Подготовка велосипеда к зимней езде. Можно ли использовать велосипед зимой? Что делать после катания

Особенности подготовки и езды на велосипеде в зимнее время

Велосипед, как многие могут подумать, не только летнее средство передвижения. С каждым годом на улицах своего города мы видим все больше людей, для которых зима – не помеха. Если вы решили примкнуть к их рядам, то наверняка у вас есть масса вопросов:
- как подготовить велосипед к зиме?
- как одеваться перед выездом?
- как правильно ездить на велосипеде зимой?

Мы подготовили ответы на все вопросы, которые могут у вас возникнуть перед первым зимним выездом.

Преимущества и особенности катания зимой

Зимнее катание на велосипеде имеет свои преимущества и особенности, которые необходимо учитывать при подготовке и эксплуатации велосипеда.


Плюсы зимнего катания:

  • Под падающим снегом зимой кататься намного приятнее, чем под дождем летом. Зимний мороз переносится легче, чем летняя жара и, если вы замерзли, то можно просто ускориться и согреться. Летом же интенсивная езда наоборот может приводить к дискомфорту от жары. Хотя, надо заметить, одежда велосипедиста должна быть адекватной в любое время года.
  • Летняя дорога с ямами и лужами зимой преображается. С другой стороны, асфальтированная дорога, на которой летом не было ям и колдобин, зимой покрывается льдом.
  • Все, что летом может привести к проколам колес (гвозди, стекла и т.п.), зимой оказывается под снегом.
  • На мягком снегу резина изнашивается меньше, чем при езде по асфальту.
  • Зима – хорошее время для тренировки навыков катания в экстремальных условиях – по аналогии с экстремальной ездой на автомобиле.

Однако есть и особенности, которые надо учитывать:
  • При отрицательных температурах смазка в подшипниках густеет, из-за чего и ход велосипеда становится тяжелее, а накат менее эффективным.
  • Когда велосипед перемещается из отапливаемого помещения на мороз, то давление в шинах заметно падает. Необходимо иметь это в виду и при необходимости подкачивать камеры.
  • Зимой темнеет существенно раньше чем летом, поэтому стоит позаботиться о дополнительных светоотражателях. Фонари лучше использовать очень аккуратно, поскольку на морозе элементы питания могут окислиться.
  • Велокомпьютеры зимой лучше не использовать, поскольку их жидкокристаллические экраны перестают воспроизводить информацию при отрицательных температурах.
  • Стоит снять все пластмассовые детали, без которых можно обойтись – пластмасса на морозе становится очень хрупкой и есть риск их сломать.
  • Крайне важно избегать резких торможений с последующей блокировкой колеса, а также резких поворотов на высокой скорости.
  • Не следует мыть велосипед перед тем, как собираетесь выйти на улицу - он мгновенно обледенеет, и, что самое важное, могут перестать работать тормоза и другие узлы велосипеда.
  • Трение, а если правильнее выразиться, сцепление покрышек с дорогой зависит от температуры. Чем ниже температура воздуха, тем лучше сцепление. И напротив, когда температура ближе к нулю, на дорогах образуется «каша», то уровень сцепления значительно хуже.
  • При движении велосипедные покрышки интенсивно деформируются. Часть этой энергии переходит в тепло и нагревает шину, в результате чего колеса меньше «дубеют» и лучше катятся. Поэтому зимой лучше кататься в умеренно быстром темпе. К тому же хорошая скорость позволяет согреваться на морозе.

Зимняя экипировка велосипедиста

Хорошая теплая одежда – обязательное условие при езде на велосипеде зимой. Важно подбирать такую одежду, в которой вам будет безопасно и комфортно кататься. Зимняя одежда для велосипедиста должна отвечать следующим требованиям:

  • Не должна стеснять движений и мешать управлению.
  • Не должна уменьшать обзор.
  • Не должна быть слишком теплой или слишком холодной.
  • Должна быть непродуваемой и непромокаемой.
  • Должна быть заметной для водителей автомобилей и пешеходов.

Подход к выбору одежды должен быть таким, чтобы сначала, как только вы выйдете на улицу, вам было прохладно, и чтобы через пять-десять минут активного катания вы хорошо согрелись, но при этом не вспотели. Потеть на морозе крайне нежелательно, поскольку если вы вспотеете, то просохнуть сможете только в теплом помещении. Если все же нижняя одежда стала мокрой, то следует ехать без остановок, не давая себе остыть.


Для езды на велосипеде в зимнее время вам понадобится:

Куртка
- нижняя одежда
- штаны
- шапка и шлем
- обувь
- перчатки
- очки


Лучше одеваться «слоями», то есть надевать несколько слоев легкой одежды.


Первый слой – термобелье. Задача нижнего слоя одежды – сохранять тепло и отводить влагу. Нижнее белье из хлопка нежелательно, так как в нем тело быстро потеет и хлопок, впитывая влагу, не дает ей испаряться. Лучше выбирать термобелье известных марок.


Второй слой – утепляющий. Оптимальный вариант – флисовая толстовка. Флис обладает отличными теплоизоляционными качествами, износостоек, отлично выводит влагу, быстро сохнет и очень приятен на ощупь.


И, наконец, третий слой – непромокаемая и непродуваемая куртка или ветровка. Задача верхней одежды состоит в защите от ветра и снега. Однако, не переусердствуйте с верхним слоем: он не должен быть слишком теплым, а также должен позволять «дышать» вашему телу.


Штаны
Обувь

Для зимнего катания вполне подойдут треккинговые ботинки с теплым носком. Также можно обратить внимание на бахилы из специальных материалов, которые помогают удерживать тепло. Важный момент – во время катания стопы находятся почти без движения и при низких температурах начинают мерзнуть даже в теплой обуви. Если вы начали чувствовать, что ноги замерзают, остановитесь и энергично походите-побегайте несколько минут.


