Кулачные бои на руси. История кулачных боёв на Руси

В Древней Руси часто проводились кулачные бои.Существовади они в России начиная с глубокой древности до начала XX века. Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки, необходимые для защиты Родины. Для обозначения состязаний кроме термина «кулачный бой» использовались такие как: «кулачки», «бойовище», «навкулачки», «кулачная бойка», «бойка».


История

В России существуют собственные традиции боевых единоборств. Славяне были известны всей Европе как доблестные войны.Так как войны на Руси были частым явлением, каждому мужчине следовало владеть ратными навыками. Начиная с самого раннего возраста дети с помощью разнообразных игр, таких как «царь горы», «на ледяной горке» и «куча-мала», борьбы и метания постепенно приучались к тому, что нужно уметь постоять за Родину, семью и самих себя. Когда дети становились взрослыми, игры перерастали в настоящие поединки, известные как «кулачные бои».

Первые упоминания о таких поединках были сделаны летописцем Нестором в 1048 году:
« Себо не погански ли живемъ… нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела. »
Правила и виды кулачного боя

Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы. По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой - на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Существовали виды кулачного боя: «один на один», «стенка на стенку». Считающийся видом кулачного боя «сцеплялка-свалка», в действительности - самостоятельное единоборство, русский аналог панкратиона, бой без правил.

Самый древний вид боя - «сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Представляла собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя каждый сам за себя и против всех. По упоминанию Н. Разина: «Здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием».

Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них - неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые. Не разрешалось бить лежачего или присевшего, хватать за одежду. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию на которой шёл бой), считалась побеждённой.У каждой «стенки» был свой руководитель - «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей. У каждой из команд также существовали бойцы «надежы», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. Воины, встречавшие «надежу» были опытными мастерами боя «сам на сам».

Во все времена и во всех культурах кулачный бой считался достойным и популярным спортом. В Древней Греции кулачный бой включали в программу Олимпийских игр. На Руси же традиция рукопашного боя существовала издревле. Славяне всегда были известны Европе как сильные и умные воины: мужчины из любого сословия и любого рода занятий с самого детства обучались ратному делу.

Основные правила

Русский кулачный бой никогда не был беспринципной рукопашной схваткой. Существовал целый свод правил и уставов, регулирующий поведение бойцов. Так, запрещено было добивать упавших на землю - никакого партера в те времена не практиковалось. Участнику схватки было достаточно присесть на корточки, чтобы сдаться. Нападение со спины также не допускалось, как и удары ниже пояса.

Экипировка бойца

Все участники боев должны были одеваться подобающим образом. Никаких особенных правил к типу одежды не предъявлялось - лишь бы не голый - но без меховой шапки, смягчающей удар, и меховых рукавиц человека в схватку не пускали.

Подготовка к бою

К схватке готовились заранее. Бойцы относились к грядущему побоищу весьма ответственно: прекращали употреблять спиртное за неделю до назначенной даты, проводили больше времени за физической работой, ежевечерне расслабляя уставшие мускулы в бане. Менялся и рацион - его основу составлял хлеб и мясо, что позволяло поединщику в короткие сроки набрать подходящий вес.

Пляска горбатого

Русский кулачный бой - явление, скорее, культурного порядка. Участники никогда не отходили от негласного свода ритуалов подготовки. В Древней Руси, например, бойцы практиковали особый танец, «пляску горбатого» или «ломание». Человек старался передать движениями повадки медведя, надеясь, в ответ, получить силу этого зверя.

Проход и задирание противника

Перед схваткой «воины» устраивали показательный проход по улицам города. Во время него участники пели боевые песни, а толпившийся люд старался раззадорить бойцов как можно сильнее. Конечной точкой маршрута становилось место схватки: здесь мужики выстраивались в несколько рядов и начинали хулить оппонентов непотребными жестами и возгласами. Первыми в рядах стояли молодые мальчишки, которые кидались в драку еще до начала основного боя. Зрелище их побоища доводило бойцов до нужной кондиции - глава отряда выкликивал ритуальное «Даешь боя!» и потеха начиналась.

Как и куда били

Никакого оружия на поле не было. Любому, кого уличали за кусочек свинца в перчатке, грозила очень серьезная кара. Существовало три основных типа ударов: костяшками, основанием кулака (дробящий удар сверху вниз) и головками фаланг. Бить старались в голову и солнечное сплетение: в условиях окружающего хаоса общей драки, нужны были максимально действенные, быстрые и простые удары.

Надежи

Каждый отряд имел в своем составе нескольких опытных, сильных и выносливых бойцов. «Надежы» использовались в качестве основного ударного средства для разрыва строя противника. Удачный таран создавал брешь в отряде, куда и устремлялись все остальные бойцы. Чтобы нейтрализовать опытного надежу, требовалась отточенная тренировками тактика. Бойца впускали за первую линию строя, сразу смыкая ее за его спиной. Здесь надежу встречали опытные мастера индивидуального боя.

Сцеплялка-свалка

Этот тип массовой драки требовал от участников не только силы, но и завидного умения хладнокровно оценивать постоянно меняющуюся диспозицию. Сцеплялка-свалка, на первый взгляд, выглядит хаотичным побоищем большого количества людей - здесь не соблюдают строя и не стараются вытеснить отряд противника. Каждый выступает сам за себя, каждому противостоят все остальные.

