Картотека гимнастики для глаз. Картотека артикуляционных игр и упражнений для младших дошкольников

Цель:
Учить детей лепить синицу, передавая характерную форму, пропорцию тела и его частей, правильную посадку головы, положение хвоста, крыльев.
Задачи:
Учить детей конструктивному способу лепки синицы из нескольких частей, различающихся по форме и размеру, используя дополнительный материал (бисер вместо глаз, семечко подсолнуха вместо клюва).
Развивать у детей самостоятельность в поиске способов передачи движения вылепленной птицы (голова опущена вниз - синица клюёт, крылья приподняты вверх - птичка перелетает с места на место).
Развивать чувство формы, способность к композиции, зрительное восприятие, согласованность движений рук, мелкую моторику.
Воспитывать интерес к живой природе, желание помогать в холодное время года зимующим птицам.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами на участке детского сада, в парке с родителями. Беседа о синицах, их пользе. Изготовление родителями и детьми кормушек для зимующих птиц. Рассматривание изображений разных синиц (большая синица, лазоревка, московка, длиннохвостая и хохлатая синицы, буроголовая гаичка, ремез) в презентации. Чтение Р. Новикова «Поможем птицам», В. Гвоздев «Прилетайте к нам, синицы».
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: иллюстрации «Синица», «Птицы на кормушке», схема поэтапной лепки синицы.
Раздаточный материал: пластилин жёлтого и синего цвета, стеки, зубочистки для крепления лап, семечки подсолнечника для клюва, чёрные бусины для глаз, салфетки бумажные и матерчатые; крупа и семечки - корм для синичек в кормушку.
Оборудование: проектор, мультимедийный экран, презентация Power Point, компьютер, магнитофон, аудиозапись со спокойной фоновой музыкой, кормушка, как основа для коллективной композиции.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Организационный момент:
Воспитатель включает презентацию (слайд №2) «Птицы на кормушке» и читает детям стихотворение Т. Лавровой:
На берёзе возле дома
Кто-то тенькает знакомо.
У кормушки шум, веселье –
Там справляют новоселье.
Шустро зёрнышки клюёт,
Спать с утра нам не даёт
Голосистая певичка –
Желтопузая синичка.
Воспитатель: Помните, как на прогулке мы с вами наблюдали за птицами на кормушке?
  • Какие птицы прилетали в «птичью столовую»? (воробьи, синицы)
  • Чем люди подкармливают птиц зимой? (семечками, крупой, хлебными крошками)
  • Чем ещё зимой любят синицы подкормиться на кормушке? (несолёным салом)

Мотивация:
Воспитатель: На улице морозно и малыши в такую погоду не ходят гулять и не видели синичек, которые прилетают к нашей кормушке подкрепиться. Посмотрите, какая красивая кормушка! Давайте, слепим синичек, чтобы малыши могли тоже полюбоваться этими красивыми птичками!
2. Объяснение этапов работы:
Воспитатель: Посмотрите на синицу (на магнитную доску прикрепить картинку с изображением) и давайте вспомним её внешний вид:

  • маленькая,
  • туловище округлое,
  • голова тоже круглая и маленькая,
  • крылья небольшие,
  • хвост удлинённый,
  • перья жёлтые, с чёрным и синим отливом,
  • клюв короткий,
  • глаза, как чёрные бусины.

Воспитатель: Сегодня мы будем лепить синицу из отдельных частей (на доску крепится схема лепки синицы конструктивным способом):

  1. Берём небольшой комок жёлтого и синего пластилина, похожий на окраску перьев синиц (обратить внимание детей на изображение синиц).
  2. Делим жёлтый комок на две равные части и одну часть делим пополам ещё один раз, получилось 3 комка - один большой и два одинаковых, меньшего размера.
  3. Из большого кома лепим туловище в форме овала и с одной его вытянутой стороны, оттягиваем хвост - сплющиваем пальцами, чтобы хвост получился похожий на лопатку для сковороды.
  4. Осталось два одинаковых куска пластилина.Из одного лепим голову и подставку для лапок: делим кусок пополам и катаем круглую голову, прикрепляя её к туловищу (показать место крепления), из оставшейся части пластилина, делаем лепёшку - подставку, ломаем пополам зубочистку и вставляем её в нижнюю часть туловища (лапки) для устойчивости поделки, закрепляем на подставке. Из второго - лепим крылья: скатываем шар, сплющиваем, делим стекой пополам - получаем два одинаковых крыла, крепим крылья по бокам туловища.
  5. Проверяем устойчивость поделки.
  6. На передней части головы синицы крепим клюв из семечки - одной, если клюв закрыт, и двух, если открыт; бусины размещаем по обе стороны от клюва.
  7. Синица готова лететь к кормушке!

Воспитатель: Посмотрите, что может моя синица!
В игровой форме показать передачу движения лепной фигурки: приподнять крылья - синица летит к кормушке, крылья опустить - садится на кормушку, опустить голову вниз - клюёт семена.
Воспитатель: Давайте с вами превратимся в маленьких синичек!
Динамическая пауза:
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки - на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
3. Повторение последовательности этапов работы:
(1–3 ребёнка повторяют способы выполнения работы.)
Воспитатель: Предлагаю начать работу.
Дети самостоятельно выполняют работу (включить тихую музыку).
Индивидуальная помощь педагога.
4. Анализ детских работ:

  • завершённость,
  • аккуратность,
  • самостоятельность,
  • передача движения синицы.

Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения Александровой «Птичья ёлка»:
Прилетают птичьи стаи
На кормушку в зимний сад,
И в саду, не умолкая,
Колокольчики звенят.
Воспитатель:
Предлагаю вашим синичкам посетить птичью столовую, «покормить» их и познакомить малышей с синичками.
После непосредственно образовательной деятельности: По своему желанию дети дополняют композицию «Синицы на кормушке»

Лепка из теста своими руками. Как сделать тесто смотрите тут Ручная работа. подарок своими...... От автора Florist Marin.... Добавлено 4 год. назад.

  • "Птицы летят" леп...

    "Птицы летят" лепка, аппликация старшая групп № 9 "Дюймовочка" ГБОУ Школа 2065 СПДС № 5 Воспитатель Лазутина Н.А.... От автора Образовательн.... Добавлено 3 год. назад.

  • Мастер - класс по лепке из бумаги п...

  • МИНИ ПОПУГАЙ для КУКОЛ 🌟 ПИТОМЦЫ СВ...

    Как сделать МИНИ ПОПУГАЙ своими руками! СМЕШНЫЕ ЖИВОТНЫЕ! Питомцы для кукол DIY ✓ ПОДПИШИСЬ НА КАНАЛ: ...... От автора Анна Оськина.... Добавлено 5 мес. назад.

  • Лепка из пластилина пиджи покемон и...

    пиджеотто из пластилина. Пиджеотто - крупный, хищный покемон-птица. Хотя основной цвет этого покемона корич...... От автора Лепка из плас.... Добавлено 2 год. назад.

  • Как слепить Энгри Бердз из пластили...

    Энгри Бердз \ Angry Birds \ Злые Птички в кино 2016 из пластилина. Лепим злую птичку Реда. Он откроет для нас киндер...... От автора КАЛЯКА-МАЛЯКА.... Добавлено 3 год. назад.

  • ПИТОМЦЫ ДЛЯ КУКОЛ. ВОЛНИСТЫЙ ПОПУГА...

    В этом видео мастер классе я покажу как сделать питомца для кукол - трех волнистых попугаев. Сделаем веточку...... От автора Ирина Иваницк.... Добавлено 2 год. назад.

  • Лепка птицы 2. 0. (снегирь)...

    Помните ли вы моё первое видео? Я лепила птичку! Но получилось не очень... И я сегодня покажу вам как лепить...... От автора Lina Wolf. Добавлено 1 мес. назад.

  • София Скуртова. Первый кастинг в Ки...

    Больше полезного ниже! ↓ Подпишись на YouTube канал шоу «Україна має талант»: ... От автора Україна має т.... Добавлено 3 год. назад.

  • Уроки лепки для детей.Урок 14. Павл...

    Уроки лепки для детей.В 14 уроке вы научитесь лепить симпатичного павлина... От автора Виорика Тамим.... Добавлено 4 год. назад.

  • Лепим Angry Birds. Синяя птичка....

    Лепим Angry Birds - синюю птичку из полимерной глины (пластики)."Whiskey on the Mississippi" Kevin MacLeod (incompetech.com) Licensed under ... От автора LepakaTV. Добавлено 6 год. назад.

  • Мастер-класс по лепке керамической...

