Расходные материалы при ремонте велосипеда смазки. Можно ли самостоятельно ремонтировать горный велосипед? Ресурс горных велосипедов.

Наверно, когда непосвященный человек ощущает в себе желание купить велосипед, то его останавливает мысль о регулярном обслуживании, ведь современный байк — это сплошные технологии: амортизаторы, многоскоростная трансмиссия, облегченные компоненты и тд.

А так как в комментариях к вчерашней заметке читатели затронули этот вопрос, то мне захотелось прояснить свою позицию на этот счет.

Я ужасно не люблю ковыряться с техникой и всегда стараюсь свести к минимуму всё, что связано с обслуживанием и ремонтами. Возможно, моё мнение будет не слишком популярно среди людей технического склада ума, но я езжу, пока не начнет что-то стучать.

Считаю, что пока техника работает, не нужно ей мешать. По крайней мере, это касается велосипеда, потому что он представляет из себя не очень сложный механизм.

Надежность велосипедных компонентов

Я не раз писал о том, что лучше немного потратиться, и купить велосипед среднего уровня, так как установленные компоненты будут иметь достаточную надежность, чтобы не беспокоить своего владельца много тысяч километров. Условно, этот средний уровень приходится на компоненты групп Alivio-Deore-SLX в линейке Шимано.

Обслуживание велосипеда

Здесь нужно четко понимать, что подход к частоте обслуживания напрямую зависит от условий езды. Если мы говорим об асфальтовом катании, то что там вообще обслуживать?

Тем не менее, необходимо прислушиваться к тому, как ведут себя механизмы, и вовремя исправлять возникшие неисправности. Вот список симптомов трансмиссии и ходовой части, .

Ресурс шоссейных и туристических велосипедов

Самые больные места велосипедных механизмов — подшипники — надежно прикрыты пыльниками и сальниками. Каретка в современном виде представляет из себя или неразборный картридж, с ресурсом 10-20 тысяч км, или Hollotech, с его необслуживаемыми подшипниками.

Втулки среднего уровня имеют конусные подшипники — это простейшая конструкция. По асфальту они ходят по 15-20 тысяч км, что примерно равняется ресурсу обода (задние обода к такому пробегу начинают трескаться у пистонов спиц).

На асфальтовых велосипедах, как правило, используются ободные тормоза или дисковая механика. Здесь всё то же — не требуется никакого вмешательства или обслуживания, если не считать замену тормозных колодок.

Трансмиссия на шоссейных и туристических велосипедах ходит гораздо больше, чем у байков, катающих по песку и грязи. Я могу привести в пример свой гибрид — я решил сменить цепь-кассету-звезды только после пробега 10К км.

Нормальный велосипед может ездить без обслуживания по асфальту и хорошему грунту многие тысячи километров.

Могу заверить тех, кто опасается покупать современный многоскоростной велик из-за боязни «попасть» на дорогое обслуживание — это всё ерунда. Запаса надежности у компонентов среднего уровня хватает как минимум на 10-15 тысяч километров, просто представьте, сколько вам потребуется времени, чтобы сделать такой пробег.

Ресурс горных велосипедов

Однако, если горный байк используется по назначению, то есть — грязь и болота, катание по жестким трейлам, силовая ломёжка стоя в гору, то без частого обслуживания компоненты будут улетать со страшной скоростью.

Например, в условиях грязи, песка и постоянных гоночных нагрузок, цепи растягиваются до неприемлемого уровня буквально за 500 км. Если не использовать схему «три цепи», то через короткое время растянувшаяся цепь испортит кассету и звезды системы.

То же самое можно сказать о любом механизме, будь то втулки, каретка, амо-вилка или тормоза — без должного внимания эти компоненты быстро выходят из строя. Но тем не менее, катают в таком режиме единицы, подавляющее большинство владельцев горных байков даже близко не приближается к черте повышенного износа.

Опять-таки обращусь к своему опыту — я купил свой первый MTB именно для трофи рейдов (велопоходов по труднопроходимым лесным маршрутам, с обилием грязи и воды), и гонял его в хвост и в гриву. Вот так он обычно выглядел:

Типичная среда обитания:


Как вы думаете, как часто я обслуживал этот байк? Вообще не обслуживал. Я не лазил даже во втулки, несмотря на то, что они не раз «с головой» погружались в грязевую жижу или воду.

Я проехал на этом Рокхоппере тысяч семь километров, и потом отдал его своему двоюродному брату, который добавил еще пять. Удивительно, что до сих пор на велосипеде стоит родная трансмиссия (правда, она убита в хлам и нуждается в замене).

Единственная серьезная поломка — начал прокручиваться фрихаб в задней втулке и пистон спицы порвал обод — колесо пришло в негодность. Это неудивительно: и я, и брат — люди с весом 100 кг.

И всё — 12 тысяч километров в жесточайших условиях под тяжелыми ездоками, без обслуживания. Можете сделать вывод, достаточно ли надежны велокомпоненты среднего уровня.

Да, в результате, велосипед убит и почти все механизмы требуют замены, но даже с регулярным обслуживанием их жизнь вряд ли удалось бы продлить надолго в таких условиях.

Как часто нужно обслуживать велосипедную вилку

Если речь идет про «имитатор» вилки, который идет в комплекте с байком среднего уровня, то тут всё просто — обслуживай его или нет, работать он не будет. В лучшем случае, путем частой очистки и смазки можно добиться хотя бы амортизации, хотя это всё равно будет далеко от того, что подразумевается под работой велосипедной вилки.

Совсем другое дело — хорошая рабочая вилка. Этот девайс требует периодического обслуживания, но опять-таки, его необходимость часто преувеличена.

Самая большая опасность для вилки — это задирание природными абразивами зеркальной поверхности ног. Такое случается, когда частицы грязи проникают в масло и оседают на сальниках.

Именно поэтому масло в вилке нужно менять, время от времени. Однако, без фанатизма — если вы катаете преимущественно по чистым грунтовкам и асфальту, то оставьте девайс в покое, не нужно носить его на обслуживание каждые полгода.

