Худеют ли от большого кол ва воды. Можно ли похудеть если пить много воды: обидные ошибки и удивительные возможности

Гигиена нервной системы . Для нормального развития нервной системы детей и подростков, и особенно её высшего отдела - коры больших полушарий, огромное значение имеет правильная организация режима дня, нормирование умственной нагрузки, правильно поставленное физическое воспитание, включающее осмысленный, интересный и не чрезмерный физический труд. Если дети в одни и те же часы начинают учиться в школе, готовить уроки дома, если они в одни и те же часы получают очередную пищу, ложатся спать, встают, если их суточный режим отличается регулярностью, - все процессы в организме протекают нормально и ритмично.

Гигиена нервной системы детей и подростков неразрывно связана с гигиенической организацией всей учебно-воспитательной работы. Чрезмерное умственное перенапряжение детей и подростков может повлечь за собой переутомление нервной системы, выражающееся в быстрой утомляемости, плохом сне и даже бессоннице, головных болях, повышенной возбудимости и раздражительности, понижении уровня психических функций - памяти, внимания, восприятия и усвоения. Переутомление нервной системы у детей и подростков является одной из основных причин понижения сопротивляемости организма в отношении инфекции и других неблагоприятных факторов. Поэтому вопросы гигиены учебно-воспитательной работы и, в частности, гигиена преподавания имеют очень важное значение для нормального развития нервной системы детей и подростков.

Нормальное развитие нервной системы детей и подростков в значительной мере зависит от условий и влияний окружающей их среды. Эта среда должна быть такой, чтобы в ней были исключены моменты раздражающие и угнетающие нервную систему детей и подростков. Обстановка в школе и семье должна создавать у них бодрое состояние и жизнерадостное настроение, столь свойственные здоровым, нормально развивающимся детям. Чистота и порядок, всегда благожелательное и ровное обращение педагогов и родителей с детьми и подростками - всё это содействует бодрому состоянию нервной системы и нормальному её развитию.

Нервная система детей и подростков, как и все остальные системы и органы, нуждается для своего всестороннего и полного развития в упражнении (игры, упражнения в речи, в счёте, письме, рассматривании, осмысливании и т.п.). Однако эти упражнения должны быть умеренными, так как излишне частые и тем более слишком настойчивые напряжения приводят к чрезмерному возбуждению нервной системы детей, а это последнее неизменно влечёт за собой нервное переутомление. Переутомление же является одним из главных факторов, тормозящих и нередко извращающих развитие у детей и подростков нервной системы, особенно коры больших полушарий.

Для нормального развития нервной системы детей и подростков необходимо рациональное питание (потребление продуктов, содержащих фосфор, лецитины, витамины группы В и др.). Не менее существенно категорическое запрещение давать детям алкогольные напитки даже в умеренных дозах, так как алкоголь, действующий вредно на все органы, особенно вредное влияние оказывает на нервную ткань, вызывая вначале чрезмерное возбуждение нервной системы, а затем состояние упадка.

Не менее опасно также курение подростками табака. Никотин, содержащийся в нём, вредно влияет на нервную систему подростков, вызывает у них головную боль, тошноту, слюнотечение и т. д. Поэтому школа и семья должны общими силами не допускать курения табака подростками и употребления ими алкогольных напитков. Гигиена нервной системы - это основа, без которой немыслим процесс нормального всестороннего умственного и нравственного формирования молодого человека.

Каждый человек должен беречь это главное чудо природы — мозг и выполнять все гигиенические мероприятия, необходимые для раз-вития и совершенствования его.

Вопросы ухода за ребенком с первых дней его рождения, его воспитания, предохранения его от заболеваний, повреждений дол-жны быть в центре внимания родителей, воспитателей, педагогов. С возрастом дети должны сами беречь свое здоровье , они не должны поддаваться вредным привычкам; соблюдать режим дня, чередовать умственный труд с физическим — все это способствует нормально-му развитию нервной системы .

