬНИЦА ПОРЯДКА Миссис Пирс (Шоу) и большинство экономок, теток, старых дев, тещ (предпочтительнее эксцентрик). Введение в план полицейских норм обстановки, им неподдающейся, чем вызывается осложнение в развитии действия.
Общих требований нет. 14. УЧЕНАЯ (СУФФРАЖИСТКА) Предпочтительно давать эти роли эксцентрикам и проказницам. Уснащение действия введением в него чужеродного ему толкования.
Общих требований нет. 15. ВЕСТНИЦА Передача событий, протекающих вне сцены.
Общих требований нет. 16. ТРАВЕСТИ Мальчики, пажи, Конрад (Жакерия), Фортунье (Мюссе), Керубино.
Общих требований нет. 17. СОДЕЙСТВУЮЩИЕ Гости, гуляющие, подруги и т. д. Принятие на себя таких функций главных действующих лиц, какие теми не могут быть выполнены по экономии действия.

Ольга Купцова

Мое почтение, уважаемые дамы и господа! Сегодня мы поговорим о таком необычном явлении в бодибилдинге, как мышечная память. Возможно, кто-то из Вас слышал о ней, возможно, кто-то не только слышал, но и знаком с ней лично. В любом случае, я считаю, тема достойна нашего самого пристального внимания, а по сему не будем ходить вокруг да около и сразу же начнем. Итак, в этой заметке мы выясним, что такое мышечная память, какую роль она играет в бодибилдинге, и как это явление необходимо использовать с пользой для тела.

Ну как, заинтриговал?…тогда поехали.

Бодибилдинг и мышечная память

У Вас возникала такая ситуация, когда Вы еще только набрали в поисковике нужный запрос и страница еще не загрузилась, а Вы уже поставили курсор мышки туда, куда нужно кликнуть? Так вот, можно сказать, что мышечная память – это аналогичное состояние. Т.е. когда действие по факту еще не совершилось, но Ваш мозг уже помнит, что нужно делать, так как эта операция ему знакома. Если посмотреть на спорт, в том числе и бодибилдинг, то наиболее ярким примером такой памяти может служить поразительно-быстрые изменения в композиции тела человека, который ранее (довольно продолжительно) занимался спортом, но потом ушел в “мирскую” жизнь и потерял былую форму. Мне довольно часто приходится видеть таких людей, которые за считанные месяцы из "амебо-подобной" формы превращаются в статных атлетов, которыми некогда они были.

Так вот, связано такое перевоплощение (в том числе) с мышечной памятью организма. Если еще проще, то интенсивные нагрузки надолго оставляют (впечатываются) свой след в мышечных клетках. Поэтому, если поставить в один ряд в прошлом тренированного человека и новичка, то форму быстрее наберет “старичок”, т.к. его организм уже когда-то проходил все круги работы с железом.

Ярким примером мышечной памяти может служить практически любой профессиональный бодибилдер, который по различным обстоятельствам на время оставил железный спорт и слегка “подсдулся” и заплыл жиром, а потом рекордно быстро набрал свою лучшую форму и играючи выиграл пару-тройку турниров после своего продолжительного отсутствия.

Итак, каков механизм и причины возникновения мышечной памяти? Некоторые ученые умы связывали такое явление с работой ЦНС, однако последние исследования показали, что мышечные волокна обладают своей собственной памятью, и их механизм связан с возникновением новых ядер.

Из чего состоят мышцы

Все мы прекрасно помним, что мышечную ткань составляют мышечные волокна, которые по своей природе очень длинные, тонкие и многоядерные. Так вот, при активных тренировках – это следствие увеличения числа ядер в мышечных клетках атлета. Чем больше ядер, тем больше одновременно работающих генов, которые трудятся над синтезом большего количества сократительных мышечных белков (актина и миозина) .

Все изменения, которые происходят на ядерном уровне – остаются надолго, т.е. дополнительные ядра не исчезнут даже при долгой мышечной атрофии, они просто “уснут”, снизив свою функциональную активность, и будут ждать своего “звездного часа”.

Примечание:

По мере увеличения мышц (после ) у атлета также развивается костная и сердечно-сосудистая системы. Развитие последних существенно уступает прогрессу мышц, однако в результате отсутствия нагрузок, мышцы “сдуваются” первыми, в то время как вышеперечисленные системы сдают свои позиции гораздо медленнее. По возобновлению тренировок организм уже имеет определенный фундамент и ему только остается “нарастить на него мясо”.

