Российская гонщица. Российские гонщики в формуле е

24 июля промоутер Гран-при России «Формула Сочи» сообщил, что . Таким образом, до соревнований остается около 15 месяцев.

Кроме того, совсем недавно было объявлено о контракте молодого российского гонщика Сергея Сироткина с Sauber , командой Формулы-1 с 20-летним стажем. АиФ.ru выбрал пятерых российских пилотов — наиболее вероятных претендентов на то, чтобы оказаться за рулем самой технологичной и быстрой машины в автоспорте во время Гран-при России.

Сергей Сироткин

Фигура Сергея Сироткина на данный момент одна из самых обсуждаемых в автоспортивных кругах — многие пытаются понять: является ли 17-летний русский парень вундеркиндом от скорости или дело в финансовых вливаниях со стороны примкнувших российских инвесторов. На деле правильными ответами являются оба, но первопричиной является именно талант спортсмена — не будь Сироткин вундеркиндом, в него не стали бы вкладываться.

Сироткин громко заявил о себе два года назад, когда стал чемпионом европейской Формулы-Abarth и уже на следующий год его взяли в серию Auto GP. Тогда переход казался преждевременным, но первый же этап расставил все по местам — Сергей Сироткин выиграл квалификацию первого в своей жизни этапа Auto GP, а в третьей гонке сезона одержал победу. Полностью дебютант раскрылся во второй половине сезона — шесть из семи последних гонок он завершил на подиуме и выиграл финальный заезд чемпионата.

По итогам сезона Сироткин занял третье место, но даже такой результат воспринимается европейскими специалистами несомненным успехом — впереди оказались лишь двое пилотов, уже прошедших школу более серьезных чемпионатов. На 2013 год Сергей получает контракт с командой Формулы-Renault 3.5, серии считающейся вместе с GP2 последней ступенью перед Формулой-1.

Первая половина текущего сезона сложилась неровно — Сироткин проявил себя одним из быстрейших пилотов серии, однако необдуманные атаки соперников, тактические просчеты команды и нехватка опыта не позволили ему примкнуть к лидерам. Тем не менее, талант гонщика заблистал новыми красками, и на него обратили внимание крупные российские спонсоры.

В середине июля команда Формулы-1 Sauber объявила о подписании соглашения с российскими партнерами, которые будут оказывать не только финансовую, но и техническую поддержку. Параллельно стало известно, что контракт с Sauber подписал и Сироткин — россиянин теперь официально гонщик команды чемпионата мира.

Здесь необходимо отметить, что статус Сироткина на данный момент не определен, и выйдет ли Сергей на старт гонок в следующем году неизвестно. В текущем сезоне россиянин примет участие в тренировках нескольких этапов, ознакомится с необходимыми процедурами и будет учиться работать с инженерами. Если в этот период Сергей достигнет соответствующего прогресса, то в следующем сезоне станет призовым пилотом Sauber. «Наша цель в том, чтобы Сироткин к грядущему сезону был готов к Формуле-1», — заявила руководитель команды Мониша Кальтенборн .

Виталий Петров

Российские пилоты в Формуле-1 уже выступали — в марте 2011 года Виталий Петров лишь во второй сезон в чемпионате завоевал подиум на Гран-при Австралии. В конце прошлого года команда Caterham решила не продлевать контракт с Петровым, предпочтя ему дебютанта, который привел с собой голландских спонсоров. В итоге в этом сезоне Виталий остался без места в чемпионате мира.

В данный момент Петров работает над возвращением в Формулу-1 — гонщик ведет переговоры с несколькими командами чемпионата, однако ключевым моментом в этом вопросе является спонсорский пакет пилота.

Однако не стоит думать, что от Петрова в чемпионате ждут только денег. Во-первых, он провел в Формуле-1 три года и является самым опытным среди невостребованных на данный момент пилотов. Во-вторых, Виталий работал как в крупных командах, обладающих большими бюджетами, так и в небольших частных коллективах, еле сводящих концы с концами, а потому может адаптироваться к любой команде.

Даниил Квят

Буквально на прошлой неделе машину Формулы-1 опробовал еще один яркий российский гонщик — 19-летний Даниил Квят . Уроженец Уфы уже два года выступает на европейских трассах в статусе восходящей звезды, при этом, в отличие от других россиян, у Квята есть спонсорская поддержка — Даниил входит в программу поддержки молодых пилотов Red Bull , доминирующей в чемпионате мира последние три года.

В 2011 году Квят провел свой первый полный сезон в категории двухлитровой Формулы-Renault и с ходу одержал несколько побед, на следующий год его целью был чемпионский титул, но рискованное решение команды в условиях пасмурной погоды в финальной гонке помешало одержать итоговую победу.

В этом году Квят является одним из самых многообещающих новичков первенства GP3 Series, гонки которого проходят в рамках Гран-при Формулы-1. Пока Даниил не может добраться до подиума и участия в борьбе за чемпионство не принимает, впрочем, это объясняется отсутствием опыта выступлений на трассах календаря GP3.

Тем не менее в середине июля команда Red Bull доверила Квяту тесты машины Toro Rosso , своего дочернего коллектива в Формуле-1. Испытаниями остался доволен не только Даниил, но и инженеры команды: «Все понимали, что для меня это было совсем в новинку. Они считают, что я хорошо справился», — цитирует пилота «Чемпионат.com» .

Михаил Алешин

С автомобилем Формулы-1 знаком ещё один россиянин Михаил Алешин — он пилотировал Red Bull в рамках автоспортивных шоу, а также провел тесты с командой Renault , сейчас носящей название Lotus .