Во время умственного труда (чтения, письма, размышлений, решения задач, прослушивания и подготовки уроков и т. д.) рабо-тают в основном органы зрения, слуха, речи и клетки их корковых мозговых центров. До определенного времени работоспособность этих органов чувств и их мозговых центров сохраняется в хорошем состоянии. Но при длительной умственной деятельности работоспособ-ность их постепенно снижается и качество выполняемой работы ухудшается. У человека ослабевает внимание, снижается способность усвоения материала, появляется слабость и он начинает дремать, а маленькие дети засыпают. Такое состояние свидетельствует о пере-ходе нервных клеток работающих мозговых центров от возбужде-ния к торможению , то есть об их усталости.

Чтобы предупредить усталость мозга, в повседневной жизни проводятся несколько видов гигиенических мероприятий. Так, в школах, учебных заведениях после каждых 45 минут занятий сле-дует 5-10-минутный перерыв, во время которого классные комна-ты должны проветриваться, ученики, оставив классную комнату, должны погулять в школьном дворе, заниматься разными подвиж-ными спортивными играми.

Физический труд выполняется при участии скелетных мышц, сухожилий, суставов и двигательных центров, представляющих скоп-ления нервных клеток спинного и головного мозга . Во время опре-деленной физической работы мышечные группы, ответственные за выполнение данной работы, сокращаются и расслабляются, нервные центры, регулирующие их деятельность, возбуждаются. При выпол-нении сложных действий во время спортивных занятий участвует несколько групп мышц и возбуждаются их мозговые нервные цент-ры. Если эти сложные действия систематически повторяются в те-чение нескольких дней, месяцев, то одновременное возбуждение мышц, участвующих в этих движениях, и нескольких нервных цент-ров подкорки головного мозга приведет к образованию временной связи между ними или двигательных условных рефлексов . А это будет способствовать тому, что даже самые сложные движения будут выполняться быстро, легко и четко. Это указывает на то, что у человека уже выработан динамический стереотип движений.

Ал-коголь оказывает сильное влияние на все органы, в особенности на корковый отдел больших полушарий головного мозга. Алкоголь препятствует равномерному протеканию процессов возбуждения и торможения. Спиртные напитки снижают образование условных рефлексов; возбуждая отделы головного мозга , вызывают чувство радости. Однако кора головного мозга не может контролировать работу других центров. Поэтому пьяный человек не испытывает чувства стыда, совершает действия, которые обычно будучи трезвым не совершает, не контролирует себя, много говорит.

Большое количество алкоголя еще хуже нарушает деятельность высшей нервной системы: нарушаются движения рук, ног, языка, глаз и т. д. Систематическое употребление алкоголя приводит к алкоголизму. Алкоголизм, или пьянство, проявляется в пристрастии к алкоголю. Материал с сайта

Наркотики вначале употребляются для ощущения радости, самоуспокоения, поднятия настроения. Затем организм привыкает к принятию этих веществ и наступает нарко-мания. Наркомания — тяжелое психическое заболевание, наступаю-щее вследствие пристрастия к принятию средств, поднимающих настроение. Частое употребление наркотиков отравляет организм полностью. У наркоманов вначале наблюдается раз-дражительность, нарушение памяти. В дальнейшем появляются бо-лее глубокие физические нарушения: сердцебиение, сухость во рту , дрожание конечностей, расширение зрачков и т. д.

Алкоголизм и наркомания приносят вред не только организму больного, но отравляют жизнь окружающих людей и общества в целом. Основная часть тяжелых преступлений связана с пьянством и принятием наркотиков.

Технические работники дошкольного учреждения, ежедневно выполняя свои обязанности, тесно соприкасаются с детьми, При несоблюдении ими правил личной гигиены и мер профилактики инфекционных заболеваний они могут сами оказаться источником их распространения. Санитарное просвещение технического персонала необходимо. Эти работники обеспечивают санитарный режим, уборку и проветривание помещений, правильное обслуживание детей. Своим примером и поведением они должны способствовать гигиеническому воспитанию детей.

Для повышения санитарного уровня технического персонала организуются специальные курсы, где рассматриваются вопросы профилактики инфекционных заболеваний, пути и источники их распространения, меры их предупреждения, вопросы личной гигиены, санитарные правила уборки помещения и участка дошкольного учреждения, правила гигиенического обслуживания детей.

