Простые тесты для самоконтроля физической подготовленности. Оценка физической подготовленности - тесты для женщин

Общая физическая подготовка

Тест на скоростно-силовую подготовленность, бег на 100 м (секунд)

Бег 100 м выполняется с высокого старта. Стартующий располагается в 2-3-х метрах от стартовой линии. Ему подают команды, а он их выполняет. По команде "На старт!" подходит к стартовой линии, ставит около нее одну ногу и принимает положение высокого старта. По команде "Марш!" - начинает бег.
Техника. По команде "На старт!" у стартовой линии ставят сильнейшую ногу, другую отставляют назад на 1,5-2 стопы, обе ноги слегка сгибают. Корпус наклоняют вперед, перенося тяжесть тела на впереди стоящую ногу. Руку, противоположную сильнейшей ноге, выносят вперед или опираются о дорожку у стартовой линии, другую руку отводят назад. По команде "Марш!" быстро начинают бег частыми и энергичными шагами, наклонив туловище вперед с тем, чтобы к концу стартового разбега принять вертикальное положение и перейти к бегу свободным маховым шагом.
Ошибки. Располагается на старте до команды "На старт!". Вперед выставлена одноименная рука и нога. Наступает на стартовую линию или касается ее рукой. Сзади стоящая нога выпрямлена в коленном суставе. Ноги широко расставлены. Находится в движении до команды "Марш!". Сразу выпрямляется после старта.

Поднимание и опускание туловища из положения лежа, ноги закреплены, руки за головой (количество раз)

Поднимание туловища выполняется в положении лежа на спине (на гимнастическом мате или на коврике). И.п. лежа, ноги зафиксированы носками под нижней рейкой гимнастической стенки или удерживаются партнером, колени согнуты, руки за головой. По команде "Упражнение начинай!" делается отсчет количества выполнения. Участник поднимается до положения сидя на полу (вертикально) и возвращается в исходное положение.

Подтягивание на высокой перекладине (количество раз)

Подтягивание выполняется из виса хватом сверху, каждый раз из неподвижного положения в висе на прямых руках (пауза 1-2 с) без рывков и маховых движений ногами и туловищем; подбородок выше уровня перекладины. Фиксируется количество правильно выполненных подтягиваний. Женщины выполняют подтягивание в висе лежа на низкой перекладине (кол-во раз) не отрывая ноги от пола. Подбородок выше уровня перекладины. Тело прямое.

Бег 2000, 3000м (минуты)

Бег на эти дистанции может проводиться как по беговой дорожке на стадионе, так и по среднепересеченной местности.

Прыжок в длину с места (сантиметры)

Выполняется на ровной поверхности. Желательно, чтобы поверхность или обувь не допускали проскальзывания во время отталкивания. Испытуемый встает около прыжковой линии, от которой проводится измерение. На линию наступать нельзя. Между стопами - небольшое расстояние. Перед прыжком слегка сгибает ноги и отводит руки назад. Выполняя мах руками вперед, совершает прыжок вперед-вверх, отталкиваясь двумя ногами. После приземления испытуемый должен остаться на месте или пройти вперед. Длина прыжка измеряется с точностью до 5 см. Измерение проводится от прыжковой линии до ближайшего следа, оставленного прыгающим. Причем, проверяющему следует внимательнее смотреть и запомнить место первого касания стопами пола. Дело в том, что очень часто стопы смещаются вперед после касания пола. Засчитывается лучший результат из трех попыток. Если перед прыжком испытуемый наступает на линию (делает заступ), результат не засчитывается, а попытка учитывается.

Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (количество раз)

Принять исходное положение упора на брусьях. Сгибаем руки в локтевых суставах до угла 90 градусов и, разгибая руки, выпрямляемся до исходного положения. При сгибании рук плечи опускаются вперед - вниз, ноги отводятся назад. При выполнении упражнения ноги в коленях не сгибать.

