Дзюдо и самбо различия. Чем отличается спортивное самбо от боевого: особенности и отличия

В СССР дзюдо и самбо всегда развивались совместно - все борцы боролись на соревнованиях и разряды выполняли по обоим видам. Итог этого закономерен - выработалось общее ядро техник, позволяющих добиваться результата в обоих видах, терминология приемов используется самбистская, методики тренировок часто сливаются. Причины на поверхности - после включения дзюдо в программу Олимпийских игр и начала его активного развития в СССР, дзюдо развивалось не с нуля, а именно путем переквалификации самбистов.



Тем не менее, даже современное дзюдо и современное самбо - внутренне очень различающиеся системы. Сформулирую свое видение так - борца можно подготовить по системе самбо и расширять навыки, используя дзюдо, либо подготовить по системе дзюдо и расширять навыки, используя систему самбо, но обучать самбо и дзюдо новичка одновременно невозможно. Даже подготовленный в обеих дисциплинах спортсмен внутри себя определяет основную базу - «я самбист, могу бороться «по дзюдо», либо «я дзюдоист, могу бороться «по самбо».


Вопрос корней, преемственности и уровней общности самбо и дзюдо дает весьма широкое поле для теоретизирования. В данном случае выбрана следующая схема изложения:
за базовую предпосылку берется версия происхождение самбо непосредственно от дзюдо, как наиболее удобная для сопоставления.

Далее по отдельным «точкам различий» проводится оценка или реконструкция перехода от принципов дзюдо к новым принципам, принятым в самбо.


Культурная и воспитательная составляющая
Огромная популярность дзюдо в Японии имеет несколько уровней, и очень важный вплоть до сегодняшнего дня момент - авторитет дзюдо как школы воспитания в духе традиционных и универсальных ценностей, применимых и полезных в повседневной жизни, «интеллектуального дзюдзюцу» со своими позитивными принципами:
прилежность, гибкость, экономичность, хорошие манеры и этичное поведение — являются огромным благом для всех;
принцип сэйрёку дзэнъё, наиболее эффективного использования духовной и физической энергией в целях нападения или защиты, применимый ко всем сферам человеческой жизни
принцип "взаимного процветания" дзи-та кёэй.
гармоничное развития тела и духа как приоритет дзюдо в отличие он традиционного дзю-дзюцу или европейского спорта;

И так далее.
Все то, благодаря чему дзюдо получило часть «До».

Эта часть в России век назад воспринята не была абсолютно, не особенно воспринимается и сейчас. Дзюдо трактовалось как определенный тип борьбы - и все.

Причем, если при более позднем распространении карате, заимствовалась хотя бы внешняя атрибутика обучения - терминология на японском, поклоны, кимоно, атрибуты дзенских практик и т.д. (пусть без понимания сути, с восприятием на уровне «экзотической составляющей», но заимствовались), то в российском самбо и это не прижилось, а в российском дзюдо оказалось очень сильно «самбоизировано».

Система, созданная для гармоничного развития личности, в противовес европейскому спорту, превратилась в европейский спорт. То есть, ценности, заложенные в нее как базовые, на уровне ДО, либо не были оценены, либо не были восприняты учениками дзюдо на самом базисном уровне, на уровне различий культуры. Сейчас, когда благодаря восточным единоборствам российские последователи стали изучать дзен-буддизм и восточную традицию, происходит это совсем в других дисциплинах.

Теоретическая база борьбы


Дзюдо как стройная и цельная система проведения поединка, построенная на логичном и красивом принципе выведения из равновесия и броска.

Небольшое отступление. Вообще, складывается ощущение, что японскому менталитету свойственно упорядочивание окружающего мира на основе принципа «достаточного минимализма». Так же, как в традиционной живописи «главное - это не тушь, а пустое пространство», или как для понятия «красота» используется иероглиф «простота».
В японских стилях - и в дзюдо, и в айкидо, и в карате присутствует собственная понятная и четкая эстетика движений, не позволяющая спутать их друг с другом и с другими стилями, и основана она на сравнительно малом наборе принципов. Да, человека можно бросить через бедро или подхватом - но это будет не айкидо. А можно заломом кисти двумя руками - но это будет не дзюдо.

При этом возникает довольно интересная ситуация - сначала создавалась система единоборства на основе главного принципа, но поскольку она не позволяла решить весь спектр боевых задач, дополнительно изучалась еще и «не классическая техника» (как удары и приемы на кисть в дзюдо). Эта техника позволяет подготовить более универсального бойца, но все время как бы остается за скобками, не нарушая стройную красоту самой системы.

Теория классического дзюдо построена Д.Кано на основе отказа от традиционной идеи «движения ки» в пользу европейской логики и принципов физики - для броска необходимо вывести проекцию центра тяжести тела за площадь его опоры. Д.Кано широко использовал захваты за одежду и принцип рычага, по сути, рассматривая человека как некий цилиндр на плоскости. Если противник ведет себя иным образом, то необходимо привести его в это состояние сковывающим захватом. Что помогает не всегда - наверное, всякий изучавший дзюдо, сталкивался с появляющейся довольно естественно «новичковой» техникой защиты - «обмякании» тела в сочетании с прогибанием в подвижной пояснице. Человека тогда очень просто завалить скручиванием или «дворовым» запихиванием, но, используя классическую технику, бросить почти невозможно.
«Вся классическая техника дзюдо выполнятся из классического захвата - отворот - рукав, а все остальное приспособлено к дзюдо в процессе решения проблемы «кто победит». С действиями, которые постоянно уводят дзюдо от его классического варианта в другой вид единоборства, постоянно, методом изменения правил, ведется борьба (запрещения захватов за пояс, штаны, на одной стороне кимоно и т.д.) Из этих захватов правильно вывести из равновесия практически невозможно, и поэтому эти захваты считаются защитными. …».

