Типы зубчатых колес. Смотреть что такое "Зубчатая передача" в других словарях. Износ и ремонт зубчатых передач

А сколько
стоит написать твою работу?

Тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Контрольная работа Задачи Эссе Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Магистерский диплом Он-лайн помощь Отчёт по практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Часть дипломной работы Чертежи Срок 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Сдачи Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь цену

Вместе с оценкой стоимости вы получите бесплатно
БОНУС: спец доступ к платной базе работ!

и получить бонус

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту.

Если в течение 5 минут не придет письмо, возможно, допущена ошибка в адресе.

А сколькостоит написать твою работу?

Рисунок 14 - Привод станка. Основная цель этих типов передач - передача движения. Применяемая мощность является вторичной для точного управления угловым движением. Это зацепление должно поддерживаться с минимальным возможным фланцевым зазором, так что, например, уменьшение толщины зуба только на 0, 01 мм считается отказом зубчатой ​​передачи. Это означает, что сбои из-за износа или чрезмерного размера более присутствуют, чем отказы из-за поверхностной усталости или разрыва зуба.

Чтобы устранить зазор между фланцами и получить такой тип точности, необходимо точно измерить зубы при настройке и использовать специальные методы изготовления и осмотра. Военное оборудование на судах, вертолетах и ​​танках, системы управления в промышленности, роботы, среди прочего, контролируются этими типами передач. В некоторых случаях контрольные механизмы построены в огромных диаметрах, как в обсервационных телескопах, так и в спутниковых трековых антеннах.

Зубчатые передачи

    Зубчатые передачи

    1. Конструкции

    Износ и ремонт зубчатых передач

    1. Замена и ремонт зубчатых колес

      Методы с коростного ремонта зубчатых передач

Список использованной литературы


1. ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ


1.1 Конструкции


Зубчатые передачи применяются почти во всех механизмах, которыми оснащены металлургические цехи (краны и подъемники, рольганги, лебедки перекидных устройств, приводы станов и т.п.)

Рисунок 15 - Передача привода и радара. Автомобили обычно используют цилиндрические шестерни с цилиндрическим зубчатым колесом, цилиндрические шестерни и конические шестерни в коробках передач и дифференциалах. Использование автоматических трансмиссий не исключает передач, напротив, большинство автоматических трансмиссий имеют больше передач, чем обычные передачи.

Передачи транспортных средств страдают от воздействия высоких нагрузок по отношению к занимаемому пространству, но нагрузки большей интенсивности имеют короткую продолжительность. Это позволяет проектировать шестерни на ограниченный ресурс при максимальном крутящем моменте и все еще получать шестерни, которые в течение многих лет работают при среднем рабочем крутящем моменте.

Основными деталями зубчатых передач являются зубчатые колеса (шестерни). Они служат для передачи вращения от одного вала к другому, когда валы находятся не на одной оси.

В зависимости от взаимного расположения валов применяют передачи: цилиндрическую, коническую и винтовую.

Цилиндрическая зубчатая передача служит для передачи вращения с одного на другой параллельно расположенный вал (рис.1, а).

Автобусы, метро, ​​горные машины, поезда используют шестерни, где действие высоких нагрузок, в отличие от автомобилей, длится долгое время. В некоторых приложениях нагрузки, вызванные ударами, разворот нагрузок. Движение на торговых или боевых кораблях требует больших передач, которые могут работать с высокой мощностью и с высокой скоростью.

Из-за высокой скорости точность изготовления должна быть большой. Это требует большой осторожности в отношении обработки поверхности, процесса смазки, жесткости подшипника и вала. Дизайнер должен учитывать как шум, так и грузоподъемность. Только в договорах нагрузки на зубы невелики по сравнению с нагрузками на транспортные механизмы. Поскольку срок службы корабля длинный, цикл нагрузки на высокоскоростной шестерне может составлять от 10 до 1 миллиарда циклов, что делает критический уклон усталости.

Коническая зубчатая передача служит для передачи вращения с вала на вал, расположенные с пересечением осей (рис.1,6).

Винтовая зубчатая передача применяется для передачи вращения с вала на вал, расположенные с перекрещивающимися, но не пересекающимися осями (рис. 1, в).


Для всех передач корабля требуется низкий уровень шума. Это зависит от комфорта, необходимого для пассажиров и здоровья операторов машинного отделения. В связи с этим следует проявлять осторожность с передачами вспомогательных систем, расположенных рядом с жильем, например, в генераторах, лифтах.

