Примеры разных скоростей. Подробнее о скорости

Бег на 10 км проводится как на стадионе, так и на шоссе. Входит в программу чемпионатов мира по легкой атлетике и олимпийских игр.

1. Мировые рекорды в беге на 10 км

Мировой рекорд в беге на 10000 метров среди мужчин принадлежит эфиопу Кененисе Бекеле, который в 2005 году пробежал 10000 метров по стадиону за 26:17,53 м.

Мировой рекорд в беге по шоссе на 10 км принадлежит кенийскому бегуну Леонарду Комону. В 2010 году он преодолел 10 км за 26.44 м.

Мировой рекорд в беге на 10000 метров среди женщин принадлежит Эфиопской бегунье Алмаз Аяна, которая на олимпиаде в Рио в 2016 году преодолела 25 кругов за 29:17:45 м.

Мировой рекорд в беге по шоссе на 10 км принадлежит английской спортсменке Поле Рэдклиф. В 2003 году она пробежала 10 км за 30.21 м.

2. Разрядные нормативы бега на 10000 метров (10 км) среди мужчин

Вид Звания, разряды Юношеские
МСМК МС КМС I II III I II III
10000 28:06,0 29:25,0 30:35,0 32:30,0 34:40,0 38:00,0
По шоссе
10 км 32:50,0 35:00,0 38:20,0

3. Разрядные нормативы бега на 10000 метров (10 км) среди женщин

Вид Звания, разряды Юношеские
МСМК МС КМС I II III I II III
На стадионе (круг 400 метров)
10000 32:00,0 34:00,0 35:50,0 38:20,0 41:30,0 45:00,0
По шоссе
10 км 38:40,0 41:50,0 45:20,0

4. Рекорды России в беге на 10000 метров

Рекорд России в беге на 10000 метров среди мужчин принадлежит Сергею Иванову. В 2008 году он пробежал дистанцию за 27.53.12 м.

Рекорд России в беге на 10 км принадлежит также Вячеславу Шабунину. В 2006 году он преодолел 10 км метров за 28.47 м.

Рекорд России в беге на 10000 метров среди женщин в 2003 году установила Алла Жиляева, пробежав дистанцию за 30.23,07 м.

Рекорд России в беге на 10 км установила Алевтина Иванова. В 2006 году она пробежала 10 км за 31.26 м.

Чтобы улучшить свои результаты в беге на средние и длинные дистанции, необходимо знать основы бега, такие как правильное дыхание, техника, разминка, умение сделать правильную подводку к дню соревнований, выполнять правильную силовую работу для бега и другие.. Для читателей сайта видеоуроки совершенно бесплатные. Чтобы их получить, достаточно подписаться на рассылку, и уже через несколько секунд вы получите первый урок из серии про основы правильного дыхания во время бега. Подписаться здесь: . Эти уроки уже помогли тысячам людей, помогут и вам.

Первые (сильные) взрывы не оттолкнут предмет, они его разрушат! Последующие волны слабее они не повредят, только оттолкнут.

Минусовое состояние слабее, плюсового.

После взрыва, после давления образуется температура.

В осветительном и дымовом снаряде миномета очень мало заряда. Он только разрушает корпус, и дает огонь или дым, осколки практически безвредны.

В некоторых случаях нужны далеко бьющие осколки, в некоторых близко, в некоторых вообще не надо.

Для разрушения городов нужна большая сила, поэтому используют самолеты и “град”. А в открытом поле или горах - минометы, танки, пушки.

Бомбы самолетов имеют тонкий корпус и большой заряд, поэтому разрушительная сила больше. Но в горах это не вредит, нужно оружие с осколочными снарядами.

Если через увеличительное стекло поймать тонкий луч солнца на руку, мы получим ожог, также можно направить волны взрыва собрав их в один пучок.

Получится кумулятивный удар. Осколки и волны можно направить в одну сторону

Взрывная цепь

Для того чтобы взорвать много взрывчатки нужен активизатор. Потому, что детонатор не в силах взорвать много тротила. Нужна цепная реакция.

Классификация взрывчатки

1.Твердая взрывчатка.

RDX-прессованная, TNT-прессованная, P.E.T.P., P.E.T.N.

2. Эластичная взрывчатка С з, С и

3. Жидкая взрывчатка. Очень опасная и очень известная. В нитроглицерин добавляют опилки, или муку, или песок, или землю. С ними не имеет химического взаимодействия. Нельзя добавлять воду. Если не использовали в течение 6-ти месяцев, динамит нужно сжечь. После смешивания нитроглицерина с опилками получаем динамит, который относится в эластичной взрывчатке.