Итак, в теоретической схеме дзюдо воздействие идет на двух уровнях - на ось плеч и на точку опоры, что влечет канонический двусторонний захват (за рукав и противоположный отворот). Отсюда и два главных принципа броска - фиксация оси плеч с выбиванием опоры и фиксация опоры со сдергиванием оси плеч. Соответственно, вперед, назад, вбок - но по этому принципу. Отдельная группа - броски, основанные на отрыве от точки опоры - приподнимании, включены, возможно, поскольку по механике движений и требуемым захватам хорошо комбинируются с приемами основного принципа.

Такова лаконичная красота теории бросковой техники дзюдо. Действительно, изящная схема.
Но эта схема в самбо тоже не перешла. Вот российские энтузиасты берут зацеп, но делают его с захватом за пояс и с прихватом ноги. Или с односторонним захватом. То есть, заимствуя форму приема без заимствования теоретической базы борьбы. Никакой лаконичной красоты стиля - все, что ее создателем Д.Кано было тщательно исследовано и отброшено как лишнее, не соответствующее принципам, в самбо вдруг возвращается и объявляется равноправным.
Почему?

Вообще интересна сама логика внесенных изменений - «архаичное кимоно» заменила куртка, которая «выполнялась из более плотной ткани и имела пришивные пояса. Это позволяло делать захваты более жесткими, а борьбу более силовой». Вопрос: зачем «вести более силовую борьбу», когда главный принцип «дзю», из которого Кано выводил изящную теорию эффективности дзюдо, как раз и состоит в отказе от приоритета использования силы в пользу использования момента и движения соперника? Причем Д.Кано приводит принцип «дзю» не просто как способ, с помощью которого более слабый физически человек может победить более сильного, а как принцип рациональности: «Если бы я обладал большей силой, чем мой противник, я бы просто задавил его. Но даже если бы у меня были желание и сила для этого, все же лучше для меня самого было бы вначале уступить противнику, поскольку подобные действия значительно экономят мои силы».

То есть, российские последователи самбо уже не просто отказались от социо-культурной части «До», но и от основного борцовского принципа «Дзю». Основы «Ниппон Дэн Кодокан Дзюдо», как писалось на квалификационных удостоверениях Кодокана, что означает "лучшее будо Японии".
Казус? Или непонимание? Основной принцип борьбы дзюдо не понят? Или не то и не иное? Причем в современном самбо борьба действительно гораздо более силовая, чем даже в современном дзюдо, самбо пошло по «нелогичному» пути, даже если не привязывать анализ к приведенной цитате.

Во всем этом преобразовании можно увидеть вполне здравую логику, если исходить из ситуации, что изучавшие и развивавшие дзюдо люди не были новичками в борьбе. Например, была собственная методическая база, которую они не считали худшей или менее правильной. И новые технические действия просто встраиваются в имеющуюся базу, не взирая на искажения формы и сути.

Существование собственной методической базы делает понятным быстрый отказ от додзе, татами, кимоно в пользу спортивного зала, борцовского ковра, борцовок и в том числе - значительно возросшую роль борьбы в партере (да и сам термин оттуда). У российских борцов базой, скорее всего, была классическая (вернее, тогда французская борьба + вольно-американская, на смену которым со временем пришла тройка классическая - вольная - самбо). Для борцов, привыкших долго и упорно зарабатывать очки в партере в классике, естественно не упускать возможности «повозиться», «дожать» соперника, благо умение плотно контролировать противника “на земле” уже наработано. В классике - и самбо - стойка и партер как технические действия не противопоставляются. В отличие от дзюдо, в котором Д.Кано рекомендовал изучать технику борьбы лежа только после приобретения основательного опыта бросковой борьбы («выполнение бросков более ценно как для физического развития, так и для духовной подготовки»), а при отсутствии достаточного времени на освоение всех приемов- изучать только бросковую технику.

Это различие даже современного дзюдо и самбо проявляется и сейчас даже на уровне методики и изучаемой техники. Все современные книги по дзюдо в качестве техники партера приводят удушающие, удержания и болевые - то есть, атаки только «раскрытого» соперника. В учебниках же по самбо очень подробно разбираются подготовительные действия - перевороты, переводы и прочее, в том числе, без захватов за одежду.

Именно наличие «своей» борцовской базы - разумное объяснение отказа от принципа контроля противника по «оси плеч», разработанному Д.Кано. Иначе следует принять точку зрения, что ученики В.Ощепкова просто ничего не поняли в строгой и логичной системе, либо нисколько ее не оценили. Причем «не оценили» не в восточном смысле, прививаемом в Японии (приоритет ценности дзюдо над ценностью борца - «высшая ценность дзюдо сама по себе не меняется от личной победы или поражения», при которой изучаемая техника «консервируется» ради сохранения традиции), а на уровне эффективности борцовского поединка.

