Официальный настоящий тайский массаж - история возникновения и развития массажных сиам техник. Тайский массаж: история, как делается, виды, показания и противопоказания

Тайский массаж , или Nuad Boran (тайск. นวดแผนโบราณ) - как его величают тайцы, или Йога-массажа, как его называют в мире, имеет очень долгую историю своего целебного воздействия на организм человека.
Тайский массаж обладает тысячелетней практикой целебного воздействия на человеческий организм. Данный вид тайского массажа, наравне с китайской народной медициной, аюрведой и индийской йогой, базируется на учении о невидимых человеческому глазу энергетических линиях, которые обильно пронизывают всё тело.

Тайский массаж избавляет от многих дискомфортных и болевых ощущений благодаря своему воздействию на различные акупрессурные точки, расположенные на энергетических линиях тела человека. Тайский массаж является довольно-таки широко распространённой формой лечения в Таиланде. Так поговорим от куда возникла такая целостная и глубокая техника.

Основатель

Основатель тайского массажа - джувака кумар бхаши
Основателем тайского массажа традиционно считается Дживаку Кумара Бхаши (Jivaka Kumar Bhaccha) (фото слева), живший два с половиной тысячелетия назад и считающийся другом Будды. Он также известен под именем Шиуаго Компардж. Дживаку Кумара Бхаши был лекарем, и он почитаем как основатель тайской медицины.

Считается, что учение Кумара Бхаши достигло территории современного Таиланда приблизительно в то же время, что и буддизм, то есть во II или III веке нашей эры. Неизвестно, существовали ли до этого времени в Таиланде местные формы массажа. Точно так же нельзя сказать, в какой степени китайская и японская традиционная медицина, в частности акупунктура и точечный массаж, повлияли на теорию и практику массажа в Таиланде. Сейчас невозможно получить точное знание, поскольку в течение столетий передача медицинских знаний от учителей к ученикам, в соответствии с принятой в Индии традицией, происходила главным образом из уст в уста.

Тханка Будды медицины (1653-1705)

Нас интересует ее верхний правый угол. В расшифровке к тханке мы находим доктора Дживака Кумар Бхаши.

Дживака Кумар Бхаши (справа) Упали (в центре) Касиапа (справа)

Упоминание в текстах

Тайский массаж упоминается в медицинском трактате Пали Канон (Pali Kanon) XVII века, старых текстах Буддизма Южной школы Theravada (найденных сегодня главным образом в Шри-Ланке, Birma/Myanmar, Лаосе, Кампучии и Таиланде). Трактат написан на пальмовых листьях, языке пали с использованием кхмерского письма.

Эти тексты невероятно интересны. К сожалению, во время вторжения бирманцев древняя столица была разрушена, и большая часть старинных рукописей безвозвратно погибла.

Тексты, которые содержали сведения о медицине, бережно хранились в древнем городе Аютая и почитались так же, как и религиозные. Но человечество не умеет хранить свои самые главные сокровища - опыт и знания и многие бесценные тексты был и уничтожены, когда завоеватели из Бирмы в восемнадцатом веке захватили столичный город Аютаюв 1767 г.

В 1832 году, по велению Короля Рамы III, сохранившиеся материалы высекли на камне на территории крупнейшего в Бангкоке монастыря Уат По. Выбор места не случаен, поскольку именно буддизм стал той почвой и той тканью, на которой выросла и из которой соткана сегодняшняя жизнь Таиланда.
Поэтому, как и многое другое, тайский массаж был уделом монашеских практик в буддийских монастырях, откуда он впоследствии и получил свое более широкое распространение.

Сохранились только отдельные фрагменты, которые в 1832 г. были использованы королём Рамой III при постройке храма Фра Четупон (обиходное название - Вот Фу) в Бангкоке.

В публикации Ассоциации школы традиционной таиландской медицины, вышедшей в 1977 г. на тайском языке, имеются "Медицинские тексты, которые его величество король Рама III велел запечатлеть в храме Фра Четупон (Вот Фу) в 1832 г.". Рисунки и пояснения имеют некие противоречия; на рисунках не показаны ребра и позвонки, а также допущены и другие неточности. Несмотря на это, эти древние тексты по-прежнему являются богатейшим и единственным источником для исследователей теоретических корней тайского массажа. На рисунках обозначены различные энергетические линии, которые по-тайски называются "сен", и расположенные на них лечебные точки.

