Обозначение автошин легковых автомобилей. Зимний вариант резины. Классификация автомобильных шин.

На шинах, помимо информации о фирме-производителе, можно найти множество интересных маркировок, касательно размера, грузоподъемности, конструкции шины и других параметров, достаточно важных при выборе автомобильной резины. Рассмотрим самые распространенные маркировки шин.

Стандартная маркировка шин

В данном случае цифра 185 будет означать ширину профиля шины в миллиметрах .

Цифра 60 в миру считается высотой профиля шины. Однако это не совсем так. На самом деле, здесь указано отношение высоты профиля шины к его ширине в % . Для наших дорог наиболее подходят шины с соотношением от 65 до 75%. Чем меньше это число, тем ниже профиль шины, и тем сложнее её эксплуатация в условиях неидеальных отечественных дорог.

Ширина и высота профиля шины имеет большое значение для ходовый качеств автомобиля. При установке шины большей высоты и ширины автомобиль станет мягче, уменьшается вероятность повреждения диска, уменьшается нагрузка на подшипники и подвеску. Выбрав широкие шины для своего автомобиля, вы получите: хороший контакт автомобиля с дорожным покрытием, хорошее прохождение поворота на значительной скорости, улучшение характеристик разгона и торможения. Но недостатком в данном случае является высокая цена, увеличение расхода топлива, а также незначительное увеличение веса, особенно у автомобилей с маломощным двигателем (до 1-1,5 литра). В целом, широкие шины подходят для быстрой и мощной машины, а не для городских малолитражек.

«Z» обозначает, что эта шина разработана специально для скоростного движения (более 240 км/час) . На обычных нескоростных шинах буква «Z» отсутствует.

14 — это внутренний диаметр шины в дюймах, в том месте, где шина сопрягается с ободом колесного диска (посадочный диаметр). В данном случае посадочный диаметр шины 14 дюймов и колесный диск для неё должен быть выбран того же диаметра. См. .

Цифра 82 — это индекс грузоподъемности шины (предельно допустимой нагрузки на колесо), определенный в соответствии с диаграммой «Промышленного стандарта пропускной способности при максимальной нагрузке». Шина с индексом 82 благополучно выдержит 1047 фунтов (475 кг). Четыре шины вместе могут нести полностью нагруженный автомобиль, общий вес которого максимально составляет 4188 фунтов. (1900 кг). В большинстве автомобилей на дверном косяке со стороны водителя есть информация о грузоподъемности конкретного транспортного средства, а также о подходящих для данного автомобиля размерах шин.

Буква Н — это индекс скорости , который может быть обозначен следующими буквами: L (до 120 км/ч), M (до 130 км/ч), N (до 140 км/ч), Q (до 160 км/час), S (до 180 км/час), T (до 190 км/час), U (до 200 км/час), H (до 210 км/ час), V (до 240 км/час), W (до 270 км/час), Y (до 300 км/час). Буквы скоростной категории указывают на максимальную безопасную скорость, которую способна вынести шина при наличии идеальных условий в течение длительного периода вождения.

«XL» или «Extra Load» — усиленные шины среди шин своего типоразмера.

Американская маркировка шин в миллиметрах и дюймах. Перевод американсих размеров шин в европейские

Американские шины иногда маркируются как европейские — вида 185/60 ZR14 . Однако перед цифрами ставится буква, например P 185/60 ZR14 . Причем буква Р обозначает шины для легкового автомобиля . LT (Light Truck) обозначает шины для джипов, пикапов и малогабаритных грузовиков. T — запасные или временные шины. Заметим, что данные символы ставятся только на шинах американского производства .

Американские шины, изготавливаемые для внутреннего рынка США, маркируются в дюймах. Американская маркировка в данном случае выглядит как 32х12.5 R17 , где 32 — это ширина профиля шины в дюймах, а 12.5 — высота профиля в дюймах. Что соответствует шинам «европейского» типоразмера — 320/65 R17.

Дополнительная маркировка шин

Знак зонтика, а также метки «Rain», «Water», «Aqua», «Aquatred», «Aquacontact», означают специальные для уверенного движения по мокрой дороге.