Приседание на одной ноге (количество раз)

Выполняется из исходного положения стоя на одной ноге на скамейке, одна рука опирается ладонью о стенку. Другая нога находится впереди. Сгибая и разгибая опорную ногу, выполняют приседания, стараясь не терять равновесие, другая нога находится параллельно полу. В приседе опорная нога должна полностью сгибаться во всех суставах, пятку от скамейки не отрывать. Если выполняющий упражнение потерял равновесие, но остается на одной ноге, то он продолжает упражнение. Упражнение считается законченным, когда испытуемый встал на две ноги. Упражнение выполняется поочередно: на одной ноге, затем на другой. Засчитывается меньший результат. Например, испытуемый присел на правой ноге 5 раз, а на левой - 12 раз. В зачет идет - 5 раз.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз)

Выполняется из исходного положения упор лежа на полу (мужчины) и в упоре лёжа на скамейке (женщины). Ноги и туловище составляют прямую линию, взгляд направлен вперед. Расстояние между кистями чуть шире плеч. Сгибание рук выполняется до касания грудью пола или скамейки, а разгибание производится до полного выпрямления рук, при этом ноги и туловище должны составлять прямую линию. Темп выполнения произвольный. Упражнение не засчитывается если живот, таз или колени касаются пола. Фиксируется количество правильно выполненных отжиманий.

Функциональная проба Штанге (секунды)

Сделать вдох, затем глубокий выдох и снова вдох, задержать дыхание, зажав нос большим и указательным пальцем. По секундомеру фиксируется время задержки дыхания. По мере тренированности время задержки увеличивается. При переутомлении и перетренированности - возможность задержать дыхание резко снижается.

В висе поднимание ног до касания перекладины (количество раз)

Принять положение виса на перекладине, хватом сверху. Поднять прямые ноги вперед-вверх до касания носками перекладины, руки прямые. Опустить ноги в вис. Упражнение выполняется без маховых движений ногами.

Силой переворот в упор на перекладине (количество раз)

Исходное положение: вис на перекладине. Из виса хватом сверху сгибая руки (подтянуться) одновременно поднять ноги вверх и быстро, сгибаясь в тазобедренных суставах выполнить вращение вокруг перекладины. Разгибаясь в тазобедренных суставах выйти в упор на прямые руки до прямого положения туловища. Переход в исходное положение выполняется двумя способами:

  • опусканием туловища вперед опустить ноги в вис;
  • сгибая руки, опуститься в исходное положение.


Контрольный тест для определения подвижности позвоночного столба (сантиметры)

Испытуемый стоит на гимнастической скамейке. К скамейке прикреплена линейка, размеченная на сантиметры, причем у шкалы на уровне скамейки (на уровне подошв), деления идут вниз от уровня скамейки. Испытуемый наклоняется вниз, стараясь коснуться пальцами как можно ниже, не сгибая колен и без рывков.

12-минутный беговой тест (метры) (Тест Купера)

Выполняется с высокого старта на беговой дорожке или ровной местности, на земляном, асфальтовом или специализированном покрытии. По команде "Марш!" начинают бег и включают секундомер. Скорость бега испытуемый выбирает самостоятельно, но должен рассчитать ее так, чтобы выполнять бег все 12 минут. По ходу бега испытуемому можно сообщить текущее время для ориентировки. Через 11 минут бега испытуемым сообщают о том, что пошла последняя минута бега. По истечении 12 минут подается команда "Стоп!" (Свисток, хлопок, выстрел). Испытуемый должен прекратить бег и затратить на остановку не более 5-ти метров. После остановки необходимо походить для восстановления дыхания. Категорически запрещается перемещаться вдоль беговой дорожки, а также сидеть или лежать. Испытуемый находится на своем месте до тех пор, пока не будет зафиксирован его результат. В упражнении определяется расстояние, которое исытуемый смог пробежать за 12 минут. Результат фиксируется с точностью до 10 метров.

Методика проведения диагностического тестирования физической подготовленности занимающихся.

Реализация образовательной программы по ОФП предусматривает диагноститческое тестирование физической подготовленности занимающихся.

Два раза в год, в октябре и апреле педагог проводит тестирование физической подготовленности занимающихся детей и заносит его результаты в таблицу.

Данные таблицы отражают индивидуальную динамику физической подготовленности в течение учебного года и дают возможность педагогу корректировать свою деятельность, дифференцированно работать над повышением уровня физической подготовленности каждого занимающихся.

