Конспект утренняя гимнастика в старшей группе кратко. Утренняя гимнастика в старшей группе доу

Цель и задачи: развивать равновесие и координацию движений, мышцы рук и ног, проводить профилактику плоскостопия;

воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.

Оборудование: Кегли-гномы красные и синие (по количеству детей), разноцветные обручи, «дорожки здоровья», картинки с изображением гномов, карточка со стрелкой, аудиозапись с танцевальной музыкой.

I . Вводная часть.

Ребята, сегодня мы отправляемся в сказочную страну, где живут гномы. В путь шагом марш!

1) ходьба в колонне по одному (0,5, темп средний)

2) прыгаем через ручей приставным шагом (0,5, темп быстрый)

3) к ручью пришли «уточки» -в полном приседе (0.25, темп медленный)

4) по дорожкам через «болото» -по диагонали зала (2р., темп медленный)

5) «подгоняем» ножки ладошками-взахлёст голени сзади (0,5, темп быстрый)

6) лёгкий бег с переходом на шаг

Построение в шеренгу и дыхательное упражнение «Вдыхаем свежий воздух волшебной страны»

Гномы нас уже встречают и в гости приглашают.

Перестроение в 4 колонны с кеглями-гномами.

II. Основная часть.

1) «приветствие»: и. п. стоя, руки за спиной. Шаг в правую сторону, наклон головы вернуться в и. п., шаг в левую сторону в и. п. (6р., темп быстрый)

2) «рассмотрим гномов»: на высоких четвереньках обходим гномов (3р. с одной стороны и 3р. с другой стороны, темп медленный)

3) «пробуем фрукты»: и. п. стоя, ноги вместе, руки опущены вниз. Присесть, отставив одну ногу назад, руками упереться в пол, вернуться в и. п., присесть, отставив другую ногу назад в и. п. (6 р., темп средний), из упора в приседе переходим в положение сидя.

4) «вертящийся указатель»: возьмем в руки гномов и будем поворачивать их туда, куда указывает стрелка на карточке. Сидя - кегли вверх, вниз, вправо, влево, то же в положении лёжа на спине, лёжа на животе (по 4р., темп средний)

5) «слушаем гномов»: и. п. стоя, руки с кеглями-гномами вытянуты вперёд, ноги вместе, подносим кеглю к каждому уху и в соответствии с карточкой - «молчун» - молчим, хмурим брови, «говорун» - улыбаемся (по 6р., темп разный)

6) «что рассказали гномы?»: они любят танцевать прыгать и скакать. Танцевальные движения: руки на пояс, ноги в стороны, крестиком; одна нога впереди, другая сзади - меняем, прыжки на двух ногах - руки поочерёдно поднимаем вверх

III . Заключительная часть.

На память гномам подарим воздушные шарики: дыхательное упражнение «надуваем шарики».

Посадим гномов в «домики» (обручи) и попрощаемся с ними.

Перестроение из колонн в одну колонну, проходим один круг, машем гномам «до свидания».

Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.

Задачи:

Создать радостный эмоциональный подъём, «разбудить» организм ребёнка, настроить на действенный лад

Воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям

Развивать все группы мышц, координацию движений. Силу и выносливость

Воспитывать умение одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнения под музыку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Сказка»

г. Ртищево Саратовской области

Конспект утренней гимнастики

в старшей группе

Подготовила и провела:

Никитина И.С.

2012г

Конспект утренней гимнастики в старшей группе

Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.

Задачи:

Создать радостный эмоциональный подъём, «разбудить» организм ребёнка, настроить на действенный лад

Воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям

Развивать все группы мышц, координацию движений. Силу и выносливость

Воспитывать умение одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнения под музыку

Вводная часть. (Песня гр. Барбарики- «Бананамама»)

Построение и ходьба обычная в колонне по одному

Корригирующая ходьба с различным положением рук: ходьба на носках - руки вверх, ходьба на пятках - руки в стороны, ходьба на внешней стороне стопы- руки на поясе.

Подскоки

Бег в умеренном темпе

Ходьба с высоким подниманием коленей

Ходьба обычная с перестроением в 3 звена

Основная часть (песня «Забавы» из м /ф «Летучий корабль» в исп. Златы Анисимовой.)

1. И. п

1-наклон головы вправо, плечи поднять

2- И. п

3- наклон головы влево, плечи опустить

4- И. п

Повторить 6 раз

2. И. п

1-2- правую руку отвести в сторону

3-4- вернуться в И. п

Тоже влево

И. п

1-2- руки вверх, ноги на носки

3-4- И. п.

1-2- наклон туловища вниз, руки вниз

Повторить 2 раза. Прыжком поставить ноги врозь

3. И. п - ноги на ширине плеч, руки перед грудью, правая перед левой, взмахи над головой - 4 раза

И. п. - ноги на ширине плеч. Руки в стороны

1-согнуть руки в локтях перед грудью

2-И. п. -2 раза

Повторить 2 раза

4. 1-8- ходьба обычная на месте

5. И. п. - О. с

1-2- приставной шаг вправо, руки полукруг внизу

3-4- приставной шаг вправо, руки целый круг вправо

Тоже влево

Повторить 2 раза

6. И. п. - ноги на ширине плеч, руки отвести назад

1-наклон корпуса вправо - вниз

2-наклон корпуса прямо - вниз

3- наклон корпуса влево - вниз

Повторить 3 раза

7. И. п. - О. с

1-3- шаг правой ногой вправо, руки перед грудью, взмах

4- И. п.