    Будучи в Крыму у своих друзей в гостях пришла идея записать вот такой домашний мастер-класс. В котором я...... От автора VALENTIN SHKA.... Добавлено 4 год. назад.

  • ЕДИНОРОГ ЛЕПИМ ИЗ ПЛАСТИЛИНА | DIY ...

    Как слепить (сделать) единорога своими руками. Мастер класс по лепке единорога из пластилина. История про...... От автора Видео Лепка.... Добавлено 10 мес. назад.

  • ЛЕПИМ ХАРЛИ КВИНН - ОТРЯД САМОУБИЙЦ...

    Как слепить Харли Квин из фильма "Отряд самоубийц" (Suicide Squad). Харли Квинн из пластилина. Ускоренное видео...... От автора Видео Лепка.... Добавлено 6 мес. назад.

  • Мастер класс по лепка птицы в миниа...

    Если возникли проблемы с чтение то можете поставить на паузу видео и прочитать. Я начинающий видео блогер...... От автора Мастер Классы.... Добавлено 4 нд. назад.

  • Уроки лепки для детей.Урок 7. Птичк...

    Уроки лепки для детей.В 7 уроке вы научитесь лепить птичку... От автора Виорика Тамим.... Добавлено 4 год. назад.

  • Как слепить Бомба из пластилина. Bo...

    Энгри Бердз \ Angry Birds \ Злые Птички в кино 2016 из пластилина. Лепим злую птичку Бомба. Он откроет для нас киндер...... От автора КАЛЯКА-МАЛЯКА.... Добавлено 3 год. назад.

  • КАРТИНА ОСЕНЬ. Как слепить картину...

    Картина из пластилина Осень. Как сделать картину из пластилина. Рисую картинку "Осень" красками и пластилин...... От автора Видео Лепка.... Добавлено 1 год. назад.

  • Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и координации движений органов, участвующих в речевом процессе.

    Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

    Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем, и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

    В данной картотеке собраны разнообразные виды упражнений и игр для артикуляции и дыхания.

    Статические артикуляционные упражнения

    «Лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Подержать язык в этом положении 10-15 секунд.

    «Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий язык поднять вверх, стараясь передний и боковые края языка загнуть вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их, удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.

    «Иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, сделать его узким и тонким, удерживать его в этом положении 15 секунд.

    «Горка» - рот приоткрыть, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы, спинку языка выгнуть, удерживать язык в этом положении 15 секунд.

    «Трубочка» - высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх, прижать, подуть в получившуюся трубочку, выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

    Динамические артикуляционные упражнения

    «Часики» - высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к правому углу рта, то к левому, двигать языком в медленном темпе под счет, проделать 15-20 раз.

    «Качели» - высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку, рот при этом не закрывать, проделать 10-15 раз.

    «Вкусное варенье» - высунуть широкий язык, облизать поочередно верхнюю, затем нижнюю губу и убрать язык вглубь рта, повторить 10-15 раз.

    «Змейка» - рот широко открыть, язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта, двигать языком в медленном темпе 10-15 раз.

    «Катушка» - кончик языка упереть в нижние передние зубы, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта, проделать 10-15 раз. В отличие от упражнения «Горка» язык в форме валика перемещается вперед-назад.

    «Маляр» - рот открыть, широким кончиком языка, как кисточкой, водить от верхних резцов до мягкого неба (вперед-назад) и от правых коренных зубов к левым (влево-вправо), поводить в течение 10-15 секунд.

    «Лошадка» - прищелкнуть язык к небу, цокать языком медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, проделать 10-15 раз. Если прищелкивание не удается, можно положить на язык липкую конфету, пусть ребенок старается сосать конфету и одновременно почувствовать присасывание языка.

    «Грибок» - прищелкнуть язык к небу, подержать в этом положении 5-10 секунд. Когда язык научится принимать и удерживать это положение, выполнять упражнение пружинящими движениями, потягивая подбородок вниз.

    «Фокус» - научиться направлять воздушную струю посередине языка. Рот приоткрыть, язык «чашечкой» высунуть вперед и приподнять, как бы потянуться к носу. Плавно, но сильно подуть на ватку, лежащую на кончике носа. Следить за тем, чтобы выдох проводился на язык, а не на губы. Далее можно усложнить упражнение, отодвигая ватку с кончика носа на спинку.

    «Индюк» - приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: бл-бл (как индюк болобочет).

    «Орешек» - рот закрыт, язык с силой упирается попеременно в левую и правую щеку так, чтобы была видна округлость под щекой. Далее можно приподнимать и опускать язык вверх-вниз одновременно с упором в щеку.

    Игры на развитие физиологического и речевого дыхания

    Для занятий с 5-7-летним ребенком родители совместно с ним могут самостоятельно придумать и изготовить материал для игр: вырезать и раскрасить необходимые элементы, привязать к ним нитку.

    Примерные темы для игр: «Посади бабочку (осу, стрекозу и др. насекомых) на цветок»; «Обуй сороконожку»; «Расставь мебель в комнате»; «Собери грибы (овощи) в корзину»; «Посади птичку на ветку»; «Положи фрукты в вазу (конфеты в коробку)»; «Наряди елку к Новому году»; «С какого дерева упал лист?»; «Задуй свечку»; «Сдуй одуванчики»; «Расставь посуду»; «Поймай рыбку». Все эти вырезанные элементы в нужное место «задуваются», т. е. помещаются туда с помощью выдоха. Совместное со взрослым придумывание и изготовление элементов игры очень увлекает ребенка, развивает его фантазию, приучает к старательности, усидчивости, терпению.

    Игра «Подуем в трубочку»

    Задача : тренировать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.

    Описание: Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание, губы вытянуть в трубочку, язык просунуть между ними, свернуть его и подуть в получившуюся трубочку.

    Поначалу можно дуть на занавеску, находящуюся напротив, или на узкую полоску бумаги, прикрепленную к чему-либо и расположенную по направлению воздушной струи. Необходимо следить, чтобы выдох проводился ребенком плавно, длительно, не надувая щек.

    Игра «Разноцветные листочки»

    Задача: развить плавный, длительный, направленный выдох.

    Оборудование: небольшая палочка, разноцветные сухие листья с разных деревьев.

    Описание. На уровне рта ребенка на нитках подвешены сухие листья различной формы. Ребенок рассматривает их, называет, определяет цвет, затем медленно набирает воздух через нос (следить, чтобы не поднимались плечи) и дует на листочки через трубочку из губ, не раздувая щек.

    Игра «Отгадай, что за овощ»

    Задача: тренировать глубокий вдох носом, научить различению запахов.

    Оборудование: блюдо с овощами, имеющими ярко выраженный, особенный запах: лук, чеснок, огурец, укроп.

    Чтобы получить более насыщенный запах, взрослый делает на овоще надрез, укроп можно растереть в руках.

    Затем ребенок с завязанными глазами должен понюхать и узнать по запаху предложенный ему овощ. Взрослый следит, чтобы вдох был медленным, плавным, глубоким, не поднимая плеч.

    Игра «Отгадай, что за фрукт»

    Задача: тренировать глубокий вдох носом, научить различать запахи.

    Оборудование: ваза с фруктами, имеющими ярко выраженный, особенный запах: апельсин, лимон, яблоко, груша.

    Игра «Приятный запах»

    Задача: тренировать правильный, глубокий вдох через нос, научить различать знакомые запахи.

    Оборудование: ваза, в которой лежат очищенные лимон, апельсин, дольки шоколада, еловая ветка.

    Игра «Фокус»

    Задача: отработать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.

    Описание . Губы в улыбке, нижняя губа оттянута вниз, широкий язык плотно прижат к верхней губе. Сделать глубокий вдох носом и в этом положении языка подуть на ватку, лежащую на кончике носа так, чтобы она взлетела вертикально вверх.

    Следить, чтобы выдох производился на язык, а не на верхнюю губу.

    Если ребенок хорошо справляется с таким заданием, его можно усложнить: понемногу продвигать ватку по спинке носа по направлению ко лбу и таким же образом стараться ее сдуть.

    Игра «Задуй ватку в ворота»

    Задача: выработать умение целенаправленно менять силу выдоха.

    Оборудование:

    Описание. Взрослый вместе с ребенком сооружает широкие «ворота» из кубиков или другого строительного материала и кладет перед ними небольшой кусочек ваты. Ребенок, слегка наклоняясь вперед, чтобы воздух попадал под ватку, должен подуть на нее длительным плавным выдохом и добиться попадания в «ворота». С этой целью при необходимости можно менять направление и силу воздушной струи. Если ребенок хорошо справляется с этим заданием, его можно слегка усложнить, постепенно делая «ворота» узкими.

