Упражнения для проведения физкультминуток на различных занятиях. Комплекс физкультминуток для начальной

Ветрова Елизавета
Физкультминутки в ДОУ

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. Ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития ребенка. Важно поощрять различные формы двигательной активности : подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие жизненно важных движений (ходьба, бег, ползанье, лазанье, метание, упражнения в равновесии) . Основными средствами развития двигательных навыков в ДОУ являются физкультурные занятия .

Помимо физкультурных занятий в ДОУ , двигательную активность детей необходимо развивать за счет увеличения динамического компонента различных видов деятельности : введение физкультурных пауз и физкультминуток во время занятий , сопровождение бытовых моментов различными потешками и движениями, двигательных разрядок во время игр, динамических пауз между занятиями и т. д.

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ - кратковременные физические упражнения - проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.) .

Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.

Цель проведения физкультурной минутки - повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (по счету, развитию речи и т. п., обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

Нередко ребенок проявляет на занятиях «двигательное беспокойство» . Он стремится изменить позу, у него падает внимание, он отвлекается. Это свидетельствует об умственном утомлении, которое распознается, прежде всего, по снижению внимания. В результате длительного статического напряжения у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма, в итоге негативно отражается на здоровье дошкольника.

Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин

Физкультминутка способствует смене позы и характера деятельности путем двигательной активности.

Благодаря упражнениям, входящим в физкультминутку , у детей улучшается осанка, усиливается обмен веществ в организме, развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться, дети получают разнообразные сенсорные впечатления, происходит восстановление положительно-эмоционального состояния.

Для физкультурной минуты составляют комплекс упражнений, включающий в себя 3-4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища, активизирующие дыхание и кровообращение, подтягивания, наклоны, повороты туловища. На физкультминутках можно широко использовать упражнения для кисти руки и различные жесты руками с шарами, орехами, шестигранным карандашом, массажными мячами, ручными эспандерами; перекрестные движения; систематические упражнения типа «Поза замка» ; упражнения «Сова» , «Умная шляпа» и др. Включаются в физкультминутку также подскоки и ходьба. Выполняются они в течение 1,5-2 минут.

Первоначально для малышей предлагаются упражнения подражательно- имитационного характера - как птички пьют водичку, как капает дождик, как падают листочки, как кружатся снежинки, как едет поезд и т. д.

Продолжительность физкультурных пауз , в отличие от физкультурных минут , несколько дольше. Кроме гимнастических упражнений в комплексы физкультурных пауз полезно включать малоподвижные игры.

Забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие движения их содержания, позволяют проводить интересную, содержательную и яркую физкультминутку в любой момент , как только педагог заметит, что внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться.

Движение каждого упражнения дети должны выучить вместе с воспитателем, с тем, чтобы потом они выполняли их самостоятельно, только услышав название физкультминутки или взглянув на картинку с иллюстрацией к той или иной потешки или стихотворению.

Наиболее благоприятным временем для проведения физкультминутки следует считать переход между этапами работы на одном занятии, когда нужно переключить внимание детей с одной деятельности на другую или вторую половину занятия, когда воспитатель замечает утомление детей. Во втором случае уловить нужный момент бывает часто трудно, но при хорошем знании коллектива детей и умении наблюдать за ними это вполне доступно.

Но нужно учитывать, что при большой заинтересованности детей к занятию, особенно когда используются наглядные пособия, физкультминутка может и помешать успешному его проведению. Следовательно, не все занятия требуют введения физкультминутки как обязательного элемента.

Например, на занятиях по музыкальному воспитанию нет надобности, включать физкультминутку , такие занятия, как правило, насыщены движениями, песнями, которые не дают детям уставать, а, наоборот, бодрят их, повышают эмоциональный настрой детей на работу.

Также не на каждом занятии по изобразительной деятельности обязательно нужна физкультминутка , Если детям дана интересная тема для творчества, то они, как правило, не отвлекаясь с увлеченностью, работают над ней до конца достижения результата. Если воспитатель видит, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует .

Однако, если дети рисуют карандашами, то у них быстро устают пальцы из-за еще недостаточно развитой мелкой моторики и в этом случае делать отдых в виде физкультминутки для мышц кистей рук просто необходим. Она также нужна на занятиях по обучению грамоте, развитию элементарных математических представлений, требующих большой усидчивости и внимания детей.

ВИДЫ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

Все физкультминутки условно можно разделить на три группы :

1. Физкультминутки , которые можно проводить на любых занятиях во второй их половине, когда заметно утомление детей, или между разными типами работ, когда нужно переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой с целью повышения эффективности усвоения даваемого на занятии материала и с целью заботы о здоровье дошкольников, укрепления их организма.

К таким физкультминуткам относятся стихи и потешки, включающие в себя упражнения, которые охватывают крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника; легкий бег, ходьба на месте, поскоки, приседания в быстром темпе, наклоны в стороны, махи руками и т. п., сопровождающиеся текстом, как правило, в стихотворной форме. Герои и персонажи таких физкультминуток - мышки , черный кот, хомячок, кузнечик, зайка, медведи петух, аист, жук, ворона; пловцы; деревья и т. п.

2. Физкультминутки , включающие в себя упражнения для мышц кистей рук. Они проводятся с целью отдыха пальцев детей после продолжительного держания ими в руках кисти или карандаша на занятиях по изобразительной деятельности во всех группах детского сада и на занятиях по обучению грамоте в старших группах.

Это упражнения на сгибание и разгибание кистей рук, их отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения и пальцами рук. Это такие физкультминутки как : «Цветки» , «Свинки» , «Братец, где ты был?» , «Пальчики» , «Две сестрицы» и другие. Они дают возможность отдохнуть детям, вместе с тем развивают их речь и мелкую моторику.

3. Физкультминутки , которые можно проводить на утренних зарядках с целью : сделать их более интересными, разнообразными, яркими, выразительными и содержательными. Замечено, что дети с большим желанием и увлеченностью делают те же самые знакомые им упражнения, если они проводятся в игровой, стихотворной форме, а не по обычному шаблону.

