Кинезиологические упражнения для дошкольников картотека. Кинезиология в детском саду

Бытует мнение, что к шести – семи годам ребенок должен знать и уметь следующее:

знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;
знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;
знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;
ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать

дни недели;
иметь представления о природных и погодных явлениях;
знать основные цвета;
знать понятия «право-лево»;
знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки;
уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов;
знать праздники;
уметь рассказать, чем он любит заниматься;
самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»

Интеллектуальное развитие
В этой области ребенок должен уметь

решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;
находить лишний предмет в группе;
добавлять в группу недостающие предметы;
рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;
группировать предметы по признаку и называть его;
восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности.

Слух, зрение, внимание, память, речь
Здесь дошкольнику нужно уметь:

находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;
точно копировать простой узор;
описывать по памяти картинку;
запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;
писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»);
прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;
пересказать услышанный рассказ;
составлять рассказ по картинке

Основы математики
Перед поступлением в первый класс необходимо:

уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;
выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;
знать понятия «больше-меньше-поровну»;
знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;
уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.

Чтение
Важно, чтобы ребенок:

отличал буквы от звуков, гласные от согласных;
мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова;
подбирал слова на заданную букву;
делил слово на слоги;
читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.

Навыки письма
Для успешного начала учебы в школе требуется:

правильно держать ручку и карандаш в руке;
проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
копировать с образца геометрические фигуры;
уметь продолжить штриховку рисунка;
уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.

Как проходит собеседование?

Собеседование обычно проводят завуч начальной школы, учитель начальных классов, психолог и логопед. В языковой школе может также присутствовать учитель иностранного языка.
Собеседование длится около 15-20 минут и проходит в присутствии родителя. «Присутствие», как правило, заключается в том, что сначала родитель подписывает бумагу, в которой соглашается на проведение собеседования, потом сдает документы и пишет заявление с просьбой принять ребенка в школу, а остальное время сидит в другом конце класса, наблюдая, как его ребенок справляется с вопросами и заданиями.
Важно! В первую очередь школы обязаны принять детей, живущих в близлежащих домах. Если вы не «приписаны» к данной школе, в заявлении вам придется написать: «прошу зачислить моего ребенка на вакантное место». Это значит, что в итоге вам могут отказать по причине отсутствия свободных мест.

Какие вопросы могут задать на собеседовании? Любой из вышеприведенного списка обязательных знаний.

Ребенка попросят назвать его имя/фамилию, адрес, имя-отчество родителей, их род занятий. Спросят сколько ему лет, сколько будет через год, а сколько было два года назад. Попросят прочитать несколько предложений, рассказать стихотворение и обязательно предложат составить рассказ по картинке.
Могут спросить про животных (например, чем отличаются дикие от домашних), какое сейчас время года, чем занимаются врач или почтальон…
Потом проверят математические знания (попросят посчитать, расставить числа по возрастанию/убыванию или решить задачку). Могут даже провести графический диктант.
Непременно зададут вопрос: «зачем ты идешь в школу?».
При приеме в языковую школу могут попросить повторить отдельные слова или фразу на иностранном языке.Поскольку задания могут быть совершенно неожиданными (например, задачки на логику с «подвохом»), очень важно правильно настроить малыша перед собеседованием. Он не должен бояться переспросить, если что-то не понял или не услышал. И лучше всего, конечно, дома проиграть подобные ситуации, а на ночь рассказать малышу сказку о том, как медвежонок/зайчонок/лисичка пошли записываться в лесную школу и что из этого вышло.Какие документы необходимы перед поступлением в первый класс?1. Свидетельство о рождении ребенка и его ксерокопия.
2. Паспорт одного из родителей, куда вписан ребенок, и его ксерокопия.
3. Медицинская карта, оформленная и заверенная печатью поликлиники.
4. Ксерокопия медицинского полиса.
5. Заявление, которое пишется на месте, в школе.
6. Некоторые школы просят две фотографии ребенка размером 3×4.
Готов ли ваш ребенок к школе?

