Рыцарский турнир как он проходил. Средневековая Европа

Наши турниры - это результат совместной работы реконструкторов и историков, реквизиторов, технического персонала, обслуги ристалища и ещё многих других людей, которые вкладывают своё время и душу в каждый турнир.

Больше чем

Средневековый спорт

Не мы придумали турниры. Они появились в далёком XII веке, став в веке XV изысканным шоу и спортом железных людей. Но именно мы возродили древнюю традицию рыцарского состязания в плане организации, уровня требований и высокого историзма.

Историческая достоверность

Именно она является визитной карточкой наших рыцарских турниров. В точности воссоздавая ритуалы, правила и материальную часть, а также тщательно отбирая участников, «Ратоборцы» следуют подлинному духу благородного спорта Средневековья.

Обученные кони, ристалище, оборудованное в соответствии с требованиями XIV–XV веков, опытные судьи и, конечно, рыцари в доспехах, которые точно соответствуют историческим образцам - вот, что увидит зритель нашего турнира.

Правильный

Подход

Историческая матчасть

залог успеха
Участник рыцарского турнира у «Ратоборцев» кроме физической подготовки, обязан обладать достоверной исторической реконструкцией комплекса снаряжения:

Рыцарским доспехом,

который способен выдержать прямое попадание копья, изготовленный в точном соответствии с данными исторических источников. Никакая фабричная бутафория на ристалище не допускается;

Комплектом вооружения

в составе: меча и кинжала на перевязи, копья и турнирной булавы. Указанный набор проходит проверку на историческое соответствие и требования безопасности;

Комплектом конского снаряжения:

седла, упряжи, попоны геральдических цветов участника. Соискатели в современных строевых сёдлах не в чести на ристалище;

Гражданским костюмом,

реконструируемого периода и региона для участия в обязательной ритуальной составляющей турнира;

Геральдической атрибутикой:

в виде турнирного щита с гербом и нашлемного украшения «клейнода» для опознания бойца на ристалище. Так, и только так должен выглядеть современный рыцарь, если хочет выступить на турнире, который проводят «Ратоборцы». Всё остальное - фэнтези различной степени достоверности, которая лежит вне сферы наших интересов.

Средневековый спорт

в современном понимании
Как его видят «Ратоборцы»? Несмотря на всё почтение к средневековой романтике и уважение к чрезвычайно дорогостоящему снаряжению, при организации турниров «Ратоборцы» придерживаются жестких спортивных принципов:

Last man standing:

победителем будет последний оставшийся в седле. Турнир - это спортивное состязание, направленное на победный результат;

Хоть и спорт, но средневековый,

а значит, никаких весовых категорий. Победа целиком зависит от мастерства владения оружием и конём, а также боевого духа;

Только полный контакт!

На турнирах «Ратоборцев» не бывает постановочных боёв!!! Все схватки происходят в полный контакт, а судьи оценивают исключительно сокрушительные удары. Не помял доспех, значит - не бил, копья должны ломаться, а металл - стонать!

Fair play,

а значит, правила надо соблюдать! Нельзя бить вражеского коня, нельзя бить упавшего, нельзя метить в пах. Всё остальное - можно!

Уважение и благородство:

нельзя забывать, что неотъемлемой частью турнира является присутствие прекрасных дам. Держать себя на ристалище надо соответственно, рыцарь - не только боец, но и джентльмен. Заметим! Ристалище обслуживает бригада маршалов во главе с судьёй. Их команды должны исполняться, и беспрекословно. От этого зависит не только безопасность рыцарей, но и безопасность зрителей.

Рыцарский турнир

это ритуал
Чтобы выйти на ристалище, необходимо пройти обрядовую часть... Которая может показаться театральной, но это исторично, а значит, верно; это красиво, а значит, правильно; это погружает в историю, а значит, так тому и быть.

Суд прекрасных дам,

мнение которого напрямую влияет на решение судей;

Геральдический смотр,

в ходе которого комиссия историков-экспертов тщательно проверит правильность составления гербов и историческое соответствие снаряжения;

Представление участников:

парад рыцарей в сопровождении оруженосцев, пажей и дам, для коего и нужен гражданский костюм. Зрители смогут познакомиться с участниками и выбрать фаворита, а участники поглядеть - на «фронт работ», показать себя не только достойными бойцами, но и галантными кавалерами.

Проверенные

Составляющие успеха

Подлинная традиция

Именно здесь оживает история рыцарского XV столетия: бои в полный контакт, аутентичные доспехи, тяжёлые копья со стальными наконечниками, воссозданный свод правил и ритуалов, а также реконструкция подлинных турнирных площадок Позднего Средневековья.

Участники из разных стран

На турниры «Ратоборцев» собираются рыцари со всего мира. Знаменитые бойцы, такие как: Арнэ Коэтц из Германии, норвежский рыцарь Ивар Мауриц-Хансен ; герои отечественного турнирного движения: Андрей Камин, Юрий Богунов, Дмитрий Савченко, Алексей Малинин и многие другие.

Опытный оргкомитет

Турнир является сложным комплексом мероприятий, который требует координации десятков людей при многотысячной публике. Над проектом работает коллектив опытных специалистов в истории, геральдике, судействе и технических вопросах организации турниров.

Опыт успешных проектов

Коллектив агентства при поддержке ведущих ученых и специалистов в области организации провел ряд знаковых мероприятий, ставших вехами в современной «турнирной истории». Турнир «Времен и Эпох - 2013», «Рождественский турнир», грядущий турнир «Св. Георгия» - события мирового уровня.

Качественный рост

Заданная планка качества поднимается с каждым мероприятием. Турнир «Времен и Эпох - 2013» стал образцом масштаба и организации, «Рождественский турнир» продемонстрировал высокий историзм и способность работать в суровых зимних условиях, турнир «Св. Георгия» - эталон проработки правил и ритуала.

Малыш совсем вырос, - качала головой баронесса, глядя на то, как ее младшенький собирается в дорогу. «Малышу - семнадцать лет, он давно уже готов к войне, и она скоро начнется. Вот и проверим на турнире, как он дерется», - насмешливо прищурился старший сын. А отец одобрительно похлопал младшего по плечу.

Выступать на турнире – высокая честь для любого дворянского сына. И своих сыновей барон растил, постоянно внушая им эту мысль. Теперь пришло время проверки. Боевой конь давно готов, оруженосец, кузнец и двое слуг ожидают своего юного господина во дворе. Наставник, а его барон специально нанимал для своих сыновей, давно в седле. Дорога предстоит недолгая, Париж всего в 30 лье от их поместья, а том их ждет турнир.