К этой группе относятся, в основном, такие же упражнения как и к первой, которые охватывают крупные мышечные группы, но в содержании текста физкультминутки идет речь о зарядке , наклонах, потягиваниях и Т. д. Это такие физкультминутки как : «Зарядка» , «Буратино» , «Солнышко» , «Клен» , «Ветер» , «Паровоз» , «Часы» , «Мишка косолапый» , «Солдатик» , «Бабочки» , «Веселый мяч» , «Прогулка» и другие.

В подборе упражнений и стихов для физкультминутки надо помнить , что это, своего рода, игра и нужно руководствоваться следующими рекомендациями :

1. Перед знакомством с физкультминуткой необходимо обсудить ее содержание, отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению; они должны охватывать в основном крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника. Иногда целесообразно включать ходьбу на месте, поскоки, приседания в быстром темпе. В отдельных случаях, например, если дети долго держали в руках карандаш или кисть, целесообразно включить упражнение для мышц кисти руки : сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения пальцами рук.

3. Выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой в форме физкультминутки .

4. Произносить тексты физкультминуток Воспитатель должен максимально выразительно : то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

5. При повторных проведениях физкультминутки дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало или окончание фраз) . Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.

6. Не ставьте перед детьми сразу несколько сложных задач (к примеру, показывать движения и произносить текст) . Объем внимания у детей, особенно младших групп, ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к физкультминутке .

7. Стимулируйте подпевание детей, проговаривание вместе с Вами, «не замечайте» , если они по началу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

8. Физкультминутки , также как и другие стихи и игры, побуждают детей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и показывать его творческие достижения другим детям, родителям.

9. Выбрав две или три физкультминутки , постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся стихи и упражнения можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.

10. Никогда не принуждайте делать физкультминутку , если у ребенка нет на это желания. Попытайтесь понять, разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте физкультминутку , подобрав подобную.

12. Если видите, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует , иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.

ПРИМЕРЫ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК :

Заяц в лес на новоселье,

Приглашает на веселье.

(Руки на поясе, повороты вправо и влево)

В лес к нему пойдём сейчас,

В гости ждёт сегодня нас.

(Шагаем по кругу)

Ножки топ, топ, топ - мы идём за поворот.

Ручки хлоп, хлоп, хлоп - развесёлый мы народ!

(Хлопаем перед грудью и продолжаем шагать)

Ножки выше поднимаем –

По сугробам мы шагаем.

(Поднимаем высоко колени с продвижением вперед)

Солнцу в небе улыбнись,

(Руки поднимаем вверх, поднимаемся на носочки, улыбаемся)

А деревьям - поклонись.

(Наклониться вперед)

Прыгнем мы через канаву,

(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед)

К зайцу мы идём в дубраву!

(Шагаем по кругу)

Буратино потянулся,

Рас-нагнулся, два-нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратино стой,

Вот он – ключик золотой

Потребность в двигательной активности у детей до­школьного возраста очень велика. Ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития ребенка. Важно поощрять различные формы дви­гательной активности: подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие жизненно важных движений (ходьба, бег, ползанье, лазанье, метание, упражнения в равновесии). Основными средствами развития двигательных навыков в ДОУ яв­ляются физкультурные занятия.

Помимо физкультурных занятий в ДОУ, двигательную активность детей необходимо развивать за счет увеличения динамического ком­понента различных видов деятельности : введение физкультурных пауз и физкультминуток во время занятий, сопровождение бытовых моментов различными потешками и движениями, двигательных разрядок во время игр, ди­намических пауз между занятиями и т. д.

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ - кратковременные физические упражнения - проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).

Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.

Цель проведения физкультурной минутки - повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (по счету, развитию речи и т. п.), обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

Нередко ребенок проявляет на занятиях «двигательное беспокойство». Он стремится изменить позу, у него падает внимание, он отвлекается. Это свидетельствует об умственном утомлении, которое распознается, прежде всего, по снижению внимания. В результате длительного статического напряжения у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма, в итоге негативно отражается на здоровье дошкольника.

Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин

Физкультминутка способствует смене позы и характера деятельности путем двигательной активности. .

Благодаря упражнениям, входящим в физкультминутку, у детей улучшается осанка, усиливается обмен веществ в организме, развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться, дети получают разнообразные сенсорные впечатления, происходит восстановление положительно-эмоционального состояния.

Для физкультурной минуты составляют комплекс упражнений , включающий в себя 3-4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение, подтягивания, наклоны, повороты туловища. На физкультминутках можно широко использовать упражнения для кисти руки и различные жесты руками с шарами, орехами, шестигранным карандашом, массажными мячами, ручными эспандерами; перекрестные движения; систематические упражнения типа «Поза замка»; упражнения «Сова», «Умная шляпа» и др. Включаются в физкультминутку также подскоки и ходьба. Выполняются они в течение 1,5-2 минут.

Первоначально для малышей предлагаются упражнения подражательно- имитационного характера - как птички пьют водичку, как капает дождик, как падают листочки, как кружатся снежинки, как едет поезд и т. д.

Продолжительность физкультурных пауз , в отличие от физкультурных минут, несколько дольше. Кроме гимнастических упражнений в комплексы физкультурных пауз полезно включать малоподвижные игры.

Забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения , имитирующие движения их содержания, позволяют проводить интересную, содержательную и яркую физкультминутку в любой момент, как только педагог заметит, что внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться.

Движение каждого упражнения дети должны выучить вместе с воспитателем, с тем, чтобы потом они выполняли их самостоятельно, только услышав название физкультминутки или взглянув на картинку с иллюстрацией к той или иной потешки или стихотворению.

Наиболее благоприятным временем для проведения физкультминутки следует считать переход между этапами работы на одном занятии , когда нужно переключить внимание детей с одной деятельности на другую или вторую половину занятия, когда воспитатель замечает утомление детей . Во втором случае уловить нужный момент бывает часто трудно, но при хорошем знании коллектива детей и умении наблюдать за ними это вполне доступно.