В первый класс принимаются детишки, которым на 1 сентября будет не меньше шести с половиной лет. Если ребенок младше – решение о его зачислении принимает районный отдел управления образования.
Как много сил при подготовке к школе родители тратят на то, чтобы научить свое сокровище писать, считать и, конечно, читать. Но, как показывает жизнь, для успешной адаптации это не самое главное. Главное – это то, может ли ребенок ПРИНЯТЬ те требования, которые сразу, с первых же дней, предъявляет ему школа (сидеть на уроке, слушать учителя, выполнять задания), умеет ли он контролировать свое поведение и ПОДЧИНЯТЬ его установленным правилам. Это и есть основной критерий готовности ребенка к школе

5 лет – это возраст, когда вчерашний несмышленыш буквально на глазах превращается в рассудительного и самостоятельного дошколенка, демонстрируя своим родителям множество новых навыков и умений. В некоторых западных странах в 5 лет дети уже идут в школу, так как зарубежные психологи считают, что именно с этого возраста психика ребенка готова к постоянным занятиям. У нас в стране в 5 лет большинство детей продолжают посещать детский сад, но не всегда этого бывает достаточно для эффективной подготовки детей к поступлению в школу и успешного обучения в ней. Поэтому, каждому родителю пятилетнего малыша нужно знать, что должен уметь ребенок в 5 лет и на что нужно обратить внимание при подготовке к школе.

Физическое развитие детей в 5 лет

В 5 лет происходит очередной скачок роста ребенка – дети быстро растут и за год могут «вытянуться» вверх на несколько сантиметров. Поэтому стоит уделить особое внимание питанию 5-летнего ребенка – оно должно не только соответствовать возрасту, но и содержать повышенное количество белков, жиров, минералов и витаминов, особенно кальция и железа – веществ, необходимых для роста костей и мышц. Очень важно в этот период сократить в рационе количество «вредных» углеводов – мучного, особенно сладкой выпечки и печенья, конфет и других сладостей, а также исключить фаст-фуд, газированные напитки и консервированные продукты. Все вышеперечисленное сильно нагружает пищеварительную систему и способствует быстрому насыщению и набору лишнего веса, но, зато, практически не содержит полезных веществ и витаминов, из-за чего растущий организм может начать испытывать острую нехватку полезных веществ.

В 5 лет рост девочек составляет примерно 100-116 см, а вес – 17-21 кг, мальчики в этом возрасте уже заметно крупнее и тяжелее – 105-120 см и 19-25 кг соответственно. Здоровый пятилетний ребенок большую часть дня проводит в движении – он много и охотно бегает, пробегает 100-200 м без остановки, легко прыгает с высоты 30-40 см, умеет перепрыгивать через скакалку или прыгать на одной ножке, а также легко сохраняет равновесие на гимнастической стенке, брусьях или на одной ноге. Родители 5-летних детей замечают, как сильно изменились движения и навыки их малышей по сравнению с прошлым годом. В 5 лет дети хорошо управляют своим телом и ощущают его в пространстве, их движения становятся более точными и скоординированными, растет сила и выносливость всех групп мышц ребенка.

Так, 5-летний ребенок во время бега или ходьбы не должен спотыкаться или падать без внешних причин – не замеченных препятствий, неровностей почвы и так далее.

Любимыми играми в этом возрасте становятся всевозможные догонялки, прятки, жмурки, игры с мячом, скакалкой и упражнения на шведской стенке. Если раньше ребенку не хватало сил подняться по канату или залезть на самых верх лестницы, то теперь он с легкостью делает все это или сидит на перекладине, устойчиво сохраняя равновесие.

Нервно-психическое развитие

По мнению психологов, именно с 5 до 7 лет полностью формируется характер человека, его основные жизненные позиции, отношение к миру и окружающим, привычки и характерные особенности личности, поэтому родителям 5-ти летних детей нужно не только тщательно следить за своим поведением и поступками, но и тщательно контролировать все, что они говорят.

В 5 лет обучение ребенка различным навыкам и умением выходит на новый качественный уровень – малыш легко запоминает буквы, цифры и уже умеет делать простейшие логические выводы и заключения. Родители, которые начали обучать детей чтению и письму в возрасте 3-4 лет, отмечают – насколько тяжело шло обучение до 5 лет и как быстро воспринимают информацию дети после пяти лет.