Конические зубчатые колеса

Рисунок 17 - Передачи для судового привода. В самолетах редукторные системы используются в пропеллерах, генераторах, насосах, гидравлических регуляторах, шасси и других принадлежностях. В вертолетах основной и хвостовой мотор используют различные механизмы.

Рис. 1. Зубчатые передачи: а - цилиндрическая: б - коническая: в - винтовяя: г-шевронная шестерня.


Зубчатое колесо и рейка служат для преобразования вращательного движения в поступательно-возвратное

Зубья цилиндрических колес могут быть прямыми (рис. 1, а и б), косыми и шевронными (елочными) - рис. 1, г.

Эпициклическая зубчатая передача представляет собой систему передачи энергии, содержащую две планетарные шестерни, между которыми вращается множество планетарных передач. Эти поезда часто используются для уменьшения скорости вращения из-за больших коэффициентов уменьшения, которые допускает эта конфигурация.

Смотреть что такое "Зубчатая передача" в других словарях

Он состоит из нескольких передач. Те, которые совпадают с фиксированной осью в пространстве, являются планетами, те, чья ось вращается вокруг другой, являются спутниками. Спутники удерживаются мобильным шасси, называемым носителем планеты. Единственный поезд состоит из.

Шевронная шестерня состоит как бы из двух шестерен с косыми зубьями, соединенными вместе.

При работе зубчатых колес с прямыми зубьями в зацеплении одновременно находятся один или два зуба, вследствие чего работа передачи сопровождается некоторыми толчками.

Более плавная работа зубчатой передачи достигается применением косых или шевронных зубьев, так как при этом количество зубьев, участвующих в зацеплении, увеличивается.

Входную солнечную шестерню 1, выходную солнечную шестерню 3, один или более спутников, спутник 4. Необходимо установить связь, связывающую три параметра скорости, называемую формулой Уиллиса. Тем не менее во многих случаях в качестве редуктора используется планетарный зубчатый редуктор. То есть, одна из трех движущихся частей заблокирована. Затем получаются следующие случаи.

Другие типы эпициклических поездов

Два планетарных двигателя со спутниками могут быть расположены вокруг или в центре. Это приводит к 4-мя конфигурациям. Спутник с одним зубом, внутренний планетарный и внешний. Спутник с двойным зубом - внутренняя планетарная и внешняя. Спутник с двойными зубьями и 2 внешними планетами.

Зубчатые колеса изготовляют из стальных поковок, стального литья и проката или из чугунных отливок. Для ответственных передач (например, грузоподъемных машин) применение чугунных зубчатых колес не допускается.

Классификация зубчатых колес. В зависимости от назначения передачи, типа зуба и скорости вращения зубчатые колеса подразделяются на четыре класса точности передач по допускам на изготовление и сборку (табл. 119).


Таблица 1 Классификация зубчатых колес



Допускаемая


Тип передач

окружная ско-

Примечание


рость, м/сек


Цилиндрическая

Применим, где точность



и плавность не имеют





значения, а также в


Коническая

ручных и ненагружен-





ных передачах

Цилиндрическая






Коническая





Цилиндрическая "






Коническая





Цилиндрическая

1 При требованиях боль-



1 шой плавности переда-


Коническая

ли, а также в отсчет-



ных механизмах


Зубчатые передачи делают открытыми, полуоткрытыми и закрытыми.

Открытыми называют передачи, которые не имеют кожуха (резервуара) для масляной ванны; смазываются такие передачи периодически консистентной смазкой. Обычно эти передачи тихоходные и применяются преимущественно в простых машинах и механизмах.

Полуоткрытые передачи отличаются от открытых наличием резервуара для жидкой масляной ванны.

Закрытыми называют передачи, которые вместе с подшипниками смонтированы в специальных корпусах.

Смазка шестерен редуктора производится различными способами:

1) при окружных скоростях шестерен выше 12--14 м/сек- струйным способом с подачей, струи в зону начала зацепления зубчатых колес;

2) при окружных скоростях шестерен ниже 12 м/сек - методом окунания.

При смазке методом окунания следует учитывать следующее:

а) большее зубчатое колесо пары должно быть погружено в масло на двух-трехкратную высоту зуба;

б) если у редуктора имеется несколько ступеней, то уровень масла определяется с учетом быстроходности передач.

