Лыжные гонки участники. Лыжные гонки

Лыжные гонки (беговые лыжи) - вид лыжного спорта, в котором передвижение спортсмена(бег), осуществляется при помощи лыж и лыжных палок по зимней трассе(по снегу) .

История

Первый старт лыжных гонок на территории современной Норвегии в 1767 году. Примру Норвегии последовали Финляндия и Швеция. И уже в XIX-XX вв. стали появляться лыжные клубы. Лыжные гонки впервые появились на Олимпийских зимних играх 1924 года в Шамони. Соревнования среди женщин введены на Олимпийских играх 1952 года в Осло.

Виды техники

Классический стиль
Первоначально к «классическому стилю» относятся те виды передвижения, при которых практически всю дистанцию лыжник проходит по предварительно подготовленной лыжне, состоящей из двух параллельных колей. «Классические» лыжные ходы разделяют по способу отталкивания палками на попеременные и одновременные. По числу шагов в одном цикле выделяют одновременно одношажный, попеременно двушажный и бесшажный ходы. Наиболее распространены попеременный двушажный ход (применяется на подъёмных участках и отлогих склонах, а при очень хорошем скольжении — и на подъёмах средней крутизны (до 5°) и одновременный одношажный ход (применяется на равнинных участках, на отлогих подъёмах при хорошем скольжении, а также на уклонах при удовлетворительном скольжении).

Свободный стиль
«Свободный стиль» подразумевает, что лыжник сам волен выбирать способ передвижения по дистанции, но поскольку «классический» ход уступает в скорости «коньковому», «свободный стиль» является, по сути, синонимом «конькового хода». Коньковые способы передвижения широко используются с 1981 г., когда финский лыжник Паули Сиитонен,которому тогда было уже за 40, впервые применил его в соревнованиях-в гонке на 55 км и выиграл. Наиболее распространены одновременный двухшажный коньковый ход (применяется как на равнинных участках, так и на подъёмах малой и средней крутизны) и одновременный одношажный коньковый ход (применяется при стартовом разгоне, на любых равнинах и пологих участках дистанции, а также на подъёмах до 10-13°).

Основные виды лыжных гонок:
Соревнования с раздельным стартом
Соревнования с общим стартом (масс-старт)
Гонки преследования (персьют, pursuit, система Гундерсена)
Эстафеты
Индивидуальный спринт
Командный спринт


При раздельном старте спортсмены стартуют с определённым интервалом в определённой последовательности. Как правило интервал составляет 30 с (реже — 15 с или 1 мин). Последовательность определяется жеребьёвкой или текущим положением спортсменом в рейтинге (сильнейшие стартуют последними). Возможен парный раздельный старт. Итоговый результат спортсмена вычисляется по формуле «финишное время» минус «стартовое время».

Соревнования с масс-стартом
При масс-старте все спортсмены стартуют одновременно. При этом спортсмены с наилучшим рейтингом занимают наиболее выгодные места на старте. Итоговый результат совпадает с финишным временем спортсмена.

Гонки преследования
Гонки преследования (персьют) представляют собой совмещённые соревнования, состоящие из нескольких этапов. При этом стартовое положение спортсменов на всех этапах (кроме первого) определяется по результатам предыдущих этапов. Как правило в лыжных гонках персьют проходит в два этапа, один из которых спортсмены бегут классическим стилем, а другой - коньковым стилем.
Гонки преследования с перерывом проводятся в два дня, реже — с интервалом в несколько часов. Первая гонка проходит обычно с раздельным стартом. По её итоговым результатам определяется отставание от лидера для каждого из участников. Вторая гонка проходит с гандикапом, равным этому отставанию. Победитель первой гонки стартует первым. Итоговый результат гонки преследования совпадает с финишным временем второй гонки.
Гонка преследования без перерыва (скиатлон) начинается с общего старта. После преодоления первой половины дистанции одним стилем спортсмены в специально оборудованной зоне меняют лыжи и сразу преодолевают вторую половину дистанции другим стилем. Итоговый результат гонки преследования без перерыва совпадает с финишным временем спортсмена.

Эстафеты
В эстафетах соревнуются команды, состоящие из четырёх спортсменов (реже — трёх). Лыжные эстафеты состоят из четырёх этапов (реже — трёх). Эстафеты могут проходить одним стилем (все участники бегут свои этапы классическим или свободным стилем) или двумя стилями (1 и 2 этапы участники бегут классическим стилем, а 3 и 4 этапы — свободным стилем). Эстафета начинается с масс-старта, при этом наиболее выгодные места на старте определяются жеребьёвкой, или же их получают команды, занявшие наиболее высокие места на предыдущих аналогичных соревнованиях. Передача эстафеты осуществляется касанием ладони любой части тела стартующего спортсмена своей команды, в то время как оба спортсмена находятся в зоне передачи эстафеты. Итоговый результат эстафетной команды вычисляется по формуле «финишное время последнего члена команды» минус «стартовое время первого члена команды» (обычно равное нулю).