Если взглянуть на эти древние изображения с точки зрения современной западной анатомической концепции, они покажутся, по меньшей мере, странными; дело в том, что анатомия не играла особой роли в древнем тайском массаже, а скорее важно было воздействие на организм в целом. До недавнего времени в Таиланде вообще не была известна научная хирургия. Теоретических знаний об анатомии практически не существовало, и рисунки, изображающие массаж, не претендовали на физиологическую точность. Это не более чем схема, способ показать энергетические линии и акупунктурные точки, а также их влияние на организм и его функционирование.

Влияние Аюрведы

Однако, трудно сказать насколько процентов тайская целительная система заимствовала принципы из Аюрведы. Так как многие Аюрведические постулаты часто встречаются в тайских травниках.

Как говорит Харалд Брюст "Асокананда" (Harald "Asokananda” Brust)(1):
"Много параллелей Аюрведе можно найти в тайской традиции, и некоторыми тайскими понятиями (такие как, тридоша и нади), даже одни и те же имена, как и в аюрведе. Тем не менее, большинство ученых склонны считать, что эти более поздние добавления, а не основы тайской системы.

Жан Малхолланд(2), один из ведущих антропологов тайской медицины, говорит в обсуждении одного из традиционных травяных пособий:
"Я больше не могу утверждать, что тайская традиционная медицина базируется прежде всего на философии Аюрведы. Скорее... несколько коротких отрывков и рецептов основаны на аюрведе."

Вигго Брун и Тронд Шумахер(3) заключили, что в тайской системе, теория [Аюрведы] ... импортируется из Индии, но не интегрирована с практикой, а использована только в качестве системы отсчета или объяснения модели.

Большинство экспертов по тайскому медицины также пришли этому выводу, что Аюрведа не является центральной для тайской системе траволечения. (В поисках более подробной информации следует обратиться к книге доктора Дэвида Фроули "Аюрведические травы")

Источники:
1. Asokananda (Harald Brust), Thai Traditional Massage (Bangkok: Editions Duang Kamol, 1990), 4-5.
2. Jean Mulholland, "Ayurveda, Congenital Disease and Birthdays in Thai Traditional Medicine,” Journal of the Siam Society 76 (1988): 175.
3. Viggo Brun and Trond Schumacher, Traditional Herbal Medicine in Northern Thailand (Bangkok: White Lotus, 1994), 32.

Тайский массаж, или же «йога-массаж» - целостная система оздоровления, включающая целый ряд способов воздействия, таких как глубокие надавливания на мышечную ткань, пассивные упражнения, напоминающие , рефлексологию, растяжение, раскрытие суставов, активизирование потока энергии в теле человека, акупрессуру.

Корни тайского массажа лежат в Аюрведе, древнеиндийской целительской системе, и в , старейшей из существующих в мире. История тайского массажа насчитывает около 2500 лет, и сегодня, как и столетия назад, он пользуется в Таиланде широкой популярностью.

7 правил тайского массажа

Чтобы хорошо изучить такой замечательный метод лечения, как тайский массаж, необходимо хорошо усвоить 7 правил. Это важнейшие составляющие, которые отличают тайский массаж от других видов массажа и помогают добиться наилучших результатов при работе с клиентом.

1. Тайский массаж не требует строгой последовательности в выполнении движений. Нельзя всех людей «подогнать под один размер». Именно творческий подход к проведению тайского массажа делает его таким эффективным.

2. Тайский массаж никогда не был предназначен для общего расслабления. Его использовали, чтобы помочь снять боль и избавиться от недомоганий. Он является частью тайской терапевтической системы, которая доказала свою эффективность еще много веков назад.

3. Тайские массажисты работают не только руками. Любой современный западный массажист имеет проблемы с пальцами или запястьями, страдает от кистевого туннельного синдрома и усталости рук. В тайском массаже используются колени, локти, ступни и другие части тела, чтобы усилить давление. Поэтому непременным атрибутом всегда является коврик на полу, где располагается пациент. Для обычного массажа на столе требуется выносливый, физически крепкий мужчина. Миниатюрные тайские массажистки, которые весят около 45 кг, способны справляться с человеком любой комплекции, так как используют вес своего тела.

