Игры для момо руля. Игровой комплект Logitech MOMO Racing. Где купить данное устройство

Денис Марков,

1 февраля 2003, 00:33

Cамый новый, только-только привезенный в Россию комплект руль-педали от Logitech - Logitech MOMO Racing Force Feedback

Даже для многих заядлых геймеров манипулятор класса «руль с педалями» - непозволительная роскошь. И дело тут не сколько в цене, столько в стереотипах, сложившихся в сознании потребителя. Купить хорошую мышку, клавиатуру - это нормально. Эти устройства необходимы не только для игр, а вообще для работы за компьютером. Поэтому чем лучше они, тем приятнее общение с оккупировавшей стол горой железа. Джойстик - непременный аттрибут старых игровых приставок, геймпад - непременный аттрибут новых. Тоже, в общем, никакой экзотики. Стоит также учесть, что любой джойстик/геймпад без вопросов подойдет для массы игр - простаивать без дела не будет.

Он также добавляет профили контроллера для некоторых из последних компьютерных игр. Мелисса Кинг начала писать. Король держит помощника искусств в сообщениях из колледжа округа Таррант. Плотная база, которая имеет размеры около 13 дюймов в ширину и девять дюймов в глубину, содержит шестерни, двигатели и другую электронику. Он должен быть размещен на плоской поверхности и закреплен одним винтовым механизмом.

Двойная винтовая система была бы предпочтительнее, так как сильно подергивание колеса назад и вперед ослабило основание. Его продолговатая форма обернута в удобную, зажатую резину, которая поглощает влагу из рук, когда вы нападаете на углы шпильки. На каждой стороне колеса есть несколько красных кнопок, которые легко достигают ваших пальцев. За рулем находятся два переключателя весла, которые имеют исключительно приятное чувство. То же самое можно сказать о формованных последовательный сдвиг, расположенный на правой стороне устройства, который также имеет резиновый захват.

А вот руль - это иное. Руль с педалями - тем более. Ясное дело, что играть с таким комплектом можно лишь в автосимуляторы различной степени аркадности. Степень применения довольно узка. И поэтому джойстики-рули - скорее предметы роскоши, нежели обычные для каждого дома, для каждой семьи устройства.

Однако спросом, и довольно-таки неплохим, эти девайсы все же пользуются. Их приобретают те геймеры, который в один прекрасный день понимают, что водить автомобиль с помощью клавиатуры - еще то извращение. А с рулем и приятней, и удобней, и интересней. Да и результатов можно добиться куда больших.

Это ставит вопрос: стоит ли сдвиг с левой стороны в Соединенном Королевстве и Японии? Капюшон можно легко снять, чтобы выставить два винта, по одному с каждой стороны рулевого колеса, которые поднимают и опускают зажимы на нижней стороне основания. Эти два хомута вместе с основным винтом крепко закрепляют основание на столе. Рональд также отметил, что последовательный сдвиг можно легко перемещать в правую или левую сторону основания. Просто снимите болт, который держит переключатель на месте, затем вытащите переключатель из щели и поместите его на предпочтительную сторону.

Основное отличие руля и педалей от клавиатуры с технической точки зрения заключается в том, что клавиатура понимает лишь две позиции каждой клавиши: «нажата» и «не нажата». Третьего не дано. Нельзя нажать на клавишу «чуть-чуть» и нельзя вдавить её до предела. Поэтому в любом автосимуляторе, например, при прохождении поворотов, приходится быстро стучать пальцем по нужной стрелочке на клавиатуре - чтобы траектория прохождения поворота была ближе к идеальной. Аналогично - с клавишами газа и тормоза. В итоге сторонний наблюдатель имеет шанс лицезреть увлекательное зрелище: игрок стучит по клавиатуре, как заядлый пианист.

Разумеется, колесо сыграло неотъемлемую роль в формировании современного общества; возможно, это может сделать то же самое для вашего опыта вождения видеоигр, нет? Давайте сделаем это прямо - если вы хотите еще больше погрузиться в опыт вождения видеоигр, тогда нет лучшего способа сделать это, чем использовать рулевое колесо. Конечно, только любой пример не будет делать, вам нужны правильные уровни точности и долговечности, не говоря уже о весе, чтобы действительно получить лучший опыт.

Проще говоря, он, кажется, лежит в сладком месте, где функции и ценность объединяются, чтобы создать лучший эффект. Как и ожидалось, он также отлично работает при использовании с играми, что, очевидно, является критическим и своего рода точкой устройства. Самые маленькие детали могут либо создавать, либо разрушать такие системы.