В этом возрасте дети должны хорошо ориентироваться в окружающем пространстве, знать свои паспортные данные, день рождения, адрес, легко отвечать на вопросы окружающих и рассказывать, кто он такой, кто его родители, чем они занимаются, что делает сам малыш, как прошел его день и так далее. Одним из основных показателей нормального развития ребенка в этом возрасте считается его умение самостоятельно находить себе занятия, наличие основных бытовых навыков и хорошее ориентирование в окружающем мире – он должен знать, где он живет, где лежат продукты, что такое магазин, как переходить дорогу и так далее.

В 5 лет малыш должен знать, какое сейчас время суток, времена года – кратко описывать каждое, давать объяснения своим действиям и поступкам окружающих и знать, что и зачем он делает: «я одеваюсь, чтобы не замерзнуть; сплю, чтобы отдохнуть и чищу зубы, чтобы они были здоровыми».

Если малыша в 5 лет уже готовят к поступлению в школу, важно чтобы он знал:

  • все буквы – различал их звучание и написание, очень хорошо, если он будет знать, где гласные и согласные звуки;
  • цифры, а также владел основами счета – мог посчитать предметы, хотя бы в пределах 5-ти;
  • цвета – знал не только основные цвета, но и оттенки и мог привести пример предметов разного цвета – «яблоко – красное, цыпленок – желтый»;
  • геометрические фигуры и мог нарисовать основные – линию, точку, круг, квадрат, треугольник;

В возрасте 5 лет важно, чтобы у ребенка была связанная речь, он мог составить короткий рассказ из 5 -6 предложений, повторить короткую сказку и выучить стихотворение из 2-3 четверостиший.

Кроме того, пятилетний ребенок должен уметь определять логически связь событий – по картинкам показывать, что было в начале, что затем и чем все закончилось, складывать картинку из 5-10 разрезных частей, находить лишние предметы, нелепицы и объединять картинки в группы по основному признаку.

В этом возрасте дети уже должны уметь по образцу лепить из пластилина простейшие фигурки, рисовать несложные сюжетные картинки, резать ножницами не только по прямой, но и по кругу и изломанным линиям, делать аппликации из бумаги.

Бытовые навыки ребенка в 5 лет

В 5 лет ребенок уже почти способен сам следить за своим внешним видом и не требовать помощи от взрослых в обычных повседневных делах – одевание, умывание или прием пищи. Все, что требуется от родителей пятилетки – это предоставить малышу все необходимое для выполнения привычных ему действий и проконтролировать результат. В 5 лет дети должны не только самостоятельно одеваться и есть, но и помогать родителям, в этом возрасте и мальчики и девочки могут принимать участие практически во всех домашних делах – от приготовления пищи до генеральной уборки. Не стоит пренебрегать помощью ребенка, даже если его работа далека от совершенства и обязательно нужно требовать от малыша ежедневно выполнять свои обязанности – это поможет избежать ссор и непонимания между родителями и детьми в будущем. Ведь подростки, которых не приучали к домашней работе с детства, искренне не понимают, что изменилось и почему они должны тратить свое драгоценное время на такие скучные и противные дела, как уборка, если раньше мама прекрасно справлялась со всем самостоятельно.

Социальное развитие малыша в 5 лет

Большинство детей в этом возрасте не испытывают особых проблем в общении, они легко находят общий язык со всеми и при необходимости могут обратиться к незнакомым детям или взрослым, охотно разговаривают и играют с теми, кто проявил интерес к ним. Если малыш стесняется сам подойти и познакомиться с другими детьми или не может заговорить в присутствии посторонних, родителям стоит обратить на это свое внимание — такая застенчивость может стать причиной серьезных проблем в будущем. Самое главное – ни в коем случае не высмеивать малыша и не пытаться его пристыдить, демонстрируя, «как надо» или приводя в пример других детей, так можно добиться только обратного результата. Лучше ненавязчиво создавать ситуации, в которых малыш будет вынужден общаться с взрослыми – например, покупая что-то в магазине, разговаривая с тренерами, знакомыми и так далее. А также помочь ребенку найти общий язык с детьми во дворе или на детской площадке, например, вместе с ним начав запускать воздушного змея, играя в интересную игру или придумав какое-нибудь совместное занятие – стоить снежный город, крепость из песка и так далее. Важно не оставлять ребенка наедине с детьми, надеясь, что он сам сможет общаться с ними, а играть и разговаривать вместе с ним, помогая ему преодолеть свою застенчивость.