Признание специалистов Алешин получил в 2010 году, когда выиграл чемпионский титул Формулы-Renault 3.5 в борьбе с Даниэлем Риккиардо , действующим пилотом Формулы-1. Однако высокую скорость Михаил демонстрировал и ранее — в 2007 году Алешин выступал в одной команде с Феттелем и тогда ничуть не уступал немцу в скорости. Затем Феттель оказался в Формуле-1, где выиграл три чемпионских титула, так и не победив в Формуле-Renault 3.5, а у Михаила по-прежнему нет спонсоров для перехода в чемпионат мира.

Алешин по-прежнему нацеливается на попадание в Формулу-1 и для сохранения формы участвует практически во всех соревнованиях, на которые у него хватает времени. Многие считают, что россиянин уже готов к дебюту в Формуле-1, но этому шагу препятствует отсутствие финансовой поддержки.

Николай Марценко

В чемпионате Формуле-Renault 3.5 свой второй сезон в этом году проводит 20-летний Николай Марценко . Год назад он дебютировал в составе команды-середняка, но первую же гонку закончил на пятом месте. В последствии Марценко еще несколько раз блеснул по ходу сезона, но пробиться на подиум ему так и не удалось. Сказалось не только отсутствие опыта самого гонщика, но и неопытность инженеров.

Даниил Квят, разорвав отношения с «Ред Буллом», вошел в состав «Феррари»! Правда, пока лишь в роли пилота по развитию. «Советский спорт» - о том, что это значит и какое будущее может ждать уфимца.

КАК РАЗВИВАЛИСЬ СОБЫТИЯ?

Квят окончательно расстался с «Ред Буллом» еще в октябре, сразу после «Гран-при США». Его контракт был расторгнут досрочно. Тогда же, еще в Остине, уфимец был замечен в моторхоуме «Уильямса» за беседой с техническим директором команды Падди Лоу. Чуть позже все узнали - кандидатура Квята всерьез рассматривалась на место призового гонщика «конюшни». Да, Даниил не выступил на шинных тестах в Абу-Даби, зато поработал на симуляторе команды на ее базе в Гроуве.

Тем не менее, к декабрю все поняли - главным претендентом на второе место в «Уильямсе» остался другой российский гонщик, Сергей Сироткин. Он впечатлил всех скоростью в том самом Абу-Даби, в одну калитку «укатав» Роберта Кубицу. У него - солидная финансовая поддержка и возможность пополнять бюджет команды на 15 миллионов долларов в год (для не самой богатой «конюшни» - весьма серьезный аргумент). Скорее всего, в ближайшую неделю «Уильямс» объявит официально о соглашении с Сироткиным, так что без нашего пилота на стартовой решетке в новом сезоне мы все же не останемся.

Но что же было с Квятом?

Даниил в собственном стиле хранил молчание, не давая интервью и не выпуская официальных заявлений через личную пресс-службу, которой обзавелся прошлым летом. И вот - внезапная новость! Причем - от «Феррари». Квят - новый гонщик по развитию «Скудерии». Он не будет выступать в «Гран-при», его вряд ли посадят за руль в пятничных практиках. Но россиянин будет появляться на этапах, а основная его роль - активная работа на симуляторе на базе в Маранелло. И помощь призовым пилотам с поиском настроек для болида.

Второстепенная, но ответственная роль.

ЗАЧЕМ ЭТО «ФЕРРАРИ» И КВЯТУ?

Тут три главных вопроса. Зачем это Квяту? Зачем это «Феррари»? И какие перспективы Даниила в плане возвращения в «Формулу-1»?

Пойдем по пунктам.

Россиянин не успел найти достаточной финансовой поддержки, чтобы пробиться в тот же «Уильямс». Вакансии в других командах и так были закрыты. Значит - шансов остаться на стартовой решетке у него не было. Всегда, конечно, можно перейти в другую серию, но где гарантия, что у тебя получится вернуться в «Формулу-1»? Контракт пилота по развитию, по крайней мере, подразумевает, что ты не выпадаешь из обоймы. Ты продолжаешь оставаться в паддоке, ты - на виду у конкурентов. Это гораздо лучше, чем уйти в тень, из которой уже можешь не выбраться. В королевских гонках не только быстрые болиды - здесь само время летит очень быстро. Потеря года - страшная потеря. Как правило - необратимая. Сейчас же Даниил будет иметь возможность крутиться в мире в «Формулы-1», причем в составе главной команды всего чемпионата. Это серьезно!

Зачем же Квят «Феррари»?

Более скромные команды часто берут в пилоты по развитию молодых гонщиков. Желательно - с финансовой поддержкой. Но в Маранелло в деньгах не нуждаются. У них серьезный пул юных спортсменов, которых здесь ведут с прицелом на «Формулу-1». В новом сезоне за «Заубер» поедет Шарль Леклер. В запасе есть и Тони Джовинацци. И монегаск, и итальянец - выпускники молодежной Академии «Феррари». На них (прежде всего - на Леклера) «Скудерия» делает ставку в будущем. Хватает и других, более юных гонщиков. Включая 18-летнего россиянина Роберта Шварцмана (в этом году поедет в «Формуле-3»).

Но Квят - особый случай.

