Дзанарди алессандро авария. Алекс занарди (alex zanardi): все в твоих руках

Дзанарди начал занимался картингом с 13 лет, позднее выступал в итальянской Формуле-3. В 1991 году дебютировал в международном чемпионате Формулы-3000. В дебютном сезоне Алессандро выиграл две гонки и стал вице-чемпионом по итогам чемпионата-1991.

Дебют в Формуле-1

В конце 1991 года Занарди провел две гонки за команду Jordan в Формуле-1, став одним из многочисленных (Михаэль Шумахер, Роберто Морено) сменщиков арестованного за драку Бертрана Гашо. Итальянец не набрал ни одного очка, оба раза финишировав девятым. На следующий год Занарди был тест-пилотом Minardi, и принял участие в трех этапах за неё (вместо травмированного Кристиана Фиттипальди), но в двух из них даже не прошёл квалификацию, а в третьей - сошёл.


На сезон-1993 Алессандро подписал контракт с некогда сильной командой Lotus. Во второй гонке за британский коллектив, итальянец завоевал свое первое (и, как потом оказалось, единственное очко в чемпионате мира), придя шестым в гонке в Бразилии. На Гран-при Бельгии гонщик попал в тяжелую аварию на тренировке, и пропустил окончание сезона. В 1994 году Занарди заменил в составе Lotus получившего тяжёлые травмы Педро Лами (ранее дебютировавшего в Формуле-1 после аварии самого Дзанарди), но выступил неудачно, закончив сезон без единого очка. Lotus окончательно обанкротился зимой 1995. Дзанарди не нашёл себе нового места и покинул чемпионат.

CART

В 1996 году итальянец, благодаря посредничеству конструктора Мориса Нанна, получил место в успешной команде Chip Ganassi Racing серии CART. Дебют Алекса оказался успешным: он стартовал с поула уже во второй гонке и выиграл три гран-при в дебютном сезоне. Дзанарди закончил 1996 год с бронзой чемпионата, поделив по количеству очков второе место с Майклом Андретти и уступив только чемпиону, своему напарнику Джимми Вассеру. Алекс также получил звание «Новичок года».

Следующие два года Занарди доминировал на трассах, уверенно выиграв чемпионаты 1997 и 1998 годов и одержав двенадцать побед. Оба этих сезона он по-прежнему провел в составе конюшни Чипа Ганасси.

Возвращение в Формулу-1

На следующий год чемпиону поступило предложение от Williams. Чип Ганасси и Фрэнк Уильямс совершили своеобразный обмен: Уильямс отпустил в Америку своего тест-пилота Хуана Пабло Монтойю и получил взамен право подписать контракт с Дзанарди. Однако итальянец не оправдал надежд: на трассах Формулы-1 он явно уступал своему партнеру - Ральфу Шумахеру, и опять не набрал ни единого очка. Вдобавок Williams 1999 года, оснащенный двигателями Supertec, был недостаточно быстр и очень ненадежен. Разочарованный сэр Фрэнк разорвал контракт с итальянцем уже после первого года сотрудничества и выплатил ему неустойку. Поскольку Монтойя, ставший к тому времени чемпионом CART, по условиям контракта с Ганасси не мог сразу вернуться в «Формулу», место партнера Ральфа Шумахера в сезоне-2000 занял англичанин Дженсон Баттон .

Возвращение в CART

Дзанарди вернулся на другую сторону Атлантики и подписал контракт с Мо Нанном, к тому времени оставившим пост технического директора Ganassi и основавшим собственную команду. Болиды Mo Nunn Racing, произведенные компанией Reynard, не отличались большой скоростью: в тот год Мо потерял поставщика двигателей в лице Mercedes и вынужден был использовать более слабые Honda.

15 сентября 2001 года в гонке на трассе Лаузитцринг в Германии, Дзанарди попал в тяжелейшую аварию. Выехав на трассу после пит-стопа, Алекс на непрогретой резине слишком рано ускорился и потерял управление болида. Его машину развернуло поперек трассы. В следующую секунду в него врезался болид канадца Алекса Тальяни. Reynard итальянца разрубило пополам. Врачи вынуждены были позднее ампутировать обе ноги до колена. Уже к концу года, правда, Алекс смог ходить, используя специальные протезы.

В 2003 году перед гонкой CART на Лаузитцринге Дзанарди, на специально переоборудованном болиде, проехал оставшиеся с 2001-го года тринадцать кругов своей гонки. Зрители стоя аплодировали мужеству итальянца, ведь показанное им время на круге позволило бы занять ему шестое место на стартовой решетке.

Туринг

Пройдя программу реабилитации, Занарди вернулся к гонкам, используя специально оснащенные ручным управлением автомобили.

Итальянец дебютировал в Чемпионате Европы по автогонкам в классе туринг (ETCC) в 2003 году, а с 2004 начал там постоянные выступления как боевой пилот. В 2005 Алессандро перешёл в WTCC.

В 2006 году Дзанарди провел показательные тесты за рулем болида BMW F1.

Паралимпийские игры

В настоящее время Алессандро готовится к соревнованиям по гонкам на ручных велосипедах на паралимпиаде в Лондоне 2012 где будет представлять Италию. В ноябре 2011 года одержал победу в престижном Нью-Йоркском марафоне в классе ручных велосипедов.

Чтоб ты знал: после аварии на гоночной трассе этот мужчина, которого буквально разорвало пополам, не стал жевать сопли и вернулся в любимый спорт. А спустя 11 лет принял участие в Параолимпийских играх, где стал двукратным чемпионом в классе ручных велосипедов. Ну а теперь чуть подробнее.

