Русский кулачный бой - драка или молодецкая забава? Как родились кулачные бои.

Дрались, понятное дело, все, всегда и везде. По тем или иным причинам. Так или иначе. Восточные боевые искусства становились частью «пути самосовершенствования», индейцы Центральной Америки устраивали ритуальные поединки, а греки придумали Олимпийские игры — посвященные богам, но служившие и отличным развлечением для множества зрителей, собиравшихся раз в четыре года в городке Олимпия. Наши предки от других не отставали.

«Правила маркиза Квинсберри», появившиеся в 1865 году и регламентировавшие поведение боксеров, очень схожи с органично резвившимися на Руси правилами кулачного боя, сформировавшимися двумя-тремя веками ранее .

По-английски бытовавший на Руси кулачный бой недаром называется Russian fist fight — это действительно базовое местное «боевое искусство». По уровню сложности кулачный бой стоит на одной планке с другими народными мордобойными дисциплинами, не перегруженными излишней тонкостью техник. Находясь где-то посередине между французским саватом и ирландским боксом, он, тем не менее, незаслуженно находится на периферии внимания людей, интересующихся техниками боя и самозащиты. Может быть, виной тому — разрыв традиции, возможно — тренды, выведшие на первый план сначала восточные дисциплины, затем капоэйру, а теперь — английский бокс.

История русских кулачных боев

Первое упоминание о русском кулачном бое мы можем найти в «Повести временных лет». Нестор пишет: «Себо не погански ли живемъ... нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела» — в общем, критикует.

Читая это, следует понимать, что, уходя своими корнями к дохристианской культурной традиции, кулачные бои и не могли бы ожидать иного отношения от православного летописца.

О происхождении кулачного боя и его возможном ритуальном значении для древних славян мы не знаем и не можем знать по этим же причинам. Тем не менее, о развитии кулачного боя с XI по XX век есть достаточно как исторических, так и художественных свидетельств — стихов и народных песен, указов запрещавших бои, и полицейских протоколов, записей очевидцев и этнографов, по которым мы можем судить и о правилах поединков и о порядке проведения боев.

1. Праздник Троицы вблизи Царёва городища, 1900. 2. Михаил Песков «Кулачный бой
при Иване IV». 3. Бои «Стенка на стенку». 4. Современные кулачные бои.

Так, например, Назимов в своих воспоминаниях рассказывает: «Местные власти, кажется, смотрят на этот… обычай сквозь пальцы, не имея, вероятно, в виду положительных предписаний начальства, а может быть и сами исподтишка были зрителями подобных побоищ, тем более что многие значительные в городе люди, поборники старины, считали эти забавы весьма полезными для развития и поддержания физической силы и воинственных наклонностей народа. Да и мудрено было арзамасскому градоначальнику, то есть городничему, справиться при помощи 10-15 будочников и даже полной инвалидной команды в 30-40 человек со сборищем бойцов, которое, кроме подзадоривающих их многочисленных зрителей, простиралось, по словам очевидцев, до 500 человек».

А Лебедев статье для журнала «Русская старина» пишет: «Это совсем не была драка, ссора, вражда или что-либо подобное, а нечто вроде игрища. Между тем удары наносились серьезно, причиняли ушибы и даже смерть. Кулачные бои существуют во многих странах, но всюду они носят характер или состязательный — единоличный, как, например, бокс в Англии, или поединка, что было и у нас в допетровской Руси; но в том виде, какой они имеют в России, — в виде состязания огромных сборищ толпы, одна с другою, этого нигде и никогда не было. Удаль, избыток сил просились наружу и находили выход в таком своеобразном игрище.

В. Васнецов

О кулачных боях очень мало сведений, и напрасно станем искать их в истории или пособиях и монографиях; известия о них можно найти только в поучениях церковных и в мемуарах. А между тем о “кулачных боях” было немало правительственных распоряжений, и приходилось даже бороться с этого рода “спортом”».

Обычно кулачные бои приходились на большие праздники, летом проводились на улицах или площадях, а зимой на льду замерзших рек и озёр — там всегда было достаточно места. Кулачные бои не были чисто «региональным» развлечением. В Москве проходили бои на Москве-реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей и на Воробьевых горах, в Петербурге — на льду Невы и Фонтанки.

Бои сопровождались гуляниями, к месту стычек собирались зрители, а с ними и коробейники с товарами и сбиточники с горячим медом и пивом. Бои, проходившие с попустительства или даже в присутствии представителей дворянства (например, граф Орлов был «большим охотником до кулачного бою»), могли сопровождаться цыганскими оркестрами и даже небольшими фейерверками.

Больше всего боев происходило в масленичную неделю —
перед постом люди стремились
не только напиться-наесться,
но и, насколько возможно,
дать волю кулакам.

Конечно, регулярно случались и спонтанные стычки, когда что-то не могли поделить две улицы или две берега реки. Ну, или давно уже не могли поделить, но лишь периодически вспоминали об этом.

1САМ НА САМ

Частные поединки один на один, по своей форме близкие к традиционному английскому боксу, но более безопасные. Было необходимо соблюдение правил, не позволявших участникам поединка скатываться в беспорядочную свалку и ограничивавших их в применении нечестных приемов и опасных ударов и захватов. В поединке должен быть победитель, но и побежденный должен остаться достаточно функциональным для того, чтобы жить дальше. Хотя так бывало не всегда, все зависело от ситуации — например, купец Калашников, про которого писал Лермонтов, отделал своего оппонента до смерти. Впрочем, у него и не было другого выхода, а победа того стоила.

Иллюстрация к произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»

Из «сам на сам» следует выделить поединок «удар на удар»: участники, стоя на месте, обмениваются ударами, очередность которых определяется по жребию. Уклоняться от ударов запрещалось, допустимы были только блоки. Бой завершался, когда один из соперников был сбит с ног или сдавался.

Частные поединки бытовали и среди дворянства, хотя в этой среде предпочтение отдавалось все же вооруженным «дуэлям».

2. ПОЛЕ

Судебные бои, когда поединок происходил между истцом и ответчиком или их представителями, «договорными бойцами».

Массовые бои делились на два типа
1ЦЕПНОЙ БОЙ, ИЛИ «СЦЕПЛЯЛКА-СВАЛКА»

Все дрались против всех. Такой бой являлся самой древней и наиболее опасной разновидностью. Здесь правила якобы действовали, но кто мог уследить там за их выполнением? По своему характеру «сцеплялка-свалка» напоминала современный околофутбольный fair-play - выбрал противника по силе, победил, перешел к следующему.

СТЕНОШНЫЙ БОЙ, ИЛИ «СТЕНКА НА СТЕНКУ»

Это то, с чем сейчас ассоциируются традиционные кулачные бои — самый зрелищный и знаменитый вид русского кулачного боя.

Отступившие перегруппировывались, меняли бойцов и после передышки вновь вступали в бой, до тех пор пока одна из сторон не одерживала окончательную победу.


К сведению. Название «стеношный» происходит от принятого в таких столкновениях боевого порядка — стороны выстраивались друг против друга в плотную линию, состоявшую из нескольких рядов, и шли на стенку противника с целью прорвать её и обратить врага в бегство.

Время и место проведения битвы выбирали заранее, противоборствующие стороны, стенки, назначали вожаков — воевод и оговаривали конкретные правила. Предводителя стенки в разных местах называли по разному: башлык, голова, староста, боевой староста, старый чоловик.

Накануне боя вожак вместе с представителями своей стенки разрабатывал план предстоящего боя: выделял сильнейших и более опытных бойцов и распределял их по местам вдоль всей стены для руководства отдельными группами, составлявшими боевую линию стены. При подготовке также назначались резервные бойцы для проведения решающих атак и выделялись особые группы для того, чтобы выбить из боя какого-нибудь определенного противника. Во время боя руководители сторон не только непосредственно участвовали в нем, но и подбадривали своих бойцов и на ходу корректировали тактику.