В последнем случае уровень б (рис. 2) допускается, когда зубчатое колесо 1 тихоходной ступени вращается с небольшой скоростью. В редукторах, имеющих средние и большие


Рис. 2. Струйная смазка шестерен.



Рис. 3. Схема смазки шестерен окунанием.


скорости низко расположенных колес, последние погружают на двух-трехкратную высоту зуба большего колеса, а масло наливают до уровня а. смазки первой ступени ставят вспомогательное зубчатое колесо 3 с узким зубом, подающее смазку на рабочее колесо.

Вязкость заливаемого в редуктор масла выбирают в зависимости от скорости и нагрузки -обычно от 4 до 12°Е при температуре определения вязкости 50° С. При этом учитывают также температурные условия, в которых работает агрегат; при повышении температуры применяют масло большей вязкости, при понижении - меньшей вязкости.

Открытые передачи смазывают обычно консистентными смазками (солидол, консталин и т. д.).

Набивку уплотнений, предусмотренных (чертежами) в подшипниках и по линии стыка корпуса редуктора, следует выполнять весьма тщательно во избежание утечки масла и попадания пыли в редуктор.

    Износ и ремонт зубчатых передач

Зубчатые колеса выходят из строя по двум основным причинам: по износу зубьев и по поломкам их.

Износ обычно является следствием: 1) неполного сцепления и 2) повышенного трения (постепенный износ).

Износ в первом случае является, главным образом, результатом плохого монтажа и при правильной сборке (строгом соблюдении радиального зазора) обычно отсутствует. Однако изменение радиального зазора может быть также следствием выработки вкладышей подшипников, причем в результате выработки подшипников может быть как увеличение радиального зазора, так и его уменьшение (работа в распор).

Если нагрузка на вкладыши передается в стороны, противоположные сцеплению в процессе работы по мере выработки вкладышей возможно увеличение радиального зазора.

Если нагрузка на вкладыши передается в сторону оцепления (например, у зубчатых колес бегунков кранов, в процессе работы по мере выработки вкладыша (в данном примере вкладыша бегунка) возможно уменьшение радиального зазора.

В обоих случаях после смены вкладышей радиальный зазор восстанавливается.

Постепенный износ от повышенного трения зависит от ряда условий, в число которых входит твердость материала, из которого изготовлены шестерни, термообработка, правильность подбора смазки, недостаточная чистота масла и несвоевременность смены его, перегрузка передачи и т. п.

Правильный монтаж и хороший надзор в процессе эксплуатации - основные условия продолжительной и бесперебойной работы оборудования.

Поломки зубьев шестерен происходят по следующим причинам: перегрузка шестерен, односторонняя (с одного конца зуба) нагрузка, подрез зуба, незаметные трещины в материале заготовки и микротрещины, как результат плохо проведенной термообработки, слабая сопротивляемость металла толчкам (в частности, как следствие непроведения отжига отливок и поковок), повышенные удары, попадание между зубьями твердых предметов и т. д.


2.1 Замена и ремонт зубчатых колес.


Рис. 4. Ремонт зубьев при помощи ввертышей с последующей наваркой


Как правило, зубчатые колеса с изношенными и поломанными зубьями подлежат не ремонту, а замене, причем замену рекомендуется производить одновременно обоих колес, входящих в данное зацепление. Однако, когда в зацеплении большое колесо во много раз превышает размер малого, необходимо своевременно заменить малое колесо, которое изнашивается быстрее большого примерно в передаточное число раз. Своевременная замена малого колеса предохранит от износа большое колесо.

Износ зубьев зубчатых колес не должен превышать 10-20 % : толщины зуба, считая по дуге начальной окружности. В малоответственных передачах износ зубьев допускается до 30% толщины зуба, в передачах ответственных механизмов значительно ниже (например, для механизмов подъема груза износ не должен превышать 15%: толщины зуба,- а у зубчатых колес механизмов подъема кранов, транспортирующих жидкий и горячий металл - до 10%").

Шестерни с цементированными зубьями следует заменять при износе слоя цементации свыше 80 %1 его толщины, а также при растрескивании, выкрашивании или отлущивании цементированного слоя.