Символическое возвращение

Оказалось, что вынудить уйти из любимого спорта Дзанарди не могут никакие обстоятельства. Уже в следующем году он начал ходить на протезах, а в 2003-м символически вернулся в автоспорт: Алессандро проехал оставшиеся после аварии 13 кругов по трассе Лаузитцринг - публика встретила его громкими овациями. Дзанарди показал отличное время, которое, возможно, и подтолкнуло его к идее возродить свою карьеру.

Кузовной спорт

С того же 2003 года Дзанарди начинает выступать в кузовном автоспорте (он использует специальные автомобили, оснащенные ручным управлением) и вплоть до 2009 числится боевым пилотом команды BMW Team Italy-Spain, выступающей в сериях WTCC и ETCC. К слову, в 2005 году Алессандро смог стать чемпионом «Итальянского супертуринга», хотя в 1992 году, будучи молодым и здоровым, он занял лишь 21-ю строчку в личном зачете.

А в 2014-м 48-летний итальянец решил вновь испытать судьбу и вернуться к большим гонкам. Он провел целый сезон в Blancpain Sprint Series, соперничая бок о бок с очень сильными оппонентами, среди которых были и наши: Сергей Афанасьев, Роман Русинов и Алексей Васильев. В личном зачете Дзанарди стал 20-м. Учитывая обстоятельства - нормальный результат.

Параолимпиада

До прошлогоднего возвращения в автоспорт был в судьбе Алессандро и еще один сильный момент. Приостановив карьеру автогонщика в 2009-м, он попробовал свои силы на престижном нью-йоркском марафоне в классе ручных велосипедов, и, одержав победу, изъявил желание поучаствовать в лондонских Параолимпийских играх. И вот итог: два золота на дистанциях 16 км и 64 км и серебро в эстафете. Кроме Параолимпийских игр Алессандро принял участие и в трех чемпионатах мира для людей с ограниченными возможностями, где завоевал 5 золотых и 2 серебряные медали.

Личная жизнь

Алессандро женат, у него есть сын. Наверное, если бы не семья, то вряд ли бы Дзанарди вернулся в автоспорт после столь тяжелой аварии, но поддержка жены и сына помогли итальянцу вернуть многие «доаварийные» радости: «Однажды сын захотел со мной поплавать, как до аварии. Ему было три года, как тут объяснишь, почему я не хочу вываливаться из коляски в бассейн, словно мешок с картошкой. Поэтому я обратился к ортопеду и попросил разработать мне специальные протезы. Нетонущие и чтобы на них можно было бы ходить, как на обычных протезах. Тогда таких не существовало. Мы использовали материалы из автоспорта и специальную пену, которой обычно заполняют топливные баки. В общем, плавал я в них как дельфин».

Алессандро Дзанарди вне спорта

  • В 1999 году компания Honda в честь Дзанарди и его очередного чемпионства в серии CART выпустила автомобиль Acura NSX: Alex Zanardi Edition.
  • Алессандро Дзанарди - командор (читай: кавалер) итальянского ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой».
  • Вне гонок Дзанарди ведет телепередачу на итальянском ТВ, озвучивает мультфильмы и выпускает собственные гоночные карты.
  • Дмитрий Ремизов

    Алекс – один из самых успешных и популярных гонщиков серии CART конца 90-х. За свою продолжительную карьеру ему удалось завоевать 2 чемпионских титула в одной из сильнейших американских серий того времени, вернуться в Формулу-1 после четырехлетнего перерыва и еще выиграть множество гонок в различных кузовных сериях. Но больше всего Дзанарди известен в мире автоспорта благодаря своей невероятной силе воли и преданности любимому делу – он вернулся в автогонки после страшнейшей аварии, в которой ему ампутировали обе ноги…

    Жизнь будущего гонщика началась в Болонье 23 октября 1966 года. Впервые за руль транспортного средства, коим оказался карт, Алекс сел в 13 лет, что по нынешним меркам довольно поздно. В 1988-м Дзанарди дебютирует в итальянской Формуле 3, а через 2 года становится сильнейшим гонщиком серии. Благодаря высоким результатам, в 1991 году Алессандро получает долгожданное повышение и начинает выступать за юниорскую команду Бенеттона — Il Barone Rampante, которая в том сезоне дебютировала в младшей Формуле. В первом и единственном сезоне за Benetton Junior Дзанарди трижды поднимался на верхнюю ступень пьедестала, а в итоговой классификации занял второе место.

    Талантливый гонщик не остался без внимания Формулы старшей и уже в конце 1991-го года Алекс проводит три гоночных уик-энда за команду Эдди Джордана. В следующем сезоне Дзанарди пришлось довольствоваться ролью резервного гонщика в Минарди, где участвовал в трех гран-при вместо травмированного Кристиана Фитипальди, но этого было явно недостаточно для амбициозного итальянца. В межсезонье Алекс тестировал Бенеттон, но тем не менее подписал контракт с более скромным Лотусом, в котором выступал наравне с более опытным Джонни Хербертом. В том же 1993-м Дзанарди набирает свои первые очки, точнее очко, – на гран-при Бразилии. Голодный до высоких результатов Алекс прогрессировал от старта к старту, но многочисленные сходы и проблемы с машиной не позволяли занимать высокие места, да еще вдобавок Дзанарди попал в страшнейшую аварию в Спа, после которой был вынужден пропустить остаток чемпионата и половину следующего.

