Рабочая программа по физическому развитию дошкольников «Настольный теннис. Методика обучения детей технике игры в настольный теннис

Привет! С вами Жданов Василий. В этой статье я предложу вам план-схему тренировки детей в настольном теннисе, а также 8 веселых игр для детей. Вы можете сами по нему тренироваться или использовать в тренировках. Тренировочный план рассчитан на 12 уроков. По продолжительности тренировочный курс занимает 6 недель (полтора месяца) по два занятия в неделю.

Задача данного плана повышения навыков игры у детей в настольном теннисе с нуля до базового уровня, когда ученик понимает основы игры. Работа происходит в группе.

Ниже в таблице представлен план из 12 уроков. Каждый урок по времени длится от 40 до 50 минут (этого достаточно для удержания внимания у детей в настольном теннисе). Урок делится на 6 частей, где две части подготовительные (подготовить и убрать столы, включить и настроить тренажеры-роботы и т.д.). Остальные четыре части составляют цельный урок. Первая часть (10 минут) включает в себя разминку, затем 10-15 минут отводится технической подготовке, 10-15 минут тактическая и игровая подготовка, а оставшиеся 10 минут разбираются ошибки, проводится заминка и дается обратная связь.

Для создания и удержания внимания у детей в настольном теннисе используются различные игровые ситуации, которые позволяют отработать какой-либо технический прием и содержащие в себе элементы игры. Дети всегда обожают игры и зачастую приходят на тренировку только из-за них. Игры полезно использовать на ранних стадиях обучению игре в настольный теннис детей. Ниже приведем основные игровые упражнения для тренировок детей в настольный теннис. Можно изменять и совершенствовать эти игры в своих вариациях.

8 вспомогательных игр и упражнений для детей в настольном теннисе

Бег по кругу с мячом на ракетке(«яичница на сковородке»)
Дети бегут по кругу в игровой зоне (возможно вокруг стола) с мячом, удерживая его на ракетке. Если мяч упал на пол, то он выбывает. Это продолжается пока не останется один игрок. Возможной вариацией может быть бег с набиванием справой/ слевой/ поочередной стороне ракетки или бег приставными шагами.

Минута ралли
Группа делится по парам на команды. Считается суммарное количество чеканки мяча за одну минуту. Чеканить мяч можно на открытой стороне ракетки, закрытой или чередуя. Побеждает та команда, которая в сумме сделала большее количество.

Игра «Солнышко»
Дети выстраиваются в линию друг за другом. После каждого удара игрок бежит по кругу вокруг стола на другой его край и становится очередь для приема/удара. Если игрок делает три ошибки, то он выбывает из игры. Для разнообразия игры в «Солнышко» и более лучшего контроля за мячом я тоже подключаюсь в игру, но стою на месте на одно половине стола, а дети оббегают меня вокруг и всегда играют на одной стороне.

Игра «Паровозик»
Дети выстраиваются в линию друг за другом. После удара игрок бежит не на другую сторону стола, как в «Солнышке», а бежит в конец очереди. Круг, который нужно бегать детям меньше. Подходит, когда детей не так много (3-4 человека), чтобы создать непрерывный поток.

Стенка на стенку
Формируются две команды по два человека (минимум). Сначала первые два игрока играют между собой розыгрыш. Проигравший игрок уходит и его место занимает следующий член команды (у второй команды игрок не уходит).

Баскетбол-теннис
Дети пытается попасть мячом в цель расположенную на столе или пытается попасть в ведро, расположенное на полу. Тренировка точности и координации в игровой форме.

Крикет-теннис
Нужны две команды с минимумом в три игрока каждая. Подающий бросает мяч руками из-за линии стола на стол, и первый игрок бьет по нему на противоположный угол. Высота броска должна быть около уровня головы. Очко выиграно, когда отбивающий игрок отбил мяч до противоположной стороны. Мяч проигран, если принимающий пропустил мяч или попал при ударе в сетку.

Передача
Игрок подает по прямой линии, потом бежит вокруг стола и ловит мяч после своего же удара, прежде чем он коснется пола. Если все сделано правильно, то игрок получает очко. Игрок возвращается к команде и так далее продолжается. Первая команда, которая наберет 10 очков выиграет.