Конечно, при использовании комплекта руль-педали таких проблем не возникает. Руль можно повернуть на определенный градус, педаль - нажать до определенного уровня. Здесь уже не бинарное «да-нет». Здесь нормальное, полноценное управление движущимся средством в игре.

Да и бог с ними, с техническими деталями! Ведь очевидно, что куда приятнее чувствовать в руках нормальную «баранку», а под столом - две педали.

Если вы уже знакомы с использованием гоночных колес, то, конечно, ничто из этого не должно удивлять. Во-первых, вы фактически держите это в своих руках и крутите его в воздухе, так как он контролируется несколько гироскопически. Он складывается с не менее чем 15 кнопками и полной программируемостью, позволяя вам фактически настраивать практически все аспекты. Вы предпочитаете более сильное или слабое чувство?

Его претензией на славу является ее относительная доступность и особенности дизайна верхнего конца. Другими словами, мы находим множество маленьких привилегий здесь и там, продуманные дополнения, которые облегчают работу наряду с той точностью, которая найдена в более дорогих единицах.

Встречайте

Переходим к теме статьи. На арене в свете прожекторов сегодня, как можно было бы уже догадаться, комплект руль-педали от Logitech. Logitech MOMO Racing Force Feedback - самый новый, только-только привезенный в Россию и любезно предоставленый нам компанией « ». Как можно заключить из названия, устройство оснащено технологией Force Feedback - то бишь обратной связью. Отмечу, что обратная связь в автосимуляторах куда более важна, чем, например, в авиасимах. Если летать на Ил-2 можно и не чувствуя каждого выстрела (кстати, не сказал бы, что играть становится скучнее - даже наоборот, куда интересней), то водить автомобиль, не чувствуя руля - лучший способ заснуть.

Ножные педали также довольно приятны, изобилуют прокладочными прокладками. Короче говоря, это позволяет вам действительно испытать «чувство» гонки, с рычанием двигателя или ударами на дороге, погружающими вас в игровой опыт. Это также блок, основанный на силовой обратной связи, который помещает вас под воздействием вибрации. Что касается других особенностей - они тоже великолепны.

Вперед, за славой Шумахера

Это динамическое гоночное колесо, механически говорящее, но оно также поставляется с натуральными кожаными и даже ручными компонентами. Если у вас есть тесто, чтобы упасть на качественное колесо, это определенно одно. Это не особо дорогое подразделение, что делает его идеальным выбором для большинства игроков, которые просто попадают в гоночные колеса. Точно так же все довольно прочно построено, а это значит, что вы не найдете его внезапно.

В немаленькой по размерам красной коробке были обнаружены:
Непосредственно руль - на подставке, которая крепится к краю стола.
Две педали, установленные на общей базе.
Адаптер для подключения устройства в электрическую сеть
Компакт-диск с драйверами и некоторым дополнительным программным обеспечением

Крепче за шоферку держись, баран

Честно говоря, многие люди преуспеют в том, чтобы забрать один из этих гоночных колесных пакетов, и он неплохо работает с большим поперечным сечением игр. Педальный блок также почти без скольжения. Несмотря на то, что по сравнению с конкурирующими продуктами меньше ручек, шесть кнопок могут быть очень хорошо достигнуты во время движения и свободно программируются.

Если вы хотите переключиться вручную, вы можете использовать два рычага переключения передач или рычаг переключения передач. Практичный: с небольшим усилием рычаг переключения передач можно также установить с левой стороны. Переключатель выполнен либо с малогабаритными переключателями на задней панели, либо с джойстиком, что обеспечивает необходимый реализм, особенно при моделировании ралли. Четыре стандартные кнопки теперь расположены с правой стороны в центре рулевого колеса, что облегчает их доступ, чем переднее колесо.

К дизайну руля претензий нет и быть не может. По сложившейся традиции Logitech используют разработки компании Momo, которая, собственно, занимается изготовлением рулей для различных гоночных серий. Formula-1, Formula-3000 и множество других популярных автоспортивных соревнований - куда не кинь взгляд, всюду рули от этой фирмы. Так что кто-то, а они толк в этом деле знают.

Само колесо установлено на столе с помощью двух винтовых зажимов, прикрепление на колени, подобное предшественнику, больше не доступно. Новости выпущены: 08. Не только мощный компьютер для графически реалистичной гоночной атмосферы, но и игривое устройство ввода. Для моделирования рулевого управления особенно удобны рулевые колеса.

