Может ли парашют не раскрыться. Дарья Половникова: Часто парашют не раскрывается, но это не катастрофа Тандем-инструктор «Парацентра» развеяла миф об опасности прыжков с парашютом

Перевод для – Хельга

Вообще-то скайдайвинг относительно безопасен. Согласно большинству источников, смертельным исходом заканчиваются (в среднем) около 30 из 100 тысяч прыжков. Человек с бо̀льшей вероятностью может погибнуть в автомобильной аварии, чем в результате прыжка с парашютом. Для более наглядного сравнения: в подводном плавании количество смертей в среднем больше – примерно в 47 из 100 тысяч погружений.

Считается, что шансов разбиться, выпрыгнув из исправного самолёта, у вас столько же, сколько искупаться в кишащей акулами воде. Тем не менее, каждый год сотни тысяч людей прыгают с самолёта – профессионально, ради развлечения и участия в соревнованиях – и подавляющее большинство достигло земли благополучно, в целости и сохранности. Хотя в прыжках с парашютом есть один пунктик: когда что-то всё-таки идёт не так, как должно – не раскрылся парашют или обнаружились другие подобные неполадки – у вас остаётся не так много вариантов. Мчаться к земле со скоростью, превышающей 100 миль в час… ну, можно представить, чем это скорее всего закончится.

Как ни удивительно, не каждая авария в парашютном спорте заканчивается грудой окровавленных, переломанных частей тела. На самом деле, найдётся довольно много людей, которые пережили душераздирающие инциденты в воздухе:

10. Даниэль Фарр

Представьте себе эту ситуацию и решите, действительно ли стоит совершать ваш первый совместный прыжок (в котором вы своим парашютом присоединены к другому человеку, как правило, опытному скайдайверу) с инструктором, который может умереть в воздухе. Даниэль Фарр – солдат армии США, специализирующийся на военной разведке. Его девушка подарила ему в качестве рождественского подарка билет на прыжок с парашютом. Партнёром Фарра по тандему был мужчина по имени Джордж «Чип» Стил, опытный скайдайвер, на счету которого более 8 000 прыжков. Он выпрыгнул из самолёта, некоторое время находился в свободном падении, а затем раскрыл парашют, как и предполагалось.

Всё, казалось бы, шло гладко, пока не полетело к чертям. Фарр заметил, что Чип никак не реагирует ни на его вопросы, ни на действия (на самом деле отсутствие каких-либо действий), касательно приближения к земле. Несмотря на то, что вооружённые силы не дали молодому Фарру никакой профессиональной подготовки по управлению парашютом, они научили его сохранять спокойствие в экстремальных условиях. Фарр, оказавшись в такой ситуации, взял под свой контроль управление парашютом – так же, как он видел по телевизору, конечно – и ему удалось довольно неплохо маневрировать, избегая приближающихся деревьев, и, в конечном счёте он безопасно приземлиться недалеко от назначенной посадочной зоны. После этого Фарр безуспешно делал Чипу искусственное дыхание. Позже коронер констатировал, что Чип перенёс сердечный приступ.

Однако одного мучительного опыта было недостаточно для того, чтобы отбить охоту к прыжкам у господина Фарра. Он выразил желание прыгнуть ещё раз, несмотря на протесты родителей.

9. Дейв Хаджмен (и парень по имени Фрэнк)

Этот инцидент произошёл в 1985 году в Австралии, в штате Виктория. Мистер Хаджмен совершал прыжок с высоты около 12 тысяч футов (примерно 3,5 тысячи м.) в качестве одного из членов формирования скайдайверов. Всё пошло не по плану, когда Хаджмен по невнимательности открыл свой парашют, находясь прямо над другим скайдайвером (это и был парень по имени Фрэнк). Фрэнк тоже не увидел Хаджмена, и открыл свой парашют примерно в то же мгновение, что и Хаджмен. Два парашютиста пытались занять одно и то же пространство в одно и то же время. В результате Дэйв упал прямо на Фрэнка.

Сильный удар лишил Фрэнка сознания и запутал стропы обоих раскрытых парашютов. Парашют Фрэнка остался открытым и наполненным воздухом, в то время, как парашют Хаджмена выпустил воздух и свернулся – мужчины оказались плотно связаны. Кроме того, поскольку, по сути, теперь один парашют должен был выдержать вес двоих мужчин, они падали быстрее, чем хотелось бы в подобной ситуации, в конце концов, врезавшись в переполненную автомобильную стоянку – удивительно, но они приземлились прямо между несколькими припаркованными автомобилями. И выжили.

Хаджмен получил довольно обширные травмы, в то время как Фрэнк вышел из этой передряги относительно невредимым. К его чести, Хаджмен вернулся к прыжкам с парашютом из безукоризненно работающих самолётов сразу после того, как его раны зажили.

8. Джеймс Буль

Мистер Буль – телерепортёр, специализирующийся на съёмках прыжков с парашютом (и участии в них) и бейсджампинга. Бейсджампинг, для тех, кто не знаком с этим термином, это вид спорта, заключающийся в прыжках с неподвижных объектов (таких как горы и мосты) и ожидании последней возможной секунды для раскрытия парашюта. Опасная штука.