Получается, что основу мышечной памяти составляют именно новые ядра. Как только нагрузка на мышцы возобновляется, дополнительные ядра начинают активно включаться в работу, при этом синтез белков увеличивается, и мышца растет много быстрее, чем при первой своей тренировке. Более быстрый рост обеспечивается материальной базой в виде лишней ДНК. Образование новых ядер в клетках мышц происходит благодаря клеткам-сателлитам, делящихся путем митоза. Чем человек старше, тем ниже его способность организма к делению. Поэтому если “возрастной человек” не тягал железо в молодости, то ему будет трудно накачать себе мускулы.

Если идти по “химозному пути” - , то они, также как и силовые тренировки, увеличивают количество ядер, причем их “допинговый эффект” практически постоянный – т.е. созданные дополнительные ядра никуда не исчезают.

Вообще, к явлению мышечной памяти стоит относиться как к естественному явлению, ведь человек –существо социальное, и он не может только постоянно “ишачить” в зале. Есть личная жизнь, семейные обстоятельства, проблемы в конце-концов. Поэтому как только организм чувствует, что условия изменились и больше нет прежнего уровня физической активности, он автоматически переключается в “анабиозный” режим оптимизации расхода энергии. Т.е. он реально понимает, что тягать больше нечего и ему просто не нужен тот накопленный ранее уровень мышечной массы и силы. Организм самостоятельно переключается на более “щадящий” режим своего существования, снижая сначала выносливые и силовые показатели, а затем и уровень мышечной массы.

Примечание:

Культуристы, у которых была годичная пауза в тренировках, теряют до 50% своих физических показателей.

Механизмы срабатывания мышечной памяти

Допустим, Вы выпали из своей на целый год, а потом решили наверстать упущенное. Так вот, благодаря мышечной памяти, самый первый показатель, который восстановится в организме наиболее быстро – силовая выносливость. Т.е. Ваш организм сможет заново запустить свою способность производить нужное количество АТФ, которое он производил ранее. При возвращении тренировок в нормальное русло, усиливается внутреннее дыхание клетки, это способствует усиленному синтезу белков, которые отвечают за синтез АТФ и процессы гликолиза.

Посредством мышечной памяти (МП) в работу включаются резервные капилляры, это позволяет усилить кровоснабжение мышц и увеличить поглощение кислорода клетками. За счет избытка кислорода происходит усиленное образование сократительных белков.

Также самое активное участие в процессах мышечной памяти принимают нервные системы - ЦНС (центральная) и ПНС (периферическая) . Достигнутые результаты (взятые рабочие веса, мышечные объемы) , которые ранее имели место быть, записываются на “корочку” и хранятся в памяти длительное время. Как только начинаются тренировки, все эти данные вновь выгружаются, и атлет очень бстро прогрессирует как в мышечной массе, так и в координации - организм восстанавливает уже существовавшие ранее нейронные связи (мостики между мускулами и нервами) в течении 3-5 месяцев. На образование же новых нейронов может спокойно уйти до 1.5 лет.

Проще всего сравнить механизмы воздействия мышечной памяти на организм с ржавым дровосеком, которого давно не смазывали и тут вдруг решили им заняться. Как только масло начинает поступать, сразу же все шестеренки начинают крутиться в нужном направлении и с прежней скоростью.

Итак, это мы заложили некую теоретическую базу, теперь слегка окунемся в практику.

Мышечная память: практические аспекты

В этой главе мы поговорим научным языком о МП и узнаем, как ее можно развить.

Сама мышечная память подразумевает идею, что мускулатура описывает и запоминает модели положения и движения тела. Эти модели запоминаются на некотором психофизическом уровне и работают дальше без нашего сознательного участия. Мышцы запоминают определенные модели мышечного сокращения во время движений в упражнениях.

Практикуя определенные действия раз за разом, мы обучаем свой мозг выполнять сложные координационные движения с минимальным или без какой-то определенной его части участия. Вся эта деятельность управляется волей мышечных сокращений первичной моторной коры головного мозга. Как только движение-шаблон запоминается моторной корой, оно передается в базальные (подкорковые) ядра, расположенные глубоко внутри головного мозга. Поэтому вполне возможно, чтобы люди выполняя сложные координационные движения, думали о чем-то совершенно другом.