4. Движения массажиста должны сочетаться с дыханием. Правильное дыхание усиливает энергию и помогает делать массаж более эффективно.

5. Важно установить доверительные отношения с клиентом. Человек должен знать, чего ожидать от массажа, быть уверенным в знаниях и способностях терапевта и участвовать в сессии, а не просто «отдать себя на милость» в руки массажиста. Это повышает эффективность массажа.

6. В тайском массаже руки используются в качестве инструмента получения информации. Руками можно «прослушивать» тело и в результате действовать так, чтобы не вызывать ненужный дискомфорт или боль. Качество массажа от этого только выиграет.

7. Большое внимание уделяется мягким прикосновениям, особенно, к болезненным точкам. Можно так «обрабатывать» мышцу, что клиент не будет чувствовать никакой боли, и в то же время убрать причину недомогания.

Тайский массаж - это не просто физические прикосновения к телу клиента. Здесь не применяют чисто анатомический подход, а используют разум и интуицию. Только так можно добиться наилучших результатов. Когда терапевт направляет поток целительной энергии на тело клиента, между ними создается энергетическая связь, которая относится к наивысшей степени искусства исцеления.

В этом, пожалуй, состоит основная разница между механическими исполнителями тайского массажа и истинными целителями.

Показания к применению тайского массажа

1. Хронические головные боли. Когда причиной головных болей являются зажимы нервов в шейном отделе позвоночника или спазмом сосудов, тайский массаж будет крайне полезен для человека. Основные усилия массажиста должны быть направлены на физическое воздействие на плечевые мышцы, голову и шейный отдел позвоночника. Однако необходимо заметить, что перед применением тайского массажа рекомендуется пройти комплексное обследование с целью выявления истинных причин головной боли.

2. Повышенная утомляемость и общая усталость. Регулярное проведение процедуры тайского массажа способствует не только физическому, но и энергетическому обновлению организма человека. Данная процедура оказывает полезный эффект на общее самочувствие человека. Тайский массаж превосходно справляется с мышечными спазмами, восстанавливает естественную циркуляцию крови в организме человека, поднимает общий тонус организма. Особенно полезен тайский массаж для людей, чья профессия предполагает длительное пребывание на рабочем месте (офисные работники).

3. Депрессивные состояния, нарушения сна. К сожалению, проблемы нарушения сна и частого изменения настроения в худшую сторону испытывают многие люди. Но теперь, благодаря тайскому массажу, вероятность появления подобных проблем может быть уменьшена в разы. В случае расстройства нервной системы тайский массаж оказывает потрясающее седативное воздействие на общее самочувствие человека. Самым великолепным является то, что уже после первого сеанса человек начинает ощущать резкий прилив сил и энергии, улучшается тонус мышц, появляется внезапная бодрость, уходит груз накопившейся за день усталости. Человек после сеанса тайского массажа начинает ощущать себя на несколько лет моложе.

Основные принципы тайского массажа

☯ В первую очередь, вы должны полностью доверять мастеру. Для проведения процедуры массажа вам предложат достаточно просторное, теплое помещение с мягким освещением, расслабляющей музыкой, пропитанное запахами успокаивающих благовоний. Так как многие элементы массажа выполняют на полу, то вам непременно предложат мягкий, но достаточно упругий коврик и подушечку под голову.

☯ Одежда на вас должна быть свободной, обнажают при тайском массаже только стопы. Массажист тоже будет босиком.

☯ Освободитесь от всех посторонних мыслей.

☯ Не напрягайтесь и дышите произвольно.

☯ Массажист будет плавно надавливать, скручивать и растягивать ваши мышцы и тело, одно движение будет переходить в другое.

Расслабьтесь и не торопитесь - на время процедуры, время для вас остановилось.

Описание сеанса

Сеанс может длиться от 1 до 3 часов.

Тайский массажист начинает свою работу с расслабляющих надавливаний на стопы ног и особенные точки на них, которые ответственны за общую релаксацию тела. Мягкие, плавные и глубокие движения, которые совершаются в одном ритме меняют постепенно электрическую активность мозга, переводят мозг в более медленный режим работы.

Вследствие работы со стопами, проекция которых занимает очень большое место в коре головного мозга, происходит активация этих проекционных зон. Появляющиеся при этом измененные состояния сознания пациенту позволяют творчески переработать жизненные впечатления полученные за последнее время, а иногда помогают даже пережить своеобразные мини-озарения, которые способствуют более позитивному восприятию жизни.

