Бесконтактное карате первомайская. Корейские боевые искусства

Предлагаем вниманию читателей интересные размышления Евгения Борисовича Галицына о критике традиционного бесконтактного каратэ.

Читайте также:

  • Евгений Борисович Галицын ответил на критику бесконтактного каратэ
  • Евгений Галицын: "Легенда я или не легенда - судить не мне, а тем, кто знаком с моим Путем"

Евгений Галицын: Уже сколько лет только ленивый не ругает и не критикует традиционное бесконтактное каратэ. При чтении этой критики почему-то в голову приходят слова Капицы: "Это либо следствие невежества, либо злой умысел".

Я не осуждаю ругающих нас поклонников ММА или представителей различных школ Киокусинкай - они изначально исповедуют только полный контакт и свои правила, они изначально шли в свои школы с намерением научиться бить и готовностью пропускать удары, не особо задумывались над тем, что будет с их здоровьем потом. Они забыли (или по молодости не догадываются?), что одно из главных достояний человека - это его здоровье, а главная цель традиционного каратэ - как раз сохранение и поддержание умственного и телесного здоровья.
Причина нападок на бесконтактное каратэ, на мой взгляд, в том, что в современном мире бесконтактное каратэ претерпело значительную трансформацию, постепенно уходя от традиций БУДО в сторону спорта, и от задач воспитания и формирования воина - к подготовке эгоиста-спортсмена, от безусловной эффективности к внешней эффектности, и т.п...

Хочу напомнить, что бесконтактное каратэ появилось (и довольно долго просуществовало) в СССР в несколько ином виде, весьма далеком от того, что мы сегодня видим во многих додзе и на соревнованиях.Оно было хорошо продуманным следствием уроков, извлеченных мастерами каратэ из собственного опыта, не понаслышке, а на "собственной шкуре" почувствовавших последствия пропущенных на тренировках ударов, и хорошо понимающих общие задачи и возможности каратэ. Сформированная ими методика бесконтактного каратэ позволяла и позволяет решать множество вопросов, имеющих в нашей жизни немаловажное значение, начиная от проблем воспитания подрастающего поколения и заканчивая подготовкой "спецов" к действиям в экстремальных ситуациях боевых действий.

Я напомню характерные черты работы над элементами техники бесконтактного каратэ всем, кто их почему-то забыл, и тем, кто, возможно, вообще о них не знал, и сформировал свое представление о бесконтактном каратэ на основе увиденного в 90-е годы прошлого века.

Я никому не навязываю свою точку зрения, и не настаиваю, что везде должно быть только и именно так. Может быть, где-то или у кого-то было иначе, но меня (а потом уже и я) учили именно так. А те, кто предпочитает учиться у зарубежных сэнсэев, могут сравнить старую и современные методики обучения.

В бесконтактном каратэ сначала создавалась необходимая база ОФП и СФП, позволяющая изучать сразу правильную (с точки зрения внешней формы и внутренней динамики) технику. Для большинства учеников это проблема.
Как только тело ученика было готово "воспринять" изучаемую технику, начиналось ее детальное изучение, "прочувствование" и адаптация к индивидуальным возможностям каждого ученика. Каждому давались индивидуальные задания в зависимости от тех или иных ошибок. Для этого служила масса подводящих и вспомогательных упражнений. Последовательность и дозировка подводящих упражнений в каждой школе - свои. Их задача - сделать невозможным неправильное исполнение приема, закрепить правильное ощущение и сформировать правильный двигательный навык. Когда ученик уже мог правильно выполнить технику по воздуху - начиналась работа над точностью, над скоростью (быстротой) и силой, короче - над постановкой удара. В тренировочный процесс активно и объемно включалась работа на снарядах (макивара, мешки, лапы, кольца и т.п.) В процессе этих тренировок постепенно укреплялись мышцы, связки, кости, позволяющие многократно выполнять точные удары в полную силу по различным поверхностям.

Одновременно с изучением каждой атакующей техники шло изучение наиболее эффективных вариантов защиты против нее - на месте, с перемещением ОЦТ, со смещениями ОЦТ, с передвижениями и т.п. Это в какой-то мере подготавливало конечности столкновениям с таковыми у партнера. Однако основной посыл - представить, что у атакующего в руке нож, который надо "не принять на себя" (в Уэчи-рю и Годзю-рю - иначе).

После освоения одиночных блоков и защитных перемещений ОЦТ начиналось формирование правильных нейро-мышечных двигательных стереотипов для контратаки. Связано это с тем, что нельзя допускать формирования изначально неправильных рефлексов за счет чрезмерной изолированной отработки по отдельности только приемов защиты или только атаки. Если вовремя (не раньше, но и не позже!) не перейти к их согласованному, гармоничному объединению в связки, то довольно быстро формируется ошибочный тактический стереотип (атака без готовности к контратаке в случае ее неудачи, или защита без ответной контратаки, прерывающей дальнейшее нападение противника)… Защита должна быть началом контратаки.