Примечание:

Базальные ядра – нейронный комплекс узлов, вовлеченный в двигательные функции.

Относительно мышечной памяти существует серьезное заблуждение насчет того, где же она находится. Большинство источников утверждают, что в самой мышечной ткани, однако это не так. Она находится не в самой мышце, а в нервной системе, контролирующей всю мускульную деятельность.

Впрочем, мышечная память не хранится в подкорковых ядрах, она “обитает” в области мозга под названием гамма-мотонейрон. Эти нейроны обеспечивают всю моторику организма (ее координацию) и поддерживают мышечный тонус. Называют их по той мышце, которую они приводят в движение, иннервируют (икроножная, четырехглавая и т.п.) .

Гамма-мотонейроны контролируют мышечный тонус посредством “веретенных” мышечных волокон. Эти волокна – специализированный тип мышечной клетки, весьма чувствительны к растяжению. Они расположены на “брюшке” мышцы и лежат параллельно обычным мышечным волокнам.

Когда мышцы или слишком быстро, или слишком сильно растягиваются в длину, “веретенные” мышечные волокна стимулируются и посылают импульс посредством сенсорных (чувствительных) нейронов в спинной мозг. Эти чувствительные нейроны вызывают рефлекс медленных мотонейронов LMNs (lower motor neurons) , которые заставляют посылать сигнал для сокращения обычных мышечных волокон мышц и их синергистов.

Если отойти от науки и сказать простым обычным языком, то во время выполнения любого упражнения устанавливается устойчивый канал (двусторонняя обратная связь) между головным мозгом и мышечными волокнами. Эти волокна, общаясь между собой, отчитываются “высшей инстанции” – головному мозгу, о проделанной работе, о поднятом весе, количестве повторений и так далее. Мозг все эти данные систематизирует, запоминает и хранит. Все эти действия и формируют устойчивую связь под названием мышечная память. Чем больше и дольше мы тренируемся, тем сильнее становится наша мышечная память.

Всем без исключения атлетам стоит иметь ввиду, что если постоянно выполнять одну и ту же тренировочную программу и не вносить никаких изменений, то мышцы просто к ней привыкнут и будут очень слабо откликаться. Поэтому, чтобы постоянно удивлять мышечную память и не впасть в склероз, необходимо периодически давать встряску организму в виде кардинального изменения тренировок и типов упражнений (например, воспользоваться услугами ) .

Ну и напоследок запомните следующие небольшие советы, которые позитивно отразятся на Вашей мышечной памяти:

  • Время уходит как песок, поэтому чем старше Вы становитесь, тем меньше времени Вы оставляете на запоминание своим мышцам – поспешите в бой;
  • Учитесь выполнять сразу все упражнения правильно – переучиваться гораздо сложнее, чем учиться заново. Память все впитывает как губка, поэтому Ваши “корявости” со временем все равно выйдут Вам боком;
  • Задайте нужное направление своей мышечной памяти, т.е. поместите себя в среду, в которой Вы потенциально можете или хотите оказаться. Например, любите горы – совершайте пробежки по склонам.

Собственно, это было последнее, о чем я хотел Вам рассказать.

Послесловие

Сегодня мы разобрали очень интересное явление в бодибилдинге под названием мышечная память. Воспринимайте ее как своеобразные капиталовложения, свой банковский вклад в черный день фитнес и бодибилдинг-безденежья:). Это тот спасительный мостик, который даже по прошествии многих лет может привести Вас к оптимальной физической форме. Главное, необходимо заложить основы пока не поздно, так что все дружно дуем в зал наращивать объемы мышечной памяти.

PS. Не забывайте про комментарии, они всегда к Вашим услугам!

Рассказываем о том, что такое мышечная память и как её развитие поможет прийти в форму после длительного перерыва.

Мышечную память принято понимать как структурные изменения мышечных и нервных клеток, которые происходят в результате длительных физических нагрузок; она призвана обеспечить быстрое восстановление двигательных навыков в случае долговременного или вынужденного перерыва, например из-за травмы или рождения ребёнка. Если последний раз вы ездили на велосипеде много лет назад (но при этом в прошлом подобные занятия были регулярными и частыми), то сейчас вам не составит особого труда вспомнить этот навык и прокатиться так, будто никакой паузы и не было. Мы решили разобраться, как устроен механизм мышечной памяти и можно ли взять его под контроль.