Годы опыта видны при производстве функциональных продуктов. Захватывающее рулевое колесо может быть упаковано очень сильным, без впечатления, что оно соскользнет с рук, даже с массивными рулевыми маневрами. На рулевом колесе имеется 6 программируемых функциональных кнопок. Из контроля игры можно определить, какие задачи они должны выполнять. Это могут быть другие снимки камеры или автомобильный звуковой сигнал, а также опрос допроса или другое.

Поверхность непосредственно «баранки» покрыта резиной. Вообще, среди рулей Logitech есть модели, в которых для этой цели используется натуральная кожа. Не вижу, впрочем, особой разницы. Покрытие не скользит, не царапает руки - это главное.

В середине руля расположены шесть программируемых кнопок. Предназначены они для того, чтобы с их помощью выполнять различные действия, которые обычно выполняются по ходу вождения. Скажем, оглядеться по сторонам, включить-выключить фары или еще что-нибудь. «Под рулем» находятся две большие кнопки, на которые удобно нажимать свободными пальцами обеих рук. Их тоже можно настроить. Обычно они используются для переключения передач - ведь пользоваться специальным рычагом куда менее удобно. Особенно учитывая то, что обратная связь всеми силами пытается вырвать рулевое колесо из рук.

Прямо за рулевым колесом расположены две кнопки качалки слева и справа, которые могут заменить педаль. Это означает, что педали не обязательно должны быть подключены для работы вообще. Это чисто практическое решение, какой тип операции лучше. Цепь редуктора Конечно, дело в том, что во время игры активирована ручная схема. Разумеется, для гоночных энтузиастов не стоит сомневаться, что для немногих менее практичных целей следует игнорировать схему и выбирать из настроек игры - автоматическую схему.

Подключение и настройка Logitech MOMO Racing

Очень положительно, что рычаг переключения передач можно установить как справа, так и слева от рулевого колеса. Силовые обратные эффекты Функция обратной связи по силе повышает реалистичность перемещения по различным дорогам почти в результате ударов шасси.

Какие настройки использовал я, скажу чуть позже, когда буду рассказывать об опыте использования комплекта с различными играми.

Единственное нарекание вызывает способ крепления руля к столу. Установка устройства осуществляется при помощи прилагающегося большого пластмассового винта, который, будучи до упора ввернутым в отверстие на нижней части подставки, прижимает её к краю стола. Диаметр этого винта приблизительно равен одному сантиметру. Если вы предположите, что этого не хватает для надежной фиксации, будете на сто процентов правы. Достаточно массивный девайс все равно немного, но скользит.

Ножные педали Модуль педальной педали имеет только две задачи: отдавать и тормозить. Система противоскольжения также гарантирует безопасное положение даже при сильных движениях педали. Если вам вообще не нужны ножные педали и вы предпочитаете управлять кнопками рокера, педальные педали могут также использоваться вместе с другими игровыми функциями. Также можно определить чувствительность, мертвый диапазон и диапазон рулевого управления. В глобальных настройках можно также настроить интенсивность функции обратной силы.

Очень положительно: назначение клавиш можно распечатывать быстро и легко. Таким образом, вы можете получить обзор во время игры. Силовая обратная связь: аутентичная направленная помощь 6 программных кнопок Реалистичная дроссельная заслонка и педаль тормоза с противоскользящей системой. Переключайте либо с помощью рокеров на рулевом колесе, либо с помощью рукоятки рычага переключения передач в ручном режиме на 240 градусов. Удерживающее устройство с тремя хомутами. . За деньги получается технически хорошее и функциональное устройство.


Проблема решается, если под винт подложить кусочек резины потолще или, скажем, твердый ластик. Можно, конечно, взять гаечный ключ и ввернуть этот винт в подставку так, что мало не покажется. Только вот тогда есть шанс либо сломать резьбу (пластмасса, обычная пластмасса), либо поцарапать стол. Конечно, царапина снизу на столе незаметна, но все же…

Почему именно Momo Racing?

Единственный недостаток - гладкая опорная поверхность корпуса рулевого колеса без гуммирования. Для очень гладких поверхностей стола простое зажимное устройство для винтов может быть недостаточно, чтобы удерживать устройство на столе в нескользящей манере. По крайней мере, в сильных рулевых движениях устройство может двигаться довольно хорошо. Один из них имеет тенденцию затягивать пластиковое резьбовое соединение более чем технически оправданным, что может привести к выходу из отверстия для винтов.

И фактическая проблема «проскальзывания» должна быть устранена сильным чрезмерным вращением винтового соединения, обендреин даже не обязательно. В конечном счете, однако, цель состоит в том, чтобы выпускать продукты, совместимые со всеми текущими платформами.