- спортивная игра. Она ведется ударами ракетки по не­большому резиновому мячу массой 56,7-58,5 г, диаметром 6,35 - 6,67 см. Площадка для игры имеет длину 23,77 м и ширину 10,97 м, для одиночной игры размер площадки 8,23 м при длине 23,77 м. Грунт для площадки выбирают глино-песчаный или асфальтовое, деревянное, травяное покрытия. Сущность игры заключается в том, что игроки, занимая противоположные стороны площадки, пере­брасывают мяч через сетку, стараясь направить его так, чтобы про­тивник не смог отразить мяч.

Предваряет обучение игре в теннис система подводящих уп­ражнений. Исследование Л. Коровкиной показало целесообразность проведения обучению технике основных ударов .

Техника основных ударов

Способ держания ракетки - хватка. Хватка во многом опреде­ляет стиль игры теннисистов, но еще в большей степени - каче­ство выполнения ударов. Теннисисты используют главным обра­зом три хватки - универсальную, хватку для ударов справа и хват­ку для ударов слева.

Все описанные способы держания ракетки имеют определен­ные различия, но у них есть и общее: пальцы на руке располагают­ся не в кулаке, а указательный палец несколько отставлен, что увеличивает плоскость соприкосновения играющей руки с ракет­кой при выполнении ударов.

Стойка теннисиста - это положение, из которого мож­но наиболее эффективно подготавливаться к удару и перемещать­ся по площадке к мячу. В стойке - слегка согнутые в коленях ноги на ширине плеч, масса тела на ногах, ракетка в правой/левой руке, левая/правая рука поддерживает за шейку ракетку, головка обра­щена в сторону сетки.

Упражнения с ударом по мячу ракеткой:

1. Левой рукой несильно бросить мяч на пол, после первого отскока поймать его на ракетку и не давать скатиться. Варианты: поймать после двух отскоков или нескольких; поймать сначала на одну сторону ракетки, затем на другую; принимать как можно ниже от пола.

2. Бросить мяч на пол и подбить его, несильно ударить снизу ракеткой, чтобы мяч снова отскочил от пола. Варианты: выпол­нить упражнение и дважды ударять ракеткой, но с продвижением вперед.

3. Бросить мяч на пол и подбить его несильным ударом ракетки вверх, ударять в высшей точке взлета.

4. Бросить мяч на пол и, не давая ему коснуться пола, отрыви­стым, но несильным движением ракетки ударять вверх по нему снизу и так подбивать по несколько раз. Варианты: то же с продви­жением вперед, в стороны, ударять по мячу другой стороной ра­кетки, «чеканить», выполнять левой рукой.

Упражнения у стены, ударяя по мячу ракеткой:

1. Рукой мяч бросить о стенку и поймать, ударить ракеткой по мячу и после отскока от стены снова отправить мяч в стену. Вари­ант: один из теннисистов ударяет мяч о стену и быстро уходит в сторону, бьет один, затем второй и т.д.

2. Бросить мяч о стену рукой и после отскока от пола послать мяч ракеткой в стену. Вариант такой же, что и в первом упражне­нии.

3. Бросать мяч об пол так, чтобы он ударился о стену, затем ударом ракетки направить его в пол, стену, на ракетку.

4. Между двумя играющими расстояние 5-6 м. Ребенок ударом ракетки направляет его в пол, а затем партнеру.

5. Один из играющих стоит сзади другого, лицом к стене. На­правляет мяч в стену так, чтобы он не касался пола; партнер отби­вает мяч.

Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребен­ка : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Из­дательский центр «Академия», 2001. - 368 с. С. 239-240.

1

Проект по физической культуре «Юные теннисисты».

Тема: «Овладение техникой игры в настольный теннис в детском саду»
Разработчик: Потеряева Наталья Ивановна.

Тип проекта: педагогический.

Место реализации: МДОУ «Детский сад №6».

Срок реализации: ноябрь 2008 – апрель 2010 года.
Краткое описание проекта:

Данный проект направлен на овладение детьми начальных навыков спортивной игры в настольный теннис через организацию занятий в секции , организацию совместных с родителями праздников и соревнований.

Проект реализуется в течение двух лет. В первый год реализуется этап общего ознакомления детей и родителей с игрой в настольный теннис: историей её зарождения, развития, а также основными техническими элементами данной игры. С помощью родителей будут созданы тренажёры для отработки навыков владения мячом, альбомы на темы «История тенниса» и «Развитие большого тенниса в Лысьве».

На втором году реализации проекта организуются занятия в секции для обучения техники игры в настольный теннис по упрощённым правилам.