У него за плечами - 4 года в «Формуле-1». У него - опыт работы в топ-команде («Ред Булле»), пусть и не в лучший для нее период. У него за плечами - два подиума. При этом Даниилу до сих пор - всего 23 года. Невероятный сплав опыта и юности! И, разумеется, таланта. А к скорости уфимца вопросов нет. Провал в прошлом сезоне - почва для критики, но те, кто видят ситуацию масштабно, прекрасно понимают - вина Даниила в плохих результатах гораздо меньше, чем у его начальников. И в «Торо Россо», и в «Ред Булл» - вообще. Из всех свободных гонщиков другого парня, который лучше бы помог в работе над болидом, просто нет! А ведь «Феррари» нужна такая помощь.

Как-никак, надо за титул бороться!

И ЧТО В ПЕРСПЕКТИВЕ?

Контракт Кими Райкконена истекает в конце этого года. И вряд ли финн останется в чемпионате мира. Ему и так-то 38 лет. У него нет мотивации. Соглашение с Кими продлили не столько за былые заслуги, сколько из-за того, что с ним комфортно Себастьяну Феттелю. Но надо ведь думать о будущем!

А кто заменит Айсмена?

Самый очевидный кандидат - Даниэль Риккиардо. Он тоже отправляется на вольные хлеба после сезона-2018. И австралиец демонстративно не спешит подписывать новый контракт с «Ред Буллом». Однако вдруг «Быки» все-таки сделают такое предложение, от которого Дэн не сумеет отказаться? И кто тогда пойдет в «Феррари»? Шарль Леклер?

Леклер, конечно, талантлив. Но парню - 20 лет. И в лучшем случае он успеет провести всего один сезон в чемпионате мира, причем - в скромнейшем «Заубере». Этого мало для перевода в топ-«конюшню»! Если, конечно, Шарль чем-то нас не удивит. Он может, в принципе… Но вдруг не получится?

Всегда нужен запасной вариант!

Квят в этом плане - идеален. Он будет подстегивать Кими, давая понять, что расслабляться не следует - и если Райкконен опять угодит в кризис, что с ним часто случается, финна вполне способны заменить уже по ходу предстоящего чемпионата. Он будет мотивировать юных парней из Академии «Феррари» - чтоб те не думали, что им открыта дорога к кокпиту болида команды. Даниил точно найдет общий язык со «Скудерией». Он вырос в Италии (в Риме). Он начинал здесь карьеру. Он идеально знает итальянский. Он главных успехов добился с инженером Марко Матассой, который тоже перешел из «Торо Россо» в «Феррари» буквально несколько недель назад. В истории полно примеров, когда пилот на время уходил на «понижение», в резерв, зато потом делал рывок вперед, реанимируя карьеру. Из последних - Роман Грожан. Из самых ярких - Фернандо Алонсо. Может, удастся и Квяту?

Да, шансов не так много. Но они есть. И если через год уфимец вдруг станет призовым гонщиком «Феррари» - не удивляйтесь. А просто помните - мы вас предупреждали. Это возможно!

Даниил Квят временно отстранен от участия в Формуле-1, но теперь у нас есть Сергей Сироткин, который подписал контракт с Williams. Самое время вспомнить, кому из россиян удалось хотя бы дотронуться до Формулы-1.

Сергей Злобин

В середине 2002 года компания Газпром неожиданно стала спонсором слабенькой команды Minardi (ныне это Toro Rosso). В качестве нагрузки там в роли тест-пилота появился 32-летний Сергей Злобин, прямо скажем, не блиставший в других гоночных сериях. Осенью того же года Злобин провел четыре тестовые сессии в Фиорано, Мюджелло и Валенсии, откатав на прошлогодней машине Minardi PS01 в общей сложности 400 километров.

В середине 2003 года Газпром так же неожиданно отказался от сотрудничества с Minardi, но Сергей остался в команде, хотя за руль ни разу не сел.

В сентябре 2004 года Злобину удалось заручиться поддержкой банка "Северный морской путь" (ныне SMP-банк) и провести тесты в Валлелунге за рулем боевой Minardi PS04B. На этом история Сергея в чемпионате заканчивается.

В последние годы Злобин выступает в гонках на выносливость. В 2014 году он в составе SMP Racing стал чемпионом WEC в классе LMP2.

Роман Русинов

В то время как возрастной Сергей Злобин осваивал спонсорские деньги за рулем далеко не новой Minardi, за титул чемпиона в Формуле Palmer Audi боролся 20-летний Роман Русинов. В двенадцати гонках россиянин семь раз поднялся на подиум, и такие результаты позволили лидировать в чемпионате до последнего этапа. Однако в финале Роман пропустил двух соперников. В 2003 году Русинов провел несколько гонок в европейской Формуле-3000. Увы, для дальнейшего роста не хватило спонсорских средств.

В 2005 году канадский предприниматель, выходец из Советского Союза, Алекс Шнайдер выкупил команду Jordan. В планах у него было создание российской команды. И вот тут вспомнили про российского пилота Русинова, который к тому времени обосновался в гонках на выносливость.

Презентация Jordan прошла на Красной площади. В фотосессии принял участие и Роман, получивший многообещающую должность тест-пилота. Однако все ограничилось одним днем тестов в декабре на трассе Херес.

В 2006 году команда была переименована в Midland. В чемпионате она была заявлена под российской лицензией, а Русинов сохранил должность тест-пилота. Очевидно, Шнайдер рассчитывал на привлечение инвесторов из России, и российские пилот и лицензия выступали в качестве приманки. Но трюк не сработал, и в середине года новым владельцем команды стала голландская компания Spyker. Роман в том сезоне за руль Формулы-1 так и не сел.

Русинов, в минувшем октябре отпраздновавший 36-й день рождения, продолжает выступать в гонках на выносливость. В 2015 году он стал чемпионом WEC в классе LMP2 в составе команды G-Drive Racing.