При записи результатов используют трехцветную гамму чернил. Результаты, соответствующие низкому уровню физической подготовленности, вносят синим цветом, среднему - зеленым, высокому - красным. Протоколы тестов используются для информации и анализа на педагогических советах и родительских собраниях. Результаты тестирования помогают при разработке содержания домашних заданий, а также рекомендаций для дополнительных занятий (учащимся с высоким уровнем физической подготовленности - в спортивных секциях; со средним или низким уровнем - в оздоровительных группах, например по плаванию).

Для определения физической подготовленности учащихся, таких как: бег 30 м, челночный бег 3 х 10 м, прыжки в длину, 6-и минутный бег, наклон в перед из положения сидя, подтягивания на перекладине из положения виса (мальчики) или отжимания (мальчики и девочки) за 30 сек, подъем туловища за 30 сек.

Комплекс тестов показателей уровня физической подготовленности взяты из «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1- 11классов общеобразовательной школы» (1992 г.).

Тесты по возможности проводятся всегда в одно и то же время. Занимающиеся предварительно обучаются правильной технике выполнения контрольных тестов.

Тест - диагностирующий один из показателей физического развития.

Частота сердечных сокращений (пульс).

Методика выполнения

Определяется пальпаторно до и после нагрузки (20 приседаний). Пульс прослушивают в нижней части предплечья (в углублении на лучевой кости) тремя пальцами (указательным, средним и безымянным) в течение 15с. Чтобы определить пульс за 1 мин, надо полученную цифру умножить на 4.

Перед тем как приступить к тестированию занимающихся, необходимо провести разминку. Это предупредит возможные травмы (растяжение) мышц, излишняя усталость, вследствие неподготовленности мышечно-связочного аппарата и улучшит показатели, где результат очень зависит от проявления гибкости, скорости, силы и прыгучести.

Разминка включает в себя упражнения, близкие по структуре к упражнениям теста.

Бег. В течение 30 с. бег на носках в спокойном темпе.

Наклоны. В течение 30 с. наклоны вперед, к правой и левой ноге.

Приседания. В течение 30 с. пружинящие приседания с полной амплитудой.

Растяжка. В течение 30с, стоя в глубоком выпаде в сторону, выполнять растяжку, поочередно пружиня на правой и левой ноге.

Прыжки. В течение 30 с. прыжки на месте: на правой, на левой, на обеих ногах.

Повороты. В течение 30 с. повороты направо и налево.

Тестирование физической подготовленности

Предварительно подготовиться к проведению тестовых заданий.

    Бег на 30 м

Методика выполнения. В забеге принимают участие не менее двух человек.. Бег выполняют из положения высокого старта. По команде «На старт!» участники забега подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде «Внимание!» вес тела переносится на впереди стоящую ногу. Затем судья подает команду «Марш!» и резко опускает флажок вниз. Судьи на финише по первому движению флажка пускают секундомеры. Время определяется с точностью до 0,1 с.

    Прыжок в длину с места.

Методика выполнения. Провести на полу линию и перпендикулярно к ней положить сантиметровую ленту, закрепив ее с обоих концов. Учащийся встает около линии, не касаясь ее носками, слегка сгибает ноги в коленях и, оттолкнувшись обеими ногами, прыгает вперед. Расстояние измеряется от начальной отметки до пяток. Даются три попытки.

    6-и минутный бег (м).

Тест предназначен для определения выносливости.

Методика выполнения. Проводится в спортзале, на стадионе или ровной местности по грунтовой дорожке размеченным через каждые 10 м. Фиксируется расстояние (в метрах) которое ученик преодолел за 6 минут. В забеге участвуют 6-8 человек. Перед забегом проводится разминка. Все участники должны до тестирования хотя бы один раз пройти эту дистанцию, чтобы правильно пробежать ее на результат. Особенно это необходимо для детей младшего возраста. В процессе бега допускается переход на шаг.

    Челночный бег 3 х 10 м

Тест позволяет оценить быстроту и ловкость, связанную с изменением направления движения и чередованием ускорения и торможения.