Метка «Outside» показывает внешнюю сторону шины с асимметричным рисунком протектора , а метка «Inside» — внутреннюю.

Дата изготовления шины — это четыре цифры, обведенные овалом. Первые две цифры означают неделю, вторые две цифры — год изготовления шины. К примеру, если дата показана, как «0512» это означает февраль 2012 года .

Что касается отечественных шин, то на них обычно проставляются только два показателя: дата выпуска и серия выпуска.

Цветные метки на шинах

Цветные пометки проставляются производителем авторезины и несут важную информацию. Для маркировки шины применяют чаще всего четыре цвета – красный, жёлтый, белый и голубой.

Наиболее часто можно увидеть метку белого цвета в виде символов, заключённых в маленькую окружность. Маркер белого цвета ставит человек, проверяющий соответствие выпущенного изделия нормам. В своём роде, эта метка равносильна значку ОТК.

Маркер красного цвета несёт в себе двойное значение. Как правило, покрышки, помеченные таким способом, используются для заводской комплектации автомобиля, а также маленький красный кружок указывает на наиболее тяжёлую область корпуса шины.

Еле заметный жёлтый маркер обозначает лёгкую часть покрышки. Этот участок шины должен соответствовать положению золотника на камере. Данная метка полезна для специалистов шиномонтажной мастерской, так как она облегчает процесс балансировки колеса.

Цветные метки, используемые производителями автомобильной резины, чаще всего устанавливаются исключительно для специалистов автосервиса. Простому обывателю нет надобности знать их обозначение.

Нередко на протектор шины по всей его длине наносятся цветные полосы . Они необходимы для работников склада, чтобы группировать шины одного типоразмера и производителя. Кроме того, цветные полосы демонстрируют потребителю, что данная шина ещё не была в эксплуатации. При езде на автомобиле эти полосы попросту стираются о дорожное покрытие.

При выборе и покупке шин на своего железного коня автовладелец сталкивается с обилием цифр и терминов, которые наносятся на боковину шины. На шинах, при их изготовлении указывается и информация о её устройстве. Автовладельцу же достаточно понимать, подойдет ли шина на его автомобиль. Разберем основные понятия и маркировку шин.
Шины маркируются по нескольким стандартам. Американский стандарт отличается от европейского. Некоторые обозначения на шине используются и в том и в другом стандартах.

Варианты нанесения маркировки легковых шин

Размерность шины

1 — ширина шины в мм.

2 — высота профиля шины в % от ширины шины. Чтобы вычислить этот показатель в мм, в данном примере (смотрите рисунок) нужно 195х65/100 получится примерно 127 мм.

3 — посадочный диаметр шины (внутренний диаметр, которым шина одевается на колесный диск) в дюймах.

Характеристики шины

4 — индекс нагрузки. Указывается максимальная нагрузка, которую может выдержать шина.


5 — индекс скорости. Максимально допустимая скорость, которую шина способна выдержать.


Индекс скорости шин: маркировка шин

6 — надпись Reinforced (RF) или Extra Load (XL) — усиленная шина.

7 — надписи Outside или Side Facing Out — внешняя сторона шины с асимметричным рисунком протектора.

Надписи Inside или Side Facing Inwards — внутренняя сторона шины с асимметричным рисунком протектора. При монтаже шины с такими надписями обязательно соблюдение сторон.

8 — страна-изготовитель шины.
9 — модель шины.

10 — надписи M+S (Mud+Snow) означают, что шина спроектирована для лучшего сцепления в грязи и на снегу. Это может зимняя или всесезонная шина.

11 — индекс износостойкости. (100-норма, меньше 100 - плохой, больше 100 - улучшенный).

12 — описание конструкции каркаса шины. Указано количество слоев корда и из какого материала он состоит. Например TREAD PLIES: 1 POLYESTER + 2 STEEL + 1 NYLON — шина с 4-слойным поясом (1 слой — полиэстер + 2 слоя — сталь + 1 слой — нейлон). SIDEWALL PLIES: 1 POLYESTER — каркас и боковая стенка состоят из одного слоя полиэстера. На шинах российского производства надпись может быть на русском языке.

13 — надпись Rotation или стрелка обозначают направление вращения шины при направленном рисунке протектора. При буксовании протектор таких шин самоочищается от снега и грязи.