Индивидуальный спринт
Соревнования по индивидуальному спринту начинаются с квалификации (пролог), которая организуется в формате раздельного старта. После квалификации отобранные спортсмены соревнуются в финалах спринта, которые проходят в виде забегов разного формата с масс-стартом из четырёх человек (изменяется). Количество спортсменов, отбираемых в финальные забеги, не превышает 30. Сначала проводятся четвертьфиналы, затем полуфиналы и, наконец, финал А. Таблица итоговых результатов индивидуального спринта формируется в таком порядке: результаты финала А, участники полуфиналов, участники четвертьфиналов, не прошедшие квалификацию участники.

Командный спринт
Командный спринт проводится как эстафета с командами, состоящими из двух спортсменов, которые поочередно сменяют друг друга, пробегая 3-6 кругов трассы каждый. При достаточно большом числе заявленных команд проводятся два полуфинала, из которых равное количество лучших команд отбирается в финал. Командный спринт начинается с масс-старта. Итоговый результат командного спринта вычисляется по правилам эстафеты.
На официальных соревнованиях длина дистанции колеблется от 800 м до 50 км. При этом одна дистанция может состоять из нескольких кругов (для зрелищности).

Соревнования с раздельным стартом
3, 5, 7.5, 10, 15, 30, 50 км

Соревнования с масс-стартом
10, 15, 30, 50, 70 км

Гонки преследования
5, 7.5, 10, 15 км

Эстафеты (длина одного этапа)
2.5, 5, 7.5, 10 км

Индивидуальный спринт (мужчины)
1 — 1.4 км

Индивидуальный спринт (женщины)
0.8 — 1.2км

Командный спринт (мужчины)
2х(3-6) 1 — 1.6км

Командный спринт (женщины)
2х(3-6) 0.8 — 1.4км

И финны , позже увлечение гонками возникло и в Центральной Европе . В конце XIX - начале XX века во многих странах появились национальные лыжные клубы. В 1924 году была создана Международная федерация лыжного спорта (FIS). В FIS насчитывала 98 национальных федераций.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Лыжи. Чемпионат мира. Лахти. Мужчины.. Спринт. Свободный стиль. Финал. Устюгов - второй.

    ✪ Лыжные гонки. Чемпионат мира, Лахти, Финляндия. Эстафета, 4х10 км мужчины

    ✪ Фильм Ильи Трифанова о чемпионате мира по лыжным видам спорта 2017.

    ✪ Топ 5 досадных падений лыжников перед финишем /лыжные гонки/

    ✪ Чемпионат РК по лыжным гонкам среди обучающихся в спортивных школах 04. 02. 2019

    Субтитры

Техника

Основные стили передвижения на лыжах - «классический стиль» и «свободный (коньковый) стиль».

Классический стиль

Первоначально к «классическому стилю» относятся те виды передвижения, при которых практически всю дистанцию лыжник проходит по предварительно подготовленной лыжне, состоящей из двух параллельных колей. «Классические» лыжные ходы разделяют по способу отталкивания палками на попеременные и одновременные. По числу шагов в одном цикле выделяют одновременно одношажный, попеременно двушажный и бесшажный ходы. Наиболее распространены попеременный двушажный ход (применяется на подъёмных участках и отлогих склонах, а при очень хорошем скольжении - и на подъёмах средней крутизны (до 5°) и одновременный одношажный ход (применяется на равнинных участках, на отлогих подъёмах при хорошем скольжении, а также на уклонах при удовлетворительном скольжении).

Свободный стиль

«Свободный стиль» подразумевает, что лыжник сам волен выбирать способ передвижения по дистанции, но поскольку «классический» ход уступает в скорости «коньковому», «свободный стиль» является, по сути, синонимом «конькового хода ». Коньковые способы передвижения широко используются с 1981 г., когда финский лыжник Паули Сиитонен, которому тогда было уже за 40, впервые применил его в соревнованиях - в гонке на 55 км - и выиграл. Наиболее распространены одновременный двухшажный коньковый ход (применяется как на равнинных участках, так и на подъёмах малой и средней крутизны) и одновременный одношажный коньковый ход (применяется при стартовом разгоне, на любых равнинах и пологих участках дистанции, а также на подъёмах до 10-13°).

Преодоление подъёмов

Подъёмы могут преодолеваться либо одним из видов конькового хода, либо следующими способами: скользящим шагом (на подъёмах крутизной от 5° до 10°), ступающим шагом (от 10° до 15°), беговым шагом (15° и больше), «полу-ёлочкой», «ёлочкой», «лесенкой» (на соревнованиях не применяется), в отдельных случаях, когда подъём довольно резкий, применяется «ёлочка».

Спуск

При спусках спортсмены применяют различные виды стоек, различающиеся углом сгиба коленей. В высокой стойке этот угол составляет 140-160°, для средней стойки угол сгиба коленей 120-140° (120-130° у варианта этой стойки, т. н. стойки «отдыха»), обе применяются на неровных склонах. А на ровных спусках применяется самая скоростная, низкая, стойка, для которой угол сгиба коленей меньше 120°.