Хотите узнать, как проходили рыцарские турниры? Чтобы ответить на этот вопрос, придется сначала найти ответы на два других. Первый - кто такие рыцари? Второй - что такое рыцарский турнир? Благородные дворяне, кидающие к ногам любимых все - и даже свою жизнь. Доспехи, боевые кони, верные оруженосцы, арбалеты и копья. Отчаянно смелые, они, эти самые рыцари, постоянно сражаются на турнирах во славу короля и святого престола.

И да, и нет. Да, потому что всё вышеперечисленное имело место. Нет, потому что было много другого, такого, что не имеет никакого отношения к слову «благородство». Итак, начнем с того, кто такой рыцарь и для чего ему нужны турниры.

Рыцарь – это почетный титул, который мог получить дворянин мужского пола. Первоначальное значение - всадник, у которого имеется тяжелое вооружение. И обязательно - феодал, которой подчиняется своему сюзерену. Много позже само значение слова «рыцарь» было облагорожен служение. Служение церкви, королю и прекрасной даме, причем, почти бескорыстное придумали менестрели, воспевавшие подвиги рыцарей. А потом к их голосам подключились писатели, и их безудержная фантазия уже выдала такой образ, что теперь, говоря «рыцарь», мы ничего, кроме благородства, и не имеем в виду.

А «мода» на турниры достигла своего расцвета в конце 14 начале 15 веков, но поиски истоков увлечения такого рода сражениями уведут исследователя в те времена, когда существовали родоплеменные отношения. Уже тогда мужчины, доказывая свое умение владеть оружием и физическую силу, устраивали бои по поводу и без него.

Во времена Римской империи проводили групповые битвы, которые имели театральный антураж. Участники боя надевали костюмы и маски, и на глазах у зрителей разворачивалось настоящий спектакль. Но до настоящих турниров дело еще не доходило.

Франция как главная законодательница моды и тут оказалась впереди всех. В 9 веке «телесные упражнения», призванные поддержать физическую форму, перестают быть имитацией военных действий. Настоящее оружие применяется, но пока еще смертельные удары запрещены. Правда, этот запрет строго никогда не соблюдался, поэтому число раненых, изувеченных и убитых постоянно росло. Правила первых турниров составил Жоффруа де Прейли. И с тех пор участие в турнирах стало для мужчин одним из основных занятий.

Кроме демонстрации своей доблести, на таких соревнованиях можно было неплохо заработать. Общеизвестный факт: Уильям Маршалл – начальник королевской стражи – вместе со своим другом всего за 10 месяцев 1177 года пленил 103 соперников. Получил с каждого выкуп – это было обязательным условием турнира. А еще призы, в которые входило оружие и боевой конь пленника. Современники завидовали удачливым рыцарям: это же целое состояние, к тому же заработано в такой короткий срок.

Основные правила первых турниров были несложными:

Можно использовать любое оружие

Сражаться может конный воин с пешим

Можно биться как в доспехах, так и без них

Можно нападать вместе с группой поддержки на одного воина

Приз – лошадь и оружие побежденного

На бой может выйти любой человек без учета сословия.

Потом турниры стали развлечением только родовитых мужчин. Простолюдины, разумеется, допускались на них, но уже в качестве зрителей. Поскольку мужская часть населения весьма охотно принимала участие в подобных битвах, а количество смертей неуклонно росло, то церковь и короли постоянно запрещали турниры.

Первым понял бесполезность запретов Ричард Львиное Сердце. Он издал указ, разрешающий проводить турниры только в пяти местах королевства. Мало этого за участие взималась плата. Меньше всех платили безземельные рыцари – всего 2 монеты. Рыцарь, имеющий земельный надел, должен был выложить уже 4 монеты, а вот бароны и графы должны были раскошеливаться уже на 10 и 20 соответственно. Умный, однако, ход придумал король: и казна не пустеет, и драк по поводу и без нет. Этим же указом было запрещено принимать участие в турнирах всем, без исключения, иноземцам. Таким образом, повода лишний раз выяснить отношения у вечных врагов французов и англичан не было.

Правила проведения турниров постоянно менялись. В конце концов турниры превратились в многодневное зрелище. В первый день проходили групповые бои. Во второй на сшибке рыцари встречались один на один. Позади каждого всегда находился его слуга, чтобы поддержать хозяина и не дать ему сломать себе шею при падении. Иногда регламент устанавливал количество ударов. Например, каждый воин должен был ударить пять раз.

Далее проводилась схватка между оруженосцами. Это был отличный шанс! В случае победы можно было получить звание рыцаря. На четвертый день устраивалось настоящее театральное действие. Рыцари надевали костюмы разных эпох или изображали героев античности. А потом к делу приступали менестрели, бродячие артисты. Ну и, конечно, пиры, которые порой длились по два – три дня.

Что ж, можно делать вывод. Рыцарские турниры вначале сильно напоминали современные бои без правил. К тому же турниры, проводимые в разных странах, порой сильно отличались регламентом. Но одно оставалось неизменным – рыцари принимали участие в схватке, чтобы продемонстрировать свою силу и умение владеть оружием. Ну, и еще не стоит забывать о прибыли. В те времена бескорыстие не входило в число добродетелей благородных рыцарей.