4. Газообразная взрывчатка.

Метан, Гексан. В газообразном состоянии только горит. Если залить в баллон (закачать) можно взорвать детонатором.

1. Стартовый заряд. Детонатор - очень чувствительный от температуры и от удара может взорваться.

Делают: Ртуть и хим.

Азид со свинцом.

2. Сильные взрывчатки:

TNT, RDX, С з, С и, динамит.

3. Слабые по своему эффекту:

порох бездымный, порох желтый, порох реактивный.

Разновидность скорости взрывчатки

Средняя единица скорости взрыва 1000м/с. Меньшая скорость: 500м/с, 700м/с, 400м/с - это медленные. Большая скорость: 7000м/с, 10000м/с, 5500м/с - это быстрые взрывчатки. В некоторых случаях нужны медленные заряды, как порох к пушке. чтобы сделать гранату нужна быстрая взрывчатка, как тротил.

Разновидности взрывчатки

1. TNT - это самая распространенная взрывчатка, она не портится, от удара, не взрывается, её можно жечь.

Черный порох = 0,55

нитроглицерин = 1,6

RDX - чувствительная взрывчатка, с ней нужно обращаться очень аккуратно.

Детонатор.

Перекрытие

Если поставим у стены тротил и взорвем, разрушим только часть стены, потому, что мы потеряем силу взрыва. Засыпаем тот же заряд, песком, потом гравием и обложим большими камнями - это чтобы газы не уходили. Такой заряд даст лучший эффект, потому что, взрывная волна не уходит впустую.

В снаряде САУ 12 кг тротила, но его взрывает 1 детонатор - потому что, тротилу нет места разломаться (железный слой толстый) и детонатор взрывает весь заряд.

Прессование. Смешивание

Если в пластике есть воздух, она взорвется только частично, остальное разлетится. Поэтому её нужно хорошо спрессовать, чтобы внутри не осталось воздуха. - прессование.

Если куски тротила деформированы и когда ты их сложишь между ними есть пространство (воздух), они взорвутся только с центра остальные раскидает. Но если залепить пространство пластиком, это наоборот усилит взрыв - это называется смешивание. Залепить, как раствором кирпич. Пространство нужно закрыть такой же по силе взрывчаткой или сильнее. Воздуха в любом случае не должно быть нужно закрыть пространство.

Электричество

Через провод проходят мелкие частицы: электроны и нейтроны; они толкают друг друга и начинают двигаться. Имеют небольшое сопротивление (Ом), когда плюсовой провод доходит до спирали накаливания, она дает сильное сопротивление и от взаимодействия загорается (накаливается) и дает свет. Спираль находится в тонком стекле, в котором нет воздуха - это предохраняет спираль от ржавления и порчи.

(V)Вольт - напряжение

(А) Ампер - Сила тока

(Ом) - Сопротивление - оно не в батарейке, а в цепи (в проводе).

V=FxОм. 1Ом=1Вольт/1Ампер

Скорость тока мгновенная. Если провести вокруг земли провод, на одном конце поставить лампу, а на другом дать ток, лампа сразу же включится.

Для точной и легкой работы пользуются тестером. Сначала проверяют детонатор, записывают сопротивление., прибавляют оба замеренных сопротивления и записывают общую сумму. Затем, каждый день проверяют.

Замерим один провод 12 Ом, другой провод 12 Ом, затем замерим оба провода вместе и не получим 24 Ом, а примерно 9 Ом - значит в цепи замыкание. При замере цепи, если покажет 1 Ом ты знаешь, что замыкание в начале цепи - замеряем на одном конце оба провода.

Если тестер не показывает сопротивление, где то обрыв, идем до середины цепи и снова замеряем, если показывает, значит, знаем в какой стороне обрыв.

Детонатор=2,6 Ом

1 провод=24,2 Ом

2 провод=29,0 Ом

Оба провода=53,4 Ом

Вся цепь с детонатором=55,9 Ом

Вольты. Амперы

.Параллельная цепь

Соединение батареек

Соединение детонаторов

Когда провод намотан на катушку, сопротивление будет больше, чем когда провод размотан.

Если цепь сработала не полностью может батарейки не хватает или было замыкание после взрыва первого снаряда.

1. Проверка сопротивления каждого детонатора в отдельности и фиксирование.

2. Проверка сопротивления проводов (соединительные провода и главный провод), каждый по отдельности и фиксирование.