Шапка и шлем

Как и летом, большое внимание следует уделить безопасности и не забывать про шлем. Для головы также важно обеспечить защиту от холода и ветра. Идеальная «одежда» для головы - балаклава из специальных материалов, которую можно найти в спортивных магазинах. Выбирая шапку или балаклаву, учитывайте, что поверх должен без проблем надеваться шлем.


Перчатки

Можно использовать флисовые перчатки или не слишком громоздкие горнолыжные. Важно, чтобы рукам было тепло и чтобы при этом переключение скоростей и управление тормозными ручками было удобным.


Очки

Для защиты глаз стоит надеть горнолыжные или мотоциклетные очки, при этом дужки очков должны быть пластиковыми, так как металл на морозе может примерзнуть к коже.

Подготовка и обслуживание велосипеда зимой


Каждому автовладельцу хорошо известно, что к зиме нужно готовиться, а вот как подготовить велосипед к зиме – вопрос не самый простой. Конечно, устройство велосипеда куда проще автомобиля, но и за ним нужно тщательно ухаживать, готовить его к зимнему катанию. Многие опытные велосипедисты, кстати, имеют второй велосипед для катания в зимнее время. У такого велосипеда обычно более скромная навеска и, зачастую, жесткая вилка.


Рама

Желательно перед тем, как выехать на улицу, подержать велосипед 10-15 минут в подъезде, чтобы рама «привыкла» к холоду. То же самое рекомендуется делать по возвращении для более плавного изменения температур. Резкие перепады нежелательны. Также необходимо очищать раму от снега, льда и соли, потому что если на ней есть сколы или царапины, они могут быть подвержены коррозии. Лучше всего их сразу же зачищать, обезжиривать и подкрашивать.


Вилка

Для зимнего катания подходят вилки с пружинно-масляным или воздушно-масляным амортизатором, а также жесткие вилки. Амортизационные вилки очень не любят соль, поэтому их стоит тщательно очищать сразу же после каждой поездки по городу. Вилки с эластомерными амортизаторами на холоде работают плохо, поскольку эластомер затвердевает и теряет упругость. Стоит заметить, что некоторые предпочитают ставить на зиму жесткую вилку – катание по снегу и так не слишком жесткое, да и хорошую амортизационную вилку можно поберечь.


Тросики и рубашки

Перед началом зимнего сезона стоит проверить состояние тросиков и рубашек. Неисправные тросики и рубашки могут стать причиной невозможности переключения скоростей или, что намного хуже, срабатывания тормозов. Часто встречающаяся причина нарушения работы переключателей и тормозов – попадание влаги внутрь рубашек тросов и замерзание ее там. В результате чего трос может совсем примерзнуть и перестать двигаться. Во избежание этого необходимо периодически смазывать тросы и места их входа в рубашки.


Тормоза

В условиях зимнего катания наиболее предпочтительны дисковые тормоза – гидравлические либо механические – они надежны, эффективно работают в любых, даже очень неблагоприятных, погодных условиях. Конечно, можно кататься и с ободными тормозами, однако делать это надо крайне осторожно, поскольку эффективность ободных тормозов в зимнее время сильно снижается. Связано это с тем, что колодки и обод обледеневают, и при торможении колодки просто проскальзывают по ободу.


Переключатели передач

Зимой переключатели могут перестать работать, если в них набьется снег или лед. В этом случае переключатель просто застревает в одном положении. Чтобы минимизировать такую вероятность, необходимо обрабатывать переключатели смазкой (например, WD-40), которая обладает влагоотталкивающими свойствами.


Цепь

Один из самых уязвимых зимой компонентов велосипеда – это цепь. При катании в цепь набивается смесь снега, соли, песка и дорожных реагентов. И если периодически не чистить и не смазывать цепь, она может быстро заржаветь.


Покрышки

В зимнее время можно кататься на обычных покрышках, но, с точки зрения безопасности и большего комфорта, стоит обратить свое внимание на зимние шипованные покрышки для велосипеда. Шипованная резина различается по структуре, рисунку протектора, а также по количеству шипов и рядов расположения шипов на покрышке. На самых продвинутых покрышках размещается до 350 шипов в 3-4 ряда по центру и в боковых частях протектора шины. На такой резине можно уверенно ехать даже по льду. Однако, если вы не планируете такого экстремального катания, можно обойтись и покрышками с 50-200 шипами, размещенными в два ряда.


Камеры

Как уже было сказано, необходимо учитывать, что на холоде давление в шинах падает. Однако не стоит их и перекачивать. Пусть лучше они будут немного проминаться под вашим весом – так площадь соприкосновения с заснеженной дорогой будет увеличиваться.


Крылья

В условиях города есть смысл установить на свой велосипед полноразмерные крылья для лучшей грязезащиты. При катании же за городом, где снег чистый, можно обойтись и обычными легкими быстросъемными крыльями.


Световые приборы

Зимой очень короткий световой день, поэтому следует позаботиться о световых приборах для того, чтобы и обеспечить себе хорошую видимость, и быть заметным для пешеходов и автомобилистов. Сзади можно установить мигающий фонарь на светодиодах. На руль также можно поставить фонарь со светодиодными или галогеновыми лампами. Если вы запланировали длинный маршрут в темное время, то стоит помнить, что при низких температурах «батарейки» садятся гораздо быстрее. Также не помешают дополнительные спицевые светоотражатели и одежда со светоотражающими элементами.


Обслуживание велосипеда

В зимний сезон все компоненты велосипеда подвергаются повышенным нагрузкам и быстро изнашиваются, ржавеют, разрушаются. Это происходит по причине неблагоприятных внешних воздействий – снег, лед, соль, реагенты делают свое губительное дело. Отрицательная температура приводит к загустеванию смазки во всех вращающихся узлах, из-за чего может нарушаться их работа, и они могут стираться и даже разрушаться. Поэтому после каждой зимней вылазки на велосипеде необходимо тщательно его приводить в порядок – чистить и смазывать.