Состязания рыцарей в конном и пешем единоборстве, а также всеобщей турнирной битве, устраивали в Англии постоянно и повсеместно и короли, и крупные сеньоры, и простые бароны. Хотя сам же обычай показательных военных состязаний относится еще к «дорыцарским» временам.
Правда, поначалу обычай турниров встретил некоторое противодействие со стороны короля Генриха 11. Зато его сын, король Ричард Львиное Сердце, сам не раз выезжавший на турнирную арену, разрешил рыцарские состязания в пяти графствах своего королевства. С течением времени заметно менялись и условия этих военных игр, и применявшееся на них оружие, и приемы ведения боя. Обычно мы представляем, что во время конного поединка рыцарь держал копье под мышкой, однако первоначально всадник поднимал копье над головой, на вытянутой руке. Поначалу турнирное вооружение ничем не отличалось от боевого, но с XIV века оно становится более сбалансированным и менее массивным. Это позволяло противникам демонстрировать специально для зрителей более эффектные приемы боя, не опасаясь серьезных ран и увечий. Побежденным признавался тот, кто был выбит из седла. Если же у обоих, ломались копья, вооружались запасными и съезжались снова, или же начинался пеший поединок на тупых мечах.
В зависимости от того, как устраивался турнир, по-разному он и назывался. Случались "странствующие" турниры, когда два рыцаря встречались где-нибудь случайно или намеренно, и вступали в "спортивный" поединок, иногда и вовсе обходясь без зрителей. Но, конечно, гораздо пышнее и торжественнее проходили турниры "по приглашению". На них особую роль играли герольды, и очень большое значение придавалось гербам участников.
Такие турниры устраивались по любому подходящему поводу: посвящение в рыцари, свадьба дочери, заключение мира с врагом. Устроитель рассылал письма-приглашения самым знатным из соседей. Но любой достойный рыцарь мог принять участие в турнире и без особого приглашения, не говоря уж о зрителях.
Когда весть о предстоящем турнире разносилась по всей округе, во всех замках начинались спешные приготовления: отпирались сундуки, откуда извлекались самые дорогие наряды, готовились лучшие доспехи, выезжались самые крепкие и выносливые кони. Каждый из рыцарей, намереваясь принять участие в турнире, хотел перещеголять всех роскошью нарядов и вооружения, многочисленностью и пышностью свиты. Каждый с нетерпением ждал предстоящего празднества, потому что у каждого были свои определенные цели.
Вечером того дня, что предшествовал турниру, обычно состязания проводили юные оруженосцы -на том же, заранее приготовленном турнирном поле, которое называлось ристалищем, но с еще более безопасным оружием, чем рыцарские турнирные копья и мечи. Случалось, иные из отличившихся оруженосцев удостаивались особой чести - их прямо на ристалище посвящали в рыцари, и они получали позволение принять участие в самом турнире.
В ночь перед турниром почти никто не спал. Повсюду в окрестностях пылали костры, на городских улицах мелькали огоньки факелов. Все были на ногах задолго до того, как трубил со стены замка рог, возвещающий о наступлении утра. После церковной службы все устремлялись к арене, обсуждая на ходу доблести бойцов, собирающихся принять участие в турнире, и гадая, кто еще из окрестных рыцарей прибудет к месту состязания в самый последний момент.

Кто мог участвовать в турнире?

Требования же, которые предъявлялись к английским рыцарям, желающим принять участие в турнире, были достаточно строгими. Рыцарь должен был доказать знатное происхождение в двух поколениях со стороны и матери, и отца, а доказывалось это наследственным гербом на щите и отличительными украшениями на шлеме.
Правда, со временем такие строгие ограничения стали ослабляться - к турнирам допускались и рыцари, пусть не столь знатные, но известные храбростью и умением владеть оружием. Но как бы то ни было, каждый прибывший на турнир рыцарь допускался к участию в нем только после рассмотрения его права на совете специально избираемых турнирных судей.
Если кто-то оказывался виновным в недостойном рыцаря поступке, и это могло быть доказано в присутствии судей, рыцарь лишался права выехать на ристалище. Это распространялось и на уличенных в хуле против Господа, в оскорблении дамы, в нарушении данного слова, и на каждого, кто покинул собрата по оружию в сражении. Высокое значение рыцарского достоинства поддерживалось и еще одним правилом - никто не мог быть допущен к участию в турнире, если был виновен в вероломном нападении на противника. Однако и для рыцаря, признанного советом турнирных судей безупречным во всех отношениях, предварительные испытания еще не заканчивались. Теперь он передавал свой флаг и гербовый щит герольдам, а те устраивали из знамен и гербов своеобразную выставку на главной городской площади, располагая их в строго определенном порядке.
Выше всех помещались гербы знатнейших лиц, ниже - баронов, и наконец, в самом низу - простых рыцарей. Такая выставка служила как бы программой предстоящего состязания, но вместе с тем, устраивая ее, герольды обсуждали подлинность каждого из представленных гербов. Лицам не рыцарского происхождения выставление гербов было строго воспрещено, и уличенные в таком обмане должны были заплатить штраф в виде вооружения и боевого коня - в пользу герольдов. В обязанности герольдов входила еще и такая: давать любопытным зрителям необходимые объяснения, если чей-либо герб из выставленных прежде был им не знаком.
Но не всегда объявлялись во всеуслышание имена всех рыцарей, пожелавших принять участие в турнире и выдержавших предварительные испытания. Иногда позволялось скрывать свои имена совсем юным рыцарям, страшившимся поражения и позора, а также в тех случаях, если рыцарь до поры предпочитал хранить инкогнито, будучи в неприязненных отношениях с устроителем турнира.
Случалось даже и так, что турнир становился своеобразным маскарадом - рыцари появлялись на нем в фантастическом вооружении, заимствованном у каких-либо легендарных или исторических личностей. Например, однажды проводился турнир, где одна сторона рыцарей олицетворяла легендарного короля Артура и его паладинов Круглого Стола, а другая - Карла Великого и его воинов.

Ристалище, судьи и награды

Поле для турнира - ристалище - обносили деревянной оградой в один или два ряда или вместо нее протягивали веревки. Первоначально поле было круглым, но с течением времени обрело более удобную продолговатую форму. Вокруг поля устраивались деревянные ложи для прекрасных дам, а также судей турнира. Ложи украшались дорогими тканями и коврами, а самая роскошная, под балдахином, убранная цветами, стрелами, изображениями пылающих сердец, предназначалась для королевы любви и красоты, которую предстояло назвать будущему победителю.
Хоть и присутствовали на турнирах специально назначаемые судьи, однако высшими судьями были прекрасные дамы. Любую жалобу против кого-либо из участников рассматривали именно они, и решение не подлежало обжалованию. Открывая рыцарское состязание, герольды громко оглашали его правила и объявляли, каким будет приз предстоящего состязания. Помимо объявленных призов, дамы и девицы часто жертвовали в виде награды за рыцарскую доблесть собственные золотые или серебряные украшения. А сам главный приз мог быть весьма ценным. Кроме того, каждый рыцарь, одержавший победу над противником, получал в качестве трофея его вооружение и коня. Как правило, устроители турниров проявляли особую учтивость по отношению к иноземным рыцарям-участникам. Так однажды на турнире в Смитфилде, при Ричарде II, королева объявила наградой золотую корону, если победителем станет иностранец, и дорогой браслет, если им окажется англичанин.