Профессионально выполненный тайский массаж со стороны смотрится как танец: массажист двигается ритмично, плавно, практически незаметно переходит от одного движения к другому. Удается во время скруток тела, которые схожи с практикой йогов, воздействовать на глубоко расположенные скелетные мышцы, которые обычному классическому массажу недоступны. Все тело глубоко растягивается. Постепенно расслабляются и возвращаются к нормальному состоянию напряженные мышцы.

Поскольку в тайском массаже прорабатывается полностью все тело, от пяток до макушки, объектом тщательной работы становятся даже самые глубоко спрятавшиеся мышечные зажимы - массажист в таких местах задерживается, разминая напряженное место. Также сигналы об этом поступают в мозг. Дополнительный оздоровительный эффект достигается за счёт надавливания на особые рефлексогенные точки, которые ответственны за работу систем организма и его органов.

За счет активизации энергетических каналов, одновременно с этим, меняется и качество работы сердечно-сосудистой и нервной систем, в работу включаются коллатерали - обходные, обычно пассивные ветви кровеносных сосудов. Мышцы расслабляются еще глубже за счет усиления кровотока. Поскольку в своих движениях тайский массажист поднимается от ног к голове, и к моменту, когда массажист переходит к верхней части тела, шея, плечи и голова уже достаточно расслаблены для получения наибольшей пользы от лечебных прикосновений.

Завершающий сеанс - массаж лица, убирает последние напряжения, которые отразились на нем мимическими гримасами и морщинами, после чего лицо снова принимает расслабленный вид. Результаты одного оздоровительного сеанса тайского массажа сопоставимы с трёхдневным отдыхом на природе.

Основные приемы тайского массажа

Рассмотрим основные приемы в тайском массаже.

Надавливание большим пальцем

Данный прием выполняется с помощью подушечки большого пальца. В некоторых случаях прием сочетают с приемом растягивания. Эта комбинация приемов делает кожу более податливой для дальнейших приемов.

«Шаги» пальцами

Этот прием выполняется следующим образом: большие пальцы располагаются практически вплотную друг к другу, поочередно надавливая, пальцы постепенно перемещаются по направлению движения энергетического потока. «Шаг» одного пальца равен 2-3 см.

Надавливание ладонью

С помощью надавливания ладонью можно воздействовать на более обширную поверхность тела. Надавливание может выполняться от нескольких секунд до нескольких минут. Выделяют три вида надавливания:

  • одной ладонью, где упор выполняется основанием. Его используют для сильного надавливания;
  • двумя ладонями, расположенными друг на друге, где сила воздействия регулируется рукой сверху;
  • надавливание «бабочкой», где основания ладоней расположены друг у другу. Этот прием позволяет в разы увеличить площадь воздействия.

Надавливание локтем

С помощью данного вида надавливания выполняют более глубокие приемы. Как правило, этот прием используют для массажа толстых мышц.

Надавливание коленом

Надавливание коленом позволяет массажисту дополнительно выполнять растягивание. Этим, эффект от приема увеличивается в несколько раз. Используют данный прием в области ягодиц и задней части ног.

Надавливание ступней

Прием надавливания ступней позволяет воздействовать на обширную площадь тела. Если массируются толстые мышцы, массаж выполняется пяткой, либо передней частью ступни.

Надавливание в положении стоя

Воздействие данного приема очень сильное. Поэтому массажист должен очень аккуратно его выполнять. Данный прием используется для массажа ягодиц, рук, ног, спины.

Противопоказания

Обострения различных хронических болезней

При обострениях и, тем более, острых приступах хронических болезней категорически противопоказано принимать сеансы тайского массажа. Массаж так же противопоказан в тех случаях, когда у больного есть высокая температура или имеются раны с нагноением или серьезным воспалением. Кроме того, тайский массаж нельзя принимать людям, недавно перенесшим хирургическую операцию, - нужно сначала восстановить общее состояние организма.

Психические расстройства

Нельзя делать тайский массаж людям с тяжелыми нарушениями психики или нервными расстройствами. Процедура массажа может вызвать неадекватную реакцию пациента, что может вызвать не только острую агрессию, но еще и усугубить психическое состояние больного.