    Кто бы мог тогда представить себе, что эта авария станет не самой страшной в его карьере.. Вернувшись в Большой Цирк в середине следующего сезона, в руках Алекса была абсолютно неконкурентоспособный автомобиль, который к тому же еще и часто ломался. В результате в сезоне 94 в графе очки напротив фамилии Дзанарди красовался бублик.

    Чувствуя, что в Формуле-1 не совсем все идет так, как хотелось бы, Алекс пробует себя в спортс-карах прежде чем принять решение о переезде в Америку – для участия в популярнейшей серии CART в команде Target, которой руководил Чип Гэннэси. Несмотря на скептицизм гоночного инженера команды Мо Нанна, 1996й, 97й, и 98й года стали самыми успешными в карьере Дзанарди. Всего Алекс побеждал в Америке 12 раз, каждый раз прокручивая после победы «жука»; именно Алессандро ввел моду на большое количество дыма после финиша.

    Сэр Фрэнк Уильямс заполучил в 1999-м году самого сильного новичка Формулы-1. Эта сделка, казалось, была выгодна им обоим: сэр Фрэнк получал сильнейшего гонщика, а Алекс получал сильную машину и возможность доказать всему миру свои амбиции в сильнейшей гоночной серии мира. Но вновь не сложилось. Дзанарди показывал результаты гораздо слабее, чем брат великого чемпиона, а несколько серьезных ошибок только усилили слухи о том, что в команде его скоро заменят. К концу сезона Алекс так и не смог набрать ни одного очка. Этот сезон стал последним в его карьере гонщика Формулы-1, а то памятное 6е место в Бразилии и 1 очко – единственным.

    Дзанарди собирался с мыслями весь 2000-й год,а в 2001-м решил совершить «камбэк» в CART. И это ему удалось. Контракт был подписан с тем самым Мо Нанном, который когда-то не верил в него. 15 сентября должен был состояться этап на автодроме в Лаузитце, но после памятных событий 11-го сентября до последнего момента было неизвестно состоится ли гонка или нет. И гонка состоялась. За 13 кругов до финиша безусловным лидером гонки был Алекс, в голове у него уже крутилась мысль, что «вот она! Победа!» после всех этих провальных гонок. Но после того как Дзанарди выехал из боксов, его машина потеряла управление и оказалась поперек трассы. Алекс Тальяни на скорости 190 миль в час не успел увернуться от неожиданно появившейся на трассе машины. Эта авария, пожалуй, одна из самых страшных в истории автоспорта – кокпит был разорван на две части и в первые секунды после аварии вообще с трудом верилось, что там мог остаться живой человек.

    Благодаря оперативным действиям врачей, Дзанарди удалось спасти несмотря на огромную потерю крови, но обе ноги пришлось ампутировать выше колена, а сам Алекс окзался в коме. Боль после аварии была настолько сильной, что, по своим собственным словам, он не мог поднять голову от подушки, а все тело было в каких-то трубках и датчиках:«на мне было больше телеметрии, чем в машине Формулы-1». Узнав, что у него нет обеих ног, Дзанарди не впал в отчаяние и стал ценить жизнь лишь больше.

    После длителньного курса реабилитации Алекс принимает невероятное решение – вернуться в автогонки, для чего ему были разработаны специальные протезы (размерчик ноги, кстати, был уменьшен с 44го до 36го). Для дебюта (как это не странно звучит) Дзанарди выбрал Чемпионат Европы по автогонкам в классе «Туринг» (ETCC) и в 2004-м году стал боевым пилотом. В следующем году Алессандро перешел в WTCC и одержал свою первую победу в гонках после страшной аварии в Лаузитце. В Лаузитц, кстати, Дзанарди позже вернулся, чтобы проехать те самы злосчастные 13 кругов. А в 2005-м Алекс вновь сел за руль машины Формулы-1, протестирорав BMW.

    Алессандро Дзанарди о своем возвращении в автоспорт: « Когда я вернулся в гонки в Туринг многие люди говорили, что это всего лишь маркетинговый ход. Но все эти разговоры стихли после того, как я выиграл свою первую гонку (Германия, 2005)! Мои соперники сначала держались подальшего от моего заднего и переднего бампера и старались избегать столкновений со мной. Тогда я начал выгрывать и теперь отношение соперников изменилось – ведь я такой же гонщик на трассе, как и они.»

    Когда его автомобиль проносится мимо трибун в Хокенхайме или Монце, Брно или Спа, люди говорят: «Это Алекс». Других слов не нужно. Равно как не важно, сколько очков на этот раз привезет своей команде гонщик. Алекс Занарди свои главные поединки уже выиграл. Наедине с собой.

    На церемонии открытия, в августе 2000 года, комментаторы назвали это кольцо «самым безопасным в мире». Гоночная трасса EuroSpeedway, построенная в местечке Лаузиц, что в получасе езды от Дрездена, действительно была «самой» по многим показателям: 159 миллионов евро инвестиций; 3,2-километровый овал и 4,3-километровая трасса Гран-при; 120 тысяч зрительских мест. Максимально возможная скорость — 400 км/ч.

    Первая трагедия произошла спустя восемь месяцев. 25 апреля 2001 года во время тестовых испытаний за рулем Audi нашел свою смерть Микеле Альборето, бывший гонщик «Формулы-1», последний раз выступавший за Minardi в 1994 году — в сезоне, когда погиб Айртон Сенна. Спустя несколько дней на том же кольце машина убила одного из распорядителей гонок. «Это аварии, увы, типичные для подобных автосостязаний, — сказал тогда один из топ-менеджеров «Лаузицринга» Ханс-Йорг Фишер. — Я не вижу в этом дурного знака».