    Задача: тренировать плавную, непрерывную воз душную струю, при необходимости изменять ее направление.

    Оборудование: кубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты.

    Описание. Игра проводится как соревнование, если у детей хорошо получается предыдущее упражнение. На ровной поверхности строят двое широких «ворот» из кубиков или другого строительного материала и на одинаковом расстоянии кладут небольшой ватный шарик.

    Играющие принимают определенное положение: губы в улыбке, широкий язык приподнимается к верхней губе. Далее, как бы произнося звук [ф], ребенок старается задуть ватку в «ворота» как можно дальше. Не допускается нарушение положения речевых органов: раздувание щек, выдох только на губы, произнесение звука [ф] вместо [х].

    Игра «Буря в стакане»

    Задача: развить сильный, целенаправленный выдох.

    Оборудование: стакан с водой, соломинка.

    Описание. В стакан с водой опускается соломинка. Ребенок должен сделать глубокий вдох носом, вытянуть губы трубочкой и сильно подуть в соломинку, чтобы в стакане забурлила вода. При этом щеки не должны раздуваться, нельзя делать дополнительного вдоха.

    Игра «Погудим!»

    Задача: тренировать длительный, целенаправленный выдох.

    Оборудование: любые стеклянные пузырьки небольшого размера с диаметром горлышка около 1 см.

    Описание. Взрослый показывает ребенку, как можно погудеть с помощью стеклянного пузырька. Для этого кончик языка должен касаться горлышка пузырька, а сам пузырек - подбородка.

    Игра «Лодочки»

    Задача: научить детей менять силу и направление выдоха, укрепить мышцы губ.

    Оборудование: таз с водой, бумажные или легкие деревянные (пластмассовые) лодочки, небольшой флажок.

    Описание. Ребенок (или дети) сидит около таза с водой, в котором плавают лодочки. Взрослый предлагает совершить путешествие в другой «город», обозначенный флажком на другом краю таза. Для этого ребенок должен плавно дуть на лодочку, стараясь пригнать ее к другой стороне таза в том месте, где стоит флажок. При необходимости можно изменять направление и силу выдоха, но соблюдать определенное положение речевых органов: губы растянуты, как для звука [ф] - для плавного выдоха, вытянуты трубочкой - для сильного выдоха.

    Игра «Лети, самолетик!»

    Задача: развить длительный, целенаправленный выдох, укрепить мышцы губ.

    Оборудование: бумажные самолетики, изготовленные совместно с ребенком.

    Описание. Игра проводится как соревнование, парами. Самолетики ставят на краю стола. Напротив них садятся играющие. По сигналу взрослого они должны на одном выдохе, не делая дополнительного вдоха, как можно дальше продвинуть свой самолетик по столу.

    Игра «Надуй игрушку»

    Задача: развить сильный, длительный, непрерывный выдох.

    Оборудование: неплотные воздушные шарики или надувные игрушки небольшого размера.

    Описание. Ребенок должен надуть шарик или игрушку, плавно, длительно выдыхая воздух в отверстие. Вдох проводится через нос, губы трубочкой.

    Игра «Птички (бабочки)»

    Задача: укрепить мышцы губ, развить направленную воздушную струю.

    Оборудование: фигурки птичек или бабочек, вырезанные и ярко раскрашенные.

    Описание. «Птичек» («бабочек») сажают на краю стола. Двое играющих соревнуются в том, кому удастся как можно дальше продвинуть свою фигурку по поверхности стола. Перед началом игры делается один глубокий вдох носом, дополнительный вдох делать не разрешается. Вместо поверхности стола фигурки могут «летать» на ниточках, также с помощью сильного, направленного выдоха.

    Игра «Вертушка»

    Задача: развить выдох, укрепить мышцы губ.

    Оборудование: сначала бумажная, затем пластмассовая вертушка.

    Описание. Ребенок делает глубокий вдох носом, затем сильный выдох на подвижные части игрушки, чтобы привести их в движение. Сначала ребенку предлагается бумажная вертушка, так как для нее требуется меньше усилий, затем пластмассовая.

    Игра «Лети, одуванчик!»

    Задача: выработать длительную непрерывную воздушную струю, укрепить мышцы губ.

    Описание. Ребенок срывает одуванчик, делает глубокий вдох носом и старается сдуть все его пушинки одним сильным непрерывным выдохом. Не допускаются прерывистое выдыхание воздуха или дополнительные вдох-выдох.

    Игра «Загадай желание»

    Задача: развить сильный, направленный выдох, укрепить мышцы губ.

    Оборудование: песочный набор, маленькие свечки для торта.

    Описание . Взрослый предлагает ребенку подготовиться к своему дню рождения или Новому году и потренироваться задувать свечки. Ребенок сам изготавливает «куличики» из песка, в которые затем втыкаются свечки в соответствии с возрастом ребенка.

    Игра «Фокус с предметами»

    Задача: тренировать силу и направленность выдоха.

    Оборудование: любая ровная поверхность (пол, стол); деревянные или пластмассовые предметы (ручка, карандаш, катушка, бусинка).

    Описание. Взрослый кладет любой легкий предмет на стол, а ребенок делает глубокий вдох носом и сильно, длительно дует на него. Предмет должен откатиться от исходной точки в направлении воздушной струи.

    Игра «Надувайся, шар!»

    Задача: развить длительный плавный выдох, автоматизировать звуки [с], [ш].

    Описание. Дети стоят близко друг к другу в маленьком кругу. Затем повторяют слова за взрослым: «Надувайся, наш шар, надувайся большой, да не лопайся!» и отходят назад, образуя большой круг.

    По сигналу взрослого «Шарик лопнул» дети снова сужают круг и тянут звук [с] или [ш] (в зависимости от возможностей детей), изображая выходящий из шара воздух.

    Игра «Кто дольше?»

    Задача: развить речевое дыхание, силу голоса.

    Описание. Игра проводится как соревнование по парам. Дети стоят лицом друг к другу.

    По сигналу взрослого они одновременно делают глубокий вдох носом и начинают долго, на одной ноте тянуть определенный гласный звук (А, О, У, Ы, И). Кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха, тот считается победителем.

    Игра «Вьюга воет»

    Задача: развить речевое дыхание, силу голоса, способность изменять ее в нужный момент.

    Оборудование: сюжетная картина «Вьюга», аудиозапись вьюги в начале, в разгаре, в конце.

    Описание. Взрослый показывает детям картинку, объясняя, что такое вьюга (это сильный ветер со снегом), и дает им послушать звук вьюги, когда она начинается, когда она самая сильная и когда она стихает.

    Затем дети по сигналу взрослого «Вьюга начинается» тихо изображают ее звук: у-у-у, «Сильная вьюга» - изменяют силу голоса до громкого (но не крика), «Вьюга стихает» - снова изменяют силу голоса до тихого, «Вьюга прошла» - замолкают.

    Перед началом игры дети делают глубокий вдох носом. Взятого воздуха им должно хватить до слов «Вьюга прошла».

    Игра «Лестница»

    Задача: тренировать речевое дыхание, длительность и плавность голоса, умение изменять его тембр.

    Описание. Ребенок делает глубокий вдох носом и на выдохе начинает плавно, длительно протягивать любой гласный звук, начиная с высокого тона голоса и постепенно изменяя его до низкого и наоборот - от низкого до высокого.

    Перед началом игры взрослый показывает ребенку, как это сделать, и объясняет, что голос как бы опускается и поднимается по лестнице.

    Регулярные дыхательные упражнения и игры учат детей правильно делать вдох, равномерно распределять воздух в процессе разговора, соблюдать нормальный темп и разборчивость речи. К концу занятий у детей улучшается общее звучание и внятность речи, формируется правильное речевое дыхание.

    «Обезьянки»

    Попросите малыша повторять за вами: вытягивайте губы в улыбке, посылайте поцелуйчики. Попробуйте показывать пасть крокодила, с открытым ртом предложите малышу высунуть и удержать язык несколько секунд. Складывайте губки трубочкой и цокайте, как лошадка.

    «Пузырь»

    Надувайте обе щёки и лопайте пузырь. Игра очень увлекает малыша. Потом попытайтесь научить ребёнка надувать одну щеку, а потом другую.

    «Котёнок»

    Пусть малыш покажет, как котёнок лакает молоко, облизывает губки (ах как вкусно).