Но нужно учитывать, что при большой заинтересованности детей к занятию, особенно когда используются наглядные пособия, физкультминутка может и помешать успешному его проведению. Следовательно, не все занятия требуют введения физкультминутки как обязательного элемента .

Например, на занятиях по музыкальному воспитанию нет надобности, включать физкультминутку, такие занятия, как правило, насыщены движениями, песнями, которые не дают детям уставать, а, наоборот, бодрят их, повышают эмоциональный настрой детей на работу.

Также не на каждом занятии по изобразительной деятельности обязательно нужна физкультминутка, Если детям дана интересная тема для творчества, то они, как правило, не отвлекаясь с увлеченностью, работают над ней до конца достижения результата. Если воспитатель видит, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует.

Однако, если дети рисуют карандашами , то у них быстро устают пальцы из-за еще недостаточно развитой мелкой моторики и в этом случае делать отдых в виде физкультминутки для мышц кистей рук просто необходим. Она также нужна на занятиях по обучению грамоте, развитию элементарных математических представлений , требующих большой усидчивости и внимания детей.

ВИДЫ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

Все физкультминутки условно можно разделить на три группы :

1. Физкультминутки, которые можно проводить на любых занятиях во второй их половине , когда заметно утомление детей, или между разными типами работ, когда нужно переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой с целью повышения эффективности усвоения даваемого на занятии материала и с целью заботы о здоровье дошкольников, укрепления их организма.

К таким физкультминуткам относятся стихи и потешки, включающие в себя упражнения, которые охватывают крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника; легкий бег, ходьба на месте, поскоки, приседания в быстром темпе, наклоны в стороны, махи руками и т.п., сопровождающиеся текстом, как правило, в стихотворной форме. Герои и персонажи таких физкультминуток - мышки, черный кот, хомячок, кузнечик, зайка, медведи петух, аист, жук, ворона; пловцы; деревья и т. п.

2. Физкультминутки, включающие в себя упражнения для мышц кистей рук . Они проводятся с целью отдыха пальцев детей после продолжительного держания ими в руках кисти или карандаша на занятиях по изобразительной деятельности во всех группах детского сада и на занятиях по обучению грамоте в старших группах.

Это упражнения на сгибание и разгибание кистей рук, их отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения и пальцами рук. Это такие физкультминутки как: «Цветки», «Свинки», «Братец, где ты был?», «Пальчики», «Две сестрицы» и другие. Они дают возможность отдохнуть детям, вместе с тем развивают их речь и мелкую моторику.

3. Физкультминутки, которые можно проводить на утренних зарядках с целью: сделать их более интересными, разнообразными, яркими, выразительными и содержательными. Замечено, что дети с большим желанием и увлеченностью делают те же самые знакомые им упражнения, если они проводятся в игровой, стихотворной форме, а не по обычному шаблону.

К этой группе относятся, в основном, такие же упражнения как и к первой, которые охватывают крупные мышечные группы, но в содержании текста физкультминутки идет речь о зарядке, наклонах, потягиваниях и Т.д. Это такие физкультминутки как: «Зарядка», «Буратино», «Солнышко», «Клен», «Ветер», «Паровоз», «Часы», «Мишка косолапый», «Солдатик», «Бабочки», «Веселый мяч», «Прогулка» и другие.

В подборе упражнений и стихов для физкультминутки надо помнить, что это, своего рода, игра и нужно руководствоваться следующими рекомендациями:

1. Перед знакомством с физкультминуткой необходимо обсудить ее содержание, отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению; они должны охватывать в основном крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника. Иногда целесообразно включать ходьбу на месте, поскоки, приседания в быстром темпе. В отдельных случаях, например, если дети долго держали в руках карандаш или кисть, целесообразно включить упражнение для мышц кисти руки: сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения пальцами рук.

3. Выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой в форме физкультминутки.

4. Произносить тексты физкультминуток Воспитатель должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

5. При повторных проведениях физкультминутки дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало или окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.

6. Не ставьте перед детьми сразу несколько сложных задач (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей, особенно младших групп, ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к физкультминутке.

7.Стимулируйте подпевание детей, проговаривание вместе с Вами, «не замечайте», если они по началу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

8.Физкультминутки, также как и другие стихи и игры, побуждают детей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и показывать его творческие достижения другим детям, родителям.

9. Выбрав две или три физкультминутки, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся стихи и упражнения можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.

10. Никогда не принуждайте делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания. Попытайтесь понять, разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте физкультминутку, подобрав подобную.

12. Если видите, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.

ПРИМЕРЫ ФИЗКУЛЬМИНУТОК:

Заяц в лес на новоселье,

Приглашает на веселье.

(Руки на поясе, повороты вправо и влево)

В лес к нему пойдём сейчас,

В гости ждёт сегодня нас.

(Шагаем по кругу)

Ножки топ, топ, топ - мы идём за поворот.

Ручки хлоп, хлоп, хлоп - развесёлый мы народ!

(Хлопаем перед грудью и продолжаем шагать)

Ножки выше поднимаем –

По сугробам мы шагаем.

(Поднимаем высоко колени с продвижением вперед)

Солнцу в небе улыбнись,

(Руки поднимаем вверх, поднимаемся на носочки, улыбаемся)

А деревьям - поклонись.

(Наклониться вперед)

Прыгнем мы через канаву,

(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед)

К зайцу мы идём в дубраву!