Итоги работы будут подведены через диагностику детей по овладению навыками игры с мячом и ракеткой. Результаты реализации проекта будут представлены на общем родительском собрании, через показ открытых мероприятий с детьми и родителями в ДОУ. Планируется товарищеская встреча по игре в настольный теннис по упрощённым правилам с детьми детского сада нашего микрорайона.

^ Актуальность, новизна:

Настольный теннис один из самых массовых и популярных видов спорта в мире, как по числу занимающихся, так и по числу стран , где он развивается. Настольный теннис - прекрасный, увлекательный вид спорта. Он развивает волю, реакцию, выносливость, умение мыслить. Этим видом спорта могут заниматься люди разных возрастов от детского сада до глубокого пенсионного возраста.

Настольный теннис является малозатратным видом спорта. Недорогой инвентарь и экипировка, небольшой размер площадки для игры – позволяют играть в настольный теннис в оздоровительных лагерях, домах отдыха, в школах , парках, во дворах и привлекать большое число занимающихся.

^ Противоречие и проблема:

Недостаток двигательного опыта у детей в движениях с теннисным мячом и ракеткой; отсутствие знаний техники настольного тенниса, правил игры.

^ Цель: сознательное воспроизведение и совершенствование детьми игры в настольный теннис.

Задачи:

1. Познакомить детей с элементами игры в теннис, разучить технические элементы спортивной игры (стойка, перемещения, удар толчком, подача мяча).

2. Совершенствовать действия с мячом и ракеткой; формировать навык у детей и их родителей в совместной деятельности.

3. Способствовать развитию умения добиваться цели и сотрудничать , проявлять выдержку и настойчивость.

Участники:

Дети 6-7 лет, инструктор по физической культуре, родители, педагог, медицинские работники.

^ Миссия:

Приобщение детей и их родителей к физической культуре и спорту.

Возможные риски:


  • Недостаточная активность и заинтересованность родителей при реализации проекта.
Пути выхода:

Наглядная агитация для родителей,

Отражение положительных результатов детей в Портфолио,

Организация совместных мероприятий.


  • Нежелание детей играть с мячом.
Пути выхода:

Мотивация,

Соревнования,

Встречи с интересными людьми, спортсменами , активное с ними взаимодействие.


  • Отсутствие необходимых информационных материалов по ознакомлению детей с развитием спортивных игр с мячом в Лысьве.
Пути выхода:

Использование Интернета,

Беседы с тренерами и спортсменами.

Продукт проекта:


  • Пополнение материалами мини-музей мяча (альбомы, коллажи, тренажёры).

  • Конспекты занятий секции, развлечений с родителями.
Ожидаемые результаты:

  1. обогащение у детей знаний о спортивной игре в настольный теннис, двигательного опыта в движениях с теннисным мячом и ракеткой;

  2. качественное выполнение упражнений с теннисным мячом и ракеткой; совершенствование техники движений;

  3. повышение уровня компетенции родителей в организации игр с мячом, их активности в образовательном процессе.

^ План реализации проекта:


Этапы

Действия

Сроки

Ресурсы

Средства

Ответственный

I. Ознакомление детей и родителей с игрой в настольный теннис ; основными техническими элементами; отработка технических элементов.

1) Беседа «Знакомство со спортивной игрой «Настольный теннис».

XI-2008г.-

IV-2009г.


Интернет

300 р.

Инструктор физкультуры , дети, педагог

2) «Игры с прокатыванием мяча».

Атрибуты

1000 р.

Инструктор физкультуры , дети, педагог, родители

3) Развлечение «Путешествие в город мячей»

(«Д/В» №4-2002 г.)


Канцтовары и различные мячи

500 р.

Дети, инструктор физкультуры , педагог

4) «Игры с подбрасыванием и ловлей мяча».

Атрибуты

-

Инструктор физкультуры , дети, педагог

5) Круговая тренировка (с использованием теннисных мячей).

Атрибуты

-

Инструктор физкультуры , дети, педагог

6) «Игры с ведением мяча на месте и в движении».

Атрибуты

500 р.

Инструктор физкультуры , педагог, дети

7) Соревнования «Мяч и я – верные друзья

Атрибуты

-



8) Практикум для родителей «Игры с подбрасыванием и ловлей мяча».

Атрибуты

-

Инструктор физкультуры

9) Консультация «Значение тренажёров для отработки техники движений в настольном теннисе».

Интернет

300 р.



^ II. Организация занятий в секции для обучения техники игры в настольный теннис по упрощённым правилам.

1) Экскурсия в музей мяча, тема «Развитие большого тенниса в Лысьве».

X-2009г.-

IV-2010г.