Беременность

Запрещено делать тайский массаж при беременности, особенно в первой половине срока. Различные методы воздействия на тело могут спровоцировать сильные сокращения матки, что может привести к выкидышу или ранним родам.

Хронические болезни в запущенных стадиях

Существуют так же некоторые болезни, при которых нельзя принимать тайский массаж, особенно в тех случаях, когда заболевание находится на стадии выше начальной. Нельзя делать массаж при серьезных нарушениях работы сердечнососудистой системы, при ревматизме с осложненными воспалениями суставов. Так же противопоказан тайский массаж при кожных или онкологических заболеваниях.

И всё-таки, что касается противопоказаний к массажу - нам по душе высказывание знаменитого специалиста по массажу Энрике Кастеллс Гарсия. На вопрос: "Какие противопоказания есть к вашему массажу?" - мастер ответил:

"Разве кому-то противопоказано тепло человеческих рук? Если в доме закрыта дверь, мы открываем её ключом, если сломался ключ, можно открыть окно. Так и с массажем: если нельзя работать на ногах, то можно работать на голове, если нельзя на голове, можно на стопе. Помочь ближнему своему, подобрать ключ к его организму, найти первопричину болезни - вот основная задача любого массажиста".

И тайские массажисты блистательно справляются с этой задачей.

Дживаку Кумара Бхаши также известен под именем Шиуаго Компардж. Многие полагают, что именно Дживаку Кумара Бхаши стоял у истоков тайской медицины.

Считается, что учение Кумара Бхаши достигло территории современного Таиланда приблизительно в то же время, что и буддизм, то есть во II или III веке нашей эры. Неизвестно, существовали ли до этого времени в Таиланде какие-либо разновидности массажа.

Точно так же нельзя сказать, в какой степени китайская традиционная медицина, в частности акупунктура и точечный массаж, повлияли на теорию и практику массажа в Таиланде.

Исследователи доказали, что предки тайцев широко населяли южные провинции Китая и особенно провинции Guangdong и Guangxi около 250 лет до нашей эры. В последствии, разделившись на несколько этнических групп, тайцы начали миграцию на юг.

Некоторые группы осели в северном Вьетнаме, Лаосе и Бирме, остальные же добрались до территории современного Таиланда, где и образовали первое тайское государство Сукхотай, первый манускрипт о котором был написан королем Ramkhamhaeng в 1283 году нашей эры.

На рисунке представлена миграция древних тайцев.

Тайский массаж или монашеская практика?

Бытует мнение, что тайская целительная система врачевания заимствовала свои принципы из Аюрведы. Так как многие Аюрведические постулаты часто встречаются в тайских травниках. Однако большинство ученых склонны считать, что это более поздние добавления, а не основы тайской системы.

Сейчас уже невозможно получить точные сведения об истинных истоках тайского массажа, во многом потому, что в течение столетий передача медицинских знаний от учителей к ученикам, в соответствии с принятой традицией, происходила, главным образом, из уст в уста и не фиксировалась письменно.

Тайский массаж в основном был уделом монашеских практик в буддийских монастырях, откуда он впоследствии и получил свое более широкое распространение. Однозначно можно сказать, что со временем медицинские знания разных культур дополнили друг друга, что и послужило основой для учения о современном тайском массаже.

Тайский массаж – привилегия королевской семьи

Первые записи о тайском массаже обычно относят к периоду Аюттайя, а точнее речь идет о периоде правления короля Barommatrikolokkanat в 1455 г н.э., в записях говорится, что тайский массаж активно использовался для лечения недомоганий королевской семьи.

Другое упоминание о тайском массаже относят к периоду царствования короля Narai великого. В своих мемуарах 1687-1688т году французский посол Ла Лубар говорит, что «В королевстве Сиам, когда люди чувствуют недомогание, обращаются за помощью к специальному человеку, имеющему опыт тайского массажа, который растягивает тело и ходит ногами по пациенту. Та же техника используется для подготовки беременных женщин к родам». На основании данных источников можно предположить, что тайский массаж был широко распространен среди тайцев далеко до правления короля Narai великого.

Тайский массаж также упоминается в медицинском трактате Пали Канон (Pali Kanon) XVII века, старых текстах Буддизма Южной школы Theravada (найденных сегодня главным образом в Шри-Ланке, Бирме, Мньяме, Лаосе, Кампучии и Таиланде). Трактат написан на пальмовых листьях, языке Пали с использованием кхмерского письма.