Во время одной из таких съёмок мистер Буль и попал в передрягу. Буль и его партнёры выполняли прыжок для съёмок документального фильма в России. Буль, сосредоточившись на съемке, полагался на своего партнёра по радиовещанию, когда они приблизились к земле, и надо было раскрыть парашют. Проблемы со связью помешали этому, и вместо того, чтобы раскрыть парашют, Буль встретился с покрытой снегом землёй. Падение с высоты двух тысяч метров со скоростью, намного превышающей 100 миль в час, обычно означает страшный конец. Однако британец врезался, по-видимому, в сугроб посреди каменистой местности. Буль получил перелом спины и рёбер, но в остальном был не так уж сильно потрёпан. Данный инцидент, по иронии судьбы, был заснят на пленку.

7. Иван Чисов

Чисов заслуживает места в этом списке благодаря своей храбрости, которая позволила ему выжить в той ситуации. Иван Чисов был лейтенантом в советских ВВС во время Второй мировой войны. Во время боевого вылета, бомбардировщик Чисова был атакован и сильно поврежден немецкими истребителями. В то время бомбардировщик Чисова летел на высоте свыше семи тысяч метров. Степень его повреждения требовала от экипажа немедленно покинуть самолёт.

Проблема заключалась в том (помимо того, что выпрыгивал он из разваливающегося самолёта), что когда Чисову уже действительно необходимо было покинуть машину, вокруг было довольно много немецких самолётов, а лётчики очень любили стрелять по заманчивым целям (таким, как беспомощный лётчик, висящий в воздухе под планирующим парашютом). Чисов выпрыгнул из самолёта, решив не раскрывать свой парашют, пока бо̀льшая часть продолжающихся воздушных боёв. Неплохая идея.

К несчастью для Чисова, он потерял сознание, пока находился в свободном падении. Резкое падение на скорости около 150 миль в час – и бесчувственное тело Чисова ударилось о заснеженное ущелье, покатилось, перевернулось и разбилось о грунт. Но… несмотря на переломом таза ие травмы спинного мозга, Чисов быстро восстановился и летал ещё несколько месяцев. Вот это самоотверженность!

6. Ларис Батлер


Неисправность в работе парашюта может случиться в любой стране. Молодая женщина из Южной Африки по имени Ларис Батлер испытала это на себе во время, как она считала, обычного прыжка с парашютом в 2010 году. Начало этой истории звучит так же, как и любой другой подобный инцидент – обычный выход из самолёта, следующее за ним обычное, ничем не примечательное свободное падение (конечно, если можно назвать «непримечательным» падение камнем на землю).

Однако то, что произошло дальше, заставило Батлер прибегнуть к молитве, как к последней надежде. Сначала она попыталась раскрыть парашют. Он не открылся. После нескольких бесплодных попыток, она попыталась проделать то же самое со своим запасным парашютом. Но он тоже не открылся. Можно только представить тот страх, от которого кровь стынет в жилах, охватывающий человека в такой момент. Мисс Батлер говорила, что единственным направлением её действий оставалась молитва. Она вспоминает, как подумала: «Господи, спаси меня, пожалуйста». Бог, как говорится, слышит и отвечает на молитвы верующих. Удар о землю с высоты 3 000 футов оставил мисс Батлер со сломанной ногой и сотрясением мозга, но живой.

Но вот что делает эту историю ещё более интересной: девушка говорит, что она передумала прыгать, когда уже стояла в дверях самолёта, но инструктор буквально вытолкнул её из самолёта, не обращая внимания на её протесты. Батлер описывает, как она держалась за дверную раму, и инструктору пришлось несколько раз её толкнуть, чтобы она выпала из самолёта. Не противоречит ли это закону?..

5. Ханс Ланг


Бейсджампинг уже упоминался в этой статье. Похоже, ожидание последней секунды для открытия парашюта позволяет испытать наибольшее волнение. Однако мистер Ланг получил немного больше, чем обычное чувство эйфории, во время бейсджампинга, который пошёл не по плану в 2008 году. Прыгнув с вершины горы в Норвегии, Ланг узнал, к чему приводят плохое планирование, дерзость и отсутствие крыльев вместе взятые. Проще говоря, это означает проблемы для людей, прыгающих с гор.

Высота горы, с которой прыгнул Ланг, составляет 1,5 километра. Ланг летел со скоростью около 150 км/ч рядом с отвесной скалой. Что могло пойти не так? Понимая, что он и скала находятся слишком близко друг к другу, Ланг попытался открыть парашют, чтобы отлететь от неё подальше. К сожалению, в этой битве человека против скалы, победила скала. Ланг несколько раз ударился о камни, торчащие из скалы, а стропы его парашюта запутались, что не позволило ему замедлить падение. Полёт окончился тем, что Ланг на большой скорости упал на дерево, стоящее у подножия горы.
Не многие люди могут сказать, что они пережили падение с вершины горы, но Ланге может. Ланг не только выжил, но и из всех возможных проблем пострадал лишь из-за сломанной ноги. Неплохо, учитывая обстоятельства. Этот случай, конечно, не отпугнул Ланга, пообещавшего вернуться в бейсджампинг, как только он оправится от травмы. Ах да, все это было заснято на видео, конечно же!

4. Гарет Гриффитс

Мистер Гриффитс, будучи профессиональным игроком в регби в его родной Великобритании, хорошо знаком с физическим аспектом спорта. Но это нисколько не подготовило его к трагедии, случившейся во время его прыжка с парашютом в тандеме. В паре с опытным инструктором Майклом Костелло (который оказался представителем от штата Массачусетса), Гриффитс собирался совершить обычный прыжок, благополучно выполненный до них тысячи раз.