Справиться с проблемами в общении можно с помощью кукольного театра или сюжетных игр, где ребенок сможет «проиграть» разные ситуации и понять, как можно обратиться к незнакомым людям, о чем говорить с ровесниками или как просто подойти и предложить поиграть.

Девочки и мальчики в 5 лет

Именно в возрасте 5 лет девочки и мальчики окончательно понимают и принимают свои социальные роли, связанные с полом. До этого дети воспринимали разницу между полами, как что-то временное и не слишком важное, а вот после 5 лет все меняется. В этом возрасте дети четко осознают свою половую принадлежность и агрессивно реагируют на попытки «изменить» ее. По наблюдению психологов и педагогов, родители 5-летних мальчиков и девочек по-разному ведут себя по отношению к своим детям, девочек чаще хвалят, больше обращают внимание на их потребности и внешний вид, тогда как от мальчиков требуют определенных достижений, строже обращаются с ними и не дают им открыто проявлять свои эмоции. Такое поведение во многом интуитивно – родители понимают, что девочке нужно больше заботы и поддержки, а вот мальчики больше оценят доверие родителей и возможность самостоятельно осваивать новые горизонты и совершать свои маленькие подвиги.

В воспитании детей по-прежнему важнейшим является личный пример родителей – девочки учатся быть женственными и ласковыми, как мама, а мальчики – пытаются подражать своим отцам в немногословности и спокойствии.

Что должен знать и уметь ребенок в 5-6 лет

Вашему малышу исполнилось 5 лет, а значит появилась прекрасная возможность своевременно помочь малышу развить его интеллект. Пришло время проконтролировать, соответствует ли норме степень сформированности его психических процессов, проверить потенциальные возможности в разных областях знаний, выявить, в каких из них он преуспевает, а какие требуют дополнительного внимания.

К сожалению, большинство взрослых недооценивают возможностей именно этого возраста, потребности детей в новой информации, считают, что еще впереди много времени и рано заниматься с ребенком. Активную подготовку к обучению начинают только за год до поступления в школу. В результате происходит остановка в развитии, у ребенка угасает познавательная активность, а последующие экспресс – занятия приводят к перегрузкам и переутомлению, которые вызывают в дальнейшем негативное отношение к учебе.

С помощью этих тестов вы легко определите уровень развития вашего малыша, а главное, сможете подвести итог проделанной работы по развитию своего ребенка, и подготовить его к следующему, более углубленному этапу занятий.

К 5 годам ребенок должен уметь:

Внимание.

  • Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут.
  • Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
  • Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
  • Копировать в точности узор или движение.
  • Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе; если услышал название предмета для спорта – положил руки на плечи и т.п. Или так: если услышал слово, на конце которого звук «а», – подними руку и т.д.

Математика.

  • Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки «+», «-», «=»,
  • Как составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
  • Как пользоваться арифметическими знаками действий.
  • Как разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
  • Состав чисел первого десятка.
  • Прямой и обратный порядок числового ряда.
  • Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
  • Название текущего месяца, последовательность дней недели.

Память.

  • Запоминать 8-10 картинок.
  • Запоминать считалочки (например: «Три гуся летят над нами, три гуся – над облаками, два спустились за ручей. Сколько было всех гусей?») и скороговорки (например: «Цыпленок с курицей пьют чай на улице»).
  • Запоминать фразы (например: «Юля и Оля рисуют цветными карандашами»; «Осенью часто идет дождь»; «Лена играла мячом, кубиками, юлой, куклой и мишкой»).
  • Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.
  • Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
  • Закончить предложение: «Если стол выше стула, то стул…», «Если два больше одного, то один…», «Если река глубже ручья, то ручей…» и т. д.
  • Находить лишнее слово среди группы слов, например: «Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений», «Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога», «Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный».
  • Отвечать на замысловатые вопросы, например: «Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?» – и т. д.
  • Определять последовательность событий.

Мышление.

  • Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
  • Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
  • Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
  • Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.
  • Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).
  • Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.
  • Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.
  • Складывать пазлы без посторонней помощи.

Мелкая моторика.

  • Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
  • Располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе.
  • Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.
  • Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.

Развитие речи.

