Маори — коренное население Новой Зеландии. Кто такие маори

Вырезаем тату. Если следовать традициям народа маори , узоры на теле нужно не набивать иглой, а вырезать с помощью стамески из кости. Именно так украшали свои тела индейцы прошлых веков.

Сейчас народ живет на островах Новой Зеландии, но раньше заселял Восточную Полинезию. Океанские просторы преодолели в 13-ом веке. Плыли на каноэ.

Одно это говорит о бесстрашии народа. Так что не удивительно, что полинезийские тату маори делали стамесками. Их вбивали в кожу молотками, отсекая куски тканей.

Получалось то, что в современном мире именуют шрамированием . Исторические краски тоже отличаются от современных. Маори прошлого пигментировали раны золой, смешанной с жиром.

В 21-ом веке состав не применяется, да и на шрамирование решаются единицы. Однако, живы эскизы тату маори . Они захватывают этническим стилем, абстрактностью, строгой геометрией.

Завораживают и значения символов. Они воссоздают единение с природой, позволяют развить дух воина. Принято выбирать современный метод татуирования, но старинные сюжеты. Вникнем в их суть.

Значение тату маори

Тату маори делятся на 4 группы. В первую из них входят животные. Как правило, это обитатели моря, омывающего острова Малой Зеландии. Эти животные давали индейцам силы и саму жизнь, служа пищей. За сие люди чтили обитателей морей.

Часть из них была неприкосновенна, считаясь тотемами племен. Тотем – прародитель. Иначе говоря, группы индейцев считали, что одни из них произошли от морской черепахи, другие – скатов, а третьи — дельфинов. Их изображения наносили на тела в качестве оберегов. Предки способны дать силы для свершений.

Дельфины и киты стали для маори символами защиты. Оба вида животных отгоняли от каноэ индейцев акул, приходили на помощь, если кто-то из маори попадал за борт.

Меж тем, на телах вырезали и акул. Это знак мощи, агрессии, власти и упорства.

Символ типичен для воинов маори. Их нравы, кстати, были кровожадны. В былые времена маори высушивали головы сраженных врагов, складывали из них кучи. На их вершине ставили череп убитого вождя, пытаясь сбить его палками, словно кеглями.

В татуировки маори с животными входит и скат. Его почитают как саму свободу. Изображение животного наносят на тела вольнолюбцев. Рисунки именуют «мокко».

Именно так на индейском наречии называется татуировка. Она, к слову, несет сакральный смысл. Кроме сути, перенятой европейцами, наколки маори близки к китайским меридианам.

Это энергетические каналы тела. В Поднебесной на них воздействуют иглоукалыванием и массажем. В Новой Зеландии энергетические центры отмечаются .

Соответственно, можно активизировать нужные чакры, как сказали бы в Индии. На островах же ничего не говорят, храня секреты татуирования в тайне.

Если национальные сюжеты заимствуют европейцы, их осуждают. Помните наколку Майкла Тайсона? Она на лице, а посему замечена многими. Рисунок взять из подборки фото тату маори .

Глава одного из племен народа был настолько возмущен содеянным Тайсоном, что сказал: — «Никто не имеет права использовать священные орнаменты в декоративных целях».

Не вникнув в суть начертанного на своем теле, Тайсон соблюл основную традицию маори. Тату на лице предпочтительна для индейцев. Прочие части тела украшали редко.

Кроме прямого значения и работы с энергетическими центрами, орнаменты указывают на социальный статус человека, основные жизненные вехи.

Это своеобразный паспорт, который под одеждой или волосами не рассмотрят ни свои, ни враги. Лицо всегда открыто, на нем можно читать, как автобиографию индейца.

Маори условно делят лицо на 13 секторов. Они олицетворяют лунные месяца. Соответственно, татуированное лицо – некая модель Вселенной.

Кроме того, орнаменты соотносятся с железами внутренней секреции. Это, по мнению индейцев, дает человеку истинное тело. Если на маори нет тату, о нем говорят «папа-теа», то есть краснокожий без тела.

Теперь, вернемся к делению сюжетов маори. К морским любимчикам народа стоит добавить сухопутных ящериц и цапель. Изображение первых сопровождает интеллектуалов и колдунов.