Торможение

Наиболее распространено торможение «плугом». При спуске наискось часто используется торможение упором. Для предотвращения травм при возникновении неожиданных препятствий на трассе иногда необходимо применять торможение падением, для которого также разработана своя, наиболее безопасная, техника выполнения.

Поворот

Очень распространен на соревнованиях способ поворот переступанием, тогда как поворот «плугом» часто используется для крутых поворотов. Иногда применяются такие способы, как поворот упором, поворот из упора и поворот на параллельных лыжах.

Основные виды лыжных гонок

  • Соревнования с раздельным стартом
  • Соревнования с общим стартом (масс-старт)
  • Гонки преследования (скиатлон , система Гундерсена)
  • Индивидуальный спринт
  • Командный спринт

Соревнования с раздельным стартом

При раздельном старте спортсмены стартуют с определённым интервалом в определённой последовательности. Как правило интервал составляет 30 с (реже - 15 с или 1 мин). Последовательность определяется жеребьёвкой или текущим положением спортсменом в рейтинге (сильнейшие стартуют последними). Возможен парный раздельный старт. Итоговый результат спортсмена вычисляется по формуле «финишное время» минус «стартовое время».

Соревнования с масс-стартом

Финиш лыжной гонки

При использовании ручного отсчета времени, финишное время фиксируется в момент, когда нога спортсмена, которая находится впереди, пересекает финишную линию. При использовании системы электронного отсчета времени, время фиксируется, когда прерывается контакт. Точка замера светового или фото-барьера должна располагаться на высоте 25 см над поверхностью снега.

Гид Team Russia поможет вам разобраться со всем, что связано с лыжными гонками.

Лучшие атлеты в лыжных гонках объединены в сборную команду страны. Принадлежность к тому или иному спортивному клубу в большинстве случаев не является определяющей. Главные старты в лыжных гонках: Кубок мира, чемпионат мира (проходит раз в два года) и Олимпийские игры (раз в четыре года).

Кубок мира

В формате, более или менее похожем на нынешний, Кубок мира появился в 1981 году, объединив крупнейшие старты планеты - главным образом, конечно, Европы. Кубок мира традиционно стартует в Лапландии в конце ноября, а заканчивается в середине марта в шведском Фалуне. За этот период спортсменов ждёт более 30 стартов.

За победу в гонке начисляется 100 баллов, за второе место - 80, за третье - 60 и так далее, до 30 места. Баллы идут в общий зачёт Кубка мира. В конце сезона спортсмену, заработавшему больше всего кубковых баллов, вручается Большой хрустальный глобус. За победу в спринтерском зачёте вручается Малый спринтерский хрустальный глобус, за победу в дистанционном (только длинные гонки) зачёте - Малый дистанционный хрустальный глобус. К вопросу о дисциплинах мы ещё вернёмся.

Именно старты Кубка мира - главные гонки в календаре спортсменов. На них они ориентируются при подготовке к чемпионатам мира и Олимпийским играм. Можно сказать, это гоночная и профессиональная база атлета.

Тур де ски

Входит в зачёт Кубка мира, но выведен в отдельную очень престижную номинацию. Впервые был проведён в 2006 году по образцу велосипедных многодневок: 9 дней, 7 гонок, один-два этапа обычно спринтерские, остальные - дистанционные. Проходит в центральной Европе: Германия, Австрия, Швейцария, Италия, Чехия. Существует общий зачёт, система очковых модификаций и промежуточных бонусных отметок. Очки идут в общий зачёт Кубка мира, но за победу на гонке дают лишь 50 баллов, зато в итоговом общем зачёте очки удваиваются.

Чемпионат мира

Чемпионат мира по лыжным видам проходит раз в два года, обычно в феврале, и включает всю программу дисциплин: спринт, командный спринт, индивидуальную гонку, скиатлон (ранее - масс-старт на 30 км), эстафету и лыжный марафон. Результаты на чемпионатах мира не трансформируются в очки зачёта Кубка мира - спортсмены бьются только за медали.

Олимпийские игры

Игры для лыжника-гонщика похожи на чемпионат мира - те же шесть гонок и такая же система. Игры проходят раз в четыре года, поэтому олимпийская медаль - самая ценная награда для любого спортсмена. Впрочем, выиграть общий зачёт Кубка мира, вероятно, даже сложнее.

Марафонская серия Ski Classic

Эта элитная серия включает в себя несколько классических европейских лыжных марафонов с историей. Тут нет национального деления, зато есть деления спортсменов на команды - как в профессиональном велоспорте. Почти все марафоны проводятся классикой и бегут её последние годы модным и быстрым даблполингом (одновременным бесшажным). Среди самых известных марафонов: Марчалонга, Васалоппет, Сгамбеда.

Ещё есть марафоны, объединённые в серию Worldloppet, которые проводятся по всему миру - от Америки до Японии. И российский аналог - Russialoppet, но все эти три серии не попадают на российское телевидение.