Однако в этот день события пошли совершенно не так. После прыжка из самолёта и непродолжительного наслаждения свободным падением, инструктор попытался открыть парашют. По непонятным причинам парашют раскрылся неправильно и инструктор не успел выправить его, пока оба летели к земле. Последнее усилие Костелло спасло жизнь Гарета: за несколько секунд до удара о землю, он перевернулся таким образом, что его тело находилось между землёй и Гриффитсом. Гарет выжил, но получил тяжёлую травму спины. Врачи были шокированы тем, что Гриффитс пережил удар о землю на такой огромной скорости — даже с учётом усилий Костелло, который уменьшил повреждения от столкновения собственным телом. Тем не менее, он выжил, и самоотверженная жертва Майкла Костелло, конечно, сыграла свою роль.

3. Лаверн Эверетт


В возрасте 80 лет, у мисс Эверетт было лишь одно неосуществлённое желание — она очень хотела прыгнуть с парашютом. С учётом роста популярности и доступности прыжков в тандеме, мисс Эверетт всё-таки решила… сделать этот шаг! Помните, что произошло в одной из предыдущих историй? Так вот, к её ужасу, случилось примерно то же самое. Решимости у Эверетт заметно поубавилось, когда она выглянула в дверь и взглянула в открытое небо – её колени подогнулись. Её партнёр по прыжку, к которому Эверетт была привязана, немного подтолкнул её к выходу в попытке подбодрить, после чего они выпрыгнули из самолёта.

К сожалению, оказалось, что Эверетт была не так надежно прикреплена к своему партнеру, как они думали. Почти сразу же Эверетт начала выскальзывать из креплений.

Помните, что у Эверетт не было своего парашюта, так как при таких прыжках он есть только у инструктора. Партнёру Эверетт пришлось руками держать её, чтоб она не разбилась о землю. Даже оператор, прыгнувший вместе с ними, чтоб запечатлеть прыжок на видео, попытался приблизиться к ним, чтобы помочь, но безрезультатно. Эверетт оставалось лишь висеть на партнёре, пока он отчаянно пытался удержать её.

Удивительно, но Эверетт, которая, похоже, обладает стальными нервами, даже ни разу не закричала во время полёта. Позже она заявила в интервью, что даже не особо испугалась. Партнёр смог удержать её, и они оба безопасно приземлились. Эверетт получила только несколько синяков и ссадин от посадки. Зато у неё будет, что рассказать своим внукам. И да, все это было заснято на камеру.

2. Николас Алкемейд

Инцидент с Николас Алкемейд, с технической точки зрения — это не инцидент во время скайдайвинга, но, тем не менее, он чертовски захватывающий. Во время Второй мировой войны этот парень служил в Королевских ВВС — был членом экипажа британского бомбардировщика, атакованного немецкими истребителями. Бомбардировщик Алкемейда был сильно поврежден: загорелся и вышел из-под контроля. Вариантов было два: либо сгореть бы внутри самолёта, либо умереть при столкновении самолёта с землёй.

Решив, что ни один из этих вариантов ему не подходи, Алкемейд решил выпрыгнуть из самолета без парашюта (он сгорел в огне!). Бомбардировщик находился на высоте 5,5 тысяч метров над землёй, когда Алкемейд принял это…важное решение. Он выпрыгнул. Храбрый британец пролетел через покрытые снегом ели, которые смягчили его падение, и упал в глубокий сугроб. По сообщениям, лётчик отделался лишь вывихнутой лодыжкой и шоком. После приземления, он огляделся и закурил. Даже немцы, захватившие Алкемейда в плен, были потрясены этой историей и выписали ему документ, подтверждающий истинность того, что с ним произошло. Вот так-то.

1. Шейна Ричардсон/Вест


Шейна Ричардсон (Вест по мужу) испытала то, что не должен был испытать никто, особенно на своём первом одиночном прыжке, во время беременности. К сожалению, несчастный случай произошёл именно с этой молодой девушкой из Джоплина (Миссури). Эта история наделала столько шума в СМИ не только из-за того невероятного факта, что Шейна пережила то что пережила, но и потому, что она узнала о своей беременности в больнице, в которую её привезли после инцидента.

История Шейны начинается почти сразу же после её прыжка с самолёта. Как только девушка раскрыла свой парашют, она вошла в сильный штопор. Понимая, что возникли проблемы (было ли это по причине неисправного оборудования или же из-за её неопытности, по-прежнему обсуждается среди коллег-парашютистов). Шейна отрезала стропы своего основного парашюта и раскрыла запасной. Это также не помогло, потому что её запасной парашют тоже не сработал (опять же либо из-за неопытности девушки, либо из-за неисправности оборудования). Шейна продолжала крутиться и упала на скорости, превышающей 50 миль в час, на близлежащую парковку, лицом вниз.

Шейна сломала таз в двух местах, получила перелом ноги и потеряла несколько зубов. Но самое главное, что её не родившийся ребёнок, о котором она не знала на момент прыжка, остался невредим (Шейна родила здорового мальчика в июне следующего года). Этот несчастный случай был запечатлён на видео. После этого Шейна ещё раз прыгнула с парашютом, чтоб доказать себе, что она всё же может это сделать, но после этого последнего прыжка она бросила прыгать. Наконец-то хоть у кого-то обнаружилось немного здравого смысла!

Парашютный спорт – экстремальная дисциплина, сопряженная с повышенной опасностью для здоровья и жизни. Перед тем как подняться в воздух и прыгнуть с парашютом человека попросят подписать бумагу о добровольном характере прыжка и отсутствии претензий к организаторам в случае каких-либо неприятностей. И это – непростая формальность.