Ящерица считается символом интуиции. Цапля же – знак чистоты духа, борцов за справедливость и правду. Учтем, что значение тату маори соблюдается лишь при определенной технике нанесения рисунка.

Он составляется из геометрических элементов, каждый из которых несет отдельный смысл. Его рассмотрим во второй категории наколок индейцев.

Итак, о геометрии тату маори. Вид и значение орнаментов связаны. Если основной элемент спираль, значит, акцент сделан на новые начинания, цикличность развития, связь с космосом.

Настроиться на последний для индейцев особенно важно, ведь они осознают свою обычность и тривиальность. Даже имя народа на его языке переводится как «нормальный», «естественный». То есть, краснокожие четко отделяют себя от Богов, космической энергии, обращаясь к ним за помощью, но не зазнаваясь.

Спираль на языке маори зовется «кору». Узор может быть дважды и трижды перекрученным. Это своеобразный аналог знака бесконечности. В отличие от обычной спирали орнамент замкнут. В социальном плане сюжет указывает на взаимосвязь племен.

В рисунках спираль может сочетаться с завитком в виде крюка для рыбы. Это символ мужества, достатка и крепкого здоровья. Выходить на охоту в море не могли немощные, трусливые. Улов давал хороший доход.

Отображен в геометрии тату в стиле маори , так же, наконечник топора. У него трапециевидная форма. Топоры маори использовали для работы с деревом, поэтому узор оказывался на телах древних строителей, лесничих. В символическом плане наконечник ассоциируется с властью, решительностью и способностью концентрации внимания.

Третьей категорией наколок индейцев Новой Зеландии являются символы природы, к примеру, солнце. Его центральная часть прорисовывается в виде открытой спирали. Символ указывает на взаимосвязь смерти и жизни. В плане оберега рисунок дарит внутреннюю гармонию.

Народ маори рассматривает изделия как обереги. Первая маска, считают индейцы, явилась первым человеком, от которого пошел весь индейский род.

Поэтому, символ рассматривают как эмбрион человека да и изображают подобно, в полускрюченном состоянии, с большой головой. Ажиотаж на подобные тату среди европейцев не совсем понятен, ведь маска – знак конкретного народа.

Мужские тату маори

У маори исторически присутствует равноправие полов. И мужчины и женщины могут быть воинами. И первые и вторые имеют право на тату. Однако, чаще и в большем количестве узоры наносятся на тела представителей сильного пола.

Причина в философии народа. Индейцы уверенны, что тело мужчины внешнее, то есть связано с процессами макрокосмоса. Женская энергетика направлена внутрь, на микрокосмос, то есть продолжение рода.

Так вот, значение эскизов тату маори для мужчин – укреплении связи со Вселенной. Поэтому, татуировка народа Новой Зеландии не терпит асимметрии.

Все изображения делятся на равные, дублирующие друг друга части. Во всем должна быть вселенская гармония. Иначе, собьются настройки энергетического тела мужчины.

Кроме лица, областями татуирования у мужчин маори являются плечи и ягодицы. Индейцы верят, что череда наколок создает особую энергетическую структуру.

Она, в отличие от тела человека, бессмертна, сохраняется, когда маори уходит в иной мир. Получается, что наносить эскизы маори значит пытаться увековечить себя в виде энергетической сферы.

В общем, во взглядах индейцев на мир много оккультизма, эзотерических мотивов. Для древнего народа пытающегося сохранить самобытность, это типично. Кстати, коренные индейцы составляют около 15% населения Новой Зеландии.

Когда-то, маори были ее полноправными владельцами, пока на острова ни прибыл Джеймс Кук. Это произошло в 18-ом веке. С тех пор началось заселение Зеландии европейцами.

Женские тату маори

Женские тату маори, как и мужские, цикличны, симметричны, выполняются в черном цвете и строгой геометрии. Однако, отличаются места нанесения узоров.

Совпадает лицо. Остальные зоны индивидуальны, связаны с сексуальным и детородным началами. Соответственно, женщинам маори украшают животы,

Интересно, что из коренных народов Полинезии лишь маори наносят на тела женщин меньше татуировок, чем на тела мужчин. В прочих племенах ситуация обратная.