Как открывались турниры

Рыцари выезжали к ристалищу блестящей кавалькадой, вместе с ними были и самые знатные особы, благородные дамы и девицы, - словом, открывал турнир весь цвет рыцарства и женской красоты. Обычно дамы подбирали и соответствующие случаю костюмы - нередко они украшались золотыми и серебряными поясами, на которых висели легкие мечи. На самом ристалище младшие герольды внимательнейшим образом осматривали вооружение участников. Оружие, не соответствующее установленному турнирному образцу, немедленно отвергалось. Копья были безопасны, так как снабжались тупыми наконечниками, турнирные мечи тоже были затуплены и укорочены. Иногда даже они делались не из стали, а из китовой кости, обтянутой кожей.
Но случалось, несмотря на все меры предосторожности, турнирные состязания и в самом деле переходили границы дозволенного. На них прорывалась иногда национальная рознь, брало свое, бывало, уязвленное самолюбие рыцаря, отвергнутого прекрасной дамой ради другого, более счастливого соперника. Чтобы избежать кровопролития, в конце концов от рыцарей, помимо соблюдения всех прочих формальностей, стали требовать и особую клятву, что явились они на турнир с единственной целью совершенствования в военном искусстве, а не для сведения счетов с кем-нибудь из соперников.
В Англии к концу ХIII века был издан специальный королевский указ, дозволяющий употреблять на турнирах лишь уширенный тупой меч и запрещающий применение острого меча, кинжала, боевой булавы. Зрителям же, наблюдающим за состязаниями, вовсе запрещалось иметь при себе какое-либо оружие, чтобы излишние эмоции не могли выплеснуться через край. Так что буйный темперамент английских футбольных болельщиков, родился, оказывается, не на пустом месте.
Но вот заканчивался тщательный осмотр вооружения, и если все было в порядке, рыцари по сигналу герольдов удалялись в свои шатры, чтобы приготовиться к поединку. По второму кличу герольдов они садились на коней и выезжали на поле. Теперь специально назначенные судьи осматривали, правильно ли были оседланы кони турнирных бойцов. Наступала короткая пауза, на какой-то миг все замирало - и в ложах для дам и почетных гостей, и на скамьях для простонародья. Участники турнира ждали знака к началу состязания.

Как проходили бои на турнире

Рыцарские поединки бывали "один на один" или же в них принимали участие по несколько бойцов с каждой стороны. Тогда они выстраивались в шеренги друг напротив друга, и каждый должен был схватиться с определенным противником. Наконец почетный рыцарь подавал знак начала турнира, и звучал третий клич герольдов. Тотчас веревки, разделявшие рыцарей, опускались, и они устремлялись один на другого в оглуши тельном реве труб. За каждым из рыцарей следовали его оруженосцы, готовые поправить ему доспехи, подать, когда будет необходимость, запасное вооружение, или поднять своего господина с земли, если противник окажется удачливее и выбьет его из седла.
Одна первая встреча противников редко решала судьбу поединка. Рыцари съезжались снова и снова, преломляя копья, всадники и кони опрокидывались, чаша весов успеха склонялась то на одну, то на другую сторону. Громко гремели трубы, рыцари выкликали имена своих прекрасных дам, кричали, переживая за своих любимцев, зрители. Турнирные судьи тем временем зорко следили за действиями каждого из противников. Успехом считалось, если рыцарь сломил копье, попав е туловище противника между седлом и шлемом. Чем выше приходился удар, тем выше его и оценивали. Если рыцарь ломал копье, угодив прямо в шлем противника, это считалось особенным проявлением мастерства. Ну, а рыцарь, выбитый из седла, лишался возможности принять участие в следующей схватке.
Поэтому менее постыдным на турнире считалось упасть вместе с конем, чем быть выбитым из седла. Тот, кто красиво и твердо держал копье, хоть оно и не ломалось "от крепкого удара, заслуживал большей похвалы, чем тот, кто наносил меткий удар, но при этом плохо управлял конем. Состязание прекращалось, когда все рыцари успевали в полной мере проявить свою храбрость и воинское искусство. Устроитель турнира опускал свой жезл, и герольды давали сигнал к окончанию турнира. Теперь почетных гостей и участников ждал пир. Рыцари вступали в зал, где были накрыты столы, под громкие звуки труб, облаченные в яркие одежды, и занимали места под знаменами со своими гербами. Самым храбрым и отличившимся рыцарям отводились и самые почетные места.
В разгар пиршества делался перерыв, и герольды торжественно представляли дамам самых достойных рыцарей. При этом та из дам, что была выбрана победителем королевой любви и красоты, раздавала призы коленопреклоненным рыцарям и обращалась к каждому из них с особой похвальной речью. Звучали на пиру и песни менестрелей, прославлявших подвиги храбрых рыцарей. Хоть и стали турниры самыми грандиозными праздниками рыцарских времен, но все же находились у них и влиятельные противники.
Папа Иннокентий III в 1140 и папа Евгений III в 1313 году восставали против турниров из-за случавшихся на них смертельных случаев и даже, бывало, отлучали тех, кто принимал в них участие, от Церкви. Однако турнирам суждено было существовать еще долгие годы и даже пережить сами рыцарские времена. Они проводилась и в XVI веке, когда рыцари окончательно уступили место на поле боя пехоте, артиллерии и легко вооруженной коннице. Уходила в прошлое вместе с рыцарскими турнирами и особая общность людей, называемых герольдами. Но они оставляли в истории очень заметный след: никто иной способствовал тому, что столь важную роль стал играть в Средние века рыцарский герб, трансформировавшийся с течением времени в гербы цехов, городов, государств, дошедший таким образом и до наших дней...

Либо баронами , крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови , в связи с рождением наследников, заключением мира и т. д. На турниры собирались рыцари со всех концов Европы . Турнир происходил публично, при широком стечении феодальной знати и простонародья.

Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое «ристалище ». Ристалище имело четырёхугольную форму и было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды , они называли имена участников и условия турнира.

Условия (правила) были различными. В XIII веке рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что четыре поколения его предков были свободными людьми. Со временем на турнире стали проверять гербы , ввели специальные турнирные книги и турнирные списки . Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, только что посвящённых в рыцарское звание, так называемое «жюте ». Такой поединок назывался жюст (от англ. «joust») - поединок на копьях (конно-копейная сшибка). Рыцари старались выбить противника из седла, не упав самому, либо преломить своё копье о щит противника. Затем устраивалось главное состязание - имитация сражения двух отрядов(melee - фр.), формировавшихся по «нациям» или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побеждённых платить выкуп.

Происхождение

Изначально турниры зародились как способ в мирное время обучаться военным искусствам, а также для того чтобы опытные участники могли показать свою доблесть.