Методика выполнения. В зале на расстоянии 10 м друг от друга чертятся две параллельные линии. В забеге участвуют не менее 2-ух человек. На 1-й линии у каждого лежат 2 кубика размером 70х70 мм По команде «Марш!» участник стартует от 1-й линии, взяв кубик, добегает до 2-й, положив за нее кубик, возвращается к 1-й за 2-ым кубиком, чтобы быстрее принести его на 2-ую линию (финиш). Во время движения не допускаются остановки и смена направления; время засекается с точностью до 0,1 с. в момент пересечения линии финиша Все участники должны быть в одинаковой обуви.

    Подтягивание на перекладине (мальчики)

Методика выполнения. В висе на перекладине (руки прямые) выполнить возможно большее число подтягиваний. Подтягивание считается выполненным правильно, когда руки сгибаются, затем полностью разгибаются, подбородок выше перекладины, ноги не сгибаются в коленных суставах, движения выполняются без рывков и махов. Подтягивания, выполненные с неполным сгибанием рук, не засчитываются.

    Отжимания (девочки)

Тест позволяет оценить силовую выносливость мышц рук и плечевого пояса.

Методика выполнения. Используя скамью, занять исходное положение: упор лежа о скамью, руки прямые на расстоянии ширины плеч, туловище не сгибается в тазобедренном суставе, отжимания считаются выполненными правильно, когда руки сгибаются до 90 градусов, затем полностью разгибаются. Оценивается максимально возможное количество за 30 с. Отжимания, выполненные со сгибанием туловища в тазобедренном суставе, не засчитываются.

    Подъем туловища за 30 с.

Тест предназначен для измерения силы мышц-сгибателей туловища.

Методика выполнения. Упражнение выполняется на гимнастическом мате или ковре. И.п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90°, руки скрестно на груди (пальцы касаются лопаток). Партнер прижимает ступни ног к полу. По команде «Марш!» энергично согнуться до касания локтями бедер; обратным движением вернуться в И.п. Засчитывается количество сгибаний за 30 с.

    Наклон вперед из положения сидя.

Тест предназначен для измерения активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов.

Методика выполнения. И.п. - сидя на полу (без обуви), ноги вытянуты, стопы вертикально, расстояние между пятками 20-30 см, руки вытянуты вперед (ладонями вниз). Партнер прижимает колени к полу, не позволяя сгибать ноги во время наклонов. В качестве измерителя можно использовать линейку или сантиметровую ленту, протянутую между стопами вдоль внутренней поверхности ног. Отсчет ведут от нулевой отметки, находящейся на уровне пяток испытуемого. Выполняются сначала три медленных наклона (ладони скользят вперед по линейке или ленте), затем четвертый наклон - основной. Это положение испытуемый д 2 с. Результат засчитывается по кончикам пальцев с точностью до 1,0 см. Он записывается со знаком плюс (+), если кончики пальцев оказались за нулевой отметкой, и со знаком минус (-), если пальцы не достали до нее.

Очки выставляются из расчета 5-баллов.


Статистическая система оформления результатов тестирования.

1. Результаты каждого тестирования заносятся в сводные электронные протоколы. В протоколах указывается результат и уровень физической подготовленности учащихся (высокий, средний, низкий) исходя из сопоставления результатов тестирования с показателями сводной таблицы нормативных оценок таблицы.Результаты, соответствующие низкому уровню физической подготовленности, вносят - синим цветом, среднему - зеленым, высокому - красным.

2. На основании данных об уровне физической подготовленности учащихся, полученных в начале учебного года (октябрь), педагог корректирует процесс физического воспитания в каждом классе или параллели классов. Разрабатывают специальные двигательные режимы и методические приемы для коррекции или профилактики отклонений, характеризующих низкий или средний уровень физической подготовленности. Процесс реализации образовательной программы подлежит корректировке, если в группах выявлено свыше 15% учащихся с низким уровнем развития одного или нескольких физических качеств. При высоком уровне развития физических качеств применяются учебно-тренировочные модели по их дальнейшему развитию.

Результаты тестирования подвергаются анализу. Что позволяет корректировать не только сам процесс обучения но и выявление перспектив и направленности в спортивной деятельности.

В конце учебного года (апрель) педагог проводит повторное тестирование. Показатели физической подготовленности занимающихся также заносятся в листок физической подготовленности.