3. Измерение сопротивления всего соединения, кроме главного провода и фиксирование. (Может, будем взрывать дистанционкой или часами, это очень важно).

4. Измерение сопротивления всего соединения вместе с главным проводом, чтобы знать, сколько нужно вольт.

СТРОЕНИЕ ШНУРА

Смолистый шнур горит 1см-7сек.

Пластиковый шнур горит 1см-1сек.

Быстрогорящие шнуры

Эти шнуры используются в военных целях.

Если шнур не деформирован, горит под водой.

Перед использованием шнура, сначала проверяем, с какой скоростью, он горит.

Шнур нельзя сильно гнуть, будет деформация, и нельзя оставлять на холоде, он окрепнет и будет ломаться.

Детонизирующий шнур


Когда между взрывчаткой большое расстояние и нужно взорвать много, используют детонирующий шнур. Проводят основной шнур и страховочный, для того, чтобы в случае обрыва в основном, сработал страховочный (дополнительный) шнур.

1. Быстрота взрыва шнура куротекс PETN-7000м/c. Его можно гнуть, но не под острым углом, чтобы не было деформации; и хранить в хорошем месте, предохраняя от холода и сильной жары.

Подсоединили к шнуру куротекс две тротиловые шашки. Одну обмотали в несколько раз шнуром, а в другую просто засунули шнур. Обмотанная шашка взорвалась полностью, а другая взорвалась только частично. Один снаряд поставим с детонатором, один без детонатора: вставили детонирующий шнур в тротил, тротил засунули в пакет и заизолировали, шнуры соединили между собой, подсоединили к электродетонатору шнур и закопали всю цепь вместе со снарядами, все замаскировали. Проверим тестером цепь, потом замкнули батарейкой и взорвали. Когда подошли, то увидели: снаряды миномета, в который поставили куротекс с детонатором взорвался полностью; снаряд миномета, в который поставили куротекс без детонатора не взорвался; тротил, в который поставили куротекс, но не обвязали его вокруг, взорвался, но часть осталась, поэтому для эффективного взрыва, тротил нужно обмотать куротексом.

РУЧНЫЕ ГРАНАТЫ

1. Наступательная:

а) Легкий вес для того, чтобы можно было далеко бросать и нести с собой большое количество.

б) Тонкий, металлический корпус.

в) Много тротила, чтобы звуковой эффект был лучше.

Общий вес - 310 г. вес Т.Н.Т. - 110 г. время взрыва - 4 сек. радиус поражения - 15 м. диаметр - 57 мм высота - 121 мм

Гранату нужно держать зажав в ладонь, в случае если пальцы зацепятся, зажим не выскочит. Чеку (усики) обязательно выравнивать.

2. Оборонительная:

а) вес тяжелее, чем у наступательной; бросают из-за укрытия, вес не имеет значения.

б) Толстый чугунный корпус, чтобы было много осколков, или стальные шарики в корпусе.

в) Не нужно много тротила.

Гранату всегда нужно бросать на вытянутую руку (в прямой руке), чтобы бросок был дальше.

3. Дымовые:

Используют, как дымовую завесу, при нападении и при защите.

Есть и сигнально-дымовые, т.е. дым, может быть разных цветов и каждый условный знак цвет имеет свое значение.

4. Химические:

а) Слезоточивые

б) Удушающие

в) Отравляющие

г) Обжигающие

д) Ядовитые.

Используются в городских условиях, в одной гранате может быть несколько свойств.

5. Противотанковые:

Кидаются из-за укрытия на технику сверху. На лету раскрывается парашют и низом бьет броню пробивая её как гранатомет.

