Что такое передачи (скорости) у велосипеда и как их переключать. Правильное переключение скоростей велосипеда

23.08.2017


Когда-то все ездили на велосипедах с одной-единственной передачей и даже не задумывались о том, что может быть по-другому. Сегодня рынок готов предложить множество моделей с различным количеством передач. В чем разница и есть ли смысл переплачивать за их количество – разберемся в этой статье.
В первую очередь, переключение скоростей обеспечивает комфорт во время езды по пересеченной местности. Благодаря возможности смены передач велосипедисту легко подниматься в гору и можно отдохнуть и набрать хорошую скорость, спускаясь с горы.
Число скоростей определяется количеством передних и задних звезд. На современные горные велосипеды обычно ставят 3 звезды спереди и 6-10 сзади. Так велосипед с тремя передними и шестью задними звездами будет иметь 18 скоростей, с семью задними - 21, 8 – 24, 9 – 27 и 10 – 30. На сегодняшний день максимально возможное количество скоростей на велосипеде - 33.
Что дает нам большое количество передач? Возможность обеспечить себе наиболее комфортное и приятное катание на любом рельефе. Например, велосипедист с 18 скоростями на подъеме может ощутить, что пониженная передача дает тяжелое педалирование, а более высокая – завышенный каденс (частота вращения педалей). При этом у велосипедиста с 27 скоростями будет возможности подобрать для себя идеальную скорость, при которой подъем в гору пройдет без лишних усилий. Однако нужно понимать, что от количества скоростей прямо пропорционально растет и стоимость самого велосипеда, поэтому если вы планируете кататься по городу или на даче (там, где ландшафт не сильно изменяется), вам вполне хватит 18 и 21 скорости. При катании по пересеченной местности с холмистым ландшафтом, для занятий спортом лучше выбирать модели с 24, 27 и 30-скоростной трансмиссией. Чем больше скоростей у велосипеда, тем обычно выше и качество навесного оборудования, но и выше конечная цена велосипеда.

Как правильно переключать скорости?

Чтобы велосипед служил вам верой и правдой долгие годы, важно не пренебрегать некоторыми важными правилами.
Вначале нужно правильно выбрать переднюю передачу, а затем скорректировать передачу задним переключателем.
Первая передача оптимальна для подъема в гору, езде по песку и грязи для экономии ваших сил и энергии.
Вторая передача – для езды по неровной местности с небольшими подъемами.
Третья передача – для города и ровного асфальта.
Правильно выбирая передачу, вы сможете избежать усталости во время длительных велопрогулок, избежать боли в коленях и получить максимум удовольствия при минимуме усилий.

Переключать передачи несложно, главное делать это правильно:

  • Переключайте скорости только на ходу при вращении педалей!
  • Никогда не переключайте скорости, вращая педали назад. В момент переключения ослабьте усилие на педали. Не вращайте педали сразу после переключения скорости. Не переключайте скорости с самой низшей на самую высшую одним движением – это может привести к повреждению переключателя скоростей и даже разрыву цепи.
  • Не переключайте скорости во время подъема, чтобы избежать излишней нагрузки на цепь.
  • Регулярно смазывайте цепь. Сигналом для этого может стать металлический шум или шуршание цепи во время езды. Если вы часто катаетесь на велосипеде по бездорожью и песчаным пляжам, перед смазыванием помойте цепь керосином или специальной смесью для чистки цепи.
  • Не применяйте такие положения цепи, при которых используются крайние противоположные звездочки, а также следите, чтобы разница между скоростями (звездами цепи) не была больше 4. Это приводит к излишнему перекосу цепи, ее растягиванию и, как следствие, к ее изнашиванию. Также будет происходить повышенный износ звездочек.
  • Выбор правильных передач вы можете наглядно посмотреть на схеме:

Односкоростные велосипеды

Это велосипеды, у которых есть только одна скорость, они обладают простой конструкцией, имеют свои достоинства и недостатки. Односкоростными могут быть городские велосипеды (круизеры , дорожные и складные модели, фикс-байк), а также трюковые (для стрита, дерта, триала, BMX). Трюковые велосипеды берут для определенных целей, а вот городские синглспиды подойдут для неспешных поездок и езде на работу или в магазин. Их плюсы: легкость в обслуживании, накат, интересная цена (за счет отсутствия манеток, переключателей, звезд, тросиков и тп), низкий вес (опять по той же причине), возможность установки ременной передачи, короткая цепь, которая мало подвержена износу. Но имеют синглспиды и свои недостатки: низкий каденс в начале движения, долгий разгон и большие энергозатраты во время езды, сложность при подъемах в гору.