(Шагаем по кругу)

Буратино потянулся,

Раз-нагнулся, два-нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратино стой,

Вот он – ключик золотой

Проводится физкультминутка в течение 1-2 мин. Она усиливает обмен веществ в организме, улучшает осанку, повышает внимание. В подборе упражнений для физкультминутки необходимо руководствоваться следующими моментами: упражнения должны в основном охватывать крупные мышечные группы и быть простыми по выполнению. Наиболее целесообразно проводить их, когда появляются первые признаки утомления: нарушается внимание, снижается активность и т.п. Упражнения выполняются сидя и стоя. Каждый комплекс состоит, как правило, из 3-5 упражнений, повторяемых по 4-6 раз. Рекомендуется в комплексах использовать потягивание, полунаклоны и наклоны, прогибания туловища, полуприседы и приседы с различными движениями руками.

Один из комплексов упражнений физкультминутки

И. п. - о.с. 1 - правую руку на пояс; 2 - левую на пояс; 3 - правую руку к плечу; 4 - левую к плечу; 5-8 - то же в обратном порядке.

И. п. - руки за головой. 1 - наклон туловища вправо, руки вверх; 2 - и. п.; 3-4 - то же самое влево.

И. п. - руки к плечам. 1 - резким движением руки вперёд; 2 - наклон туловища назад; 3 - выпрямиться, руки вверх; 4 - и. п.

И. п. - руки на поясе. 1. - поворот туловища направо, правую руку за голову, левую к плечу; 2-й. п.; 3-4 - то же налево со сменой положения рук.

Формы занятий физической культурой

В процессе физического воспитания школьников используются разнообразные формы занятий физической культурой: урок, самостоятельные занятия, походы, соревнования. Организуются они по одной схеме, одинаково: подготовительная (разминка), основная и заключительная части.

Занятия начинаются с разминки, чтобы подготовить организм к предстоящей работе. Разминка бывает общей и специальной. Общая разминка постепенно и разносторонне действует на организм занимающихся. Обычно это ходьба, бег, различные гимнастические упражнения. Специальная разминка позволяет подготовиться к тем упражнениям, которые предстоит выполнять в основной части занятий. Разминка длится около 10 мин. Во время основной части занимающиеся приобретают новые знания и умения или совершенствуют их до уровня навыков. Цель заключительной части - снизить постепенно нагрузки на организм. Помогают сделать это хорошо знакомые упражнения на расслабление.

От соблюдения правил проведения занятий зависит успешность освоения физических упражнений, развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, смелости и других качеств. В тех случаях, когда занятия проводит учитель физической культуры (преподаватель, тренер), они имеют форму урока. Урок по методам организации бывает фронтальным, групповым и индивидуальным. При фронтальном методе одно и то же задание выполняют все занимающиеся одновременно. При групповом каждая группа выполняет своё отдельное задание. При индивидуальном методе каждый обучающийся выполняет самостоятельно своё задание. С целью уплотнения урока иногда применяют так называемую круговую тренировку, в процессе которой занимающиеся, перемещаясь по кругу, выполняют серии заданий по группам.



В последнее время всё более широкое распространение получают самостоятельные занятия физической культурой и спортом. Они подразделяются на утреннюю гигиеническую гимнастику (зарядку), тренировку, выполнение домашнего задания по физической культуре и др. Положительный эффект самостоятельных занятий возможен только при квалифицированной помощи преподавателя или других специалистов физического воспитания.

Соревнование - серьёзное воспитание физических и волевых качеств человека, поэтому форма занятий может быть эффективно использована для решения задач физического и нравственного воспитания (развитие физических и волевых качеств, формирование сознательного поведения и др.) Вместе с тем особенности соревнований заключаются в максимальных физических нагрузках и могут быть рекомендованы только практически здоровым, физически подготовленным людям.

Одной из форм занятий могут считаться массовые самостоятельные игры во дворах, на стадионах, в парках. Они характеризуются широкой самодеятельностью и яркой эмоциональностью. В связи с этим типовая структура занятия в игре выражена слабо, и нет возможности строго регулировать нагрузку.

азработанный комплекс профилактических упражнений для физкультминуток на рабочем месте, в соответствии со школьным «Положением о соревнованиях по организации и проведению физкультурных минуток на уроке», рассчитан на все возрастные группы обучающихся . По наблюдениям педагогов физкультминутки на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления, повышают настроение учащихся, снимают статические мышечные нагрузки. Физкультминутки занимают 3–5 минут, проводятся на уроках под руководством педагогов или физоргов класса. Положительное воздействие физических упражнений выражается и в развитии у обучающихся жизнерадостности, оптимизма, активности, собранности, уверенности в себе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

Учителя физической культуры А.Т.Фирсовой

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ

  1. Исходное положение (и. п.) – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо; 2 – и. п.; 3 – голову наклонить влево; 4 – и. п.; 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 – и. п. Повторить 3–4 раза. Темп медленный.
  2. И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и. п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и. п. Повторить 4–5 раз. Темп медленный.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК

  1. И. п. – стоя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх; 2 – переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3–4 раза. Темп средний.
  2. И. п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3–4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5–6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.
  1. И. п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ТУЛОВИЩА

  1. И. п. – стойка, ноги врозь, руки за голову. 1–3 – круговые движения туловищем в одну сторону; 4–6 – то же в другую сторону; 7–8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4–6 раз. Темп средний.
  2. И. п. – стойка ноги врозь. 1–2 – наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая согнутая – вдоль тела вверх; 3–4 – и. п.; 5–8 – то же в другую сторону. Повторить 5–6 раз. Темп средний.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПИСЬМА

  1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и. п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и. п.; 5 – голову наклонить вперед; 6 – и. п. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
  2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И. п. – сидя, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
  3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И. п. – стойка, ноги врозь, руки на поясе. 1 – повернуть туловище направо; 2 – повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4–6 раз. Темп средний.
  1. Упражнение для мобилизации внимания. И. п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс; 2 – левую руку на пояс; 3 – правую руку на плечо; 4 – левую руку на плечо; 5 – правую руку вверх; 6 – левую руку вверх; 7–8 – хлопки руками над головой; 9 – опустить левую руку на плечо; 10 – правую руку на плечо; 11 – левую руку на пояс; 12 – правую руку на пояс; 13–14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4–6 раз. Темп – 1 раз медленный; 2–3 раза – средний; 3–4 – быстрый; 1–2 – медленный.