Угол поворота руля составляет 240 градусов. В общем, нормальный показатель. Обычно этой цифры хватает без проблем. Сложности могут возникнуть лишь при игре с низкой чувствительностью девайса. Другой вопрос, что, если чувствительность чрезмерно низка, у автомобиля неизбежно возникнет проблема недостаточной поворачиваемости. Таким образом 240 градусов не хватит лишь на трассах с малочисленными скоростными поворотами - а на практике таких, конечно же, не встречается - соревнования становятся неинтересными.

Конечный гоночный опыт? Между тем, казалось, что большинство брендов, которые когда-то делали листовок, вышли из очень насыщенного рынка. Список никогда не заканчивается: сильные эффекты обратной силы, высококачественная отделка и набор педалей, которые включают в себя три педали вместо обычных 2. Все это обещает обеспечить конечный опыт вождения дома, мы не можем дождаться, чтобы попробовать его. Поклонники гоночного моделирования могут получить достаточно реализма, есть несколько специализированных производителей, которые отвечают их потребностям.

Педали зато никакой дополнительной фиксации не требуют. База, на которой они установлены, достаточно велика и массивна, чтобы у неё были шансы сдвинуться с места во время игры.


Педалей всего две. Традиционное количество для игровых комплектов. Оно и понятно - подавляющее большинство игр требуют лишь акселератора и тормоза - сцепления не надо.

Установка и подключение

Большинство людей недостаточно сумасшедшие, чтобы тратить эти деньги на рулевое колесо, но есть значительный рынок для людей, которые требуют немного большего качества, чем пластиковые педали и рулевые колеса, которые в настоящее время предлагаются. Рулевое колесо покрыто кожей ручной работы.

Где купить данное устройство?

Рулевое колесо выглядит так, будто его вытащили из реального автомобиля: центр руля аккуратно сделан из нержавеющей стали, а рулевое колесо покрыто ручным швом, рулевое колесо также лишено самых ненужных кнопок, которые есть другие листовки на рынке, таким образом, достижение такого внешнего вида и реалистичности.

Вперед, за славой Шумахера

Для испытаний были выбраны три игры. Аркадные автогонки The Need for Speed: Hot Pursuit 2, один из лучших на сегодняшний день симуляторов ралли - Collin McRae Rally 2 и отличный симулятор Формулы-1 F1-2002.

Наилучшие впечатления остались после «Формулы». Описать это сложно, лучше один раз почувствовать, чем сто раз услышать. Однако попробую.

Последовательные рычаги переключения передач выполнены из нержавеющей стали. После нажатия этих кнопок они могут скрываться на крышке, нажимая их и поворачивая их на четверть, следя за тем, чтобы они не выступали. После нажатия кнопок они могут быть скрыты на крышке, нажимая их. Это прикрепит рулевое колесо к металлической пластине гоночной рамы.

Дополнительный, который будет оценен теми более серьезными пилотами-симуляторами, - это вариант крепления рулевого колеса к раме сиденья для гонок через два отверстия для винтов на нижней части устройства, что позволяет рулевому колесу надежно соединена с металлическим каркасом без возможности перемещения.

Благодаря обратной связи, игрок чувствует каждую неровность асфальта, каждое столкновение. Чем круче поворот и выше скорость, тем сложнее поворачивать - центробежная сила дает о себе знать. Поездка по бордюру - это вообще приключение. Если при игре на клавиатуре игрок мог позволять себе едва ли не в каждом вираже слегка «забираться» на поребрик, то теперь придется сто раз подумать. Одно колесо на ребристой поверхности, и руль в руках начинает трясти. Само собой, при этом становится сложнее вести болид по необходимой траектории - в итоге все может закончиться тут же, на гравийной полосе безопасности. Даже если не увеличивать силу обратной связи в опциях устройства в Windows, с непривычки руки довольно-таки быстро устают. В итоге полуторачасовая гонка превращается в испытание не сколько на внимательность и ловкость рук, сколько на выносливость. Вроде, сто раз играл, знаешь, как надо проходить тот или иной поворот, знаешь, на какой передачи и с какой скоростью. Так ведь сложно удержать автомобиль на траектории.

Дополнительные кнопки под рулем использовались для переключения передач. Из остальных шести - две для того, чтобы смотреть по сторонам, одна - чтобы смотреть назад, одна - для включения/выключения ограничителя оборотов, одна - в качестве сцепления (помогает на старте - в остальных случаях сцепление автоматически управляется компьютером) и последняя - для временной остановки игры (паузы). В общем, недостатка в кнопках я не испытывал. Хотя будь бы еще парочка, и для них бы функции нашлись.