Вероятность несчастного случая

Информация о смертности, связанной с парашютным спортом, не является публичной. В открытом доступе можно найти данные за период 1998-2005 гг., опубликованные российским Федеральным управление авиационно-космического поиска и спасения. В соответствии со статистикой этого ведомства за 7 лет в России был зафиксирован 91 смертельный случай в результате неудачного прыжка с парашютом. Что составляет в среднем 13 человек в год.

Много это или мало?

Если говорить о месте парашютных инцидентов со смертельным исходом в структуре общей смертности от внешних причин (около 200000 случаев ежегодно), то они занимают самое последнее – с долей 0,007%.

Таблица 1. Структура смертности от внешних причин (100% — все случаи со смертельным исходом)

Причина смерти Доля в общей смертности от внешних причин, %
Убийства 16,5
ДТП 10
Пожары 5
Прыжки с парашютом 0,007

Ежегодно в России совершаются около 40 тыс. прыжков. Из них:

  • смертельный исход – 0,03% — 3 из 10000 человек;
  • травматизация (переломы, ушибы, сотрясения) – около 0,1% — 1 из 1000 человек.

Если учесть, что аналогичный показатель смертности при пожарах составляет 6,7%, то вероятность погибнуть при совершении прыжка с парашютом в 233 раза меньше, чем от огня.

Примеры реальных несчастных случаев

Ниже приведены случаи реальных инцидентов, имевших место при совершении прыжков опытными парашютистами.

  • 2 парашютиста при спуске находились рядом друг с другом, допустили столкновение на высоте 60 м., произошло частичное гашение куполов, увеличение скорости приземления. Результат – переломы. В других аналогичных случаях – травмы, несовместимые с жизнью.
  • Произошло неправильное раскрытие основного парашюта в результате некорректно произведенной укладки. Прыгающий пытался выправить ситуацию, но ничего не вышло. Запасник открыт на высоте ниже 100 м. Приземлялся на частично наполненном куполе запасника и нескольких секциях основного купола. Результат – перелом бедра и ребер.
  • Парашютист опасно выполнил разворот на 180° на высоте 30 м при ветре 10 м/с. Результат – переломы ног и сотрясение мозга. В других аналогичных случаях – травмы, несовместимые с жизнью.
  • Приземление на крышу здания с гашением купола, последующим протаскиванием парашютиста и падением на землю. Результат – тяжелые травмы.
  • Приземление на неровность: одной ногой на кочку. Результат – перелом лодыжки.
  • Потеря человеком сознания при спуске. Приземление происходило в неуправляемом режиме. Результат – смерть парашютиста.

Причины несчастных случаев

  1. В почти 80% случаях причиной несчастного случая является неправильные действия парашютиста:
  • 30% несчастных случаев происходит в результате неправильного приземления (резкое управление, низкие развороты, недооценка метеоусловий и др.);
  • 27% отсутствовала попытка открытия запаски;
  • 21% — запасной парашют открыт на низкой высоте.

Как видно, почти 50% смертей происходит в результате неправильного раскрытия или нераскрытия запаски.

  1. Оставшиеся 20% несчастных случаев связаны:
  • с неправильной работой страхующего прибора или его с его отсутствием;
  • с потерей сознания парашютистом во время спуска;
  • другими не зависящими от прыгающего человека факторами.
  1. Неправильно думать, что при прыжке погибают только прыгающие первый раз. Они составляют менее 30% от общего количества смертей. 70% — те, кто имеют опыт более 25 прыжков. Это свидетельствует о том, что несчастные случаи в парашютном спорте происходят в результате:
  • неосмотрительности;
  • недисциплинированности;
  • самоуверенности;
  • принятия неверного решения во время спуска.

Как предостеречься от несчастного случая

Успех (или неудача) прыжка определяется:

  • на 20% — подходом к организации и к инструкторской работе в выбранном парашютном клубе;
  • на 80% — дисциплинированностью и алгоритмичностью действий самого парашютиста.

Выбрать правильный парашютный клуб

Собравшись первый раз прыгнуть, примите во внимание два момента:

  • рекомендации других людей;
  • стоимость прыжка.

С первым – все понятно: вряд ли кто обратится к организаторам, за которыми идет не очень хорошая слава. Клубы, понятно, не афишируют и любым образом скрывают случаи «происшествий». Но мир слухами полнится. Никогда не прыгайте за дешево. Самолет, горючее, услуги пилота и инструктора – все это стоит денег. Если стоимость невысока, значит, в конторе на чем-то экономят.

  1. Экономят на горючем.

Парашютистов выбрасывают не на минимально положенной высоте 800 м, а на 600 м или даже 400 м. Прыгающему не нужно ничего предпринимать: парашют выдергивается стропой, закрепленной на самолете, при совершении прыжка. Однако если по какой-то маловероятной причине что-то пойдет не так, у человека должно быть время для раскрытия запасного парашюта. Предельная высота, на которой это можно делать безопасно – 300 м.

Скорость свободного падения – около 50 м/с. Т.е. если организаторы экономят и опасно выбрасывают парашютистов на высоте 600 м, у человека есть всего 6 секунд, чтобы сориентироваться и выдернуть чеку из запасного парашюта. Если – на высоте 400 м., то – всего 2 секунды. Этого катастрофически мало даже для профессионала.