14 — надпись Temperature A — индекс сопротивления нагреванию (термоустойчивость шины), А — самый высокий индекс, В — средний, С — низкий.

15 — надпись Tubeless или TL — безкамерная шина, надпись Tube Type (ТТ) или MIT SCHLAUCH — шина используется с камерой (без камеры запрещено).

16 — знак о проведении испытаний по правилам ЕЭК ООН. Цифра указывает страну, в которой проводились испытания шины.

17 — надпись Max Load означает максимально допустимую нагрузку в кг , надпись Max pressure означает максимально допустимое давление в кПа.

18 — торговая марка, бренд производителя. Так же может указываться модель шины.
19 — надпись Trаction A — индекс сцепления с мокрой дорогой. А — высокий, В — средний, С — низкий.

20 — надпись RADIAL и буква R в размерности шины означает, что шина радиальная. При отсутствии надписи или в размерности литера D — шина диагональная.

21 — закодированный адрес производителя шины, код размера шины, дата производства (неделя/год).

На шинах могут быть нанесены и другие знаки и символы:

— надпись Winter — зимняя шина;

— пиктограмма в виде снежинки — шины для эксплуатации в суровых зимних условиях;

— надпись Aqua, Rain, Water, Aquatred, Aquacontact, и т. д. (или пиктограмма зонтик)- указывает на то, что шины эффективны на мокрой дороге;

— надпись All Season (AS)или All Grip Traction (A.G.T.) – ;

— надпись Any weather (AW) — всепогодная шина;

— надпись Мud-Terrain (M/Т) — обозначение шин для внедорожников с увеличенным протектором для использования в тяжелых условиях ();

— надпись Аll-Terrain (А/Т) — обозначение шин для внедорожников с универсальными свойствами;

— надпись Left — шина устанавливается только на левую сторону автомобиля, надпись Right - шина устанавливается только на правую сторону автомобиля (очень редкие шины с ассиметричным рисунком протектора).

Производители шин постоянно внедряют новые технологии, улучшающие эксплуатационные свойства шин. Поэтому в маркировке могут появляться новые обозначения.

Применение определенного типа авторезины в зависимости от условий эксплуатации автомобиля гарантирует комфорт и безопасность передвижения транспортного средства. Правильно подобрать автошины можно ознакомившись с расшифровкой обозначения, наносимого производителями покрышек на боковую сторону изделия. В этой статье мы разберемся что означает маркировка M S на резине.

Обозначение M S на резине расшифровывается следующим образом:

  • М - указывает на слово «Mud», в переводе означающее грязь;
  • S - первая буква слова «Snow», означающего снег.

Соответственно M S на резине указывает на возможность применения автопокрышек в слякоть, грязь, снежную погоду. Данная маркировка введена производителями авторезины. С ее помощью заводы-изготовители обозначают всесезонные шины.

Указанную маркировку применяют для всесезонных автопокрышек и шин внедорожников. Учитывайте: не все покрышки с таким буквенным обозначением подойдут для применения в суровые зимы. Единственный знак, указывающий соответствие автошины зимним характеристикам - изображение, снежинки внутри горы (смотрите рисунок 1).

Рисунок 1. Знак зимних шин.

Указанное изображение свидетельствует: изделие соответствует требованиям «Ассоциации производителей резины Канады», «Ассоциации производителей резины США». Зимними считаются покрышки, имеющие на боковой поверхность знак в виде снежинки.

Всесезонную авторезину, маркирующуюся надписью M S, автолюбители считают неким компромиссом между летними и зимними покрышками. Учитывайте: всесезонные шины не обеспечивают должный уровень безопасности при температурах окружающей среды ниже -5 0 С. В условиях суровых зим, всесезонные изделия заменяют автошинами, предназначенными для использования зимой. Автопокрышка, на боковой поверхности которой присутствует маркировка M S и зимний знак, обеспечивает высокий уровень безопасности на заснеженной дороге. Обладает такими преимуществами:

  • изделие изготавливается из резинового сырья, приспособленного к низким температурам;
  • специальный протекторный слой позволяет избежать заносов по укрытой льдом или снегом дорожной поверхности;
  • повышенная ламелизация, позволяет ездить по сугробам.