У П. П. Бажова в сказе «Широкое плечо» приведено наставление башлыка своим бойцам: «Расставил бойцов, как ему лучше показалось, и наказывает, особенно тем, кои раньше в корню ходили и за самых надежных слыли. “Гляди, без баловства у меня. Нам без надобности, коли ты с каким Гришкой-Мишкой на потеху девкам да закладчикам станешь силой меряться. Нам надо, чтоб всем заодно, широким плечом. Действуй, как сказано”».

За время, оставшееся до схватки, участники готовились к ней — ели больше мяса и хлеба, чаще парились в бане. Бытовали и «магические» способы подготовки. Так в одном из древних лечебников даётся рекомендация: «убей змею черную саблей или ножом, да вынь из нее язык, да вверти в тафту зелену и в черную, да положи в сапог в левый, а обуй на том же месте. Идя прочь, назад не оглядывайся, а кто спросит, где ты был, ты с ним ничего не говори».

Бытовали и совсем «магические» обряды — например, «ломание» (что-то вроде ритуального танца) перед боем, напоминающее движения медведя, культ которого существовал в древней Руси.

Перед началом схватки бойцы торжественно проходили по улицам. Придя на назначенное место, выстраивались в стенки в три-четыре ряда в зависимости от количества участников и начинали задирать оппонентов криками и жестами. В это время мальчишки, представлявшие стенки, сходились между ними в «свалку-сцеплялку». Когда все участники были уже достаточно раззадорены, вожаки команд выкрикивали «Даешь боя!» и стенки сходились.

Правила

Существовали ограничения, распространявшиеся также на бои «сам на сам»:
1. Запрещалось бить упавшего, присевшего (присевший считался сдавшимся) или отступающего противника, а также противника, не имеющего возможности самостоятельно остановить кровь («мазку не бьют») или получившего серьезное увечье. Бой следовало вести лицом к лицу — нападать сбоку или, тем более, со спины категорически запрещалось («с крыла, в зашей, в тыл не бить»). Также нельзя было хватать за одежду, удары следовало наносить выше пояса, категорически запрещалось любое оружие. За кусочек свинца, припрятанный в рукавице, виновника ожидало суровое наказание.

2. Бой велся строго кулаками, источники говорят об использовании ударов трех типов, соответствующих ударным поверхностям оружия:
— удар костяшками, который трактовался как укол оружием;
— основанием кулака, что соответствовало дробящему или рубящему удару;
— головками фаланг пальцев, как удар обухом.

Наиболее распространены были удары в голову, в солнечное сплетение («в душу») и под ребра («под микитки»). Допускались толчки плечами или двумя руками.

Обязательное обмундирование участников включало толстые шапки и меховые рукавицы, смягчающие удар. Ровинский в своей книге «Русские народные картинки», вышедшей в 1900 году пишет: «Перед боем привозили целыми возами кожаныя рукавицы; сбирались партиями фабричные с разных фабрик, целовальники и мясники; случались охотники из купцов, в меховых шубах и даже из господ. Вся орава разделялась надвое и выстраивалась друг перед другом в две стены; драку начинали, в небольших боях, — “заводные” один на один, потом шли все остальные стена на стену; запасные бойцы стояли в стороне и принимали участие в драке только тогда, когда их стену начинала теснить противная стена».

Ход боя

Бой проходил в три этапа: сначала сходились подростки, представляющие противоборствующие стороны, вслед за ними к схватке присоединялись неженатые юноши, а последними вступали в бой и взрослые мужчины. Иногда эти этапы были разделены между собой - мальчики закончили, сошлись юноши, а иногда бой не прерывался, просто участники входили в стенку постепенно.

Назимов пишет: «И так дело начиналось застрельщиками-мальчишками, которые, галдя и дразня противную сторону, выскакивали одиночками, наносили один другому удары, сшибали с ног и опять убегали “к своим”. Отдельные столкновения учащались, уже группами, с гиком и ораньем нападали одни на других. “Стенки” сходились, и со страшным гулом, свистом, криками, как прорвавший плотину поток, стремительно бросалась “стенка на стенку” — начинался настоящий бой».

Схватка велась на вытеснение противника с «поля боя» или на разрыв его стенки. Применялись различные тактики, вынесенные из военного опыта: атака клином-«свиньей», замена бойцов первого и третьего рядов и различные маневры. Максим Горький в романе «Жизнь Матвея Кожемякина» так описывает кулачный бой: «Городские ведут бой с хитростями <…> выдвинут из своей “стенки” против груди слобожан пяток хороших бойцов, и когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага. Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом…»

Важной категорией бойцов были надежды — мощные ребята, разрывавшие стенку противника. Часто надежду впускали, разомкнув стенку, и оставляли наедине с мастерами боя один на один, что по всей видимости было достаточно действенной тактикой.

Завершался бой совместной попойкой противоборствующих сторон с кострами и пирушкой.

Несмотря на борьбу властей с кулачными боями, на порицание их церковью и даже законодательные запреты, окончательно задавить эту традицию не смогла даже советская власть. Так, кинохроника 1954 года показывает (с непременным неодобрением) кулачный бой в селе Купля в Рязанской области. Упоминание об этих кадрах нашел Б. В. Горбунов, а сама кинохроника была найдена А. С. Тедорадзе и
И. А. Бучневым:

Одних из последних живых носителей традиции удалось отыскать в конце девяностых годов прошлого века в селе Атаманов Угол Тамбовской области. Смотря на этих крепких старичков, не так уж сложно представить, каковы были стенки времен их молодости.

Нынешние загородные бойцовские клубы и околофутбольные стычки тоже вполне можно, хоть и с натяжкой, отнести к продолжению этой традиции. Поэтому мы завершим статью еще одной цитатой из Лебедева:

«Все, что можно сказать в заключение изложеннаго, это привести слова летописца: “...земля наша велика...” и т. д. и прибавить, что кулачные бои пережили все законы и сохранились, — для интеллигенции они приняли вид атлетической борьбы, на сценах — как платное зрелище, а в самом народе продолжаются невозбранно и повсюдно, не минуя и столиц, где они по-видимому должны бы стать анахронизмом; и практикуется то в тех же видах и сценах, как в седой старине, разве только не так часто и не в таких грандиозных размерах».

Развитие кулачных боев на Руси

Первые сведения о кулачных боях на Руси можно найти в Густинской летописи датированной 990 годом, и в летописях Нестора 1069 года. Одним из элементов складывающейся в то время самобытной народной системы физического воспитания было два вида состязаний в кулачном бою: массовые бои «стенка на стенку» и одиночные единоборства – «сам на сам» или «один на один».

Особенно популярной была форма «Стенка на стенку», в которой строго различались «своя» и «чужая» стороны. «Стенка на стенку» – вид кулачного боя, когда бойцы выстраивались и шли в бой друг на друга плотной стеной. В каждой команде выделялись сотские и десятские. Они выстраивали стенку, распределяли бойцов на места в ней, проверяли, чтобы в рукавицах бойцов не было никаких посторонних предметов. За «закладку» жестоко карали свои же бойцы. Количество бойцов в каждой стенке было одинаковое. Стенка должна была быть одинаковой и по возрасту: мужики с мужиками, юноши с юношами, мальчишки с мальчишками. В каждой «стенке» были 2–3 главных, наиболее сильных и ловких бойца – «забойщики», которые бросались туда, где стенка начинала слабеть и сдавать. Сотские и десятские следили за соблюдением правил. Фамилии сотских и десятских сообщались в полицию. С них был главный спрос за беспорядки на поле боя. Обычно сражения «стенка на стенку» строились в три очереди. Сначала в бой шли мальчишки, их сменяли безусые неженатые юнцы, после юнцов в бой вступали мужики. Перед единоборством бойцы обнимались и троекратно целовались.