Например, я недавно залез в вилку Fox RL, которая стоит на велосипеде Мурзика, масло было идеально чистое, несмотря на несколько лет езды без обслуживания.

Велосипедная амо-вилка — один из механизмов, которые требуют к себе особого внимания.

Один маленький момент — как говорят на форумах, последние годы новые вилки могут идти с завода чуть ли не сухими, поэтому будет правильным сразу же сделать первое ТО.

Нужно ли мыть цепь

В свое время я мыл цепь каждые пятьсот километров, отмачивая её в бутылке с уайт-спиритом. Со временем энтузиазм ушел, но тем не менее, как показала практика, на ресурс это не оказало никакого влияния.

Надо понимать одну простую вещь — мыть велосипедную цепь нужно лишь тогда, когда она цепляет на себя абразив — песок и грязь. Чтобы этого не было, надо пользоваться подходящими к условиям катания смазками.

Это камень в огород тех, кто удивляется, зачем покупать специальные вело-смазки, когда есть масло для мотоциклетных цепей, бензопил или вообще отработка.

Велосипедная цепь для многоскоростной трансмиссии очень сильно отличается по конструкции не только от мотоциклетной, но даже от той, что стоит на велосипедах синглспидах.

Я на данный момент смазываю цепь силиконовым спреем. Он вообще практически не цепляет грязь и пыль, но очень быстро высыхает, поэтому приходится проходиться перед каждой покатушкой. Хватает примерно на 100 км. Вариант не самый лучший, зато быстрый.

Первое техобслуживание

Я бы советовал всем, кто купил новый велосипед, отдать его на переборку механику. Пусть он проверит наличие и количество смазки во втулках, отрегулирует конуса, проверит рулевую, подтянет каретку и систему, настроит работу переключателей и тормозов.

Благодаря этой проверке байк будет бегать много тысяч километров, не требуя ни обслуживания, ни ремонта.

Выводы

Главный посыл этой заметки — что бы не делали империалисты, пытаясь залезть в наш карман, всё же велосипед среднего уровня имеет ресурс в 15-20 тысяч километров, практически без обслуживания.

Если не брать крайне увлеченных велосипедистов, то обычный каталец в лучшем случае наезжает за год 3-4 тысячи километров. В таком темпе ресурса хватит на 5 лет, как минимум.

Да, если предпринимать какие-то действия, то можно немного удлинить срок эксплуатации. Тем не менее, я предпочту ездить и не заморачиваться, а потом заменить «крупноблочно» вышедшие из строя детали, чем постоянно лазить в механизмы или платить специалисту.

Всё обслуживание современного велосипеда сводится к банальной замене растянувшихся цепей и износившихся тормозных колодок.

Отдельно стоят случаи, когда байк долго хранился в гараже или на балконе, или же пробег мал, но прошло много лет с момента покупки — тогда, разумеется, обязательно нужно провести полное техобслуживание, с заменой смазки и регулировкой механизмов.

Второстепенный посыл — если вы хоть немного увлеклись велосипедом, то не покупайте дешевый хлам, возьмите себе нормальный велосипед, на котором будете кататься много тысяч километров. Вы будете кататься на велосипеде, а не он на вас. 🙂

Интересно было бы узнать, что скажут мои уважаемые читатели на счет обслуживания велосипеда. Разделяете ли вы моё «раздолбайское! отношение, или наоборот, очень внимательно относитесь к технике.

Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое., пожалуйста.

Владельцу современного велосипеда важно постоянно поддерживать собственный двухколесный транспорт в надлежащем состоянии. От того, насколько качественно и своевременно выполняется обслуживание велосипеда, зависит не только удобство езды, но также здоровье и даже жизнь велосипедиста.

Крайне важно периодически обращаться за помощью к специалистам, которые смогут привести велосипед в нормальное состояние. Однако при этом важно постепенно овладевать навыками для самостоятельного ремонта и обслуживания байка.

Инструменты

Осуществлять ремонт и обслуживание велосипеда просто невозможно без наличия определенного набора инструментов и расходных материалов. Базовый список инструментов должен иметься у каждого ответственного велосипедиста:

  • различного размера;
  • шестигранники;
  • шлицевые и крестовые отвертки;
  • пассатижи;
  • хомуты;
  • ножницы;
  • киянка;
  • насадки торцевого типа.

Специалисты настоятельно рекомендуют увеличивать число необходимых инструментов, формировать собственные наборы и рабочие коробки. Помимо вышеуказанных средств, при наличии которых становится возможным самостоятельное техническое обслуживание велосипеда, полезными могут стать: выжимки для цепи, спицевые и втулочные ключи, щетки для очистки, смазки деталей.

Смазка

Регулярное требует аккуратной регулярной смазки деталей, что способствует адекватному функционированию всех механизмов. При этом владелец двухколесного транспорта должен ориентироваться в том, что именно и когда следует смазывать.

Обслуживание велосипеда должно производиться при наличии следующих смазочных материалов.

  1. Аэрозоли - применяются при обработке шарниров, тросиков, цепи. Подходят в ситуациях, когда деталям велосипеда требуется неотложная помощь в случае отсутствия условий для полноценного обслуживания.
  2. Жидкие смазки - используются для обработки задней втулки и велосипедной цепи. Быстро твердеют при понижении температуры окружающей среды. Поэтому малоэффективны в условиях зимних поездок.
  3. Густые смазки - подходят для смазывания резьбы и узлов подшипников.

Рама

Уход за рамой заключается в ее очистке от загрязнений и проверке на наличие повреждений. Поэтому, выполняя техническое обслуживание велосипеда, крайне важно тщательно промыть раму мыльным раствором, используя мягкую губку. Это позволит избежать засорения грязью и всевозможным мусором рабочих механизмов байка.


Необходимо тщательно проверить раму на наличие вмятин и заломов на поверхности металла. Присутствие таких мелких повреждений нередко приводит к полной и безвозвратной поломке рамы при движении по труднопроходимой или пересеченной местности.