Тоже влево

Повторить 3 раза

8. И. п. Ходьба на месте не отрывая ног от пола со взмахами рук вверх-вниз

9. И. п- руки в стороны

1-2- присесть, обнять колени руками

3-4- И. п.

Повторить 2 раза

10. И. п. - ноги на ширине плеч

1-2- поднять правое колено, руки вниз

3-4- И. п.

Тоже слева

Повторить 8 раз

11. И. п.

Прыжки

1-ноги в стороны, руки в стороны

2- И. п.

Повторить 8 раз

Заключительная часть (песня гр. Барбарики - «Бананамама»)

Перестроение в колонну по одному, обычная ходьба, с выполнением задания для рук: руки вперёд, руки вверх. Руки в стороны, руки вниз

Боковой галоп, руки на поясе

Ходьба широким шагом

Ходьба обычная с перестроение в круг

И. п. Сидя на пятках. Руки свободные

1-2- встать на колени, руки вверх, посмотреть на руки. Прогнуться

Повтор 3 раза

Массаж

И. п. Сидя на пятках, руки свободные

«Вот у нас игра какая:

Хлоп, ладошка (хлопки в ладоши)

Хлоп другая!

Правой, правою ладошкой (похлопывания по левой руке от плеча к кисти)

Мы пошлёпаем немножко

А потом ладошкой левой (похлопывания по правой руке)

Ты хлопки погромче делай

А потом, потом, потом (лёгкое похлопывание по щекам)

Даже щёчки мы побьём.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! (хлопки над головой)

По коленкам! Шлёп! Шлёп! (хлопки по коленям)

По плечам себя похлопай (хлопки по плечам)

По бокам себя пошлёпай (хлопки по бокам)

Можем хлопнуть за спиной (хлопок за спиной)

Хлопаем перед собой! (хлопок перед грудью)

Справа - можем! Слева - можем!

И крест-накрест руки сложим! (поколачивание по груди справа, слева)

И погладим мы себя.

Вот какая красота (поглаживание по рука, груди, бокам, спине, ногам)


Удовлетворение потребности детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) в двигательной активности является одной из приоритетных задач программы работы детского сада. Среди форм проведения физкультурно-оздоровительной работы особое место занимает утренняя гимнастика. Кроме своего основного предназначения: сохранения и укрепления здоровья, зарядка с утра помогает воспитывать волевые качества ребёнка. Учитывая столь широкий спектр целей и задач организации утренней гимнастики в учебно-воспитательной деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), психолого-педагогическим и методическим аспектам её проведения в старшей группе стоит уделить особое внимание.

Роль зарядки в образовательном процессе

Утренняя гимнастика (зарядка, гигиеническая гимнастика) представляет собой комплекс физических нагрузок в игровой форме, составляющий часть двигательного режима воспитанников детского сада, который помогает укреплять, сохранять и совершенствовать физическую форму, а также способствует успешному началу рабочего дня и организации последующих видов деятельности.

Цели и задачи организации зарядки

В работе с детьми старшей группы целями подготовки и проведения утренней гимнастки является:

  • совершенствование двигательных навыков (бега, прыжков, приседаний);
  • проведение профилактических мер, направленных на предотвращение развития плоскостопия, нарушений осанки;
  • выработка красиво ходить;
  • закрепление умения соотносить свои движения с темпом и ритмом, в которых работают товарищи;
  • воспитание основ культуры здоровья, связанных с осознанием его ценности;
  • приобщение к занятиям спортом (многие ребята старшего дошкольного возраста пробуют свои силы в занятиях любительским или профессиональным спортом);
  • воспитание трудолюбия, целеустремлённости, дисциплинированности, а также поощрение самостоятельности.

Утренняя зарядка направлена на общее физическое развитие детей

Чтобы реализовать поставленные цели, при проведении зарядки педагог решает следующие образовательные задачи:

  • способствовать пробуждению организма ребёнка (к примеру, в старшем дошкольном возрасте у большинства детей уже вполне сформирован биологический ритм подъёма и отхода ко сну, поэтому «совам» начинать новый рабочий день приходится нелегко, а значит, они нуждаются в помощи);
  • стимулировать работу сердца, сосудов и органов дыхания (например, с помощью беговых упражнений и прыжков), активизирует зрительные и слуховые каналы восприятия;
  • тренировать и укреплять мышцы;
  • повышать выносливость (это достигается за счёт обогащения тканей и органов кислородом в процессе выполнения зарядки);
  • задавать организованный характер занятиям другими видами деятельности;
  • объединять ребят общим видом активности (утренняя гимнастика переключает внимание детей с игр, общения на выполнение единого для всех комплекса физических упражнений);
  • знакомиться с разными видами спорта, в том числе и сезонными (дети также узнают факты из истории того или иного вида спорта, имена известных спортсменов и пр.);
  • выделять виды спорта для занятий вне стен детского сада (одним из способов это сделать является близкое знакомство с разными видами спортивных занятий - посещение местного катка, бассейна).

Условия для организации зарядки в старшей группе

Требования к проведению комплекса физических упражнений с утра регламентированы Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).