Приведём еще несколько примеров упражнений, которые помогают избежать утомления, восстановить силы на уроке. Они достаточно просты и эффективны, для их выполнения не требуется специальное оборудование, и поэтому их можно выполнять в классе в программе физкультминутки.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ

Причиной головных болей часто являются переутомление или непривычная нагрузка на глаза. Данное упражнение является простейшим и должно выработать привычку делать упражнения для глаз регулярно.

  • Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее – глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз – против часовой стрелки.

После выполнения упражнения школьникам полезно напомнить: для ухода за глазами очень важно, чтобы рабочее место было хорошо и правильно освещено. Следует избегать слепящего света. Полезно по нескольку раз в час на несколько секунд прекращать работу и давать глазам отдых, то есть закрывать их ладонями так, чтобы они отдыхали в полной темноте.

Упражнение на корточках облегчает работу сердца, снижает кровяное давление. Выполняется просто: свободно сесть на корточки (ступня полностью на полу), максимально расслабиться, держа на весу голову и руки. Посидеть в этой позе одну минуту. Упражнения для снятия утомления следует выполнять при первых признаках неблагополучия, усталости.

  1. Сложить ладони перед грудью пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и грудь. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10–15 секунд – и стало жарко. Повторить три раза.
  2. Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно – так, чтобы было приятно, 10–15 секунд.
  3. Растереть ладонями уши – вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх–вниз, вперед–назад. При этом «поцокать» языком, как лошадка (15–20 секунд).
  4. «Ворона». Произносить «ка-аа-аа-аар», при этом стараясь поднять как можно выше мягкое нёбо и маленький язычок (6 раз). Затем попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом.
  5. «Колечко». С усилием, направляя кончик языка назад по верхнему нёбу, постараться дотронуться языком до маленького язычка. Попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом. Легче, быстрее, еще быстрее! (10–15 секунд.)
  6. «Лев». Дотянуться языком до подбородка. Еще дальше! (Повторить 6 раз).


Комплекс

физкультминуток


для начальной

школы


Составила Баранова Л.В.

МОУ Кочергинская СОШ № 19
ВВЕДЕНИЕ

Комплекс физкультминуток предназначен для начальных классов. В брошюре представлен разнообразный материал: упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для развития мышц артикуляционного аппарата ребёнка, комплекс упражнений для развития пальцев рук, упражнения для развития зрения, общеразвивающие упражнения. Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово – и лимфообращение застойных участков в организме ребёнка, снять статистическое напряжение, способствуют развитию речи, улучшают мыслительную деятельность, запоминание и внимание ребёнка и восстанавливают работоспособность.

Количество физкультурных минуток должно соответствовать динамике работоспособности детей, учитывать возрастные особенности младшего школьника.

Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения.

Исходное положение (и. п.) – сидя на стуле.

1 – 2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад,

3 – 4 – голову наклонить вперёд, плечи не поднимать.

Гимнастика для глаз

Исходное положение (и.п.) – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. Упражнение закрепляет мышцы век, способствует расслаблению мышц глаз и улучшает кровообращение в них.

Дыхательная гимнастика

«Дудочка» - сесть на стульчик, кисти рук сжать,

как будто в руках дудочка, поднести к губам; сделать медленный выдох с произнесением звука «п - ф -ф - ф - ф». Повторить 4 раза.

Артикуляционная гимнастика.

«Трактор». Воспроизведение звука мотора трактора. Энергично произносить «д-т-д-т», меняя громкость и длительность (произнесение этих звуков укрепляет мышцы языка).

Гимнастика для пальцев.

Руки ладонями вниз на столе лежат. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.

Руки, как глазки,

Закрылись – открылись,

Словно из сказки

Они появились.

Общеразвивающие упражнения.

Солнце глянуло в кроватку,

(Ходьба)

Все мы делаем зарядку.

Надо нам присесть и встать.

(Приседания)

Руки вытянуть пошире.

(Руки в стороны)

Наклониться – три, четыре.

(Наклоны)

И на месте поскакать,

(Подскоки)

Раз – два – три – четыре – пять.

На носок, потом на пятку.

(Ноги вместе; становятся сначала на носки,

затем на пятки)

Все мы делаем зарядку!

(Ходьба)

(И. п.) – руки на поясе.

1 – поворот головы направо,

2 – и. п.

3 – поворот головы налево,

4 – и. п.

Повторить 6 – 8 раз. Темп медленный.

Гимнастика для глаз

И.п. – стоя, смотреть прямо перед собой 2-3 сек., поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек., опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнения снижают утомление, облегчая зрительную работу на близком расстоянии.

Дыхательная гимнастика

«Часики» - стать прямо, ноги слегка расставить («машина между ног проедет»), руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 6-7 раз.

Артикуляционная гимнастика.

«Стрельба». Представить, что мы на стрельбище, стреляем из воображаемого пистолета. Высунув язык, энергично произнести «к-г-к-г» (укрепляются мышцы полости глотки).

Гимнастика для пальцев.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

(Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнения несколько раз)
Общеразвивающие упражнения.

Чтоб совсем проснуться,

Надо потянуться.

(Сидя на стуле потягиваются)

Раз - подняться, потянуться

(Движения соответствуют тексту)

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть и семь – присесть и встать.

Восемь – можно день начать.

(Ходьба)
Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения

2 – и. п.

3 – 4 то же правой рукой,

4 – и. п.

Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.

Гимнастика для глаз

И.п. – стоя. Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближаться им к глазам, пока палец не начнет «двоиться». Повторить 6-8 раз. Упражнение облегчает работу на близком расстоянии.

Дыхательная гимнастика

«Петушок» - стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить; поднять руки в
стороны (вдохнуть), а затем похлопать ими по бедрам со словом «ку-ка-ре-ку» (выдох).
Повторить 4 раза;

Артикуляционная гимнастика.