    А потом наступило 15 сентября. Миру тогда было не до автогонок. Еще в августе на «Хунгароринге» Шумахер в очередной скучный раз стал чемпионом. А 11 сентября пали башни-близнецы в Нью-Йорке, и «выездную сессию» американского чемпионата CART (Championship Auto Racing Teams), которая должна была состояться на «Лаузицринге», устроители посвятили памяти жертв террористов. За тринадцать кругов до финиша лидировавший в гонке Алекс Занарди остановился в боксах для смены резины. Выезжая с пит-лэйна, гонщик слишком резко начал ускорение на холодных покрышках — машину развернуло, и она встала поперек трассы. В ту же секунду в нее врезался болид Алекса Тальяни, несшийся со скоростью 320 км/ч. Автомобиль Занарди буквально разрезало надвое. Трудно было представить, что человек, находящийся в машине, мог остаться в живых. Вертолет доставил пилота в берлинскую клинику. Попади Занарди на операционный стол несколькими минутами позже, он был бы уже мертв от потери крови.

    Авария произошла в повороте, названном GoodYear. Для Алекса этот год оказался самым страшным из всей его 34-летней жизни.

    ЗАВТРАК ЧЕМПИОНА. На своем официальном сайте Алессандро Занарди дает о себе такую «объективку»: «родился 23 октября 1966 года в Болонье, сейчас живу в Монте-Карло. Рост 177 см, вес 70 кг. Увлекаюсь рыбалкой, плаванием и авиамоделизмом. В личном гараже у меня BMW M5, Honda NSX и Honda CRV». Все остальное — как бы между прочим. А остальное — это четыре десятка гонок в «Формуле-1» и сотни — в других чемпионатах, громкие спортивные титулы, страшные аварии и поражения, за которые его даже отчисляли из команд.

    Началось все, разумеется, с карта, подаренного отцом. Эта «тачка с мотором» вывела в люди многих великих гонщиков. Занарди — не исключение: он становился чемпионом Италии по картингу два года подряд: в 1985 и 1986 годах. А на следующий год даже завоевал титул чемпиона Европы.

    Когда 21-летний Алессандро перешел на следующую ступеньку профессионального автоспорта, у него не получилось практически ничего. В одном сезоне «Формулы-3» за ним было лишь 14-е место, а в следующем — 6-е. Злые языки говорят, что денег на гонки ему одолжил родитель другого спортсмена — Макса Паписа — с условием, что Алессандро не будет «бодаться с его сыном» на трассе и «поддавками» отработает полученные $30 тысяч. Все это, конечно, вранье. Что и подтвердил Занарди, завоевав в 1990 году звание вице-чемпиона Италии и Кубок Европы в Ле Мане. А когда Алессандро пересел за руль Reynard команды Il Barone Rampante «Формулы-3000», его успехи были замечены в конюшнях «Формулы-1».

    «Королева автоспорта» оказалась неблагосклонной к итальянцу. Занарди кочевал из Jordan в Benetton, потом переходил в Lotus. Его звали «подменить» то Шумахера, то Хаккинена. Он попадал в «завалы», ломал «коробки», улетал с трассы во время дождя и завоевал за годы гонок в «Формуле-1» одно-единственное очко. Плюс ко всему — открытый и жизнерадостный характер Алессандро не всегда вписывался в холодный пафос самых престижных гонок мира. На пресс-конференции, предварявшей Гран-при Малайзии, ему задали вопрос: «Как вы готовились к этапу?» «Любил в сауне свою жену» — ответил Занарди.

    Гонки, конечно, он тоже любил. «Главное для пилота — любовь к своему делу. Как только гонки станут для тебя всего лишь профессией, ты не сможешь ездить хорошо», — эти слова многие сочли непрофессионализмом. Но дело было в другом. Просто Занарди всегда был индивидуалистом и во время соревнований, по его признанию, упивался не скоростью, а сиюминутным одиночеством. Наверное, поэтому звездный час его карьеры наступил за океаном — в стране победившего эгоизма.

    ВОТ ТАКИЕ ПОНЧИКИ. «Я сразу увидел, что парень чертовски хорош, — вспоминал впоследствии Чип Ганасси, владелец команды серии CART. — Мне хватило всего нескольких кругов, которые он прошел по треку за рулем IndyCar, чтобы это понять. Пообщавшись немного с Алексом, я неожиданно подумал: «А ведь он самый неитальянский гонщик из всех итальянцев, которых я видел! Умный, осмотрительный, спокойный. Алекс будет моим», — решил я тогда».

    Он ошибся. Упрямый Занарди был только «своим». Мо Нанн, гоночный инженер в команде Ганасси, однажды бросил ему в сердцах: «Ты просто ананас!» — так в Америке называют людей твердолобых. Алекс не только не обиделся, а нарисовал этот колючий плод на своем гоночном шлеме.

    Приехав в 1996 году в Америку, Занарди сразу же завоевал титул «Новичок года», заняв третье место в чемпионате серии CART. В 1997 и 1998 годах Занарди становился чемпионом, раз за разом потешая публику своим фирменным «донатсом». Donuts — американские пончики. После очередной победы Занарди рисовал их на асфальте колесами своей машины, нажав до упора газ и резко бросив сцепление. Правда, называл он эти круги по-итальянски — tondi.

    Неудачная попытка еще одного выступления в «Формуле-1» — в сезоне 1999 года Алекс вместе с Ральфом Шумахером представлял цвета Williams — еще раз подтвердила, что «самые быстрые гонки мира», как иногда называют серию CART, — это как раз для него.

