Монгольские дзюдоисты. Олимпийские надежды бурятии

Монголы жили на равнинах к северу и северо-востоку Китайской Империи. В 1206 году несколько разрозненных монгольских кочевых племен объединились под руководством Тэмуджина, который позже принял имя Чингиз-хан, что означает «правитель мира». Монголы не имели постоянных жилищ и не занимались земледелием. Они жили в юртах, больших переносных палатках из войлока с деревянным каркасом. Эти воинственные племена кочевали на большие расстояния в поисках свежих пастбищ для своих лошадей, овец и коров, а также занимались охотой на диких зверей. Почти все они перемещались верхом на лошадях, поэтому детей с пяти лет обучали верховой езде. Монгольские мужчины и женщины были хорошо физически тренированы, обладали боевыми навыками, недюжинной силой и доблестью.

Во время длительных военных кампаний, когда мужчины были далеко от семей, женщины заботились о защите семей и территорий, поэтому они хорошо умели драться, с оружием и без него. Венецианский купец Марко Поло рассказал о монгольской принцессе Ай-Ярук («яркая луна»), известная под именем Хутулун*, которая отказывалась выйти замуж, пока она не встретит мужчину, способного одолеть ее в борьбе. Вероятно, Марко Поло во время своего путешествия не раз видел борьбу монголок.Монгольская борьба — это борьба в куртках, и главная цель ее участников — повысить свою репутацию и/или получить приз. Принцесса Ай-Ярук, например, выиграла тысячи лошадей после своих победоносных схваток с неудачливыми претендентами.

Борьба – древнее занятие жителей территорий современных Монголии и Внутренней Монголии – на бронзовой дощечке, изготовленной около 2 тысяч лет назад при династии Хан, изображены борцы. Первоначально монгольская борьба «боке» применялась как воинский спорт, для тренировки силы, ловкости и выносливости. Императоры династии Юань были активно поддерживали этот вид спорта. На любых важных государственных мероприятиях неизменно проводились схватки борцов. Борцовские навыки составляли важный критерий отбора в императорскую гвардию. Лучшие борцы были в большом почете.

В старину борцовские состязания включали в себя и единоборство женщин. До 14 века в Монголии существовали не только женщины-борцы, но и женщины-воины, как знаменитая принцесса Хутулун. Древние монголы считали, что сильные, физически развитые продуктивные женщины – основа существования нации. Позже, традиция женской борьбы прекратилась, по-видимому, под влиянием буддизма. Если в Монголии женщины давно уже не участвуют в борцовских состязаниях, то в китайской Внутренней Монголии они сумели сохранить этот вид спорта. В настоящее время самые крупные борцовские турниры проводятся во время фестиваля этнических монголов «Наадам» (монг. «ярмарка игр»). Тысячи женщин собираются на эти ежегодные народные фестивали на лугах Внутренней Монголии, чтобы померяться друг с другом силой и ловкостью, а также развлечь многочисленных зрителей.

Современный стиль монгольской борьбы «боке», или “бух» (что по монгольски означает «сила, единство, прочность») зародился в 11 веке. Этот стиль состоит из двух ветвей – халхасская разновидность «бохийн барилдаан», получившая развитие в государстве Монголия и стиль “бух барилдах», популярный в китайской провинции Внутренняя Монголия.

Национальная борьба бух барилдах («борьба силачей») – один из видов традиционной монгольской борьбы боке (или бух), имеющий распространение у ряда монгольских народов и бурятов, проживающих в автономном районе Внутренняя Монголия (территория саверо-восточного Китая). У некоторых народов она известна под своими местными названиями, например, монгоры называют ее валиди, дауры – буке тали (см. Буке тали) и т.д. По технике и многим ритуалам, бух барилдах во многом схожа с халхасской разновидностью борьбы (Бохийн Барилдаан), общеизвестной как национальный вид борьбы Монголии.

Правила и способы ведения поединков в Монголии и Внутренней Монголии немного отличаются. В обоих стилях существует набор приемов, используемых для того, чтобы повалить соперника – броски, подсечки, подъемы. Борцы используют специальную технику хватания за куртки («зодог» или «цээжнэ»), обязательные для всех борцов. В обоих версиях запрещены удары, удушения и заломы. Во Внутренней Монголии борцам запрещено дотрагиваться до ног соперника руками, тогда как в Монголии захват ног руками разрешен.

