Доска для виндсерфинга. Конструкции для зимнего виндсерфинга Готовимся к самостоятельным занятиям: выбираем доску

Виндсерфинг - активно развивающийся вид спорта, который с каждым годом находит новых поклонников. Если водный виндсерфинг достаточно известен и пользуется популярностью в акваториях Черного моря или Финского залива, то лыжный виндсерфинг - увлечение пока еще малоизвестное. Хотя именно этот подвид серфа, как нельзя более подходит к российским климатическим условиям, ведь тихоокеанских волн в нашей стране, как известно, нет, а вот снега и ветра можно найти с избытком в любом регионе.

Медленная популяризация лыжного виндсерфинга объясняется еще и тем фактом, что снаряжение для такого подвида является проблемой. В спортивных магазинах вы не найдете конструкций для зимнего винда, а все снаряжение опытных спортсменов практически собрано самостоятельно из подручных материалов с новаторскими разработками.

Появление интернета несколько упрощает вопрос, поскольку схему конструкции виндсерфинга на лыжах можно позаимствовать в блогах и формах, где профессиональные серфы делятся опытом.

Чаще всего зимним виндсерфингом начинают заниматься спортсмены, которые уже уверенно чувствуют себя на воде и имеют навыки управления парусом, правильной стойки, разворотов и т.д. Такие люди, увлеченные этим хобби, ждут целую зиму, чтобы снова встать на доску или придумывают лыжные конструкции, на которых можно кататься по замерзшему льду.

Двухлыжные “борды” очень популярны в Финском заливе. Они состоят из двух кантовых лыж, которые крепятся на специальную площадку. При сильном ветре и плотном снеге такая конструкция способна развивать очень хорошие скорости. Еще одним преимуществом двухлыжных бордов для виндсерфинга является их простота в управлении.

Даже новичкам, впервые вставшим на доску, достаточно пары часов, чтобы овладеть этим снаряжением. Наклоны и повороты регулируются при помощи специальных винтов. Некоторые умельцы умудряются вместо доски поставить посередине еще одну, третью короткую лыжу для прыжков. При этом достигается максимальное скольжение конструкции и набор скорости на сильном ветру.

Монолыжные конструкции

Монолыжный виндсерфинг более прост и понятен современному спортсмену. Это некое соединение лыжи виндсерфинга по типу доски сноуборда и парусника. Изобретателями такого снаряжения были эстонские спортсмены, которые во времена СССР разработали конструкцию для катания в Финском заливе. Основным преимуществом, по сравнению двулыжными бордами, является возможность более виртуозного катания, свободного фристайла, прыжков и всевозможных элементов. Другими плюсами этой конструкции считается:

  • относительная дешевизна;
  • легкость в транспортировке;
  • высокая скорость скольжения;
  • хорошая управляемость при малом ветре.

Последний момент плавно переходит в недостаток, когда ветер усиливается: управлять в такой ситуации парусником могут только опытные серферы.

Коньковый виндсерфинг

Принцип этой конструкции напоминает скейтборд, где вместо 4 колес расположены коньковые лезвия. Зимний виндсерфинг при такой экипировке способен давать очень высокие результаты по скорости, а управляемость доски зависит от ее длины и жесткости подвески. Иногда на борд устанавливаются три полосы лезвий, так называемые трехконьковые доски. Они не слишком отличаются от предыдущей конструкции и также показывают высокие результаты на льду. Коньковые конструкции наиболее подходят для катания на замерзших озерах при невысоком слое выпавшего снега. Легкое в управление, такое снаряжение не требует особого парусника - подходит обычный, который используется на воде.

Покупка доски для виндсерфинга, как и остальное снаряжение для этого вида спорта, происходит на определенном этапе катания. Загореться самой идеей после двух-трех попыток покорить ветер может быть не лучшим вариантом, поскольку прогресс в данном виде спорта происходит очень быстро, а снаряжение напрямую зависит от уровня катания новичка. Итак, на что следует опираться, чтобы выбрать доску для виндсерфинга?

  1. Опыт не менее десяти выходов в море или любую подходящую акваторию.
  2. Оценка собственных предпочтений стиля катания. Виндсерфер должен понимать, каких эмоций он ожидает от дальнейшего развития навыков своего хобби: нравится скорость и глиссирование, больше по душе фристайлинг с прыжками и поворотами либо спортсмен предпочитает плавную езду на длительные расстояния. От каждого из этих стилей зависит выбор спортивного снаряжения и, в частности, доски для виндсерфинга.
  3. Понимание своих возможностей. Начинающий спортсмен должен знать, какие трюки он уже способен осилить, а какие - нет. Если вы переоцениваете этот момент, то можете попасть в неловкую ситуацию, когда профессиональная доска для виндсерферов ну никак не поддается новичку - уровень не дотягивает.
  4. Использовать несколько различных досок в аренду, чтобы выделить наиболее подходящую модель. Затем можно через интернет в своем районе найти эту модель доски. Однако не спешите ее сразу же покупать: протестируйте ее на воде, покатайтесь несколько раз в различную погоду, чтобы проверить ход оборудования при различной силе ветра. Только после этого, если доска вам абсолютно подошла, можете ее приобретать.

Принцип выбора доски для катания достаточно прост: чем больше и шире доска, тем легче ею управлять на воде. Для полных “чайников” нужно брать доску до 3 метров максимальной ширины. Это такое снаряжение для виндсерфинга, при котором можно спокойно стоять на воде, держась за гик.

Средняя доска для виндсерфинга уже предназначена для более опытных спортсменов, которые освоили основные приемы, могут спокойно глиссировать и развивать хорошую скорость на воде. И самые маленькие размеры досок с острым носом и узкие по размеру подойдут только профессиональным спортсменам, которые выполняют сложные фристайлинговые трюки и виртуозно владеют снаряжением.