Стенка на стенку

Самым распространенным типом кулачной схватки была стенка на стенку, регулируемая строго соблюдаемыми правилами. Эта драка напоминала сражение двух отрядов противников на настоящем поле боя: вожаки использовали тактику, руководя бойцами таким образом, чтобы заставить врагов-поединщиков обратиться в бегство. Индивидуальные схватки не поощрялись, всех своих «солдат» атаман приучал неукоснительно следовать приказам на благо всего отряда и следил за тем, чтобы опытные, излишне самоуверенные бойцы не лезли вперед в одиночку, где их могли бы нейтрализовать количеством.

Сам на сам

Индивидуальные бои, само собой, считались наиболее уважаемой схваткой. Здесь на первый план выходили личные качества поединщиков. Очень часто такие бои могли использоваться для определения правоты ответчика в суде: считалось, что правый человек более уверен в себе - то есть гарантированно побеждает. При поединке «сам на сам» нельзя было противника добивать: упавший проигрывал автоматически.

Запрет кулачного боя

Первые запреты общественных кулачных боев начались уже после крещения Руси. Дело в том, что славяне-язычники посвящали драки Перуну, покровителю воинов и боевых искусств (о вере наших и не только наших предков вы можете почитать в ). Его, естественно, в христианском пантеоне видеть никто не желал. Митрополит Кирилл в 1274 году постановил даже отлучать от церкви участвующих в боях мужчин. Несмотря на все препоны, кулачные бои никуда не ушли. Не помешали даже очень серьезные меры уголовного характера, предусмотренные для бойцов в XVII веке. Петр I, напротив, всячески поощрял схватки и даже несколько раз устраивал их сам, «дабы показать удаль русского народа». После него традиции боев практически не притеснялись, однако правление Николая I стало началом окончательного забвения этой славной традиции. Император категорично запретил кулачные бои, а после 1917 года коммунисты сочли эту практику еще одним наследством царского режима - что было равносильно прямому запрету.

В кулачных боях участвовали выходцы из «простого народа», купцы и даже высшие сословия. Хотя последние чаще решали споры оружием, все же в боях-развлечениях многие из них участвовали с удовольствием.

Разнообразным был и возрастной состав участников – от мальчишек-подростков до стариков. При этом существовало негласное правило, которое почти никогда не нарушалось: в одном сражении участвуют мужчины примерно одинакового возраста. Кулачные бои, сначала, абсолютно потешные, а затем все серьезнее, входили в жизнь каждого мальчика вместе с другими детскими забавами. Остальные развлечения так и оставались в детском возрасте, а кулачные бои превращались во взрослую, и подчас весьма опасную, потеху. Иногда в одной стенке, в разных ее «этапах» участвовало сразу несколько поколений одной семьи: от деда до внука.

С ростом территории русского государства входящие в него народы тоже приобщались к кулачным боям, которые перестали тем самым быть исключительно русской забавой.

В боях «стенка на стенку» кулачники делились на «должности». Руководитель (вожак, атаман, боевой староста, предводитель, старый чоловик, башлык, голова) выбирался из опытных бойцов и должен был определять тактику своей команды, укреплять общий дух. Бойцы-надежы (надежды) старались прорвать строй противника. Особенно их роль была заметна в боях, где за победу считался разрыв строя, но в других видах боя надежа мог быть остановлен ответной тактикой соперника: стенка размыкалась, впускала бойца внутрь, и смыкалась обратно. Надежа в тылу «вражеской» стенки драться не мог, ему было необходимо оббежать строй и встать снова в свою стенку, однако это ему не давали сделать несколько специальных бойцов противника, сдерживающих надежу у себя в тылу. Эти специальные бойцы непременно были мастерами кулачных поединков. Существовали резервные бойцы, необходимые для решающих атак, а также бойцы-вышибалы, выбивающие из строя ценных участников команды соперника.

В каждой губернии, уделе, городе всегда были свои именитые бойцы, бившиеся «сам на сам». Иногда купцы и другие богатые люди сводили друг с другом таких бойцов из разных волостей, или своих удальцов с заграничными боксерами. Такие поединки били рекорды по количеству зрителей, желающих увидеть действие своими глазами.

Попытки искоренить кулачные бои

Из-за частых войн мужчины на Руси должны были быть подготовлены к сражениям морально и физически, поэтому запрещать кулачные бои никто долгое время даже не пытался, закрывали глаза и на жестокость отдельных состязаний. С другой стороны, массовые побоища. (с применением кастетов, кистеней и даже ножей), в которые зачастую превращались кулачные бои, вызывали опасения у власти и духовных лиц.

В рамках борьбы с языческими обрядами, христианская церковь пыталась искоренить кулачные бои, путем их осуждения не только как кровавых побоищ, но и как ритуала поклонения языческим богам (до христианства состязания устраивались в честь Перуна).

Митрополит Кирилл в 1274 году на всеобщем соборе верховного духовенства постановил отлучать всех кулачников от церкви, в том числе убитых (их не отпевали, как положено). Такие меры постепенно привели к действенному, хотя и непродолжительному результату: с 1584 по 1598 гг. (время правления Федора Иоанновича) ни один поединок официально зафиксирован не был.