И здесь уже есть момент сцепки с упоминавшимися выше факторами культурного порядка - не оценили по причине иного понимания природы и сути противоборства. Для европейца и для россиянина борьба - это борьба, в ней главное - определить победителя, а «мера силами» и «игра мускулами» - непременная составляющая европейского понимания борьбы, возможно, со времен тяжеленного военного снаряжения. В классике просто отступивший назад или сбитый на колени борец проигрывает балл, даже в борцовском трактате Ф.Фон Ауэросвальда (Саксония, 1537г.) такие действия называются «выгодный шаг» и сведены в целую группу. То есть, броски - это не вся борьба, а ее кульминация, высшая часть.

В дзюдо же борьба не есть мера сил, а состязание в уровне овладения техникой. Не соревнование, а развитие - главное в рандори, Д.Кано даже требует проводить рандори в высокой стойке, способствующей освоению классической техники, хотя и ослабляющей защиту. Соревнование проводится в уровне овладения принципом дзю, в степени продвижения по пути познания «До», причем огромное значение имеет фактор преемственности традиций.

Разное понимание целей борьбы и смысла ее изучения серьезнейшим образом определило принципиальную двигательную схему и состав приемов двух видов борьбы. То, что было заимствовано, заимствовалось по принципу дополнения имеющегося, без замещения, точно так же, как и в случае социо-культурного фона дзюдо. Трудно подобрать подходящий термин для этого уровня различий, предварительно можно сказать, что два вида борьбы различаются стратегически.

Отдельные вопросы техники. Выведение из равновесия. Комбинация и прием.
Остановимся подробнее на довольно узком различии в технике выведения из равновесия. То, что в самбо равносильными рассматриваются односторонний захват и даже захват только одной рукой, приводит к использованию выведения из равновесия «нависанием» и «задавливанием» для всего арсенала бросков - подсечек, подножек, подхватов, зацепов.
Более интересно другое - разный механизм выведения из равновесия в двустороннем классическом захвате. В самбо одна и та же механика движений используется и в двустороннем и в одностороннем захвате - выведение локтя под мышку противоположной руки.
В классическом дзюдо этот способ- исключение - он есть только в броске сеои-наге. Для всех подхватов и подножек в процессе выведения из равновесия локоть руки отводится вверх -в сторону, как при бросках назад, так и при бросках вперед.

Именно отсюда, плюс жесткая фиксация куртки поясом и более плотный покрой куртки,
так же вытекает техника «вязкой борьбы» в самбо, отсутствующая в дзюдо. Поскольку после выведения из равновесия с заведением локтя под мышку бросок возможен вперед и назад, появляется схема длительной атаки вперед-назад-вперед-назад из этой «полупозиции» без возвращения атакующего в исходную стойку. Переход в атаке вперед-назад (например, передняя подножка - задняя подножка), в дзюдо проходит с относительной потерей контроля захватом, в силу тех же трех причин. Кроме того, вязкой силовой борьбе способствует использование низких стоек и односторонних захватов, позволяющих загружать одно плечо соперника двумя руками.

Именно это имеют в виду самбисты, когда говорят о комбинационной борьбе, отсутствующей в традиционном дзюдо. И именно поэтому чистые дзюдоисты их не понимают - для того, чтобы увидеть разницу, надо иметь опыт самбистских поединков. То, что составляет рэнцоку-вадза в дзюдо - 2 приема в связке, еще не комбинационная борьба для самбо.

В современном дзюдо борец с уровня первого разряда в ответ на вязкую борьбу в самбистском стиле просто скинет с плеч дзюдогу, наклонив голову. Опытный борец уж точно дзюдогу плотно не подвязывает и сбрасывание это проводит играючи. И все, нет жесткого сковывающего захвата, конец комбинационной борьбы. Добавьте сюда большую среднюю продолжительность схваток в самбо в силу большей сложности чистой победы, и в итоге дзюдо и самбо различаются уже тактически.

В традиционном дзюдо схватки в самбистском вязком стиле и не вели, эстетика движений и поединков иная, очень иная.

В«Гении дзюдо» А.Куросавы она воспроизведена показательно - борцы прыгают вправо - влево - вперед - назад, борясь за захват (опять же не удержусь отметить технику освобождения от захвата руки сбивом стопой). После долгой борьбы за захват следует одиночный бросок - и все. Оставшееся время фильма проигравший борец лечится, либо его хоронят сразу.

Все это сохранилось и в традиционном дзюдо, как красиво сформулировал на одном из форумов дзюдоист, живущий и тренирующийся во Франции «у нас происходит перекос в сторону ориентации на иппон в ущерб тактике».

Причем это различие подходов к тактике поединка имеет давние исторические корни. С.В.Мишенев в отличной книге «История европейского фехтования» приводит данные анализа останков на месте битвы при Визби (1361г.), где обнаружены скелеты 1185 бойцов: «Во Ингельмарк, проведя тщательный анализ, выявил интересные закономерности. Большинство ударов - 65% нанесены по левой ноге, в основном по голени, причем это не самые сильные удары. Несколько меньше представлены удары по рукам… причем это тоже не самые сильные и одиночные удары. А вот большинство ударов по голове нанесено с предельной силой, причем в 20% случаев сериями…
Вывод однозначен. Воины, сражаясь друг с другом наносили редкие экономичные удары в наиболее доступные места тела… и добившись преимущества, обрушивали на потерявшего контроль противника мощные и меткие удары, вкладывая в них всю силу.
Такой принцип сочетания дезорганизующего и добивающего ударов вообще характерен для европейского фехтования и более поздних времен.
Для сравнения заметим, что … скелеты, найденные в Японии при Саймокуза, несут на себе следы одного, в основном диагонального или горизонтального, удара по голове» .