Colin McRae Rally 2. По идее, здесь отдача от разных кочек, ям и прочих маленьких радостей простого автогонщика должна быть меньше, чем в Ф-1. Все же подвеска болида «Формулы» и подвеска раллийного авто - это немного разные вещи. Ничуть нет. Вообще, отдача от руля в CMR2 куда меньше, чем в F1-2002. Не знаю, чем это вызвано, но факт налицо. Поворачивать же «баранку» элементарно просто - не чувствуется почти никакого сопротивления. Обратная связь еле чувствуется.

С настройкой кнопок проблем не возникло за отсутствием необходимости в оной. Поворачивайте рулевое колесо, давите на педали - больше тут ничего не надо. Поэтому кнопки на руле удобно настроить в качестве замены «стрелкам» на клавиатуре и Enter’у. Чтобы справляться со всеми меню исключительно силами манипулятора.

The Need for Speed: Hot Pursuit 2 - эта игра вышла совсем недавно, буквально месяц-другой назад. Здесь обратная связь чувствуется куда лучше, чем в предыдущей игре. Однако эффекты feedback’а не впечатляют. Вроде едешь, чувствуешь тряску, удары… но все равно что-то не то. Ну не так должен вести себя руль, и все тут! Неправдоподобно получается.
Ситуация с настрокой кнопок на руле здесь такая же, как и в случае с CMR2.

В свое время мне довелось поиграть в TNFS:HP2 на приставке Sony Playstation 2. Тоже с рулем. Там обратная связь показала себя гораздо лучше. Учитывая то, что во всех рулях, джойстках, мышках и пр. используется одна и та же технология Force Feedback - от , сказать в чем дело, сложно. Вероятно все же проблема заключается либо в драйверах, либо непосредственно в коде PC-версии игры.

Drivers for drivers

Помимо, собственно, драйверов, на прилагающемся диске находится множество полезных утилит. Прежде всего, программа Logitech WingMan Profiler. При первом запуске она просматривает системный реестр и находит данные обо всех установленных играх. Впоследствии можно настроить девайс для каждой из них в отдельности. Удобно, но ничто не мешает обойтись обычными внутриигровыми опциями. В качестве минуса стоит выделить то, что утилита не видит разницы между, скажем, автосимуляторами и квестами. Как следствие, список доступных игр заполняется всякими Escape from Monkey Island и иже с ним.

Кроме этого, на диске лежат утилиты Game Spy (для игры по Интернету) и Roger Wilco (для разговора голосом во время игры), а также необходимое ПО для подключения к игровому каналу WildTangent, DirectX 8.0 и Adobe Acrobat Reader 5. Зачем-то есть shareware-версия классического арканоида.

После установки драйверов устройство определяется Windows как Logitech MOMO Racing USB.

В окне опций можно проверить работу девайса, испытать некоторые эффекты обратной связи (понажимав на кнопки - это нигде не написано, поэтому просто обратите внимание).

Там же настройка силы обратной связи. По умолчанию этот показатель установлен на 100%. При желании его можно изменять в пределах от 0% до 150%.

***
Logitech MOMO Racing Force Feedback - довольно-таки неплохое устройство. По крайней мере, свою цену (ок. 100-120$) оно оправдывает. Учтите только, что эффект обратной связи по-разному реализован в разных играх. И если в какой-то конкретной игре девайс вас не впечатлит, это проблема игры, а не девайса. Не буду советовать вам бежать сломя голову в магазин и тратить на этот руль свои кровные. Но если вы давно хотели приобрести подобный комплект и на знали, на каком остановиться…почему бы и не на этом?

Эффектное колесо — часть II

Вот перед вами уже вторая часть «Эффектного колеса»! Пока что я затрудняюсь ответить, сколько еще частей этого материала появится в дальнейшем, да впрочем, сейчас важно не это. Важно то, что два, как известно, больше одного. Следовательно, уж, коль мы рассматриваем более одного устройства, то у нас появляется возможность сравнения и выбора. Именно к сравнениям я и начну прибегать в этой и следующих частях «Эффектного колеса». Как я уже писал в первой части этого цикла статей, рассматривать я буду игровые манипуляторы типа руль, оснащенные функцией вибрационной обратной связи. Такое ограничение, конечно, снижает общее количество манипуляторов, которое можно было бы рассмотреть. Однако, вибрационная обратная связь сейчас в моде, и количество манипуляторов, оснащенных этой функцией, растет с каждым днем. Так что, нам все равно есть что рассматривать, а вам есть из чего выбирать.