Как сделать доску для виндсерфинга своими руками

Современные доски для виндсерфинга изготавливаются с применением высоких технологий, поэтому сделать самостоятельно такое изделие сможет не каждый. Тут требуются навыки мастеровой работы и инженерного просчета чертежей. Однако, если у вас есть опыт судомодельного кружка и безграничная преданность любимому хобби, то попробовать сделать собственную доску для виндсерфинга стоит.

Материалы, которые для этого используются - это стекловолокно и эпокси. Вначале, согласно чертежам, делается заготовка из пенополиуритана или пенополистирена. Следующим этапом доске придают форму, обтачивая еще. Фактически это самый важный процесс всего изготовления доски, поскольку он определяет будущие характеристики доски на воде: внешний вид, форма носа, хвоста и рейлов.

Кропотливая работа по обточке доски требует умелого обращения пилой, рубанком и наждачной бумагой.
Завершающий этап - декоративный - когда доску расписывают, покрывают стекловолокном и проводят процесс ламинации. Излишки смолы зачищают и доводят изделие до идеального состояния.

Одежда для виндсерфинга

Самое необходимое для начинающего спортсмена, покоряющего воду и ветер, - это гидрокостюм и трапеция для виндсерфинга.
Гидрокостюм выбирается с учетом сезонности вашего катания и предполагаемой температуры воды. К примеру, для виндсерфинга в Финском заливе вам потребуется полностью закрытый костюм с капюшоном и максимальной теплозащитой, а при катании в Анапе можно ограничиться короткими шортиками и майкой из гидроизолирующего материала.


Если первый элемент - гидрокостюм - подобрать достаточно просто - по размеру, то выбор трапеции нуждается в консультации специалиста и тестировочных катаниях. Существует два вида трапеций: поясные и сидячие. Каждый из них имеет свои особенности, преимущества и недостатки.

Поэтому, прежде чем, потратиться на покупку трапеции для виндсерфинга, тщательно испробуйте на практике оба вида трапеций. Ваш стиль катания и опыт в виндсерфинге подскажет, на какой модели лучше остановиться.

Попутного вам ветра и волны.

Виндсерфинг

В данной статье будет рассказано про такой вид спорта, как виндсерфинг. В страны СНГ это явление пришло сравнительно недавно, но уже пользуется большим успехом у российских любителей спорта. В основном у тех, кто уже занимался простым серфингом.

Общее описание

Итак, виндсерфинг представляет собой разновидность парусного спорта. Его основу составляет умение управлять легкой доской небольших размеров на водной поверхности. доску устанавливается парус, представляющий собой вертикально расположенное крыло. Подъёмная сила крыла напрямую влияет на движущую силу. Чтобы сделать ваш виндсерфинг более прочным, при изготовлении крыла иногда используют кевларовую сетку. Также, паруса делаются из полиэфирной пленки, полиэфирной ткани (например, капрона, лавсана, дакрона) или майлара. Форма паруса, как правило, треугольная. Стороны паруса называются шкаторинами. На передней шкаторине паруса любой виндсерфинг имеет мачткарман, куда продевают мачту. Жесткие пластины, которые идут перпендикулярно мачте называются «латы». Нужны они для того, чтобы придавать парусу особую жесткость и форму.

Нижний угол паруса (галсовый угол) находится крепление, представляющее собой вшитое кольцо, люверс или блок роликов. Если ваш виндсерфинг имеет только одно кольцо или только один люверс на парусе, то вам будет нужно установить еще и крючок с роликами, с помощью которого вы можете передвигать парус по мачте. Также, система роликов может располагаться в основании мачты, в так называемом «стакане». Через эти ролики проходит веревка (оттяжка), образующая полиспаст, что делает виндсерфинг значительно более простым в управлении парусом. Угол, находящийся всех дальше от мачты называют задним или шкотовым. При помощи веревки (оттяжки), этот угол скрепляется с гиком. Если гик охватывает парус с двух сторон, его называют Уишбон.

Виндсерфинг имеет топ, который находится на верхнем углу паруса. Топ может иметь упор для крепления верха мачты или ремень со стопором (варитоп). В гоночных парусах топ, как правило, содержит встроенный подшипник, который нужен для более легкого закручивания паруса по мачте. Паруса, которые обычно устанавливаются на виндсерфинг, принципиально делятся на упорные (камберные) и простые. Камберные имеют в своей конструкции латы, на которые устанавливается от одного до пяти пластиковых упоров (камберов). Они позволяют удерживать форму паруса. У камберных парусов гораздо лучшая тяга, но они более тяжелые и сложные обычных. На виндсерфинг, использующийся для гонок, предпочитают ставить именно камберные паруса. Такие паруса традиционно имеют гораздо более большую площадь, нежели обычные. В среднем, площадь парусов составляет от 1 кв.м (детские) до 13 кв. м.

Именно площадь паруса для виндсерфинга является его главной характеристикой.

Виндсерфинг не мыслим без специального снаряжения. К такому снаряжению относятся:

трапеционные петли (закрепляются на гике, к которому цепляются круги трапеции); сама трапеция (представляет собой широкий пояс или жилет, имеющий специальный крюк, служащий для понижения нагрузки на руки во время катания на виндсерфинге), которые могут быть сидячими, поясными и верхними; гидроскостюм (изготавливается из неопренового материала, который сохраняет тепло при нахождении в воде); спасательный жилет (повышает плавучую способность спортсмена). При приобретении снаряжения для виндсерфинга, нужно выбрать оптимальный вариант, соответствующий вашим запросам.

В настоящее время существует огромное количество брендов, выпускающих такое снаряжение. Поэтому выбор может быть достаточно сложным.