Все "спортсмены-ударники" хорошо знают, как отличаются умение "показать" удар от умения эффективно "провести" его. А уж научиться бить по-настоящему в реальной ситуации (и одним ударом выключая" противника и точно таким же ударом только коснуться, но не травмировать партнера на тренировке) - на порядок труднее, чем научиться просто правильно бить. Но именно эта задача ставилась перед каждым учеником бесконтактного традиционного каратэ.
Поэтому в нормальном бесконтактном каратэ изучение техники проходит ряд обязательных последовательных этапов:
1) работа над правильной внешней формой и внутренней динамикой приёма, над чувством времени и дистанции (все происходит в пространстве и времени);
2) работа над точностью удара (отработка по целям диаметром от 10 до 2 см);
3) работа над необходимой быстротой и точностью удара или блока и приведение их в соответствии со скоростью и действиями партнера;
4) работа над постановкой силы удара (обязательно проверяется тестами в тамешивари), достаточной для "выключения" противника;
5) работа над контролем удара (по неподвижной, затем по подвижной цели) без потери точности скорости и силы.

Эти 5 этапов в различной последовательности и процентном соотношении обязательны перед допуском к свободным поединкам по бесконтактному каратэ, и прорабатываются они вместе с освоением различных типов и видов кихон-кумитэ.

6) И только после достаточного освоения этих 5 этапов переходят к обучению тактики и стратегии поединков (опять же на основе отработки условных и свободных кумитэ) на реальных скоростях.

На этапе 6 обязательным условием работы в парах является:
- честность по отношению к самому себе, самоконтроль и уважение к партнеру;
- у атакующего должна быть уверенность, что он на 100% "включается" в свой удар, он уверен в своем точном попадании в намеченную цель, и его атака должна заканчиваться обязательным выходом из зоны досягаемости возможной контратаки. При этом атакующий партнер должен работать в полную быстроту и силу, но обязательно быть корректным и полностью контролировать удар, если защищающийся его пропустил. Работа всегда - до касания кожи на лице партнера или корпуса, максимально допустимая степень контакта - покраснение кожи, но никак не рассечения или травмы;
- у пропустившего удар обязательным условием является прекращение его активного противодействия нападающему в случае ощущения получения пропущенного удара. Это достигается только с опытом и пониманием возможных последствий пропущенного удара.

Если такой атмосферы в отработке кумитэ нет, то неизбежно возникают разногласия в толковании боевых эпизодов, и часто для подтверждения своей "правоты" степень контакта увеличивается, что влечет нелегкие последствия, и по сути это уже не бесконтактное каратэ.

Таким было "правильное" бесконтактное каратэ в начале 70-х. Потом, ближе к концу 70-х, постепенно (для увеличения массовости участников и сокращения времени предварительного тестирования) из правил допуска к свободным поединкам убрали вначале объединенный тест на силу удара и его контроль по подвижной, а затем и по неподвижной цели.

А потом об этих тестах как бы и вовсе "забыли". И постепенно за 40 лет бесконтактное каратэ свелось к тому, что мы видим на татами сегодня: прежде всего - скорость, зрелищность и эффектность, при этом многие (иногда даже высококлассные спортсмены) реально бить вообще не умеют…

Сегодня во многих школах уделяют мало внимания или вообще игнорируют некоторые этапы подготовки, зачастую акцентируют внимание или только на натаскивании на те или иные правила соревнований, или на "притягивании за уши" максимального числа самых разнообразных вариантов бункай. А в условиях стресса, которым сопровождает любой поединок, из подсознания "вылетает" только то, что отработано десятки тысяч раз, и произойти это должно в доли секунды.

Можно знать 10 000 вариантов, но не успеть сделать самый простой из них…

Каратэ - это именно тот вид БИ, в котором все от начала до конца выбираете вы сами, и за все, что с вами будет, отвечаете тоже только вы сами.

Так что думайте своей головой.

Этот словарь предлагается вниманию тех, кто уже занимается гоцзюрю каратэ и тех, кто только задумывается о том, чтобы посвятить себя этому боевому искусству. Так как это лишь начало большой работы, некоторые термины могут отсутствовать, следовательно, проявите терпение и понимание. Для того чтобы не загромождать этот словарь, в нем отсутствуют описания приемов и стоек, которые без инструктора освоить нереально.