Техника катания зимой

Если у вас нешипованная резина, а на улице гололед, то лучше отложить велопрогулку. На такой резине можно вполне комфортно кататься по свежевыпавшему или утрамбованному снегу – и относительно безопасно, и удовольствие получите.


На резине с небольшим количеством шипов (до 150) можно передвигаться уже смелее и в более неблагоприятных дорожных условиях. Но не стоит делать резких движений, резко тормозить – несмотря на наличие шипов, очень легко отправить велосипед в занос. Самое же комфортное и безопасное катание – на шинах, имеющих большое количество шипов (до 350), расположенных в четыре ряда. На таких покрышках можно даже ездить по льду.


На любых покрышках следует избегать езды под боковым уклоном – лучше объезжать такие места, либо спешиться и пройти этот участок дороги пешком.


Необходимо все время поддерживать тормоза в состоянии готовности. Для этого надо слегка нажать на тормоз во время движения и проехать с нажатой тормозной ручкой несколько метров. Сначала тормозные колодки будут проскальзывать, а потом начнут цеплять диск или обод. Это стоит делать каждые 10-20 минут, чтобы тормоза были постоянно в состоянии готовности.


Тормозить зимой нужно мягко и прерывисто, иначе велосипед может уйти в занос. Первым лучше нажимать задний тормоз, затем мягко – передний.


  • зимой лучше ездить по плотно утрамбованному снегу
  • не ездите по колеям и старайтесь не ездить по снежной шуге
  • поворачивайте плавно, по большому радиусу, избегайте резких поворотов
  • не выезжайте на автомобильные дороги – это крайне опасно в условиях суженной проезжей части, недостаточно хорошей видимости, наличия колеи – все это в разы повышает риск аварийных ситуаций
  • старайтесь не делать резких движений
  • всегда будьте готовы к тому, что под колесами окажется лед, держите руки на тормозных ручках, чтобы успеть вовремя сбавить скорость

Многие, когда видят зимой в мороз велосипедиста, замирают в недоумении. Нормально ли это? Но в реальности езда на нем в холодный сезон совсем не отличается от лета. Велосипед считается транспортом, который используют круглый год . Жители многих европейских стран все чаще отдают предпочтение велосипеду, а не автомобилю. Любители заездов, даже в суровых зимних условиях, устраивают соревнования, прогулки, дают мастер-классы езды на этом виде транспорта.

К чему готовиться?

Если вы все же решились покататься, придется запастись спокойствием, так как:

  1. Будут косые взгляды, непонимание и разные вопросы, вводящие в ступор.
  2. Придется принять плохую очистку дорог от снега, что будет мешать ездить.
  3. Тротуары будут очень узкими и возможно не получится по ним проехать.
  4. Придется готовить стандартные ответы на вопросы недоумевающих зевак на улице. (возможные вопросы: Вам не холодно? Наверное скользко?; Резина то зимняя или лысая?; Летом что не катался?)

Плюсы зимнего катания

  • Велоезда зимой - это отличный способ повысить выносливость сердца и кровеносной системы . Повсюду много снега, иногда мокрого. Это дополнительная физическая нагрузка на весь организм – энергии расходуется больше, чем летом и как следствие калории расходуются сильнее, лишний вес уйдет быстрее.
  • Развивается вестибулярный аппарат и равновесие.
  • Возможность людям пожилого возраста поддерживать физическую активность .
  • Снижается уровень плохого холестерина в крови.
  • В отличии от бега при езде нет такой сильной нагрузки на спину.
  • Увеличивается объем легких, повышается иммунитет, а движения бедрами улучшают работу кишечника.
  • Во время движения повышается выработка в организме гормона счастья , как следствие бытовые проблемы и плохое настроение уходят на второй план.
  • В вечернее время можно свободно кататься по улицам . Темнеет рано и люди быстрее расходятся по домам, улицы пустеют, открывается широкий выбор для подбора оптимального пути. Просто наслаждайся вечерними поездками.
  • Большая экономия обуви , ведь часто одна пара зимней обуви стоит больше, чем новый двухколесный друг.
  • Падающие красивые снежинки намного приятнее, чем дожди, особенно ливневые, в теплое время года.
  • Сила трения колес меньше об снег, чем об асфальт . Значит можно сэкономить на покупке покрышек за счет небольшого износа резины, это весомый плюс.
  • Если найти близких по духу и интересу людей, катание станет вдвойне приятнее и даст дополнительную мотивацию для здорового образа жизни. Любому по душе придется приятная компания и возможность устроить заезд на скорость.
  • Езда на велосипеде всего полчаса в день улучшит аппетит, настроение, качество сна . Зимний воздух чище чем летний, а значит организм получит больше кислорода. А значит в целом он станет здоровее.
  • Снежный покров защитит камеры вашего транспорта от прокола, а падение с него будет менее травматичным, ведь асфальт более тверд чем снежная шапка.

Какие могут быть минусы или особенности езды зимой?

  • В первую очередь велосипед это транспорт, а значит есть вероятность получить травму или попасть в аварию . При скорости движения от 20 до 40 км\ч можно потерять управление или при торможении пойти в занос. Произойдет падение с непредсказуемыми последствиями от царапин до более серьезных травм.
  • Агрессивная езда на велосипеде может стать причиной воспаления коленных суставов , которые могут повредиться, так как при интенсивном движении хрящевая ткань в коленях изнашивается. Это провоцирует серьезные заболевания, вследствие чего может появиться болевое ощущение в колене. В самых худших случаях будут проблемы с подвижностью ноги.
  • В зимний период стальной конь изнашивается сильнее . Это происходит из–за воздействия температур и химии, которой посыпают дороги от наледи.
  • Катания на морозе могут спровоцировать воспалительные процессы в органах дыхания . Это происходит потому, что воздух вдыхается интенсивно и не успевает нагреваться. Как результат – бронхит или воспаление легких.
  • Если велосипед хранится в квартире, то помыть его вряд ли получится . В итоге грязная машина постоянно раздражает взгляд.
  • Зимой темнеет рано , поэтому необходимы световые сигналы, которые обезопасят движение в темное время суток. Фонари придется заменить на светоотражатели, потому что они могут испортиться из-за конденсата.
  • Все пластмассовые детали лучше убрать . При сильном морозе они могут потрескаться.
  • Невозможность использовать велосипедную электронику, так как морозы могут ее испортить.
  • На холоде смазка в движущихся частях застывает , придется прикладывать больше усилий для движения. Это не всегда возможно.
  • Придется подкачивать колеса, потому что из-за холодного воздуха шины будут приспущены.
  • Необходимо с осторожностью тормозить и избегать резких маневров и разворотов с заносом.
  • Ни в коем случае не мыть велосипед перед прогулкой – это чревато его обледенением и как следствие, выходом из строя тормозной системы и других частей.