Преимущества и недостатки всесезонной авторезины

Маркировка M S на резине указывает на всесезонность покрышек. Такую резину можно применять круглый год, при условии, что диапазон изменения температуры окружающей среды соответствует температуре использования всесезонной авторезины. Давайте разберемся, в чем преимущества и недостатки указанных изделий.

Покрышка с маркировкой M+S.

Протекторный рисунок всесезонных автошин значительно ниже протектора изделий, применяемых только зимой. Авторезина с таким протекторным слоем подойдет для использования в регионах, где температура воздуха в зимний период не опускается ниже -5 0 С. Блоки протекторного слоя разделены специальными ламелями, такие конструктивные особенности позволяют избежать заносов при езде по заснеженной поверхности. Всесезонные покрышки обладают удовлетворительными характеристиками для их применения летом в регионах, где температура воздуха не слишком высокая.

Преимущества изделий с маркировкой M S:

  • отсутствует необходимость заменять покрышки при смене сезона;
  • указанные автопокрышки приравниваются по цене к летним автошинам, они значительно дешевле зимней резины, их можно использовать на заснеженной поверхности при температуре не ниже -5 0 С;
  • в демисезонное время года не нужно заботиться о замене покрышек;
  • отсутствует необходимость приобретать два комплекта авторезины (для зимы и лета), а также обеспечивать им должные условия хранения.

Недостатки:

  • всесезонные автопокрышки изнашиваются на 15% быстрее летних изделий, требуют частой замены;
  • указанная авторезина не обеспечивает должный уровень безопасности при слишком высоких (низких) температурах;
  • автошины разработаны для размеренного вождения, любителям быстрой езды они не подойдут;
  • при показателе температуры ниже -5 0 С указанные шины «дубеют», комфортность и безопасность вождения снижаются;
  • обладают излишней эластичностью при очень высоких температурах;
  • проигрывают зимним автошинам по уровню сцепления авторезины со льдом и снегом.

Напрашивается вывод: авторезину с маркировкой M S на боковой поверхности без зимнего знака стоит покупать для теплой зимы или демисезонного периода. Эти изделия подойдут для водителей, предпочитающих размеренный стиль езды.

Заключение

Обозначение M S на резине указывает на всесезонность покрышек, а так же такую маркировку имеют автопокрышки для внедорожников. Возле указанной маркировки может отсутствовать либо присутствовать зимний знак. В первом варианте автошины нельзя использовать при слишком низких температурах: они не смогут обеспечить нужный уровень безопасности и есть вероятность заносов. Во втором случае, авторезину можно считать зимней, она обеспечивает нужное сцепление с заснеженным либо обледенелым дорожным полотном даже в условиях суровой зимы.

Вся информация о шине содержится на боковинах. Человеку, который знает, как маркируются шины, не составит труда понять, подходят ли они для его автомобиля или нет.

На нашем автопортале сайт мы уже достаточно много уделяли внимания шинам для легковых и грузовых автомобилей, и эксплуатации, а также вопросу выбора покрышек. В данной статье попробуем разобраться со значением всех тех символов, которые производитель наносит на шины.

Название производителя и модель

Первое, на что мы обращаем внимание - производитель. Заводов производящих шины — много как в России, так и за ее пределами, и все согласятся, что Nokian, BridgeStone, Kumho или Dunlop - это очень хорошо. Тогда как КАМА, Voltyre, Алтайшина (АШК), Росава или Белшина - это тоже хорошо, но до Goodyear и Michelin качество не дотягивает. Тем не менее, продукция всех ценовых сегментов востребована и отечественные производители стараются улучшать качество своих покрышек.

Модель шины каждый производитель указывает по-своему. Например, на Нижнекамском шинном заводе используют цифровое обозначение - КАМА 205 - и все водители знают, что речь идет о всесезонной резине 175 или 165 на 70 посадочный радиус 13. Появились также шины, выпущенные по технологиям Continental, он обозначаются КАМА ЕВРО. Например летние шины Кама Евро 129 и так далее.