Обстановка турниров

В случае, когда турнир проводился во время какого-то церковного праздника, то обычно его старались проводить недалеко от местных торговых центров (мест проведения ярмарок), дабы усилить наплыв зрителей на него. Да и само окружение турнира представляло собой весьма живописное зрелище. Так как места в городе, возле которого проводится турнир, обычно не хватало, то его участники заранее брали с собой походные шатры, предпочитая их простор тесноте комнат городских постоялых дворов. А так как каждый феодал стремился взять с собой сколь возможно более свиты, дабы роскошью своего выезда затмить всех вокруг, то к месту проведения турнира стекались реки из людей и повозок изо всех соседних сёл, городов и замков. Вокруг турнирного поля устраивались целые поселения из шатров, которые каждый участник или зритель благородного сословия брал с собой в достаточном количестве, дабы разместиться самому, разместить свиту, слуг и прочее необходимое. Естественно, вся эта толпа требовала соответствующего обслуживания - и к месту проведения турнира стекались торговцы со всех сторон, устраивая своеобразную ярмарку своих товаров, среди коих были съестные припасы, одежда, оружие и доспехи, лошади и так далее. Всюду - флаги, раскрашенные щиты и гербы.

Арена, где предстоит турнир, ограждалась деревянной прочной оградой, и с одной её стороны строились из дерева трибуны для знатных зрителей. Отдельно строились ложи для наиболее знатных феодалов, организаторов турнира и тех прекрасных дам, которым выпала честь преподнести победителю турнира награду. В Манесском кодексе эти ложи прорисованы наиболее детально, также их изображения есть у Жана Фруассара .

Участники турнира - рыцари и оруженосцы - старались одеться для турнира как можно ярче и красивее. Так же точно - в наимоднейшую одежду - одевались и зрители. Таким образом, турнир был не только демонстрацией рыцарской доблести, но и своеобразным показом последней моды в одежде, доспехах и оружии.

Особенностью турнирных одеяний участников было то, что для достижения максимального эффекта все детали турнирного доспеха покрывались тканевыми накидками - на доспех надевалась красочная гербовая накидка, на боевого коня - попона с изображениями герба хозяина, на шлем - нашлемное украшение (crest), которое было чисто декоративной деталью, и потому делалось весьма причудливым. Нашлемные украшения, согласно тому же Манесскому кодексу, стали частью герба рыцарей в конце XIII - начале XIV века, и впоследствии уже являлись обязательной частью герба. Украшения эти изготавливались обычно из кожи и папье-маше, расписывались яркими красками и пришнуровывались к шлему. Ещё одной обязательной деталью, украшающей шлем, были бурлет и намёт - тканевый валик, обычно 2-цветный, с пришитым к нему покрывалом, закрывающим заднюю часть шлема. Такие валики стали популярны во время крестовых походов, где они предохраняли шлем кавалериста от перегрева, а его самого от теплового удара. Впоследствии, с распространением шлема типа топфхельм , они стали весьма популярным украшением его. Зубчатая кайма намёта - намёк на изрубленные сарацинскими саблями намёты крестоносцев, что означает доблесть и боевой опыт его обладателя.

Помимо феодала - участника турнира - в гербовые накидки (табарды) одевалась его прислуга на ристалище - пажи и оруженосцы , иногда его дама могла надеть платье с гербом - аппликацией.

Одежда дам, надеваемая для турниров, отличалась некоторыми элементами от обычной парадной одежды.

Обычно дама дарила рыцарю, к которому она проявляла свою благосклонность, какой-то элемент своей одежды - перчатку, платок, иногда отрывала рукав платья (вернее не рукав, а ленту - tippet - которой украшались рукава верхних платьев XIII-XIV столетий. Для такой цели лента не пришивалась намертво, а лишь прихватывалась нитками, чтобы её можно было легко оторвать). Деталь одежды рыцарь прикреплял к своему шлему или доспеху как знак благосклонности, избранной им дамы сердца.

Церемониал

Договорённость о проведении турнира достигалась между его организаторами, один из которых - зачинщик - посылал вызов второму - защитнику - на поединок, который должен был стать центральным событием турнира. Рене Анжуйский пишет следующее: зачинщик, перед тем как послать вызов, выбирал из числа наиболее уважаемых, авторитетных и опытных в военном деле дворян 4 судей - двух местных и двух любых, в том числе приезжих, для того чтобы судить поединки рыцарей и дворян (очевидно, что дворяне, не имеющие рыцарского звания, участвовали в турнире отдельно), и вместе с тупым турнирным мечом, который являлся вызовом на турнир, посылал грамоту, где указывал имена и звания своих судей. При этом вызов посылался «не со злым умыслом, но во всей любви и дружбе, дабы доставить удовольствие (защитнику) и развлечь прекрасных дам ». Защитник мог и отказаться, ссылаясь на неотложные дела, которые помешают ему принять участие в турнире. Но если он принимал вызов и брал у герольда меч, то назначал своих судей, дабы те, встретившись с судьями зачинщика, могли обсудить время и место подготовки ристалища.

Рене Анжуйский пишет, что к кандидатам в судьи организаторы турнира обращались с письмами, и описывает подробно церемонию этого обращения, однако вполне могло хватить и устной договорённости.

После определения ими места и времени проведения турнира, главный герольд с помощниками объявляют о проведении турнира.

Следующая церемония - открытие турнира. На устроенном заранее алтаре местный священник служит вместе с другими духовными лицами, сюда прибывшими, торжественную мессу. С благословения Божия начинается всякое дело, тем более настоящее. Хотя церковь, по-видимому, бесплодно восставала против турниров и не в силах была уничтожить их совсем, но она много посодействовала изменению их характера - от настоящих поединков, участник которых рисковал жизнью как на войне, к театрализованным представлениям, сравнительно безопасным. После окончания мессы участники турнира, которые молились наравне со всеми, садились на лошадей и устраивали колонну из 2-3 всадников в ряд, чтобы таким образом въехать на ристалище на глаза благородных зрителей на трибунах и простонародья. По сторонам - жонглеры, без которых не обходилось ни одно торжество, а во главе - герольды и судьи турнира вместе с почетным судьей (chevalier d’honneur), заблаговременно избранным. Интересна роль последнего. Он служил как бы посредником между присутствующими дамами и участвующими в турнире рыцарями. Как только он был избран, к нему подходили судьи турнира в сопровождении двух красивейших дам и вручали ему головное дамское украшение - некое подобие бурлета с намётом. Он привязывал украшение к своему копью и не снимал её в продолжение всего турнира. Если во время боя дамы замечали, что кто-либо из участников в турнире слишком ослабевал, они поручали почетному судье вступиться за него. Дамский посредник спускал на такого рыцаря украшение своего копья, и никто уже не осмеливался тронуть этого рыцаря. Самый чепец назывался поэтому дамской милостью (la Mercy des Dames). И это было действительно милостью в то время, когда на турнире легко можно было получить тяжёлые раны. Судьи турнира должны были иметь при себе белые шесты выше их роста, чтобы по ним можно было их узнать.