Виталий Петров

В 2006 году в серии GP2 дебютировал Виталий Петров. За четыре года уроженец Выборга выиграл четыре гонки, а в сезоне-2009 стал вице-чемпионом, уступив Нико Хюлкенбергу. В 2010 году россиянин получил место боевого пилота в составе команды Renault. Не обошлось без серьезных спонсорских вложений со стороны российских компаний и даже вмешательства Президента России Владимира Путина.

В дебютном сезоне Виталий часто ошибался, но больше всего он запомнился сильной гонкой на финальном этапе в Абу-Даби, когда фактически лишил чемпионского титула Фернандо Алонсо. Старт сезона-2011 был многообещающим: Виталий поднялся на третью ступеньку подиума в Австралии. Но затем результаты упали, и во многом это объяснялось отсутствием прогресса в доработке машины. В конце сезона Петрову пришлось покинуть команду.

Карьера получила продолжение в более слабой команде Caterham. Заработать очки не удалось, но на последнем этапе в Бразилии Виталий финишировал 11-м, и этот результат позволил команде подняться на десятое место в кубке конструкторов и заработать весьма весомую сумму призовых. Однако взамен руководство Caterham отказалось от услуг Петрова.

В 2014 году Петров принимал участие в кузовной серии DTM, но особых успехов не добился. В последние годы Виталий выступает в гонках на выносливость.

Михаил Алешин

В 2003 году при поддержке компании Лукойл европейские трассы начал штурмовать Михаил Алешин. Результаты в младших формулах оказались настолько успешными, что россиянин стал участником программы поддержки молодых пилотов Red Bull. Однако в 2010 году Red Bull отказалась от Алешина, но именно тот сезон стал одним из самых успешных в карьере Михаила: в напряженной борьбе с Даниэлем Риккардо российский пилот стал чемпионом Формулы Renault 3.5. В качестве приза Алешин получил право провести тесты за рулем болида Формулы-1.

Призовые тесты состоялись в ноябре 2010 года на трассе Яс-Марина. За рулем Renault R30 Михаил откатал 58 кругов и показал десятый результат. Увы, эти тесты Формулы-1 стали первыми и последними для Алешина. В отличие от поверженного им Риккардо, который в итоге стал пилотом Red Bull.

В дальнейшем Алешин выступал в различных чемпионатах, в том числе и в гонках на выносливость. В 2014 году он стал первым российским пилотом, поднявшимся на подиум в заокеанской серии IndyCar.

Даниил Квят

Если Виталий Петров пробился в Формулу-1 во многом благодаря спонсорской поддержке, то Даниил Квят заработал место в чемпионате своим талантом. В 11 лет парень из Уфы приехал в Италию, где выступал в различных картинговых соревнованиях. Сначала Даниил получил поддержку Лукойла, а затем стал членом программы поддержки молодых пилотов Red Bull. Квят прошел через Формулу BMW, Формулу Renault 2.0 и европейскую Формулу-3. В 2013 году он уверенно выиграл чемпионат GP3, чем заслужил шанс дебютировать в Формуле-1 в составе Toro Rosso.

По ходу сезона-2013 Квят дважды принимал участие в пятничных практиках, а в 2014 году вышел на старт в качестве боевого пилота Toro Rosso. С 8 очками Даниил занял в чемпионате 15 место. В конце сезона россиянин пошел на повышение, заняв в Red Bull место ушедшего в Ferrari Себастьяна Феттеля.

В 2015 году Квят заработал 95 очков и занял 7 место, опередив более опытного партнера по команде Даниэля Риккардо. В Венгрии Даниил поднялся на вторую ступеньку подиума - пока это лучший результат для пилотов из России.

Сезон-2016 начался с подиума в Китае, однако после домашнего этапа в Сочи Даниила неожиданно перевели обратно в Toro Rosso, поменяв местами с Максом Ферстаппеном. Квят тяжело воспринял понижение и не смог оправиться до конца сезона, заработав всего 4 очка. Ситуация не улучшилась и в 2017 году: 5 очков в 15 гонках. В результате еще до окончания сезона россиянина заменили на новичка Брендона Хартли.

В этом году Квят будет работать тест-пилотом Ferrari. За руль боевой машины он вряд ли сядет, его задача - проверка новинок в симуляторе.

Сергей Сироткин

В 2014 году пилотом Sauber едва не стал Сергей Сироткин. Как это часто бывает, не хватило спонсорской поддержки. Все ограничилось одним днем тестов в Бахрейне и пятничной практикой на Гран-При России.

В 2015 году Сироткин дебютировал в GP2, где за два сезона выиграл три гонки. И в 2015-м, и в 2016-м он становился бронзовым призером чемпионата.

В сезоне-2016 Сергей стал тест-пилотом Renault. За два года он провел три дня на тестах и шесть пятничных практик. В конце 2017 года Сироткин получил предложение провести сравнительные тесты в Абу-Даби за рулем Williams, благодаря которым и получил контракт на сезоне-2018.

Будущее

В минувшем сезоне проявил себя Артем Маркелов, о которым положительно высказался даже вечно недовольный Жак Вильнев. Россиянин выиграл пять гонок в Формуле-2 и стал вице-чемпионом, уступив только Шарлю Леклеру. Можно не сомневаться, что в этом году он обязательно появится в Формуле-1 хотя бы в роли тест-пилота.

А вот Никите Мазепину удалось провести на тестах Формулы-1 пять дней, но эту возможность команда Force India предоставила ему исключительно на коммерческой основе. В младших сериях Никита не блистал: за три года выступлений в различных сериях он выиграл всего одну гонку в британской Формуле-3.