Шины

Обычно шины содержат специальные отметки, которые указывают на рекомендованный уровень давления. Именно на этот показатель следует ориентироваться, выполняя подкачку шин. Осуществляя обслуживание велосипеда, необходимо тщательно проверить покрышки на предмет всевозможных порезов и повреждений.

На современных байках покрышки протираются не по корду, а по протектору. Поэтому выполнять проверку состояния корда на шинах следует перед любой дальней поездкой.

Рулевая колонка

Характер обслуживания велосипеда целиком и полностью зависит от типа данного механизма. При наличии интегрированной колонки, основной составляющей которой выступают промышленные подшипники, достаточно своевременно выполнять замену смазки. В то же время полуинтегрированная рулевая колонка нередко требует замены изношенных шариков подшипника. Явным сигналом для замены здесь выступает появление скрипа в области рулевого стакана, а также возникновение сложностей с поворотами руля.

Вилка

Ремонт и обслуживание велосипедов крайне редко обходятся без проверки работоспособности вилки. Весь комплекс процедур здесь направлен в первую очередь на смазку составляющих элементов маслом, проверку работоспособности или замену пружин, сальников, поршней. Помимо прочего, в обслуживании часто нуждаются ноги вилки и пыльник, которые больше всего поддаются загрязнению. Выполняя обслуживание важно бережно обращаться с кольцевыми пружинами.

Специалисты не советуют разбирать вилку неопытным велосипедистам, ведь данный механизм является одним из наиболее сложных. Поэтому доверять обслуживание данной системы лучше профессиональному мастеру.

Цепь


Обслуживание цепи заключается в ее очистке от загрязнений, корректировке натяжения, устранении лишних звеньев в случае растяжения. Очищать цепь можно при помощи специальных растворителей либо мыльной воды, использовать надо при этом специальное приспособление для промывки.

Манетки

Уход за манетками предполагает чистку механизма и замену смазочных материалов. Так как устройство манеток испытывает незначительные нагрузки, выполнять его обслуживание можно не более раза за сезон.

Внимание необходимо уделить не только исправности и состоянию манеток, но также тросикам, которые должны быть смазаны маслом, что гарантирует плавное, податливое скольжение в середине механизма.

Втулки

Обслуживание горного велосипеда нуждается в обязательной проверке состояния втулок. Чтобы проверить работоспособность данных элементов, достаточно ухватить колесо за покрышку, а затем покачать в направлении оси. При наличии люфта произвести регулировку втулки можно при помощи специальных конусных ключей.

Педали

Проверить работу педалей крайне просто. Достаточно несколько раз провернуть их вокруг оси. Недостаточно плавное, быстрое вращение является признаком некачественной смазки. При необходимости переборки и замены подшипников разбирать педали необходимо с торца.

Тормоза

Износ тормозных колодок является одной из главных причин возникновения аварийных ситуаций. производится в случае их истирания до появления характерного визга при нажатии на ручки тормозов.


Причиной плохого торможения может стать загрязнение тормозов или попадание смазки на обода. Поэтому контуры ободков необходимо периодически промывать мыльным раствором либо протирать спиртом.

Обслуживание и ремонт велосипеда дают возможность значительно продлить ему жизнь, а также гарантируют комфортное передвижение и безопасность велосипедиста. Регулярный самостоятельный уход за байком со временем становится не только простой, но и приятной процедурой, что позволяет обойтись без услуг специалистов.

Простой, на первый взгляд, велосипед скрывает большое количество взаимосвязанных механизмов. Исправность каждого из них гарантирует комфортные и безопасные поездки, а сам двухколесный конь используется как полноценный транспорт.

Для поддержки отличного состояния необходимо периодическое обслуживание велосипеда. Как часто нужно проводить мероприятия по чистке, переборке и ремонту, зависит от многих факторов. В их числе особенности модели, качество комплектующих, продолжительность поездок и стиль катания.

Простой способ устранять неисправности, своевременно менять детали и расходные материалы – обращаться в квалифицированную мастерскую. В некоторых случаях это единственный вариант привести велик в готовое состояние. Однако большинство работ по обслуживанию велосипеда можно выполнять самостоятельно. Потратив время, владелец байка получит бесценный опыт и сэкономит немалую сумму.

Общие правила по уходу за велосипедом

Купленный в магазине новый велосипед начинает потихоньку «привыкать» к своему новому хозяину: притираются подвижные узлы и крепчают неподвижные. Большую роль в качестве работы всех деталей и стыков играет смазка. Со временем она вбирает в себя частички металлической стружки и грязи. Когда вместимость смазывающего состава превышает допустимую, он утрачивает свои свойства и начинает работать во вред механизмам. Как следствие, повышенный износ.

Первое и самое важное правило при уходе за велосипедом – содержать его в чистоте и уделять большое внимание смазке трущихся механизмов. Системный подход к поддержанию велика в рабочем состоянии, это:

  • своевременная и тщательная мойка;
  • очистка от пыли чувствительных деталей – втулок, кареточного узла, переключателей;
  • удаление отработанной смазки и пятен;
  • обработка специальными смазывающими составами;
  • своевременное удаление очагов коррозии;
  • обеспечение геометрической целостности конструкции – тщательное закручивание всех болтовых соединений.

Очень важно правильно хранить велосипед. В несезонное время байк простаивает без дела, и его состояние будет напрямую зависеть от окружающих условий. Не рекомендуется держать на балконе в холодное время года и во влажных помещениях. Вокруг велосипеда должно быть чисто, также неплохо обеспечить ему небольшое пространство. Если оптимальные условия хранения создать не получается, можно разобрать его и поместить в герметичный чехол.

Хранение велосипеда в квартире на стене

Негативно на состояние рамы, колес и механизмов влияет падение велосипеда. Конечно, при активных катаниях это неизбежно, да и дома он может случайно завалиться на бок или вовсе упасть со стены. Тем не менее, «полеты» лучше свести к минимуму, обращаться с байком аккуратнее и выбирать более безопасные места для езды.

Собственно, все перечисленное – общее обслуживание велосипеда. Это позволяет увеличить срок службы всех деталей и сохранить приличный внешний вид. Но со временем придется углубиться в детали устройства велосипеда и поглубже.