Одежда борцов также отличается в этих двух стилях. Борцы страны Монголия носят тесную прочную жилетку «зодог» голубого или красного цвета, которая закрывает руки, верхнюю часть спины и плечи. Эти жилетки традиционно изготавливали из шерсти, но в последнее время используются также хлопок и шелк. Традиционные борцовские куртки открыты спереди и снабжены тесемками, которые завязываются сзади простыми узлами — монгольские мужчины-борцы обязаны оставлять грудь открытой во время схваток, Согласно легендам, однажды борец, победивший всех своих соперников, расстегнул куртку и открыл грудь, которая выдала в нем (в ней) женщину. С тех пор борцам Монголии полагается оставлять открытой грудь, чтобы женщины не смогли проникнуть в ряды борцов. Борцы Монголии носят своеобразные тесные трусы (шуудаг) красного или голубого цвета, которые закрывают бедра и оставляют неприкрытыми талию и живот. Во Внутренней Монголии борцы не обязаны открывать грудь (что устраивает женщин), а одежда борца состоит из кожаной куртки (цээжнэ), окаймленной серебряными или медными пластинками круглой формы, пояса из разноцветных полосок, широких штанов-шаровар (шалбыр). Обуты борцы обоих стилей в специальные сапоги с загнутами носками («гутал»). Особо отличившиеся борцы надевают на шею цветные шелковые ленты («джангга»). В зависимости от количества побед борцы удостаиваются званий, которых их никто уже лишить не может: Аврага («Исполин»), Арслан («Лев»), Заан («Слон») и др.

В настоящее время бух барилдах очень популярен в автономной области Внутренняя Монголия – как у мужчин, так и у женщин. Состязания проводятся в торжественной обстановке, по простой схеме. Количество участников должно быть степенью двойки: 16, 32, 64 и т.д. Переда началом схватки борцы исполняют ритуальный танец, имитируя движения львов, оленей и орлов. Если в самой Монголии женщины практически не участвуют в состязаниях по боке, разве что для развлечения туристов, то во Внутренней Монголии женщины активно и массово участвуют в состязаниях по борьбе.

Схватки по бохийн барилдаан обычно проводятся на открытом воздухе, за исключением дождливых и морозных периодов. Монгольские борцы не делятся на весовые категории, а схватки не ограничены по времени. Побеждает тот борец, который заставил соперника коснуться земли любой частью тела выше колен. Этот вид спорта требует отличной координации между движениями ног и туловища. Предполагается, что каждый борец выкладывается в схватке до конца.

Легендарная техника монгольской борьбы оказала влияние на другие виды единоборств, в частности, на российское самбо и китайское кунг-фу.

Бөх, бөхийн барилдаан ) - национальная борьба монгольских народов, которая распространена в Монголии , Бурятии и Тыве .

В борьбе используется разнообразная техника, различные приёмы как с захватами так и без захватов. Борцы облачены в особый борцовский костюм: национальные сапоги с загнутыми носками - «монгол гутал», короткие шорты - «шуудаг» и своеобразная короткая рубашка-распашонка с открытой грудью - «зодог».

Монгольская борьба имеет свои ритуалы, правила и специфические особенности: раньше схватки не ограничивались по времени (теперь введены временные ограничения), нет весовых категорий, борьба идёт на открытом пространстве, побеждённым считается тот, кто первым коснётся земли любой частью тела кроме подошв ног и кистей рук, у каждого борца свой секундант - «засуул», после поединка побеждённый должен пройти под поднятой правой рукой победителя в знак того, что он признаёт своё поражение. Победитель же исполняет традиционный танец орла.