    Игры на дыхание

    Для развития правильного речевого дыхания (короткий вдох, удлиненный выдох) вам необходимо изготовить простые атрибуты. Возьмите трубочку для коктейля и проденьте в ней нитку. Завяжите нитку, чтобы удобно было держать и повесить игру на крючок. Вырежьте из цветной бумаги листочки, цветочки или бабочек (предметы выбирайте в соответствии с темой ваших занятий). Возьмите нитку. Один край нитки привяжите к трубочке, а на другой конец закрепите бабочку. На одну трубочку можно привязать несколько бабочек на разной высоте. Играя с малышом, предложите ему подуть на бабочек. Это упражнение очень нравится детям.

    Можно на конец трубочки привязать комочек ваты или пёрышко, или ласкуток лёгкой ткани. На все это ребёнок может дуть с разной силой (лёгкий ветерок, сильный ветер).

    Можно изготовить маленькие воротца и пытаться задуть в них комочки ваты.

    Для развития дыхания подойдут вертушки, надувные шары, дудочки и т.д., а так же речёвки на гласные звуки, например:

    Девочка плачет – а-а-а-а (длительное произнесение);

    Мышонок смеётся – и-и-и-и;

    Волк зовёт другого волка – у-у-у-у;

    Лось трубит в лесу – о-о-о-о;

    Ребёнок маленький плачет – уа-уа-уа-уа;

    Дети в лесу перекликаются – ау-ау-ау-ау.

    Можно так же использовать следующие упражнения:

    1. Вдох и выдох через нос (стоя или сидя на стуле)

    2. Вдох через нос, выдох через рот.

    3. Вдох через рот, выдох через нос.

    4. Вдох и выдох через левую половину носа (тоже через правую)

    5. Вдох через одну половину носа, выдох через другую.

    6. Глубокий вдох, выдох через нос толчками.

    Артикуляционная гимнастика

    Упражнения для губ и щек

    1. Массаж щек.

    Описание: Похлопывание и растирание щек. Покусывание щек изнутри.

    2. Сытый хомячок.

    Описание: губы сомкнуты, можно даже придержать их руками, зубы разомкнуты, «набрать полный рот воздуха» - надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. Удерживать щеки надутыми 3-5 сек (учитывайте возможности ребенка).

    3. Голодный хомячок.

    Описание: губы сомкнуты, зубы разомкнуты, втянуть щеки внутрь, сначала можно помочь руками.

    4. Шарик лопнул.

    Описание: Губы закрыты, зубы разомкнуты. Хлопнуть кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

    Упражнения для губ

    1. Улыбка.

    Описание: зубы в естественном прикусе (верхние зубы слегка перекрывают нижние), растянуть губы в улыбку. Удерживать 5-10 секунд.

    2. Трубочка.

    Описание: зубы в естественном прикусе, вытягивать губы вперед длинной трубочкой («как хобот у слона»). Можно предложить ребенку изобразить поцелуй.

    3. Заборчик. (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции для произнесения свистящих звуков).

    Описание: Губы в улыбке, зубы стоят друг на друге (прямой прикус) и видны. Просьба – «Поставь зубки друг на друга (если не получается сразу, предложите «погрызть» передними зубами морковку, «как зайчик») и улыбнись, чтобы было видно все зубки». Удерживать 5-10 секунд.

    4. Бублик. (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции).

    Описание: Зубы сомкнуты, стоят друг на друге. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

    5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок. (Цель – развитие подвижности губ, необходимой для переключения со свистящих на шипящие).

    Описание: Чередование положений губ. Сначала каждая поза фиксируется на 3-5 секунд, затем, если упражнение выполняется правильно, темп переключений увеличивается. Внимание: следить за тем, чтобы в процессе движений губ зубы не сдвигались и не размыкались.

    6. Кролик . (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции для губно-зубных звуков В и Ф).

    Описание: Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

    Упражнения для развития подвижности губ

    1. Массаж губ зубами.

    Описание: Покусывание и почесывание зубами сначала верхней, а потом нижней губы.

    2. Пятачок.

    Описание: Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

    3. Рыбки разговаривают .

    Описание: Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук ППП без выдоха).

    4. Еще Рыбки разговаривают.

    Описание: Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу

    за носогубную складку (вертикально) и двумя пальцами другой руки нижнюю губу (вертикально) и растягивать их вверх-вниз.

    5. Снова Рыбки разговаривают.

    Описание: Губы сомкнуты, зубы разомкнуты. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя". Воздух втягивается внутрь.

    6. Уточка.

    Описание: Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

    7. Недовольная лошадка.

    Описание: Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. Губы должны быть расслаблены. Упражнение выполнять «серьезно» - если улыбаться, то не получится.

    8. Спрятать губки.

    Описание: Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. Зубы неплотно смыкаются, губы не видны.

    Еще несколько упражнений:

    Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту, («сколько ты можешь не дышать?»)

    Удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат) в воздухе или на бумаге.

    Удерживать губами (но не зубами) марлевую салфетку - взрослый пытается ее плавно вытянуть.

    Пить через трубочку, дуть в воду через трубочку.

    Мелко нарезать бумагу, сложить кучкой на столе перед ребенком, попросить ребенка набрать побольше воздуха в рот и «напугать бумажки» - выдохнуть с резким звуком П, чтобы бумажки разлетелись.

    Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

    1. Трусливый птенчик .

    Описание: Широко открывать и закрывать рот, губы улыбаются. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок -"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается (неподвижно лежит на дне ротовой полости). Упражнение выполняется ритмично.

    2. Акулы.

    Описание: Рот приоткрыт, На счет "один" челюсть двигается вправо, на "два" - челюсть возвращается на место, на счет "три" - челюсть двигается влево, на "четыре" - челюсть возвращается на место, на "пять" - челюсть выдвигается вперед, на "шесть" – челюсть возвращается на место. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

    3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

    4. Обезьяна.

    Описание: Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

    5. Силач.

    Описание: Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться. Сначала можно придерживать (не давить сильно) подбородок рукой, искусственно создавая напряжение для мышц.

    6. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

    7. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка). Следить, чтобы голова не двигалась вверх и назад.

    8. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

    Артикуляционная гимнастика в стихах

    «Часики»

    Тик – так, тик – так –

    Ходят часики – вот так!

    Влево тик,

    Вправо так.

    Ходят часики – вот так!

    Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

    «Лопатка»

    Пусть язык наш отдыхает,

    Пусть немножко подремает.

    Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

    «Окошко»

    Рот приоткрою я немножко,

    Губы сделаю «окошком».

    Зубки рядышком стоят

    И в окошечко глядят.

    Описание: широко открыть рот - "жарко" закрыть рот - "холодно"

    «Варенье»

    Нашей Маше очень смело,

    На губу варенье село,

    Нужно ей язык поднять,

    Чтобы капельку слизать.

    Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот

    «Лошадка»

    Я лошадка – серый бок (цок, цок),

    Я копытцем постучу (цок, цок),

    Если хочешь, прокачу (цок, цок).

    Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).

    «Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

    «Чистим зубки»

    Рот откройте, улыбнитесь,

    Свои зубки покажите,

    Чистим верхние и нижние,

    Ведь они у нас не лишние.

    Описание : улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

    «Заборчик»

    Широка Нева – река,

    И улыбка широка.

    Зубки все мои видны –

    От краёв и до десны.

    Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

    «Дудочка»

    На дудочку губы положим,

    И даже сыграть на ней сможем.

    Описание: С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

    «Грибок»

    На лесной опушке,

    Где жила кукушка,

    Вырос гриб волнушка,

    Шляпа на макушке.

    Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

    «Орешки»

    Словно белки мы без спешки,

    Ловко щёлкаем орешки.

    Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

    «Качели»

    На качелях

    Я качаюсь

    Вверх – вниз,

    Вверх – вниз,

    И все выше поднимаюсь,

    А потом вниз.

    Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

    «Лесенка»

    Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу.

    Два ступенька - язык обнимает верхние зубы.

    Три ступенька – язык прыгает за зубки.

    Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.

    «Гармошка»

    Присосу язык на нёбо,

    А теперь смотрите в оба:

    Ходит челюсть вверх и вниз –

    У неё такой круиз.

    Описание: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

    «Иголочка»

    Улыбаюсь: вот шутник –

    Узким-узким стал язык.

    Меж зубами, как сучок,

    Вылез длинный язычок.

    Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

    «Пароход»

    Вывожу язык вперёд,

    Закушу его – и вот:

    «Ы» - так гудит пароход.

    Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит).

    «Маляр»

    Язык – как кисточка моя,

    И ею нёбо крашу я.

    Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка.

    «Бульдог»

    За верхнюю губку заложен язык –

    Бульдог уступать никому не привык.

    Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.

    «Печём блинчики»

    Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.

    «Заводим мотор»

    Описание: Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в верхние зубы, многократно и отчетливо произнося: [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп.