Бой считался законченным, если одна из «стенок» не выдержав натиска и ударов противника обращалась в бегство под свист и улюлюканье зрителей.

Пользуясь огромной популярностью в народе, в Москве бои проводились чаще всего на Каиновой горе в Китай-городе и под старым Каменным или Троицким мостами. Нередко в боях принимали участие бойцы из лиц дворянского происхождения. Каждая сторона старалась прорвать оборону «стенки» противника, внести смятение и панику, напугать и вытеснить с боевой площадки. Отступивший противник перегруппировывался и снова шел стеной в атаку. Таким образом, бой состоял из отдельных схваток и длился до тех пор пока одна из сторон была побеждена и отказывалась от боя.

Места для боя выбирались традиционно зимой – на льду, летом в поле. Первыми всегда начинали подростки, за ними взрослые. В народе существовали неписанные правила, которые передавались из поколения в поколение. Кулачные бои проходили либо на «голых» кулаках, либо в рукавицах. Удары наносились только лицом к лицу в голову, грудь и живот. Упавшего не били. Вот откуда наши русские поговорки и пословицы: «Лежачего не бьют», «Лежачий в драку не ходит», «Не силой бьются, а сноровкой». Кто падал на землю, считался побежденным. Как правило бились до первой крови, пьяных к бою не допускали. Запрещались подножки и нападения сзади. Также считалось бесчестным переходить на сторону противника за вознаграждение и подарки. Нарушители правил наказывались.

Другим видом кулачного боя был поединок «сам на сам» – поединок двух кулачных бойцов. Эта разновидность кулачного боя существовала в Древней Руси как молодецкая потеха, непременная часть праздничных гуляний. Кроме того, поединок «сам на сам» был также одним из методов судебного разбирательства жалоб, взаимных претензий двух обиженных друг на друга лиц. Когда не удавалось установить ни правого, ни виноватого, в действие вступало «кулачное право». Оба спорщика сходились в поединке «сам на сам» и победитель объявлялся правым, а побежденный – виноватым.

В своей основе кулачные бои были подлинно народным видом состязаний, спортивной игрой, «молодецкой потехой». Все это было рождено здоровой удалью, желанием померяться богатырской силой – «разойтись плечом, размахнуться рукой», без всякой злобы и вражды. Кулачные бойцы проявляли большое искусство. Выдающихся по силе и умению, в народе называли «надежа-боец». Многие из них участвовали как в одиночных боях, так и в кулачных боях «стенка на стенку» и пользовались большой славой и уважением.

Из уст в уста в народе передавались былины о богатырях-молодцах. Так, например, в период татарского ига перед Куликовской битвой, были известны троицкие монахи Александр Пересвет и Ослябля, обладающие большой богатырской силой. В летописях рассказывается как Пересвет победил в единоборстве татарского богатыря.

Известно, что Петр I любил потешить себя кулачными боями и часто сам их организовывал – «дабы показать удаль русского народа» иноземцам.

Автор М.Н. Лукашов в своей книге «Слава былых чемпионов» приводит исторический факт о поединке гренадера из свиты Петра I с одним из сильнейших боксеров Англии. Случилось это во время визита русского царя в Англию в 1698 году. На одном из приемов Петру I один из английских вельмож предложил устроить поединок английского боксера с одним из солдат его свиты на денежное пари. Поединок состоялся, гренадер задал англичанину сильнейшую трепку, царь выиграл заклад и в заключение приказал своим гренадерам показать русскую забаву – кулачный бой «стенка на стенку».

В период правления на Руси Екатерины II кулачные бои были очень популярны. Граф Орлов считался отличным бойцом и сам не раз приглашал знаменитых силачей померяться силами.

Еще в Лаврентьевской летописи, написанной монахом Лаврентием и другими писцами в 1377 году, упоминается о запрете кулачных боев. Среди различных сведений из истории Древней Руси можно найти и более ранние упоминания о запретах церкви. Описывается факт проклятия митрополитом Кириллом в 1274 году и угроза отлучения от церкви кулачных бойцов: «Узнал я, что держатся бесовского обычая проклятых эллин: в божественные праздники со свистом, кличем и боем бьются… Да изгнаны будут от сынов божьих церквей, а случайно убитые в этих боях будут прокляты сей век и будущий».

Законы о запрете кулачных боев издавались и позднее в 1540 г., 1648 г., 1686 г. Но несмотря на запреты, с 1690 года кулачные бои принимают массовый характер.

Несмотря на постоянные запреты церкви, народ продолжал любить кулачные бои. Период развития капитализма в России был ознаменован появлением боев на деньги. Организаторами стали купцы и фабриканты. Они нанимали бойцов и напускали их друг на друга, подобно петушинным боям, заключая пари и делая заклады.

Из книги Тайцзицюань. Искусство гармонии и метод продления жизни автора Ван Лин

Из книги Искусство рукопашного боя. автора Ознобишин Нил Н.

1. Общий недостаток кулачных ударов Неудобство кулачных ударов заключается в том, что, нанося их, рискуешь повредить себе руки. Рука - орган, предназначенный природою для захвата и зажима. Она создана для того, чтобы схватывать, а не для того, чтобы бить. Суставы пальцев

Из книги Подготовка юного тяжелоатлета автора Дворкин Леонид Самойлович

4. Применение кулачных ударов в рукопашном бою В серьезном бою удары голым кулаком следует употреблять лишь при самых благоприятных для того условиях. Свинги, например, совершенно бесполезны; употребление их допустимо только в толстых перчатках, которые дают размах; мы

Из книги Бокс. Секреты профессионала автора Ковтик Александр Николаевич

Техника кулачных ударов старой школы английского боя на голых кулаках 1. Длинные удары Прямой удар передней рукой. В левой стойке - левой рукой; в правой - правой. Прямой удар передней рукой исполняется следующим образом. Из положения стойки, в которой локоть должен

Из книги Современный бокс автора Атилов Аман

10.1. Развитие быстроты Для тяжелоатлета одним из важнейших качеств является быстрота – способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени. Важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов (Н.В.

Из книги Жестокие раунды автора Шатков Геннадий Иванович

10.4. Развитие гибкости Гибкость – это способность свободно и быстро выполнять движения с большой амплитудой и высокой экономичностью. При подъеме штанги хорошая гибкость обеспечивает лучшую возможность выполнять технические приемы, способствует становлению

Из книги Божественный кулак Масутацу Ояма автора Горбылев Алексей Михайлович

10.5. Развитие ловкости При подготовке тяжелоатлетов высокого класса необходимо развивать ловкость с самого начала спортивных занятий, что позволяет успешно освоить в дальнейшем и совершенствовать технику выполнения специальных упражнений.Под ловкостью понимается

Из книги Рукопашный бой [Самоучитель] автора Захаров Евгений Николаевич

Легенды о древнегреческих кулачных бойцах В боксе всегда есть место гению. Жак Превер В основании любой легенды, как правило, лежит реальное событие. Даже самым невероятным преданиям и сказаниям с течением времени можно найти фактическое объяснение. С ходом

Из книги Жизнь без границ. История чемпионки мира по триатлону в формате Ironman автора Айлвин Майкл

Развитие кулачных боев на Руси Первые сведения о кулачных боях на Руси можно найти в Густинской летописи датированной 990 годом, и в летописях Нестора 1069 года. Одним из элементов складывающейся в то время самобытной народной системы физического воспитания было два вида