На национальном празднике, проходящем с 11 по 13 июля «Надом»-е борются от 512 до 1024 борцов. Борются попарно, на выбывание. Соответственно бывает от 9-ти до 10-ти туров - «даваа». В зависимости от прохождения «даваа» присуждаются специальные почётные звания:

Напишите отзыв о статье "Монгольская борьба"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Монгольская борьба

Петя рассчитывал на успех своего представления государю именно потому, что он ребенок (Петя думал даже, как все удивятся его молодости), а вместе с тем в устройстве своих воротничков, в прическе и в степенной медлительной походке он хотел представить из себя старого человека. Но чем дальше он шел, чем больше он развлекался все прибывающим и прибывающим у Кремля народом, тем больше он забывал соблюдение степенности и медлительности, свойственных взрослым людям. Подходя к Кремлю, он уже стал заботиться о том, чтобы его не затолкали, и решительно, с угрожающим видом выставил по бокам локти. Но в Троицких воротах, несмотря на всю его решительность, люди, которые, вероятно, не знали, с какой патриотической целью он шел в Кремль, так прижали его к стене, что он должен был покориться и остановиться, пока в ворота с гудящим под сводами звуком проезжали экипажи. Около Пети стояла баба с лакеем, два купца и отставной солдат. Постояв несколько времени в воротах, Петя, не дождавшись того, чтобы все экипажи проехали, прежде других хотел тронуться дальше и начал решительно работать локтями; но баба, стоявшая против него, на которую он первую направил свои локти, сердито крикнула на него:
– Что, барчук, толкаешься, видишь – все стоят. Что ж лезть то!
– Так и все полезут, – сказал лакей и, тоже начав работать локтями, затискал Петю в вонючий угол ворот.
Петя отер руками пот, покрывавший его лицо, и поправил размочившиеся от пота воротнички, которые он так хорошо, как у больших, устроил дома.
Петя чувствовал, что он имеет непрезентабельный вид, и боялся, что ежели таким он представится камергерам, то его не допустят до государя. Но оправиться и перейти в другое место не было никакой возможности от тесноты. Один из проезжавших генералов был знакомый Ростовых. Петя хотел просить его помощи, но счел, что это было бы противно мужеству. Когда все экипажи проехали, толпа хлынула и вынесла и Петю на площадь, которая была вся занята народом. Не только по площади, но на откосах, на крышах, везде был народ. Только что Петя очутился на площади, он явственно услыхал наполнявшие весь Кремль звуки колоколов и радостного народного говора.

Прошедший в минувший уик-энд открытый чемпионат Монголии по вольной борьбе (Mongolia open - 2017) ярко показал, что сразу несколько бурятских борцов достойно выглядят даже на фоне лучших монгольских вольников.

А в Mongolia open - 2017 участвовало целых пять монгольских команд, в которых был собран весь цвет монгольской вольной борьбы. Отметим, что сразу два спортсмена из Бурятии, представлявших на этом турнире Россию (наряду с борцами из Якутии, Красноярска, Новосибирска и Москвы), стали чемпионами Монголии этого года. Это Балдан Цыжипов, выступавший в весовой категории свыше 125 кг, и средневес Евгений Жербаев (свыше 70 кг).

Все монгольские специалисты в принципе согласны с тем, что на сегодня бронзовый призер чемпионата России 2016 года Балдан Цыжипов, который по результатам прошлого года является реально четвертым-пятым по силе российским борцом в этом весе, явно сильнее всех монгольских борцов.

С моим участием в турнирах за Монголию пока ничего не ясно. Сейчас над решением этого вопроса идет работа. У меня самого есть большое желание выступать за Монголию, поскольку это дает хороший шанс на выход на крупные международные соревнования - чемпионаты мира, Азии, Олимпийские игры. И вообще очень нравится Монголия, нравится сюда приезжать, участвовать в соревнованиях, - говорит чемпион Монголии 2017 года Балдан Цыжипов.

Друг по ковру Бориса Будаева

В этом олимпийском цикле до 2020 года среди монгольских борцов супертяжелого веса (свыше 125 кг) пока нет равных Балдану Цыжипову, - сообщил нам вице-президент Федерации вольной борьбы Монголии Буяндэлгэр Болд. - Он мог бы выступать за Монголию, как это делают многие спортсмены, выступающие за другие страны. Федерации вольной борьбы Монголии и Бурятии могут договориться об этом. Но окончательно такие вопросы должны решаться на уровне Министерства спорта Монголии. В этом смысле у Балдана Цыжипова есть хороший шанс. Поскольку у него, насколько я знаю, супруга является гражданкой Монголии.