При поломке зубьев, но не более двух подряд в не особо ответственных передачах (например, механизмы передвижения кранов) допускается восстановление их, которое производится следующим способом: поломанные зубья вырубают до основания, по ширине зуба просверливают два-три отверстия и в них нарезают резьбу, изготовляют шпильки и туго ввертывают их в подготовленные отверстия, приваривают шпильки к шестерне и электросваркой наплавляют металл, придавая ему форму зуба, на зуборезном, фрезерном или строгальном станке или путем опиливания вручную придают наплавленному металлу форму зуба, после чего восстановленный профиль проверяют сцеплением с сопряженной деталью и по шаблону.

Последовательность операций восстановления зуба наплавкой показана на рис. 298.

Для облегчения процесса посленаплавочной обработки зубьев L-редних и больших модулей рекомендуется наплавлять их по



Рис. 5. Последовательность операций при наварке зубьев:

1 - поломанный зуб; 2- место вырубленного зуба; 3 - наплавленный зуб по шпилькам; 4- обработанный (опиленный) зуб.


медному шаблону (рис. 299), применение которого основано на том, что медный шаблон, имеющий форму впадин шестерни, образует грани зуба. При сварке, вследствие высокой теплопроводности меди, металл к шаблону не приваривается и после наплавки шаблон легко вынимается, а наплавленный металл наваривается, образуя форму зуба.

Рис. 6. Метод наплавки зубьев сваркой:

1 - ремонтируемая шестерня;

2 - наплавленный зуб; 3 - медный шаблон.


Наплавка должна вестись обязательно качественными (толстообмазанными) электродами марки не ниже. После наплавки желателен отжиг.

Для особо ответственных механизмов (например, механизмов подъема кранов) наплавка (ремонт) зубьев не допускается, зубчатые колеса в этих случаях- должны заменяться новыми.

Не следует закреплять зубья различного рода ввертышами без сварки или в паз в виде ласточкина хвоста, так как эти способы ненадежны и не обеспечивают нормальной работы оборудования.

Зубчатые колеса с лопнувшим ободом ремонтируют обычно дуговой сваркой, разрабатывая сварочную технологию так, чтобы в результате сварки не образовалось дополнительных напряжений, вызывающих трещины в других элементах колеса (рекомендуется нагрев всей шестерни до красного каления, а также отжиг ее после сварки).

Зубчатые колеса с трещиной в ступице ремонтируют посадкой на ступицу специально откованного или отлитого и проточенного на станке стального бандажа, нагретого до 300-400° С.

Зубчатые колеса особо ответственных передач (например, механизмов подъема кранов), имеющие трещины в ©боде, спицах и ступице, заменяют; ремонт их сваркой или другим методом не разрешается.

Шестерни, вращающиеся с большим числом оборотов, а также зубчатые колеса большого диаметра при средних числах оборотов, необходимо подвергать статической балансировке.


2.2 Методы скоростного ремонта зубчатых передач


Скоростной ремонт зубчатых передач, как и других элементов оборудования, по. своей методике должен быть узловым.

При скоростных узловых ремонтах замена отдельных шестерен или зубчатых колес:не производится, замену их проводят заранее собранными узлами, причем, как это указано ранее, при рассмотрении, типов узлов, как ремонтно-монтажных единиц, может быть три:

    крупные узлы, в состав которых входят спорные корпусы
    (например, корпусы редукторов) и весь комплекс зубчатых зацеплений, смонтированных в данных корпусах;

    группа связанных между собой при помощи зубчатых зацеплений индивидуальных узлов (например, валы, поз. /, 2, 3, совместно с, теми; деталями, которые смонтированы на них);

    отдельные индивидуальные узлы, в состав которых входят зубчатые колеса.

В зависимости от специфических условий, характерных для данного ремонта, в план организации работ принимается один из указанных видов узлового ремонта.

Наиболее качественным является скоростной ремонт, проводимый путем замены отдельных крупных узлов - редукторов.

Однако в этом случае необходимо, чтобы, во-первых, демонтируемый и вновь монтируемый редукторы были взаимозаменяемы, и, во-вторых, заранее была подготовлена соответствующая такелажно-монтажная оснастка.

Типизация редукторов, т. е. утверждение для данного цеха или предприятия в целом определенных типов и размеров взаимозаменяемых редукторов является важнейшим мероприятием, обеспечивающим проведение скоростных высококачественных ремонтов.