Продолжение следует.

Чем отличаются виды боевых искусств друг от друга?

Ответ редакции

В мире существуют сотни единоборств — некоторым из них много веков, какие-то были образованы в XX и XXI веках. Некоторые носят исключительно прикладной практический характер, другие стали чисто спортивными. Отличаются боевые искусства техникой и стилем, а также традициями и страной происхождения. Многие единоборства имеют общие корни, поэтому приёмы в них часто одни и те же.

Условно единоборства можно разделить на ударные (кикбоксинг, тайский бокс, каратэ, тхэквондо) и бросковые (дзюдо, греко-римская борьба, сумо).

Греко-римская борьба. Фото: АиФ

Греко-римская борьба — европейский вид единоборства, в котором спортсмен должен с помощью определённых приёмов вывести соперника из равновесия и прижать лопатками к ковру. В греко-римской борьбе запрещены зацепы, подножки, подсечки и захваты ног руками. Классическая борьба сначала появилась в Древней Греции и потом в Римской империи, а современный вид греко-римской борьбы сформировался во Франции в первой половине XIX века. Основное отличие борьбы от боевых искусств в том, что поединок может проходить не только в стойке, но и на коленях, лёжа и т. д. При этом удары запрещены. Основные приёмы — броски, захваты, удержания, болевые и удушающие приёмы.

Вольная борьба. Фото: http://www.wrest21.ru/

Вольная борьба — единоборство двух спортсменов по определённым правилам, с применением различных приёмов (захватов, бросков, переворотов, подсечек и т. п.). Задача каждого из соперников — попытаться положить другого на лопатки и победить. В вольной борьбе, в отличие от греко-римской, разрешены захваты ног противника, подсечки и активное использование ног при выполнении какого-либо приёма.

Сумо. Фото: Commons.wikimedia.org

Сумо — японский вид единоборств, в котором борьба ведётся в круге, и задача противников — вытолкнуть соперника за его пределы, либо заставить противника потерять равновесие и коснуться ринга любой частью тела, кроме ступней. Для этого нужно обладать не только силой, но и большим весом. Удары и броски запрещены. Первые достоверные сведения о проведении состязаний сумо относятся к 642 г. н. э. В Японии чемпионы сумо считаются национальными героями.

Дзюдо. Фото: Федерация дзюдо Челябинской области

Дзюдо — японское боевое искусство. В отличие от бокса, каратэ и других ударных стилей единоборств, основой дзюдо являются броски, болевые приёмы, удержания и удушения. От видов борьбы (греко-римская борьба, вольная борьба) дзюдо отличается меньшим применением физической силы при выполнении приёмов и большим разнообразием разрешённых технических действий.

Самбо — вид спортивного единоборства, а также комплексная система самообороны. В 1928 году, когда правительство СССР запретило дзюдо в пределах государства, молодые советские спортсмены пошли на хитрость и создали новый вид боевого искусства под названием «самбо», что означает «Самооборона без оружия». Самбо подразделяется на два вида: спортивное и боевое. Спортивное самбо — вид борьбы с применением болевых и удушающих приёмов, а также бросков. В боевом самбо разрешены также удары руками и ногами. Поэтому многие сравнивают боевое самбо не с обычной борьбой, а скорее с боксом или кикбоксингом, где наносятся удары по телу соперника.

Джиу-джитсу

Турнир по джиу-джитсу. Фото: АиФ / Мурад Гереев

Джиу-джитсу — японская техника рукопашного боя, которая объединяет много приёмов нападения и обороны. Для поражения противника используются удары, заломы, захваты, броски и болевые приёмы. Основной принцип джиу-джитсу — не идти на прямое противостояние с соперником, не сопротивляться, а уступать его натиску, направляя его действия в нужную сторону до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, и только тогда обратить силу и действия врага против него самого.

Армейский рукопашный бой. Фото: АиФ

Рукопашный бой — схватка без применения огнестрельного оружия либо вообще без оружия. Начало развития рукопашного боя приходится на 30-е годы XX столетия. Первоначально рукопашный бой использовался как способ противодействия вооружённым противникам, как при помощи оружия: винтовка, автомат (без выстрелов), нож, сапёрная лопатка и т. п., — так и голыми руками. Сегодня в этом единоборстве используется ударная техника руками и ногами. Правила имеют минимум ограничений, запрещены только удары в пах и удары локтем в голову.

Бокс — единоборство, в котором спортсмены наносят друг другу удары только кулаками в специальных перчатках. Рефери контролирует бой, который длится от 3 до 12 раундов. Победа присваивается в случае, если соперник сбит с ног и не может подняться в течение десяти секунд (нокаут) или если он получил травму, не позволяющую продолжать бой (технический нокаут). Если после установленного количества раундов поединок не был прекращён, то победитель определяется оценками судей. В боксе запрещены удары ниже пояса, а также удары ногами, локтями, головой или телом.