Зато в прошедшем сезоне блеснул 18-летний Роберт Шварцман. С шестью победами он стал бронзовым призером Формулы Renault 2.0 и получил место в Гоночной академии Ferrari.

Пять журналистов, весь год следивших за событиями на трассах, составили собственные рейтинги, выделив десятку самых успешных россиян в мировом и отечественном авто- и мотоспорте. Присвоив гонщикам баллы и просуммировав их, мы получили очень интересную картину, которую с удовольствием представляем вашему вниманию.

Эксперты: СБ – Сергей Беднарук; АК – Александр Кабановский; ОК – Олег Карпов; АС – Алексей Сергеев; ВХ – Валентин Хорунжий.

Кого называли

В общей сложности были озвучены имена 20 гонщиков. Такое разнообразие было вполне предсказуемым, ведь сейчас на старт в самых разных дисциплинах выходит великое множество российских пилотов. Уследить за всеми – от картинга и мотокросса до внедорожных рейдов и "младших" формул – положительно невозможно.

По счастью, хоть каждый из наших экспертов и имеет собственную специализацию, их совместное мнение можно считать совершенно объективным.

Среди тех, кто попал в поле зрения Motorsport.com Россия, но не заработал достаточно очков для места в десятке, мастер марафонских гонок Илья Мельников и мотокроссмен Евгений Бобрышев , чемпион страны по ралли Вадим Макаров и фирменный пилот SMP Racing Дэвид Маркозов .

Чуть выше с почти одинаковой суммой баллов в таблице расположились четверо очень разных спортсменов. Это Милен Пономаренко – юная картингистка, ставшая седьмой на чемпионате мира, открытие года в отечественном раллийном первенстве Вадим Лелюх (попавший, к сожалению, в тяжелую аварию), вице-чемпион Евроформулы Open Константин Терещенко и один из героев прошлогоднего "Дакара" Владимир Васильев .

Были также отмечены победитель гонок Формулы Renault 2.0 Матевос Исаакян и заметно прибавивший в GP2 Артем Маркелов . Наконец, на ближних подступах к десятке остановился триумфатор "24 часов Ле-Мана" и победитель WEC Алексей Басов .

Ну а вот кто стал нашими лауреатами:

9-10. Анастасия Нифонтова

Ралли-рейды

Единственная представительница мотогонок и слабого пола на самом деле оказалась в нашей десятке вовсе не случайно. Продолжательница спортивной династии в нынешнем сезоне выиграла Кубок мира по внедорожным ралли среди гонщиц на мотоциклах. И пусть конкуренция здесь несколько ниже, чем среди представителей сильного пола, титул – это всегда титул, тем более в такой физически сложной дисциплине.

СБ : Без представителей мотоспорта этот список не был бы полон. Увы, наши немногочисленные кольцевики на международной арене в этом году не смогли добиться каких-либо значимых достижений. Поэтому звание лучшего мотогонщика – а точнее, мотогонщицы – присуждаю отважной Анастасии Нифонтовой.

АС : Не каждый мужчина-гонщик способен преодолеть на мотоцикле пять с половиной тысяч километров по пустыням, а наша хрупкая гонщица сделала это, причем с блеском. Дебютировав в ралли-марафоне "Африка", Настя финишировала на седьмой позиции в зачете мотоциклов и первом среди представительниц прекрасного пола. Но это еще не все – затем последовал отличный сезон в Кубке мира по ралли-рейдам.

9-10. Айрат Мардеев

29 лет, ралли-рейды

Триумфатор "Дакара" оказался в невыгодном положении по той причине, что одержал свою победу в середине января – и к моменту нашего голосования она несколько подзабылась. Однако недавний дебютант показал в Южной Америке главное качество марафонца – стабильность. Не будучи однозначно быстрейшим (на его счету всего две победы на спецучастках), Айрат избежал проблем и переиграл напарников по камазовской дружине.

АС : Свой первый "Дакар" Айрат проехал в 2009-м году в качестве механика экипажа своего отца Ильгизара – они заняли четвертое место. Четыре года спустя Мардеев-младший уже в качестве пилота привел свой КамАЗ на финиш легендарной гонки со вторым результатом. И, наконец, в 2015-м он одержал победу.

ВХ : После тяжелейшего 2014 года, когда он потерял своего отца, Айрат одержал абсолютно заслуженную первую победу на "Дакаре", причем сделал это в упорной борьбе с двумя другими представителями КамАЗа.

7-8. Роберт Шварцман

16 лет, Формула 4

Юный петербуржец, не привлекая особого внимания, на удивление эффективно провел свой первый полный сезон после перехода из картинга. В итальянской и немецкой Ф4 он заработал в общей сложности 16 призовых кубков, завершив сезон на третьей и четвертой позиции соответственно.

АК : При взгляде на Роберта сразу ощущается позитив и оптимизм – не случайно почти на всех фото мальчишка широко улыбается. Да, порой были и неудачи, но в целом прошедший сезон принес ему немало поводов для оптимизма. Как говорится, новичков нужно оценивать по лучшим результатам. И с ними у гонщика полный порядок.

СБ : Этот юниор может добраться до самых высот. Говорить об этом позволяют его результаты в немецкой Формуле 4 – в первенстве с очень высоким уровнем конкуренции между вчерашними сильнейшими картингистами Роберт не только не затерялся, но и стал одним из лидеров, регулярно поднимаясь на подиум и заняв итоговую четвёртую строчку.