На основании итоговых данных тестирования педагог оценивает физическую подготовленность учащихся, разрабатывает для них рекомендации по индивидуальной физкультурно-оздоровительной деятельности в летний период и составляет планы дополнительной физкультурно-оздоровительной работы на новый учебный год.

Комплекс контрольных упражнений и тестов

для определения уровня физической подготовленности

Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость.

Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.

Быстрота - это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок,

В качестве тестового упражнения предлагается бег на дистанцию 10 м с хода и 30 м со старта

Сила - это способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного напряжения. Проявление силы обеспечивается, прежде всего, силой и концентрацией нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата. В связи с возрастными особенностями, у дошкольников определяются комплексные проявления силы и скорости в скоростно-силовых упражнениях.

Скоростно-силовые способности плечевого пояса можно измерить по расстоянию, на которое ребенок бросает двумя руками набивной мяч (медбол) массой 1 кг стоя ноги врозь, без шага вперед.

Скоростно-силовые способности нижних конечностей определяется по результатам в прыжках в длину с места, в высоту с места, в длину и высоту с разбега (в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги»). Средние показатели представлены в таблице 23.

Другие результаты определения скоростно-силовых способностей представлены в таблице 27:

Контрольное упражнение № 1 – ползание по скамейке 6 м на животе подтягиваясь руками.

Контрольное упражнение № 2, «пресс» – поднимание туловища из положения лежа согнув ноги, максимально быстро в течение 30 секунд.

Ловкость - способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

В связи с таким широким понятием, ловкость можно определять комплексом различных упражнений показывающих разные стороны развития ловкости. Например:

ловкость в беге (челночный, змейкой), таблица 24;

ловкость в координации (равновесие «фламинго»), таблица 25;

ловкость в лазании (влезание по гимнастической лестнице 3 м), таблица 27 (№ 3);

ловкость в точности (метания в цель), таблица 27 (№ 4);

Ловкость в беге можно оценить по результатам бега на дистанцию 10 м она определяется как разница во времени, за которое ребенок пробегает эту дистанцию с поворотом (5 + 5 м) и по прямой. Е.Н. Вавилова рекомендует использовать разницу пробегания дистанции 30 м по прямой и 3 х 10 м (челночный бег) или 30м с обеганием препятствий (змейкой), количество препятствий Е.Н. Вавилова не указывает. Чем меньше разница, тем выше уровень ловкости.

Выносливость - способность противостоять утомлению. Выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.

Общая выносливость определяется скоростью пробегания длинных дистанций:

Силовая выносливость рук определяется по времени виса на прямых руках на гимнастической стенке, спиной к стенке. Упражнение начинается по команде и заканчивается при попытке изменить положение рук, тела (перехватиться), упоре ногой в перекладину.

Ползание выполняется по гимнастической скамейке длиной 6 м (две скамейки по 3 м подряд). Ребенок становится перед торцом скамейки в положении согнувшись, руки в упоре о скамейку. По сигналу – ложится на живот и ползет, подтягиваясь руками. Доползая до конца скамейки – хлопок по подставленному кубику или полу как сигнал финиша.

«Пресс» - поднимание туловища ил положения лежа. Ребенок принимает положение лежа, согнув ноги в коленях (можно до прямого угла). Ноги закреплены. Руки сложены на груди, ладонями на плечи. По сигналу – поднимание туловища до касания локтями колен. Делать максимально быстро в течение 30 секунд.

Упражнения 3 и 4 определяют ловкость в лазании и ловкость в точности.

Лазанье выполняется по гимнастической лестнице соответствующего стандарта. На высоте 3 м укрепляется ориентир (колокольчик, флажок и др.), до которого необходимо дотронуться рукой. Ребенок становится в основную стойку возле лестницы и по сигналу начинает выполнять влезание произвольным способом координации рук и ног с максимально возможной скоростью. Влезание заканчивается, когда ребенок коснется рукой ориентира на высоте 3 м. Спуск выполнять медленно, под контролем руководителя.

Метание выполняется с дистанции 3 метра. Мишень диаметром 70-75 см с 5-ю концентрическими кругами от 1 до 5 очков. Центр мишени – круг диаметром 15 см (5 очков). Ребенок становится напротив мишени на расстоянии 3 м и выполняет 5 бросков малым мячом (7-8 см) стараясь попасть в центр мишени. Результат попаданий записывается суммой «выбитых» очков.