Айкидо. Фото: Commons.wikimedia.org

Айкидо — японское единоборство, которое появилось в 1925 году. Особенностью стиля является то, что во время нападения агрессия противника используется против него самого. Техника защиты строится на использовании круговых движений, что позволяет уклоняться от ударов и захватов. От других боевых искусств айкидо отличается выраженным оборонительным характером.

Ушу. Фото: Commons.wikimedia.org

Ушу — созданное в Китае целое направление различных боевых искусств, которое часто ещё называют кунг-фу или китайским боксом. Существует множество различных направлений ушу, которые условно делятся на внешние (вайцзя) и внутренние (нейцзя). Внешние, или жёсткие, стили предполагают большие затраты физической энергии. Внутренние, или мягкие, стили требуют сосредоточенности и пластичности. Данный вид единоборств позволяет одержать победу, воздействуя на чувствительные места тела (глаза, горло, пах, колени и нервные точки). Большинство ударов наносится низко (коленные чашечки или голень). Удары кулаком во многом схожи с техникой бокса и каратэ. Стиль характеризуется жёсткостью и приёмами, подражающими движениям различных животных, птиц и насекомых.

Каратэ. Фото: пресс-служба Федерации каратэ кёкусинкай в Архангельске

Каратэ («путь пустой руки») — японское боевое искусство, которое предлагает разные способы боя руками и несколько техник с применением оружия, включая холодное оружие. В этом единоборстве не применяются захваты и броски. Главный принцип — быстрота и скорость, а основная задача — сохранение на протяжении долгого времени основной стойки. Поэтому в первую очередь в карате играет роль равновесие.

Таэквондо (тэквондо, тхэквондо)

Таэквондо. Фото: Commons.wikimedia.org

Таэквондо — корейское единоборство. Его характерной особенностью является то, что ноги в поединке используются более активно, чем руки. В таэквондо можно с равной скоростью и силой наносить как прямые удары ногой, так и удары ногой с разворотом. Боевому искусству таэквондо более 2000 лет. С 1955 года это единоборство считается видом спорта.

Кикбоксинг. Фото: Commons.wikimedia.org

Кикбоксинг — молодое направление в боевых искусствах, которое представляет смесь классического английского бокса и восточных единоборств. В нём соперник ставит цель победить оппонента, нанося удары ногами и руками, как в каратэ. Зародился этот вид единоборств в середине 70-х годов практически одновременно в США и Западной Европе. Чуть позже в кикбоксинг были добавлены элементы техники из тхэквондо и тайского бокса. Главное в этом единоборстве — сила и скорость, удары наносятся очень быстро и с максимальной отдачей.

Муай тай (тайский бокс)

Тайский бокс. Фото: АиФ / АиФ

Муай тай — тайское боевое искусство, которое предполагает большое количество ударов локтями и коленями в голову и по корпусу. Также можно наносить удары кулаками, ступнями и голенями — из-за этого данный вид единоборств называют «боем восьми конечностей». От карате или ушу муай тай отличается базовыми связками из двух - трёх ударов, а от обычного кикбоксинга — наличием захватов, бросков, ударов локтями и коленями.

Неопытные зрители поединков дзюдо и самбо скажут, что они на первый взгляд похожи.

У этих двух единоборств и правда есть как сходства, так и весьма заметные весомые отличия , на которые необходимо указать.

Разграничение можно провести по нескольким параметрам.

Чем отличается дзюдо от вольной борьбы

Дзюдо и вольная борьба — разные виды единоборств.

В последнем больше используется физическая сила при выполнении приёмов.

В первом спортсмены применяют меньше силы, но здесь есть большое разнообразие технических действий .

В дзюдо нет таких ударных движений, какие есть в вольной борьбе.

Отличия от самбо

Отличить единоборства друг от друга можно по следующим параметрам.

Происхождение единоборства

Дзюдо представляет собой японское боевое искусство со своей философией и этикой. В 1882 году Дзигоро Кано открыл школу под названием «Кодокан» , где обучал желающих искусству борьбы. За основу Кано взял приёмы из дзю-дзюцу, убрал самые травмоопасные, чтобы учащиеся смогли их отрабатывать в полную силу. В результате появилось новое боевое искусство.

Единоборство стало привлекать внимание всё большее количество людей — его популярность росла. Школа расширилась, начали открываться новые филиалы.

Справка! В переводе оно означает «мягкий путь» . Само название определяет принцип этого единоборства.

Самбо как вид спорта создали в СССР , то есть это относительно молодое боевое искусство. Официально признано спорткомитетом 16 ноября 1938 года . При этом вид ещё и смешанный: соединяет в себе эффективные техники и приёмы из разных единоборств. Полное название — «самозащита без оружия».

Что является Олимпийским видом спорта?

Самбо до сих пор не включено в программу Олимпийских игр, а дзюдо входит с 1964 года .

Разрешённые приёмы

В дзюдо разрешены удушающие приёмы и категорически запрещены болевые на ноги.

В самбо наоборот: спортсмены применяют болевые на коленные, тазобедренные и голеностопные суставы. В дзюдо присутствуют броски и захваты .

Победа в дзюдо может быть одержана выполнением одного технически «чистого» и красивого броска.

Принципы

Одно из правил дзюдо звучит так: «Поддаться, чтобы победить» . Он и характеризует его название «мягкий путь». Здесь должны соблюдаться некоторые принципы даже в ущерб эффективности боя.