В 1641 году царь Михаил Федорович издал указ, запрещающий кулачные бои под угрозой суровых наказаний. Указ 1686 года подтвердил этот запрет и назначил участникам кулачных боев конкретные наказания (штрафы, бичевание, ссылка).

Эти указы не привели к полному уничтожению кулачных забав. Считается, что Петр I сам любил устраивать кулачные бои для демонстрации силы русских людей.

Однако после указов XVII века участники состязаний стали выбирать судей (сотских, десятских), которым поручалось следить за выполнением правил.

В 1726 году указом Екатерины I были созданы предписания для проведения кулачных боев, по которым правила ужесточались (в указ, в числе прочего, был включен запрет на применение в боях оружия и нанесение ударов лежачему), а сама традиция становилась менее опасной. За боями стали следить полицейские и городовые.

Елизавета Петровна в 1751 году после жестоких боев в столице запретила проводить кулачные состязания в Петербурге и Москве.

В годы правления Екатерины II (1762 – 1796) кулачные бои опять попали в милость. Сам граф Григорий Орлов был хорошим кулачником и часто организовывал состязания.

При Николае I в 1832 году был издан свод законов, вновь включающий в себя полный запрет кулачных боев на всей территории страны как «вредных забав». Та же формулировка присутствовала в последующих редакциях этого свода законов. Но даже после таких запретов кулачные бои, особенно по праздникам, продолжались. В 1917 году они были отнесены к пережиткам царского режима, состязание не включили в признанные виды спорта, и постепенно этот вид борьбы стал менее популярным.

Невольные шаги по искоренению традиций русского кулачного боя предприняли в XX веке почитатели восточных единоборств. Модные тенденции и набирающая популярность философия вытеснили бои «стенка на стенку» из области внимания молодежи. То же самое происходит в результате развития бокса как вида спорта. Однако кулачные бои не забыты и по-прежнему собирают зрителей и участников, во многом благодаря общему возрождению народных традиций, которое началось в 90-е гг. XX века.

Кулачные бои в русском искусстве

В кулачных боях участвовали многие писатели, поэты и художники, другие из них наблюдали за игрищами со стороны. Все это нашло отражение в их произведениях и мемуарах. Наравне с церковными поучениями, подобные источники – кладезь информации об истории кулачного боя.

Первое произведение, которое приходит на ум при упоминании кулачных боев, – это «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова (1837 г.). Здесь описывается «поле» – разновидность кулачного поединка для решения тяжбы. Купец побеждает, отстояв в честном поединке честь жены, но в борьбе убивает соперника (что случалось в этом виде кулачного боя очень часто), и царь велит казнить купца.

Изображенный художником М. И. Песковым «Кулачный бой при Иоанне IV Васильевиче Грозном» (1862 г.) показывает нам момент чествования победителя, одновременно с которым несколько человек оплакивают проигравшего. Внимание зрителя сначала обращается к гордому мужчине, который приосанился в центре картины, и только затем можно заметить группу людей, склонившихся над телом, по всей видимости, второго участника боев.

Во времена Ивана IV летальный исход кулачного поединка был довольно частым явлением, и не порицался царем, несмотря на возмущение Церкви. При таком исходе зрители состязаний, в первую очередь, поздравляли победителя, а не горевали о проигравшем.

В сказе П. П. Бажова «Широкое плечо» (1948 г.) имеется описание наставлений боевого старосты своим бойцам. Он расставляет их так, как ему кажется лучше, и наказывает биться не для своей потехи, а заодно со всей стенкой, «широким плечом».

Писатель С. Т. Аксаков описывал в своем произведении «Рассказ из студенческой жизни» (1806) кулачные бои, проходившие на озере Кабан в Казани. Ф. И. Шаляпин (1837 – 1901) почти век спустя участвовал в кулачных боях на озере Кабан, в которых сходились татарская и русская сторона. Он благоговейно относился к могучим кулачникам, сравнивая их со сказочными русскими богатырями. Самому Федору навыки кулачных боев пригодились в жизни, когда на него попытался напасть соперник в любви.

Б. М. Кустодиев в 1897 г. написал картину «Кулачный бой на Москва-реке». В произведении чувствуется динамика события, хотя эпизоды, на первый взгляд, разрозненны. Кто-то живо наблюдает за происходящим со стороны; кто-то, смахнув шапку, собирается ввязаться в бой; кто-то горячо обсуждает побои одного из участников. Вдалеке на льду реки кипит борьба. Эта картина очень красочно передает эмоции народа, собравшегося на кулачные бои.

В романе «Жизнь Матвея Кожемякина» (1909 г.) Максим Горький (А. М. Пешков) описывает тактические приемы кулачных боев. Одна из хитростей – выдвинуть против стенки противника несколько крепких бойцов, и, когда соперники, напирая на этих бойцов, вытянутся клином, обхватить их стенкой с боков, сминая соперника. В ответ на такой ход была придумана другая хитрость – быстро отступить в центре и обхватить стенку схитрившего противника с его крепким авангардом в полукольцо, сминая с боков его так же, как он хотел поступить сам.

С. А. Есенин в автобиографических заметках «О себе» (1925 г.) писал, что дед поддразнивал его на кулачные бои, когда Сергей был еще мальчишкой, говоря бабке, что так мальчик будет крепче.

Писатель Л. М. Леонов с романе «Вор» (1927 г.) говорит о том, что только в кулачных боях и можно найти надежного товарища: в схватке «вся людская повадка насквозь видна».