  1. Экономят на экипировке

Автоматическое страховочного устройство – ППКУ – должно раскрыть запаску на высоте 400-500 м. Но и на нем организаторы могут экономить. Они рассуждают так: все равно основной парашют раскроется принудительно, высота небольшая. Чтобы ППКУ не сработало, нужно выдернуть специальную чеку из устройства в течение первых секунд спуска.

Многие новички от охватившего восторга и нервного возбуждения забывают об этом. В результате в дополнение к основному выбрасывается еще и запасной парашют.

Но так как человек уже находится не в свободном падении, раскрыться куполу нет возможности. Запаска начинает наматываться на парашютиста, затруднять подвижность ног – все это вносит дополнительные риски уже на стадии контакта с землей. Поэтому многие организаторы, уменьшая высоту прыжка, вообще не используют автоматическую страховку. В совокупности эти два фактора – опасно низкая высота выхода из самолета и отсутствие или неработоспособность ППКУ – существенно увеличивают риск несчастного случая.

Кроме того, парашютное снаряжение должно периодически проверяться и заменяться. Экономные конторы не уделяют этому должного внимания, используют нештатные элементы в парашютах (проще говоря, отремонтированные), что катастрофически увеличивает вероятность несчастного случая.

  1. Экономят на квалифицированных кадрах.

От слаженной работы летчика и инструктора во многом зависит успех прыжка. Парашютистов нельзя выбрасывать в любое время. Это делается на определенной скорости, чтобы самолет «не болтало», выброс должен быть без «скольжения». В противном случае, колесо самолета – и такие случаи бывали – может зацепить за какую-либо функциональную часть экипировки парашютиста, сделав невозможным и неполным раскрытие парашюта.

Таким образом, при выборе аэроклуба для первого прыжка примите во внимание следующие советы:

  • выбирайте известные клубы с хорошей историей;
  • интересуйтесь деталями предстоящего прыжка (высотой, типом парашюта, наличием ППКУ)
  • не экономьте.

Быть готовым к прыжку

Несмотря на кажущуюся простоту, прыжок с парашютом – ЭТО СЛОЖНО. В человеке не заложены способности к полету и к управлению куполом парашюта. Более того, все имеющиеся от природы рефлексы противоречат тому, что требуется при прыжке и приземлении. Для большинства людей выпрыгнуть из самолета – уже подвиг.

  1. Подойдите к подготовке серьезно.

Сегодня многие организаторы ограничиваются экспресс подготовкой непосредственно перед прыжком. Для спуска на круглым куполе с принудительным раскрытием на 800-метровой высоте этого достаточно. Но, если в ваши планы входят захватывающие полеты с высоты 3-4 км, то начните сразу с парашютной школы. Не ленитесь и перед пряжками пройдите полную теоретическую и практическую подготовку.

  1. Будьте дисциплинированы и психологически готовы

Аэроклубы часто не ставят ограничений по возрасту, а в тандеме с инструктором позволяют прыгать даже детям школьных лет. Стоит помнить, что инструктор – это не панацея, и разбиваются даже самые опытные, имеющие за плечами десяток тысяч прыжков.

Опасность представляет самостоятельный прыжок в подростковом возрасте. В голове прыгающего должен быть четкий доведенный до автоматизма алгоритм действий. Это предполагает определенную психологическую подготовку, эмоциональную зрелость. Чего, например, в 14 лет не хватает.

В любом случае, чтобы подписывать все необходимые бумаги, человек должен быть совершеннолетним, т.е. достигнувшим 18 лет. Иначе – требуется присутствие родителей.

  1. Учитесь управлять парашютом.

Даже купольным парашютом можно «подруливать», не говоря о «крыле». Например: если ветер сносит не в ту сторону, внизу сложный и опасный для приземления ландшафт и во многих других случаях. Несмотря на кажущийся с земли медленный спуск человека под парашютом, дующий ветер сносит его на километр, а иногда и более, от точки выхода из самолета.

Для корректировки нужно правильно применять технику скольжения. Подтягивая или отпуская нужные стропы, парашютист затормаживает или ускоряет горизонтальное движение.

  1. Приземление важнее, чем спуск.

Большинство травм происходит при касании земли. Скорость человека в этот момент – 3-5 м/с или 11-18 км/ч, что соответствует скорости интенсивного бега. Теперь представьте, что в определенный момент перед вами оказывается стена, и вы врезаетесь в нее со всей силой – примерно то же самое происходит при касании земли, только врезаетесь вы не в вертикальную, а в горизонтальную плоскость. В ветреную погоду скорость приземления еще выше: доходит до 36 км/ч. И это может стать большой проблемой, если спускающийся не прошел подготовку по управлению скоростью спуска и не умеет правильно группироваться при приземлении.

Заключительное замечание

Если вы чувствуете неуверенность, сомневаетесь, что все пройдет благополучно, если вы нервничаете, и вас панически пугает мысль о нераскрытом парашюте – то лучше воздержитесь от прыжка. Возможно, вы еще не совсем готовы к этому шагу. Возможно, вы никогда не будете к нему готовы. Это не должно расстраивать: парашютный спорт требует значительного преодоления себя, обладание мужеством, 100%-уверенности в том, что прыжок удастся. Другой вариант — прыгнуть в тандеме с инструктором, что вселит вам больше уверенности, позволит почувствовать себя в безопасности рядом с профессионалом, а также даст возможность сделать фото и видео с вашим прыжком. Именно так и поступила ведущая проекта «Амазонка» Оксана:

"Утром 20 октября эшелон прибыл на станцию Котельнич. Здесь нас встретили представители командования 6-го ВДК и его подразделений. Меня направили в 13-ю воздушно-десантную бригаду, в 1-й батальон.
Поскольку я прошел парашютную подготовку при Свердловском аэроклубе, то меня назначили инструктором-укладчиком парашютов 1-й стрелковой роты, а вскоре присвоили звание старшего сержанта.
Следует заметить, что с кадрами парашютно-десантной службы в то время было очень трудно, в большинстве подразделений эту службу (ПДС) возглавляли старшие сержанты, окончившие краткосрочные курсы инструкторов и имевшие всего по 15-20 прыжков.
Через некоторое время они стали младшими лейтенантами. Пишущий эти строки был в числе таких специалистов и все годы войны в качестве инструктора парашютной подготовки принимал участие в обучении многих подразделений ВДВ.