Велосипеды с планетарной втулкой

Планетарная втулка – это сложный механизм переключения передач, состоящий более чем из 40 деталей, находящихся в герметичном корпусе, который надежно защищает их от внешних воздействий. Самыми распространенными являются 3-скоростные, 7-скоростные и 8-скоростные планетарные втулки, у которых есть свои плюсы и минусы. Минусы: меньшее количество скоростей и тяжелый вес. Плюсы: надежность и долговечность, возможность переключения передач в любом положении (во время подъема, остановки), исключение «слетания»» цепи.
Обычно планетарная втулка устанавливается на городские прогулочные велосипеды и даже трех скоростей для езды по городу бывает вполне достаточно! У Stark с планетарной втулкой выпускаются модели

Когда-то, еще не совсем давно, во времена молодости наших отцов, было себе сложно представить, что велосипед может быть многоскоростным. Хотя, в это же время в западных странах уже давно использовались велосипеды с переключателями скоростей, первый такой велосипед создала компания Bianchi, однако, привычный нам велосипед, с шестеренками спереди и сзади, был создан лишь в 1950 году итальянским велосипедистом Туллио Кампаньоло. Со временем количество передач росло и сегодня, современные спортивные велосипеды удовлетворяют требования серьезных гонщиков, с помощью целых 11 звездочек на кассете. Количество ведущих звезд на шоссейном велосипеде — две, на горных велосипедах, обычно — три, но последним временем активно начались выпускать «даблы» и на шатунах.

Перед рядовым велосипедистом, не являющимся профессиональным гонщиком стоит серьезный вопрос: сколько скоростей выбрать на свой велосипед? Давайте отдельно рассмотрим горный и шоссейный велосипед, т.к. требования у них существенно отличаются. Начнем с МТБ велосипедов. Сегодня на новые модели в магазинах, обычно ставят 3 звезды спереди и 7-10 сзади. Что дает большее количество звезд? В первую очередь, чем больше у велосипеда диапазон передач, тем оптимальнее можно выбрать необходимую передачу для конкретного рельефа под колесами. Приведу пример: два велосипедиста едут в подъем, у обоих спереди по 3 шестеренки (количество зубьев равное), но кассета у одного с 7, а у другого с 10 шестеренками. Первому будет сложнее выставить нужную передачу, скажем при соотношении 1:4 (передней к задней), езда не очень комфортная и педалирование слегка утяжеленное, а при 1:3 каденс завышенный. Ему бы еще одну звездочку между 3 и 4… Здесь как раз таки проще, когда сзади у тебя 10 скоростная кассета. Есть одно уточнение, большую роль играет диапазон звезд на кассете, например популярный расчет 11-32 или 11-30, если же вместо него поставить назад кассету с меньшим диапазоном, допустим 12-28, возможно, даже на 7-рике сзади можно будет подобрать комфортную передачу. Однако, смотрите, чтобы при небольшом диапазоне кассеты вам хватило самой большой шестеренки сзади для заезда в самый тяжелый подъем. Может случиться и так, что на соотношении 1:1, когда задняя звезда будет 28 или меньше, вы не сможете заехать в тяжелый подъем, в то же время, на 32..34 звезде сзади заехать было бы можно.

На шоссейные велосипеды всегда ставят более узкий диапазон кассеты, нежели на МТБ. Объясняется это тем, что шоссейный велосипед, реже попадает в ситуацию, когда нужно переключать передачи. Обычно, асфальт менее изменчив в плане рельефа, чем пересеченная местность. Поэтому, шоссейному велосипедисту важно подобрать очень комфортную передачу, случается так, что рельеф асфальтированной дороги долго остается неизменным, а если еще нет порывов ветра, то условия для шоссейника длительное время остаются неизменными, отсюда комфорт педалирования выходит на первый план.