Из книги Особенности подготовки юных хоккеистов автора Мельников Илья Валерьевич

Чемпионы кулачных боёв 1719 г. - Джеймс Фигг1730 г. - Джек Греттинг1734 г. - Джордж Тэйлор1734 г. - Джек Браутон1750 г. - Джек Слэк1760 г. - Билл Стивебс1761 г. - Джордж Меггс1764 г. - Билл Дартс1769 г. - Том Лайонс1769 г. - Билл Дартс1776 г. - Гарри Сэллерс1780 г. - Джек Гаррис1783 г. - Том Джеклинг

Из книги автора

Пятьдесят боёв Александра Нестеренко Алексей ГОРБЫЛЁВ В марте этого года произошло весьма знаменательное для отечественного Кёкусинкай событие, которое, однако, прошло практически незамеченным для подавляющего большинства поклонников этого стиля каратэ. И это при

Из книги автора

3.2. РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ 3.2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА БЫСТРОТЫ И ФОРМ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В соответствии с современными представлениями быстрота понимается как специфическая двигательная способность человека к высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного

Из книги автора

3.4. РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ 3.4.1. ГИБКОСТЬ КАК ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА В теории и методике физической культуры гибкость рассматривается как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее пределы движений звеньев тела. Различают две формы ее

Из книги автора

Глава 4 Развитие Мне интересно читать дневники, которые я вела во время своих путешествий. В июне 1999 года я оплакивала свое желание постоянно угождать людям. Спустя пять месяцев я поменяла это стремление на принцип «делать людей счастливыми». Возможно, эти намерения

Из книги автора

Развитие выносливости Как на протяжении одного матча, так и на протяжении всего турнира в современном хоккее от хоккеиста требуется выносливость на всем его протяжении – способность играть в высоком темпе. Хоккеист должен уметь восстанавливать свою работоспособность

Из книги автора

Развитие гибкости Гибкость – это способность выполнять упражнения с большой амплитудой. Различают две формы гибкости: активную, которая характеризуется величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении физических упражнений, благодаря усилиям мышц;

Кулачные бои - древнейшая забава наших предков. О кулачных боях свидетельствуют многие источники, а первым из них была «Повесть временных лет». Рукопашные поединки проводились еще до Крешения Руси в честь громовержца Перуна. Со временем наши предки особенно полюбили сходиться в таких боях на Масленицу и Рождество.

Попытки представителей церкви бороться с этими языческими проявлениями, как правило, результатов не имели. Любителей этого вида спорта не останавливал даже указ, озвученный в 1274 году митрополитом Кириллом: «Отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать».

В.М. Васнецов. «Кулачный бой»

В дальнейшем против кулачных боев выступления продолжились. Конкретные меры по борьбе с ними принимали и Федор Иоаннович, и Михаил Федорович, и Елизавета Петровна, и Николай I.

Но не все представители власти были настроены столь категорично: к примеру, благосклонно относился к кулачным боям, а многие очевидцы свидетельствовали, что это действо доставляло ему большую радость. также не отказывала себе в удовольствии посмотреть кулачные бои. А Григорий Орлов, фаворит государыни, и сам готов был с кем-нибудь помериться силушкой.

Петр II, несмотря на то что его правление было недолгим, тоже внес свою лепту в организацию кулачных боев. Он ввел следующее ограничение: «Кто упадет, лежащих никого не били бы». До нашего времени эта фраза дошла немного измененной - «не бей лежачего».

Б.М. Кустодиев. «Кулачный бой на Москва-реке»

Кулачный бой был традиционным русским боевым искусством. Со стороны человеку непосвященному могло показаться, что это обычный мордобой, но на самом деле это было настоящее мастерство со своими премудростями.

Бились в русском кулачном бою только голыми руками. Бить можно было в корпус и голову, запрещено - в пах и по ногам. Правила не разрешали бить лежачего и противника, у которого было сильное кровотечение. За соблюдением правил зорко следили судьи, зрители и сами участники. В случаях нарушения установленных правил нечестного бойца могли сурово наказать. Хотя участники боев и сражались голыми руками, травмы бывали очень серьезные, случались даже убийства.

Одним из первых видов кулачного боя принято считать «сцеплялку-свалку», при которой бойцы выступали друг против друга и против всех сразу, но более распространенным видом боя (и в современности) считается «стенка на стенку». Бойцы шли двумя рядами, и каждый защищал себя и своих собратьев. Во главе каждой стенки был вожак, который являлся и вдохновителем, и организатором боя.

После Революции 1917 года большевики объявили, что кулачные бои полностью искоренены как позорный пережиток царского режима. Но молодежные массовые драки никуда не исчезли.

Автор этих строк еще в 1960-е годы наблюдал подобные «забавы» на окраине Москвы. Мне в то время было лет 10, и я мог видеть (сидя на крыше дома своего приятеля в деревне Строгино), как стенка на стенку шли строгинские парни и молодые мужики на своих соседей из Троице-Лыкова. Какое яблоко раздора спровоцировало их на подобные действия, современные летописи не сообщают. Драка была поистине захватывающей, но, конечно, особенно радовало нас то, что наше местоположение было недоступно для бойцов...

Спорт, конечно, штука полезная, но небезопасная. Его вечный спутник - травмы.

Пальму первенства здесь держат, разумеется, боевые искусства. А среди них, наверное, рукопашные единоборства, как бы их ни называли - хоть бокс, хоть «кулачки».

Как бить лежачего

Последнее, то есть русский традиционный кулачный бой, многим сейчас кажется исключительно гуманной дисциплиной. По какой-то загадочной причине его портрет чрезмерно зализан и залакирован - тут и «лежачего не бить», и запрет на удары в голову и ниже пояса, и толстые мягкие «щадящие» рукавицы, и полная остановка боя при первой же крови, и общее рыцарское благородство всех участников.

Исторические источники - от свидетельств иностранцев до рассказов очевидцев и популярных лубков - рисуют совсем другую картину. Веселее прочих, конечно же, лубочные гравюры с характерными надписями вроде: «А вот боец, удалой молодец, хочет сделать супротивника дураком - бьёт его по глазу кулаком». Или: «Се - молодцы, кулашны бойцы, встали до драки, разбивают друг другу сраки».

Отзывы иностранцев не столь веселы. Наоборот, иной раз полны ужаса, но зато куда более информативны. Вот, например, австриец Сигизмунд Герберштейн , побывавший у нас в начале XVI столетия: «Начинают они борьбу кулаками, а вскоре без разбору и с великой яростью бьют руками и ногами по лицу, шее, груди, животу и детородным частям, и, вообще, каким только можно способом, состязаясь взаимно о победе».

Русский патриарх Иоасаф показывает, что бывает после таких ударов: «Многие люди, не токмо что младые, но и старые в толпе ставятся и бывают бои кулачные великие и до смертного убойства».

Однако проходит ещё полтораста лет, и картина вроде бы меняется. Иностранцы, бывавшие в России времён Екатерины Великой , оставляют совершенно другие свидетельства о кулачных боях. Как, скажем, англичанин Уильям Кокс, историк и педагог , видевший тренировки и показательные поединки в имении графа Алексея Орлова. «На руках бойцов были толстые кожаные перчатки. Они никогда не наносили ударов прямо, а большею частью кругообразно и били только в лицо и голову. Но их обычаи в бою мешали несчастному случаю, также мы не заметили переломов руки или ноги, которыми обычно кончаются бои в Англии».

Смягчению нравов и возникновению более-менее внятного регламента способствовала целая серия указов на высочайшем уровне. Участников боёв предполагалось бить сначала батогами, вторично пойманных - кнутом, а на третий раз - «кнутом без пощады, и, выправя на них судебные издержки, ссылать в украйные города на вечное житьё».