Дисциплины в лыжных гонках

Спринт. Состоит из квалификации и финальной части. В финальную часть попадает 30 лучших спортсменов из квалификационного забега, длительностью как правило 1,5 километра. Финальная часть разделена на четвертьфиналы, полуфиналы и финал. В каждом четвертьфинале бежит по шесть человек, то есть всего пять забегов. По результатам четвертьфинального забега напрямую в полуфинал проходят двое быстрейших из каждого забега и ещё двое лучших по времени среди занявших места ниже второго - лакилузеры (luckylosers). В полуфинале действует такая же формула, в финале побеждает быстрейший.

Командный спринт. Проводится в основном два раза по ходу кубкового сезона, а также на чемпионатах мира и Олимпийских играх. Команды формируются из двух представителей одной национальной сборной. В рамках командного спринта участники проходят по три спринтерских этапа, сменяя друг друга. Дисциплина с реальным спринтом имеет мало общего, поэтому здесь хорошо себя чувствуют стайеры и даже марафонцы - нужно много скоростной выносливости.

Гонка с раздельным стартом (индивидуальная гонка). Проводятся довольно часто и на разных дистанциях. На чемпионатах мира и Олимпийских играх традиционная дистанция для индивидуальных гонок - 10 км для женщин и 15 км для мужчин, однако в рамках этапов Кубка мира и многодневок дистанция может варьироваться.

Гонка преследования. Проводится на «Тур де ски» и ещё один раз в конце кубкового сезона на шведской мини-многодневке. Гонщики стартуют по времени, показанном на гонке с раздельным стартом.

Скиатлон. Гонка с массовым стартом, где половина дистанции проводится классическим стилем, а другая половина - свободным, со сменой лыж в специальной транзитной зоне. Мужчины бегут 15 км классическим стилем и 15 км коньковым. Женщины - 7,5 + 7,5. Во время многодневок дистанция зачастую короче.

Масс-старт. Традиционные гонки с общим стартом, где большая группа спортсменов стартует в одно время и преодолевает определённую дистанцию. Самая популярная гонка с общего старта - марафон, однако существует и множество других гонок на другие, более короткие дистанции, в основном в рамках многодневок.

Эстафета. Командная гонка, в каждой команде по четыре спортсмена. Два этапа проходят классическим стилем, два свободным. Самый распространённый формат дистанции для женщин - 4 х 5 км, для мужчин - 4 х 10 км.


Что: Лыжные гонки Где: Северная Европа (Финляндия, Швеция, Норвегия)

20.04.2016 Red Bull Nordenskiöldsloppet - самая длинная классическая лыжная гонка в мире.

Red Bull Nordenskiöldsloppet - самая длинная классическая лыжная гонка в мире.

И не только самая длинная. Еще и самая древняя: она состоялась аж в 1884 г., когда участники экспедиции Адольфа Эрика Нурденшёльда (Adolf Erik Nordenskiöld) вернулись из Гренландии и рассказали, что в один из выходов двое уроженцев Йоккмокка прошли на лыжах 460 км за 57 часов. Им, естественно, никто не поверил, и тогда Нурденшёльд решил доказать, что это в принципе возможно. Так появился маршрут длиной 220 км, который участники гонки планировали преодолеть за 24 часа. В итоге победитель уложился в 21 час 22 минуты.

Чтобы было понятно, что это были за люди, стоит взглянуть на фото:

Лыжи длиной 210-300 и шириной 8-12 см, палки и остальная экипировка понятно какие. Лыжню им, естественно, никто не тропил. Все современные рекордсмены отдыхают.

И вот в этом году шведские лыжники решили повторить эту историческую гонку в шведской Лапландии по оригинальному маршруту от Йоккмокка (Jokkmokk) до Квиккйокка (Kvikkjokk) и обратно. Дата - 10 апреля 2016 г.

Я узнал об этом от одного шведа, с которым в марте неделю ехал 440 км от границы до границы в Финляндии (http://rajaltarajallehiihto.ranua.fi/Suomeksi/Etusivu). Он гордо заявил, что собирается таким образом закрыть сезон, и наша группа всю неделю троллила его за чрезмерные амбиции. Он, впрочем, особо не троллился и все наши едкие комментарии парировал гордым "зато это легендарная гонка". Ну, посмеялись и забыли.

Когда я вернулся в Москву, оказалось, что нет, не забыли. По мере того, как снег таял и рядом с Москвой оставалось все меньше и меньше мест для нормального катания, мысль о том, что закрыть сезон заездом на 220 км по нормальной трассе было бы красиво, возникала у меня все чаще и чаще. И все доводы разума о том, что 220 км это дофига, ехать туда на один день не близко и недешево, странным образом растворялись в одной и той же навязчивой мантре: зато это легендарная гонка...

В общем, дух авантюризма в очередной раз победил, и вот я уже регистрируюсь на сайте гонки, там же оплачиваю стартовый взнос, покупаю билеты на самолет, и вуаля. Логистика очень простая: перелет Москва - Стокгольм - Лулео, от Лулео до Йоккмокка примерно 170 км - можно воспользоваться трансфером от организаторов, можно взять напрокат машину.