Инструменты для ремонта и расходные материалы

Проводить работы по переборке и ремонту своими руками невозможно без набора инструментов. Условно их можно поделить на обязательные и специальные. Первые так или иначе понадобятся для всех видов ремонтных работ.

Базовые инструменты для обслуживания:

  • гаечные ключи разных размеров + подвижный разводной ключ;
  • шестигранники (подобрать соответствующие размеры);
  • плоская и крестовая (понадобится чаще) отвертки;
  • плоскогубцы для «грубых» работ;
  • лопатки для разбортировки колеса;
  • тонкие спицы;
  • хомуты;
  • насос;
  • шинно-ремонтный комплект.



Ремонтный чемоданчик велосипедиста

Дополнительный инструментарий необходим для профессионального ремонта механизмов. Например, переборку каретки или системы трансмиссионных звезд не получится осуществить только с помощью отвертки или обычного ключа.

В комплект профессиональных средств по ремонту велосипеда входят:

  • съемники шатунной пары и каретки;
  • кассетный съемник с хлыстом;
  • кривошипный съемник;
  • выжимной ключ для цепи;
  • ключ для регулировки натяжения спиц;
  • ножницы для обрезки тросов;
  • ремкомплект для прокачки гидравлических тормозов;
  • цепомойка;
  • дозиметр масла (для специальных деталей) и мерный стакан.



Так выглядит приспособление для снятия кассеты

Инструмент приобретается раз и навсегда, он помогает улучшить техническое состояние отдельно взятого механизма. Расходные материалы играют роль в поддержании механизма в процессе эксплуатации, при этом сами приходят в негодность. В число расходников для велосипеда входят:

  • различные виды смазок: водо- и грязеотталкивающие для цепи и звезд, для амортизационной вилки, загущенные составы для подшипников;
  • чистящие средства;
  • тормозная жидкость (для гидравлики);
  • герметики;
  • петух;
  • тормозные колодки;
  • тросики и пружинки.

Своевременное обновление расходных материалов вместе с использованием правильных инструментов гарантирует 100% исправное состояние механизмов.

Обслуживание рамы, колес и подвески

Начинаем техобслуживание отдельных неподвижных частей велосипеда. Рама – основной компонент, без которого велика не существует в принципе. Каркас воспринимает на себя все усилия и от человека, и от всех закрепленных на нем составных частей.

Со временем в трубах и на стыках накапливается усталость, которая вынуждает раму искажать форму. Стоит отметить, что заметно это только после очень долгой эксплуатации велосипеда. Условия, провоцирующие искажение рамы: езда в непредназначенных условиях, частые падения велосипеда, несоответствие грузоподъемности весу велосипедиста.

Рама уязвима и к появлению коррозии. Сколы и порезы на краске вызывают интенсивное окисление металла. Чтобы предотвратить развитие ржавчины, необходимо часто проводить осмотр рамы, устранять очаги коррозии специальными составами и при необходимости загрунтовать и покрасить проблемный участок.

Серьезные повреждения (трещины и разломы) отремонтировать своими руками не получится, здесь стоит обратиться к мастеру.

Колеса склонны к деформациям. Изгибы обода делают движение некомфортным и ухудшают состояние колеса. или «яйцо» можно с помощью изменения натяжения спиц при помощи .

Избежать искривления колес можно путем поддержания оптимального давления в шинах. Камеры и покрышки должны быть без порезов и проколов, а ниппель – герметично держать воздух внутри шины. Если прокол застал в пути, нужно воспользоваться ремкомплектом – специальными латками для заклеивания дырок.



Лопатки для разбортировки колеса

Требует тщательного ухода и центральная часть колеса – втулка. Особенности обслуживания втулок:

  • не мыть под сильным напором воды;
  • периодически протирать от пыли и наносить чистую смазку;
  • при проворачивании колеса открыть, заменить подшипники и смазать внутренние полости.

Обслуживание передней вилки включает в себя периодическую замену смазки, очистку ног от пыли и налета, своевременную замену уплотнительных деталей. В некоторых случаях, когда мягкость амортизатора не регулируется, требуется замена пружины и (или) демпфера. Поддерживать амортизацию горного велосипеда в рабочем состоянии крайне важно, так как она играет ключевую роль в комфортности передвижения и состоянии рамы.

Некоторые велосипеды, кроме амортизационной вилки, имеют задний гаситель колебаний. Требования по уходу за ним аналогичны, разве что чаще придется протирать пыльники от грязи.

Переборка рулевой колонки, тормозной системы и трансмиссии

Переходим к элементам велосипеда, которые обеспечивают четкость управления, движение и остановку.

Рулевая колонка

На велосипедах представлены два типа колонок – интегрированные с пром-подшипниками и полуинтегрированные с шариками.



Подшипниковый узел рулевой полуинтегрированной колонки

В обслуживание рулевой с пром-подшипниками входит только своевременная смазка. С полуинтегрированными колонками все сложнее: со временем нагрузки внутри нее перераспределяются, в результате чего шарики рассыпаются. Как следствие, проворот руля или его затрудненный ход. Ремонт рулевой с насыпными шариками включает в себя их замену и тщательную смазку. Также не лишним будет проверять колонку на наличие грязи. Работы обязательно поводить перед каждым сезоном или по необходимости.

Тормозная система

Поддержка тормозов в рабочем состоянии – залог безопасности. Проверка системы должна проводиться как можно чаще, в среднем – два раза в неделю. Проверяем:

  • изношенность колодок;
  • состояние тормозной поверхности;
  • целостность и натяжение тросиков;
  • смазку подвижных узлов калипера и ручки;
  • линию на воздух (для тормозов с гидравликой).

Для эффективного торможения важно правильно выставить колодки: зазор должен быть минимальным, но не затормаживать колесо. Разумеется, на самом ободе не должно быть искривлений. Поверхность (обод или диск) необходимо начисто протирать и не допускать замасливания или загрязнения.