7-8. Михаил Алёшин

28 лет, WEC, ELMS, IndyCar

Михаил всегда был настоящим универсалом, умеющим находить язык с любой техникой. Но в 2015-м он раскрылся в новом качестве марафонца. Накопленный за годы опыт оказал неоценимое подспорье в работе с новым прототипом BR01, а в концовке сезона москвич уверенно вернулся на американские овалы серии IndyCar.

ВХ : Алёшин прекрасно адаптировался к спорткарам в своем первом сезоне Европейской серии Ле-Ман и трижды попал на подиум за рулем нового прототипа SMP BR01, к разработке которого сам приложил руку. Затем под конец сезона вернулся в IndyCar после годичного отсутствия – и сразу квалифицировался лучше, чем его два более опытных напарника.

СБ : Пусть в этом году у Михаила не было возможности реализовать весь свой потенциал, но стоит отметить его работу в доводке BR01 и достойное возвращение в IndyCar после годичной паузы. Десятое место в финальной гонке сезона во много способствовало успешному завершению переговоров о полноценных выступлениях в Америке в 2016-м – у Алёшина есть все шансы вновь показать себя с самой сильной стороны и оказаться в нашем рейтинге будущего года в первой тройке.

6. Виктор Шайтар

32 года, WEC и ELMS

Тот случай, когда пилот и команда в прямом смысле слова нашли друг друга. Виктор получил возможность заниматься любимым делом, в котором достиг серьезных высок, а в SMP Racing не нарадуются тому потоку призовых кубков, который обеспечивает спортсмен из Люберец практически во всех гонках, где выходит на старт.

ОК : Одна из самых удивительных историй в российском автомобильном спорте. Виктор много лет назад блистал в отечественных "формулах", но дальше карьера не задалась – на переезд в Европу и участие в тамошних сериях просто не было денег. Но теперь он – обладатель престижного трофея и победитель "24 часов Ле-Мана".

АС : Чистая математика. Экипаж Шайтар / Басов / Бертолини выполнил задачу-максимум на все 100 процентов – в их активе победа в своем зачете чемпионата, а также в "24 часах Ле-Мана". Подобную задачу в минувшем сезоне больше не смог выполнить никто из россиян.

5. Егор Оруджев

20 лет, Формула Renault 3.5

Если оценивать пилотов с точки зрения прогресса по ходу сезона, то именно Егора следует признать лидером. Во второй половине чемпионата он постоянно был среди лидеров, а по ходу финальных этапов без него не обходился почти ни один подиум. Победы в Будапеште и Ле-Мане показали, что в 2015-м Оруджев стал одним из открытий ФR3.5.

ОК : Егор по-настоящему удивил. Его имя на слуху еще с тех времен, как он занимался картингом, но за пару лет, что пилот провел в Формуле Renault 2.0, многие наверняка успели в нем разочароваться. Но каков получился дебют в 3,5-литровом классе! За всю историю проведения чемпионата в нем принимали участие с десяток россиян, включая Михаила Алешина и Сергея Сироткина, но лучший первый сезон удался именно Оруджеву.

ВХ : Начал сезон более-менее тихо – что неудивительно, учитывая отсутствие предыдущего опыта в Формуле Renault 3.5. Но по ходу кампании становился все лучше и лучше, а на пути к каждой из двух побед блестяще удержал за собой двух лучших, намного более опытных, пилотов категории.

АК : Как признался сам Егор, летом, после первых неудач – надо признать, победа в Венгрии выглядела все же явным исключением из правил – он решил изменить свой подход к выступлениям. И результат не замедлил себя ждать. Кого это напомнило? Дочитайте до победителя нашего рейтинга.

4. Алексей Лукьянюк

35 лет, ERC

Алексей заявил о своей скорости уже давно, но лишь сейчас в полной мере продемонстрировал лучшие качества на международной арене. И хотя возраст не позволяет назвать питерца восходящей звездой, он смог провести 2015-й на очень высоком уровне.

АС : Однозначно – самый быстрый из действующих российских раллистов. В 2015 году Лукас попробовал свои силы в чемпионате Европы по ралли. И кто знает, каким был бы итоговый результат россиянина, если бы он весь сезон проехал со своим постоянным штурманом Алексеем Арнаутовым. Но три стартовых этапа с Евгением Червоненко подпортили ему статистику сезона. Что впрочем не умаляет великолепного достижения – "бронза" в ERC стала лучшим результатом в современной истории российского ралли.

АК : Как же обидно, что из-за досадной аварии на тестах Алексей так и не вышел на старт Ралли Финляндия за рулем машины WRC. Это стало бы для него настоящим экзаменом, по итогам которого можно было бы сравнивать россиянина с лучшими раллистами планеты. Ну а в том, что он очень хорош на уровне европейского чемпионата, сомнений быть не может.

СБ : Отрадно, что наши гонщики завоёвывают кубки не только в международных кольцевых сериях, но и в раллийных соревнованиях. После ухода из спорта Евгения Новикова главной российской надеждой в ралли стал Алексей Лукьянюк, который в этом году снова произвёл хорошее впечатление на этапах европейского чемпионата.

3. Роман Русинов

34 года, WEC

Самый опытный отечественный марафонец все же добился своей цели. Точнее, одной цели из двух: стал победителем WEC в классе LMP2, к чему шел вместе с командой G-Drive Racing несколько лет. А вот победа в Ле-Мане пока упорно ускользает от москвича.