    «Весёлые лягушки» (выполняйте упражнения в соответствии с текстом)

    Квака любит улыбаться.

    Тянуть губы прямо к ушкам

    Очень нравится лягушкам.

    Рот у Кваки до ушей,

    Хоть завязочки пришей.

    Улыбаются, смеются,

    А глаза у них, как блюдца.

    «Трубочка»

    Мои губы – трубочка –

    превратились в дудочку.

    Громко я дудеть могу:

    Ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду.

    Артикуляционная гимнастика для малышей

    "Окошко"

    широко открыть рот - "жарко"

    закрыть рот - "холодно"

    "Чистим, зубки"

    улыбнуться, открыть рот

    кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

    "Месим тесто"

    улыбнуться

    пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя..."

    покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

    "Чашечка"

    улыбнуться

    широко открыть рот

    высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)

    "Дудочка"

    с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

    "Заборчик"

    улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

    "Маляр"

    губы в улыбке

    приоткрыть рот

    кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

    "Грибочек"

    улыбнуться

    поцокать языком, будто едешь на лошадке

    прикососать широкий язык к нёбу

    "Киска"

    губы в улыбке, рот открыт

    кончик языка упирается в нижние зубы

    выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы

    "Поймаем мышку"

    губы в улыбке

    приоткрыть рот

    произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)

    "Лошадка"

    вытянуть губы

    приоткрыть рот

    процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

    "Пароход гудит"

    губы в улыбке

    открыть рот

    с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

    "Слоник пьёт"

    вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"

    "набирать водичку", слегка при этом причмокивая

    "Индюки болтают"

    языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба..."

    "Орешки"

    рот закрыт

    кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки

    на щеках образуются твердые шарики - "орешки"

    "Качели"

    улыбнуться

    открыть рот

    кончик языка за верхние зубы

    кончик языка за нижние зубы

    "Часики"

    улыбнуться, открыть рот

    кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

    "Блинчик"

    улыбнуться

    приоткрыть рот

    положить широкий язык на нижнюю губу

    "Вкусное варенье"

    улыбнуться

    открыть рот

    широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

    "Шарик"

    надуть щёки

    сдуть щёки

    "Гармошка"

    улыбнуться

    сделать "грибочек" (т.е. присосать шарокий язык к нёбу)

    не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

    "Барабанщик"

    улыбнуться

    открыть рот

    кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."

    "Парашютик"

    на кончик носа положить ватку

    широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

    "Загнать мяч в ворота"

    "вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)

    дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

    1.Вводные упражнения; упражнения для
    развития мимики и орального праксиса;
    Ходьба и маршировка – вводные
    упражнения. Они должны научить детей
    первоначальным навыкам ходьбы по кругу в
    одиночку, парами и группой, обходить
    различные предметы, не сталкиваться во
    время встречной ходьбы, соблюдать
    заданное направление, двигаться по
    ориентирам, соблюдать одинаковые
    расстояния между идущими, а также
    строить шеренги, линейки, колонны и т.п.
    Ходьба в различных направлениях.
    Цель – развитие ориентировки в
    пространстве, развитие координации.
    Упражнение: Дети ходят по кругу под
    музыку и меняют направление в
    зависимости от сигналов – "вперед", "назад",
    "в центр", "кругом", "вправо", "влево" и т.п.
    Ходьба +речевые упражнения.
    Цель – развитие артикуляции, развитие
    двигательных навыков.
    Упражнение: Ходьба в приседе с
    одновременным проговариванием
    стихотворения:
    Плыли гусята – красные лапки,
    Озером, озером – все по порядку.
    Серые плыли, белые плыли.
    Красными лапками воду мутили.
    Марш с хлопками на различные доли.
    Цель: Обучение ходьбе с хлопками.
    ­ «большие ноги идут по дороге» 2 раза
    ­«маленькие ножки идут по дорожке» 2 раза
    Ходьба и маршировка в разном

    направлении.
    Лесом и весенним лугом 1,2,3. обычной
    ходьбой
    Тишина стоит вокруг 1,2,3.
    Собрались мы все на луг 1,2,3.
    Мохом под ногами Ходьба «змейкой» в
    сочетании
    Выстлана земля с ходьбой на носках
    Идем мы на носочках
    Ступаем мы слегка
    Мы к лесной полянке вышли Ходьба с
    высоко подниманием
    Поднимаем ноги выше колен
    Через кустики и кочки
    Через ветки и пенечки
    Мы старательно шагали
    И нисколько не устали
    Упражнения для развития орального
    праксиса: артикуляционная и
    мимическая гимнастика:
    Упражнение «Лошадка»
    Я лошадка Серый Бок,
    Цок­цок­цок.
    Я копытцем постучу,
    Цок­цок­цок.
    Если хочешь – прокачу!
    Цок­цок­цок.
    Ты с лошадкой прокатись, Звонко
    цокать научись. На
    лошадке прокатились, Звонко
    цокать научились. Остановить её
    пора. Тпру­тпру, слезай­
    ка, детвора!

    Упражнение «Лопаточка», (собака
    высунула язык)
    Целый день щенок играл,
    И, конечно же, устал.
    Язык лопаткой положи
    И спокойно подержи.
    Язык надо расслаблять
    И под счёт его держать:
    Раз, два, три, четыре, пять!
    Язык можно убирать.
    Упражнение «Хоботок», (клюв утёнка)
    Вы попробуйте, ребята
    Как весёлые утята
    Губы потянуть вперёд.
    Никто из вас не устаёт?
    Даже если мы устанем,
    Их тянуть не перестанем.
    Будем долго так держать,
    Свои губы укреплять.
    Упражнение «Улыбка»
    Тянуть губы прямо к ушкам Очень
    нравится зверушкам.
    Упражнение «Киска лакает молоко»
    Производить лакательные движения языком.
    Посмотрите как легко
    Кот лакает молоко.
    «Болтушка», (индюк болбочет)
    Открыть рот, кончиком языка касаться
    верхней губы – движения вперед­назад.
    А индюк наш есть не хочет, Ходит
    он и всё болбочет.
    «Злой пёс»
    Улыбнуться, с напряжением обнажить
    сближенные зубы.
    Пёс оскалился сейчас,
    Может укусить он нас.
    «Толстый и худой поросёнок»
    Надувать и сдувать щёки.

    Один поросёнок толстячок,
    А другой – худышка.
    Упражнение на развитие речевых и
    мимических движений
    1)«Чья вода вкуснее?»
    Я буду пить лимонную воду. Морщат нос
    Я буду пить липовую воду,
    Я буду пить медовую воду. Имитируют
    удовольствие
    2) Фрукты
    Представьте, что вы едите тот фрукт,
    который изображен на вашей картинке.
    Выразите свое состояние мимикой. (Дети
    передают эмоциональное состояние сладкое
    яблоко, сладкая груша, ароматный
    апельсин, кислый лимон и т.д.). Но вдруг вы
    увидели в своем фрукте червяка. Выразите
    свое состояние.
    3) Застегивание и расстегивание молнии.
    Улыбнуться, крепко сомкнуть губы,
    удерживать их в таком положении под счет
    до пяти (застегнули молнию). Разомкнуть
    губы (расстегнули молнию).
    4) Большие пуговицы и маленькие
    пуговицы.
    Максимально округлит губы (большая
    пуговица), вытянуть губы “трубочкой”
    (маленькая пуговица).
    Озорные обезьянки
    орального праксиса

    Ход игры: Все дети - обезьянки, стоят по
    кругу. Пока звучит музыка «Чунга­Чанга»,
    обезьянки передают друг другу «апельсин».
    Та обезьянка, у которой окажется апельсин,
    когда музыка остановится, показывает
    какую­либо гримасу, все за ней повторяют.
    Взрослый может подсказывать обезьянке
    гримасы
    ­Надуть щеки
    ­Оскалить зубы
    ­Поцокать языком
    ­Вытянуть язык
    ­Вытянуть губы в трубочку
    ­подудеть, посвистеть.
    Упражнения перед зеркалом:
    "Удивилки" ­ поднять брови;
    "Поразилки" ­ поднять брови, открыть рот;
    "Улыбалки" ­ улыбнуться, показав зубки, и
    с закрытым ртом;
    "Хмурилки" ­ нахмурить брови;
    "Сердилки" ­ нахмурить брови, надуть
    щеки;
    "Огорчалки" ­ нахмурить брови, опустить
    кончики рта вниз.
    Свободный стул

    моторной кординации

    Оборудование: погремушка для каждого
    участника

    Ход игры: Группа садится в круг, в
    котором одно место остается свободным.
    Участник, справа от которого находится
    свободный стул, старается взглядом и игрой
    на инструменте «переманить» кого­нибудь
    из группы на соседний стул. Когда
    свободный стул оказывается занят, игру
    продолжает участник, сидящий справа от
    2.Упражнения для развития слухового
    внимания и памяти, зрительного внимания и
    памяти;

    свободного стула.