Список использованной литературы

    Сборка машин в тяжелом машиностроение / Б.В. Федоров, В.А. Вавуленко и др. 2-е изд.. М.: Маш-е, 1987г.

    Справочник-технолога- машиностроителя: в 2-х т. Под редакцией А.Г.Косиловой М.: Маш-е, 1985г.

    Металлорежущие станки. Учеб. Пособие для втузов. Н.С. Колев и др. М.: Маш-ие, 1980г.

    Схиртладзе А.Г., Новиков В.Ю., Тулаев Ю.И. Технологическое оборудование машин-ных производств. Учеб. Пособие. М.: Изд-во «Станкин», 1997г.

Похожие рефераты:

Выбор электродвигателя, кинематический расчет и схема привода. Частоты вращения и угловые скорости валов редуктора и приводного барабана. Расчет зубчатых колес редуктора. Выносливость зубьев по напряжениям изгиба. Расчёт вращающих моментов вала.

Классификация зубчатых передач по эксплуатационному назначению. Система допусков для цилиндрических зубчатых передач. Методы и средства контроля зубчатых колес и передач. Приборы для контроля цилиндрических зубчатых колес, прикладные методы их применения.

Расчет срока службы приводного устройства. Выбор двигателя, кинематический расчет привода. Выбор материалов зубчатых передач. Определение допустимых напряжений. Расчет закрытой конической зубчатой передачи. Определение сил в зацеплении закрытых передач.

Изучение конструкции цилиндрического двухступенчатого редуктора, измерение габаритных и присоединительных размеров. Определение параметров зубчатого зацепления. Расчет допускаемой нагрузки из условия обеспечения контактной выносливости зубчатой передачи.

Проектирование прямозубого редуктора. Выбор электродвигателя привода. Расчетное напряжение изгиба в опасном сечении зуба шестерни. Конструктивные размеры зубчатых колес и элементов корпуса. Основные параметры зубчатой пары. Ориентировочный расчет валов.

Кинематический, силовой расчёты привода. Определение мощности на валу исполнительного механизма. Определение расчётной мощности вала электродвигателя. Определение частоты вращения вала исполнительного механизма. Расчет закрытых цилиндрических передач.

Шарнирно-рычажные механизмы применяются для преобразования вращательного или поступательного движения в любое движение с требуемыми параметрами. Фрикционные - для изменения скорости вращательного движения или преобразования вращательного в поступательное.

Изучение теоретических основ нарезания зубчатых колес методом обкатки зубчатой рейкой. Построение профилей колес с помощью прибора. Фрезерование зубьев цилиндрического колеса. Форма зуба в зависимости от смещения. Положение рейки относительно колеса.

Кинематическая схема привода ленточного конвейера. Кинематический расчет электродвигателя. Определение требуемуй мощности электродвигателя, результатов кинематических расчетов на валах, угловой скорости вала двигателя. Расчет зубчатых колес редуктора.

Описание внешнего вида механизма зубчатой передачи. Кинематический расчёт. Расчёт геометрии передачи и её деталей. Силовой расчёт механизма. Расчёт зацепления на прочность, прочности одного из валов механизма. Выбор конструкционных материалов.

Определение расчетной мощности электродвигателя, передаточного числа привода. Расчет мощностей, передаваемых валами привода, и крутящих моментов. Проектный расчет тихоходной и конической зубчатых передач, подшипников вала по статической грузоподъемности.

Методика проектирования трехступенчатого цилиндрического редуктора. Порядок определения допускаемых напряжений. Особенности расчета 3-х ступеней редуктора, промежуточных валов и подшипников для них. Специфика проверки прочности шпоночных соединений.

Преимущества и недостатки планетарных передач над обычными, область применения. Принцип работы и основные звенья планетарных передач. Волновые зубчатые передачи, конструктивная схема, принцип работы, преимущества и недостатки волновых передач.

Параметры цилиндрических косозубых колес. Конструкции и материалы зубчатых колес, их размеры и форма. Конические зубчатые передачи и ее геометрический расчет. Конструкция и расчет червячных передач. Основные достоинства и недостатки червячных передач.

Проектирование червячной передачи. Проектирование цилиндрической зубчатой передачи. Расчет мертвого хода редуктора. Точность зубчатых и червячных передач. Допуски формы и расположения поверхностей зубчатых колес, червяков. Конструктивные элементы валов.