Исследователи связывают это с обособленным путем развития маори. Не стоит забывать, что они покинули родные земли еще в 13-ом веке. Индейцы заселили остров, который по размерам в разы больше клочков земли, занятых родственными народами.

В общем, маори выбрали свой путь развития. Однако, традиции тату, по видимости, прочно укоренились еще до 13-го столетия. Сюжеты и трактовки наколок народа мало чем отличаются от прочих полинезийских.

Европейские тату в стиле маори для женщин подобны наколкам с использованием иероглифов. В чуждых и сложных языках часто делают ошибки. В итоге, знающие люди читают татуировки так, что те не украшают, а высмеивают, или оскорбляют их носителя.

Поэтому, лучшим выходом при решении сделать наколку маори считается посещение островов и уговоры нанести рисунок их коренного жителя. Последнее время, правда, за большие деньги, индейцы соглашаются нанести часть своей культуры на тела чужаков.

Маори

Те Пуни, вождь маори, XIX век
Самоназвание
Современный ареал расселения и численность

Всего: ~680 000 (2001)
:
586 000 (2001)
635 100 (2005)
:
72 956 (2001)
:
~8,000 (до 2000-го)
США
~3,500 (2000)
:
1,305 (2001)
Другие страны
~8,000 (до 2000-го)

Язык
Религия
Родственные народы

Самоназвание

На языке маори слово māori обозначает «нормальные », «естественные» или «обычные ». В легендах, устных преданиях слово маори отличало людей от божества и духа.

Ранее европейские переселенцы островов Новой Зеландии упоминали аборигенов как «индусы », «аборигены », «местные » или «новозеландцы ». Маори оставался самоназванием маори для самоидентификации. В 1947 году правительство Новой Зеландии переименовало Министерство по делам аборигенов в Министерство по делам маори.

История

Люди заселили Новую Зеландию после заселения почти всех пригодных для проживания мест на планете. Археологические и лингвистические исследования предполагают, что несколько волн переселения прибыли из Восточной Полинезии в Новую Зеландию между и 1300 годом нашей эры.

У маори существует легенда о том, как они прибыли сюда на 7 каноэ со своей прародины, Гаваики. Это общая прародина всех полинезийцев (по более современной версии, первоначально, Ява), но на пути своего следования мореплаватели могли давать это имя и другим островам, например, Гавайи , Савайи , Хива . По названиям каноэ получили свои названия и племена: Арава, Аотева, Мататуа, Таинуио, Курахаупо, Токомару, Такитуму. Каждое из племен селилось со своим вождём на строго определённой территории. Предания сохранили не только названия лодок, но и имена вождей и рулевых.

Маори были воинственны и независимы. Несколько страниц из истории показывают их характер. В 1642 году Новую Зеландию открыл Абель Тасман , голландец. Спустя более века её заново открыл Джеймс Кук . Оба спровоцировали кровавые стычки. В 1762 году французский капитан Сюрвиль, остановившийся у берегов Новой Зеландии, за украденный ялик сжёг целую деревню маори. Через три года здесь побывал капитан Дюфрен. Он и 16 его матросов были убиты в отместку за деяние Сюрвиля. Преемник Дюфрена сжёг три деревни маори и убил более ста мирных жителей. Эти факты навсегда восстановили маори против пришельцев из-за океана.

Новой Зеландией эти острова назвал Абель Тасман. Сами маори называют свою страну «Ао Теа Роа »(Белое Длинное Облако). Северный остров - Те ика а Мауи (Рыба Мауи), Южный - Те Вака а Мауи (Лодка Мауи).

Жилье Маори

Язык

Ремесла - ткачество, плетение, строительство лодок, резьба по дереву. Лодки имели 1 или 2 корпуса. Резьба по дереву заслуживает особого внимания, здесь она была развита на высоком уровне. Новая Зеландия была богата деревьями, было из чего вырезать. Резьба маори сложна и виртуозна. Основной элемент орнамента - спираль, но он имел массу вариантов. Анимистических мотивов не было, главные фигуры в сюжетах - человекоподобные. Это легендарные предки или божество «тики». Резьбой были украшены дома, в первую очередь общинные, нос и корма лодок, амбары, оружие, саркофаги, и почти все предметы быта. Кроме этого, маори вырезали статуи предков. Обычно такая статуя стояла в каждой деревне.