    РЕКОНСТРУКЦИЯ. Спустя три дня после аварии врачи вывели Занарди из комы и сообщили страшную весть: гонщику пришлось ампутировать ноги: одну чуть выше, другую ниже колена.

    Страшно подумать, но уже через несколько дней Алекс нашел в себе силы ответить на вопросы циничных журналистов Bild: «Я потерял обе ноги, но я выиграл жизнь! А это, согласитесь, немало. Поэтому в будущее я смотрю с оптимизмом. У меня будет новая жизнь, из которой я постараюсь выжать максимум возможного… Момента аварии я не помню, да и не хочу вспоминать, если честно. Это роковое стечение обстоятельств. Болид потерял управление, я пытался «поймать» его, но потом как-будто выключили телевизор. Первое, что я увидел, придя в себя, была моя жена Даниэла…»

    Занарди делали операции каждые двое суток, извлекая из тела обломки машины. Потом его перевели в одну из клиник Болоньи, где врачи были просто потрясены мужеством пациента.

    «Того, что осталось от моих ног, достаточно для стимулирования нервных и мускульных импульсов, необходимых для того, чтобы снова ходить…» — заявил Алекс.

    Появление Алессандро Занарди на церемонии вручения «Золотого Шлема» 18 декабря 2001 года уже само по себе стало событием. Когда награду получил Михаэль Шумахер, он тут же преподнес трофей Алексу. Покачиваясь, итальянский гонщик приподнялся с инвалидной коляски. В это время на экране замелькали кадры самых выдающихся побед Занарди. Произошедшее было явной инсценировкой, на которые горазды устроители «Формулы-1», но зрители плакали совершенно искренне. Они знали, что пережил Занарди за те три месяца, что отделяли церемонию от страшного уик-энда на «Лаузицринге».

    ЧЕРТОВА ДЮЖИНА. В одном из интервью 2002 года Алекс грустно похвастался: «Вот, купил себе новые кроссовки — первую после аварии пару обуви…» Однако все понимали, что для настоящего гонщика, каким является Занарди, научиться ходить — это далеко не все.

    Старая итальянская пословица гласит: Col tempo la foglia di gelso diventa seta — «Время и терпение превращают тутовый лист в шелк». В мае 2003 года устроители гонок серии CART решили преподнести Алексу Занарди подарок в виде возможности проехать те самые 13 кругов, которые не успел проехать гонщик за двадцать месяцев до этого. Трасса — тот самый злополучный «Лаузицринг».

    Надо было знать Занарди, чтобы почувствовать: он постарается проехать так, как он гонял здесь до аварии. Затаив дыхание, зрители наблюдали, как болид с номером 66, под которым выступал Алекс в 2001 году, выехал на трассу и промчался со скоростью, которая позволила бы ему квалифицироваться пятым, будь он официальным участником соревнований. Стотысячные трибуны разразились овациями. Немцы, многие из которых видели предыдущую трагическую гонку Занарди, кричали: Glueck auf, Alex! Именно счастья оставалось пожелать гонщику. Все остальное он берет у жизни сам.

    ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ. «Как говорят у нас в Болонье, giuoco di mano, giuoco di villano — волю рукам дают только мужланы. Но у меня, как видите, теперь не слишком много выбора». Так комментировал Занарди работу конструкторов команды Ravaglia, модифицировавших для него автомобили.

    Все началось с BMW 540i, повседневной машины Алекса, которую доставили в Падую для переделки. Инженер Роберто Тревисан, с которым Занарди сотрудничал еще во время гонок в «Формуле-3000», тогда пошутил: «Скоро будем готовить тебе машину для кольцевых гонок». Так оно и вышло.

    Конструкторы Ravaglia перепробовали множество вариантов, пока не пришли к лучшему из них. Управление газом было вынесено на рулевое колесо, под левую руку. Сцепление же — в виде небольшого рычажка на рукоятку КПП, — под правую. Педаль тормоза сделали не подвесной, а напольной — именно так на нее удобнее жать протезом.

    25 сентября прошлого года Алекс испытал автомобиль на трассе в Монце. «После аварии моей самой большой мечтой было снова посадить себе на плечи сына, Никколо. Благодаря врачам я смог это сделать. Моя вторая мечта осуществилась благодаря друзьям из Ravaglia Motorsport — я снова могу участвовать в гонках», — это признание может выбить слезу даже у людей с проволокой вместо нервов.

    Сегодня Алессандро Занарди пилотирует специально подготовленный BMW 320i на престижных соревнованиях серии European Touring Car Championship. Его выступления пока нельзя назвать блестящими, но те, кто знает Занарди, уверены, что «ананас еще покажет класс».

    ПРОСТО САНДРИНО. «Чудом избежав два года назад смерти, — признался Занарди, — я дал себе слово вернуться к нормальной жизни, а не влачить существование инвалида. Сейчас я могу ходить, плавать, кататься на лыжах, участвовать в гонках…»

    Когда будете в Монако, то, если повезет, увидите не скучнейший из этапов «Формулы-1», а то, как Алессандро Занарди лихо выводит из гавани свою 58-футовую яхту Akuna Matata. А в родном для гонщика местечке Кастельмаджиоре соседи, которые по-прежнему называют мировую знаменитость Сандрино, расскажут вам рецепт его любимой пасты, тальятелле и ньокки. Он же итальянец и ананасы любит только на своем шлеме.

    Приветствую вас, дорогие друзья!