    Передай сообщение
    Цель: формирование и коррекция слухо­
    моторной кординации

    Ход игры: Участники стоят в кругу.
    Ведущий передает сообщение (один или
    несколько хлопков в ладоши перед собой,
    над головой, справа, слева, за спиной, по
    кругу над головой, по коленкам, по бедрам,
    указательными пальчиками; с разным
    ритмическим рисунком, с разной силой
    стоящему слева него, а тот, в свою очередь,
    следующему.

    Музыкальные обручи
    Цель: формирование и коррекция
    зрительного гнозиса

    Оборудование: обручи нескольких цветов,
    музыкальная запись.

    Ход игры: обручи разложены на полу. Как
    только начинает звучать музыка, участники
    начинают ходить, бегать, танцевать вокруг
    обручей. Как только музыка смолкает,
    ведущий называет цвет, на который можно
    (нельзя) становиться. Дети находят себе
    обруч и встают в него. Обручей может быть
    меньше, чем участников, в каждом обруче
    может быть по два ­три участника.
    Вместо обручей можно использовать
    небольшие коврики или лоскуты.

    Точный поворот
    Цель: формирование и коррекция
    зрительно­пространственного гнозиса

    Ход игры.
    Дети садятся на стулья, стоящие в ряд на
    расстоянии 1­1,5 метров друг
    от друга, по очереди закрывают глаза и
    выполняют задания педагога.

    Задания:
    1. Игрок должен встать со стула, сделать 5
    шагов вперед, повернуться направо, снова
    направо, пройти 5 шагов. Повернуться

    налево, еще раз налево и сесть на стул.
    2. Игрок должен встать со стула, сделать 3
    шага вперед, повернуться налево, еще раз
    налево. Снова пройти 3 шага вперед,
    повернуться направо, еще раз направо и
    открыть глаза.
    3. Игрок выполняет 4 приставных шага
    вперед с правой ноги, поднимает вперед
    левую, затем правую руку, опускает их,
    выполняет 2 приставных шага назад с левой
    ноги, поворот направо, налево и открывает
    глаза.
    4. И.П. ­ руки на поясе. Игрок выполняет 5
    приставных шагов вперед с левой ноги,
    поднимает по очереди вверх руки, опускает
    их, выполняет 2 приставных шага назад с
    правой ноги, поворачивается налево,
    направо, открывает глаза.
    5. И.П. ­ руки на поясе. Игрок выполняет 2
    приставных шага вперед с правой ноги, 2
    приставных шага вперед с левой ноги, один
    приставной шаг влево, поворот налево, 1
    приставной шаг вправо, поворот налево и 3
    шага вперед, открывает глаза.
    3.Упражнения для развития ритмических
    способностей;
    Развитие чувства ритма
     Ходьба под музыку, если темп
    ускоряется, дети идут быстрее или
    бегут, и наоборот.
     Воспитатель прохлопывает ритм, а
    дети должны его повторить.
    Упражнения на развитие чувства
    ритма
    Дети стоят попарно по кругу,
    держась за обе руки, вытянутые в
    стороны, и оживлённо поют песню М.
    Качурбиной «Мишка с куклою пляшут
    полечку». В паре один – «мишка»,
    другой – «кукла». Пары идут по кругу:
    Мишка с куклою бойко топают,
    Бойко топают:
    посмотри! Топают три

    раза ногой.
    И в ладоши звонко хлопают,
    Звонко хлопают: раз, два,
    три! Хлопают ладонями три
    раза.
    Мишке весело, Мишке весело,
    Вертит Мишенька головой.
    Кукле весело, тоже
    весело, «Мишка» обходит
    «куклу»,
    Ой, как весело, ой, ой, ой!
    А потом «кукла» ­ «Мишку».
    «Ежик и барабан»
    Руководитель читает стихотворение, а дети
    играют на барабане (или имитируют игру на
    нем). В дальнейшем слова полностью
    заменяются ритмом.
    С барабаном ходит ежик,
    Бум ­ бум ­ бум!
    Целый день играет ежик,
    Бум ­ бум ­ бум!
    С барабаном за плечами,
    Бум ­ бум ­ бум!
    Ежик в сад попал случайно
    Бум ­ бум ­ бум!
    Очень яблоки любил он
    Бум ­ бум ­ бум!
    Барабан в саду забыл он
    Бум ­ бум ­ бум!
    Ночью яблоки срывались
    Бум ­ бум ­ бум!
    И удары раздавались
    Бум ­ бум ­ бум!
    Ой, как зайчики струхнули!
    Бум ­ бум ­ бум!
    Глаз до зорьки не сомкнули
    Бум ­ бум ­ бум!
    Дятел.
    Учитель говорит:

    Дятел сел на толстый сук
    У: Всем друзьям своим на юг
    Дети: Тук да тук, тук да тук!
    У: Телеграммы дятел шлет,
    Что весна уже идет,
    Что растаял снег вокруг:
    Дети: Тук да тук, тук да тук!
    У: Дятел зиму зимовал,
    Дети: Тук да тук, тук да тук!
    У: В жарких странах не бывал!
    Дети: Тук да тук, тук да тук!
    У: И понятно, почему,
    Скучно дятлу одному, без друзей и без
    подруг.
    Дети: Тук да тук, тук да тук!
    «Шумит оркестр».
    Дети сидят в кругу. По показу воспитателя
    повторяют.
    Кыш ­ кыш (свободное движение рук)
    Хлоп ­ хлоп (в ладоши)
    Шлеп ­ шлеп (по коленям)
    Топ ­ топ (ноги поочередно)
    Можно разнообразить, то есть разделить по
    партиям.
    Упражнения для развития чувства ритма
    под чтение стихов
    Читая текст, отбивайте вместе с ребенком
    Затем
    ритм стихотворения хлопками.
    попросите
    сделать
    это
    самостоятельно, причем стихи он должен
    произносить сам.
    ребенка

    Доктор Фостер
    Отправился в Глостер
    Весь день его дождь поливал.
    Свалился он в лужу,
    Промок еще хуже,
    И больше он там не бывал!
    4.Упражнения, направленные на развитие
    подвижности, координации и точности
    Обезьянки

    движений общих, рук, кистей, пальцев
    Цель игры: развитие внимания, координации
    движений, памяти.
    Оборудование: кирпичики одного или
    нескольких цветов (у всех детей и ведущего
    наборы должны быть одинаковыми), или
    счетные палочки, или набор для игры
    "Танграм", "Вьетнамская игра" и т.д.
    Ход игры: ведущий предлагает детям:
    "Давайте мы с вами сегодня "превратимся"
    в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют
    передразнивать, повторять все, что видят".
    Ведущий на глазах у детей складывает
    конструкцию из кирпичиков (или из того
    материала, на котором проводится игра).
    Ребята должны, возможно, точнее
    скопировать не только конструкцию, но и
    все его движения.
    Вариант: построенную на глазах у детей
    конструкцию закрывают листом бумаги или
    коробкой и им предлагается сложить ее по
    памяти (потом результат сравнивается с
    образцом).
    Повтори мой танец
    Цель: формирование и коррекция
    динамического праксиса

    Оборудование: музыкальная запись

    Ход игры:
    Участники свободно танцуют под музыку.
    Ведущий несколько минут наблюдает за
    группой, затем останавливает музыку. Он
    предлагает всем танцевать, копируя танец
    одного из участников. Этот участник
    начинает танцевать, и группа танцует,
    подражая его манере. Затем ведущий
    выбирает участника, танцующего в другой
    манере, и группа снова подражает. Игра
    продолжается до тех пор, пока все
    желающие не покажут свой танец.
    Участники могут пробовать разные
    движения в парах.
    Дaтcкий бокс

    Цель: формирование и коррекция праксиса
    позы - кисти руки

    Ход игры:
    Дети разбиваются на пары и встают друг
    напротив друга на расстоянии вытянутой
    руки. Затем сжимают руку в кулак и
    прижимают его к кулаку своего партнера
    так, словно они приклеены друг к другу, а
    большие пальцы направлены вверх. Задача
    игроков - прижать своим большим пальцем
    палец партнера к руке хотя бы на секунду.
    После этого можно начать следующий
    раунд.
    Затейники
    Цель: формирование и коррекция
    динамического праксиса, двигательных
    программ