Logitech MOMO Racing Force Feedback Wheel

Начинать сравнение руля, рассматриваемого сегодня, с рулем Thrustmaster F1 Force Feedback, который был рассмотрен в первой части «Эффектного колеса» можно прямо с коробки. В глаза прямо-таки бросается разница размеров. Небольшая упаковка Thrustmaster F1 смотрится совсем маленькой рядом с упаковкой руля Logitech MOMO, имеющей размеры 43x40x34см. Оформление коробок тоже очень различно, и перепутать рули, вряд ли возможно. Так, в противовес игривому цветастому виду Thrustmaster, дизайн упаковки Logitech MOMO гораздо более строг, всем своим видом намекая на солидность содержимого. Комплекты, в которых поставляется и руль от Logitech и руль от Thrustmaster, очень похожи и различаются только наличием или отсутствием рекламной макулатуры. В коробке Logitech MOMO вы обнаружите буквально следующее:

  1. Педали
  2. Сетевой адаптер
  3. CD с драйверами и программным обеспечением
  4. Краткое руководство пользователя
  5. Бумажки рекламного характера (в ассортименте)

Без рекламы можно было и обойтись, а вот руководство пользователя, хоть оно и весьма краткое, мне кажется, лишним не окажется. Среди прочих, в нем присутствует и русскоязычная часть, в которой можно найти полезную информацию.

Описывая Logitech MOMO, я хочу придерживаться той же последовательности изложения, которую я выбрал для описания игрового манипулятора от Thrustmaster, в первой части «Эффектного колеса». Это не только значительно облегчит мой труд, но и сделает более удобным сравнение материалов читателем, если таковое желание у них возникнет (естественно, я подразумеваю сравнение самих игровых манипуляторов на основе моих материалов). Поэтому рассматривать руль Logitech MOMO я начну с описания процесса его установки и подключения.

Установка и подключение

Педали — они и у Logitech педали. И вроде бы, с точки зрения удобства установки, ничего нового в них выдумать нельзя. Ан, нет. Оказывается, что и тут имеется свобода для полета инженерной мысли, и конструкция педалей «игровых манипуляторов типа руль» может отличаться у различных производителей. И на примере Logitech MOMO мы можем в этом убедиться. Заботясь о пользователе, при создании педалей этого манипулятора конструкторы предусмотрели практически все случаи жизни. Другими словами, они учли тот факт, что в помещении, где будет установлен Logitech MOMO, вовсе не обязательно будет ровное паркетное или линолеумное покрытие пола. Для таких покрытий на нижней крышке педалей Logitech MOMO, как и у большинства таких манипуляторов, имеются четыре резиновые ножки. Для тех же случаев, когда на полу лежит ковровое покрытие, предусмотрено нехитрое, но вместе с тем очень практичное приспособление. Оно представляет собой пластмассовую планку, поверхность которой покрыта пластмассовыми шипами, имеющими наклон в сторону задней части корпуса, то есть в сторону, противоположную направлению предполагаемого скольжения корпуса. Если у вас на полу нет коврового покрытия и необходимость в дополнительном удержании педалей шипами отсутствует, вы можете, надавив на эту планку, слегка утопить ее в корпус до характерного щелчка фиксаторов. Если же у вас на полу ковер или палас, то я настоятельно рекомендую устанавливать педали, не пряча планку с шипами. Как видите, в том, что касается установки педалей, Logitech MOMO явно превосходит уже рассмотренный мною ранее Thrustmaster F1 Force Feedback, так как последний не имел никаких приспособлений для удержания корпуса педалей на ковровых покрытиях.

Теперь давайте примемся за установку основного корпуса руля Logitech MOMO. Дело это нехитрое, и никаких трудностей, кроме незначительных усилий, пользователя не ожидает. Для его крепления в конструкции предусмотрено три струбцины. Две из них несъемные, с небольшим вылетом относительно передней кромки корпуса. Третья, съемная, большего размера, с большим рабочим ходом винта и значительным вылетом. Если под верхней крышкой стола, на который вы устанавливаете Logitech MOMO, имеется перекладина, которая мешает установке, то вы можете смело снимать большую струбцину. Основываясь на своей практике, могу смело утверждать, что никакого толку от нее все равно практически нет.

Основной корпус руля неплохо удерживается и двумя меньшими по размеру струбцинами, естественно, при условии, что последние хорошо затянуты. Их вылет составляет 30 мм, а максимальная толщина крышки стола, которую они могут зажать — 35 мм. Кстати, винты этих струбцин нигде не торчат. Они аккуратно убраны под декоративную панель в верхней части корпуса руля.