Виды упражнений для утренней гимнастики в старшей группе

Скука - главный враг любого вида деятельности, в том числе и зарядки. Однако у этого вида активности есть ещё и задача воздействовать на все группы мышц. То есть помочь всестороннему физическому становлению малыша и при этом не наскучить можно созданием комплексов упражнений игрового характера, направленных на решение конкретной задачи развития. Поэтому существует несколько видов заданий для зарядки:


Это интересно. Последний вид утренней гимнастики применим в том случае, если материально-техническая база ДОУ позволяет обеспечить спортивный зал подобным оборудованием. Но при отсутствии такой возможности, упражнения можно разнообразить применением ручных эспандеров в виде зверушек, «стреляющих» мягкими мячиками. Как показывает практика, малыши с большим азартом включаются в соревнования «Кто дальше выстрелит».

Видео: зарядка с массажными ковриками в старшей группе

https://youtube.com/watch?v=ZOn6VWbI14M Video can’t be loaded: Утренняя гимнастика в старшей группе ДОУ (https://youtube.com/watch?v=ZOn6VWbI14M)

Из чего состоит утренняя гимнастика

Вне зависимости от того, сюжетный или бессюжетный комплекс отрабатывается, каждая зарядка включает задания на:

  • укрепление мышечного скелета;
  • бег (с препятствиями и без, медленный и быстрый и т.д.);
  • ходьбу в спокойном темпе и/или игру подвижного характера.

Приёмы для проведения зарядки

Поскольку зарядка является полноценной частью образовательного процесса, то при её подготовке и проведении педагог пользуется стандартным набором из четырёх групп приёмов.

Словесные приёмы

В старшем дошкольном возрасте слово становится основным средством воздействия на ребёнка, оставив позади даже зрительный канал восприятия. Ребята 5–6 лет учатся составлять цельные, логичные монологические высказывания, активно включаются в диалог, поэтому речь взрослого для них представляет своего рода образец, модель для подражания.

Объяснение

Как уже было сказано, педагог вдаётся в детальное описание порядка выполнения упражнения только в первый-второй день знакомства с комплексом. Затем взрослый призывает самих детей вспоминать, что за чем выполняется. При этом даже в те первые 1–2 дня объяснения нужно строить логично, используя конкретные понятия, простые синтаксические конструкции и доступную для понимания малышами лексику.

Это интересно. Во многих ДОУ в старших группах вводятся дополнительные часы изучения иностранного языка. К тому же со многими детьми родители занимаются английским языком (французским, испанским и т.д.). Поэтому методически целесообразным может быть проведение зарядки на иностранном языке с привлечением актуального лексического материала. Например, при изучении частей тела, времён года и т.д.

Видео: утренняя гимнастика на английском языке «Части тела»

https://youtube.com/watch?v=h4eueDYPTIg Video can’t be loaded: Head, Shoulders, Knees & Toes - Exercise Song For Kids (https://youtube.com/watch?v=h4eueDYPTIg)

Загадки и стихотворения

Одним из наиболее актуальных вопросов, связанных с организацией любого вида деятельности в детском саду, является поиск подходящих способов мотивировать малышей. К беспроигрышным вариантам включить детей в работу относятся загадки: кроме актуализации опорных знаний, этот словесный приём ещё и пробуждает в ребятах азарт разгадать вопрос и дать ответ быстрее товарищей.

Загадки помогают привлечь внимание детей и отвлечь их от других видов деятельности

В своей практике я использую загадки перед началом сюжетных комплексов. Например, для блока «Явления природы», мы с малышами отгадываем, о каких именно проявлениях окружающей среды пойдёт речь:

  • Ходил, бродил по крыше, То громко, то потише. Ходил, бродил, постукивал, Хозяев убаюкивал. (Дождь);
  • Летом он, как дождь идёт, И собой природу бьёт. Плачет от него природа, Что же бьёт так с небосвода? (Град);
  • Что за мостик разноцветный Мы увидим каждым летом Через речку, через лес. Повисел он и …исчез! (Радуга);
  • Лёгкий, белый и пушистый, А на солнышке искристый, Лишь зимой у нас бывает И в ладошке быстро тает. (Снег).

Стихотворения также представляют собой отличную мотивационную основу. При проведении зарядки, состоящей из упражнений общеразвивающего характера без сюжета, с воспитанниками старшей группы мы повторяем стихотворение о пользе физкультуры:

  • Мы бежим быстрее ветра! Кто ответит, почему? Ваня прыгнул на два метра! Кто ответит, почему? Оля плавает, как рыбка! Кто ответит, почему? На губах у нас улыбка! Кто ответит, почему? Может «мостик» сделать Шура! По канату лезу я. Потому что с физкультурой Мы давнишние друзья!

Рифмовки могут использоваться не только в качестве способа начать утреннюю гимнастику, но и как основа проведения зарядки, в которой слова иллюстрируются движениями.

Это интересно. Некоторые рифмованные комплексы могут носить соревновательный характер.