Рама I – король, который сделал тайский массаж достоянием народа

Самое известное историческое свидетельство о тайском массаже относится к периоду правления династии Chakri - периода, когда ситуация в стране стабилизировалась и правящие монархи поддерживали и способствовали развитию традиционной тайской медицины. Король Buddha Yodfa Chulalok, известный как король Rama I (1782-1809.), продвигал идею об улучшении здоровья тайцев, в том числе простых граждан и способствовал сохранению накопленных знаний и развитию медицинской практики.

Медицинская практика тайцев

Так например, король перестроил Wat Photaram старый храм в Бангкоке (ныне известный как Wat Pho), создав хранилище медицинских знаний, на основании спасенных записей и документов из Аюттайи, разрушенной во время нашествия Бирманцев в 1767-1768 годах. Первые высеченные на стенах храма медицинские тексты датируются именно периодом его правления.
Следующий король Buddha Lertla Naphalai или король Rama II (1809-1824), направил свои усилия на восстановление медицинских знаний и методов лечения утраченных в Аюттайе во время войны с Бирманцами. Так в период его правления велись активные восстановительные работы храмов, например, храма Wat Chom Tong находящегося в окрестностях Бангкока, ныне Wat Ratchaorot. Записи о Тайской медицине, в том числе о лечении травами восстанавливались и высекались на стенах храмов.

Король Nangklao, или Rama III (1824-1851), продолжил работу, начатую королем Rama I, по восстановлению Wat Pho, делая записи более долговечными, высекая их на мраморных табличках. В 1832, король распорядился создать на базе монастыря университет.
Wat Pho – это первый открытый в Таиланде университет. Мастера и ученые различных академических дисциплин были собраны в первом центре для обучения методам тайской традиционной медицины. Большинство знаний на тот момент не были записаны, но передавались по памяти из уст в уста от учителей к ученикам.
Статуи в различных позах йоги названные «Luesri Dadton» в Таиланде, были отлиты из олова. 80 статуй, показывающих йогов в различных позах с описанием по правильному использованию и их эффектам были созданы в этот период. Часть статуй, к сожалению, были со временем повреждены, а часть утеряны, но 24 из низ были восстановлены и сейчас находятся в хранилищах Wat Pho. Ранее в 1906, позы 40 статуй были нарисованы на стенах Wat Matchimawad (Wat Klang), храм Songkhla в южной провинции Таиланда.

King Mongkut, или кроль Rama IV, (1851-1868), курировал объединение тайской системы здравоохранения с восточной медициной и разрешил восточным целителям практиковать в Таиланде. Записи этого периода сохранились в королевском дворце.

Правление Рамы V и расцвет культуры тайского массажа

Король Chulalongkorn, известный как Rama V (1868-1910), содействовал развитию тайского массажа и содержал при дворе специалистов по тайскому массажу, брал их с собой в выезды по стране, изучая жизнь и быт простых граждан. В 1870 король учредил королевскую академию для сбора всех сохранившихся данных, имеющих отношение к тайской медицине, массажу и йоге.

Все собранные тексты были использованы в медицинской школе учрежденной королем. Позднее широко-известный профессор медицинской школы Phraya Pitsanu Prasartved сделал их достоянием общественности с целью развития практики самолечения, он получил разрешение от принца Dumrong Rachanupap, главы национальной библиотеки, объединив все тексты в книгу, которая была завершена к 1907 году.

Во время правления короля Rama V Таиланд менялся и модернизировался в соответствии с западными течениями. Первый западный госпиталь был построен в 1888 и был назван Siriraj Hospital. В этот период Традиционная тайская медицина применялась наряду с западной, но приоритет отдавался тайской традиционной медицине.

Тайцы с уважением относились к королю за то, что он сделал доступными народу знания о тайской медицине, собираемые столетиями, называли вторым отцом тайского массажа и ставили его в один ряд с основателем Dr. Jiwaka Komaraphat.
Последующий правитель, король King Vajiravudh или король Rama VI (1910-1925), верил в западную систему лечения, поэтому the Royal Traditional Medicine Department был распущен, и была прекращена практика преподавания тайской традиционной медицины. Король издал указ, требующий лицензирования профессиональной деятельности. Тайский массаж был также включен в этот список на период правления короля. Позднее Тайский массаж был исключен из этого списка, но полностью не восстановлен в правах.