Упражнение 5 – « вис на согнутых руках» определяет силовую выносливость рук . Ребенок, при помощи взрослого фиксирует вис, подтянувшись на согнутых руках до уровня ключиц-плеч. Перекладина может прижиматься к груди, нельзя удерживаться подбородком.

По сигналу, помощь взрослого прекращается, и ребенок старается удержаться в положении виса максимально возможное время. Положение виса считается от сигнала старта (начала виса) до опускания тела с разгибанием рук до прямого угла. Это время фиксируется в секундах.

Гибкость - монофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев. Наиболее важное оздоровительное значение имеет уровень гибкости позвоночника. Определяется контрольным упражнением «наклон вперед сидя» . Для выполнения упражнения ребенок садится с торца гимнастической скамейки, вытягивает руки вперед, фиксируется вертикальное положение позвоночника и нулевая точка касания кончиками пальцев рук. Затем производится наклон вперед со скольжением пальцами и ладонями по поверхности скамейки. Измеряется величина наклона по длине пути кончиков пальцев рук в сантиметрах (таблица 27, № 6). При наклоне необходимо помогать ребенку фиксировать выпрямленные колени. Помогать самому наклону нельзя.

Контроль и тестирование физической подготовленности.

На одном нашем РМО обратили внимание на некоторые интересные моменты. Интересны, на мой взгляд, они и учителю и ученику. Основная мысль здесь научить ученика заботиться о своем здоровье, развивать свои физические качества, повышать спортивное мастерство.

Поэтому предлагалось разработать и составить банк данных на учащихся. Но предлагалось это сделать на одаренных детей, или конкретно занимающихся спортом. Форма была такая: (Фамилия, имя, дата рождения, класс, вид спорта, где, в каких соревнованиях участвовал, достижения, результат) Конечно, такой банк хороший, но имеет и свои минусы. Дело в том, что охватываются только дети, занимающиеся спортом. Поэтому возникло желание охватить всех детей, естественно основной группы, так чтобы они могли сами видеть динамику своего роста и развития, как в плане весоростовых данных, так и в физических показателях. Так захотелось сделать такой комплексный тест, где можно было бы все это отразить, где бы ученик мог видеть свои сильные и слабые стороны, над, чем работать,

Что тренировать. За что получить определенные баллы и сравнить их с другими участниками. Нет никакого сомнения, что особого подхода в физическом развитии требуют подростки до 14 лет. В этом возрасте им многое интересно, многое хочется, много и по плечу; Однако, не рассчитав свои силы и возможности, они могут во многом себе навредить. Так стараются поднять тяжести, хотят заняться бодибилдингом. Хотя, делать это рановато. Не сформировался и не окреп костяк, находится в стадии созревания половая система, гормональные структуры. Такие сильные средства, как упражнения с отягощениями могут повредить, не принести пользу. Однако это вовсе не означаешь, что силовые нагрузки надо полностью исключить из репертуара физ. подготовки подростков. Такие нагрузки должны присутствовать.

Но вместо чисто силовых, ребятам следует выполнять упражнения скоростно-силовые и развивающие скоростную выносливость, к каковым, прежде всего, относятся упражнения с преодолением тяжести собственного тела и с гантелями, вес которых позволяет повторять движения 12-15 раз не меньше.

В школе можно проводить упражнения тестирующие скоростно-силовые качества и силовую выносливость. Но хотелось бы предостеречь от попыток по рекомендованным упражнениям тренировать девочек. Хотя они, как правило, достигают полного развития костной системы и полового созревания раньше юношей. Организм может слишком остро отреагировать на нагрузки, выходящие за пределы его адаптивных возможностей. Так, что речь пока идет у нас о физических нагрузках и их контроле для подростков юношей.

Предлагаемый комплексный тест состоит из пяти упражнений, в целом позволяющий достаточно объективно оценить интегральную скоростно-силовую подготовку ребят.

Упражнения комплексного теста подобраны таким образом, что систематически выполняя их, ученики даже относительно невысокого уровня подготовленности, в состоянии в значительной степени повысить свой физический, прежде всего силовой потенциал.