В день, когда судьи и участники турнира прибудут на постоялые дворы, судьи должны вывесить на фасаде своего постоялого двора большую ткань, на которой нарисованы знамёна четырёх судей, вверху должны быть написаны имена хозяев турнира, зачинщика и защитника, а внизу, под знамёнами, должны быть написаны имена, прозвища, владения, звания и должности четырёх судей. Через день после этого, каждый участник должен принести свой герб и знамёна для изучения судьями, а затем они разделяются судьями: гербы - в одну сторону, знамёна - в другую, и потом показываются дамам. Вечером того же дня обычно происходят танцы, а на следующий день участники должны принести свои шлемы с навершиями для изучения их судьями и показа дамам. Шлемы эти выставляются на обозрение возле того места, где остановились судьи, дамы осматривают их, а помощник герольда называет имена их обладателей. И если кто из участников турнира плохо отзывался о дамах, то они могут коснуться его шлема, и это дело будет разбираться на следующий день. И всё же, ни один не будет побит на турнире, кроме как по решению судей, после того, как этот случай будет обсуждён и доказан и определена мера наказания, и тогда участник этот будет хорошо побит, так, чтобы он почувствовал это на своих плечах, и чтобы он в будущем не говорил плохо о женщинах, как делал ранее.

Кроме того, в это же время разбираются вопросы о других проступках, которые могли быть совершены участниками турнира, и которые подлежат наказанию. Иными словами, участие в турнире было открыто далеко не для всех, кто подходил под требования организаторов.

Далее, когда разбор дел окончен и приговоры произнесены, судьи делят участников турнира на две примерно равные половины для группового боя. Деление это делается затем, чтобы уравнять обе партии участников по их количеству, их опыту и мастерству, чтобы одна партия в групповом бою (бугурте) не имела перевеса изначально. По разделению слуги, принесшие шлемы участников, уносили их, а герольд объявлял, что завтра все участники должны явиться на ристалище для произнесения клятвы участника турнира, на боевом коне и с оруженосцами, но без доспехов. Каждую партию возглавляя зачинщик турнира или защитник.

На следующий день зачинщик и защитник турнира, одетые сколь возможно богато, садились на боевых лошадей, и в сопровождении знаменосцев и слуг прибывали на ристалище, где уже собирались участники турнира, разделённые на партии. Первыми клятву участника турнира приносила партия зачинщика.

В этот день тоже происходят танцы и объявление о начале турнира.

Поединки

Рыцарские поединки нередко заканчивались ранениями и даже гибелью участников. Католическая церковь запрещала турниры и погребение погибших, но это правило упразднялось, если рыцарь перед смертью успевал принять монашество.

Перед основным днём состязаний обычно проводились состязания юных оруженосцев (так наз. eprouves, vepres du tournoi) - на том же, заранее приготовленном турнирном поле, которое называлось ристалищем, но с ещё более безопасным оружием, чем рыцарские турнирные копья и мечи. Случалось что отличившихся оруженосцев удостаивались особой чести - их прямо на ристалище посвящали в рыцари, и они получали позволение принять участие в самом турнире.

По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель турнира имел право выбрать царицу турнира (королеву любви и красоты). Турниры прекратились в XVI веке , когда рыцарская конница утратила своё значение и была вытеснена пехотой стрелков, вербовавшихся из горожан и крестьян. Формальным поводом для запрета турниров стал несчастный случай, произошедший в 1559 году на турнире в честь мирных договоров Франции с Испанией и Савойей , когда граф Монтгомери смертельно ранил короля Генриха II обломком копья, который попал в глаз.

Для рыцарей война была образом жизни, основным или единственно возможным профессиональным занятием. Их карьера, :лава, богатство напрямую зависели от навыков владения оружием. Для поддержания формы и воспитания молодых рыцарей, не имевших боевого опыта, возникла потребность в специальных военных играх.

Ещё во время первого крестового похода (1096- 1099 гг.) рыцари развлекались в лагере игрой квинтана: всаднику надлежало на полном скаку попасть копьём в щит или голову манекена-мишени. В случае промаха или слишком медленного бега лошади в действие приводилась закреплённая на вращающейся балке рука манекена, ударявшая неудачника в спину. Из обычной тренировки эти игры постепенно превратились в состязания, где можно было отличиться и продемонстрировать своё превосходство в силе и ловкости.

В XI столетии существенные технические новации привели к появлению тяжёлой кавалерии и изменению тактики боя. Воины облачились в тяжёлые доспехи: сплетённую из металлических колец кольчугу с капюшоном и длинными рукавами; шл закрывавший лицо и шею; вскоре к ним чулки п рукавицы. Стали широко применяться шпоры, конские подковы; появилось высокое седло, обеспечивавшее более надёжную посадку всадника. Всё это позволило изменить технику владения копьём. Ранее удар наносился гремя способами: копьё метали, как дротик, или, зажав кистью руки, били сверху либо снизу, что затрудняло повторный удар.

XII век — поворотный период в развитии рыцарского турнира. Не столько королевские и церковные запреты, сколько эволюция самого турнира привела к тому, что он стал менее опасным-и более упорядоченным. Кровопролитные командные турниры — меле — постепенно ушли в прошлое. Состязания начали проводить на ограниченном пространстве перед стенами замка, на городской площади или специально построенном ристалище. А само слово «турнир» с того времени обозначает все виды мирных рыцарских состязаний с оружием.

Теперь стало возможно удерживать копьё под правым предплечьем и управлять им кистью руки, повысив тем самым точность удара. К тому же быстро возвратив копьё в исходное положение, воин вновь пускал его в дело. Благодаря этой новой технике начало применяться более тяжелое и длинное копье с щитком для упора кисти руки, ставшее основным оружием рыцарской атаки. Мчавшийся на огромной скорости всадник, одетый в тяжёлые доспехи, превращался в настоящий таран, способный, по словам византийской принцессы Анны Комнин, пробить стены Вавилона. Рыцарская кавалерия на несколько веков стала главной боевой силой, безраздельно господствовавшей на полях сражений Западной Европы.

Тяжёлое вооружение и сложная техника боя требовали от воина постоянных тренировок, большой физической силы, ловкости, совершенствования приёмов владения оружием и верховой езды. Кроме того, полная экипировка стоила слишком дорого, чтобы доверять её незакалённому воину.