Таблица: примеры гимнастики в стихах для старшей группы

Название Слова движения
«Лесные животные» Мишка ходит косолапый,
Сильно расставляя лапы (изображаем, как, переваливаясь, ходит мишка),
Белка прыгает по лесу –
Рыжехвостая принцесса (подпрыгиваем).
Очень плавно и без страха
Ходит в поле черепаха (становимся на четвереньки и медленно передвигаемся).
Лошадь бегает рысцою
И прокатит нас с тобою (бегаем, перебирая ногами, как лошадь).
Ну, а цапля, чудо-птица,
Длинноногая девица,
Простояла, словно свечка,
На одной ноге весь вечер!
(Все поджимают одну ногу и стоят так, кто сколько выдержит. Ведущий считает: один, два, три и т.д., дожидаясь проигравших. Кто дольше всех продержался, стоя на одной ножке, тот и выиграл).
«Грибы» Боровик ведёт зарядку:
-Рассчитаться, по порядку!
В шляпках круглых и на ножке,
На полянах, у дорожки,
На траве, во мху, в песочке,
Появляются грибочки.
Вот маслята-крепыши,
Вот опята-малыши.
Дождевой попив водички,
Смотрят весело лисички,
В шляпках красных сыроежки
Приготовились к пробежке,
Бодрый груздь бежит по склону,
Рыжик делает наклоны,
Загорелый моховик
Среди листьев -
Прыг,
Прыг,
Прыг!
Только бледные поганки,
Нахлобучили панамки
И стоят под косогором
С вредным дядькой мухомором.
Без лентяев начинаем,
Упражнения повторяем!
Раз - повыше потянулись,
Два - под листики пригнулись,
Три - ползком в пушистый мох,
Поворот на солнце, вдоооох.
Приседаем - раз, два, три!
Пять отжимов от земли!
Молодцы! Скорее в душ
И бегом в лесную глушь!

Видео: зарядка в стихах в старшей группе

https://youtube.com/watch?v=FH8fXAJv_nA Video can’t be loaded: Зарядка в старшей группе детском саду № 54 СЕМИЦВЕТИК (https://youtube.com/watch?v=FH8fXAJv_nA)

Сказочные сюжеты

В 5–6 лет дети по-прежнему любят сказки. Поэтому в работе с детьми старшей группы я периодически использую этот словесный приём не только для мотивации малышей, но и как основу для обсуждения важности здорового образа жизни. Примером такой работы может служить сказка «Про Белку, которая зверей приучила делать зарядку по утрам». «В одном лесу жили-были медведь Топтыга, ёж Пыхтун, жаба Квакша и белка Стрелка. Каждый из них занимался своими делами: медведь мёд собирал, ёж грибами запасался, а жаба мух и комаров ловила. И так они уставали, что только диву давались, как это Стрелка всё успевает: орехи собирает, с детишками играет, домик свой каждый день убирает, а ещё и с подружками по вечерам встречается. Собрались звери и спрашивают у белки: «И как это ты, Стрелка, не устаёшь? Мы вот немного поработаем и засыпаем на ходу». А белка и отвечает: «Друзья, а вы замечали, чем я по утрам занимаюсь?» Но в такую рань Квакша, Топтыгин ещё спят, один ёжик Пыхтун вспомнил, как однажды проснулся рано и видел, как Стрелка зарядку делает. Тогда белка объяснила медведю, ёжику и жабе, что утром ей помогает проснуться утренняя гимнастика. И потом за целый день Стрелка много дел всяких успевает переделать. Попросили животные и им показать, как делать зарядку. Стала по утрам Стрелка их будить пораньше, упражнения разные показывать. И скоро Топтыгин, Пыхтун и Квакша перестали жаловаться на усталость, а стали успевать переделывать много-много дел, да потом ещё и вечерами на чай друг к другу ходить, своими достижениях хвастаться». После прослушивания сказки мы с ребятами обсуждаем сюжет, отвечая на вопросы:

  • «Что удивило зверей в образе жизни Белки?»;
  • «Почему Белка была такой шустрой и всё успевала?»;
  • «Как помогла Стрелка медведю, ежу и жабе?»;
  • «Как вы думаете, делать зарядку важно, или лучше поспать подольше?»

Это интересно. В старшей группе в перечень вопросов нужно включать 1–2 проблемных, чтобы ребята приучались рассуждать, анализировать и делать выводы.

При разработке сюжета следует учитывать, что:

  • в сказку не стоит включать больше 1–2 поворота сюжета;
  • персонажи должны быть запоминающимися (например, своими привычками или именами);
  • к сюжету стоит подобрать игрушки или картинки, иллюстрирующие персонажей.

Сказки можно сопровождать наглядностью в виде картинок, подходящих по сюжету

Группа наглядных приёмов

Несмотря на то, что в старшем дошкольном возрасте при проведении зарядки наглядность не играет столь важной роли, как, например, в средней группе, иллюстрации к комплексам в работу включать всё равно стоит: детям так будет проще воспринимать порядок выполнения действий. То же самое можно сказать и о демонстрации: личный пример педагога - это лучший способ добиться от малышей правильности выполнения упражнения. Постепенно демонстрацию стоит оставлять за ребятами, которые успешно освоили выполнение того или иного движения.

Это интересно. В качестве демонстрационного образца можно использовать видео ролики, в которых упражнения выполняются сверстниками.

Практические приёмы при проведении утренней зарядки

Обычно такие способы взаимодействия с детьми применяются после завершения утренней гимнастики в качестве рефлексии. Отобразить свои впечатления от упражнений малыши могут в:


Группа игровых приёмов

Зарядка проводится в игровой форме, что помогает детям легче и быстрее осваивать комплексы упражнений. Кроме того, подвижные игры с элементами театрализации могут составлять отдельные блоки зарядки.