В Nokian модель указывают с помощью дополнительных буквенно-цифровых обозначений, яркий пример - Nokian Hakkapelliita 7. Типоразмеры таких покрышек могут быть разные - от 155/80 R13 до 285/30 R22, но рисунок протектора одинаковый. Соответственно, покупая такую шину, вы будете знать, с каким протектором она идет.

Если же речь идет о грузовых шинах, то вне зависимости от производителя тип протектора указывается стандартным обозначением. Например, зиловские колеса с ромбиками обозначаются ИН-142БМ, тип протектора «гусиная лапка» - 0-40БМ, хотя выпущены эти колеса могут быть на разных заводах. Это же относится и к тракторной резине: Ф-35 - «ёлочка».

То есть модель шины говорит о типе рисунка протектора.

Типоразмер резины

Типоразмер резины - это один из главных критериев, по которым водители выбирают обувку для своих машин. Размер может указываться несколькими способами:

  • по метрической европейской маркировке - привычное нам 185/70 R14;
  • по дюймовой американской - 7,5-20 или 31х10,5 R15;
  • в миллиметрах - 240х508 (ГАЗ-3307) или 320х508 (МАЗ).

То есть если мы видим обозначение типа 175/70 R13, то можем можем получить:

  • 175 - ширина шины в миллиметрах;
  • 70 - отношение профиля к ширине, 175 множим на 0,7 получаем 122,5 мм - высота профиля;
  • R13 - размер колесного диска или посадочный диаметр выраженный в дюймах.


Исходя из этого, шины могут быть низкопрофильными и высокопрофильными.

В низкопрофильных покрышках отношение профиля к ширине не превышает 50-55 процентов - 195/55, 225/45. Такие покрышки обычно идут с кованными или литыми дисками и придают машине спортивный, устремленный вперед вид.

Дюймовая система просто передает размеры шины. Например 31х10,5 - полный диаметр в дюймах и ширина. Важно также запомнить, что посадочный диаметр может указываться либо простым тире (31х10,5-15) - это говорит, что резина имеет диагональную конструкцию, - либо вместо тире стоит буква «R» - радиальная конструкция.

Ну, а обозначения типа 8,25-20 или 240-508 (в данном случае это размер колеса для ГАЗ-53 выраженный в дюймах и миллиметрах) применяются для грузовых автомобилей или спецтехники. Например если мы возьмем трактор МТЗ-80, то передние колеса у него будут обозначены 11,2-20, а задние 15,5-38. Если вместо тире стоит «r», значит речь идет о радиальной конструкции.

Индекс скорости и нагрузки

Следующий важный параметр, указывающий при какой самой большой скорости может использоваться данная резина и какой максимальный вес выдержит.

Данные значения обычно указываются сразу же после типоразмера и имеют вид: 88Т или 90Q и так далее. Цифры обозначают максимальную нагрузку на колесо. Для легковых авто обычно идут значения от 70 (335 кг) до 90 (600 кг). Есть и большие значения для вэнов и грузовиков, например 130 (1900 кг).

Буква обозначает максимальную скорость - от В (50 км/час), до Z (более 300 км/час). Если вы не знаете, на какие нагрузки рассчитано то или иное колесо, то таблицы этих индексов очень легко найти в интернете. Но если у вас, к примеру, Chevrolet Aveo, то скорее всего там стоят 185/60 r14 82Т или 82Н.


Отсюда получаем:

  • 82 - 475 кг на колесо или 950 на ось;
  • максимальная скорость - 190 (Т) или 210 (Н).

Специалисты советуют подбирать шины немного с запасом скорости. Если максимальная скорость 200 км/час, то шины нужно выбирать с индексом H или V (210-240 км/час). То же относится и к индексу нагрузки, но если купить с очень большим запасом, то пострадает комфорт и подвеска - такое колесо будет более жестким.

Обратите также внимание, что буква «С» после типоразмера указывает усиленную шину для легко-грузового или грузового транспорта. Пример - 185/75 R16C - эта покрышка пойдет на Газель или какой-нибудь пассажирский бус.

Дата производства

Мы уже писали на нашем портале сайт. Но поскольку продавцы часто норовят продать нам прошлогодние, а то и совсем пятилетней давности колеса по цене новых, то нужно найти отметку с указанием даты производства.