Медицинские работники, заведующий дошкольным учреждением и воспитатели проводят беседы с техническим персоналом по всем вопросам жизни дошкольного учреждения, знакомят со специально подобранной медицинской литературой, памятками, брошюрами и другими материалами санитарного просвещения. Беседы могут проходить и индивидуально. Весь технический персонал должен постоянно повышать свой санитарно-культурный уровень, самостоятельно изучая

    Гигиена нервной системы ребенка. Виды неврозов у дошкольников

Гигиена нервной системы . Для нормального развития нервной системы детей и подростков, и особенно её высшего отдела - коры больших полушарий, огромное значение имеет правильная организация режима дня, нормирование умственной нагрузки, правильно поставленное физическое воспитание, включающее осмысленный, интересный и не чрезмерный физический труд. Если дети в одни и те же часы начинают учиться в школе, готовить уроки дома, если они в одни и те же часы получают очередную пищу, ложатся спать, встают, если их суточный режим отличается регулярностью, - все процессы в организме протекают нормально и ритмично.

Гигиена нервной системы детей и подростков неразрывно связана с гигиенической организацией всей учебно-воспитательной работы. Чрезмерное умственное перенапряжение детей и подростков может повлечь за собой переутомление нервной системы, выражающееся в быстрой утомляемости, плохом сне и даже бессоннице, головных болях, повышенной возбудимости и раздражительности, понижении уровня психических функций - памяти, внимания, восприятия и усвоения. Переутомление нервной системы у детей и подростков является одной из основных причин понижения сопротивляемости организма в отношении инфекции и других неблагоприятных факторов. Поэтому вопросы гигиены учебно-воспитательной работы и, в частности, гигиена преподавания имеют очень важное значение для нормального развития нервной системы детей и подростков.

Нормальное развитие нервной системы детей и подростков в значительной мере зависит от условий и влияний окружающей их среды. Эта среда должна быть такой, чтобы в ней были исключены моменты раздражающие и угнетающие нервную систему детей и подростков. Обстановка в школе и семье должна создавать у них бодрое состояние и жизнерадостное настроение, столь свойственные здоровым, нормально развивающимся детям. Чистота и порядок, всегда благожелательное и ровное обращение педагогов и родителей с детьми и подростками - всё это содействует бодрому состоянию нервной системы и нормальному её развитию.

Нервная система детей и подростков, как и все остальные системы и органы, нуждается для своего всестороннего и полного развития в упражнении (игры, упражнения в речи, в счёте, письме, рассматривании, осмысливании и т.п.). Однако эти упражнения должны быть умеренными, так как излишне частые и тем более слишком настойчивые напряжения приводят к чрезмерному возбуждению нервной системы детей, а это последнее неизменно влечёт за собой нервное переутомление. Переутомление же является одним из главных факторов, тормозящих и нередко извращающих развитие у детей и подростков нервной системы, особенно коры больших полушарий.

Для нормального развития нервной системы детей и подростков необходимо рациональное питание (потребление продуктов, содержащих фосфор, лецитины, витамины группы В и др.). Не менее существенно категорическое запрещение давать детям алкогольные напитки даже в умеренных дозах, так как алкоголь, действующий вредно на все органы, особенно вредное влияние оказывает на нервную ткань, вызывая вначале чрезмерное возбуждение нервной системы, а затем состояние упадка.

Не менее опасно также курение подростками табака. Никотин, содержащийся в нём, вредно влияет на нервную систему подростков, вызывает у них головную боль, тошноту, слюнотечение и т. д. Поэтому школа и семья должны общими силами не допускать курения табака подростками и употребления ими алкогольных напитков. Гигиена нервной системы - это основа, без которой немыслим процесс нормального всестороннего умственного и нравственного формирования молодого человека.

Министрерство народного образования республики узбекистан навоийский государственный педагогический институт кафедра: основы медицинских знаний
Тема№4 Гигиена нервной системы.

План:

1.Умственнойи физической деятельности человека

2. Виды гигиенической мероприятие.

Литературы:

1. Ш. Т. Искандаров, А. Т. Дусматова 2006г Сравнительная оценка основных саматометрических показателей физического развития студентов.