Значение наиболее употребляемых терминов в годзюрю каратэ

  • Бункай - означает «разделение на составляющие» и применяется при разъяснении выполнения ката.
  • Вазаари - «прием проведен». Бесконтактное каратэ подразумевает применение этого термина для оценки успешно проведенного приема.
  • Гоцзюрю (годзюрю) - стиль каратэ, который сочетает в себе «жесткость» и «мягкость». «ГО» – жесткий, цзю (дзю) – мягкий, «рю» — течение или вид боевого искусства.
  • Гяку - иной, другой, противоположный. Удары каратэ могут разделяться с использованием данного термина, к примеру, гяку дзёдан цуки – это прием дзёдан цуки, который выполняется в левой стойке, но правой рукой.
  • Додзё - помещение либо строение для тренировок.
  • Иппон - высшая оценка за чисто проведенный прием.
  • Йои - «готовность и внимание». В различных школах этому термину соответствует разные приемы.
  • Ката - комплекс упражнений, который может иметь различные уровни сложности.
  • Киай - выражение, означающее «собирание вместе энергии». Для обучающегося это обозначает, что он должен нанести удар с криком «Ос», а не как в боевиках – «кийа». Крик «Ос» должен соответствовать одному удару.
  • Кимэ - означает «полная выкладка». Без применения этого показателя технически правильное выполнение приема не является каратэ, скорее это балет. А вот кимэ – важнейший показатель искусства бойца.
  • Кихон - «основное» либо «базовое».
  • Кю - кроме цвета поясов, Ваш уровень определяется дополнительным понятием «кю «. Кю и пояса соотносятся следующим образом: Белый пояс – 10 кю. Желтый пояс – 9 и 8 кю. Синий пояс – 7,6,5 кю. Коричневый пояс – 4,3,2,1 кю. То есть, коричневый пояс, 1 кю – самый старший из цветных поясов.

Пример использования этой системы – во время занятия инструктор говорит: «Белый пояс выполняет такое упражнение. Желтые пояса такое-то. 7 и 6 кю – такое движение. 5 кю и выше – такое-то».

Команды, требующие немедленного их выполнения

  • Маваттэ - эта команда означает «Повернуться». Русское каратэ допускает применение и русского звучание данной команды.
  • Мокусо - означает, что обучающийся должен закрыть глаза.
  • Ои - «рука, следующая за ногой», что используется для обозначения одноименных приемов – правая рука в правой стойке, к примеру.
  • Рэй - означает требование от ученика, чтобы он поклонился.
  • Татэ - таким способом передается команда «Встать».
  • Хадзимэ - таким способом передается команда «Начать».
  • Хикитэ - это слово означает, что после нанесения удара, необходимо провести резкое отдергивание части тела, наносящей удар, после его выполнения.
  • Ямэ - «Стоп» или «Прекратить». Этим словом отменяют предыдущую команду.

Зачем все-таки нужен словарь терминов для начинающих обучение?

В тренировочном зале часто звучат команды на языке той страны, в которой и родилось боевое искусство – каратэ. Настоящий инструктор именно на этом языке и пытается объяснить правила проведения приема. Да и само звучание команд на родном для боевого искусства языке, даже в наших тренировочных залах, дисциплинирует всех, кто только приступил к изучению гоцзюрю каратэ. Во многом, ведь, успех в постижении всех тайн рукопашного боя, зависит не столько от техники, а от «полной выкладки» (Кимэ), отдаче всех физических и духовных сил тренировкам, самовоспитанию. Предлагаемый курс позволяет настроиться на определенный ритм и тренировок, и жизни. Умение подчинить основной цели свое тело и мысли вырабатывается в тренировочных залах, безоговорочным выполнением команд инструкторов, значение которых необходимо знать.

Современная школа единоборств в центре «Кимберли» создана специально для ваших детей. В ней вас ждут опытные педагоги и оптимальные условия для занятий.

Родителями, отдающими своего ребенка в секцию УШУ или Бокса, движет несколько целей. Во-первых, они подсознательно (и не только) понимают, что умение постоять за себя в современном мире обязательно пригодится. Во-вторых, физическая нагрузка и совершенствование умения владеть собственным телом требуется растущему организму никак не меньше, чем взрослому.

Но, помимо вышеперечисленного, многие родители забывают, что любой вид восточных единоборств для детей воспитывает в них и высокие моральные качества, умение общаться с окружающими и отстаивать свою позицию не только кулаками.

Школа единоборств приглашает на занятия Боксом, УШУ

Бокс для детей , скорее всего, воплощает все самые смелые мечты, как ребенка, так и его родителей. Большая часть занятия посвящается усиленным тренировкам на выносливость, развитие скорости реакции и даже пластичности. У ребенка улучшается физическая подготовка и нормализуется психосоматическое состояние. Недаром говорят: «Чтобы сбросить стресс, побейте грушу!» Это не является установкой во время занятий, постепенно дети сами приходят к этому.