Впрочем, запретительные меры никакого эффекта не возымели. И тогда было принято одно из самых мудрых решений. Если не можешь уничтожить какое-то явление - возглавь его. Делает это Екатерина I. Её указ от 21 июня 1726 года впервые вводит то самое правило, которое считается «исконным». Вот оно: «Осмотреть рукавицы, дабы никаких инструментов к увечному бою не было, а кто упадёт, лежащих никого не били б».

Капустка, дёготь, мясо

Случаев смертоубийств действительно стало меньше. Однако травматизм никуда не делся. Да, за вложенную в рукавицу свинчатку наказывали очень жестоко. Но московские кулачные бойцы нашли остроумный выход. Их секрет раскрыл мемуарист Пётр Страхов : «Рукавицы намачивали водой, а потом замораживали. Подобной перчаткой можно было нанести тяжкие сотрясения».

В.Васнецов «Кулачный бой» Фото: Commons.wikimedia.org

Разумеется, тех, кому не повезло, лечили. С первой помощью проблем не было - бои обычно проводились на Масленицу, снега и льда хватало, так что к синякам и ушибам приложить было что. Более серьёзные повреждения, например сотрясение мозга, врачевали на первый взгляд варварски, как это описано у литератора Ивана Шмелёва :

«- Антошка с Глухим как, лежат?

Уж в бане парились, целы. Иван Иваныч фершал смотрел, велел тёртого хрену под затылок. Уж капустки просят…»

Между тем «капустка» здесь очень кстати - в старинных лечебниках от «головного удара и трясения» как раз рекомендуют настой капустного сока на льняном семени. Правда, курс лечения - целых две недели.

От синяков и шишек эффективно помогал берёзовый дёготь. Кстати, он используется и сейчас, поскольку содержится в мази Вишневского с её «антиотёчным и противовоспалительным действием».

Зато готовились к поединкам необычно. Сохранились воспоминания одного из самых отчаянных московских бойцов XIX столетия, Ивана Киреева. «Водили нас в баню и разминали силу - нарочитые были на то мастера по брюхомяльному делу. Потом, конечно, угощение «с водоворотом», покуда с катушек не свалимся. На другой день, чтоб сразу похмелиться-поправиться - ни-ни. И сидели голодом, чтобы, значит, застервенеть как полагается. А уж как до боя час ли, два ли, тут дают полный стакан, да закусить слегка - студню там, или ещё чего».

Текущая страница: 3 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Психологическая подготовка для профессиональных бойцов и спортсменов проходит в несколько этапов. В мирное время или вне соревнований они получают необходимые основные знания по психологии, которые помогают выработать необходимые для бойца качества. Также на этом этапе осваиваются различные приемы психологической самоподготовки, которые в дальнейшем используются перед боем и непосредственно в рукопашном бою.

Большое значение для бойца имеют волевые качества (настойчивость, решительность, самообладание). Именно они помогают часами работать на тренировках, преодолевать усталость, страх, вступить в бой.

Важное значение в психологической подготовке бойца имеет настрой. Заряжаясь злостью, важно сохранить адекватную оценку противника. Не стоит преувеличивать его превосходство, нужно выявить его слабые стороны и быть готовым к неожиданным ситуациям. Если имеется какая-либо информация о противнике (предпочитаемые боевые техники, особенности поведения), то можно проиграть мысленно некоторые возможные ситуации, вспомнить свои преимущества и ситуации их использования. В условиях реального боя (спортивного или военного) могут сложиться самые неожиданные ситуации, поэтому необходимо сохранять готовность перестраиваться и принимать решения по ходу боя.

Показать свою боеготовность помогает поза (различаются, в зависимости от единоборств). Она помогает настроиться, подготовиться к движению и атаке, приводит в тонус необходимые мышцы и превращает тело в боевой механизм. Если боец принял такую позу, значит атака противника его не сразила, и он готов продолжить бой. Приняв боевую позу, можно на короткое время замереть, чтобы собраться с силами и отдышаться.

В любом бою, в том числе кулачном, соперники сталкиваются с болью. Это физическое страдание выводит из состояние боеспособности, и нужно уметь его преодолевать для того, чтобы одержать победу. Особенно важно это в бою, не связанном со спортивными соревнованиями.

Болевые ощущения усиливаются под воздействием страха. В ходе боя, когда эмоции отходят на второй план, главное – сохранить ясность мышления и четкость действий, часто бойцы не замечают незначительных травм. Когда первоочередной задачей является выживание, то даже тяжелые ранения могут остаться незамеченными. Это связано с избирательностью внимания и его сосредоточении на более важном в данный момент.

Боль в меньшей степени ощущается, если боец находится в состоянии злости или ярости. Если он позволяет себе почувствовать боль, то это не остается незамеченным противником, который тут же начинает чувствовать свое преимущество. В бою важно демонстрировать готовность действовать без промедления, поэтому боль не проявляет себя в полной мере. Если боец изначально не боится боли, т. е. просто о ней не думает, он преодолевает ее и не выдает своих страданий противнику ни мимикой, ни стонами, ни вынужденным положением тела.

Для того, чтобы справиться с собой и сохранить боеспособное состояние, можно использовать несколько приемов. В кулачном бою, когда противник находится в непосредственной близости, действовать нужно быстро, и боль может остаться незамеченной. Если же ситуация сложилась таким образом, что дистанция между противниками увеличилась, то появляется время для осознания ранения, именно в этот момент нельзя поддаваться боли. В книге «Психологическая самоподготовка к рукопашному бою» авторы предлагают воспользоваться дыхательной техникой, управлением мимикой и принятием боевой позы. Эти же приемы помогут преодолеть боль и после окончания боя.

В подготовке к бою используются различные технологии. Могут быть применены классический аутотренинг, современное НЛП или традиционные у разных народов снадобья с наркотическими компонентами. Все этапы подготовки направлены на преодоление страха и повышение боеготовности.

В первую очередь, при появлении боли необходимо воспользоваться техникой успокаивающего дыхания. Вдох делайте неглубоким, спокойным, затем глубокий продолжительный выдох, и выдержите дыхательную паузу в 1 – 2 секунды. Выдох по времени должен быть в 2 раза продолжительнее вдоха. Такое дыхание позволяет расслабиться и успокоиться. Несколько вдохов и выдохов в таком ритме помогают прийти в себя и начать действовать.

Каждый боец в ходе многочисленных тренировок вырабатывает для себя определенную «маску». Таким образом он делает выражение лица непроницаемым и скрывает свои эмоции и истинное состояние от противника. При сильной боли на лице появляется гримаса страдания. Если постараться расслабить мышцы лица, затылка и шеи, можно уменьшить болевые ощущения и скрыть свое состояние от противника. Умение быстро расслабляться необходимо вырабатывать по мере освоения единоборств.

Особенности русского кулачного боя

Знания о технике ведения русского кулачного боя передавались на Руси от поколения к поколению. Дети наблюдали за участием в кулачных боях отцов, слушали рассказы дедов и накапливали свой опыт. Народная история и мудрость передаются из уст в уста и таким образом сохраняются на протяжении многих столетий. О богатырях русских сложено множество былин и сказок, которые рассказывают бабушки своим внукам. С ранних лет мальчики на Руси слушали их, и сами хотели стать героями, подражая взрослым они устраивали уличные бои. В подростковом возрасте они уже умели вести кулачный бой и владели основными приемами. Традиционные кулачные бои являлись непременным условием взросления юношей и помогали стать воинами.