2.Популярная медицинская энциклопедия. 1985г

Нервная система обеспечивает приспособление организма человека к изменениям окружающей среды.

Совершенствование умственной и физической деятельности человека с момента рождения и в течение всей его жизни, то есть получение им воспитания, знаний и обучение его профессии, зависят от физиологического состояния корковых нервных центров мозга. Деятельность мозга может снижаться по двум причинам.

Во-первых, вследствие врожденных недостатков в мозговой ткани и различных болезней и повреждений после рождения;

Во-вторых, в результате функциональных болезней мозга- невротических состояний, которые развиваются из-за перенапряжения мозга и несоблюдения гигиенических требований.

Каждый человек должен беречь это главное чудо природы –мозг и выполнять все гигиенические мероприятия, необходимые для развития и совершенствования его. Для того, чтобы будущее поколение рождалось здоровым, родители прежде всего должны с первых же дней беременности создавать благоприятные условия для нормального развития плода. Для этого молодожены должны оберегать себя от таких вредных привычек, как

Употребление спиртных напитков, курение сигарет, НАСА и других. Беременная женщина должна не поднимать тяжести, не подвергаться воздействию вредных химических веществ, не принимать разнообразные лекарства, не употреблять подкрашенные напитки (типа тархун, пепси-кола, фанта.), должна оберегать себя от простудных и инфекционных заболеваний. Она должна питаться пищей, богатой витаминами и содержащей достаточное количество полноценных белков, чередовать занятия физическим и умственным трудом. Мирная, спокойная женщины создает также предпосылки для нормального развития нервной системы плода.

Вопросы ухода за ребенком с первых дней его рождения, его воспитания, предохранения его от заболеваний, повреждений должны быть в центре внимания родителей, воспитателей, педагогов. С возрастом дети должны сами беречь свое здоровье, они не должны поддаваться вредным привычкам; соблюдать режим дня, чередовать умственный труд с физическим –все это способствует нормальному развитию нервной системы. Во время умственного труда(чтения, письма, размышлений, решения задач, прослушивания и подготовки уроков и. т.д) работают в основном органы зрения, слуха, речи и клетки их корковых мозговых центров. До определенного времени работоспособность этих органов чувств и их мозговых центров сохранятся в хорошем состоянии. Но при длительной умственной деятельности работоспособность их постепенно снижается и качество выполняемой работы ухудшается. У человека ослабевает внимание, снижается способность усвоения материала, появляется слабость и он начинает дремать, а маленькие дети засыпают. Такое состояние свидетельствует о переходе нервных клеток работающих мозговых центров от возбуждения к торможению, то есть об их усталости.

Чтобы предупредить усталость мозга в повседневной жизни проводятся несколько видов гигиенических мероприятий. Так, в школах, учебных заведениях после каждых 45 минут занятий следует 5-10 –минутный перерыв, во время которого классные комнаты должны проветриваться, ученики, оставив классную комнату, должны погулять в школьном дворе, заниматься разными подвижными спортивными играми. Кроме того, при появлении признаков усталости мозга у некоторых учеников они встают со своих мест и под руководством учителя в течение 1-2 минут делают дыхательную гимнастику. В результате этого восстанавливается их умственная работоспособность, возникшее торможение в клетках мозга сменяется возбуждением. Эти гигиенические правила должны соблюдаться также при выполнении домашних заданий.

Лица, работа которых связана с малоподвижностью (бухгалтерские работники, швеи, педагоги, врачи, писатели и другие), должны выполнять в течение 2-3 минут двигательные физкультурные упражнения после каждой 1-1,5 –часовой работы.

Физический труд выполняется при участии скелетных мышц, сухожилий, суставов и двигательных центров, представляющих скопления нервных клеток спинного и головного мозга. Во время

Определенной физической работы мышечные группы, ответственные за выполнение данной работы, производят сокращение и расслабление, нервные центры, регулирующие их деятельность, возбуждаются. В выполнении работ, связанных со сложными действиями, во время спортивных занятий принимают участие несколько групп мышц и возбуждаются их мозговые нервные центры.

Тема№5 Гигиенические требования воспитательной труд. Гигиенические требования к режиму школьников.