В общем, как вы, я надеюсь, уже поняли, установить и закрепить Logitech MOMO проще простого. После выполнения этой нехитрой операции для приведения устройства в готовность остается соединить все его компоненты соответствующими кабелями. Все кабели Logitech MOMO достаточно длинные, и затруднений с их прокладкой не возникнет. Так, кабель, соединяющий педали с основным корпусом руля имеет длину 1,91 м, а интерфейсный USB-кабель, «произрастающий» из основного корпуса — длину 2.05м. В общем-то после подключения этих двух кабелей устройство уже может функционировать, с тем лишь ограничением, что функция вибрационной обратной связи работать не будет. Для ее работы остается подключить весь комплект к внешнем сетевому адаптеру, длина кабеля которого составляет 2,13 м. Вот после этого Logitech MOMO сможет проявить всю свою мощь и порадовать пользователя.

Выполнив все описанные выше действия и установив Logitech MOMO, пользователю остается выполнить всего лишь еще одно действие, после чего можно начинать играть: надо установить драйвер устройства. В отличие от драйвера Thrustmaster F1 Force Feedback, драйвер Logitech вовсе не капризен и не конфликтен. Он легко уживается по соседству с драйверами других игровых манипуляторов, от других производителей. Это не значит, что другие драйверы уживаются с ним, но можно быть уверенным, что установленное в систему устройство Logitech работать будет. Как показывает мой опыт, если при этом у вас, в этой же системе, перестал работать манипулятор другого производителя, то проблема кроется именно в его драйвере. Надеюсь, что у вас не возникнет таких ситуаций, и после подключения Logitech MOMO и установки его программного обеспечения вы сможете в полной мере наслаждаться играми без каких либо побочных эффектов.

Эксплуатация

Ну, вот! Установили, подключили… Теперь, настало время рассматривать руль, приведенный в рабочее состояние, щелкать по кнопочкам, рассматривать светодиодики, и, в конце концов, приступать к играм. По своей функциональной оснащенности Logitech MOMO несколько уступает описанному в первой части «Эффектного колеса», Thrustmaster F1. Но если вы не очень привередливы, то вам будет вполне достаточно его органов управления:

  1. Управление перемещением по оси X (рулевое колесо)
  2. Управление перемещением по оси Y (педали)
  3. Десять программируемых функциональных кнопок
  4. Два светодиодных индикатора режимов

Как видите, переключателя видов (POV) в рассматриваемом манипуляторе нет. Нет у Logitech MOMO и возможности аппаратного выключения режима автоматического центрирования руля. При этом, у него достаточно других преимуществ, которые делают его достойным конкурентом среди аналогичных игровых манипуляторов.

Как и в первой части этого материала, начну я с рассмотрения педалей. Если проводить только внешнее сравнение этой нехитрой части манипуляторов, то, конечно, продукт от Thrustmaster выиграет у многих своих конкурентов. К сожалению, Logitech MOMO не может блеснуть алюминиевым покрытием своих педалей. И корпус, и сами педали выполнены из темно-серого пластика и особой привлекательностью дизайна не блещут. Зато, в эксплуатации они показывают себя наилучшим образом, и найти какие-либо изъяны мне у них не удалось. Описанное мною выше приспособление для удержания корпуса педалей на ковровых покрытиях действительно практически полностью исключает какое-либо его проскальзывание. В значительной мере этому так же способствует дополнительный груз в виде металлических пластин, установленный внутри корпуса педалей. Благодаря нему во время игры передняя часть корпуса не приподнимается, отрываясь от пола, а шипы помогают удержать ее от проскальзывания. Так что, даже установив педали на ковер или палас, вам не придется периодически отрываться от игры для того, чтобы поправить их.

В противовес буйству красок разноцветных кнопок Thrustmaster F1, дизайн рулевого колеса Logitech MOMO выдержан в строгом стиле. Шесть программируемых функциональных кнопок красного цвета, расположенные на его лицевой стороне, легко доступны. Само же колесо по всей длине окружности покрыто темно-серой, слегка шероховатой резиной. Сзади колеса расположены два «крылышка», которые выполняют функции, соответственно, еще двух функциональных кнопок. «Крылышки» достаточно далеко отстоят от руля и во время игры никак не мешают рукам. Несколько хуже дело обстоит с резиновым покрытием руля. Резина нескользкая, и руки на ней не проскальзывают, но во время игры, в процессе тестирования, у меня постоянно присутствовало ощущение липкости. Сохранялось оно и после игры. Возможно, с течением времени резина износится и этот эффект исчезнет, но проверить это на практике у меня, как вы понимаете, не было времени.