Зачем кататься на велосипеде зимой?

Разобрав основные положительные и отрицательные моменты зимних велосипедных прогулок все-таки остается открытым вопрос – зачем?

Безусловно однозначного ответа нет. Многие велосипедисты настолько любят этот спорт, что не могут прожить ни дня без скоростной езды. Им любая погода нипочем. Другие любят холодную погоду и снег. Третьи не хотят терять форму и через силу заставляют себя крутить педали в любую погоду.

Любители делать велосипедные трюки в зимний период тренируются и оттачивают навыки в более сложных условиях, чтобы летом без проблем покорять сложные трамплины и участвовать в соревнованиях.

Находятся и такие, кто на зиму убирают велосипед подальше, а заменой становится спортзал, и велосипедные тренажеры. Любители уличных видов спорта пересаживаются на лыжи и пешие прогулки, а когда приходит тепло они снова садятся в седло и начинают вкатываться по-новому.

Некоторое количество людей используют велосипед зимой для поездок на работу. Для них это острая необходимость.

В целом ездить зимой можно, было бы желание. Главное ответственно подойти к подготовке транспорта во время зимних поездок, тепло одеваться, быстро не гонять по оживленным участкам дорог и по возможности проконсультироваться у врача, чтобы исключить пагубное воздействие поездок на организм. Не переутомляться. И тогда железный товарищ станет постоянным спутником, который подарит здоровье на долгие годы, покажет новые ракурсы уже знакомых любимых мест для прогулок.

О том, каким должен быть , мы уже говорили. Но подготовить байк к зимним покатушкам недостаточно, ещё нужно научиться правильно ездить на велосипеде зимой по снегу, льду и снежной каше.

Особенности зимнего катания

С наступлением зимы территория России обильно покрывается снегом, а улицы городов застилает лёд и каша из воды, снега, льда, песка и грязи. Очень редко можно встретить голый асфальт. На таком покрытии сила трения, а вернее - уровень сцепления резины, напрямую зависит от температуры окружающей среды. С понижением температуры сцепление шин с поверхностью улучшается. Соответственно, если на улице становится теплее, то сцепление ухудшается.

Такая ситуация связана с наличием тончайшей плёнки воды, которая находится сверху снежного покрова и льда. При снижении температуры эта плёнка не замерзает, но становится более вязкой. Следовательно, сцепление становится более эффективным. Во время качения колеса, которое возникает в процессе езды, резина подвергается деформации. Энергия, которую тратит велосипедист на эту деформацию, превращается в тепло, нагревающее резину. Разогретая резина лёд и снег превращает в плёнку воды, что приводит к уменьшению сцепления.

Подобные особенности требуют, чтобы было быстрым. Если шина разогрета, то она не будет становиться дубовой на морозе, а велосипед будет катиться намного легче. При быстрой езде резина будет меньше времени контактировать с каждой точкой поверхности, соответственно, меньшее количество тепла будет передаваться дорожному покрытию, а сцепление в результате таких факторов увеличится.

Как ни странно, приносит ряд неожиданных приятных моментов. Возможно, после их изучения вы станете более благосклонно относиться к зимним покатушкам и точно не отправите свой велосипед на зимовку:

  1. Отсутствие насекомых и аллергенной пыльцы.
  2. Снегопад гораздо приятнее дождя.
  3. Велосипедисту приходится активно вращать педали, а значит, ему будет сложно замёрзнуть на морозе. В жару активно двигаться намного сложнее.
  4. Во время зимних покатушек велотранспорт загрязняется меньше, чем при езде по пыльным городским дорогам и грязи. После зимней прогулки достаточно будет пройтись по велосипеду мягкой щёткой, чтобы струсить забившийся мусор.
  5. Снег засыпает все острые предметы, которые могут валяться на улицах. Речь идёт за гвозди, стёкла, консервные банки и прочий опасный мусор, который может проколоть шину.
  6. От снега резина стирается не так интенсивно, как от асфальта.
  7. Во время зимних покатушек можно существенно повысить свой уровень велосипедиста и набраться опыта в преодолении сложных участков.

Правильное торможение

Как кататься на велосипеде зимой, не падать и не заниматься частым ремонтом своего транспорта? Секреты скрываются в правильном торможении. Есть несколько несложных правил, которые позволят избежать многих проблем, связанных с зимним катанием:

  1. Если движение осуществляется по прямому участку дороги, то возможно задействование обоих тормозов. Но изначально активизируется задний тормоз и только после этого в ход вступает передний.
  2. Во время езды по спуску или совершении виража на снежном покрытии активизируется задний тормоз, выполняющий заодно и функцию стабилизатора траектории движения. Подключение переднего тормоза осуществляется дозировано и очень осторожно.
  3. При необходимости преодоления снежного заноса или сугроба стоит понимать, что на тормозной ободной дорожке и колодке будет находиться снег. В этом случае даже сильное нажатие на тормоз не приведёт к желаемому результату. Причиной этому послужит водная плёнка, которая будет способствовать существенному снижению силы трения. В этом случае необходимо периодически включать тормоза ещё до того момента, когда вам потребуется остановиться. Такая тактика увеличит ваши шансы на своевременное торможение.