ВХ : Третий в 2013-м, второй в 2014-м и, наконец, чемпион в этом году. Русинов продолжает оставаться одним из лучших в мире пилотов в классе LMP2 – на его счету теперь 12 побед в WEC. И прошедший сезон вселяет уверенность, что к этому списку рано или поздно будет добавлено и первое место в "24 часах Ле-Мана".

АС : Мы говорим WEC, подразумеваем Русинов. Победу в зачете LMP2 экипажа Русинов / Бёрд / Каналь не назвать сенсацией, мы ждали её. Но от этого она не стала менее ценной.

ОК : За Романа можно порадоваться. Несколько лет вместе с G-Drive, меняя по пути напарников, он шел к своей цели – победе в классе LMP2 – и теперь, наконец, ее добился. Впрочем, еще одна задача пока не решена. Роман пока не выигрывал в Ле-Мане, но, можно не сомневаться, он обязательно приложит все усилия, чтобы заполнить этот пробел в будущем году.

2. Сергей Сироткин

20 лет, GP2

Если оценивать исключительно результат, Сергей стал лучшим российским формулистом сезона – в своей серии, весьма конкурентоспособной по составу участников GP2 – он финишировал третьим, одержав одну победу и пять раз побывав на подиуме. Романа Русинова он переиграл в нашем рейтинге с перевесом в одно очко – словно Рио Харьянто на гоночных трассах.

ВХ : Открытие сезона в GP2, Сироткин пришел в категорию в составе команды Rapax и на большую часть года превратил её из середнячка серии в серьёзного претендента. Третье место в дебютном сезоне – очень мощная заявка на возможное будущее в Формуле 1.

ОК : Велик соблазн назвать Сергея и вовсе лучшим российским пилотом уходящего года. Но это скорее следствие "заниженных" ожиданий перед началом сезона. Карьера Сироткина как-то забуксовала в Формуле Renault 3.5, где он явно не продемонстрировал всех своих возможностей. Теперь же, если говорить откровенно, москвич просто вернулся на свой уровень. Сергей не просто лучший россиянин в молодежных сериях в 2015 году, он – один из лучших молодых пилотов этого года вообще.

АК : Болезненное расставание с Sauber могло бы сломать карьеру многим. Но грамотный менеджмент в сочетании с работой самого пилота сотворили маленькое чудо. Сергею всего 20 лет, и перед ним по-прежнему открыты все дороги.

1. Даниил Квят

21 год, Формула 1

Безоговорочная победа. Все пять экспертов присудили молодому уфимцу первое место. И есть за что – седьмое место в самой престижной гоночной серии планеты плюс победа над более опытным напарником. Гонщик года в России по любым версиям.

ОК : На самом деле, не нужно никаких объяснений. Даниил Квят выступает в Формуле 1 за одну из лучших команд, на равных борется с победителем трех Гран При Даниэлем Риккардо, поднимается на подиум.

СБ : Единственный российский пилот в Ф1 достойно провёл дебютный сезон в "старшей" команде Red Bull, несмотря на все сложности. Второе место в Венгрии и победа по очкам над более опытным напарником говорят сами за себя. Мы можем гордиться Даниилом и ждать от него новых успехов.

ВХ : С одной стороны, тот факт, что Квят финишировал выше Риккардо в общем зачете, наверное, не отражает полной картины сезона. С другой стороны – глядя на его выступления, легко забыть, что это был лишь второй сезон россиянина в Формуле 1. Его прогресс налицо, и раунд за раундом он выступал наравне со своим очень высоко оцениваемым напарником.

АК : Который год наблюдя за Даниилом, волей-неволей укрепляешься в мысли, что у него невероятная воля и по-настоящему чемпионское стремление к победе. Судьба много бросала его по миру: разные страны, серии, команды. Квят отличается редким умением вбирать всё лучшее – и еще не раз порадует нас на трассах.

Полная таблица голосования Motorsport.com Россия:

Driver СБ АК ОК АС ВХ Итого
Даниил Квят 10 10 10 10 10 70
Сергей Сироткин 9 9 9 9 36
Роман Русинов 8 8 7 5 7 35
Алексей Лукьянюк 7 7 6 9 29
Егор Оруджев 5 6 8 5 24
Виктор Шайтар 2 5 3 7 17
Михаил Алешин
6 4 13
Роберт Шварцман 3 6 13
Айрат Мардеев 8 2 10
Анастасия Нифонтова 1 1 8 10
Алексей Басов 2 7 9
Матевос Исаакян
4 1 5
Артём Маркелов
5 5
Владимир Васильев 4 4
Константин Терещенко 4 4
Вадим Лелюх 3 3
Милен Пономаренко 3 3
Вадим Макаров 2 2
Дэвид Маркозов 2 2
Евгений Бобрышев 1 1
Илья Мельников 1 1

«Форс-Индия» подписала контракт с 16-летним Никитой Мазепиным. Глеб Каланов рассказывает, что нужно знать о пилоте и его роли в команде.

Россия все теснее соприкасается с миром «Формулы-1»: в чемпионате уже участвовали Виталий Петров, команды «Мидленд» и «Маруся», в календаре закрепился национальный Гран-при, в сильной конюшне «Ред Булл» выступает Даниил Квят, а Сергей Сироткин находится в шаге от гоночной серии. Сегодня в «Формуле-1» появилось еще одно русское имя – 16-летний Никита Мазепин стал пилотом по развитию в «Форс-Индии». Кто этот парень и что от него ожидать?

Кажется, знакомая фамилия?