Борцу нужно одержать победу над соперником особым образом с соблюдением философии искусства: мягкости и сдержанности , которые культивируются и в обычной жизни спортсменов.

Таким образом, дзюдо — это техническая борьба , а не силовое противостояние. Чтобы овладеть приёмами, не нужно иметь высокую физическую силу.

Самбо преимущественно силовое искусство с широким арсеналом приёмов и разрешений . Сам поединок выглядит более вязким и жёстким, так как спортсмены используют низкие стойки. В дзюдо, наоборот, применяют высокие стойки.

Этика и культура поведения

В самбо присутствует агрессивная тяга к победе. Здесь также не соблюдаются традиции в виде поклона тренеру и противнику на бойцовской площадке. В дзюдо поклоны обязательны, так как это проявление уважения к противнику , чему и учит философия «мягкого пути».

Вам также будет интересно:

Форма татами

Татами — специальные маты, которые складываются вместе, чтобы образовать поверхность для проведения поединков.

В самбо участники ведут борьбу на круглом татами, а в дзюдо спортсмены соревнуются на квадратном .

При этом во втором единоборстве применяются маты более жёсткие, чем в первом .

Наличие обуви

На площадку спортсмены дзюдо выходят босиком. Самбисты надевают специальную обувь — борцовки . От обычной спортивной обуви они отличаются:

  1. Мягкой кожаной нетолстой подошвой.
  2. Отсутствием жёстких и выступающих элементов.
  3. Заделанными внутрь швами.
  4. Модели высокие с полной поддержкой голеностопа .

Одежда соперников

Традиционный костюм в дзюдо — кимоно белого цвета (дзюдога), состоящее из куртки и штанов. Оно завязывается специальным поясом. Цвет последнего определяет степень мастерства спортсмена. На тренировках разрешено использование кимоно разных цветов. На международных соревнованиях спортсмены выходят либо в синем костюме, либо в белом . Это помогает различать участников поединка.

Фото 1. Кимоно для занятий дзюдо модели Super, 705 хлопок, 30% полиэстер, производитель - «Green hill».

Самбисты во время состязания надевают куртки с небольшими крылышками , через которые продевается пояс, а также шорты красного или синего цвета . Форма более открытая, чем костюмы дзюдоистов.

Куртка самбистов плотно прилегает к телу борца, как и пояс. Между рукавом и рукой должно быть расстояние 10 см (такой же стандарт и в дзюдо). Общая длина куртки — не ниже 15 см от пояса.

Шорты должны соответствовать следующим требованиям:

  1. Свободные , не облегают. Спортсмену комфортно в них двигаться.
  2. Отсутствуют карманы, застёжки и твёрдый декор.
  3. Покрывают треть бедра.
  4. Подбираются строго в тон куртке.

Определение уровня профессионализма

В самбо есть только разряды и звания: первый разряд, кандидат в мастера спорта, мастер спорта и т. д.

Все большую популярность набирают занятия в секциях самбо и дзюдо. Не секрет, что силовые структуры практически всех стран, используют техники именно этих единоборств. И родители подрастающего поколения наперегонки спешат отдать свое чадо в одну из вышеуказанных секций. Ведь в современном мире очень важно уметь постоять за себя. А занятия этими видами спорта, очень скоро научат всем необходимым приемам самозащиты. Своеобразная философия этих направлений, поможет укрепить характер. А так как эти единоборства довольно схожи между собой (на первый взгляд), бывает трудно определиться с выбором секции. Сейчас повсеместно открываются секции дзюдо и самбо, тем более, что в стремлении заниматься данными боевыми искусствами, взрослые не отстают от детей.

Так что же такое самбо?

Самбо характеризуется, как «самозащита без оружия «, согласитесь, такое название говорит о многом. Родителем данного вида единоборств стал СССР. Несмотря на то, что появилось самбо в 1920 году, лишь спустя 18 лет эта борьба получила статус вида спорта.

Самбисты занимаются в специальных костюмах, состоящих из курточки с поясом и шорт. На ногах обязательно специальные ботинки. Существуют даже защитные бандажи для защиты особенно уязвимых частей тела.

Самбо можно охарактеризовать, как «винегрет стилей «, потому что в сочетании приемов данной борьбы, присутствуют отобранные из различных боевых искусств наиболее эффективные приемы. А немалое количество приемов нападения и защиты, которые пришли в этот популярный вид спорта с Востока, делают стиль самбо довольно стремительным и даже немного жестоким. Большим плюсом является и то, что самбо заботится не только о красоте тела. Своеобразная философия этого вида единоборств способна воспитать в человеке такие качества:

  1. Самодисциплина.
  2. Упорство в достижении любой цели.
  3. Твердость характера.
  4. Жизненная стойкость.

Так что, помимо умения постоять за себя и своих близких, самбо закаляет волю для преодоления любых жизненных трудностей и дает колоссальную веру в себя. А это самые важные составляющие характера успешного человека.

Характеристика дзюдо

Основание такого боевого искусства, как дзюдо, уходит корнями в Страну восходящего солнца. Ведь именно японскому мастеру принадлежит создание основных правил и принципов тренировок этого боевого искусства. Первая школа дзюдо была основана в 1882 году в Японии, именно этот год принято считать годом основания этого вида единоборств. К нам этот вид единоборств пришел в 1914 году. С тех пор дзюдо развивалось и набирало популярность.