Важный момент. В Москве багаж регистрируют прямо до конечной точки (Лулео), но в Стокгольме его нужно обязательно получить и самостоятельно донести до стойки сдачи багажа в терминале для внутренних рейсов! Обратно багаж тоже регистрируют сразу до Москвы, но получать его в Стокгольме НЕ надо. То есть эта заморочка имеет место в Швеции только при пересадке с международного рейса на внутренний. В Москве меня об этом не предупредили, и лыжи мои, естественно, благополучно остались в Стокгольме. Впрочем, в Лулео мне весело сообщили, что ситуация под контролем и все приедет на следующий день утром первым же рейсом, поэтому я ничуть не расстроился: ночевал я в этот день все равно рядом с аэропортом, перемещался на арендованной машине, и проехать утром лишние 5 км, чтобы забрать лыжи, мне не составляло никакого труда.

Наутро было солнечно и +9, и, надо сказать, окружающий пейзаж не внушал оптимизма в плане количества и качества снега.

Ледяной дождь там тоже не редкость.

Недалеко от Йоккмокка проходит полярный круг.

К обеду я на месте, и у меня достаточно времени, чтобы спокойно осмотреться, зарегистрироваться и подготовиться к завтрашней гонке. Йоккмокк очень небольшой городок, тем не менее, там есть несколько отелей и кемпингов. Конечно, к тому моменту, как я окончательно решил, что еду, все уже было занято - все-таки 500 чел. участников для города с населением 2000 чел. это много, - но организаторы всем помогают найти жилье. Мне дали контакты милой бабушки-библиотекаря, которая сдала мне в своем доме комнату с отдельным входом и санузлом всего за 400 крон за все время моего там пребывания. Вот такой вот домик. И такая комнатка.

Лирическое отступление. По пути в центр соревнований я решил поесть и зашел в первый попавшийся ресторанчик, каковой ресторанчик был готов, судя по надписям на стенах, осчастливить меня гамбургерами, пиццой и салатами. Гамбургеры я решил проигнорировать, а вот пицца и греческий салат показались к месту. Появилась официантка.
- Что будете заказывать?
- Пиццу и греческий салат.
- Пиццу и что?
- Греческий салат.
- Какой?
- Греческий.
- Греческий?
- Да.
Почувствовав, что полного взаимопонимания у нас не наступает, для пущей убедительности показываю на надпись мелом "Греческий салат" на доске у нее за спиной.
- А-а-а, греческий салат...
Многоточие ощущалось настолько остро, что я оглянулся. Остальные клиенты заведения смотрели на меня осуждающе. Официантка - с сожалением. В этом сожалении не было снисходительности, с какой итальянские официанты, закатывая глаза и произнося про себя "Mamma mia!", принимают у варваров-иностранцев заказы на латте или капуччино после полудня. Это было что-то другое. Недоумение, смешанное с любопытством. Пытаясь как-то разрядить обстановку, я попросил еще бутылку пива. Пиво мне сразу же принесли, но обстановка не разрядилась.

Официантка вернулась с моим заказом через двадцать минут. Теперь она смотрела на меня торжествующе. Остальные клиенты, жующие гамбургеры, - с завистью. Выглядело это так:

Пицца была примечательна лишь тем, что толщина лепешки была сантиметра два, не меньше. А вот греческий салат был экипирован, помимо более или менее привычных ингредиентов, куском авокадо, куском дыни и куском ананаса... И самое главное - все было настолько свежим, как будто только что с грядки. Ну хорошо, козий сыр, допустим, с ближайшей фермы, но откуда такой спелый ананас? Я такие только в Африке пробовал...

Обед этот я запомнил. Меня в этом заведении, мне кажется, тоже запомнили. Что-то было явно потеряно в переводе, но что и кем?

В центре соревнований заполняешь расписку и получаешь комплект участника: информационный листок, именную майку с номером, наклейки с номером, чипы на каждую ногу, карту с маршрутом гонки, стопку рекламных буклетов, банку энергетика от спонсоров и три разноцветных полиэтиленовых пакета.

Полиэтиленовые пакеты - отдельная история, они для вещей. Красный и зеленый едут в заранее известные точки на дистанции, чтобы участники могли при желании переодеться. Туда же можно загрузить фонарик, если не рассчитываешь финишировать засветло, а тащить его с собой с утра не хочется. В прозрачный пакет скидываются лишние вещи непосредственно перед стартом, и этот прозрачный пакет приезжает на финиш. По факту, когда я финишировал, в центре соревнований были уже все пакеты.

Наклейки с номером участника клеятся на пакеты и на каждую лыжу. Лыжи проверяются на входе в стартовую зону и на финише. Менять лыжи на дистанции нельзя (только если сломались).