Почему тайский массаж часто ассоциируют с секс-услугами?

В период Вьетнамской войны с 1957 по 1964 годы репутация и имидж настоящего тайского массажа был практически уничтожен. Тайский массаж напрямую стал ассоциироваться с сексуальными услугами, поскольку Таиланд стал местом отдыха Американских солдат.

В 1962 году была образована северная школа тайского массажа.

В 1977, World Health Organization (WHO) организовала международную конференцию посвященную вопросам народной медицины. В последующие годы WHO убедило страны участники внедрить в систему современную здравоохранения традиционные методы лечения используемые веками в странах. С этого момента тайское правительство стало поддерживать Традиционную тайскую медицину в рамках национальной политики.

Настоящее и будущее тайского массажа

Возможность использования традиционных методов лечения наряду с использованием тайского массажа постепенно стала приобретать значимость в глазах общественности Таиланда. Однако модернизация системы здравоохранения, формирование законодательной базы не способствуют развитию тайской традиционной медицины, в то время как тайский массаж получил новый виток развития, даже несмотря на все произошедшие изменения. Так, например, были улучшены стандарты обучения, внедрена система сертификации специалистов. Начиная с 2004 года, правительство обязало всех мастеров тайского массажа иметь специальные разрешения для осуществления деятельности.

Во избежание последствий, непрофессионального применения тайского массажа, а также с целью повышения профессионализма мастеров и повышения качества системы обучения, тайское правительство в 1985 году пошло на беспрецедентный шаг – проект, который назвали «Возрождение Тайского массажа ».

В рамках программы собрались 12 организаций, имеющие прямое отношение к тайской традиционной медицине, лучшие практикующие специалисты, чтобы обсудить будущее тайского массажа, обменяться опытом и выработать единые стандарты и шаги, направленные на развитие тайского массажа. Данный проект вылился в плодотворное сотрудничество, объединившее в себе лучшие умы Таиланда на протяжении 3-х лет с 1985 по 1987, положивших основу новому этапу развития тайского массажа.

Общепринятая версия происхождения тайского массажа – создание его доктором Дживака, которого предания описывают как известного целителя, приближённого к самому индийскому царю. Более того, если верить легендам, Дживака был другом самого Будды.

Доктор Дживака считал, что все болезни человека происходят от неправильно текущих в теле потоков энергии и если привести их в нужное направление, то болезни исчезнут. Стимулировать же движение энергии по правильным линиям можно с помощью специальной «подстройки» тела.

Он заложил главные принципы, которые легли в фундамент нового метода лечения, состоящего из элементов йоги, проработки энергетических линий и стимулирования активных точек на теле.

Таиланд – родина двух существенно отличающихся техник лечения. Более древняя, традиционная, базирующаяся на ранних тайских верованиях, часто именуется деревенской . И относительно новая и сложившаяся из традиций не только Таиланда, но и Китая, Индии, мусульманских и даже европейских странкоролевской .

Деревенская терапия – это «тайные знания». Они передаются только избранным. Причём передаются или на словах, или при помощи немногочисленных древних рукописей, сделанных ещё во времена, когда в Таиланде не существовало буддизма и медицинские традиции не были связана с индийскими. Из-за преимущественно устного способа передачи знаний терапевтические методики имеют много различий даже в пределах одной области.

Королевская система лечения возникла при дворе и стала суперпозицией медицинских традиций многих стран, однако на фоне разных культурных влияний всё же прослеживается доминирование учения Аюрведа. Первые известные медицинские трактаты Таиланда («Манускрипты болезней и фармацевтики» Короля Нарай) отражают элементы традиционных индийских методик лечения, однако написаны они значительно позже появления в Таиланде буддизма, поэтому проследить по ним ход преобразования тайской системы медицинских знаний невозможно.

Деревенская и королевская традиции дали толчок к развитию двух основных систем тайского массажа . Сегодня обучение мастеров массажа проводится в сложной системе учреждений, среди которых и крупные, которые по статусу можно приравнять к университетам, и небольшие семейные школы в деревнях. Однако их все можно разделить по критерию следования традициям одной из двух школ – северной и южной .