«Фейерверк». Представить, как мы в новогоднюю ночь стреляем из хлопушки и фейерверк разноцветных огней рассыпается в добавление к праздничному салюту. Энергично произнести «п-б-п-б» (произнесение этих звуков укрепляет мышцы губ).

Гимнастика для пальцев.

Две весёлые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

(Дети сжимают руки в кулачки и кладут их парту пальцами вниз. резко распрямляют пальцы и кладут ладони на парту. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.)
Общеразвивающие упражнения.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы топаем ногами: Топ – топ – топ.

Мы руки опускаем: хлоп – хлоп – хлоп.

Мы руки разведём

И побежим кругом.

Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения

(И. п.) – стоя или сидя, руки на поясе.

1 – махом левую руку занести через левое плечо, голову повернуть налево

2 – и. п.

3 – 4 то же правой рукой,

4 – и. п.

Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.

Гимнастика для глаз

Дыхательная гимнастика

Повторить 4 раза;

Артикуляционная гимнастика.

«Гудок парохода».

Гимнастика для пальцев.

Две сестрички, две руки.

(Встряхивание кистями рук)

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки –

Левая и правая,

Воду, реки и моря

Загребают плавая.

Общеразвивающие упражнения.

Мы сейчас все дружно встанем

(Движения в соответствии с текстом)

Отдыхать, как зайки, станем…

Вправо, влево повернись,

Наклонись и подтянись.

Лапки вверх и лапки вбок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы, мои зайчишки!

2 – переменить положение рук

темп средний.

Гимнастика для глаз

И.п.- руки на поясе, 1 - наклон вперед, посмотреть на доску, 2 - выпрямиться, сделать 5 быстрых миганий

3 - наклон назад посмотреть вверх

4 - вернуться в и.п.

Дыхательная гимнастика «Гуси» - медленно ходить по комнате.

На вдох поднимать руки в стороны,

на выдох - опускать вниз с произнесением длительного звука «г-у-у-у- у»
Артикуляционная гимнастика.

Несколько раз зевнуть и потянуться (зевание стимулирует не только гортанно- глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга,

Гимнастика для пальцев.

Средний вытянули палец

И немного покачали –

Вправо – влево, вверх – вниз.

А теперь, дружок, согнись!

(Дети сжимают правую руку в кулачок и вытягивают средний палец. Потом качают им вправо – влево, вверх – вниз и сгибают – разгибают несколько раз. Затем то же левой рукой)

Общеразвивающие упражнения.

Динь – динь, динь – день,

Начинаем новый день. (Шагаем на месте)

Дили, дили, дили, дили,

Колокольчики будили

Всех зайчат, всех ежат,

(Руки на поясе, повороты влево – вправо)

И воробышек проснулся, (Прыжки на месте)

И зайчонок встрепенулся. (Приседания)

На зарядку, кто вприпрыжку

(Прыжки с ноги на ногу)

Кто вприсядочку, (Приседания)

Через поле напрямик (Бег на месте)

Прыг – прыг – прыг- прыг (Прыжки на месте)

Гимнастика для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

(И. п.) – сидя, руки на поясе.

1 – правую руку вперёд, левую вверх

2 – переменить положение рук

Повторить 3 – 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд.

темп средний.

Гимнастика для глаз

И.п. - основная стойка.

1 - посмотреть на правый верхний угол доски,

2 - перевести взор на левый -верхний угол.

3 - на правый верхний угол,

4 - на левый. 20 раз.

Дыхательная гимнастика

«Лягушонок». И. п. - стоя, ноги вместе. Представить, как лягушонок делает быстрые, резкие прыжки, в перерыве квакая.

Слегка присесть, вздохнув, оттолкнуться и сделать прыжок двумя ногами с продвижением вперед. На выдохе протяжно произнести «к-в-а-а-к».

Артикуляционная гимнастика.

Кашку манную мы ели

(Растянуть губы в улыбке)

И добавки захотели.

(Произносить: «ням - ням – ням…»

Хобот вытянул слонёнок,

(Вытянуть губы вперёд, длительно произнести «ууууу…»

Плачет великан – ребёнок.

(Имитировать плач ребёнка)

Гимнастика для пальцев.

Опираемся на пальцы.

пальцам надо постараться.

Начинаем: раз, два, три –

Держат нас богатыри.

(Ставят на парту подушечки больших пальцев и нажимают ими на парту, переносят на них часть своего веса. Повторить 3 – 4 раза)

Общеразвивающие упражнения.

Утром встал гусак на лапки,

(Потянулись, руки вверх)

Приготовился к зарядке.

(Рывки рук перед грудью)

Повернулся влево, вправо.

(Повороты влево – вправо)

Приседанье сделал справно,

(Приседания)

Клювиком почистил пух.

(Наклоны головы влево – вправо)

Поскорей за парту – плюх!

(Присели)
Гимнастика для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

(И. п.) – сидя, руки на поясе.

1 – 2 – свести локти вперёд

Повторить 6 – 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

Гимнастика для глаз

И.п. - руки на поясе, наклон туловища вправо, посмотреть влево, наклон туловища вперед, выпрямиться, наклон туловища влево, посмотреть вправо, вернутся в и.п.

Дыхательная гимнастика

«Аист». И. п. - основная стойка. На выдохе поднять руки в стороны, ногу, согнутую в колене, гордо вынести вперед, зафиксировать состояние. Сделать на выдохе шаг, опустить ногу и руки, произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).

Артикуляционная гимнастика.

Бобик с мясом съел картошку.

Вылизал большую плошку.

(Имитировать вылизывание плошки языком. Выполнять в течение 10 – 15 минут.)
Гимнастика для пальцев.

Идёт по парте человек,

Переставляет ножки (Сжимают правую руку в кулачок, затем разгибают указательный и средний пальцы и как будто идут ими по парте)

А если ножки смотрят вверх,

Что получилось? Рожки.

(Поднимают эти пальцы вверх. То же левой рукой)

Общеразвивающие упражнения.