Но сколько же скоростей выбрать? Вопрос очень спорный, поэтому однозначных выводов делать я не стану, а лишь распространю важную информацию, а вы уже сами для себе решите, что вам нужно. Все-таки, на МТБ я бы не ставил 7-8 скоростную кассету в комплекте с «даблом» спереди, очень высока вероятность, что подобрать комфортную передачу будет сложно. Я езжу на 3 спереди и 8 сзади. Хватает, но 9 было бы еще комфортнее, а 10 еще Учтите цену на трансмиссию, 8-ск. самая недорогая, к примеру цепь KMC Z92 я покупаю за 90 грн. (меньше 10 долларов), в то время, как 10-ск. обойдется не дешевле 400 грн., т.е. в 4 раза дороже. Девятискоростная цепь немного дешевле десятискоростной. Разница в цене за счет того, что чем под большее количество скоростей сделана цепь, тем уже она должна быть, соответственно ее сложнее сделать при тех же требованиях к прочности, износу и т.д. То же самое касается кассет, в плане производственного и ценового вопроса. Есть и другая сторона медали Лидеры рынка велосипедных запчастей Shimano и Sram делают хорошие переключатели и манетки, ориентируясь, что покупатель возьмет 9 ск., а не 8; 10 ск., а не 9. То есть, чем больше скоростей, тем лучше оборудование, которое будет работать в паре с трансмиссией. Скажем на 8 ск. кассеты ставят переключатели: Altus, Acera, Alivio. На 9-ку уже поставят, скажем, Deore. А на 10-ке будет стоять XT. Естественно, что чем выше класс переключателя и манетки, тем лучше будет и само переключение, помимо соотношения шестеренок.

Распространенное, но все уменьшающееся заблуждение о том, что чем больше скоростей тем лучше.

Нужно задаться вопросом чем лучше? Или кому лучше?

Сегодня можно встретить решения от 1 до 33 скоростей. В самых различных сочетаниях: 1x7, 1x11, 2x9, 3x10 (первая цифра - количество звезд спереди, вторая цифра количество звезд сзади на кассете). Перемножая эти цифры вы получаете то, максимальное количество скоростей, которое можете "включить" во время катания.

Что значит «переключить передачу»?

Переключение передач - это переброс цепи с одних звезд на другие. Таким образом изменяется передаточное соотношение и усилие "на педалях".

Зачем велосипеду скорости?

В первую очередь для комфорта. Передачи дают возможность экономить силы и выбирать удобный режим педалирования исходя из:

  • Рельефа дороги (плоскость, подъем или спуск, разгон или плавное торможение);
  • Качества дорожного покрытия (шоссе, проселок, горы);
  • Требуемой скорости;
  • Погоды (попутный или встречный ветер);
  • Физического состояния райдера.

При правильно подобранных передачах:

  • Быстрее и экономичнее (с точки зрения физических сил) передвигаться;
  • Получить дольший срок службы работы компонентов велосипеда;
  • Снизить нагрузку на коленные суставы.

А также быстрее ехать с горки, взбираться в подъемы затратив меньше усилий или ехать с удобной постоянной скоростью.

Сколько скоростные трансмиссии бывают?

Сзади на кассете, если велосипед многоскоростной обычно от 5-11 звездочек. Так и трансмиссии бывают 7/8/9/10/11 скоростные.

Если на велосипеде 6-7 скоростей значит, на нем установлена одна передняя звезда (шестеренка) и задняя кассета на 6-7 звезд. Если 18 и больше - стоит 3 передних звезды и задняя кассета на 6-7 звезд. Иногда задние кассеты бывают и на 9-10-11 звезд, что позволяет довести число скоростей до 27-30.

Спереди обычно бывает от 1 до 3 звезд.

Почему раньше все хотели сделать скоростей побольше?

Считалось, небезосновательно, что чем большее передаточное соотношение будет на конкретном велосипеде, тем более точную передачу можно подобрать под конкретный рельеф. Это действительно так.

Однако сегодня все таки пришли к тому, что можно обходиться и меньшим количество звездочек на велосипеде. Тем самым сильно экономя вес, так как убираются лишние звезды спереди и передний переключатель.

Почему цепь не спадает с одной звезды спереди?