План :

2.Внеклассные и внешкольные занятия.

4.Гигиена сна.

6. Режим дня воспитанников школ-интернатов.

7.Особенности организации режима дня в учреждения санаторного типа.

Литературы:

2.Г.Пигдон,Н.Н.Каванова 1998г Современные аспекты практического ухода за ребенком. Школа молодой мамы.

3.Д.И.Махмудова, Ф.Ф.Низамов 2006г Статус физического развития детей до двух лет в южных регионах Республики Узбекистана.

4.А.Г.Хрипкова,М.В.Антрапова 1989 г возратьсная физиология и школьная гигиена.

5.С.Ш.Шамсиев.Н.П.Шабалова 1990 г Руководство для участкового педиатра.

6.Н.Р.Палеева 1980г Справочник по уходу больных.

1.Значение правильного режима дня. Правильный режим дня-это рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Правильно организованный режим дня благоприятствует сохранению относительно высокой работоспособности организма в течение длительного времени. Регулярность отдельных режимных моментов и их чередование обеспечивают выработку определенного ритма в деятельности организма.

Нарушение режима дня, так же как неправильные условия воспитания, неблагоприятный климат в семье, приводит к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, прежде всего к неврозом. Симптомы: беспокойство, плохой сон, отставание физического развития. В более старшем возрасте-раздражительность, неадекватные реакции, нервные тики, кишечные колики, лабильность температуры. Профилактика: строго проводимый режим с самого раннего возраста, правильный педагогический подход к ребенку. Широкое использование оздоровительных мер воздействия: воздушные и солнечные ванны, купание, обтирания, занятия физической культурой, максимальное пребывание на свежем воздухе, достаточный гигиенически польноценные ночной сон, дневной сон.

2.Внеклассные и внешкольные занятия . Внеклассные и внешкольные занятия с учащимся проводят в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также в воскресные дни и во время каникул.

На внеклассную и внешкольную работу учащимся II-IV классов рекомендуется затрачивать не боле 1-2 ч, V-VIII классов-3-4 ч, IX-XI классов -4-5 ч в неделю.

-3.Организация свободного времени учащихся. В режиме дня следует предусмотреть время, которое используется учащимися сообразно их индивидуальным наклонностям и интересам: для учащихся младших классов 1-1,5 ч, а среднем и старших классов-1,5-2,5 ч.Специальное время предусматривают для пребывания на открытом воздухе. Всякий час, проведенный школьниками на открытом воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях, благоприятно влияет на здоровье. Исследования показали, что 1-1,5 часовой отдых, сопровождающийся подвижными играми, дающими умеренную физическую нагрузку, повышает работоспособность учащихся.

4.Гигиена сна. Под гигиенически полноценным сном понимается сон, имеющий достаточную для возраста продолжительность и глубину, с точно установленным временем отхода ко сну и пробуждения.

Продолжительность сна детей и подростков (в ч

Новорожденные дети спят 20-22 ч в сутки. Сокращение продолжительности сна у детей на 2-4 ч и более резко отрицательно сказывается на функциональном состоянии мозга. Снижается работоспособность, сопротивляемость, организма различным инфекциям, быстрее наступает утомление. Потребность детей в сне тем больше, чем младше ребенок. Все дети с ослабленным здоровьем, выздоравливающие после острых инфекционных заболеваний, с туберкулезной интоксикацией, повышенной возбудимостью нервной системы, быстро утомляющиеся должны спать более продолжительное время, чем здоровые.

Для полноценного отдыха организма крайне важно обеспечить не только необходимую продолжительность ночного сна, но и достаточную его глубину. Неглубокий ночной сон, даже при достаточной продолжительности, не обеспечивает хорошего отдыха организму.

Свежий, прохладный воздух в помещении, где спят дети, способствует более быстрому засыпанию и глубокому сну. Лучшей температурой в спальной комнате является 15-16 градус.

5.Режим групп школ с продленным днем.

Определились три основные формы продленного пребывания учащихся в школе: группы (одновозрастные и разновозрастные), классы и школы.