При подготовке к сдаче тестов надо выполнять предлагаемые упражнения два раза в неделю. Нагрузка - два подхода с максимально возможным количеством повторений в каждом. Кроме прыжка - здесь 4-5 попыток.

Результаты тестирования по каждому упражнению (в баллах) суммируются. Полученные данные дают условную величину уровня физ. подготовки ученика, позволяют представить динамику ее роста, могут послужить основой для планирования работы по развитию той или иной группы мышц подростка, юноши, его физическому совершенствованию в целом.

Упражнения комплексного теста:

1. Прыжок в длину с места. Выполняется с места на полу с разметкой от 1 до 300. При этом выполнение прыжка на расстояние равное росту ученика минус 50 см, является проходным результатом. Начисление баллов начинается с результата, превышающего проходной. Упражнения позволяют тестировать так называемую взрывную силу нижних конечностей.

2. Подъем туловища из положения лежа. Выполняется из положения лежа, ноги согнуты в коленях под прямым углом, ступни закреплены, подбородок опущен на грудь, руки на животе. Время выполнения не ограниченно. Засчитывается каждый подъем туловища, опускание его считается полным, когда лопатки выполняющего касаются пола. Упражнение позволяет контролировать степень развития мышц живота и в какой-то степени общую выносливость.

3. Отжимание на брусьях. Выполняется в упоре на параллельных брусьях. Не допускается раскачивание туловища. Засчитывается каждое полное отжимание (до выпрямления рук). Упражнение позволяет тестировать степень развития мышц-разгибателей и в какой-то степени грудных.

4. Подтягивание на высокой перекладине. Выполняется в висе на высокой перекладине хватом снизу произвольной ширины. Засчитывается каждое полное повторение - подбородок высшее перекладины. Упражнение позволяет тестировать степень развития мышц-сгибателей рук в какой-то мере мышц спины и силу хвата.

5. Жим штанги, лежа на горизонтальной скамье. Выполняется лежа на горизонтальной скамье хват штанги от ширины плеч и шире (по выбору)

Учитывается каждое законченное выжимание (полное выжимание рук в верхней позиции снаряда и касание его грифом груди в нижней)

Внимание! Вес штанги выбирается индивидуально, он должен быть равным 60% веса тела ученика. Упражнение позволяет тестировать относительную силу, а так же степень развития мышц рук, груди и плечевого пояса.

Все упражнения на снарядах состоят из преодоления отягощения, которым служит собственное тело ученика. При этом исходя из биомеханических особенностей каждого упражнения (за исключением жима лежа) тестирующему приходится преодолевать сопротивление, равное примерно 80% веса его тела.

Упражнение со штангой не совсем обычное для практики школьной физической культуры, но в нем предложена несколько уменьшенная величина сопротивления (60% веса). Но все равно необходимо обеспечить страховку ученика - подавать штангу, поддерживать при невозможности выполнения завершающего повторения.

Конечно, предложенная система оценки физической подготовленности не совершенна. Но думаю, что она привнесет неоспоримую пользу в деле совершенствования своего физического развития, бережного отношения к своему здоровью, повышенного спортивного мастерства.

1. Прыжок в длину с места (вычисление баллов)

Пример: рост ученика - 160 см

Проходной результат - 160-50=110 см

Это проходной результат

Ученик прыгнул на 185 см;

185-110 = 75 см

По таблице 75 см соответствует 75 баллам.

2. Вес штанги 60% от веса ученика

Вес штанги вычисляем по формуле:

Вес ученика равен 40 кг

60% - х

х= (40х60): 100 = 2400:100 = 24 кг

итак, 60% веса школьника равно 24 кг, какой и будет вес штанги.

Учитель физической культуры МОУ «СОШ №1 р.п. Татищево» Черкасов А.Г

Спорт

Собираетесь приступить к занятиям спортом? Специалисты советуют для начала проверить свои физические возможности и уровень подготовки, чтобы выбрать наилучшую для себя спортивную программу. Это также поможет вам не перегружать себя лишними упражнениями, и вам проще будет добиться желаемых результатов без опасности травм.