Ничего не исчезает

Проведя бессчётные дни в спортзале, вы наконец получили то, что хотели - кубики, рельефные бицепсы, прокачанные ноги. Но вместе с радостью от обретения вы начинаете осознавать, что назад дороги нет - чтобы всегда быть в такой форме, вам необходимо постоянно тренироваться. Длительное отсутствие физической нагрузки приведёт к потере наработанного. Исследования, опубликованные в The Medicine and Science in Sports and Exercise, только подтверждают эти опасения - человек теряет около 12% мышечной массы в течение 14 дней после отказа от тренировок. Во многом именно категоричное утверждение, что походы в спортзал и тренировки имеют смысл, только если они происходят на постоянной основе, отпугивает людей - многие уже заранее отдают себе отчёт: они вряд ли будут всю свою жизнь ходить в фитнес-центр. А если не будут, то зачем тогда и начинать - усиленно работать над формированием мускулатуры и за две недели отпуска её потерять. Но так ли это на самом деле?

Норвежские учёные из Осло во главе с Кристианом Гундерсеном провели ряд исследований и экспериментов и выяснили: постоянные физические нагрузки приводят к образованию в мышечных клетках новых ядер. А чем больше ядер, тем больше активных генов, которые управляют синтезом актина и миозина (белков, отвечающих за сокращение мышц). Актин и миозин, в свою очередь, образуют актомиозин, который и является базовым структурным элементом сократительной системы мышц. Таким образом, увеличение количества ядер в клетках со временем ведёт к набору мышечной массы. При этом главный результат исследования заключается в том, что даже спустя три месяца отсутствия физических нагрузок «дополнительные» ядра не были уничтожены организмом, как изначально предполагалось. Когда человек прекращает тренироваться, ядра никуда не исчезают, они продолжают существовать в так называемом «спящем» режиме. А вот как долго они могут пребывать в пассивном состоянии, пока остаётся предметом споров и дискуссий. Учёные из Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS) утверждают, что «срок годности» ядер - не больше трёх месяцев, а представители The Journal of Physiology нашли свидетельства, что новые ядра никогда не умирают, так как постоянные физические нагрузки приводят к необратимым физиологическим изменениям в мышечных волокнах.

Таким образом, после возобновления тренировок эти ядра активизируются и помогают восстановить утраченную мышечную массу и прийти в форму гораздо быстрее, чем это необходимо человеку, который начинает заниматься с нуля. Это связано с тем, что стадия производства новых ядер пропускается - как только «спящие» ядра приходят в активное состояние, они сразу включаются в процесс производства новых мышц.

Всё в голове

Естественно, речь не идёт о том, что сама мышца может иметь память: мышца - нет, а вот мозг может хранить (и хранит) информацию о количестве и качестве мышечных сокращений. Эти данные спрятаны в клетках Пуркинье, которые являются ключевыми элементами в нейронных сетях мозжечка. Моторные навыки закрепляются и кодируются благодаря динамическим усилениям и ослаблениям определённых связей клеток Пуркинье и других нейронов мозжечка, головного и спинного мозга. Когда информация о движении сохранена, мозг уже в меньшей степени вовлечён в его воспроизведение. Если какое-то физическое действие доходит до автоматизма и становится естественным для вас, значит, оно уже «сохранено» в мышечной памяти.

Когда вы двигаетесь, активируются специальные «датчики» - проприорецепторы, которые отправляют в головной мозг импульсы от сокращающихся мышц, сухожилий и суставов, сообщая об их работе и, соответственно, об изменениях положения тела в пространстве. Тело учится интерпретировать все движения и чувства. Чтобы описать феномен мышечной памяти, исследователи из Университета Манчестера провели эксперимент, в рамках которого попросили испытуемых повторять комплекс движений во время МРТ-сканирования. В результате снимки зафиксировали большую активность именно в тех участках мозга, которые контролируют бессознательные аспекты движений и проприорецепции (ощущение собственного тела в пространстве). То есть мышечная память задействована непрерывно. А вот сколько именно повторений необходимо сделать, чтобы создать в мышцах память о движении, ещё не решено. Существует мнение о 300-500 повторениях, а социолог, журналист и постоянный автор журнала New Yorker Малкольм Гладуэлл в своей книге «Гении и аутсайдеры» описывал собственную теорию о 10 000 часов - именно столько времени нужно посвятить любому делу, чтобы стать в нём экспертом и профессионалом, считает Гладуэлл.