Разработка последних лет - специальная звезды Narrow Wide с переменным и более высоким сечением зубов, а также особенный задний переключатель, который гасит все неровности. Все это вкупе позволяет обойтись без необходимости успокоителя цепи на передней звезде.

Сколько все это стоит?

Тенденция такая, что чем выше классом трансмиссия - от 7 до 11 скоростной, тем она дороже.

  • 7-9 скоростные ставят на самые доступные велосипеды;
  • 10 скоростные можно встретить на велосипедах среднего класса;
  • 11 и даже 12 скоростные версии встречаются на профессиональных моделях.

Чем больше звезд в кассете, тем они становятся ближе друг к другу и цепь будет тоньше. От этого цена такого изделия будет выше, а долговечность ниже.

На фото 10 и 11 скоростная кассета.

Что значат цифры в описании трансмисии 48х36х26Т?

Они означают количество зубьев на звездочках. Если вы новичок, то информация для вас почти бесполезна так как не с чем сравнить. А вот если вы уже опытный велолюбитель, то сможете выбрать новую трансмиссию или велосипед согласно своим предпочтениям на опыте предыдущих велосипедов.

Как правильно переключать скорости на велосипеде

Если вы хотитет чтобы ваша цепь и звездочки прослужили максимально долго рекомендуется производить переключение в момент минимальной нагрузки. Поясним - переключение посреди подъема оказывает очень сильную нагрузку на трансмиссию, из-за чего возможны ситуации вплоть до поломки переключателя или разрыва цепи.

Также старайтесь переключаться заранее и не допускать чрезмерного перекоса цепи.

Поломки переключения передач.

Через какое-то время катания, смазываете ли вы цепь или нет, может потребоваться внимание к трансмиссии. Цепь может перестать идеально переключаться как в самом начале. Проблемы могут быть в следующем:

  • Растянулся тросик переключения передач - требуется подтянуть специальным рычажком на манетке или переключателе;
  • Рубашка тросика скопила слишком много грязи - лучше заменить вместе с тросиком;
  • Не настроен задний переключатель - требуется настройка, лучше в мастерской.

Какие виды переключателей на руле бывают?

Переключают передачи специальными ручками на руле - манетками. Они бывают:

  • вращательными - переключение скоростей происходит поворотом ручки;
    • (revoshift и grip-shift, грипшифт) — при вращении ручки на себя или от себя происходит переключение скорости.

  • рычажковыми - передачи переключаются специальными рычажками.

      Специальные рычажки для пальцев. Один переключает на большую скорость, другой на меньшую. Эти манетки для многих велосипедистов более удобны, менее прихотливы в обслуживании, но часто более дорогие.

Обычно левая манетка отвечает за переключение трех передних шестеренок, а правая - за переключение звездочек в задней кассете. Таким образом, для подстройки под основной тип местности используется левый переключатель и передние звезды. А правый для частных и недлительных изменений во время поездки.

Что такое "каденс"?

Если говорить более профессионально, то смена скоростей меняет каденс . Каденс — это частота вращения педалей и необходимая сила давления на них, достигаемая за счет изменения передаточного числа между колесом и педалями. Каденс важен с точки зрения сил и пользы для здоровья, чтобы равномерно распределять затрачиваемую на вращение педалей энергию.

Оптимальным считается каденс в районе 60-100 вращений в минуту.

Если вы едете в гору или по неровной местности, нужно прилагать массу усилий для кручения педалей, что при большой продолжительности грозит артритом. Включив низкую скорость, вы облегчите себе кручение педалей, уменьшите нагрузку на мышцы и суставы, но велосипед будет ехать медленнее.

На ровной трассе или при спуске с горы необходимо включать высокую скорость, тогда для кручения педалей потребуется бОльшее усилие (по сравнению с моделями без скоростей или другой передачей), но двухколесный конь станет быстрее, устойчивее, будет двигаться ровнее и стабильнее.

Так сколько же нужно скоростей для счастья?

Отредактировано: 19.10.2018

В этой статье мы поговорим о переключении скоростей (передачах) на велосипеде. Для чего они нужны, как правильно выбрать передачу и как правильно переключать.

В нашем магазине продаются велосипеды с одной, 6-ю (у них одна передняя звезда и 6-ть задних звезд) и 21 передачей (3 передние звезды и 7 задних звезд).