Доска для виндсерфинга

По сути, это парусное судно без руля. Доска должна быть обтекаемой, примерно 2-4.7 метра в длину. Сделать такую доску вы можете изготовить и своими руками. Ничего сложного в этом нет, если заранее прочитать инструкции в интернете. Изготавливается доска для виндсерфинга из плавучего материала. Управлять доской нужно наклоняя мачту с парусом, а если двигаться глиссированием, то доску нужно наклонять с борта на борт. Доска может двигаться независимо от силы и направления ветра. Управляя доской нужно все время балансировать, при смене курса контролировать рангоут. Отметим, что доска для виндсерфинга реагирует как на положение туловища спортсмена, так и на положение его верхушки. Чтобы как можно быстрее научиться делать маневры на воде, вам, прежде всего, необходимо изучить динамические характеристики вашей доски. Разворачивайте доску аккуратно, но в то же время уверенно.

Доска для виндсерфинга имеет свою историю. Считается, что впервые плавать на доске начали древние племена Полинезии, и что именно благодаря им, серфинг появился на Гавайских островах, а к появлению там капитана Кука в 1778 году он уже был широко распространен. Однако, к 1880-м годах он постепенно начал сходить на нет. В те времена

самая лучшая «доска для виндсерфинга» называлась «оло» доходила до 14-18 футов (4.2-5.5 метров) в длину и весила около 150 футов (68 кг). Изготавливали ее из дерева вили-вили, являющемся довольно редкой гавайской разновидность дерева бальс, отличающегося своей легкостью. Доски более низкого ранга изготавливались из более тяжелого дерева Коа. Доска для «виндсерфинга», как гласят различные источники, имелась у самого гавайского принца Дэвида Кавонанаокоа. Он катался на ней в 1885 году.

Доски в том виде, в каком мы их привыкли видеть сегодня стали появляться в 1960-х годах в США. Тогда, к доске начали пытаться приделывать парус. Поначалу конструкции выходили неуклюжими и громоздкими. Запатентована доска для виндсерфинга была двумя выходцами из Южной Калифорнии — моряком Джимом Дрэйком и серфингистом Хойлом Швейцером. Однако, первым изобретателем доски с парусом считаются Ньюман и Наоми Дэрби. В 1965 году Ньюман Дэрби (Newman Darby) опубликовал свой макет в авустовском номере журнала «Популярная Наука». Однако, доска для серфинга, придуманная Дэрби не пользовалась большой популярностью, хотя он даже организовал компанию под названием «Darby Industries», которая должна была заниматься производством таких досок.

А вот доска для виндсерфинга Джима Дрэйка и Хойла Швейцера, напротив, пользовалась успехом. Им даже удалось поставить производство таких досок на коммерческую основу благодаря Сиэтловскому торговцу, который решил заняться продажей их продукции. Первые доски, изготовленными ими получили название Baja Boards. В 1973 году Швейцером была представлена новая доска для виндсерфинга, более усовершенствованная технически. К этому времени он отделился от Дрэйка и открыл собственное производство досок. Он выкупил у Дрэйка права на запатентованное им в 1968 году изобретение, однако в США ему не удалось найти кого-либо, кто бы заинтересовался массовым производством оборудования для виндсерфинга, и переехал в Европу, где добился значительно большего коммерческого успеха, чем Джим Дрэйк.

Зимний виндсерфинг.

Кататься на доске можно не только на воде, но и по по ровному чистому льду (это называется «айсборд»), плотному или рыхлому снегу, а также снежным буграм. Во всем мире этот вид спорта достаточно хорошо развит, по нему проводятся чемпионаты. Зимний виндсерфинг отличается от водного тем, что управлять приходится только парусом, который вы наклоняете в нужном вам направлении. Правда, нужно чтобы ветер дул достаточно сильно (напомним, что по воде доска может двигаться при любой скорости ветра). Результаты гонок, проводимых при слабом ветре, обычно аннулируют.

Иными словами, зимний виндсерфинг напрямую зависит от погодных условий. Участникам соревнований, конечно же, обидно, когда приходиться их покидать не потому что ты плохой спортсмен, а потому что ветер дул слишком слабо.

Конструкции для данного вида спорта могут быть самыми разнообразными. Традиционно, зимний виндсерфинг представляет собой коньковый либо лыжный аппарат. Коньковые аппараты могут быть четырех коньковыми и трех коньковыми.

Четырех коньковые аппараты сделаны по типу скейтборда, в них использованы такие же подвески, только вместо колесиков у них приделаны маленькие коньки. Если вы использует такого типа зимний виндсерфинг, то доску вам лучше сделать подлиннее, чем у обычного скейтборда. Саму подвеску следует затягивать до предела, чтобы доска поворачивала не так резко, а ездила быстрее. Гасить вибрацию можно удлинив коньки, а также любыми другими способами, однако при этом возможен буерный эффект. Трех коньковый зимний виндсерфинг в последнее время стал использоваться в гонках значительно чаще, чем раньше. На «параллельность» здесь нужно выставлять только одну пару коньков, что дает трех коньковым аппаратам преимущество перед четырех коньковыми. Так, на чемпионате Мира в 1997 победили трех коньковые аппараты.

Зимний виндсерфинг может предусматривать использование в качестве опоры не только коньков, но и лыж. В основном используются двух лыжные конструкции. Особым спросом они пользуются в Финляндии. Можно сказать, что там такая конструкция доведена до совершенства. При катании по плотному снегу они имеют преимущество.