Итак, утро, день старта. Старт гонки в 06.00. От центра соревнований в Йоккмокке до точки старта примерно 15 км. Туда можно приехать на своей машине, но мест на парковке не очень много, да и финиш получается в другом месте. Удобнее воспользоваться автобусами от организаторов. Автобусы отправляются от центра соревнований, один за одним, начиная с 04:30. Я сажусь на второй автобус примерно в 04:45, и в 05:05 мы на месте. В точке старта есть небольшое кафе, теплый чум с бесплатными бананами и спортивными напитками, биотуалеты - все, как положено.

Перед стартом никакой суеты, места на стартовой поляне (т.е. на льду озера) достаточно, поэтому никто никуда не торопится, в 05:45 на старте в основном только лыжи, народ тусуется где-то вокруг. В 05:50 все потихоньку занимают места и ждут старта. Старт возможен из трех позиций, в зависимости от группы, в которую записываешься при регистрации. Групп три - Elite, Competition, Amateur. Критериев оценки организаторы не дают, поэтому каждый решает для себя сам, кто он. Я для себя определил эти категории как "лоси", "физкультурники", "лошки" и записался в физкультурники.

На практике можно было стартовать из любого места, за распределением участников на старте никто не следил. Я поэтому к физкультурникам пробираться не стал и стартовал в самом хвосте, вместе с лошками. Забавно, что старт снимали не с какого-нибудь квадрокоптера, а с самого настоящего вертолета. Впрочем, оно и понятно: это же легендарная гонка. Вертолет потом еще периодически пролетал где-то рядом. Видимо, вел лидеров.

Обратный отсчет, выстрел, поехали. В хвосте никакой толчеи, все благостно и неторопливо. На старте не меньше десяти лыжней, которые примерно через километр превращаются в обещанные организаторами две. Их вполне хватает. Такое ощущение, что все немного побаиваются такой длинной дистанции, поэтому едем спокойно. Ну, по местным меркам спокойно - первый километр из трех минут, второй из трех, третий из трех... Скорость под 20 км/ч. Катит хорошо, к этому быстро привыкаешь, и такая скорость начинает казаться нормой. В итоге на первых 20 км средняя получается выше 17 км/ч.

К слову сказать, как раз после первой "двадцатки" народ окончательно растягивается по дистанции в соответствии со своим темпом, и я не вижу никого ни перед собой, ни сзади. Начиная с этого момента и до конца гонки я обогнал не больше десяти человек, и не больше десяти человек обошли меня. Значит, стартовал в правильном месте.

Трасса очень хорошая, твердая, укатанная и нарезанная ратраком - конфетка. Пейзажи тоже. Периодически останавливаюсь фотографирую.

Народ едет только на руках, даже в гору. Надо признать, что техника дабл-полинга совершенно вытеснила все остальные.

Теперь о расстояниях. Тут интрига, появившись в самом начале, сохранялась до самого конца. Изначально была заявлена оригинальная дистанция 1884 г. длиной 224 км. За пару недель до начала организаторы сообщили, что из-за аномально теплой весны (типа, впервые такая за 70 лет) дистанция будет урезана до 180 км, НО будет добавлен рельеф, чтобы жизнь медом не казалась. В информационном листке, полученном накануне, значилось расстояние 200 км. Схема трассы с контрольными пунктами подтверждала, что расстояние 200 км.

На дистанции стояли километровые отметки, кратные 10 км. Первая загадка обозначилась рядом с табличкой "30 км". Навигатор показывал 25. Не туда воткнули? Табличка "40 км" - навигатор показывает 35. Дальше, до 60 км этот сдвиг практически не меняется, плюс-минус километр. Какое-то время я раздумывал над версией, что это такие местные лапландские километры, - в финской Лапландии та же беда, - но потом решил, что более красивая теория - подарок от организаторов. Это же легендарная гонка. Динь-динь! Поздравляем, вы получаете пять бонусных миль за участие в программе!

Пункты питания расположены через каждые 10-15 км. Еда вкусная и разнообразная - булочки с сыром, бананы, апельсины, злаковые батончики (разные), солености. Есть несколько крупных пунктов, где также дают бульон и макароны с мясом. Из напитков вода, изотоник, энергетик и черничный кисель (по вкусу абсолютно домашний). На крупных пунктах питания еще чай и кофе.

Пустые стаканчики из-под напитков кидают прямо на снег. Видимо, так задумано, чтобы не создавать пробки на пунктах питания. Но выглядит это, признаться, как большой свинарник с длинным "языком", который создают спортсмены. Эти парни, естественно, экономят секунды, поэтому хватают все, что есть, и бегут дальше, откусывая ото всего по разу, а то, что осталось, кидают под ноги. В итоге на пункте питания гора из пустых стаканчиков, а дальше по лыжне - надкусанные булочки, батончики (такое ощущение, что кусают прямо через упаковку), пакетики из-под гелей, кожура от бананов и прочий мусор.

Четыре часа от старта, большой пункт питания на 60 км. Заметно теплеет. У меня на держание очень узкая колодка с тонким слоем KR60, и я решаю подмазаться клистером, которым работают местные сервисмены. Это абсолютно бесплатно. Более того, они сами это делают, пока ты перекусываешь.