Прохождение поворотов

Если необходимо выполнить поворот на заснеженной, скользкой дороге, то нужен большой радиус. В этом случае получится избежать чрезмерного наклона транспорта. При выполнении поворота усилие должно передаваться на заднее колесо. Таким образом можно стабилизировать траекторию вхождения в поворот и свести к минимум вероятность заноса. Прокручивание педалей можно сравнить с нажатием педали акселератора на заднеприводном автомобиле или прокручиваем на мотоцикле ручки газа.

Про тормоз нужно забыть в тот момент, когда поворот уже начался. Тормозить нужно до этого, когда движение велосипеда было прямолинейным. И также не стоит мечтать о резком развороте, в глубоком снегу и на скользком покрытии такой трюк невозможно будет совершить.

Особенности местности

Зимой кардинально меняются не только пейзажи, но и дороги. Для велосипедистов выбор дорожного покрытия имеет колоссальное значение, ведь от его особенностей зависит техника катания.

Снег и трассы

Можно ли ездить по хорошо укатанной и плотной лыжне? Определённо, да. Но потребуется точно управлять своим транспортным средством, на котором должны быть установлены широкие шины. Такие колёса не позволят велосипеду проваливаться на участках лыжни, которые недостаточно хорошо утрамбованы.

Трассы, которые предварительно уже были раскатаны ратраками, являются не лучшим вариантом для зимних покатушек. Рыхлый, вязкий снег будет сильно усложнять передвижение.

Снежный покров можно сравнить по структуре с грязью - поведение велосипедиста должно быть примерно одинаковым во время передвижения по этим двум покрытиям. Правда, снег позволяет чувствовать себя более свободно. Возможным является даже катание в стиле «танцовщица», который характеризуется более идеальной тягой «на низах». Но здесь нужно контролировать загрузку, которую получает заднее колесо, и не давать большой угол поворота переднему колесу. На впередистоящее колесо необходимо давать нагрузку, в противном случае управление велосипедом будет усложнено. Необходимо следить за наличием постоянного и чёткого контакта колеса с твёрдой поверхностью, которая скрывается под снежным покровом. В этом случае будет уместным перемещение центра тяжести от руля к седлу и наоборот.

Лесные тропинки

Можно ли кататься на велосипеде зимой по лесным тропинкам - ещё один актуальный вопрос для активных велосипедистов. В лесных массивах обычно тропинки хорошо утоптаны, дорожки укатаны, может присутствовать небольшой слой рыхлого снега. Всё это является идеальными условиями для комфортного катания. Шины катятся легко, а сам велобайк хорошо реагирует на управление. Сцепление на таком покрытии можно сравнить с тем, которое присутствует в сыром лесном массиве в тёплую погоду. Единственный момент, который требует осторожности, связан с виражами. Подобная ситуация может возникать из-за снежной каши или насыпи рыхлого снега. В таких случаях протектору не удаётся своевременно зацепиться за твёрдую основу, что приводит к заносам велобайка. И здесь даже не спасают шипы.

Укатанная дорожка с небольшим слоем рыхлого снега – идеальные условия для зимнего катания

Городские дороги

В условиях зимнего города передвигаться на велосипеде, мягко сказать, сложно. Здесь всё перемешано: снег и лёд, машины и люди, асфальт и грязь, бордюры и перекрёстки. Эксплуатацию в таких условиях способен выдержать не каждый велосипед и без предварительного апгрейда здесь никак не обойтись. Выезжать на проезжую часть можно только на шипах. Ведь край дороги всегда завален снегом и льдом, которые располагаются неравномерно. На таком покрытии только шипованная резина позволит велосипеду вести себя адекватно, реагировать на команды пользователя и относительно устойчиво катиться. Ещё одной проблемой городских заснеженных дорог являются завалы снега, из-за которых сложно увидеть начало тротуара. Чтобы подобные ситуации не стали для вас фатальными, необходимо приучить себя раньше выдёргивать переднее колесо и поднимать его повыше. А лучше и вовсе остановиться. Если не соблюдать осторожность, можно на скорости врезаться в бордюр, что приведёт к пробитой покрышке, сложенному колесу или погнутой вилке.

Лёд

На покрытии изо льда велосипедистам приходится вовсе не сладко. Но если соблюдать некоторые правила, то можно избежать падений и не причинить вред своему транспорту. Находясь на ледовом покрытии, нельзя вращать педали, велосипед по инерции будет сам катиться. От вас потребуется только расслабиться и ждать. Руль не поворачивается, а голова не вертится, резкие движения отсутствуют, тормоз не активируется. Для преодоления ледового покрытия нужно очень качественная резина, с мощным протектором и шипами, которые располагаются в четыре ряда (в два - как минимум). Возможный исход покатушек по льду - падение. К этому нужно быть готовым. Если падать уж очень не хочется, то, возможно, будет лучше преодолеть заледеневший участок дороги пешком.

Не стоит бояться эксплуатировать . Ведь велобайки являются универсальным транспортом, подходящим для снега, мороза и дождя в знойны день. Просто нужно подходить с умом и следовать советам экспертов, которые неоднократно были проверены на практике.

Большинство велосипедистов в зимнее время если и не прекращают катать, то, как минимум снижают количество покатушек. Одним мешает ветер, другим мороз или снег, ну а третьи попросту опасаются простудных заболеваний. Но если правильно подготовиться к зимнему сезону, то, оказывается, зимой на велосипеде можно гонять ничуть не хуже, чем в теплое время года, а даже наоборот, испытать новые эмоции и получить бесценный опыт.