Таблица: примеры подвижных игр для утренней гимнастики в старшей группе

Какое умение (навык) отрабатывается Название игры Цели игры Содержание
Бег, ориентирование в пространстве «Гуси-Лебеди»
  • отрабатывать навык бега с увёртыванием;
  • развивать умение выполнять движения по сигналу.
Участок зала отделяется под дом для гусей, в центре площадки - логово волка, а остальная площадь - луг. Пастух выгоняет гусей на прогулку, проговаривая рифмовку «Гуси, гуси, га-га-га…». На последние слова из логова выходит волк и старается поймать гусей, которые бегут к своему дому. По сигналу водящего-взрослого подсчитываются «потери».
Развитие равновесия «Танцующие платочки»
  • отрабатывать умение держать равновесие;
  • развивать чувство ритма.
Дети кладут яркий платочек на какую-то часть тела и стараются выполнять движения под ритм звучащей музыки.
Укрепление мышц туловища, позвоночника, свода стопы «Скок-поскок» Учиться прыгать под ритм рифмовки, оттолкнувшись двумя ногами. Малыши строятся в две шеренги напротив друг друга. По очереди прыжками добираются навстречу друг другу, параллельно выполняя дополнительные задания: присесть, поднять руки и т.д.
Навык подражания «Наш цирк»
  • тренировать навык копирования движений друг друга;
  • отрабатывать умение двигаться слаженно.
Дети становятся друг за другом, положив руки на плечи партнёра. Воспитатель называет животное, а малыши все вместе, не расцепляясь, показывают манеру движения этого персонажа.
Развитие ловкости «Ловишка, бери ленту»
  • развивать сообразительность, ловкость;
  • упражняться в построении в круг.
Дети становятся в круг, в центре - ловишка. Участники закладывают за пояс ленточку, по сигналу «бегите» разбегаются, а ловишка старается выхватить ленточки. По сигналу «собирайтесь в круг» дети возвращаются по местам и подсчитывают, сколько ленточек у ловишки. Повторяют игровые действия, выбрав другого ловишку.
Навык лазания «Котята и ребята»
  • закреплять умение лазить по гимнастической стенке, стараясь не пропускать рейки;
  • учиться выполнять действия по сигналу.
Дети делятся на тройки, в каждой есть хозяин и котята, которые забрались на 3 рейки гимнастической стенки. Хозяин зовёт котят выпить молочка, те спускаются. Но по сигналу «Усатенькие, песенки поют» возвращаются, а хозяин старается поймать «котёнка». Если удалось, игроки меняются местами.
Развитие внимания «Шишки, жёлуди, орехи» Учиться концентрировать внимание на выполняемых действиях. Дети становятся в круг, разбиваясь на тройки, в которых есть «жёлудь», «орех» и «шишка». По сигналу водящего, те, кого он назвал, должны поменяться местами. А сам водящий старается как можно быстрее занять пустующее место. Если ему это удалось, он становится персонажем, а тот, кто замешкался, водящим.

Это интересно. В зарядку периодически, 1–2 раза в неделю, нужно вводить дыхательные и пальчиковые упражнения.

Картотека утренней гимнастики в старшей группе

При составлении блоков заданий для зарядки нужно стараться включать упражнения разных видов.

В комплексах утренней гимнастики можно чередовать упражнения с предметами и без

Таблица: пример составления сюжетных комплексов зарядки в старшей группе (фрагменты)

Название комплекса Название упражнения Содержание
«Способные художники» «Готовим краски»
  1. Ходьба в колонне по одному (20 секунд).
  2. Ходьба перекатом с пятки на носок (20 секунд).
  3. Бег широким и мелким шагом (20 секунд).
  4. Обычный бег (25 секунд).
  5. Ходьба по кругу (20 секунд).
  6. Построение в круг.
«Рисуем солнышко»
  1. Круговое движение головой.
  2. Далее каждый ребенок «рисует лучики для солнышка».
  3. Повторить 6 раз.
«Рисуем воздушные шары локтями»
  1. Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки подняты к плечам.
  2. Делаем несколько круговых движений локтями вперед.
  3. Выполняем круговые движения локтями назад.
  4. Повторить 8 раз.
«Рисуем колёса туловищем»
  1. Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.
  2. Делаем круговые движения туловищем в левую сторону.
  3. Выполняем круговые движения туловищем в правую сторону.
  4. Повторить по 4 раза в каждую сторону.
«Рисуем домик коленом»
  1. Исходная позиция: стоя, правая нога согнута в колене, руки за спиной.
  2. Рисуем домик коленом правой ноги.
  3. Вернуться в исходную позицию.
  4. Исходная позиция: левая нога согнута, руки в замок за спиной.
  5. Рисуем домик коленом левой ноги. Вернуться в исходную позицию.
  6. Повторить по 4 раза каждой ногой.
«Размешиваем краску»
  1. Исходная позиция: стоя, правая нога согнута в колене, поднята, носочек оттянут, руки на поясе.
  2. Выполняем вращательные движения стопой правой ноги.
  3. Возвращаемся в исходную позицию. Повторить 4 раза.
«Загадочные рисунки»
  1. Исходная позиция: лежа на спине, ноги вместе, руки за головой.
  2. Поднять обе ноги и в воздухе нарисовать ногами кто что захочет на счёт до 16.
«Радуемся рисункам»
  1. Исходная позиция: стоя, руки на поясе.
  2. Прыжки на двух ногах вперед-назад.
  3. По 10 прыжков, чередуя с ходьбой на месте. Повторить 3 раза.
«Виды спорта» «Спортсмены на тренировке»
  1. Исходная позиция: стоя, ноги врозь, руки на поясе.
  2. Рывки прямыми руками назад 5 раз - пауза.
  3. Повторить 5 раз.
«Штангисты»
  1. Исходная позиция: основная стойка, руки опущены, кисти сжаты в кулаки.
  2. С силой поднять руки вверх, разжать кулаки.
  3. Вернуться в исходную позицию.
  4. Повторить 10 раз.
«Атлеты»
  1. Исходная позиция: стоя на коленях, голова вниз, руки на поясе.
  2. Правую (левую) ногу отвести в сторону - верх, держа голову прямо.
  3. Вернуться в исходную позицию.
  4. Повторить по 5 раз каждой ногой.
«Гимнасты»
  1. Исходная позиция: основная стойка, руки на поясе.
  2. Присесть, разводя колени в стороны, спина прямая.
  3. Вернуться в исходную позицию.
  4. Повторить 8 раз.
«Пловцы»
  1. Поднять голову и верхнюю часть туловища, руки вытянуть вперёд-вверх, прогнуться.
«Футболист»
  1. Исходная позиция: лежа на животе, руки под подбородком.
  2. Поднять голову и верхнюю часть туловища, руки вытянуть вперед-вверх, прогнуться.
  3. Вернуться в исходную позицию. Повторить 8 раз.
«Бегун»
  1. Исходная позиция: основная стойка.
  2. Бег на месте, высоко поднимая колени.
  3. Повторить 3 раза по 20 секунд, чередуя с ходьбой.
«Отдохнём»
  1. Исходная позиция: ступни параллельно, руки опущены.
  2. Поднять руки дугами через стороны вверх, потрясти ими.
  3. Медленно вернуться в исходную позицию. Повторить 7 раз.