Традиционное поселение (па) было укреплено деревянной оградой и рвом. Дома (фаре) строили из брёвен и досок, в отличие от остальных полинезийцев. Фасад всегда смотрел на восток. Крыша соломенная. Использовались также толстые пласты соломы для стен. Пол опускался ниже уровня земли, это необходимо было для утепления. Климат Новой Зеландии холоднее, чем на Гавайях или Таити . По этой же причине отличалась от общеполинезийской одежда маори. Они делали плащи и накидки, женщины носили длинные, до колен, юбки. Материал изготовляли из новозеландского льна , в ткань вплетали собачьи шкурки и птичьи перья.

Кроме жилых домов в поселениях были общинные дома (фаре-рунанга), дома развлечений (фаре-тапере), дома знаний (фаре-кура). В них опытные мастера, жрецы, художники обучали молодежь.

Главным орудием в сельском хозяйстве была палка-копалка. Виды оружия - шест, нечто среднее между копьем и палицей (таиаха), копье (кокири), дротик (хуата). Использовалась своеобразная палица (мере) - камень на веревке. В охоте использовали силки. Инструментом для резьбы по дереву и для других процедур (также и для татуировки) был резец из нефрита или жадеита . Из нефрита делали палицы (мере). Природа дала маори то, чего нет в других частях Полинезии.

Прежде был распространен каннибализм . Съедали обычно пленных. Существовала вера в то, что сила съеденного врага переходит к тому, кто его съедает. Другой значительной традицией является татуировка, она показывала общественный ранг. В то же время это была инициация - проверка на выносливость, так как процедура болезненная.

Фотографии представителей народа маори

Социальные отношения

Общество было устроено так же, как и в остальной Полинезии. Здесь выделялись те же классы: знать (рангатира), рядовые общинники (тутуа), рабы-пленные (таурекарека). Среди знати особо выделялись вожди (арики). Почетом пользовались жрецы (тохунга). Словом «тохунга» называли также и художников (резчиков). Община (хапу) состояла из одной деревни и делилась на группы (ванау), то есть 1-2 дома.

Духовная культура

В целом культура маори отличается от культуры других полинезийцев. Причина этому - другие природные условия. В области духовной культуры они сохранили много полинезийского, но создали и свое, самобытное наследие.

Популярны мифологические, этногенетические, генеалогические легенды, предания о переселении племен. Маори почитают общеполинезийских богов, Тангароа , Тане , Ту , Ронго. У них существовал тайный культ Ио, высшего единого бога, Творца всей вселенной. Возможно, этот культ был создан в поздние времена, в противовес проникающему сюда христианству, а возможно существовал и ранее. Кроме богов пантеон маори включал много второстепенных персонажей, духов, демонов, чудовищ, и т. д. Почитаются также предки (тупуна). В настоящее время существует синкретическая секта - паи-марира.

Основные понятия: атуа - бог или дух вообще, мана - магическая сила, понатури - демон , дух , обитающий в океане, кехуа - призрак, копуваи - чудовище с человеческим телом и головой собаки, и др. Тики - «полинезийский Адам», Хина - «полинезийская Ева». Мауи - культурный герой.

Распространены песни и танцы. Два собственных местных танца - хака (мужской) и пои(женский), родичи гавайской хулы. Аккомпанировали на флейте (коауау).

Примечания

См. также

Ссылки

  • culture.co.nz (англ.) - важные сайты, посвящённые Маори.
  • Maori Culture and Traditions (англ.) - сайт о Маори.

Литература

  • Народы и религии мира, под ред. В. А. Тишкова, М., 1998.
  • Сказки и легенды маори, из собрания А.Рида, М., 1981.
  • A.W. Reed. Myths and legends of Maoriland. Wellington, 1961.
  • A.W. Reed. Maori legends. Wellington, 1972.
  • Те Ранги Хироа . Мореплаватели солнечного восхода, М., 1959
  • Языки и диалекты мира, под ред. В. Н. Ярцевой, М., 1982.