В то время в ВДВ использовались парашюты ПД-6. Это парашют системы Ирвинга (американского конструктора - изобретателя ранца с сотами для укладки строп) с круглым куполом и полюсным отверстием в центре для смягчения динамического удара при раскрытии и для устойчивости парашюта в воздухе.
В отличие от тренировочных парашютов ПТ-1 и ПТ-2 купол ПД-6 изготовлялся не из натурального шелка, а из перкаля - хлопчатобумажной, плотной, прочной и легкой ткани с перкалевыми же стропами.
Прочность на разрыв каждой стропы до 160 килограммов, а строп в парашюте 32. В каждом подразделении бригады было по 2-3 учебных парашюта.

13-я воздушно-десантная бригада расположилась в г. Ногинске. Наш 1-й стрелковый батальон - в здании школы им. Короленко, в центре города. Штаб бригады и часть подразделений - в поселке Глухово. Штаб корпуса также был в центре города.
В конце декабря (или начале января?) проводились первые парашютные прыжки с самолетов ТБ-3. Настроение у солдат разное. В роте служат люди в возрасте 18-40 лет, среди них были богатыри с русским боевым духом, но были и бойцы с разными недугами, в том числе и сердечники. Медицинских комиссий в то время не было.
Выстроит старшина роту и скомандует: "Кто нездоров или жалуется на болезни и отказывается прыгать, - выходи!" (Старшина Трошин сам страшно боялся прыгать.) Тех, кто выходит из строя, осматривает врач. Как правило, все оказывались готовыми к прыжкам. Приказ был: прыгать всем!

В нашей роте был трагикомичный случай. Красноармеец А. Иванов (фамилия изменена, израненный, он вернулся домой инвалидом; он единственный из роты, кого я встретил после войны) очень боялся прыгать. Во время первой попытки он не смог преодолеть страха, и выпускающие привезли его обратно на аэродром.
Естественно, личный состав роты горячо обсуждал это происшествие с легким юмором (они-то прыгнули!). С Ивановым был серьезный разговор комбата. Он официально приказал ему совершить прыжок.
Через несколько дней, уложив парашюты, я и Иванов прибыли на аэродром. Приготовили парашюты и стали ждать очередного рейса самолета. Мой спутник попросился "до ветру" и преспокойно удрал. На следующий раз был получен приказ командира бригады.
На аэродроме в нашей компании был и комиссар роты старший политрук Н. Факидов. Сбежать с аэродрома нашему спутнику не удалось.
В момент посадки в ТБ-3 под самолетом оказался генерал - командир корпуса. Комиссар доложил ему о наших намерениях. Генерал слегка пожурил Иванова и приказал обязательно совершить прыжок.
Мы разместились в кабине штурмана на трех креслах (в ТБ-3 она не меньше комнаты площадью 8-10 м2). Взлетели, вместе с комиссаром спокойно показывали нашему спутнику город, над которым полетали, школу, где мы живем, леса и поля, где обычно проходят занятия по тактике. Наконец нам дали сигнал приготовиться к прыжку.
Из кабины нам нужно было пройти узким проходом между двумя раскрытыми трапными люками. Комиссар шел впереди, а я позади Иванова. Как только он увидел открытые люки, он ухватился за боковые трубчатые стойки, и нашей силы не хватило, чтобы сдвинуть его с места. Пришлось нам прыгать без нашего горемычного солдата.
Через несколько дней уже без моего участия Иванова выбросили из хвостового люка, но перед этим он выдернул кольца главного и запасного парашютов. Выпускающие сложили купола, закрепили их резинками и выбросили горемычного парашютиста в люк. Оба купола раскрылись, и он благополучно приземлился. Радость Иванова была неописуема, и в дальнейшем он прыгал нормально.

Ещё один, но уже более трагический случай, закончившийся вполне благополучно. Парашют ПД-6 ручного раскрытия. Для страховки раскрытия было придумано следующее приспособление: за вытяжной трос ранца парашюта около шпильки верхнего люверса цеплялся карабин с привязанной к нему 5-7-метровой веревкой (фалой). Другой конец веревки находился в руках выпускающего.
После того, как парашютист оказывался в воздухе, выпускающий дергал веревку, а вместе с ней вытяжной трос, шпильки выходили из люверсов, и ранец раскрывался. Затем выскакивал вытяжной парашютик и вытягивал основной купол. С такой системой страховки были выполнены все первые и последующие прыжки из самолета ТБ-3.
Так вот, в тот день прыгал не наш батальон, а я дежурил на площадке приземления. Из очередного корабля стали вываливаться парашютисты, вспыхивали купола, но вот у одного из них ранец парашюта не раскрылся, и он падал с огромной скоростью. Было ясно, что наше приспособление не сработало, а точнее, либо выпускающий из рук веревку выпустил, либо она перетерлась и оборвалась у карабина.
Человек ударился о землю, как от взрыва взвился конус снега, и всё смолкло. Мы бросились к месту падения. Каково же было наше изумление, когда мы увидели лежащего на спине, совершенно неподвижного, но живого человека.
Увидев нас, он попытался встать, но все, кто был у воронки, закричали, чтобы он лежал. Подбежавшие санитары уложили пострадавшего на носилки и унесли в санитарную машину.
Через несколько дней пострадавший явился в подразделение абсолютно невредимым, но в дальнейшем его все же отчислили из ВДВ. Объясняется этот счастливый случай тем, что парашютист попал в воронку от крупной авиабомбы, заполненную снегом. Площадь для приземления была опытным полигоном для бомбометания.