Таблица: пример составления картотеки упражнений с мячом для бессюжетной зарядки в старшей группе (фрагменты)

Упражнение Суть
Комплекс с мячом
«Подбрось-поймай»
  1. Исходное положение (И. П.): ноги слегка расставлены, мяч у груди, хват снизу.
  2. Подбросить мяч.
  3. Вернуться в и. п.
«Покажи соседу»
  1. И. П.: ноги на ширине плеч, мяч в прямых руках перед грудью.
  2. Поворот вправо, показали мяч соседу.
  3. И. П., то же влево.
«Наклоны»
  1. И. П.: ноги на ширине плеч, мяч над головой, в прямых руках.
  2. Наклон вправо.
  3. Наклон влево.
«Переложи мяч»
  1. И. П.: ноги слегка расставлены, мяч внизу, в правой руке.
  2. Поднять руки через стороны вверх, переложить мяч из правой руки в левую.
  3. То же в другую сторону.
«Приседания с мячом»
  1. И. П.: пятки вместе, носки врозь, мяч у груди.
  2. Присесть, вынести мяч вперёд.
«Прыжки»
  1. И. П.: ноги вместе, мяч у груди.
  2. Прыжки ноги врозь, мяч вверх, ноги вместе, мяч у груди.
Заключительный этап
  1. Подскоки.
  2. Ходьба.
Комплекс с гимнастической палкой
«Палку вверх»
  1. И. П.: основная стойка, палка внизу.
  2. Поднять палку на грудь.
  3. Палку вверх.
  4. Палку на грудь.
«Наклоны вниз»
  1. И. П.: стойка ноги врозь, палка внизу.
  2. Палку вверх.
  3. Наклон к правой ноге.
  4. Выпрямиться, палку вверх.
  5. То же к левой ноге.
«Приседания»
  1. И. П.: основная стойка, палка на плечах.
  2. Присесть медленным движением, спину и голову держать прямо.
«Лёжа на животе»
  1. И.П.: лёжа на животе, палка в согнутых руках перед собой. Прогнуться, палку вперёд - вверх.
  2. Вернуться в и.п.
«Прыжки»
  1. И. П.: основная стойка, палка хватом сверху шире плеч внизу.
  2. Прыжком ноги врозь, палку вверх.
  3. Прыжком ноги вместе. На счёт 1–8.
Заключительный этап
  1. Перестроение в колонну по одному.
  2. Ходьба в колонне по одному.

Временной план утренней гимнастики

Работа над упражнениями в комплексах зарядки проводится в три этапа.

Таблица: хронометраж этапов гигиенической гимнастики

Этап Цели Виды упражнений Время
Вводный
  • мотивация детей на выполнение упражнений;
  • отработка навыка согласованного выполнения движений;
  • подготовка организма к более сложным упражнениям.
  • построения (в круг, шеренгу, колонну);
    повороты в разные стороны;
  • перестановка из одного круга в два, три;
  • непродолжительная ходьба, в том числе на носках, с поднятыми, согнутыми руками, на пятках, на носках;
  • направленный бег друг за другом.
1–2 минуты
Основной
  • задания на разработку мышц плечевого пояса, рук;
  • задания на укрепление мышц туловища, ног и свода стопы;
  • прыжки.
3–4 минуты
Заключительный Восстановление давления и пульса
  • малоподвижная игра;
  • медленная ходьба.
1–2 минуты

Это интересно. Иногда в заключительный этап вводятся элементы самомассажа.