Отрегулированный зазор на заднем дисковом тормозе

От натяжения и общего состояния тросов зависит точность и скорость торможения. Оптимальное натяжение – колодки мгновенно прилегают и отскакивают при нажатии/отпускании ручки. Большое значение имеет хорошее состояние рубашки – без трещин на оболочке и растяжек обмотки.

Для гидравлических тормозов необходимо поддерживать рабочее состояние линии. Причина плохой работы кроется в наличии воздуха или в загрязнении жидкости. Прокачка системы проводится с помощью специального инструмента раз в сезон. Жидкость должна соответствовать предписаниям производителя.

Переборка трансмиссии:

  • проверка и замена подшипников в каретке, смазка узла;
  • осмотр целостности шатунов;
  • чистка и смазка велосипедной цепи;
  • проверка и замена звезд на кассете;
  • настройка переключателей.

Демонтировать каретку и шатуны можно только при помощи специальных съемников. Особое внимание уделяется состоянию шатунной пары (не должно быть трещин) и состоянию подшипников внутри каретки. Ключевую роль играет обильная смазка специальным составом.

Чистить и смазывать цепь необходимо для снижения износа дорогих компонентов трансмиссии – кассет. Снять цепь можно вручную при наличии замка или с помощью выжимки. Обслуживать трансмиссионный механизм нужно по мере необходимости, однако не лишним будет периодически протирать поверхность звезд и цепи от пыли.



Выжимной ключ для цепи с винтом

Изношенные звезды на кассетах можно заменять по отдельности. Чтобы освободить ось заднего колеса от системы, понадобится специальный ключ-съемник с цепным хлыстом для удерживания.

Обслуживание велосипеда – поддержание его в чистоте, смазка механизмов, замена изношенных деталей и расходных материалов – неотъемлемая часть жизни велосипедиста. Своевременное исправление всех недочетов, аккуратное обращение и предусмотрительность позволяет получить от велосипеда максимум и наслаждаться катаниями многие-многие сезоны.

Ремонт горного велосипеда, как и любого другого, требует определенных навыков и понимания механики работы тех или иных деталей. Но это совершенно не значит, что без знаний, нельзя самостоятельно починить ту или иную поломку. Большинство ремонтных работ, каждый велосипедный любитель может провести самостоятельно, имея определенный набор инструментов.

Такой набор может быть различным, все зависит от конкретного велосипеда. Каждая фирма-производитель, зачастую, при покупке дарит ремонтный набор, либо предлагает его докупить за определенную плату. Но помимо этого, могут пригодиться и другие инструменты. Давайте попробуем разобраться, какие знания, навыки, а также инструменты, могут пригодиться при ремонте горного велосипеда своими руками.


Перечень инструментов и материалов, без которых не обойтись

Итак, прежде всего, рассмотрим перечень самых необходимых инструментов, которые должен иметь каждый владелец велосипеда:

  • Набор гаечных ключей. Без них никуда, ведь для ремонта почти всегда необходимо разбирать велосипед, вот тут-то, гаечные ключи и придут на помощь.
  • Набор шестигранных ключей. Подобные наборы можно купить в любом велосипедном магазине или на рынке. Их начали использовать не так давно, но сейчас, ремонтировать велосипед без подобных ключей стало просто невозможно.
  • Набор пассатижей. Опять же, незаменимая вещь для разборки и сбора определенных частей горного велосипеда. Помимо этого, это универсальные инструменты, поэтому иногда они могут заменить ряд других недостающих. Многие велосипедисты, возят пассатижи всегда с собой. Ведь так и колесо можно снять и болты закрутить, да и при любой поломке без этого инструмента никуда.
  • Набор крестовых отверток. Данный набор необходим при разборе и сборе мелких деталей.
  • Набор торцевых насадок со специальными рычагами. Они необходимы не всегда, поэтому важно узнать и детали, с которыми придется работать.

На это перечень основных инструментов заканчивается, но важно понимать, что это только общий перечень, а есть еще и специфические инструменты для различных моделей. Касаемо горного велосипеда, то он имеет достаточно много различных улучшений, по сравнению с другими.

К примеру, специфические амортизаторы, которые помогают сберечь суставы при езде по различным неровностям. Они тоже могут ломаться, но в таком случае стандартным набором инструментов не обойтись.

Перечень дополнительных инструментов


Давайте рассмотрим перечень дополнительных инструментов, которые могут понадобиться любому велосипедисту. Данные инструменты имеют свою специфику и применяются только при определенных видах поломок.

  • Выжимка цепи. Маленькое устройство, с помощью которого можно соединять и разъединять цепь. Зачастую используется, исключительно для изменения длинны цепи. Но нужно сказать, что есть велосипеды с фиксированной передачей, куда надеть цепь без данной запчасти не малая проблема. Касаемо большинства горных велосипедов, то надеть цепь можно просто отодвинув ролик, который служит для переключения скоростей. Это касается велосипедов с переключателями скоростей.
  • Съемник каретки. Инструмент, который помогает без проблем достать каретку велосипеда. Деталь требует постоянного ухода, а также часто ломается на горных велосипедах из-за больших нагрузок. Хотя бы один раз за сезон, а съемник каретки пригодится.
  • Втулочные ключи. Втулочные ключи вещь достаточно специфическая и сложно сказать, нужна она или нет. Большинство людей при поломках меняют втулки в мастерских, ведь после замены необходима процедура спицовки. Вставлять спицы самому дело не благодарное, у большинства новичков на одно колесо может уйти несколько дней. Но один раз попробовать все-таки стоит, чтобы знать все тонкости.
  • Спицевой ключ. Ключ необходим для любого велосипеда, ведь с его помощью за несколько минут можно устранить серьезные дефекты.
  • Щетка для чистки цепи. Можно воспользоваться и не велосипедными щетками, страшного в этом ничего нет, но наличие – обязательно.
  • Шприц, с помощью которого можно дозировать масло. Почему именно шприц? Можно использовать что угодно, но исходя из опыта стоит сказать, что шприц на отлично справляется и помогает без проблем достать в любое труднодоступное место.
  • Ремонтный комплект для пробитых камер. Подобный комплект зачастую входит в велоаптечку железного коня. Незаменимая вещь, которая поможет добраться до дома.