    Ход игры:
    Играющие, взявшись за руки, делают круг.
    Выбирается двух водящий – затейник Он
    становятся в центре круга. Дети идут по
    кругу, произнося слова:
    Ровным кругом, друг за другом,
    Эй, ребята, не зевать!
    Что затейник нам покажет,
    То и будем выполнять!
    После этих слов водящий показывает какое­
    либо упражнение, а остальные игроки его
    повторяют. Затем водящий выбирает кого­
    нибудь вместо себя.
    Движения, которые уже показывали,
    повторять нельзя.
    Покормите птиц.
    Цель: развитие мелкой моторики рук
    Перемешать смешанные крупы и
    предложить детям их рассортировать, т.к.
    птицы любят разные зёрна. Для этого дать
    детям мисочки.
    Для формирования тонких движений
    пальцев рук могут быть использованы
    игры с пальчиками, сопровождаемые
    чтением народных стихов

    "Сидит белка..."
    Сидит белка на тележке,
    Продает она орешки:
    Лисичке­сестричке,
    Воробью, синичке,
    Мишке толстопятому,
    Заиньке усатому.
    Взрослый и ребенок при помощи левой руки
    загибают по очереди пальцы правой руки,
    начиная с большого пальца.
    Дружба.
    Дружат в нашей группе девочки и мальчики
    (пальцы рук соединяются в замок).
    Мы с тобой подружим маленькие пальчики
    (ритмичное касание одноименных пальцев
    обеих рук).
    Раз, два, три, четыре, пять (поочередное
    касание одноименных пальцев, начиная с
    мизинца).
    Начинай считать опять.
    Раз, два, три, четыре, пять.
    Мы закончили считать
    Путешествие пальцев
    Цель: развитие и тренировка координации
    движений пальцев, развитие кончиков
    пальцев рук, развитие внимания.
    Материал: лист бумаги, на котором
    изображены 2 домика в разных концах
    «островки» для передвижения пальцев.
    Ход игры: ребенок устанавливает пальцы
    около первого домика. Затем начинает
    пальцами передвигаться по островкам до
    другого домика, не отрывая пальцы от
    другой «кочки».
    Правила:
    1. можно передвигаться, для начала,
    используя 2 пальца;
    2. все пальцы должны участвовать;

    5.Упражнения, направленные на развитие
    глубины дыхания, длительности выдоха,
    сочетания выдоха и фонации; развитие
    навыков рациональной голосоподачи.
    3. нельзя отрывать первый палец, не
    переставив другой.
    Стол
    Цель: развитие динамической координации,
    чередования движений, развитие
    переключаемости.
    Инструкция: левая рука в кулачек. Сверху
    на кулачек опускается ладошка. Если
    ребенок легко выполняет это упражнение,
    можно менять положение рук: правая рука в
    кулачке, левая ладонь сверху кулачка.
    Можно делать попеременно на счет раз.
    Упражнение на развитие силы голоса
    1. Фонетическая ритмика
    гласных звуков от тихого к
    громкому: А, О, У, Ы, Э.
    2. Тянуть любой гласный звук
    максимально долго.
    Упражнение по развитию речевого
    дыхания (физкультминутка)
    «Петушок – золотой гребешок»
    Петушок, петушок – золотой гребешок.
    На окошечке сидел, песни петь он не хотел.
    Пришёл бычок – петушок молчок.
    Прибежала овечка – петушок ни словечка.
    Пришла курица – а петушок всё хмурится да
    хмурится.
    Петушок, петушок, выгляни в окошко,
    дадим тебе горошка. Ку­ка­ре­ку.
    Упражнения на развитие силы и
    длительности ротового выдоха.
    ­Сдувание воздушной струёй лёгких

    предметов, затем более тяжёлых;
    ­задувание свечи холодной струёй на
    близком расстоянии, затем на дальнем;
    ­приведение во вращение ветряной
    мельницы холодной струёй на близком
    расстоянии, затем на дальнем;

    в посуду с водой до бурления воды;
    ­надувание резиновых игрушек. При этом
    следует обратить внимание детей на то,
    сколько раз им нужно вдохнуть, чтобы
    надуть игрушку: чем меньше, тем
    совершеннее выдох;
    ­игра на свистящих игрушках (свирели,
    дудочке, рожке и т.д.).
    Упражнения на развитие навыка
    направлять выдыхаемую струю воздуха
    через рот.
    ­Поплёвывание с зажатыми крыльями носа;
    ­лёгкое дутьё холодной струёй на ватку,
    полоску бумаги;
    плавающих в воде объёмных целлюлозных
    игрушек;
    ­лёгкое поддувание холодной струёй
    бумажных фигурок, прикреплённых к
    деревянной стойке (бабочек, птиц, стрекоз,
    жучков, акробатов и т. д.);
    ­лёгкое направленное сдувание или
    поддувание предметов через соломинки или
    пластмассовые трубочки;
    ­лёгкое дутьё через пластмассовые трубочки
    в посуду с водой до разбрызгивания воды;
    ­пускание мыльных пузырей;
    ­вращение струёй выдыхаемого воздуха
    игрушечных ветряных мельниц, двигателей
    и т.п.
    Упражнения на координацию выдоха и
    движений языка и челюсти.
    резцов, широко открыть рот и произвести
    длительный выдох;

    ­поднять кончик языка к альвеолам, широко
    открыть рот и произвести длительный
    выдох;
    ­зафиксировать кончик языка у нижних
    резцов, поднять передне­среднюю часть
    спинки языка, широко открыть рот и
    произвести длительный выдох;
    ­зафиксировать кончик языка у нижних
    резцов, поднять заднюю часть спинки языка,
    широко открыть рот, произвести
    длительный выдох.
    Упражнения и игры на силу и
    длительность выдоха.
    Цветной дождик
    Закрепите на подвешенной горизонтально
    нити несколько разноцветных лоскутков
    ткани, или ёлочного дождика, или ленточек
    серпантина. Повесьте нить перед лицом
    ребёнка, на расстоянии 10­15 см.
    Предложите ему подуть на висящие
    разноцветные ленточки. Затем усложните
    задание, предложив, в процессе выдоха
    подвинуть ленточку определённого цвета
    дальше, чем остальные.
    При этом важно следить, чтобы малыш
    стоял прямо и дул, используя один длинный
    выдох, не добавлял воздух порциями.
    Игры, подобные этому упражнению
    придумать легко: можно дуть на кораблики,
    запущенные в ёмкости с водой или ванне,
    можно сдувать со стола кусочки ваты
    («снежинки»), устраивая соревнование,
    какая снежинка первая пролетит заданное
    расстояние.
    Карандаши­спортсмены
    Положите на столе два карандаша разного
    цвета. Обозначьте линию старта, на которой
    находятся карандаши, и финиш, куда
    должны «прибежать» карандаши в процессе

    марафона. Дуя на карандаш по очереди с
    другим игроком, передвигайте их по
    направлению к финишной линии.
    Отрабатотка произношения гласных
    звуков и слогов.
    Для этого нужно вместе с ребёнком
    многократно повторять произношение
    гласных, слогов и звукосочетаний,
    используя один выдох:
     Дождь закапал за окном – кап, кап,
    кап;
     Кукла Маша просит кушать – А­ааа,
    у­ууу;
     Мишка топает за шишкой – Топ, топ,
    топ;
    Учим короткие стихи. Идеально
    для отработки правильного речевого
    дыхания подходят стишки­четверостишия
    А. Барто. Во время их декламации и
    заучивания необходимо следить за
    правильной координацией вдохов –
    выдохов, осуществляемых ребёнком в
    течение того времени, за которое он
    произносит каждую строфу.
    Игры­упражнения, объединяющие
    комплекс дыхательной и голосовой
    гимнастики
    Маятник
    Ребёнок стоит прямо, ноги на ширине плеч,
    руки подняты вверх, взяты в замок. Делает
    вдох, затем наклоняет корпус тела в
    сторону и на выдохе говорит: «Буммм».
    Водитель
    Ребенок стоит прямо, ноги расставлены
    врозь, руки вытянуты вперёд, кулачки

    сжаты. Сделав вдох, малыш начинает
    вращать кулаки друг вокруг друга, и на
    выдохе говорить произносить звук «р­р­р­
    р», имитируя звук запускающегося
    двигателя.
    Хлопушка
    Дети стоят на коленях, их руки опущены
    вдоль туловища. Сделав вдох, они разводят
    руки в стороны, а потом, выдыхая, сводят
    руки и хлопают в ладоши, при этом громко
    сказав «Хлоп!»
    Эти упражнения необходимо делать по 4­8
    раз, лучше включить их в комплекс
    ежедневной физической зарядки.
    ГОЛОСОПОДАЧА.
    Детям предлагают в игровой форме
    произнести звуки низким и высоким
    голосом, используя для этого различные
    игровые упражнения.
    Например:
    “Как гудит большой паровоз (на звук У­У­
    У), а как маленький паровозик?” и т.д.
    “Как рычит большой медведь низким
    голосом (на звук И­И­И), а как рычит
    маленький медвежонок высоким голоском?