Для чего вообще нужны передачи?

Передачи нужны для комфорта велосипедиста. Они позволяют экономить силы и подобрать наиболее удобный режим езды исходя из:

  • Рельефа дороги (ровная трасса, подъем или спуск, разгон или плавное торможение)
  • Качества дорожного покрытия (одно дело езда по ровному шоссе, а другое по городскому асфальту в буграх и впадинах или по грунтовой дороге)
  • Требуемой скорости движения - необходимо поддерживать заданную скорость движения или разогнаться
  • Погодных условий (например, попутный или встречный ветер)
  • Физического состояния велосипедиста

При правильном использовании передач можно:

  • быстрее, а главное более экономично (с точки зрения физических сил, при тех же прочих условиях), добраться из одной точки в другую, чем при поездке на односкоростном велосипеде.
  • не маловажен и тот факт, что при правильном подборе передач, продлевается срок службы деталей байка.
  • и последнее, при неправильной установке передач коленные суставы будут подвергаться гораздо более серьезной нагрузке.

Что значит «переключить передачу»

Фактически переключение передач - это переброс цепи с одних звезд на другие на передних шестеренках и задней кассете. Что это такое и где они располагаются на велосипеде можно посмотреть на схеме .

Если на велосипеде 6-7 скоростей значит, на нем установлена одна передняя звезда (шестеренка) и задняя кассета на 6-7 звезд. Если 18 и больше - стоит 3 передних звезды и задняя кассета на 6-7 звезд. Иногда задние кассеты бывают и на 9-10 звезд, что позволяет довести число скоростей до 27-30.

Как нумеруются звездочки в системе и кассете трансмиссии

Принята следующая нумерация звезд: все звезды имеют нумерацию от рамы. Только передние три звезды (в системе) идут на увеличение - 1-я самая маленькая, 2-я средняя и 3-я самая большая, а в задней кассете звезды расположены наоборот: 1-я самая большая, а последняя самая маленькая.

Здесь важно понять, что при выборе передачи цепь не должна быть сильно перекошена . Иначе она и звезды трансмиссии будут сильно тереться друг об друга и быстро изнашиваться.

На этом рисунке показаны те варианты включения передач, которые не рекомендуется использовать как раз из-за перекоса цепи.

Чем переключают передачи.

Переключают передачи специальными ручками на руле - манетками. Они бывают вращательными - переключение скоростей происходит поворотом ручки или рычажковыми - передачи переключаются специальными рычажками.

У вращательных манеток (revoshift и grip-shift, грипшифт) — при вращении ручки на себя или от себя происходит переключение скорости.

У рычажковых переключателей имеются небольшие рычажки для пальцев. Один переключает на большую скорость, другой на меньшую. Эти манетки для многих велосипедистов более удобны, менее прихотливы в обслуживании, но часто более дорогие.

У нас можно купить велосипеды и с вращательными и с рычажковыми манетками известных японских производителей Shimano и Sypo.

Обычно левая манетка отвечает за переключение трех передних шестеренок, а правая - за переключение звездочек в задней кассете. Таким образом, для подстройки под основной тип местности используется левый переключатель и передние звезды. А правый для частных и недлительных изменений во время поездки.

Теперь важно понять, как подбирать передачи и правила их переключения.

Какие передачи и когда использовать

Самая маленькая передняя звезда (номер 1) используется при крутых подъемах, поездках по вязкому грунту или песку, густой траве, при сильном встречном ветре на грунтовке. То есть когда есть сильное сопротивление движению велосипеда. При этом на задней кассете используются самые большие звезды с номерами от 1 до 3 в зависимости от их количества в кассете.

Комбинация самой маленькой передней звезды и самой большой задней - дает максимальную мощность и используется для крутых подъемов.

Средняя передняя звезда (номер 2) это основная рабочая шестеренка. Используется чаще всего при езде по асфальту, грунтовым дорогам, при сильном встречном ветре, плотному песку и грунту, на небольших горках. При этом используются задние звезды с номерами от 2 до 5-6 в зависимости от звезд в кассетах - главное, чтобы не было сильного перекоса цепи, как показано на рисунке.