В 60-х гг. XI в. - начале XII в. на севере Франции зародился и получил признание новый рыцарский вид спорта - турниры. А в 1125- 1130 гг. они уже прочно вошли в моду во Франции, Фландрии, Англии и Германии. Первоначально слово «турнир» обозначало внезапное столкновение отрядов противников во время войны, иную атаку, после которой обе стороны возвращались в лагерь. В начале XII - середине XIII в. турнир играл роль военной тренировки, вырабатывавшей у рыцарей навыки не только индивидуального, но и группового боя. Правила турниров ещё не были чётко определены, а риск физических увечий и гибели весьма велик. Турниры XII-XIII вв. мало отличались от стычек во время войны. Соревнование велось между двумя командами рыцарей, вступавшими в бой в открытом поле. Не существовало ещё специального турнирного оружия и доспехов: на турнирах рыцари сражались тем же, чем пользовались на войне. К обычному кольчужному доспеху с капюшоном и коническому шлему в 1150-1180 гг. добавились кольчужные чулки, а также кольчужные рукава и рукавицы, тесно облегавшие руки. В 1180-1220 гг. кольчужный доспех на груди стали усиливать металлическими или кожаными пластинами. Примерно в это же время начал распространяться большой, закрывающий лицо и шею шлем горшковидной формы с прорезями для глаз и доступа воздуха.

Участники турнира перед сражением. «Турнирная книга Рене Анжуйского». 1460-1465 гг.

Чтобы рыцари могли узнавать друг друга в бою, сверху на шлем крепилась деревянная или металлическая гербовая эмблема. Именно шлемы с гербовыми эмблемами выставлялись на «ярмарку гербов» - церемонию, во время которой герольды удостоверяли благородное происхождение участников турнира.

Вызывая зачинщика турнира на риста лище, его противник мог коснуться своим копьём одного из двух щит ов, висевших возле шатра: «щита мира» или «щита войны». В первом случае это означало, что рыцарь вызывает соперника на бой куртуазн ым, затуплённым, оружием, а во втором — свидетельствовало о намерени и сражаться насмерть боевым оружием.

Рыцарь вооруженный турнирным копьем, «Древнее оружие» 1842 г.

«Удар наносит храбрый англичанин

По панцирю тяжёлому копьём,

Гремят доспехи,но никто не ранен.

Вновь рыцари в порыве боевом,

Пылая гневом,чуждые испуга,

Отважно налетают друг на друга».

Вольтер.

«Орлеанская девственница»

В турнирной схватке разрешалось применять любые удары и любое оружие, кроме самострелов и луков с тяжёлыми бронебойными стрелами. Вполне этичным считалось атаковать группой одного противника, а продолжать участвовать в бою мог даже выбитый из седла рыцарь. Дозволялось сражаться и тем, кто потерял в бою свои доспехи и вооружение, поскольку не запрещалось использовать приёмы борьбы без оружия.

В начале XIII в. появилась более безопасная и менее кровопролитная форма турнира - беурд. Доспехом для него служили куртки из дубленой кожи или простёганной ткани, смягчавшие удары тупым оружием.

Беурд — дружеский турнир, проходивший между двумя командами рыцарей, единственный из всех состязаний не попадал под запреты Церкви. В беурдах разрешалось участвовать даже членам рыцарских монашеских орденов. Например, по уставу ордена тамплиеров рыцари могли сражаться только в беурде, и то при условии, что они не станут метать свои копья, а будут биться ими не выпуская из рук.

Сражение велось лёгкими тупыми копьями, деревянными мечами и палицами. В редких случаях, когда беурды проходили с особой роскошью, мечи и палицы делали из китового уса. Такое оружие стоило очень дорого, тем более что рукояти и клинки мечей, как правило, украшали позолотой или серебрили. Специальное вооружение для беурдов появилось в конце XIII в. и состояло из большого шлема и кожаных доспехов, более лёгких и эластичных по сравнению с металлическими. Когда беурды начали проводить в городах, в пылу сражения воины нередко разъезжались по городским площадям и улочкам. Поэтому обязательной частью экипировки участников беурда были бубенчики, пришитые к сбруе лошадей и доспехам всадников. Их звон предупреждал прохожих о приближении сражающихся рыцарей.

Другой разновидностью турнира стала джостра - парный поединок двух конных (реже пеших) рыцарей. Обычным оружием такого поединка являлось копьё, но могли применяться и боевые топоры, палицы или мечи. Всадники обменивались ударами, двигаясь навстречу друг другу полным галопом.

Джостра потребовала более прочных доспехов, защищающих всё тело рыцаря и способных выдержать прямое попадание тяжёлого копья со стальным наконечником. С середины XIII в. в употребление вошли тупые копья и наконечники в форме трезубца. Длина турнирных копий иногда достигала 11 футов (1 фут составляет примерно 30 см) от наконечника до щитка, прикрывавшего руку. Щиток всё больше увеличивался в диаметре и менял форму. Тяжесть турнирного

копья и его длина зависели от национальных традиций: французские рыцари предпочитали длинные, более гибкие копья, а немецкие - более короткие, но очень крепкие и тяжёлые.

«Перья шлемов, бляхи наручей, кольца панцирей разле~ стремительных ударов. Рыцари колют и рубят направо и в голову, то в грудь, отступают, сходятся, примериваются i сходятся, схватываются, извиваются, словно змеи, на к ал От наносимых ударов снопами сыплются искры».

Эволюция доспеха, начавшаяся в 20-30-х гг. XIV столетия, привела к возрастанию роли кованых стальных пластин, которые сперва усиливали кольчугу, а затем и вовсе заменили её. Это в полной мере относилось и к турнирному снаряжению. Большой шлем надевали для турниров с куртуазным оружием вплоть до начала XV в., в то время как для войны и смертельных поединков рыцари предпочитали шлем бацинет с подвижным забралом. В 30-х гг. XIV в. распространились новые элементы защитного вооружения из стальных пластин: для плеча и предплечья, латные перчатки, бжерелье для шеи, поножи и железные башмаки. Кольчуга становится короче, как и сюркотта (военная котта), которую носили поверх доспехов. Между сюркот- той и кольчугой уже с середины XIII в. одевают котту из кожи или простёганной подбитой ткани с закреплёнными на ней наподобие чешуи стальными пластинами.

Куртуазные мечи были тупыми. Чтобы при ударе такой меч не проникал в забрало шлема или щели между пластинами, его клинок делали шириной в четыре пальца, а для уменьшения веса — полым внутри. Небольшая крестовина турнирного меча прикрывала кисть и пальцы руки только от ударов, соскальзывавших по клинку вниз. Турнирная палица имела дисковидную гарду для защиты руки и изготовлялась из дерева. Она была легче боевой, а также более гибкой. Длина меча или палицы равнялась длине руки рыцаря, для которого они предназначались.