    Как часто бывает, что, столкнувшись с каким-то страшным испытанием в своей жизни мы не находим в себе сил воспрять духом и, вместо того, чтобы пойти вопреки обстоятельствам, покорно склоняем голову, отдаваясь на милость судьбе.
    Никогда не надо позволять себе впадать в уныние, стоит присмотреться к себе повнимательнее и, вполне возможно, внутри вас обнаружится весьма солидный запас прочности.
    Конечно, порой бывает очень трудно пойти наперекор всем трудностям, проще опустить руки, забиться в свой уютный домашний уголок и жалеть себя, оплакивая свою горькую долю. Каждый выбирает то, что ему ближе.

    Думаю, история человека, о котором пойдет сегодня речь вдохновит на подвиги многих людей.

    Я хочу рассказать вам об очень волевом автогонщике – Алессандро Дзанарди. Этот человек и его жизнь – яркий пример жизнелюбия, силы духа и твердости характера.

    Надо сказать, Алессандро был довольно непослушным ребенком. Родители переживали из-за его гиперактивности и неумения сосредоточиться на каком-то деле.
    Еще в детстве Дзанарди любил смотреть гонки Формулы -1 по телевизору. Вместе с отцом они часто коротали за этим занятием вечера.
    В 13 лет Дзанарди начал заниматься картингом. Уже тогда, в этом юном возрасте, он понял, что его предназначение – сидеть за рулем гоночного болида, и с этого момента Алессандро решил во что бы то ни стало добиться осуществления своей мечты.
    Родители не восприняли всерьез его увлечение картингом, но со временем стало очевидно, что у Алессандро есть талант и, вполне возможно, его ждет большое будущее в мире автоспорта.
    Но его семья была не очень состоятельна и мать считала этот вид спорта – и недаром!- очень опасным. Отец поддержал ее в этом мнении и разговор о карьере в мире автогонок на этом был закрыт.

    Но в конце 1987 года Алессандро, вопреки воле родителей, соглашается выступать в автогонках. Отец одного из его друзей по картингу предложил ему свою спонсорскую помощь и Дзанарди не нашел в себе сил отказать ему.

    Потом были итальянская Формула-3, международный чемпионат Формула -3000, две гонки в Формуле-1 за команду «Джордан», а в 1993 году Алессандро подписал контракт с командой «Лотус».
    Позже, когда «Лотус» становится банкротом, Дзанарди уезжает в Америку, где выигрывает три гран-при в одном сезоне.
    В Америке он провел три года: выигрывал на самых разных трассах, поставил несколько рекордов, стал известным и богатым. Но по прошествии трех лет он почувствовал усталость от чужой страны, языка и образа жизни. Алессандро Дзанарди решил вернуться домой.

    И вот настал роковой для Алессандро год – 2001. До этого Дзанарди отказывался от всех поступавших ему предложений и вдруг он решает вернуться в CART.
    15 сентября 2001 года его жизнь изменилась навсегда. Этот день разделил ее на до и после. Он становится участником чемпионата, который будет проходить на новой трассе в Германии – «Лаузицринг».

    У Алессандро не было никаких дурных предчувствий, в голове было только одно – желание победить. Стояла прекрасная погода, ничто не предвещало беды.
    И вот – гонка. За 13 кругов до финиша, занимая безусловно лидирующую позицию в гонке, Дзанарди останавливается в боксах для смены резины.
    «Ну вот, гонка выиграна. Теперь меня уже никто не остановит! Если бы я только знал, что случится несколькими секундами спустя.»

    Авария была очень страшной. Болид Алессандро развернуло поперек трассы и в него на полном ходу влетел другой участник гонки.

    Никто, в том числе и врачи, не мог даже представить, что Дзанарди выживет.
    Он выжил вопреки всему – вопреки всем прогнозам врачей и ожиданиям свидетелей трагедии. Но потерял обе ноги.

    Дзанарди пришлось заново учиться делать простейшие вещи – даже дышать без аппарата искусственной вентиляции легких он поначалу не мог.
    Врачи были впечатлены мужеством своего пациента. Он был полон желания жить дальше и не позволил себе провалиться в депрессию. Дзанарди был счастлив уже оттого, что остался жив. Все остальное можно преодолеть, - считал он.

    Когда Дзанарди лежал в больнице, его поддерживали не только друзья и родственники, но и поклонники. И однажды один из них прислал Алессандро книгу с произведением Бориса Полевого – «Повесть о настоящем человеке».
    Как вы знаете, в ней рассказывается о Маресьеве – летчике, потерявшем обе ноги, но несмотря на это сумевшем вернуться за штурвал самолета. Повесть впечатлила Алессандро, он прочитал ее на одном дыхании. И решил, что и он сможет доказать всему миру, что его еще рано списывать со счетов - он непременно вернется в автоспорт.
    Конечно, родных такое решение поразило. Алессандро пытались отговорить от этого шага, но он был непоколебим.
    Он поставил себе цель – снова сесть за руль автомобиля. Без этого Дзанарди уже не мог представить своей жизни.

    Специально для Алессандро были изготовлены протезы. После года невероятных усилий Дзанарди научился уверенно ходить на них. Весь этот год он упорно работал над собой, стараясь научиться ходить на протезах. Падал, вставал и снова шел к своей цели.
    Чего ему это стоило – страшно даже представить. Возможно, у него и возникали мысли сдаться и отпустить свою идею снова оказаться за рулем гоночного болида, но он не позволил себе дать слабину и вот – в 2002 году он готов вернуться в профессиональный спорт.