Русский кулачный бой имеет сходства и отличия с другими видами боевых искусств. Автор книги «Зачем кулачному бою философия» А. Ю. Телухин объясняет сходства в приемах единоборств психофизиологическими и анатомическими особенностями людей. Люди любой национальности имеют одинаковое строение тела и одинаково реагируют на боль, возникающую при ударе. Наиболее чувствительные и уязвимые зоны на их теле также совпадают. Опорно-двигательный аппарат имеет у всех одинаковую биомеханику, ведь позвоночник и суставы вместе с мышцами и связками представляют собой систему рычагов и шарниров, приводящих в движение наше тело. В результате в общих чертах техники боевых искусств разных народов имеют некоторое сходство.

Все техники и приемы рукопашного боя подразделяются на ударные, бросковые и смешанные. В боевых искусствах, основанных на ударных техниках, применяются удары разными частями тела. Русский кулачный бой также основывается на ударных приемах. В нем удары противнику наносятся не только руками, но также ногами и иногда головой. Наносить удары руками можно по-разному. Приложиться к телу противника можно кулаком (боковой поверхностью кулака, фалангами согнутых пальцев и выступающими костяшками на тыльной стороне), локтем.

Бросковые техники в кулачном бою используются в меньшей степени. Однако совсем без них не обойтись, так как они позволяют вывести соперника из равновесия и отдалить его. Какие приемы использовать – каждый боец решает по ходу боя. Чем большим количеством техник и приемов он владеет, тем больше у него возможности преодолеть соперника.

Русские кулачные бои подразделяются на индивидуальные и групповые. В каждом случае используются свои техники и приемы. Для поединка большое значение имеют силовые приемы. Сильный удар помогает вывести из строя соперника на короткой дистанции и одержать победу. В групповом бою особое значение имеет контроль пространства вокруг себя и способность в нем перемещаться в зависимости от сложившейся ситуации. В нем используются приемы, позволяющие отбить атаку сразу нескольких нападающих.

От других боевых искусств русский кулачный бой отличается также универсальностью. В отличие от единоборств, ставших популярными видами спорта, для русского кулачного боя не нужны специальные условия. Все, чем владеет боец (приемы, техники), можно выполнить в любых условиях, в том числе уличных. Вне спортивного зала, без специальной одежды и в любой обуви приемы русского кулачного боя применимы в полной мере. Их можно использовать для самозащиты при внезапном нападении. В такой ситуации необходимо действовать быстро и точно. В отличие от восточных единоборств, в русском кулачном бою не используются оригинальные стойки и пассы руками. Акцент делается на умении взаимодействовать с противником в бою. Для этого важны пространственные перемещения в любых условиях, умение освободится от захвата, защититься от удара. Особое значение имеет возможность вести бой с несколькими нападающими. В этом случае используются приемы, нацеленные на наиболее уязвимые зоны (удары по глазам, в пах) тела противника, и нет никаких ограничений. Овладеть приемами русского кулачного боя можно за более короткое время, чем приемами многих восточных единоборств. Здесь нужны хорошая физическая форма, сила, выносливость, и нет необходимости улучшать растяжку мышц и гибкость как, например, в каратэ.

Русский кулачный бой часто сравнивают с боксом. Однако между этими единоборствами много отличий. В боксе бойцы выступают один на один, а русский кулачный бой может быть не только поединковым, но и групповым. В книге «Искусство рукопашного боя» Н. Н. Ознобишин рассказывает о том, как бокс со временем видоизменялся. Изначально боксеры сражались без перчаток, что делало удары менее сильными. Чтобы одолеть соперника, они использовали различные бросковые приемы, часто делали захваты, подножки. Бокс поначалу напоминал рукопашный бой, и победить в нем было сложно. Такой бой продолжался долго и заканчивался чаще потому, что один из соперников выбивался из сил. Поэтому изначально бокс уступал русскому кулачному бою в эффективности используемых приемов и возможности отразить внезапное нападение на улице. Постепенно бокс развивался, у спортсменов появилась современная экипировка, в том числе перчатки. Это привело к изменению техники боя, появлению новых приемов, позволяющих наносить более сильные удары противнику. В настоящее время бокс относится к зрелищным видам спорта, и в нем действуют определенные правила, которые позволяют с интересом наблюдать за состязанием. Существуют в боксе и запрещенные приемы.

Русский кулачный бой больше ориентирован на условия реальной жизни. Его можно вести в любых условиях, применяя любые приемы. При неожиданном нападении приемы русского кулачного боя помогут защитится в большей степени. Нестандартные для боя условия и отсутствие перчаток могут помещать опытному боксеру быстро среагировать и победить противника. Кулачные бойцы менее зависимы от условий, в которых проходит бой, и всегда «при оружии».

Отличия между русским кулачным боем и боксом заключаются также в особенностях стоек и способах перемещения бойцов. В них по разному наносится удар рукой. В кулачном бое более активно работает локоть. Имеется и много других технических отличий.

Техники и приемы русского кулачного боя нарабатывались веками, поэтому многие современные школы рукопашного боя основываются именно на них. Они в большей степени ориентированы на защиту, чем на нападение. Но при этом они позволяют защищаться таким образом, чтобы отбить атаку и преодолеть соперника. Обучение русскому кулачному бою необходимо проводить на практике. Для его понимания и освоения большое значение имеет общение с тренером. Помимо изучения непосредственно приемов кулачного боя, необходимо улучшение общей физической подготовки.

Для русского кулачного боя характерны быстрота движений. Бойцы не занимают специальных стоек перед нанесением удара, так как расстояние между ними чаще всего минимальное. В основном, они используют ударные приемы, выполняемые не только руками, но и ногами, и в редких случаях используют захватные приемы. Основу русского кулачного боя составляют жесткие косые удары, которые сочетаются с бросками через грудь, подсечками и подножками. Применяются в кулачном бою захваты, подобные приемам самбо.

Подробно об особенностях русского кулачного боя рассказывает М. В. Шатунов в уже упомянутой книге «Русский кулачный бой». Бойцы не используют перчаток или какого-либо оружия. В ходе боя они могут бить по наиболее чувствительным частям тела, а также по спине, затылку и ногам. Они используют захватные приемы для того, чтобы нанести более сильный удар. Имеются в русском кулачном бое и технические отличия от других боевых школ. Например, не используется блоковая защита. От удара противника ловко уклоняются или стремятся, чтобы удар оказался скользящим. В русском кулачном бою применяют вклинивание удара, когда удар противника перебивается встречным ударом, возможно задавливание удара, когда противнику не дают совершить задуманное действие. Во время удара кулак бойца движется от плеча, при активном движении в локтевом суставе. При этом используется принцип клинообразной концентрации. По мнению М. В. Шатунова, занимающегося единоборствами много лет, в русском кулачном бою не существует четких сценариев. Большое разнообразие приемов позволяет успешно вести в бой с любым противником. К особенностям русского кулачного боя относится точная нацеленность удара. Чаще всего кулак бойца направляется и достигает рук, ног и головы противника. Все приемы выполняются очень быстро, при необходимости действия могут повторяться. Действия бойцов отработаны, и ответная реакция на удар возникает почти автоматически. В бою проявляются агрессивные эмоции, которые каждый боец поддерживает и подпитывает в себе.

Радогора, как и многие другие боевые школы (прочие виды славяно-горицкой борьбы, система Кадочникова), относится к рукопашному бою. Однако в ней не используется никакое оружие. Бой с противником ведется только «голыми руками».

С учетом всех отличительных особенностей, становится понятно, почему русский кулачный бой является не просто видом спорта или боевым искусством. Он имеет большое практическое значение в рукопашной схватке с противником, особенно при неожиданном нападении.

Техника русского кулачного боя

Радогора – это система кулачного боя, в которой каждый прием выполняется определенным образом и имеет свое назначение. В ней используются техники и приемы как традиционные, наработанные веками, так и современные, разработанные А. К. Беловым. Есть приемы, позволяющие нанести удар противнику руками, головой и ногами. Опытные бойцы Радогоры хорошо владеют своим телом, быстро реагирую и практически в любой ситуации могут оказать сопротивление нападающему.