Слово "маори" имеет 2 значения: первое - коренной народ Новой Зеландии, второе - названия языка этого народа.

История маори как коренного народа Новой Зеландии не только очень древняя, но и интригующая. Археологические находки и их генетически анализ дают основание предполагать, что в Новую Зеландию эти люди прибыли и заселили более 1000 лет назад с островов Восточной Полинези (откуда они родом) на каноэ Waka, чем заслужили в истории славу смелых и находчивых мореплавателей.

Любой посетитель островов Новой Зеландии будет удивлен как много улиц и районов имеют названия, происходящие из языка маори. Например - Анехунга, Увангамомона, Нгуру? Сначала кажется, что произнести эти названия невозможно простому человеку, но на самом деле, язык маори имеет логическую структуру и, в отличие от английского, имеет очень последовательные правила произношения. Вот к слову как звучат основные фразы:

Kia ora Здравствуйте
Nau mai, haere mai Добро пожаловать
Kei te pehea koe? Как дела?
Kei te pai Хорошо
Ka kite anō Увидимся

Сегодня маори - это один из государственных языков Новой Зеландии, который считается национальным сокровищем страны. На маори говорит около 23 % жителей Новой Зеландии, при этом представителей народа маори сейчас проживает только 14% относительно общей численности населения страны. Существуют языковые школы маори и специальные каналы, транслирующие свои программы на этом языке.

Маори - выходцы из Полинезии и благодаря этому имеют свою уникальную культуру.

Например, приветствуют друг друга маори прикосновением носами!

Очень большое впечатления в давние времена на врагов, а сегодня - на путешественников производит Хака (Haka) - один из видов древних танцев, исполняемых маорийскими воинами традиционно на поле боя. Ожесточенные с первого взгляда движения (тиснения ногами, выступы и ритмические пощечены) сопровождаемые громкими выкриками-песней призваны символизировать гордость племени, силу и его единство.

Капа хака (Kapa Haka) - или традиционное представление - является важной культурной частью наследия маори. Буквально термин означает сформировать линейку (kapa) и танец (haka). Само представление включает в себя невероятно эмоциональное и мощное сочетание песни, танца и пения, исполняемое культурными группами на марае (специальных площадках для представлений), в школах, и во время специальных мероприятий и фестивалей.

Однако самым неповторим и зрелищным атрибутом культуры является Ta Моко (Ta Moko) - искусство татуировки и уникальное выражение культурной идентичности маори. Каждая Та Моко отражает родословную человека и личную историю. В прежние времена это был признак социального ранга, знаний, навыков и права вступать в брак.

После того, как на Северном острове поселились люди, Мауи принес им огонь, на котором люди могли готовить себе пищу и истребил всех чудовищ. А погибает Мауи из-за другой птички, смешливой трясогузки, при попытке уничтожить богиню смерти Хине и тем самым даровать людям бессмертие.
читать сказку про Мауи

Истребляя чудовищ, Мауи определенно перестарался, ибо самым крупным наземным существом на островах осталась птичка киви. А из "чудовищ" жертвами первых людей стали нелетающая птица моа и охотившийся на нее гигантский орел, крупнейший из пернатых хищников в мире (вес до 14 кг, размах крыльев до 2,6м).

реконструкция с чучелом моа

До прихода человека Новая Зеландия была царством птиц, млекопитающих здесь не существовало вообще, за исключением нескольких видов летучих мышей. Царицей этого пернатого государства была огромная нелетающая птица моа. Самые крупные представители (самки) достигали в высоту 3,6 метров и весили около 250 кг. У моа не было даже рудиментарных крыльев, зачатки передних конечностей рассасывались еще до вылупления из яйца – уникальное явление среди птиц. Существовало 10 видов моа, но уже к началу 16 века все они была съедены без остатка. Гигантские нелетающие птицы оказались слишком легкой добычей для первых охотников и их собак. Так что довольно скоро образовался дефицит мяса, и кушать аборигенам стало нечего - только корешки, рыбу, собак да друг друга.

Мауи как культурный герой принадлежит полинезийской мифологии, ведь именно полинезийский мореплаватель Купе первым приплыл сюда на лёгком катамаране в конце X века, открыв дорогу будущим переселенцам.