Этот перечень не исчерпывает всех имеющихся сведений об упоминании кулачных боев в русском искусстве, но в то же время дает полную образную картину старинной русской состязательной игры.

Глава 2
Радогора – школа русского кулачного боя


В этой главе мы расскажем о Радогоре. Это одна из систем кулачного боя, разработанная президентом Национального клуба древнерусских ратоборств А. К. Беловым, известным как Селидор. Радогору можно отнести к боевому искусству, которое применяется в настоящее время и основывается на традициях русского кулачного боя.

Боевое искусство представляет собой различные способы единоборства и самозащиты. У разных народов они имеют свои особенности. Особенно развиты единоборства в восточно-азиатских странах. Они пользуются большой популярностью по всему миру и превратились в современные виды спорта. Их примером являются всем известные дзюдо, каратэ, тхэквондо. Интерес к боевым искусствам объясняется не только желанием овладеть приемами самозащиты при нападении, показать свои силу и ловкость в соревновании, но также возможностью физического и духовного воспитания и саморазвития.

Русские кулачные бои нельзя в полной мере отнести к боевым искусствам. Однако они послужили основой для развития русской школы кулачного боя, созданной А. К. Беловым.

Традиции всех боевых искусств уходят в глубь веков и связаны с другими культурными, духовными и религиозными традициями разных народов. То же самое относится к истории русских кулачных боев. Они отражают определенные нравственные принципы русского народа. В сохранившихся исторических описаниях кулачных боев прослеживаются определенные правила, приемы, психологические особенности участников. Все они постепенно выработались, сформировались и передавались от поколения к поколению.

Русским людям присущи патриотизм, приверженность традициям отцов и дедов. Большое место в их душе занимают уважительное отношение к другим людям, особенно проживающим по соседству. Поэтому не смотря на то, что кулачные бои в большей степени являлись на Руси развлечением, не имели такой основательности и философии как восточные единоборства, они имели определенное значение. Участие в кулачных боях закаляло мужчин, помогало выявить бойцовский характер, проявить свою удаль. На протяжении всей истории русским людям часто приходилось защищать свою отчизну от нападения. Традиция кулачных боев помогала поддерживать боевой дух простого народа. Она позволяла мужчинам с молодых лет владеть навыками рукопашного боя. Во время группового кулачного боя участники выстраивались шеренгой. При этом они прикрывали плечо рядом стоящего. Левую руку они использовали для самозащиты, а правой атаковали соперника. При таком построении боевые действия были наиболее эффективными. Таким образом в каждом русском поселении в давние времена было готовое войско, которое при необходимости могло противостоять настоящему врагу.

В средние века приемы кулачного боя использовались в военных сражениях. Русские воины носили кованые доспехи, среди которых были чревцы, защищающие руки от кистей до локтей (рис. 1). Они помогали в рукопашном бою, так как увеличивали силу удара кулаком или локтем. На ногах русские воины тоже носили защитные приспособления, на которых были шипы. Это делало боевой удар ногой сильным и опасным для противника.

Рисунок 1. Русский воин в доспехах


Часто в литературе описываются сражения, когда воины бросали свое оружие и переходили к кулачному бою. Тяжелые доспехи в сражениях с одной стороны защищали от рубящего и колющего оружия, а с другой стороны затрудняли подвижность. В те времена в бою часто использовались приемы кулачного боя, которые позволяли повалить противника на землю. Однако дальнейший бой при этом был затруднителен, так как доспехи были очень тяжелы. В рукопашном бою русские воины наносили вооруженному противнику удары по шее и верхней части туловища предплечьем и таким образом сваливали его с себя. Подобные приемы используются в айкидо и других восточных боевых искусствах.

С учетом вышеизложенного становится понятно, что кулачные бои на Руси являются не пустой забавой, как это часто преподносится в литературных и художественных произведениях. Они являются следствием исторической необходимости быть в боевой готовности и подтверждением народной мудрости. Поэтому русская армия никогда не нападала на другие народы, но во все времена отличалась боевым духом и защищала свое отечество.

Философия и основные понятия

Радогора является основной системой Славяно-Горицкой борьбы. Поскольку она разработана на основе приемов кулачного боя, можно считать ее основой русские кулачные бои.

Происхождение слова «радогора» очень понятно объясняет М. В. Шатунов, занимающийся исследованием русских духовных и боевых традиций. В своей книге «Русский кулачный бой» он разделяет слово на составные части, имеющие глубокий смысл. Радогора – это в первую очередь философское понятие. Это воплощение Мысли (Идеи) через Движение. Слог «Ра» соотносится с богом Солнца и обозначает огненную стихию, т. е. движение. «Гор» – относится к стихии Воздуха (Небу). Это обозначение мысли, замысла, идеи. Соединительный слог «до» часто используется для того, чтобы подчеркнуть связь между идеей и конечным результатом через движение (достать, достигнуть). Слияние двух стихий (Огня и Воздуха) в бою происходит не только на ментальном уровне, но и выражается в действии. Чтобы достичь чего-либо, необходимо обязательно приложить усилия, и делать это нужно в определенном направлении. Традиционно используемые в русских кулачных боях приемы получили обоснованность в современном понимании, были преобразованы, дополнены и использованы для создания системы кулачного боя Радогора. От того, насколько человек осмысленно подходит к освоению техники и приемов кулачного боя, зависит результат сражения с противников.