Зимний виндсерфинг может быть и трех лыжным. На мой, взгляд такая конструкция не очень надежна, так как лыжи могут разъезжаться, а сам аппарат сильно тормозить. Резаные повороты на трех лыжных конструкциях возможно выполнить только с вынесенной за лыжи площадкой. Однако, некоторые финские спортсмены выполняют их, используя трех лыжный зимний виндсерфинг. В целом, можно сказать, что катание на трех лыжных аппаратах может вызвать у спортсмена противоречивые ощущения.

Встречаются даже монолыжные аппараты. Это Российско-эстонское изобретение. Устройство таких аппаратов достаточно простое. Спортсмен, использующий монолыжный зимний виндсерфинг в очень скором времени запросто может стать виртуозом на мировых соревнованиях, так как монотипное катание пока что мало где практикуется. К плюсам такой конструкции можно отнести достаточно быстрое скольжение по абсолютно разным снежным поверхностям. Двигаться она может даже при очень слабом ветре. Монолыжная конструкция зимнего виндсерфинга также очень дешева в плане изготовления и легкая в плане транспортировки. Однако, требует сравнительно высокой техники управления и уровня подготовки спортсмена. Особенно на скользких покрытиях и при сильном ветре. Монолыжи делятся на прыжковые и кантовые.

Где можно купить виндсерфинг.

В настоящее время существует множество различных фирм, производящих спортивные доски и паруса. Продаются они как в интернете, так и в обычных спортивных магазинах, таких как «Поволжье Спорт», «Спортмастер», «Спортландия» и множество других. Там вы свободно можете купить виндсерфинг, как водный, так и зимний. Однако, прежде чем совершать покупку, я рекомендую вам почитать как можно больше литературы про данный вид спорта. Ее вы можете легко найти на просторах интернета. Тщательно изучите всевозможные вид конструкций и снаряжений, так как без этого вам будет достаточно трудно решить какой вы хотите купить виндсерфинг. Для начала просто пройдитесь по магазинам, приценитесь, осмотрите конструкции и снаряжении, при необходимости проконсультируйтесь с продавцами-консультантами. Уверен, они достаточно подробно ответят на все интересующие вас вопросы и помогут вам в выборе продукции.

Если же вы решили купить виндсерфинг в интернет-магазине, то позвольте мне порекомендовать вам несколько сайтов. В первую очередь, я хотел быть отметить интернет-магазин «Windschool!», так как он является прямым дилером популярной спортивной фирмы ССТ, производящей паруса, доски и спортивное снаряжение.

В данном интернет-магазине вы может непосредственно купить виндсерфинг, а также трапеции, рангоуты, паруса, доски, чехлы, трапеционные шкотики, стартшкоты, защиту шарнира и защиту гика, ножные петли и накладки на багажник, набивалки для паруса, а также летучки. В интернет-магазине «Windschool!» представлены ведущие бренды.

Здесь вы можете купить виндсерфинг от таких компаний как NAUTIX, DAKINE, GS SPORT GROUP, POINT-7, TAKOON, JP, TABOU, EWA MARINE и многих других.

Второе место занимает интернет-магазин «funwind». В основном, там предлагаются товары для кайтсерфинга, скимборды, маунтиборды, сноуборды. Но можно и купить виндсерфинг, а также мачты, паруса, плавники, шкоты, протекторы, мачтовые стаканы, старт шкоты, удлинители, шарниры, чехлы, матчасть (в том числе бывшую в употреблении) для него. Всегда в наличие такие сопутствующие товары как винты, шурупы, гайки, веревки, дактрон, клей, водонепроницаемые футляры, чехлы на багажник.

Если вы решите купить виндсерфинг в интернет магазине «funwind», то вам нужно будет заполнить специальную форму заказа, в который вы должны указать свои имя, телефон, почтовый индекс, предпочитаемую службу доставки из предложенного списка и желаемый способ оплаты. Вы можете указать какую-либо дополнительную информацию.

Купить виндсерфинг возможно и с рук по объявлениям в газетах или интернет-сайтах. В данном случае не забудьте поинтересоваться, как долго предлагаемый продавцом товар находился в пользовании. Проверьте исправность товара. Если это парус, посмотрите, не порван ли он. Сама доска должна строго соответствовать своим стандартным размерам. Если вы собрались купить виндсерфинг, который уже был в употреблении, то проверяйте прочность крепления паруса к доске, саму доску, на предмет трещин. Внимательно осмотрите мачту. Возможно, на ней есть следы переломов или сварки. Подвигайте парус по мачте, он должен скользить легко и свободно. Попробуйте на прочность веревку. Вообще я бы не рекомендовал покупать вам виндсерфинг с рук, так как его будет значительно труднее настроить под вас, нежели новый, купленный в интернет- или обычном спортивном магазине. Но решать, конечно же, вам самим.

Видео виндсерфинг.

Если вы собрались приобщиться к какому-либо из водных или зимних видов спорта, то для начала я бы вам посоветовал посмотреть соответствующие видеоролики в интернете. Их достаточно много как на общеизвестных видеосайтах, таких как ютуб и ему подобные. Но лучше посмотреть раздел «видео виндсерфинг» на сайтах, посвященных непосредственно данному виду спорта. Рассмотрим наиболее интересные из них. Достаточно много видеоматериала спортивного характера на сайте «infocafe» Тут есть разделы, посвященные водному, горному, воздушному видам спорта, а также есть отдельный раздел «на суше». Есть видео как обучающего, так и общего характера. Но нас интересует раздел «видео виндсерфинг». Именно об этом разделе далее и пойдет речь. Как и в других разделах, в нем содержится достаточно большое количество видеороликов.