Кинематический расчет передачи и выбор электродвигателя. Расчет цилиндрической передачи. Ориентировочный расчет валов. Расчет основных размеров корпуса редуктора. Подбор подшипников и муфт. Выбор смазочного материала для зубчатой передачи и подшипников.

Зубчатая передача

механизм, состоящий из колёс с зубьями, которые сцепляются между собой и передают вращательное движение, обычно преобразуя угловые скорости и крутящие моменты.

З. п, разделяют по взаимному расположению осей на передачи (рис. 1 ): с параллельными осями - цилиндрические; с пересекающимися осями - конические, а также редко применяемые цилиндро-конические и плоско-цилиндрические; с перекрещивающимися осями - зубчато-винтовые (червячные, гипоидные и винтовые). Частным случаем З. п. является зубчато-реечная передача, преобразующая вращательное движение в поступательное или наоборот. В большинстве машин и механизмов применяют З. п. с внешним зацеплением, т. е. с зубчатыми колёсами, имеющими зубья на внешней поверхности, реже - с внутренним зацеплением, при котором на одном колесе зубья нарезаны на внутренней поверхности.

Зубчатые колёса выполняют: с прямыми зубьями для работ при невысоких и средних скоростях в открытых передачах и в коробках скоростей; с косыми зубьями для использования в ответственных передачах при средних и высоких скоростях (свыше 30% всех цилиндрических зубчатых колёс); с шевронными зубьями для передачи больших моментов и мощностей в тяжёлых машинах; с круговыми зубьями - во всех ответственных конических З. п. Как правило, в машинах и механизмах применяют З. п. с постоянным передаточным числом (См. Передаточное число)

где w 1 , z 1 и w 2 , z 2 - угловая скорость и число зубьев соответственно быстроходного и тихоходного зубчатых колёс. З. п. с переменным передаточным числом осуществляют некруглыми цилиндрическими колёсами, которые ведомому элементу сообщают заданную плавно изменяющуюся скорость при постоянной скорости ведущего. Такие З. п. применяют редко. Передаточное число одной пары колёс в редукторах обычно до 7, в коробках скоростей - до 4, в приводах столов станков -до 20 и более. Окружные скорости для высокоточных прямозубых З. п. - до 15 м/сек, для косозубых - до 30 м/сек, в быстроходных передачах скорости достигают 100 м/сек и более.

З. п. являются наиболее рациональным и распространённым видом механических передач. Их применяют для передачи мощностей - от ничтожно малых до десятков тысяч квт, для передачи окружных усилий от долей грамма до 10 Мн (1000 mc ). Основные достоинства З. п.: значительно меньшие габариты, чем у др. передач; высокий кпд (потери в точных, хорошо смазываемых передачах 1-2%, в особо благоприятных условиях 0,5%); большая долговечность и надёжность; отсутствие проскальзывания; малые нагрузки на валы. К недостаткам З. п. можно отнести шум при работе и необходимость точного изготовления.

Зубчатые колёса находятся в т. н. зубчатом зацеплении, основной кинематической характеристикой которого является постоянство мгновенного передаточного отношения при непрерывном контакте зубьев. При этом общая нормаль (линия зацепления) к профилям зубчатых колёс в любой точке их касания должна проходить через полюс зацепления (рис. 2 ). В цилиндрических передачах полюсом зацепления является точка касания начальных окружностей зубчатых колёс, т. е. окружностей, которые катятся друг по другу без скольжения. Диаметры начальных окружностей d 1 и d 2 можно определить из соотношений:

где А - межосевое расстояние (расстояние между осями колёс). Указанному условию удовлетворяют многие кривые, в частности эвольвенты, которые наиболее выгодны для профилирования зубьев с точки зрения сочетания эксплуатационных и технологических свойств, поэтому Эвольвентное зацепление получило преимущественное применение в машиностроении. Колёса с эвольвентным профилем могут быть нарезаны одним инструментом, независимо от числа зубьев и так, чтобы каждое эвольвентное колесо могло входить в зацепление с колёсами, имеющими любое число зубьев. Профиль зубьев инструмента может быть прямолинейным, удобным для изготовления и контроля. Эвольвентное зацепление мало чувствительно к отклонениям межосевого расстояния. Контакт профилей зубьев происходит в точках линии зацепления, проходящей через полюс зацепления касательно к основным окружностям с диаметрами d 01 = d 1 cos α и d 02 = d 1 cos α, где α - угол зацепления. Основной размерный параметр эвольвентных и др. зубчатых зацеплений - модуль m, равный отношению диаметра делительной окружности зубчатого колеса d д к числу зубьев z. Для некорригированных эвольвентных зацеплений (см. Корригирование зубчатых колёс) начальные и делительные окружности совпадают:

d 1 = d д1 = mz 1 и d 2 = d д2 = mz 2 .