Во многих восточных единоборствах для победы большое значение имеет отличная физическая форма. В русском кулачном бое она имеет меньшее значение. Приемами Радогоры на высоком уровне могут овладеть многие.

М. В. Шатунов находит символическую связь «Радогоры», в частности первого слога «Ра», с Рарогом, Даждь-богом, радугой. Эти древнеславянские понятия имеют священный смысл. Рарогом называют мифологического сокола с огненным оперением и пламенем, вырывающимся из рта. Он олицетворяет стихию Огня, которая символизирует движение, и жизнь без нее невозможна. Даждь-бог, или бог Ра, – наиболее почетаемый славянами бог, покровитель Солнца и дождя. Именно благодаря дождю можно получить урожай и продолжить род людской. После дождя на небе появляется радуга (небесный мост, лук бога Солнца). Она вызывала не меньше эмоций и благоговения у древнего народа, чем гроза и дождь. Таким образом слог «Ра» на протяжении многих веков у славянского народа имел священный смысл и использовался особым образом. Он входил в состав слов, имеющих выраженный эмоциональный заряд, священный смысл. Например, русские воины, поднимаясь в атаку, традиционно кричали «Ура!» (У-ра). Это придавало им сил и энергии, вело на подвиги, заставляло забыть о себе и защищать общенародные ценности. Можно найти еще не мало древних слов, имеющих слог «ра» и имеющих большое значение для славянской культуры, но все они будут производными от уже названных.

В своей книге «Молот Радогоры» А. К. Белов также указывает на взаимодействие стихий Огня и Воздуха в достижении человеком цели. Таким образом, энергия мысли преобразуется в дело и результат (победу). Главная энергия заключена в «ра». Поэтому «Радогора» – название не случайное. Отсюда мы видим, что Радогора, как вид боевого искусства, наполняется философией. Это не просто приемы кулачного боя, но и определенное мировоззрение.

Радогора это уже не просто уличный кулачный бой, а боевая школа. В ней существуют такие понятия, как техника и тактика боя, используются определенные приемы, различные виды атак. Главное в Радогоре – это пространственная организация кулачного боя, построенного на атакующем поведении. В основе такой системы ведения боя хорошо просматриваются особенности русского кулачного боя. Все действия в нем происходят по круговым траекториям. Таким образом обеспечивается возможность контролировать ситуацию и пространство вокруг себя. В Радогоре этот принцип взят за основу. Все удары наносятся по дугообразным и круговым траекториям. Используются в ней и прямые удары, которые наносятся при диагональном расположении противника и комбинируются с круговыми перемещениями противников.

Большое значение имеет нравственная и психологическая характеристика бойца. Ведь от склада личности и эмоционального настроя зависит большая часть успеха или поражения. Кулачный бой ведется по определенным правилам, и из них складывается боевая этика.

Боевая этика

Любое боевое искусство имеет определенные этические нормы. Они складываются традиционно на протяжении длительного времени и отражают культуру каждого народа. Кулачные бои на Руси проходили с соблюдением определенных правил, которые всегда поддерживались новым поколением. В первую очередь, кулачные бои не допускали применения какого-либо оружия, даже импровизированного (палки, дубинки). Сразиться с условным противником можно только собственными силами, что называется «голыми руками». Допускалось зимой вступать в бой в рукавицах. Удары кулаками наносили только по верхней части тела: голове, груди или животу. Самыми уязвимыми ударами являются удар в область солнечного сплетения и под ребро. Бить ниже пояса категорически запрещалось. Несмотря на тяжесть наносимых ударов, соблюдались определенные правила, которые не давали покалечить человека. Например, если один из противников оказывался лежащим на земле, то бой прекращался. Упавший считался пораженным, и дальнейший бой не имел смысла.

Обычно кулачный бой продолжался до первой крови. Этого было достаточно, чтобы определить победителя и разойтись в стороны. В честном кулачном бою не применялись подножки и нападения со спины. Во время боя противники должны находиться друг к другу лицом. Как правило, к кулачным боям не допускали пьяных, а если такое происходило, то дерущихся разнимали.

Если кулачный бой использовался для выяснения отношений и правоты по спорным вопросам, то победитель всегда считался правым, и побежденный вынужден был смириться с таким положением дел. Такой порядок создавал дисциплину в обществе, заставлял считаться с общественным мнением, соизмерять свои силы и чувствовать ответственность за поступки.

При коллективных боях соблюдались все те же правила. Если одна из сторон сильно отступала или обращалась в бегство под натиском ударов, то считалась побежденной. Свиста зрителей было достаточно для того, чтобы кулачный бой прекратился и дерущиеся разошлись по домам.

Исторически у русского народа имеется уважение к физической силе и духовному росту. Среди крестьян всегда находились богатыри, которые славились далеко за пределами родных мест. Победители кулачных боев часто становились народными героями, и репутация личности имела в этом не малое значение. Богатырская сила у них сочеталась с высокой нравственностью, и эти качества не позволяли безумствовать и лишать жизни другого человека. Конечно, бывали случаи, когда участник кулачного боя получал увечья или смертельные побои. Однако за нарушение правил кулачных боев всегда следовало осуждение и наказание.