Содержание этих роликов самое разное. Некоторые из них чисто ознакомительные, другие рассказывают о конкретных элементах и тонкостях управления доской или парусом. Также, раздел «видео виндсерфинг» сайта «infocafe» содержит видео, из которых вы можете узнать секреты скорости при катании на воде и прочие секреты профессиональных спортсменов. Для новичков в данной области спорта будет полезно посмотреть роли «как начать движение». Тем, кто уже имеет в этом какой-то опыт, рекомендую видео «прохождение прибоя», которые также можно найти в раздел «видео виндсерфинг» сайта «infocafe». Очень интересно видео, показывающее процесс установления мировых рекордов, видео скоростных заездов. Из обучающего видео можно выделить ролик о том, как наносить соль на доску, чтобы она меньше скользила.

Следующий сайт, о котором хотелось бы рассказать называется «anywater». В нем, как и вышеупомянутом сайте есть раздел «видео виндсерфинг». Данный раздел включает себя одиннадцать самых популярных видеороликов о данном виде спорта. Среди них: видео демонстрации преимущества тау-ин серфинга небезызвестным Дани Брухом; видео, демонстрирующее наиболее благоприятные места для занятия водными видами спорта.

Еще в разделе «видео виндсерфинг» сайта «anywater» есть ролик, рассказывающий о том, как спортсмен не рассчитал скорость и врезался в пирс. Особо стоит отметить фильм Питера Свенссона ««Minds Wide Open», который претендует на звание лучшего в своей категории. География мест, показанных в фильме достаточно обширно. Фильм вы можете посмотреть в разделе «видео виндсерфинг» сайта «anywater»

Ну и еще один сайт, который я рекомендовал бы как тем, кто занимается водными видами спорта, так и просто интересующимся. Это сайт «pashasurf». Сайт содержит список обучающих учебников и видео. Единственный минус это то, что раздел сайта «видео виндсерфинг» преимущественно на английском языке. Например, в этом разделе есть таблица, разбитая на два столбца – «что смотреть» и «область изучения». Так вот, на русском языке написаны лишь названия столбцов. Но, думаю это не столь принципиально. Основную идею понять можно. Тем более, что в общих чертах описание рекомендуемых в разделе «видео виндсерфинг» обучающих фильмов дается все-таки на русском. Ссылок на видео не так много, больше присутствует простое обозрение DVD. На сайте вы также можете ознакомиться с перечнем книг, которые вам следует прочесть, если вы собираетесь начать заниматься водными видами спорта.

Виндсерфинг фото

Если вы не занимаетесь водным спортом, но вам нравится наблюдать за тем, как занимаются другие или просто быть в курсе всех событий в этой области, наверняка, помимо видео вы просматриваете еще и фотографии. Именно для любителей таких фотографий я перечислю несколько сайтов, имеющих раздел «виндсерфинг фото».

В первую очередь, это сайт «windsurf». Фото раздел здесь просто огромен!!! Более 100 страниц с фотоальбомами!!! Есть альбому с фотографиями серфстанций («Малина» Должанке), наиболее распространенных мест проведения соревнований (опять же, Должанка). В разделе «виндсерфинг фото» сайта «windsurf» можно найти и весьма забавные фотографии. Например, на одной из таких фото запечатлено, как во время катания спортсменов, из воды выскочил огромный сом и чуть их не сожрал живьем.

Многие альбомы на сайте «windsurf» не имеют конкретных названий, в этом случае в названии фотоальбома в разделе «виндсерфинг фото» указывается просто имя пользователя, которые соответствующие фотографии прислал. Если вам интересен процесс ремонта конструкций, то вашему вниманию предлагается фотоальбом под названием «ремонт парусов». Если вы хотите лицезреть процесс спортивных соревнований, загляните в альбом «Плещеево 12 мая» раздела «виндсерфинг фото» сайта

«windsurf». Таких альбомов на сайте несколько и некоторые из них называются просто «Плещейка». Если интересуют сами места, где теоретически возможно покататься, советую альбом с названием «Озеро святое со стороны Андреевских выселок», который содержится все в том же разделе «виндсерфинг фото» сайта «windsurf»

Очень впечатляют фотографии, сделанные во время грозы. Как ни странно, на фото мы можем видеть, как несколько человек радостно катаются, несмотря на сильный ветер и дождь. Данные фотографии были сделаны во время проведения соревнований за кубок Балтики. Очень много в разделе «виндсерфинг фото» сайта «windsurf» фотографий, запечатлевших различные моменты отдыха спортсменов. Например, как они раскуривают кальян или готовят шашлыки. Те, кому интересны отдельные моменты управления спортивными конструкциями, имеют возможность покадрово посмотреть процессы выхода на воду и разгона в разделе «виндсерфинг фото» сайта «windsurf». Присутствуют также фотоальбомы отдельных спортивных команд (например, команды «Водник»). Помимо фотографий самих участников соревнований, на сайте можно встретить фотографии простых зрителей.

Раздел «виндсерфинг фото» сайта «windsurf» содержит фотографии, сделанные зимой. Особо много фотографий такой «зимней» конструкции как «эстонская двухлыжка». Отдельно стоит сказать о фотоальбоме с интересным и казалось бы, никак не относящемся к спорту названием «Корова». Но, оказывается, что это всего лишь название аппарата, фотографии которого размещены в разделе «виндсерфинг фото» сайта «windsurf». Но несмотря на такое странное название, на фотографиях мы можем видеть, что на этой конструкции можно выполнять даже самые сложные спортивные трюки. Например, поворот через «фордак». Двухлыжки представлены в двух ракурсах – сверху и сбоку.

Поэтому, фотографии двухлыжек содержатся в разделе «виндсерфинг фото» в двух отдельных альбомах.

Несмотря на кажущуюся непрочность и небольшую устойчивость конструкции, скольжение по снегу почти идеальное. С другой стороны, управляемость тоже на высоте, причем, работать на таком оборудовании могут не только профессиональные виндсерферы, но и те, кто впервые собирается попробовать словить ветер на «борде». В общем, на данный момент именно двухлыжные снаряды идеально подходят для катания на снегу.