  • Строить сложные предложения разных видов. Например, составлять предложения из предложенных слов: рисунок, девочка, рисовать, красками; ребята, горка, санки, кататься, с, на и т. д.
  • Быстро образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха - меховая шапка и т.д.
  • Объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
  • Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок, из жизни.
  • Выразительно исполнять стихи, с разной интонации передавать строки, содержащие радость, восхищение, грусть и т. д.
  • Составлять предложения из 3-4 слов. Составлять схему предложения. Делить простые предложения на слова. Делить слова на слоги (части).
  • Различать гласные и согласные буквы.
  • Определять, на какой слог падает ударение.
  • Определять на слух мягкость и твердость звука в словах.
  • Определять количество звуков и букв в слове.
  • Определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное, вопросительное.

Окружающий мир.

  • Называть свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города (села). Знать название столицы Родины. Знать название нашей планеты.
  • Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям.
  • Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.
  • Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.
  • Отличать хищных животных от травоядных.
  • Отличать перелетных птиц от зимующих.
  • Отличать садовые цветы от полевых.
  • Отличать деревья от кустарников.
  • Называть все явления природы.

Ребенок пятилетнего возраста относится к категории старших дошкольников. В этом возрасте он физически развит, много умеет и постоянно совершенствует свои навыки. В этот период важно особое внимание уделять навыкам общения, познавательным способностям и интеллектуальному развитию. Пришло время постепенно готовиться к школе.

В это время физическое и психическое развитие мальчика в 5 лет существенно не отличается от развития девочки. Основные навыки дети обоих полов должны выполнять одинаково. Особенности могут проявляться игровой деятельности, воспитании и выборе дополнительных занятий.

Что должен знать ребенок в 5 лет

Для оценки развития знаний пятилетнего ребенка есть много критериев. Если говорить в общем, дети этого возраста должны знать:

  • свою половую принадлежность, половую принадлежность взрослых
  • фамилию, имя и отчество свои и своих родственников
  • свой возраст, возраст родителей и родных
  • адрес, город и страну, где он живет
  • называть профессии и чем они отличительны, кем работают родные
  • времена года, месяцы, время суток, дни недели, точно называть их последовательность
  • основные правила дорожного движения
  • группы предметов и обобщающие их характеристики

Также детям в пять лет нужно знать цифры хотя бы до десяти, уметь сравнивать числа, элементарно считать, пользоваться числительными, как порядкового, так количественного значения. Стоит знать се геометрические фигуры, уметь их нарисовать или найти, знать понятия о сожжении и вычитании, уметь им пользоваться. Также ребенок должен знать основные понятия о правилах поведения, а также он должен описать основные предметы и их расположение относительно себя и объектов. Должен уметь составлять рассказы, описывать события и происшествия.
Дети могут контролировать свое поведение относительно устоев семьи и принятых норм, они понимают разницу между плохим и хорошим поступком. Им свойственно чувство сострадания и справедливости, они умеют делиться, помогать. В этом возрасте дети задают много вопросов, взрослых и серьезных, анализируют ответы и делают из них выводы.

Что должен уметь ребенок в 5 лет

К пятилетию дети уже многое умеют, хотя порой им нужно напоминать что-либо сделать. Основные навыки ребенка в 5 лет - самостоятельное одевание, обувание, выбор одежды по сезону. Дети умеют сами причесаться, почистить зубы и умыться, прибрать в комнате и заправить постель. Они могут выполнять небольшие поручения, соблюдать дисциплину и поддерживать порядок в доме. Им можно поручить протирать пыль, поливать цветы, кормить кошку, сервировать стол к обеду.
Есть также и особые физические умения ребенка в 5 лет. Ребенок может быстро бегать без остановки до полутора минут, пробегать до 50 метров. Дети активно прыгают на одной или двух ногах - вперед или на месте, держат равновесие на одной ноге, лазают, подтягиваются, кувыркаются. Они активно играют с мячом или другими предметами, ловко поднимаются и спускаются по лестнице даже с предметами в руках, идут по узкой дощечке, сохраняя равновесие. Дети обладают гибкостью, ловкостью, что дает возможности начать занятия спортом. В это время дети активно осваивают лыжи и коньки, ролики, двухколесный велосипед, скакалку.
Что должен уметь мальчик в 5 лет? К основным навыкам относят ролевые игры в машинки, «войнушку», профессии, строить из конструктора с небольшими деталями заданные фигуры или макеты. Девочки должны уметь помочь маме по дому, одевать кукол и ухаживать за ними, приводить в порядок свою одежду и волосы.