В современном русском кулачном бое применяются разнообразные приемы. В том числе направленные на поражение нижней части тела, не запрещается наносить удары по спине, затылку, паховой области. Это делает бой более жестким и меняет психологический настрой бойца. Такой подход позволяет использовать все возможное для спасения собственной жизни, когда имеется прямая угроза для жизни и отсутствует оружие.

Кулачный бой проходит в непосредственной схватке с противником, и нужно уметь быстро оценить ситуацию по его состоянию. Если его удалось сбить с ног или отбросить, то по взгляду, дыханию, позе можно понять, что он собирается предпринять в следующее мгновение, и выполнить соответствующие действия. Знания психологии помогают предупредить атаку, отвлечь внимание противника, заставить его усомниться в своих силах. В рукопашном бою это имеет больше значение. Хотя нужно учитывать, что и противник может оказаться сильным и умелым, и проделает все то же самое.

Русскому человеку традиционно свойственны такие качества, как мужество, стойкость духа, в бою он может проявить силу, ярость, несгибаемость, однако есть и сострадание, и милосердие, которые не позволяют слепо выплескивать агрессию в неподходящих ситуациях. Самообладание и самоконтроль имеют большое значение для каждого человека и особенно в бою. Они позволяют разумно действовать в сложной ситуации и одержать победу или, хотя бы, проиграть схватку с меньшими потерями.

Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.

Традиционным русским боевым искусством являлся кулачный бой. То, что человеку непосвященному со стороны могло показаться обычным мордобитием, было настоящим мастерством со своими премудростями и у англичан называлось Russian fist fight. Кулачный бой упоминается во многих исторических свидетельствах.

Кулачный бой в Средние века

Впервые кулачные бои упоминаются в величайшем памятнике Древней Руси «Повести временных лет». Автор, будучи человеком образованным и православным, критикует это грубое «языческое» действо. Несмотря на такой неодобрительный отзыв о кулачных боях, именно он указал, что это древний «поганский» (языческий) обычай. Покровителем единоборства русичи считали Перуна.

Проводились кулачные бои по большим праздникам: на Масленицу или после Рождества до Святой Троицы. Древнейшим видом кулачного боя является так называемая «сцеплялка-свалка», или «сцепной бой». Этот вид единоборства - своеобразная разновидность панкратиона , только в русской интерпретации. Бойцы выходили друг против друга целыми группами. Стоять приходилось против каждого конкретного противника и против всех сразу.

Более распространенным видом боя являлась «стенка на стенку», когда противники выходили двумя рядами и каждый участник защищал себя и своих побратимов. У «стенки» обязательно был вожак, который громкими выкриками вдохновлял и направлял бойцов своей группы.

Правила русского кулачного боя

Сражаться можно было только голыми руками. Удары наносились костяшками пальцев (назывался такой удар «укол орудием»), ребром согнутой в кулак ладони («рубящий удар») или тыльной стороной основных фаланг («обухом»). Разрешено было бить только в корпус и голову. Запрещены были удары в пах и ноги. Также нельзя было бить поверженного на землю противника. Отсюда пословица «Лежачего не бьют». Также запрещалось нападать на противника, у которого открылось сильное кровотечение

Обычно бойцы стремились нанести удар в голову, под ребра или в солнечное сплетение. Такая тактика позволяла быстро вывести противника из строя. Категорически запрещено было любое оружие (на то он и кулачный бой). За нарушение правил судьи, зрители или сами участники могли сурово наказать нечестного бойца.

Несмотря на то, что сражались на Руси голыми руками, травмы были очень серьезными, а схватки - исключительно зрелищными. Случались и летальные исходы. Народ обожал кулачные бои и удовольствием за ними наблюдал, громкими криками подзадоривая бойцов. Победители боев пользовались огромным почетом.

Дальнейшая история кулачных боев

После принятия христианства на Руси началась усиленная борьба с этим языческим и «богомерзким» обычаем. Начало было положено в 1274 году на соборе во Владимире. На нем митрополит Кирилл постановил предавать анафеме участников кулачных боев. Дошло до того, что убитых в схватках запретили отпевать и хоронить по церковному канону. Такие резкие меры возымели свое действие: в XVI веке бои не проводились вообще.

Через некоторое время эта традиция опять стала возрождаться, поэтому в XVII веке князь Михаил Федорович постановил подвергать участников таких игрищ судебному преследованию. Ослушавшихся нещадно били кнутом и навечно ссылали «в Украйные городы».

Возрождение русского кулачного боя пришлось на царствование Петра I. Царь очень любил эту потеху, которая показывала удаль русского народа. Екатерина II тоже была ярой поклонницей кулачных боев. Ее фаворит, граф Орлов, частенько участвовал в таких состязаниях и слыл отличным бойцом. В 1832-ом «вредные языческие забавы» были опять запрещены указом Николая I. После революции кулачные бои были полностью искоренены как позорный пережиток царского режима.

Развитие кулачных боев на Руси

Первые сведения о кулачных боях на Руси можно найти в Густинской летописи датированной 990 годом, и в летописях Нестора 1069 года. Одним из элементов складывающейся в то время самобытной народной системы физического воспитания было два вида состязаний в кулачном бою: массовые бои «стенка на стенку» и одиночные единоборства – «сам на сам» или «один на один».