Весной 1942 г. на весь состав были получены специальные десантные парашюты, изобретенные и сконструированные советскими инженерами - ПД-41. Они обеспечивали ручное и принудительное раскрытие.
Началось освоение нового парашюта. Появилось и новое транспортное средство - самолет Ли-2 (Дуглас-3). Впервые в практике 6-го ВДК начались прыжки с оружием.
К сожалению, как и во всяком новом деле, не обошлось без происшествий. Весной 1942 г. в нашу роту пришел из госпиталя сержант В. Смирнов. Он был в одной из бригад, принимавших участие в боевых операциях. Он, а также десятка два опытных бойцов были определены на первый прыжок с оружием с самолета Ли-2.
Техника прыжков с этого самолета была следующей: по обеим сторонам вдоль фюзеляжа были расположены откидные сидения на 20 человек с каждой стороны, сверху проходил трос, за который зацеплялись карабины вытяжных фал, парашютисты сидели лицом к центру самолета.
По команде штурмана (длинный звук сирены) парашютисты вставали с мест, цепляли карабины за трос и поворачивались в сторону двери, расположенной в хвостовой части самолета.
По команде: "Пошел" (частые гудки сирены) выпускающие открывали двери с обеих сторон, стоящие впереди прыгали, остальные продвигали карабины по тросам; для уменьшения рассеивания бойцы должны были покидать самолет буквально затылок в затылок, а по времени через 10-15 секунд.
Правильность закрепления и захвата карабинов при продвижении контролировалась инструкторами - выпускающими или, как их тогда не без основания называли, "вышибалами". В случае со Смирновым все было сделано правильно, но при раскрытии купол его парашюта запутался с куполом прыгавшего с правой стороны.
Запасных парашютов не было (боевой вариант прыжка), в результате погибли оба. Воздух очень жесток, малейшая неаккуратность, неисправность, недисциплинированность или оплошность заканчиваются чаще всего трагедией.

Однажды солдат нашего батальона погиб при ночных прыжках с аэростата (в феврале 1944 г.). Прыгали с парашютами ПД-41. Недостатком этого парашюта были толстые, неэластичные, хлопчатобумажные стропы, кроме этого, они различались по длине (квадратный купол).
Вероятно, этот недостаток и неаккуратная укладка привели к тому, что при прыжке стропы стянулись в прочный жгут и не дали раскрыться куполу, не хватило для раскрытия и высоты.
Гибель товарища в нескольких десятках метров так подействовала на готовящихся к прыжку солдат, что они сбросили парашюты и отказались прыгать. В ответ на наше сообщение о ЧП штаб бригады приказал продолжать прыжки.
На старте было пусто, пришлось нам с руководителем прыжков (заместителем начальника ПДС бригады) с дрожью в душе готовится к прыжку. В это время чуть в стороне я заметил фигуру солдата с надетым парашютом. Солдатом оказалась девушка из связисток, Маша Камаева, которая заявила, что готова к прыжку.
Так втроем поднялись мы в предрассветную муть. Маша прыгала первой, я вторым, начальник - третьим. Посрамленные солдаты встретили Машу с просветленными лицами - прыжки продолжались. Маша стала героиней всей бригады.

В июле 1944 г. с фронта была отозвана дивизия, получившая наименование 9-й гвардейской воздушно-десантной дивизии для парашютной подготовки. Срок был дан жесткий - один месяц!
Через две недели на весь состав были получены парашюты, а ещё через две недели был получен приказ о проведении первых прыжков. И началась работа!
Надо сказать, что возрастной состав подразделения был в пределах 17-50 лет, частично мобилизованный в освобожденных районах Западной Украины. Многие из них даже самолета близко не видели. Конечно, люди были не подготовлены для такого испытания.
Многих тошнило, особенно при взлете, многие падали почти с потерей сознания на пол в центр самолета. Приходилось поднимать одного, другого, третьего, уговаривать, легкими ударами по щекам приводить в сознание. Упиравшихся руками в борта двери легким ударом по правой или левой руке выводить из равновесия, и человек проваливался за борт.
Да, мы работали действительно, как вышибалы. С другой стороны, большинство молодых с сознанием выполняли все команды и нормально покидали самолет.
После того, как последний покидал борт, я обычно ложился на пол и в открытую дверь просчитывал раскрывшиеся парашюты. Но вот в один из рейсов одного купола недоставало. Пожилой человек оказался слева у борта, он ухватился правой рукой за порог двери.
Нам с помощником было видно его лицо, окаймленное бородой, искаженное страхом, с раскрытым ртом, естественно, он кричал (конечно, крика мы не слышали).
Втянуть обратно мы его не могли, слишком велика сила потока воздуха летящего со скоростью 240-260 км/час самолета. Нам пришлось разгибать пальцы, человек висел, вот остался один мизинец, человек висел! Какова же должна быть сила в этот стрессовый момент жизни человека?
Наконец, разогнули последний палец. Солдат пошел вниз, купол благополучно раскрылся. Приземление прошло нормально, конечно, не на площадке приземления, но, к счастью, в удобном для этого месте. Дальнейшая судьба его мне не известна.