видеоинсталляция путешествия первых маори, музей Те Папа

Но основная масса поселенцев прибыла в Новую Зеландию во время Великого переселения с Гаваики, которое можно отнести приблизительно к 1350 году. Скорее всего, оно было связанного с внутренними конфликтами, из-за которых часть племен, проигравщих в борьбе, была вынуждена покинуть родину.
Территориально Гаваика - это вовсе не Гавайские острова, а остров Раиатеа, принадлежащий архипелагу Таити. Здесь сложился облик собственно полинезийской культуры и сформировались религия и мифология полинезийцев, отсюда шла по всем направлениям колонизация других островов Полинезии, в том числе и западных - Самоа, Тонга и других.
Культура полинезийцев далеко не так примитивна, как это казалось ранее некоторым ученым. Действительно, полинезийцы не знали металлов, гончарного ремесла и ткачества, не употребляли лука и стрел и ходили полуголыми. Но, с другой стороны, они были искусными земледельцами, применяя на некоторых островах искусственное орошение и удобрения. Раскопки показывают, что полинезийцы были также прекрасными зодчими: их каменная архитектура монументальна и впечатляюща. Смелые и опытные мореплаватели, полинезийцы были также виртуозными судостроителями. Каждая их мореходная лодка была подлинным произведением искусства, хотя ее изготавливали при помощи каменных топоров, а части ее корпуса скрепляли шнурами из растительного волокна. Неудивительно, что предания полинезийцев хранят не только имена выдающихся вождей и кормчих, но и имена лодок и даже собственные имена рулевых весел и парусов.

По легенде изгнанники отправились к берегам новой земли на 7 больших лодках - "Арава", "Таинуи", "Матаатуа", "Курахаупо", "Токомароу", "Такимуту" и "Аотеа", названия которых перешли к племенам маори. Сейчас таких судов полинезийцы не строят, но в самых ранних сообщениях об островах Южных морей сохранились описания судов, которые, возможно, походили на «Океанские корабли» полинезийцев. Например, капитан Кук обратил внимание на двойное каноэ, которое таитяне называли паи, с большим парусом из рогожи, предназначенное для дальних плаваний. Его длина превышала пятьдесят стоп.

Одно из таких судов, служащих для поездок с Тонга на Фиджи, изобразил художник экспедиции Кука Джеймс Вебер. На его рисунке – широкое двойное каноэ с одним большим треугольным парусом. Вебер попробовал сам проплыть на одном из таких каноэ. Скорость его достигала примерно семи узлов, что давало возможность маори преодолевать расстояние между Раиатеа и островом Северный примерно за месяц.

Подплывая к островам, будущие маори видели белые облака, растянутые по прибрежным холмам. Возможно, так и повилось название Аотеароа, "Страна Длинного Белого Облака" (ao = облако, tea = белый, roa = длинный), ставшее позднее общепринятым названием в языке маори для всей страны.

Интересно исследовать пути миграции древних людей на основе культивируемых ими растений. Так, очень любопытна история распространения батата.
Батат - это травянистая лиана с длинными ползучими стеблями. Боковые корни батата сильно утолщаются и образуют клубни со съедобной мякотью. Второе название батата - сладкий картофель, но пусть оно вас не вводит в заблуждение. Картофель и батат - весьма дальние родственники: первый относится к семейству паслёновых, а батат - это представитель семейства вьюнковых.

Родиной батата являются Перу и Колумбия (Анды), где местные племена окультурили его еще 6-8 тысяч лет назад. Однако еще до времен Колумба батат был распространен по всей Океании, попав в Вест-Индию, южную и восточную Полинезию, на остров Пасхи и в Новую Зеландию.

Каким образом шло распространение батата на такие большие расстояния, до сих пор является предметом научных споров. Гипотеза, что клубни разносились океанскими течениями, была исключена, поскольку те портятся в морской воде. Ученые-филологи указывают на сходство названий батата в не связанных друг с другом языках: kuumala и производные от него - в Полинезии; kumara, cumar, cumal - в языке кечуа у индейцев Южной Америки.
Объяснить это можно только так: либо батат привезли индейцы Южной Америки, впервые заселяя Полинезию; либо полинезийцы, будучи родом из Азии, сами плавали к индейцам.