Плюсы зимнего катания

  • Падающий снег намного приятней, чем в летнее время.
  • Легкий морозец легче переносится организмом, чем изматывающая жара. К тому же, если чувствуете что продрогли, то можно ускориться и согреться.
  • Утрамбованный снег, скрывает ямы, а также досадные колючки, гвозди и прочие негативные элементы, ведущие к повреждениям или .
  • Снижается износ покрышек, так как сцепление со снегом намного слабей.
  • Катание на скользкой дороге, приравнивается к тренировкам по экстремальному вождению на авто, что позволит лучше узнавать возможности велосипеда, и оттачивать мастерство управления.

Как подготовить велосипед к зимнему сезону?

Конечно же, то, что хорошо для велосипеда летом, может пойти во вред зимой. И хотя зимний велосипед ничем не отличается от летнего варианта все же стоит отметить, что все элементы велосипеда, становятся жестче, начиная от систем торможения, заканчивая смазками.

Под действием низких температур, смазки загустевают, что приводит к снижению наката и износу подвижных элементов велосипеда. Рекомендовано на зимний вариант, устойчивый к изменениям температур.

Велосипеды и самокаты

Также стоит помнить и о том, что переход из теплого помещения на холодный воздух и наоборот, сказывается на перепадах , что следует учитывать при регулярном подкачивании.

На зимний период следует снять пластиковые элементы и . Пластик «дубеет» на морозе и становится хрупким, а жидкокристаллический экран велокомпьютера перестает функционировать.

Все элементы велосипеда должны быть сухими, чтобы избежать обледенения. Это значит, что после заезда.

Как подобрать экипировку для зимнего катания?

На самом деле, подготовка велосипеда к зимнему сезону едва ли является самым важным из этапов. Это скорее забота о своем «железном друге», чем о комфорте катания. Получить истинное удовольствие от катания зимой, можно только правильно подобрав , и она должна соответствовать следующим пунктам:

  • не уменьшать обзорность;
  • не должна быть громоздкой и сковывать движения;
  • должна быть ветро-, и водонепроницаемой;
  • должна иметь яркую, заметную расцветку и светоотражающие элементы.

Перед выездом на холодный воздух, следует . В это понятие входит:

  • термобелье;
  • верхняя одежда;
  • шапка;
  • защитные ;
  • защита тела от случайного падения.

Начнем с термобелья. Этот вариант одежды был изобретен для спортсменов, которые занимаются на протяжении круглого года.

Термобелье изготавливается из специальной ткани, которая великолепно тянется, сохраняет тепло и, самое главное, отводит от поверхности тела испарину. Благодаря тому, что тело остается сухим даже при интенсивном каденсе, велосипедист не замерзает.

Следующим слоем лучше всего использовать так называемые «флиски» или элементы одежды из флисовой ткани. Флис очень приятен, к телу, быстро сохнет и чудесно дополняет термобелье в качестве утепляющего слоя.

Обувь. Здесь мнения разделились, так как в громоздкой зимней обуви крутить педали не очень удобно, а в , которую используют летом попросту мерзнут ноги. Так что руководствуйтесь удобством для вас лично.

Одним из вариантов являются трекинговые ботинки, но следует помнить, что во время катания, стопы практически не двигаются, что может привести к замерзанию независимо от того насколько теплыми является обувь. Рекомендовано периодически останавливаться и энергично походить, чтобы восстановить циркуляцию крови и дать согреться стопам.

Верхняя одежда. Вот на этом моменте нужно остановиться подробней, так как именно грамотно подобранная куртка, является залогом комфортного катания.

В первую очередь, куртка должна быть относительно легкой, и не сковывать движения.

Далее материал. Куртка не должна промокать или продуваться ветром, но при этом пропускать воздух, чтобы избежать эффекта «термоса», когда тело от недостатка циркуляции воздуха, начинает покрываться испариной, что может привести к переохлаждению.

Конечно же, стоит позаботиться о руках и голове. Для сохранения тепла пальцам рук, подойдут флисовые перчатки или даже самые обычные горнолыжные. Главное, чтобы их объем не мешал или управлению рычагами тормозов.

Для головы отлично подходят шапки с ветронепроницаемой мембраной, а для защиты лица от морозного воздуха можно приобрести балаклаву. Только не гонитесь за балаклавами с модными рисунками в районе рта, так как в некоторых случаях, прорезиненный рисунок не даст свободно дышать.

Велосипед уже давно стал внесезонным транспортом, на котором можно свободно передвигаться в любую погоду и при любых условиях. Но больше всего вопросов возникает именно с , которым стоит уделять повышенное внимание. Эта статья должна раскрыть все вопросы, которые мешают велосипедисту с уверенностью открыть зимний сезон.

В наше время уже давно можно ездить на велосипеде не только летом, но и зимой, даже если на улице полно снега

Рама в зимнем велосипеде

Велосипедисту в этом вопросе повезло, поскольку можно выбирать раму по материалу, из которого она состоит. Мы рассмотрим все варианты рамы , чтобы вы могли сделать правильный выбор и без проблем откататься несколько сезонов.

Алюминий

Это самый распространённый вариант, который к тому же ещё и стоит недорого. Алюминиевые рамы стойко переносят агрессивное воздействие. На месте повреждения быстро образуется химическая плёнка, которая служит защитой. Поэтому при возникновении небольших сколов лакокрасочного покрытия можно не переживать за раму, она стойко перенесёт такую неприятность.

Зимний велосипед требует от своего пользователя периодической проверки алюминиевой рамы на предмет наличия повреждений. Больше всего внимания стоит уделять правому нижнему перу и дропаутам, ведь именно эти места больше всего подвергаются механическому воздействию. Чтобы и продлить жизнь раме, на эти места надеваются специальные накладки или чехлы из неопрена. Но предварительно необходимо обработать и закрасить места сколов.

Ещё один нюанс касается сварных швов, которые также требуют повышенного внимания. За счёт недостаточной пластичности алюминия в области сварки может накапливаться усталостное напряжение. Если летом от небольшой трещины особых неприятностей не будет, то зимой из-за резкого перепада температуры и попадания воды в этом месте может возникнуть большая проблема. Поэтому все трещины потребуется обработать до наступления морозов.