Обычно тяжело переносился первый и ещё один-два прыжка. Бывалые фронтовики говорили, что легче сходить в атаку, чем совершить в жизни первый прыжок.
К пятому-шестому прыжку чувство страха снижалось. Человек становился самоуверенным и даже терял осторожность. В этот период подготовки чаще случались и ЧП.
Причины разные: плохо обмотал бинтом ствол и затвор карабина, автомата, пулемета - стропа зацепилась за пуговку затвора или намушник, и, как результат, колбасящий купол; неаккуратно уложил стропы, перекрутил их - перехлест стропой купола; рано раскрыл купол или карабин фалы принудительного раскрытия перевернулся и зацепился далеко от двери - раннее раскрытие и завис на хвостовом оперении самолета. Воздух не прощал мелочей. Таковы реальные и нелегкие будни подготовки воина - воздушного десантника.

В конце июля 1942 г. 6 ВДК был реорганизован в 40-ю гвардейскую стрелковую дивизию, принявшую эстафету тяжелейших оборонительных и наступательных боев под Сталинградом. Она прошла путь с боями до Берлина.
Подполковник И.И. Блажевич стал командиром дивизии, генерал-майором, Героем Советского Союза. Его жизнь нелепо оборвалась в начале мая 1945 г. - в одной из поездок подорвался на мине. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Рядом с ним лежит мастер спорта А. Аминтаев, инспектор ВДВ, рекордсмен мира 1944 г. по количеству прыжков (перевалил за 1000), погиб при испытательном прыжке из стратосферы в 1945 г.
Наш комбат А.А. Кузнецов стал Героем Советского Союза посмертно, памятником ему стала высота 180,9 м под Сталинградом. Высота названа его именем. Много героев сложили головы в титанической войне 1941-1945 гг." - из воспоминаний Е.П. Смолонногова. Служил в 13-й, 6-й, 8-й особой воздушно-десантных бригадах, в 26-й бригаде, 9-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.

Перворазники . Перворазники совершают так называемые прыжки на стабилизацию, которые специально предназначены для парашютистов без опыта прыжков и с минимальной теоретической подготовкой. Дело в том, что для успешного раскрытия парашюта нужно, чтобы парашютист падал стабильно, то есть правильно управлял своим телом в свободном падении. Перворазники не могут обеспечить необходимого положения тела для раскрытия парашюта, так как, как правило, после отделения начинают беспорядочно кувыркаться в воздухе (что может стать причиной отказа работы основного парашюта).

Для того чтобы этого не произошло, применяется стабилизация. Работает это по следующей схеме. Парашютист отделяется от самолета, сразу после этого происходит автоматическое раскрытие стабилизирующего парашюта. Именно этот парашют не будет позволять телу беспорядочно кувыркаться в воздухе. По истечении 3 секунд (или другого заданного промежутка времени) парашютист дергает вытяжное кольцо основного парашюта. При этом парашютист должен сгруппироваться, чтобы избежать попадания стренги под мышку или между ног. При этом стабилизирующий парашют вытаскивает из ранца основной парашют, стропы, в результате чего происходит раскрытие парашюта (в данном случае стабилизирующий парашют выступает уже в качестве вытяжного парашюта).

Принудительное раскрытие . Принудительное раскрытие парашюта выполняют уже начинающие спортсмены, которые только начинают осваивать правильное отделение от самолета, то есть лицом по ходу движения самолета. При этом парашют некоторое время стабильно снижается в свободном падении, а парашют открывается автоматически по следующей схеме: после отделения фал, зацепленный карабином за трос в самолете, раскрывает ранец парашюта и вытаскивает парашют в чехле, а затем стягивает чехол (фал с чехлом остаются висеть за самолетом).

Принудительная расчековка ранца . Задача парашютиста может усложниться дополнительным заданием на расчековку ранца. При таком раскладе после того, как парашютист отделяется от самолета, фал выдергивает шпильки из петель на клапанах ранца, при этом выпрыгивает вытяжной парашют, после чего парашютист должен осуществить ручное раскрытие парашюта с жесткой медузой.

Ручное раскрытие . Ручное раскрытие доверяют парашютистам уже с достаточным опытом прыжков. Система, которая уложена на ручное раскрытие, имеет жесткий и мягкий вытяжной парашют. Мягкий парашют (или мягкая медуза) берется рукой и бросается в поток сбоку от тела парашютиста. Жесткий вытяжной парашют выпрыгивает из ранца, когда парашютист расчековывает клапаны ранца с помощью кольца. Система с ручным раскрытием обязательно сопровождается страхующим прибором, который раскрытивает парашют (основной или запасной), если это не сделал вовремя парашютист.

Страхующего прибора нет в парашютах для BASE и купольной акробатики. Парашютная система для BASE включает в себя основной купол с мягкой медузой и ранец с подвесной системой (для раскрытия запасного парашюта при таких прыжках просто не остается времени). В купольной акробатике в состав системы входит также запасной парашют, однако страхующий прибор здесь также не применяется, так как страхующий прибор перестает выполнять свои функции после раскрытия основного парашюта.