При проведении зарядки на улице в первый и последний этапы необходимо добавить по 2 минуты на сборы и переодевание

Таблица: пример конспекта бессюжетного комплекса зарядки в старшей группе (фрагменты)

Этап (музыкальное сопровождение) Содержание
Вводный
песня гр. Барбарики «Бананамама»)
  1. Построение и ходьба обычная в колонне по одному.
  2. Корригирующая ходьба с различным положением рук: ходьба на носках - руки вверх, ходьба на пятках - руки в стороны, ходьба на внешней стороне стопы - руки на поясе.
  3. Подскоки.
  4. Бег в умеренном темпе.
  5. Ходьба с высоким подниманием коленей.
  6. Ходьба обычная с перестроением в 3 звена.
Основной (песня «Забавы» из м/ф «Летучий корабль»)
  1. И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.
  2. Наклон головы вправо, плечи поднять.
  3. И. п.
  4. Наклон головы влево, плечи опустить.
  5. И. п.
  6. Повторить 6 раз.
  1. И. п.: ноги на ширине плеч, руки прямые перед собой.
  2. Правую руку отвести в сторону.

Цель : улучшить настроение детей после дневного сна, поднять мышечный тонус

Задачи: содействовать профилактике плоскостопия, формировании правильной осанки; способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата; закаливание и оздоровление детского организма; получения ребенком радости и хорошего настроения; формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью; навыка собственного оздоровления.

Оборудование : мягкая игрушка в форме солнышка, музыкальное сопровождение (классическая музыка), коврики «дорожка здоровья», узкая длинная доска, кубики 6 штук, воздушный шарик 1 штука, дуга для подлезания (можно использовать стол), иллюстрация мышонок возле норки, игрушка зайца.

Ход режимного момента:

Включается спокойная мелодичная классическая музыка, чуть слышно. Воспитатель с игрушкой в руках будет детей, касаясь каждого, поглаживая по плечу или голове при этом приговаривая:

Потягушеньки, порастушеньки

А в ножках ходунишки

А в ручках хватунишки

А в роток говорок

А в головку разумок.

В это время дети потягиваются, вытягивают ноги и руки до упора, расслабляют мышцы. Сейчас уберем одеяла на краешек кровати ляжем на спинку удобнее и будем внимательно слушать и выполнять.

Мы проснулись, улыбнулись

Посильнее потянулись

Первый разик на спине,

А потом на животе

На бочок перевернулись

И еще раз потянулись

И на левом боку потянулись

И на правом боку потянулись

Лягте на спинку и продолжаем

Ноги вверх мы поднимаем

И тихонько опускаем

Правую ножку поднимем

Потянем носочек

Тихонько опускаем

Левую ножку поднимем

Потянем носочек

Тихонько опускаем

А теперь мы с вами дети

Поедем на велосипеде

Молодцы отпустили ножки

Подбородком грудь достанем,

К потолку глаза подняли

Влево, вправо посмотрели

На кроватку тихо сели

Руки в стороны подняли

Крепко так себя обняли

Наклонились, потянулись

До носочков дотянулись

Выпрямили спинки, отдохнули

И еще раз

Наклонились, потянулись

До носочков дотянулись

Выпрямили спинки

Разбудим наши ротики

Сделаем глубокий вдох

А выдыхая помычим «м м м м»

Но ротик не открывайте

Молодцы!

А теперь пришла пора, дружно встать нам детвора. И пройтись по нашей дорожке «здоровья». Дети поднимаются с кроваток, берут сандалики в руки, несут их и аккуратно составляют около двери в спальню. Строятся друг за другом. Для того чтобы позвоночники детей выпрямились дети тянут руки вверх пытаясь достать до игрушечного солнышка.

Проснулись детки, и пошли гулять по дорожкам.

Наши детки на полу

Ножками затопали

Ходят детки ножками

Новыми сапожками

Посмотрите хороши

Наши детки малыши

Топа – топа – топа — топ

Топа — топа — топа — стоп.

На пути узенький мостик,

Осторожно не оступитесь!

Молодцы

Переступаем кочки,

Поднимайте выше ноги

чтобы не споткнуться.
Шар воздушный прилетел

подуем на него

чтобы он не упал

(Вдох – нос, выдох – сомкнутые губы)

И снова зашагали наши ножки

По разным дорожкам

Зашагали ножки

Топ – топ — топ

Прямо по дорожке

Топ – топ – топ

Топают сапожки

Топ – топ- топ

Это наши ножки

Топ – топ- топ

Ну-ка, веселее

Топ – топ- топ

Вот как мы умеем.

Доходим до стола, на котором находится иллюстрация мышонка и его норки. Воспитатель: «Ребята, посмотрите какая норка у мышонка. Мышонок, когда просыпается, вылезает из своей норки и прогибает спинку. И мы с вами давайте пролезем через норку мышонка. Идет мышонок дальше и встречает зайчика. Попрыгаем как зайчики за своими сандаликами. Дети надевают сандалики, в это время воспитатель приговаривает: «А, мышата и зайчата, просыпаясь – умываются. И наши детки тоже пойдут умывать свое личико.

Водичка, водичка

Умой мое личико

Чтобы глазки блестели

Чтобы щечки краснели

Чтоб смеялся роток

Чтоб кусался зубок.

Умываем личико водичкой, ручки до локтей. Вытираемся полотенцами. Сходим в туалет, после вымоем ручки, одеваемся, и нас ждет вкусный полдник.

Самоанализ.