С конца XIV в. появляются грудины, снабжённые стальным крюком, а иногда также ремнями или петлями для пристегивания большого шлема. Грудины использовались исключительно на турнирах, равно как и специальная, усиленная стальными полосами рукавица для руки, в которой держали копьё. Эта рукавица вместе с крюком на грудине не только помогала удерживать копьё и уберегала кисть от повреждений, но и позволяла наносить удар силой всего корпуса, уменьшая нагрузку на руку. Левая часть тела и левая рука всё чаще защищались дополнительными стальными пластинами. В это же время широко распространяются стальные или кожаные конские доспехи, появившиеся ещё во второй половине XII в.

С XIV 7 столетии в турнирном вооружении происходит деление на куртуазное и смертельное оружие. Вероятно, смертельное турнирное оружие было точно таким же, как и обычное боевое, поэтому о нём нет упоминаний в письменных источниках. К куртуазному оружию относились тупые копья или копья с наконечником в виде трезубца, мечи, палицы, щиты, а также специальное защитное вооружение. В отличие от треугольного щита д ля смертельного боя - экю, куртуазный щит тарч имел овальную форму, а с правой стороны вырез для упора копья.

И XV в. экю вышел из употребления на войне, став атрибутом турнирных поединков. Щит изготовляли из дерева и обтягивали кожей; он также был снабжён ремнём, который вешали на шею, чтобы не потерять щит при ударе.

Куртуазные палицы и мечи использовались прежде всего на беурдах, в первой части схватки - палица и только затем меч; никакое другое оружие применять не дозволялось. Запрещалось иметь более одной палицы и меча, замена оружия слугами и оруженосцами определялась регламентом каждого турнира.
С XV в. вместо большого шлема на турнирах с куртуазными палицами и мечами вошёл в обиход шлем с забралом в виде вертикальной решётки - горилыо, который хорошо защищал от рубящих ударов, давая при этом лучший обзор.
Оружие для турнира должно было быть одинаковым для всех участников и изготовлено устроителем турнира; вызванные на поединок имели право выбирать его первыми. Перед началом состязаний длина и вес всех мечей, палиц и копий проверялись на соответствие установленным нормам, после чего оружие метили специальным клеймом, удостоверявшим его пригодность для состязаний.

Рыцарский турнир. Миниатюры. XV в.
Турнирные копья делали из мягких сортов древесины, осины или ели, чтобы при слишком большой нагрузке древки ломались, иначе всадник, нанёсший удар, рисковал вылететь из седла. В джостре счёт очков вёлся по сломанным копьям, а победа присуждалась рыцарю, сломавшему за турнир наибольшее количество копий.

Апогея развития турнир достиг в конце XV - первой четверти XVI в. при дворах императора Священной Римской империи Максимилиана I, короля Франции Франциска I и короля Англии Генриха VIII. Максимилиан I стал законодателем турнирной моды для всей Европы. При нём состязания проводились по правилам, чрезвычайно опасным для жизни сражающихся. Так, в конном копейном поединке штехцойге для победы надо было выбить противника из седла копьём с наконечником в виде трезубца. Поэтому доспех для штехцойга был особенно массивным, его вес достигал 60 кг. Специальный шлем, называвшийся «жабья голова», помещали на плечи кира сы так, чтобы при падении не пострадали шейные позвонки выбитого из седла рыцаря.

Участника турнира могли дисквалифицировать за отказ предъявить свое оружие судьям для осмотра, за крепление меча к кисти руки, за падение меча во время боя. Дисквалификация следовала удар ниже пояса, удар по лошади противника или по сопернику, оставшемуся без оружия. Запрещалось дважды во время боя снимать шлем, если только это не было связано с тем, что лошадь перестала повиноваться хозяину.

В другом виде копейного состязания, реннцойге, побеждал рыцарь, нанёсший точный удар в шлем или доспехи противника. Чтобы копьё, пробив доспехи, не причинило вреда сопернику, бронебойный конец наконечника имел небольшую длину, а дальнейшем) проникновению оружия препятствовал упор втулки. Иногда копьё делали так, чтобы при мощном ударе остриё вдавливалось внутрь втулки наконечника за счёт разрушения перемычки, изготовленной из менее прочного металла. К доспехам крепили на пружинных механизмах стальные пластины-щитки. При ударе пружины срабатывали и пластина откидывалась, демонстрируя точность попадания. Механизм мог быть встроен и в щит, который при точном и сильном ударе разлетался на куски.

Изощрённые турнирные доспехи этой эпохи были дифференцированы по видам поединков. Доспех из стальных пластин стал анатомическим - его формы скульптурно повторяли очертания тела, гибкое соединение пластин позволяло увеличить подвижность рыцаря. Голову защищал сферический! шлем с поднимающимся забралом - армэ. Вся поверхность такого доспеха была покрыта желобками и выступами, что облегчало вес стальных пластин и делало их более прочными. К тому же выступы и желобки размещались так, чтобы удар противника, попав на них, менял траекторию.

Снаряжение, предназначенное для пешего боя, часто снабжали дополнительной деталью — набедренниками в виде стальной юбки, хорошо защищавшей верх ноги от ударов двуручным мечом или алебардой.

Однако, несмотря на всё совершенство позднего турнирного доспеха, рыцарские схватки оставались делом весьма опасным. С середины XVI в. турниры в Западной Европе стали проводиться всё реже. На охлаждение к ним знати повлияла и трагическая гибель короля Франции Генриха II.

30 июня 1559 г. в Париже перед Турнельскпм дворцом проходил турнир в честь празднования свадьбы дочери Генриха II Елизаветы и короля Испании Филиппа II. Обломок копья соперника Генриха II

капитана шотландской гвардии Габриэля де Лоржа, графа де Монтгомери, прошёл сквозь забрало шлема и вонзился королю в глаз. Десять дней спустя Генрих умер в страшных мучениях. Особый трагизм этому турниру придали некие мистические обстоятельства. Было известно пророчество астролога Нострадамуса, написанное не позднее 1557 г. В 35-м четверостишии I центурии говорится: «Молодой лев превзойдёт старого. На п оле битвы в поединке один на один. В его золотой клетке ему выколют глаз».

Жена Генриха II Екатерина Медичи, знавшая это предсказание, просила супруга отказаться от участия в турнире. Дурные предчувствия мучили и маршала де Вьевиля; одевая доспехи на короля, он просил его отказаться от схватки. Был и ещё один зловещий знак: король участвовал в поединке на прекрасном коне, подаренном ему герцогам СавойскАм, звали коня - Злополучный.