Много лет специалисты без труда назовут вам в чем слабые и сильные стороны монолыжи для винда. Начнем с плюсов: отличное скольжение, вне зависимости от снега, дешевизна, легкое катание на слабом ветре, легко транспортируется. На другой стороне медали низкая управляемость, особенно если катаетесь при очень сильном ветра по плотному снегу.

Самая прогрессивная конструкция монолыж для зимнего винда использует легкую площадку, которая быстро снимается, крайние опоры для лучшего скольжения, мачтовый шарнир двух видов, позволяющий максимально снизить нагрузку на лыжи.

Наиболее распространенный вариант монолыж – компиляция прыжковых 2,5-метровых и кантовых 2,2-метровых лыж. Большинство спортсменов используют нестандартные, чаще всего самостоятельно сшитые паруса, которые, в первую очередь, отличаются от летних вариантов своим угловым расположением относительно поверхности – зимние паруса, при креплении на монолыжах, значительно смещены вперед.

Еще один популярный вид снарядов для катания под парусом зимой – коньковые «борды». По своей сути, четырехконьковые мало чем отличаются от обычных скейтборда, если говорить о принципах действия. Подвески такие же, только, естественно, колеса заменены на привычные для зимы коньки.

Борд в этом случае должен быть значительно длиннее скейта, а подвеска затягивается спортсменами насколько это вообще возможно. Таким образом можно увеличить до максимуму управляемость доски и значительно ее ускорить.

Многие спортсмены идет дальше, удлиняя еще и коньки. Но, управлять такой конструкцией могут действительно профессиональные зимние виндсерферы, которые точно знают свои возможности. Новичкам лучше ограничиться самой простой конструкцией, чтобы понять принцип управления парусом и коньковым бордом на снегу.

Второй тип зимнего борда для виндсерфа – 3-коньковые доски, которые не слишком отличаются по принципу действия от лыж. Главная особенность таких досок, поставленных на коньки – устойчивость и скорость. Разгоняются быстро, даже при слабом ветре, при этом, не становясь неуправляемыми – лавировать можно довольно просто, имея за плечами хоть немного опыта катания.

Ни для кого не секрет, что зимний винд пока что значительно менее популярен, чем традиционный – на берегу океана с отдыхом под тенью пальмовых ветвей. С другой стороны, сегодня зимним виндом интересуются очень многие. Причин несколько. Во-первых, ловить ветер на снегу в России значительно проще, чем на волнах – кататься можно буквально везде, где выпадает снег. Во-вторых, стоимость занятий зимним виндсерфингом разительно отличается от его летнего «собрата».

Как мы уже писали выше, кататься можно в любом месте, где выпадает снег. Принято выбирать несколько типов местности: горные склоны, замерзшие реки и озера, снежные степи.

На склонах заснеженных гор под парусом кататься не менее круто, чем на сноуборде или лыжах, особенно учитывая, что борд, по сути, мало чем отличается от вышеупомянутых снарядом для зимних видов спорта. Однако парус разгоняет вас еще больше, что позволяет достигать действительно высоких скоростей.

Наиболее популярный вид зимнего виндсерфа – катание на замерзших озерах. Для этого чаще всего используются коньковые конструкции. Паруса те же, что и для летнего виндсерфинга. Что вы получите от катания на льду? Высокую и очень высокую скорость. На данный момент мест, где можно заняться виндсерфингом зимой в России очень много. Только в Москве каждый сезон работают около 35 спотов.

Третий вариант – катание по снегу на просторных равнинах и в степях. Не самый развитый вид виндсерфинга, потому что достичь высоких скоростей под парусом на плотном снегу получается далеко не у всех и не всегда. Но, если вы ищите для себя новое экстремальное увлечение, то попробовать обязательно стоит – впечатлений наберетесь на всю жизнь!

28.03.2018 06:40:00

Зима в разгаре, вода надежно скована льдом, поля укрыты снежным одеялом. Это любимое время для зимних виндсерферов: любой простор становится огромным стадионом, любая поверхность может быть треком для тренировок и состязаний. Над белой пеленой стремительно несутся паруса, будто летом над водой... В поземке порой даже не различить, на чем стоят спортсмены, какие снаряды применяются для зимнего виндсерфинга, как все это вместе работает?

В наше время, помимо множества вариантов для любителей, есть три основных типа снарядов для гонок. Это сани на двух длинных лыжах – «двухлыжка», затем «монолыжа» – одинарная лыжа с парусом, и айсборд – доска на коньках. Все три типа относят к классу «парусные сани». Любые снаряды могут участвовать во всех соревнованиях класса, по выбору спортсмена. Впрочем, гонщики, за редким исключением, привыкают к одному типу и нечасто меняют свое предпочтение. Так уж сложилось (главным образом, из-за климата), что за рубежом популярны айсборды и узкие парусные сани. У нас в стране издавна гонщики побеждали на монолыжах. В последние годы архангельские спортсмены разработали и внедрили в практику гонок особые сани – двухлыжные, но значительной ширины, около метра. Эта широкая «двухлыжка» отлично идет и по жесткому покрытию, и по рыхлому снегу. Благодаря увеличенной площади опоры появилась возможность ставить паруса больших размеров, справляться с сильными порывами, не теряя скорости. На недавних чемпионатах России и мира в первых рядах был именно этот снаряд.

Кроме гоночных снарядов, есть немало вариантов для любителей, и среди них наиболее интересный – «снежная доска». Снаряд также популярен и для любительских гонок, участвовал и в последнем чемпионате.