Данный список можно продолжать до бесконечности, ведь каждый велосипедный любитель, пользуется своими способами ремонта, а как следствие и своими инструментами.

Перечень расходных материалов


За время пользованием велосипедов, не один раз придется прибегнуть к расходным материалам. Давайте рассмотрим их перечень и выясним, что необходимо иметь у себя дома каждому велосипедисту:

  • Масло для смазки переключателей скоростей, педалей и цепи. Такое масло можно приобрести в любом хозяйственном магазине.
  • Масло для смазки вилки. Здесь используется другое масло, поэтому лучше всего приобретать его в специализированных велосипедных магазинах.
  • Мало для тормозов. Здесь важно понимать, что для каждого видов тормозов свое масло, а для некоторых оно вообще не нужно.
  • Очиститель. Очиститель необходим для очистки деталей трансмиссии, а также тормозов. Опять же, жидкость приобретать не обязательно, если кататься только в хорошую погоду по хорошей дороге.
  • Растворитель. Растворитель необходим для общей чистки деталей трансмиссии.

Вот основной перечь расходных материалов, его можно дополнить при необходимости. К примеру, краску, лак или другие материалы.

Подставка для ремонта велосипеда своими руками


Подставка для ремонта велосипеда – необходимый атрибут любого велосипедиста. Она не занимает много места, да и сделать её не сложно. Для чего же она нужна?

В первую очередь для удобства, ведь сидеть на корточках и вертеть велосипед, очень утомительно и неудобно. Помимо этого стойка обеспечивает хорошую устойчивость, что позволяет не переживать о падении велосипеда. Также стойка оснащена специальным креплением, которое удерживает велосипед и не дает ему повернуться в сторону.

В интернете существует множество уроков как сделать подобную подставку, но по факту, что-то делать совсем не обязательно. Можно попросту воспользоваться гладильной доской, если она способна выдержать вес велосипеда.

Если же говорить о том, как самостоятельно сделать, то здесь обязательно пригодится хорошее и крепкое крепление, несколько крепких металлических труб, пару болтов и немного фантазии.

Виды поломок

Итак, разобравшись с инструментами, переходим к различным видам поломок. Перечислить все просто невозможно, ведь горные велосипеды оснащены десятками деталей, каждая из которых способна поломаться. Поэтому рассмотрим ряд самых основных поломок, который встречаются наиболее часто.

Выравнивание «восьмерки» заднего обода


С подобной проблемой сталкиваются многие, такая поломка возможна по ряду причин. Например, если на велосипеде возить большие грузы, врезаться во что-то и так далее. Перейдем к действиям по исправлению подобной проблемы.
В первую очередь определяем, в какую сторону колесо дает «волну».

Для этого устанавливаем велосипед на подставку и крутим колесо. Определив, например, что «волна» идет влево, необходимо спицы на колесе с правой стороны потянуть на себя, а как следствие левые немного ослабить. Сделать это можно с помощью специального ключа, который выходит в ремонтный набор.

Падение жесткости колес

Такая проблема встречается практически на всех новых велосипедах. Это связанно с тем, что при сборке спицы затягиваются хорошо, но после определенного периода катания они растягиваются, а значит, их опять нужно подтянуть.
В этом, как и раньше, помогает специальный .

Главное здесь не перетянуть спицы, иначе можно их попросту сломать. Падение жесткости проблема распространенная, но не критичная. На велосипеде с такой поломкой можно долго ездить, но вот риск получить более серьезную поломку возрастает в разы.

Износ подшипников


Следующей проблемой, которую рассмотрим, будет износ подшипников. Зачастую такая поломка наступает просто по окончанию времени службы подшипников, или из-за плохого ухода.

Для предотвращения подобных поломок необходимо регулярно смазывать и чистить всю систему. Но если подобное уже произошло, необходимо менять подшипники. Для этого нужно снять шатуны, достать каретку, разобрать её и поменять подшипники. Процедура совершенно несложная, но, достаточно кропотливая, и может занять несколько часов.

Износ подвески

Износ подвески процесс необратимый, так как напряжение на данные детали есть постоянно. Для предотвращения подобных проблем необходимо регулярно смазывать и чистить детали, чтобы они не засорялись, и в них не накапливалось масло.

Ремонт тормозов


Ремонт тормозов дело не хитрое, но отнестись к нему нужно со всей внимательностью. На большинстве горных велосипедов стоят тормоза системы V-брейк, а их ремонт или замена не составляет труда.

Наиболее распространенные поломки – это разрыв или сильный перегиб тормозного троса. Ели же тормоза стоят достаточно долго, то возможно их нужно подтянуть или заменить тормозные колодки. В любом случае, найти проблему достаточно просто, если нажать на тормоз и внимательно посмотреть на всю систему с боку.

Касаемо ремонта, то зачастую приходится покупать какую-либо часть тормозной системы. В большинстве случаев это стоит дешево, а замена займет не более 15-20минут.

Ремонт трансмиссии


Ремонт здесь на порядок сложнее, ведь в трансмиссию входит достаточно большое количество деталей. В первую очередь необходимо найти поломку. Давайте пройдемся по всем частям трансмиссии.

Это же стоит делать и пре неисправности, найти поломку достаточно просто, если внимательно присмотреться.

  • Цепь (разрыв, износ, плохая ).
  • Система звезд (поломка одной из звезды, погнутость звезд, износ).
  • Кассета.
  • Каретка (поломка подшипников).
  • Трещотка.
  • Педали.
  • Переключатели.
  • Монетки и тросы.

Все поломки связанные с данными деталями, являются поломками трансмиссии велосипеда. Найти поломку легко, чаще всего это видно не вооруженным глазом.

Техническое обслуживание горных велосипедов


Теперь перейдем к особенностям технического обслуживания. Здесь рассмотри два основных пункта.

Немного о смазках

Раньше уже уточнялся перечень расходных материалов, куда входили различные смазки. Смазывать те или иные детали нужно с помощью шприца. Вообще советую делать это 2-3 раза в месяц. Но нужно понимать, что такой уход нужен при длительном ежедневном катании.