Особенно популярной была форма «Стенка на стенку», в которой строго различались «своя» и «чужая» стороны. «Стенка на стенку» – вид кулачного боя, когда бойцы выстраивались и шли в бой друг на друга плотной стеной. В каждой команде выделялись сотские и десятские. Они выстраивали стенку, распределяли бойцов на места в ней, проверяли, чтобы в рукавицах бойцов не было никаких посторонних предметов. За «закладку» жестоко карали свои же бойцы. Количество бойцов в каждой стенке было одинаковое. Стенка должна была быть одинаковой и по возрасту: мужики с мужиками, юноши с юношами, мальчишки с мальчишками. В каждой «стенке» были 2–3 главных, наиболее сильных и ловких бойца – «забойщики», которые бросались туда, где стенка начинала слабеть и сдавать. Сотские и десятские следили за соблюдением правил. Фамилии сотских и десятских сообщались в полицию. С них был главный спрос за беспорядки на поле боя. Обычно сражения «стенка на стенку» строились в три очереди. Сначала в бой шли мальчишки, их сменяли безусые неженатые юнцы, после юнцов в бой вступали мужики. Перед единоборством бойцы обнимались и троекратно целовались.

Бой считался законченным, если одна из «стенок» не выдержав натиска и ударов противника обращалась в бегство под свист и улюлюканье зрителей.

Пользуясь огромной популярностью в народе, в Москве бои проводились чаще всего на Каиновой горе в Китай-городе и под старым Каменным или Троицким мостами. Нередко в боях принимали участие бойцы из лиц дворянского происхождения. Каждая сторона старалась прорвать оборону «стенки» противника, внести смятение и панику, напугать и вытеснить с боевой площадки. Отступивший противник перегруппировывался и снова шел стеной в атаку. Таким образом, бой состоял из отдельных схваток и длился до тех пор пока одна из сторон была побеждена и отказывалась от боя.

Места для боя выбирались традиционно зимой – на льду, летом в поле. Первыми всегда начинали подростки, за ними взрослые. В народе существовали неписанные правила, которые передавались из поколения в поколение. Кулачные бои проходили либо на «голых» кулаках, либо в рукавицах. Удары наносились только лицом к лицу в голову, грудь и живот. Упавшего не били. Вот откуда наши русские поговорки и пословицы: «Лежачего не бьют», «Лежачий в драку не ходит», «Не силой бьются, а сноровкой». Кто падал на землю, считался побежденным. Как правило бились до первой крови, пьяных к бою не допускали. Запрещались подножки и нападения сзади. Также считалось бесчестным переходить на сторону противника за вознаграждение и подарки. Нарушители правил наказывались.

Другим видом кулачного боя был поединок «сам на сам» – поединок двух кулачных бойцов. Эта разновидность кулачного боя существовала в Древней Руси как молодецкая потеха, непременная часть праздничных гуляний. Кроме того, поединок «сам на сам» был также одним из методов судебного разбирательства жалоб, взаимных претензий двух обиженных друг на друга лиц. Когда не удавалось установить ни правого, ни виноватого, в действие вступало «кулачное право». Оба спорщика сходились в поединке «сам на сам» и победитель объявлялся правым, а побежденный – виноватым.

В своей основе кулачные бои были подлинно народным видом состязаний, спортивной игрой, «молодецкой потехой». Все это было рождено здоровой удалью, желанием померяться богатырской силой – «разойтись плечом, размахнуться рукой», без всякой злобы и вражды. Кулачные бойцы проявляли большое искусство. Выдающихся по силе и умению, в народе называли «надежа-боец». Многие из них участвовали как в одиночных боях, так и в кулачных боях «стенка на стенку» и пользовались большой славой и уважением.

Из уст в уста в народе передавались былины о богатырях-молодцах. Так, например, в период татарского ига перед Куликовской битвой, были известны троицкие монахи Александр Пересвет и Ослябля, обладающие большой богатырской силой. В летописях рассказывается как Пересвет победил в единоборстве татарского богатыря.

Известно, что Петр I любил потешить себя кулачными боями и часто сам их организовывал – «дабы показать удаль русского народа» иноземцам.

Автор М.Н. Лукашов в своей книге «Слава былых чемпионов» приводит исторический факт о поединке гренадера из свиты Петра I с одним из сильнейших боксеров Англии. Случилось это во время визита русского царя в Англию в 1698 году. На одном из приемов Петру I один из английских вельмож предложил устроить поединок английского боксера с одним из солдат его свиты на денежное пари. Поединок состоялся, гренадер задал англичанину сильнейшую трепку, царь выиграл заклад и в заключение приказал своим гренадерам показать русскую забаву – кулачный бой «стенка на стенку».

В период правления на Руси Екатерины II кулачные бои были очень популярны. Граф Орлов считался отличным бойцом и сам не раз приглашал знаменитых силачей померяться силами.

Еще в Лаврентьевской летописи, написанной монахом Лаврентием и другими писцами в 1377 году, упоминается о запрете кулачных боев. Среди различных сведений из истории Древней Руси можно найти и более ранние упоминания о запретах церкви. Описывается факт проклятия митрополитом Кириллом в 1274 году и угроза отлучения от церкви кулачных бойцов: «Узнал я, что держатся бесовского обычая проклятых эллин: в божественные праздники со свистом, кличем и боем бьются… Да изгнаны будут от сынов божьих церквей, а случайно убитые в этих боях будут прокляты сей век и будущий».