Кстати говоря, при регистрации на гонку можно было за дополнительные деньги приобрести один из двух пакетов по подготовке лыж. Один включал более простую разовую обработку лыж парафином на скольжение и мазью на держание (лыжи отдаешь накануне вечером, забираешь утром в 04.00, до отправления автобусов), а второй - более профессиональную подготовку с высокофтористыми порошками и прочими пирогами, причем один раз перед стартом и один или два раза на дистанции. Я этого ничего заказывать не стал.

Еду дальше, и тут на встречном курсе появляются лидеры. Они уже развернулись и бегут обратно. Все, как положено: каменные лица, мутные глаза, язык на плече, пена на подбородке. Но идут красиво и очень быстро. Я проехал 60, они - 90. За 4 часа. На Vasaloppet у них уже был бы финиш.

Сильно теплеет, лыжню "отпускает", скольжение заметно ухудшается. Видимо, в связи с этим нам начисляют очередные бонусные мили: на отметке "70 км" прибор показывает 63 км. Участок 60-90 км, до разворота и обратно, самый сложный. Сильный рельеф, постоянные подъемы и спуски, яркое солнце, низкая скорость. Жарко. Вдоль лыжни валяются брошенные шапки, банданы и термофутболки. Наверное, организаторы потом свозят это все в lost & found. Либо людям настолько важны секунды, что одеждой они готовы просто пожертвовать.

В итоге до точки разворота (75 км от старта) доезжаю за 5 часов, средняя - 15 км/ч. Но уже следующие 15 км (от 75 до 90 км) за час не даются: скорость падает. Но ехать все равно приятно и красиво.

Обратный путь до точки старта занимает не пять часов, как туда, а почти семь. По пути думаю, на что потратить бонусные мили, ибо их уже набежало прилично: столбик "150 км" проезжаю, когда на навигаторе у меня всего 135 км.

За спиной 160 км, на очередном столбике - 170. Что-то я сделал не так - 3 бонусные мили у меня за что-то списали. Близится вечер, фонарь я решил не брать, поэтому снова пускаюсь в размышления о природе и свойствах местных километров. Надежды, что, может быть, будет в итоге всего 180 км по столбикам, сменяются опасениями, что все бонусные мили спишут и заставят в итоге натурально проехать 220 км.

Очередной пункт питания. Народ веселый, чтобы не сказать навеселе. Машут рукой - мол, тут до финиша километров десять, не больше, и там еще последний пункт питания и небольшой кружок вокруг финиша.

Рельеф кончился, едется легко.

Примерно через десять километров действительно начинаются дома. Ура, это Йоккмокк! Музыка и бубнение комментатора все ближе, уже виден финиш... Но прямо напротив финиша лыжня каким-то предательским образом сворачивает в лес и переходит в подъем, за которым обнаруживается тот самый последний сервисный пункт. Ну ладно, попьем - и на финиш. Отъезжаю от сервисного пункта, спуск-подъем, вижу справа и слева от себя на параллельных лыжнях участников, которые тоже, очевидно, попили и едут на финиш.

Через десять минут накрывает тяжелое осознание происходящего: я еду по спортивной трассе, конца и края которой не видно. Она состоит из бесчетного числа зигзагов и совершенно адских спусков и подъемов, а те другие участники на параллельных лыжнях это такие же зомби, попавшие в этот дикий лабиринт, выхода из которого нет и не будет. В общем, этот "кружок вокруг финиша" это были самые сложные 10 км всего маршрута. На них ушел час времени. Час после того, как ты проехал от финишной черты в 50 м!

Финиш был желанным. На приборе у меня было ровно 180 км, но сожаления о том, что это не 200 и не 220, не было. Тактическое решение организаторов с последней "десяткой" по спортивной трассе сделало свое дело - никто не жаловался, что ему не хватило. Итог: 180 км за 14,5 часов. Для меня это рекордное расстояние за один заезд с рекордной средней скоростью на начальном участке (75 км за 5 часов).

А фишку с километровыми табличками я разгадал. Это реальные 180 км (о которых было объявлено заранее), помноженные на рельеф, которого не должно было быть в оригинальном треке. По мнению организаторов, это по степени трудности, видимо, соответствует 200 км оригинального трека. Отсюда и расположение табличек: на простых участках "трековые" километры соответствуют реальным, на сложных - слегка ужимаются. Простим организаторам эту маленькую хитрость, ведь это легендарная гонка. :)


В прошлом месяце мы опубликовали материал с обзором уже открывшихся мест катания, который вызвал большой читательский интерес. В ноябре мы решили подготовить аналогичный обзор, и в него войдут в основном новые трассы, которых не было в предыдущем обзоре, хотя будет и несколько исключений. Материал не претендует на полный охват всех существующих мест катания, но мы предлагаем нашим читателям стать соавторами материала, рассказав в комментариях о местах, где уже можно насладиться катанием на лыжах.