Профиль т. н. производящей рейки при образовании зубчатого колеса очерчивается по исходному контуру основной рейки (рис. 3 ), которая получается при увеличении числа зубьев нормального эвольвентного зубчатого колеса до бесконечности. Зубья производящей рейки имеют увеличенную высоту h = (h’ + h’’ ) для образования радиального зазора в зацеплении (c o m ), толщину по делительной окружности s, радиус закругления r i , шаг зацепления t, угол зацепления α д. В косозубых колёсах исходный контур принимают в сечении, нормальном к линии зуба.

В конической З. п. (рис. 4 ) начальные цилиндры заменяются начальными конусами 1 и 2 . Профили зубьев приближённо рассматриваются как линии пересечения боковых поверхностей зубьев с дополнительными конусами 3 и 4, соосными начальным, но с образующими, перпендикулярными образующим начальных конусов. Модуль, начальные и делительные окружности измеряют на внешнем дополнительном конусе. Для удобства профилирования зубьев дополнительные конусы развертывают на плоскость 5 и 6. Эвольвентное зацепление может быть улучшено корригированием. Кроме эвольвентного зацепления, в часовых механизмах и некоторых др. приборах применяют циклоидальное зацепление, работающее с меньшими потерями на трение и позволяющее применять зубчатые колёса с малым числом зубьев, но не обладающее указанными достоинствами эвольвентного зацепления. В тяжёлых машинах наряду с эвольвентными передачами применяют круговинтовые передачи (рис. 5 ), предложенные в 50-х гг. 20 в. М. Л. Новиковым. Профили зубьев колёс в зацеплении Новикова очерчиваются дугами окружностей. Выпуклые зубья одного зубчатого колеса (обычно малого) контактируют с вогнутыми зубьями другого. Начальное касание (без нагрузки) происходит в точке. В передаче Новикова зубчатые колёса косозубые. Точки контакта зубьев перемещаются не по высоте зубьев, а только в осевом направлении, т. о. линия зацепления параллельна осям колёс. К достоинствам таких З. п. относятся: пониженные контактные напряжения, благоприятные условия для образования масляного клина, возможность применения колёс с малым числом зубьев и, следовательно, большие передаточные числа. Несущая способность передач Новикова по критерию контактной прочности существенно выше, чем эвольвентных.

Для удовлетворительной работы З. п. необходима достаточная их точность. Для З. п. предусмотрено 12 степеней точности, выбираемых в зависимости от назначения и условий работы передачи.

Основные причины выхода из строя З. п. - поломки зубьев, усталостное выкрашивание поверхностных слоев зубьев, абразивный износ, заедание зубьев (наблюдаемое при разрушении масляной плёнки от больших давлений или высоких температур).

Основными материалами для зубчатых колёс являются легированные стали, подвергаемые термической или химико-термической обработке: поверхностной закалке, преимущественно токами высокой частоты, объёмной закалке, цементации, нитроцементации, азотированию, цианированию. З. п. из сталей, улучшаемых термообработкой до нарезания зубьев, изготовляют при отсутствии жёстких требований к их габаритам, чаще всего в условиях мелкосерийного и индивидуального производства. При особых требованиях к бесшумности и малых нагрузках одно из зубчатых колёс делают из пластмассы (текстолита, капролона, древеснослоистых пластиков, полиформальдегида), а сопряжённое - из стали. З. п. рассчитывают на прочность по напряжениям изгиба в опасном сечении у основания зубьев и по контактным напряжениям в полюсе зацепления.