Сталь

Сталь, какой бы качественной она ни была, может ржаветь. Это не является противопоказанием, просто нужно более внимательно осматривать раму и тщательно подготовить велосипед к зимнему катанию. Любой скол лакокрасочного покрытия необходимо тщательно зачистить, обработать грунтовкой и нанести краску.

Больше всего от зимней езды страдают дропауты. Привести их в порядок можно, но это сложный и длительный процесс. Если перед зимой не получилось соответствующим образом обработать заднюю часть рамы, то её необходимо хотя бы смазать. Для этого подойдёт литол, солидол, антикор, мовиль. Последний вариант также может быть использован для обработки велосипедной рамы с внутренней части.

Магний в сплавах

Велосипед с такой рамой категорически нельзя использовать для зимнего катания. Магний является очень активным элементом, поэтому быстро вступает в реакцию со многими элементами. При регулярном катании по заснеженным городским улицам, которые обильно посыпаются солью, рама будет окончательно испорчена.

Велосипеды с магниевой рамой чаще всего используются для гонок или хотя бы для скоростной езды, стоят они немало, и будет очень обидно потерять такой кросс-кантрийный транспорт за один зимний сезон.

Титан

Велосипед с титановой рамой можно считать идеальным вариантом для зимней езды. Этот материал характеризуется химической стойкостью, которая не меняется даже при воздействии агрессивных факторов и резких температурных перепадах. Титан даже необязательно подвергать окрашиванию, поскольку в такой защите он не нуждается, а его естественный цвет и фактура и без того смотрятся благородно.

Даже коррозия не страшна этому материалу, за исключением мест сварки. Вообще, работать с титаном очень сложно. Сварить качественную титановую раму можно только в профессиональной мастерской, которая имеет подходящее для этого оборудование.

Найти качественную титановую раму на велосипед - большая удача, которая улыбается лишь единицам. А рама с плохо выполненными сварными швами в условиях русской зимы может разрушиться ещё быстрее, чем недорогая алюминиевая модель. Вот и думайте теперь, стоит ли испытывать судьбу и надеяться, что именно в ваши руки попадёт титановый экземпляр, который был сварен профессионалами должным способом.

Карбон

С одной стороны, углепластик не поддаётся воздействию солей, грязи и прочих агрессивных элементов. Но, с другой стороны, при минусовой температуре карбон становится хрупким. Никто не застрахован от падений на велосипеде, особенно в зимнее время года. Добавить осталось только высокую стоимость .

Амортизационная вилка

Какой бы ни была конструкция амортизационной вилки, её характеристики всё равно изменятся при воздействии минусовой температуры. От низкого уровня вилки зависит степень её одубовения. Исправить эту ситуацию не представляется возможным, поэтому остаётся только смиренно принять этот факт.

Пружинно-эластомерная вилка станет более жёсткой, а пружинно-масляная будет работать более медленно из-за загустевания масла. При возникновении такой ситуации стоит отказаться от использования локаута, чтобы не вызвать поломку демпфера. Облегчить ситуацию может использование более редкого масла и регулирование отскока у вилки в соответствии с температурой, при которой она эксплуатируется.

Если используется воздушная вилка, то потребуется увеличить уровень воздушного давления до того момента, пока проседание не придёт в норму. Выполнять эту процедуру необходимо на улице.

Штаны на вилке необходимо защитить от агрессивного воздействия для предупреждения образования коррозии. Современные вилки часто делаются на основе магния, который, как мы уже знаем, активно вступает в химические реакции с другими элементами. Для зимнего катания можно выбрать недорогую вилку с высокой жёсткостью, которые по большей части используются в триальных байках.

Тормоза

Для сухой погоды можно смело выбирать ви-брейки, а вот для снега, мороза и слякоти лучше использовать . Такие системы способны самостоятельно очищаться, они обладают более надёжными колодками, а дисковый ресурс стремится к бесконечности. Чего не скажешь про алюминиевый обод.

При наличии гидравлики необходимо проверить её состояние, подтянуть места соединений и гайки штуцеров. При наличии ви-брейков необходимо помнить о следующих моментах:

  • ресурс таких колодок зимой не превышает 200 км, поэтому они нуждаются в регулярной проверке;
  • при налипании снега на ободьях он становится льдом, поэтому периодически потребуется притормаживать;
  • анодированные обода зимой ведут себя лучше;
  • втулки нуждаются в организации хорошей защиты от влаги и грязи;
  • насыпные подшипники и пыльники требуют замены смазочного материала;
  • алюминиевые ниппели на спицах зимнего велосипеда стоять не должны, поскольку спустя короткое время они закиснут.

Покрышки, педали, привод и другие мелочи

На зимнем велосипеде должны быть установлены шипованные колёса. В этом случае велосипед становится более управляемым и не теряет равновесия на рыхлом, утрамбованном снегу, льду и асфальте. Такие покрышки нуждаются в обкатке, а велосипедисту необходимо привыкнуть к особенностям езды.

Крылья для передвижения в условиях города просто необходимы. Они должны быстро сниматься, иметь хорошую ширину и большой грязевой просвет.

Выбор педалей может быть основан исключительно на предпочтениях пользователя. Но стоит учитывать тот факт, что педали могут забиваться снегом, который часто перемешивается с грязью. Чтобы снизить этот неприятный фактор, необходимо с завидной регулярностью смазывать контактирующие площадки смазкой на основе силикона или тефлона.

Хорошо ездить с рамочными педалями, которые вдобавок имеют острые шипы. При широкой площади соприкосновения ботинки хуже удерживаются на педалях и часто соскальзывают. Хотя имеются очень удачные модели, в которых присутствуют большие шипы с ввинчивающейся конструкцией. Такие элементы необходимо периодически смазывать, чтобы в один момент не обнаружить на них признаков закисания. Если педали имеют цельную поверхность, то на их поверхности очень быстро образуется слой из налипшего снега.