    «После аварии на «Лаузицринге», как только я понял, что жив, я начал строить планы, – говорил позже Алессандро в одном из интервью. – Самым главным было подержать на руках моего сына. Я сделал это. Затем я начал учиться ходить. Я много раз падал, но в итоге сделал и это. Моей следующей целью было снова сесть в гоночный автомобиль.»

    Но кое-что оставалось незавершенным.
    В мае 2003 года Алессандро удается исполнить свою давнюю задумку, осуществить дело, о котором он мечтал эти несколько лет: он страстно хотел вернуться на «Лаузитцринг» и проехать-таки оставшиеся до финиша 13 кругов. К этому времени Алессандро нашел способ управлять картом – нужно было просто хорошо зафиксировать ступни протезов на педалях.

    Итак, он вернулся на злосчастную трассу. Возможно, какие-то страхи все еще жили в его душе и, чтобы победить их, Алессандро необходимо было оказаться за рулем автомобиля на той трассе, где навсегда изменилась его жизнь и проехать эту оставшуюся чертову дюжину кругов. Он словно демонстрировал судьбе свою победу над ней.
    И вот – после пары кругов по «Лаузитцринг», Алессандро понял, что страха внутри него нет, что он еще способен выигрывать и вполне может возвращаться в строй.
    В этот день он проехал до конца свою незавершенную несколько лет назад гонку. Можно сказать – он выиграл, это был триумф его победы над самим собой. С каждым кругом он все больше убеждался в собственных силах, он все больше понимал, как прекрасна жизнь, понимал, что она не окончилась, что он еще может показать этому миру, на что способен.

    Несколько позже Алессандро участвовал в европейской серии «Туринг». Специально для него сделали автомобиль с ручным управлением. Результаты этих гонок впечатлили всех настолько, что через год Дзанарди уже участвовал в чемпионате мира среди легковых автомобилей и одержал в нем свою первую после жуткой аварии победу.

    Неукротимый Алессандро все еще мечтал вернуться в «Формулу-1». Как вы, наверное, уже догадались, и эта его мечта сбылась. Да и как иначе – разве может удача не улыбнуться такой целеустремленности и жизнелюбию.

    С Дзанарди связались представители БМВ.
    И вот, в 2006 году он принял участие в показательных заездах команды БМВ. Без обеих ног, с широкой улыбкой и открытой душой он снова был за рулем одного из самых быстрых в мире автомобилей!

    Невероятная отвага и стойкость этого пилота позволили ему не только не сломаться, но и дальше добиваться спортивных результатов. Наверное, все-таки, ему стоило больших усилий вновь сесть за руль автомобиля и выехать на трассу. Поэтому так важны были для него эти 13 кругов на роковой «Лаузитцринг». Таким образом он словно проехал через все страхи, воспоминания и ужасы того и последующих дней.
    Позже у Алессандро появляется новая цель – он хочет выступать на Паралимпийских играх. Конечно же, он выбирает ручной велосипед – этот вид спорта ближе всего к тому, чему он посвятил всю свою жизнь.

    И в 2009 году, в Венеции, Дзанарди выигрывает марафон ручных велосипедов. Через год – в Риме, а еще через год – в Нью-Йорке.
    5 сентября 2012 года на Паралимпийских играх он завоевывает золотую медаль на дистанции 16 км, а 7 сентября 2012 года снова выигрывает золото на дистанции в 64 км.

    Этот удивительно стойкий человек сумел добиться всех поставленных пред собой целей. Ничто не смогло сломить его.
    Своим примером Дзанарди продемонстрировал, что в этой жизни нет ничего невозможного. Даже когда все обстоятельства против тебя – стоит только найти в себе силы, стиснуть зубы и сквозь все невзгоды и неудачи пойти твердым шагом к своей цели – и она станет ближе и реальней. А, проявив еще немного упорства, вы столкнетесь с ней лоб в лоб.

    «Я выжил вопреки всему. С точки зрения медицины, у меня не было шансов. Как считали врачи, перенести такие травмы невозможно. Поэтому то, через что я прошёл, и что сейчас сижу здесь, нельзя считать чем-то само собой разумеющимся. Это фантастика».

    А мне кажется, это не фантастика, это воля Алессандро к жизни и его невероятная стойкость помогли ему выжить и добиться успеха даже после такого жуткого происшествия, навсегда изменившего его жизнь.

    Вспомнилась мне цитата Александра Ивановича Герцена: «Ничего не делается само собой, без усилий и воли, без жертв и труда. Воля людская, воля одного твердого человека - страшно велика».

    Совершенно согласен с этим высказыванием.

    Ну а нам пришло время прощаться. Пусть расказанные мной примеры побед великих людей над обстоятельствами и самими собой вдохновляют вас и вселяют веру в свои возможности.

    В каждом из нас есть невероятный запас сил, просто мы порой его игнорируем.

    Всего вам хорошего!
    Никогда не сдавайтесь!
    До новых встреч!

    23 октября Алексу Дзанарди исполнилось 52 года. Банально, но факт: 17 лет назад, 15 сентября 2001-го, жизнь итальянского гонщика разделилась на «до» и «после»: в страшной аварии на немецком «Лаузицринге» Дзанарди пострадал так сильно, что медики еле спасли гонщика и были вынуждены ампутировать ему обе ноги: одну на уровне бедра, вторую - у колена. Такое могло бы сломить кого угодно, но вся жизнь Алекса с 2001 года – яркий пример, что сдаваться нельзя нигде и никогда.