В небольшом овале, который обычно стоит возле «Max pressure» мы можем увидеть 4 цифры - номер недели и года. То есть что-то типа 2514 или 3713. 14 и 13 - год, 25 и 37 - порядковый номер недели (делим на 4 и узнаем приблизительно месяц).


Сезон

Для каких условий предназначена резина говорят дополнительные обозначения. На зимней резине обязательно имеется снежинка, если же снежинки нет - резина не зимняя.

Не должны вас смущать и обозначения типа M+S (Mud+Snow) - хоть это и обозначает «Снег и Грязь», это не говорит, что резина зимняя, она просто предназначена как для трассы, так и для покрытых снежной кашей и грязью дорог. Такие покрышки имеют грунтозацепы.

All Season - всесезонная резина.

Если видим зонтик или Rain, Water, AquaContact - дождевая резина со сниженными характеристиками аквапланирования.

Другие обозначения

На шинах можно найти и массу других обозначений:

  • для асимметричных протекторов указывается направление вращения (Rotation), внешняя и внутренняя сторона (Outside, Inside), место установки (Left, Right);
  • тип шины - tubeless, tube type - бескамерная, камерная;
  • максимальное давление и максимальная нагрузка - Max Pressure, Max Load;
  • торможение на влажном полотне - Traction A, B, C (A — самый лучший коэффициент).

Зная все эти обозначения, вы без труда подберете нужный вам тип покрышки.

Маркировка типов шин. Обозначения на шинах

1. Торговая марка шины
2. Обозначение максимальной нагрузки
3. Индекс износостойкости
4. Индекс сцепления
5. Индекс температуры
6. Максимальное давление
7. Производитель
8. Условное обозначение
9. M+S
10. Размер шины
11. Грузоподъемность
12. Категория скорости
13. Сведения о конструкции

1. Торговая марка шины (название модели шины), пример: Nord Frost 3. Торговая марка - определяет прежде всего конкретный рисунок протектора, а также в ней отражены также различные конструктивно-технологические особенности, отличающие данную шину от других. Каждая фирма пользуется своей системой кодов, поэтому одинаковые буквы и цифры в модельных индексах у разных производителей могут означать совершенно различные шины. Если Вы решили точно узнать, что именно означает та или иная торговая марка, воспользуйтесь каталогами производителя.

2. MAX LOAD - максимальная нагрузка на шину (в соответствии с требованиями министерства транспорта США). Некоторые фирмы его расшифровывают - пишут мелким шрифтом MAX LOAD (максимальная нагрузка) и далее указывают нагрузку в килограммах и английских фунтах (пример: MAX LOAD 515kg (1135lbs), 1lbs=0,4536кг).

Неправильно расчитывать предельную массу автомобиля, которому подходят шины с данной нагрузкой умножением MAX LOAD на 4 (т.е. на количество колес машины). Полученная таким образом масса оказывается сильно завышенной. Шины не должны работать под предельной весовой нагрузкой. Кроме того, ваш автомобиль не будет только стоять на ровной поверхности, а при движении или на неровной поверхности возможна неравномерная нагрузка на колеса. Поэтому от максимальной массы нужно отнять 20% ее величины - если у вас легковая машина, или 30% - если у вас внедорожник.

3. TREAD WEAR INDEX (TWI) - индекс износостойкости.

4. TRACTION INDEX - индекс сцепных качеств.

5. TEMPERATURE INDEX - температурный индекс.

Эти отметки, требуются согласно нормативным документам США об информировании потребителей (уровень качества).

6. MAX PRESSURE - максимально допустимое давление воздуха в шине. Указывается в килопаскалях и фунтах на квадратный дюйм (пример 3.0 kps(44psi), 1psi=0,0069 МПа для шины в «холодном» состоянии).

7. Производитель - название фирмы разработчика и производителя шин.

8. Условные обозначения на соответствие требованиям нормативных документов, касающихся шин:
Е17 - соответствие Европейским стандартам;
DOT - соответствие стандартам США.

9. M+S (Mud+Snow = Грязь+Снег) - указывают на то, что шина рассчитана на эксплуатацию в зимних условиях или может использоваться при наличии грязи и снега.