Интернет

300 р.

Инструктор физкультуры, дети, педагог

2) Участие способных детей в городских соревнованиях «Мяч и я – верные друзья!».



200 р.

Инструктор физкультуры, педагог

3) Встречи и мастер - классы с интересными людьми.

Памятные сувениры

200 р.



4) Изготовление (приобретение) стола для игры в настольный теннис.

Оборудование

1000

Инструктор физкультуры, педагог, родители

5) «Игры и упражнения на равновесие» (см. с. 46, «Игры с мячом и ракеткой»).

Отсутствуют

-

Инструктор физкультуры, педагог, дети

6) «Игры и упражнения с ударом по мячу ракеткой» (см. с. 57, «Игры с мячом и ракеткой»).

Отсутствуют

-

Инструктор физкультуры, педагог, дети

7) Игры на столе без сетки (см. с. 64, «Игры с мячом и ракеткой»).

Оборудование, инвентарь

1000 р.

Инструктор физкультуры, педагог, дети

8) Товарищеские соревнования с детьми подготовительной группы ДОУ №39.

Оборудование, инвентарь, памятные сувениры

200 р.

Инструктор физкультуры, педагоги , дети

9) Соревнования и развлечения с участием родителей

Оборудование, инвентарь, сертификаты, грамоты

100 р.



^ III. Анализ работы, подведение итогов.

1) Анкетирование детей и родителей.

III-2010г.

Канцтовары

100 р.

Педагог

2) Диагностика владения мячом и ракеткой.

IV-2010г.

Оборудование

-

Инструктор физкультуры

3) Итоговые соревнования детей с родителями

IV-2010г.

Оборудование, инвентарь, сертификаты, грамоты, призы

500 р.

Инструктор физкультуры, педагог, музыкальный руководитель

Управление проектом:

Осуществляется инструктором по физической культуре Потеряевой Н.И.
Финансовое обеспечение:


  1. Интернет – 900 р.

  2. Канцтовары – 600 р.

  3. Грамоты, призы – 1300 р.

  4. Оборудование, инвентарь – 2500 р.

Перспективы распространения результатов проекта:


  • Показ открытых совместных мероприятий с детьми и родителями для педагогов ДОУ и педагогов города.

  • Представление результатов работы над проектом и результатов анкетирования на общем родительском собрании в ДОУ.

  • Представление опыта работы по реализации проекта на педагогических чтениях.

^ Результаты проекта «Юные теннисисты»
Благодаря участию в реализации проекта сотрудников ДОУ, родителей и самих детей мы пришли к следующим результатам:


  • Были приобретены теннисные ракетки и мячи для игры в настольный теннис.

  • Изготовлен тренажёр «Удочка».

  • Создан альбом «Настольный и большой теннис: история, оборудование , правила».

  • Разработали конспекты экскурсий, занятий, развлечений с родителями.

  • Проведены мероприятия с участием детей и родителей «Королевство волшебных мячей», «В стране весёлых мячей»; практикум для родителей «Игры с подбрасыванием и ловлей теннисного мяча».

  • Организовали городское мероприятие с детьми и родителями «Мяч и я – верные друзья!».

  • Совместные мероприятия посещали около 70% родителей.

  • При подведении итогов организовали развлечение с родителями «Вокруг света за один день», в котором две пары детей показали партии игры в настольный теннис с правилами.

  • В результате реализации проекта 68% детей уверенно действовали с теннисным мячом и ракеткой, а 30% детей овладели навыками игры в настольный теннис.

  • В рамках проекта в летний период активно использовали элементы настольного тенниса.






Настольный теннис дошкольникам

Детям младшего дошкольного возраста

1. Катание мяча по столу(вперёд-назад, вправо-влево, по кругу) как правой, так и левой рукой. 2. Перекладывать мяч из одной руки в другую (перед собой, вокруг туловища).
3. Подбрасывание мяча вверх с отскоком о стол.
4. Катание мяча по столу.

Дети 4-5 лет - упражнения

1. Подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками.
2. Перебрасывание мяча из руки в руку. (в паре двумя руками друг другу)
3. Бросить мяч в стол и поймать его после отскока обеими руками.
4. Бросить мяч в стол одной рукой и поймать его после отскока другой.
Далее следуют упражнения с ракеткой, поэтому стоит уделить внимание способу держания ракетки или хватки.
Ручку ракетки обхватывают тремя пальцами, указательный вытянут вдоль края ракетки, а большой расположен на другой стороне и слегка соприкасается со средним пальцем. Ребро ракетки располагается по середине между большим и указательным пальцами, а ручка ракетки удобно располагается по диагонали ладони.
5. Катание мяча по столу ракеткой в различных направлениях.
6. Стоя на месте, ракетка на уровне живота, удерживание мяча на одной и другой стороне ракетки.
7. Положить мяч на середину ракетки, подбросить его вверх и поймать свободной рукой.
Дети без особого труда овладевают этими элементами и далее можно приступать к изучению более сложных действий. Они как раз подойдут для детей старшего дошкольного возраста.