Оценивая рулевое колесо применительно к различным играм, мне кажется, что оно наилучшим образом подходит для игр, имитирующих состязания на гоночных легковых автомобилях. Его диаметр составляет 25см, а для «Дальнобойщиков», или других гонок на грузовиках желателен больший диаметр. Зато у рулевого колеса Logitech MOMO не самый маленький угол поворота. К сожалению, на деле, он оказался несколько меньше заявленных производителем 240 градусов, но 230 градусов (+/- 115) оказались ему по силам, что уже неплохо.

Рассматривая фотографии Logitech MOMO, вы, наверное, заметили наличие рукоятки переключения скоростей. Уверен, что она очень понравится тем пользователям, которые в играх не используют автоматическую коробку передач. Качество, с которым сделана эта рукоятка, ни в чем не уступает рулевому колесу. Подобно ему, она покрыта нескользкой шероховатой резиной, с виду очень похожей на ту, которой покрыт и сам руль. Однако, в отличие от руля, после ее использования, у меня не возникало ощущения липкости. Что касается расположения рукоятки, то этот вопрос заслуживает отдельного комментария.

В большинстве игровых манипуляторов, оснащенных переключателем скоростей в виде отдельной рукоятки, она расположена справа от рулевого колеса. Именно там вы и обнаружите ее у Logitech MOMO после того, как распакуете только что купленный манипулятор. Но пользователя ждет приятный сюрприз. Рукоятка не только очень качественно изготовлена, но и, в придачу к этому, может менять свое положение. Для нее предусмотрено два посадочных гнезда, расположенные симметрично относительно оси рулевого колеса. В одном из этих положений (справа от руля) рукоятка и находится в оригинальной поставке Logitech MOMO. Переставив ее на левую сторону, вы тем самым можете имитировать для себя управление автомобилем с правым рулем. Перестановка рукоятки несложна и подробно описана в русскоязычной части руководства пользователя, которое входит в комплект Logitech MOMO.

Подобно Thrustmaster F1 Force Feedback, манипулятор Logitech MOMO снащен одним серводвигателем, при помощи которого реализуются все вибрационные эффекты. Ось руля связана с валом серводвигателя посредством зубчатой передачи, без каких-либо ременных передач. В результате, вибрационные эффекты Logitech MOMO несколько более жесткие и менее инерционные, чем у руля Thrustmaster F1. Мощность же эффектов у обоих рулей практически одинакова. Я бы даже сказал, что Logitech MOMO чуть-чуть мощнее, но возможно, это ощущение возникает как раз из-за зубчатой передачи в соединении руля с серводвигателем и обусловленной этим жесткости эффектов. Во всяком случае, руль от Logitech, будучи испытанным в тех же условиях, что и руль Thrustmaster F1, заставлял мой 19” монитор достаточно сильно вибрировать. Установив в настройках игр все вибрационные эффекты на максимум возможного, управлять автомобилями становится несколько проблематично. Так, чтобы уверенно чувствовать себя на поворотах, приходится держать руль двумя руками. Это не значит, что Logitech MOMO настолько силен, что его рулевое колесо нельзя повернуть одной рукой. Можно. Но при этом вы не будете успевать вовремя реагировать на различные возникающие в игре обстоятельства. Конечно, в реальных игровых условиях пользователям, скорее всего, не придет в голову устанавливать максимальные усилия вибрационной обратной связи, однако оценивать возможности манипулятора я счел нужным именно по максимуму его возможностей. И, как показывает моя практика, возможностей Logitech MOMO более чем достаточно для удовлетворения практически любого, даже весьма привередливого пользователя.

Выводы

В отличие от руля Thrustmaster F1 Force Feedback, никакой двойственности в отношении к Logitech MOMO у меня не возникло. Рассмотренный сегодня манипулятор, однозначно, очень качественный и неплохой с точки зрения функциональной оснащенности. Не хватает ему разве что переключателя видов (POV), ну и диаметр рулевого колеса желательно было бы сделать побольше. Надеюсь, что недостаток Logitech MOMO, выраженный в липкости резинового покрытия руля, со временем исчезнет, и ему не стоит придавать большого значения. В общем, на данный момент, в двух частях «Эффектного колеса» рассмотрено два игровых манипулятора от двух известных производителей. В дальнейшем я продолжу это «многосерийное» обозрение рулей с функцией вибрационной обратной связи. Но уже сейчас, в отличие от первой части этого материала, у вас есть возможности сравнивать и выбирать. Также очень надеюсь, что предоставляемой мною информации достаточно для того, чтобы вы могли составить впечатление об описываемых мною манипуляторах.