Все люди делятся на правшей и левшей, что обусловлено врожденными особенностями центральной нервной системы и воспитанием. Поэтому у большинства людей одна рука является ведущей, а вторая меньше участвует в активных действиях. Если в бою встречаются два праворуких или леворуких человека, то им просто взаимодействовать. Они хорошо будут понимать намерения и действия противника и могут использовать известные им приемы и тактику. Значительно труднее вести бой с противником, у которого ведущая рука отличается от вашей. В этом случае меняются все ориентиры и трудно перестроится, сконцентрироваться и противостоять сильному необычному сопернику. Для того, чтобы стать универсальным бойцом и победить в любой схватке, М. В. Шатунов, являющийся автором книги «Русский кулачный бой» и занимающийся единоборствами на протяжении трех десятилетий как спортсмен и преподаватель, рекомендует тренировать сразу обе руки. Все техники и приемы можно осваивать, сначала, ведущей, а затем другой рукой. Это одновременно будет способствовать развитию моторных зон в обоих полушариях головного мозга, что позволит быстрее и точнее реагировать на происходящее во время боя. Хотя в критической ситуации чаще всего человек начинает действовать привычным образом, это может принести пользу. Например, при травме ведущей руки можно продолжить бой другой. Выполнение боевых приемов обеими руками может пригодиться в жизни в разных ситуациях.

Все боевые приемы в Радогоре подразделяются на 3 группы. Они включают засечные удары, выполняемые по круговым траекториям движения, удары с крыла, наносимые локтями и предплечьями и прямые удары, используемые в стеношном бою. Также в русском кулачном бою допускаются удары головой, плечом. В нем используются различные защитные приемы, большая часть которых взята из практики стеношных боев и приемы свили (с поворотами и скручиваниями).

В кулачном бое традиционно применяется удар кулаком (разными сторонами), а также ладонью. В некоторых случаях, удар совершается ладонью с отведенным большим пальцем (оплеуха) или сложенной в виде лодочки (затрещина). В бою важна постановка удара. Для этого нужно владеть кистью и уметь быстро сжимать и расслаблять кулаки. Эти действия А. К. Белов называет клинообразной концентрацией. Выполняется она по определенной схеме (рис. 2).

Рисунок 2. Этапы клинообразной концентрации: 1 – расслабленная кисть; 2 – сжатый и напряженный кулак; 3 – ослабленный кулак


В момент выдвижения руки для удара по противнику, кисть должна быть расслаблена. Направляя руку к цели, вы начинаете сжимать кисть и, достигнув противника, наносите удар кулаком. Именно при ударе кулак должен быть напряжен, тогда ваши усилия достигнут цели, и удар получится сильным. После этого руку расслабляют, но не разжимают кисти полностью. Таким образом выполняются три этапа клинообразной концентрации.

Однако этого еще не достаточно для того, чтобы удар был сильным и точным. Важно совместить этапы клинообразной концентрации с фазами своего дыхательного цикла (вдох – выдох – дыхательная пауза). При соблюдении техники удара кулак сжимается и максимально напрягается при выдохе и расслабляется во время дыхательной паузы. В момент контакта с телом противника кулак сжимается плотно и через долю секунды – максимально. Далее, кулак отводят и при этом его расслабляют. После максимального сжатия кисти, сразу сложно расслабить и разжать ее, но этого и не нужно. Достаточно немного ослабить кулак, чтобы мышцы руки уменьшили напряжение, но при этом сохранилась готовность быстро повторить удар.

Изучение техники Радогоры следует начать со стоек и наиболее простых приемов – засечных ударов.

Стойкой называют специальную позу для успешного применения боевых приемов. Однако хороший боец может вести бой из любого положения. Тем не менее, удобнее и эффективнее атаковать противника приняв на мгновение стойку. Нужно учитывать, что в кулачном бою часто отсутствует время на принятие стойки, ведь противник находится очень близко и тоже атакует. Однако, если есть возможность, то применять боевые приемы лучше из стойки. Это помогает нанести удар противнику точно и с максимальной силой.

Основная стойка в Радогоре – уключный устав (рис. 3). Ноги в этой позе расставлены, центр тяжести тела немного подается вперед так, что пятки в любой момент готовы оторваться от земли. При этом одна нога является опорной в большей степени, чем другая. Руки согнуты в локтях и выставлены перед собой ладонями вперед. Спина немного напряжена. Из этой позы легко перейти к атаке или отразить нападение противника.

Рисунок 3. Уключный устав


Еще одна стойка, применяемая в русском кулачном бое – отставной устав (рис. 4). Она отличается тем, что одна нога выставлена вперед и присогнута в коленном суставе. На нее переносится основная масса тела. Вторая нога опирается на носок. Чаще всего эта поза используется как переходная при выполнении различных приемов и перемещении.

Рисунок 4. Отставной устав


Простейшими ударными приемами являются пощечина, затрещина, распалина.

Кулачные бои были традиционными не только на Руси, но и в древних цивилизациях – Вавилоне и Греции. Если бой затягивался, то бойцам запрещали защищаться, и они били друг друга до последних сил.

Пощечина выполняется ладонью с плотно сжатыми пальцами. Удар по лицу противника наносится в направлении снизу вверх, через локтевую петлю, под углом в 45° (рис. 5).

Рисунок 5. Техника выполнения пощечины: 1 – отведение руки противника; 2 – локтевая петля; 3 – удар-пощечина


Затрещина выполняется кулаком или, как и в предыдущем случае, ладонью с плотно сжатыми пальцами. Прием осуществляется в несколько этапов. Сначала, отводится правый локоть и немного поворачивается кулак, при этом ощущается подкрут в мышцах предплечья. Далее, рука выдвигается к лицу противника и наносится удар. При этом соблюдается принцип клиновидной концентрации. Сразу после удара рука ослабляется и по инерции двигается немного назад. Однако готовность к нанесению следующего удара сохраняется. При этом повторный удар может быть тем же самым или иным (рис. 6).

Рисунок 6. Техника выполнения затрещины: 1 – отведение локтя и подготовка кулака; 2 – удар боковой поверхностью кулака


Распалина имеет иное направление удара. Рука движется в вертикальной плоскости. Сначала, по инерции отводится назад рука (рис. 7), затем направляется вперед и вверх. При размашистом подъеме руки, предплечье поворачивают в локтевом суставе вместе с кистью (рис. 8) и, быстро сформировав кулак, наносят удар противнику в лоб или переносицу (рис. 9).

Рисунок 7. Инерционное отведение руки назад: 1 – начало движения; 2 – полное отведение


Рисунок 8. Замах перед ударом


Рисунок 9. Подготовка кулака к удару


После нанесения удара рука свободно уходит вниз, при этом плечо и локоть остаются в зафиксированном состоянии (рис. 10). Таким образом сохраняется готовность продолжить бой и нанести следующий удар противнику (рис. 11).

Традиционно на Руси удары ногами в кулачном бою применялись в крайних случаях. Это связано с тем, что самой распространенной обувью были сапоги. Ударом такой тяжелой обуви можно легко покалечить или убить противника, а в традиционных русских боях преследовалась другая цель.

Рисунок 10. Стабилизация руки после распалины


Рисунок 11. Подготовка к следующему удару


Распалину можно выполнить по-другому – удар наносят в диагональном направлении, а не сверху вниз (рис. 12).

Рисунок 12 . Распалина


Следующий ударный прием – засечный стык. Его выполняют кулаком или предплечьем, чтобы блокировать удар противника или атаковать его по верхнему ярусу. Этот прием обычно сочетают с другим, например, буздыганом (рис. 13). При выполнении приемов одна рука движется от себя и отводит руку противника в сторону (рис. 14). Кулаком второй руки в это время наносится удар противнику (рис. 15).