Монолыжа , или точнее сказать, парусная лыжа – исключительно наш снаряд, отечественный. Мало кто за пределами СССР применял монолыжу в ее классическом виде. Снаряд внешне кажется простым – на длинную широкую лыжу установлена небольшая площадка на нескольких опорах, распределенных вдоль по осевой линии. Площадка, как правило, возвышается над лыжей на 8-12 см. Лыжа берется максимально длинная, широкая. Хорошо подходят лыжи для прыжков с трамплина, длиной свыше 240 см, и шире 10 см. Невзирая на то, что такие лыжи не имеют стальных кантов, снаряд неплохо идет даже по плотному насту. Иногда на прыжковую лыжу ставят небольшие коньки по бокам, для стабильности на заледенелых участках. Для голого льда берут лыжу для скоростного спуска (Speedski), длиной 230 и более сантиметров, с острыми стальными кантами. На площадке устанавливается шарнир от виндсерфинга, примерно над геометрическим центром лыжи или чуть спереди.


©


©

Опоры площадки стараются выполнить так, чтобы обеспечить свободу гибкой лыже, которая в результате «облизывает» микрорельеф, меняет прогиб по мере давления и таким образом работает максимально эффективно. Изобрел парусную лыжу в Таллинне еще в середине 1970-х годов таллиннский яхтсмен Юрий Плизник («КиЯ» №75, 1978 г.). В Советском Союзе она долгое время была монотипом для гонок. Парус для монолыжи был ограничен в гонках до 7.5 м2 – больший парус на монолыже сложно контролировать. Старт снаряда нередко происходит с разбега, поскольку довольно сложно удержаться на сравнительно неширокой опоре стоя на месте и на малой скорости. На галсе спортсмен движется в особой стойке – одна нога спереди мачты, другая чуть позади – откренивая на себя и парус, и монолыжу. По мере скольжения интуитивно подбирается угол закантовки, оптимальный для данного покрытия, силы ветра, курса и скорости. Гонщик, таким образом, балансирует «на грани», добиваясь максимальной отдачи. Монолыжа в подходящих условиях за счет своей эффективности даже с небольшим парусом вполне способна обойти другие снаряды, несущие бОльшие площади. Снаряд способен нести паруса и более семи с половиной «квадратов», однако комфортный диапазон парусности на монолыже невелик.

При усилении ветра вести узкую лыжу на порывах становится сложнее, начинаются срывы, падения, в гонку приходится брать парус поменьше, что сказывается на результате. В достаточный ветер лыжа идет и по рыхлому снегу – за счет ажурности опор и высокой площадки, как бы всплывая с разгона. Возможно применение снаряда и на льду, если лыжа снабжена кантами или коньками. Повороты на монолыже выполнять непросто. Лихие оверштаги без опоры ногой на снег доступны только мастерам, однако зимой это имеет лишь зрелищный смысл. Развернуть снаряд быстрой переброской чаще всего более эффективно, хотя и для этого нужна практика.

На монолыже в 90-е наши спортсмены не раз выигрывали чемпионаты мира. В мурманском клубе налажен пошив специальных парусов для монолыж, со специфической геометрией.

Двухлыжка, как следует из названия, напоминает сани о двух полозьях. Полозьями чаще всего служат прыжковые лыжи, иногда – лыжи для скоростного спуска. На лыжи установлена площадка непростой конструкции, как правило на четырех опорах. Лыжи применяются весьма длинные, 250-270 см. Шарнир на двухлыжках ставится чуть спереди от середины лыж. Лыжи изначально выровнены строго параллельно, с заметным наклоном наружу – как говорят, «закантованы». Таким образом, лыжи постоянно скользят только на наружных кантах. В конструкции опор предусмотрена возможность изменения закантовки лыж, что позволяет подстраивать снаряд под разные снежно-ледовые условия, возможны также другие регулировки. Можно выделить две разновидности двухлыжек – узкая «финская» и широкая «архангельская».

Финская двухлыжка известна с давних времен. Характерной чертой является узкая площадка и близко расположенные лыжи. Комфортность ведения снаряда выше, чем у монолыжи, немного шире и диапазон парусов. Узкая двухлыжка идет и по льду, и по снегу, но в целине может увязать из-за низкой площадки, нагребать снег из-за сложной конструкции, съезжать набок из-за неширокой расстановки лыж. Возможен поворот фордевинд на плотном покрытии, как на скорости, так и почти на месте. Другие повороты можно выполнить с переступанием, но не так резко, как на монолыже. Снаряд подходит как для любителей, так и для спортсменов-гонщиков. Были попытки выпускать узкие двухлыжные сани массово, но в настоящее время серийно их не производят.



©

Широкую двухлыжку начали развивать в Архангельске с середины 2000-х гг. Это развитие двухлыжной конструкции, но весьма кардинальное. Длинные лыжи несут на себе выпуклую площадку шириной около метра. Благодаря особой конструкции опор есть возможность настройки не только закантовки, но и подстройка параллельности лыж, «сход-развал».