Группы продленного дня обеспечиваются помещением, отвечающим гигиеническим требованиям, необходимой мебелью, пособиями для внеклассной работы (книги, настольные игры и т. д.). Школы с продленным днем, так же как и школы-интернаты, одновременно с высоким уровнем общественного воспитания призваны содействовать хорошему физическому развитию и укреплению здоровья детей.

В школах с продленным днем широко, во всех его элементах, должно быть поставлено физическое воспитание учащихся как одно из важнейших средств, содействующих росту, развитию и высокой работоспособности организма.

В течение дня учащихся I-II классов нуждаются не только в активном отдыхе, но и в сне. Дневной сон в течение 1-1,5ч, проходящий в гигиенически полноценных условиях, обеспечивает восстановление работоспособности организма 7-10-летных детей в большей мере, чем активный отдых. После сна показатели работоспособности у детей оказываются на 25% выше, чем после отдыха без сна. Благодаря этому учащиеся затрачивают меньше времени на приготовление уроков.

Для детей 6 лет в школе продленного дня также обязателен двухчасовой дневной сон.

Примерная схема режима дня учащихся в школах продленного дня (в ч)


Режимные моменты

Класс

I-II

III--IV

V--VIII

Начало уроков

8.30

8.30

8.30

Большая перемена и горячий завтрак

10.10-10.40

11.05-11.35

11.05-11.35

Продолжение уроков, общественная работа

10.40-12.20

11.35-13.05

11.35-14.00

Прогулка, игры, развлечения на открытом воздухе

12.20-13.30

---

---

Обед

13.30---14.00

13.05-13.30

14.00-14.30

Сон для учащихся первых классов и детей с ослабленным здоровьем; свободное время

14.00-15.00

13.30-15.00

--

Подвижные игры, развлечения, общественно полезный труд на открытом воздухе.

15.00-16.00

15.00-16.00

14.30-16.00

Самостоятельные учебные занятия.

16.00-17.00

16.00-18.00

16.00-18.30

Работа кружков, резервное время для самостоятельных учебных занятий учащихся VII-VIII классов, общественно полезный труд.

17.00-18.00

18.00-19.00

18.30-19.30

Свободное время, прогулки, игры на воздухе, уход домой.

18.00-19.00

19.00

19.30

Для детей 6 лет –учащихся первых классов, посещающих группу продленного дня, рекомендовано следующее построение режима.

8.30-9.00 сбор детей, утренняя гимнастика

9.00---9.35 первый урок

9.35---9.55 первая перемена (горячий завтрак)

9.55-----10.30 второй урок

10.30-10.50 вторая перемена

10.50---11.30 динамическая пауза (занятие подвижными играми, прогулка)

11.30-12.05 третий урок

12.05-12.25 четвертый урок (или прогулка)

13.00-13.30 обед

13.30-15.30 сон

15.30---15.45 уборка постелей, туалет

15.45---16.20 занятия по интересам, тихие игры.

6.20-16.40 полдник

6.40-18.00 прогулка, подвижные игры на воздухе.

Особого внимания в школах с продленным днем требуется учащиеся с ослабленным здоровьем: с туберкулезной интоксикацией первой степени, реконвалесценты после тяжелых заболеваний, страдающие ревматизмом и находящиеся в межприступном периоде, с пониженным физическим развитием и содержанием гемоглобина ниже нормы, высоко возбудимые и быстро утомляющиеся. Учащимся с ослабленным здоровьем рекомендуется ежедневно спать 1-1.5 ч на свежем воздухе и гулять на менее 3-3.5 ч. Целесообразно обеспечить таких детей специальным питанием.

Оздоровительный режим в течение 6-12 дней показан также учащимся, перенесшим кратковременные заболевания (ангина, грипп, острые респираторные заболевания).

Режим дня воспитанников школ-интернатов.

Распорядок дня как в период учебных занятий, так и в каникулы строится для воспитанников младшего, среднего и старшего школьного возраста с учетом их возрастных анатомо-физиологических особенностей.

Все воспитанники встают в 7 ч, выполняют гимнастику, принимают водные процедуры, убирают кровати, затем завтракают.