Конвертер длины и расстояния Конвертер массы Конвертер мер объема сыпучих продуктов и продуктов питания Конвертер площади Конвертер объема и единиц измерения в кулинарных рецептах Конвертер температуры Конвертер давления, механического напряжения, модуля Юнга Конвертер энергии и работы Конвертер мощности Конвертер силы Конвертер времени Конвертер линейной скорости Плоский угол Конвертер тепловой эффективности и топливной экономичности Конвертер чисел в различных системах счисления Конвертер единиц измерения количества информации Курсы валют Размеры женской одежды и обуви Размеры мужской одежды и обуви Конвертер угловой скорости и частоты вращения Конвертер ускорения Конвертер углового ускорения Конвертер плотности Конвертер удельного объема Конвертер момента инерции Конвертер момента силы Конвертер вращающего момента Конвертер удельной теплоты сгорания (по массе) Конвертер плотности энергии и удельной теплоты сгорания топлива (по объему) Конвертер разности температур Конвертер коэффициента теплового расширения Конвертер термического сопротивления Конвертер удельной теплопроводности Конвертер удельной теплоёмкости Конвертер энергетической экспозиции и мощности теплового излучения Конвертер плотности теплового потока Конвертер коэффициента теплоотдачи Конвертер объёмного расхода Конвертер массового расхода Конвертер молярного расхода Конвертер плотности потока массы Конвертер молярной концентрации Конвертер массовой концентрации в растворе Конвертер динамической (абсолютной) вязкости Конвертер кинематической вязкости Конвертер поверхностного натяжения Конвертер паропроницаемости Конвертер паропроницаемости и скорости переноса пара Конвертер уровня звука Конвертер чувствительности микрофонов Конвертер уровня звукового давления (SPL) Конвертер уровня звукового давления с возможностью выбора опорного давления Конвертер яркости Конвертер силы света Конвертер освещённости Конвертер разрешения в компьютерной графике Конвертер частоты и длины волны Оптическая сила в диоптриях и фокусное расстояние Оптическая сила в диоптриях и увеличение линзы (×) Конвертер электрического заряда Конвертер линейной плотности заряда Конвертер поверхностной плотности заряда Конвертер объемной плотности заряда Конвертер электрического тока Конвертер линейной плотности тока Конвертер поверхностной плотности тока Конвертер напряжённости электрического поля Конвертер электростатического потенциала и напряжения Конвертер электрического сопротивления Конвертер удельного электрического сопротивления Конвертер электрической проводимости Конвертер удельной электрической проводимости Электрическая емкость Конвертер индуктивности Конвертер Американского калибра проводов Уровни в dBm (дБм или дБмВт), dBV (дБВ), ваттах и др. единицах Конвертер магнитодвижущей силы Конвертер напряженности магнитного поля Конвертер магнитного потока Конвертер магнитной индукции Радиация. Конвертер мощности поглощенной дозы ионизирующего излучения Радиоактивность. Конвертер радиоактивного распада Радиация. Конвертер экспозиционной дозы Радиация. Конвертер поглощённой дозы Конвертер десятичных приставок Передача данных Конвертер единиц типографики и обработки изображений Конвертер единиц измерения объема лесоматериалов Вычисление молярной массы Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

1 километр в час [км/ч] = 0,277777777777778 метр в секунду [м/с]

Исходная величина

Преобразованная величина

метр в секунду метр в час метр в минуту километр в час километр в минуту километр в секунду сантиметр в час сантиметр в минуту сантиметр в секунду миллиметр в час миллиметр в минуту миллиметр в секунду фут в час фут в минуту фут в секунду ярд в час ярд в минуту ярд в секунду миля в час миля в минуту миля в секунду узел узел (брит.) скорость света в вакууме первая космическая скорость вторая космическая скорость третья космическая скорость скорость вращения Земли скорость звука в пресной воде скорость звука в морской воде (20°C, глубина 10 метров) число Маха (20°C, 1 атм) число Маха (стандарт СИ)

Напряженность электрического поля

Подробнее о скорости

Общие сведения

Скорость - мера измерения пройденного расстояния за определенное время. Скорость может быть скалярной величиной и векторной - при этом учитывается направление движения. Скорость движения по прямой линии называется линейной, а по окружности - угловой.

Измерение скорости

Среднюю скорость v находят, поделив общее пройденное расстояние ∆x на общее времяt : v = ∆x /∆t .

В системе СИ скорость измеряют в метрах в секунду. Широко используются также километры в час в метрической системе и мили в час в США и Великобритании. Когда кроме величины указано и направление, например 10 метров в секунду на север, то речь идет о векторной скорости.

Скорость движущихся с ускорением тел можно найти с помощью формул:

  • a , с начальной скоростью u в течении периода ∆t , имеет конечную скорость v = u + a ×∆t .
  • Тело, движущееся с постоянным ускорением a , с начальной скоростью u и конечной скоростью v , имеет среднюю скоростьv = (u + v )/2.

Средние скорости

Скорость света и звука

Согласно теории относительности, скорость света в вакууме - самая большая скорость, с которой может передвигаться энергия и информация. Она обозначается константой c и равна c = 299 792 458 метров в секунду. Материя не может двигаться со скоростью света, потому что для этого понадобится бесконечное количество энергии, что невозможно.