Игорь Завьялов

заслуженный тренер России, специалист в области спортивной и космической медицины, легендарный врач, который работает не только со спортсменами (он был доктором и тренером по функциональной подготовке сборной России по баскетболу, ПБК ЦСКА, футбольного «Динамо»), но и с людьми из списка Forbes

Несмотря на то что нейрофизиологический компонент мышечной памяти всё ещё неясен, характерные изменения, происходящие в мышечных клетках, подтверждают расхожее суждение о том, что мастерство нельзя потерять. Вернуться в спорт гораздо легче, если вы посвятили ему достаточно времени, особенно в детстве. Наряду с локальными изменениями в мышцах - увеличением количества ядер - в головном мозге также образуются паттерны (последовательность активации нейронов), которые и обеспечивают двигательный навык. Причём если навык изначально сформирован неверно из-за погрешностей в технике, то избавиться от него будет очень непросто. Преподаватели и тренеры знают, что переучить гораздо сложнее (иногда в принципе невозможно), чем научить. Поэтому прежде всего нужно обеспечить качество, а не количество повторений (для каждого это число индивидуально). Если тренер хорошо знает индивидуальные особенности спортсмена, то сможет обучить его относительно быстро.

Мой опыт показывает, что обычно для формирования нового навыка необходимо минимум три недели, после чего ещё должно пройти время для закрепления. Плюс не стоит забывать про метод визуализации, который очень эффективен при разучивании нового двигательного стереотипа. Когда спортсмен, выполняя движение, мысленно представляет его в мельчайших подробностях, он совершает меньше ошибок и быстрее овладевает правильной техникой. Но истинное мастерство тренера и спортсмена заключается именно в умении сохранять полученные навыки при физическом и психологическом давлении. В моей практике было несколько спортсменов, которые демонстрировали удивительные свойства мышечной памяти. Например, Анастасии Патаниной, трёхкратной чемпионке мира по аквабайку, удавалось (и удаётся) моментально разучивать сложнейшие движения и технические элементы, а Александр Овечкин уже в 15 лет демонстрировал феноменальные двигательные навыки - ему было достаточно 2-3 повторений, чтобы освоить абсолютно любой технический элемент, вне зависимости от сложности.

Хотите меньше травмироваться и быстрее восстанавливаться, тренируйтесь и развивайте свою мышечную память. Процесс реабилитации даже после таких тяжёлых заболеваний, как инфаркт или инсульт, проходит быстрее, если человек до этого занимался спортом. Да, мышечную массу легче набирать в молодом возрасте, но и это не приговор. Мозг так же, как и мышцы, пластичен. У меня, например, были пациенты, которые весьма успешно набирали мышечную массу даже после 90 лет.

Не стоит обольщаться - лёгкость и естественность движения означает лишь то, что ваш мозг запомнил его, а вот насколько оно корректное - ещё вопрос. Да, в случае с велосипедом трудно научиться крутить педали неправильно, но с другими видами спорта, которые имеют более сложную и вариативную технику, дела обстоят иначе. Важно уже на начальном этапе освоить правильный механизм исполнения любого движения, так как перекрыть неправильный опыт правильным значительно сложнее, чем сформировать изначально верный. Но стоит отметить, что мышечные воспоминания в любом случае могут быть изменены. Если бы всё, что мы узнавали, становилось перманентным шаблоном, то мы не могли бы адаптироваться к вечно меняющейся действительности. Так что именно баланс между постоянством и изменчивостью имеет решающее значение для нашей способности к освоению новых навыков. Наша мышечная память отлично с этим справляется.

Стоит также рассмотреть мышечную память в контексте возможной профилактики травматизма. Ещё в 2005 году Джим Ричардс, профессор биомеханики в университете Центрального Ланкашира, обнаружил, что если наклеить широкую ленту на колено спортсмена, то контроль именно этого участка тела улучшится, человек начнёт выполнять движение с более правильной техникой, чем до этого. Дело в том, что контакт ленты с кожей улучшает проприоцепцию и снижает вероятность неосознанно некорректных действий. Профессор Ричардс считает, что это наблюдение поможет существенно снизить вероятность травм и сформировать корректный мышечный опыт. Таким образом, мышечная память - это возможность не только грамотно развивать спортивные навыки, но и делать это максимально безопасно.