Привод быстро изнашивается и в обычном велосипеде, не говоря уже за зимние модели. Здесь уязвимыми являются практически все элементы: звёзды, цепь, переключатели, кассеты. Скорость изнашивания в зимнее время возрастает в несколько раз. Справиться с этой проблемой не получится, лучше на зимнее время установить недорогие элементы, замена которых не особо скажется на бюджете.

Сложнее обстоит дело с цепью, которая при отсутствии соответствующего ухода будет испорчена после 200, максимум 300 км. Мало того что её необходимо постоянно очищать от грязи, снега и протирать, так ещё и следить за наличием смазки. Зимой лучше использовать густую смазку, которая будет длительное время сохраняться на цепи. Если позволяет бюджет, то лучше всего приобрести планетарную втулку, которая просто создана для зимнего велосипеда.

За чёткую работу тормозной системы во время зимнего катания отвечают по большей части тросики и рубашки. Их замена перед морозами позволит весь сезон откататься без особых проблем. Выбирать стоит только гладкие тросики высокого качества, а в рубашках должны присутствовать герметичные наконечники.

Чтобы сделать зимний велосипед своими руками, не стоит спешить с заменой всех элементов. Достаточно поставить зимнюю резину и испытать свой транспорт в деле. После нескольких покатушек существующие проблемы будут остро ощущаться и сразу станет понятным фронт предстоящей работы.

Идеальный велосипед для зимы - какой он?

На основании изложенной выше информации можно легко составить картинку идеального велосипеда для зимнего периода и определить для себя основные моменты, которые требуют вашего участия.

  1. Велосипед должен быть тяжёлым, в этом случае ветер не будет сдувать и менять траекторию движения.
  2. Рама из стали не будет приносить проблем и не потребует сложного обслуживания. Этот материал отлично переносит низкую температуру.
  3. На колёсах должны стоять мощные протекторы с шипами, которые предварительно будут обкатаны. Хотя сами колёса всё равно будут нуждаться в постоянном уходе и требуют аккуратной езды, поскольку делаются они из алюминия.
  4. О вилках было много сказано, и, наверное, каждый из вас уяснил бесполезность масляных вилок и преимущества пружинно-эластомерных моделей.
  5. В качестве тормозов допустимо выбирать исключительно механические дисковые варианты. Поскольку ободная система откажется работать после нескольких оборотов по снегу, а гидравлика замёрзнет и здесь не поможет даже DOT-4.
  6. Выбор педалей также теперь не является большой проблемой. Главное, не выбирать контактные варианты, поскольку есть большая вероятность не успеть освободить ногу во время падения.
  7. Мелочи типа переключателей и тормозных ручек могут быть только металлическими, поскольку пластик станет хрупким на морозе и может переломиться даже при лёгком нажатии.
  8. При выборе звезды, трещотки и цепи необходимо особое внимание обращать на толщину металла. Зимой не стоит гнаться за большим количеством скоростей, поскольку с их увеличением снижается толщина звёзд и цепи.
  9. В зимнем велосипеде должны быть смазаны все узлы, места соединения и трения. Смазка должна быть жидкой. Это может быть графитовый продукт или жидкое трансмиссионное масло.

Чисто зимние велосипеды

Если нет особого желания переделывать свой велосипед путём приобретения большого количества деталей, то можно пойти иным путём и при минимальных временных и финансовых затратах получить настоящий снегоход.

Зимний велосипед K-trak получается посредством установки комплекта деталей на обычный велобайк. В результате получается совершенно иное транспортное средство, на котором можно без проблем преодолевать любую зимнюю непогоду. Для установки такого комплекта необходимо снять оба колеса. Заместо переднего устанавливается одна большая лыжа, а сзади размещается гусеница. Такие комплекты подходят на велосипеды размерами колёс от 20 до 26 дюймов.

Расположение впереди лыжи обусловлено зарыванием гусеницы в снег при быстром передвижении. Но вместе с тем гусеница обеспечивает отличное сцепление со снежным покровом. Наиболее удобно устанавливать подобный набор на велосипеды с эксцентрикой.

После такой модернизации масса велосипеда практически не меняется, что является неоспоримым преимуществом. Но также стоит понимать, что такой велосипед абсолютно не способен передвигаться по асфальту. К тому же лыжня управляется не так легко, как хотелось бы.

Fatbike

Среди российских велосипедистов крайне популярным является велосипед фэтбайк. Этот транспорт обладает большей универсальностью, чем вышеописанный вариант, поскольку может использоваться не только для зимнего периода, но и круглый год.

На таком велосипеде установлены широкие покрышки, в которых площадь сцепления может регулироваться путём изменения давления внутри их. Также колёса отвечают за амортизацию, поскольку в таком велосипеде отсутствует подвеска сзади, а вилка имеет высокую жёсткость.

Фэтбайк легко преодолеет снег, слякоть, грязь, песок и любое бездорожье. Но минусы здесь также присутствуют. Они заключаются в высокой стоимости и большом весе.

Ice Bicycle

Такой зимний велосипед был разработан для условий Антарктиды учёными из Америки. Минусовая температура никоим образом не отражается на ходовых качествах этого велосипеда. Здесь также имеются широкие колёса, благодаря которым езда по снегу и льду становится комфортной. Размеры колёс отличаются: переднее немного больше заднего, что позволяет добиться устойчивости.

Езда на таком велосипеде оказывается несколько затруднительной, поскольку колёса крутятся с большим усилием. Нужно быть сильным и выносливым, чтобы длительные поездки не были излишне выматывающими. Хотя имеется альтернативная модель с электроприводом, в которой такой проблемы не существует.

Зима больше не является поводом откладывать в сторону велосипед и отказываться от прелестей этого вида транспорта. Есть масса возможностей стать обладателем полноценного зимнего велосипеда. Выбирайте любую из них и реализовывайте, а автомобилисты пусть дальше стоят в пробках и жалуются на снежные коллапсы.