Мы листики осенние, (Присесть)

На ветках мы сидим.

Сидим, сидим и ветра ждём:

Когда же полетим?

Дунул ветер – полетели…9Машут руками)

Мы летели, мы летели (Кружатся)

И на землю тихо сели. (Присесть)

Ветер снова набежал (Руки вверх)

И листочки все поднял. (Потянуться»

Закружились, полетели (Кружатся на месте)

И на землю снова сели. (Присесть)

Гимнастика для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

(И. п.) – сидя, руки вверх.

1 – сжать кисти в кулак.

2 – разжать кисти.

Повторить 6 – 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Гимнастика для глаз

И.п. - стать лицом к окну. Держать карандаш в вытянутой руке, смотреть вперед в окно на дальние дома, деревья. Перевести взор нa руку, снова вдаль. Сделать 16 раз.

Дыхательная гимнастика

«Большой и маленький».

И. п. - основная стойка. На вдохе подняться на носки,тянуть поднятые руки вверх. Зафиксировать на несколько секунд это положение («Какой я большой»). На выдохе опуститься в и. п. и со звуком «у-х-х» присесть, обхватив голени и прижав к коленям голову («Какой я маленький»).
Артикуляционная гимнастика.

Широко разинув рот,

Зевает толстый бегемот.

А весёлая мартышка,

Губы сжав,

Читает книжку.

(Рот широко раскрыть. Вдох через рот: Имитация зевоты. Затем плотно сжать губы. Чередовать упражнения)

Гимнастика для пальцев.

Вот помощники мои, (Смотрим на ладони)

Их как хочешь поверни:

И вот этак, и вот так, (Потираем руками)

Не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши)

Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)

Общеразвивающие упражнения.

Мы за партами сидели. (Поднимаемся)

На учителя глядели,

А теперь мы тихо встанем

И зарядку делать станем.

Раз, два, три, четыре, пять. (Ходьба)

Надо косточки размять.

Мы попрыгаем немножко (Прыжки)

И покрутимся волчком. (Кружатся)

Глянем весело в окошко, (Глядим в окошко)

На другой урок пойдём. (Ходьба)

Гимнастика для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

(И. п.) – стойка ноги врозь, руки за голову.

1 – резко повернуть направо.

2 – резко повернуть налево.

Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.

Гимнастика для глаз

И.п. - ноги имейте, руки за голову в замок, локти вперед,

1 - 2. Отводя локти назад, выпрямить туловище, прогнуться вперед, зажмурить с силой веки глаз.

3 - 4. Вернуться в и.п. 6 раз

Дыхательная гимнастика

«Насос». И. п. - основная стойка. Сделав вдох, резко наклониться на выдохе, 2-3 раза в одну сторону, скользя по ноге двумя руками, произносить звук «с-с-с» (по 6-8 раз в каждую сторону).

Артикуляционная гимнастика.

Ловко кисточкой забор

Красят Петя и Егор.

(Приоткрыть рот и кончиком языка «покрасить» верхние зубы. Совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх.)

Гимнастика для пальцев.

На двери висит замок. (Соединение пальцев в замок)

Кто его открыть бы смог?

Потянули… (Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны.)

Покрутили… (Выполняются волнообразные движения кистями рук)

Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друг о дружку)

И открыли! (Пальцы расцепились)

Общеразвивающие упражнения.

В гости к Федосье

Матрёна пришла. (Шагаем на месте)

К чаю пришла, (Руки в стороны - на пояс)

Лимон принесла (Хлопок перед грудью)

Пейте, Матрёна, (Прыжки на месте)

С лимончиком, (Присели)

Пейте, Лимона, (Прыжки на месте)

С матрёнчиком! (Присели)

А Федосья растерялясь

(Руки на пояс – наклоны влево и вправо)

И заторопилась, (Руки на пояс - повороты туловища влево и вправо)

А Федосья растерялась (Присели)

И заговорилась.

(Прыжок на месте – хлопок над головой)

Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения

(И. п.) – стоя или сидя, руки на поясе.

1 – махом левую руку занести через левое плечо, голову повернуть налево

2 – и. п.

3 – 4 то же правой рукой,

4 – и. п.

Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.

Гимнастика для глаз

И.п. – стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить за ним. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаза горизонтального действия и совершенствует их координацию.

Дыхательная гимнастика

«Каша кипит» - сесть на стул; одну руку положить на живот, другую - на грудь.
Втянуть живот и набрать воздух в грудь (вдох), опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить

живот (выдох); при выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф».

Повторить 4 раза;

Артикуляционная гимнастика.

«Гудок парохода». Через нос с шумом набрать воздух, задержать дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдохнуть через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у-у-у» (выдох удлинённый).

Гимнастика для пальцев.

Две сестрички, две руки.

(Встряхивание кистями рук)

Рубят, строят, роют,

(Движения выполнять в соответствии с текстом)

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки –

Левая и правая,

Воду, реки и моря

Загребают плавая.

Общеразвивающие упражнения.

Мы сейчас все дружно встанем

(Движения в соответствии с текстом)

Отдыхать, как зайки, станем…

Вправо, влево повернись,

Наклонись и подтянись.

Лапки вверх и лапки вбок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы, мои зайчишки!

Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения

(И. п.) – стоя прямо.

1 – наклониться низко, руки почти касаются пола

2 – качать 10 раз из стороны в сторону и вперёд и назад.

Гимнастика для глаз

Упражнение "Ромбик".

Медленно нарисовать в воздухе ромб, стоящий острым углом вниз по вертикали. Делать 10 - 15 рисунков,

Дыхательная гимнастика

«Петушок». И. п. - основная стойка. На вдохе подняться на носки, потянуть вперед гордо поднятую голову, руки поднять в стороны и отвести назад. На выдохе, хлопая себя руками по бедрам, прокричать «ку-ка-ре-ку» (5-6 раз).

Артикуляционная гимнастика.