Реальность первой версии блестяще доказал известный норвежский этнограф и путешественник Тур Хейердал. В 1947 году он и ещё пятеро путешественников совершили плавание на построенном ими из бальсового дерева плоту "Кон-Тики". За 101 день они проплыли от перуанского побережья до островов Туамоту в восточной Полинезии. Плавание на "Кон-Тики" продемонстрировало, что примитивный плот, используя течение Гумбольдта и попутный ветер, действительно мог относительно просто и безопасно переплыть Тихий океан в западном направлении.

К примерам обратного влияния можно отнести перуанскую мумию в музее Болтона; установлено, что для её бальзамирования применялась смола хвойного дерева, растущего лишь в Океании. Дата бальзамирования – около 1200 года н.э.

Так или иначе, факт наличия древних полинезийско-американских связей можно считать в основном доказанным. Также и последние генетические исследования сладкого картофеля подверждают теорию, по которой батат добирался до Океании несколько раз: сначала из Южной Америки, а затем, начиная с шестнадцатого столетия, европейцы (испанцы и португальцы) распространили здесь сорта из Вест-Индии.
Что касается новозеландского батата, то с ним связан забавный факт: южноамериканская разновидность, выращиваемая маори, была вытеснена бататом, приплывшим в 1850 году на американском китобойном судне.

В Веллингтоне находится крупнейший национальный музей Новой Зеландии Те-Папа (Te Papa). В современном виде он был открыт для публики только в 1998 г. Музей определенно заслуживает внимания, особенно если путешествовать с детьми - там множество интерактивных экспонатов, показывающих строение земли, имитирующих землетрясения, работу челюстей акулы и человеческого сердца. Также там можно познакомиться с культурой маори.

Дословный перевод самоназвания māori означает "обычные" ("естественные", "нормальные"). Это понятие использовалось древним народом для отличия людей от богов и духов.

На фотографии выше - маска-копия лица Taupua Те Whanoa, вождя племени Ngati Whakaue, (1854г). На ней мы можем разглядеть все его татуировки - моко. Наличие моко долгое время считалось признаком социального статуса, поэтому представителям низшего слоя общества не разрешалось делать себе татуировку на лице. Зато иметь элементы татуировки на теле им позволяли. Для женщин традиционным считалось нанесение татуировки на щеки и губы, а для мужчин - на лицо, бедра и ягодицы. Татуировка, нанесенная мужчинам и женщинам на остальные части тела, имела намного меньшее значение.

картина G.F.Goldie "Вдова".
музей Те Папа, Веллингтон.

Женщина держит в руках нефритовую фигурку Хеи Тики. Нефрит (маор. "поунаму") - любимый и священный для маори камень, он встречается в водоемах и фьюрдах острова Южный. Цвет камня очень похож на цвет воды в озерах и горных реках, поэтому еще одно название Южного острова Те Ваи Поунаму - "Страна нефритовой воды".

Тики – первый человек, родоначальник людей на Земле. Образ Тики сопровождал и до сих пор сопровождает маори почти на каждом шагу. Огромный деревянный Тики украшает вход в деревню, маленький, но тоже деревянный, сторожит священные места.

Из стволов относительно небольших столетних каури маори делали боевые каноэ. Одной из основных проблем было повалить столь массивное дерево - у маори не было для этого инструментов. Могучий ствол медленно выжигали и постепенно подрубали в течение многих месяцев. Когда же дерево, наконец, падало, то процесс последующей обработки был ритуализирован и окружен множеством табу. Например, изготовление каноэ не должны были видеть женщины (под страхом смерти). Добротное каноэ из каури было величайшим богатством и имело собственное имя.

На фотографии ниже изображена патака (pataka) - склад/хранилище ценностей, оружия или еды, важных для выживания племени.

Эта необычайно большая и искусно сделанная патака является символом богатства и силы племени Ngati Pikiao. Она имеет собственное имя - Te Takinga, по имени воина, предка племени. Te Takinga изображен сверху на фронтоне сооружения, а снизу - три его жены.