Своеобразным центром южного стиля можно считать традиционный тайский массаж Wat Po. Его мастеров в столице Таиланда готовит Королевская школа Медицины и массажа. В противовес ей, в городе Чианг Май, который является главным городом Севера, выпускают мастеров северного стиля древнего массажа Nuad Bo-Rarn. В Чианг Майе существует несколько школ, двери которых открыты не только для тайцев, но и для иностранных граждан.

Южный стиль тайского массажа

Историческим центром и сердцем королевской школы является храм Wat Po в Бангкоке. Он построен в XVI в. – ещё раньше, чем сама столица Таиланда. Жившие в нём буддийские монахи создали нечто, наподобие хранилища традиционных знаний, собрав медицинскую библиотеку и практикуя традиционные методики. Он остаётся сердцем и сегодня – в храме находится государственный центр, миссия которого состоит в сохранении традиций и преподавании народных методик лечения.

Центральной задачей мастеров южной школы является воздействие на энергетические линии тела. Меридианы прорабатываются в несколько этапов. Сначала мягкими движениями тело готовится к более сильному воздействию, а потом последовательно проходятся все линии сен, начиная со стоп. Кроме проработки меридианов, обрабатываются мышцы и суставы.

Массажист работает пальцами и ладонями, а на этапе, когда требуется сильное воздействие, используются и ступни. Сначала энергетические меридианы продавливаются большими пальцами (работа идёт одновременно двумя руками), а потом проглаживаются ладонями. По мере разогревания тела интенсивность движений массажиста увеличивается. Большие мышцы прорабатываются ногами. После надавливаний и сильных проглаживаний ладонями следуют вытягивания и скручивания. Во время сеанса южного массажа работа ведётся в 5 разных положениях. Последовательно открываются для массажа все части тела – сначала живот, потом спина, бока. После этого прорабатываются голова и шея в положении сидя, а заканчивается массаж воздействием на стопы, при котором клиент лежит на спине.

Северный стиль тайского массажа

Северный массаж, по сравнению с южным, можно назвать более мягким, хотя по абсолютным меркам и тот, и другой являются техниками интенсивного воздействия. В этом стиле значительно больше растяжек, скруток и работы с ногами. Многие элементы напоминают йогические асаны, а саму технику иногда называют «йогой для ленивых». Линии сен также прорабатываются большими пальцами, но движения производятся не одновременно двумя руками, а поочерёдно.

Изначально северной традиции массажа обучали только в госпителе, который носит имя легендарного Дживако Кумарпая. Сейчас в северной столице Таиланда существует несколько школ, в том числе совсем небольших. Также обучение можно пройти у частного преподавателя.

Несмотря на большую силу движений в техниках тайского массажа, мастер делает его чувствительно, приводя клиента в состояние полусна, а на теле не остаётся каких-либо следов, свидетельствующих о его травматичности.

Основные отличия стилей

Общими в обоих стилях являются техники надавливания, идеология воздействия на энергетические линии и большая сила воздействия. Однако несмотря на сходство, они имеют и много существенных отличий, по которым, собственно, можно отнести их к разным школам.

Одной из таких характерных черт является техника воздействия на ткань. Мастера северной школы начинают и заканчивают массаж мягкими движениями, как бы разогревая тело к середине сеанса, а потом возвращая его в исходное состояние лёгкими и расслабляющими поглаживаниями. Проработка начинается с несильного надавливания большими пальцами, а сеанс предусматривает большое количество растяжек и скруток.

Южная школа практикует более жёсткую технику и часто выделяется какой-либо конкретный меридиан для воздействия. Во время сеанса пациент может ощущать дискомфорт и даже боль.

Именно большая мягкость северного массажа делает его более популярным за пределами страны, однако южная техника также предусматривает высокую чувствительность и внимание мастера к ощущениям пациента, поэтому, вопреки ожиданиям, массаж не оставляет на теле синяков.

Несмотря на более глубокие таиландские корни северной школы, обе техники впоследствии развивались в лоне буддизма, поэтому всех мастеров объединяет искренняя доброжелательность к пациенту и стремление установить связь с его физическим и психологическим состояниями. Тайский массаж считается одним из путей достижения счастья, условием которого в буддизме есть нахождение в четырёх божественных состояниях, относящихся к сознанию. Сеанс считается целебным не только для пациента, но и для мастера, если выполнено условие максимального единства с пациентом и направленности на достижение божественных состояний.