Сам господин Б. Болд - титулованный спортсмен, чемпион Азии и Монголии, призер чемпионатов мира, заслуженный мастер спорта Монголии, выступавший в одном весе с бурятским чемпионом мира 1989 года Борисом Будаевым. Кстати, первый крупный международный успех прославленного бурятского борца, когда он в 1979 году завоевал звание чемпиона мира среди молодежи, был достигнут не без помощи Болда. Дело в том, что Борис Будаев на том турнире победил Болда, но проиграл по очкам борцу из США. И для того чтобы Будаев стал чемпионом, нужно было, чтобы Болд чисто (на туше или с явным преимуществом) выиграл у американца.

Перед последней схваткой мне было все равно, поскольку я в любом случае занимал второе место на этом чемпионате, - рассказывает Б. Болд. - Но я чисто выиграл у соперника Бори и помог ему! И Боря стал первым среди бурят чемпионом мира по вольной борьбе среди молодежи. А потом, в 1989 году, Борис Дугданович стал уже чемпионом мира среди взрослых! А я не стал, хотя три раза был вторым в мире...

Триумф Жербаева

Интересно, что и сегодня как раз в этом весе (68 - 70 кг) в Бурятии растет еще отличный борец. Это вчерашний юниор 24-летний Евгений Жербаев, который к своему званию бронзового призера чемпионата России 2015 года добавил на днях звание чемпиона Монголии.

Очень нам понравился Евгений Жербаев, который показал достаточно уверенную и зрелищную борьбу, - сказал доктор наук Лубсанзундуйн Ням, мастер спорта международного класса и один из ведущих в Монголии специалистов по физической подготовке борцов-вольников. - Участие бурятских борцов в турнирах за сборную Монголии - хорошая идея. Нужно просто всем нам хорошо договориться и продвигать эту идею в публичном поле, в СМИ.

На Mongolia open - 2017 Евгений Жербаев все свои схватки выиграл досрочно и с явным преимуществом. Не повезло схватиться на этом турнире с набирающим форму Евгением спортсмену из Якутии Алексею Иванову и трем лучшим монгольским борцам в этом весе: Улзиймунху (1/4 финала, счет 0:10), Мандахнарану (полуфинал, счет 7:17) и Сухбату (финал, счет 0:12)!

Кстати, Ганзориг Мандахнаран - это тот самый монгольский борец, который представлял свою страну прошлым летом на Олимпиаде и вокруг которого тогда случился самый крупный скандал на борцовском турнире в Рио. Напомним, для того, чтобы выиграть олимпийскую бронзовую медаль, Мандахнарану не хватило всего четырех секунд.

На последних секундах его поединка за третье место с борцом из Узбекистана Ихтиором Наврузовым счет был равным 7:7, но монгольский борец имел преимущество за счет того, что именно он провел последний оцениваемый судьями прием. За четыре секунды до окончания схватки Мандахнаран начал праздновать победу, но судьи оценили это как уклонение от борьбы и отдали победное очко Наврузову. Именно в тот момент возмущенные действиями судейского корпуса тренеры сборной Монголии стали срывать с себя одежду и обувь и с размаху бросать на борцовский ковер.

Уверен, что если бы тогда в Рио-де-Жанейро за Монголию выступал Евгений Жербаев, монгольским тренерам не пришлось бы демонстрировать зрителям свои обнаженные торсы и, размахивая руками, громко взывать к высшим силам в поисках справедливости. Поскольку Евгений Жербаев в этой ситуации, скорее всего, выиграл бы с преимуществом большим, чем в одно очко!

Пример Базаргуруева

По международным правилам спортсмен может представлять на Олимпиаде какую-либо страну, если он участвовал во внутренних соревнованиях в этой стране или выступал за нее на международных турнирах не менее чем за два года до Олимпийских игр. Таким образом, предстоящий спортивный год (2017 - 2018) будет решающим для наших борцов.