Скорость звука обычно измеряется в упругой среде, и равна 343,2 метра в секунду в сухом воздухе при температуре 20 °C. Скорость звука самая низкая в газах, а самая высокая - в твердых телах. Она зависит от плотности, упругости, и модуля сдвига вещества (который показывает степень деформации вещества при сдвиговой нагрузке). Число Маха M - это отношение скорости тела в среде жидкости или газа к скорости звука в этой среде. Его можно вычислить по формуле:

M = v /a ,

где a - это скорость звука в среде, а v - скорость тела. Число Маха обычно используется в определении скоростей, близких к скорости звука, например скоростей самолетов. Эта величина непостоянна; она зависит от состояния среды, которое, в свою очередь, зависит от давления и температуры. Сверхзвуковая скорость - скорость, превышающая 1 Мах.

Скорость транспортных средств

Ниже приведены некоторые скорости транспортных средств.

  • Пассажирские самолеты с турбовентиляторными двигателями: крейсерская скорость пассажирских самолетов - от 244 до 257 метров в секунду, что соответствует 878–926 километрам в час или M = 0,83–0,87.
  • Высокоскоростные поезда (как «Синкансэн» в Японии): такие поезда достигают максимальных скоростей от 36 до 122 метров в секунду, то есть от 130 до 440 километров в час.

Скорость животных

Максимальные скорости некоторых животных примерно равны:

Скорость человека

  • Люди ходят со скоростью примерно 1,4 метра в секунду или 5 километров в час, и бегают со скоростью примерно до 8,3 метра в секунду, или до 30 километров в час.

Примеры разных скоростей

Четырехмерная скорость

В классической механике векторная скорость измеряется в трехмерном пространстве. Согласно специальной теории относительности, пространство - четырехмерное, и в измерении скорости также учитывается четвертое измерение - пространство-время. Такая скорость называется четырехмерной скоростью. Ее направление может изменяться, но величина постоянна и равна c , то есть скорости света. Четырехмерная скорость определяется как

U = ∂x/∂τ,

где x представляет мировую линию - кривую в пространстве-времени, по которой движется тело, а τ - «собственное время», равное интервалу вдоль мировой линии.

Групповая скорость

Групповая скорость - это скорость распространения волн, описывающая скорость распространения группы волн и определяющая скорость переноса энергии волн. Ее можно вычислить как ∂ω /∂k , где k - волновое число, а ω - угловая частота. K измеряют в радианах/метр, а скалярную частоту колебания волн ω - в радианах в секунду.

Гиперзвуковая скорость

Гиперзвуковая скорость - это скорость, превышающая 3000 метров в секунду, то есть во много раз выше скорости звука. Твердые тела, движущиеся с такой скоростью, приобретают свойства жидкостей, так как благодаря инерции, нагрузки в этом состоянии сильнее, чем силы, удерживающие вместе молекулы вещества во время столкновения с другими телами. При сверхвысоких гиперзвуковых скоростях два столкнувшихся твердых тела превращаются в газ. В космосе тела движутся именно с такой скоростью, и инженеры, проектирующие космические корабли, орбитальные станции и скафандры, должны учитывать возможность столкновения станции или космонавта с космическим мусором и другими объектами при работе в открытом космосе. При таком столкновении страдает обшивка космического корабля и скафандр. Разработчики оборудования проводят эксперименты столкновений на гиперзвуковой скорости в специальных лабораториях, чтобы определить, насколько сильные столкновения выдерживают скафандры, а также обшивка и другие части космического корабля, например топливные баки и солнечные батареи, проверяя их на прочность. Для этого скафандры и обшивку подвергают воздействию ударов разными предметами из специальной установки со сверхзвуковыми скоростями, превышающими 7500 метров в секунду.

Эрнст Мах. Идеалист с материалистическими наклонностями:-).

В сегодняшней небольшой статье немного пройдемся по теоретическим основам и коснемся одной из важнейших характеристик полета летательных аппаратов на большой скорости, в том числе и сверхзвуковой.

Сверхзвук и число Маха … Эти два понятия довольно тесно связаны и в наше время нет, наверное, ни одного человека, который бы так или иначе не слышал о числе М . Обычно этот термин сопровождает характеристики любого сверхзвукового (и даже просто скоростного) самолета. А самолетов таких у в мире сейчас немало и число их, я думаю, вряд ли будет уменьшаться:-).

Но ведь еще совсем не так давно теория сверхзвуковых течений была именно теорией, к тому же делающей, всего лишь, первые шаги. Фундаментальные основы она начала приобретать только около 140 лет назад, когда немецкий ученый и философ Эрнст Мах занялся исследованиями аэродинамических процессов при сверхзвуковом движении тел. В тот период он открыл и исследовал некоторые явления аэродинамики сверхзвука, получившие впоследствии свое название в его честь. В их ряду стоит и число Маха .