©

©

Снаряд напоминает доску для водного виндсерфинга по стойке и манере ведения: гонщик стоит обеими ногами за мачтой, откренивает парус не только на ветер, но и назад, стоя ближе к краю широкой площадки. Если надо удержать порыв, смещает центр тяжести тела на ветер и назад по доске: как говорят виндсерферы, «уходит» в корму. Благодаря оптимальной расстановке широких лыж снаряд хорошо идет и по глубокому снегу, не проваливаясь и не кренясь. Широкая двухлыжка позволяет двигаться по рыхлому снегу даже в слабый ветер, для чего спортсмен встает ближе к центру широкой площади опоры, ведя двухлыжку максимально ровно. Закантовку при этом, как правило, настраивают поположе… Скоростной поворот фордевинд возможен на любом покрытии, и начинающим зимним виндсерферам он дается без долгих тренировок. Снаряд может нести большие паруса, 10 квадратов и более, не только при ровной тяге, но и в сложной ветровой обстановке. Даже с большим парусом можно удерживать порывы на скорости, уверенно идти как в слабый, так и в сильный ветер. По манере снаряд является зимним аналогом известной «формулы виндсерфинг» – широкой водной доски. В 2011-м году на широкой двухлыжке достигнут серьезный успех – победа наших спортсменов в чемпионате мира после долгого перерыва. С тех пор на архангельском снаряде занимают призовые места и на мировом уровне, и, разумеется, в России. Ведущие спортсмены мира стараются копировать архангельскую конструкцию, внося также и свои изменения. В Архангельске меж тем налажено серийное производство двухлыжек под маркой «MUST». Отработана оптимальная схема: выпуклая площадка опирается на легкие прочные опоры, они же узлы, позволяющие проводить быструю сборку-разборку снаряда. Все опоры унифицированы, и это дает возможность разбирать снаряд для перевозки, быстро заменять лыжи и даже менять лыжи местами в гонке.

Конструкция совершенствуется и еще `не достигла своего «потолка». В последнее время производители MUST добавляют опционально стальные канты-коньки, врезая металлические полоски по внешним, рабочим краям лыж. Они повышают надежность ведения снаряда на льду, практически не утяжеляя конструкции. Также отечественные умельцы разработали особые лыжи, исключительно для зимнего виндсерфинга, где тонкий кант врезан по всей длине лыж изначально, как и на фирменных горных лыжах. Совершенствуется и дизайн площадки для гоночных двухлыжек: и за рубежом, и у нас все чаще делают «палубы» многослойной конструкции, с изрядным количеством карбоновых волокон. Такие двухлыжки заметно легче при повышенной прочности и оптимальной упругости, что позволяет рассчитывать на высокий результат.

Айсборд ведет родословную непосредственно от буера. Устроен похоже: к прочной площадке снизу прикреплены острые подвижные коньки. Для гонок применяют относительно длинные лезвия, 30 и более сантиметров. Наиболее популярная у любителей и спортсменов схема с четырьмя подвижными коньками носит название хайборд (Hiboard). Реализуется на небольшой продолговатой доске. По принципу работы подвески хайборд напоминает скейтборд: коньки попарно параллельны, и каждая пара к тому же может поворачиваться в горизонтальной плоскости. Изменение направления движения производится креном площадки в нужную сторону, что обеспечивается попросту давлением ногами на край доски. Так как одновременно спортсмен должен еще и откренивать парус, моторика движения довольно замысловатая. Зато снаряд получается удивительно маневренный и вместе с тем скоростной. Хайборд применяется как для фристайла, так и для слаломных гонок. Повороты на хайборде можно заложить покруче, чем летом на водных досках, притом без срыва снаряда, именно «резаные». Даже на небольшом катке умелые фристайлеры ухитряются чертить лихие восьмерки и изящные спирали, развлекая публику.


©

©

На айсборды, как правило, ставят небольшие паруса. В Европе, где снега мало в последние десятилетия, а чистый лед не редкость, айсборды разных видов весьма популярны. Кроме того, налажено серийное производство – латвийский хайборд под маркой Hiberna широко используется как для соревнований, так и для любительского катания.

Кроме айсборда на упругой подвеске, издавна известен коньковый снаряд под названием «трехконьковка». Он ближе к буеру по конструкции, задняя пара коньков установлена жестко, передний конек рулится специальным рычагом. Известны и другие варианты айсбордов, например, специальные снаряды для установления рекордов скорости. Именно на айсборде был поставлен рекорд скорости в 2012-м году – Джеффри Браун из США достиг 97 км/ч на дистанции в 500м.

Снежная доска возникла как логичное развитие идеи летней монолитной, негибкой доски, без каких бы то ни было подвижных элементов. Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, создателям пришлось поломать голову и над формой доски, и над ее конструкцией. Нагрузки на снегу и льду побольше, чем на воде, поверхность весьма коварная и разнородная. Для льда, например, такой доске нужны остро заточенные коньки, а чтобы при этом снаряд поворачивал, нужна особая форма этих коньков, как и хитрая геометрия всего днища (так называемый «рокер»). За океаном такая доска известна как сноуфер. В нашей стране с недавних пор серийно выпускается DSD – снаряд, разработанный самарским спортсменом и изобретателем Дмитрием Скобелевым. Доска хорошо идет как по рыхлому снегу, так и по насту, давая возможность выполнять лихой фордевинд и даже оверштаг. Этот снаряд по геометрии и манере ведения ближе всего к водным доскам. Начинающие зимние виндсерферы, как показывает практика, сразу становятся в петли и без опасений подцепляются трапецией к парусу. Есть возможность поставить специальные коньки, которые острее и выше штатных – тогда и по льду доска режется уверенно.

©


©

Эта конструкция поль¬зуется популярностью среди любителей, а также в серф-клубах для проката зимой и для обучения. Сейчас выпускается уже вторая, улучшенная доска, пригодная и для люб¬ительских гонок, под названием «DSD Ultra». В скором времени планируется создание новой версии, исполь¬зующей самоновейшие технологии – карбон, особую скользящую поверхность и тому подобные инновации. Доска производится серийно, на базе отечественных материалов, и доступна практически вс¬ем. В прошлом сезоне в Тольятти доски DSD Ultra впервые принимали участие в чемпи¬онате мира WISSA-2017.


*предыдущая статья на эту тему – «Зимний виндсерфинг: из прошлого в будущее», КиЯ №2(254) за 2015 г.

Текст статьи: Алексей Левин. Иллюстрации: Марины Турусиновой, Светланы Дробышевской