Самая большая звезда спереди (номер 3) используется при езде по ровному шоссе, асфальту, укатанной грунтовке, когда нет сильного встречного ветра, при спуске, для поддержания скорости при небольших физических нагрузках. При этом используются маленькие задние звезды на 6-7 звездных кассетах это 5,6,7 звезда. На 8-9 звездных кассетах это 5-8,9.

Комбинация самой большой передней звезды и самой маленькой задней - дает максимальную скорость.

Начинать езду рекомендуется со средней передней шестеренки. Задним переключателем подбирайте себе самую удобную нагрузку на ноги. Если дорога пошла под гору, и Вы чувствуете, что задних звезд уже не хватает, чтобы прибавить - переходите на большую звезду спереди. Как только темп вернется к обычному - вернитесь на среднюю переднюю шестеренку.

Аналогично и с нижними передачами. Поехали в гору и чувствуете, что задних звезд не хватает - переходите на переднюю малую звезду (номер 1), и потом возвращайтесь на среднюю, когда дорога станет ровной.

Что нужно еще понимать при выборе передачи. Есть у велосипедистов такое понятие - «каденс». Это частота вращения педалей в минуту. Оптимальная частота должна быть 80-110 оборотов с минуту. Это связано с физиологией коленного сустава. С выделением «смазки» в суставе для уменьшения трения костей. При слишком низком каденсе (менее 80) «смазка» более вязкая, а более 110 идет слишком сильная нагрузка на колено. Поэтому Ваша задача при выборе передачи как раз и заключается в том, чтобы держать этот оптимальный каденс (80-110 оборотов в минуту).

В общем, строгих правил нет - каждый байкер сам выбирает, как ему удобно ехать. Помня эти простые правила, не бойтесь - пробуйте. Тело само Вам подскажет, как и когда переключать передачи, а потом появится опыт и переключение передач будет происходить практически на автомате.

Правила переключения скоростей

  1. Любое переключение скоростей должно происходить в движении, т.е. педали должны крутиться. Причем при переключении на передних шестеренках педали нужно крутить плавно, без усилия, чтобы цепь стала на соседнюю звезду с меньшим усилием. На них разница между зубьями соседних звезд более 10. На задних звездах кассеты перепад количества звезд не такой большой и поэтому там цепь перебрасывается спокойней.
  2. Переключение на новую передачу должно быть бесшумным. Если Вы слышите неприятный металлический скрежет, значит, Вы выбрали неправильное соотношение звезд и, в итоге, цепь перекосилась, или трансмиссия велосипеда настроена неправильно.
  3. Переключаться нужно заранее, не на самом подъеме или спуске, а перед ним.
  4. Если нужно переключиться на несколько передач сразу - то лучше это делать поэтапно, по одной
  5. Нельзя переключать одновременно передние и задние переключатели - может заклинить цепь.
  6. Не переключайте передачи при неподвижном велосипеде - так их можно сломать.

Придерживайтесь этих простых принципов и правил, держите цепь смазанной, переключатели чистыми, и путешествуйте на велосипеде в свое удовольствие.

И в заключении, хочется сказать вот еще что.

Существует всего два типа систем для переключения передач. Систему, основанную на звездах мы рассмотрели в этой статье.

Второй вариант - это использование на заднем колесе. Она обладает как рядом преимуществ, так и некоторыми недостатками, о которых описано в другой статье и почитать об этом можно в ней.

Видео по переключению скоростей

Нашим отцам в годы их юности и не снилось, что велосипед может быть многоскоростным. Такие новинки существовали в то время только на Западе: в середине ХХ века велосипед со звёздочками на переднем и заднем колесе был спроектирован в Италии изобретателем Туллио Компаньоло.

Число шестерёнок возрастало от десятилетия к десятилетию, и сегодня (в отдельных моделях для велогонок) переваливает за 10. Но всегда ли много значит хорошо? Чтобы понять, сколько скоростей у велосипеда лучше, нужно разобраться, в каких случаях они облегчают жизнь велосипедиста, а в каких - только усложняют.