Интересен тот факт, что в советской науке (и в научной литературе, в особенности до войны и сразу после нее) этот термин часто употреблялся либо без расшифровки (просто число М, слово «Мах» не употеблялось), либо с использованием второй фамилии - Маиевский. То есть число Маха-Маиевского .

Все это было следствием нашего тогдашнего идеологического состояния. Эрнст Мах по своим философским взглядам (он был, по словам В.И.Ленина «субъективным идеалистом») не очень-то вписывался в рамки марксистско-ленинской философии, а Н.В.Маиевский был русским ученым, который занимался, в частности, проблемами внешней баллистики.

Внешняя баллистика — наука, исследующая движение тел после их выхода из устройства, придавшего им это движение, то есть, например, полет снаряда после его выхода из ствола артиллерийского орудия. Снаряд при этом летит с очень большой скоростью, в том числе и сверхзвуковой.

Вполне закономерно, что Н.В.Маиевский в своих исследованиях и разработках (передовых для своего времени и ставших впоследствии фундаментальными) оперировал понятием, аналогичным числу Маха , причем лет на 15 раньше своего немецкого коллеги.

А самое главное (для официальной идеологии:-)) было то, что русский ученый не был философом 🙂 и не имел взглядов, противоречащих марксистско-ленинской науке 🙂 …

Однако, как бы то ни было, сегодня едва ли не самое главное определение для сверхзвука носит имя (точнее фамилию:-)) немца Эрнста Маха. И само по себе это слово уже давно перестало быть просто фамилией. Мах, он мах и есть 🙂 . Только скорость, только полет 🙂 …

Вернемся, тем не менее, к конкретике. Что же такое это самое число М , и зачем оно вообще-то нужно в авиации? Ведь летали же себе люди раньше на дозвуковых скоростях безо всяких чисел Маха, да и сейчас подавляющее большинство летательных аппаратов на земле - дозвуковые. Однако, не все так просто, как выглядит:-).

При любом полете аппарата тяжелее воздуха одним из самых важных его параметров является . Способов измерения скорости на сегодняшний день, вобщем-то, предостаточно:-). Для примера, параметры движения самолета относительно воздушной среды можно измерить следующими способами: ультразвуковой, термодинамический, тепловой, турбинный, манометрический.

А (то есть скорость относительно земли) можно измерить допплеровским, корелляционным, радиационным способом, а также способом визирования земной поверхности.

Но самый, так сказать, простой и логичный, давно применяющийся, а поэтому, естественно, проработанный и привычный все же аэрометрический (точнее говоря, аэродинамический) способ. С его помощью как раз и замеряется воздушная скорость самолета и число Маха .

Однако способ этот имеет определенные недостатки. Сам принцип его достаточно прост, и о нем мы уже . Воздух, набегая на летательный аппарат, в результате своего движения обладает некоторой кинетической энергией или, попросту говоря, скоростным напором (ρV²/2 ).

Попадая в приемник воздушного давления ( , или ) он тормозится, и его напор превращается в давление на мембрану стрелочного прибора-указателя. Чем быстрее летит самолет, тем больше скоростной напор, тем большую скорость показывает стрелка прибора. То есть, вроде бы, все как по нотам.

Но не тут-то было:-). Пока летательный аппарат летит не очень быстро (примерно до 400 км/ч) и не слишком высоко (тысяч где-то до 2-ух, 3-х) все действительно разворачивается просто и закономерно. А далее ноты начинают врать:-)…

Воздух взаимодействует с аэродинамическими поверхностями самолета, определяя тем самым параметры его полета. А эти параметры зависят от параметров состояния воздуха, как газа, которые, конечно, зависят от условий, в которых находится данный объем газа.

Например, с высотой падают . А чем плотность ниже, тем меньше будет скоростной напор, с которым набегающий поток давит на мембрану указателя скорости.

То есть получается, что если прибор в кабине пилота показывает одинаковую скорость на высотах, к примеру, 2000 м и 10000 м (), то на самом деле это означает, что самолет на 10000 м относительно воздуха (и земли, конечно, тоже:-)) движется значительно быстрее (). Все из-за того, что воздух на высоте разрежен.

Плюс еще такая, не совсем, мягко говоря, удобная для полета вещь, как сжимаемость . Воздух — это газ, и, как любой газ, его можно при определенных условиях сжать, тем самым меняя параметры его состояния. Такие условия появляются при обтекании аэродинамических поверхностей на достаточно больших скоростях полета (формально отсчет начинают от 400 км/ч ).