Кормит ласточка птенцов –

(Опускать и поднимать нижнюю челюсть. Выполнять упражнение 5 – 7 раз)
Гимнастика для пальцев.

Наши пальчики, как ноги.

Побежали по дороге.

Очень быстро мы бежали,

Но споткнулись и упали.

(Соединяем большой палец правой руки с указательным левой руки. Затем – большой палец левой руки с указательным правой и т. д.)

Общеразвивающие упражнения.

По дорожке, по дорожке

(Подскоки на правой ноге)

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

(Подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

(Бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

(Прыжки на обеих ногах»

Стоп!

(Присели)

Немного отдохнём

И домой пешком пойдём.

(Ходьба на месте: руки в стороны, вверх, вниз, выдох)

Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения

Скрестив пальцы на затылке, поднять голову, смотреть вверх, руками стараться согнуть шею. Одновременно напрягая мышцы шеи, стараться препятствовать этому движению.

Гимнастика для глаз

И.п. - правая рука вперед /"жест "отлично"/. 1 - посмотреть на большой палец, 2 - на доску, 3 -. на палец, 4 - на доску; - 6 раз.

Дыхательная гимнастика

Веселая пчелка». Вдох свободный. На выдохе произносится звук «з-з-з». Представить, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. (Учить детей направлять внимание на определенный участок тела.)

Артикуляционная гимнастика.

Ветер дул на одуванчик-

Разлетелся сарафанчик.

(Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке. Повторить 4 – 6 раз)

Гимнастика для пальцев.

Средний палец – самый длинный.

Разогнул свою он спину,

В полный вытянутый рост –

Будет через речку мост.

(Дети ставят подушечку среднего пальца правой руки на край парты и отпускают руку как можно ниже, растягивая палец. То же с левой рукой. повторить 3 – 4 раза)

Общеразвивающие упражнения.

Вышла мышка как – то раз

(Ходьба на месте)

Поглядеть, который час

(Повороты влево, вправо)

Раз, два, три, четыре,

(Хлопки над головой в ладоши)

Мышки дёрнули за гири

(Руки вверх и приседание с отпусканием рук)

Вдруг раздался страшный звон

(Хлопки перед собой)

Убежали мышки (Бег на месте)

Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения

Двумя пальцами сделать массаж ушных раковин вверх – вниз 15 раз. Затем закрыть уши ладонями, сблизив кончики пальцев на затылке, слегка постукивая по затылку.

Гимнастика для глаз

И.п. - руки на парте, голова слегка опущена.

Сделать 10 быстрых миганий, затем одно сильное и медленное, 5 раз

Дыхательная гимнастика

«Погреемся». И. п. - стоя, ноги вместе, руки в стороны. Ребенок быстро скрещивает руки перед грудью, хлопает ладонями по плечам, произнося: «у-х-х! у-х-х!» Возвращается в и. п. (8-10 раз).
Артикуляционная гимнастика.

Стучат колёса: т – т – т – т

В вагоне едем я и ты.

(Улыбнуться, приоткрыть рот, стучать кончиком языка по нёбу за верхними зубами, произнося «тттттттт…»

Выполнять упражнение в течение 10 – 15 секунд.

Гимнастика для пальцев.

Вот и встретилась семья.

Рад тебя увидеть я.

Всех мы в гости пригласили,

Всех здороваться учили.

В знак приветствия кивать

Может пальчик номер «пять»,

Безымянный может ниже,

Средний – силой не обижен,

Этот – знает всё на свете,

А вот этот любят дети!

(Руки на уровне груди, пальцы вверх, ладони смотрят друг на друга. На каждую строчку – «кивание» одного пальца 2 – 4 раза.
Общеразвивающие упражнения.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

(Ходьба на месте)

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать.

(Ходьба)

Руки поднимать.

(Руки вверх)

Приседать и вставать.

(Приседать 4 – 6 раз)

Прыгать и скакать.

(10 прыжков)

Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения

1 – 2 – голову назад

3 – 4 – голову вперёд

5 – 6 – голову в исходное положение.
Гимнастика для глаз

Упражнение "восьмерка" довольно сложное по характеру движения. Выполняется медленно, рисуется восьмерка, лежащая на боку. Данное упражнение выполняется по кругу.

Дыхательная гимнастика

«Каша кипит» - сесть на стул; одну руку положить на живот, другую - на грудь.
Втянуть живот и набрать воздух в грудь (вдох), опустить грудь (выдыхая воздух) и
выпятить живот (выдох); при выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф».

Повторить 4 раза;

Артикуляционная гимнастика.

Кашку манную мы ели

И добавки захотели.

Хобот вытянул слонёнок,

Плачет великан – ребёнок.

(Растянуть губы в улыбке. Произносить: «ням – ням – ням… Затем вытянуть губы вперёд, длительно произнести «ууууууу…»)

Гимнастика для пальцев.

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули.

(Пластиковые крышки надеваем на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь»)

И пошли по переулку

На весёлую прогулку.

(Смена рук)

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

(Смена рук)

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

Общеразвивающие упражнения.

Руки ставим мы вразлёт: (Руки в стороны)

Появился самолёт. («Полетели», как самолёты)

Мах крылом туда – сюда,

(Наклоны влево – вправо)

Делай «раз» и делай «два».

(Повороты влево – вправо)

Руки в стороны держите, (Руки в стороны)

Друг на друга посмотрите.

(Повороты влево – вправо)

Опустили руки вниз.

(Опустили руки)

И на место все садитесь!

(Сели на места)

Список используемой литературы.

1. Аветисов Э.С. и др. Физкультура при близорукости. – М.: Знание, 1985. – 64с.

2. Ковалев В.А. Развитие зрительных способностей дошкольников и младших школьников средствами физической культуры. Методические рекомендации. – Сосновоборск, 1990. – 17с.

3. Лёвина С.А., Тукачёва С.И. Физкульминутки. – Волгоград: Учитель, 2006. – 76 с. 4. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 58 с.

5. Крупенчук О.И.. Пальчиковые игры – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. – 32 с.