Если же на велосипеде катаются 1-2 раза в неделю, столько смазки не нужно. Помимо этого важно понимать, что слишком много смазки тоже не есть хорошо, а значит, её остатки нужно чистить. Делать это необходимо хотя бы несколько раз за сезон.

Обслуживание втулки заднего колеса


Втулка отвечает за то, чтобы колеса крутились легко и не издавали при этом посторонних звуков. Если подобные проблемы существует, стоит промыть, смазать, либо отрегулировать заднюю втулку с помощью специальных ключей. Попросту говоря, если с втулкой все в порядке, велосипед будет «катиться» легко и бесшумно.

Велосипедисты содержать должны свое транспортное средство в надлежащем состоянии. Только так велосипед продолжит работать надежно, а значит, можно не беспокоиться за безопасность. Придется прибегать к помощи профессионалов, но мелкие неисправности рекомендуется устранять своими руками. Чтобы ремонт проходил гладко, а байк после него работал только лучше, стоит воспользоваться советами, о которых пойдет речь.

Инструменты, без которых невозможно провести ремонт велосипеда

Для ремонта велосипеда дома, придется приобрести минимум инструментов:

  • различного размера гаечные ключи;
  • шестигранник;
  • набор пассатижей;
  • киянку и пинцет;
  • шлицевые отвертки и крестовые;
  • хомуты и ножницы;
  • насадки торцевые.

У владельцев байков должны быть эти наборы инструментов. Но, со временем, их арсенал обязательно пополнится: втулочным ключом и выжимкой для снятия цепи, ключом трещоточным и спицевым, машинкой для чистки цепи, щеткой и другими.

Для ремонта велосипеда дома своими руками понадобится запастись материалами расходными, которые сделают легче уход за транспортом и помогут его содержать практически в идеальном состоянии. Пополняют базу постепенно: всевозможные масла (для разных деталей), растворители и тормозная жидкость, очиститель от грязи и гидравлическое масло.

Материалы смазочные

Байк – механизм сложный, поэтому смазывать его нужно регулярно и аккуратно, чтобы быть уверенным в адекватной работе деталей. Владелец такого средства передвижения обязан знать, какой смазкой смазывают ту или иную деталь.


Используют следующие смазочные материалы:

  • аэрозольные. Они понадобятся, если смазать нужно тросики, цепи, сочленения шарнирные;
  • жидкие смазки типа И5А, применяют точечно. Предназначаются они для смазывания барабанов, цепей, втулок задних. Но ездить в холодное время года на этой смазке нельзя, потому что из-за затвердевания при низких температурах, она ухудшает работу велосипеда;
  • для обработки резьбы и подшипников используют исключительно густые смазочные материалы.

Инструкция по ремонту велосипеда дома для чайников

Если решили перебрать байк своими руками, готовьтесь к тому, что знаний об устройстве и внимания потребует каждая деталь.

Рама велосипедная


Главное условие ухода за ней - содержание в чистоте. Очищать раму нужно после каждого катания, тем более, если оно проходило в непогоду: снег, дождь. На это следует обращать внимание, если проводится ремонт велосипеда дома своими руками. Ее обязательно очищают от пыли и грязи до того, как начинают переборку. Такая предосторожность оправдана тем, что грязь не попадет в рабочие механизмы.

Идеальным решением перед переборкой станет мытье рамы в мыльном растворе под водой проточной с использованием губки. Когда рама вымыта, осматривают ее на отсутствие сколов и трещин, которые могут в будущем обернуться проблемой. Если трещины или потертости найдены, их требуется закрасить. Использовать можно краску в баллончиках, которая с такой задачей справляется легко.

С особой тщательностью проверяют: кареточную трубу, а также рулевой стакан, перья верхние треугольника заднего и подвеску заднюю.

Перебираем колонку рулевую своими руками


Чтобы ремонт проводить дома своими руками, важно знать, что переборка этого узла имеет нюансы, зависящие напрямую от типа колонки. Для колонок интегрированных своевременно проведенная смазка служит залогом надежного функционирования. Сложнее с колонкой шарикоподшипниковой интегрированной, где требуется заменить вовремя пришедшие в негодность шарики, о чем предупреждают скрип, появляющийся в рулевом стакане, и трудности при повороте колеса.

Что нужно знать о замене подвески

Ремонт велосипеда дома не обойдется без настройки вилки. Она требует замены старого масла, изношенной пружин, поршней, сальников. Помимо профилактического или планового ремонта необходимо пыльники и ноги очищать от загрязнения регулярно. Приступая к ремонту в домашних условиях, нужно внимание сосредоточить на том, чтобы не сломать кольцевые пружины, служащие своеобразной защитой от проникновения частиц пыли и грязи в вилку.

Специалисты не советуют приступать к ремонту своими руками этой детали байка, зная, что механизм нежный. Переборку картриджей правильнее поручить опытному мастеру. А вот текущий ремонт дома желательно проводить самому.

Уход за трансмиссией


Под трансмиссией понимают совокупность узлов и деталей: кассету, цепь, трещотку, переключатель скоростей. Цепь велосипеда – деталь вторая по очереди, требующая регулярного ухода. Если имеется специальный замок, то снять цепь не представляет труда. Если нет, придется использовать выжимку, помогающую цепь легко снять. Правила ухода за этой деталью предусматривают очистку от грязи цепи, контроль натяжения и смазывание роликов.

Как и очистка цепи, системы чистят специальными растворителями. Главное – не нарушить во время сборки установку звездочек: пин средней должен смотреть на каретку.

Набор задних звездочек, называемый кассетой, также очищается от грязи и пыли с помощью растворителей. Используют для этого съемник – специальное устройство, с которым кассеты снять и установить проще даже велосипедисту без опыта.

Перебираем трещотку дома своими руками

Метод используют похожий: промывают промышленные подшипники, затем, смазывают и возвращают на прежнее место. Шарики подшипников шариковых осматривают на наличие деформации, заменяют (если повреждения обнаружены), промывают, устанавливают на прежнее место, смазав предварительно. Механизм велосипеда, если работа сделана грамотно, работать станет лучше.