В музее можно зайти в действующий мараэ - священное место собраний маори.
Марае – это своего рода символ национальной идентичности для маори. Считается, что в марае сконцентрирована сильная mana. Перевести это слово буквально достаточно сложно, mana для маори – это сила (в том числе магическая), власть и престиж одновременно.

Эти дома считались живыми существами. Внутреннее их помещение называлось живот, балки - позвоночником, а маска над гребнем крыши - головой. Эти дома украшались резьбой, изображавшей богов, вождей и события прошлого

При посещении марае принято придерживаться традиционных форм этикета.
Начинается все с "pōwhiri" - формального приветствия гостя и "wero" - встречи гостя. Сначала караульный в марае поет, оповещая соплеменников, что он бдителен и готов, в случае необходимости, дать отпор врагу. Затем воин, угрожающе размахивая капьем тай-аха, подходит к гостям и бросает к их ногам веточку или листок. Если гость поднимает их, значит, он явился с миром. И в этом случае караульный спокойно поворачивается к гостям спиной и ведет их в марае, где будет происходить дальнейший прием.
После завершения ритуала wero женщины маори исполняют karanga – это нечто вроде приветственной переклички. Ну а женщины, пришедшие с группой гостей, должны ответить и в свою очередь также исполнить karanga следом за женщинами из марае хозяев. Только после исполнения karanga гости заходят в марае. Перед входом необходимо снять обувь.

Далее, когда гости заходят в дом собраний, начинается следующий этап – приветствия (mihimihi) и приветственные речи (whaikorero). Первым говорить начинает самый старший мужчина племени хозяина, затем в ответ ему речь должен сказать самый старший их прибывших гостей. Женщинам говорить запрещается. Иногда вместе с приветственными речами также исполняются waiata – приветственные песни.

После того, как официальная часть приветственного ритуала закончена, хозяин здоровается с гостем посредством hongi – традиционного маорийского приветствия, которое представляет собой соприкосновение носами (у нас хонги иногда ещё называют "поцелуй маори").

Интересно, что похожая традиция существует в эскимосской культуре. "Эскимосский поцелуй" куник - форма выражения привязанности, обычно между членами одной семьи или влюбленными. Один из участвующих прижимает нос и верхнюю губу к коже (обычно лбу или щекам) второго и вдыхает воздух. Существует заблуждение, что эта традиция возникла у эскимосов из-за того, что их губы примерзают друг к другу на сильном морозе при обычных поцелуях. В действительности, это действие не имеет эротического смысла, а является формой дружеского приветствия между близкими людьми, которые, встречаясь, часто имеют неприкрытыми одеждой только нос и глаза.

Еще один важный элемент культуры маори - система танцев капа хака (Kapa Haka), включающая в себя сразу несколько направлений. Во-первых, это мужской танец хака, известный на весь мир благодаря национальной сборной Новой Зеландии по регби All Blacks, одной из сильнейших в мире, игроки которой традиционно исполняют хаку перед началом матча. Изначально этот танец исполнялся для призыва духов природы или перед вступлением в бой. Отличительные черты хаки - высунутый язык и зверское выражение лица для устрашения противника.
А также описание жестами того, что они с этим противником сделают:)

Во-вторых, это женский танец пои, сегодня более известный как вид жонглирования шариками на веревках.
Кстати, Новая Зеландия в 1893 году стала первой страной в мире, предоставившей женщинам равные избирательные права.

Маори были свирепыми воинами и не любили чужаков. Когда в 1642 году капитан Абель Тасман из голландской Ост-Индской компании попытался высадиться на неизведанном берегу, маори напали на отряд европейцев и убили нескольких матросов. Раздосадованный Тасман назвал это место Бухтой убийц (теперь залив Голден-Бей около нац.парка Abel Tasman) и уплыл восвояси.
Новую открытую землю Тасман обозначил на карте как "Staten Landt". Но голландские картографы переделали название в Nova Zeelandia, в честь одной из провинций Нидерландов - Зеландии (нидерл. Zeeland). И забыли про неё больше чем на век - ни у кого не было ни необходимости, ни желания плыть в такую даль.
До тех пор, пока на горизонте не появился Джеймс Кук.

(продолжение следует)