В учебные занятия воспитанников I-IV классов следует ввести ежедневную (кроме дней, когда расписанием предусмотрен урок физической культуры) часовую динамическую паузу или спортивный час, как это предусмотрено в режиме школы продленного дня. Воспитанники II-IV классов после третьего урока получают второй завтрак.

В выходные и каникулярные дни воспитанники, остающиеся в школе-интернате, соблюдая в основном режим дня. больше времени уделяют спортивным играм и развлечениям на открытом воздухе, посещают музей, выставки и т. д.

В период летных каникул в режиме дня воспитанников всех возрастов увеличивается время на выполнение общественно полезной работы, а в режиме старших воспитанников-производительного труда на производстве или в сельском хозяйстве, предусматривается 1-1.5 ч для проведения оздоровительных мероприятий.

Особенности организации режима дня в учреждениях санаторного типа.

В санаторное-лесных школах и санаторных школах-интернатах принципы построения распорядка дня такие же, как и для практически здоровых детей. Однако режим дня лечебно-воспитательных и специальных учреждений (школ для слепых, глухонемых и т. д.) в своем построении отражает специфику этих учреждений.

В санаторно-лесных школах предусматривается пребывание детей не менее 5-6 ч на открытом воздухе, вводится обязательно дневной сон. Общая продолжительность учебных занятий сокращается до 3-4 ч в день, длительность уроков доводится до 30 мин, перерывы между уроками удлиняются до 15-20 мин и обязательно проводятся на открытом воздухе. Устанавливается строгий режим питания.

У детей, занимающихся на открытом воздухе, при прочих равных условиях жизни за одинаковый период пребывания в санаторно-лесной школе отмечается больший оздоровительный эффект, чем у детей, учебные занятия которых проводятся в помещении.

Укреплению здоровья детей в лечебно-воспитательных учреждениях способствует также проводимая под контролем медицинских работников система физического воспитания: организация физических упражнений, подвижных игр и закаливание.

Тема №6 Возрастная Физиология и гигиена анализаторов.

План:

1Учение И.П.Павлова об анализаторах. Значение органов чувств.

2.Зрительный анализаторы.

3.Гигиена зрения.

4.Орган слуха (слуховой анализатор).

5.Мышечное, сухожильное и суставное чувство (двигательный анализатор).

6.Органы вкуса (вкусовые анализаторы).

7.Чувствительность внутренних органов (внутренний анализатор).

Литературы:

1.С.А.Георгиева,Н.В.Беликина 1984г физиология

2.Г.Пигдон,Н.Н.Каванова 1998г Современные аспекты практического ухода за ребенком.

3.Популярная медицинская энциклопедия. 1985г

4.С.Ш.Шамсиев,Н.П.Шабалов 1990г Руководство для участкового педиатра.

5.Б.Аминов,Т.Тилавов.1997г Человек и его здоровье

6.А.В.Мазурин,И.М. Воронцов 1986г Пропедевтика детских болезней

7.М.Я.Студеникина 1981г Справочник педиатра.

1Учение И.П.Павлова об анализаторах.

Восприятие как сложный системный процесс приема и обработки информации осуществляется на основе функционирования специальных сенсорных систем или анализаторов. Эти системы осуществляют превращение раздражителей внешнего мира в нервные сигналы и передачу их в центры головного мозга. На разных уровнях головного мозга сигналы преобразуются и перекодируются. Преобразование сенсорных сигналов в высших отделах центральной нервной системы завершается ощущениями и представлениями, опознанием образов. И.П.Павлов впервые создал представление об анализаторе как о единой системе анализа информации, состоящей из трех взаимосвязанных отделов: периферического, проводникового и центрального.

Рецепторы являются периферическим звеном анализатора. Они представлены нервными окончаниями или специализированными нервными клетками, реагирующими на определенные изменения в окружающей среде.

Все части анализатора действуют как единое целое. Нарушение деятельности одной из частей вызывает нарушение функций всего анализатора. С помощью анализаторов человек познает окружающий мир.

Рецепторы очень многочисленны, так на 1см квадрат поверхности кожи имеются до 200-400, а по всей ее поверхности около 8 млн. рецепторов.

Рецепторы в зависимости от своего места расположения подразделяются на два вида.