Сегодня борцы с северного Кавказа и из Саха-Якутии выступают за многие страны мира. Есть пример нашего борца Базыра Базаргуруева. Выступая за Кыргызстан, он завоевал олимпийскую бронзу в Пекине, был бронзовым призером чемпионатов мира и Азии. Наша лучница Мирослава Дагбаева тоже участвовала в турнирах за сборную Монголии, прославленный борец, чемпион мира Борис Будаев выступал в конце своей спортивной карьеры за Узбекистан, стал чемпионом Азии. Век спортсмена короток, и почему бы нам не дать нашим спортсменам - вторым, третьим, четвертым номерам в сборной России - возможность участия в международных соревнованиях за другие, дружественные нам страны? - считает бывший министр спорта Бурятии Владислав Бумбошкин.

Сегодня целый ряд спортивных и общественных деятелей из Бурятии провели в Федерации вольной борьбы Монголии и олимпийском комитете соседней страны несколько встреч, на которых рассматривалась перспектива участия бурятских спортсменов в соревнованиях за монгольскую сборную. Напомним, что сегодня гражданство Монголии получить достаточно сложно, поскольку законы этой страны не допускают двойное гражданство для жителей Монголии. И чтобы стать гражданином Монголии, необходимо отказаться от гражданства другой страны.

По словам участников этих встреч, депутата Народного Хурала Бурятии Степана Калмыкова и заслуженного тренера Бурятии, профессора БГУ Кирилла Балдаева (действующий тренер Балдана Цыжипова), их монгольские партнеры на уровне спортивных деятелей все «за» привлечение спортсменов из Бурятии (борцов, лучников, боксеров) в сборную Монголии. И сейчас очередь за политиками.

Монголы жили на равнинах к северу и северо-востоку Китайской Империи. В 1206 году несколько разрозненных монгольских кочевых племен объединились под руководством Тэмуджина, который позже принял имя Чингиз-хан, что означает «правитель мира». Монголы не имели постоянных жилищ и не занимались земледелием. Они жили в юртах, больших переносных палатках из войлока с деревянным каркасом. Эти воинственные племена кочевали на большие расстояния в поисках свежих пастбищ для своих лошадей, овец и коров, а также занимались охотой на диких зверей. Почти все они перемещались верхом на лошадях, поэтому детей с пяти лет обучали верховой езде. Монгольские мужчины и женщины были хорошо физически тренированы, обладали боевыми навыками, недюжинной силой и доблестью.

Во время длительных военных кампаний, когда мужчины были далеко от семей, женщины заботились о защите семей и территорий, поэтому они хорошо умели драться, с оружием и без него. Венецианский купец Марко Поло рассказал о монгольской принцессе Ай-Ярук ("яркая луна"), известная под именем Хутулун*, которая отказывалась выйти замуж, пока она не встретит мужчину, способного одолеть ее в борьбе. Вероятно, Марко Поло во время своего путешествия не раз видел борьбу монголок. Монгольская борьба - это борьба в куртках, и главная цель ее участников - повысить свою репутацию и/или получить приз. Принцесса Ай-Ярук, например, выиграла тысячи лошадей после своих победоносных схваток с неудачливыми претендентами.

Борьба – древнее занятие жителей территорий современных Монголии и Внутренней Монголии – на бронзовой дощечке, изготовленной около 2 тысяч лет назад при династии Хан, изображены борцы. Первоначально монгольская борьба «боке» применялась как воинский спорт, для тренировки силы, ловкости и выносливости. Императоры династии Юань были активно поддерживали этот вид спорта. На любых важных государственных мероприятиях неизменно проводились схватки борцов. Борцовские навыки сосавляли важный критерий отбора в императорскую гвардию. Лучшие борцы были в большом почете.

В старину борцовские состязания включали в себя и единоборство женщин. До 14 века в Монголии существовали не только женщины-борцы, но и женщины-воины, как знаменитая принцесса Хутулун. Древние монголы считали, что сильные, физически развитые продуктивные женщины – основа существования нации. Позже, традиция женской борьбы прекратилась, по-видимому, под влиянием буддизма. Если в Монголии женщины давно уже не участвуют в борцовских состязаниях, то в китайской Внутренней Монголии они сумели сохранить этот вид спорта. В настоящее время самые крупные борцовские турниры проводятся во время фестиваля этнических монголов «Наадам» (монг. «ярмарка игр»). Тысячи женщин собираются на эти ежегодные народные фестивали на лугах Внутренней Монголии, чтобы померяться друг с другом силой и ловкостью, а также развлечь многочисленных зрителей.