Детям 6-7 лет - упражнения:

1. Удерживая мяч на ракетке, передвигаться по прямой, или огибая различные предметы.
2. Удерживая мяч на ракетке поворачиваться вокруг себя по часовой и (против часовой) стрелки на 360.
3. Стоя на месте на одной ноге, поочередно менять ноги, удерживая мяч на ракетке.
4. Удерживая мяч на ракетке присесть в присед, а затем встать.
5. Подбросить мяч вверх и несколько раз отбить его ракеткой.
6. С помощью ракетки ударить мячом о стол и, не давая ему упасть повторить упражнение.
Все эти упражнения помогут вашим детям в освоении техники настольного тенниса.

Я желаю вам удачи, до свидания!

Для игры в настольный теннис делают сто­лы: для средней группы высотой 65 см, длиной 230 см и шириной 100 см; для старшей и подготовительной групп размеры стола со­ответственно - 68, 250, 130 см. Для метаний и игр с мячом на площадке строят вертикальные и горизонтальные цели - это ме­таллические кольца, чурки с прикрепленными кольцами. Они ис­пользуются и для метаний и пролезания, и для различных игр. Для метаний также используется установленная на площадке модель ракеты - дети бросают мячи, шишки, мешочки с песком, стара­ясь, чтобы они перелетали через кольца и вылетали с противопо­ложной стороны. Ракета используется и для упражнений в беге по наклонной плоскости, и для ролевых игр.

Дети любят забрасывать мячи, шишки в мячебросы (из метал­лических прутьев). Они ярко раскрашены, привлекают внимание детей и являются хорошей мишенью. Для метания широко исполь­зуются цели из картона, природный материал, кольца из вереска и т.п. Большое внимание уделяется играм с мячами (особенно «школе мяча»). Детям также предлагается жонглирование ракеткой и мячом. Они ходят и бегают по залу с ракеткой, на которой лежит мяч, стараясь не уронить его; ловят ракеткой мяч после его отско­ка от пола или стены, подбирают мяч и т.п. После таких упражне­ний детям предлагается игра с мячом парами, затем можно пред­ложить упражнения на столе. В. Г. Гришин рекомендует следующие упражнения.

Упражнения:

1. Бросить мяч рукой так, чтобы он коснулся стола один раз; партнер тоже ловит рукой.

2. То же самое, только ударить и отражать мяч ракеткой.

3. Разрешается брать мяч не только с воздуха, но и от пола, направляя его на стол также с отскоком от стола партнеру.

Затем дети выполняют упражнения вдоль теннисного стола без сетки (одновременно занимаются 4-5 пар).

4. Ударить по мячу так, чтобы он стукнулся о стол несколько раз; после этого партнер с воздуха отбивает мяч обратно.

5. Мяч должен коснуться стола один раз, затем партнер его от­ражает.

6. Розыгрыш мяча без сети по правилам игры на два отскока от стола - на своей половине, затем на половине партнера - только потом игрок его отражает.

После этого предлагаются упражнения на столе с сеткой. Сетка устанавливается на высоте до 10 см.

Дети овладевают наиболее простым ударом - толчком . Для этого ребенок находится на расстоянии одного шага от стола, слегка наклонив туловище вперед, ноги чуть согнуты в коленях, ракетку держит параллельно сетке на расстоянии 10-15 см чуть выше пояса.

При ударе по мячу ребенок делает шаг вперед с выпрямлением руки в локтевом суставе по направлению к сетке; зеркало ракетки должно занимать вертикальное положение по отношению к столу. Вначале изучается подача мяча, это для детей труднее, чем прием мяча.

При подаче мяча ракетку верхней частью игровой поверхности наклоняют к столу. Сначала мяч подают без отражения через сетку на 5 см, затем на 10 см. В первый период обучения детям трудно брать низкие мячи. Поэтому им важно объяснить, что подавать надо высокие мячи и направлять мяч в центр стола, чтобы удобнее его было отражать.