Да, миллиардеров в России не так много, поэтому фамилию Мазепин вы уже могли слышать. Отец Никиты – Дмитрий Аркадьевич Мазепин, владелец и председатель совета директоров Объединенной химической корпорации «Уралхим». В 2015 году Мазепин-старший занял 63 место в российском списке «Форбс» с состоянием 1,3 млрд долларов. Автоспорт дорого обходится, и зачастую на серьезном уровне им занимаются в основном дети состоятельных родителей. Никита – не исключение. Помимо «Уралхима» его карьеру поддерживают «Гало-Полимер» (также контролируемый Дмитрием Мазепиным) и «Уралкалий» (где Мазепину-старшему принадлежит 19,99% акций).

Все понятно – еще один бесталанный гонщик с деньгами?

На самом деле нет – в 2013 году Мазепин мог стать вторым в финале чемпионата мира по картингу в юниорском классе, но судьи лишили его этого достижения из-за срезки поворота в одном из эпизодов, но уже в 2014 году гонщик оказался вице-чемпионом мира во «взрослом» классе KF-15 – таких высот никто из россиян прежде не достигал. Заметим, что напарником Мазепина был Мик Бетч – сын семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера.

Впрочем, успех в картинге вовсе не означает автоматический успех во взрослых гонках. История автоспорта знает как успешные примеры Дженсона Баттона или Михаэля Шумахера, так и Витантонио Лиуции, который добрался до «Формулы-1», но блестящую карьеру не построил.

В «формульных» гонках в силу возраста опыт у Никиты небольшой – в прошлом сезоне он выступил в Североевропейском Еврокубке «Рено» и занял 12-е место в общем зачете и 6-е среди новичков. При этом был одним из самых юных – большинство соперников были старше и опытнее. Кроме того, Мазепин провел несколько гонок в «Формуле-Рено» 2.0 и поучаствовал в гоночной серии «Тойота» (которую выиграл еще один сын миллиардера, Лэнс Стролл, выполняющий роль пилота по развитию в «Уильямсе»).

Почему именно «Форс-Индия»?

«Форс-Индия» – небогатая конюшня, которая вечно нуждается в деньгах. При текущей системе распределения доходов в «Формуле-1» команде из Сильверстоуна жизненно необходимы спонсоры, и подписание контракта с Мазепиным – следствие недостатка денег в конюшне. Никита, безусловно, одаренный пилот, но все же в таком возрасте команды редко обращают внимание лишь талант спортсменов – если конечно, речь идет не о Максе Ферстаппене. Но за молодым русским стоит несколько мощных химических компаний, сотрудничество с которыми может серьезно облегчить решение финансовых проблем.

Подписание Мазепина – это шаг с прицелом на долгосрочную перспективу. В результате «Форс-Индия» или вырастит талантливого гонщика, или просто заработает хорошие деньги.

«У Никиты потрясающий шанс подготовиться к «Формуле-1» в нашей команде. У нас большой опыт работы с молодежью, а Никита – способный и решительный гонщик. Мы с интересом начинаем сотрудничество с новым российским гонщиком, учитывая успех Гран-при России – это рынок с большим потенциалом, и появление молодых талантов, таких, как Никита, гарантирует дальнейший рост интереса к спорту» – говорит владелец команды Виджай Маллья.

Чем Мазепин будет заниматься?

Станет пилотом по развитию – получит доступ к симулятору, а также примет участие в тестовой программе. Эта работа должна помочь в развитии гоночного болида VJM09, а самому пилоту даст опыт в продвижении вверх по «формульным» ступеням. О выступлениях в гонках и даже на тренировочных сессиях Гран-при в ближайший год речи пока не идет – у Мазепина нет необходимой суперлицензии. Да и просто за рулем боевой машины «Формулы-1» русскому пилоту вряд ли удастся много поработать – в программе «Форс-Индии» также числится более опытный мексиканец Альфонсо Селисе (которому и обещано участие в практиках). Тем не менее, у Мазепина остается шанс проехать на болиде «Форс-Индии» на летних молодежных тестах.

«Я еще молод, и мне нужно многому научиться», – говорит пилот. – «Поэтому опыт работы в «Форс-Индии» будет очень важен. Цель – выступать в «Формуле-1» в будущем, и сегодняшняя новость приблизила меня к достижению этой цели. Буду трудиться, чтобы помочь команде, и сделаю все, чтобы улучшить навыки на трассе и за ее пределами» – заявил Никита.

Какие перспективы в ближайшие годы?

В сезоне-2016 Мазепину предстоят выступления в Европейской «Формуле-3» и борьба с такими соперниками как Мик Шумахер, Харрисон Ньюи (это сын гениального конструктора «Формулы-1»), Лэнс Стролл и Педро Пике. Есть и другие – менее известные широкому кругу болельщиков, но одаренные парни, – поэтому сразу ожидать больших успехов не нужно. Однако вряд ли в «Форс-Индии» намеревались сразу бросить Мазепина в пекло «Формулы-1», как это сделал Гельмут Марко с Максом Ферстаппеном. Программа развития рассчитана на несколько лет, целью которой является обучение пилота работе в коллективе и с гоночной техникой.

Примерно так в «Формулу-1» несколько лет назад приходил Эстебан Гутьеррес – мексиканец находился в резерве «Заубера» целых три года, прежде чем стал боевым пилотом. Похожим образом «Уильямс» готовил Валттери Боттаса, так же сейчас не торопится «Макларен» со Стоффелем Вандорном. И в дальнейшем все будет зависеть от самого Мазепина и уровня его выступлений. Если в «Ф-3» и других молодежных сериях все получится, то шанс оказаться за рулем кокпита «Формулы-1» действительно станет очень высоким.