Россия

Ханты-Мансийск (ХМАО-Югра)
По-хорошему, трассу в Ханты-Мансийске можно было включать еще в октябрьский обзор. Круг, сделанный из прошлогоднего снега, был открыт уже в середине октября. Катание по трассе - платное.


Сыктывкар (Коми)

На Республиканском лыжном комплексе имени Раисы Сметаниной началось искусственное оснежение трасс, сообщает Минспорта Республики Коми . Всего на ЦСПСК имеется пять снежных пушек и двадцать два ружья. Не секрет, что искусственный снег позволяет спортсменам раньше приступить к тренировкам, что существенно сказывается на подготовке лыжников.

Начинать работу можно только при стабильной минусовой температуре. С первыми холодами сотрудники учреждения запустили систему оснежения. Планируется, что искусственным снегом будет покрыто более 2 километров трассы и стадион комплекса. Всего в распоряжении спортсменов будет доступно 3,5 километра готовой освещенной лыжни.

«Мы сделаем минимум 3,5 километра лыжной трассы. Если не будет натурального снежного покрова, далее будем развозить снег и продлевать трассу до 5 километров», - прокомментировал директор ГАУ РК «ЦСПСК» Николай Гордеев.

Усинск (Коми)
С 27 октября в Усинске открыта лыжная трасса длиной 6,5 километров. Трасса освещена в вечернее время.



Златоуст (Уреньга)
Город Златоуст на Южном Урале - одно из традиционных мест для проведения вкатывания. Снег на перевале Уреньга, что неподалеку от города, выпадает обычно в конце октября - начале ноября. О том, какие условия были на Уреньге 2 ноября, можно понять по фото ниже.

Вершина Тёи (Хакасия)
Во второй половине ноября в Вершине Тёи пройдет I этап Континентального Кубка Восточной Европы. Трасса в этом посёлке - одно из традиционных мест вкатки сильнейших спортсменов как Сибири и Дальнего Востока, так и европейской части России. В данный момент сборы в Тёе проводят юниорская и часть основной сборной команды России (группа Е.Сорина).



Семинский перевал (Республика Алтай)
Еще одно намоленное лыжниками место в данный момент доступно для катания. Снега много, трасса отлично подготовлена, шестикилометровый круг укатан ратраком, - сообщает наш читатель Евгений Ширедченко. Фото от 5 ноября 2018 года.

Кировск (Мурманская область)
Ещё один город, уже побывавший в октябрьском обзоре. Сейчас на трассе возле Тирваса хорошо готовый круг 2,5 км с рельефом, снежные пушки работают, круг растёт (фото не с этого года).

Томск
В Томске выпало много снега, подготовлен 10-километровый круг. Лыжня под классику сделана на 3 из 10 километров.

Казахстан

Щучинск

В Щучинске всегда на лыжи встают в конце октября - начале ноября, но обычно это происходит в лесу, по тонкому слою снега поверх листьев на плохих лыжах, - делится информацией наш читатель Дмитрий Коломеец.
Но в этом году в городе открылся Национальный центр лыжного спорта, и подготовка трассы вышла на новый уровень. Со 2 ноября благодаря работе снежных пушек открыта лыжная трасса 1,3 км из искусственного снега. К концу следующей недели подготовят fis круг 2,5 км. Свои сборы проводят команды лыжников и биатлонистов из 6 регионов Казахстана, во второй половине ноября к ним присоединятся молодежная лыжная и паралимпийская сборные страны.

Финляндия

Леви
В Леви не запасают снега с прошлой зимы, предпочитая настреливать его с помощью снежных ружей. Система оснежения смонтирована вдоль широкой трассы длиной 4,5 км в одну сторону. На данный момент на сайте курорта говорится о 3 км подготовленных трасс. В вечернее время трасса освещена.


Саариселка (Инари)
1 ноября в Саариселке была открыта первая часть трассы длиной 2 км.

Рованиеми (Оунасваара)

Здесь проводит свой первый сбор на снегу сборная команда России по лыжным гонкам - все группы за исключением Юрия Бородавко, который тоже приедет сюда со своими спортсменами после соревнований в Муонио 12 ноября. Здесь же 15 ноября пройдут отборочные старты российской команды на I этап Кубка мира в Руке. На сайте ounasvaara.fi рапортуют о готовности 9 км лыжни.

Рука (Куусамо)

О Руке мы писали в предыдущем обзоре, но всё-таки не можем обойти вниманием последние новости с трассы I этапа Кубка мира. Сайт FIS рапортует о том, что на курорте подготовлен гомологированный 2,5-километровый круг.

Италия

Ливиньо

Трасса в Ливиньо готовится по тем же технологиям, что и в Финляндии, а теперь и в Тюмени. Снег запасают с прошлой зимы и затем рассыпают по трассе. В этом году открытие лыжни состоялось 13 октября. Напомним, что Ливиньо расположено на высоте 1800 м над уровнем моря. Длина трассы после сильнейших снегопадов, обрушившихся на курорт, составляет 22 км! С 25 ноября в Ливиньо пройдёт пилотный - осталось всего одно свободное место.