Также могут быть следующие обозначеия: WINTER (зима) - зимние шины, AQUA- - дождевые шины, AS (All Seasons = Все сезоны) или AW (Any Weather = Любая погода) - всесезонные шины, пригодные к использованию на твердых дорогах в любое время года на любом, в том числе мокром и скользком, покрытии. Кстати, в последнее время многие фирмы вместо этих надписей рисуют на боковинах шин рельефные пиктограммы - солнце, снежинку, дождик - иллюстрирующие все сезоны.

10. Обозначение размера шины

Подбирая новые автошины, руководствуются, прежде всего, их размером или, корректнее, типоразмером. Он наносится на боковине покрышке крупными символами, сочетание которых имеет следующий вид:

195 - ширина профиля шины, мм. Ширина профиля шины представляет собой выраженное в миллиметрах линейное расстояние между наружными сторонами боковин накачанной шины без учета возвышений из-за наличия маркировки, отделки или защитных поясов или ободов;

65 - высота профиля, указывается как процентное отношение к ширине. В нашем случае высота составляет 65% от ширины (195 мм), т.е., 126,75 мм. Это отношение (Н/В, где Н - высота, В - ширина) принято называть серией шины. Серия - исключительно важный параметр, от него во многом зависят ездовые качества шин. Некоторые фирмы (в основном, американские) ставят перед обозначением размера буквы Р (Passenger), подчеркивая тем самым, что данная шина предназначена для легковых автомобилей (например Р195/60R14), LT (Light Truck) - шина для легкого грузовика. В некоторых типоразмерах номер серии отсутствует, например, 185 R14 C 102 Q. Такие шины называют полнопрофильными, а отношение высоты к ширине в таком случае составляет 80% или 82%. Высота профиля представляет собой половину разности общего диаметра и номинального диаметра обода. В процессе развития конструкций шин их форма изменялась от почти круговой до более широких типов с более плоской поверхностью. При этом отношение высоты профиля к его ширине изменялось от 100% до 70%, 60%, 50% и до еще меньших значений.

R15 - так называемый радиус шины - это диаметр диска на который шину такого размера нужно устанавливать. Буква R свидетельствует о радиальном типе покрышки.

84 - индекс или коэффициент нагрузки. Это условный показатель, указывающий на допустимую нагрузку на шину в кг. Расшифровка наиболее часто применяющихся коэффициентов приведена в таблице индексов нагрузки. Зачастую, нагрузка расшифрована на самой шине: за надписью Max Load следуют две цифры, первая в кг, вторая в фунтах. Индексы нагрузки шин.

Т - индекс скорости. Этот показатель указывает на максимально допустимую скорость, при которой производитель гарантирует сохранение заложенных эксплуатационных характеристик шины. Скоростные индексы шин.

В некоторых типоразмерах имеются дополнительные буквенные обозначения: 185 R14 C 102 Q, индексом С обозначаются так называемые «усиленные» шины с большим коэффициентом нагрузки.

11. Индекс грузоподъемности (коэффициент нагрузки) - обозначает предельную весовую нагрузку, которую способна выдержать шина. Проставленное на шине двузначное число математически никак не привязано к конкретным килограммам - это просто условный индекс. Индексы нагрузки шин.

Скоростная категория, присваимаемая шине по результатам специальных стендовых испытаний, подразумевает максимальную скорость, выдерживаемую шиной. То есть ту скорость, при малейшем превышении которой никто не может гарантировать, что шина не начнет разваливаться. А для эксплуатации устанавливается «щадящий» режим - автомобиль должен ездить со скоростью на 10–15% меньшей, нежели та, которую «допускают» шины.

13. Сведения о конструкции шины, требуемые министерством транспорта США. Особенности конструкции фиксируются на бортах соответствующими надписями о числе слоев брекера и каркаса, а также о материале корда. Например надписи TREAD PLIES: 2 POLYESTER CORD+2 STEEL CORD+1 NYLON CORD означают, что брекер шины состоит из 2 слоев полиэстера+2 слоев металлокорда+1 слоя нейлонового корда, надпись SIDEWALL означает из скольких слоев состоит каркас (в частности, боковины), может встречаться также RAYON - вискозный корд.