Всё дело в звёздах

Количество звёзд напрямую зависит от типа велосипеда. Обычно на шоссейниках две, а на горных велосипедах три ведущие звёзды, но есть и исключения. При этом есть и дополнительные звёзды: к примеру, на шоссейники устанавливают по 3 и по 7-10 шестерёнок на переднее и заднее колесо соответственно. Чтобы определить общее количество передач, нужно перемножить число звёзд на обоих колёсах. Легко определить, что их количество на современных шоссейных байках варьируется от 21 до 30. Городские велосипеды часто оборудованы пятью шестерёнками сзади и двумя сзади. Десяти скоростей для них будет более чем достаточно. Большинство современных ситибайков оснащены семью стартовыми передачами. Не нуждаются в большом количестве скоростей и детские велосипеды.

Для чего нужны

Переключая скорости на велосипеде, мы перебрасываем цепь со звёздочки на звёздочку и меняем каденс, то есть частоту вращения педалей с учётом силы, необходимой для их нажатия. Варьируя передаточное число между педалями и колесом, мы и можем изменять давление на педали. Для того чтобы энергия в процессе вращения распределялась равномерно, мы и включаем разные передачи.

Во время езды по сельской местности, на крутых подъёмах или спусках велосипедист вынужден на большой скорости. Один, два, три раза это можно проделать без риска для здоровья, но постоянные эксперименты над организмом могут привести к серьёзным проблемам с сосудами. Что можно сделать? Включить максимально низкую скорость. Велосипед поедет медленнее, зато нагрузка на мышцы и сосуды уменьшится за счёт скорости вращения педалей.

При спуске скорость, наоборот, нужно будет увеличить. Вам придётся приложить чуть больше усилий, но велосипед ускорится и пойдёт ровнее. Для езды по ровным поверхностям в городе обычно выбирают средние скорости, при этом цепь натягивается равномерно, а нагрузка распределяется между группами мышц.

Получается, что многоскоростная система с достоинством проходит следующие испытания:

  • подъём на крутые холмы;
  • резкий спуск с возвышенностей;
  • преодоление высоких барьеров;
  • езда по песку, грязи, бездорожью.

Обобщая сказанное, можно подытожить: передачи необходимы для экономии мышечной энергии на различных участках пути. Именно поэтому вопрос о количестве скоростей напрямую зависит от того, на каком велосипеде и по каким дорогам вы собираетесь ездить.

Переключатели

Для того чтобы переключить скорости, достаточно повернуть или потянуть переключатель на руле. Переключатели (они же манетки) бывают нескольких видов:

  • вращательные (скорости переключаются при повороте ручки);
  • рычажковые (на руле расположены специальные рычажки для переключения скоростей);
  • гриптшифтовые (ручку следует вращать от себя или к себе);
  • рычажки для пальцев (один рычажок меняет скорость на меньшую, другой – на большую).

Стоят все эти устройства примерно одинаково, последние изобретены недавно и обойдутся вам чуть дороже.

Жить на полной скорости

Сколько бы скоростей вы ни выбрали, каждой звёздочке отмерен свой срок службы. Продлить жизнь системе переключения скоростей, в которую входят цепь, кассета, шестерёнки и педали, может каждый велолюбитель. Достаточно запомнить несколько правил.

  • Старайтесь не переключать передачи на подъёмах. Выберите первую скорость для обеих звёзд и держите её до конца подъёма.
  • После подъёма или спуска при выезде на гладкую поверхность трассы не забывайте вернуть переключатель на среднюю скорость.
  • Скорость можно менять, только когда педали крутятся, то есть когда велосипед на ходу. Иначе цепь быстро износится.
  • Разница между шестерёнками цепи не должна быть выше 4. Если ставить максимальную скорость на одну звезду и максимальную – на другую, цепь сильно растянется и сломается вся система.
  • Не забывайте своевременно ухаживать за цепью. Если велосипед используется в относительно комфортных условиях, цепь достаточно просто протирать сухой тряпкой и покрывать смазкой для велоцепей. Если практикуется езда по бездорожью, перед тем, как смазать цепь, её нужно будет промыть специальной смесью или обычным керосином.

Завершая разговор о количестве скоростей, хочется отметить, что комфорт езды – вещь очень и очень индивидуальная. Кому-то недостаточно и 28 скоростей, а кому-то приятно кататься по дорожкам парка, не утруждая себя мыслями о передачах. Прогулки, велопоходы, езда на работу или профессиональный велоспорт – всё зависит от ваших целей.