Воздух перестает быть однородной, одинаковой во всех направлениях средой, каковой он считается (хоть и довольно приближенно) для малоскоростных летательных аппаратов. Создаются условия для возникновения так называемых скачков уплотнения, меняются скорости движения воздушного потока на различных участках аэродинамической поверхности (профиля крыла, например), происходит сдвиг точки приложения аэродинамических сил, то есть меняется сам характер обтекания и, в конечном итоге, параметры управляемости летательного аппарата. То есть говоря «умными» терминами теории сверхзвука:-), начинается волновой кризис .

Однако, о нем мы еще будем говорить в дальнейшем. А пока можно заметить, что все эти процессы зависят от параметров воздушной среды и технико-конструктивных свойств самого летательного аппарата.

Чтобы описать аэродинамические свойства самолета во взаимодействии со средой, одной скорости движения бывает недостаточно. Ведь ее измеренная величина, качественно сама зависящая от параметров этой среды, не всегда характеризует истинную картину обтекания (как в примере выше).

Здесь нужен такой критерий, который бы учитывал «в себе» параметры потока и, опираясь на который, можно было бы всегда правильно охарактеризовать аэродинамические свойства летательного аппарата вне зависимости от условий полета.

Говоря это, я как раз и имею в виду число М . И слово «критерий» употребляю не случайно. Дело в том, что число Маха – это, говоря языком физики, один из критериев подобия в газовой динамике .

Смысл этого слегка замысловатого названия на самом деле прост и заключается в том, что если две или более физические системы имеют однотипные критерии подобия, равные по величине, то это означает, что рассматриваемые системы подобны , то есть похожи или, говоря совсем упрощенно (:-)) одинаковы.

Применительно к нашему авиационному случаю это может выглядеть, например, так. Воздушный поток на двух различных высотах (допустим те же 2000 и 10000 м), взаимодействующий с нашим летательным аппаратом – это и есть две физические системы.

Однако, если на этих высотах одинаковы, то это вовсе не означает, что указанное взаимодействие тоже будет одинаковым, скорее как раз наоборот. То есть скорость не может быть критерием подобия, и эти две системы в такой ситуации вовсе не подобны.

Однако, если мы говорим о том, что самолет на различных высотах (и вообще в различных условиях) летит с одинаковым числом Маха, то вполне правомерно утверждать, что условия обтекания и аэродинамические свойства на этих высотах (в этих условиях) будут одинаковы.

Здесь обязательно стоит сказать, что это утверждение, несмотря на свою верность, опирается, однако, на немалые упрощения. Первое – это то, что число Маха , хоть и основной для нас критерий подобия в газодинамике, но не единственный. А второе исходит из определения самого числа М .

Эрнст Мах, проводя свои исследования, вряд ли задумывался о применении их результатов в авиации:-). Ее тогда попросту не было. Определение было чисто научным и физически точным. Число Маха – это безразмерная величина, равная отношению скорости потока в данной точке движущейся газовой среды к скорости звука в этой точке.

То есть М = V/ a , где V – скорость потока в м/с, а – скорость звука в м/с. Таким образом число М как бы учитывает в себе скорость движения плюс изменение параметров воздушной среды через скорость звука, которая как раз от этих параметров и зависит.

Число Маха величина безразмерная. В единицах скорости выразить его невозможно, и перевод его в линейную скорость нецелесообразен из-за непостоянства скорости звука. Скорость летательного аппарата, используя число М , можно выразить только качественно, то есть оценивая, во сколько раз скорость самолета больше, либо меньше скорости звука.

При этом формат записи значений может быть как с использованием знака равенства, так и без него. Например запись М3 (как и М=3) может означать, что скорость летательного аппарата превысила скорость звука в три раза.

Упрощения применительно к авиации состоят в том, что скорость потока заменена на скорость движения физического тела в газовой среде, то есть имеется в виду движения самолета. За скорость звука принимается скорость звука на высоте полета. При этом, однако, не учитывается, что поток возле тела сложной формы, коим летательный аппарат и является:-), может иметь самые различные значения вблизи различных участков поверхности этого тела.

Указатель числа М на приборной доске сверхзвукового "Конкорда" (правый нижний угол). Над ним указатель скорости.

Однако, несмотря на достаточную некорректность упрощений, концепция числа Маханашла в авиации очень широкое применение. Причем не только на сверхзвуковых самолетах, для которых сведения о числе М , так сказать, жизненно необходимы:-), но и на многих дозвуковых современных самолетах.