    Авария и её последствия

    Сезон-2001 складывался для двукратного чемпиона CART Дзанарди плохо, но именно в Германии Алекс проводил отличную гонку: перед финальным пит-стопом итальянец лидировал. Однако на непрогретых шинах Дзанарди потерял контроль над машиной, которую развернуло. Тёзка Тальяни не сумел объехать болид и врезался в него на огромной скорости. Сам Дзанарди аварию не помнит: как это часто бывает, мозг надёжно стёр неприятные воспоминания…

    Алекс очнулся уже в больнице, выйдя из комы. «Я не мог поднять руки, - вспоминал Дзанарди. - Я весь был в трубках и проводах: у меня было больше телеметрии, чем у болидов Формулы-1! А потом жена Даниэла сказала мне, что я потерял ноги. Но это все равно был хороший день: по крайней мере, я остался жив. Доктора спасли мою жизнь, ведь к моменту доставки в больницу у меня оставалось меньше литра крови. Думаю, на то, что я выживу, ставила только моя жена».

    Дзанарди покинул больницу спустя 48 дней, перенеся 16 операций. Спустя месяц Алекс смог заняться вопросом протезов. Алекс сам спроектировал максимально подходящие ему протезы и спустя месяц научился ходить заново. Спустя год пилот восстановил физическую форму и понял, что хочет вернуться в гонки.

    Возвращение за руль

    «Моя первая машина была сконструирована таким образом, чтобы я мог делать всё руками, - говорит Алекс. - Знаете, мои руки были заняты сильнее, чем у Хендрикса на гитаре! Если бы вы вставили мне в рот швабру, я бы ещё и кокпит протирал! В разговоре с механиками и инженерами я предложил нажимать педаль тормоза правой ногой – той, что осталась подлиннее после аварии. Они ответили, что это невозможно, ведь нужно прикладывать тормозное усилие в сто килограммов.

    Но у меня аллергия на слово «невозможно». Я пошёл домой, взял весы, прислонил их к стене и сказал сомневавшемуся инженеру нажать на них ногой максимально сильно. Он добился 105 кг. Я сказал - моя очередь, и выжал 125 кг. Инженер и не представлял, что я способен на такое. Так что мы установили обычную педаль тормоза с прикреплённой к ней ногой, чтобы моя нога всегда была на педали. После первого же быстрого круга я понял, что теперь смогу снова стать профессиональным гонщиком».

    В 2003 году Дзанарди вернулся на «Лаузицринг» и проехал по нему 13 кругов - именно столько оставалось до финиша злополучной гонки-2001. Кстати, её вообще могли не провести: с момента терактов 11 сентября прошло лишь четыре дня, многие спортивные мероприятия, связанные с Америкой, были отменены, но вот этап IndyCarв Германии всё-таки решили провести, убрав все спонсорские наклейки с болидов.

    Вернёмся в 2003-й. Доктора до последнего не хотели пускать гонщика за руль, мучая проверками («Я сказал им: «Эй, ребята, я потерял ноги, но не голову!») - и напрасно. Быстрейший круг Дзанарди оказался так хорош, что позволил бы ему оказаться на стартовой решётке аж пятым - после такого результата итальянец понял, что готов полноценно возобновить карьеру.

    Фото: Martin Rose/Bongarts/Getty Images

    В 2004-м Дзанарди дебютировал в чемпионате ETCC, который спустя год стал WTCC– чемпионатом мира по турингу. Многие конкуренты называли выступления Алекса не более чем красивым маркетинговым трюком - пока в августе он не выиграл гонку! Ещё по одной победе Дзанарди одержал в 2006, 2008 и 2009 годах, прежде чем завершить карьеру в WTCC.

    В 2014 году Алекс принял участие в сезоне спринтерской серии Blancpain (без особого успеха), а в 2018-м поразил всех во время разового участия в этапе DTMв итальянском Мизано. После 13-го результата в первой гонке Дзанарди финишировал пятым во второй, верно сориентировавшись в непростых погодных условиях.

    Паралимпиада

    И всё-таки главные успехи Алекса после аварии связаны не с автоспортом, а с Паралимпийскими играми. Дзанарди впервые познакомился с ручными велосипедами в 2007 году и постепенно начал уделять всё больше внимания тренировкам на них и соревнованиям. Алексу удалось отобраться в состав сборной Италии на Паралимпиаду в Лондоне, где он просто блистал, завоевав две золотые медали и одну серебряную. Интересно, что две из трёх гонок проходили на автодроме «Брэндс-Хэтч» - прекрасно знакомом Дзанарди по его карьере гонщика.

    Спустя четыре года 49-летний Алекс выступил на Паралимпиаде в Рио-ди-Жанейро - и снова успешно. Дзанарди завоевал личные золото и серебро и добавил к ним ещё одну победу в эстафете.

    Интересно, что «серебряная» гонка Дзанарди состоялась 15 сентября – то есть аккурат в 15-ю годовщину аварии на «Лаузицринге». После финиша у Алекса спросили, ни обидно ли в такой день остаться только вторым. «Ну, всё-таки я закончил этот день лучше, чем 15 лет назад! Лучше быть с серебряной медалью, чем лежать в госпитале в Берлине», - ответил итальянец.

    Что дальше?

    Итак, Дзанарди 52 года. После страшной аварии Алекс добился новых успехов в автоспорте и стал настоящей паралимпийской легендой. Однако на пенсию Дзанарди не торопится: в ближайших планах участие в «24 часах Дайтоны» 2019 года в составе «БМВ». Более того, не исключает Алекс и выхода на старт Паралимпиады в Токио в 2020-м. Разве кто-то удивится, увидев его не просто в протоколе, но и на высшей ступени подиума?