З. п. применяют в виде простых одноступенчатых передач и в виде различных сочетаний нескольких передач, встроенных в машины или выполненных в виде отдельных агрегатов. Широко используют З. п. для понижения угловых скоростей и повышения крутящих моментов в Редуктор ах. Редукторы выполняют обычно в самостоятельных корпусах одно-, двух- и трёхступенчатыми с передаточными числами соответственно 1,6-6,3; 8-40; 45-200. Наиболее распространены двухступенчатые редукторы (около 95%). Для получения различных частот вращения выходного вала при постоянной скорости приводного двигателя применяют коробки скоростей (См. Коробка скоростей). Возможности зубчатых механизмов расширяются с применением планетарных передач (См. Планетарная передача), которые используются в качестве редукторов и дифференциальных механизмов (См. Дифференциальный механизм). Небольшие габариты и масса планетарных З. п. обусловливаются распределением нагрузки между несколькими совершающими планетарное движение зубчатыми колёсами (сателлитами) и применением внутреннего зацепления, обладающего повышенной несущей способностью. При переходе от простых передач к планетарным достигается уменьшение массы в 1,5-5 раз. Наименьшие относительные габариты имеют волновые передачи (См. Волновая передача), обеспечивающие передачу больших нагрузок при высокой кинематической точности и жёсткости.

Лит.: Кудрявцев В. Н., Зубчатые передачи, М. - Л., 1957; Решетов Д. Н., Детали машин, М., 1963; Часовников Л. Д., Передачи зацеплением, М., 1969; Детали машин. Справочник, под ред. Н. С. Ачеркана, т. 3, М., 1969.

Д. Н. Решетов.


Рис. 2. Образование эвольвентных профилей: NN - общая нормаль; Р - полюс зацепления; α - угол зацепления; ω 1 и ω 2 - угловые скорости; 1 и 2 - зубчатые колёса.



Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Зубчатая передача" в других словарях:

    Зубчатая передача - Зубчатая передача. Зубчатые колеса: а прямозубые; б косозубые; в шевронные; г конические. ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА, механизм для передачи вращательного движения между валами и изменения частоты вращения. Зубчатые передачи могут быть встроены в машину,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Передача с использованием зубчатого зацепления. Один из старейших способов передачи вращения между валами, широко применяемый и в настоящее время, особенно в тех случаях, когда требуются постоянные отношения частот вращения. Зубчатые колеса… … Энциклопедия Кольера

    зубчатая передача - передача Трехзвенный механизм, в котором два подвижных звена являются зубчатыми колесами, образующими с неподвижным звеном вращательную или поступательную пару. [ГОСТ 16530 83] Тематики передачи зубчатые Обобщающие термины понятия, относящиеся к… … Справочник технического переводчика

    Трехзвенный механизм, в котором 2 подвижных звена являются зубчатыми колесами (или колесом и рейкой, червяком), образующими с неподвижным звеном (корпусом, стойкой) вращательную или поступательную пару. Различают зубчатые передачи цилиндрические … Большой Энциклопедический словарь

    ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА - трёхзвенный механизм, в котором два подвижных звена являются зубчатыми колёсами (или колесом и рейкой, червяком), образующими с неподвижным звеном (корпусом, стойкой) вращательную или поступательную пару. Различают З. п. цилиндрические,… … Большая политехническая энциклопедия

    Цилиндрическая зубчатая передача Зýбчатая передача это механизм или часть механизма механической передачи, в состав которого входят зубчатые колёса. Назначение: передача вращательного движения между валами, которые могут иметь параллельные … Википедия

    Механизм для передачи вращательного движения между валами и изменения частоты вращения, состоящий из зубчатых колёс (либо из зубчатого колеса и рейки) или из червяка и червячного колеса. Звенья простейшей одноступенчатой зубчатой передачи стойка … Энциклопедический словарь

    Механизм для передачи вращат. движения между валами и изменения частоты вращения, состоящий из зубчатых колёс (либо из зубчатого колеса и рейки) или из червяка и червячного колеса. Простейшая одноступенчатая 3. п. состоит из стойки, ведущего и… … Большой энциклопедический политехнический словарь

    зубчатая передача - krumpliaratinė perdava statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. gear train; gear transmission; gearing vok. Zahnradübersetzung, f; Zahnradgetriebe, n; Zahnradtrieb, m rus. зубчатая передача, f pranc. commande par engrenages, f ryšiai:… … Automatikos terminų žodynas

    зубчатая передача - шестерня. шестеренка. зубчатка. зубчатое зацепление. зубчатая пара. червяк. червячная передача. гипоидная передача. глобоидная передача. планетарная передача. косозубый (# шестерня). шевронный (# колесо). зуборезный (# станок). зубодолбежный.… … Идеографический словарь русского языка