Современный стиль монгольской борьбы «боке», или “бух» (что по монгольски означает «сила, единство, прочность») зародился в 11 веке. Этот стиль состоит из двух ветвей – халхасская разновидность «бохийн барилдаан», получившая развитие в государстве Монголия и стиль “бух барилдах», популярный в китайской провинции Внутренняя Монголия.

Национальная борьба бух барилдах («борьба силачей») – один из видов традиционной монгольской борьбы боке (или бух), имеющий распространение у ряда монгольских народов и бурятов, проживающих в автономном районе Внутренняя Монголия (территория саверо-восточного Китая). У некоторых народов она известна под своими местными названиями, например, монгоры называют ее валиди, дауры – буке тали (см. Буке тали) и т.д. По технике и многим ритуалам, бух барилдах во многом схожа с халхасской разновидностью борьбы (Бохийн Барилдаан), общеизвестной как национальный вид борьбы Монголии.

Правила и способы ведения поединков в Монголии и Внутренней Монголии немного отличаются. В обоих стилях существует набор приемов, используемых для того, чтобы повалить соперника – броски, подсечки, подъемы. Борцы используют специальную технику хватания за куртки («зодог» или «цээжнэ»), обязательные для всех борцов. В обоих версиях запрещены удары, удушения и заломы. Во Внутренней Монголии борцам запрещено дотрагиваться до ног соперника руками, тогда как в Монголии захват ног руками разрешен.

Одежда борцов также отличается в этих двух стилях. Борцы страны Монголия носят тесную прочную жилетку «зодог» голубого или красного цвета, которая закрывает руки, верхнюю часть спины и плечи. Эти жилетки традиционно изготавливали из шерсти, но в последнее время используются также хлопок и шелк. Традиционные борцовские куртки открыты спереди и снабжены тесемками, которые завязываются сзади простыми узлами - монгольские мужчины-борцы обязаны оставлять грудь открытой во время схваток, Согласно легендам, однажды борец, победивший всех своих соперников, расстегнул куртку и открыл грудь, которая выдала в нем (в ней) женщину. С тех пор борцам Монголии полагается оставлять открытой грудь, чтобы женщины не смогли проникнуть в ряды борцов. Борцы Монголии носят своеобразные тесные трусы (шуудаг) красного или голубого цвета, которые закрывают бедра и оставляют неприкрытыми талию и живот. Во Внутренней Монголии борцы не обязаны открывать грудь (что устраивает женщин), а одежда борца состоит из кожаной куртки (цээжнэ), окаймленной серебряными или медными пластинками круглой формы, пояса из разноцветных полосок, широких штанов-шаровар (шалбыр). Обуты борцы обоих стилей в специальные сапоги с загнутами носками («гутал»). Особо отличившиеся борцы надевают на шею цветные шелковые ленты («джангга»). В зависимости от количества побед борцы удостаиваются званий, которых их никто уже лишить не может: Аврага («Исполин»), Арслан («Лев»), Заан («Слон») и др.

В настоящее время бух баридах очень популярен в автономной области Внутренняя Монголия – как у мужчин, так и у женщин. Состязания проводятся в торжественной обстановке, по простой схеме. Количество участников должно быть степенью двойки: 16, 32, 64 и т.д. Переда началом схватки борцы исполняют ритуальный танец, имитируя движения львов, оленей и орлов. Если в самой Монголии женщины практически не участвуют в состязаниях по боке, разве что для развлечения туристов, то во Внутренней Монголии женщины активно и массово участвуют в состязаниях по борьбе.

Схватки по бохийн барилдаан обычно проводятся на открытом воздухе, за исключением дождливых и морозных периодов. Монгольские борцы не делятся на весовые категории, а схватки не ограничены по времени. Побеждает тот борец, который заставил соперника коснуться земли любой частью тела выше колен. Этот вид спорта требует отличной координации между движениями ног и туловища. Предполагается, что каждый борец выкладывается в схватке до конца.