Дзюдо основано на трех важнейших принципах:

  1. Взаимопомощь и взаимопонимание
  2. Максимальное управление телом и духом
  3. Поддаваться для одержания победы.

Известно два вида дзюдо: традиционное и спортивное . Данный вид боевого искусства богат на болевые приемы, броски, удушения и т.д. Совсем не нужно обладать особенной физической силой, чтоб в совершенстве овладеть техникой дзюдо. Ведь главное в этой борьбе, именно технические маневры, которых здесь не счесть. Необходимо добавить, что с 1964 года, соревнования по спортивному дзюдо, в обязательном порядке входят в программу Олимпийских игр.

В чем заключаются главные различия между дзюдо и самбо?

На первый взгляд дзюдо и самбо очень похожи захватами, болевыми приемами и многочисленными бросками. Но при ближайшем рассмотрении, становится очевидным, что эти два вида единоборств — слишком разные.

А именно:

1. Страна — родитель школы единоборств :

  • Дзюдо пришло из Японии.
  • Родина самбо — СССР.

2. Дата рождения :

  • Дзюдо — 1882 год.
  • Самбо — 1920 год.

3. Одежда для занятий :

  • Самбо — специальный костюм(шорты, курточка, пояс, специальные ботинки).
  • Дзюдо — кимоно(куртка, штаны), пояс и на ногах — ничего.

4. Коврик для соревнований :

  • У дзюдоистов квадратный татами.
  • У самбистов круглый татами.

5. Олимпийские игры :

  • Самбо не является олимпийским видом спорта.
  • Дзюдо является постоянным участником Олимпийских игр с 1964 года.

6. Удушающие приемы :

  • В самбо нельзя.
  • В дзюдо их довольно много.

7. Болевые приемы направленные на ноги :

  • В самбо — можно производить.
  • В дзюдо — запрещается.

8. Роль физической силы :

  • В самбо приветствуется.
  • В дзюдо физическая сила не так важна.

9. Техника «вязкой борьбы» :

  • Имеет место в самбо(способствует использование низких стоек).
  • В дзюдо этой техники нет.

10. Философия :

  • В самбо в наибольшем приоритете физическая сила, агрессивная тяга к победе. Исходя из этого и философия своеобразная, советская.
  • Дзюдо имеет свою философию, которая прежде всего учит уважать своего противника.

11. Культура поведения в помещении предназначенном для тренировок :

  • Поклон тренеру и своему противнику на татами — отличает дзюдоистов.
  • В самбо не предусмотрены подобные традиции.

Самбо или дзюдо — что выбрать? В этой статье описаны отличия и сходства этих двух видов борьбы.

Борьба — это один из самых распространенных видов активных видов спорта. Она задействует все виды мышц, и помогает выстроить красивое и крепкое тело.

  • Борьба делает из человека дисциплинированного спортсмена, с закаленным характером, крепким духом и хорошим трудолюбием.
  • Самбо и дзюдо — это самые популярные виды борьбы, которыми приходят заниматься взрослые люди, а также многие родители приводят своих детей на тренировки, чтобы сделать из них настоящих борцов — сильных и профессиональных.
  • В этой статье мы расскажем, что такое самбо и дзюдо, и чем эти виды борьбы отличаются друг от друга.

Что такое самбо и дзюдо: краткое описание единоборств

— расшифровывается, как «САМ ооборона Б ез О ружия».

  • Ее техника состоит из приемов разных единоборств, которые были распространены еще во времена Советского Союза, а также из методов японского дзюдо.
  • Поединок самбо «вязкий», кажется, что ударов нет совсем, больше захваты, от которых противнику должно быть невыносимо больно.
  • Такие захваты за руки и ноги выполняются быстро из любого положения.
  • Восточные боевые виды борьбы известны своим налетом духовности, но в самбо это отсутствует.
  • В этом виде борьбы спортсмен всесторонне развивается, воспитывая в себе лучшие моральные качества.
  • Мастера, которые стояли у истоков самбо, старались сделать не спортсменов, а замечательных людей — крепких, сильных духом и телом.

Дзюдо — это красивая разновидность борьбы.

  • Пришел этот вид спорта к нам из Японии, и сразу же завоевал популярность среди людей, которые посвятили такому виду спорта всю свою жизнь.
  • Поединок смотрится эффектно: спортсмены в белых кимоно (костюм дзюдоиста) с огромной силой бросают друг друга на пол, демонстрируя всем вокруг свою мощь, технику и ловкость.
  • Всего одно движение может отправить противника в принудительный полет, который заканчивается болезненным приземлением на пол.
  • Красота и зрелищность этого вида спорта сделали его популярным в нашей стране.

Обычному человеку сложно разобраться, в чем разница между самбо и дзюдо, но все же отличие есть.

Чем отличается дзюдо от самбо: сравнение, разница и сходство



При сравнении этих двух видов спортивного сопротивления стоит рассмотреть их принципы. В дзюдо они заключаются в следующем:

  • «Поддаться и одержать победу» — это основной принцип дзюдо.
  • При этом спортсмен должен не просто побеждать, а сделать это придерживаясь философии боевого искусства.
  • Борьба должна быть техничной и красивой, а не силовой.
  • Перемещение спортсменов идет в высокой стойке.
  • Мягкость и сдержанность должны проявляться в схватке, а также быть основными чертами характера спортсмена. Такое единоборство — это целая система духовного и физического воспитания человека.
  • Настоящий мастер дзюдо стремится к победе с небольшими затратами физической силы.