А) внешние рецепторы- воспринимаются раздражения из внешней среды. К ним относятся зрительные, слуховые, косно --болевые, температурные, тактильные рецепторы равновесия, вкусовые рецепторы слизистой оболочки рта и языка, обонятельные рецепторы слизистой оболочки носа.

В) внутренние рецепторы--- воспринимают изменения, происходящие во внутренних органах. К ним относятся рецепторы, которые расположены в желудочном-кишечном тракте и в других внутренних органах, в стенках кровеносных сосудов, в мышцах тела, сухожилиях и суставах.

Наша нервная система — это основа всей деятельности организма. Поэтому гигиена нервной системы очень важна для нашего здоровья и самочувствия.

Эволюционно нервная система появилась позднее других систем, но она объединила собой все наши органы, чувства, эмоции, ум, сознание в единое целое и дала возможность и способность познавать окружающий и мир, себя самого и все нашу жизнь. Как мы видим, нервная система — это просто царский подарок человеку от природы (или Создателя). Мы должны непременно заботиться о ее «самочувствии». А для этого познакомимся с тем, что любит и не любит наша нервная система.

Что она любит?

Если «насчет покушать» — то любит она простую пищу, содержащую — хлеб грубого помола, крупяные каши, особенно гречневую и овсяную, бобовые, рыбу, грибы, мясо и субпродукты (печень, почки, сердце), овощи и фрукты. Все они богаты витаминами, особенно витаминами группы В и никотиновой кислотой, очень важными для нормальной работы нейронов.

Нервная система также очень любит долгие прогулки на свежем воздухе. Ведь головному мозгу просто необходим кислород. Несмотря на то, что вес мозга составляет 2,5% от массы тела поглощает он 18 — 25% вдыхаемого нами кислорода. Это значительно больше, чем остальные органы и ткани примерно того же веса.

Очень важен для ее здоровья глубокий и спокойный сон. Во время крепкого сна нервная система хорошо восстанавливается и укрепляется. Да вы и сами на себе не раз это испытывали.

Любые водные процедуры, начиная с плавания в водоемах и бассейнах и заканчивая приемом ежедневного душа наши нервы просто обожают. Ведь в воде мышцы расслабляются, снимается напряжение, а это все оказывает благотворное влияние. Вечером, принимая душ, приговаривайте, чтобы все, что «налипло» на ваше тело за целый день («косые взгляды» посторонних, или их мысли и негативную энергетику, а также все физические «пакости»: пыль, радиация и пр.) водичка смывала, и ваше тело становилось чистым и обновленным. (ну это уже для желающих, просто я сама так делаю).

Кто будет спорить, что физкультура — это лучшее средство в борьбе со . Занимайтесь теми видами спорта, которые приносят вам радость и удовольствие. Занимайтесь в меру своих сил и возможностей, с учетом возраста, не старайтесь устанавливать рекорды.

Сформируйте для себя приятный круг общения, создавайте благоприятную душевную атмосферу. Ваши близкие и ваши добрые знакомые и друзья — это лучшая защита от стресса.

Что не любит нервная система?

Любые инфекционные заболевания — грипп, ОРВИ — это первейшие враги для нашей нервной системы. Инфекция всеми путями «старается» проникнуть в нервные клетки. Через кровь, гаймориты, отиты, стоматиты, ангины случается попадает в мозговые оболочки, вызывая гнойный менингит.

Любые удары, сопровождаемые сотрясениями, конечно вредны для головного мозга. Ведь сосуды мозга довольно хрупкие и страдают при сотрясении первыми. Это может привести к нарушениям психики, параличам, даже к смерти.

Беречься надо и от перегревов и солнечных ударов. Не находитесь под прямыми солнечными лучами длительное время, особенно с непокрытой головой. Перегрев организма очень вреден и опасен. Конечно, мы всю зиму ждем тепла и солнца, но не стоит подвергать свое здоровье и жизнь опасности.

Ну и разумеется различные виды стрессов: психических, физических, коммуникативных и вызванных чрезмерным количеством негативной информации — все это не любит наша нервная система. Старайтесь по мере возможности избегать этого.