Возможно, вы сами примерно знаете, на каком уровне физической подготовки находитесь. Однако если вы давно не занимались спортом, то вам сложно оценить, что вы можете сделать, а с чем вам следует повременить. Зная свои возможности, вы сможете поставить для себя реальные цели, а также следить за прогрессом, что укрепит вашу мотивацию . Зная о том, с чего начать, вам легче будет определить, к чему стремиться. Проверить себя достаточно просто. Предлагаем вам четыре теста, которые были разработаны Президентским Советом по фитнесу, спорту и питанию.

Что вам может понадобиться

В общей сложности спортивные программы обычно бывают четырех видов: аэробика, силовые программы, программы на гибкость и программы для снижения веса. Для начала вам могут понадобиться:

- Секундомер или часы

Сантиметровая лента

Линейка

Помощь со стороны кого-то для проверки гибкости

Также вам могут понадобиться ручка и блокнот для записи полученных результатов после выполнения каждого из тестов.

1) Проверка аэробного соответствия: быстрая ходьба

Для выполнения данного теста, вам следует пройти быстрым шагом примерно 1,5 километра. Вы можете гулять где угодно – по улицам, по крупному магазину или по бегущей дорожке. Перед началом и после завершения прогулки вам следует измерить свой пульс в минуту и записать данные.

Проверить пульс можно на сонной артерии. Для этого соедините указательный и средний пальцы и приложите их к шее сбоку от трахеи. Или же вы можете проверить пульс на запястье, обхватив его другой рукой и положив пальцы на артерию со стороны большого пальца. Когда вы нащупаете пульс, засеките на секундомере 1 минуту и посчитайте, сколько ударов вы почувствуете.

Можно послушать пульс в течение всего лишь 10 секунд, а затем умножить полученное число на 6.

2) Проверка силы мышц: отжимания

Отжимания помогут вам определить, насколько сильные у вас мышцы. Если вы давно не занимались спортом, попробуйте отжаться от пола с опущенными на пол коленями. Если вы считаете, что имеете кое-какую подготовку, делайте отжимания классическим способом.

-Лягте на живот, согнув руки в локтях и положив ладони на пол.

Держа прямо спину, попробуйте подняться на руках вверх до тех пор, пока полностью не выпрямите руки.

Опустите тело, пока грудь не коснется пола.

Вернитесь в исходное положение.

Посчитайте, сколько отжиманий вы сможете сделать без перерыва. Запишите данные в блокнот.

3) Проверка гибкости: сгибание тела

Для того чтобы проверить свою гибкость, вам необходимо запастись линейкой, позвать помощника и выполнить упражнение, дотягиваясь руками до пальцев ног в положении сидя. Это упражнение помогает определить гибкость задней стороны бедра, бедер и нижней части спины.

-- Сядьте на пол, вытянув вперед ноги.

Перед пятками положите линейку на отметке 0 см.

Попросите помощника держать вам ноги, чтобы вы не смогли их сместить во время упражнения.

Согнитесь и попробуйте вытянутыми руками тянуться вперед, насколько вы можете, удерживая позицию в течение 2 секунд.

Отметьте на линейке расстояние, до которого вы можете дотянуться.

Повторите упражнение 2-3 раза.

Запишите в блокноте ваш самый лучший показатель.

4) Оценка композиции тела: измерение размера талии и индекса массы тела

С помощью сантиметровой ленты измерьте размер вашей талии. Запишите результаты.

Затем определите ваш индекс массы тела. Этот индекс позволяет определить процент лишнего жира в организме. Для этого вам надо разделить ваш вес в килограммах на рост в метрах в квадрате. В идеале у вас должно получиться число от 18 до 25. Это считается нормой. Если больше – значит, у вас есть лишний вес, если меньше – у вас дефицит массы. Запишите данные в блокнот.

5) Наблюдение за прогрессом

Теперь, когда вы знаете уровень своей физической подготовки, вы можете начать спортивную программу и периодически снова проверять его для того, чтобы видеть прогресс. Сделайте проверку через 6 недель после начала тренировок и периодически повторяйте их через такое же количество времени. Ставьте перед собой реальные цели. Вы также можете посоветоваться с тренером и врачом, какие программы вам лучше всего подойдут и дадут лучшие результаты.