Рисунок 13. Подготовка к засечному стыку


Рисунок 14. Засечный стык


Рисунок 15. Буздыган


Следующий ударный прием – поземный стык. Удар противнику наносится кулаком или предплечьем, при этом вся рука движется строго горизонтально (рис. 16). Прием подобен затрещине, но выполняется в другой плоскости (рис. 17).

Рисунок 16. Положение перед поземным стыком


Рисунок 17. Поземный стык


Для освоения техники Радогоры необходимо, в первую очередь, научиться двигаться. Для этого можно потренироваться в выполнении связки уключный устав – колющий удар – уключный устав.

Далее, идет отножной стык. Прием выполняют другой рукой, в направлении от бедра. Кулаком бьют снизу вверх, целясь в подбородок противника. Можно отбить этим ударом атакующую руку противника. Удар наносят боковой поверхностью кулака со стороны большого пальца (рис. 18).

Рисунок 18. Отножной стык


Еще одним засечным ударным приемом является подплужный стык. Удар наносится кулаком, при этом рука движется почти по вертикали – снизу вверх. Предварительно противника притягивают к себе (рис. 19). Во время выполнения приема переносят центр тяжести своего тела на колено, что придает удару большую силу (рис. 20).

Рисунок 19. Притягивание противника


Рисунок 20. Подплужный стык


Традиционные бои на Руси проходили поэтапно. Сначала кулачный бой шел между ребятней, затем между юношами и неженатыми молодыми мужчинами и только после этого бились взрослые мужики.

Прием кулачного боя ратовище включает в себя элементы удара и толчка одновременно. Удар наносится вплотную приблизившемуся противнику поперек груди предплечьем (рис. 21). При этом активная рука находится в полусогнутом положении. Этот прием позволяет отстранить противника и провести атаку – нанести удар другой рукой по открытым частям тела (рис. 22).

Рисунок 21. Ратовище


Рисунок 22. Ратовище с атакой


В традиционном для Руси кулачном бою «стенка на стенку» бойцы вставали в строй левой ногой и плечом вперед. Это кажется не очень устойчивой позицией, однако бойцы стояли плотно, частично прикрывали друг друга и это позволяло держать строй и свободно действовать правой рукой.

Следующий прием – рубильня (мзень). Его используют в ближнем бою. Удар противнику наносят всей поверхностью предплечья по голове и рукам (рис. 23). Это делают с размахом или менее широкой амплитудой движения. Сила удара направляется сверху вниз диагонально.

Рисунок 23. Рубильня


В эту же группу приемов входят удары локтями – сколы. Выполнить их легко. Отличие имеет удар по голове. В этом случае скол выполняется движением руки от плеча с круговой амплитудой (рис. 24).

Рисунок 24. Скол по голове


С крыла можно нанести засечные удары, например, затрещину (рис. 25). Сразу после этого переходят к сколу и добивают противника локтем (рис. 26).

Рисунок 25. Затрещина с крыла


Рисунок 26. Скол двумя руками


Основу Радогоры составляют ударные приемы, однако борцовские приемы тоже в ней используются. Чаще всего они являются вспомогательными, но их можно использовать и в качестве перехода от русского кулачного боя к другим единоборствам (силовой борьбе). Однако чаще всего после борцовских приемов вновь переходят к ударным. Например, если противник сделал косую распалину, то эффективно применить залом (рис. 27).

Рисунок 27. Захват против косой распалины


После этого к нему можно применить подплужный стык (рис. 28, 29).

Рисунок 28. Переход к атаке


Рисунок 29. Подплужный стык после залома


Приемы Радогоры очень эффективны в том случае, если бой идет на короткой или средней дистанции. При этом атаковать противника следует по верхнему или среднему ярусу. В других условиях боя лучше использовать техники других боевых школ.

Далее, описываются техники и приемы стеношного боя, также относящиеся к Радогоре. Основной защитной техникой является мерцающее сдерживание. Оно может быть простым и двойным. Эта техника помогает удержать противника на расстоянии и помешать ему выполнить задуманный прием (рис. 30).

Рисунок 30. Двойное мерцающее сдерживание


Для защиты также используются греко-римский прием (рис. 31), голубец (рис. 32) и створы (сдвоенная греко-римская защита). Греко-римская защита помогает закрыть голову от атакующего прямыми ударами противника. Рукой можно при выполнении этого приема прикрыть свою грудь (рис. 33).

Рисунок 31. Греко-римская защита


Рисунок 32. Голубец


Рисунок 33. Греко-римская защита с прикрыванием груди


В стеношном бою применяются атакующие ударные приемы. Быстротой и ошеломляющим эффектом отличается прямой удар в стяжку, хотя по силе он не самый выраженный. Прием подходит для вклинивания ударов по голове и верхней части корпуса противника при одновременной атаке (рис. 34,35).

Самым мощным ударом является раскачной стык. Прием выполняют с широкой амплитудой движения руки. Локоть активной руки предварительно отводят назад так, чтобы прижать лопатку на спине (рис. 40). Удар кулаком наносят по центру груди противника в область солнечного сплетения.

Рисунок 40. Подготовка к раскачному стыку


Активно работая плечом, руку выбрасывают вперед, одновременно выполняя двойное скручивание кулака и туловища (рис. 41)

Рисунок 41. Раскачной стык


Следующий прямой удар русского кулачного боя называют подтоком. Удар выполняют кулаком и вкладывают в него всю силу (рис. 42). Выдвигают руку вперед, сначала, предплечьем. Это помогает сбить руки противника.

Далее, руку продвигают ближе к лицу противника. Все действия выполняют быстро и четко. При нанесении удара центр тяжести тела переносится вперед. Слишком сильный размах может вызвать падение по инерции, поэтому нужно соизмерить силу удара и амплитуду движения (рис. 43).

Рисунок 42. Положение перед подтоком


Рисунок 43. Техника выполнения подтока: 1 – подготовка руки к удару; 2 – подток


Еще один ударный прием – растяжной стык. Рука с кулаком выдвигается вперед одновременно с легки небольшим поворотом верхней части туловища (рис. 44). При этом сила движения корпуса переносится по инерции на кулак. Во время выдвижения и удара рука скручивается наружу.

Рисунок 44. Растяжной стык


Колющий удар напоминает действия фехтовальщика. Этот прием сопровождается отклонением верхней части туловища и позволяет пропустить встречный удар вдоль груди (рис. 45). Во время кулачного боя это позволяет уменьшить силу прямого удара противника.

Рисунок 45. Техника выполнения колющего удара: 1 – положение перед ударом; 2 – колющий удар; 3 – отклонение туловища и отведение руки


Большой силой отличается следующий прием русского кулачного боя – косач (прямой удар с косача). Рука при выполнении приема движется только горизонтально, поэтому удар приходится преимущественно по верхней части туловища противника. Если противник ниже по росту, то можно косачем атаковать его по голове. При выполнении приема сила переносится от одного плеча к другому и далее, по мере выдвижения руки вперед, на кулак. При этом делается поворот верхней части туловища, что усиливает удар (рис. 46). Косач применяют в комбинации с другими приемами, например, часто выполняется в бою связка мерцающее сдерживание – пощечина – косач.

Рисунок 46. Косач


Последний ударный прием в Радогоре – буздыган. Он также отличается большой силой, особенно при нанесении удара по голове противника. Для выполнения приема необходима позиция «уключный устав». Сначала, согнутую в локте руку отводят назад и вверх локтем. При этом активно работает плечевой сустав. Далее, руку резко выдвигают вперед и при этом совершают поворот локтем внутрь. Одновременно поворачивают кулак таким образом, чтобы большой палец оказался снизу (рис. 47).