Легендарная техника монгольской борьбы оказала влияние на другие виды единоборств, в частности, на российское самбо и китайское кунг-фу.

В кочевых общинах, где живет 30% населения Внутренней Монголии, сохранилось древнее искусство особой борьбы - бех барилдаан. Этот спорт символизирует высокий статус, и для многих мужчин страны он становится главной частью жизни - поэтому, когда в семье рождается мальчик, родные молятся за то, чтобы он стал борцом. Фотограф Кен Херманн и арт-директор Джемма Флетчер отправились в степь и запечатлели монгольских борцов для проекта «Бех».

Я публикую интересные трэвел-истории о местах, куда еще не успел добраться сам. Ежедневно выходит совместная рубрика с BigPicture.ru

1 По словам фотографа, он очарован Монголией и давно хотел там побывать: «Когда я узнал об этих борцах, я понял, что это идеальный предлог для поездки. Мы с Джеммой вместе работали над несколькими проектами, из нас вышла довольно хорошая команда. Она очень творческая, а я технически подкован, эти качества хорошо друг друга дополняют»

3 «Мы немного узнали наших героев, и в них особенно выделяется одна черта - перемещение между прошлым и настоящим. Они страстно преданы многовековой традиции борьбы и в то же время интересуются современной модой и культурой, хотя живут далеко от городов, без свободного доступа к интернету».

4 «Борцы двигаются так, словно исполняют танец, и каждый их жест тщательно спланирован».

5 Еще Чингисхан заставлял своих бойцов делать физические упражнения, чтобы они всегда были готовы к битве.

6 В монгольской борьбе бой идет на открытом пространстве, у каждого борца есть свой «секундант» - засуул. Секундант защищает интересы подопечного перед судьями, следит за схваткой, подбадривает борца, держит его шапку, а в случае победы поднимает вверх его правую руку.

7 Когда борцы выходят на поле, они воспроизводят полет мифической птицы Гаруды: взмахивают руками, приседают, похлопывают себя по бедрам.

8 Весовых категорий в этой борьбе нет. Раньше не было и ограничений по времени, но теперь их добавили.

9 Побежденным считается тот, кто первым коснется земли любой частью тела, кроме подошв ног и кистей рук. После поединка он должен пройти под поднятой правой рукой победителя в знак того, что признает поражение. Победитель же исполняет традиционный танец орла.

10 В монгольской борьбе применяется более 400 приемов. Подножки разрешаются, но запрещаются подсечки.

11 Противники борются в особых костюмах: в них входят национальные сапоги с загнутыми носками - «монгол гутал», шорты - «шуудаг», рубашка с открытой грудью - «зодог» и головной убор с изображением «узла счастья» - «улзий».

12 В Монголии есть легенда о том, почему борцы носят открытые рубашки. Будто бы когда-то в степи появился непобедимый богатырь, которому не было равных. Богатырь одолел всех сильнейших бойцов, а потом выяснилось, что он - это вовсе не он, а женщина. Тогда один старик предложил бороться в трусах и с открытой грудью - чтобы женщины «не совались в мужские дела».

13 С 11 по 13 июля в стране идет национальный праздник спорта - Надом, в соревнованиях по борьбе участвуют от 512 до 1024 человек. Девять или десять туров они борются попарно, на выбывание. За победы присуждаются особые звания: «начин» («сокол») - за победу в пяти турах, «харцаг» («ястреб») - за победу в шести турах, «заан» («слон») - за победу в семи турах, «гаруда» («священная птица») - за победу в восьми турах. Победившего в девяти турах называют «арслан» («лев»), а в десяти, когда борются 1024 борца, - «аврага» («исполин»).

14 С 2002 года состязания по борьбе проходят по новым правилам: время поединка ограничено, появились денежные штрафные, повысились премиальные за каждую победу, судьи стали учитывать дисциплину и уровень подготовки борцов к состязанию. Если раньше титулованные борцы называли себе противника сами, то теперь этим занимается комиссия.

15 Массовое увлечение борьбой помогает развитию и других видов спорта: классической и вольной борьбы, самбо, дзюдо, сумо.

16 Из 69 ёкодзун, как называют величайших борцов сумо, всего четыре неяпонца, и двое из них - монголы.