Образовательная деятельность в режимный момент продолжалась в течение 15 минут. Такого рода пробуждения полезны детям, так как создают хорошее настроение на вторую половину дня.

Целью я поставила улучшить настроение детей после дневного сна, поднять мышечный тонус. Задачи же были более обширны и включали в себя содействовать профилактике плоскостопия, формировании правильной осанки; способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата; закаливание и оздоровление детского организма; получения ребенком радости и хорошего настроения; формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью; навыка собственного оздоровления. Поставленная мной цель была достигнута полностью. Задачи я считаю, что в одном режимном моменте достичь в полной мере не возможно. Они достигаются в системе таких гимнастик в режимный момент.

Когда детям под мелодичную музыку говорится: «Мы проснулись, улыбнулись», даже те, кому, бывает тяжело проснуться, начинают улыбаться и настроение конечно повышается.

Все, что было мной задумано, выполнено в полном объёме. Дети проснулись в хорошем настроении, «разбудили» свои мышцы, глазки.

Светлана Шарик

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории №5 «Звёздочка» городского округа Лосино-Петровский

Конспект открытого показа утренней гимнастики в старшей группе

(с использованием элементов ритмической гимнастики и танцевальных движений)

Разработала и провела

Шарик С. М.

Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.

Создать радостный эмоциональный подъём, «разбудить» организм ребёнка, настроить на действенный лад

Воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям

Развивать все группы мышц, координацию движений. Силу и выносливость

Воспитывать умение одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнения под музыку

Вводная часть. Песня гр. Барбарики- «Бананамама»

Построение и ходьба обычная в колонне по одному

Корригирующая ходьба с различным положением рук: ходьба на носках - руки вверх, ходьба на пятках- руки в стороны, ходьба на внешней стороне стопы- руки на поясе.

Подскоки

Бег в умеренном темпе

Ходьба с высоким подниманием коленей

Ходьба обычная с перестроением в 3 звена

Основная часть песня «Забавы» из м /ф «Летучий корабль»

в исп. Златы Анисимовой.

1. И. п -О. с

1-наклон головы вправо, плечи поднять

3- наклон головы влево, плечи опустить

Повторить 6 раз

2. И. п- О. с

1-2- правую руку отвести в сторону

3-4- вернуться в И. п

Тоже влево

1-2- руки вверх, ноги на носки

3-4- И. п- О. с

1-2- наклон туловища вниз, руки вниз

3-4- И. п- О. с

Повторить 2 раза. Прыжком поставить ноги врозь

3. И. п- ноги на ширине плеч, руки перед грудью, правая перед левой, взмахи над головой – 4 раза

И. п- ноги на ширине плеч. Руки в стороны

1-согнуть руки в локтях перед грудью

2-И. п -2 раза

Повторить 2 раза

4. 1-8- ходьба обычная на месте

5. И. п- О. с

1-2- приставной шаг вправо, руки полукруг внизу

3-4- приставной шаг вправо, руки целый круг вправо

Тоже влево

Повторить 2 раза


6. И. п- ноги на ширине плеч, руки отвести назад

1-наклон корпуса вправо- вниз

2-наклон корпуса прямо- вниз

3- наклон корпуса влево- вниз

Повторить 3 раза

7. И. п- О. с

1-3- шаг правой ногой вправо, руки перед грудью, взмах

Тоже влево

Повторить 3 раза

8. И. п- О. с. Ходьба на месте не отрывая ног от пола со взмахами рук вверх-вниз

9. И. п- руки в стороны

1-2- присесть, обнять колени руками

Повторить 2 раза

10. И. п- ноги на ширине плеч

1-2- поднять правое колено, руки вниз

Тоже слева

Повторить 8 раз

11. И. п- О. с


1-ноги в стороны, руки в стороны

Повторить 8 раз

Заключительная часть песня гр. Барбарики - «Бананамама»

Перестроение в колонну по одному, обычная ходьба, с выполнением задания для рук: руки вперёд, руки вверх. Руки в стороны, руки вниз

Боковой галоп, руки на поясе

Ходьба широким шагом

Ходьба обычная с перестроение в круг

Дыхательное упражнение: дет. песня «Ах, какая осень»

И. п. Сидя на пятках. Руки свободные

1-2- встать на колени, руки вверх, посмотреть на руки. Прогнуться

Повтор 3 раза

И. п. Сидя на пятках, руки свободные

«Вот у нас игра какая:

Хлоп, ладошка (хлопки в ладоши)

Хлоп другая!

Правой, правою ладошкой (похлопывания по левой руке от плеча к кисти)

Мы пошлёпаем немножко

А потом ладошкой левой (похлопывания по правой руке)

Ты хлопки погромче делай

А потом, потом, потом (лёгкое похлопывание по щекам)

Даже щёчки мы побьём.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! (хлопки над головой)

По коленкам! Шлёп! Шлёп! (хлопки по коленям)

По плечам себя похлопай (хлопки по плечам)

По бокам себя пошлёпай (хлопки по бокам)

Можем хлопнуть за спиной (хлопок за спиной)

Хлопаем перед собой! (хлопок перед грудью)

Справа –можем! Слева- можем!

И крест-накрест руки сложим! (поколачивание по груди справа, слева)

И погладим мы себя.

Вот какая красота (поглаживание по рука, груди, бокам, спине, ногам).

Солнце встало над страной

С добрым утром край родной!