Принципиальные особенности самбо:

  • Перемещение спортсменов должно происходить в низкой стойке — тяжело и с силой. Производятся захваты за пояс, штаны.
  • Дзюдо — это упор на технику и пластику, а не противостояние силы.
  • Победа может быть одержана при помощи использования одного «чистого» броска . Спортсмен может больше не делать никакие усилия, и в этом он превзойдет соперника. Главное — чисто, красиво и технично.
  • Мастера дзюдо утверждают, что духовная ценность этого вида борьбы, заключается в любви к родине , ее делам и вещам, возвышении своего духа и воспитании мужественного и деятельного характера.
  • В поединке потенциальный победитель всегда инициативен. Сначала он обдумает свои действия, а потом будет решительно действовать.

Чем отличается дзюдо от самбо — сравнение, разница и сходство:

  • Дзюдо входит в программу Олимпийских игр, самбо — нет.
  • Приемы этих видов противостояний активно используются служащими в полиции и на полигонах в армии в разных странах мира.
  • Татами у самбистов — круглый, у спортсменов по дзюдо — квадратный.
  • Экипировка по самбо — открытая, но спортсмены по этому виду борьбы, борются в кроссовках, а дзюдоисты — без обуви.
  • В самбо применяются болевые приемы на коленные, тазобедренные, голеностопные суставы, в японском спортивном противостоянии — нет. Огромное значение имеет физическая подготовка спортсмена, чтобы можно было удержать соперника в низкой стойке. В дзюдо важна техника и красивая верхняя стойка.

Принципиальных отличий в этих двух видов спорта нет. Обычно дзюдоисты участвуют в соревнованиях по самбо, и наоборот. В самбо за основу было взято дзюдо, а сама японская борьба была образована из отдельно взятых приемов, которые придумал один японский мастер — основоположник этого вида борьбы — Дзигоро Кано.

Что лучше для самообороны, сильнее, практичнее для тренировок: самбо или дзюдо?



Самооборона — самбо

В обычной жизни человеку нужны навыки борьбы для самообороны. Спортсмены же намерены достигать высоких результатов и завоевывать ранги и медали. Но, что выбрать обычному человеку, чтобы уметь себя защищать? Что лучше для самообороны, сильнее, практичнее для тренировок: самбо или дзюдо? Вот несколько аспектов:

  • Вы должны для себя решить однозначно, что для вас подходит больше — противостояние силы, как в самбо или красивая техника со знанием многих эффективных приемов . Когда вы определитесь с ответом, тогда у вас не возникнет вопроса, что выбрать.
  • Для самообороны кому-то больше подойдет самбо, так как применение силы заставляет противника сдаться. Но техника дзюдо также не дает устоять нападающему на ногах. Ее приемы выводят из равновесия.
  • Дзюдо — это немного больше, чем борьба . В процессе изучения бросковой техники, человек познает азы механики, физики, комбинации разных техник, связок, учится импровизировать.
  • Если человек научится контролировать силу противнику , как в японской борьбе, и направлять ее же против него нападающего, тогда отбиться от врага можно в считанные секунды.

Из всего вышеизложенного следует, что для самообороны одинаково хорошо подходит и дзюдо и самбо. Что вам ближе по духу, тот вид борьбы и нужно выбирать.



Когда перед родителями стоит выбор: в какую секцию отвести своего ребенка и на какой вид борьбы отдать его заниматься, они начинают спрашивать совет у знакомых, друзей, родственников.

Важно: Не нужно искать ответ на эти вопросы у чужих людей. Ведь каждый советует со своей точки зрения, а люди все разные. Пусть ребенок сам выбирает, предоставьте ему такое право. Сначала сводите его на занятия в одну секцию в течение месяца или более длительного периода времени, а потом в другую.

Ребенок самостоятельно поймет, что для него лучше, подходит и близко по душе. Вот несколько советов, что выбрать для ребенка — самбо или дзюдо:

  • В дзюдо движения борца должны быть координированными . В этом виде спортивного противостояния важно поймать нужный момент, иначе многие приемы просто не сработают.
  • Дзюдо — универсальный вид спортивной защиты . Дзюдоист может участвовать в соревнованиях по самбо, каратэ и другим видам спорта.
  • В самбо много болевых захватов, и поэтому родители обычно опасаются этого вида борьбы для своих детей. Но для маленьких ребят тренировки поставлены таким образом, чтобы они умели владеть самостраховкой, знали множество приемов. Навыки они будут показывать только на соревнованиях.
  • В самбо умение контрактовать ударом и отражать его , появится чуть позже, в более старшем возрасте. Это важно, так как ударная техника всегда пригодится в жизни любого мальчика, парня или мужчины для защиты.

Неважно, куда вы хотите отдать ребенка — на секцию самбо или дзюдо. Эти техники, хоть и имеют отличия, во многом схожи. Самое главное, ищите хорошего тренера. Посетите вместе с ребенком несколько тренировок. Присмотритесь к тому, как тренер работает с детьми. Вам повезет, если наставник по самбо или дзюдо окажется не только хорошим спортсменом, но и психологом. Только так он сможет привить ребенку лучшие качества, характерные для спортсменов этих видов спорта.

Видео: Самые красивые броски. Самбо, Дзюдо, Бокс.