    Упражнение 1. «Деревце».

    И.п. Пятки вместе, носки разведены, руки опущены вдоль тела.

    1) Поднять прямые руки над головой – вдох.

    2) Опустить руки, расслабиться – выдох.

    Упражнение 2. «Кошечка».

    И.п. Стоя в упоре на ладони и колени.

    1) Прогнуться в пояснице, голову поднять вверх и вперед – вдох.

    2) Округлить спину, голову опустить вниз – выдох.

    Упражнение 3. «Звездочка».

    1) Вытянуть руки в стороны ладонями вниз – вдох.

    2) Руки опустить вниз, расслабиться – выдох.

    Упражнение 4. «Дуб».

    И.п. Ноги на ширине плеч, стопы параллельно, руки опущены вдоль туловища.

    1) Вытянуть руки над головой, ладонями друг к другу, сделать полуприсед, ноги крепко упираются в пол – вдох.

    2) Руки опустить, расслабиться – выдох.

    Упражнение 5. «Солнышко».

    И.п. Ноги на ширине плеч, левая (правая) стопа развернута наружу, руки в стороны.

    1) На выдохе – наклоняться в левую (правую) сторону, пока левая (правая) рука не коснется пола, правая (левая) рука вытянута вверх.

    Упражнение 6. «Волна».

    И.п. Лечь на спину, ноги вместе, руки вдоль туловища.

    1) На выдохе – согнуть правую (левую) ногу и прижать ее к туловищу. Вытянутая левая (правая) нога на полу. Нижняя часть спины прижата к полу.

    Упражнение 7. «Лебедь».

    И.п. Лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.

    1) На выдохе – согнуть правую (левую) ногу, прижать ее к туловищу. Вытянутая левая (правая) нога на полу.

    2) Выпрямить правую (левую) ногу и потянуть к себе.

    Упражнение 8. «Слоник».

    И.п. Ноги на ширине плеч, пальцы ног направлены вперед, ладони согнутых в локтях рук лежат на бедрах, позвоночник вытянут вверх.

    1) На выдохе – потянуться вперед вверх, наклон вперед до полного касания руками пола, пятки не отрываются от пола, спина прямая, ладони лежат на полу на ширине плеч.

    Упражнение 9. «Рыбка».

    И.п. Лежа на животе, руки вдоль туловища, ладонями вниз.

    1) Вытянуть ноги и напрячь мышцы ягодиц - на вдохе.

    2) На выдохе – оторвать от пола ноги и плечи, не сгибая колен. Голова и ноги должны находиться на одном уровне.

    Упражнение 10. «Змея».

    И.п. Лежа на животе, ладони под грудью, пальцами вперед.

    1) На выдохе – подняться на руках, руки в локтях чуть согнуты.

    Упражнение 11. «Веточка».

    И.п. Узкая стойка, руки вытянуты вперед и сцеплены в «замок», ладонями наружу – вдох.

    1) На выдохе – поднять руки над головой.

    Упражнение 12. «Гора».

    И.п. Лежа на спине, ноги согнуты, стопы стоят на полу, руки лежат вдоль туловища.

    1) Оторвать бедра и таз от пола, поднять таз выше живота – вдох.

    2) Выдох – и.п.

    Упражнение 13. «Ель большая».

    И.п. Стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища.

    1) Развести носки врозь – вдох.

    2) Вытянуть позвоночник вверх, руки развести слегка в стороны вниз. Ладони направлены в пол – выдох.

    Упражнение 14. «Цапля».

    И.п. Сомкнутая стойка, руки опущены вдоль туловища.

    1) Согнуть правую (левую) ногу, поставить правую (левую) стопу пальцами вниз на внутреннюю поверхность левого (правого) бедра как можно выше.

    2) Развести руки в стороны на уровне плеч, потянуться ими в стороны.

    Упражнение 15. «Волк»

    И.п .: сесть в позу прямого угла. Согнуть одну ногу в колене и разместить её так, чтобы подошва ступни касалась внутренней поверхности бедра другой ноги, колено лежит на полу.

    1 . Поднять руки вверх, потянуться.

    2. Наклониться вперёд, достать руками пальцы выпрямленной ноги. Постараться прижать лоб к колену вытянутой ноги, задержаться.

    3 . И.п.

    Упражнение 16. «Зайчик»

    И.п .: встать на четвереньки, пальцы ног упираются в пол.

    1. Передвигая руки к ногам, выпрямляя колени, постараться встать на пятки, руки от пола не отрывать.

    2 . Вернуться в и.п.

    Упражнение 17. «Медведь»

    И.п. сесть в позу прямого угла, ноги согнуть в коленях, слегка разведя их. Пятки приблизить к ягодицам. Руки провести под внешнюю сторону согнутых ног, захватить ладонью стопу с внешней стороны.

    1 . Поднять правой рукой правую ногу, стараясь выпрямить колено, задержаться.

    2 . Вернуться в и.п. 3–4. Проделать то же движение левой ногой.

    Упражнение 18. «Божья коровка».

    И.п.: сидя на пятках, выпрямиться, потянуться вверх, сесть на пятки, наклон вперед, носом коснуться колен, руки отвести назад, и.п.

    Упражнение 19. «Лягушка»

    И.п., лѐжа на животе руки под подбородком, ноги максимально согнуты в коленях и раскрыты, как у лягушки. Бѐдра внутренней поверхностью плотно прижаты к полу, как и пятки.

    Упражнение 20. «Летучая мышь».

    И. п. сесть в позу «прямого угла», развести ноги в стороны как можно шире. Наклониться вперед, стараясь коснуться подбородком пола. Руки развести в стороны параллельно полу.

    Упражнение21. «Носорог».

    И. п. лечь на спину, руки заложить за голову, ноги выпрямить, пальцы ног вытянуть. Поднять голову и плечи, одновременно поднять одну ногу, сгибая еѐ в колене. Стараться коленом коснуться носа.

    Упражнение 22. «Морской червяк» - упор стоя согнувшись;

    Упражнение 23. «Улитка» - упор лежа на спине, касание ногами за головой;

    Упражнение 24 . «Морской лев» - упор сидя между пятками, колени врозь;

    Упражнение 25. «Морская звезда» - лежа на животе, прогнувшись, руки в стороны, ноги врозь; Упражнение 26. «Морской конек» - сед на пятках, руки за голову;

    Упражнение 27. «Дельфин» - лежа на животе, прогнувшись, руки вверх в «замок»;

    Упражнение 28 . «Медуза» - сед ноги врозь с наклоном вперед до касания руками стопы»; Упражнение 29. «Уж» - сед с предельно разведенными врозь ногами, руки на пояс. Упражнение 30. «Верблюд»- стоя на коленях, ноги вместе. Медленно наклонять корпус назад до тех пор, пока ладони не коснутся пятки. Взяться обеими руками за пятки и продвинуть корпус слегка вперед, увеличивая прогиб в позвоночнике.

    Упражнение 31 .«Кольцо»

    И.п: лечь ничком, ноги вместе, руки согнуть в локтях, ладони положить на пол на уровне плеч. Плавно без рывков, разгибая руки, поднять голову, грудь. Одновременно, сгибая ноги в коленях, постараться дотянуться ступнями до головы.

    Упражнение 32. «Замок».

    Дети переносят согнутую в локте правую руку через плечо ладошкой внутрь, а леву заносят за спину ладошкой вверх. Складывают пальцы обеих рук в «замочек», левой рукой тянут вниз. Возвращаются в исходящее положение. Повторяют, поменяв руки.

    Упражнение 33. «Коробочка с карандашами»

    И. п: сесть в позу прямого угла. Пальцы ног вытянуты. Руки в упоре сзади. Руки поднять вверх, ладонями вперед. Не сгибая ног, нагнуться, стараясь прямыми руками достать пальцы ног. Грудью коснуться ног. Медленно вернуться в и.п.

    Упражнение 34. «Волшебные палочки»

    И.п: дети лежат на спине, руки спокойно вытянуты вдоль тела, ладонями вниз. Медленно поднять обе ноги вверх и так же медленно возвратить их в и.п.