Ведь скорости их, хоть и дозвуковые, достаточно велики. К тому же практические высоты полетов тоже немаленькие. Так как скорость звука с высотой ощутимо падает, то возникает целесообразность на больших высотах использовать при пилотировании число Маха .

Для этого есть, по крайней мере, две причины. Во-первых, из-за большой разницы , о чем я упоминал выше (лишние погрешности, к тому же очень ощутимые, никому не нужны:-)), а, во-вторых, для возможности оценки приближения волнового кризиса.

Дело в том, что для каждого типа летательного аппарата его проявления имеют место при определенных значениях числа М. В связи с этим практически все современные лайнеры имеют полетные ограничения по числу Маха для обеспечения устойчивого управления. Пилот при управлении самолетом следит за тем, чтобы это ограничение не было превышено.

Указатель приборной скорости и числа М (в центре) на приборной доске самолета ЯК-42.

Указатель истинной воздушной скорости и числа М (в центре) на приборной доске Boeing-747.

Таким образом число М - это не скорость в чистом виде, но, тем не менее, важный параметр, позволяющий экипажу правильно оценивать условия полета и осуществлять безопасное и точное управление летательным аппаратом.

Для получения информации о числе Маха практически все современные скоростные самолеты имеют в кабине экипажа указатель числа М. В просторечии его иногда именуют махметром . В большинстве случаев он представляет собой стрелочный указатель по типу указателя скорости. Такие приборы могут выдавать либо только значения числа Маха, либо могут быть объединены (скомбинированы) с указателем скорости, истинной или приборной.

Указатель числа М.

Указатель скорости УС-1600.

Указатель истинной скорости и числа М УСИМ-И. Такого типа указатель стоит на самолете МИГ-25.

Указатель истинной скорости и числа М (слева вверху) на приборной доске сверхзвукового МИГ-25.

Часто указатели числа М выполняют со специальным сигнализатором , который в нужный момент выдает предупреждение экипажу о превышении какого-либо порогового значения этого числа.

МС-1. Указатель числа М с электрической сигнализацией.

По своей конструкции и принципу действия указатель числа М вобщем-то аналогичен . Но для учета изменения условий с высотой в него добавлена анероидная коробка , реагирующая на изменение давления.

Кинематическая схема указателя числа М.

Подавляющее большинство современных самолетов летает все-таки на дозвуке . Этому режиму соответствует число Маха менее 0,8 . Следующие режимы полета, на которых М принимает значения от 0,8 до 1,2 объединены под названием трансзвук . А когда число М меняется от 1,0 до 5,0 , то это уже чистый сверхзвук , зона сверхзвукового полета современных военных самолетов.

Есть, правда, экземпляры напрямую к армии не относящиеся, более того достигающие скоростей, на которых число Маха превышает пять единиц. Это уже зона гиперзвука . Однако говорить об этих полуэкзотических аппаратах и режимах их полета мы будем уже в следующих статьях общей темы, посвященной сверхзвуку.

До новых встреч:-).

Фотографии кликабельны .

Миллисекунда - это единица измерения времени, равная 0,001 (одной тысячной) секунды или 1000 микросекунд. Сокращенное русское обозначение: мс, международное: ms. Слово «миллисекунда» состоит из двух смысловых частей: «милли» - в переводе с латинского языка означает «тысяча» и «секунда».

10 миллисекунд (0,01 секунды) называются сантисекунда, 100 миллисекунд (0,1 секунды) - это децисекунда.

Секунда - это единица измерения времени, равная 1/60 минуты либо 1/3600 часа. Сокращенное русское обозначение: с, международное: s. Слово «секунда» произошло от словосочетания «pars minuta secunda» и в переводе с латинского языка означает «часть мелкая вторая» (часа).

Формулы перевода

В одной секунде - 1000 миллисекунд, в одной миллисекунде - 0,001 секунд.

Как перевести секунды в миллисекунды

Чтобы перевести секунды в миллисекунды, необходимо количество секунд умножить на 1000.

КОЛИЧЕСТВО МИЛЛИСЕКУНД = КОЛИЧЕСТВО СЕКУНД * 1000

Например, для того, чтобы узнать количество миллисекунд в 60 секундах, нужно 60*1000 = 60000 миллисекунд.

Как перевести миллисекунды в секунды

Чтобы перевести миллисекунды в секунды, необходимо количество миллисекунд разделить на 1000.