Законы о запрете кулачных боев издавались и позднее в 1540 г., 1648 г., 1686 г. Но несмотря на запреты, с 1690 года кулачные бои принимают массовый характер.

Несмотря на постоянные запреты церкви, народ продолжал любить кулачные бои. Период развития капитализма в России был ознаменован появлением боев на деньги. Организаторами стали купцы и фабриканты. Они нанимали бойцов и напускали их друг на друга, подобно петушинным боям, заключая пари и делая заклады.

Из книги Тайцзицюань. Искусство гармонии и метод продления жизни автора Ван Лин

Из книги Искусство рукопашного боя. автора Ознобишин Нил Н.

1. Общий недостаток кулачных ударов Неудобство кулачных ударов заключается в том, что, нанося их, рискуешь повредить себе руки. Рука - орган, предназначенный природою для захвата и зажима. Она создана для того, чтобы схватывать, а не для того, чтобы бить. Суставы пальцев

Из книги Подготовка юного тяжелоатлета автора Дворкин Леонид Самойлович

4. Применение кулачных ударов в рукопашном бою В серьезном бою удары голым кулаком следует употреблять лишь при самых благоприятных для того условиях. Свинги, например, совершенно бесполезны; употребление их допустимо только в толстых перчатках, которые дают размах; мы

Из книги Бокс. Секреты профессионала автора Ковтик Александр Николаевич

Техника кулачных ударов старой школы английского боя на голых кулаках 1. Длинные удары Прямой удар передней рукой. В левой стойке - левой рукой; в правой - правой. Прямой удар передней рукой исполняется следующим образом. Из положения стойки, в которой локоть должен

Из книги Современный бокс автора Атилов Аман

10.1. Развитие быстроты Для тяжелоатлета одним из важнейших качеств является быстрота – способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени. Важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов (Н.В.

Из книги Жестокие раунды автора Шатков Геннадий Иванович

10.4. Развитие гибкости Гибкость – это способность свободно и быстро выполнять движения с большой амплитудой и высокой экономичностью. При подъеме штанги хорошая гибкость обеспечивает лучшую возможность выполнять технические приемы, способствует становлению

Из книги Божественный кулак Масутацу Ояма автора Горбылев Алексей Михайлович

10.5. Развитие ловкости При подготовке тяжелоатлетов высокого класса необходимо развивать ловкость с самого начала спортивных занятий, что позволяет успешно освоить в дальнейшем и совершенствовать технику выполнения специальных упражнений.Под ловкостью понимается

Из книги Рукопашный бой [Самоучитель] автора Захаров Евгений Николаевич

Легенды о древнегреческих кулачных бойцах В боксе всегда есть место гению. Жак Превер В основании любой легенды, как правило, лежит реальное событие. Даже самым невероятным преданиям и сказаниям с течением времени можно найти фактическое объяснение. С ходом

Из книги Жизнь без границ. История чемпионки мира по триатлону в формате Ironman автора Айлвин Майкл

Развитие кулачных боев на Руси Первые сведения о кулачных боях на Руси можно найти в Густинской летописи датированной 990 годом, и в летописях Нестора 1069 года. Одним из элементов складывающейся в то время самобытной народной системы физического воспитания было два вида

Из книги Особенности подготовки юных хоккеистов автора Мельников Илья Валерьевич

Чемпионы кулачных боёв 1719 г. - Джеймс Фигг1730 г. - Джек Греттинг1734 г. - Джордж Тэйлор1734 г. - Джек Браутон1750 г. - Джек Слэк1760 г. - Билл Стивебс1761 г. - Джордж Меггс1764 г. - Билл Дартс1769 г. - Том Лайонс1769 г. - Билл Дартс1776 г. - Гарри Сэллерс1780 г. - Джек Гаррис1783 г. - Том Джеклинг

Из книги автора

Пятьдесят боёв Александра Нестеренко Алексей ГОРБЫЛЁВ В марте этого года произошло весьма знаменательное для отечественного Кёкусинкай событие, которое, однако, прошло практически незамеченным для подавляющего большинства поклонников этого стиля каратэ. И это при

Из книги автора

3.2. РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ 3.2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА БЫСТРОТЫ И ФОРМ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В соответствии с современными представлениями быстрота понимается как специфическая двигательная способность человека к высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного

Из книги автора

3.4. РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ 3.4.1. ГИБКОСТЬ КАК ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА В теории и методике физической культуры гибкость рассматривается как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее пределы движений звеньев тела. Различают две формы ее

Из книги автора

Глава 4 Развитие Мне интересно читать дневники, которые я вела во время своих путешествий. В июне 1999 года я оплакивала свое желание постоянно угождать людям. Спустя пять месяцев я поменяла это стремление на принцип «делать людей счастливыми». Возможно, эти намерения

Из книги автора

Развитие выносливости Как на протяжении одного матча, так и на протяжении всего турнира в современном хоккее от хоккеиста требуется выносливость на всем его протяжении – способность играть в высоком темпе. Хоккеист должен уметь восстанавливать свою работоспособность

Из книги автора

Развитие гибкости Гибкость – это способность выполнять упражнения с большой амплитудой. Различают две формы гибкости: активную, которая характеризуется величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении физических упражнений, благодаря усилиям мышц;