Дополнительные сведения имеющиеся на шинах
TWI - Tread wear indicator (индикатор износа протектора) - знак на боковине шины - показывает расположение отметок остаточной высоты рисунка в канавках протектора. Знак наносят по боковине у самого края протектора равномерно в шести местах по окружности с каждой стороны шины. Метка может представлять собой либо упомянутую выше аббревиатуру - TWI, либо TWI со стрелкой, либо просто стрелку без букв.

Однако знак TWI - это лишь указатель места нахождения самого индикатора износа. Сам индикатор износа протектора надо искать на дне ближайшей к метке канавки протектора (если есть стрелка, она именно эту канавку и указывает). Там, присмотревшись, можно обнаружить резиновый выступ, его высота 1,6 мм от дна канавки - это и есть TWI. Он показывает предельно допустимую степень «облысения» шины. Когда протектор сотрется до этого выступа - резину нужно менять в обязательном порядке. Когда остаточная высота рисунка протектора шины приближается к установленному минимальному значению, величина тормозного пути автомобиля при движении по мокрой дороге возрастает. Пленка воды между шиной и дорогой может вызвать потерю контакта с поверхностью дороги даже на сравнительно небольших скоростях и создавать ситуацию с потерей управления, известную как аквапланирование. С учетом этого становится важным рекомендовать своевременно осуществлять замену шин, причем лучше всего делать это до достижения отметки остаточной высоты рисунка протектора. Во всех странах, относящихся к Европейскому сообществу (ЕЭС) и в Российской Федерации требуется, чтобы остаточная высота рисунка протектора шин для легковых автомобилей была равна не менее 1,6 мм.

Дата изготовления шины показана 3-мя цифрами в овале на одной из сторон, причем первые две обозначают неделю изготовления, а третья - год изготовления (например 239) - 23-я неделя 1999 года. С 2000 года на некоторое время введено 4-х значное число.

Слово TUBELESS (бескамерная) - указывает на то, что шину надлежит использовать без камеры. Бескамерная шина отличается от камерной тем, что не требует надувной камеры. Роль герметика, удерживающего воздух в шине, выполняет специальный тонкий слой резины, нанесенный изнутри на каркас. Надлежащее прилегание шины к полкам обода достигается за счет плотного натяга, а также благодаря особым конструктивным элементам колесного диска (хампам). Накачивают бескамерную шину через специальный обрезиненный вентиль, снабженный уплотняющей «пяткой», который герметично вставляется в отверстие обода. TUBE TYPE - обозначение для камерных шин или ТТ (на немецком Mit schlauch).

PR (Ply rating) - прочность (несущая способность) каркаса условно оценивается так называемой нормой слойности (краткое описание конструкции каркаса). Для легковых автомобилей используют шины с нормой слойности 4PR и иногда 6PR, причем в этом случае последние имеют надпись Reinforced (усиленная) шина повышенной грузоподъемности. Шины с маркировкой 6PR и 8PR (повышенной слойности) наиболее пригодны для легких грузовиков и микроавтобусов, поэтому часто после обозначения посадочного диаметра (например, 185R14C) на них ставится буква С (commercial).

Кроме вышеперечисленных, существуют и другие обозначения
TREADWEAR 380 - коэффициент износоустойчивости, определяется по отношению к «базовой шине», для которой он равен 100.

TRACTION А
- коэффициент сцепления, имеет значения А, В, С. Шины с коэффициентом А имеют наибольшую величину сцепления в своем классе.

TEMPERATURE A - температурный режим, показатель характеризующий способность шины противостоять температурным воздействиям. Он, как и предыдущий подразделяется на три категории А, В и С.

ROTATION - направление вращения.

LEFT - шина устанавливается на левую сторону автомобиля. *
RIGHT - шина устанавливается на правую сторону автомобиля. *
OUTSIDE или Side Facing Out - внешняя сторона установки. *
INSIDE или Side Facing Inwards - внутренняя сторона установки. *

* Для шин с асимметричным рисунком протектора.

DA (штамп) - незначительные производственные дефекты не препятствующие нормальной эксплуатации.

MADE IN *** - страна производитель.

2 года