УШУ - китайская гимнастика. Оптимальное сочетание силы и гибкости. Развитие координации. Развитие умения концентрироваться.

Ученики школы единоборств постигают боевые искусства, но учатся и взаимодействовать между собой. Поэтому единоборства для детей признаны низкотравматичными. Например, в школах во время перемен получить травму гораздо более вероятно.

Опытные тренеры школы единоборств, занимающиеся с детьми на протяжении многих лет, всегда стараются найти подход к ребенку, стать примером для подражания и никогда не разочаровывают своих воспитанников.

Жизнь требует движения

Аристотель

О школе

В процессе обучения мы стараемся использовать весь опыт, накопленный веками стараниями великих мастеров, взять лучшее. Не замыкаться рамками конкретного спорта, ограниченного правилами и запретами. Спорт в чистом виде ведет к выхолащиванию смысла боевого ИСКУССТВА, утрате его понимания.

Китайцы говорят: "Ушу и есть вся жизнь". Соревновательный процесс может занять лишь маленький промежуток в Вашем Пути. Наша цель - воспитать физически крепких и морально здоровых членов нашего общества.

В процессе тренировки внимательно наблюдаем и корректируем занимающихся, учитывая физическую форму и возраст каждого. Нет ставшей уже привычной для нашей повседневной жизни суеты и гонки на результат. Еще раз повторю: главная цель - ЗДОРОВЬЕ!!! (во всех аспектах понимания этого слова).

Обучаем не только определенным навыкам самообороны, но и общению, правилам поведения в обществе.

Тренировочный процесс затрагивает все функции умственной и физической деятельности человека. Развивает сообразительность, память, концентрацию внимания, а также координацию тела, гибкость, подвижность суставов и крепость связок. При систематических занятиях повышается сопротивление организма болезням, уменьшается возможность получения травм. Взрослые и дети становятся более физически и эмоционально устойчивы, быстрее восстанавливаются.

Специально для детей нами разработаны развивающие игры.

Занятия обычно проводят два инструктора, что позволяет более детально и эффективно проводить обучение.

Первое занятие бесплатно для детей! Ждем Вас!

РУКОВОДИТЕЛИ КЛУБА:

Цой Павел Николаевич и Ушакова Анна Николаевна

Школа - как само понятие термина в каратэ,
ушу - Это не один мастер, пусть даже самый лучший.
Мастер это всего лишь МАСТЕР.
Школа - это сохранение традиций,
преемственность поколений и дальнейшее развитие.

Лао-Цзы, VI - Vвв. до н. э.

Киокусинкай каратэ

Масутацу Ояма (1923-1994) - основатель киокусинкай каратэ, 10 дан

Японец корейского происхожденияродился 27 июля 1923 года в Корее, в городе Кимдже. Впоследствии этот честолюбивый юноша взял псевдоним Масутацу Ояма, что означает «умножающий свои достижения, подобные высокой горе».

Созданный им стиль в противовес бесконтактному японскому каратэ, он назвал «Киокусинкай» - общество абсолютной истины (полно контактное каратэ). Отличительной чертой киокусинкай карате является физическая и силовая подготовка. На заре становления своей школы Ояма и его ученики тренировались в полный контакт, то есть отрабатывали удары руками в голову и пах, применяли захваты и броски.

В детстве, когда Ояма жил в Манчжурии он начал заниматься у Сумомо сан. Потом тренировался у основателя шотокан каратэ Гитина Фунакоси, после - у корейского мастера Со Нэйтюи и затем мастера годзю рю Гогена Ямагути.

Вдохновленный примером великого фехтовальщика мастера меча Ямаока Тэссю (1836—1888), который провел без перерыва 100 боев на бамбуковых мечах, с постоянно меняющимися противниками, Канчо ввел такое же тестовое испытание в своей школе (хякунин кумитэ). В других школах каратэ подобный тест не существует. В 1965 году его прошли всего 16 человек (результат 6 из которых по тем или иным причинам ставится под сомнение).

При жизни Оямы из школы ушел Хидэюки Аcихара, создавший свое направление «Асихара-каратэ», основной принцип которого уход с линии атаки (тай сабаки) и допустимость удержаний. После смерти Масутацу Оямы киокусинкай распался на несколько организаций. Ояма сказал, что карате, как живой организм, должно продолжать развиваться.

Другое интересное направление в каратэ, созданное еще одним выходцем из киокусинкай Такаси Адзума, - это «Кудо». Согласно правилам соревнований в кудо стал использоваться защитный шлем, а также были разрешены почти все приемы борьбы, включая удары руками, ногами, коленями, локтями и головой.

Масутацу Ояма оказался не только хорошим организатором, но еще и отличным пропагандистом. По некоторым данным в настоящее время этим стилем каратэ в мире занимается около 12 миллионов человек более чем в 130 странах.