Поскольку комфорт при езде зависит от правильного функционирования переключателей, то к ним отнестись следует с повышенным вниманием: правильно настроить лапки, ограничивающие ход винты, звездочки. Кроме минимума действий, необходимого для переборки, нужна своевременная смазка пружины кручения и растяжения роликов. К этому добавляется контроль натяжения троса.

Разбираем каретку

Несмотря на то, что каретки интегрированные, как картриджные, относятся к конструкциям неразборным, для текущего обслуживания каретки разбирают. Важно, выполняя это дома своими руками, запомнить расположение элементов.

Как разобрать тросики и манетки, или о ремонте своими руками


Поскольку манетки – механизм, испытывающий незначительные нагрузки, для него достаточно обслуживание проводить в сезон раз. Состоит оно в проведении чистки и замене отработанных смазочных материалов. При этом, внимание уделять нужно тросикам: протирать маслом, чтобы получить внутри механизма плавное скольжение.

Ремонт велосипеда дома, или как ухаживать за тормозами

Относят к системе тормозной: ручки тормоза, гидролинии, калиперы.

Тормоза гарантируют сохранение жизни хозяину байка. Поэтому, не стоит убеждать, что они должны быть в порядке. Без регулярного ухода это невозможно, поэтому за системой тормозов нужен уход в трех направлениях: перебирают калиперы, устройство ручек тормоза, в гидролинии прокачивают тормозную жидкость.

На первом этапе проверяется состояние поршней. Новыми заменяют детали, если необходимо. Заметить неполадки в работе калиперов просто: о них свидетельствует долгое и слабое торможение, а также проваливание ручки. Решением проблемы в ликвидации появившихся неисправностей.

Тормозная ручка устроена примитивно: корпус, поршень, ручка. Вызвать сложность может уплотнительное кольцо. Если дома отремонтировать не получается, обратитесь к мастерам, которые проведут замену поршней и колец.

При ремонте велосипеда дома, придется прокачать тормозную жидкость. Для переборки это явление нормальное. Тормозная жидкость быть должна однородной. Если это свойство утрачено, может нарушаться работа тормозов, что опасно для велосипедиста. Проведенная вовремя замена, гарантирует надежность торможения и безопасность гонщика.

Регулировка педалей

Несмотря на простоту, педали считаются нежным механизмом. А, поскольку нагрузка ни них приходится значительная, износ происходит скоро. Проверяется работа педалей легко, поэтому рекомендуют проводить ее дома своими руками. Прокрутив педали, следим за тем, насколько они крутятся и останавливаются быстро. Если останавливаются скоро, а крутятся медленно – нужна смазка. Разбираются педали с торца, а перебирают по стандартной схеме для промышленных и шариковых подшипников.

Чтобы туго не защелкивать обувь в педалях контактных, что при езде создает неудобства, для них смазка пружин обязательна.

Обслуживание колес и ремонт дома своими руками


Колеса – самая нагруженная деталь байка. Значит, и внимания она требует наибольшего. Перебирая велосипед и проводя ремонт своими руками, не забывайте о колесах, исправное состояние которых гарантирует комфорт при езде и продолжительный срок службы механизмам.

Перебирать втулки с подшипниками промышленными часто не нужно – достаточно делать это в два сезона один раз. Чаще требуют переборки шарикоподшипники – раз в сезон с переборкой шариков, т.е. отбраковывают потертых и с вмятинами.

Чтобы выиграть в весе, т.е. уменьшить его, владельцы велосипедов выбирают нередко оода менее прочные. Но это чревато появлением биения ободов: восьмерки (осевого) и радиального, когда форма обода напоминает яйцо. Исправить дома своими руками проблему помогает специальный спицевый ключ: сняв покрышку, вытягивают в противоположную искривлению сторону, спицы.

Важно: проводя такой ремонт велосипеда дома спицы нужно с одной стороны ослабить, с другой - подтянуть, чтобы колесам сохранить нормальную жесткость.

Какие детали первыми выходят из строя

Наряду с плановым обслуживанием, случаются незапланированные поломки, именуемые износом естественным. Детали, пришедшие в негодность, подлежат замене.

Обращать внимание нужно на такие детали:

  • Раму. Потеря жесткости приводит к деформирмации рамы, которая из-за избыточного накопившегося напряжения даже может треснуть. Во время катания агрессивного, появление трещин неизбежно, поэтому за состоянием этой детали следить обязательно.
  • Подшипники . Это еще одна деталь, быстро изнашиваемая и замены требующая в первую очередь. Износ подшипников касается трещотки, заднего переключателя, педалей. Дольше срок службы у подшипников, подвески задней и колонки рулевой. Обнаружить проблему помогает появляющийся посторонний звук и изменения в работе механизма.
  • Колеса. Поскольку нагрузка на них максимальная, износ происходит быстрее прочих деталей. Распространенной проблемой считается растяжение спиц, приводящая к деформированию втулки байка и оси велосипедной втулки, что приводит к проблемам при движении.
  • Трансмиссия. Насколько легко движется велосипед, зависит от состояния цепи. Если она грязная, сточенная или растянутая, адекватно работать транспортное средство не сможет. Цепь должна быть чистой и смазанной всегда, поэтому настраивается она по мере надобности или заменяется своими руками или с помощью мастера.
  • Подвесы. При появлении признаках износа – масляных следов из-за течи колец уплотнительных или сальников, потере во время езды упругости, изменения цвета напыления на ногах, внимание должно быть обращено на пневмокар и пружины. Необходимо проверить на целостность башинги и пыльники.
  • Тормоза. Нередко неисправные тормоза, точнее – вышедшие из строя колодки становятся причиной аварий, как и воздух, попавший в гидравлику и загрязненные поршни калипера.

Ремонт велосипеда дома своими руками продлит срок службы средства передвижения и сделает безопасной и комфортной езду. Ремонт велосипеда дома своими руками для многих является способом, который помогает почувствовать свою состоятельность и самостоятельность, становится интересным хобби и полезным.

Видео: Ремонт и уход за велосипедом